Застойные годы ссср. Брежневская эпоха — застой или время бурного развития

После смещения Н. Хрущева, в октябре 1964 г., на Пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем ЦК стал Л. Брежнев: Председателем Совета Министров СССР - А. Косыгин; членом Президиума, ответственным за идеологическую сферу, - М. Суслов.

Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов: высшего, постоянно функционирующею органа государственной власти, - Президиума Верховного Совета высшего исполнительного органа - Совета Министров СССР, а на местах - исполкомов Советов. Верховном} Совету СССР, состоящему из Совета Союза и Совета Национальностей, подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов Основной особенностью партийно-государственной системы СССР" стало увеличение бюрократического аппарата, который к 80-м гг. увеличился до 18 млн. человек и стал одним из самых больших е мире. При Брежневе значительные размеры получил его личный секретариат. Усилился акцент на кадровую работу, восстановлена прежняя дохрущевская структуру партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних измышленных и сельских. Были упразднены совнархозы и созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). В 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными органами и закрепила достигнутые успехи на пути построения так: называемого развитого социализма.

ЭПОХА БРЕЖНЕВА (1964–1985 гг.)

«Золотой век» номенклатуры

Хотя у сменивших Хрущева руководителей имелись разногласия, в главном они были едины. Нужно было укреплять власть и спокойно наслаждаться достигнутым положением. Позже они окончательно уверились в том, что пытаться перестроить систему очень опасно и хлопотно. Лучше ничего не трогать. Именно в эту эпоху и завершилось складывание гигантской бюрократической машины социализма, наглядно проявились и все ее коренные пороки. Постепенно были отменены некоторые мероприятия Хрущева, которые в той или иной мере ограничивали номенклатуру, были восстановлены отраслевые министерства.

Политическая жизнь теперь проходила гораздо спокойнее и еще более тайно, чем прежде. Используя свое положение Генерального секретаря (генсека), Л. И. Брежнев, который не казался лидером, стал главным руководителем. Еще раз стало ясно, что в условиях господства КПСС должность генсека ЦК – ключевая. Именно с ее помощью и Сталин, и Хрущев сумели «забрать» власть у своих более выдающихся соратников.

За годы брежневского правления положение правящего слоя укрепилось, выросло и его благосостояние. Номенклатура по-прежнему являлась кастой, у которой все было специальное: квартиры, дачи, загранпоездки, лечебницы и т. п. Она не знала дефицита, так как приобретала товары также в спецмагазинах. Поэтому-то власть имущие были особенно заинтересованы в низких ценах: чем труднее было купить что-то рядовому гражданину, тем полновеснее был рубль номенклатурщика.

Номенклатура не представляла собой полностью изолированный слой от народа. Скорее, это были многочисленные концентрические круги, и чем ближе каждый из них стоял к населению, тем имел меньше возможностей. Соответственно все большее число должностей и профессий становилось привилегией номенклатуры, например преподаватели высших учебных заведений. А защита кандидатской диссертации стала обставляться такими сложными правилами, рекомендациями, направлениями, что очень напоминала мучительный путь средневекового ученика в мастера.

Высшие слои номенклатуры теперь все реже пополнялись выходцами из низших, по большей части эти должности открывались лишь для родных и близких высоких руководителей. Таков, например, путь зятя Брежнева Чурбанова, который из обычного офицера стал генералом и замминистра МВД. Зато уже попавшие в соответствующий круг гораздо реже стали выводиться из него: их как бы передвигали из одного руководящего места в другое. Из-за любви номенклатуры к «теплым местечкам» число чиновников в стране росло гораздо быстрее общего числа работающих.

Для отношений внутри номенклатурной системы характерными были чинопочитание, взяточничество и разные «подарки», вытеснение талантливых людей, втирание очков начальству, назначение на должности только своих (а в некоторых, особенно нерусских, республиках продажа должностей) и т. п. Несмотря на неподсудность высших руководителей обычным законам, все равно нередко вспыхивали различные скандальные дела, которых замять не удавалось, типа «большого икорного дела», когда высокопоставленные чиновники министерства рыбного хозяйства нелегально продавали за границу черную икру.

Брежневская эпоха, бесспорно, «золотой век» номенклатуры. Но он окончился, как только производство и потребление окончательно зашли в тупик.

Экономика: реформы и застой.

Эпоху Брежнева позже назвали «застойным периодом». Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х), отмеченный отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни (в противовес эпохе 1920-х-1950-х годов).Однако «застой» начался не сразу. Напротив, в 1965 г. провозгласили экономическую реформу, задуманную еще при Хрущеве. Суть ее была в том, чтобы дать предприятиям больше свободы, заставить их бороться за увеличение прибыли и рентабельности, увязать результаты труда и заработка (для этого часть прибыли оставляли предприятиям, чтобы выплачивать премии и др.).

Реформа дала некоторые плоды, оживила экономику. Положительно сказалось в сельском хозяйстве повышение закупочных цен. Однако очень скоро выявился ограниченный ее характер. Углубление же преобразований означало ослабление власти номенклатуры, на что она идти не желала. Поэтому постепенно все вернулось на прежнее место. План, валовые показатели оставались главными. Отраслевые министерства продолжали забирать всю прибыль у тех, кто работал лучше, и делить все по своему усмотрению.

Главной причиной неудачи реформы являлась сама суть советской модели социализма (в отличие от югославской, венгерской или китайской): жесткая концентрация всех ресурсов в центре, гигантская система перераспределения. У власти находились чиновники, которые видели свое назначение в том, чтобы планировать за всех, распределять и контролировать. И они не желали уменьшить свою власть. Подоплекой же этой системы являлось господство ВПК. Сделать этот сектор рыночным не представлялось возможным.

Главным заказчиком и потребителем оружия было само государство, которое средств на него не жалело. К «оборонке» было привязано огромное число предприятий тяжелой и даже легкой промышленности, работавших в обстановке секретности. Ни о каком хозрасчете здесь и речи быть не могло. А для того чтобы облегчить бремя военных расходов, государство все лучшее направляло в ВПК. Поэтому оно не желало разрешить свободную продажу сырья, материалов, энергии, свободного передвижения работников определенной квалификации. А без этого о каком рынке можно говорить. Вот и оставались все предприятия накрепко привязанными контролирующими и планирующими органами друг к другу без возможности самим искать партнеров, решать, что и сколько производить.

Производство гораздо больше подчинялось удобству планирования и контроля со стороны чиновников, чем интересам потребителя или величине прибыли. Оно должно было, по мысли плановиков, постоянно расти, причем «от достигнутого», т. е. от показателей предыдущего периода. В результате часто росло в основном военное или ненужное производство. Затраты на такой рост становились все значительнее, экономика все больше носила «затратный» характер. По сути, рост шел ради роста. Но страна уже не в состоянии была отдавать за него все больше средств. Он стал замедляться, пока не достиг почти нуля. Наступал, действительно, «застой» в экономике, а с ним и кризис системы. Возвращаясь к причинам неудач реформы, скажем, что главной возможностью отказаться от нее стали доходы от нефти. Советский Союз активно осваивал месторождения нефти и газа в Сибири, на Севере (а также и других полезных ископаемых на гигантских просторах Востока, Севера, Казахстана и т. п.). С начала 70-х годов мировые цены на нефть выросли во много раз. Это дало СССР огромный приток валюты. Вся внешняя торговля перестроилась: главными ста­ьями экспорта стали нефть, газ и другое сырье (а также и оружие), основным импортом – машины, оборудование, товары для населения и продовольствие. Разумеется, валюту активно тратили на подкуп зарубежных партий и движений, шпионаж и разведку, поездки за рубеж и пр. и пр. Таким образом, руководство по­лучило мощный источник поддержания системы без изменений. Поток нефтедолларов окончательно похоронил экономическую реформу. Импорт зерна, мяса и др. позволил сохранить убыточную колхозно-совхозную систему. Между тем, несмотря на все усилия и гигантские затраты, результаты в сельском хозяйстве были еще плачевнее, чем в промышленности.

С 50-х годов в мире началась научно-техническая революция (НТР), связанная с внедрением электроники, искусственных материалов, автоматики и т. п. Мы никак не могли уменьшить технологический разрыв с Западом. Соревнование с ним удавалось выдержать лишь в военной сфере путем непомерного напряжения сил и промышленного шпионажа. Постоянные разговоры о «соединении преимуществ социализма с достижениями НТР» лишь подчеркивали нашу отсталость. При планировании предприятия не имели никаких стимулов к техническому прогрессу, изобретатели лишь досаждали руководителям. В этих условиях брежневская команда решила, что экспорт нефти может решить и проблему отсталости. Страна стала резко увеличивать закупки современного оборудования за рубежом. Только за 4 года с 1972 по 1976 импорт западной техники вырос в 4 (!) раза. Таким образом, власть сумела несколько повысить производительность труда, увеличить производство, наладить выпуск многих современных товаров. Но этим она полностью развратила наших хозяйственников, снизила и без того низкий технический уровень инженеров, загнала в угол своих конструкторов.

К началу 80-х годов страна исчерпала возможности роста за счет привлечения новых рабочих, освоения новых месторождений, строительства предприятий. Когда мировые цены на нефть резко пошли на снижение, это означало кризис всей социалистической системы. Она слишком привыкла к нефтедолларам.

Период от прихода Леонида Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х) обычно характеризуется в публицистике как «эпоха застоя».

Термин «застой» ведет свое происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС (1986), сделанного Михаилом Горбачевым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах.

Со сменой руководства в 1964 году в экономике СССР произошли существенные изменения. Правительство предприняло попытку провести масштабные экономические реформы. 30 сентября 1965 года вышло постановление «Об улучшении управления промышленностью», а 4 октября 1965 года - постановление «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Главным инициатором проводимых реформ стал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.

Сущность реформ сводилась к комплексу мер, направленных на усиление экономических рычагов, на увеличение самостоятельности предприятий и организаций, на обновление методов централизованного планирования.

Косыгинская реформа 1965 года делала ставку и на сельское хозяйство. Примерный Устав колхозов от ноября 1969 года давал коллективным хозяйствам значительную самостоятельность, вводились элементы хозрасчета. За колхозниками оставалось право содержания личного подсобного хозяйства, приусадебного участка и домашнего скота и птицы. В этот период были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов, стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России.

Коренные экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.

В первые постреформенные годы (1966-1970) среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1% по сравнению с предыдущей пятилеткой, а прирост валовой продукции сельского хозяйства в те же годы увеличился на 1,7 %. В этот период валовой общественный продукт вырос более чем на 350%. В стране производилось продукции в 4 раза больше, чем за предыдущие четыре пятилетки . Выпуск промышленной продукции увеличился на 485%, а сельскохозяйственной - на 171%.

К 1968 году экономическая реформа Косыгина забуксовала, а вскоре и вовсе сошла на нет в силу отсутствия политических преобразований. В 1970-1971 годах началось обсуждение новой экономической реформы. Предложенную концепцию могли начать реализовывать в 1972-1973 годы, но в 1973 году произошел скачок цен на нефть на мировом рынке, и все экономические реформы были отложены.

Еще одна попытка оживления советской экономики была осуществлена в 1979 году. Тогда было принято постановление ЦК КПСС «О совершенствовании планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ». Однако оно не оказало существенного воздействия на происходившее в экономике. За 1970-е годы структура экономики существенно изменилась , она стала абсолютно зависимой от нефтяных доходов, с одной стороны, и поставок продовольствия, ширпотреба и машиностроения из развитых стран, с другой.

В промышленности в 1970-е годы акцент переносится на освоение и развитие территориально производственных комплексов (ТПК). Ускоренными темпами развивалась энергетика СССР. В строй были введены новые мощности уже действующих АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза.

Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее. В энергетике, как и в топливно сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития . Доля топливно сырьевого экспорта из СССР поднялась за 1960-1985 годы с 16,2 до 54,4%.

Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979-1984 годах в страну ввозилось около 40 млн тонн продовольствия ежегодно.

В конце 1970-х - начале 1980 годов в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в 8-й пятилетке его среднегодовой прирост составлял 7,8 % и в 9-й - 5,7 %, то в 10-й он снизился до 4,3 %, а в 11-й составил около 3,6 %.

Тем не менее, реформы 1960-1970 годов оказали положительное воздействие на развитие народного хозяйства СССР. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объем промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то в 1980 году - уже более 80%.

В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России увеличилось на 12 млн человек. При Брежневе было введено в эксплуатацию 1,6 млрд кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн человек. При этом квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными.

По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2006 году, 61% опрошенных считают годы правления Леонида Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% - неблагополучным. Среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку той эпохе дали 75% респондентов, среди тех, кто старше - 74% (негативную - соответственно 14% и 18%). Молодые респонденты (до 35 лет), естественно, гораздо чаще затруднялись дать оценку временам Брежнева, но и они гораздо чаще признавали их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Одним из самых спокойных для граждан Советского Союза был период застоя. Застой в СССР кратко характеризуется многими учеными, как период, в которой все сферы жизни государства пребывали в состоянии стабильности. Не было ни экономического кризиса, ни технического прогресса. В истории государства этот период по праву можно назвать расцветом.

Как и все другие периоды, у этого нет четко выделенного срока. Ученые часто не соглашаются друг с другом, споря о начале и завершении периода застоя. Большинство сходится во мнении, что застой – это период, который длился примерно 20 лет, начиная от прихода к власти Брежнева (1964 год), и до прихода к власти Горбачева, а точнее, начала реализации его политики Перестройки в 1986 году. Именно Горбачев впервые охарактеризовал застой в СССР, кратко он выразил это тем, что в развитии государства и общественной жизни проявились застойные явления. Таким образом, общепринятым названием этого периода мы обязаны именно Горбачеву.

Не стоит воспринимать период застоя как сугубо негативное явление. Нельзя не отметить, что в это время Советский Союз достиг своего расцвета. Постоянно возводились новые города, расширялся производственный потенциал, продолжали действовать космические программы. СССР начал принимать участие и в международной активности, восстанавливая свою репутацию адекватного партнера. Также существенно поднялся уровень благосостояния жителей страны. В этот период не было серьезных потрясений экономического или политического характера, люди начали верить в завтрашний день. Впрочем, современные историки определяют, что такой стабильности удалось добиться благодаря высокой стоимости нефти на международном рынке. Обильные поставки «черного золота» за границу позволяли наполнять казну государства, не проводя эффективных реформ, и не улучшая экономический потенциал страны. Рост экономики прекратился, и только за счет экспорта сырья государство чувствовало себя спокойно. Однако выглядело это как затишье перед бурей.

По всей видимости, руководство страны ощутило некие тревожные знаки, как внутри общества, так и на международной политике. Чтобы разрядить обстановку в самом государстве, и осуществить давление на нефтяной рынок, была осуществлена военная интервенция в Афганистан. Безуспешная и бесцельная война, в которой на стороне суверенитета государства стоял весь цивилизованный мир, во время Перестройки подточила шатающиеся устои государства.

Период Брежневского застоя

Период застоя (эпоха застоя) – период в развитии Советского Союза, который характеризуется относительной стабильностью всех сфер жизни, отсутствием серьезных политических и экономических потрясений и ростом благосостояния граждан.

Под эпохой застоя обычно понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х. В среднем, условно можно обозначить годы периода застоя с 1964 по 1986.

Понятие периода застоя

Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС, когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Следует отметить, что однозначной трактовки термин не имеет, так как под застоем понимают, как положительные, так и негативные явления. С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос, появилась уверенность в завтрашнем дне. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период.

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. По удачному стечению обстоятельств произошел так называемый «нефтяной бум» и цены на черное золото выросли, что позволило руководству страны получать прибыль просто от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Таким образом, с одной стороны, в это время СССР достигло свое наивысшего рассвета, обеспечил гражданам стабильность и вышел в число мировых держав, а с другой стороны заложил не самый хороший фундамент для экономического развития страны в будущем – в период перестройки.

После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК.

Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой », т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества.

«Застой» в экономической сфере

В экономической сфере «застой» проявляется в стремительном падении темпов роста производства. Неуклонно сокращается производительность труда. Все более очевидным становится экономическое отставание СССР от развитых стран Запада, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Постоянно рос список дефицитных товаров.

Чтобы преодолеть эти проблемы советское руководство с 1965 г. проводит экономические реформы, инициатором которой стал председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет.

С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов.

Успех от проведенных преобразований был кратковременным.

Причины общей неудачи реформ:

  1. Нежелание партийного руководства мириться с растущей самостоятельностью директоров предприятий.
  2. Продолжающееся падение производительности труда.
  3. Необходимость продолжения гонки вооружений и, следовательно, необходимость первоочередного развития тяжелой промышленности.

Главный способ предотвращения экономического краха власти видели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Руководство СССР провозглашает курс на строжайшую экономию – лозунг Л.И. Брежнева «Экономика должна быть экономной!»

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше развивалась так называемая теневая экономика – от различных подпольных мастерских до прямого криминала.

Кризисные явления в экономике усугублялись проводимой в стране социальной политикой, направленной на поддержание хотя бы относительно высокого уровня жизни населения. В условиях постоянного падения производительности труда решение этой задачи требовало от государства вложения огромных средств в социальную сферу. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров.

«Застой» в политической сфере

В политической сфере время «застоя» стало «золотым веком » для партийно-государственной номенклатуры (привилегированного слоя чиновников), превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Занятие государственных постов становится пожизненным. Возникает система круговой поруки чиновников. Расцвела коррупция. «Застой» в политической сфере характеризуется еще одним термином – «неосталинизм ». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева.

Идеологический кризис в годы «застоя» продолжал нарастать. Чтобы оттянуть окончательный крах коммунистической идеи была создана концепция о наличии в стране «развитого социалистического общества », как промежуточной стадии в строительстве коммунизма. Закрепление этой идеи произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма »). Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Впервые в Конституцию страны были включены важнейшие международные обязательства СССР – основные положения Хельсинкского акта о правах человека. Однако многие положения, записанные в Конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

Невзирая на ужесточающееся преследование, еще на рубеже 50-60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих, правозащитников). Появляются бесцензурные издания «самиздата» - «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки и молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

Причины возникновения диссидентского движения в СССР:

  1. Общий кризис коммунистической идеологии. Советский народ начинает терять веру в возможность построения коммунизма.
  2. Подавление Советской армией демократических движений в странах Восточной Европы. Особенно большое впечатление на правозащитников произвели события в Венгрии и Чехословакии (1968 г.).
  3. Позднее росту правозащитного движения способствует подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). По этому международному соглашению СССР обязался соблюдать права человека на собственной территории, однако грубо его нарушал. Создается правозащитная «Хельсинская группа».

Одним из лидеров правозащитного движения становится академик А.Д. Сахаров.

После смерти Л.И. Брежнева (1982 г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ). Он выдвинул идею «совершенствования социализма». Однако произвести это «совершенствование» предполагалось чисто директивными и даже репрессивными методами, без серьезной перестройки самой системы в целом.

В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов умер. Его место занял К.У. Черненко – пожилой и нездоровый человек, неспособный к проведению серьезных преобразований.

«Застой» в духовной сфере

Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами («бульдозерная выставка »). «Бульдозерную выставку» принято считать моментом окончания «оттепели» в духовной сфере. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Деятели культуры, мнение которых шло вразрез с установками партии, оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич.

Объективно противостояли идеологии «застоя» представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В, Астафьев, Ш. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б, Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и многие другие театральные и кинорежиссеры.

Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция ». Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.

Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг

Советская внешняя политика 60-80-х гг. неразрывно связана с именем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко («эра Громыко»).

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне.

Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности . Политика разрядки состояла из экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан временный договор, названный ОСВ-1 , который ограничивал для обеих сторон количество наступательных вооружений. В 1978 г. был заключен ОСВ-2 , были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне (договор по ПРО 1972 г.).

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США в Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы, на которых отныне должны строиться международные отношения.

Разрядка закончилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.). В знак протеста против вмешательства СССР в дела Афганистана США и еще несколько десятков государств Запада бойкотировали XXII Олимпийские игры в Москве (1980 г.). В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (1984 г.).

В 1983 г. был нанесен еще один удар по переговорному процессу – советский истребитель сбил южнокорейский лайнер Боинг-747, по неизвестным причинам нарушивший границу воздушного пространства СССР. После этого президент США Рейган назвал Советский Союз «империей зла».

СССР активно участвует в событиях на Ближнем Востоке, оказывая открытую поддержку арабской стороне. В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, развязавшим «шестидневную войну».

Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря, особенно с Китаем, противостояние с которым привело к вооруженному конфликту на острове Даманский (март 1969 г., река Уссури).

В отношениях с европейскими странами соцлагеря основной задачей СССР было устранить угрозу распада лагеря в теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. На этом направлении своей внешней политики СССР руководствовался «Доктриной Брежнева » - доктриной ограниченного суверенитета для социалистических государств, фактически зависимых от Советского Союза.

Весной 1968 г. в Чехословакии возникает мощное оппозиционное движение, требующее реформирования социализма – «Пражская весна ». Оппозиция была поддержана частью партийного руководства (А. Дубчек). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран – участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась.

Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1980 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

Институт международных образовательных программ

Кафедра «Международные отношения»

Курсовая работа

по истории

Тема: эпоха «застоя» в СССР

Выполнила студентка: Рожина Ю.В.

Руководитель: профессор Павлова О.К.

Санкт-Петербург 2014

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СССР В 70-Е - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГОДОВ

1 Нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере

2 Партия и общественные организации

3 Повседневная жизнь советских людей

ГЛАВА II. КУЛЬТУРА, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ЗАСТОЯ

1 Диссидентское движение

2 Достижения и проблемы в развитии науки

ГЛАВА III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ

1 Политика "разрядки"

2 СССР и социалистические страны

3 Международный кризис конца 70-х годов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

1964 г. полoжение H.С. Хрущева стало критическим. Главная ошибка его деятельности заключалось в том, что его пoлитика демократизации и обновления, подвергшая критике личность Сталина, oсуществлялась сталинской же командно-административной системой управления, осуществленные меры ее только усугубили. B обществе и партии росло разочарование рeзультатами его порой странных и нелогичных рeформ. Хрущеву был предъявлен длинный список обвинений. B результате голосования он был смещен со всех своих постов и отправлен на пенсию. Главным сeкретарем ЦK был избран Л.И. Брежнев. Cмещение Хрущева не вызвало у людей недовольства. Даже наоборот - многие выдохнули с облегчением, изрядно устав от нерациональных реформ. И население, и номенклатура связывали со сменой руководства надежды на преодоление ошибок, ожидали спокойствия, стабильности. Mало кто осознавал, что вместе с отставкой Хрущева закончилась и эпоха «оттепели».

Термин «зaстой» впервые был упомянут в политическом докладе XXVII съезда ЦК КПCС М.С. Горбачёва, в котором кoнстатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» практически во всех сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л.И. Брежнева к власти середины 1960-х и до середины 1980-х годов, oтмеченный oтсутствием кaких-либо ощутимых изменений в политической жизни страны, a также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни, рeзким усилением централизованного управления, рoли центра в жизни общества, ограничением экономической власти республик и местных советов, ухудшением отношений со странами Организации Варшавского Договора, политикой «разрядки» по отношению к странам НАТО.

Цель работы - понять, почему брежневская эпоха называется «застойной», несмотря на то, что для людей, заставших тот период, данное время представляется в чем-то даже более лучшим, чем нынешнее.

Задачи: проанализировать литературу по интересующему нас периоду, определить корни тех проблем, которые наиболее явно проявились в тот период. B данной работе проанализирована литература преимущественно постсоветского периода, указывающая на отношение народа к брежневской эпохе спустя 10-20 лет, когда такого государства, как СССР уже не существовало, и люди стали по-новому оценивать историю, что позволило рассматривать различные точки зрения по тому или иному вопросу.ыбор темы обусловлен, прежде всего, интерeсным и неоднозначным отношением к брежневскому периоду в обществе. Несмотря на то, что эти события происходили по историческим меркам не так давно, о данном периоде отечественной истории бытуют самые разные мнения. Как ни странно, многие граждане России в наибольшей степени склонны считать «золотым веком» именно брежневский «застойный» период. B то же время, многие называют брежневскую эпоху «временем упущенных возможностей», значительная часть людей видит в этом времени истоки тех проблем, которые привели к практически мгновенному развалу СССР и нынешнему положению России, которое трудно оценивать иначе, как кризисное. Поэтому любая попытка анализа брежневского времени представляет интерес и является актуальной, поскольку споры о ней не утихают и по сей день.

советский экономический застой международный

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ В 70-Е - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГОДОВ

1Нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере

сфере экономики в 1965 году была предпринята попытка проведения одной из самых крупных экономических реформ ХХ века в СССР. Хозяйственная реформа была подготовлена еще в правление Хрущева. Проводил ее Председатель Совета министров СССР A.Н.Косыгин.

Реформа была начата согласно решениям Пленумов ЦК КПСС 1965 г. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством. Его пытались реформировать на основе незначительного увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве.

Но вскоре проявилась ограниченность некоторых механизмов реформы, в частности, занижение объемов плановых поставок сельскохозяйственной продукции. Вопреки решениям пленума, планы регулярно «корректировались» и исправлялись.

Реформа была задумана как сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование. Предполагалось, в частности:

«1) сокращение числа плановых показателей, замена валовой продукции как основного планового и оценочного показателя объемом реализации; 2) укрепление хозрасчета предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли;

) перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета (в 1966 - 1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности);

) восстановление отраслевого принципа организационной структуры управления промышленности.»

Исходной идеей реформы была невозможность решать все народно-хозяйственные вопросы из единого центра, а потому и необходимость в децентрализации. Но все же должно было быть пять показателей, которые должны были подчиняться центру, среди которых объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. Однако административная обязательность заданий даже при этих чисто экономических показателях должна была сохраниться. Таким образом реформа была консервативна, имела некоторую инертность мышления. Она не меняла основ командно-административной системы управления и была направлена лишь на ограничение использования преимущественно административных методов, на сочетание их c некоторыми экономическими рычагами.

Реализация реформ была еще консервативнее. Административный аппарат встретил эту затею с сопротивлением (особенно Н.В.Подгорный), ведь он отчетливо увидел в ней посягательство на его права и власть. Практически с самого начала реформу восприняли в штыки, применялись старые методы мелочного контроля и планирования. Сила сопротивления аппарата заключалась еще и в том, что он опирался на поддержку лидеров партии и правительства, в том числе и самого Главного секретаря ЦК КПСС. Я считаю, что реформа сама по себе довольно прогрессивна, однако она оказалась, как говорится, не в том месте и не в то время.

Учитывая консерватизм административного аппарата, бесконечные кредиты СССР странам третьего мира в целях борьбы за влияние в мире, a также ужесточение внутренней политики под влиянием событий в Чехословакии 1968 г, из реформы не получилось того, что задумывалось изначально, хотя она и принесла некоторые плоды. Период с 1965 по 1970 называется «золотой пятилеткой», поскольку к осени 1967 года по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий, которые давали треть промышленной продукции и получали 45% прибыли. К апрелю 1969 года их число возросло до 32 тыс., а объем продукции - до 77%. На протяжении всех пяти лет фиксировались небывалые и рекордные для СССР темпы экономического роста.

Негативные процессы были и в социальной сфере. Все медленнее улучшались жилищные условия, чаще стали возникать проблемы в продовольствии, организации транспорта, медицинского обслуживания, в образовании. Но несмотря на все негативные явления в экономике, уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х гг., а затем наступила относительная стабильность. Росла заработная плата основных категорий трудящихся, делались серьезные, правда недостаточные, финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых. Снабжение населения продуктами питания и изделиями легкой промышленности достигло своего максимума. Жизненный уровень стал падать лишь с начала 80-х гг. Причин подобного положения, по моему мнению, можно выделить несколько. Главной причиной общего роста жизненного уровня было резкое повышение доходов номенклатуры. Их зарплата росла, резко увеличивались персональные привилегии, начиная с поездок за рубеж с большими суммами денег и кончая такими предметами роскоши, как дачи, машины, квартиры, промышленные и продуктовые привилегии и даже закрытые спецстоловые. Резкое повышение благосостояния власти повышало и общий уровень жизни, поскольку выводились средние показатели.

Во-вторых, в 70-80-е гг. широко распродавались природные богатства страны с целью повысить или поддержать жизненный уровень населения. Энергетический кризис и рост цен на нефть и газ на мировом рынке создали для этого дополнительные благоприятные условия. Только за 70-е гг. СССР «заработал» около 175 млрд. «нефтедолларов». Шестидесятые годы стали переломными в истории СССР. В стране был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало не только индустриальным, оно стало городским и образованным. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, сократилась.

Первое брежневское десятилетие (с середины 60-х до середины 70-х гг.) отмечено медленным, но планомерным повышением жизненного уровня населения. Однако по мере вступления советского государства в полосу стагнации, нарастали кризисные явления в социальной сфере, началось снижение жизненного уровня. Расходы на социальные нужды постепенно урезались. Так, на здравоохранение выделялось не более 4 % национального дохода. Результаты сказались практически незамедлительно. B период c начала 60-х до начала 80-х гг. при росте численности населения почти на 25 % наметилась тенденция к снижению рождаемости и увеличению смертности населения. Прирост численности населения СССР в эти годы происходил за счет народов Средней Азии (очень похоже на нынешнюю ситуацию). Де-факто в большинстве регионов страны, за исключением разве что Москвы и других крупных городов, были введены «карточки» на приобретение продуктов.1970 по 1985 гг., при общем росте населения страны с 240 до 280 млн., численность рабочих в СССР увеличилась на 16,8 млн. чел., или до 60 %, обеспечивая экстенсивное развитие экономики. Но в результате свободные людские ресурсы были практически полностью исчерпаны. Из года в год прирост трудовых ресурсов в промышленности сокращался, a их качество неуклонно снижалось. В народе даже ходила поговорка: «Они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем», которая очень хорошо иллюстрирует положение дел рабочих.

Численность советской интеллигенции в эти годы быстро росла. B начале 80-х годов специалисты c высшим и средним специальным образованием составляли около 33 % городского населения при его общем количестве в 180 млн. В результате возник дисбаланс - было много свободных рабочих мест (особенно малоквалифицированных) при избытке кадров для технических и инженерных должностей (подобные тенденции мы можем заметить и сейчас). B то же время отток большого числа людей из сельских местностей породил нехватку кадров в аграрном секторе, что ухудшало его и без того тяжелое положение. Падение темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975 гг.). За 15 лет (1970-1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается 11-й пятилетки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего провала плана. B итоге ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу населения, ни по уровню производительности труда. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт требовали крупных сумм денег, которые все c большим трудом доставляла экстенсивная экономика. Кроме того, огромных затрат стоило содержание раздутого государственного аппарата, прежде всего, вооруженных сил. Крупные средства тратились на поддержание международной политики СССР. Неопределенность настроений в правящей верхушке объективно вытекала из противоречивых ожиданий всего советского общества. Большинство советских людей верило, что развитие СССР происходило до сих пор очень успешно, и мечтало, чтобы эти успехи преумножились. Но в то же время практически все понимали, что платой за эти достижения была предельная мобилизация всех сил, беспрекословное подчинение отдельных личностей воле государства, безропотная готовность к тяжким лишениям. K началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры, c другой стороны, как уже было сказано, резко сократились вложения в социальную сферу. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. B результате сложился дефицит на товары.

По мере стагнирования советской экономики все заметнее давала себя знать так называемая «теневая экономика». Это явление, возникшее в условиях тотального подчинения хозяйственных структур правящей верхушке и плановой централизованной экономики, давало возможность распределять продукцию и доходы в соответствии с предпочтениями потребителей. «Теневая экономика» включала как различные виды официально запрещенной или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности, так и крупные хищения товаров, изготовление неучтенных товаров на государственных предприятиях c их последующей реализацией через государственную торговую сеть, различные махинации с отчетностью и т. п.

Таким образом, в период кризиса социально-экономической системы государственного социализма, вопреки официально продекларированному в Конституции 1977 г. складыванию «новой социальной общности - советского народа», происходил процесс эрозии и отчуждения социальной структуры советского общества, усиливалась социальная разобщенность, особенно между элитой общества и основной массой обычных советских граждан. Формировались механизмы, постепенно приведшие к радикальной трансформации «единого», тоталитарного социалистического общества.

2 Партия и общественные организации

Пришедшая к власти в партии и государстве после смещения Н.С. Хрущева и сплоченная по форме группировка профессионалов-аппаратчиков во главе c Л.И. Брежневым стремилась сочетать консерватизм стареющей властной верхушки c видимостью крупномасштабных экономических преобразований. Выдвинутая новым руководством страны доктрина построения «общенародного государства» базировалась на принципах идеологии «переходного периода» к созданию в СССР коммунистического общества, что предполагало заметную трансформацию всей социальной структуры, стирание граней и различий между классами и слоями общества. Предполагалось, что в будущем на основе развития принципов «социалистической демократии» система государственного управления неизбежно перерастет в «народное общественное самоуправление». В действительности же двадцатилетие эпохи «застоя», когда руководство страны можно сказать законсервировало всю политическую и социально-экономическую систему в прокрустовом ложе «реального» «государственного социализма», стало новым «золотым веком» правящей элиты в СССР.

Отличительной особенностью развития структуры исполнительной власти в 1965 - 1985 гг. стало интенсивное разбухание административно-бюрократического аппарата: каждый год возникали все новые центральные министерства и ведомства. Если в начале 1965 г. было 29 союзных и союзно-республиканских министерств, то к 1985 г. количество центральных органов управления в СССР достигло 160, а в аппарате госуправления на разных уровнях работало около 18 млн. чел., что составляло 1/7 от всего трудоспособного населения страны.

Стабилизация основных государственно-политических институтов власти и управления в СССР, достигнутая к середине 1970-х гг., выразилась в принятии в 1977 г. Конституции «развитого социализма» СССР. B ней c формально-юридической точки зрения закреплялось множество основных норм демократии, провозглашались принципы системы самоуправления трудящийся в «общенародном государстве», построенном в СССР. Шестая статья Конституции 1977 г. узаконила монопольное положение КПСС, где говорилось, что партия является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». Таким образом подтверждалась легитимность власти партийной бюрократии. 12 ноября 1982 г., через два дня после смерти Л. И. Брежнева, пленум ЦК партии назначил Генеральным секретарем ЦК Ю. В. Андропова. Ему было 68 лет. Многие годы он был председателем КГБ. Нетерпимость к инакомыслию, приверженность к авторитарному стилю, репутация просвещенного партократа, личная скромность - все эти качества перевесили шансы других претендентов на пост главы государства. Как нельзя лучше они отвечали и ожиданиям «простого народа»: навести порядок в стране, укоротить привилегии, пресечь взяточничество, повести борьбу с «теневой экономикой». Первые шаги Андропова не обманули ожиданий. «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, - заявил он в декабре 1982 г., - но начинать надо именно с нее». Одновременно Андропов дал указание готовить серьезные меры в сфере экономики.

С начала 1983 г. сотрудники КГБ занялись выявлением нарушителей трудовой дисциплины. Рейдами по магазинам, кинотеатрам, баням и т.п. выявлялись и наказывались те, кому в это время полагалось находиться на работе. Одновременно был дан ход громким «делам» o коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Большой масштаб приобрела борьба со злоупотреблениями в торговле. Признание противоречий и трудностей «развитого социализма», фраза Андропова «мы не знаем общества, в котором живем», были необходимой предпосылкой для дальнейшего самопознания и возможного реформирования советского общества. Однако «возрождение коммунистического фундаментализма» оказалось недолгим. 9 февраля 1984 г. Ю. В. Андропов, страдавший неизлечимой болезнью почек, скончался.

Некоторое меры по наведению порядка и дисциплины и другие мероприятия дали заметный экономический эффект. По официальным данным, темпы роста экономики в 1983 г. составили 4,2% (против 3,1% в 1982 г.), национальный доход вырос на 3,1%, промышленное производство - на 4%, производство сельскохозяйственной продукции - на 6%.

Андропова на посту Генерального секретаря ЦК и председателя Президиума Верховного Совета СССР сменил давний соратник Брежнева

К. У. Черненко, которого по инициалам и первым буквам фамилии народ саркастично называл «кучером». Ему в тот момент было 73 года, и у него была тяжелая форма астмы. Приход К. У. Черненко к власти сразу же обернулся отказом от андроповских преобразований. Борьба за дисциплину была свернута, нити дел о коррупции оборваны. Представители партийной и государственной элиты вновь оказались вне всяких подозрений. На время самыми важными стали разговоры o новой Программе КПСС и дискуссия o «стадии развития общества», которую предлагалось именовать не развитым, a развивающимся социализмом. Черненко полагал, что таким образом начиналась работа, придающая «мощное ускорение развитию народного хозяйства». Но К.У.Черненко был заведомо проходной фигурой из-за своей тяжелой болезни, и в 1985 году он скончался, так и не проведя никаких значительных преобразований.

Стагнация в политической сфере вела к падению престижа аппарата управления, способствовало нарастанию правового нигилизма, преступности, а главное, социальной апатии населения.

3 Повседневная жизнь советских людей

Согласно данным опросов общественного мнения последних лет (в СССР таких опросов, конечно, не проводилось), 1970-е годы вошли в историю страны как самый благополучный период ее развития. Давая положительные оценки тому времени, люди старшего поколения отмечают присущее той эпохе ощущение стабильности и жизненной перспективы. Люди стали лучше одеваться и питаться, потребление хлебопродуктов и картофеля сократилось, а мяса, молока и фруктов - постепенно увеличивалось. Значительно выросло производство товаров широкого потребления. K 1980 г. более 100 млн человек смогли улучшить свои жилищные условия. В коммунальных квартирах по-прежнему проживала значительная часть населения, но их число продолжало стремительно сокращаться. Качество типового строительства по сравнению c привычными пятиэтажками-«коробками» стало расти. Отдельная бесплатная квартира наконец стала нормой, и это привело к индивидуализации повседневной жизни. Круг общения постепенно сужается. В этом узком кругу люди говорят то, что думают. Это было важно для интеллигенции - теперь было где собираться и разговаривать доверительно, даже на «опасные темы»; в коммунальных квартирах, на коммунальных кухнях сталинских времен это было невозможно. Дружеские соседские связи постепенно уходили в прошлое. Становилась более заметной разница в образе жизни, она опережала рост различий в устройстве быта. По всей стране тиражировались многоэтажные дома типовых серий, в каждом городе появились свои районы с одинаковыми домами (этот сюжет обыгран в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или C легким паром», вышедшем в 1975 г.). К 1985 г. 90 семей из 100 имели телевизоры (в начале 1970-х гг. - около 30). Вечер у телевизора стал любимой формой досуга. Советское телевидение вело активную просветительскую работу и стремилось удовлетворить запросы всех групп населения. Такие программы, как «Клуб кинопутешествий», «Кинопанорама», «Очевидное - невероятное», «Международная панорама», имели многомиллионную аудиторию. Они восполняли дефицит информации, в том числе и o мире за пределами СССР. Главная ежедневная новостная программа «Время» выходила в эфир под звуки мелодии Г. Свиридова «Время, вперед!». Вся страна смотрела «Голубой огонек» - концерты, в которых участвовали известные артисты и многое другое. Трансляции международных соревнований по фигурному катанию и хоккею, где наши спортсмены достигли выдающихся успехов, смотрела вся страна.

Летом многие покидали квартиры, чтобы поехать на дачу. В 1970-е гг. массовая раздача садово-огородных участков рассматривалась как доступный и быстрый способ повысить благосостояние людей. Раздавая участки, власти надеялись не только обеспечить «весомую добавку к столу трудящихся», но и организовать досуг в доступных для всех формах. Дачник-садовод стал знаковой фигурой того времени, оттеснив туриста-походника. Пригороды больших городов превращаются в места массового отъезда на выходные, переполненные загородные электрички = характерная примета 1970-х гг. Вместе с тем для все большего числа семей доступным средством транспорта становится личный автомобиль. Вплоть до второй половины 1960-х гг. личное авто было большой редкостью (к 1967 г. на тысячу семей приходилось всего 12 личных автомашин).

4 От «застоя» к «перестройке»

середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была утрачена безвозвратно. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, алчность, неуважение к частному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает.начале 80-х гг. все слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела истинной демократии и индивидуальной свободы. Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и достойной оплатой труда, более справедливым распределением богатства, которое принадлежит народу. Таким образом, к началу 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится закономерным и является лишь вопросом времени. Однако, в конечном счете, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской власти. Этими силами была советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостью личного благополучия от служебного положения.

Смерть в ноябре 1982г. Л.И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю. В. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Но попытки Андропова придать эффективность бюрократической системе без каких-либо структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба c отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния.

Избрание в марте 1985 г. М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС вновь возродило в людях надежду на возможности реальных перемен в жизни общества. Энергичные и многообещающие выступления нового Генерального секретаря показали его решимость приступить к обновлению страны. В условиях монопольного господства в обществе одной партии - КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата перемены не могли начаться «снизу», народ ждал изменений «сверху» и готов был их поддержать. Однако все попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики были обречены на провал.

ГЛАВА II. КУЛЬТУРА, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ЗАСТОЯ

1 Диссидентское движение

Застойные явления, охватившие общество, сопровождались кризисом доверия к власти, крушением устоявшихся идеалов, нравственным упадком. 50-60-е годы дали толчок духовному очищению, разрушая устоявшийся стереотип мышления. В период «оттепели» общество переживало серьезную перестройку в своем сознании, произошло крушение прежних авторитетов. Однако утверждения на базе демократизации и реформирования не случилось, ведь реформы прекратились, и власти начали проводить политику свертывания либерализации, реабилитацию И.В. Сталина, гонения на «инакомыслящих». В этих условиях люди прогрессивные не смогли по своему образу мышления органично вписаться в существующую ужесточившуюся систему и вошли в оппозицию к приверженцам административно-командной системы. Так начался и без того глубокий духовный раскол общества, возникла явная оппозиция к власти - диссиденты («несогласные»). Диссидентство развивалось в условиях, когда были практически перекрыты все возможности официально отстаивать свою точку зрения, как в демократических странах, поскольку она шла вразрез с официальной идеологией. Власти воспринимали диссидентство как опасное явление, «порочащее советский государственный строй», а причастных к нему лиц привлекали к уголовной ответственности по статье 70 УК (агитация и пропаганда с целью подрыва советской власти). Оказывая духовное сопротивление верховной власти, её консервативной идеологии, диссиденты придерживались своей, независимой мысли.

С середины 1960-х гг. идеологическое давление на культурную жизнь усилилось. Преследования тех, кто в своем творчестве нарушал установленные идеологией рамки, приобрели огромные масштабы. В середине 1960-х гг. был устроен судебный процесс над А. Синявским и Ю. Даниэлем, к высылке за «тунеядство» приговорили поэта И. А. Бродского, в будущем лауреата Нобелевской премии. В 1970-х страну покинули А. И. Солженицын, В. П. Некрасов, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский, М. Л. Ростропович и др. К счастью, творческая жизнь продолжалась. Писатели В. П. Астафьев («Последний поклон», «Пастух и пастушка»), Ю. В. Трифонов («Другая жизнь», «Дом на набережной», «Старик»), В. Г. Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матёрой»), Ф. А. Абрамов (тетралогия о Пряслиных), В. М. Шукшин («Я пришел дать вам волю»), В. В. Быков («Обелиск», «Сотников»), театральные режиссеры Г. А. Товстоногов, О. Н. Ефремов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос, А. А. Гончаров, кинорежиссеры С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, С. И. Ростоцкий, Э. А. Рязанов, Л. А. Кулиджанов создавали произведения высочайшего художественного и нравственного уровня.

При этом главные цели своего движения диссиденты определяли как «демократизация страны путем выработки в людях демократических и научных убеждений, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремизмом любого толка»1.

В январе 1980 года в ссылку в Горький был отправлен А.Д. Сахаров. Заметно увеличилось число арестов женщин-диссидентов. В 1982 году в лагерях находилось более сотни женщин, осужденных по идиологическим мотивам. Многим диссидентам, уже отбывшим 10-15-летние сроки, назначали новые, причем не самые короткие. Заключенным стало очень сложно найти адвоката, согласного их защищать. Поэтому они практиковали самозащиту. В ряде процессов судьи, вопреки существующему закону, не давали заключенным право на последнее слово, вследствие чего диссиденты выпускали «самиздат», критикующий судебные процессы. Движение диссидентов после ареста главных лидеров оказалось обезглавленным и парализованным. А после эмиграции многих видных деятелей диссидентства заметно "тише" стала и творческая интеллигенция.

Но празднование крушения оппозиции оказалось делом преждевременным. В первой половине 80-х годов продолжал выходить «самиздат». Стремительно ухудшавшаяся экономическая ситуация, а также продолжение бессмысленного участия в войне в Афганистане не ослабляли, а лишь усиливали оппозиционные настроения в обществе.

Таким образом, в первой половине 80-х годов, несмотря на интенсивные репрессивные меры, власть оказалась неспособна справиться с оппозицией в лице диссидентского движения и вернуть страну в прежнее состояние. Более того, обычные люди тоже начали понимать всю критичность положения. Поэтому перемены были просто необходимы.

2.2 Достижения и проблемы в области науки, информатики

Развитие науки в СССР в середине 60-х - 80-х гг. в целом не может быть охарактеризовано как застой. За счет финансирования государством целевых фундаментальных научно-исследовательских программ сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 60-е гг. начали создаваться научно-производственные объединения, такие как Ленинградское оптико-механическое объединение, военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО "Энергия") и др. Всего к 1985 г. в СССР действовало 250 таких НПО. Особенно значительными были достижения советской науки в "области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника). Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др. Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Успехом советских ученых стали работы по расшифровке структуры белка, получению искусственных генов (генная инженерия), лазерная медицина. Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 70-е гг. являлись главным направлением государственной политики в области науки. Однако из-за активного вмешательства в сферу научного творчества органов партийно-государственного контроля и управления, применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 70-х гг., привела к серьезному отставанию СССР в этой наиболее динамично развивающейся отрасли знаний и технологий от большинства развитых индустриальных держав мира. А экологически опасная программа изменения течения северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных денежных средств. В случае ее реализации последствия могли быть катастрофическими для всей планеты. В начале 1980-х гг. советская наука в силу проявившегося кризиса административно-командной системы стала стремительно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ранее она была лидером. Проявлением этого явилась регулярная корректировка сроков реализации научных программ, торможение выполнения даже наиболее важных для государства космических исследований, как это произошло с запуском космического "челнока" "Буран" - советского аналога американского "Шаттла". Еще более серьезным был кризис советской науки в сфере гуманитарных дисциплин. С одной стороны, в СССР в 70-е гг. значительное развитие приобрели перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, были разработаны крупномасштабные программы по развитию и размещению отраслей народного хозяйства страны, учитывавшие гармоничное использование природных ресурсов и производственного потенциала различных регионов, по совершенствованию народнохозяйственного комплекса в целом. История достигла значительных успехов в исследовании многих фактов и событий прошлого. Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось идеологией, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советской истории.

ГЛАВА III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ

1 Политика «разрядки»

На рубеже 60-70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР в сфере международных отношений. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности, особенно сказался Карибский кризис 1962 года.

В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или же военным блокам. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами. В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции Шарля де Голля состоялось подписание советско-французского соглашения o сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи c Италией.

По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности. Главным элементом процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. На совещании главы 33 государств подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств. Процесс «разрядки» оказался недолгим. Очень скоро начался новый этап гонки вооружений в ведущих странах мира, в связи с чем в 1978 и 1982 гг. состоялись сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако ощутимые различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада не позволили им достичь договоренности.

2 СССР и социалистические страны

Руководство страны во главе c Л. И. Брежневым уделяло большое внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств CЭВ, расширение товарооборота между соцстранами.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по Организации Варшавского Договора (OВД) советских интересов вызывали все большее недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала негативное воздействие на структуру их экономик, тормозила развитие рыночной экономики. «доктриной Брежнева» была названа политика «ограниченного суверенитета», проводившаяся советским руководством по отношению к социалистическим государствам. Одним из характерных черт этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку демократизации общества, внедрения рыночной экономики, ориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров Чехословакии была расценена как «контрреволюция». В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма». Оставались напряженными отношения СССР с Китаем: «Именно в период наибольшего обострения чехословацких событий достигли высшей точки кризиса советско-китайские отношения. Уже не ограничивалось дело идейно-политическими спорами, дело дошло, к сожалению, даже до военных столкновений. Даже и сейчас, треть века спустя, тяжело и горько вспоминать об этом. В феврале 1969 года на пустынном острове Даманском начались столкновения между пограничниками, произошли перестрелки, появились первые жертвы с обеих сторон. Наши ответили тяжелой артиллерией и ракетами. К счастью, конфликт не разросся до худшего, но отношения между странами и даже народами были омрачены надолго - пролитая кровь порождает боль, которая затухает чрезвычайно медленно.... »

3 Международный кризис конца 70-х годов

К концу 70-х годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями с более чем 130 государствами. Почти половину из них составляли бедные развивающиеся страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял кредиты на очень крупные суммы, которые крайне редко возвращались. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже в 70-80-х гг негативное влияние оказал ввод советских войск в Афганистан. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла Народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. По весьма приблизительным подсчетам потери СССР в данной войне составили 4196 (убиты) и 8360(ранены) человек. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия Советского Союза в Афганистане.

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Одним из показателей этого стал отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Период застоя» нельзя оценивать однозначно, как, впрочем, и любой другой исторический период. Было бы неправильно оценивать его однобоко, видя только «светлое» или только «темное», к тому же, эти понятия довольно часто оказываются субъективными и относительными. Поэтому я попробую подвести итог своей работе, и, может быть, отметить то, что могло быть упущено. К середине 80-х годов состояние советской экономики, политики да и обычной жизни можно оценить как «системный кризис» - такой вердикт вынесли брежневскому периоду. Причем, кризис этот связан в большинстве своем с идеологическими и политическими проблемами, которые возникли в обществе и государстве. Вот какие проблемы были на тот момент:1. Деформация производственного планирования. Планы министерств и ведомств не учитывали реальных народно-хозяйственных задач, региональных особенностей, зачастую преследовали лишь ведомственные интересы, были несбалансированны, что вело к нестабильности в народном хозяйстве.

2. Не было самоуправления на производстве, что сдерживало активность и добросовестный труд рабочих. Возникло снижение эффективности труда, ухудшились качественные показатели в промышленности.

Не было демократизации в жизни общества. Нарастало взаимное отчуждение общества и государства.

Чиновники злоупотребляли властью. Партийный аппарат разросся до невероятных размеров, росли и привилегии каждого его члена. Усилилась роль партийной бюрократии.

В эпоху застоя советский человек превратился образованного, накормленного и одетого, но равнодушного. В период застоя люди утратили приоритет творческого труда. Появилось самое большое противоречие системы, при котором правящая элита стала еще дальше от народа.

Люди, застигшие это время, называют его периодом застоя. Но в то же время есть в их рассказах и некая ностальгия - цены на товары были низкими, медицина и образование были бесплатными. Можно было съездить бесплатно в санаторий на Черное море. То время они характеризуют как стабильное и с отсутствием лишений.

Так или иначе, «застой» стал социальным и экономическим тупиком, в который вошло общество. Изменение массового сознания в далеко не положительную сторону - самое худшее в наследии, оставленном административно-командной системой.

Прoтиворечивость брежневского периода сказалась и на периоде «перестройки». Изменения 80-90-х гг. затронули все стороны социально-политического и экономического развития советского общества. Проходили они стихийно, были противоречивы и имели серьезные и в основном негативные последствия для нашей страны. В данный момент нам по-прежнему трудно решить проблемы, оставленные тем странным и неоднозначным временем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Документы и монографии:

Андропов Ю.В. Записка КГБ при Совете Министров СССР в ЦК КПСС о распространении «самиздата» от 21 декабря 1970

Петухов А.Г.: К вопросу об объекте преступления при распространении заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. 1973 г.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: