Основные органы артикуляции. Речевой аппарат и основные органы речи

Знание строения и функциональной организации речевой деятельности позволяет представлять сложный механизм речи в норме, анализировать речевые патологии и правильно определять пути коррекционного воздействия. Речь является одной из высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой ведущая роль принадлежит головному мозгу. Основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, расположенные в различных областях центральной нервной системы, на различных уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь - это совершенная форма общения, которой обладает только человек. В процессе коммуникации люди обмениваются мыслями, воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка.

Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Отбираются необходимые для выражения мысли слова, связываются по правилам грамматики языка и произносятся путем артикуляции речевых органов. Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными, автоматическими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Говорящий следит только за ходом мысли, а не тем, какое положение занимает язык во рту. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

Речь развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. Височные извилины являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Поэтому мы можем воспринимать чужую речь. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга. От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка. Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного. Дыхательный отдел - это грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее вдоха, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании. Голосовой отдел - гортань и находящиеся в ней голосовые складки. Артикуляция - это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

Органы речевой артикуляции - органы, которые обеспечивают движение ротовой полости. Уклад (артикуляционный) - положение, которое органы занимают (принимают) при движении. Значение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама ротовая полость. Именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, обеспечивая возникновение фонем. Здесь же, в ротовой полости, образуются звуки нового качества - шумы, из которых впоследствии формируется членораздельная речь. Способность дифференцировать голос в определенные фонемы происходит потому, что органы ротовой полости и образующие ротовую полость структуры находятся в движении. Это приводит к изменению размера и формы ротовой полости, к образованию определенных затворов, которые замыкают или сужают ротовую полость. При замыкании поток воздуха задерживается, потом с шумом прорывается через этот затвор. Это способствует возникновению одних определенных звуков речи. При суживании возникает достаточно длительный шум, происходящий в результате трения воздушного потока о стенки суженной полости. Это вызывает возникновение другого рода речевых звуков.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. В анатомическом соотношении рот делится на две части: преддверие рта и собственно полость рта. Преддверие рта представляет собой щелевидное пространство, ограниченное снаружи губами и щеками, изнутри - зубами и альвеолярными отростками челюстей.

В толще губ и щек заложены мимические мышцы; снаружи они покрыты кожей, а со стороны преддверия полости рта - слизистой оболочкой. Слизистая оболочка губ и щек переходит на альвеолярные отростки челюстей, при этом на серединной линии образуются складки - уздечки верхней и нижней губы. На альвеолярных отростках челюстей слизистая оболочка плотно сращена с надкостницей и называется десной. Собственно полость рта ограничена сверху твердым и мягким небом, снизу - диафрагмой рта, спереди и с боков - зубами и альвеолярными отростками, я сзади через зев сообщается с глоткой. Губы представляют собой подвижное образование. Они образованы круговой мышцей рта, которая обеспечивает определенное состояние ротовой полости (открытое, закрытое) и обеспечивает способность удовлетворить потребность в пище (сосание).

Губы в своем составе имеют еще несколько мышц - это квадратная мышца нижней губы, подбородочная мышца, резцовая мышца, треугольная, квадратная мышца верхней губы, скуловая мышца (собачья), мышцы, поднимающие верхнюю губу и угол рта. Эти мышцы обеспечивают подвижность круговой мышцы - они одним концом прикрепляются к кости лица черепа, а другим концом они вплетаются а определенном месте в круговую мышцу рта. Не образуя основу губ, они обеспечивают подвижность губ в разном направлении. Губы являются специальным затвором определенной группы звуков, активно участвуют в артикуляции других звуков, которым соответствует тот или иной уклад языка. Очертания губ также обеспечивают артикуляцию. Губы способствуют изменению размера и формы преддверия рта, тем самым оказывая влияние на резонирование всей ротовой полости. Большое значение в речевой деятельности имеет шейная мышца (мышца трубачей). Являясь достаточно мощным образованием, замыкающим ротовую полость по бокам, она играет достаточную роль в артикуляции звуков. Она образует определенный уклад совместно с круговой мышцей рта для произнесения некоторых звуков, изменяет величину и форму ротовой полости, обеспечивая изменение резонанса при артикуляции.

Щеки являются мышечным образованием. Щечная мышца покрыта снаружи кожей, а изнутри - слизистой оболочкой, являющейся продолжением слизистой оболочки губ. Слизистая оболочка покрывает изнутри всю полость рта, за исключением зубов. К системе мышц, изменяющих форму ротового отверстия, следует отнести также группу жевательных мышц. К ним относятся жевательная мышца, височная мышца, внутренняя и наружная крыловидные мышцы. Жевательная мышца и височная мышца поднимают нижнюю челюсть.

Крыловидные мышцы, сокращаясь одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед. При сокращении этих мышц на одной стороне челюсть движется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открывании рта происходит главным образом в силу ее собственной тяжести (жевательные мышцы при этом расслаблены) и отчасти вследствие сокращения шейных мышц. Мышцы губ и щек управляются лицевым нервом. Жевательные мышцы получают команды от двигательного корешка тройничного нерва. К органам артикуляции относится также и твердое небо.

Твердое небо - это костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости и являющаяся одновременно крышей полости рта и дном носовой полости. В передней своей части твердое небо образуется небными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем отделе - горизонтальными пластинками небных костей. Слизистая оболочка, покрывающая твердое небо, плотно сращена с надкостницей. По средней линии твердого неба виден костный шов. По своей форме твердое небо представляет собой выпуклый кверху свод. Размер небного свода у разных людей значительно различается.

В поперечном сечении он может быть более высоким и узким или более плоским и широким, а в продольном направлении небный свод может быть куполообразным, пологим или крутым. Твердое небо является пассивным компонентом язычно-небного затвора. Конфигурация твердого неба отмечается многообразием. Существует определенная классификация твердого неба. В горизонтальном сечении различают три формы неба: овальная форма, притупленный овал и заостренный овал яйцевидной формы. Для речевой артикуляции особенно существенна кривизна небного свода в сагиттальном направлении. При различных формах свода существуют определенные методики формирования различных укладов.

Мягкое небо - это образование, служащее продолжением твердого неба, образованного костями. Мягкое небо представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской. При расслаблении небных мышц небная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается наверх и назад. В середине небной занавески имеется удлиненный отросток - язычок. Мягкое небо находится на границе ротовой полости и глотки и служит вторым язычковым затвором. По своей структуре мягкое небо представляет собой эластичную мышечную пластинку, которая очень подвижна и при определенных условиях может закрывать вход в носоглотку, поднимаясь наверх и назад и открывая ее. Это регулирует величину и направление воздушного потока из гортани, направляя этот поток либо через носовую полость, либо через ротовую полость, при этом голос звучит по-разному. Когда мягкое небо опущено - воздух попадает в носовую полость, голос звучит приглушенно. Когда мягкое небо поднято - оно соприкасается со стенками глотки и обеспечивает отключение звукообразования из носовой полости, резонируют только ротовая полость, полость глотки и верхняя часть гортани.

Язык - это массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Различают кончик и передний край языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Это деление носит чисто функциональный характер, и никаких анатомических границ между указанными тремя частями не имеется. Большинство мышц, составляющих массу языка, имеет продольное направление - от корня языка к его кончику. Вдоль всего языка по средней линии проходит волокнистая перегородка языка. Она сращена с внутренней поверхностью слизистой оболочки спинки языка.

Мышцы языка делят на две группы. Мышцы одной группы начинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней поверхности слизистой оболочки языка. Мышцы другой группы обоими своими концами прикрепляются к различным участкам слизистой оболочки. Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого, при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. К первой группе мышц языка относятся подбородочна-язычная мышца, подъязычно-язычная мышца, шило-язычная мышца. Во вторую группу мышц языка входят верхняя продольная мышца языка, расположенная под слизистой оболочкой спинки языка, нижняя продольная мышца языка, представляющая собой длинный узкий пучок, располагающийся под слизистой оболочкой нижней поверхности языка, поперечная мышца языка, состоящая из нескольких пучков, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки бокового края языка. Сложно переплетенная система мышц языка и разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и напряжение языка, что играет большую роль в процессе произношения звуков речи, а также в процессах жевания и глотания.

Дно полости рта образуется мышечно-перепончатой стенкой, идущей от края нижней челюсти к подъязычной кости. Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует на средней линии складку - уздечку языка. Подъязычная кость выполняет активную роль в процессе моторики языка. Она располагается по средней линии шеи, чуть ниже и сзади от подбородка. Эта кость служит местом прикрепления не только скелетных мышц языка, но и мышц, которые образуют диафрагму или нижнюю стенку ротовой полости. Подъязычная кость вместе с мышечными образованиями обеспечивают изменение ротовой полости по ее форме и величине, а значит, принимают участие в резонаторной функции.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам, которые расположены во всей надставной трубе. Надставная труба - это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость. У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных полости глотки и рта связанны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку - надставную трубу, которая благодаря своему строению может меняться по объему и форме. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения надставной трубы и создают явление резонанса.

В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие - заглушаются. Возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука «а» ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука «и», наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется. Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом, носовом). Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани). Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные. Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата. Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы.

Артикуляторная программа реализуются в исполнительной части речедвигательного анализатора. В дыхательной, фонаторной и резонаторной системах. Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируются устная (или экспрессивная) речь. Подведем краткий итог о функциях разных составляющих речевого аппарата в артикуляции звуков. Особенность надставной трубы голосового аппарата человека состоит в том, что она не только усиливает голос и придает ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи.

Одни части надставной трубы (полость носа, твердое небо, задняя стенка глотки) неподвижны и называются пассивными органами произношения. Другие части (нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо) - подвижны и называются активными органами произношения. При движениях нижней челюсти происходит открывание или закрывание рта.

Разнообразные движения языка и губ изменяют форму полости рта, образуют в разных местах ротовой полости смычки или щели. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает вход в нос, опускаясь -- открывает его. Деятельность активных органов произношения, которая называется артикуляцией, и обеспечивает образование звуков речи, т. е. фонем. Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции. Рассмотрим особенности артикуляции гласных звуков. Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспринимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Звук голоса, как было сказано, состоит из основного тона и целого ряда добавочных тонов - обертонов.

В надставной трубе происходит усиление не только основного тона, но и обертонов, причем не все обертоны усиливаются одинаково: в зависимости от формы резонирующих полостей, главным образом полости рта и отчасти глотки, одни области частот усиливаются больше, другие - меньше, а некоторые частоты и вовсе не усиливаются. Эти усиленные области частот, или форманты, и характеризуют акустические особенности различных гласных. Каждому гласному звуку соответствует особое расположение активных органов произношения - языка, губ, мягкого неба. Благодаря этому один и тот же звук, возникший в гортани, приобретает в надставной трубе, главным образом в полости рта, характерную для того или иного гласного окраску.

В том, что особенности звучания гласных зависят не от звука, возникшего в гортани, а только от колебаний воздуха в соответственно установленной ротовой полости, можно убедиться путем простых опытов. Если придать полости рта ту форму, которую она принимает при произнесении того или иного гласного, например «а», «о» или «у», и в это время пропускать мимо рта струю воздуха из мехов или щелкать пальцем по щеке, то можно ясно услышать своеобразное звучание, вполне отчетливо напоминающее соответственный гласный звук. Форма полостей рта и глотки, характерная для каждого гласного, зависит в основном от положения языка и губ. Движения языка вперед и назад, большее или меньшее его поднятие к определенной части неба изменяют объем и форму резонирующей полости. Губы, вытягиваясь вперед и округляясь, образуют отверстие резонатора и удлиняют резонирующую полость.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: 1) участия или неучастия губ; 2) степени подъема языка и 3) места подъема языка. Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения. В одних случаях органы произношения образуют полное смыкание, которое с силой разрывается струей выдыхаемого воздуха.

В момент этого разрыва (или взрыва) получается шум. Так образуются смычные, или взрывные, согласные. В других случаях активный орган произношения лишь приближается к пассивному, так что между ними образуется узкая щель. В этих случаях шум возникает в результате трения воздушной струи о края щели. Так образуются щелевые согласные. Если органы произношения, образовавшие полную смычку, размыкаются не мгновенно, путем взрыва, а путем перехода смыкания в щель, то возникает сложная артикуляция со смычным началом и щелевым концом. Такая артикуляция характерна для образования смычно-щелевых (слитных) согласных, или аффрикат. Воздушная струя, преодолевая сопротивление преграждающего ей путь органа произношения, может привести его в состояние вибрации (дрожания), в результате чего возникает своеобразный прерывистый звук. Так образуются дрожащие согласные, или вибранты. При наличии полного смыкания в одном месте надставной трубы (например, между губами или между языком и зубами) в другом ее месте (например, по бокам от языка или позади опущенного мягкого неба) может оставаться свободный проход для воздушной струи.

В этих случаях шума почти не возникает, но звук голоса приобретает характерный тембр и заметно приглушается. Согласные, образующиеся при такой артикуляции, носят название смычно-проходных. В зависимости от того, куда направляется воздушная струя -- в полость носа или в полость рта, смычно-проходные согласные подразделяются на носовые и ротовые. Особенности характерного для согласных шума зависят не только от способа его образования, но и от места возникновения. Как шум взрыва, так и шум трения может возникать в разных местах надставной трубы. В одних случаях активным органом произношения, образующим смычку или щель, является нижняя губа, и возникающие при этом согласные носят название губных. В других случаях активным органом произношения является язык, и тогда согласные называются язычными. При образовании большинства согласных к основному способу артикуляции (смычке, сужению, вибрации) может присоединяться дополнительная артикуляция в виде подъема средней части спинки языка к твердому небу, или так называемой палатализации, акустическим результатом палатализации согласных является их смягчение.

В основе классификации согласных лежат следующие признаки: 1) участие шума и голоса; 2) способ артикуляции; 3) место артикуляции; 4) отсутствие или наличие палатализации, иначе говоря - твердость или мягкость. Согласные, образуемые при помощи голоса и при слабо выраженном шуме, называют сонорными. Сонорные согласные противопоставляются всем остальным согласным, которые называют шумными. В отличие от сонорных они образуются с участием достаточно сильных и ясно различаемых шумов. Шумные согласные делятся на две группы. Одна группа - согласные, образуемые без участия голоса, при помощи одного лишь шума. Они называются глухими. При их произнесении голосовая щель раскрыта, голосовые связки не колеблются.

Другая группа - согласные, образуемые при помощи шума и в сопровождении голоса. Они называются звонкими. Большинство шумных согласных составляет пары глухих и звонких. По способу артикуляции, т.е. по способу образования преграды между активными и пассивными органами произношения, согласные делятся на пять групп. Шумные согласные образуют три группы. Первая - смычные, или взрывные. Вторая - щелевые (проторные), или фрикативные.Третья - смычно-щелевые (слитные), или аффрикаты. Сонорные согласные по способу артикуляции делятся на две группы: смычно-проходные и дрожащие, или вибранты. По месту артикуляции согласные прежде всего делятся на две группы в зависимости от активного органа произношения, участвующего в их образовании, а именно на губные и язычные. Губные согласные, в свою очередь, делятся на две группы в зависимости от пассивного органа, относительно которого артикулирует нижняя губа: губно-губные и губно-зубные.

Язычные согласные в зависимости от пассивного органа, по отношению к которому артикулирует язык, делятся на пять групп: язычно-зубные, язычно-альвеолярные, язычно-передненебные, язычно-средненебные, язычно-задненебные. Палатализованные согласные (т. е. согласные, образуемые при помощи описанной выше дополнительной артикуляции, заключающейся в поднятии средней части спинки языка к твердому небу) называют мягкими в отличие от непалатализованных, или твердых согласных. Большинство согласных составляют пары твердых и мягких.

Речевой аппарат представлен системой взаимосвязанных органов, отвечающих за производство звуков и построение речи. Это система, благодаря которой люди могут общаться посредством речи. Состоит она из нескольких отделов и разных элементов человеческого организма, неразрывно связанных между собой.

Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.

Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.

Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.

Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.

Строение речевого аппарата человека:

  • Носоглотка
  • Твёрдое небо и мягкое небо.
  • Губы.
  • Язык.
  • Резцы.
  • Область глотки.
  • Гортань, надгортанник.
  • Трахея.
  • Бронх с правой стороны и легкое.
  • Диафрагма.
  • Позвоночник.
  • Пищевод.

Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.

Периферический отдел: его строение и функционирование

Периферический речевой аппарат образуется тремя отделами. К первому отделу относятся дыхательные органы, которые играют основную роль в произношении звуков при выдохе. Этот отдел подает струи воздуха, без которых невозможно создать звук. Потоки воздуха при выходе выполняют две важные функции:

  • Голосообразующую.
  • Артикуляционную.

При нарушениях речевого дыхания искажаются и звуки.

Второй отдел состоит из пассивных органов речи человека, оказывающих основное воздействие на техническую составляющую речи. Они придают речи определенную окраску и силу, создавая характерные звуки. Это голосовой отдел, отвечающий за характерные черты речи человека:

  • Силу;
  • Тембр;
  • Высоту.

При сокращении голосовых связок поток воздуха на выходе преобразуется в колебание воздушных частиц. Именно эти пульсации, переданные во внешнюю воздушную среду, слышимы, как голос. Сила голоса зависит от интенсивности сокращений голосовых связок, которая регулируется воздушным потоком. Тембр зависит от формы вибраций колебания, а высота от силы давления на голосовые связки.

К третьему отделу относятся активные органы речи, непосредственно производящие звук и выполняющие основную работу при его образовании. Этот отдел играет роль создателя звуков.

Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

  • Область губ;
  • Составляющие языка;
  • Мягкое и твердое небо;
  • Челюстной отдел;
  • Гортанная область;
  • Голосовые складки;
  • Носоглотку;
  • Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

  • Главный элемент артикуляционного аппарата - язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

  • Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
  • Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
  • Твёрдое небо - это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
  • От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка - это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Центральный аппарат и его строение

Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:

  • Мозговая кора (в основном левая ее часть).
  • Узлы под корой.
  • Ядра нервов и ствола.
  • Пути, проводящие сигналы.

Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.

Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.

От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.

С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:

  • Путей центростремительных.
  • Путей центробежных.

Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.

Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.

Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.

Общая схема строения речевой сенсорной системы.

В общую схему строения речевой сенсорной системы входят три отдела: периферический, проводниковый и центральный отделы.

Периферический аппарат (исполнительный) включает три отдела: дыхательный, голосовой, артикуляционный. Его основная функция – воспроизводящая.

Дыхательный отдел состоит из грудной клетки и легких. Речевая деятельность тесно связана с дыхательной функцией. Речь осуществляется на фазе выдоха. Воздушная струя выполняет как голосообразующую, так и артикуляционную функцию. В момент речи выдох длиннее вдоха, т. к. именно на выдохе происходит процесс говорения. В момент речи дыхательных движений человек совершает меньше, чем при обычном физиологическом дыхании. В момент речи увеличивается число вдыхаемого и выдыхаемого воздуха примерно в 3 раза. Вдох во время речи становится короче и глубже. Выдох в момент произнесения фразы осуществляется при участии дыхательных мышц брюшной стенки и межреберных мышц. Благодаря этому появляется глубина и длительность выдоха, а из-за этого образуется сильная воздушная струя, которая необходима для звукопроизношения.

Голосовой аппарат включает гортань и голосовые складки. Гортань – это трубка, которая состоит из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, а снизу в трахею. На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он служит клапаном при глотательных движениях. Надгортанник опускается и предотвращает попадание пищи и слюны в гортань.

У мужчин гортань крупнее и голосовые связки длиннее. Длинна голосовых связок у мужчин примерно 20-24 мм, а у женщин - 18-20 мм. У детей до пубертатного возраста длинна голосовых связок у мальчиков и девочек не отличается. Гортань мала и растете в разные периоды не равномерно: заметно растет 5-7 лет, 12-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков. У девочек увеличивается на одну треть, у мальчиков на две трети, у мальчиков обозначается – кадык.

У детей раннего возраста гортань воронкообразной формы, с возрастом она приобретает цилиндрическую форму, как у взрослых. Голосовые связки практически застилают гортань, оставляя небольшой просвет - голосовую щель. При обычном дыхании, щель приобретает форму равнобедренного треугольника. При фонации голосовые связки смыкаются. Струя выдыхаемого воздуха несколько раздвигает их. В силу своей упругости голосовые связки принимают свое первоначальное положение, продолжающееся давление снова раздвигает голосовые связки. Этот механизм продолжается пока происходит фонация. Этот процесс называется колебанием голосовых связок. Колебание голосовых связок происходит в поперечном направлении, т. е. кнутри и кнаружи. При шепоте голосовые связки практически полностью смыкаются, лишь в задней части остается щель, через которую проходит воздух при вдохе.

Артикуляционный отдел сформирован органами артикуляции: языком, губами, челюстями, твердым и мягким небом, альвеолами (см. Профиль органов артикуляции).

Из перечисленных органов артикуляции язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо являются подвижными органами артикуляции, а все остальные – не подвижные.

Язык – участвует в образовании всех, кроме губных. Органы артикуляции при приближении друг к другу образуют щели или смычки. В результате таких сближений произносятся фонемы.

Громкость и отчетливость речи образуется благодаря резонаторам. Резонаторы располагаются в надставной трубе. Надставная труба образована глоткой, ротовой и носовой полостью. У человека, в отличие от животных, рот и глотка имеют одну полость, поэтому выделяют только ротовую и носовую полость. Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме: ротовая полость расширена, глотка сужена, глотка расширена, ротовая полость сужена. Эти изменения создают явление резонанса. Изменение надставной трубе ведет к изменению громкости и отчетливости звука.

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет две функции: резонатора и шумового вибратора. Функцию звукового вибратора выполняют голосовые связки. Шумовым вибраторам так же являются щели между губами, между языком и губами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами. Смычки, прерываемые струей воздуха, также как щели образуют шумы, поэтому они относятся к шумовым вибраторам

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. А при включении тонового вибратора образуются звонкие и сонорные звуки.

Носовая полость участвует в образовании звуков: м, н, м`, н`.

Необходимо подчеркнуть, что первый отдел периферического речевого аппарата (дыхательный) служит для подачи воздуха, второй отдел (голосовой) служит для образования голоса и третий (артикуляционный) - для создания явления резонанса, которое обеспечивает громкость и отчетливость звуков нашей речи.

Итак, для того, чтобы произошло произнесение слова, должна быть реализована программу. На первом этапе проводится отбор команд на уровне КГМ для организации речевых движений, т. е. формируются артикуляционные программы. На втором этапе - артикуляционные программы реализуются в исполнительной части речедвигательного анализатора, подключаются дыхательная, фонаторная и резонаторная системы. Команды и речевые движения осуществляются с высокой точностью, поэтому появляются определенные звуки, система звуков, формируется устная речь.



Контроль над исполнением команд и работой речедвигательного анализатора осуществляется через кинестетические ощущения и с помощью слухового восприятия. Кинестетический контроль предупреждает ошибку и привносит поправку до момента произнесения звука. Слуховой контроль реализуется в момент звучание звука. Благодаря слуховому контролю человек может исправить ошибку в речи, исправить ее и произнести слово или речевое высказывание правильно.

Проводниковый отдел представлен проводящими путями. Различают два вида нервных путей: центростремительные пути (проводят информацию от мышц, сухожилий и связок в центральную нервную систему) и центробежные пути (проводят информацию от центральной нервной системы к мышцам, сухожилиям и связкам).

Центростремительные (чувствительные) нервные пути начинаются проприоцепторами и барорецепторами. Проприоцепторы располагаются в мышцах, сухожилиях и на суставных поверхностях двигающихся органов артикуляции. Барорецептор располагаются в глотке и возбуждаются при изменениях давления в ней. Когда мы говорим происходит раздражение проприорецепторов и барорецепторов. Раздражение преобразуется в нервный импульс и по центростремительным путям нервный импульс достигает речевых зон коры головного мозга.

Центробежные (двигательные) нервные пути начинаются на уровне коры головного мозга и доходят до мышц периферического речевого аппарата. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются черепно-мозговыми нервами: тройничным V, лицевым VII, языкоглоточным IX, блуждающим X, добавочным XI, подъязычным XII.

Тройничный нерв (V пара черепно-мозговых нервов) иннервирует мышцы нижней челюсти. Лицевой нерв (VII пара черепно-мозговых нервов) иннервирует мимическую мускулатуру лица, движение круговой мышцы рта и осуществляет движение губ, надувание и втягивание щек. Языкоглоточный (IX пара черепно-мозговых нервов) и блуждающий (X пара черепно-мозговых нервов) нервы иннервируют мышцы гортани, голосовых связок, глотки и мягкого неба. Кроме того, блуждающий нерв принимает участие в процессах дыхания и регуляции сердечно-сосудистой деятельности, а языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка. Добавочный (XI пара черепно-мозговых нервов) нерв иннервирует мышцы шеи. Подъязычный (XII пара черепно-мозговых нервов) нерв иннервирует язык, способствует реализации различных движений языка, создает его амплитуду.

Центральный отдел представлен речевыми зонами на уровне коры головного мозга. Начало изучения речевых зон заложено Брока в 1861 году. Он описал нарушения артикуляционной моторики при поражении нижних отделов прецентральной извилины лобной области. В дальнейшем данную область назвали моторным центром речи Брока, отвечающую за движение органов артикуляции.

В 1873 году Вернике описывает нарушение понимания речи при поражении задних отделов верхней и средней височных извилин. Данная область определяется как сенсорный центр речи, отвечающий за распознавание звуков родной речи на слух и понимание речи.

На современном этапе рассмотрения речевой деятельности принято говорить не о моторной и сенсорной речи, а об импрессивной и экспрессивной речи.

Считается, что и у правшей и у левшей центр речи находится в левом полушарии. Данное утверждение было сформулировано после наблюдений за оперированными больными. Нарушения речи наблюдается у 70 % правшей, оперированных на левом полушарии и у 0,4 % правшей, оперированных на правом полушарии. Нарушения речевой функции наблюдается у 38 % левшей, оперированных на левом полушарии и у 9 % левшей, оперированных на правом полушарии.

Развитие центров речи в правом полушарии возможно только в тех случаях, если в раннем детском возрасте левосторонние речевые области были повреждения. Формирование центров речи в правом полушарии выступает как компенсация нарушенных функций.

Письменная речь и процесс чтение являются составляющими речевой деятельности. Эти центры располагаются в теменно-затылочной области коры головного мозга больших полушарий.

Подкорковые область коры головного мозга участвуют в формировании речевого высказывания. Подкорковые ядра стрио-паллидарной системы отвечают за ритм, темп, выразительность речевого высказывания.

Необходимо отметить, что реализация речевой деятельности возможна только при условии интегративной деятельности всех структурных образований мозга и протекающих в них процессов, взаимодействия всех отделов реализации речевой функции: периферического, проводникового и центрального.

Тема 5. Модуль 6 . Периферический и центральный отделы речевого аппа­рата.

Речь как особое средство общения. Основные отделы ре­чевого аппарата: периферический и центральный. Организа­ция, регуляция и контроль речевой деятельности. Речь сенсор­ная и моторная.

Основные понятия : центр Вернике, центр Брока, коммуникативная функция речи, артикуляционные органы речи, сенсорная речь (импрессивная), моторная речь (экспрессивная).

Речь как особое средство общения.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в кото­рой различают периферический и центральный речевые аппараты.

В состав периферического речевого аппарата входят исполни­тельные органы голосообразования и произношения, а также относя­щиеся к ним чувствительные и двигательные нервы. Центральный речевой аппарат находится в головном мозгу и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответст­вующих нервов.

Последующее изложение в основном посвящено описанию нор­мального строения и функций, а также наиболее важных наруше­ний деятельности периферического речевого аппарата. Что касается анатомии, физиологии и патологии центрального речевого аппарата, то их детальное изложение входит в задачу курса невропатологии и отчасти логопедии. В связи с этим здесь будут освещены лишь крат­кие анатомо-физиологические сведения, касающиеся центральных механизмов речи.

Знание анатомо-физиологических механизмов необходимо с целью изучения сложных механизмов речевой деятельности у человека. Информация о строении речевой сенсорной системы позволяет дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути речевой коррекции.

Речь – одна из сложных высших психических функций. Она формируется на основе интегративной деятельности мозга. Интегративная деятельность – это объединение всех структур, участвующих в речевом акте для реализации речевой функции. Ведущую функцию при формировании и реализации речевой деятельности выполняет головной мозг. На уровне головного мозга находятся два речевых центра: сенсорный центр речи (центр Вернике) и моторный центр речи (центр Брока). Теория об изолированных речевых центрах возникла в начале XX века. Эта теория не рассматривала сложную систему взаимодействий мозговых структур, направленных на формирование и реализацию речевой деятельности. И.П. Павлов предложил более сложное концептуально новое направление данной теории. Он доказал, что речевая функция коры не только сложна, но и изменчива, т. е. способна к перестройке. Данная теория получила название «динамической локализации»

Современное представление об организации речевой деятельности представлено в теории «динамической локализации функциональных систем». Разработчиками данной теории являются П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие ученые. Они установили, что основой любой высшей психической функции является взаимодействие не отдельных центров, а взаимодействие сложных функциональных систем. Функциональная система – это комплекс мозговых структур и протекающих в них процессов, объединенных функционально, с целью достижения конкретного приспособительного результата.

Речь – это наиболее совершенная форма общения по сравнению с другими формами общения. Благодаря речи происходит не только обмен информацией между людьми, речь лежит в основе развития абстрактно-логического мышления. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит фразу, благодаря содружественному взаимодействию органов артикуляции. Говорящий следит лишь за течением мысли, а не за положениями органов артикуляции. Это обеспечивается автоматизированностью движений органов артикуляций. Они осуществляются без специальных произвольных усилий и контроля.

В физиологическом отношении речь представляет собой слож­ный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-реф­лекторной деятельности. Она образуется на основе кинестетичес­ких раздражений, исходящих из речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы. И.П. Павлов, говоря о вто­рой сигнальной системе как о слове, произносимом, слышимом и видимом, указывал, что физиологической основой, или базальным компонентом, второй сигнальной системы являются кинестетичес­кие, двигательные раздражения, поступающие в кору головного моз­га от речевых органов.

Звуковая выразительность речи контролируется при помощи слухового анализатора, нормальная деятельность которого играет весьма важную роль в развитии речи у ребенка. Овладение речью происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей сре­дой, в частности с речевым окружением, являющимся для ребенка источником подражания. При этом ребенок пользуется не только звуковым, но и зрительным анализатором, имитируя соответствую­щие движения губ, языка и пр. Возникающие при этом кинесте­тические раздражения поступают в соответствующую область коры больших полушарий. Между тремя анализаторами (двигательным, слуховым и зрительным) устанавливается и закрепляется условнорефлекторная связь, обеспечивающая дальнейшее развитие нор­мальной речевой деятельности.

Наблюдения над развитием речи у слепых детей показывают, что роль зрительного анализатора в формировании речи является вто­ростепенной, так как речь у таких детей, хотя и имеет некоторые особенности, развивается в общем нормально и, как правило, без специального постороннего вмешательства.

Таким образом, развитие речи связано в основном с деятельно­стью слухового и двигательного анализаторов.

Основные отделы ре­чевого аппарата: периферический и центральный.

Общая схема строения речевой сенсорной системы.

В общую схему строения речевой сенсорной системы входят три отдела: периферический, проводниковый и центральный отделы.

Периферический аппарат (исполнительный) включает три отдела: дыхательный, голосовой, артикуляционный. Его основная функция – воспроизводящая.

Дыхательный отдел состоит из грудной клетки и легких. Речевая деятельность тесно связана с дыхательной функцией. Речь осуществляется на фазе выдоха. Воздушная струя выполняет как голосообразующую, так и артикуляционную функцию. В момент речи выдох длиннее вдоха, т. к. именно на выдохе происходит процесс говорения. В момент речи дыхательных движений человек совершает меньше, чем при обычном физиологическом дыхании. В момент речи увеличивается число вдыхаемого и выдыхаемого воздуха примерно в 3 раза. Вдох во время речи становится короче и глубже. Выдох в момент произнесения фразы осуществляется при участии дыхательных мышц брюшной стенки и межреберных мышц. Благодаря этому появляется глубина и длительность выдоха, а из-за этого образуется сильная воздушная струя, которая необходима для звукопроизношения.

Голосовой аппарат включает гортань и голосовые складки. Гортань – это трубка, которая состоит из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, а снизу в трахею. На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он служит клапаном при глотательных движениях. Надгортанник опускается и предотвращает попадание пищи и слюны в гортань.

У мужчин гортань крупнее и голосовые связки длиннее. Длинна голосовых связок у мужчин примерно 20-24 мм, а у женщин - 18-20 мм. У детей до пубертатного возраста длинна голосовых связок у мальчиков и девочек не отличается. Гортань мала и растете в разные периоды не равномерно: заметно растет 5-7 лет, 12-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков. У девочек увеличивается на одну треть, у мальчиков на две трети, у мальчиков обозначается – кадык.

У детей раннего возраста гортань воронкообразной формы, с возрастом она приобретает цилиндрическую форму, как у взрослых. Голосовые связки практически застилают гортань, оставляя небольшой просвет - голосовую щель. При обычном дыхании, щель приобретает форму равнобедренного треугольника. При фонации голосовые связки смыкаются. Струя выдыхаемого воздуха несколько раздвигает их. В силу своей упругости голосовые связки принимают свое первоначальное положение, продолжающееся давление снова раздвигает голосовые связки. Этот механизм продолжается пока происходит фонация. Этот процесс называется колебанием голосовых связок. Колебание голосовых связок происходит в поперечном направлении, т. е. кнутри и кнаружи. При шепоте голосовые связки практически полностью смыкаются, лишь в задней части остается щель, через которую проходит воздух при вдохе.

Артикуляционный отдел сформирован органами артикуляции: языком, губами, челюстями, твердым и мягким небом, альвеолами (см. Профиль органов артикуляции).

Из перечисленных органов артикуляции язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо являются подвижными органами артикуляции, а все остальные – не подвижные.

Язык – участвует в образовании всех, кроме губных. Органы артикуляции при приближении друг к другу образуют щели или смычки. В результате таких сближений произносятся фонемы.

Громкость и отчетливость речи образуется благодаря резонаторам. Резонаторы располагаются в надставной трубе. Надставная труба образована глоткой, ротовой и носовой полостью. У человека, в отличие от животных, рот и глотка имеют одну полость, поэтому выделяют только ротовую и носовую полость. Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме: ротовая полость расширена, глотка сужена, глотка расширена, ротовая полость сужена. Эти изменения создают явление резонанса. Изменение надставной трубе ведет к изменению громкости и отчетливости звука.

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет две функции: резонатора и шумового вибратора. Функцию звукового вибратора выполняют голосовые связки. Шумовым вибраторам так же являются щели между губами, между языком и губами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами. Смычки, прерываемые струей воздуха, также как щели образуют шумы, поэтому они относятся к шумовым вибраторам

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. А при включении тонового вибратора образуются звонкие и сонорные звуки.

Носовая полость участвует в образовании звуков: м, н, м`, н`.

Необходимо подчеркнуть, что первый отдел периферического речевого аппарата (дыхательный) служит для подачи воздуха, второй отдел (голосовой) служит для образования голоса и третий (артикуляционный) - для создания явления резонанса, которое обеспечивает громкость и отчетливость звуков нашей речи.

Итак, для того, чтобы произошло произнесение слова, должна быть реализована программу. На первом этапе проводится отбор команд на уровне КГМ для организации речевых движений, т. е. формируются артикуляционные программы. На втором этапе - артикуляционные программы реализуются в исполнительной части речедвигательного анализатора, подключаются дыхательная, фонаторная и резонаторная системы. Команды и речевые движения осуществляются с высокой точностью, поэтому появляются определенные звуки, система звуков, формируется устная речь.

Контроль над исполнением команд и работой речедвигательного анализатора осуществляется через кинестетические ощущения и с помощью слухового восприятия. Кинестетический контроль предупреждает ошибку и привносит поправку до момента произнесения звука. Слуховой контроль реализуется в момент звучание звука. Благодаря слуховому контролю человек может исправить ошибку в речи, исправить ее и произнести слово или речевое высказывание правильно.

Проводниковый отдел представлен проводящими путями. Различают два вида нервных путей: центростремительные пути (проводят информацию от мышц, сухожилий и связок в центральную нервную систему) и центробежные пути (проводят информацию от центральной нервной системы к мышцам, сухожилиям и связкам).

Центростремительные (чувствительные) нервные пути начинаются проприоцепторами и барорецепторами. Проприоцепторы располагаются в мышцах, сухожилиях и на суставных поверхностях двигающихся органов артикуляции. Барорецептор располагаются в глотке и возбуждаются при изменениях давления в ней. Когда мы говорим происходит раздражение проприорецепторов и барорецепторов. Раздражение преобразуется в нервный импульс и по центростремительным путям нервный импульс достигает речевых зон коры головного мозга.

Центробежные (двигательные) нервные пути начинаются на уровне коры головного мозга и доходят до мышц периферического речевого аппарата. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются черепно-мозговыми нервами: тройничным V, лицевым VII, языкоглоточным IX, блуждающим X, добавочным XI, подъязычным XII.

Тройничный нерв (V пара черепно-мозговых нервов) иннервирует мышцы нижней челюсти. Лицевой нерв (VII пара черепно-мозговых нервов) иннервирует мимическую мускулатуру лица, движение круговой мышцы рта и осуществляет движение губ, надувание и втягивание щек. Языкоглоточный (IX пара черепно-мозговых нервов) и блуждающий (X пара черепно-мозговых нервов) нервы иннервируют мышцы гортани, голосовых связок, глотки и мягкого неба. Кроме того, блуждающий нерв принимает участие в процессах дыхания и регуляции сердечно-сосудистой деятельности, а языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка. Добавочный (XI пара черепно-мозговых нервов) нерв иннервирует мышцы шеи. Подъязычный (XII пара черепно-мозговых нервов) нерв иннервирует язык, способствует реализации различных движений языка, создает его амплитуду.

Центральный отдел представлен речевыми зонами на уровне коры головного мозга. Начало изучения речевых зон заложено Брока в 1861 году. Он описал нарушения артикуляционной моторики при поражении нижних отделов прецентральной извилины лобной области. В дальнейшем данную область назвали моторным центром речи Брока, отвечающую за движение органов артикуляции.

В 1873 году Вернике описывает нарушение понимания речи при поражении задних отделов верхней и средней височных извилин. Данная область определяется как сенсорный центр речи, отвечающий за распознавание звуков родной речи на слух и понимание речи.

На современном этапе рассмотрения речевой деятельности принято говорить не о моторной и сенсорной речи, а об импрессивной и экспрессивной речи.

Считается, что и у правшей и у левшей центр речи находится в левом полушарии. Данное утверждение было сформулировано после наблюдений за оперированными больными. Нарушения речи наблюдается у 70 % правшей, оперированных на левом полушарии и у 0,4 % правшей, оперированных на правом полушарии. Нарушения речевой функции наблюдается у 38 % левшей, оперированных на левом полушарии и у 9 % левшей, оперированных на правом полушарии.

Развитие центров речи в правом полушарии возможно только в тех случаях, если в раннем детском возрасте левосторонние речевые области были повреждения. Формирование центров речи в правом полушарии выступает как компенсация нарушенных функций.

Письменная речь и процесс чтение являются составляющими речевой деятельности. Эти центры располагаются в теменно-затылочной области коры головного мозга больших полушарий.

Подкорковые область коры головного мозга участвуют в формировании речевого высказывания. Подкорковые ядра стрио-паллидарной системы отвечают за ритм, темп, выразительность речевого высказывания.

Необходимо отметить, что реализация речевой деятельности возможна только при условии интегративной деятельности всех структурных образований мозга и протекающих в них процессов, взаимодействия всех отделов реализации речевой функции: периферического, проводникового и центрального.

Анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата

Небо – разграничивает полость рта и носа и глотки.

Твердое небо – костная основа, спереди и по бокам альвеолярные отростки, сзади – мягкое небо.

Высота и конфигурация твердого неба влияет на резонанс.

Мягкое небо – мышечное образование. Передняя часть неподвижна, средняя – активно учавствует в образовании речи, задняя учавствует в проглатывании. При подъеме мягкое небо удлиняется.

При дыхании мягкое небо опущено и частично прикрывает отверстие между глоткой и полостью рта.

При глотании – мягкое небо натягивается и приближается к задней стенке глотки и контактирует, одновременно сокращаются и другие мышцы.

В процессе речи повторы очень быстрые мышечные сокращения: мягкое небо приближается к задней стенке по направлению кверху и кзади.

Время закрытия и открытия носоглотки колеблются от 0,01 сек до 1 сек. Степень поднятия зависит от беглости речи, и от фонетики.

Максимальное поднятие неба наблюдается при произнесении звука – а-, а минимальное при звуке –и-.

При дутье, глотании и свисте – мягкое небо поднимается еще и закрывает носоглотку.

Связь между мягким небом и гортанью: изменение мягкого неба ведет к изменению голосовых связок (тонуса гортани – подъем мягкого неба).

Корковый конец слухового анализатора находится в обеих височных долях, а корковый отдел двигательного анализатора рас­положен в передних центральных извилинах мозга, также в обоих полушариях, причем корковое представительство мускулатуры, обеспечивающей движения органов речи (челюстей, губ, языка, мяг­кого неба, гортани), находится в нижних отделах этих извилин.

Для нормальной речевой деятель­ности особо важное значение имеет ле­вое (у левшей - правое) полушарие мозга. В заднем отделе левой верхней височной извилины помещается слу­ховой центр речи, называемый обычно сенсорным (чувствительным)речевым центром, а в заднем отделе второй и третьей лобных извилин левого полу­шария расположен моторный (двига­тельный) центр речи (рис. 40).

Повреждения или заболевания сен­сорного центра речи приводят к нару­шению звукового анализа речи. Воз­никает сенсорная афазия, при которой становится невозможным различение на слух элементов речи (фонем и

слов), а следовательно, и понимание речи, хотя острота слуха и спо­собность различать неречевые звуки при этом остаются нормаль­ными.

Повреждения или заболевания моторного центра речи ведут к нарушению анализа и синтеза кинестетических (двигательных) раздражений, возникающих при произнесении звуков речи. На­ступает моторная афазия, при которой становится невозможным произнесение слов и фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (движения языка и губ, от­крывание и закрывание рта, жевание, глотание и т. д.), не нару­шаются.

Задание для самостоятельной работы: (1 час)

1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

2. Уточнение понятий из словаря.

3. Сделать рисунок латеральной стороны левого полушария и отметить моторный и сенсорный центр речи.

Если спросить музыканта, играющего на гитаре, скрип­ке, пианино или на фаготе, флейте, трубе, как извлекают­ся звуки из инструмента, от чего зависит их сила, дли­тельность, то он расскажет об особенностях своего инст­румента и о том, что нужно сделать, чтобы звуки были различной тональности, силы, протяженности.

Но вот если этому же музыканту задать вопрос, как он, когда говорит, превращает воздушную струю в звуковую волну и где, при помощи чего эта волна превращается в звуки речи, то вряд ли можно ожидать вразумительного ответа. Да что музыканты! Не каждый профессионал-лек­тор, учитель, юрист, дипломат, политический деятель, для кого звучащая речь - профессиональная необходимость, даст правильный ответ. В то время, как для всех, кто по своей профессии «работает» голосом, речевой аппарат -своеобразный музыкальный инструмент, созданный при­родой и поэтому совершенный, который необходимо знать во всех тонкостях, чтобы успешно пользоваться им.

Где же и как образуются звуки речи? От чего зависит их сила, тембр, широта? Как с помощью голоса можно передавать мысли, чувства, состояние души человека, воз­действовать на других? Какие при этом происходят про­цессы и какие законы акустики, физиологии, психологии лежат в их основе?

Ученые определили, что звук голоса - одна из форм энергии. Энергия эта, порожденная голосовым аппаратом человека, распространяясь с большой скоростью, приво­дит в колебание молекулы воздуха с определенной часто­той и силой. От частоты колебания зависит высота звука, а от амплитуды колебания - его сила. Следовательно, чтобы понять природу звука, его акустические и физиологичес­кие особенности, необходимо прежде всего изучить рече­вой аппарат, знать его устройство и уметь на нем «иг­рать». Ведь во многом от голоса зависит успех выступле­ния.

У И. Андроникова, публициста, мемуариста, критика, есть рассказ «Горло Шаляпина». Автор пересказывает то, что слышал от известного артиста Малого театра Остуже­ва, которому однажды привелось заглянуть в горло Ша­ляпина:

Вы не знаете, что - я - увидел!!! Выставив руки, словно
предлагая наматывать на них шерстяные нитки, он округля­
ет ладони, соединил кончики пальцев - руки встретились;
оглядел образовавшееся внутри пространство, дал мне налю­
боваться, глядя в глаза мне, крикнул звонко, отрывисто:

КРАТЕР!!!

Полная и напряженная пауза - и снова яростный возглас:

Из ладоней образуется круглый свод:

КУПОЛ!!! Он уходит под самые глаза... И вот под этим
куполом рождается неповторимый тембр шаляпинского баса!..
Язык, как волна в знойный полдень, еле зыблется за ожере­
льем нижних зубов... И ВО ВСЕЙ ГОРТАНИ НИ ОДНОЙ
ЛИШНЕЙ ДЕТАЛИ!.. Она рассматривается как сооружение
великого мастера! И я не могу оторвать глаз от этого необык­
новенного зрелища!.. .



Рассказчик обращает внимание на размеры глотки, ее глубину (кратер!), на высоту нёба (купол!), на язык (как волна в знойный полдень). Это все - составляющие рече­вой аппарат и у каждого человека он имеет свои размеры, свою конфигурацию.

От чего же это зависит? От природы? Чем природа на­градила, то и имеешь? Один из приятелей Остужева, ког­да он рассказал ему об увиденном, заметил:

Я горло Шаляпина знаю. Согласен с тобой - это чудо! Но не природы! Это - чудо работы, систематической трениров­ки. У Шаляпина от природы - великолепный бас, - редчай­шие связки! И обыкновенная глотка. Но его первый учитель пения, Усатов, специальными упражнениями сумел поднять ему мягкое нёбо, расширил стенки гортани, он выучил Ша­ляпина - ну как бы тебе объяснить - полоскать горло звука­ми... .

Вот, оказывается, что! Каждый человек, выполняя не­обходимые упражнения, может довести свой речевой ап­парат до совершенства или значительно развить и улуч­шить его.

Посмотрите внимательно на схему:

дух втягивается в легкие и выталкивается наружу. От объе­ма легких, от того, сколько воздуха они могут вместить, а затем вытолкнуть, зависит сила звука и его продолжи­тельность.

Когда Таманьо выступал на сцене Большого театра, - рас­сказывал однажды артист Остужев Ираклию Андроникову, - московские студенты, которые всегда знали все лучше всех, никогда не приобретали билетов на галерею. Они слушали его задаром - с Петровки. У этого молодчаги был такой голо­сина, что ему приходилось перед спектаклем шнуровать на голом теле специальный корсет, чтобы не вздохнуть полной грудью. Как вы знаете, на улице никогда не слышно ни орке­стра, ни хора... но голос Таманьо проникал сквозь слуховые окна на чердаке. Если бы он не шнуровался, то, пожалуй, стены дали бы трещины, а какой-нибудь театр, поменьше нашего Большого, того и гляди загудел бы в тартарары .

Конечно, можно этому верить и не верить, но факт остается фактом: от глубины и силы вдоха и выдоха зави­сит сила звука.

Однако при вдохе и выдохе воздуха не всегда образуется звук. Чтобы жить, человек должен дышать, даже во сне. С прекращением дыхания наступает смерть.

Когда же и как воздух превращается в звук или способ­ствует образованию звука? И не просто звука, а звука речи.

Самый активный артикулятор - язык. Он во рту чув­ствует себя хозяином: то к зубам прижмется, то отступит от них, то к нёбу начнет подниматься, то в глубь ротовой полости уйдет. От его движений зависит характер боль­шинства звуков русского языка. Не случайно вербальный (словесный, звуковой) способ общения назвали языком.

О главенствующей роли языка при образовании звуков свидетельствуют выражения: «У тебя что, язык отнял­ся?», «У тебя что, язык прилип к гортани?», «Ты что, язык проглотил?» или «Ты что, без языка?», «Ты что, языка лишился?» Так говорят, когда тот, к кому обраща­ются, молчит, не отвечает.

А сколько устойчивых выражений, образность которых создается за счет прямого значения слова язык («орган речи»)! «Держи язык за зубами» (Молчи, не болтай лиш­него). «Какой у него длинный язык, совсем не умеет сдер­живаться в разговоре». Если о ком-то скажут, что у него язык без костей, то значит, что он любит поговорить, болтает много всякого вздора, глупостей. «Так и просится на язык, язык чешется», - говорят, когда очень хочется сказать, когда не могут удержаться, утерпеть, чтобы не заговорить, не сказать что-либо. А вот если человек не может членораздельно, ясно выразить свою мысль, то го­ворят: «У него язык заплетается».

Теперь вы представляете, каким сложным, каким со­вершенным и необходимым человеку аппаратом наградила его природа.

По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи мы судим о темпераменте говорящего, о его характере, мироощущении, о его настроении, наконец, о его искреннос­ти. Бодрость и вялость, энергия и инертность, решительность и робость, заинтересованность и безразличие - все эти пси­хические моменты, сопровождающие устную речь, как бы аккомпанирующие ее содержанию, находят верное отражениев звуковом потоке. В разговорной речи это отражение являет­ся непосредственным, непроизвольным, не контролируется сознанием говорящего. В публичной речи оно должно стать осознанным и преднамеренным орудием воздействия.

Актер, декламатор, оратор, учитель, лектор - всякий, кто хочет воздействовать звучащей речью, - должен путем сис­тематических наблюдений осознать выразительное значение отдельных факторов речевого звучания и целостных фонети­ческих стилей, должен научиться преднамеренно вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную и воле­вую реакцию .

Конечно, у оптимиста и обрадованного человека голос будет радостный, счастливый, звонкий, а у пессимиста - " недовольный, мрачный, раздраженный, глухой; разгневан­ный человек чаще всего говорит повышенным голосом, а больной - слабым, болезненным, прерывающимся. Значит, в понятие «характер речевого звучания» входят тональ­ность речи, темп, длительность и частота пауз, дикция.

О зависимости голоса от характера и состояния челове­ка свидетельствуют многие определения к слову голос, на-пример: решительный, смелый, робкий, вялый, безразлич­ный, болезненный, заискивающий, увлеченный, бодрый, жизнерадостный, серьезный, смешливый, заинтересован­ный, инертный, нерешительный, уступчивый, грубый, нахальный, хамский, вежливый, интеллигентный, добро­желательный, повелительный, смиренный, властный, храб­рый, спокойный, взволнованный, тревожный, началь­нический, правдивый, лживый, предательский, искренний, раздраженный, веселый, удрученный, брюзжащий, скуч­ный, легкомысленный, энергичный.

Вот сколько различных оттенков может иметь голос, передавая состояние говорящего, его характер, отноше­ние к собеседнику, предмету речи, степень образованности и воспитанности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что представляет собой речевой аппарат?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: