Программа кружка «Олимп» по географии. Программа кружка эколого-географического направления "юный исследователь"

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
_______________ / Гафурова Л.Н./
приказ №64/7 от 30 августа 2017 г.

Рабочая программа
учебного предмета «География»
объединения дополнительного образования
«В мире географии»
для учащихся 9­А класса
на 2017­2018 учебный год
Составитель:
Поликарпова Е.Е., учитель географии
высшей квалификационной категории.

г. Воскресенск
2017 год
2

Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа дополнительного образования «В мире географии» для 9
класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования на базовом уровне, при разработке была использована авторская рабочая
программа С.В. Рогачева (Программы элективных курсов. География. 9 класс. Профильное
обучение / авт.­сост. С.Е. Дюкова. – М.: Дрофа, 2007).
Данная программа предназначена для углубления знаний учащихся 9 класса по географии и
повышения интереса к предмету. Она систематизирует и обобщает знания учащихся. Кружок
«В мире географии» помогает развивать у учащихся умственные способности, расширять и
углублять знания в области географии, формировать коммуникативную культуру. Материал
программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Содержание
курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими
(топографической и географической картами, глобусом), профилями, диаграммами,
рисунками, схемами и др.
Результатом деятельности объединения дополнительного
образования является участие в различных олимпиадах, конкурсах по предмету.
Цели программы: повышение интереса к естественным наукам на основе расширения
географического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его
практической направленности, формирование у подростков «образа отдельных территорий
России», развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к
изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему
миру и Родине.
Основные задачи программы:
Образовательные:
развитие у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на
пространственные особенности этой взаимосвязи;
закрепление картографических представлений о размещении основных географических
объектов на территории России;
углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей
Родины;
совершенствование языка географической науки у учащихся.
Развивающие:











развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа
мира, его крупных частей, своей страны и «малой родины»;
развитие пространственного представления, использовать географические знания на
практике, в повседневной жизни;
развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к
природе;
овладение географической культурой, воспитание толерантности;
воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию
родного края.
включение учащихся в значимую общественно­полезную деятельность.
При изучении курса в каждой местности России выявляются ее главные, наиболее яркие –
специфические, портретные отличительные черты.

В ходе реализации программы учащиеся
Должны знать/понимать:
Планируемые результаты
 основные понятия курса;
 основные методики проведения наблюдений;
 основные географические понятия и термины;
 различия плана, глобуса и географических карт;
 результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
 географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их
изменения в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
 различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим
положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;
 специфику географического положения и административно­территориального
устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природно­хозяйственных зон и районов;
 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальных уровнях; меры по сохранению природы и
защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;
 воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и
человека.
Должны уметь:
 проводить самостоятельный поиск информации;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
 называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
 выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических
объектов;
 находить в разных источниках географическую информацию;
 составлять краткую характеристику разных территорий;
 приводить примеры, используя основные источники географической информации;
 определять расстояния и направления на местности и по плану;
 находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
 ориентирования на местности;
 чтения планов местности и географических карт;
 проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий;
 решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее
использованию;
 проведения самостоятельного поиска географической информации из разных
источников: картографических, геоинформационных и др.;
 повышения собственной географической культуры.
4

Методы организации и осуществления учебно­познавательной деятельности:
словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с
привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические
(разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно­поисковые и исследовательские под
руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Формы занятий:
практикум,
интеллектуальная игра, викторина, решение географических задач, конкурсы.
эвристическая беседа,
лекция,
Учебно­тематический план
Название раздела
Введение.
Региональные характеристики.
Обобщение знаний и умений, самоанализ.

1
2
Всего

1.1. Образ территории
Основное содержание программы
Введение (2 ч)
исследование,
Часы
2
29
3
34
Представление об образе территории, из каких компонентов он складывается и с помощью
каких средств может быть выражен. Модель традиционной научно­справочной
характеристики местности: инвентаризация. Модель научно­аналитической характеристики
местности:
Модель научно­синтетической
характеристики местности: типологические портреты. Модель художественного восприятия
местности: пейзаж в литературе, изобразительном искусстве и музыке.
структурно­функциональные схемы.
Соотношение и взаимодействие научного (типология) и художественного (литературная
или живописная типизация) методов в конструировании образа территории. Соотношение
экономико­географического понятия «специализация территории» и общекультурного
понятия «образ территории». Метод сравнения. Метод типологии.
Образчики ярких и емких характеристик городов и районов в трудах крупных
отечественных и зарубежных географов. Географические метафоры. Проблема выделения
главного в характеристике территории. Проблема соотношения «взгляда изнутри» и «взгляда
со стороны». Примеры «географичных» пейзажей в изобразительном искусстве и литературе.
Типические черты людей (облик, поведение, способности), населяющих ту или иную
местность, в произведениях искусства (портрет, коллективный портрет, психологизм,
социологизм). Образы стран, районов, городов в музыкальной культуре.
Местные мифы (древние и современные) и отражение сути территорий в фольклоре.
«Знаковые» события как проявление сути местности в критические моменты развития.
Выражение местных черт в анекдотах и устойчивых стереотипах. Голос местности -
топонимика. Особенности поведения и творчества знаменитых уроженцев как проявление
местного характера. Народные художественные промыслы как компонент образа местности.
Эмблемы и гербы как визитные карточки местностей, концентраторы наиболее важных
отличительных черт городов, сел, районов. Географическая и регионоведческая
составляющая геральдики. Язык геральдики. Принципы отбора содержания при
конструировании герба. Механизм герботворчества.
Экспрессия (выразительность) географического образа.
1.2. Образная карта
Пространственное упорядочение местных образов, их географический синтез и анализ
(препарирование) для нового, более высокого синтеза. Новые качества, которые начинают
проявлять образы местности, в единой территориальной системе. Образная карта как
5

пространственная картина, средство познавательного, эстетического и эмоционального
освоения территории. Зонирование и районирование образов. Установление пространственных
взаимосвязей между образами: причинно­следственных, функциональных, корреляционных.
Географическая режиссура образов на карте.
Соотношение карт традиционных и карты образной. Соотношение между геральдическими
фигурами и картографическими условными знаками. Масштаб образной карты. Технические
приемы работы с образной картой. Опыт самостоятельного составления образной карты.
Компьютерное моделирование образной карты как многомерного пространства. Проблема
сбора информации для составления образной карты.
2. Региональные характеристики (29 ч)
2.1. Западные рубежи (5 ч)
2.1.1. Верхнеее Поднепровье и Подесенье
Смоленская и Брянская области
Каспийско­Балтийско­Черноморский водораздел.
Межбассейновое положение.
Пограничность, промежуточность положения. Этнографическое порубежье. «Порубежный»
менталитет. Прибежище религиозных меньшинств: старообрядцы, евреи­хасиды, баптисты.
Западные влияния в культуре и образе мыслей.
Фронтовое положение в годы повторяющихся межцивилизационных конфликтов. Военные
потери и героика. Партизанская слава.
Лесной ландшафт. Размещение лесных массивов, видовой состав. Особое значение леса на
пороге безлесья. Ограниченный агропотенциал. Диверсификация сельского производства и
деятельности сельских жителей.
Купеческие основания современной промышленности: Демидов, Мальцовы, Тенишев,
Хлудов, купцы­старообрядцы. «Прифронтовой» фактор размещения некоторых заводов.
Региональный менталитет. Нонконформизм. Самостоятельность мышления.
Брянско­Смоленская порубежная Россия в искусстве и литературе: М. Глинка, М.
Блантер, А.К. Толстой, Ф. Тютчев, А. Твардовский, М. Исаковский, К. Паустовский, М.
Пришвин, М. Булгаков, Д. Андреев, Н. Рыленков, Б. Васильев, художники А. и. С. Ткачевы.
Чудско­Ильменский край
Псковская и Новгородская области
2.1.2. Русская Прибалтика
Ленинградская область и Санкт­Петербург
Ощущение Балтики и Скандинавии. Финский экономический палимпсест.
Сухопутные связи из глубины материка к «средиземному» Балтийскому морю: из Варяг в
Греки, Окно в Европу, Мариинка и Волгобалт, первая русская железнодорожная магистраль
Москва-Петербург и Тихвинская рокада.
Фронт и тыл. Настороженность, кровопролитие и скорбь в образах передовых западных
рубежей. Деловитая тыловая поддержка восточных районов: корабли для петровского флота,
энергия для современного пятимиллионного города, алюминий для современной экономики.
Лесные углы и ЦБЗ.
Зона влияния второй столицы. Дворцово­парковая и крепостная агломерация Петербурга.
Очаги старинных монастырей и индустриальные очаги первых пятилеток.
2.1.3. Синтезирование образа Русского Запада
Итоговая работа: распространение качеств, выявленных на примере отдельных частей
региона, на весь регион Западных рубежей России. Дополнение и модификация
собирательного образа. Отбор портретных черт для формирования банка типологических
характеристик. Разделение типичного и уникального, сплошного и очагового, видимого при
взгляде извне и при взгляде изнутри. Отбор возможных черт для формирования
собирательного образа всей России.
Обзор сопредельных территорий Прибалтики и Белоруссии.
6

2.2. Русский центр (5 ч)
2.2.1. Москва­река
Часть Московской области и Москвы (без Мещеры)
Бассейн, невыраженные водоразделы. Древние волоки и современные магистрали. Притоки
Москвы­реки, водохранилища, каналы. Родники.
Московско­днепровская приводораздельная лесная пустыня, аграрные теряющие население
периферии, маленькие городки. Незажившие шрамы внешних вторжений. Бородинское поле,
разъезд Дубосеково, Петрищево.
Столичный шлейф: аэропорты, монастыри, усадьбы, привилегированные дачи, НИИ и КБ.
Заповедник свежего воздуха для Москвы и фильтр московских «выдохов». Коммунальная
инфраструктура: водоснабжение и водоочистка. Первостатейные памятники архитектуры.
Строительные материалы для Москвы. Дислокация «подмосковных» дивизий и воинские
музеи. Военно­космические объекты. Ближние протуберанцы столичной промышленности:
оружейные заводы, точное и тонкое машиностроение и приборостроение, оптика. Старые
текстильные городки и революционные традиции.
Памятные места Москвы. Центральные магазины, вокзалы, ведущие вузы, выставки, органы
государственной власти, штаб­квартиры компаний, театры, музеи, спорткомплексы,
знаменитые научные центры. Интеллектуальная жизнь. География великих имен. Кладбища.
Промзоны и заводы Москвы: рост градообслуживающей сферы.
Массовая жилая застройка и районы индивидуальной и экспериментальной застройки.
Превращение дубрав в пашни и деревенские улицы, деревень и полей - в дачные места, и
всех - в городские территории. Лесные массивы в городской черте и городская фауна.
2.2.1 Волго­Клязьменское междуречье
Части Москвы, Московской, Ярославской, Костромской и Нижегородской областей,
Ивановская область
2.2.2. Мещера
Части Московской, Рязанской и Владимирской областей
Низменный и плоский рельеф: болота и озера. Осадочные породы и фарфорофаянсовая и
стекольная промышленность, торфяная энергетика.
Сосновые леса. Низкое плодородие песчаных почв. Трудовая миграция из Мещеры
(отходничество).
Транзитная роль Мещеры для Москвы: Владимирка, Рязанка, Москва­река.
Текстильная индустриализация XIX - начала ХХ в. и революционные традиции.
Роль убежища (рефугиума): старообрядцы, пережитки язычества, загадка народа мещера.
Роль опоры Москвы: обслуживание городского хозяйства (водоснабжение, энергоснабжение,
канализация), строительство городского транспорта для Москвы (городские автобусы,
электрички) и оборонная промышленность. Аэрокосмическая специализация: заводы,
полигоны, наука.
Региональное миросозерцание и инновационная роль.
Мещера в произведениях К. Паустовского, А. Куприна, С. Есенина, М. Кольцова, Б.
Можаева и других литераторов.
Верхняя Ока
Орловская, Тульская, Калужская области и часть Московской
2.2.3. Синтезирование образа Русского Центра
По модели 2.1.3. с добавлением сравнения образов Запада и Центра: отыскание в одном
черт другого и принципиальных различий (с географической интерпретацией). Опыт
социально­географического зонирования: образ огромного города - образ ближайших
пригородов - образ Дальнего Подмосковья.
2.3. Старый Север (2 ч)
2.3.1. Северные Увалы
7

Части Костромской, Вологодской и Кировской областей
Каспийско­Беломорский водораздел. Волжско­Двинское междуречье.
Медвежий угол в прямом и переносном смысле, край непуганных птиц, социокультурное
убежище (рефугиум). Район периферийной концентрации русской национальной традиции.
Фольклорные мотивы. Лучшие черты русского характера. Народное искусство. Православная
составляющая образа. Старинные монастыри и церкви. Архаика. «Бытовое» литературное
вдохновение. А. Островский. С. Максимов. Б. Шергин. С. Писахов. Н. Рубцов. Модель
эколого­культурного сосуществования.
Подтаежье. Брусника, морошка. Русская традиция и финно­угорская инерция. Застарелая
память о давних столкновениях на фронте русской колонизации. Малохлебность и
хлебородные очаги. Луга. Молочное животноводство. Лесное хозяйство. Лесохимия.
Целлюлозно­бумажное производство.
Экспансия болот.
Примечательность возвышенных, сухих мест и размещение старых городов. Замечательные
географические положения городов.
Болота и сырые луга.
Реки - старые транспортные оси и оси расселения. Былой лесосплав. Умирающее
судоходство. Соль земли для Средневековой Руси. Алмазоносные надежды.
Подвинье и Поморье
Архангельская область и часть Вологодской
2.3.2. Синтезирование образа Старого Севера
По модели 2.1.3 со специальным обсуждением отражения в образах изученных ранее
территорий а) природно­хозяйственной зональности и б) русской национально­культурной
компоненты.
2.4. Южная Россия (4 ч)
2.4.1. Среднерусское Черноземье
Курская и Белгородская области
Переход от лесостепи к степи. Открытые пространства и черноземное плодородие.
Ход освоения территории. Столкновения с враждебными Югом и Западом. География
Слова о полку Игореве, география Курской дуги. Инвазии по Изюмскому и Муравскому
шляхам. Белгородская черта и граница с Малороссией. Этнографическая грань.
Водораздельный веер.
Зерно и скот. Сады. Воронежский щит и КМА. Известняки и мел. Благоденствие Белогорья
на черноземах и черной металлургии.
Географическое положение. Экран Среднерусской возвышенности, ограничивающий
московское столичное влияние. Район географического затишья и культурной пассивности.
Пережитки крепостничества.
Зона русско­украинского
взаимодействия.
Сельский менталитет.
Слово о полку Игореве. Моление Даниила Заточника. Н. Гоголь. Н. Асеев. Т. Шевченко, Н.
Лесков.
Дон
Часть Тульской и Волгоградской, Липецкая, Воронежская и Ростовская области
2.4.2. Волга последних притоков
Саратовская область
Зерновой бассейн. «Недавнее» дно Каспия - «соленая» геохимия. История соледобычи и
заселения степного Заволжья. Зонирование: дубравы и сады Правобережья и степи левого
берега. Оструктуривающая ось Волги. Шиханы Приволжской возвышенности, сырты
Низменного Заволжья. Закон Бэра.
Интернационал: русские, украинцы, казахи, немцы.
Диверсифицированная энергетика.
Маргинальность географического положения («глушь­Саратов»): опасные военные объекты
и акции, рефугиум старообрядцев, разбойничьи предания, объект иронии, уроженцы -
«предреволюционные» консерваторы (Столыпин, Суслов).
8

Достоинство территории. Саратов - московский приближенный на Волге. Саратовский
университет, Радищевский музей, саратовская художественая школа, саратовские
изобретатели, саратовские герои.
К. Петров­Водкин, И. Бабель, Л. Кассиль, К. Шкода, Д. Фурманов, Б. Пильняк, П.
Кузнецов, Ф. Шехтель, В. Милашевский, Э. Лимонов, А.Н. Толстой.
2.4.3. Кубань и Русское Закавказье
Краснодарский край
Край передового освоения. Победный рубеж русской истории. Казачество. Героизм и
лихость в сочетании с консерватизмом. Верноподданнические настроения в сочетании с
самостоятельностью и стремлением к автономизации. Казаческая компонента современной
российской общественно­политической жизни. Заслуги казачества. У горного порога.
Культурные взаимодействия на Юге: кавказские (горские) и украинские черты в быту у
южных русских. Колорит казачьих станиц. Казачий фольклор.
Плодородие. Хлеб, подсолнечник, сады, виноград. Элеваторы. Тополя.
Античное наследие северного побережья Черного моря. Приморские портовые города.
Предэкспортная переработка сырья. Нефть и газ - транзитные и свои.
Сезонная курортная жизнь и жизнь людей в курортных городах и поселках. Рекреационные
ресурсы. Виды рекреации на Черноморском побережье и на Кубани.
2.4.4. Синтезирование образа Южной России
По модели 2.1.3 с добавлением специального изучения и интерпретации гербов республик
Северного Кавказа и Калмыкии, а также сопредельных территорий Украины и признанных и
непризнанных республик Закавказья.
Проводятся также опыты сравнения: а) рубежей России - западного и южного; б) северных
русских и южных русских.
2.5. Урал (3 ч)
2.5.1. Прикамье
Пермская область
Ось Камы, «строящая» край. Камский бассейн, питание притоков. Гидронимия. Левые
притоки Камы - лучи, проецирующие русскую матрицу на экран Урала. Клин русского
заселения, вошедший между финнами (коми­пермяками и удмуртами) на севере и западе и
тюрками (татарами и башкирами) на юге. Обрусение финнов. Два хозяйственных лица
Прикамья: «тайга - лесное хозяйство - ЦБК» и «лесостепь - зерновое хозяйство».
Уральский порог. Коридор Чусовой. Роль Прикамья в освоении Урала и Сибири.
Транзитные функции. Тупиковость алмазного севера. Юг: вход в настоящий горнозаводской
Урал. Бытовая трагедия закрытого Кизеловского угольного бассейна и нефтяная лихорадка.
Д. Мамин­Сибиряк, П. Бажов, О. Мандельштам, Ф. Решетников, П. Антокольский, А. Герцен.
2.5.2. Озерное Зауралье
Челябинская область
Барьер Урала, заэкранированный край. Главные вершины Южного Урала. Горный бордюр
на западе и неограниченная равнина на востоке. Высотная поясность: леса на Урале - в
широтах степи. Деформация широтной зональности.
Горные выработки. Угольные копи и проблемы закрытия шахт и разрезов Челябинского
буроугольного бассейна. Рудное сырье: от изобилия к дефициту.
Озерный край. Озерная топонимика. Предания, связанные с южноуральскими озерами.
Глубокие озера предгорий и степные блюдца. Курортное и лечебное значение челябинских
озер.
Рубеж с Казахстаном. Пограничность. Крепости Исетской и Уйской линий.
Пространственный ход освоения: инверсия. Русское заселение, пришедшее с сибирской
стороны, с северо­востока. Разная преодолимость невысокого Среднего и артикулированного
Южного Урала. Обход Южного Урала и башкир «с тыла». Башкирские и татарские села и
районы.
9

Мрачные предания и настороженная топонимика горнозаводского Урала. Опасные
производства военно­промышленного комплекса и «грязная» металлургия. Экологические
катастрофы. Формируемая современная мифология Урала.
Роль Урала как «опорного края державы»: значение уральского оружия для Победы,
значение уральских ракет и ядерного оружия для успешного противостояния СССР блоку
НАТО. Скромный героизм уральцев.
П. Бажов, Л. Татьяничева, Б. Ручьев, В. Бианки.
Горнозаводское ядро
Свердловская область
2.5.3. Синтезирование образа Урала
По модели 2.1.3 со специальным изучением судьбы горнодобывающих отраслей
промышленности и металлургии на изученной части образной карты страны.
2.6. Новый Север (3 ч)
2.6.1. Кольский полуостров
Мурманская область
Экстремальный климат. Заполярье. Полярные ночи. Дефицит растительного питания для
человека. Альтернатива: рыболовство, оленеводство, охота на морского зверя. Саамы,
поморы. Мурманский рыбный порт. Незамерзающее море. Зимняя форточка петербургского
окна в Европу (Н. Баранский). Сухопутная и морская граница с НАТО, пограничники
Заполярья. Стратегическое значение Баренцева моря. Варяжские, шведские и норвежские
вторжения в средневековье, англо­американская интервенция 1918-1920 гг., финский
реваншизм, германский фронт в Великую Отечественную войну. Базирование стратегического
флота: атомные подводные лодки, ракет несущие корабли. ЗАТО. Слава североморцев. В.
Пикуль. К. Симонов. Обслуживание флота: судоремонт, утилизация списанных АПЛ.
Опасность радиоактивного загрязнения.
Сопки.
Рудное и химическое сырье,
перепады высот для производства
гидроэлектроэнергии (каскады ГЭС на коротких реках).
Карелия
Республика Карелия
2.6.2. Обский Север
Ямало­Ненецкий и Ханты­Мансийский автономные округа.
Тяжелые условия для жизни человека. Низкий выход биомассы на единицу площади.
Кочевой образ жизни коренного населения. Ханты, манси, ненцы. Топонимика, традиции,
фольклор, народное прикладное искусство, мифология. Традиционное жилище - чум. Олени,
рыба, зверь.
Тайга и тундра: экология человека. Конфликты за угодья. Пушнина, лес.
Нефть и газ. Массированное нефтегазовое освоение в 70­е годы.
Рост природоохранного сознания на Обском Севере.
2.6.3. Синтезирование образа Нового Севера
По модели 2.1.3 со специальным обсуждением жизни в экстремальных условиях природной
среды - для последующего развития в разделе 2.8.
2.7. Зона Транссиба (4 ч)
2.7.1. Кузбасс
Кемеровская область
Кузнецкая котловина - карман, ограниченный кряжами и горными странами. Угольная
промышленность. Ландшафт шахтерских поселков. Шахтные копры. Терриконы. Разрезы.
Шахтерская слава, шахтерский образ жизни и традиции. Металлургия, химия и энергетика,
«прицелившиеся» на уголь.
Зерновое богатство Кузнецкой котловины в таежном горном обрамлении. Ось Томи.
Транссиб и подъезды к нему.
2.7.2. Амур и Приморье
10

Читинская и Амурская области, Еврейская АО, Хабаровский и Приморский края
Бассейн Амура, притоки. Долины и сопки. Траектория Транссиба и веток. Мосты через Амур,
переправы. ГЭС в Амурском бассейне.
Своеобразие фауны и флоры. Уссурийский тигр, женьшень и пр. Столкновение
континентального и тихоокеанского миров. Слава дальневосточников. Декабристы.
Гражданская война и иностранная интервенция на Дальнем Востоке. Партизаны Приморья.
ДВР.
Дальневосточная тайга. Лесное хозяйство. Не зерновое земледелие. Соя. Золото. Уран.
Цветные металлы. БАМ - пути к новым полезным ископаемым. Стратегическое значение
БАМ. Отопление для Дальнего Востока. Кризис прогрессивных отраслей.
Тихоокеанское побережье. Торговые морские порты. Рыболовство. Военно­морские базы.
Малые народы и их культура. Местные легенды. Природоохранное сознание.
2.7.3. Сахалин и Курилы
Сахалинская область
Сомнительная южность и иллюзорная восточность. Трудный климат: муссоны, изнуряющие
ветры, облачность. Северные надбавки на широте Одессы.
На рубеже азиатской цивилизации. Вековое противостояние с Японией. Подвижный рубеж.
Ситуация с Южными Курилами. Корейская община.
Сосуществование на острове «российских» и «японских» растений и животных.
Островное положение и его проявления. Особенности формирующегося сахалинского
менталитета - менталитета островитянина. Паромная связь сахалинских железных дорог с
веткой от Транссиба.
Сахалинские сопки и долины. Связь рельефа и размещения людей. Сейсмичность и
вулканизм. Цунами 1952 г. на Курилах.
Высокоторавье («гигантизм» сахалинских трав) и неблагоприятные условия для зернового
производства и для жизни копытных. Медведи - действующие лица сахалинской жизни.
Лесное хозяйство. Японское целлюлозно­бумажное хищничество и современное хищничество
российских экспортеров. Ель и северянка­лиственница. Сорные бамбучники.
Старый сахалинский уголь и молодая хищница - нефть. Сахалинский шельф - соглашения о
разделе продукции.
А. Чехов, В. Ажаев, А. Чаковский, Т. Немова, Е. Машукова.
2.7.4. Синтезирование образа Транссибирской России
По модели 2.1.3 со специальным обсуждением российских масштабов, проблемы
преодоления расстояний и территориальной разобщенности людей. Отражение российских
сверх просторов в национальном самосознании. «Комплекс островитянина».
2.8. Крайний Северо­Восток (2 ч)
2.8.1. Лена
Часть Иркутской обл., Республика Саха (Якутия)
Якутская культура и этническая история. Переселения народа. Животноводство. Якутская
лошадь как элемент хозяйства и культуры. Олени. Земледельческие очаги в великой ленской
излучине. Якутский фольклор. Эвенки, эвены, чукчи, долганы, юкагиры в Якутии. Старое
русское проникновение (поморы и казаки) и распространения православия.
Якутское заполярье. Нагорья и котловины. Полюса холода. Особое значение энергетики.
Вечная мерзлота. Ископаемая фауна.
Сырьевая составляющая освоения: пушнина, алмазы, золото, цветные металлы.
Кимберлитовые трубки. Дражная добыча. Роль рек и базовых речных портов в освоении
территории. Особая роль авиации. Автозимники. Роль БАМа.
Колыма
Магаданская обл.
2.8.2. Синтезирование образа крайнего Север­Востока
По модели 2.1.3 со специальным обсуждением черт специфики обитающих здесь народов.
11

3. Обобщение знаний и умений (5 ч)
3.1. Зонирование, районирование и пространственно­смысловое структурирование
образов по всей территории России (3 ч)
3.1.1. Природно­культурные зоны и территориальные кластеры сфер деятельности
Россия лесная и безлесная, равнинная и горная, благоприятная для жизни и экстремальная.
Россия хлебная и Россия бесхлебная.
Где и почему концентрируются плодовые, рыбные, масличные, льняные богатства?
Россия христианская, мусульманская, буддийская, языческая. Ареалы религиозно
индифферентных образов.
3.1.2. Главные структурирующие линии, рубежи и пространственные процессы
Волжская ось. Волга и притоки. Водораздельные рубежи.
Радиальные лучи­магистрали, исходящие от Москвы.
Транссибирский коридор.
Уральский барьер.
Рубежи морские и сухопутные, артикулированные и незаметные, активные и вялые,
стабильные и не устоявшиеся. Обожженные и обжигающие.
Выявляемые на образной карте центро­периферийные отношения, диффузии, внедрения,
Пространственные барьеры и каналы повышенной
пространственные инверсии.
проницаемости пространства.
3.2. Переживание и оценка пространства и себя, выработка отношения и намерений
Рефлексия учащихся на тему: как вошли знания по географии, истории, литературе, химии,
МХК и музыкальной культуре в образ России и ее регионов. Чем полученные знания и умения
наблюдать и анализировать обогащают в жизни, что помогает понять, к чему внимательнее
присматриваться, чем интересоваться.
Появилось ли желание больше узнать о том или ином месте, посетить те или иные места,
жить в том или ином месте. Появились ли любимые места на карте.
Выработалось ли отношение к разным территориям России. Сформировалось ли
представление о стране как единстве многообразных регионов. Возникла ли мысль так или
иначе (по мере сил и по мере взросления) влиять на политику общества в отношении тех или
иных районов.
Перечень учебно­методического обеспечения образовательного процесса.
Для учащихся:
1. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
2. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М., 1999 г.
3. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» ­ М: ООО «Издательство АСТ»,
2002.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» ­ М: ООО «Издательство АСТ»,
2002.
5. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997.
6. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
7. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках
географии», Ярославль, Академия Развития, 2006.
1. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988.
2. География: Все для учителя географии. Сайт: http://geo.1september.ru
Для учителя:
12

3. География: Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru
4. География:\"Раннее развитие детей\" ­ География детям. Сайт: http://www.danilova.ru
5. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы
ООО «Центр
исследовательской деятельности школьников»,
полиграфических услуг «Радуга», 2010.
Москва,
6. Клепинина.А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
7. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, ­ «Корифей», Волгоград, 2000.
8. Литвиненко Л.С. «Нравственно­экологическое воспитание школьников», Москва, «5
за знания», 2005.
9. Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
10. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н. Петрова, В.И. Сиротин. М.:
ООО «Издательство Астрель», 2002­302 с.
11. Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской
олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
12. Низовцев В.А. «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
13. Рогачев С.В. Верхнее Поднепровье и Подесенье/Образная карта России. Выпуск
девятый//География. - 2005. - № 16. - С. 1-47.
14. Рогачев С.В. Волга последних притоков и Узени/Образная карта России. Выпуск
шестой//География. - 2004. - № 15. - С. 1-32. - № 21. - С. 9-24.
15. Рогачев С.В.
Кольский полуостров/Образная карта России.
Выпуск
первый//География. - 2003. - № 40. - С. 1-31.
16. Рогачев С.В. Мещера/Образная карта России. Выпуск четвертый//География. - 2004.
- № 5, 6, 7. - С. 15-18. - № 8. - С. 1-31.
17. Рогачев С.В. Обский Север/Образная карта России. Выпуск пятый//География. -
2004. - № 11. - С. 1-32.
18. Рогачев С.В. Озерное Зауралье/Образная карта России. Выпуск восьмой//География. -
2005. - № 5. - С. 1-47.
19. Рогачев С.В. Прикамье. Бассейн Верхней и Средней Камы/Образная карта России.
Выпуск третий//География. - 2004. - № 4. - С. 1-32.
20. Рогачев С.В. Сахалин и Курилы/Образная карта России. Выпуск седьмой//География.
- 2004. - № 40. - С. 1-32.
21. Рогачев С.В. Среднерусское Черноземье. Днепровская и Донецкая покатости с
обозрением прилегающей полосы Украины/Образная карта России. Выпуск
второй//География. - 2003. - № 44. - С. 1-32.
22. Росич Ю. Геральдика.ру//http:geraldica.ru.
23. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва,
«Аркти», 2005.
24. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по географии»,
Москва, «Глобус», 2008.
Перечень материально­технического обеспечения: географические карты, атласы,
коллекции, раздаточный материал, таблицы, дополнительные дидактические материалы,
учебные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран. (полный перечень указан в
паспорте кабинета).

Календарно­тематический план
кружка «В мире географии»
для 9 класса
на 2017­2018 учебный год
Тема занятия
Введение (2 ч)
Плановые
сроки
изучения
учебного
материала
Скорректирова
нные сроки
изучения
учебного
материала
Образ территории.
Образная карта.
01.09­08.09
11.09­15.09
05.09
12.09
Тема 1. Раздел I. Региональные характеристики (29 ч)
Тема 1. Западные рубежи (5 ч)
Каспийско­Балтийско­Черноморский
водораздел.
Брянско­Смоленская порубежная Россия.
Ленинградская область.
18.09­22.09
25.09­29.09
02.10­06.10
19.09
26.09
03.10
14
№ урока
в разделе,
теме
1
2
1.
2.
3.
Номера
уроков
по
порядку
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
Санкт­Петербург.
Синтезирование образа Русского Запада.
Тема 2. Русский Центр (5 ч)
Невыраженные водоразделы.
Памятные места Москвы.
Транзитная роль Мещеры для Москвы.
Художественные традиции Мещеры.
Синтезирование образа Русского Центра.
Тема 3 Старый Север (2 ч)
Северные Увалы. Поморье.
Синтезирование образа Старого Севера.
Тема 4. Южная Россия (5 ч)
Среднерусское Черноземье.
Дон.
Волга последних притоков.
Кубань и Русское Закавказье.
Синтезирование образа Южной России.
Тема 5. Урал (3 ч)
Прикамье.
Озерное Зауралье.
Синтезирование образа Урала.
Тема 6. Новый Север (3 ч)
Кольский полуостров.
Карелия. Обский Север.
Синтезирование образа Нового Севера.
Тема 7. Зона Транссиба (4 ч)
Кузбасс.
Амур и Приморье.
Сахалин и Курилы.
Синтезирование образа Транссибирской
России.
Тема 8. Крайний Северо­Восток (2 ч)
Река Лена, Колыма.
Синтезирование образа Крайнего Северо­
Востока.
09.10­11.10
16.10­20.10
23.10­27.10
30.10­03.11
06.11­10.11
13.11­17.11
27.11­01.12
04.12­08.12
11.12­15.12
18.12­22.12
25.12­29.12
09.01­12.01
15.01­19.01
22.01­26.01
29.01­02.02
05.02­09.02
12.02­21.02
26.02­02.03
05.03­09.03
12.03­16.03
19.03­23.03
26.03­30.03
02.04­06.04
16.04­20.04
23.04­27.04
30.04­04.05
10.10
17.10
24.10
31.10
07.11
14.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
27.03
03.04
17.04
24.04
Раздел II Обобщение знаний и умений, самоанализ (3 ч)
Тема 1. Зонирование, районирование и пространственно­смысловое структурирование
образов по всей территории России (2 ч)
32
33
34
1.
2.
1.

кластеры

зоны
Природно­культурные
территориальные

деятельности.
Главные структурирующие линии, рубежи и
пространственные процессы.
и
сфер

07.05­11.05
08.05
14.05­18.05
15.05
Тема 2. Переживание и оценка пространства и себя (1 ч)
Переживание и оценка пространства и себя.
21.05­25.05
22.05
Итого
часов

34
по
програм
ме
выпол
нено
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР ______ /Москотельникова Н.В./
«___» августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от « ___» августа 2017 г.
Руководитель ШМО ________ / Содонова О.А./
16

Программа поможет учителю интересно организовать внеклассную работу по географии. Так как программой предусмотрено вовлечение в работу кружка учащихся разных возрастов с 5 по 11 классы, она может быть с успехом реализована, прежде всего, в сельской малокомплектной школе. Важно также. что работая в таком неоднородном коллективе, учащиеся приобретают коммуникативные черты характера общения в разновозрастном сообществе. Широкое использование ИКТ позволяет приобщать школьников к современному информационному пространству. Выполнение индивидуальных и групповых проектных работ активизирует познавательные интересы обучающихся к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жарынская средняя (полная) общеобразовательная школа

«Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …»

Составил: учитель географии В.Ф.Симаков,

д. Красная Горка

2013/2014 учебный год

Путешествия помогают понять красоту пространства

и бесценность времени.

  1. Пояснительная записка

Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится строго на добровольных началах. Возраст членов кружка: учащиеся, изучающие географию 5-11 классы.
Целями реализации программы являются:

Формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;

Получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

Более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

Ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

Знакомство с народами и странами мира;

Умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов .

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:

Повышение качества географических знаний и умений школьников;

Повышение успеваемости по предмету;

Повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;

Активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

Рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;

Повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;

- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.

В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.

Темы индивидуальных и групповых проектных работ

  1. Русские путешественники, прославившие Россию.
  2. Современные российские географические средства массовой информации.
  3. Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
  4. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
  5. Я – туристический гид по родной Смоленщине.
  6. Страна, в которой я мечтаю побывать.
  7. Мировые экологические проблемы человечества.
  8. Этот континент меня удивил.
  9. Эти уникальные животные требуют защиты человека.
  10. Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
  11. Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
  12. Мои кроссворды и викторины по географии.
  13. В этих местах я был(а).
  14. «Семь чудес света» моей Родины.
  15. Моя презентация (тема определяется учащимся).

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Кружок рассчитан на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.

  1. Содержание программы
  1. Введение (1 час)

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. (1 час).

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)

Видео путешествие: Природные зоны мира.

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)

География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.

Видео путешествия: Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часа)

Видео путешествия: Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Видео путешествия: Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит,

Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии, Самые опасные животные африканского континента.

Тема 5. Туристические маршруты по России (10 часов)

Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия): Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Старинные русские города Центральной России. В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.

Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.

  1. Тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятия

Дата

Введение – 1 час.

Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка

Круглый стол

Сентябрь/ 1

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира – 2 часа

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

Сентябрь/ 2

Природные зоны мира.

Видео путешествие.

Сентябрь/ 3

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 5 часов

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

Занятие-викторина знатоков океанологов.

Сентябрь/ 4

5-6.

Путешествие в глубины Тихого океана

Видео путешествие.

Октябрь/ 1-2

Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/ 3

Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/4

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира – 6 часов

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Занятие-презентация учащихся.

Ноябрь/ 2

10-11.

Амазонка – великая река мира

Видео путешествие.

Ноябрь/ 3-4

Путешествие по Меконгу

Видео путешествие.

Декабрь/1

13 .

Окаванго – загадочная река Африки

Видео путешествие.

Декабрь/2

Колорадо – река застывшего камня

Видео путешествие.

Декабрь/3

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам – 9 часов

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира.

Занятие-практикум (работа с картой, к/к)

Декабрь/4

Величайшие вулканы и горы мира

Видео путешествие

Январь/3

Путешествие в Центральную Америку

Видео путешествие

Январь/4

Ступени цивилизации: Великая Индия

Видео путешествие

Февраль/1

Современный Китай

Занятие-деловая игра, презентация

Февраль/2

Жемчужины Австралии

Видео путешествие

Февраль/3

Самые опасные животные африканского континента.

Видео путешествие

Февраль/4

Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Занятие-политическая информация «Сообщают наши корреспонденты …» Деловая игра

Март/1

Как я знаю и умею работать с географической картой

Занятие-практикум.

Март/2

Тема 5. Туристические маршруты по России – 9 часов

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

Занятие-практикум

Март/ 3

Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер.

Презентация, сообщения членов кружка

Март/ 4

Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ

Презентация.

Март/ 1

Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы.

Видео путешествие,

презентация

Март/ 2

Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

Видео путешествие

Март/ 3

Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири

Видео путешествие,

презентация

Март/ 4

Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

Видео путешествие

Апрель/ 1

Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.

Видео путешествие

Апрель/ 2

Старинные русские города Центральной России. Смоленск .

Видео путешествие,

презентация

Апрель/ 3

В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.

Видео концерт

Апрель/4

Как я знаю свою Родину

Практикум, викторина

Май/1

Заключительные занятия – 2 часа

34-35.

Защита членами кружка проектных работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

Конференция

Май/ 2-3

Итого – 35 занятий

  1. Методическое обеспечение работы кружка

Оборудование:

1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4. Компьютерные фото-альбомы:

5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.

6. Телевизор

- Литература для учителя:

1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.

3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.

4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.

5.Интернет ресурсы.

Литература для учащихся:

1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974

2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.

3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999.

4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.

5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель

А.А.Шибанова, М.: Просвещение, 1986.

6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

ГОРОДА КУЗНЕЦКА

«Принято»

на педагогическом совете

МБОУ СОШ №5 города Кузнецк

Протокол № ___

от «__»__________2016_г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ СОШ № 5города Кузнецка _____________/Ошкина Е.В./

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2016_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

__________ Медного Андрея Владимировича ____

по ______« Занимательной географии »___

Предмет, класс и т.п.

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию,формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся. Метод проектов -это: личностно-ориентированное образование, индивидуальный подход, креативность формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.

Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.

Одним из важных моментов кружка – это участие детей в школьных выставках и ежегодной школьной конференции естественных наук, которая является отборочным туром на городские конкурсы и конференции.

Программа предназначена для детей 5-6 кл. Объём программы составляет 35 часов, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

Основные дидактические цели курса:

Удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

Развитие интереса к изучению географии;

Расширение кругозора учащихся в области географии;

Воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнователь- ность;

Подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

ЦЕЛИ КРУЖКА « Занимательная география »

Дополнительное образование в школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Задачи и основные идеи курса:

Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;

воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

    формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

Прогнозируемый результат обучения:

в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:

Истории их возникновения,

Их архитектуре,

Их географии;

приобретут практические навыки и умения :

Работы с картой,

Работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

Навыки организации работы в группе.

Основные направления и содержание деятельности.

Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.

По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.

Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Учебно – тематический план.

Количество часов

Вводное занятие

Земля –планета Солнечной системы

Ориентирование на местности

Экскурсии, практические занятия

Карта – язык географии

Практические и проектные занятия,просмотр кинофильмов

Жизнь земной коры

Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой, проекты

Мировой океан

Беседы, кинозанятия, проектирование

Воды суши

Экскурсии, работа с картой, практикум, викторины, проекты

Атмосфера Земли.

Практические и проектные занятия, решение географических задач

Природа своего края с элементами метеорологии

экскурсии

Тема 1. Введение

Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Беседа по технике безопасности

Тема 2. Земля –планета Солнечной системы

- вселенная

- Солнечная система

Соседи Земли

Гипотезы происхождения нашей планеты

Тема 3. Ориентирование на местности.

История изобретения компаса

Упражнения и движение на местности с компасом и без него

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Ориентирование по местным признакам

Тема 4. Карта – язык географии

План местности

Масштаб

Карта

Широта и долгота- адрес объекта

Тема 5 . Жизнь земной коры.

Современные гипотезы о происхождении гор на земле.

Вулканы, гейзеры, горячие источники.

Землетрясения.

Разнообразие форм рельефа на Земле.

Рельеф своей местности.

Тема 6. Мировой океан.

Современные способы изучения морей и океанов.

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Части мирового океана.

Растительный и животный мир океанов и морей.

Экологические проблемы Мирового океана.

Тема 7. Воды суши.

Крупнейшие реки Земли.

Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

Минеральные источники, их происхождение

Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

Кристаллизация

Воды суши своего края.

Тема 8. Атмосфера Земли.

Современные методы изучения атмосферы.

Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

Грозные явления в атмосфере.

Местные признаки и приметы для предсказания погоды

Наблюдения

Климат своей местности.

Тема 9. Природа своего края с элементами метеорологии.

Изучение особенностей природы своего края

ПК своей местности.

Метеорологический практикум

Антропогенное воздействие на ПК.

Прогнозируемые результаты.

В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.

Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.

Список литературы.

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

4. География: \"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт: http://www.danilova.ru

6. География: Энциклопедическая библиотека.
Сайт: http://megacollection.ru

Рабочая программа кружка «Олимп» для 8-9 классов

1. Пояснительная записка.

1.1. Обоснованность и цели учебного предмета, курса

Данная программа разработана для учащихся 8-10 классов.

Основные цели курса: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности.

Задачи кружка «Олимп»:

1.Усилить интерес к предмету, повысить познавательную активность учащихся.

2.Развивать у школьников склонность к научному анализу (умение мыслить логически, делать собственные заключения и прогнозы), творческому мыщлению.

Задания различного уровня формируются в блоки по основным темам и прорешиваются после повторения теоретического материала. Олимпиадные задания усложняют базовые знания, облекают их в более занимательную форму. При решении заданий вырабатывается нестандартный подход к проблеме, комплексность мышления, способность к самостоятельным выводам.

Курс реализуется в 8-9 классах с нагрузкой 1 ч в неделю (34 часа в год).

Содержание программы:

План и карта. Карты. Картографические проекции. Форма, размеры и движение Земли. Решение олимпиадных заданий.

Тектоника и рельеф Земли. Тектоника и рельеф Земли. Решение олимпиадных заданий.

Погода и климат. Общая циркуляция атмосферы. Типы климатов мира. Решение олимпиадных заданий.

Гидросфера. Мировой океан и воды суши. Решение олимпиадных заданий.

Биосфера. Природная зональность мира и географическая оболочка. Решение олимпиадных заданий.

Физико- географический обзор южных материков. Физико- географический обзор северных материков. Решение олимпиадных заданий.

Физико-географический обзор России. Общая характеристика природы России. Физико-географическая характеристика регионов РФ. Решение олимпиадных заданий.

Население России. Население России. Решение олимпиадных заданий.

Хозяйство России. ТЭК. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химико- лесной комплекс. АПК. Инфраструктурный комплекс. Решение олимпиадных заданий.

Хозяйство регионов России. Центральная Россия. Европейский Север. Европейский Юг. Поволжье. Урал. Восточный макрорегион. Решение олимпиадных заданий.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности : словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

1.2. Предполагаемые результаты освоения курса

Предметные действия:

Научиться извлекать информацию из карт атласа, научиться читать план

Выделять, описывать, объяснять признаки географических объектов и явлений

Личностные действия:

Формирование мотивации учебной деятельности к исследовательской деятельности

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Коммуникативные:

Учитывать различные мнения, аргументировать свое мнение

Познавательные:

Уметь объяснять взаимосвязи, устанавливать причинно-следственные связи

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты

Преобразовывать информацию из одного вида в другой

Решать олимпиадные задания

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

п/п

дата

Поурочное планирование

Тема занятия

Всего часов

Практическая часть программы и использование ИКТ, РК

Контроль

План и карта. Карты. Картографические проекции.

Решение задач по картам и планам

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Форма, размеры и движение Земли.

Решение задач по теме

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Тектоника и рельеф Земли.

РК

Выполнение олимпиадных заданий

Контроль

Погода и климат. Общая циркуляция атмосферы.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Типы климатов мира.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Гидросфера . Мировой океан и его части.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Биосфера. Природные зоны мира и

географическая оболочка.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Физико-географический обзор материков.

Обзор южных материков.

Повторение и углубление теоретических знаний

Обзор северных материков.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Физико-географический обзор России . Общая характеристика природы.

Повторение и углубление теоретических знаний

Физико-географическая характеристика регионов РФ.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Население России.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Хозяйство России. Общая характеристика. ТЭК.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Металлургия РФ.

Повторение и углубление теоретических знаний

Машиностроительный комплекс.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Химико- лесной комплекс.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

АПК.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Инфраструктурный комплекс.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Хозяйство регионов РФ. Центральная Россия.

Повторение и углубление теоретических знаний

Европейский Север.

Повторение и углубление теоретических знаний

Европейский Юг.

Повторение и углубление теоретических знаний

Поволжье. Урал.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Восточный макрорегион.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Список учебно-методической литературы:

1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по географии для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Genius loci ? 1995.-159 с.

2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф., Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ, 2006.-132 с.

3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 1993.-192с.

4. Курашева Е.М. География.9-10 кл.Задания на определение географических объектов.-М.: Дрофа, 2011.-106с.

5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.

6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение, 1994.-367 с.

7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с.

Дословно география переводится как землеописание . Эта наука была известна еще до нашей эры. Все дело в том, что представители древних цивилизаций нуждались в пространственном ориентировании, открытии и освоении новых земель, идентификации себя в мире. Человечество знает массу выдающихся географов и дерзких, революционных, смелых географических открытий. «Золотые века» этой науки пришлись на XV-XVII века. Это время было названо эпохой Великих географических открытий.

География неразрывно связана с путешествиями и путешественниками, благодаря этому мы знаем имена Колумба, Кука, Афанасия Никитина, Марко Поло и многих других. Романтика, жажда новых знаний привлекает и ребят, живущих в нашем городе. Для них открыли свои двери специализированные клубы, кружки и студии, в которых можно узнать много нового о географии, своем крае, туризме. Теоретические занятия нередко совмещаются с «полевыми», что идет только на пользу ребятам.

Пожалуй, география является одной из самых увлекательных наук естественного цикла. Она позволяет получить не только знания в «чистом» виде — например, названия столиц, площадь и население государств, но и практические умения — свободное ориентирование на местности, туристические навыки и многое другое. Это современно, увлекательно и актуально для всех представителей нового поколения.

Несмотря на то, что школьный предмет «География» появляется у ребят не ранее 5 класса, родители могут познакомить детей с этой наукой еще в раннем возрасте. Конечно, неправильно «пичкать» мальчиков и девочек сухими фактами, требовать заучивать названия столиц, рек, морей. Важно заинтересовать ребенка и проводить занятия в игровой форме. Например, читая сказки о Карлсоне и Чипполино, можно одновременно задействовать карту или глобус и найти Швецию и Италию, рассказав немного о расположении и истории стран. На прогулке малышей можно познакомить со сторонами света, используя компас. Песни и стихи, в которых встречаются географические названия, также помогут узнать и запомнить много нового.

Главное о географическом атласе


Изучение географии прежде всего ассоциируется с географическими картами. По сути, на картах представлены материки и страны в миниатюре. Они отражают особенности рельефа и климата, национальный состав стран, экономическое положение. Атлас представляет собой комплекс географических карт, объединенных определенной темой. Например, всем известный Атлас России содержит максимально полную информацию о нашей стране. В нем можно увидеть и карту по областям, и ознакомиться со всеми граничащими с Российской Федерацией государствами, и найти отдельные города и даже автодороги. В тех или иных изданиях Атласа России представлена разная информация. Но все карты любого атласа должны быть объединены одинаковыми условными обозначениями, примерно равным масштабом, общими особенностями оформления. Составителем первого в мире атласа был древнегреческий астроном, математик и географ Клавдий Птолемей. Он подготовил сборник карт еще во втором веке нашей эры.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: