Закон отрицания. Отрицание как защитный механизм

Еще один ранний способ справляться с неприятностями – отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: “Нет!”. Эта реакция – отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Подобные процессы вдохновили Сельму Фрайберг назвать свою классическую популярную книгу о раннем детстве “Волшебные годы”.

Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что “все прекрасно и все к лучшему”. Родители одного из моих пациентов продолжали рожать одного ребенка за другим, хотя уже трое из их отпрысков умерли от того, что любые другие родители, не находящиеся в состоянии отрицания, поняли бы как генетическое нарушение. Они отказывались оплакивать умерших детей, игнорировали страдания двух здоровых сыновей, отвергали советы обратиться в генетическую консультацию и твердили, что происходящее с ними есть воля Бога, знающего их благо лучше их самих. Переживания восторга и всепоглощающей радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания.

Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно или неразумно, более охотно откажутся от своих чувств, чем, полностью их осознавая, подавят слезы сознательным усилием. В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия. Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей.

Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу. Одна моя знакомая отказывается делать ежегодные гинекологические анализы, словно, игнорируя возможность рака матки и шейки матки, она магическим образом может избежать этих болезней. Жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; алкоголик, настаивающий, что не имеет никаких проблем с алкоголем; мать, игнорирующая свидетельства о сексуальных домогательствах к ее дочери; пожилой человек, не помышляющий об отказе от вождения машины, несмотря на явное ослабление способностей к этому, – все это знакомые примеры отрицания в его худшем виде.

Данная психоаналитическая концепция более или менее без искажений воспринята повседневным языком, отчасти потому, что слово “отрицание”, так же как “изоляция”, не стало жаргонным. Другая причина популярности этой концепции – ее особая роль в программе “12 шагов” (лечения наркомании) и других мероприятиях, направленных на помощь их участникам в осознании привычного использования ими этой защиты и для того, чтобы помочь им выйти из ада, который они создали для себя.

Компонент отрицания можно найти в большинстве более зрелых защит. Возьмем, например, утешительную веру в то, что отвергший вас человек на самом деле хотел быть с вами, но просто еще не готов отдать себя целиком и оформить ваши отношения. В этом случае мы наблюдаем отрицание отвержения, а также более изощренный прием нахождения оправдания, который называется рационализацией. Аналогично этому, защита путем реактивного формирования, когда эмоция обращается в свою противоположность (ненависть – любовь), является специфическим и более сложным видом отрицания чувства, от которого нужно защититься, чем просто отказ испытывать данное чувство.

Самый очевидный пример психопатологии, обусловленной использованием отрицания, – мания. Пребывая в маниакальном состоянии, люди могут в невероятной степени отрицать свои физические потребности, потребность в сне, финансовые затруднения, личные слабости и даже свою смертность. В то время как депрессия делает совершенно невозможным игнорирование болезненных фактов жизни, мания придает им психологическую незначимость. Люди, для которых отрицание служит основной защитой, маниакальны по своему характеру. Аналитически ориентированные клиницисты относят их к типу гипоманиакальных. (Приставка “гипо”, означающая “мало” или “несколько”, указывает на отличие этих людей от индивидов, переживающих настоящие маниакальные эпизоды.)

Эта категория была охарактеризована также словом “циклотимия” (“чередование эмоций), поскольку в ней наблюдается тенденция чередования маниакальных и депрессивных настроений, обычно не достигающих выраженности клинически диагностируемого биполярного заболевания. Аналитики рассматривают эти перепады как результат периодических использований отрицания, за которыми каждый раз следует неизбежный “обвал”, когда у человека вследствие маниакального состояния наступает истощение.

В психологии есть такие понятия как защиты и копинг-стратегии (совладающее поведение). Очень полезные штуки в жизни каждого гражданина. И очень опасные при их неправильном применении!

Одна из самых простых и мощных – отрицание .

Отрицание может включаться как самостоятельная защита. Очень часто она является частью других, более сложных психологических защит.

Отрицание зачастую срабатывает автоматически, бессознательно. Но иногда, наоборот, является осознанным выбором типа поведения, и речь идет уже скорее о копинг-стратегии.

Также отрицание используется как агрессивный инструмент в манипулятивных техниках.

Отрицание как психологическая защита работает следующим образом: некая часть реальности попросту игнорируется.

Это очень энергоемкий процесс для человека, и, как правило, малоэффективный либо и вовсе разрушительный.

В психологию понятие психологической защиты ввел Зигмунд Фрейд. Анна Фрейд предложила подробную типологию и более детальную проработку. Затем с этой темой так или иначе работали многие ученые и практики.

Считается, что отрицание – один из самых ранних механизмов психологической защиты. Он формируется, когда человеческий детеныш еще мал и беспомощен, и его способы воздействия на мир крайне ограничены.

«Этого» НЕТ! – формула отрицания.

Когда отрицание оправдано как защитный механизм?

1. Человек защищается от боли, страха, ужаса, от потерь, отрицая уже случившиеся факты. В краткосрочном периоде – это великолепный адаптационный механизм. Он позволяет действовать во внешнем мире «несмотря на…», а тем временем глубинные слои психики успевают усвоить новую информацию об изменившихся условиях жизни.

Очень часто первая реакция на известие о внезапной смерти близкого человека – шок, а затем «НЕТ! ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!».

Отказ принять ужасный факт позволяет совершать необходимые для оставшихся в живых действия: завершить работу, пристроить детей на некоторое время, позаботиться о погребении, обзвонить друзей, родных и близких, попросить о помощи, добраться до места в конце концов и так далее.

Во время стихийных бедствий или боевых действий часть реальности также не впускается в пределы сознания. Человеку нужно спасать и сохранять жизнь, и все ресурсы идут исключительно на это.

И только когда внешняя среда и внутреннее состояние позволяют это, человек как бы отпускает себя, и на него обрушивается весь ужас случившегося. И тогда наступает время страдания, восстановления и принятия новой реальности.

2. Также отрицание служит сохранности личности и рассудка в случае тяжелой неизлечимой болезни. Приняв необходимые меры (лекарство, госпитализация и т.д.), человек большую часть времени живет в режиме «этого нет». Очень часто подобный выход – один из лучших. Далеко не у каждого человека есть внутренние силы встречаться с подобной реальностью лицом к лицу.

Здесь психологическая защита в виде отрицания реальности лишь отчасти бессознательна. При изменении условий (новые методы лечения, либо наоборот приближение смерти) отрицание отбрасывается.

3. Третий вариант, корректнее было бы отнести к совладающему поведению, поскольку применяется оно по большей части осознано.

Помнится Скарлетт О’Хара говорила: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра», и ложилась спать в старой, неизменившейся реальности, чтобы наутро со свежими силами начать справляться со свалившимися на нее «новостями».

Иногда сознательное принятие решения «я не буду думать об этом сейчас, я решу этот вопрос тогда-то» оказывается довольно эффективным. При условии, что либо изменяются обстоятельства и необходимость в решении отпадает, либо в назначенный срок (или при назначенных условиях) человек принимает факт наличия проблемы, и решает ее.

Прекрасным примером здесь может послужить притча о «хорошем работнике», который треть поручений начальства делает сразу же, треть делает после первого напоминания, а треть «вешает на гвоздь» - «их нет».

Когда, как и почему отрицание реальности наносит человеку вред

Думаю, многие могут вспомнить свои ощущения в такой ситуации:

Вы увлеченно смотрите интересный фильм (проходите 43-й уровень, прибивая предпоследнего монстра; читаете книжку на том месте, когда главный герой потянулся губами к губам главной героини; глубоко сосредоточились на своих мыслях; увлеченно болеете за любимую команду, не отводя взгляда от телевизора…) и тут вас кто-то резко, грубо прерывает, обрушивая в обыденную реальность.

Как правило, человек испытает активное раздражение, недовольство, гнев.

Причиной тому и сам неожиданный переход из состояния «сна наяву» в режим сознательного бодрствования, и обрушившийся поток информации, и необходимость как-то на все это реагировать.

Возможно, кто-то вспомнит ситуации, когда отрицали его самого. Не слышали, не видели…

А теперь представьте, что человек годами (!) живет в мире, где часть реальности искажена. То есть часть его мира и часть его психики заблокирована, заморожена.

Для поддержания подобной вшитой в реальную картинку мира иллюзии нужно огромное количество психической энергии. Соответственно, ни на что другое ее попросту не остается.

Женщина в возрасте за пятьдесят потеряла одного из своих троих детей… Спустя несколько лет (!) она продолжала поддерживать в его комнате тот же порядок, что был при нем, говорила только о нем. При этом двоих других детей практически не замечала. Она, как насекомое в янтаре, почти застыла в том моменте, когда случилось страшное несчастье. Работа, семья, двое других детей, внуки, ее здоровье, друзья, дом и дача… ничего этого она не видела, продолжая оставаться в стоп-мире.

Просто примерно прикиньте как много сил нужно, чтобы НЕ замечать постоянные проявления тех, кто в действительности был с ней рядом.

Часть вреда отрицания – в огромном расходе жизненной энергии на поддержание ложного убеждения «этого нет».

Другая часть вреда от отрицания, зачастую многолетнего, объясняется причинами сугубо материальными. Поскольку часть реальности игнорируется, непорядок в ней сильно-сильно нарастает. То, что было создано и ценилось когда-то - разрушается, утрачиваются умения и навыки. И когда, одним неожиданным днем человек пробуждается от отрицания, помимо прочего он получает не просто проблему, а шикарную разросшуюся качественную проблемищу. То есть его силы стали меньше, а проблема гораздо больше. А необходимость ее решения – острее!

Примеры

В тридцать два года Татьяна задавалась вопросом: я же не алкоголик? Я выпиваю только в приличной компании, всегда по поводу, пью хорошие напитки… Ее пугала мысль, что пару раз в неделю она выпивает и одна. Правда, по-прежнему дорогую качественную выпивку.

Несколько раз она решала сделать паузу… НО! Вы наш календарь видели? Тогда понимаете, что количество Праздников, которые отметить со спиртным «святое дело», всякий раз оказывалось слишком велико для Татьяны.

И она просто перестала об этом думать.

В тридцать восемь она была вынуждена обратиться к специалистам, так как потеряла работу из-за своей зависимости.

Елена растила дочку, постоянно борясь с изменами и пьянками мужа. Периодически терпела побои. Она была уверена в том, что тот ее любит. По-своему… Что он ценит ее жертвенную любовь. К тому же думать о самостоятельной жизни ей было слишком страшно. Без опыта работы, с маленькой дочкой на руках…

Через двенадцать лет ей пришлось столкнуться с тяжелой реальностью: женщине за сорок, без опыта работы и с двумя детьми учиться жить и выживать, так как супруг счел ее «старой дерганой истеричкой» и ушел в другую семью.

Сожалеть о годах «сна на яву», времени отрицания, времени упущенных сил и возможностей, очень больно и горько.

И хорошо, что кто-то успевает проснуться, когда еще можно что-то изменить к лучшему.

А теперь обратите, пожалуйста, внимание на такой интересный факт: как правило, в секте, неважно религиозной или бизнес-секте, присутствует активное внедрение адептам (последователям) мысли «не общайся с такими-то».

Искусственно искажается часть реальности. Людей убеждают верить что «этого нет». Под «этим» оказываются, как правило, люди, мыслящие иначе. Выражающие скепсис, сомнения в адекватности, правильности выбранной линии поведения.

Безотносительно всего остального (учения, направленности группы и пр.) сама привычка игнорировать часть живой жизни вредна и опасна.

Как часто мы отрицаем реальность по мелочам

Предлагаю вам провести интересный и поучительный эксперимент. Понаблюдайте за окружающими людьми, и посчитайте, сколько раз вы услышите подобные диалоги:

- Он на меня наорал!
- Да? А мне еще пять отчетов надо сделать!

- Он на меня наорал!

- Да не бери в голову! (Махни рукой и т.д.)

- Он на меня наорал!
- Ой, а мой-то, мой! А на прошлой неделе … (текст минут на -дцать).

- Он на меня наорал!
- А ты в ответ что? Промолчала?! Вот из-за того, что ты позволяешь с собой так обращаться … (и снова вольный текст).

Вместо первой фразы может быть любая другая. Суть в том, что во всех этих диалогах второй собеседник сообщает первому «тебя нет», твоей реальности нет. Он отрицает. Общаясь подобным образом с детьми, мы, незаметно для себя, приучаем их жить в мире, где отрицание – норма…

Завершив наблюдения, попробуйте вот такой шаблон разговора.

- Он на меня наорал!
- Ого! Ты в ярости.

В этом случае второй собеседник видит первого, и помогает ему справиться с неприятными событиями, называя его чувства и показывая, что он рядом.

Не нужно «впрыгивать» в реальность, если в наличии имеется проблема с хорошим сроком долгосрочного отрицания.

Не нужно и продолжать тратить свою жизнь на поддержание иллюзии «проблемы нет».

Для начала можно исследовать проблемную область отстраненно, рационально. Разобраться в проблеме, оценить свои силы, примериться, как удобнее будет взяться за ее решение.

Затем, собраться с силами, «стряхнуть пыль» с ресурсов, отставленных ранее за ненадобностью и потихоньку, как ответственная улитка Улыбаюсь, шаг за шагом, начать разбираться с накопившимися во время «сна на яву» - отрицания части реальности трудностями.

Упражнение

Выберите, пожалуйста, проблему, которая вас беспокоит, но думать о которой вы по каким-то причинам не хотите. Либо проблему, о которой вам говорят некоторые люди, друзья, родственники. А вы считаете, что у вас ее нет.

  • Запишите ее.
  • Теперь напишите 10 объективных фактов, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме. Даже, если думать о них вам неприятно, некомфортно.
  • Внимательно перечитайте их и уточните, действительно ли это факты? Или, может быть, это Ваши убеждения, представления. Исправьте и дополните, пожалуйста, Ваш список.
  • Теперь сделайте выводы из этих фактов, помогающие в решении вашей проблемы.
  • А теперь запишите, пожалуйста, что вы чувствуете.
  • И что еще мешает решению проблемы.

В последнем пункте может быть и запись о том, что уже ясно, как и что теперь делать. Тогда шаги к реализации должны последовать почти сразу (с учетом реальных обстоятельств).

ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД

    • ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

      Его 2 основные проблемы: 1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

      Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.Это – невротическая депрессия . Все можно предупредить, не доводить до такого результата . Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам: 1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

      • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
      • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
      • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
      • Я имею право жаждать любви и любить других.
      • Я имею право на достойную организацию жизни.
      • Я имею право выражать недовольство.
      • Я имею право на сожаление и сочувствие.
      • … по праву рождения.
      • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
      • Я позабочусь о себе в любом случае.

      Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

      2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

      …тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

      ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      ЗА К АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

      ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины. психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

      Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

      Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни или астма, лечение которых уже крайне затруднительно?

denial) ЗАЩИТНЫЙ механизм, посредством которого:

а) отрицается некоторое болезненное переживание;

б) отрицается некоторый импульс или часть СЕБЯ.

Понятно, чтоа) и б) - различные процессы. По Фрейду, отрицание болезненных ВОСПРИЯТИЙ является общим проявлением ПРИНЦИПА УДОВОЛЬСТВИЯ, где отрицание есть часть галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ). Вследствие этого все болезненные восприятия вынуждены преодолевать сопротивление принципа удовольствия. Отрицание некоторых сторон себя есть нечто более сложное, поскольку, согласно Клейн, за этим следуют РАСЩЕПЛЕНИЕ и ПРОЕКЦИЯ, в результате чего пациент отрицает наличие у себя таких-то и таких-то чувств, но продолжает убеждать, что у кого-то другого они есть (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ). отрицание психической реальности является проявлением МАНИАКАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ; оно заключается в отрицании внутренней важности переживания, в частности, ДЕПРЕССИВНЫХ чувств (см. также РЕАЛЬНОСТЬ). Отрицание следует отличать от ОТКАЗА, при котором болезненное восприятие допускается в сознание в отрицательной форме, например, первым знаком головной боли является мысль: "Как хорошо, что у меня так долго не болела голова".

ОТРИЦАНИЕ (NEGATION)

Примитивный или ранний механизм защиты, с помощью которого индивид отвергает некоторые или все значения события. Таким образом Я избегает осознания некоторых болезненных аспектов реальности и тем самым уменьшает тревогу или другие неприятные аффекты. Эксплицитно или имплицитно отрицание является также интегральным аспектом всех механизмов защиты. С конца 70-х годов этот термин стал употребляться не столько для описания отдельного защитного механизма, сколько для описания отвергающего реальность аспекта защитных действий.

Чтобы устранить восприятие реальности, на помощь приходит фантазия, сглаживающая не согласующиеся между собой и нежелательные моменты ситуации. Ток, напуганный и беззащитный ребенок может вообразить себя сильным или всемогущим. Отрицание часто достигается также с помощью действия, хотя оно тоже основывается но бессознательных отрицающих фантазиях.

В детском возрасте отрицание - нормальное явление, а умеренная степень отрицания в любом возрасте является ожидаемой и, как правило, естественной реакцией на стресс, травму или утрату любимого человека. Отрицание может включать в себя массивное или относительно умеренное и избирательное искажение реальности. В крайних случаях отрицание может принимать форму бреда (мать убеждена, что кукла - это ее мертвый ребенок), указывая но психоз. В определенной степени реальность искажается и отрицается при всех неврозах, о стойкое отрицание часто свидетельствует о серьезных проблемах. С другой стороны, в сфере чувств или аффектов стойкое отрицание является иногда нормальным и адоптивным. (Мы продолжаем летать на самолетах, несмотря на авиакатастрофы; мы ведем себя ток, будто не существует угрозы ядерной войны, и т.п.) В психоаналитической литературе прошлых лет рассматривались преимущественно патологические аспекты отрицания, проявляющиеся при психозах. В настоящее время отмечается тенденция к более широкому определению отрицания, включающему в себя нормальные и невротические формы.

Строго говоря, отрицание обычно относится к внешней реальности, тогда как вытеснение связано с внутренними репрезентантами. Опровержение, нередко рассматриваемое как синоним отрицания, включает в себя аспекты вытеснения, изоляции и отрицания. Опровержение допускает вытесненное в сознание, но в негативной форме. Фрейд (1925) приводит пример: пациент, которому приснилась женщина, говорит: "Вы спрашиваете, кем мог бы быть человек, который мне приснился? Это не моя мать". "Негативное суждение является интеллектуальным эрзацем вытеснения" (с. 236), обогащающим мышление, но изолирующим его от аффекта и тем самым отрицающим его эмоциональное воздействие.

Отрицание

Защитный механизм, с помощью которого человек может отрицать один из аспектов реальности. Например, если кто-то не может примириться со смертью любимого человека, он по-прежнему говорит с ним, накрывает стол для него, даже стирает и гладит его белье.

ОТРИЦАНИЕ

Защитный механизм, который просто отрицает или отвергает мысли, чувства, желания или потребности, вызывающие беспокойство. Термин используется исключительно для обозначения бессознательных действий, направленных на "отрицание", которые не могут осуществляться осознанно.

Отрицание

Отрицание реальности (или конфликта) проявляется в том, что человек не воспринимает отдельные реальные ситуации, их части, объекты, конфликты и др. В психоанализе отрицание рассматривается как особая форма сопротивления. По этому поводу З. Фрейд писал о том, что есть такие пациенты, которые ведут себя "несколько странно". Чем глубже продвигается анализ, тем труднее им признать возникающие воспоминания и отрицают их даже тогда, когда они уже всплывают в памяти.

В целом описываемый механизм психологической защиты включает искажение информации (ее формы или смысла) в начале восприятия, что может травмировать индивида.

В этой связи З. Фрейд описал действие трех аспектов этого механизма (ввиду того, что психосемантика этого термина в различных языках неоднозначна, мы используем его в этом пособии в психоаналитической трактовке З. Фрейда):

1. отрицание – это средство осознания вытесненного;

2. отрицание устраняет лишь отдельные следствия процесса вытеснения;

3. посредством отрицания психика освобождается от ограничений, связанных с вытеснением.

З. Фрейд утверждал, что отрицание – наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты, который считается столь же древним, как и чувство боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности служит своего рода временным дополнением к выполнению желаний и сохранению аффективного равновесия, при которых конфликт не допускается внутрь личности, своего Я.

ОТРИЦАНИЕ

Защитный механизм, при котором Эго субъекта избегает осознания некоторых болезненных аспектов действительности, как это имеет место при очевидном игнорировании анатомических различий маленьким мальчиком.

ОТРИЦАНИЕ

способ неприятия человеком его неосознанных влечений, желаний, мыслей, чувств, в действительности свидетельствующий о наличии у него вытесненного бессознательного. В классическом психоанализе отрицание пациентом бессознательных желаний и болезненных проявлений воспринимается в качестве своеобразной защиты, а отрицание интерпретаций аналитика – как сопротивление лечению.

Проблема отрицания привлекла внимание З. Фрейда в начале его исследовательской и терапевтической деятельности. В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он отмечал, что благодаря катартическому методу у больного происходит воспроизведение мыслей, которые он отказывается признавать своими, хотя и соглашается с тем, что они, безусловно, требуются логикой. Нередко патогенное воспоминание узнается именно потому, что больной обозначает его как несущественное, причем бывают случаи, когда пациент пытается отречься от этого воспоминания уже при возвращении вытесненного бессознательного в сознание. «Особо умный вид отрицания заключается в том, чтобы сказать: «Теперь, правда, мне что-то пришло в голову, но мне кажется, что я добавил это произвольно, мне кажется, что это не воспроизведенная мысль». В процессе терапевтической деятельности врач научается отличать отсутствие воспоминаний от признаков аффекта, с которыми, по словам З. Фрейда, «больной пытается отрицать с целью отпора появляющуюся реминесценцию».

Феномен отрицания был подвергнут специальному рассмотрению в более поздний период исследовательской и терапевтической деятельности основателя психоанализа в статье «Отрицание» (1925) он раскрыл психологический источник функции отрицания и ее значение в терапевтическом процессе. С точки зрения З. Фрейда, «вытесненное содержание представления или мысли может пробиться к сознанию – при условии, что оно отрицается». Таким образом, отрицание является неким способом принять к сведению вытесненное. Тем самым речь идет о признании психологического истока данной функции. «Отрицать нечто в суждении, в сущности, говорить: «Это нечто такое, что я больше всего хотел бы вытеснить. Осуждение есть интеллектуальный заменитель вытеснения, его «нет» – клеймо этого последнего». В понимании З. Фрейда посредством символа отрицания мышление как бы освобождается от ограничений, накладываемых вытеснением, и обогащается содержанием, без которого оно не может обойтись. Создание символа отрицания наделяет мышление первой степенью независимости от результатов вытеснения и от давления со стороны принципа удовольствия.

Что касается изучения суждения под углом зрения утверждения и отрицания, то оно позволяет, как считал З. Фрейд, рассматривать возникновение интеллектуальной функции через призму игры первичных инстинктивных импульсов: подтверждение принадлежит Эросу, отрицание – деструктивному влечению. «Всеобщая страсть к отрицанию, негативизм многих психотиков следует, очевидно, понимать как признак расслоения влечений за счет оттягивания [из их смесей] либидозных компонентов». С такой трактовкой отрицания вполне согласуется ранее установленный З. Фрейдом факт, что признание бессознательного со стороны Я выражается в негативной формулировке. Поясняя данное обстоятельство, он подчеркивал: «Нет более веского доказательства удавшегося открытия бессознательного, чем тот случай, когда анализируемый реагирует на это следующими словами: «Этого я не думал» или: «Об этом я [никогда] не думал».

Процесс отрицания соотносился З. Фрейдом также с теми переживаниями, которые испытывает, на его взгляд, маленькая девочка, когда обнаруживает у себя отсутствие пениса. Этот процесс наступает в детской душевной жизни и не таит в себе опасностей, в отличие от взрослого человека, чье отрицание может знаменовать собою психоз. «Девочка отказывается признать факт своей кастрации, твердо убеждена в том, что она обладает пенисом и вследствие этого вынуждена вести себя так, как если бы она была мужчиной». Именно под этим углом зрения проблема отрицания осмысливалась основателем психоанализа в его статье «Некоторые психические последствия анатомического различия между полами» (1925).

В работе «Конструкции в анализе» (1937) З. Фрейд рассмотрел проблему отрицания с точки зрения несогласия пациента с предположениями и толкованиями, которые дает аналитик в процессе терапии. Потребность подобного рассмотрения была вызвана тем, что некоторые исследователи подвергли критике аналитическую технику за то, что если пациент соглашался с психоаналитиком, то это воспринималось как должное, но если он возражал, то это трактовалось в качестве знака сопротивления. В любом случае аналитик всегда оказывался прав по отношению к пациенту, подвергаемому анализу.

В ответ на это критическое соображение З. Фрейд замечал, что аналитик не принимает «нет» пациента как вполне достоверное и признает его «да» малоубедительным, и было бы неверным обвинять его в том, что он во всех случаях перетолковывает выражения пациента в подтверждение своих мнений, толкований, конструкций. «Нет» пациента ничего не доказывает в верности конструкции. Оно может быть сопротивлением или результатом действия каких-либо других факторов аналитической ситуации. Поскольку любая аналитическая конструкция является неполной, то можно допустить, что «анализируемый собственно не отрицает сообщенное ему, а усиливает свой протест против еще не до конца раскрытой части истины», то есть «единственно надежным толкованием его «нет» является намек на незавершенность».

В целом отрицание в психоаналитической терапии имеет важное психологическое и символическое значение. Оно позволяет с большой долей вероятности судить о действенности вытесненного бессознательного и сопротивления, а также отслеживать соответствующие реакции пациента, свидетельствующие о том, что за его негативизмом скрывается утвердительный смысл, имеющий прямое отношение как к бессознательным желаниям, мыслям, чувствам, так и к успехам психоаналитического лечения, поскольку нередко в ответ на ложную конструкцию аналитика пациент никак не реагирует, в то время как на верную конструкцию у него может возникнуть негативная терапевтическая реакция, сопровождающаяся явным ухудшением его самочувствия.

Фрейдовские представления об отрицании получили свое дальнейшее развитие в исследованиях некоторых психоаналитиков. В частности, на примере анализа фантазий детей и их сравнения с психотическими иллюзиями А. Фрейд (1895–1982) пришла к выводу, что в некоторых острых спутанных психотических состояниях пациенты могут использовать такой механизм защиты, как отрицание. Такие пациенты способны отрицать факты, заменять невыносимую реальность приятной иллюзией, то есть прибегать к механизму «отрицания существования объективных источников тревоги и неудовольствия». Отрицание реальности является также, по ее мнению, одним из мотивов, лежащих в основе детских игр. В работе «Я и защитные механизмы» (1936) А. Фрейд продемонстрировала, как и каким образом маленькие дети могут прибегать к защите посредством отрицания в фантазии, слове и действии, и подчеркнула, что при чрезмерном использовании этого способа он представляет собой такой механизм, который провоцирует в Я эксцентричность и идиосинкразии, от чего трудно избавиться после окончания периода примитивного отрицания.

Отрицание может проявляться как в нормальных, так и патологических формах. Психоанализ принимает во внимание и те и другие. И хотя в процессе аналитического лечения приходится иметь дело прежде всего с невротическими аспектами отрицания, тем не менее современные аналитики придают отрицанию более широкое звучание. Отчасти это связано также с трудностями различения фрейдовских понятий «Verneinung» (отрицание) и «Verleugnung» (отказ).

Кабинет
  • Избранное

Психологическая защита: механизмы и стратегии

"webdebug:save2pdf.controls" is not a component

Механизмы психологической защиты

Цель психологической защиты - снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение (Березин Ф.Б.).

Отрицание

Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрируюшие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению, или социальному престижу.

Как процесс направленный вовне "отрицание" часто противопоставляется "вытеснению", как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики ИЖС (Индекс жизненного стиля) объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизмов отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренние неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. "Отрицание" как механизм психологической защиты, как показывает опыт, реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Вытеснение

Зигмунд Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит "подавление") главным способом защиты инфантильного "Я", неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, "вытеснение" - механизм защиты, посредством которого неприемлемый для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-либо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах себя и других, например завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т.п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической зашиты - "изоляции". При "изоляции" психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.

Регрессия

В классических представлениях "регрессия" рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. Также к этому механизму относится и упоминаемая в литературе зашита по типу "реализация в действии", при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознанию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Компенсация

Этот механизм психологической зашиты нередко объединяют с "идентификацией". Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не становятся частью самой личности.

Ряд авторов обоснованно считают, что "компенсацию" можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или ситуаций сверхудовлетворением в других сферах -, например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет унижения обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых "компенсация" — наиболее характерный тип психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Проекция

В основе "проекции" лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

Реже встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя ("... победителю ученику от побежденного учителя").

Замещение

Распространенная форма психологической зашиты, которая в литературе нередко обозначается понятием "смещение". Действие этого защитного механизма проявляется в разряде подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним переносится на другого, более доступного и не "опасного". В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъектом могут совершаться неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Ряд исследователей толкуют значение этого защитного механизма значительно более широко, включая в него не только замену объекта действия, но и его источника, и самого действия, подразумевая под этим различные варианты замещающей деятельности.

Авторы методики ИЖС не склонны к такой расширительной трактовке этого защитного механизма и трактуют его вышеописанным образом, хотя З.Фрейд считал замещение одним из "базовых способов функционирования бессознательного" (Фрейд 3., 1986).

Интеллектуализация

Этот защитный механизм часто (особенно в психотерапевтической литературе) обозначают понятием "рационализация". Авторы методики объединили эти два понятия, хотя сущностное их значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно "умственном" способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.Василюка (1984), в том, что она, по-существу, представляет собой "уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций". При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. Также в шкалу интеллектуализации-рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

Реактивные образования

Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Определение ведущих механизмов психологической защиты (Life Style Index)

Стратегии психологической защиты в общении

Миролюбие

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.

Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного - сохранения достоинства.

В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я. Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важно еще иметь подходящий характер - мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хорошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия. Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие. Скорее всего его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная. В конце концов, не так уж важно, что движет человеком - природа или опыт, или и то и другое вместе, - главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие - безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие - доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита. Победитель не должен становиться трофеем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами).

Избегание

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.

Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Почему он так поступает? Причины бывают разные. Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент.

Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля.

Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «не возникай со своим Я». Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: «не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону».

Итак, что же получается? Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера - весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрессия - использовать ее в качестве стратегии защиты своего Я проще простого.

Агрессия

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта.

Инстинкт агрессии - один из «большой четверки» инстинктов, свойственных всем животным - голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования. Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жестких или мягких формах. Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками. Агрессивных видно издалека.

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает.

Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена» - с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла.

Диагностика ведущей стратегии психологической защиты в общении




Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: