Океанариум – Морской аквариум на Чистых прудах. Урок биологии "аквариум" Урок экскурсия по биологии в океанариуме

Любой океан - это элемент водной оболочки Земли, часть гидросферы. Океан обладает рядом особенностей:

1. Вода в океане не пресная, а соленая.

2. Все живые организмы, обитающие в его глубинах, приспособились к жизни в соленой воде, а в пресной погибают.

3. Часть животных дышит жабрами, а часть легкими, как и живущие на суше.

4. Глубины большинства океанов не изучены, и какие секреты они таят, мы не знаем.

Вода - это вещество, которое очень быстро нагревается и хорошо пропускает солнечный свет, только слегка изменяя направление его движения.

Вот так из водной толщи выглядит Солнце. Так что обитатели морей и океанов видят окружающий мир немного иначе (изучение аквариума «Марианская впадина»).

Изучать богатый животный и растительный мир для нас с вами непросто. Почему?

Да, действительно, под водой мы не сможем дышать.

Но может нам будет достаточно периодически задерживать дыхание?

Правильно, мы должны все время дышать, а мы этого под водой делать не умеем. Это возможно только с помощью специального снаряжения. Поэтому нам необходимы акваланги (изучение аквариума «История акваланга»).

Как на суше, так и в воде, животным требуется защита от хищников. Способов не стать чьим-то «обедом» у подводных обитателей достаточно. Некоторые из них очень опасны для человека. Предлагаю вам фиксировать информацию о соответствующих животных.

Задание 1.

Заполните таблицу

Название животного

Территория обитания

Способ защиты

Опасность для человека

Внимание, перед вами рыба фугу, которой удается расширять свое тело и, ощетинившись иглами, отпугнуть врага. Это, несомненно, может быть одним из самых очаровательных защитных механизмов среди всего животного мира. Тем не менее, вам не стоит попадать под чары рыбы фугу, дабы не узнать её истинную природу, когда уже будет поздно. Эта рыба просто напичкана ядовитыми нейротоксинами, которые могут убить даже человека. Паралич и удушье - основные симптомы отравления.

Предки осьминогов, кальмаров и каракатиц состязались с рыбами за морское господство на протяжении многих миллионов лет. Однако длительное соперничество так и не выявило победителя. Ловкость, скорость, острое зрение - неоспоримые преимущества этих моллюсков. Но каракатицы имеют в своем арсенале еще одно «оружие»: при малейшей опасности они выбрасывают в воду темные чернила, которые укрывают их от врагов и маскируют бегство.

- Многие животные в мире, обладающие ярким окрасом, являются весьма ядовитыми. Огненная каракатица Пфеффер не является исключением. Тем не менее в этой каракатице уникально то, что она является единственным в мире видом ядовитой каракатицы. Яд, который содержится в плоти этой каракатицы, попадает в кровь жертвы и быстро распространяется по всему телу.

- Синий кольцевидный осьминог является маленьким, размером с мяч для гольфа, но чрезвычайно ядовитым существом. Он обычно светлый по цвету, с темно-коричневыми группами по его восьми ногам и телу, с синими кругами, добавленными по верх этих темно-коричневых групп. Когда осьминог потревожен или вынут из воды, он темнеет, и кольца становятся блестящими и принимают цвет электрик, и именно это цветное изменение дает животному его название.

Его яд достаточно силен, чтобы убить крупное животное.

У самого дна можно встретить кальмаров . Они передвигаются спиной вперед. Где щупальца - это голова.

Возможно рыба-камень никогда не выиграет конкурс красоты, но она определенно получит приз «Самая ядовитая рыба». Считается, что укус рыбы-камня провоцирует наисильнейшую боль, которая сопровождается шоком, параличом, и отмиранием ткани. Если не получить скорую медицинскую помощь, исход может быть фатальным.

Рыба-камень хранит свои токсины в ужасных спинных хребтах, которые предназначены для защиты от хищников.

О детенышах морского конька заботится отец. Самец вынашивает яйца зародышей в своей брюшной сумке до момента их появления на свет. Большое количество зародышей, созревающих в отцовской сумке выживают, что способствует сохранению вида.

- Голотурии (морские огурцы) ведут малоподвижный образ жизни и кажутся жалкими, беспомощными созданиями, которые не могут убежать от опасности. Но им и не надо, оставшись наедине с врагом, морской огурец выворачивает свои внутренности наизнанку и выпускает на обидчика струю ядовитого пищеварительного сока. Некоторые виды этих созданий могут даже выбрасывать кусочки кишечника, который потом быстро восстанавливается.

- Миксины - непривлекательные морские существа обладают интересным способом самообороны, за который получили прозвище «плюющая ведьма». Узнав о приближении хищника, миксин выделяет огромное количество липкой слизи, и не повезет той рыбе, которая случайно заглотнет загрязненную воду. Ее внутренности моментально слипнуться.

Многие морские обитатели не имеют твердого скелета и передвигаются странным для нас способом.

Например, медузы цианеи , выталкивают воду. Их движение похоже на рывки. А огромные у некоторых из них щупальца как сети ловят добычу - рыбешек и рачков. Некоторые из них могу быть опасны для человека. Щупальца ядовитых медуз оставляю на нашем теле смертельные ожоги.

- Кубомедуза получила такое имя из-за своей кубической формы. За последние 60 лет, эта симпатяга унесла около 6 тысяч жизней. Ее яд считается самым смертельным в мире, токсины поражают сердце, нервную систему и клетки кожи. И, что еще хуже, все это сопровождается такой адской болью, что пострадавшие входят в состояние шока и либо тонут, либо умирают от остановки сердца.

Если сразу обработать рану уксусом или раствором уксусной кислоты, у пострадавшего есть шансы, но, как правило, в воде уксус не найти.

Конечно же, привычных для нас на земле деревьев, в подводном мире нет. Их заменяют кораллы . Кстати, это животные. Причем, очень маленькие, не больше рисинки. А то, что мы видим - это их дом. Каждая «веточка» выстроена одним маленьким животным.

Кораллы разнообразны по цвету. Они бывают красными, розовыми, белыми и черными. Растут кораллы даже на очень большой глубине.

Подводные скалы заселены огромным числом водорослей и животных, напоминающих цветы.

Например, актинии. Это подводные «цветы». Всю свою жизнь они проводят на одном месте. Перемещаются только на панцире рачков. Их безвредные на вид лепестки - щупальца хватают проплывающую мимо рыбешку, креветку или рачка парализуют своим ядом, а затем съедают. Пищей для них могут служить и мельчайшие рачки. Некоторые виды отфильтровывают частички пищи из воды.

Не приносит вреда яд актиний только коралловым рыбкам. Они смело снуют между щупальцами и прячутся там от врагов. Например, рыба- клоун («В поисках Немо»).

На самом коралловом рифе и в его пещерах. Обитает великое множество рыб. Одни из них ярко окрашены, другие же наоборот стараются замаскироваться.

Вид окраски чаще всего зависит от способа охоты. Чтобы напасть на жертву из укрытия - лучше стать незаметным на окружающем фоне.

Например, мурена. Она имеет острые как бритва зубы и нападает всегда внезапно из пещерок в рифе.

А если рыбка питается кораллом, то и прятаться незачем. Кораллы неподвижны.

А эта безобидная на вид рыбка, Крылатка-зебра чернополосая, известна своим драчливым нравом. Защищая свою территорию, она может откусить плавник незваному гостю.

По поверхности рифа то и дело снуют стайки ярких рыбок: желтые токелау, бирюзовые хирурги, полосатые рыбы-бабочки, рыбы-попугаи, королевская грамма и другие. Из-за этого риф напоминает оживленный город.

Ближе ко дну можно встретить более крупных хищных рыб, передвигающихся по одиночке: рыба наполеон, камбала, электрический скат, морской удильщик и другие. Мастерами донной маскировки можно назвать камбалу и электрического ската. Если они лежат без движения, то проплывая над ними сверху, животных можно даже не заметить. Их способ охоты - скрытая маскировка и нападение.

В толще воды непрерывно движутся большие косяки рыб, например, сардины, мойва. Своим блеском и резкими движениями они сбиваю с толку врага, хищник просто не может выбрать конкретную добычу.

Самый опасный хищник в океане - это акула. Эти древние животные имеют идеальную, для охоты форму тела. У акулы обострено обоняние. Она чувствует запах 1 капли крови за несколько километров. А, расположенные в несколько рядов зубы, остры как бритва, и растут в течение всей жизни. Даже чешуя имеет шипы, способные разрезать кожу только прикосновением.

Настоящие красавицы донного мира - это морские звезды. Эти хищницы активно передвигаются по дну в поисках пищи. Рот у них расположен на внутренней поверхности тела.

По морскому дну медленно передвигаются моллюски с раковинами на спинах и без них: рапана, харпа, мурекс, гигантский стромбус.

На вид, мраморная улитка-конус выглядит красиво. Капля ее яда способна убить 20 человек. Признаки укуса: сильная боль, опухоль, онемение, в серьезных случаях наступает паралич и отказ дыхания. Противоядия не существует.

На дне можно встретить множество рачков и крабов: рак-отшельник, камчатский краб, краб голова самурая и т.д.

В глубинной толще океана можно столкнуться с древнейшим его обитателем - это наутилус. Живой динозавр, доживший до наших дней.

С 1 октября 2019 г. по 30 апреля 2020 г. Приморский океанариум приглашает школьников принять участие в программе «Урок в океанариуме» в рамках проекта «Просветительская среда».

Внимание! На новогодних выходных проект «Просветительская среда» не работает! Просим записываться на посещение проекта с 15 января 2020 г .

ПРОГРАММА «УРОК В ОКЕАНАРИУМЕ»

Занятия в рамках программы «Урок в океанариуме» проводятся в экспозициях. Продолжительность занятия — от 45 до 90 мин.

Расписание начала занятий: 10:00 (для начальных классов), 11:00 (после посещения выступления в дельфинарии), 14:00, 15:00 (после посещения выступления в дельфинарии)

Занятия проводятся бесплатно для школьников и сопровождающих их взрослых (один взрослый на 10 учеников включая учителя). Группа школьников — до 30 человек. В рамках занятия школьники смогут посетить выступление морских млекопитающих в дельфинарии в 11:00 и 15:00. Правила участия в программе «Урок в океанариуме»

ВАЖНО: В программу занятий не входит экскурсия по всем экспозициям океанариума! Тематические экскурсии предлагаются на платной основе

ВАЖНО!

Занятие проводится для одного класса до 30 детей одного возраста.

- «Урок в океанариуме» проходит в ограниченном количестве экспозиций и НЕ ВКЛЮЧАЕТ обзорную экскурсию.

Поездка в океанариум может быть организована родителем, но присутствие педагога с классом ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Сопровождающие лица по правилам программы следят за дисциплиной группы и помогают раздавать и собирать материалы занятия.

Дети должны иметь при себе пишущие принадлежности в день занятия.

Необходимо приезжать за 20 минут до начала занятия.

Как стать участником программы «Урок в океанариуме»:

Запись на занятия производится через регистрационную форму . Организатор посещения заполняет заявку и пересылает на электронную почту . Заявка может считаться принятой только после получения подтверждения по электронной почте!

В ответ на заявку организатор получает описание занятия для подготовки к нему класса, памятку для педагога , ответственного за посещение, и памятку для сопровождающих (1 взрослый на 10 детей, включая преподавателя).

- Описание занятия предназначено для педагога, который повторяет с классом нужную тему. Памятки передаются педагогу, ответственному за посещение и сопровождающим, которые должны ознакомиться с ними и поставить подписи.

За 6 дней до посещения «Урока в океанариуме» (четверг накануне) организатор посещения отправляет на электронную почту oceaneducation@сайт скан-копию приказа директора школы с указанием количества и возраста детей (класса), ФИО преподавателя, сопровождающего класс, а также скан памятки , подписанной педагогом.

За 2 дня до посещения «Урока в океанариуме» на электронный адрес oceaneducation@сайт необходимо отправить ФИО сопровождающих лиц, скан памятки, подписанный сопровождающими лицами и номер автобуса (в случае, если на момент подачи заявки и приказа не было информации по данным позициям).

Замена взрослого, сопровождающего детей, возможна не позднее, чем за 2 дня до посещения, и об этом необходимо уведомить контактное лицо от Приморского океанариума.

При посещении педагогу , ответственному за посещение, необходимо иметь при себе:

  • оригинал приказа директора школы,
  • подписанный оригинал памятки педагогу,
  • подписанный оригинал памятки сопровождающим,
  • паспорт.

Сопровождающим лицам иметь при себе паспорта.

Ромела Арушанян
Конспект занятия «Экскурсия в океанариум»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №69 «Золотой ключик» .

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе на тему

«Экскурсия в океанариум »

Составила и провела :

Воспитатель

МБДОУ д/с №69

«Золотой ключик» .

Арушанян Р. Р. -

Интегрированное занятие «Экскурсия в океанариум » во второй младшей группе

Интеграция образовательных областей :

Познавательная,

Речевая,

Художественно-эстетическая

Тема : «Экскурсия в океанариум » (конспект интегрированного занятия )

Цель : расширять первоначальные знания детей о морях и океанах и обитателях морского дна.

Задачи :

Развивать воображение,

Творческие способности,

Мелкую моторику рук,

Самостоятельность и инициативу воспитанников;

Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Методы и приёмы : беседа, экскурсия в океанариум в д/саду (1 этаж) вопросы, ответы, игра, рассказывание, рассматривание иллюстраций,

Предварительная работа : беседы на тему : «Вода» , «Океаны и моря » , «Обитатели морского дна» , чтение энциклопедических изданий.

Словарная работа : океанариум , шторм, омывают, экскурсовод , обитатель.

Оборудование и атрибуты : выставка ракушек, макеты морского дна- в океанариум (д/сад 1 этаж) , выставка обитателей морских глубин, иллюстрации морских животных, бумага для рисования, гуашь для рисования рыб ладонью, салфетки,музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель : Какой сегодня прекрасный день. Давайте улыбнёмся друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.

Воспитатель : Ребята, у каждого человека есть мечта. Скажите, о чём вы мечтаете? (Ответы детей) .

Воспитатель : У меня тоже есть мечта. Я мечтаю, хотя бы один раз спустится на дно морское и полюбоваться красотою подводного мира, поэтому я предлагаю вам совершить экскурсию в одно необычное и удивительное местоокеанариум (д/сад 1 этаж) . Хотите?

Дети : Да.

Воспитатель : А экскурсоводом буду я .

Воспитатель : Но сначала приглашаю вас слушать подводного мира. (Звучит глухой шум- это рокот моря во время шторма) .

Воспитатель (крутит глобус) :

На земле четыре океана

омывают континенты, страны,

к суше разливаются морями.

В ней проложены дороги кораблями.

То штормят моря, то спят спокойно.

Ветру по моря гулять привольно.

Суши в этом мире меньше чем воды.

Под водой растут волшебные сады,

Они дивных обитателей полны

Разной формы цвета величины.

Воспитатель : Ребята, а теперь выходим из группы и дружно идем за мной. Мы с вами в океанариуме (1 этаж) . Океанариум - это большой дом для обитателей океанов и морей . А какие океаны и моря вы знаете ?: Тихий океан , Атлантический, Северно-ледовитый Индийский, Чёрное море, Красное, Жёлтое (Дети повторили после объяснения воспитателя) . Океанариум - это маленькая модель большого океана . Его создал наш бывший работник Муравьёв Виктор Виленович, своими руками с помощью кисти и краски.

Ребята, океанариум , это очень трудное для произношения слово. Давайте попробуем его повторить, помогая себе хлопками. Приготовьте руки. О-ке-а-на-ри-ум. (хлопки на каждый слог) А теперь давайте ещё раз похлопаем и посчитаем, сколько в этом слове слогов. (Дети повторяют хлопки) . Сколько слогов в этом слове? (Ответы детей.) .

Правильно в этом слове шесть слогов.

Дети, а кто может жить в океанариуме ? (Дельфины, рыбы, крабы, осьминоги)

А как можно назвать этих обитателей ласково? (Рыба - рыбонька, рыбка, краб- крабик, осьминог-осьминожек)

2. Основная часть.

Воспитатель : Ну, что ж, нам пора начинать экскурсию . Посмотрите, здесь нас ждут первые обитатели. Кто это? (Крабы)

Боком, боком, ходит краб, встретит рыбку- цап- царап!

Скажите, чем покрыто туловище краба? (Панцирем)

А с помощью чего передвигается краб? (Краб передвигается с помощью щупалец)

А что ещё есть у краба? (У краба есть клешни и глаза)

Ребята, один краб - много крабов

Ребята, посмотрите крабу очень скучно плавать одному. Давайте мы его повеселим, и поиграем в игру “Море волнуется раз».

Физкультминутка.

Море волнуется раз! (Шагаем на месте)

Море волнуется два! (Наклоны влево, вправо)

Море волнуется три!

Морская фигура замри! (Присели)

Воспитатель : Продолжаем нашу экскурсию . Ребята, отгадайте загадку :

“У кого ноги растут из головы? ” (Осьминог)

А сколько ног у осьминога? (У осьминога восемь ног)

Ребята, скажите, а что делают осьминоги под водой? (Плавают)

А что делают, когда прячутся от хищников? (Прячутся, уплывают)

Кто ещё может рассказать об осьминоге?

Дети : Осьминог когда сердится, меняет цвет. Может стать белым или выпускает чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов.

А что делают осьминоги друг с другом? (Играют)

Воспитатель : Продолжаем нашу экскурсию .

Ребята, кто может рассказать, из каких частей состоит рыба?

Дети : У рыбы есть голова, туловище, жабры, хвост и плавники. При помощи хвоста и плавников рыба плавает в воде, при помощи жабр она дышит.

Воспитатель : Молодцы! Всё правильно. А что еще мы видим в океанариуме . Ответы детей (водоросли, ракушки, морские звезды,морского коня)

Воспитатель : На этом наша экскурсия заканчивается и мы возвращаемся в группу.

Воспитатель : А теперь занимаемся свои места за столами. Перед вами у каждого лежит лист. гуашь в в тарелке. Мы должны нарисовать рыбки в океане . Но вместо кисточек мы используем наши пальчики и ладошки. (Показ образца) .

Воспитатель : - Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Давайте покажем друг другу свои работы.

3. Итог занятия .

Воспитатель :

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? океанариуме ) .

А что мы там видели?

Каких обитателей встретили?

Что вам запомнилось интересного? (Ответы детей)

С морскими обитателями знакомы вы теперь.

Всем спасибо!

Добавлено фото с экскурсии .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Весенняя экскурсия в лес» «Весенняя экскурсия в лес» Цель: Показать детям изменения, происходящие в природе в связи с наступлением тепла (земля покрылась травой,.

Советую побывать в океанариуме. Очень интересно. Целью было пополнить свои знания и приобщить своих детей к природе водного и подводного.

Интегрированное занятие «Экскурсия в океанариум» во второй младшей группеИнтеграция образовательных областей: - познавательная, -речевая,.

Конспект интегрированного занятия «Экскурсия по телецентру» Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, упражнять в количественном и порядковом счете, ориентировке.

Цель : сформировать знания о водном биогеоценозе .

Задачи :

    Отработать умение определять взаимосвязи организмов в аквариуме и причины неустойчивости равновесия этой искусственной системы.

    Ознакомить с правилами ухода за аквариумом.

Оборудование : аквариумы, «Цепи питания в аквариуме».

В начале занятия в короткой беседе мобилизуются знания студентов о том, что такое «биогеоценоз», «пищевые связи», «цепи питания», «экологические группы организмов». В беседе студенты вспоминают также о том, что различные водные и наземные биогеоценозы различаются по видовому составу населяющих их организмов, по условиям обитания и по размерам занимаемых территорий. Преподаватель сообщает, что с особенностями водных биогеоценозов студенты ознакомятся на ближайших занятиях, и предлагает на данном занятии рассмотреть простейшую искусственную экологическую систему- аквариум. Преподаватель поясняет, что аквариум можно рассматривать как модель биогеоценоза, так как в нем, как и в любом биогеоценозе, имеются органические компоненты- растения, животные и микроорганизмы, неорганические- вода и грунт, имеется комплекс взаимосвязей между организмами и факторами неживой природы.

Затем преподаватель ставит перед студентами задачу определить основные экологические группы организмов в аквариуме. Студенты устанавливают, что в аквариуме есть все основные группы организмов,характерные для биогеоценоза: создатели органического вещества – одноклеточные и многоклеточные водоросли и другие водные растения; потребители-водные беспозвоночные и рыбы, питающиеся растениями, одноклеточными микроорганизмами, другими беспозвоночными; разрушители- различные микроорганизмы, которые разлагают органические вещества до простых неорганических соединений. Преподаватель поясняет, что растительноядных животных называют потребителями первого порядка, а плотоядных- потребителями второго порядка. Между всеми экологическими группами организмов устанавливаются различные взаимосвязи, прежде всего пищевые связи. Растения в процессе фотосинтеза поглощают из воды соли и углекислый газ, выделяемый организмами, обитающими в аквариуме. Животные поглощают кислород, выделяемый растениями, поедают растения или других животных- обитателей аквариума.

Преподаватель предлагает одному из студентов изобразить на доске(а остальным- в тетрадях) схему взаимосвязей между основными группами организмов в аквариуме.

Затем преподаватель предлагает студентам рассмотреть таблицу «Цепи питания в аквариуме» и отметить особенности этих цепей питания. Студенты отмечают, что цепи питания в аквариуме очень короткие - всего 2-3 звена. Преподаватель поясняет, что длина цепей питания зависит от видового состава населяющих биогеоценоз организмов. В аквариуме видовой состав очень беден. На такой небольшой территории может существовать только ограниченное число организмов. В природе такой биогеоценоз, с бедным видовым составом и короткими цепями питания, не смог бы существовать. Жизнь в аквариуме поддерживается искусственно: создается нужная температура воды, освещенность, насыщенность воды кислородом, извне привносятся недостающие звенья цепей питания.

На конкретных примерах рассматриваются возможные причины нарушения равновесия в аквариумах с разным видовым составом организмов и способы устранения этих нарушений. Так, в аквариуме, где есть водные растения, улитки, дафнии, плотоядные рыбы, равновесие нарушается из-за недостатка пищи для рыб: рыбы поедают дафний быстрее, чем они размножаются. В цепи питания выпадает одно звено- дафнии. Для поддержания жизни в аквариуме необходимо периодически вносить извне дафний и другой корм для рыб.

Если в аквариуме нет улиток, вода и стенки становятся мутными, бурно развиваются одноклеточные зеленые водоросли (вода в аквариуме «цветет»), условия жизни в аквариуме ухудшаются. Устранить эти нарушения можно, заселив аквариум улитками, которые поедают водоросли, различные органические остатки и очищают аквариум.

В последующей обобщающей беседе обсуждаются правила ухода за аквариумом, выясняют, какой водой и грунтом следует заполнять аквариум, какими водными растениями, беспозвоночными и рыбами заселить его, какой температурный и воздушный режим следует соблюдать, чем и как кормить рыб, и др.

В конце занятий преподаватель дает студентам задания. Одной группе студентов поручает оформить на сменном стенде колонку «Аквариум» (привести практические рекомендации по созданию аквариума и уходу ха ним). Другой группе дается задание подготовить к следующему занятию доклады на темы « Значение водной растительности в жизни водоема», «Рыбы наших водоемов», «Ценные и промысловые рыбы». Третьей группе студентов преподаватель предлагает провести наблюдение за жизнью в аквариуме: очисткой стенок аквариума улитками, рождением и развитием молоди рыб; привыканием рыб к месту и времени кормления и др.

Отдельным студентам по их желанию можно дать задания провести специальные наблюдения. Содержание заданий приводится ниже.

Задание 1. Проведите наблюдения за рыбами гурами (петушками или скаляриями) в период нереста и после него. Ответьте на вопросы:

    Как ведут себя рыбки перед икрометанием? Во время его?

    Проявляется ли у рыб этого вида забота о потомстве?

    Имеются ли внешние различия между самкой и самцом в период нереста?

    Сохраняются ли внешние различия полов после нереста?

    Влияют ли внешние условия (количество корма, температура, освещение и др.) на размножаемость рыб в аквариуме.

    Сколько времени проходит с момента нереста до выклюва молоди из икры?

Задание2. Проведите наблюдения за аквариумными рыбками и выясните биологические особенности размножения рыб различных видов (гуппи, меченосцы, петушки, гурами, золотые рыбки).

Ответьте на вопросы:

    Какие рыбы мечут икру? Для каких рыб характерно живорождение?

    Рыбы каких видов проявляют заботу о потомстве?

    В чем особенности поведения рыб каждого из видов перед нерестом(перед рождением мальков)?

    У рыб каких видов внешние различия между особями разных полов появляются в период размножения? В чем они проявляются?

    У рыб каких видов внешние различия между самцами и самками имеются всегда, независимо от их физиологического состояния?

Задание 3. Некоторые рыбы имеют свойство приобретать окраску, сходную с фоновой окраской окружающей среды обитания (покровительственную). Для наблюдения за изменением окраски рыб проведите следующие опыты.

    В аквариум со светлым грунтом посадите несколько речных окуньков, отметьте в тетради, какая у них окраска. Через сутки установите, изменилась ли окраска рыб. Данные занесите в тетрадь.

    Перенесите окуньков в аквариум с темным грунтом(темная галька или хорошо промытый древесный уголь). Отметьте, какие изменения произошли в окраске рыб и за какой промежуток времени. Пронаблюдайте, происходит ли подобное с обычными видами аквариумных рыб. Результаты опытов занесите в тетрадь.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: