Исследовательская работа откуда берется дождь презентация. Проектно-исследовательская работа "Сбор и систематизация материала к сочинению-описанию «Дождь»". Кислотные дожди: как с ними бороться

Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №19» го Саранск

Исследовательская работа

«Что такое дождь?»

Выполнила:

Пронькина Анна

ученица 1Б класса

Научный руководитель:

Овчинникова Людмила Васильевна

САРАНСК 2015

Содержание

Введение………………………………………………...2

Основная часть

1. Что думали о дожде наши предки……………….....3

2. Что такое дождь……………………………………..3

3. Как образуется дождь……………………………….3

4. Почему идет дождь………………………………….4

5. Подробнее о дожде………………………………….5

6. Какие бывают дожди………………………………..6

7. Приметы дождя……………………………………...7

8. Интересные факты о дожде……………….…….….8

9. Загадки о дожде……………………………………..8

10. Мои опыты……………………………………..…..9

Заключение……………………………………..…….13

Список литературы……………………………………14

Введение

Я очень люблю лето, люблю играть на улице с друзьями. Но иногда на улице идет дождь и приходится сидеть дома. Однажды м не стало интересно узнать более подробно – что такое дождь и откуда он берется? И я решила самостоятельно поискать ответы на эти вопросы.

Объект исследования: дождь

Предмет исследования: процесс образования дождя

Цель исследования: выяснить, как образуется дождь

Задачи исследования:
- найти рассказы о дожде, о природных явлениях;

- прочитать, изучить, отметить любопытные сведения;
- пронаблюдать образование дождя;

Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя;

Сделать выводы;

Записать интересные факты о дожде.

Для решения поставленных задач, я использовала следующие методы:

    Изучение познавательной литературы по выбранной теме.

    Наблюдение.

    Проведение исследовательского эксперимента.

    Отбор фотографий, материалов по теме.

    Обобщение результатов и выводы.

На основе наблюдений я выдвинула гипотезу : дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч.

1. Что думали о дожде наши предки.

Дождевая вода приносит пользу сельскому хозяйству и способствует росту трав, плодов, поэтому от неё зависит благополучие народов.

Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его слезами неба, живительной силой, дающей жизнь. В то же время дождь мог стать карой небесной, привести к всемирному потопу.

Появлялись боги и духи, управляющие дождём, заклинания для вызывания или прекращения осадков. Во многих культурах выполняется специальный , исполняемый во время засухи. В засушливых районах, например, в Африке, , дождь считается благословением.

2. Что такое дождь.

Дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из облаков и туч.

3. Как образуется дождь.

От солнечного тепла вода с поверхности лужиц, ручейков, озер, рек, морей и океанов и ручьев испаряется и превращается в пар. Пар – это очень-очень маленькие капельки воды, настолько маленькие, что их нельзя увидеть глазами.

Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, очень высоко. Туда, где всегда, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой.

Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе. Собираясь вместе, эти капельки образуют облака. Облака парят в небе и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.



4. Почему идёт дождь.

Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться – капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются в более крупные – образуются тучи. В тучах капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю – идет дождь.

5. Подробнее о дожде

Капли дождя – это «шарики» размером от маленькой песчинки до горошины среднего размера (от 0,5 до 7 мм). Если капли меньше – такой дождь называется . Капли с диаметром больше 7 мм разбиваются, пока летят из облаков, на меньшие капли, поэтому даже при сильнейшем ливне капли не будут крупнее.

Дожди бывают разные, во время сильного ливня за один час может налиться до 10 см воды, то есть примерно «по щиколотку».

6. Какие бывают дожди

    Грибной дождь - мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца

    Слепой дождь - дождь, идущий при свете солнца;

    Грозовой дождь (дождь с грозой);

    Дождь с градом;

    Снежный дождь (дождь со снегом);

    Купальный (окатный) дождь

    Ливень (проливной дождь)

    Моросящий дождь (изморось)

    Полосовой дождь (идущий полосами)

    Косой дождь, косохлёст;

    Ситный дождь - мелкий дождь, как будто «просеянный сквозь »;

    Затяжной (обложной) дождь;

    Спорый дождь.

7. Приметы дождя

8. Интересные факты о дожде

1. Тропические дожди не моросят как те, к которым мы все привыкли, а обрушиваются, прямо как из ушата.

2. По четвергам в Лондоне идет намного больше дождей, чем в остальные дни. Удивительно, но факт.

3. В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить.

4. Древнерусское значение слова дождь – «даждь», в переводе оно означает «дающий жизнь и надежду».

5. Наиболее дождливые места на земле – это Индия, Китай, Япония, Бразилия, страны Центральной Америки. Наиболее засушливые – пустыни , а также значительные территории , западные территории и Америки.

6. В России наибольшее годовое количество осадков – на восточном берегу и на (более 2 м в год). Самое малое количество осадков – на северном побережье (менее 20 см в год), и островах

9. Загадки о дожде

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (дождь )

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь )

10. Мои опыты

Опыт 1.

Представим что вода в чайнике – это озеро. Подогреть воду вместо солнца нам поможет электричество.

Когда чайник закипает, вода превращается в пар (рис.4).

Если пар попадает на холодную поверхность, он будет превращаться в воду. Это явление называется конденсация.

Мы охлаждаем пар с помощью стакана с холодной водой и льдом (рис.5).

Пар превращается в капельки воды, которые стекают вниз (рис.6), так же как из тучи идет дождь.



В
ывод:
При кипении вода превращается в пар, при охлаждении пар превращается в воду

Опыт 2.

Плотно сжали сухой комочек ваты. Затем опустили его в блюдце с водой (рис.7). Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподняли вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце (рис.8).

Представим, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать (рис.9). Идет дождь.



В

ывод:
облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.

Заключение

В ходе этой работы я узнала, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч.

Я, вместе с родителями, провела опыты, которые помогли увидеть, как происходит образование капелек дождя, и почему начинают капать капли из туч.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе». Дождь образуется, когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

Таким образом, моя гипотеза о том, что дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч, подтвердилась.

Список литературы.

1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. С.-Петербург, 2006 г.

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

3. Интернет- сайты:

    allforchildren.ru

    genon.ru

    iceybiblio.amoti.ru

    meritnation.com

    minitigra.com

    Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение

    « Средняя общеобразовательная школа №6»

    Областной заочный конкурс исследовательских работ и творческий проектов младших школьников

    «Первые шаги в науку»

    Город Корсаков

    Школа № 6

    Класс _ 2-б

    Направление: естественнонаучное

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    Тема: « Почему идёт дождь? »

    Содержание


    Введение

    3стр.

    Основная часть

    1. Первоисточники о дожде.

    4стр.

    1. Опрос

    1. Дождь как природное явление

    2. Виды дождей

    3. Интересные факты о дождях

    5 стр.

    6стр.

    9стр.

    10стр.


    1. Практическое исследование
    опыт №1

    Опыт №2


    11 стр.

    12 стр.


    Заключение

    13 стр.

    Список литературы

    14 стр.

    Приложение

    15стр.

    Введение.

    Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдал за дождём и у меня появились вопросы, на которые постарался ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём?

    Цель исследования:

    Узнать почему идёт дождь?

    Задачи исследования:

    1.Познакомиться с первоисточниками о дожде(библия).

    2. Проанализировать научную литературу о дожде, как природном явлении.

    3. Познакомится с видами дождей и интересными фактами о дожде.

    4. Проверить полученную информацию путем проведения опыта образования дождя.

    5. Сделать вывод.

    Объект исследования: дождь.

    Предмет исследования: круговорот воды в природе.

    База исследования: ученик 2-б класса Давыдов Михаил, его мама.

    Гипотеза исследования.

    Предположим, что дождь идет потому что облака состоят из воды

    Методы исследования.

    2.Проанализировать научную литературу.

    3.Провести опыты.

    4.Сравнить результат.

    1. Первоисточник о дожде.

    В Библии описана история о потопе. Бог наказал людей за грехи – наслал на землю потоп. Дождь лил с неба непрерывно сорок дней. Вода затопила землю и всё живое погибло. Потом дождь прекратился, вода сошла и жизнь возобновилась.

    2. Опрос.

    Я задал вопрос: " Почему идёт дождь?" разным людям и получил такие ответы:

    Папа – дождь идёт сверху, потому что вода скапливается наверху;

    Мама – дождь идёт из тучи; бывает разный – грибной, ливень, морось, ледяной;

    Бабушка – дождь – это вид осадков; обычно бывает в теплое время года; осенью идёт особенно сильный, проливной.

    Не получив нужную информацию я обратился к научной литературе.

    3. Изучение научной литературы

    а) В толковых словарях даются следующие определения слова ДОЖДЬ:


    • Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. (словарь Ожегова);

    • Вода в каплях или струями из облаков. (словарь Даля);

    • Один из видов атмосферных осадков, образуется вследствие сгущения в капли водяного пара, насыщающего воздух, падает из так называемых дождевых облаков или туч темно-серого цвета без определенных очертаний (словарь Брокгауза и Ефрона).
    б ) Я знаю, что дождь – это вода. Вода нужна растениям, животным, людям. В поиске в интернете я задал свой вопрос и на сайте"Всё для детей", в разделе почемучка нашел научное объяснение:

    На земле много океанов, морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, то есть становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Когда капель становится много, они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли, не прольются на землю дождём.

    Прошёл дождь. Выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю дождём.

    Такое явление в природе называется – круговорот воды в природе.

    Если бы круговорот воды прекратился, не стало бы атмосферных осадков, пересохли бы реки и озера, иссякли подземные источники. Другими словами, на суше исчезла бы пресная вода, а вместе с ней и жизнь.
    Под воздействием солнечной энергии жидкая вода и лед испаряются, превращаясь в водяной пар. В атмосфере из водяного пара образуются облака. Ветры переносят облака над океанами и с океанов на сушу. Благодаря действию силы тяжести из облаков выпадают осадки, которые питают реки, озера, ледники, увлажняют почву. Под ее влиянием вода течет с более высоких мест в более низкие, возвращаясь реками и ручьями обратно в океан. Часть выпавшей на поверхность влаги просачивается вглубь земли, пополняя подземные воды.

    Так совершается вечный круговорот воды в природе. Он связывает между собой все части гидросферы в единое целое. Благодаря ему постоянно обновляются запасы разных видов природных вод. При этом полный обмен воды в реках происходит всего за 19 дней, в болотах - за 5 лет, а в озерах - за 17 лет. Дольше всего - на 10 000 лет - вода задерживается в ледниках.

    Вывод: Круговорот воды не только объединяет гидросферу, но и обеспечивает ее взаимосвязь с литосферой, атмосферой, растительностью и животным миром.

    4.Оказывается дожди бывают разные:

    Проливной

    Косой (косохлёст)

    Ситничек(мелкий дождь, как из сита)

    5.Интересные факты о дожде.

    В Португалии дождь является уважительной причиной не выходить на работу.

    В г. Пара жители сверяют часы по дождю, т.к. ливни каждый день идут в одно и тоже время.

    Жителей Уганды не напугаешь громом, т. к. в стране дождь с грозой идет 250 раз в год.

    Человек может остаться под дождем совершенно сухим, если находится в пустыне. На самом деле дожди в пустыне бывают, но о дожде невозможно узнать, т.к. капли просто не долетают до земли, испаряясь под воздействием горячего воздуха.

    В 1940 году в г. Мещеры (Россия) с первыми каплями дождя посыпались серебряные монеты времен Ивана Грозного.

    В 1954 году над английским городом Бирмингемом прошел дождь из лягушек. В 1973 году такой дождь выпал во Франции, а в 1974 году в Туркмении.

    В августе 1963 года возле посёлка Деинау выпал дождь из мелких лягушек, а через 2 года – из маленьких рыбок и лягушек.

    В 1818 и 1847 годах в Каоре на юге Франции выпал редкостный дождь с пауками.

    В 1954 году в США в городе Давенпорт выпал голубой дождь и окрасил город в голубой цвет.

    6.Практическое исследование

    Чтобы наблюдать образование дождя, я провел такой опыт в домашних условиях:

    для этого мне потребовались:

    кастрюля; стеклянная крышка; плита; вода.

    Ход опыта №1:

    Наливаю воду в кастрюлю, прошу взрослых поставить её на плиту и вместе ждём, когда вода закипит.

    Сначала мы наблюдаем – вода закипела, и образующийся пар поднимается вверх и рассеивается.

    Вывод: при воздействии высокой температуры вода переходит в газообразное состояние, данное явление называется – испарением.

    Ход опыта №2:

    Когда вода закипела, накрываю кастрюлю крышкой.

    Когда накрыли кастрюлю стеклянной крышкой – на крышке образовались капли воды. По мере их накопления они увеличивались и падали назад в воду. Из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией .

    Вывод: Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и снова превращается в воду.

    Заключение.

    На основании анализа изученной литературы и проведённого опыта, я увидел, что вода проходит два состояния: жидкость, водяной пар, поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, конденсируется в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём. Гипотеза подтвердилась.

    Список литературы:

    "Круговорот воды в природе "

    http://scienceland.info/

    Иллюстрированный энциклопедический словарьФридрих-Арнольд Брокгауз, Илья Ефрон,ООО "Издательство "Эксмо" 2010 г. Москва

    Энциклопедия младшего школьника 1 – 4 кл. Безкоровайная Е.В. и др. ООО "Издательство "Эксмо" 2014 г. Москва

    Моя первая священная история в рассказах для детей П.Н.Воздвиженского Издание товарищества М.О. Вольф С.-Петербург – Москва 1899г. (Обл. Целищев Геннадий Дмитриевич, 1991г.)

    Детская Библия. Библейские рассказы в картинкахБ.Арапович, В.Маттелмяки Российское Библейское общество, Москва 1993г.

    Приложение:

    1. Видеоролик на электронном носителе.

    2. Презентация по проекту на электронном носителе.

    Данную тему я выбрала, потому что - страница №1/1

    Введение

    Данную тему я выбрала, потому что:

    Во-первых, посчитала её очень интересной и занятной, не только для себя, но и для окружающих.

    Во-вторых, мне хотелось бы открыть для себя новые факты из жизни моих любимейших писателей.

    В-третьих, получить возможность взглянуть на образы с разных сторон, понять - о чём думал автор во время создания данного образа.

    В-четвёртых, моё желание есть почувствовать то громадное напряжение творческих поисков, которое создавал сам Петербург, столкнувший сознание русских писателей с вопросами мирового развития, заставивший русскую художественную мысль работать с небывалой остротой и углубленностью.

    В-пятых, Санкт-Петербург в моих глазах - сказка, которая существует в реальном мире. Мне ни разу в жизни ещё не посчастливилось побывать в этом прекрасном городе - на Родине великих поэтов, писателей, критиков, художников мне предстоит побывать летом, чего я с нетерпением жду.

    Актуальность данной темы я приметила в обществе. В нашем многочисленном нынешнем окружении появилась потребность в высоких чувствах. Культурная столица нашей страны, как известно и общепризнано - город Санкт-Петербург. Но буквально несколько лет назад я не чувствовала, что этот величайший город так уж востребован среди людей, я не видела отклика, блеска в глазах своих сверстников, обсуждая чей - то очередной визит в этот город. Со временем, я поняла, что некоторые люди, путешествуя в «Град Петров» не осознают всё величие и гениальность города, монументальность построек и сдержанный крик истории. Поэтому, изучив образы Санкт-Петербурга сквозь призму творчества великих писателей, люди сами смогут почувствовать атмосферу того времени, и понять - насколько это важно знать.

    Санкт-Петербург имеет огромную культурную историю, которая объясняет причину того, что этот город во времена культурного рассвета вдохновлял очень разных писателей, художников, поэтов, философов и многих других творческих деятелей. И даже на сегодняшний день этот удивительный город не сдаёт позиции и по-прежнему остаётся эпицентром достопримечательностей нашей страны и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Например: у кого-то источником вдохновения была девственно-чистая и невероятно-красивая природа, у кого-то это были красоты города, возможно, некоторых вдохновляли люди и окружение, а кто-то посещала Муза от впечатления весёлых безудержных балов…Можно продолжать очень долго. Ведь вдохновение было во всём, но для каждого оно своё. А вот для одного величайшего поэта 18 века - Александра Сергеевича Пушкина - Петербург был городом его друзей и соратников, символом величия России. Именно эти критерии восприятия Пушкиным Петербурга объясняют столь различные образы города в творчестве писателя. Писатель, не менее гениальный, чем Пушкин - Николай Васильевич Гоголь - считал Петербург храмом души человека. В этом великолепном городе он написал, как мне видится, самые лучшие свои произведения. В Петербурге он познакомился с Пушкиным и прославился своими первыми шедеврами. В этом городе процветали и поражали общество две величайшие вершины русской литературы, без которых и по сей день, человечество было бы не так развито в области чувств и восприятий прекрасного.

    В своей работе я бы хотела рассмотреть актуальную на мой взгляд тему: Образы Петербурга в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Цель моей работы: рассмотреть подробно образы Петербурга со стороны А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя основываясь на некоторых произведениях и личном отношении писателей, и сравнивая их отметить сходства и отличия. Разобрать, как развиваются метаморфозы Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Увидеть отношения авторов к городу и людям. Постараться открыть новые стороны данной темы, опираясь на редкие факты. Полностью погрузиться в смысл того или иного образа и понять, почему автор представляет нам именно в таком свете город.

    Пушкинские метаморфозы Петербурга.

    У А.С.Пушкина существует огромное количество стихов и произведений в форме прозы о Петербурге. Но в своей работе я бы хотела рассмотреть, на мой взгляд, безупречные произведения. Такими являются роман «Евгений Онегин», повести «Станционный Смотритель» и «Пиковая Дама» и поэма «Медный Всадник».

    Петербург в романе «Евгений Онегин»

    Рассмотрим образы Петербурга в романе «Евгений Онегин». Здесь мы видим, как изображена богатая русская география - от лиц провинции до светских горожан - яркие картины, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и село, и дворянская усадьба. И над всеми описаниями на высочайшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга - воспетый многими поэтами и прозаиками. В произведениях Пушкина это не просто город - «Петра творение» - воспроизведенное как место, где живут его герои, а отдельный герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками. Получается, что город в глазах автора становится непосредственным героем романа, который может повлиять на поворот событий.

    В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отображены разные стороны человеческой культуры, души, характера, образа жизни того времени. Времени, когда влюблённые писали друг другу письма и боялись заглянуть в глаза, когда хорошее образование получали только люди высоких чинов, когда жизнь была отдыхом для светской части общества.

    И уже в конце первой главы образ Петербурга возникает перед читателем в картинах быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, «трубный дым Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку. Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник - краски. Например: «…прозрачно и светло Ночное небо над Невою », «Дыханьем ночи благосклонной безмолвно упивались мы». Нева, неспокойная петербургская река, «закованная в гранит», и для нее найдены влюбленные слова.

    Места, о которых поэт нашел столько красивых слов, хорошо ему знакомы. Каждое из любимых мест связанное для автора с чем-то приятным. Несомненно, Петербург у автора вызывает приятные ощущения и эмоции, которые сильно преобладают над горестными. И всё – же здесь, в холодном Петербурге, поэт мечтает о другом море - теплом, свободном, «Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил». «Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей…»- пишет о себе автор с берегов Невы. Исполняя гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкин вспоминает другие места. В Петербурге начинается и завершается сюжет, ему отводится опорная роль в композиции. Санкт-Петербург – город, преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным.

    В первой главе воссоздаются быт и нравы петербургского дворянства. Преобладающие мотивы – новизна, мода, современность: «Вот мой Онегин на свободе, острижен по последней моде.» В кабинете у героя: «янтарь на трубках цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале.» Для петербургского дворянства характерны суета, мишурность: «везде поспеть немудрено». Каждый день главного героя: Евгения Онегина начинается и заканчивается одинаково: «Бывало он еще в постели: К нему записочки несут, Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут...» В этом обществе превыше всего честь и общественное мнение, которое создаёт особенный тип поведения. «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чём вертится мир!»

    Второй раз мы видим Петербург в восьмой главе романа. Здесь сатира и сарказм по отношению к светскому обществу звучат острее, значительнее психологическое отличие Онегина от «пустого» света. Заметной фигурой в аристократическом обществе теперь уже является и Татьяна. В Татьяне сосредоточено все достойное и красивое, что есть в светском обществе. Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая в своём роде энциклопедию русской жизни, не мог не привезти свою героиню в Москву, и в этом есть закономерность. Пушкин не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва.

    В романе Александр Сергеевич повествует о своих самых лучших чувствах о Петербурге. «Евгений Онегин» написан автором в промежуток с 9 мая 1823 г. по 5 октября 1831 г., который падает на период наивысшего расцвета творчества Пушкина-поэта. Я считаю, что роман самое лучшее воплощение Петербурга во все времена.

    Петербург в повести «Станционный смотритель»

    «Станционный смотритель» относится к циклу «Повестей Белкина». События главного героя проходят в Петербурге. Петербург представлен в повести в социальном и нравственном контрасте - на окраине, в Измайловском полку, жил бедный и обиженный Вырин, в центре в дорогой гостинице жил богатый офицер Минский.

    Когда Вырин развернул сверток и увидел деньги – оплата за Дуню, Вырин в горечи и гневе бросил их наземь и притоптал каблуком. Отойдя несколько шагов, он остановился и решил вернуться за деньгами, но их уже не было. “Хорошо одетый молодой человек, увидя его, побежал к извозчику, сел поспешно и закричал: “пошел!”. Действие не случайно перенесено на улицу центральной части Петербурга – теперь в нем, городе, оказались сфокусированы силы, исходящие от обидчиков, проживающих в центре столицы и определяющих ее лицо. Реноме Минского, респектабельного, богатого, благородного дворянина, оказалось фальшивым.

    В данной повести Петербург предстаёт перед читателем в образе этакого злого и холодного города, где все думают только о деньгах, где все друг другу чужие. Жестокий город. Он жесток к главному герою. Там живут одинокие люди, которые забыли что такое теплота и любовь. Социальный быт и нравы пушкинского Петербурга можно рассматривать как исторические свидетельства той эпохи.

    Образ Петербурга в поэме «Медный Всадник»

    Поэма "Медный всадник" – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Поэма открывается "Вступлением", в котором образ города занимает господствующее место, оно написано в официальном стиле. По своему стилю оно резко отличается от стиля всех других частей поэмы. Поэтому часто воспринимается как самостоятельное произведение. От повествовательных частей поэмы оно отличается, прежде всего, своим торжественно-ликующим тоном. “Вступление” часто называют гимном великому городу. Все другие изображения Петербурга – будь то Петербург Гоголя, Некрасова или Достоевского – зачастую сопоставляются с Петербургом “Вступления” к поэме «Медный всадник» Пушкина.

    Весь интерес в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями. Поэт в произведении с небывалой силой и смелостью показывает исторически закономерные противоречия жизни во всей их наготе. В поэме в обобщенной образной форме противопоставлены две силы - государство, олицетворенное в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Медного всадника»), и человек в его личных, частных интересах и переживаниях. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:

    «Люблю тебя, Петра творенье.

    Люблю твой строгий стройный вид,

    Невы, державное теченье,

    Береговой её гранит…»

    В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный город: новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга. Поэт видит "спящие громады пустынных улиц", слышит "шипенье пенистых бокалов", но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный "юный град", а "омраченный Петербург". Город превращается в крепость, осажденную Невой. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:

    «Лотки под мокрой пеленой,

    Обломки хижин, бревны, кровли,

    Товар запасливой торговли,

    Пожитки бледной нищеты,

    Грозой снесенные мосты,

    Гробы с размытого кладбища»

    Говоря о наводнение, Пушкин очень ярко описал разбушевавшуюся Неву:

    «Осада! приступ! злые волны,

    Как воры, лезут в окна. Черны

    С разбега стекла бьют кормой.

    Лотки под мокрой пеленой,

    Обломки хижин, бревна, кровли,

    Товар запасливой торговли,

    Пожитки бледной нищеты,

    Грозой снесенные мосты,

    Гроба с размытого кладбища

    Плывут по улицам!


    Зрит божий гнев и казни ждет.

    Увы! все гибнет: кров и пища!»

    И только после такого мёртвого затишья, город оживает: "теснится кучами" на берегах Невы, которая соотнесена с людской суетой "как больной в своей постели беспокойной", то рвется "к морю против бури" ,"пени…как челобитчик у дверей".

    Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура "кумира на бронзовом коне", который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.

    В поэме прославляются: «великие думы» Петра, его творенье – «град Петров, «полночных стран краса и диво», новая столица русского государства, выстроенная в устье Невы, «под морем», «на мшистых, топких берегах», экономика «сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам» и для установления культурной связи с Европой «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».

    Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы. В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя. Пушкин живо описывает ежедневные заботы горожан разных сословий.

    «…А Петербург неугомонный

    Уж барабаном принужден.

    Встает купец, идет разносчик,

    На биржу тянется извозчик,

    С кувшином остинка спешит,

    Под ней снег утренний хрустит.

    Проснулся утра шум приятный.

    Открыты ставни; трубный дым

    Столбом восходит голубым,

    И хлебник, немец аккуратный,

    В бумажном колпаке, не раз

    Уж отворял свой васисдас».

    Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей. Все образы здесь многозначны, символичны. Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.

    Я считаю, что «Медный Всадник» это самое загадочное произведение А.С.Пушкина. В произведении заложен исторический фундамент. И образы Петербурга исходят именно из истории. В Произведении затронута тема правления Петра. Автор рассуждает о городе, преподнося его в образах. Так же здесь присутствует невероятно красивая символика. Совокупность всех качеств произведения даёт первое впечатление сказки, но если вдуматься в смысл и знать историю, то произведение можно считать исторической поэмой.

    Петербург и «Пиковая дама»

    «Пиковая дама» написана в Болдинскую осень 1833 года. В основе мистический сюжет. Пушкин поэтизирует и воспевает не только Петербург - город, но и быт, и сословные отношения в самом городе. Описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им, можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои. Площади, сады, бульвары и улицы запечатлелись в произведениях Пушкина. Под наслоениями перестроек, постигших особняк Голициной, угадывается «дом старой архитектуры» в одной из главных улиц Петербурга.

    В столице много сумасшедших.Трудно назвать нормальной жизнь выжившей из ума старой графини и мучимой ею воспитанницы Лизаветы Ивановны. Молодые дворяне - офицеры так же ночи напролет играют в карты или танцуют до утра... Пуста и бессмысленна жизнь столичной аристократии. В «Пиковой даме» был создан новый, впервые явленный в литературе образ Петербурга. Столица империи города абсурдной жизни, города фантастических событий, происшествий, обесчеловечивающего людей, уродующего их чувства, желания, мысли, их жизнь. Слепая и дикая власть города над человеком объяснена Пушкиным.

    Сюжет может показаться преувеличенно трагичным, но на самом деле Пушкин ничуть не преувеличивал. Известен пример нашумевшей в Петербурге 1802 г. истории, когда князь А.Н.Голицин – знаменитый мот и картежник, проиграл свою жену, княгиню Марию Григорьевну, московскому барину Л.К.Разумовскому. Если одни и те же сюжеты возникают в литературе и в жизни, то, значит, введен некоторый механизм, ограничивающий разнообразие возможных поступков. Пушкин сам был карточным игроком, поэтому изнутри видел психологию игры, ее омут, расчет, азарт. Петербург дарил Пушкину массу сюжетов из жизни о воле случая.

    Мысль о призрачности существования города безумия, фальши и неистовой враждебности к человеку получает окончательное оформление в последних размышлениях героя: его мучит один уже совершенно бессмысленный вопрос: «Вот они все кидаются и мечутся, а почем знать, может быть, всё это чей-нибудь сон, и ни одного-то человека здесь нет настоящего, истинного, ни одного поступка действительного? Кто-нибудь вдруг проснется, кому это всё грезится,- и всё вдруг исчезнет».

    Многозначность образных символов позволяла понять особый характер фантастики этого города, причины враждебности человеку столицы империи, смысл безумия, нелепости, призрачности жизни людей в этом городе-обидчике, городе, фальши и лжи. Но символические образы присущи не только сфере Жизни старинного дворянства, аристократии двух стоит, - Парижа и Петербурга. Основа поэтики повести - именно символические образы.

    В повести «Пиковая Дама», по моему мнению, описан фальшивый Петербург, затронута тема людской лжи и азарта. Пушкин повествует о духовно-низком менталитете людей высоких чинов. В каждом герое есть символ того или иного образа Петербурга. Писатель раздражён такими, людьми и чтобы придать своей мысли «изюминку», он использует различные образы людей и символов. Нужно быть гениальным, чтобы завуалировать всё в такую форму.

    Вывод по всей главе: Александр Сергеевич Пушкин возносил Петербург очень высоко. Этот город он считал своей Родиной, хоть и родился в Москве. Свой город он любил всей его широкой душой, что подтверждается его стихами. Но в тоже время он вполне реально оценивает жителей, общество, культуру и знает историю. Свои размышления об истории Петрограда он описывает в поэме «Медный Всадник». Абсолютно все светлые и тёплые чувства, писатель выкладывает в романе «Евгений Онегин». Антитезой для романа является повесть «Станционный Смотритель». Ну и конечно любой, даже самый сказочный город не без грехов, это описано в повести «Пиковая Дама». В разное время Пушкин по-разному описывает Петербург, его мысли меняются по мере изменения его жизни в нём.

    Петербург Гоголя

    Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. Собственно, с него я и хочу начать. К работе я добавлю: повести «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Ночь перед Рождеством»(из цикла: «Вечера на хуторе близ Диканьки» и пьесу «Ревизор».

    Образы Петербургских повестей

    В отличие от Пушкина, знакомого с новой русской столицей с отроческих лет, Гоголь впервые увидел Петербург во взрослом возрасте. Автор делится с нами своими первыми впечатлениями от северной столицы: «...Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее...» Писатель описывает районы, где когда-то ему довелось жить.

    «Невский проспект»

    Темой Невского, проспекта открывается первая из «Петербургских повестей»; страницы, посвященные главной улице города, играют роль пролога к циклу в целом. Автор произносит ироничный гимн Невскому проспекту, где «пахнет одним гуляньем», где «жадность, корысть и надобность выражаются на идущих и летящих в карстах и на дрожках» и совершается быстрая «фантасмагория в течение одного только дня». Невский проспект - лишь красивая причина странного, фантастического, полубезумного города, сущность которого раскрывается в сюжетах и характерах «Петербургских повестей».В повседневной жизни Петербурга Гоголь отмечает фантастические, абсурдные и комичные черты, а в душах горожан - соединение уродливого, трогательного и смешного.

    Облик города – не только фон, который оттеняет разыгрывающиеся в нем события, он раскрыт в своем социальном качестве, показан в резких и непримиримых контрастах. Передавая эти контрасты, Гоголь рисует Петербург то в патетико-романтических тонах, то в его будничной «физиологии», в его жестокой повседневности, приниженной и бедственной жизни, которая является уделом бедняка. Невский проспект – это зеркало столицы, отражающее ее контрасты. За блестящей парадностью Невского проспекта еще сильнее и трагичнее ощущается изнанка жизни, ее безобразные и мучительные стороны.

    Невский проспект является «выставкой», местом для показа всего этого наглого, пошлого, лицемерного, что отличает обладателей чинов и богатства. После двадцати часов на Невском проспекте появляются те, кто отличается «благородством своих занятий и привычек». Например: один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы, повергающие в изумление». «Лучшие произведения человека» - это лишь внешние его признаки – его одежда и черты его наружности: щегольской сюртук, греческий нос, превосходные бакенбарды, усы, галстук, повергающие в удивление. За всем этим нет человека, его внутреннего содержания – вернее, человек здесь исчерпывается этими внешними, показными чертами. Блеск и великолепие Невского проспекта – лишь видимость, лишь ложь и фальшь. За его парадною внешностью скрывается трагическая судьба скромного труженика. Для Гоголя «призрачность» и лживость Невского проспекта выражают самую реальность общественных отношений, несоответствие внешнего великолепия и внутренней пустоты и бесчеловечности. Поэтому-то столь часты в повести образы, подчеркивающие эту призрачность, неуловимость Невского проспекта: вечернее освещение, искусственный свет ламп придают всему «какой-то заманчивый, чудесный свет».

    «Нос»

    «Шинель»

    Несколько другим изображен Петербург в повести «Шинель». Это город, в котором «маленькие люди» пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение «тощее» и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники. В «Шинели» описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и «всякие» люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями. Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское.

    В «Шинели» образ Петербурга создается при помощи описания грязных улиц, сырых дворов, убогих квартир, зловонных лестниц, «проникнутых насквозь тем «спиртуозным запахом, который ест глаза», серых невзрачных домов, из окон которых выливаются помои.

    Стихия у Гоголя тоже играет важную роль в раскрытии образа Петербурга: зима продолжается чуть ли не круглый год, дует постоянный ветер, леденящий, фантастический, непрекращающийся холод сковывает все. У Гоголя субъективное ощущение превращается в объективную реальность, время как бы останавливается, и холод начинает восприниматься как непреходящее состояние Петербурга. Нечто подобное происходит и с ветром, который, «по петербургскому обычаю», дует сразу «со всех сторон». Эта философия всеобщего равнодушия, безразличия к человеку, власть денег и чинов, царящие в Петербурге, превращают людей в «маленьких» и незаметных, обрекают их на серую жизнь и гибель. Петербург делает людей нравственными калеками, а потом убивает их. Для Гоголя Петербург - это город преступлений, насилия, тьмы, город ада, где человеческая жизнь совсем ничего не значит. Это город, похожий на страшный сон.

    «Ночь перед Рождеством»(из цикла: «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

    Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть «Ночь перед Рождеством», вошедшая в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Проанализируем образ: Петербург описан в духе народной сказки. Петербург предстает перед нами как красивый, сказочный город, где живет величественная и могущественная императрица. Кажется, что образ Петербурга основан на вере народа в доброго, справедливого царя. Но все-таки в образе Петербурга присутствуют некоторые признаки чего-то неестественного. В «Ночи…» Петербург еще не город ада, а фантастический город, чуждый Вакуле. Вакула, прилетевший на черте, видавший по дороге и колдунов, и колдуний, и нечистую силу, попав в Петербург, очень удивляется. Для него Петербург - город, где могут сбыться все желания. Все для него необычно и ново: «… стук, гром, блеск; по обоим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, стук копыт коня, звук колеса… домы росли… мосты дрожали; кареты летали, извозчики кричали». Здесь присутствуют мотивы беспорядочного движения, хаоса. Характерно, что черт себя чувствует в Петербурге вполне естественно. Гоголь показывает город через звуки и свет. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: «Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло». Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина, и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В «Ночи перед Рождеством» Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.

    «Ревизор»

    Совсем другим выглядит Петербург в комедии «Ревизор». Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет той сказочности, которая присутствует в «Ночи перед Рождеством», это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге - Осипа и Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: «Галантерейное, черт возьми, обхождение!» Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова - это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают. Герой настолько заврался, что сам уже не осознаёт, где правда, а где его нескончаемая ложь. Он уже не в этом мире, а где-то в недрах своих мечтаний и лжи. Пытаясь быть во всем похожими на светских законодательниц мод, провинциалки теряют свое истинное лицо, поэтому их поведение выглядит неестественно и несколько смешно. Гоголь высмеивает эту порочную черту не только провинции, но и обеих столиц, так как и образ Петербурга, и Москва во всем равнялись на стандарт западно-европейской жизни и тоже тем самым утрачивали свои национальные корни.

    Описанный в «Ревизоре» уездный город - это собирательный образ, это вся Россия в миниатюре. По изобилию здесь всяких злоупотреблений его нельзя назвать реальным, но в то же время он типичен. Гоголю удалось в сравнительно небольшом творении отобразить все стороны русской жизни 30-х годов XIX столетия, все ее насущные проблемы. На страницы комедии автор вывел все слои городского населения. Это и чиновничество, и купечество, и мещанство, и городские помещики. Здесь отсутствуют лишь армия и духовенство, которые не подчинялись городским властям.

    Индивидуальный проект в детском саду «Отчего идет дождь»

    Автор: Хабибуллина Равиля Мирхатовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №69 «Радуга» города Набережные Челны республики Татарстан
    Описание материала: Предлагаю вам индивидуальный проект «Отчего идет дождь» для детей подготовительно к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе групп. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
    Тип проекта : исследовательский
    Сроки проекта: 1 месяц
    Цель проекта: расширить и уточнить представления детей о дожде,
    причины их возникновения.
    Задачи проекта:
    - научить ребенка видеть и понимать взаимосвязей в природе (солнце - пар-туча-дождь)
    - формирование предпосылок поисковой деятельности, создать необходимые для этого условия
    - развитие умения добывать знания с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
    - развитие умения формулировать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения
    - способствовать творческому развитию личности и коммуникативных навыков
    - привлечение родителей к участию в совместной деятельности
    - развивать умение работать на равных в паре «взрослый – ребенок»
    - воспитывать стремление к познаниям, трудолюбие, целеустремленности и настойчивости.
    Актуальность проекта:
    Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение происходит через многочисленное «зачем», «как», «почему». Предметно-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
    Лилиана - любознательный ребенок. У нее обширный круг интересов. Родители всегда поддерживают интересы ребенка, расширяют кругозор.
    Одним из объектов внимания Лилианы стало одно из природных явлений. Много раз наблюдая за дождем ее заинтересовал вопрос «Отчего идет дождь». Так и возник наш проект.
    Содержание проекта:

    1 этап подготовительный

    Выявление проблемы – отчего идет дождь?
    - разработка проекта, привлечение родителей к участию в совместной деятельности
    - определить цели и задачи проекта
    -сбор материала по данной теме (использование словаря, специальной литературы, интернет)
    - консультация для родителей « Проектная деятельность в детском саду»
    - подготовка оборудования и создание условий для проведения опытов дома

    2 этап основной(практический):

    Наблюдения за дождем
    - рассматривание картин и иллюстраций о природных явлениях
    - заучивание стихотворения «Дождик» О.Масловой
    - чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча»
    - разучивание песни «Дождик» музыка и слова М.М.Еремеевой
    - рисование «Большая туча»

    - загадывание загадок о дожде
    - проведение опытов дома с родителями

    3 этап заключительный

    Презентация
    - итог - видеосъемка опытов в домашних условиях
    Ожидаемый результат
    - Лилиана приобретет знания и представления о природном явлении - дождь
    - повысится интерес к исследовательской деятельности
    - научатся проводить простые опыты с родителями, а потом и самостоятельно
    - научатся планировать этапы своих действий, анализировать и делать выводы
    - родители заинтересованные и активные участники проекта,ориентированы на развитие у ребенка потребности к познании.
    Постановка новой проблемы:
    Лилиана хочет узнать как можно больше об удивительном природном явлении- дождь.
    - Какие бывают дожди?
    - Каких дождей не должно быть на земле?
    - Нужен ли дождь?

    Описание опытов

    (Опыты проводились дома с помощью родителей соблюдением правил безопасности)
    Опыт №1 Плотно сжать сухой комочек воды. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
    Рассказ Лилианы: Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
    Туча, туча, что несешь?
    Отвечает туча «Дождь». Вот так появляется дождь.
    Опыт №2 Требуется: металлическая кастрюля, металлическая крышка, газовая плита
    Ход опыта: 1.Налить воды в кастрюльку, попросить взрослых поставить ее на плиту.2. Когда вода закипит, накрой кастрюльку крышкой
    Результат:
    На крышке образовались капли воды. Потрясти крышку, и падают капли «дождя». Это потому,что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость (вот так можно объяснить появление дождя).

    Используемая литература:

    1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6, 2013
    2. И.Э,Куликовская,Н.Н.Совгир,Детское экспериментирование,2003
    3. Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова Экспериментальная деятельность среднего и дошкольного возраста,2007
    4. Т.А. Короткова Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего возраста, 2009
    5. Л.В.Ковинько Секреты природы –это так интересно М. 2004
    6. Джанни Родари Сказки
    7. Методик кулланма Балалар бакчасында проект эшчэнлеге Яр Чаллы 2012

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Выполнила: ученица 1Б класса МБОУ СОШ №26 Вилькер Екатерина Научный руководитель: Арестова С.В.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Тема: Почему идёт дождь? Проблема: Вы, наверно, замечали, что когда небо становится серым, и белые облака превращаются в тяжелые тучи, через какое-то время начинается дождь. Но откуда же берется этот дождь? Гипотеза исследования: возможно, что когда капает дождь, получаются лужи, которые впитываются в землю, а из земли капли летят в небо. И когда тучки сдвигаются вместе, каплям некуда деться и они начинают падать на землю.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Цель: выяснить,что такое «дождь» и откуда он берется. Задачи: Познакомиться с водой из истории Земли. Узнать, что изучает наука «гидрология». Выяснить, что такое «дождь» и откуда он берется Ознакомиться с физическими свойствами воды и провести опыты и наблюдения над дождевой водой и снегом. Методы исследования: Подумать самостоятельно; Использовать энциклопедии (книги, интернет); Спросить у взрослого; Наблюдение; Провести опыты.

    4 слайд

    Описание слайда:

    О воде из истории Земли В истории нашей планеты вода имеет очень важное значения. Она играет важную роль в жизни растительного и животного мира Земли. Без воды жизнь невозможна, но вода может существовать без жизни. Поэтому наши предки считали, что вода появилась на Земле раньше, чем зародилась жизнь. Дождь это - осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды. Наблюдая, как идет дождь, первобытный человек считал, что вся вода находится на небе. По другим наблюдениям вода появилась из-под Земли, где, по поверьям, располагались обиталища духов и богов. Отсюда почитание источников, морей, озер и других водоемов.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Водным божеством у древних славян был Водяной – мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого старика с рыбьим хвостом. Богом моря у древних греков был Посейдон.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Древние римляне почитали бога моря Нептуна Чтобы повлиять на погоду, то есть, чтобы дождь шел, когда это было необходимо, древние люди молились и приносили жертвы богам-громовержцам: греки и римляне – Зевсу Древние славяне – Перуну

    7 слайд

    Описание слайда:

    Наука «гидрология» и понятие «круговорота воды в природе». Исследованием круговорота воды в природе, влиянием на него деятельности человека, занимается наука – Гидрология. Больше половины поверхности нашей планеты покрыты водой. Водная оболочкой земли называется – гидросфера. Ее делят на следующие части: 1. воды мирового океана; 2. воды суши; 3. подземные воды. Вода движется и объединяется с помощью мирового круговорота воды. Мировой круговорот – это перемещение воды с океана на сушу и с суши в океан через атмосферу.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Солнечные лучи согревают землю и водоемы. В результате чего, вода начинает испарятся и подниматься высоко вверх в виде пара. Наверху холодно, поэтому пар начинает охлаждаться и вновь превращаться в маленькие-маленькие капельки воды или острые кристаллы льда. Когда таких капелек собирается очень много, возникает облако, которое мы видим на небе. Облака бывают разной формы и цвета. Ветер переносит их. Когда мелкие водяные капельки слились в большие дождевые капли, которые уже не могут удержаться в воздухе, они начинают падать вниз в виде дождя.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Вода из водоема побывала высоко в небе в виде пара и вернулась дождем на землю. Это и есть круговорот воды в природе. Если вверху очень холодно, то водяные капельки могут замерзнуть и превратиться в ледяные шарики, которые будут падать на землю в виде града. Снег образуется высоко в облаках. Снежинки получаются, если несколько ледяных кристалликов соединяются вместе или присоединяются к замерзшей капли воды. Если снежинки, падая вниз не растают, то на землю упадет снег.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Свойства воды Из школьного курса мы знакомы со свойствами воды: Вода прозрачна; Вода бесцветна; Вода является растворителем; Вода не имеет запаха; Вода течет (свойство – текучесть); Вода при нагревании расширяется; Вода при охлаждении сжимается.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Опыт. Как происходит круговорот воды в природе. Для этого мы налили воду в кастрюлю, накрыли крышкой и поставили на включенную плиту. Когда вода закипела, часть ее испарилась и осела на крышке. Мы потрясли крышку, и капли упали обратно в кастрюлю.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Наблюдение. С помощью микроскопа мы рассмотрели дождевую воду, воду из лужи и талый снег.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Наблюдение 1. В октябре 2013 года мы собрали дождевые капли в блюдце. Мы держали блюдце навесу, высунув руку с балкона второго этажа, чтобы в емкость не могли попасть посторонние предметы. В микроскопе мы увидели чистую каплю дождевой воды.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Наблюдение 2. Нам стало интересно, как выглядит дождевая вода близко к земле. Для того, чтобы это проверить, в ноябре 2013 года мы поставили во дворе на землю пустую баночку. Когда дождевая вода в нее набралась, мы внимательно ее рассмотрели. На вид она бала практически чистой. Только небольшая травинка попала в баночку. Когда мы посмотрели, казалось бы, чистую дождевую каплю в микроскоп, то увидели, что в ней присутствуют посторонние частички. Это были какие-то «лохмотья», похожие на слизь. Также мы разглядели несколько палочек.

    15 слайд

    Описание слайда: Описание слайда:

    Наблюдение 5. В баночке, где растаял грязный снег, мы увидели грязную мутную воду. На дне осел песок. Талый снег из этой баночки имел неприятный запах. Когда мы посмотрели каплю из этой баночке под микроскопом, то увидели большое количество слизи, мелкие камушки, а также много движущихся в разные стороны мелких микроорганизмов круглой формы.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Вывод. Таким образом, мы познакомились с представлениями древних людей о воде и увидели, как они понимали механизм круговорота воды в природе. Также мы познакомились с наукой «Гидрологией» и узнали, что она изучает. Изучили, как происходит круговорот воды в природе. Провели опыты с дождевой водой и снегом. И пришли к выводу, что в лужах и снеге содержатся бактерии. Поэтому нельзя брать снег в рот и мочить руки в луже, чтобы бактерии не попали к нам в организм. Гипотеза, поставленная нами в начале нашего исследования, подтвердилась частично. Мы узнали, что вода из водоемов и земли поднимается вверх в виде пара под воздействием солнечных лучей.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: