Общение ребенка с природой – важнейшее средство воспитания личности. Общение челобрека с природой Общение с природой всегда будет

Общение человека с природой У В. Федорова есть замечательные строки: Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыть все культы и ввести Непогрешимый культ Природы. Человек всегда стремится к общению с природой. Природа не только дает людям продукты питания и другие необходимые для жизни средства, но и помогает им познавать новое, видеть прекрасное, становиться добрее и наблюдательнее. Как происходит это общение? Общение с природой у каждого происходит посвоему. Один берет удочку и проводит с ней многие часы на берегу реки; другой отправляется с корзинкой в лес за грибами; третий едет с рюкзаком в незнакомые края. Каждый хочет увидеть, услышать, почувствовать что-то свое и сохранить навсегда впечатления от встреч, остроту пережитых эмоций, тепло летних лучей солнца. Но чем больше людей тяготеет к общению с природой, тем труднее ей устоять перед ними. Повидимому, настало время серьезно подумать о том, что такие свидания возможны не везде, не всегда и не для всех. К встрече с дикой - большой - природой людей необходимо готовить. Готовить так же тщательно, как готовят пилота или капитана, прежде чем ему доверят штурвал. Для этого нужны новые, приспособленные к современным условиям, формы контактов с птицей, зверем, лесом, рекой общение в малой природе: в пригородном парке, дачной местности или пригородном лесу. Другой формой контактов может стать общение с живым у себя дома. Многие стремятся завести в своей квартире те или иные растения, рыб, птиц, черепах или зверьков. Такой кусочек дикой жизни всегда становится объектом пристальных наблюдений, источником знаний. Конечно, брать в дом следует лишь тех животных, которые неплохо переносят неволю и весьма многочисленны. Далеко не все животные страдают от встреч с человеком. Напротив, некоторым из них люди своей хозяйственной деятельностью предоставили дополнительные возможности для жизни. И число их не только не сокращается, но даже, наоборот, возрастает. Таких видов немало. Поэтому именно с их помощью можно и нужно постигать азы общения с живыми объектами. Научясь чувствовать и понимать их нужды, каждый будет знать, чем может повредить тому или иному дикому существу на воле и как, попадая в лес, не нанести вреда. Уметь помочь живому, несомненно, более важно, чем хотеть помочь, не умея этого. Человек никогда не сможет существовать без природы. …А природа может обойтись и без нас. Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы - как это можно не любить? Мы и природа - одна большая семья и должны жить дружно! Работу выполнили: Курманов Руслан, Юнякина Вика

Первое, с чего начинается познание мира ребенком, – это ласковая материнская улыбка, тихая колыбельная песня, добрые глаза и теплые материнские руки. Малыш растет. По мере того, как развивается его мышление, он начинает постигать факт существования двух миров – «мира внутри меня и мира вокруг». Именно из осознания этого факта (существование внешнего мира и его внутреннего образа) у ребенка впервые рождается ощущение себя как индивида, а противоречие между этими двумя мирами побуждает его расширить свои знания об окружающей действительности путем общения. «Годы чудес» – так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Формирование представлений детей о природе происходит при непосредственном соприкосновении с ней. Поэтому я, как педагог, поставила перед собой цель – создание условий для формирования осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, умения любить, беречь и восхищаться красотой родной природы, воспитания ее защитников. А чтобы любить и беречь природу, надо ее знать, поэтому, для достижения поставленной мною цели, я решаю следующие задачи:

– формирование у детей представлений о природе, об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними;

– воспитание трудовых умений и навыков учащихся по уходу за растениями и животными;

– воспитание в детях любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

Для достижения этой цели я использую экологическое пространство, которое включает в себя уголок природы, территорию подразделения, близлежащие водоем и парк. Организованный в кабинете природный уголок дает дошкольникам возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года. Постоянные жители природного уголка – это комнатные растения, обитатели аквариума, попугайчики, черепаха, хомячок, а также присутствуют и временные обитатели: дождевые черви, мальки рыб, птицы и т.д. Для работы мною собраны детские книги писателей-природоведов и богатый иллюстративный материал, который малыши имеют возможность просматривать. Также, я организовала мини–лабораторию (пробирки, лупы, почва, песок, дренаж и другое) для проведения опытов, экспериментов и наблюдений. Начиная с 4-х лет, дети отмечают состояние погоды, фиксируют рост и развитие растений в дневниках наблюдений, наблюдают за посадками овощных культур.

Наше подразделение расположено вдали от города в озелененном месте. На его территории разбиты клумбы и рабатки, вазоны с цветами. Рассаду цветов дети выращивают самостоятельно.

В процессе работы я не только знакомлю детей с экологическими объектами, явлениями природы, но и формирую обобщенные представления о классах животных, о связях и взаимосвязях между объектами природы.

В работе по экологическому воспитанию я опираюсь на методическое пособие С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Кроме того, я использую учебное пособие Н.А.Рыжовой «Не просто сказки», которые в занимательной форме знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, проблемами влияния человека на природу, а также произведениями писателей-природоведов: М. Пришвина, К. Паустовского, И. Токмаковой, В. Бианки, Е. Чарушина и многих других. Обязательно рассматриваю с детьми картины таких художников, как И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. Ф. Юон и многих других.

В течение последних лет особое внимание уделяю проведению элементарных опытов и экспериментов с явлениями природы (опыт с водой и снегом, опыт с фасолью, опыт с рыбками), что позволяет детям обогащать и пополнять их знания новыми открытиями, развивать наблюдательность, логическое мышление, речь ребенка, воспитывать интерес и любовь к природе. Во время проведения наблюдений я заметила, что ребята стали больше рассуждать, спорить, делать выводы, задавать вопросы. Как радуются дети, когда закопанная в землю горошинка дала росток, сколько чувств в ожидании, когда же (завтра, послезавтра), из цветка завяжется огурчик, а сколько эмоций и восторга на лицах детей. Разве может заменить самая прекрасная книга с картинками, самый занимательный рассказ педагога, той радости общения с природой. Оно дает ребенку более яркие представления, рождает незабываемые впечатления от чувства удовлетворения. С первых шагов сознательной жизни ребенка надо обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, добиваясь того, чтобы маленький человек умел видеть. Сухомлинский говорил, что умение видеть, умение замечать то, что с первого взгляда не отличается чем-то особенным – это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья мысли, и первоисточник разума, мысли, мышления – в окружающем мире, в тех явлениях, которые вызывают у него интерес. Стоит выйти с ребенком на прогулку, обратить его внимание на деревья большие и маленькие, на зеленый мох, растущий с одной стороны, подальше от солнышка. Ребенок начинает задавать вопросы: «Почему это так?». У него еще нет запаса знаний, но у него появился интерес и желание узнать, открыть для себя новое. Множество вопросов задает ребенок и большинство их на познание окружающего мира и самого себя. «Почему мы дышим? Зачем нужен воздух? Есть ли сердце у рыб? Больно ли цветочку, когда его срываешь? И множество других вопросов». Чем больше открывается перед ребенком в окружающем мире, тем больше он видит непонятного и загадочного. А чем больше он поставил вопросов, тем больше увидит вокруг себя в годы раннего детства, тем умнее он будет, тем зорче будет его глаз и острее память.

Труд в природе – это наиболее доступный и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. Включая детей в трудовую деятельность, развивается познание и применение полученных знаний. На территории нашего подразделения разбиты красивые клумбы и сохранено разнообразие деревьев. И все это благодаря трудолюбию детей и взрослых. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. М.М.Пришвин писал: «Никогда весна новая не приходит опять, такой как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими, как были». Нужно искать и находить с детьми это новое в уже известном, виденном. В биографии известного детского писателя и художника Е. И. Чарушина мы читаем: «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как полозья скрипят на морозе, – все это я с детства полюбил и пережил. Моя мама научила меня с какой-то другой стороны смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».

Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу.

Для себя я отметила: очень важно помочь ребенку добыть ответ на свои вопросы, тогда и знания его будут крепче, и чувство радости подтолкнет его к дальнейшим наблюдениям. Показывая опыты дошкольникам, я объясняю им, как важно не нанести вред и ущерб растениям и животным. Особое внимание я уделяю развитию умений целенаправленно вести наблюдения и анализировать природные явления.

Свою педагогическую деятельность по методической теме «Общение ребенка с природой – эффективное средство воспитания личности» продолжаю и с младшими школьниками. Для этого мною разработана новая адаптированная образовательная программа «Юный эколог».

Каждое занятие образовательной программы «Юный эколог» построено с учетом теории познания. Кроме того, девизом каждого занятия и всей программы являются слова Джозефа Корнелла: «Познание Природы должно быть пронизано радостью!» Познание экологии осуществляется в непосредственном контакте с природой. Такое общение организовано мною в процессе познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Все это необходимо и эффективно при воспитании заботливых хозяев природы.

В работе с детьми мною используются самые разнообразные методы и формы обучения : лекции с элементами беседы, работа с натуральными объектами, эксперименты, экскурсии, акции, мини–спектакли, викторины, анкеты, практические занятия, просмотры фильмов.

Для развития познавательных творческих способностей детей (концентрации внимания, наблюдательности, мышления, воображения) мною совместно с ребятами организуются: рейды по району нашего проживания и его окрестностям в целях знакомства с растительным и животным миром, экскурсия на ближайший водоём, экскурсии в лес и парк; выставки поделок из природного материала, конкурсы осеннего и зимнего букетов, конкурсы рисунков, плакатов, экологических сказок, стихотворений и т. д.

Организованные мною практические занятия (такие как озеленение природной среды, мероприятия по благоустройству прилегающей территории и др.) помогают формировать у учащихся такие качества характера, как воля, трудолюбие, стремление к познавательным трудностям.

Я твёрдо убеждена, что главное условие формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде – это общение с природой. Для того, чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к природе мною регулярно проводятся тематические беседы о рациональном использовании природных ресурсов.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача для всех. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально, поэтому я усилила гигиеническое и физическое обучение и воспитание детей, способствующего сохранению здоровья. В рамках образовательной программы «Юный эколог» мною разработаны занятия, на которых дети играют в подвижные игры, что способствует их двигательной активности.

Так как детям школьного возраста свойственна высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, им интересен широкий круг явлений социальной и природной действительности. Они стремятся к общению с природой. Для удовлетворения этих потребностей мною в образовательный процесс был введён экологический курс «Здоровье человека и окружающая среда». В рамках этого курса проводятся экологические акции, экологические игры, экологические вечера, осенние балы, праздники, посвященные датам экологического календаря: День Птиц, День Земли и т.д. Например, для того, чтобы повысить интерес воспитанников к явлениям природы и эстетического восприятия окружающего мира мною была задумана и проведена экологическая акция «Просыпайся, Земля!», посвященная Дню Земли. Дети вместе со мной трудились по очистке территории от мусора, оставшегося после зимы, окапывали деревья, организовывали цветники, причем делали это с огромным желанием и без принуждения.

В течение учебного года с учащимися проводятся экологические десанты по очистке окружающей территории «Живи и радуйся». Приняли участие в городской экологической акции по очистке территории дендропарка «Чистая территория». В совместной деятельности у детей закладываются и развиваются такие качества как самостоятельность и ответственность, дети учатся принимать решение и нести за него ответ.

Организованная мною совместная деятельность педагогов и учащихся по благоустройству и озеленению позволяет воспитывать у детей младшего и среднего школьного возраста любовь к своей малой Родине. Проявляя заботу и организуя совместный труд, я как педагог, не только передаю опыт и знания, но своим практическим примером и своим отношением показываю свою гражданскую позицию, что, несомненно, формирует новый уровень самосознания у детей. Мне кажется, что такая педагогическая позиция способствует формированию стремления оказания помощи близким людям.

Человек всегда стремится к общению с природой. Природа не только дает людям продукты питания и другие необходимые для жизни средства, но и помогает им познавать новое, видеть прекрасное, становиться добрее и наблюдательнее.

Общение с природой у каждого происходит по-своему. Один берет удочку и проводит с ней многие часы на берегу реки; другой отправляется с корзинкой в лес за грибами; третий едет с рюкзаком в незнакомые края. Каждый хочет увидеть, услы­шать, почувствовать что-то свое и сохранить навсегда впечатления от встреч, остро­ту пережитых эмоций, тепло летних лучей солнца. Но чем больше людей тяготеет к общению с природой, тем труднее ей устоять перед ними. По-видимому, настало время серьезно подумать о том, что такие свидания возможны не везде, не всегда и не для всех.

Уже становятся недопустимой роскошью нашествия несметных полчищ ягодни­ков, грибников и туристов в пригородные леса города Владимира, тысяч любителей-рыболовов на берега и льды водоемов Владимирмской области - в большинстве своем они не подготовлены к общению с дикой природой. Очень многие люди наносят ей вред, даже не ведая об этом.

К встрече с дикой - большой - природой людей необходимо готовить. Готовить так же тщательно, как готовят пилота или капитана, прежде чем ему доверят штурвал. Для этого нужны новые, приспособленные к современным услови­ям, формы контактов с птицей, зверем, лесом, рекой - общение в малой природе: в пригородном парке, дачной местности или пригородном лесу.

Другой формой контактов может стать общение с живым у себя дома. Многие стремятся завести в своей квартире те или иные растения, рыб, птиц, черепах или зверьков. Такой кусочек дикой жизни всегда становится объектом пристальных наблюдений, источником знаний. Конечно, брать в дом следует лишь тех животных, которые неплохо переносят неволю и весьма многочисленны. Далеко не все живот­ные страдают от встреч с человеком. Напротив, некоторым из них люди своей хозяйственной деятельностью предоставили дополнительные возможности для жизни. И число их не только не сокращается, но даже, наоборот, возрастает. Таких видов немало. Поэтому именно с их помощью можно и нужно постигать азы общения с жи­выми объектами. Научась чувствовать и понимать их нужды, каждый будет знать, чем может повредить тому или иному дикому существу на воле и как, попадая в лес, не нанести вреда. Уметь помочь живому, несомненно, более важно, чем хотеть помочь, не умея этого.

Жизнь птиц можно изучать и на воле. Так поступает сейчас большинство орнитологов и любителей природы. Но у любого исследователя, если только он всерьез занялся изучением экологии птиц, рано или поздно возникает потребность получить птицу в руки. Ружье здесь плохой помощник. Оно не сможет удовлетворить ни специалиста-биолога, которому надо обследовать именно вон ту, может быть, единственную особь, ни любителя, который хочет изучать птицу, контактируя с ней. После контактов птица должна остаться живой. Выход один - поймать, посмотреть и выпустить.

Эта рубрика сайта создана для того, чтобы приблизить человека, любящего природу, к миру пернатых, чтобы помочь, в первую очередь городскому жителю, взять кусо­чек большой природы в свой дом, не нанеся ей ущерба, чтобы познакомить люби­телей природы с одним из увлекательнейших и эмоциональных видов отдыха - ловлей птиц, разновидностью русской национальной охоты, к сожалению, быстро уходящей в прошлое в наш XXI век. И если мне повезет, может быть, хоть на несколько человек, узнавших и полюбивших птиц разумной любовью, станет больше.

Многие подумают: «Странно!? Ловить птиц. Сажать их в клетки. Это же, конечно, противоречит идеям охраны природы». Этой рубрикой я надеюсь убедить посетителя сайта в обратном. Только потому, что мы, любители птиц, орнитологи, любим птиц, мы держим их дома. Держим для того, чтобы не расставаться с ними ни на день, ни на час, чтобы спас­ти от гибели раненых и больных, держим для того, чтобы изучать, чтобы понять, как лучше их охранять.

Часто птицы создают много трудностей и хлопот: нельзя уйти из дому тогда, когда хочешь - надо вовремя кормить, поить, включать и выключать свет, не спать ночами, успокаивая их в период миграционного беспокойства, лечить и просто наблюдать, чтобы своевременно заметить все неполадки. Но зато, увидев птицу в природе, приметишь в ней столько и такого, что может подметить только человек, ловивший птицу, державший ее в неволе, приучавший к жизни дома. Это увиденное и понятое заставляет тебя работать по 20 часов в сутки и делать многое из того, что «нормальные» люди сочли бы недостойным занятием. Но именно такую жизнь я считаю самой лучшей из тех, что могла предоставить мне судьба.

Чат рулетка с девушками бесплатно Форумы и чаты virtruletka18.ru

Природа своего рода абсолют для человека, без нее жизнь человека попросту невозможна, эта истина не для всех является очевидной, судя по тому, как люди заботятся о природе. Человек получает все необходимое для жизнедеятельности из окружающей среды, природа обеспечивает условия для процветания всех форм жизни на земле. Роль природы в жизни человека основополагающая. Стоит упомянуть безапелляционные факты и посмотреть на конкретных примерах, что дает человеку природа. В природе все взаимосвязано, исчезнет один элемент, даст сбой вся цепочка.

Что дает человеку природа

Воздух, земля, вода, огонь – четыре стихии, вечные проявления природы. Не стоит объяснять, что без воздуха жизнь человека попросту невозможна. Почему же люди выруливая леса не беспокоятся о новых насаждениях, чтобы деревья дальше работали во благо очищения воздуха. Земля дает человеку столько благ, что сложно пересчитать: это полезные ископаемые, возможность выращивать с помощью сельского хозяйства разнообразные культуры, жить на земле. Еду мы получаем из лона природы, будь то растительная пища (овощи, фрукты, злаки) или пища животного происхождения (мясо, молочные продукты). Материальные блага имеют источником сырья блага природы. Одежда шьется из тканей основой, которых выступают природные материалы. Мебель в домах производиться из дерева, бумага изготовляется из дерева. Косметические средства, бытовая химия имеют в основе растительные компоненты. Вода воплощается в океанах, морях, реках, озерах, подземных водах, ледниках. Питьевая вода удовлетворяет потребности людей по всему миру, люди состоят из воды, от чего прожить без воды человек не может и дня. Без воды невозможно представить жизнь в бытовых реалиях: при помощи воды люди моются, стирают, моют все что угодно, вода незаменима на производстве. Природа дает человеку тепло в виде огня, дерево, уголь, нефть и газ тоже источники энергии.

Природа заряжает человека энергией, вдохновляет на новые свершения, наполняет силой. Чего стоят закаты и рассветы, моменты наполнены огромным смыслом, конца дня и начало нового, когда все становится возможным, несмотря на день прошедший. Солнце источник радости, счастья, вспомните в солнечную погоду, как-то особенно прекрасно все вокруг. Солнце дает жить и развиваться всему живому на земле. Есть люди, которые отказались от привычной пищи и питаются солнечной энергией.

Природа способна восстанавливать человеческие силы после изматывающей работы умственной или физической, неспроста многие люди едут отдыхать в горы, в лес, к океану, к морю, реке или озеру. Гармония природы вносит баланс и в бешеный ритм человеческого существования.

Пребывание на природе в одном из выше перечисленных ареалов благоприятно влияет на здоровье человека, проходят головные боли, улучшается общее состояние, самочувствие человека. Неспроста многие люди стремятся проводить время на природе. В эти формы досуга входят: кемпинг, пикник, просто поездка за город на пару часов. В местах удаленных от городской суеты, можно обновиться, разобраться в мыслях, чувствах, эмоциях, заглянуть внутрь себя. Множество уникальных трав, цветов деревьев окружают человека, даря благоухание и пользу, находите время насладиться, полюбоваться ими.

Люди неразрывно связаны с природой, она на протяжении всего существования человека заботиться о нем, почему же человек только берет и ничего не дает взамен. Люди загрязняют экологию ежедневно, бездумно обращаются с дарами природы. Возможно, стоит остановиться, подумать, раз природа столько дает человеку, разве не стоит ответить ей взаимностью и заботиться о ней так же трепетно, как она заботиться о нас.

Проводя много времени с людьми, имеющими ежедневный контакт с природой, можно заметить интереснейшую вещь – такие люди необычайно довольны жизнью и умиротворены. Они не сомневаются, что их жизнь имеет цель, направление и смысл. Давайте попробуем разобраться, почему так. И начнем с философии тщетности, фразы, придуманной в 1928 году преподавателем маркетинга Колумбийского университета Полом Нистромом для описания тенденций, созданных современностью.

Вот слова самого Пола Нистрома :

В настоящее время немало представителей западных наций отошли от стандартов религии и философии былых времен, но в связи с тем, что им не удалось разработать действенную систему мировоззрения для их замены, они начали придерживаться взглядов, которые за отсутствием более удачного определения можно назвать философией тщетности. Этот взгляд на жизнь (или недостаток взгляда на жизнь) подразумевает оценивание мотивов и целей основной деятельности человека. Всегда существовала тенденция искать саму по себе цель жизни. Этот недостаток жизненной цели имеет влияние на сферу потребления, что схоже на узкий жизненный интерес, то есть на концентрацию внимания человека на поверхностных вещах, которые включают в себя, в основном, великосветское потребление.

Немногое изменилось с тех пор, как были написаны эти слова. Только то, что неврологи недавно доказали, что Нистром прав только частично.

«Цель» - это сложное для исследования слово. Оно точно имеет обширную абстрактную составляющую, и большинство исследователей соглашаются, что понятие «счастье» является одним из основных. Когда Далай-лама говорит: «Целью жизни является быть счастливым», он буквально это и имеет в виду. Жить с целью в жизни означает быть счастливым – первое порождает второе и ни в коем случае не наоборот. Итак, пока мы мало можем сделать со сложной наукой о цели, мы все же знаем немного больше о счастье и можем, хотя бы в нестрогом смысле, выяснить его источники.

Есть ряд нейрохимических веществ, отвечающих за счастье, и в первую очередь это дофамин. Он связан с системой потребностей/вознаграждения организма, и это означает, что когда вы реализуете основную потребность, необходимую для выживания, мозг также дает вам порцию дофамина для стимулирования такого поведения.

И это отличное подкрепление рефлекса.


Кокаин, широко известный как наркотик, вызывающий самое быстрое привыкание, - это ничто иное, как вещество, вызывающее самозаполнение мозга дофамином, а затем блокирующее повторное поглощение (так же, как Прозак блокирует повторное поглощение серотонина). Основная идея всего этого – указать, что дофамин, очевидно, самый сильный из нейрохимических веществ, отвечающих за состояние счастья, при этом подчеркиваем, что употребление наркотиков смертельно опасно для здоровья.

Раньше ученые считали, что дофамин вырабатывается одновременно с вознаграждением, это означает, что вместе с давно желаемой вещью вы получаете также и порцию дофамина. Но несколько лет назад Рид Монтеге, невролог колледжа Бэйлор, используя мощную технологию визуализации мозга, выяснил, что мы не получаем дофамин, добиваясь объекта желания; дофамин вырабатывается, когда мы рискуем получить объект желаний.

Таким образом, дофамин – это вознаграждение за риск. Это значит, что идея Нистрома только частично правильная. Эволюционные физиологи давно подчеркивали, что во времена охоты и собирательства поиск пропитания было очень рискованным мероприятием. Поиски источников пищи означали исследование новых территорий, а освоение новых земель подразумевало неизвестные опасности. Могли напасть хищники. Можно было перевернуть камень в надежде на вкусную еду и получит укус скорпиона. Нужна была мотивация. Ею был дофамин.

И вот тут Нистром точно ошибся.

Почитайте любые мировые священные писания, начиная от Библии и до Бхагавад Гита, и вы сразу поймете, что древние люди обозревали мир и свои жизни поразительно циклично.

Фактически, это повторение часто праздновалось среди коренного населения и видоизмененной форме все еще празднуется сегодня – Рождество всегда было праздником зимнего солнцестояния, а Пасха – весенним обрядом (который, между прочим, объясняет, почему мы любим яйца и шоколадных кроликов на Пасху: весенние обряды – это ритуалы плодородия, а кролики любят …).


Дело в том, что современность не слишком монотонна, она слишком безопасна. Внешний мир – это живая окружающая среда, часто неистовая, всегда непредсказуемая. Отвергая тесный контакт с природой, современность лишает нас риска, и, как говорят неврологи, мы также теряем и часть счастья.

Логика немного извращенная, но факт тот, что поиски пищи были ежедневным опасным занятием; идя в продовольственный магазин, вы теряете шанс быть съеденным каким-нибудь хищником на обед и, таким образом, лишаете себя одного из основных химических веществ, необходимых для счастья.

Но вернемся к цели. Большинство считают, что проблема в том, что выбрать. «Я не знаю, какова моя цель» - повторение философии тщетности – самое знакомое высказывание. Но тут скрыто подразумевается причинная связь, и именно в этом может быть проблема.

Наша современная идея – это что мы сами ищем свой мотив (цель), а затем боремся за него – таков порядок вещей. Это подразумевает, что этап обдумывания (придумывание цели) предшествует этапу принятия риска (борьбе), но это современная адаптация.

В более примитивных обществах подростки участвовали в том, что называлось «костяные игры». Это были священные ритуалы принятия во взрослую жизнь, которые в рудиментарном виде еще существуют сегодня, хотя теперь они не подразумевают риск и называются «подтверждение» или «бар-мицва».

В обычной костяной игре претенденты на вступление во взрослую жизнь проходили проверку на остроту зрения, то есть они уходили в дикий лес с намерением противостоять опасности и возвращались они с целью. Так происходило всегда, и в этом тоже может быть задействован дофамин.

Дофамин ответственен не только за состояние счастья и время реакции, он еще и замедляет систему распознавания образов, которая является частью мозга, которая говорит вам, какова ваша цель.

Думается, «цель» может быть расплывчатым метафизическим словом, но все-таки с большой долей уверенности можно сказать, что за этой метафизикой стоит нейрохимия в виде дофамина. И контакт с природой является самым простым способом попасть в эту нейрохимию, что делает ее наиболее надежным путем к цели жизни и счастью.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: