Общая характеристика и методика обучения дошкольников спортивной игре городки. Проект «Мы играем в городки

Городки – старинная русская игра.

В нее играли Лев Толстой, Федор Шаляпин, Иван Павлов, Алексей Горький, Владимир Стасов и многие другие знаменитые русские люди. Увлекающихся этой игрой людей называют «городошники». До сих пор проводятся соревнования городошников.

Раньше городки считались чисто мужской игрой – биты для игры были очень тяжелыми. Сейчас в городки играют не только мальчики и мужчины, но и девочки и женщины, потому что биты делаются из легкого и доступного всем материала.

Лето – пора игр во дворе, на даче, на лужайке в лесу, в детском лагере отдыха. Поиграем в городки вместе с детьми как это делали наши выдающиеся соотечественники? Поиграем!

Как играть в городки?

Как сделать своими руками набор для игры в городки?

Для изготовления набора для игры в городки Вам потребуется несколько черенков для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах:

    Два черенка – это две биты.

    Еще два черенка нужно распилить на кусочки так, чтобы получилось 10 одинаковых деревянных кусочков – «рюх», нужных для игры. Из этих кусочков – рюх – и строятся фигуры, которые называются «городки». Вот и весь необходимый минимальный набор!

Можно сделать набор и из другого материала. Примерные размеры: а) для бит из твердых пород дерева – длиной 80 см, диаметром 4-5 см, б) для городков (рюх) – длина 12-15 см, диаметр 4-5 см.

Еще Вам потребуется площадка для игры и мел, чтобы нарисовать город. На земле город рисуется палочкой или камешком.

Как подготовить площадку к игре в городки?

Начертите на площадке линии, которыми Вы обозначите два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга (см. рисунок). Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), нарисуйте черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон .

Далее отступите еще несколько метров и начертите линию - кон (расстояние от полукона до кона примерно 3 метра).

Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.

Играем в городки.

Как играть в городки?

    Игроки делятся на две команды. Команды должны быть равны по силе и ловкости. Играть можно и не командой, а даже парой, соревнуясь друг с другом, но интереснее и веселее играть командой с близкими и друзьями.

    В каждой команде выбирается ведущий.

    Бросается жребий и выбирается команда, которая будет начинать. Также по жребию определяется, где будет город у каждой команды. Если команда получила правый город, то они начинают первыми.

    Все рюхи ставятся в город определенными фигурами. Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности. Названия фигур и игре в городки очень красивые и «говорящие» - пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, тир, вилка, стрела, коленчатый вал, ракетка, серп, самолет, письмо и другие.

На заметку: Сейчас распространены задания для детей дошкольного возраста по выкладыванию фигур из палочек по образцу. В городках тот же вариант этого задания, но более интересный, так как ребенку понятно, зачем нужно выкладывать фигуру. И такое выкладывание фигур становится уже не скучным учебным заданием, а настоящей интересной игрой!

Задача – выбить все городки с меньшего количества ударов, то есть как можно быстрее.

Очень важное примечание:

1) Для игры с маленькими детьми (старшими дошкольниками) достаточно пяти фигур городков. Детям постарше можно уже в игре давать и десять фигур. А для подростков и взрослых можно использовать весь набор фигур в городки.

2) В игре с дошкольниками у каждого игрока одна бита, которой он выбивает фигуры. В игре с детьми постарше каждому игроку дают две биты и он, соответственно, делает два удара.

Чтобы было понятнее, как выбивать фигуры в этой игре, приведу пример. Команда поставила фигуру – звезда. Первый удар первого игрока делается с кона, увы, он не попал. Право хода переходит ко второму игроку. Он делает удар тоже с кона и выбивает одну рюху из фигуры - звезды. Ура! Теперь следующий игрок бьет уже не с кона, а с полукона и выбивает всю фигуру. Далее устанавливается другая фигура (см. последовательность фигур городков). Каждую новую фигуру начинают выбивать снова с кона. Так играют до последней фигуры пока ее не выбьют. Это один период игры в городки. Можно после отдыха сыграть еще раз – будет уже второй период игры. Сколько всего будет периодов (т.е. сколько раз будем играть), нужно договариваться заранее.

Если играют дети постарше, то изменение одно – каждый игрок может попробовать выбить фигуру с двух попыток (двух бит) и в нашей последовательности фигур будет уже не пять фигур, а десять.

Еще один пример игры с дошкольниками в городки командой. Первая команда ставит свою первую фигуру, выбивает ее, ставит вторую фигуру, выбивает и так далее, пока не выбьет все пять фигур. Считаем, со скольки ударов удалось выбить фигуры. Чем меньше ударов потребовалось для того, чтобы выбить все городки, тем лучше! Записываем получившиеся очки, то есть пишем цифру на земле или асфальте.

Далее ход переходит другой команде, которая тоже ставит в город и выбивает все свои пять фигур в заданной последовательности. Считаем, сколько ударов понадобилось второй команде для выбивания фигур. Записываем эту цифру – то есть очки. Сравниваем две цифры. У какой команды меньшее число очков – та и победила.

Правила игры в городки

    Рюхи ставят у передней черты города точно посередине, то есть на равном расстоянии от боковых сторон.

    Каждый игрок команды бьет битой только один раз (в игре с дошкольниками).

    Если первый игрок команды выбил рюху, то все остальные игроки этой команды бьют дальше не с кона, а с полукона.

    После окончания игры команды меняются городами, и игра продолжается.

    Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Иногда в городках рядом с городом рисуется пригород (более сложный вариант игры). Тогда, если рюха закатилась в пригород, ее необходимо продолжать выбивать в следующих ходах.

    Если при выбивании фигуры бита улетела в город и не выкатилась из него, то она остается в городе до тех пор, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами.

    Если игрок заступил за черту кона или полукона при ударе, то удар не засчитывается. Об этом правиле нужно сразу же рассказать детям и следить вместе с ними, чтобы никто не заступал за линии при метании.

Я рассказала о семейном и самом простом варианте игры, в который можно играть уже с детьми дошкольного возраста. Есть более сложные правила игры в городки и более сложные нюансы этой игры и фигуры. Если Вам понравится, Вы всегда сможете усложнить эту игру, освоив ее взрослые спортивные варианты.

елена корнышева

Вид проекта : краткосрочный

Продолжительность и сроки реализации:

инструктор по физической культуре

Корнышева Елена Викторовна

Вводная часть прое кта

"Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

В. А. Сухомлинский.

Аннотация проекта

Физическое развитие является одним из основных критериев развития ребенка. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Проект имеет физкультурно-оздоровительную направленность

Цель проекта заключается в том, что дети 5-7 лет в детском саду обучаются навыкам игры в городки. Для нашего проекта мы используем специально разработаное Федерацией городошного спорта Методическое пособие для воспитателей и преподавателей детских дошкольных организаций (детские сады. Для реализации данного Проекта принимаем участие в соревнованиях по игре в «городки», согласно календаря Дошкольного отделения Федерации городошного спорта: среди детей 5-7 лет, среди семейных команд «Папа,мама и я» и среди воспитателей и преподавателей детских садов.

Ценность данного проекта заключается в том, что весь материал тесно перекликается с основными задачами воспитания здорового, активного и способного творчески мыслить подрастающего поколения. Это способствует более успешному решению задач физического развития детей, воспитания основ их активной жизненной позиции. Приучение детей 5-7 лет к регулярным занятиям физическими упражнениями через игру в городки позволяет выработать у ребенка в дошкольном возрасте, потребность к занятиям спортом, а так же привлечь родителей к физическому воспитанию своих детей, через совместные занятия игрой в «городки». К тому же, у детей активно укрепляется опорно-двигательный аппарат, вырабатывается психологическая устойчивость к стрессам, а так же настойчивость в достижение цели.

Страна начинается с семьи. А благополучие общества – с благополучного детства у ребенка. Наша цель – начинать формировать моральный и физический дух гражданина России в детских дошкольных учреждениях с помощью популизации и развития исконно русской игры в «городки». Проект способствует развитию патриотизма, силы духа, любви к Родине и истории своего государства, через занятие исконно русской игрой «городки».

«Народные виды спорта – важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Национальные виды спорта могли бы способствовать сплочению российского многонационального общества, поэтому их развитие необходимо поднять на уровень государственной политики» президент РФ Путин В. В.

Актуальность проекта.

Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Этот проект будет полезен детям, педагогам и родителям. Проект будет реализован на базе ГБОУ Школа №1716 «Эврика – Огонек», а также городошная площадка на территории усадьбы «Коломенское» (здесь проходят соревнования).

Цель проекта:

Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию русской игры "Городки"

Подготовить детей и педагогов к участию в соревнованиях.

Задачи проекта:

Оздоровительные – способствовать гармоническому развитию ребенка, устойчивого к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Образовательные - развитие основных физических качеств, приобретение жизненно – важных двигательных навыков и умений, развитие психо-эмоциональной сферы. Обучить навыкам игры в городки

Воспитательные - воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Обновить развивающую среду по данному направлению

Ввести дополнительные занятия

Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.

Целевая груп па:

дети 6-7 лет, родители,

инструктор по физической культуре,

воспитатели группы

Ожидаемые результа ты.

Для детей:

1. Повышение уровня физической готовности;

2. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

3. Улучшение соматических показателей здоровья;

4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

5. Совершенствование двигательных навыков и двигательных способностей

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей;

2. Педагогическая, психологическая помощь;

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;

3. Личностный и профессиональный рост;

4. Самореализация;

5. Моральное удовлетворение.

Работа по проекту дает возможность развивать двигательный потенциал, уверенность в себе. Приобретаются такие качества, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, ребенку дается возможность почувствовать радость от спортивного движения

Ресурсное обеспечение проекта:

Компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации по ознакомлению с игрой «Городки»

Наборы для игры в «Городки» (2 биты и 5 городков) – 2 шт. для детей и 2 щт. Для взрослых

Площадка со специальной разметкой для игры в «Городки»

Основная часть проекта

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Одна из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, – воспитание здорового человека.

Принципы реализации прое кта

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Этапы и сроки реализа ции

1. Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.

2. Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и цель; показать важность правильной техники для достижения конечного результата.

3. Учить играть по правилам, командами, ориентировать на достижение конечного результата, учить выбивать городок из города.

4. Развивать скоростно – силовую реакцию, координацию, телесную ловкость глазомер; формировать самостоятельность в двигательной деятельности, умение сосредоточиваться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.

Первый этап

Для решения первой задачи предполагалось провести ознакомительную беседу с детьми. Тема беседы «Что такое «Городки». На этом этапе предполагалось, познакомить детей с историей возникновения игры городки, с названием инвентаря для игры (биты, городки - рюхи, из чего сделан инвентарь, с правилами безопасной игры; правильной стойке городошника, действиям с битой, способам броска на дальность, в цель. Затем демонстрировалась презентация «Городки» с изображениями городошных фигур, разметки площадки и др., также демонстрировался фрагмент фильма «Забытые игры».Следует в беседе отметить, что игра в городки развивает глазомер, скоростно-силовую реакцию, телесную ловкость быстроту, натиск. Отметить, что самым отменными игрокам в городки был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой, игравший в городки до глубокой старости и даже далеко не секрет, что большим поклонникам городков был первый русский император Петр I.

Для решения второй задачи необходимо познакомить детей с элементами техники игры городки. Основные режимные моменты: вечерний. Здесь для работы с детьми предполагалась использовать фрагменты из мультфильмов. Они будут формировать положительный эмоциональный настрой. Также использовалась игра «Кто быстрее передаст биту», «Через биты полоски».

Второй этап связан с проведением цикла занятий с использованием игры городки. Реализация поставленной задачи была построена таким образом, что основная деятельность детей проходила на занятиях по заранее спланированной кружковой работе. Кружковая работа проходила в вечерние часы вне физкультурных занятий.

Дети овладевали действиями с битой (прицел, замах, бросок, отрабатывали навык броска биты в цель, на дальность, закрепляли умение строить городошные фигуры (забор, звезда, колодец, вилка, пулеметное гнездо, тир, письмо).

Задачи кружковой работы:

1. Содействовать всестороннему гармоническому и физическому развитию детей и укреплению их здоровья.

2. Привлекать детей к регулярным занятиям физических упражнений.

3. Развивать у детей физические качества.

Меткость

Ловкость

4. Воспитывать нравственно – волевые качества:

Терпение

Целеустремленность

Выдержка

Организованность

Решительность

5. осуществлять общефизическую подготовку детей и на ее основе совершенствовать технику движений:

Исходное положение

6. обучать детей простейшим трудовым навыкам:

Убрать предметы

Расставить предметы

Аккуратно относится к инвентарю.

Третий эт ап включает следующие задачи:

1. Подбор игр, которые могут быть использованы в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Решение первой задачи осуществлялось путём подбора игр, которые будут способствовать развитию физических качеств.

«Передай биту»

«Метни стрелу»

«Отгадай фигуру на картинке».

Дидактические игры:

«Назови фигуру»

«Построй такую же»

«У кого городок»

Итоговая диагностика оценки эффективности по своему содержанию практически соответствует методике проведения констатирующего эксперимента и включает в себя такие методы, как:

1. «Выбивание одной рюхи»

2. «Выбивание всей фигуры из города»

3. Движение рук и ног в сагиттальной плоскости.

4. Координация движений рук и ног в горизонтальной плоскости

5. Метание в горизонтальную цель

6. Метание мешочка (150-200 гр.) правой и левой рукой

Еще одним важным показателем качественно проведенной работы являлся анализ продуктов детской творческой деятельности, посвященных нашим занятиям

Для исправления типичных технических ошибок и для более успешного и быстрого овладения техникой был разработан наглядный материал. Например, если ребенок не правильно держал биту, его внимание сразу же обращалось на иллюстрацию с изображением правильного хвата.

Участие команды в соревнованиях






Заключительная часть проекта

Рефлексия. Ожидаемые результаты полностью согласуются с поставленными задачами проекта. Считаю, проект успешно завершенным, так как в соревнованиях на «Кубок Москвы «Золотая осень» по игре в «Городки» соеди детей старшего дошкольного возраста» дети показали достаточно высокий результат: из 52 команд, наша команда детей заняла 12 место. В ходе проекта удалось установить доверительные отношения с родителями воспитанников. Удалось повысить интерес к игре «Городки» как среди детей, их родителей, так и среди педагогов нашей образовательной организации. Все с нетерпением ждут новых тренировок.


Для лучших результатов необходимо оборудовать площадку специальным покрытием.

Планируем создать детско-родительские команды для участия в семейных соревнованиях «Папа, мама, я – городошная семья».

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.

Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:

1. Пушка 2. Вилка 3. Звезда
4. Стрела 5. Колодец 6. Коленчатый вал
7. Артиллерия 8. Ракетка 9. Пулемётное гнездо
10. Рак 11. Часовые 12. Серп
13. Тир 14. Самолёт 15. Письмо

Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала — городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города. Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером 30(22) х 15(12) метров.

Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии — 13 м или 6,5 м.
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры «Письмо»), называется полуконом. Расстояние от передней планки полйкона до лицевой линии — 6,5 м.
Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твердой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительным покрытием является асфальт.

«Город» — зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в пределах которой устанавливаются фигуры.
«Пригород» — зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.

Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Ее засыпают песком или покрывают водной суспензией мела.

Листы, на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер не меньше 8,0 х 3,5 м и располагаться строго горизонтально (городок, спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия каких-либо воздействий на него - ветра, сотрясения площадки.

Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий «города» с учетом того, что ширина ограничительных линий «города» и боковых линий «пригорода» входит в размеры «города», «пригорода», а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входит.

Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.

Игра в городки имеет более чем двухсотлетнюю историю на территории России, где городки и изобрели. В городки играли Ленин и Лев Толстой, Шаляпин и Горький, Павлов и Сталин. Узнайте и вы об этой интересной игре!

Альтернативным названием для городков является «русский боулинг»
. Действительно, эти спортивные дисциплины имеют немало общего, в частности, размеренный темп игры, похожие цели и структура соревновательного процесса.

Для того, чтобы играть в городки, потребуется минимальный инвентарь и базовые сведения о создании фигур из так называемых городков (отсюда и название) – компактных брусочков из древесины.

Городки имеют существенную популярность и представляют собой исконно русский спорт . Внешне данная игра может выглядеть не совсем увлекательно, но в действительности представляет собой многогранный и интереснейший спорт, подробнее про который и расскажем далее.

История

Согласно наиболее распространенной версии, городки появились в 18 веке на территории России , и с тех пор представляли собой одну из наиболее распространенных народных забав. Конечно, в процессе развития этого спорта правила могли разниться и отличаться в зависимости, к примеру, от региона.

Консолидированные правила городков появились только в 1923 году , а после этого в 1933 правила обновились и появились схемы стандартных 15 фигур, которые используются в игровом процессе.

Граждане Советского Союза обожали городки. Этот спорт имел высокую популярность во многих регионах, хотя на командных соревнованиях лидерами всегда оставались москвичи, которые забирали самые высокие награды.

После 60-х годов предыдущего века количество спортсменов составляло около 350 тысяч .


Далее, популярность этого спорта постепенно снижалась, и, к распаду Союза, а точнее после распада, городки стали практически полностью забытым спортом, который мало кого интересовал. Как ни странно, но после 2000-х годов популярность городков снова растет, спорт обрел новых поклонников .

Более того, популярность городков давно распространилась за пределы России . Теперь этот спорт является международным и привлекает спортсменов из разных стран.

На данный период существуют регулярные Кубки Европы и чемпионаты мира.

Описание и современные правила игры в городки

В целом, игра представляет собой процесс выбивания городков из пространства на плоской поверхности , которое называется «городом».

Игроки поочередно бросают биту (по сути, палка из древесины) по различным фигурам. Целью является выбивание всех фигур за наименьшее количество бросков , как минимум следует сделать меньше бросков, чем соперник.

Итак, существует 15 фигур и игровое пространство . Каждый игрок выбивает бросками фигуры, которые всегда состоят из пяти городков — цилиндров из древесины.

Выбивать фигуры требуется особенным образом . Нужно чтобы городки выносились за заднюю или боковые части игрового квадрата. В игровом квадрате 2 на 2 метра и строятся фигуры, если после броска городки остаются в квадрате, потребуется делать следующие броски , пока фигура не будет выбита.


Когда первая фигура выбита, устанавливается следующая и так до 15-й фигуры. После этого процесс может повториться в зависимости от регламента.

Как правило, играют три партии, но счет ведут по количеству затраченных бросков (бит) для выбивания фигур, игрок, который сделал меньше бросков – выигрывает .

Также подсчет баллов может вестись на каждом броске, каждый выбитый городок дает 1 балл. Однако данная система является менее распространенной и на соревнованиях (да и в простых играх) используется редко.

Существуют правила бросков биты, которые требуется делать без существенной медлительности (около полуминуты на бросок) и направлять биту в особую игровую зону.

Перед квадратом, в котором устанавливаются фигуры, имеется линия, за которой нужно сделать первое касание битой. Если бита приземляется до линии или касается линии, то бросок не засчитывается , кстати, для того чтобы точно фиксировать касание, линию, как правило, отмечают слоем песка или земли и обновляют между бросками в процессе установки фигур.

Есть ограничение для длины биты – не более одного метра . Как правило, биты снабжают металлическими оправами, которые позволяют сохранять их целыми на протяжении многих бросков. Ведь в городки играют чаще всего на асфальте, о который древесина бьется и со временем деформируется.

Также есть правила о фиксированной дистанции до квадрата с фигурами . Сначала броски выполняются с так называемого «кона», который располагается в 13 метрах от фигур.

Но если начальный бросок выбил хотя бы один городок, то игрок переходит на так называемый «полукон», то есть пространство для бросков в 6,5 метрах от квадрата.

Соревнования по городкам

На данный период городки более всего распространены, как профессиональный спорт, в таких странах, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Эстония;
  • Германия;
  • Беларусь;
  • Латвия;
  • Монголия;
  • Молдова;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Кыргызская Республика;
  • Финляндия.


Федерация практически каждой из перечисленных стран проводит собственные соревнования в рамках национального первенства . Помимо этого, существуют локальные соревнования в некоторых отдельных городах, где имеются клубы любителей городошного спорта.

Чемпионаты мира и Европы по большей части проводятся на территории российских городов , но могут быть и в других странах.

В целом, турниров по городкам огромное количество, начиная от совсем локальных до крупных международных. Причем для того, чтобы поучаствовать в небольших турнирах , как правило, не требуется ничего, кроме предварительной записи и базового понимания данного спорта .

Тактика и техника игры в городки

Основной особенностью городков является грамотная техника бросков . По сути, именно благодаря броскам и выстраивается основная тактика игры.

Для бросков может использоваться разный тип хвата :

  • короткий – биту берут с самого края, ребро ладошки лежит ровно по краю биты;
  • средний – ладошка располагается на дистанции в пару ладошек от края;
  • глубокий – бита берется ближе к середине.

Каждый игрок выполняет броски хватом наиболее удобным для себя , тут отсутствуют какие-либо требующие соблюдения правила.

Собственно, бросок выполняется примерно сбоку и снизу , бита летит над землей, не меняя высоты, и начинает снижаться и замедляться практически над самой фигурой.

Техника броска в городках требует детального и тщательного изучения. Для того, чтобы обрести нормальную технику и уметь сбивать различные фигуры, потребуется немалое количество тренировок.

Вдаваться в эту тему не станем, в завершение параграфа скажем разве только о возможности использования командной тактики (очередность бросающих, замены и подобное) на командных соревнованиях, в которых принимают команды не менее пяти человек в каждой.

Площадка

Как правило, площадка для игры в городки имеет длину не менее двадцати метров, а в поперечнике около 15 , хотя размеры вполне могут варьироваться в зависимости от условий и типа игры.

На задней части (за «городом») может располагаться возвышение или какие-либо ограничивающие конструкции, которые позволяют городкам особенно не разлетаться и легче их собирать.

Игровой квадрат спереди имеет специальную разметку , которая располагается диагоналями от краев передней линии, эта разметка называется «усы» и ограничивает зону, за которую засчитывается вылет или выкатывание городка.

Стандартная площадка зачастую представляет собой две секции для игры, расположенные рядом . Такое расположение позволяет удобнее соревноваться, так как игрокам противоположных команд не требуется ждать бросков соперника, они просто последовательно сбивают фигуры, а судьи фиксируют результат.

Фигуры для игры в городки — схемы

Существует стандартный ряд фигур (хотя некоторые игроки могут придумывать и собственные, в частности, весьма интересно предоставлять такую возможность детям для развития фантазии) из 15 схем.

Каждая фигура – пять городков , складываемых на передней линии города посередине, за исключением 15-й фигуры — письмо.

Названия и последовательность фигур выглядят следующим образом:

  • «Пушка»,
  • «Вилка»,
  • «Звезда»,
  • «Стрела»,
  • «Колодец»,
  • «Коленчатый вал»,
  • «Артиллерия»,
  • «Ракетка»,
  • «Пулеметное гнездо»,
  • «Рак»,
  • «Часовые»,
  • «Серп»,
  • «Тир»,
  • «Самолет»,
  • «Письмо».


Такова классическая последовательность и количество фигур , но в разных партиях эта схема может варьироваться. В частности, более распространены укороченные партии, которые состоят из 10 или 6 фигур.

Размеры

Размеры каждого городка составляют по 20 сантиметров в длину , а диаметр около 5 сантиметров .

Размеры пространства для игры описаны ранее, следует разве только отметить требование к дистанции — не менее двух метров между двумя соседними городами и наличие так называемого «пригорода» , который образуется линиями «усов», передней линией города и линией между «усами» (она располагается в метре от передней линии квадрата).

«Пригород» используется для установки городков , которые после бросков выкатываются или вылетают вперед, в сторону игрока.

Какие качества развивает игра?

Для того, чтобы играть в городки, не требуются запредельные физические данные, однако эта игра не так проста, как кажется. Если внешне броски выглядят простыми, то на деле новые игроки сначала практически никогда попадают битой не только по городкам, но и вообще близко к «городу».

Следует отметить развитие выносливости у игроков в городки, так как матч может длиться подряд от двух и более часов непрерывно.

Из основных развиваемых качеств у спортсменов следует отметить :

  • меткость;
  • ловкость;
  • координацию движений;
  • глазомер;
  • силу рук.

Как правило, городки называют спортом для пенсионеров, но нередко и молодые люди предпочитают данную игру, и им городки предоставляют улучшение многих физических данных, а также развитие на уровне тактического и логического мышления.

Городки для детей

В завершение скажем некоторое количество слов относительно городков для детей. Подобная физическая активность окажется полезной и для юного возраста , и городки могут быть великолепно адаптированы под параметры детского тела. В частности, уменьшается размер биты и дистанция от кона до города .

Благодаря адаптации игры, дети могут получить возможность чувствовать себя комфортно и оттачивать навыки бросков.

Для детей городки полезны потенциалом к развитию внимательности и концентрации . Учитывая возможность весьма длительного продолжения каждого отдельного матча, городки могут помочь занять подрастающее поколение интересной и полезной активностью.

Создание детского комплекта может вообще не потребовать никаких финансовых вложений. Равно как инвентарь для стандартных городков, инвентарь для детских городков легко сделать самостоятельно .

Видео-уроки: правила и техника игры в городки


Июн 1, 2017 Александра

Уважаемые коллеги, желаю Вам успехов!

Надеюсь, что эта беседа-практикум пополнила копилку Ваших знаний о русских народных играх и Вы обязательно поиграете!

Желаю Вам приятного время провождения!

Физ.инструктор Темнова Тамара Алексеевна.

Уважаемые коллеги!

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова, от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития.

Причины этого кроются в современном образе жизни. Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте усиленно развиваются такие свойства нервной системы, как сила, подвижность, уравновешенность, формируется способность к двигательным дифференцировкам, угадыванию траекторий движения. У детей старшего дошкольного возраста условные рефлексы вырабатываются быстро, но игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как само-регуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Подвижные игры

Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.

Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города» или «пригорода» в любом направлении. Городки, выкатившиеся за пределы этих зон и вкатившиеся обратно, считаются выбитыми.

Выигрыш партии

Партия считается выигранной той командой, которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При равном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной.

Игра выиграна одной из команд, если: в игре из трех партий счет: 2:0, 2:1, 2,5:0.

Каждый играющий получает 2 биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки из города. В начале игры биты бросают с кона, а затем, когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющие подходят ближе и бросают биты с полукона. После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура.

По правилам этой игры соблюдается определённое

количество и порядок фигур. О количестве фигур вы договариваетесь перед игрой. Их может быть 3-4.

Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур, совершив меньшее количество бросков бит.

Правила игры в «Городки»

Как вы уже знаете «Городки» - старинная народная спортивная игра. Для игры нужны палки - биты и городки - «рюхи».

На земле чертится квадрат, стороны которого равны 1м, - это «город». На расстоянии 2м. от него проводится линия - полукон, от этой линии проводим ещё оду, на расстоянии 1м., - кон, с которого играющие начинают бросать биты. Городки в виде различных фигур расставляют на лицевой линии города.

Игру начинает команда (участники) правого «города», далее броски выполняются поочередно, с использованием в каждом выходе двух бит. Игроки обязаны выходить на «кон» или «полукон» и возвращаться через боковые линии.

Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих «городов».

Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой.

Если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнее положение, биту возвращают и бросок выполняют повторно.

Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков, то их восстанавливают в прежнее положение, но биту не возвращают.

способствуют двигательному развитию детей. В игре совершенствуются многие умения, двигательные навыки, а также быстрота и ловкость, сила и выносливость. Очевидно, что народные игры и физические упражнения не только необходимы, но и представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передачи жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям и обычаям, в них заключены большие воспитательные возможности. По определению А.В. Запорожца подвижные игры представляют собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.

В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает выявление новых источников пополнения и обогащения средств

* двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование народных традиций физического воспитания, поэтому весьма актуально обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на основе применения русской народной игры «городки».

В качестве основных задач двигательного развития дошкольников при обучении в «Городки» определяют следующие:

Способствовать повышению уровня произвольности двигательных действий; освоению техники движений и их координации; направленности на результат при выполнении физических упражнений; развивать двигательные качества и способности детей;

Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех движений; учить детей контролировать и оценивать свои движения; формировать первоначальные представления в играх и упражнениях; побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности, целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость;

Формировать у дошкольников культуру движений, двигательное обогащение опыта детей всеми доступными движениями.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Обучая дошкольников игре в «Городки», ставится цель:

– вызвать устойчивый интерес к игре и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребенка;

–обогащать двигательный опыт детей двигательными действиям

Городошные фигуры

Схема городошной площадки

Кон

Обучать правильной технике выполнения элементов игры в «Городки»;

Содействовать развитию двигательных способностей;

Формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Традиция нашего дошкольного учреждения – быть здоровыми!

В. А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Поэтому в работе с детьми мы помним и стараемся соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Городки - старинная русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции.

«Городки»

В мире существует огромное количество игр. Но сегодня я хочу вам рассказать об одной интересной народной игре - «Городки». Когда то в эту игру играли по всей Руси и она пользовалась огромной популярностью, как среди взрослых, так и среди детей.

Вы можете играть в эту игру на своих спортивных площадках.

Что же нужно для этой игры? Нужны палки - биты и городки.

На земле чертят квадрат, сторона которого 1м. Это город. На расстоянии 2 м. от города проводим линию, которая называется полукон. От этой линии на расстоянии 1м. проводится ещё одна линия, с которой играющие бросают биты. Эта линия называется кон. Городки в виде различных фигур, а таких фигур всего пятнадцать, поочерёдно расставляют на лицевой линии города. Каждая фигура состоит из пяти «рюх» - городков.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: