Назначение и организация подразделений обеспечения мсп (тп). Инженерно-саперная рота (иср) Инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ РОТА предназначена для ведения тактической разведки в бою. Состоит из двух разведывательных взводов. Один из взводов имеет на вооружении четыре БРДМ, а другой взвод оснащен БРМ на базе БМП.

В наступлении рота может выслать один-два разведывательных дозора и выставить один-два наблюдательных поста, или действовать в полном составе в качестве разведывательного отряда.

ИНЖЕНЕРНО-САПЕРНАЯ РОТА предназначена для:

· ведения инженерной разведки противника и местности;

· устройства инженерных заграждений;

· нанесения противнику потерь минно-взрывными и другими средствами;

· проделывания проходов в заграждениях и разрушениях;

· устройства переходов через препятствия;

· разминирования местности и объектов;

· оборудование путей движения и переправ;

· механизированной отрывки траншей, окопов, ходов сообщения;

· выполнение инженерных мероприятий по маскировке;

· оборудование и содержание пунктов водоснабжения.

В своем штатном составе рота имеет:

Инженерно-саперный взвод;

Инженерно-технический взвод;

Транспортное отделение.

Иинженерно-саперный взвод состоит из четырех инженерно-саперных отделений. На вооружении отделений состоят:

ИМР – инженерная машина разграждения – для подготовки путей движения и разграждения завалов и разрушений.

ГМЗ – гусеничный минный заградитель – для механизированной установки противотанковых мин (выкладка одного боекомплекта 208 ПТМ в грунт за 11-14 минуты, на поверхности – за 6 минут).

Инженерно-технический взвод в своем составе имеет:

· отделение дорожных машин с путепрокладчиком БАТ-М. Скорость прокладки колонных путей – 4-8 км/час, землеройные работы по перемещению грунта – до 150 куб.м/час (траншей);

· отделение землеройных машин с полковой землеройной машиной ПЗМ. Производительность – 120-150 пог.м/час (траншей), при отрывке укрытий – до 10 куб.м/час;

· отделение водоснабжения с автомобильной фильтрованной станцией МАФС. Для добычи и очистки до 8 куб.м воды в час.

· отделение тяжелого механизированного моста .

В составе отделения:

ТММ – тяжелый механизированный мост для устройства 60 тонного моста длинной 40 метров через преграду глубиной до трех метров. Установка моста производится за один час.

МТУ – мостоукладчик для установки моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствие шириной 18 метров. Монтируется за 5 минут.

Транспортное отделение имеет на вооружении:

Колесные минные тралы – 12 шт. (со средствами перевозки).

Катковый и ножевой колейный минный трал КТМ 5 (вес – 7,5 т);

Ножевой колейный минный трал КТМ-6 (вес – 1 т);

Грузовые автомобили.

ВЗВОД ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ предназначен для:

Ведения радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки;

Осуществления дозиметрического и химического контроля;

Проведения специальной обработки подразделений;

Снаряжение дегазационных комплектов и приборов в подразделениях.

Состоит из отделения РХР и двух отделений спецобработки. На вооружении имеется:

Машина радиационной и химической разведки (БРДМ-2рх);

Автозаливочные станции на 12 или 14 рукавов (АРС-12, АРС-14);

По две дегазационных комплекта в отделениях спецобработки ДКВ.

Возможности взвода:

По спецобработке – 1,5-2 батальона;

По разведке маршрутов – тремя РД на удалении до 20-30 км;

По разведке районов – разведка района местности до 100 кв.км.

По масштабам и характеру выполняемых задач По принадлежности
Стратегический Окружной (фронтовой) тыл
Армейский тыл
Оперативный
Корпусной тыл
Дивизионный тыл
Войсковой Полковой тыл
Тыл батальонов (тыл дивизионов)

Рис.1. Структура тыла Вооруженных Сил

ГАЗ-66 -3 шт. под личные вещи ПАК-200 -3 шт. -полевые автомобильные

ЗИЛ-131 -1 шт. под кухни и кухни и 1-П-1,5 -1 шт. -прицеп

продовольствие Всего: 8 человек (3 водителя)

УРАЛ-375 -3шт. под боеприпасы

АТМЗ-5 -3 шт. под топливо

Всего: 10 человек (все водители)

БРЭМ-2 -1 шт. -бронированная МТО-АТ -1 шт. -машина технического

ремонтно-эвакуационная машина обслуживания автомобильная

Всего: 6 человек (2 мех.-водителя) Всего: 5 человек (1 водитель)

Рис.2 Организация взвода обеспечения мотострелкового батальона


О о

Рис. 3 Вариант расположение взвода обеспечения на местности.

113. В позиционной обороне инженерно-саперная рота осуществляет содержание заграждений, установленных при подготовке обороны, в том числе переданных ей ротой инженерных заграждений (другими инженерными подразделениями). При содержании заграждений рота обычно действует повзводно.

Наращивание заграждений в ходе оборонительного боя инженерно-саперная рота (взвод, отделение) осуществляет путем установки минных полей, в первую очередь – противотанковых, устройства одного-двух узлов заграждений, установки групп противотанковых, противопехотных, противотранспортных и объектных мин и разрушения дорожных сооружений в узлах заграждений и на путях между ними.

114. Рота (взвод) инженерных заграждений, оснащенная минными заградителями, в ходе ведения обороны действует в ПОЗ во взаимодействии с противотанковым резервом (ПТРез) или самостоятельно.

При постановке задачи роте указываются: боевой состав ПОЗ, задачи, к выполнению которых быть готовыми, одно - два направления действий, основные и запасные рубежи минирования на каждом направлении, пути выдвижения к рубежам минирования, основной и запасный районы сосредоточения, район сбора после устройства заграждений, сроки готовности, место и время развертывания командно-наблюдательного пункта.

Заграждения устраиваются на запланированных или на вновь назначенных рубежах минирования, перекрывающих направления наступления (прорыва) противника.

После получения задачи на подготовку к действиям в ПОЗ рота выдвигается в назначенный район сосредоточения и готовится к выполнению задач. Командир роты вместе с командирами взводов и совместно с командиром ПТРез (общевойскового соединения, части, подразделения) проводит рекогносцировку рубежей минирования, путей выдвижения к ним, объектов, подлежащих разрушению (минированию), проходов, оставляемых в заграждениях для пропуска отходящих подразделений, место пункта зарядки в районе сбора после устройства заграждений и пути выдвижения в район сбора.

С получением сигнала (команды) ПОЗ выдвигается на указанный рубеж минирования совместно с ПТРез или самостоятельно. Для разведки противника, путей выдвижения и рубежей минирования от роты может высылаться инженерный разведывательный дозор. Командир роты постоянно поддерживает связь с командиром ПТРез (общевойсковой части или подразделения) и уточняет с ними рубеж минирования, путь выхода на него, порядок и сигналы взаимодействия на рубеже минирования.

С выходом на рубеж минирования командир ПОЗ уточняет с командиром ПТРез или общевойсковой воинской части (подразделения) места установки минных полей, объекты для разрушения и минирования, время готовности заграждений, места проходов, их обозначение и сигналы для закрытия, прикрытие действий ПОЗ огнем ПТРез или общевойсковых воинских частей (подразделений). После этого командир роты уточняет задачи взводам, порядок развертывания и путь выдвижения в пункт зарядки после устройства заграждений. На рубеже минирования устанавливаются минные поля силами инженерных взводов заграждений и готовятся к разрушению (минируются) участки дорог, дорожные сооружения и другие объекты силами взвода управляемого минирования. Командир роты руководит действиями взводов, находясь на головном заградителе. При необходимости временного содержания подготовленных к разрушению объектов и оставленных проходов в заграждениях из состава подвижного отряда заграждений выделяются расчеты.

Об устройстве заграждений командир ПОЗ докладывает командиру ПТРез, командиру своего соединения и начальнику инженерной службы. Приведение в действие подготовленных разрушений производится выделенными расчетами по команде командира ПТРез (общевойсковой воинской части), с которым подвижный отряд заграждений взаимодействует. После производства разрушений и закрытия проходов расчеты уходят в пункт зарядки (район сбора) самостоятельно. После зарядки заградителей рота в полном составе размещается в районе сбора в готовности к выполнению следующих задач.

115. Инженерное отделение заграждений, оснащенное минным заградителем, действует в ПОЗ в составе взвода. На рубеже минирования отделение устанавливает ряд мин. Командир отделения руководит действиями подчиненных, контролирует правильность движения заградителя, величину шага минирования и качество установки мин. После установки боекомплекта мин отделение в составе взвода уходит в пункт зарядки, а после зарядки заградителя по команде командира взвода - в пункт сбора.

116. Рота (взвод) инженерных заграждений, оснащенная инженерными средствами дистанционного минирования (разрушения) устанавливает минные поля на выявленных направлениях действия войск противника перед ним, или непосредственно на его боевые порядки. При минировании совместно с дистанционно устанавливаемыми минами могут применяться снаряды разрушения для устройства воронок и приведения в нерабочее состояние дорожно-мостовых сооружения на дорожных направлениях.

117. Инженерно-позиционная рота выполняет задачи по фортификационному оборудованию позиций, оборонительных рубежей в глубине обороны, действуя в полном составе, на которых подготавливает типовые районы обороны батальонов и типовые позиционные районы ракетных и зенитных ракетных дивизионов.

118. Инженерная рота (взвод) оборудования пунктов управления действует самостоятельно в полном составе или повзводно. В целях своевременного выполнения задач по фортификационному оборудованию районов развертывания пунктов управления рота, как правило, усиливается личным составом от подразделений обслуживания пунктов управления или от мотострелковых подразделений.

По установленному сигналу или с получением боевого распоряжения рота выдвигается в новый район выполнения задач и приступает к инженерному оборудованию района развертывания пункта управления в соответствии с указаниями офицера рекогносцировочной группы.

Сооружения для защиты и работы оперативного состава в группе боевого управления, котлованы под укрытия для командно-штабных машин рота (взвод) возводит до прибытия в район оперативного состава.

При наличии времени совершенствование фортификационного оборудования района развертывания пункта управления осуществляется за счет отрывки ротой (взводом) котлованов под укрытия для машин связи и аппаратных машин, для транспортной техники на узле связи и в группе обеспечения.

119. Инженерно-дорожная рота содержит пути выдвижения соединений (подразделений) к рубежам нанесения контрударов (контратак), а также подготавливает пути выдвижения к незапланированному рубежу контрудара (контратаки).

Для выдвижения мотострелкового (танкового) батальона на рубеж контратаки (огневой рубеж) подготавливается пути от исходного рубежа до рубежа развертывания во взводные колонны, далее обозначаются направления движения до рубежа перехода в атаку.

120. Инженерно-дорожный взвод при подготовке путей выдвижения второго эшелона для нанесения контратаки, действует в составе инженерно-дорожного отделения и отделения механизированных мостов. Пути подготавливаются для одностороннего движения. Для преодоления препятствий и разрушений на путях подготавливаются обходы, а при невозможности оборудуются переходы с использованием механизированных мостов, устройством настила (гатей) через слабые участки местности или засыпкой их с использованием путепрокладчиков.

121. Рота (взвод, отделение) полевого водообеспечения при ведении обороны содержит, а при необходимости оборудует пункты добычи и очистки воды в новых районах.

При прорыве обороны и вклинении противника, а также при ведении маневренной обороны подразделения полевого водообеспечения перемещаются из основных районов оборудования пунктов (районов) добычи и очистки воды в запасные.

Распоряжение о перемещении командир роты (взвода, отделения) может получить по радио или письменно от офицера отдела начальника инженерных войск (НИВ) объединения, начальника инженерной службы (НИС) соединения.

В запасном районе командир подразделения полевого водообеспечения организует выполнение задачи по оборудованию и содержанию пунктов (районов) добычи и очистки воды, как и в основных районах.

122. Подразделения электроснабжения войск в ходе обороны действуют в составе подразделений оборудования пунктов управления или самостоятельно. Содержат пункты электропитания и кабельные сети, уделяя особое внимание электроснабжению ответственных потребителей.

123. При ведении маневренной обороны подразделения инженерных войск выполняют задачи по обеспечению своевременного и скрытного развертывания подразделений и маневра их с последовательным ведением оборонительного боя с рубежа на рубеж, прочного удержания конечного рубежа, нанесения противнику потерь инженерными боеприпасами.

124. Инженерно-саперная рота (взвод, отделение) устанавливает минные поля перед рубежами маневренной обороны, опорными пунктами, в промежутках между ними и на флангах, минирует и подготавливает к разрушению участки дорог и дорожные сооружения. Наиболее плотно прикрываются инженерными заграждениями первый и конечный рубежи. С целью создания огневого мешка устанавливаются минные поля перед отсечными позициями (рубежами) и перед позициями огневых засад.

На путях отхода устанавливаются управляемые минные поля или заграждения во второй степени готовности, оставляются проходы, которые после отхода своих войск закрываются.

125. Инженерная рота (взвод) заграждений действует в ПОЗ. При маневре подразделений на очередной рубеж ПОЗ совместно с ПТРез или самостоятельно, прикрывают заграждениями их отход с тыла или флангов.

Особенностью действий ПОЗ является повышенный расход инженерных боеприпасов в связи с увеличением количества рубежей минирования. Это требует четкой организации подвоза инженерных боеприпасов для восполнения боекомплектов минных заградителей.

126. Инженерно-позиционная рота (взвод) на позициях (в районах обороны) подразделений отрывает траншеи и ходы сообщения, котлованы под окопы для танков, БМП (БТР) и других огневых средств, под блиндажи и убежища, возводит сооружения на пунктах управления, медицинских пунктах.

Наиболее полно оборудуются оборонительные позиции на конечном рубеже обороны, где районы обороны батальонов соединяются траншеями, ходами сообщения, оборудуются запасные и ложные районы обороны.

В зависимости от обстановки, наличия сил, средств и времени совершенствуется фортификационное оборудование последовательно занимаемых рубежей (позиций), конструкции сооружений промышленного изготовления, установленные в районах развертывания пунктов управления на предыдущем рубеже, из грунта извлекаются, при необходимости ремонтируются и устанавливаются в новом районе развертывания пункта управления.

На отсечных позициях оборудуются ротные опорные пункты, подготовленные к круговой обороне, а также позиции огневых засад. Для подразделений ПВО оборудуются засады и позиции для кочующих подразделений.

127. Инженерно-дорожная рота (взвод) подготавливает и содержит фронтальные пути на всю глубину обороны от первой бригадной рокады до рокады на конечной позиции. В зоне ответственности бригады подготавливаются фронтальные пути, предназначенные для отхода и маневра батальонов первого и второго эшелона, пунктов управления и подразделений бригадного подчинения. Кроме того, для обеспечения маневра первого эшелона с рубежа на рубеж подготавливаются на флангах зоны ответственности бригады пути до конечного рубежа обороны.

Для маневра пунктов управления бригады, артиллерии, воинских частей ПВО, подразделений материально-технического обеспечения (МТО) подготавливаются бригадный фронтальный путь и бригадные рокады – одна за первой оборонительной позицией, вторая – на конечной оборонительной позиции.

128. Понтонная, переправочно-десантная рота (взвод), рота (взвод) плавающих транспортеров оборудует и содержит переправы через водные преграды на путях отхода и маневра. С завершением переправы переправочные средства снимаются, а в случае угрозы захвата противником уничтожаются, имеющиеся на водной преграде мосты разрушаются, броды минируются.

Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода по проделыванию проходов в минно-взрывных заграждениях перед переднем краем обороны противника

Московский ордена Tрудового Красного

Знамени Горный Университет.

Военная кафедра.

КУРСОВАЯ___РАБОТА

по тактико-специальной продготовке

тема: " Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода

по проделыванию проходов в

минно-взрывных заграждениях перед

передним краем обороны противника."

Работу выполнил:

студент взвода 343

Руководитель:

подполковник

Скоробогатов В. А.

Студенту взвода 343

на выполнение курсовой работы по тактико-специальной подготовке.

Тема: "Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода по проделыванию проходов в минно-взрывных заграждениях перед передним краем обороны противника."

Вариант N6.

I. Исходная обстановка.

Карта 25000, листы

У-32-108-В-г, У-32-108-Г-в,У-32-108-Г-г,

У-33-97-В-в, У-32-120-Б-а, У-32-120-А-б,

У-32-120-Б-б, У-33-109-А-а.

Командир 2 иср 1 исб в 16.00 20.07 в створах проходов поставил задачу командиру 1 исв.

командира 2 иср 1 исб на проделывание взводом проходов в минных полях перед передним краем обороны.

1. 4 мпб противника занимает оборону с передним краем по:

восточная окраина Розенхорст (83-04), восточная окраина Борстель (81-03).

2. 12 МСП переходит в наступление сходу на левом фланге участка обороны 45 МСП (его 2 мсб).

3. 2 иср 1 исб приказано в ночь на 20.07 проделать 2 прохода в минных полях противника.

4. Проходы N 7,8 устраивает 1 исв, NN 9,10

5. Приказываю: 1 исв в ночь на 20.07 проделать проходы NN 7,8 в минных полях противника. Готовность проделанных проходов к 5.00 21.07. На проделанных проходах организовать комендантскую службу силами одного отделения. Слева проделывает проходы 2 ивум. Необходимые средства для проделывания проходов получить на складе ВТИ 45 МСП в районе с отметкой 56.5 (81-06) и у старшины роты в районе расположения роты (отметка 56.0 (81-06)).

Я буду в районе расположения роты. Связь со мной- связными.

Мой заместитель- Вы.

Указания

командиру 2 иср по организации взаимодействия и различным видам обеспечения.

1. Действия взвода по месту и времени согласовать с командиром обороняющейся 6 мср 45 МСП, на которую возложено боевое прикрытие действий взвода.

2. По проходам NN 7,8 будут наступать подразделения 1 мсб 12 МСП, с которыми организовать взаимодействие по вопросам: места и времени проделывания проходов, их обозначения, обозначения путей выдвижения к проходам.

3. Во взводе иметь наблюдателя за действиями противника и сигналами старшего начальника.

Сигналы оповещения, установленные в полку:

Химическое нападение противника и радиоактивное заражение местности- две красных ракеты, голосом "Атом";

Появление воздушного противника- две зеленые ракеты, голосом "Воздух".

4. Личный состав противогазы имеет при себе, ОЗК- на местах выполнения задачи.

II. Дополнительные данные

Личным составом, средствами инженерного вооружения и транспортом исв укомплектован полностью. Все машины имеют по одной

заправке ГСМ.

III. Исполнить

Студенту изучить задание и в роли командира исв организовать выполнение полученной задачи взводом.

В пояснительной записке изложить:

Уяснение задачи командиром взвода;

Расчет и распределение времени;

Предварительные распоряжения;

Оценку обстановки с необходимыми расчетами;

Выводы из оценки обстановки и рекогносцировки;

Решение на выполнение задачи;

Боевой приказ подчиненным подразделениям и расчетам, и указания по различным видам обеспечения.

На отдельном листе представить:

Исходную обстановку с карты со схемой организации действий исв при выполнении задачи;

Схему действий отделений по проделыванию проходов;

Схему организации комендантской службы на проходах;

Обозначение проходов.

IV. Руководства и пособия.

1. Руководство по устройству и преодолению инженерных заграждений.

2. Тактико-специальная подготовка. Учебник для курсантов военно-инженерных училищ.

3. Пляскин В.Я. и др. Инженерное обеспечение общевойскового боя.

Срок исполнения 1.04.97.

Руководитель курсовой работы

подполковник

Скоробогатов В. А.

“___”_______________1997г.

Время отдачи приказа: 16.00 20/07

Время готовности: 5.00 21/07

I. Уяснение задачи командиром взвода.

Оперативное время: 16.00 - 16.10

Место: створы проходов.

1. Противник обороняется с передним краем обороны по рубежу: восточная окраина Разенхорст, восточная окраина Бортсель.

12 МСП переходит в наступление сходу на левом фланге участка обороны 45 МСП. 2 иср 1 исб приказано в ночь на 20.07 проделать 2 прохода в минных полях противника.

2. 1 исв поставлена задача к 5.00 21.07 проделать проходы 7,8 глубиной до 100 м. Способ проделывания - вручную. На проходах организовать комендантскую службу.

3. Необходимые средства для выполнения поставленной задачи получить у старшины роты.

4. Огневое прикрытие действий взвода возложено на командира 6 мср.

С командиром 6 мср организовать взаимодействие по вопросам:

Какие средства выделены на прикрытие действий взвода;

Сигналы вызова и прекращения огня средствами прикрытия;

Время начала и окончания действий взвода по проделыванию проходов в минных полях противника. Командир 2 иср будет в районе расположения роты. Связь с ним связными. Заместитель

командира 1 иср - Я.

II. Расчет и распределение времени.

Оперативное время: 16.10 - 16.15

Сейчас 16.00 20/07. Донесение представить к 5.00 21/07.

Всего имеется времени на подготовку и выполнение задачи

13 ч.00 мин.

Светлого времени - 6ч. 00мин. с 16.00 до 22.00,

Темного времени - 7ч.00мин. с 22.00 до 5.00

На выполнение задачи потребуется до 4 часов. К выполнению задачи приступить в 21.40 20/07.

Имеющееся время распределить:

1. Уяснение поставленной задачи.......... 16.00 - 16.10

2. Расчет и распределение времени........ 16.10 - 16.15

3. Передвижение командира в район сосредоточения

взвода.................................................. 16.10 - 16.30

4. Предварительные распоряжения........ 16.30 - 16.35

4.а Получение и проверка ВТИ у

старшины роты....................................16.35 -18.10

4.б Отдых личного состава

и прием пищи.......................................18.10-19.10

4.в Подготовка к выполнению задачи......19.10-21.20

5. Выдвижение в район выполнения задачи команди-

ров отделений и командира взвода...... 16.35 - 16.55

6. Оценка обстановки с учетом затрат времени на

организацию взаимодействия с командиром I мсб

и рекогнoсцировку................................16.55 -18.30

7.Передвижение командира в район сосредоточения взвода.........................................................18.30-18.50

8. Принятие решения на выполнение задачи.........................................................18.50 - 18.55

9. Постановка задачи командирам

отделений..................................... 21.20 - 21.30

9. Отдача боевого приказа..................... 21.30 - 21.40

10. Выдвижение в район выполнения задачи.......

21.40 - 22.00

11. Выполнение задачи отделениями..... 22.00 - 02.30

12. Доклад о выполнении задачи........... 04.55 - 05.00

III. Предварительные распоряжения.

Оперативное время: 16.30 - 16.35

Нашему взводу приказано к 5.00 21.07 проделать вручную проходы 7,8 в минных полях противника глубиной до 100м. и организовать комендантскую службу на проходах.

Заместителю командира взвода до 21.40 20.07 получить у старшины роты и проверить комплектность и исправность 3-х комплектов КРИ,18 указок и 18 фонарей для обозначения проходов.

Взводу к 21.40 прибыть в район выполнения задачи.

Всему личному составу иметь оружие, индивидуальные средства защиты и противогазы.

В 16.55 командирам отделений убыть со мной из района расположения роты на рекогносцировку.

IV. Вопросы, решаемые на рекогнoсцировке.

Оперативное время: 16.55 - 18.30

А. План рекогносцировки.

В ходе рекогносцировки определить:

Места, направления и ориентиры предполагаемых проходов.

Места расположения минных шлагбаумов.

Организовать взаимодействие с командиром Iмсб.

Способы обозначения проходов.

Б. Организация взаимодействия.

В ходе организации взаимодействия с командиром мсб уточняются следующие вопросы:

Порядок обозначения и ограждения проходов.

Устанавливаются сигналы для взаимодействия с Iмсб.

В. Выводы из проведения рекогносцировки.

Выводы из оценки противника:

В связи с возможным применением противником оружия массового поражения быть готовым к действиям в условиях радиоактивного заражения местности, средства противохимической защиты иметь при себе наготове;

При выполнении задачи иметь наблюдателей за воздушным и наземным противником и сигналами оповещения;

Выводы из оценки своих сил:

Взвод личным составом, средствами инженерного вооружения,транспортом укомплектован по штату, ГСМ- одна заправка, потерь нет;

Взвод способен выполнить задачу за 7 часов;

1,2 расчеты проделывают соответственно 7,8 проходы, затем 1 и 2 исо несут комендантскую службу;

Выводы из оценки местности и времени:

Местность открытая, позволяет выполнять задачу только ночью;

Время суток способствует успешному выполнению задачи;

V. Решение на выполнение задачи

Оперативное время: 18.50 - 18.55

1. Проходы проделать вручную, передвигаясь по-пластунски,уступом вправо.

2. 1,2 расчеты проделывают соответственно 7,8 проходы в минных полях противника глубиной до 100 м, после выполнения данной задачи 1 и 2 исо несут комендантскую службу. Во время проделывания

проходов 6 мср обеспечивает огневое прикрытие действий взвода. К выполнению задачи приступить в 21.40 и закончить в 4.30 21.07,

до этого времени заниматься подготовкой к выполнению задачи.

3. Взаимодействие с командиром 6 мср организовано по следующим вопросам:

Согласовано место расположения проделываемых проходов;

Согласованы вопросы огневого взаимодействия в случае появления противника;

Согласовано время начала и окончания выполнения поставленной задачи;

Связь с командиром 6 мср связными;

4. Я буду находится с 1 исо, связь со мной лично и связными.

VI. Боевой приказ

Оперативное время: 21.30- 21.40

1. Противник обороняется по рубежу: восточная окраина Разенхорст (8304), восточная окраина Бортсель (8103).

2. 12 МСП переходит в наступление сходу на левом фланге участка обороны 45 МСП. 2 иср 1 исб приказано в ночь на 26.07 проделать 2 прохода в минных полях противника глубиной до 100 м.

3.Нашему взводу приказано к 5.00 21.07 проделать проходы 7,8 в минных полях противника перед передним краем обороны. Огневое прикрытие действий взвода возложено на командира 6 мср.

4.Слева проходы проделывает 2й ивум.

5. Задачу выполнять ночью вручную, передвигаясь по-пластунски. При освещении местности прекращать все движения.При выполнении задачи строго соблюдать маскировку.

Приказываю:

В 21.40 отделениям сосредоточиться в первой траншее наших позиций и в 21.40 непосредственно приступить к выполнению поставленной задачи, начав проделывать: 1 расчет - проход 7, 2 расчет

Проход 8,1 и 2 исо после выполнения взводом

задачи организуют комендантскую службу на проделанных проходах.

Выполнение задачи закончить к 4.30 21.07, до этого времени заниматься подготовкой к выполнению задачи.

На каждом проходе оставить по два человека с минными шлагбаумами в готовности к закрытию проходов в случае перехода противника в атаку.

Извлеченные мины и взрыватели сосредоточить на пункте боепитания полка и сдать под охрану.

7.Все необходимые средства подготовить и проверить.

В каждом отделении иметь: 1КРИ и миноискатели на каждого.

8. Я буду находится с 1 исо, связь со мной лично и связными.

9.Мой заместитель - штатный.

10. Сигналы оповещения, установленные в полку:

Химическое нападение противника и радиоактивное заражения местности - две красные ракеты, голосом "АТОМ";

Появление воздушного противника - две зеленые ракеты, голосом "ВОЗДУХ";

Сигналы взаимодействия с 6 мср:

Вызов огня -

очередь трассирующими в направлении цели.

Отзыв при возвращении в траншею-

Второй реферат по военной кафедре.

1. Инженерные войска, назначение

2. Задачи инженерного обеспечения боя

2.1 Инженерная разведка противника и местности

2.2 Фортификационное оборудование позиций, районов, пунктов управления

2.3 Устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений. Установка и содержание ядерных мин и фугасов.

2.4 Уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника. Проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях. Устройство проходов через препятствия. Разминирование местности и объектов

2.5 Подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации

2.6 Оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград

2.7 Инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов

2.8 Инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника

2.9 Добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения

2.10 Другие задачи

3. Структура подразделений инженерных войск

3.1 Штат инженерно-саперной роты танкового полка (иср тп)

3.2 Штат инженерно-саперной роты мотострелкового полка (иср мсп)

4. Военно-инженерная терминология

Список литературы

Введение

Инженерные войска весьма примечательный род войск. Прежде всего, инженерные войска - это войска переднего края. Инженерные подразделения идут в бой одновременно с мотострелковыми и танковыми, а часто и раньше них. Не случайно в петровской Табели о рангах офицеры инженерных войск стояли на один чин выше пехоты и кавалерии.

Мало кто знает, что именно инженерные войска первыми осваивали новейшие средства ведения войны, внедряли их в арсенал армии. Из инженерных войск выделились в самостоятельные рода войск железнодорожные войска, войска связи, автомобильные войска, танковые войска. И уж совсем фантастикой покажется утверждение, что и авиация родилась в недрах инженерных войск. И между тем это так. Задача создания и боевого использования сначала воздухоплавательных, а затем и аэропланных отрядов была возложена именно на инженерные войска. Вплоть до конца Первой Мировой войны авиационные части оставались в ведении Главного Инженерного управления.

Как-то незамеченным в истории Великой Отечественной войны проходит тот факт, что в начале 1942 года было сформировано десять саперных армий. По одной саперной армии на каждый фронт. В 1943 году были введены звания маршалов и главных маршалов не только для авиации, танкистов, артиллерии, но даже и для инженерных войск.

Первым в России военным училищем по подготовке офицеров была школа Пушкарского Приказа открытая в 1701 году. Эта школа готовила офицеров артиллерии и инженерных войск. В пехоте и кавалерии первыми военно-учебными заведениями станут кадетские корпуса, которые откроются только 30 лет спустя.

Инженерные войска родились, исходя из потребностей артиллерии, в недрах артиллерии и вплоть до начала 19 века являлись их составной частью.

1. Инженерные войска, назначение

Инженерные войска предназначены для решения задач инженерного обеспечения боя.

Боевой Устав Сухопутных Войск Вооруженных Сил трактует понятие “Инженерные войска” так:

"Инженерное обеспечение является одним из видов боевого обеспечения. Инженерное обеспечение боевых действий войск организуется и осуществляется с целью создать войскам необходимые условия для своевременного и скрытного выдвижения, развертывания, маневра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника.

Инженерное обеспечение включает в себя:

    инженерную разведку противника, местности и объектов;

    фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;

    устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;

    установка и содержание ядерных мин и фугасов;

    уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;

    проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;

    устройство проходов через препятствия;

    разминирование местности и объектов;

    подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;

    оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;

    инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;

    инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;

    добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.

Задачи инженерного обеспечения выполняются частями и подразделениями всех родов войск и специальных войск. Они самостоятельно возводят сооружения для ведения огня, наблюдения, укрытия личного состава и техники; прикрывают минно-взрывными заграждениями и маскируют свои позиции и районы расположения; прокладывают и обозначают пути движения; преодолевают заграждения и препятствия; форсируют водные преграды.

Инженерные войска выполняют наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и специфических инженерных боеприпасов. Кроме того, они наносят поражение технике и личному составу противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами".

2. Задачи инженерного обеспечения боя

2.1 Инженерная разведка противника и местности

Общеизвестно выражение "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Это не общий афоризм, а печальное напоминание многим полководцам времен прошлых и настоящих. Исторический факт - одной из причин поражения Наполеона в битве при Ватерлоо явилась гибель кирасирской дивизии в овраге на пути блестящей их атаки на фланг англичан. Велингтон прикрыл оврагом фланг армии. Наполеону не был виден этот овраг, и он решил воспользоваться тем, что английский полководец "глупо" оставил открытым свой фланг для удара. На полном скаку французские кирасиры влетели в этот овраг, и большая часть их была искалечена и убита. Атака была сорвана.

Можно приводить сотни примеров, когда пренебрежение инженерной разведкой срывало самые прекрасные замыслы полководцев, превращало наступающие войска в мишень для противника.

Инженерная разведка местности проводится различными способами и методами (изучение местности по карте, аэроснимкам, военно-географическим описаниям; наблюдение, инженерно-разведывательные дозоры и т.п.).

Результатом инженерной разведки местности является ответ на вопрос о проходимости местности для личного состава и техники, о возможности маскировки личного состава и техники (как своих, так и чужих). Для этого надо получить сведения о рельефе местности (например, крутизна холмов); наличии и пропускной способности дорог; о возможности движения вне дорог (не заболочена ли местность, глубок ли снег, есть ли овраги); о наличии водных преград (реки, ручьи, озера, зоны затопления); о густоте лесов и их пожарной опасности.

В общем, местность, на которой предстоят боевые действия, следует тщательно изучить и понять - как она может повлиять на решение боевых задач. Без этого любые самые хитрые боевые планы окажутся просто прожектами и войска окажутся разбитыми.

Естественно, что противник тоже изучает местность и старается затруднить действия наших войск. Для этого противник проводит ряд мероприятий для ухудшения возможностей движения наших войск. Он разрушает или готовит к разрушению дороги, мосты, плотины, устраивает лесные завалы, отрывает противотанковые рвы, устраивает баррикады, устанавливает минные поля, сооружает ДОТы, ДЗОТы, бронеколпаки, отрывает траншеи. Инженерная разведка обязана обнаружить эти мероприятия противника, спрогнозировать действия противника.

Способы ведения инженерной разведки зависят от того вида боя или маневра, который предстоит провести (наступление, оборона, отход, марш). Для ведения инженерной разведки в частях и подразделениях могут организовываться инженерные наблюдательные посты (ИНП), инженерные разведывательные дозоры (ИРД), посты фотографирования (ПФ), инженерные разведывательные группы (ИРГ), группы глубинной разведки (ГГР), вертолетные дозоры (ВД), посты радиолокационного наблюдения (ПРН). Для ведения инженерной разведки применяются специально созданные для этой цели машины, например, инженерная разведывательная машина ИРМ.

Обычно эти посты и группы создают инженерные подразделения мотострелковой (танковой) дивизии, корпуса, армии, фронта. В мотострелковых (танковых) полках, батальонах задачи инженерной разведки обычно возлагаются на обычные разведпосты и группы. Для этого в состав постов и групп включаются солдаты или сержанты инженерно-саперной роты полка.

Очень простой пример - на пути наступления танкового полка лежит ровное зеленое поле. Командира полка интересует - пройдут ли там танки. Инженерная разведка обязана дать точный и однозначный ответ - да или нет. Ведь под зеленым ковром травы могут таиться противотанковые мины или непроходимое болото. Что произойдет, если разведка ошибется, предугадать несложно. А вот как разведать, если это поле под прицелом многочисленных снайперов и пулеметчиков врага, минометным и артиллерийским огнем? Саперы проявляют изобретательность, рискуют своими жизнями, несут потери и, наконец, дают точный ответ. Саперы же под огнем противника проделывают проходы среди вражеских мин, настилают гать через болото. Полк добивается успеха. Вся слава танкистам. Ведь они выиграли бой. А что же саперы? Про них снова забыли, хотя своим успехом полк в значительной мере обязан им.

2.2 Фортификационное оборудование позиций, районов, пунктов управления

Фортификационное оборудование является одним из важнейших элементов инженерного обеспечения боя. Сюда входят отрывка окопов для стрелков, боевой техники, оборудование укрытий для техники, укрытий для личного состава, ходов сообщения (траншей), оборудование наблюдательных и командно-наблюдательных пунктов.

Значительную часть работ по фортификационному оборудованию выполняет личный состав мотострелковых (танковых) подразделений, подразделений других войск. Роль даже простейших фортсооружений в достижении победы в бою очень велика. Достаточно сказать, что потери от огня противника укрытой пехоты по сравнению с неукрытой в 4-6 раз ниже, а от ядерного оружия в 10-15 раз.

Работы по фортоборудованию начинаются сразу после занятия подразделением данного района и организации системы огня. Они продолжаются все время, пока подразделение занимает этот район. Эти работы очень трудоемки и занимают много времени. Достаточно сказать, что даже отрывка окопа автоматчика для стрельбы лежа занимает от 25 до 40 минут. Для отрывки окопа для танка требуется переместить до 28 куб.м. земли. Если учесть, что танковый экипаж состоит из трех человек, то каждый из танкистов должен переместить 9 куб.м. грунта. Один человек за час, работая в среднем грунте, может переместить до 1 кубометра. Значит, на отрывку окопа для танка вручную потребуется от 10 до 30 часов. Но это того стоит. Танк в окопе успешно расправляется с тремя- четырьмя наступающими танками противника.

В ряде случаев (поспешное занятие обороны, близость подходящего противника и т.п.) времени для этого не имеется. Для сокращения времени фортоборудования позиций привлекаются инженерные войска. Так, инженерно-саперная рота танкового полка для этих целей располагает девятью БТУ (бульдозерное оборудование, навешиваемое на танк), т.е. по одному БТУ на танковую роту. Это оборудование позволяет отрыть один танковый окоп за 30 минут (плюс еще 5 человеко-часов работы лопатами). Кроме того, в инженерно-саперной роте для отрывки траншей, котлованов под блиндажи, убежища, укрытия для техники имеется машина ПЗМ (полковая землеройная машина). Она отрывает траншею со скоростью до 300 метров за час, при отрывке котлованов ее производительность 150 куб.м. в час (для сравнения — экскаватор только 40). Возможности инженерно-саперного батальона дивизии намного выше. Кроме того, фронт обычно располагает одним-тремя специализированными батальонами фортоборудования. Там в частности имеются машины типа БТМ (рис. 2), которые отрывают траншею со скоростью до 900 метров в час; МДК, которые окоп для танка отрывают за 8-10 минут.

Рис.2 Быстроходная траншейная машина (БТМ).

1- подъёмная лебёдка; 2-ковши с зубьями; 3-отражатель грунт; 4-транспортёр;
5- зубчатая рейка; 6- опорный каток; 7-зачистной башмак(устройство, которое зачищает дно траншеи); 8- опорный каток ротора; 9- откосообразователь;
10- ротор; 11- редуктор.

Инженерные войска для обеспечения возможности быстрого устройства укрытий для личного состава располагают не только землеройной техникой, но и готовыми наборами элементов блиндажей и убежищ, а также лесопильными и лесообрабатывающими инструментами для работы на переднем крае или вблизи него. Также они располагают средствами и возможностями для устройства этих укрытий и окопов непосредственно под огнем противника. Например, окопный заряд (ОЗ) позволяет в помощью направленного взрыва за 2-3 минуты отрыть взрывным способом окоп для стрелка для стрельбы стоя (глубиной 1м.10см.).

Кроме окопов и укрытий в районе обороны мотострелковых и танковых подразделений, артиллерии сооружается большое количество других сооружений. Это, прежде всего наблюдательные и командно-наблюдательные пункты, которые отличаются от укрытий и окопов незначительно (так укрытый наблюдательный пункт представляет собой блиндаж с установленным внутри перископом; открытый КНП командира полка - это участок траншеи с ячейками для офицеров штаба, несколькими укрытиями для радиостанций, одним убежищем).

2.3 Устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений. Установка и содержание ядерных мин и фугасов.

Устройство и содержание инженерных заграждений является одной из основных задач инженерных войск. С этой частью боевой деятельности инженерных войск все в некоторой степени знакомы. Прежде всего, это установка минных полей. Минные поля играют очень существенную роль в прикрытии позиций войск от атак противника. Многолетний опыт ведения войн показывает, что минная опасность может очень значительно влиять на действия противника. Мины не столь много наносят реального вреда противнику, сколько влияют на психику личного состава. Опыт показывает, что достаточно подрыва на минах двух-трех танков, чтобы полностью сорвать атаку танковой роты. Опыт войны в Афганистане свидетельствует о том, что было достаточно подрыва на мине одной машины на дороге для того, чтобы скорость движения колонны наших войск снизилась до 1-2 километров в час. Тогда скорость движения определялась способностью саперов проверять дорогу на наличие мин. В боевых уставах ряда стран существует термин "минная война". Массовое применение мин способно едва ли не полностью парализовать любую боевую деятельность войск противника на той или иной территории.

В настоящее время минная опасность усиливается тем, что развитие техники и электроники позволяет создавать едва ли не разумные мины. Это реальность, что мина не реагирует на солдата своей армии, мирного жителя, но моментально срабатывает при приближении солдата противника и взрывается в самый выгодный момент. Кроме того, на сегодняшний день нет ни единого достаточно надежного способа обнаружения мин, и даже при обнаружении мины нет способов их надежного обезвреживания. Мины могут иметь датчики распознающие - цель это или минный трал, могут распознавать значимость цели, могут иметь прибор кратности (пропустить определенное количество целей и под следующей взорваться). Мины могут по радиосигналу переводиться в боевое или безопасное положение, или самоликвидироваться. Для установки минных полей или отдельных мин совсем не обязательно присутствие сапера на месте установки. Мины можно ставить дистанционно (забрасывать даже не территорию противника с помощью артиллерии или авиации). Минами можно в очень короткие сроки прикрыть очень большие участки фронта. Если в начале шестидесятых годов саперная рота за ночь могла установить один километр минного поля, то сейчас за час до 10-15 километров.

В недавнем прошлом саперам для установки мин перед своим передним краем приходилось по ночам выползать на нейтральную полосу и под обстрелом противника устанавливать мины. Сейчас частично можно этого избежать за счет систем дистанционного минирования. Однако эти системы устанавливают мины на грунт, что позволяет противнику часто обнаруживать и уничтожать мины.

Минные поля необходимо не только устанавливать, но и содержать. В содержание минного поля входит контроль за его состоянием, установка новых мин взамен взорвавшихся, защита поля от его разминирования противником, ограждение поля знаками с тем, чтобы на минах не подорвались свои машины или личный состав, своевременное снятие этих знаков, перевод минного поля в боевое или безопасное состояние (если данное минное поле установлено как управляемое), открытие и закрытие проходов в минном поле, пропуск своих войск через проходы.

Некоторые минные поля мотострелковые и танковые подразделения могут устанавливать сами, но этот вид боевых действий слишком специфичен, требует особых знаний и поэтому минными полями, как правило, занимаются только инженерные войска. Для выполнения этой задачи инженерно-саперная рота мотострелкового (танкового полка) имеет саперный взвод, на вооружении которого имеется три прицепных минных заградителя (ПМЗ) и три автомобиля Урал или КАМАЗ. Взвод в состоянии за 15-20 минут установить противотанковое минное поле длиной в один километр. На вооружении инженерных войск имеются мины противотанковые, противопехотные, объектные (для минирования зданий и других сооружений), автомобильные (для минирования автодорог), железнодорожные, противодесантные (для минирования водных преград), противосамолетные (минирование взлетных полос аэродромов), мины-ловушки, мины-сюрпризы.

Особым видом инженерных мин являются ядерные фугасы. На вооружении инженерных войск имеются носимые ядерные фугасы весом около 60кг. и мощностью от 500т. до 2 тыс.т. тротилового эквивалента. С помощью ядерных фугасов решаются уже не тактические, а крупные оперативно-стратегические задачи. С их помощью создаются сплошные полосы ядерно-минных заграждений, уничтожаются очень крупные мосты, плотины, гидроузлы, железнодорожные узлы.

Однако минами не ограничивается боевое применение инженерных войск. Инженерные войска сооружают и невзрывные заграждения (колючая или режущая проволока, противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, баррикады, завалы на дорогах, районы заболачивания и затопления), производят различные разрушения для затруднения продвижения противника (разрушение дорог, мостов, завалы на дорогах); разрушают инфраструктуру (уничтожение зданий, железнодорожных и автодорожных сооружений, систем водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, емкости с горючим, нефтепромыслы). Для выполнения этих задач инженерные войска располагают различными взрывчатыми веществами, специальными инженерными боеприпасами (заряды различной мощности и способов приведения в действие).

Задачи разрушений и минирования инженерные войска решают не только на своей территории при подготовке местности к обороне, но и на территории противника с целью затруднить противнику боевые действия, нанести ему потери, затруднить или сделать невозможным его маневр (отход, переброска частей на угрожаемые участки, подвоз боеприпасов, подход резервов).

Очень часто основной задачей подразделений и частей воздушно-десантных войск или подразделений спецназа является именно создание условий для успешного выполнения инженерными войсками задач причинения противнику вреда. Например, спецназ захватывает и удерживает несколько часов важный мост для того, чтобы саперы могли взорвать его.

2.4 Уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника. Проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях. Устройство проходов через препятствия. Разминирование местности и объектов

Все эти мероприятия являются прямо противоположными тем, о которых говорилось выше. Собственно в этом и состоит прямое столкновение инженерных войск противоборствующих армий. Одни минируют, другие разминируют; одни заграждают, другие разграждают.

Вообще, идея применения ядерных мин родилась в стенах NATO в конце шестидесятых - начале семидесятых годов. Блестящая операция Советской Армии по оккупации Чехословакии в августе 1968 года показала, что СССР в состоянии осуществить "блицкриг"; что войска NATO не успеют среагировать в случае удара Советской Армии, что она способна скрытно сосредоточить ударную группировку в очень сжатые сроки, и совершить стремительное продвижение в любую точку Европы.

Чтобы иметь возможность задержать продвижение Советской Армии, и дать время войскам NATO развернуться, было предложено создать по границам ФРГ так называемый ядерно-минный пояс. Имелось в виду, что при подрыве одновременно всех зарядов этого пояса будет создана зона радиоактивного заражения, что обеспечит возможность задержать продвижение советских войск на двое-трое суток. Этого времени вполне хватит для развертывания ударных группировок NATO.

Задача обезвреживания или уничтожения ядерных мин противника была возложена на инженерные войска. Кстати, именно в связи с этим и началось очень быстрое создание в Советской Армии частей спецназа. Они первоначально только для того и создавались, чтобы разведывать места установки ядерных мин, уничтожить личный состав пунктов управления, и обеспечить инженерным войсками возможность уничтожить или обезвредить ядерные мины.

В настоящее время задача, как установки, так и уничтожения ядерных мин утратила свою актуальность. Применение ядерных мин обеими сторонами под большим вопросом. Однако инженерно-саперный батальон танковой (мотострелковой) дивизии по-прежнему в своем составе имеет взвод разведки и уничтожения ядерных фугасов (ВРУЯФ).

Основной же задачей инженерных войск в этой области как и в годы Второй Мировой войны является проделывание проходов в минных полях и заграждениях противника, расчистка завалов и разрушений для обеспечения движения своих войск, разминирование местности, зданий, дорог, аэродромов, ж/д станций, улиц и т.п.

Это как раз та сторона боевой деятельности инженерных войск, когда говорят: "Для инженерных войск война не кончается никогда". После окончания войны остается огромное количество минных полей, заминированных объектов, неразорвавшихся артснарядов, бомб. Все это создает угрозу жизни мирного населения, делает невозможным использование объектов и местности. В мирное время одной из основных задач инженерных войск является устранение этой опасности. Выполнение ее затягивается на многие десятилетия.

В боевых условиях атаку начинают именно инженерные войска. Они проделывают проходы в заграждениях противника перед его передним краем и в глубине обороны, обеспечивают мотострелками и танкистам продвижение вперед. В годы Великой Отечественной войны, пожалуй, единственным способом проделывания проходов в минных полях было ручное снятие мин саперами в ночь перед атакой. Именно пленение немецкого сапера в ночь на 5 июля 1943 года позволило маршалу Жукову определить точно час начала наступления гитлеровцев на Курской дуге.

В настоящее время существует ряд способов проделывания проходов в минных полях противника. Так для проделывания проходов инженерно-саперная рота танкового полка имеет три трала КМТ-5М (катковых) и 27 тралов КМТ-6 (ножевых). Эти тралы навешиваются на танки, которые и могут преодолеть минные поля, а по следам их и остальные танки.

Кроме того, инженерно-саперный батальон дивизии имеет установки разминирования УР-67, УР-77. Они представляют собой легко бронированные машины, несущие на себе ракеты с прикрепленными к ним шлангами, которые заполнены взрывчаткой. Перед началом атаки эти машины запускают ракеты, которые забрасывают на минные поля шланги со взрывчаткой. При взрыве этих шлангов мины детонируют и образуются проходы. Далее установки разминирования продвигаются в боевых порядках танков и при обнаружении минных полей в глубине обороны противника проделывают проходы в них.

Для преодоления войсками противотанковых рвов, водных преград шириной до 20 метров инженерные войска располагают танковыми мостоукладчиками типа МТ-55. Это машина на базе танка, имеющая сверху вместо танковой башни металлический мост длиной 20 м. За 2-3 минуты экипаж машины устанавливает мост, не выходя из машины.

Для более широких преград инженерные войска имеют тяжелый механизированный мост ТММ (Рис. 3). Это 4 автомобиля КРАЗ-255, с размещенными на каждой из них 10 метров моста с жесткими опорами. За 20 минут ТММ может установить мост длиной 40 метров.


Рис.3 Тяжёлый механизированный мостоукладчик (ТММ).

1- исходное положение мостоукладчика; 2,3- последовательное раскрытие складного моста.

Для проделывания проходов в завалах инженерно-саперная рота полка имеет один мощный бульдозер БАТ-2. Он способен прокладывать колонный путь со скоростью до 5 км/час.

2.5 Подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации

Существующая на местности сеть дорог, построенных в мирное время, как правило, не удовлетворяет потребности войск. Во-первых, эта сеть известна противнику, а значит, находится под постоянным наблюдением, пристреляна, сооружения на ней разрушены. Во-вторых, направления дорог часто не соответствуют расположению войск и их задачам. Например, участок обороны полка по уставу имеет протяженность по фронту 10-15 километров. Для обеспечения подвоза продовольствия, боеприпасов, эвакуации раненых, маневра подразделений полку требуется одна рокада (дорога) вдоль фронта на расстоянии 4-6 километров от переднего края длиной 15-18 км, и полковая фронтальная дорога (из тыла к переднему краю) длиной 10-15 км. Кроме того, требуются дороги в районы обороны батальонов, в опорные пункты рот.

Готовят и содержат эти пути инженерные войска. Разумеется, что это не те дороги, к которым привыкли люди в мирное время. Чаще, это просто обозначенные на местности направления движения с устроенными переходами через трудно проходимые места (переходы через овраги, ручьи, сглаженные крутые подъемы и спуски, проходы в завалах). Особое значение прокладка и содержание путей движения приобретает в зимнее время. Также большую сложность в решении задачи содержания путей движения представляет маскировка этих путей. Вскрытие противником сети путей означает вскрытие всей системы обороны наших войск.

Для решения этой задачи инженерно-саперная рота полка располагает путепрокладчиком БАТ-2, мотопилами и другим инструментом.

Следует иметь в виду, что эти работы проводятся в зоне артиллерийского, минометного огня, а часто и стрелкового оружия противника. В случаях активного воздействия противника для решения этих задач могут привлекаться из инженерно-саперного батальона дивизии машины ИМР. Базой этой машины является танк, имеющий мощное бульдозерное оборудование и манипулятор (механическую руку) грузоподъемностью 2 тонны.


2.6 Оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград

Одной из сложнейших задач при наступлении войск является форсирование (преодоление) водных преград (рек, озер, водохранилищ). Обычно они используются противником как основа оборонительной линии. Очень часто форсированием водных преград начиналось наступление войск или же с выходом к водной преграде оно заканчивалось.

С появлением на вооружении нашей армии плавающих бронетранспортеров и боевых машин пехоты задача форсирования водных преград, особенно широких не стала легче. В войсках очень много техники, не способной плавать, но без которой невозможно вести дальнейшее наступление (танки, артиллерийские орудия, автомобильный транспорт и т.п.). Да и берега рек далеко не всегда позволяют плавающим машинам спуститься к воде или выехать на берег.

Для решения задач оборудования и содержания переправ и привлекаются инженерные войска. Для этих целей имеются переправочно-десантные батальоны, понтонно-мостовые батальоны и полки, мостостроительные батальоны и полки.

В переправочно-десантных батальонах на вооружении состоят гусеничные плавающие транспортеры ПТС-2. Эта машина в состоянии со скоростью 10км/час переправить через водную преграду любой ширины 72 пехотинца, или орудие калибром до 203 мм., или автомобиль типа Урал. Грузоподьемность ПТС-2 на воде 10 тонн. Эта машина в состоянии плавать и по морю при волнении до 4 баллов.

Для переправы через водные преграды танков, самоходных орудий и другой гусеничной техники весом до 52 тонн имеются гусеничные самоходные паромы ГСП (Рис. 5).


Рис.5 Гусеничный самоходный паром (ГСП).

1- аппарель правого полупарома; 2- лодка правого полупарома; 3- ведущая машина правого полупарома; 4- волноотбойный щиток; 5- перевозимая техника.

Эти машины на марше следуют в танковой колонне и решают задачу переправы тяжелой техники. Скорость на плаву 10км/ час. Танк, находящийся на пароме, может вести огонь.

Для переправы через водные преграды шириной до 227 метров инженерные войска располагают понтонным парком ПМП. Из комплекта этого парка, перевозимого на 32 автомобилях Краз за 15-30 минут собирается плавучий мост грузоподъемностью 60 тонн и длиной 227 метров или грузоподъемностью 20 тонн длиной 382 метра. Для переправы войск через более широкие преграды из этих понтонов можно собирать паромы различной грузоподъемности (от 10 до 300 тонн). Для буксировки этих паромов понтонный батальон имеет 12 катеров.

Для устройства стационарных переправ, переправ через преграды, где невозможно применение плавающей техники, используются установки строительства мостов УСМ, позволяющие строить деревянный 60-т. мост на свайных опорах со скоростью до 60 метров в час.

Существуют в инженерных войсках понтонные парки (ППС), позволяющие наводить через реки понтонные железнодорожные мосты.

Все эти подразделения инженерных войск в мирное время постоянно привлекаются для спасения людей, материальных средств при наводнениях.

2.7 Инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов

Маскировкой называется комплекс мероприятий, призванных скрыть от противника наличие и места расположения наших войск, действия и намерения наших войск или же ввести противника в заблуждение относительно численности, действий, расположения, намерений наших войск. Целью же маскировочных мероприятий является заставить противника расположить свои войска самым невыгодным для него способом, в самых невыгодных для него местах, заставить противника нанести удары по пустым местам, подставить противника под удары наших войск.

Маскировка может сыграть нередко решающую роль в достижении успеха в бою, в выигрыше целого сражения. Когда командование Красной Армии в годы Великой Отечественной войны сумело до конца оценить роль маскировки и широко развернуть маскировочные мероприятия при подготовке боевых действий, то сумело добиться решающих успехов.

Так, проведенными мероприятиями удалось скрыть от немцев строительство по левому берегу Волги железной дороги на Сталинград, что позволило в короткое время перебросить и сосредоточить вблизи города большое количество войск. Доклады своих разведчиков о сосредоточении советских войск вблизи города немецкое командование расценивало как дезинформацию. Они знали, что командованию Красной Армии нечем перебросить туда много войск, а новая железная дорога, по которой шла переброска, была надежно скрыта от германской авиаразведки.

При подготовке обороны на Курской дуге инженерные войска создали огромное количество ложных объектов (линий траншей, танковых окопов, аэродромов, дорог, мест сосредоточений войск, танков, артиллерии). Немецкие разведчики, авиаразведка, натыкаясь на эти ложные объекты наряду с подлинными, докладывали своему командованию, и Верховное командование Вермахта решило, что Красная Армия, догадываясь о намерении немцев нанести удар под Курском пытается ввести их в заблуждение и создать впечатление наличия у Советов достаточного количества войск под Курском. Между тем, действительно Красная Армия создала там большую группировку войск, но она была скрыта среди огромного числа ложных объектов.

Поэтому маскировка делится на стратегическую, оперативную и тактическую. Инженерные войска выполняют лишь свою часть маскировочных мероприятий. Для этой цели в РГК (резерве главного командования) имеются маскировочные батальоны. Один такой батальон с помощью имеющихся у них средств может развернуть до ложного танкового корпуса.

Так например, на одном автомобиле перевозится до 20 надувных резиновых танков. Такой резиновый танк надувается за 5-7 минут от компрессора автомобиля и приобретает неотличимый с расстояния 200-300м. от настоящего вид, а металлизированная окраска дает точно такую же отметку на экране локатора как от настоящего танка. Эта же машина может эти надутые танки буксировать за собой, создавая впечатление выдвижения двух танковых рот. Имитатор, установленный на этом же автомобиле создает в эфире впечатление оживленного радиообмена танковой колонны.

Маскировочные же сети постепенно уходят в прошлое. Дело в том, что современные средства даже оптической разведки позволяют очень четко выделять искусственную зелень на фоне естественной и спрятать за сетями объекты уже невозможно. Тем более, невозможно скрыть понтонный мост на реке. Но вот развернуть несколько ложных мостов и среди них спрятать подлинный относительно легко. Противник вынужден будет распылить свои силы для уничтожения всех мостов подряд, что резко снизит эффективность ударов.

На вооружении инженерных войск имеются различные имитаторы работы радиосредств, имитаторы инфракрасного излучения объектов, радиолокационные отражатели, легкосборные комплекты ложных объектов (техники, зданий, мостов). Например, маскировочный аэродромный взвод своими средствами на неподготовленной местности за 1-2 суток разворачивает ложный военный аэродром с имитацией базирования на нем истребительной авиадивизии. Причем имитируются не только наземные объекты и самолеты на земле, но и полеты самолетов вблизи аэродрома.

Вообще же бой это не только противоборство средств нападения и средств обороны, но и противоборство средств разведки и маскировки. Если ты не знаешь, куда нанести удар, а противник знает, где твои силы, то наверняка ты проиграешь бой.

2.8 Инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника

Эту задачу инженерным войскам, к счастью никогда не приходилось выполнять. В некоторой степени ее выполнение можно сравнить с работой спасателей МЧС в зонах землетрясений, наводнений, крупных пожаров, оползней, сходов лавин, техногенных катастроф плюс радиоактивное заражение местности. Только для более точного сравнения надо себе представить все эти события как происшедшие одновременно. Но эти задачи необходимо выполнить в условиях боевых действий и в условиях острейшего дефицита времени.

Если разложить эти задачи на их составляющие, то выполнение этих составляющих включает в себя: инженерную разведку противника, местности и объектов; восстановление и содержание инженерных заграждений; проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях; устройство проходов через препятствия; восстановление и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации; восстановление и содержание переправ через водные преграды; инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов; и т.п. задачи.

2.9 Добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения

Вообще-то это скорее задача тыловых служб, но все попытки передать им решение этой задачи моментально приводило к срыву снабжения войск водой. Так было в 1939 году в боях на реке Халхин-Гол, во время советско-финской войны 1940 года, так произошло и в 1945 году при движении советских войск через пустыню Гоби. В конце концов, было решено, что снабжение войск питьевой водой является вопросом не тылового, а боевого обеспечения, т.к. отсутствие воды к исходу третьих суток приводило к большим потерям в личном составе.

Не следует думать, что вопрос добычи и очистки воды играет существенную роль только в условиях пустыни в летнее время или в условиях Арктики зимой. Людям, привыкшим к тому, что в любой момент можно открыть кран и их него потечет чистая питьевая вода, или на худой конец взять ведра и пойти с ними к колодцу, трудно себе представить себе проблему питьевой воды. Но представьте себе деревню с одним колодцем, в которую вошел полк. Одному солдату требуется от 8 до 15 литров питьевой воды в сутки. Полк потребляет около 8-10 тонн чистой воды в сутки. Колодец опустеет в первые полчаса, а людям надо пить, есть, умываться. Где взять воду? А ведь нужна не просто вода, а чистая питьевая вода.

Для решения этой задачи инженерные войска располагают большим арсеналом технических средств добычи и очистки воды. Для добычи воды из под земли, для мелких подразделений имеются буровые ручные устройства (МТК) для бурения скважин глубиной до 8 метров и откачки из них воды. Есть механизированные устройства для бурения скважин глубиной до 200 м., различные средства (насосы) для подъема воды. Для очистки воды имеются малоразмерные фильтры, способные обеспечить чистой водой мелкие подразделения непосредственно на позициях.

Для обеспечения водой полка инженерно-саперная рота имеет в своем составе отделение полевого водоснабжения, которое имеет на своем вооружении машину МАФС или ВФС-2.5. Машина МАФС способна за час очистить 5 тонн воды вне зависимости от ее первоначального загрязнения (в том числе она очищает воду и от радиоактивного загрязнения). Для местностей, где нет пусть грязной, но несоленой воды имеется машина ПОУ, способная опреснить до 400 литров морской воды за час.

2.10 Другие задачи

Кроме решения непосредственных задач инженерного обеспечения боя на инженерные войска возложена задача обеспечения других родов войск шанцевым инструментом, электротехническими средствами (от фонариков и батареек до передвижных атомных электростанций), обеспечения частей и подразделений электроэнергией. Для этого инженерные войска имеют передвижные электростанции мощностью от 500 ватт до 5 мегаватт.

3. Структура подразделений инженерных войск

В настоящее время инженерные войска Российской армии состоят из подразделений и частей, входящих в состав мотострелковых (танковых) полков и дивизий; инженерных частей, входящих в состав армейских корпусов, армий, округов, а также инженерных частей и соединений подчиняющихся непосредственно Генеральному Штабу ВС России.

В штате мотострелкового (танкового) полка имеется инженерно-саперная рота (ИСР).

В штате мотострелковой (танковой) дивизии имеется инженерно-саперный батальон (ИСБ). В штате армейского корпуса имеется также инженерно-саперный батальон, но его штат и возможности несколько шире, чем у ИСБ дивизии.

Армия в зависимости от ее состава и боевых задач, в зависимости от театра военных действий может иметь один или несколько ИСБ или же инженерно-саперный полк (ИСП). Кроме того, армия может иметь понтонно-мостовой батальон (ОПОМБ), несколько специализированных батальонов.

Однако чаще всего специализированные инженерные батальоны и полки, а также бригады остаются в окружном или центральном подчинении, располагаясь на территории округов. Эти инженерные части обычно дислоцируются на тех территориях, где наиболее возможно их применение. Это понтонные полки (ОПОМП), переправочно-десантные батальоны (ОДЕСПБ), инженерные батальоны штурма и разграждения (ИБШИР), инженерно-заградительные батальоны (ОИЗБ), маскировочные батальоны (ОМБ), мостостроительные батальоны, дорожные батальоны, батальоны оборудования пунктов управления (ОБОПУ), инженерно-фортификационные батальоны (ОИФБ), батальоны и роты полевого водоснабжения; взвода, роты и батальоны спецминирования, подразделения и части разминирования местности, подразделения и части спец.применения.

В ряде случаев инженерные части сводятся в инженерные бригады. Крупнее инженерных бригад формирований в инженерных войсках в настоящее время нет, да и существование их нецелесообразно. Например, вблизи каждой атомной электростанции дислоцируется инженерная бригада ликвидации последствий ядерных аварий.

3.1 Штат инженерно-саперной роты танкового полка (иср тп)

Инженерно-саперная рота танкового полка относится к подразделениям боевого обеспечения и предназначена для выполнения задач инженерного обеспечения боя полка (схема 1).

Прямым начальником роты является начальник инженерной службы полка, который в свою очередь подчинен непосредственно командиру полка. Фортификация - отрасль военно-инженерного искусства, занимающаяся теорией и практикой усовершенствования местности для боя инженерными способами.

Войсковое фортификационное сооружение - основное средство фортификационного оборудования местности.

Окопом называется открытое земляное сооружение для ведения огня. Окоп бывает для стрелка, пулемета, гранатомета, миномета, орудия, танка, боевой машины пехоты (БМП), бронетранспортера(БТР), зенитной установки и т.п. Словом для всего, что может стрелять. Очень часто окоп для танка ошибочно называют капониром. Это совершенно неправильно. Это слово пришло в литературу из времен фортов и крепостей. Капонир - это бетонированное или кирпичное сооружение, примыкающее к крепостной стене и предназначенное для ведения огня вдоль стен крепости для уничтожения прорвавшихся непосредственно к стенам солдат противника. Если капонир позволяет вести огонь не в две стороны, а в одну, то он называется полукапонир.

Для не стреляющей техники (автомобили, машины связи, полевые кухни, санитарный транспорт и т.п.), личного состава сооружаются укрытия . Их отличие от окопов в том, что из них невозможно вести огонь. В ряде случаев и для стреляющей техники могут отрываться укрытия. Так, укрытие для танка отличается от окопа для танка только своей глубиной (танк скрывается в укрытии полностью на всю свою высоту).

Для укрытия личного состава также сооружаются различные укрытия. Но, если все укрытия для техники так и именуются "укрытие", то для личного состава их названия различаются.

Щель используется для укрытия мотострелкового отделения (и для других мелких подразделений). Внешне она похожа на короткий отрезок траншеи. Щель может быть открытой и перекрытой (накрыта сверху тонкими бревнами (накатником) и присыпана слоем земли в 30-60см). Щель должна вмещать не менее 1/3 личного состава отделения.

Блиндаж представляет собой полностью заглубленное, засыпанное землей сооружение из бревен, щитов, или элементов волнистого железа. Блиндаж накрывается сверху одним или несколькими рядами накатника и засыпается слоем земли не менее 1м.20см. Внутри оборудуются нары для отдыха личного состава, устанавливается обогревательная печь, может быть проведено электричество. Очень часто блиндаж ошибочно называют землянкой. Это в корне неверно. Землянки, в отличие от блиндажей, являются поверхностным сооружением, устраиваются в тыловых районах; они не предназначены для укрытия личного состава от огня противника. Землянки предназначаются для длительного проживания личного состава и представляют собой нечто вроде больших шалашей из бревен, покрытых толстым слоем дерна. Землянки могут иметь емкость до 100 и даже 200 человек, в то время как блиндаж вмещает до 13 человек. По нормам оборудуется один блиндаж на взвод и должен вмещать 1/3 численности взвода. Блиндаж не предназначен для ведения огня. Сооружения похожие на блиндаж, но оборудованные одной или несколькими амбразурами называются ДЗОТ (дерево-земляная огневая точка) или ДЗОС (дерево-земляное огневое сооружение). Такое же сооружение, но из бетона называется ДОТ (долговременная огневая точка) или ДОС (долговременное огневое сооружение).

Убежище похоже на блиндаж, но больше по размеру, опускается в землю глубже, чем блиндаж, имеет более толстый защитный слой земли и полностью герметизировано. Т.е. внутрь убежища не могут проникнуть отравляющие вещества, зажигательные средства. Убежище оборудуется фильтро-вентилляционной установкой; в убежище можно находиться в отравленной зоне, зоне радиоактивного заражения, не надевая противогазов. Убежище оборудуется одно на роту и должно вмещать не менее 1/3 личного состава роты.

Ходы сообщений - это траншеи, соединяющие между собой окопы подразделений или траншеи, ведущие в тыл (для выноса раненых, доставки боеприпасов, пищи, пополнения). Также в районе обороны сооружаются укрытия для раненых, для медицинских пунктов, средств связи, пунктов водоснабжения, полевых складов, пунктов питания и т.п.

Боеприпасы инженерные , средства взрывания, заряды взрывчатых веществ (ВВ), мины, пиротехнические устройства и другие предметы инженерного вооружения, снаряженные взрывчатыми веществами и пиротехническими составами. Средствами взрывания являются капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, запалы, детонирующие и огнепроводные шнуры, зажигательные трубки, взрыватели и т.п. Заряды ВВ применяют для производства разрушений, устройства заграждений и выполнения других задач, связанных с инженерным обеспечением боевых действий войск. Основным средством для этих целей служат мины, а также снаряды инженерных тросомётов (приспособления для метания тросов), а в некоторых армиях — ядерные мины.

Инженерно-позиционная рота (ИПР).

Инженерно-дорожная рота (ИДР).

Рота инженерных заграждений (РИЗ).

Инженерно-саперная рота (ИСР).

Инженерно-сапёрная рота предназначена для выполнения задач по устройству заграждений и проделыванию проходов в минных полях.

Состав ИСР:

2 инженерно-сапёрных взвода;

Взвод управляемого минирования.

Вооружение ИСР:

Буровая машина БГМ – 1 ед.;

Автомобили Урал-43202 – 10 ед.;

Прицеп 2-пм-4 – 3 ед.;

Мотопила «Дружба» - 9 ед.;

Миноискатели ИМП – 12 ед.;

Комплект разведки КРИ – 6 ед.;

ДСП-30 – 6 ед.;

ПФМ – 3 ед.;

ПД-530 – 1 к-т.;

ПБУ-50 – 3 ед.

Возможности роты ИСР (за 10-12 часов):

1. Установить – 3-6 минных полей;

2. Проделать 6-9 проходов в минных полях;

3. Устроить 1-2 узла заграждения;

4. Выставить 1-2 ИНП;

5. Подготовить к подрыву 2-3 моста.

Состав РИЗ:

2 взвода заграждений;

1 взвод дистанционного минирования.

Вооружение РИЗ:

ГМЗ-3 – 3 ед.;

ПМЗ-4 – 4-3 к-тов.;

Автомобили Урал-43202 – 12 ед.;

Прицеп 2-ПН-4 – 3 ед.;

Комплект управляемого минного поля УМП-3– 3 к-та.

Возможности РИЗ (за 10-12 часов):

1. Установить 2-3 управляемых минных поля;

2. Выделить 2 подвижных отряда заграждений;

3. Проделать и содержать 3-4 прохода в минных полях.

Предназначена для оборудования и содержания путей выдвижения, наведения низководных мостов под грузы 60 т.

Состав ИДР:

2 инженерно-дорожных взвода;

Взвод разграждения;

Взвод тяжёлых механизированных мостов.

Вооружение ИДР:

Путепрокладчики БАТ-2 – 6 ед.;

Комплект ТММ-3 – 2 к-та.;

Установка УР-77-3 ед.

Возможности ИДР (за 10-12 часов):

1. Оборудовать и содержать 2 участка дорог по 75 км каждый;

2. Оборудовать 1-2 перехода через препятствие;

3. Проделать до 6 проходов в минных полях противника, непосредственно в ходе боя (длина прохода 100м ширина 6м).

Предназначена для выполнения задач по фортификационному оборудованию района обороны, позиций, пунктов управления, обеспечения водой подразделений и частей.

Состав ИПР:

2 инженерно-позиционных взвода;

Взвод инженерных конструкций;

Отделение водоснабжения;

Покрасочное отделение.

Вооружение ИПР:

Котлованная машина МДК – 3 ед.;

Траншейная машина БТМ – 3 ед.;

Экскаваторы ЭОВ-4421 – 4 ед.;

Автокран КС-2573 – 1 ед.;

Комплект КВС-А (КВС-У) – 3 к-та;

Станция фильтрования ВФС-10 – 1 к-т;

Пилорама ЛРВ-2 – 1 к-т;

Осветительная станция АД-75-ВС – 1 к-т;

Электростанция ЭСБ-8И- 1 к-т;

Покрасочная станция ПОС- 1 к-т;

Электростанция ЭД-16РАО – 1 к-т.



Возможности ИПР (за 10-12 часов):

1. Оборудовать 1-2 пункта водоснабжения;

2. Оборудовать 1-2 НП командира части;

3. Отрыть 30 км траншей и ходов сообщений;

4. Отрыть 20 укрытий для техники;

5. Заготовить до 50 м 3 пиломатериалов;

6. Произвести изготовление 50 пог. метров моста за смену;

7. Оборудовать 2-3 комплекта дробления.

Предназначена для обеспечения форсированных преград по наплавным мостам или с оборудованием десантных переправ.

Состав ПонР:

2 понтонных взводов;

Взвода плавающих транспортёров;

Берегового отделение.

Вооружение ПонР:

0,5 комплекта парка ПМП;

6 катеров типа БМК-Т;

4 паромно-мостовых машины;

БАТ-2 – 1 ед.;

ПТС-2 – 6 ед.

Возможности ПонР (за 10-12 часов):

1 наплавной мост протяжённостью 117 м под грузы 60т.

1 мост длиной 314 м под грузы 20 т.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: