Основные положения о роли юристов (ООН). Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование Статус и условия службы


Приняты Восьмым Конгрессом ООН
по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;
Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 года

Восьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, ссылаясь на Миланский план действий*, принятый на основе
консенсуса седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и
одобренный Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 40/32 от 29
ноября 1985 года, ___________________
* Смотри Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,
Милан, 26 августа - 7 сентября 1985 года (издание Организации
Объединенных Наций, в продаже под N R.86.IV.I), глава 1, раздел A.
ссылаясь также на резолюцию 18 седьмого Конгресса*, в
которой Конгресс рекомендует государствам-членам обеспечить защиту
практикующих юристов от неправомерных ограничений и давления при
выполнении ими своих функций, ___________________
* Там же, раздел E.
с удовлетворением отмечая работу, проделанную во исполнение
резолюции 18 седьмого Конгресса Комитетом по предупреждению
преступности и борьбе с ней, Межрегиональным подготовительным
совещанием к восьмому Конгрессу Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями по
нормам и руководящим принципам Организации Объединенных Наций в
области предупреждения преступности и уголовного правосудия и их
выполнению и первоочередным задачам в отношении установления новых
норм*, и региональными подготовительными совещаниями к восьмому
Конгрессу, __________________
* A/CONF. 144/IPM.5.
1. принимает Основные принципы, касающиеся роли юристов,
содержащиеся в приложении к настоящей резолюции; 2. рекомендует Основные принципы для принятия решений и
осуществления на национальном, региональном и межрегиональном
уровнях с учетом политических, экономических, социальных и
культурных условий и традиций каждой страны; 3. предлагает государствам-членам учитывать и соблюдать
Основные принципы в рамках их национального законодательства и
практики; 4. предлагает также государствам-членам довести Основные
принципы до сведения юристов, судей, работников органов
исполнительной власти и законодательной власти и населения в
целом; 5. предлагает далее государствам-членам информировать
Генерального секретаря каждые пять лет начиная с 1992 года о ходе
осуществления Основных принципов, и том числе об их
распространении, их включении во внутреннее законодательство,
практику, процедуры и политику, о проблемах, возникающих в связи с
их осуществлением на национальном уровне, и помощи, которая,
возможно, требуется со стороны международного сообщества, и просит
Генерального секретаря представить соответствующий доклад девятому
Конгрессу Организации Объединенных Наций по предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями; 6. призывает все правительства поощрять на национальном и
региональном уровнях семинары и учебные курсы, посвященные роли
юристов и соблюдению равенства условий доступа к профессии юриста; 7. настоятельно призывает региональные комиссии, региональные
и межрегиональные учреждения, занимающиеся вопросами
предупреждения преступности и уголовного правосудия,
специализированные учреждения и другие органы системы Организации
Объединенных Наций, другие заинтересованные межправительственные
организации при Экономическом и Социальном Совете, принять
активное участие в осуществлении основных принципов и
информировать Генерального секретаря о проделанной работе по
распространению и осуществлению Основных принципов и о степени их
осуществления и просит Генерального секретаря включить настоящую
информацию в его доклад девятому Конгрессу; 8. призывает Комитет по предупреждению преступности и борьбе
с ней рассмотреть в первоочередном порядке вопрос о путях и
средствах обеспечения эффективного осуществления настоящей
резолюции; 9. просит Генерального секретаря: а) принять, в случае необходимости, меры по доведению
настоящей резолюции до сведения правительств и всех
заинтересованных органов Организации Объединенных Наций и
обеспечить как можно более широкое распространение Основных
принципов; b) включить Основные принципы в следующий выпуск издания
Организации Объединенных Наций под названием "Права человека:
Сборник международных документов"; с) предоставлять правительствам по их просьбе услуги
экспертов и региональных и межрегиональных консультантов для
оказания помощи в осуществлении Основных принципов и представить
девятому Конгрессу доклад о фактически предоставленной технической
помощи и подготовке; d) представить Комитету по предупреждению преступности и
борьбе с ней на его двенадцатой сессии доклад о мерах, принятых по
осуществлению настоящих Основных принципов.
Приложение
Основные принципы, касающиеся роли юристов
Принимая во внимание, что народы мира заявляют в Уставе
Организации Объединенных Наций (995_010), в частности, о своей
решимости создать условия, при которых может соблюдаться
справедливость, и провозглашают в качестве одной из своих целей
осуществление международного сотрудничества в обеспечении и
развитии уважения прав человека и основных свобод без различия
расы, пола, языка и религии, принимая во внимание, что во Всеобщей декларации Прав
человека (995_015)* зафиксированы принципы равенства перед
законом, презумпция невиновности, право на то, чтобы дело было
рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости
независимым и беспристрастным судом, и все необходимые гарантии
для защиты любого человека, обвиняемого в совершении преступления, ___________________
принимая во внимание, что в Международном пакте о гражданских
и политических правах (995_043)* также провозглашается право
быть судимым без неоправданной задержки и право на справедливое и
публичное разбирательство дела компетентным, независимым и
беспристрастным судом, созданным на основании закона, ___________________
принимая во внимание, что в Международном пакте об
экономических, социальных и культурных правах (995_042)*
напоминается об обязанности государств согласно Уставу Организации
Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению
прав и свобод человека, ___________________
* Резолюция 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что в Своде принципов защиты всех лиц,
подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме
(995_206)*, предусматривается, что задержанное лицо имеет право
использовать помощь юрисконсульта, обращаться и консультироваться
с ним, ___________________
* Резолюция 43/173 Генеральной Ассамблеи, приложение.
принимая во внимание, что в Стандартных минимальных правилах
обращения с заключенными (995_212)*, в частности, рекомендуется
обеспечивать подследственным заключенным юридическую помощь и
конфиденциальное обращение с адвокатом, ___________________
* См. Права человека: Сборник международных договоров
(издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N R.86.XIV.
1), раздел G.
принимая во внимание, что в Мерах, гарантирующих защиту прав
тех, кто приговорен к смертной казни (995_226)*, подтверждается
право каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении
преступления, за которое может быть вынесен смертный приговор, на
соответствующую правовую помощь на всех стадиях судопроизводства в
соответствии со статьей 14 Международного пакта о гражданских и
политических правах, ___________________
* Резолюция 217 A (III) Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что в декларации основных принципов
правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью
(995_114)* рекомендуются меры, которые следует принимать на
международном и национальном уровнях для облегчения жертвам
преступлений доступа к правосудию и справедливому обращению,
реституции, компенсации и помощи, __________________
* Резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи.
принимая во внимание, что для обеспечения надлежащей защиты
прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все
люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими,
социальными и культурными или гражданскими и политическими,
необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к
юридическим услугам, предоставляемым независимыми
профессиональными юристами, принимая во внимание, что профессиональным ассоциациям
юристов отводится основополагающая роль в обеспечении соблюдения
профессиональных норм и этики в защите своих членов от
преследования и неправомерных ограничений и посягательств, в
предоставлении юридических услуг всем нуждающимся и в
сотрудничестве с правительственными и другими учреждениями в
содействии осуществлению целей правосудия и в отстаивании
государственных интересов, приведенные ниже Основные принципы, касающиеся роли юристов,
сформулированные для оказания помощи государствам-членам в
осуществлении их задачи развития и обеспечения надлежащей роли
юристов, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках
их национального законодательства и практики и должны быть
доведены до внимания юристов, а также других лиц, таких, как
судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных
органов и населения в целом. Эти принципы, при необходимости,
также применяются к лицам, которые выполняют функции юристов, не
имея официального статуса таковых.
Доступ к юристам и юридическим услугам
1. Каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за
помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех
стадиях уголовного разбирательства. 2. Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие
механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц,
находящихся на их территории и попадающих под их юрисдикцию, без
какого-либо различия, такого, как дискриминация по признаку расы,
цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии,
политических или иных убеждений, национального или социального
происхождения, имущественного, сословного, экономического или
иного положения. 3. Правительства обеспечивают предоставление достаточных
финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и,
в случае необходимости, другим лицам, находящимся в
неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации юристов
сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других
ресурсов. 4. Правительства и профессиональные ассоциации юристов
содействуют осуществлению программ по информированию людей об их
правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли
юристов в защите их основных свобод. Особое внимание следует
уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в
неблагоприятном положении, с тем, чтобы они могли отстаивать свои
права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам.
Специальные гарантии в вопросах уголовного правосудия
5. Правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти
немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться
помощью юриста по своему выбору при аресте или задержании либо при
обвинении его в совершении уголовного преступления. 6. Во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия,
каждый такой человек, не имеющий юриста, имеет право на помощь
юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру
правонарушения, назначенного в целях предоставления ему
эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет
достаточных средств для оплаты услуг юриста. 7. Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все
арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено
ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет,
получали немедленный доступ к юристу и в любом случае не позднее,
чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания. 8. Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму
лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для
посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки,
вмешательства или цензуры и с соблюдением полной
конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в
присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без
возможности быть услышанными ими.
Квалификация и подготовка кадров
9. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и
подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и
моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод,
признанных национальным и международным правом. 10. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб
какому-либо лицу в отношении начала или продолжения
профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета
кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или
иных взглядов, национального или социального происхождения,
имущественного, сословного, экономического или иного положения, за
исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен
являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается
как дискриминационное. 11. В странах, где существуют группы, общины и регионы,
потребности которых в юридических услугах не обеспечивают,
особенно там, где такие группы обладают своеобразной культурой,
традициями или языком или становились жертвами дискриминации в
прошлом, правительства, профессиональные ассоциации юристов и
учебные заведения должны принять особые меры к тому, чтобы
предоставить возможности кандидатам от этих групп получить доступ
к профессии юриста и обеспечить, чтобы они получили образование,
соответствующее потребностям их групп.
Функции и обязанности
12. Юристы при всех обстоятельствах сохраняют честь и
достоинство, присущие их профессии, как ответственные сотрудники в
области отправления правосудия. 13. По отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие
функции: a) консультирование клиентов в отношении их юридических прав
и обязанностей и работы правовой системы в той мере, в какой это
касается юридических прав и обязанностей клиентов; b) оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и
принятие законодательных мер для защиты их или их интересов; c) оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах,
трибуналах или административных органах. 14. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы
правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и
основных свобод, признанных национальным и международным правом, и
во всех случаях действовать независимо и добросовестно в
соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной
этикой юриста. 15. Юристы всегда строго соблюдают интересы своих клиентов.
Гарантии в отношении выполнения юристами своих обязанностей
16. Правительства обеспечивают, чтобы юристы: a) могли выполнять все свои профессиональные обязанности в
обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или
неоправданного вмешательства; b) могли совершать поездки и беспрепятственно
консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее
пределами; и c) не подвергались судебному преследованию и судебным,
административным, экономическим или другим санкциям за любые
действия, совершенные в соответствии с признанными
профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также
угрозами такого преследования и санкций. 17. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности
юристов в результате выполнения ими своих функций, власти
обеспечивают им надлежащую защиту. 18. Юристы не отождествляются со своими клиентами или
интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих
функций. 19. Ни один суд или административный орган, в котором
признается право на адвоката, не отказывается признавать права
юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением
тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои
профессиональные обязанности в соответствии с национальным правом
и практикой и в соответствии с настоящими принципами. 20. Юристы пользуются гражданским и уголовным иммунитетом в
отношении соответствующих заявлений, сделанных добросовестно в
виде письменных представлений в суд или устных выступлений в суде
или ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в
суде, трибунале или другом юридическом или административном
органе. 21. Компетентные органы обязаны обеспечивать юристам
достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье
и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем,
с тем чтобы юристы имели возможность оказывать эффективную
юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен
обеспечиваться как только в этом появляется необходимость. 22. Правительства признают и обеспечивают конфиденциальный
характер любых сношений и консультаций между юристами и их
клиентами в рамках их профессиональных отношений.
Свобода убеждений и ассоциаций
23. Юристы, как и другие граждане, имеют право на свободу
выражения мнения, убеждений и собраний. В частности, они имеют
право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам,
касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав
человека, и быть членами местных, национальных или международных
организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях,
не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности
вследствие своих законных действий или членства в законной
организации. Осуществляя эти права, юристы в своих действиях
всегда руководствуются правом и признанными нормами и
профессиональной этикой юриста.
Профессиональные ассоциации юристов
24. Юристы имеют право создавать и являться членами
самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их
интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке
и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган
профессиональных организаций избирается ее членами и выполняет
свои функции без вмешательства извне. 25. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с
правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный
и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели
возможность без неправомерного вмешательства консультировать и
оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными
профессиональными стандартами и этическими нормами.
Дисциплинарные меры
26. Юристы через свои соответствующие органы или
законодательные органы разрабатывают в соответствии с национальным
законодательством и обычаями и признанными международными
стандартами и нормами кодексы профессионального поведения юристов. 27. Обвинения или жалобы в отношении юристов, выступающих в
своем профессиональном качестве, подлежат скорейшему и
объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой.
Юристы имеют право на справедливое разбирательство дела, включая
право на помощь юриста по своему выбору. 28. Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются
беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в
независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат
независимому судебному контролю. 29. Все дисциплинарные меры определяются в соответствии с
кодексом профессионального поведения и другими признанными
стандартами и профессиональной этикой юриста и в свете настоящих
принципов.
"Права людини і професійні стандарти для юристів", 1996

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ,
КАСАЮЩИЕСЯ РОЛИ ЮРИСТОВ

(Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 года)


Принимая во внимание, что народы мира заявляют в Уставе Организации Объединенных Наций, в частности, о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость, и провозглашают в качестве одной из своих целей осуществление международного сотрудничества в обеспечении и развитии уважения прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии,
принимая во внимание, что во Всеобщей декларации прав человека зафиксированы принципы равенства перед законом, презумпция невиновности, право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом, и все необходимые гарантии для защиты любого человека, обвиняемого в совершении преступления,
принимая во внимание, что в Международном пакте о гражданских и политических правах также провозглашается право быть судимым без неоправданной задержки и право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона,
принимая во внимание, что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах напоминается об обязанности государств согласно Уставу Организации Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека,
принимая во внимание, что в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, предусматривается, что задержанное лицо имеет право использовать помощь юрисконсульта, обращаться и консультироваться с ним,
принимая во внимание, что в Стандартных минимальных правилах обращения с заключенными, в частности, рекомендуется обеспечивать подследственным заключенным юридическую помощь и конфиденциальное обращение с адвокатом,
принимая во внимание, что в Мерах, гарантирующих защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, подтверждается право каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое может быть вынесен смертный приговор, на соответствующую правовую помощь на всех стадиях судопроизводства в соответствии со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах,
принимая во внимание, что в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью рекомендуются меры, которые следует принимать на международном и национальном уровнях для облегчения жертвам преступлений доступа к правосудию и справедливому обращению, реституции, компенсации и помощи,
принимая во внимание, что для обеспечения надлежащей защиты прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими, социальными и культурными или гражданскими и политическими, необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными юристами,
принимая во внимание, что профессиональным ассоциациям юристов отводится основополагающая роль в обеспечении соблюдения профессиональных норм и этики в защите своих членов от преследования и неправомерных ограничений и посягательств, в предоставлении юридических услуг всем нуждающимся и в сотрудничестве с правительственными и другими учреждениями в содействии осуществлению целей правосудия и в отстаивании государственных интересов,
приведенные ниже Основные принципы, касающиеся роли юристов, сформулированные для оказания помощи государствам - членам в осуществлении их задачи развития и обеспечения надлежащей роли юристов, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национального законодательства и практики и должны быть доведены до внимания юристов, а также других лиц, таких, как судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных органов и населения в целом. Эти принципы, при необходимости, также применяются к лицам, которые выполняют функции юристов, не имея официального статуса таковых.

Доступ к юристам и юридическим услугам


1. Каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.
2. Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под юрисдикцию, без какого-либо различия, такого, как дискриминация по признаку расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения.
3. Правительства обеспечивают предоставление достаточных финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и, в случае необходимости, другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других ресурсов.
4. Правительства и профессиональные ассоциации юристов содействуют осуществлению программ по информированию людей об их правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли юристов в защите их основных свобод. Особое внимание следует уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении, с тем чтобы они могли отстаивать свои права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам.

Специальные гарантии в вопросах уголовного правосудия


5. Правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться помощью юриста по своему выбору при аресте или задержании либо при обвинении его в совершении уголовного преступления.
6. Во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия, каждый такой человек, не имеющий юриста, имеет право на помощь юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру правонарушения, назначенного в целях предоставления ему эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг юриста.
7. Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет, получали немедленный доступ к юристу и в любом случае не позднее, чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания.
8. Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки, вмешательства или цензуры и с соблюдением полной конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без возможности быть услышанными ими.

Квалификация и подготовка кадров


9. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом.
10. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.
11. В странах, где существуют группы, общины и регионы, потребности которых в юридических услугах не обеспечиваются, особенно там, где такие группы обладают своеобразной культурой, традициями или языком или становились жертвами дискриминации в прошлом, правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения должны принять особые меры к тому, чтобы предоставить возможности кандидатам от этих групп получить доступ к профессии юриста и обеспечить, чтобы они получили образование, соответствующее потребностям их групп.

Функции и обязанности


12. Юристы при всех обстоятельствах сохраняют честь и достоинство, присущие их профессии, как ответственные сотрудники в области отправления правосудия.
13. По отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие функции:
a) консультирование клиентов в отношении их юридических прав и обязанностей и работы правовой системы в той мере, в какой это касается юридических прав и обязанностей клиентов;
b) оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и принятие законодательных мер для защиты их или их интересов;
c) оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах, трибуналах или административных органах.
14. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.
15. Юристы всегда строго соблюдают интересы своих клиентов.

Гарантии в отношении выполнения юристами
своих обязанностей


16. Правительства обеспечивают, чтобы юристы:
a) могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства;
b) могли совершать поездки и беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами; и
c) не подвергались судебному преследованию и судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозами такого преследования и санкций.
17. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности юристов в результате выполнения ими своих функций, власти обеспечивают им надлежащую защиту.
18. Юристы не отождествляются со своими клиентами или интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих функций.
19. Ни один суд или административный орган, в котором признается право на адвоката, не отказывается признавать права юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с национальным правом и практикой и в соответствии с настоящими принципами.
20. Юристы пользуются гражданским и уголовным иммунитетом в отношении соответствующих заявлений, сделанных добросовестно в виде письменных представлений в суд или устных выступлений в суде или в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.
21. Компетентные органы обязаны обеспечивать юристам достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем, с тем чтобы юристы имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен обеспечиваться как только в этом появляется необходимость.
22. Правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений.

Свобода убеждений и ассоциаций


23. Юристы, как и другие граждане, имеют право на свободу выражения мнения, убеждений и собраний. В частности, они имеют право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам, касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека, и быть членами местных, национальных или международных организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях, не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности вследствие своих законных действий или членства в законной организации. Осуществляя эти права, юристы в своих действиях всегда руководствуются правом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.

Профессиональные ассоциации юристов


24. Юристы имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган профессиональных организаций избирается ее членами и выполняет свои функции без вмешательства извне.
25. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

Дисциплинарные меры


26. Юристы через свои соответствующие органы или законодательные органы разрабатывают в соответствии с национальным законодательством и обычаями и признанными международными стандартами и нормами кодексы профессионального поведения юристов.
27. Обвинения или жалобы в отношении юристов, выступающих в своем профессиональном качестве, подлежат скорейшему и объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой. Юристы имеют право на справедливое разбирательство дела, включая право на помощь юриста по своему выбору.
28. Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат независимому судебному контролю.
29. Все дисциплинарные меры определяются в соответствии с Кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и профессиональной этикой юриста и в свете настоящих Принципов.

По Уставу ООН на эту организацию возложена ответственность за международное сотрудничество по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из главных органов ООН - Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, а в 1993 г. - в более высокий по статусу орган - в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея, кроме того, возложила на этот орган функции подготовки один раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. К настоящему времени было проведено 10 конгрессов, решения которых существенно продвинули вопросы международного сотрудничества на надежной научной и правовой базе.

Конгрессы ООН проходили: Первый - Женева, 1955 г., Второй - Лондон. 1960 г., Третий - Стокгольм, 1965 г., Четвертый - Киото, 1970 г., Пятый - Женева, 1975 г., Шестой - Каракас, 1980 г., Седьмой - Милан, 1985 г., Восьмой - Гавана, 1990 г., Девятый - Каир, 1995 г., Десятый - Вена, апрель 2000 г. На конгрессах ООН были выработаны важные международно-правовые документы. Из огромного перечня их назовем лишь некоторые: Стандартные минимальные правила обращения с заключенными, принятые Первым конгрессам, которые были развиты в резолюции Генеральной Ассамблеи в 1990 г. и в приложении к ней, где были сформулированы основные принципы обращения с заключенными;

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который рассматривался на Пятом конгрессе и после соответствующей доработки в 1979 г. был принят Генеральной Ассамблеей;

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая обсуждалась на Пятом конгрессе и по его рекомендации в 1975 г. была принята Генеральной Ассамблеей.

Особенно продуктивными были шестой - девятый конгрессы. На Шестом конгрессе принята Каракасская декларация, в которой заявлено, что успех системы уголовного правосудия и стратегий по предупреждению преступности, особенно в условиях распространения новых и необычных форм преступного поведения, зависит в первую очередь от прогресса в области улучшения социальных условий и повышения качества жизни. На конгрессе было принято около 20 резолюций и других решений, касающихся стратегий предупреждения преступности, предупреждения злоупотребления властью, минимальных стандартов справедливости и правосудия в отношении несовершеннолетних, руководящих принципов обеспечения независимости судей, правовой информированности и распространения правовых знаний и т.д.

На Седьмом конгрессе принят Миланский план действий, в котором сказано, что преступность представляет собой серьезную проблему в национальном и международном масштабах. Она препятствует политическому, экономическому, социальному и культурному развитию народов и ставит под угрозу права человека, основные свободы, а также мир, стабильность и безопасность. В принятых документах правительствам рекомендовалось придать первостепенное значение предупреждению преступности, активизировать сотрудничество между собой на двусторонней и многосторонней основе, развивать криминологические исследования, уделять особое внимание борьбе с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью, обеспечить широкое участие общественности в предупреждении преступлений.

Конгресс принял более 25 резолюций, в том числе: стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), декларацию основных принципов правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотреблений властью, основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, и др.

На Восьмом конгрессе обсуждались следующие темы: предупреждение преступности и уголовное правосудие; политика в области уголовного правосудия; эффективные национальные и международные действия по борьбе с организованной преступностью и террористической преступной деятельностью; предупреждение преступности среди молодежи, правосудие в отношении несовершеннолетних и защита молодежи; нормы и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

На конгрессе принято самое большое число резолюций - 35. Назовем лишь некоторые: международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия; руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних ("Эр-Риядские принципы"); предупреждение преступности в городской среде; предупреждение организованной преступности: борьба с террористической деятельностью; коррупция в сфере государственного управления; основные принципы обращения с заключенными; международное и межрегиональное сотрудничество в области управления тюрьмами и общинных санкций.

Девятый конгресс обсуждал четыре темы: международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия; меры борьбы с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью; управление и совершенствование работы полиции и других правоохранительных органов, прокуратуры, судов, исправительных учреждений; стратегия в области предупреждения преступности. Конгресс принял 11 решений, в том числе: рекомендации по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, результаты обсуждения проекта конвенции по борьбе с организованной преступностью, а также о детях как жертвах и исполнителях преступлений, о насилии среди женщин, о регулировании оборота огнестрельного оружия в целях предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности.

Судя по числу принимаемых документов, после Восьмого конгресса роль этого международного института начинает несколько снижаться Она все более сдвигается к рекомендательному консультативному характеру его деятельности Значительная часть его функций переходит к крепнущей Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, к ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее.

В разработке многих международных документов по вопросам борьбы с преступностью и уголовного правосудия активное участие принимает Международный комитет по координации (МКК), именуемый Комитетом четырех, поскольку он охватывает работу Международной ассоциации уголовного права (МАУП), Международного криминологического общества (МКО), Международного общества социальной защиты (МОСЗ) и Международного уголовного и пенитенциарного фонда (МУПФ).

Новые подходы к выработке международных правил являются менее затратными и более профессиональными. В обозначенной тенденции усматривается политика некоего прагматизма ООН, поскольку любые рекомендации, правила, стандарты, резолюции и декларации приобретают более значимый международно-правовой характер тогда, когда они принимаются руководящими структурами ООН и Генеральной Ассамблеей. Особое место в системе международных документов имеют конвенции.

Самый краткий и выборочный перечень вопросов, которые обсуждались на прошедших конгрессах, показывает, насколько они были важны при выработке оптимальных и эффективных подходов для международного сотрудничества и совершенствования национальных путей борьбы с преступностью в связи с ее глобализацией.

Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, его место в истории конгрессов

Краткая история конгрессов ООН

По Уставу ООН на эту организацию возложена ответственность за международное сотрудничество по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из главных органов ООН - Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, а в 1993 г. - в более высокий по статусу орган - в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендацли и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея, кроме того, возложила на этот орган функции подготовки один раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. К настоящему времени было проведено 10 конгрессов, решения которых существенно продвинули вопросы международного сотрудничества на надежной научной и правовой базе.

Конгрессы ООН проходили: Первый - Женева, 1955 г., Второй - Лондон. 1960 г., Третий - Стокгольм, 1965 г., Четвертый - Киото, 1970 г., Пятый -Женева, 1975 г., Шестой - Каракас, 1980 г., Седьмой - Милан, 1985 г., Восьмой - Гавана, 1990 г., Девятый - Каир, 1995 г., Десятый - Вена, апрель 2000 г. На конгрессах ООН были выработаны важные международно-правовые документы. Из огромного перечня их назовем лишь некоторые: Стандартные минимальные правила обращения с заключенными, принятые Первым конгрессам, которые были развиты в резолюции Генеральной Ассамблеи в 1990 г. и в приложении к ней, где были сформулированы основные принципы обращения с заключенными;

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который рассматривался на Пятом конгрессе и после соответствующей доработки в 1979 г. был принят Генеральной Ассамблеей;

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая обсуждалась на Пятом конгрессе и по его рекомендации в 1975 г. была принята Генеральной Ассамблеей.

Особенно продуктивными были шестой - девятый конгрессы. На Шестом конгрессе принята Каракасская декларация, в которой заявлено, что успех системы уголовного правосудия и стратегий по предупреждению преступности, особенно в условиях распространения новых и необычных форм преступного поведения, зависит в первую очередь от прогресса в области улучшения социальных условий и повышения качества жизни. На конгрессе было принято около 20 резолюций и других решений, касающихся стратегий предупреждения преступности, предупреждения злоупотребления властью, минимальных стандартов справедливости и правосудия в отношении несовершеннолетних, руководящих принципов обеспечения независимости судей, правовой информированности и распространения правовых знаний и т.д.

На Седьмом конгрессе принят Миланский план действий, в котором сказано, что преступность представляет собой серьезную проблему в национальном и международном масштабах. Она препятствует политическому, экономическому, социальному и культурному развитию народов и ставит под угрозу права человека, основные свободы, а также мир, стабильность и безопасность. В принятых документах правительствам рекомендовалось придать первостепенное значение предупреждению преступности, активизировать сотрудничество между собой на двусторонней и многосторонней основе, развивать криминологические исследования, уделять особое внимание борьбе с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью, обеспечить широкое участие общественности в предупреждении преступлений.

Конгресс принял более 25 резолюций, в том числе: стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), декларацию основных принципов правосудия в отношении жертв преступлений и злоупотреблений властью, основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, и др.

На Восьмом конгрессе обсуждались следующие темы: предупреждение преступности и уголовное правосудие; политика в области уголовного правосудия; эффективные национальные и международные действия по борьбе с организованной преступностью и террористической преступной деятельностью; предупреждение преступности среди молодежи, правосудие в отношении несовершеннолетних и защита молодежи; нормы и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

На конгрессе принято самое большое число резолюций - 35. Назовем лишь некоторые: международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия; руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних ("Эр-Риядские принципы"); предупреждение преступности в городской среде; предупреждение организованной преступности: борьба с террористической деятельностью; коррупция в сфере государственного управления; основные принципы обращения с заключенными; международное и межрегиональное сотрудничество в области управления тюрьмами и общинных санкций.

Девятый конгресс обсуждал четыре темы: международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия; меры борьбы с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью; управление и совершенствование работы полиции и других правоохранительных органов, прокурату- ; ры, судов, исправительных учреждений; стратегия в области предупреждения преступности. Конгресс принял 11 решений, в том числе: рекомендации по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, результаты обсуждения проекта конвенции по борьбе с организованной преступностью, а также о детях как жертвах и исполнителях преступлений, о насилии среди женщин, о регулировании оборота огнестрельного оружия в целях предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности.

Судя по числу принимаемых документов, после Восьмого конгресса роль этого международного института начинает несколько снижаться Она все более сдвигается к рекомендательному консультативному характеру его деятельности Значительная часть его функций переходит к крепнущей Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, к ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее.

В разработке многих международных документов по вопросам борьбы с преступностью и уголовного правосудия активное участие принимает Международный комитет по координации (МКК), именуемый Комитетом четырех, поскольку он охватывает работу Международной ассоциации уголовного права (МАУП), Международного криминологического общества (МКО), Международного общества социальной защиты (МОСЗ) и Международного уголовного и пенитенциарного фонда (МУПФ).

Новые подходы к выработке международных правил являются менее затратными и более профессиональными. В обозначенной тенденции усматривается политика некоего прагматизма ООН, поскольку любые рекомендации, правила, стандарты, резолюции и декларации приобретают более значимый международно-правовой характер тогда, когда они принимаются руководящими структурами ООН и Генеральной Ассамблеей. Особое место в системе международных документов имеют конвенции.

Самый краткий и выборочный перечень вопросов, которые обсуждались на прошедших конгрессах, показывает, насколько они были важны при выработке оптимальных и эффективных подходов для международного сотрудничества и совершенствования национальных путей борьбы с преступностью в связи с ее глобализацией.

Десятый конгресс ООН и его значение

Конгресс проходил с 10 по 17 апреля 2000 г. в Венском международном центре ООН. На конгрессе было представлено 138 стран. Самая большая делегация - от Австрии (45 человек). От Южной Африки - 37, от Японии - 29, от США - 21, от Франции - 20 человек. Многие страны (Бурунди, Гвинея, Гаити, Мавритания, Никарагуа и Др.) были представлены одним участником. Российская делегация состояла из 24 участников правоохранительных, исполнительных, законодательных и научных учреждений, в том числе (5 человек - от Постоянного представительства России при ООН в Вене. Возглавлял делегацию первый заместитель министра внутренних дел РФ В.И.Козлов.

На конгрессе был широко представлен Секретариат ООН и ассоциированные с ней исследовательские институты: UNAFEI (Азии и Дальнего Востока), UNICRI (Межрегиональный), ILANUD (Латинской Америки), HEUNI (Европейский), UNAFRI (Африканский региональный), NAASS (Арабская академия), AIC (Австралийский институт криминологии), ISPAC (Международный научный совет) и др., а также межправительственные организации (АСЕАН, Совет Европы, Европейская Комиссия, Европол и т.д.), многочисленные (более 40) международные неправительственные организации (Международная амнистия, Международная ассоциация уголовного права, Международное криминологическое общество, Международное общество социальной защиты, Международный уголовный и пенитенциарный фонд, Международная социологическая ассоциация и т.д.).

Присутствовали 370 индивидуальных экспертов, в том числе - 58 из США, 29 из Великобритании и других стран. Из России - лишь один индивидуальный эксперт, по 2-5 из стран СНГ и Прибалтики. Например, от Украины при численности официальной делегации в 8 человек было 5 индивидуальных экспертов.

На обсуждение были вынесены следующие актуальные проблемы: 1) укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия; 2) международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI в.; 3) эффективное предупреждение преступности: в ногу с новейшими достижениями; 4) правонарушители и жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления правосудия.

На пленарном заседании после открытия конгресса и решения организационных вопросов представлен обзор положения в мире в области преступности и уголовного правосудия, а начиная с 12 апреля и до конца работы конгресса на пленарном заседании активно обсуждалась тема: "Международное, сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI веке". Причем 14-15 апреля это обсуждение велось в рамках "сегмента высокого уровня"", где с национальными докладами выступали руководители правительственных делегаций. Обсуждение завершилось принятием Венской декларации о преступности и правосудии: ответ на вызовы XXI в.

Наряду с пленарным заседанием проводилась работа в двух комитетах. В Первом комитете обсуждались темы "Укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия", "Эффективное предупреждение преступности: в ногу с Новейшими достижениями", "Правонарушители а жертвы: ответственность и справедливость в процессе отправления правосудия". Во Втором Комитете проходили семинары-практикумы по вопросу о борьбе с коррупцией, об участии общественности в предупреждении преступности, о женщинах в системе уголовного правосудия (женщина-преступница, женщина-жертва, женщина-сотрудник системы уголовного правосудия), о преступлениях, связанных с использованием компьютерных сетей.

Все темы обсуждения были тесно связаны с решением главной проблемы международного сотрудничества - борьбой с транснациональными и национальными криминальными вызовами нового столетия. В силу этого важные результаты всех обсуждений так или иначе нашли отражение в декларации о преступности и правосудии.

Традиционно в последний день конгресса был утвержден его доклад. Но в отличие от предыдущих форумов ООН на Десятом конгрессе не было рассмотрено ни одной резолюции. Обсуждена и принята только одна декларация, но очень важная. На изломе столетий она определяет стратегию борьбы с транснациональной преступностью. Проект ее обсуждался в течение всего конгресса и не только на пленарном заседании и на комитетах, но и в процессе неофициальных консультаций руководителей и членов национальных делегаций.

В связи с огромной мировой значимостью, емкостью и краткостью Венской декларации целесообразно не пересказывать ее положения, а привести полностью.

Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века.

Мы, государства - члены Организации Объединенных Наций,

будучи обеспокоены воздействием на наше общество в результате совершения серьезных преступлений, имеющих глобальный характер, и будучи убеждены в необходимости двустороннего, регионального и международного сотрудничества в облает» предупреждения Преступности и уголовного правосудия,

будучи особо обеспокоены транснациональной организованной преступностью и взаимосвязями между ее различными видами,

будучи убеждены, что надлежащие программы предупреждения и реабилитации имеют основополагающее значение для эффективной стратегии борьбы с преступностью и что такие программы должны учитывать социально-экономические факторы, которые могут обусловливать большую уязвимость людей с точки зрения преступных деяний и вероятность совершения людьми таких деяний,

подчеркивая, что справедливая, ответственная, этичная и эффективная система уголовного правосудия является важным фактором содействия экономическому и социальному развитию и безопасности человека,

сознавая потенциальные возможности реституционных подходов к правосудию, которые направлены на сокращение преступности и содействие исцелению жертв, правонарушителей и оздоровлению общин,

собравшись на Десятый конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности 11 обращению с правонарушителями в Вене с 10 по 17 апреля 2000 года для принятия решений о более эффективных согласованных действиях в духе сотрудничества по решению мировой проблемы преступности,

провозглашаем следующее:

1.Мы отмечаем с признательностью результаты региональных подготовительных совещаний к десятому Конгрессу Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

2.Мы подтверждаем цели Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, особенно сокращение преступности, более эффективное и действенное обеспечение законности и отправление правосудия, уважение прав человека и основных свобод и содействие достижению самых высоких стандартов справедливости, человечности и профессионального поведения.

3.Мы подчеркиваем ответственность каждого государства за введение и поддержание справедливой, ответственной, этичной и эффективной системы уголовного правосудия.

4.Мы признаем необходимость более тесной координации и сотрудничества между государствами в решении мировой проблемы преступности, учитывая, что борьба с ней является общей и совместной обязанностью. В этой связи мы признаем необходимость активизации и содействия деятельности в области технического сотрудничества, с тем чтобы оказывать государствам помощь в их усилиях по укреплению своих внутренних систем уголовного правосудия и своего потенциала в области международного сотрудничества.

5.Мы придаем первоочередное значение завершению переговоров по Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколам к ней с учетом интересов всех государств.

6.Мы поддерживаем усилия по оказанию государствам помощи в наращивании потенциала, в том числе в подготовке кадров и получении технической помощи, и в деле разработки законодательства и правил, а также накопления специальных знаний и опыта в целях содействия осуществлению Конвенции и протоколов к ней.

7.Учитывая цели Конвенции и протоколов к ней мы стремимся:

a) включать компонент предупреждения преступности в национальные и международные стратегии в области развития;

b) активизировать двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе техническое сотрудничество, в областях, охватываемых Конвенцией и протоколами к ней;

c) расширять сотрудничество доноров в областях, включающих аспекты предупреждения преступности;

d) укреплять возможности Центра по международному предупреждению преступности, а также сети Программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в отношении оказания государствам, по их просьбе, помощи в создании потенциала в областях, охватываемых Конвенцией и протоколами к ней.

8. Мы приветствуем усилия, предпринимаемые Центром по международному предупреждению преступности в целях проведения, в сотрудничестве с Межрегиональным научно-исследовательским институтом Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия, всеобъемлющего глобального обзора организованной преступности для обеспечения справочной базы и оказания правительствам помощи в разработке политики и программ.

9. Мы подтверждаем нашу неизменную поддержку и приверженность Организации Объединенных Наций и Программе Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, особенно Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию и Центру по международному предупреждению преступности, Межрегиональному научно-исследовательскому институту Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия и институтам сети Программы, а также решимость и далее укреплять Программу путем обеспечения соответственно устойчивого финансирования.

10. Мы берем на себя обязательство укреплять международное сотрудничество в целях создания условий, способствующих борьбе против организованной преступности, росту и устойчивому развитию, а также искоренению нищеты и безработицы.

11. Мы обязуемся принимать во внимание и решать проблему различных последствий осуществляемых программ и политики дли мужчин и женщин, соответственно в рамках Программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, а также в рамках национальных стратегий в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

12. Мы также обязуемся разрабатывать ориентированные на конкретные действия программные peкомендации, основанные на учете особых потребностей женщин как практических работников системы уголовного правосудия, жертв, заключенных и правонарушителей.

13. Мы подчеркиваем, что эффективные действия в области предупреждения преступности и уголовного правосудия требуют участия в качестве партнеров и субъектов правительств, национальных, региональных, межрегиональных и международных учреждений, межправительственных и неправительственных организаций и различных сегментов гражданского общества, в том числе средств массовой информации и частного сектора, а также признания их соответствующей роли и вклада.

14. Мы обязуемся разрабатывать более эффективные способы взаимного сотрудничества в целях искоренения отвратительного явления торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и незаконного ввоза мигрантов. Мы рассмотрим также вопрос о поддержке глобальной программы борьбы против торговли людьми, разработанной Центром по международному предупреждению преступности и Межрегиональным научно-исследовательским институтом Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия, при условии проведения тесных консультаций с государствами и обзора этого вопроса Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию, и мы определяем 2005 год как год, когда будет обеспечено значительное уменьшение числа таких преступлений во всем мире, а если эта цель не будет достигнута, для оценки фактического осуществления рекомендованных мер.

15. Мы также обязуемся укреплять международное сотрудничество и взаимную правовую помощь в целях пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, и мы определяем 2005 год как год, когда будет обеспечено значительное уменьшение числа таких случаев во всем мире.

16. Мы далее обязуемся более активно предпринимать международные действия против коррупции, основываясь на Декларации Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, Международном кодексе поведения государственных должностных лиц и СООТВЕТСТВУЮЩИХ региональных конвенциях, а также опираясь на работу региональных и глобальных форумов. Мы подчеркиваем безотлагательную необходимость разработать эффективный международно-правовой документ против коррупции, помимо Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, и мы предлагаем Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию просить Генерального секретаря представить Комиссии на ее десятой сессии, в консультации с государствами, тщательный обзор и анализ всех соответствующих международных документов и рекомендаций в качестве части подготовительной работы по разработке такого документа. Мы рассмотрим вопрос о поддержке глобальной программы борьбы против коррупции, разработанной Центром по международному предупреждению преступности и Межрегиональным научно-исследовательским институтом Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия при условии проведения тесных консультаций с государствами и обзора этого вопроса Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

17. Мы подтверждаем, что борьба против отмывания денег и экономической преступности является важнейшим элементом стратегий борьбы против организованной преступности, как это в качестве принципа закреплено в Неапольской политической декларации и в Глобальном плане действий против транснациональной организованной преступности. Мы убеждены в том, что залог успеха этой борьбы заключается в установлении широких режимов и согласовании соответствующих механизмов борьбы с отмыванием доходов от преступлений, в том числе поддержке инициатив, направленных на государства и территории, которые предлагают оффшорные финансовые услуги, позволяющие отмывать доходы от преступлений.

18. Мы принимаем решение разработать ориентированные на конкретные действия программные рекомендации в отношении предупреждения преступлений, связанных с использованием компьютеров, и борьбы с ними, и мы предлагаем Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию приступить к работе в этом направлении, принимая во внимание работу, которая ведется в других форумах. Мы также обязуемся работать в направлении укрепления наших возможностей по предупреждению, расследованию и преследованию преступлений, связанных с использованием высоких технологий и компьютеров.

19. Мы отмечаем, что по-прежнему вызывают глубокую обеспокоенность акты насилия и терроризма. В рамках Устава Организации Объединенных Наций и с учетом всех соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи, а также в совокупности с другими предпринимаемыми нами усилиями по предупреждению терроризма и борьбе с ним мы намерены совместно предпринимать эффективные, решительные и незамедлительные меры по предупреждению преступной деятельности, осуществляемой в целях содействия терроризму во всех его формах и проявлениях, и по борьбе с такой деятельностью. С этой целью мы обязуемся предпринимать все возможные усилия для содействия универсальному присоединению к международным документам, касающимся борьбы против терроризма.

20. Мы также отмечаем, что сохраняются расовая дискриминация, ксенофобия и сопряженные с ними формы нетерпимости, и мы признаем, что важно предпринять шаги по включению в международные стратегии и нормы, касающиеся предупреждения преступности, мер по предупреждению преступности, связанной с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и сопряженными с ними формами нетерпимости, и борьбе с ней.

21. Мы подтверждаем свою решимость бороться с насилием, проистекающим из нетерпимости на основе этнической принадлежности, и обязуемся внести значительный вклад в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в работу запланированной Всемирной конференции против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

22. Мы признаем, что стандарты и нормы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия эффективно способствуют борьбе с преступностью. Мы также признаем важное значение реформы тюрем, обеспечения независимости судебной власти и органов прокуратуры и соблюдения Международного кодекса поведения государственных должностных лиц. Мы будем стремиться, если это уместно, к использованию и применению стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в национальном законодательстве и практике. Мы обязуемся, если это уместно, провести обзор соответствующего законодательства административных процедур, с тем чтобы создать возможности для необходимого образования и подготовки соответствующих должностных лиц и обеспечить необходимое укрепление учреждений, на которые возложены функции отправления уголовного правосудия,

23. Мы также признаем практическую значимость типовых договоров о международном сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам как важных средств развития международного сотрудничества, и мы предлагаем Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию призвать Центр по международному предупреждению преступности обновить сборник, с тем чтобы предоставить наиболее современные варианты таких типовых договоров в распоряжение государств, которые хотели бы воспользоваться ими.

24. Мы далее признаем с глубокой обеспокоенностью, что несовершеннолетние, находящиеся в трудных обстоятельствах, нередко подвергаются опасности стать правонарушителями и(или) становятся легкой добычей для вовлечения в преступные группы, в том числе группы, связанные с транснациональной организованной преступностью, и мы обязуемся принимать контрмеры для предупреждения этого растущего явления и включать, где это необходимо, положения, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в национальные планы развития и в международные стратегии развития, а также учитывать вопросы, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в своей политике финансирования сотрудничества в целях развития.

25. Мы признаем, что всеобъемлющие стратегии предупреждения преступности на международном, национальном, региональном и местном уровнях должны затрагивать коренные причины и факторы риска связанные с преступностью и виктимизацией, посредством проведения соответствующей политики в социально-экономической области, а также в области здравоохранения, образования и правосудия. Мы настоятельно призываем к разработке таких стратегий учитывая признанные успехи инициатив в области предупреждения во многих государствах и выражая уверенность в том, что масштабы преступности могут быть сокращены с помощью применения нашего коллективного опыта и обмена им.

26. Мы обязуемся уделять первостепенное внимание сдерживанию роста и недопущению чрезмерного числа задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу до начала суда в зависимости от обстоятельств, путем применения надежных и эффективных мер, альтернативных тюремному заключению.

27. Мы принимаем решение принять, где это уместно, национальные, региональные и международные планы действий в поддержку жертв преступлений, такие как механизмы посредничества и реституционного правосудия, и мы определяем 2002 год как срок для проведения государствами обзора их соответствующей практики, укрепления служб по оказанию помощи потерпевшим и проведения кампаний по ознакомлению с правами потерпевших, а также рассмотрения вопроса о создании фондов для потерпевших в дополнение к разработке и осуществлению политики защиты свидетелей.

28. Мы призываем к разработке политики, процедур и программ и реституционного правосудия, строящихся на уважении потребностей и интересов потерпевших, правонарушителей, общин и всех других сторон.

29. Мы предлагаем Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию разработать конкретные меры по выполнению обязательств, которые мы приняли на себя согласно настоящей Декларации, и принятию последующих мер в связи с ними.

Список литературы

A / CONF .187/4 Rev .3.

A/CONF.187/RPM.1/1 и Corr.l, A/CONF.187/RPM.3/1 и A/CONF.187/RPM.4/1.

Резолюция 51/191 Генеральной Ассамблеи, приложение.

А/49/748, приложение.

Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи, приложение.

В.В. Лунеев. профессор, участник Конгресса. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, его место в истории конгрессов.

Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 года

Принимая во внимание , что народы мира заявляют в , в частности, о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость, и провозглашают в качестве одной из своих целей осуществление международного сотрудничества в обеспечении и развитии уважения прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии,

принимая во внимание , что во Всеобщей декларации прав человека зафиксированы принципы равенства перед законом, презумпция невиновности, право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом, и все необходимые гарантии для защиты любого человека, обвиняемого в совершении преступления,

принимая во внимание , что в Международном пакте о гражданских и политических правах также провозглашается право быть судимым без неоправданной задержки и право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона,

принимая во внимание , что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах напоминается об обязанности государств согласно Уставу Организации Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека,

принимая во внимание , что в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме , предусматривается, что задержанное лицо имеет право использовать помощь юрисконсульта, обращаться и консультироваться с ним,

принимая во внимание , что в Стандартных минимальных правилах обращения с заключенными , в частности, рекомендуется обеспечивать подследственным заключенным юридическую помощь и конфиденциальное обращение с адвокатом,

принимая во внимание , что в Мерах, гарантирующих защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни , подтверждается право каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое может быть вынесен смертный приговор, на соответствующую правовую помощь на всех стадиях судопроизводства в соответствии со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах,

принимая во внимание , что в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью рекомендуются меры, которые следует принимать на международном и национальном уровнях для облегчения жертвам преступлений доступа к правосудию и справедливому обращению, реституции, компенсации и помощи,

принимая во внимание , что для обеспечения надлежащей защиты прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими, социальными и культурными или гражданскими и политическими, необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными юристами,

принимая во внимание , что профессиональным ассоциациям юристов отводится основополагающая роль в обеспечении соблюдения профессиональных норм и этики в защите своих членов от преследования и неправомерных ограничений и посягательств, в предоставлении юридических услуг всем нуждающимся и в сотрудничестве с правительственными и другими учреждениями в содействии осуществлению целей правосудия и в отстаивании государственных интересов,

приведенные ниже Основные принципы, касающиеся роли юристов, сформулированные для оказания помощи государствам-членам в осуществлении их задачи развития и обеспечения надлежащей роли юристов, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национального законодательства и практики и должны быть доведены до внимания юристов, а также других лиц, таких, как судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных органов и населения в целом. Эти Принципы, при необходимости, также применяются к лицам, которые выполняют функции юристов, не имея официального статуса таковых.

Доступ к юристам и юридическим услугам

1. Каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.

2. Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под их юрисдикцию, без какого-либо различия, такого, как дискриминация по признаку расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения.

3. Правительство обеспечивает предоставление достаточных финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и, в случае необходимости, другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других ресурсов.

4. Правительства и профессиональные ассоциации юристов содействуют осуществлению программ по информированию людей об их правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли юристов в защите их основных свобод. Особое внимание следует уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении, с тем чтобы они могли отстаивать свои права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам.

Специальные гарантии в вопросах уголовного правосудия

5. Правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться помощью юриста по своему выбору при аресте или задержании либо при обвинении его в совершении уголовного преступления.

6. Во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия, каждый такой человек, не имеющий юриста, имеет право на помощь юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру правонарушения, назначенного в целях предоставления ему эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг юриста.

7. Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет, получали немедленный доступ к юристу и в любом случае не позднее, чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания.

8. Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки, вмешательства или цензуры и с соблюдением полной конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без возможности быть услышанными ими.

Квалификация и подготовка кадров

9. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом.

10. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

11. В странах, где существуют группы, общины или регионы, потребности которых в юридических услугах не обеспечиваются, особенно там, где такие группы обладают своеобразной культурой, традициями или языком или становились жертвами дискриминации в прошлом, правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения должны принять особые меры к тому, чтобы предоставить возможности кандидатам от этих групп получить доступ к профессии юриста и обеспечить, чтобы они получили образование, соответствующее потребностям их групп.

Функции и обязанности

12. Юристы при всех обстоятельствах сохраняют честь и достоинство, присущие их профессии, как ответственные сотрудники в области отправления правосудия.

13. По отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие функции:

a ) консультирование клиентов в отношении их юридических прав и обязанностей и работы правовой системы в той мере, в какой это касается юридических прав и обязанностей клиентов;

b ) оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и принятие законодательных мер для защиты их или их интересов;

c ) оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах, трибуналах или административных органах.

14. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.

15. Юристы всегда строго соблюдают интересы своих клиентов.

Гарантии в отношении выполнения юристами своих обязанностей

16. Правительства обеспечивают, чтобы юристы: а ) могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства; b ) могли совершать поездки и беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами; и с ) не подвергались судебному преследованию и судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозам такого преследования и санкций.

17. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности юристов в результате выполнения ими своих функций, власти обеспечивают им надлежащую защиту.

18. Юристы не отождествляются со своими клиентами или интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих функций.

19. Ни один суд или административный орган, в котором признается право на адвоката, не отказывается признавать права юриста отстаивать в суде интересы своего клиента, за исключением тех случаев, когда юристу было отказано в праве выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с национальным правом и практикой и в соответствии с настоящими принципами.

20. Юристы пользуются гражданским и уголовным иммунитетом в отношении соответствующих заявлений, сделанных добросовестно в виде письменных представлений в суд или устных выступлений в суде или в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.

21. Компетентные органы обязаны обеспечивать юристам достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем, с тем чтобы юристы имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен обеспечиваться как только в этом появляется необходимость.

22. Правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений.

Свобода убеждений и ассоциаций

23. Юристы, как и другие граждане, имеют право на свободу выражения мнения, убеждений и собраний. В частности, они имеют право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам, касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека, и быть членами местных, национальных или международных организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях, не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности вследствие своих законных действий или членства в законной организации. Осуществляя эти права, юристы в своих действиях всегда руководствуются правом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.

Профессиональные ассоциации юристов

24. Юристы имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган профессиональных ассоциаций избирается ее членами и выполняет свои функции без вмешательства извне.

25. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

Дисциплинарные меры

26. Юристы через свои соответствующие органы и законодательные органы разрабатывают в соответствии с национальным законодательством и обычаями и признанными международными стандартами и нормами кодексы профессионального поведения юристов.

27. Обвинения или жалобы в отношении юристов, выступающих в своем профессиональном качестве, подлежат скорейшему и объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой. Юристы имеют право на справедливое разбирательство дела, включая право на помощь юриста по своему выбору.

28. Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат независимому судебному контролю.

29. Все дисциплинарные меры определяются в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и профессиональной этикой юриста и в свете настоящих принципов.

1 Генеральной Ассамблеи.

2 Генеральной Ассамблеи, приложение.

3 Генеральной Ассамблеи, приложение.

4 См. Права человека: Сборник международных договоров (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под №R.88.XIV.I), раздел G.

5 Генеральной Ассамблеи, приложение.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: