Из названных событий произошло раньше других. Какое из перечисленных событий произошло раньше других? А18 Знание дат

  • 1. Какое из названных событий произошло раньше всех других?

    • издание Манифеста 17 октября
    • вступление России в Первую мировую войну
    • начало первой российской революции
    • начало русско-японской войны

  • 2. Важнейшие документы Столыпинской аграрной реформы были изданы:

    • в 1894 и 1901 гг.
    • в 1904 и 1905 гг.
    • в 1906 и 1910 гг.
    • в 1914 и 1917 гг.

  • 3. Создание крупных монополистических объединений в России началось:

    • в конце XIX в.
    • в начале ХХ в.
    • после революции 1905-1907 гг.
    • после Первой мировой войны

  • 4. Первая Государственная дума в России ХХ в. была создана:

    • в годы кризиса в начале века
    • в ходе революции 1905-1907 гг.
    • в годы Первой мировой войны
    • в феврале 1917 г.

  • 5. Расположите в хронологической последовательности события революции 1905-1907 гг.:

    • А) начало Всероссийской политической стачки
    • Б) «Кровавое воскресенье»
    • В) вооруженное восстание в Москве
    • Г) издание Манифеста 17 октября

  • 6. Расположите в хронологической последовательности события, происшедшие в 1914-1918 гг.:

    • А) Февральская революция в России
    • Б) отступление русских войск из Галиции после Горлицкого прорыва
    • В) убийство эрцгерцога Франца-Иосифа
    • Г) Брусиловский прорыв

  • 1. В сражениях русско-японской войны русскими войсками командовали:

    • В.В. Шульгин и С.Ю. Витте
    • А.А. Брусилов и А.В. Самсонов
    • С.О. Макаров и З.П. Рожественский
    • Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин

  • 2. Какая из перечисленных военных операций произошла во время русско-японской войны?

    • штурм Перекопского перешейка
    • Брусиловский прорыв
    • Цусимское сражение
    • переход через Сиваш

  • 3. Какое из перечисленных событий произошло во время революции 1905-1907 гг.?

    • Корниловский мятеж
    • вооруженное восстание в Москве
    • восстание крестьян под руководством А.С. Антонова

  • 4. Летом 1905 г. произошло восстание военных моряков на корабле:

    • «Варяг»
    • «Аврора»
    • «Петропавловск»
    • «Князь Потемкин-Таврический»

    • в Москве
    • в Иваново-Вознесенске
    • в Петербурге
    • в Нижнем Новгороде

  • 6. Союзниками России в Первой мировой войне были:

    • Франция, Австро-Венгрия
    • Франция, Турция
    • Великобритания, Франция
    • Болгария, Франция

  • 7. Известным российским философом в начале ХХ в. был:

    • Н.А. Бердяев
    • С.П. Дягилев
    • П.Я. Чаадаев
    • К.Э. Циолковский

  • 8. Крупнейшим русским кинопромышленником в начале ХХ в. был:

    • П.М. Третьяков
    • А.А. Ханжонков
    • А.А. Блок
    • К.С. Станиславский

  • 9. Что из перечисленного произошло в первое десятилетие ХХ в.?

    • А) русско-японская война
    • Б) вступление на престол Николая II
    • В) продажа Россией Аляски США
    • Г) образование первой российского Государственной Думы
    • Д) вступление России в Первую мировую войну
    • Е) создание Антанты (тройственного союза)

  • 10. Установите соответствие между названиями российских политических партий начала ХХ в. и фамилиями их лидеров:

    • А) кадеты 1) В.И. Ульянов (Ленин)
    • Б) социал-демократы 2) А.И. Гучков
    • (большевики) 3) П.Н. Милюков
    • В) октябристы 4) П.А. Столыпин
    • Г) эсеры 5) В.М. Чернов

  • 11. Установите соответствие между событиями (действиями) и фамилиями их участников:

    • А) подписание в Портсмуте 1) В.М. Пуришкевич
    • мирного договора 2) К.С. Станиславский
    • с Японией 3) П.Н. Милюков
    • Б) проведение аграрной 4) П.А. Столыпин
    • реформы 5) С.Ю. Витте
    • В) руководство МХАТом
    • Г) создание монархического
    • «Союза русского народа»

  • 1. Одной из форм монополий в России в начале ХХ в. были:

    • директории
    • земства
    • синдикаты
    • концессии

  • 2. Орган исполнительной власти в России в начале ХХ в. – это:

    • Государственный совет
    • Сенат
    • Государственная Дума
    • Комитет министров

  • 3. Что из перечисленного было характерно для экономического развития России в начале ХХ в.?

    • изоляция от проникновения иностранного капитала
    • возникновение монополистических объединений
    • уравнительное распределение земли
    • начало складывания единого всероссийского рынка

  • 4. Практика создания легальных рабочих организаций под контролем полиции в начале ХХ в. получила название:

    • ревизионизма
    • зубатовщины
    • меньшевизма
    • антоновщины

  • 5. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась в лозунге:

    • установление «гражданского мира»
    • продолжение войны «до победного конца»
    • обороны Отечества от германского нашествия
    • превращение империалистической войны в гражданскую

  • 6. Футуристами называли себя в начале ХХ в.:

    • представители одного из авангардистских направлений в поэзии
    • создатели первых российских кинофильмов
    • основатели новых театров в Москве и Санкт-Петербурге
    • участники объединения писателей-фантастов

  • 7. Какое из перечисленных объединений известно в российской культуре начала ХХ в. изданием одноименного художественного журнала, осуществлением международных художественных проектов, пропагандой русского искусства за рубежом?

    • Товарищество передвижных художественных выставок
    • Ассоциация художников революционной России (АХРР)
    • «Голубая роза»
    • «Мир искусства»

  • 8. Что из перечисленного было характерно для культурной жизни России в первое десятилетие ХХ в.?

    • проведение кампаний по ликвидации неграмотности
    • создание русской школы классического балета
    • создание первых отечественных кинофильмов
    • проведение первых передвижных художественных выставок

  • 1. Какое событие, по мнению историков, положило конец первой русской революции?

    • роспуск второй Государственной Думы
    • издание Манифеста 17 октября
    • расстрел рабочих на Ленских приисках
    • завершение русско-японской войны

  • 2. К расколу российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков в 1903 г. привели разногласия по вопросам:

    • о программе и уставе партии
    • об участии в деятельности Государственной Думы
    • о свержении самодержавия
    • об участии в конгрессе II Интернационала

  • 3. Что из названного послужило поводом для объявления Германией войны России 19 июля 1914 г.?

    • выступление российских войск на помощь Сербии
    • участие русских революционеров в убийстве Франца-Фердинанда
    • отказ России прекратить начатую всеобщую мобилизацию
    • заключение Россией военного соглашения с Францией

  • 1. Прочтите отрывок из статьи историка и напишите название войны, о которой в нем говорится:

  • «Война… Ляоян, Порт-Артур, Мукден, Цусима и тысячи убитых и раненых русских солдат и матросов, не понимавших, во имя чего они проливают здесь свою кровь.

  • Известия о поражении русской армии и флота производили впечатление в России, вызывали запросы общественности о причинах бедствия…».


  • 2. Прочтите отрывок из воспоминаний современника о событиях 1905 г. и напишите дату событий, о кануне и начале которых идет речь:

  • «Попал на Васильевский остров, в «Отдел» гапоновский, когда уже стемнело. Народу масса, перед домом толпа. Беспрерывно читается и обсуждается петиция царю… Глубокая вера в правоту затеянного дела. За эту веру вся масса готова идти на смерть, на величайшие муки. Гапон для них символ, знамя их большого правого дела… Я так и остался всю ночь в Васильевском отделе. Вместе с массой пошел на Дворцовую площадь… Я видел, что многие в толпе шли, подобно мне, не веря в благополучный исход, но шли, потому что в это время нельзя было не идти.

  • Для меня не было неожиданностью, когда у Дворцового моста мы встретили отряды пехоты и кавалерии. Передние встали, задние ряды продолжали двигаться в том же благоговейном настроении, когда раздался первый залп…».


  • 3. Прочтите отрывок из справки департамента полиции о событиях в Москве (1905 г.) и напишите название месяца, когда они происходили:

  • «С 7 часов вечера на Тверской и Садовой боевая дружина произвела ряд вооруженных нападений на войска и полицию, подожгла станцию конно-железной дороги и устраивала баррикады. В тот же день войска бомбардировали училище Фидлера, где засели боевые дружины. С балкона была брошена в войска бомба. Было произведено 12 орудийных выстрелов и несколько ружейных залпов, после чего революционеры сдались в числе 118 человек, потеряв 3 убитыми и 15 ранеными».


  • 4. Прочтите отрывок из воспоминаний, относящихся к 1906 г., и напишите пропущенное в тексте название органа, о начале деятельности которого идет речь:

  • «И все же эти выборы были явлением совершенно новым в русской политической жизни. Монополия власти ускользала из рук высшего чиновного мира; люди иной формации, разночинцы, пусть и с имущественным цензом, формально получали право контролировать правительство… На одном из первых заседаний ___________ один из ораторов восклицал под гром рукоплесканий: «Вы видели на днях эти золотые мундиры? Все эти ненужные побрякушки – эти царские регалии, усыпанные бриллиантами! Господа, ведь это кристаллизованный пот русского народа!».


  • 5. Прочтите отрывки из международного договора и напишите пропущенное слово в названии года, когда был подписан этот договор:

  • «Е[го] в[еличество] император всероссийский, с одной стороны, и Е[го] в[еличество] император Японии, с другой, будучи одушевлены желанием восстановить пользование благами мира для их стран и народов, решили заключить мирный договор…

  • Настоящий договор будет подписан в двух экземплярах на французском и английском языках…

  • В удостоверение чего обоюдные уполномоченные подписали настоящий мирный договор и приложили к нему свои печати.

  • Учинено в Портсмуте (Ньюгэмпшир) двадцать третьего августа (пятого сентября) тысяча девятьсот _________ года, что соответствует пятому дню девятого месяца восьмого года Мейджи.

  • Подписали: Ютаро Комура Сергей Витте

  • К. Такахара Розен».


  • 6. Прочтите отрывок из протокола Самарского биржевого общества (1913 г.) и напишите, каким общим термином называется форма объединения промышленников, о которой идет речь:

  • «В настоящее время считается доказанным, что нефтяная промышленность находится под влиянием негласных соглашений нефтепромышленников… Так, например, в 1911 г. наиболее крупную группу представляла собой Английская нефтяная корпорация, сосредоточившая в своем распоряжении свыше 70 млн. пуд. нефти. Если прибавить сюда группу Нобеля (80 млн. пуд.) и Голландскую компанию (до 50 млн. пуд.), то окажется, что в распоряжении трех объединенных групп сосредоточена годовая добыча около 200 млн. пуд., т.е. около 50% добычи Бакинского района… Конечно, группе иностранных нефтепромышленников, являющихся диктаторами в нефтяном деле, оказалось делом нетрудным осуществить синдикат, диктовать свои цены и распоряжаться всецело в своих интересах русским нефтяным богатством».


  • 7. Прочтите отрывок из исторического очерка и напишите пропущенную в тексте фамилию ученого:

  • «Переворот в представлениях о ракетах и их полезности начался с напечатания статьи ____________ «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903). Идея создания космической ракеты для межпланетных полетов с того времени получила прочную основу. Теории ракетных полетов касались и последующие труды _________ (особенно «Реактивный прибор как средство полета в пустоте и атмосфере» 1910 г., три работы о космических полетах 1911-1914 гг.)».


  • 8. Прочтите отрывок из манифеста императора Николая II и напишите название войны, о вступлении России в которую идет речь:

  • «Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянским народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования…

  • Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав».


1) принятие решения о замене продразверстки продналогом

2) разгон Учредительного собрания

3) антибольшевистское выступление моряков в Кронштадте

4) заключение Брестского мира

509.Под каким названием известно крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1920 – 1921 гг.?

1) «пугачевщина» 2) «махновщина»

3) «антоновщина» 4) «зубатовщина»

510.Предложенный И.В. Сталиным план объединения советских республик в 1922 г. называют планом

1) «федерализации» 2) «автономизации»

3) «конфедерации» 4) «советизации»

511.Расположите следующие события в хронологической

А) принятие постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»

Б) отмена 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в жизни общества

В) преобразование Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР

Г) ликвидация советов народного хозяйства

512.Что из названного относилось к событиям противостояния законодательной и исполнительной власти в России в октябре 1993 г.?

1) заключение мирного соглашения о преодолении кризиса

2) издание указа о восстановлении власти Советов

3) штурм Белого Дома в Москве

4) проведение массовых демонстраций по всей стране

513.Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) проведение референдума о сохранении СССР как обновленной федерации суверенных республик

Б) начало борьбы против космополитизма

В) провозглашение курса на "перестройку" в СССР

Г) принятие постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»

514.Из стенограммы первого заседания конференции глав правительств СССР, США и Великобритании .

«Рузвельт. …Я хочу заверить членов новой семьи – собравшихся за этим столом членов настоящей конференции – в том, что мы все собрались здесь с одной целью, с целью выиграть войну как можно скорее. …Я думаю, что это совещание будет успешным и что три нации, объединившиеся в процессе нынешней войны, укрепят связи между собой и создадут предпосылки для тесного сотрудничества будущих поколений.

Черчилль. Это – величайшая концентрация мировых сил, которая когда-либо была в истории человечества…

Сталин. Приветствуя конференцию представителей трех правительств, я хотел бы сделать несколько замечаний. Я думаю, что история нас балует. Она дала нам в руки очень большие силы и очень большие возможности. Я надеюсь, что мы примем все меры к тому, чтобы… использовать ту силу и власть, которые нам вручили наши народы. А теперь давайте приступим к работе.



Рузвельт. …Переходя к более важному и более интересующему Советский Союз вопросу – операции через Канал <Ла-Манш>, я хочу сказать, что мы составляли наши планы в течение последних полутора лет, но из-за недостатка тоннажа мы не смогли определить срока этой операции… Английский Канал – это такая неприятная полоска воды, которая исключает возможность начать экспедицию через Канал до 1 мая… Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Канал, возможно, придется отложить на 2 или 3 месяца. Поэтому мы хотели бы получить совет от наших советских коллег в этом вопросе… Мы очень хотели бы помочь Советскому Союзу и оттянуть часть германских войск с советского фронта. Мы хотели бы получить от наших советских друзей совет о том, каким образом мы могли бы лучше всего облегчить их положение».

Назовите год и место проведения данной конференции. В ходе какой войны она проводилась ?

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех основных вопросов, обсуждавшихся на конференции.

Какие причины задержки намечаемой операции через Ла-Манш упомянул в своем выступлении Ф. Рузвельт? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.

515.Кто из перечисленных исторических деятелей принимал участие в событиях февраля – октября 1917 г.?

А)А.Ф. Керенский Б) С.Л. Перовская

В)П.А. Столыпин Г) Л.Д. Троцкий

Д)К.С. Аксаков Е) П.Н. Милюков

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АГЕ 3) БДЕ 4) ВГЕ

516.Какие из перечисленных положений легли в основу созданного в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик?

А)законодательное закрепление преимуществ русской нации в союзном государстве



Б)отказ от разработки общей союзной Конституции

В)передача полномочий по обороне страны союзному центру

Г)равенство всех союзных республик

Д)сохранение за республиками полной самостоятельности в проведении внешней политики

Е)существование единой денежной единицы

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВД 3) АГЕ 4) ВГЕ

517.Какие из перечисленных положений характеризуют политический режим 1930-х гг.?

А)альтернативные выборы

Б)многопартийность

В)обеспечение свободы вероисповедания граждан

Г)культ личности

Д)запрет на создание внутрипартийных групп и платформ

Е) цензура периодической печати

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АВЕ 3) БВД 4) ГДЕ

518.Какие три из перечисленных ниже политических и военных деятелей участвовали в событиях 1917 года? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) С.Ю. Витте 2) генерал Л.Г. Корнилов

3) Л.Д. Троцкий 4) К.П. Победоносцев

5) генерал М.Д. Скобелев 6) А.Ф. Керенский

519.Какие три из перечисленных черт характеризуют развитие отечественной науки в 1930 -х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) партийный контроль над наукой

2) отсутствие связи между наукой и производством

3) тесное сотрудничество отечественных и зарубежных ученых

4) спонсирование науки со стороны отечественных предпринимателей

5) значительное расширение сети научных учреждений

6) репрессии против ряда видных отечественных ученых

520.Расположите следующие термины, понятия , связанные с внешней политикой, международным положением нашей страны в первой половине XX в., в хронологической последовательности их возникновения. Запишите буквы, которыми обозначены термины, понятия, в правильной последовательности в таблицу.

А) антигитлеровская коалиция

Б) система коллективной безопасности

В) «полоса дипломатического признания»

Г) Антанта

521.Расположите следующие события военной истории первой половины XX в. в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) создание Первой Конной армии под командованием С.М. Буденного

Б) поражение русских войск под командованием генерала А.Н. Куропаткина в битве под Мукденом

В) назначение Г.К. Жукова Первым заместителем Верховного главнокомандующего

Г) наступление войск Юго-Западного фронта под командованием А.А. Брусилова (Брусиловский прорыв)

522.Установите соответствие между военачальниками и их деятельностью во время войн первой половины XX в.

А) А.А. Брусилов Б) С.М. Буденный

В) А.Н. Куропаткин Г) Г.К. Жуков 1) командир Первой Конной армии в годы Гражданской войны

2) первый заместитель Верховного главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны

3) командующий русскими войсками в русско-японской войне 1904 – 1905 гг.

4) командующий Юго-Западным фронтом в 1916 г. в период Первой мировой войны

5) начальник Генерального штаба с 1942 г., командующий советскими войсками на Дальнем Востоке в 1945 г.

523.Приведите не менее трех положений, характеризующих состояние советской армии в июле – ноябре 1941 г.

Назовите не менее трех Городов-героев, получивших это звание в ознаменование событий Великой Отечественной войны.

524.Сравните характерные черты развития советской культуры во второй половине 1920-х гг. и во второй половине 1930-х гг. (цели, задачи, система образования, взаимоотношения творческой интеллигенции с властью и др.).

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

526.Какой ряд дат связан с созданием международных организаций социалистических стран во главе с СССР?

1) 1946 г., 1960 г. 2) 1949 г., 1955 г.

3) 1953 г., 1965 г. 4) 1961 г., 1967 г.

527.С каким из названных событий связано окончание периода разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?

1) началом Корейской войны

2) разрывом отношений с Югославией

3) конфликтом с Китаем

4) вводом советских войск в Афганистан

Вариант 1

Часть 1

А1. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Азовские походы Петра I

2) Крымские походы В. Голицына

3) разделы Речи Посполитой

4) Смоленская война

А2. Деятельность кого из названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов?

1) А. Адашева

2) В. Шуйского

3) Э. Бирона

4) А. Курбского

А3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кто из правителей России был автором этой программы.

«Вот важнейшие части этой программы: 1) мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности… Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа государя».

1) Александр II

2) Николай I

4) Павел I

А4. Какое из названных событий произошло позже других?

1) Северная война

2) Азовские походы

3) Крымские походы В. Голицына

4) Ливонская война

А5. Кто из названных лиц был выдающимся русским портретистом XVIII в.?

1) И. Крамской

2) А. Рублев

3) Ф. Рокотов

4) И. Репин

А6. Какие из названных ниже органов государственной власти появились в России в ходе реформ Петра I?

А) Государственная Дума

В) коллегии

Г) магистраты

Д) приказы

Е) Земские соборы

Укажите верный ответ.

А7. Какой из названных документов был принят в царствование Павла I?

1) Табель о рангах

2) «Указ о единонаследии»

3) «Указ о трехдневной барщине»

4) Соборное уложение

А8. Какое из названных событий произошло позже других?

1) Стрелецкое восстание

2) Соляной бунт

3) Медный бунт

4) пугачевщина

А9. Какие из перечисленных ниже событий связаны с русско-турецкими войнами второй половины XVIII в.?

А) Прутский поход

Б) взятие крепости Измаил

В) Чесменское морское сражение

Г) сражение у деревни Шипка

Д) Синопский морской бой

Е) сражение на реке Рымник

Укажите верный ответ.

А10. Что из названного характеризует политику Екатерины II?

1) принятие закона об обязательной службе для дворян

2) проведение губернской реформы

3) учреждение министерств

4) учреждение Синода

А11. Кто из названных лиц был известным русским историком в XVIII в.?

1) В.В. Татищев

2) С.М. Соловьев

3) В.О. Ключевский

4) К.Д. Кавелин

А12. Какие из перечисленных ниже реформ связаны с царствованием Екатерины II?

А) введение свободы предпринимательства

Б) создание Верховного тайного совета

В) введение обязательной службы для дворян

Г) секуляризация церковных земель

Д) ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине

Е) создание Государственного совета

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВЕ 3) АГД 4) БВГ

А13.Воцарение на российском престоле Елизаветы Петровны было результатом

1) приглашения ее на престол членами Верховного тайного совета

2) дворцового переворота

3) назначения ее наследницей престола по завещанию Петра I

4) особого решения Сената и Синода

А14. Какое из названных событий относится к XVIII в.?

1) присоединение к России Левобережной Украины

2) вхождение Крыма в состав России

3) поход Ермака в Сибирь

4) Кавказская война

1) Э. Фальконе

2) Ф. Шубин

3) М. Козловский

4) П. Клодт

А16. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите имя монарха, о котором идет речь.

«Он вывез из Европы не только знания, впечатления, трудовые мозоли, но и идею, которую для себя сформулировал предельно просто: чтобы сделать Россию столь же сильной, как и великие державы Европы, необходимо как можно быстрее перенять у Запада все необходимое. Именно тогда окончательно оформилась ориентация на западноевропейскую модель жизни, и это означало автоматически отрицание жизни старой России, последовательное и порой ожесточенное неприятие, разрушение старого, ненавистного… »

1) Александр I

2) Александр II

4) Петр III

А17. К какому из указанных событий относятся годы – 1700, 1709, 1721?

1) городским восстаниям

2) Северной войне

3) Семилетней войне

4) дворцовым переворотам

А18. Какая из названных территорий вошла в состав России в первой четверти XVIII в.?

1) Западная Украина

2) Финляндия

3) Восточная Сибирь

4) Эстляндия

А19. Что из названного относится к особенностям социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.?

1) появление первых мануфактур

2) нарастание новых форм хозяйства, основанных на рыночных отношениях

3) появление первых ярмарок

4) развитие фабричного производства

А20. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и назовите войну, с которой связаны описанные события.

«В сентябре Карл повернул к Украине; сам царь 28 сентября перехватил спешившего к нему Левенгаупта при деревне Лесной, недалеко от Пропойска, и поразил его наголову, взял всю артиллерию и обоз, на которые так надеялся Карл. «Сия у нас победа,- по словам Петра, - может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же еще гораздо меньшим число пред неприятелем: тут первая проба солдатская была». Карл вошел в Украину. Малороссийский гетман Мазепа перешел на его сторону, перешли на его сторону запорожские казаки; но масса народная в Малороссии осталась верна русскому царю».

1) Ливонская

2) Смоленская

3) Северная

4) Семилетняя

А21. Кто из названных лиц мог стать российской императрицей, лишь подписав «кондиции»?

1) Екатерина I

2) Екатерина II

3) Анна Иоанновна

4) Анна Леопольдовна

А22. Кто из названных деятелей культуры XVIII в. были литераторами?

А) В.К. Тредиаковский

Б) Ф.Г. Волков

В) Г.Р. Державин

Г) Д.И. Фонвизин

Д) И.П. Аргунов

Е) Ф.И. Шубин

Укажите верный ответ.

А23. Обострение восточного вопроса во внешней политике России во второй половине XVIII в. было вызвано

1) ухудшением русско-иранских отношений

2) стремлением европейских государств к захвату восточных территорий России

3) стремлением России получить выход к берегам Черного и Азовского морей

4) стремлением России утвердиться в Средней Азии

А24. Политическая и экономическая борьба между «священством» и «царством» в XVIII в. завершилась

1) в пользу «священства»

2) в пользу «царства»

3) компромиссом власти и церкви

4) отделением церкви от государства

А25. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.И. Павленко и укажите, о чьем воцарении идет речь в документе.

«…отличительная черта переворота состояла в его антинемецкой направленности… Имя … становилось символом русского начала и восстановления величия России, частично утраченного после Петра Великого. Переворот положил конец немецкому засилью и вызвал ликование, выплеснувшееся далеко за пределы гвардейских казарм.

… особенность заговора заключалась также в активном участии в нем иностранных государств, заинтересованных в смене ориентаций внешней политики России. В свержении Брауншвейгской фамилии были прямо заинтересованы Швеция и Франция…»

1) Екатерины I

2) Елизаветы Петровны

3) Анны Иоанновны

4) Екатерины II

А26. Кто из названных сподвижников Петра I стал светлейшим князем, «полудержавным властелином», а после смерти царя был лишен чинов и наград и отправлен в ссылку?

1) Ф.Я. Лефорт

2) Ф.М. Апраксин

3) А.Д. Меньшиков

4) Б.П. Шереметев

А27. Какие из названных ниже понятий, терминов характеризуют развитие русской культуры в XVIII в.?

А) модерн

Б) сентиментализм

В) классицизм

Г) фреска

Д) барокко

Е) передвижники

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) БВД 3) ВГД 4) ГДЕ

А28. Какие из названных мероприятий относятся к внутренней политике Екатерины II?

1) создание Вольного экономического общества

2) образование Негласного комитета

3) создание Государственного совета

4) образование Верховного тайного совета

А29. Россия стала называться империей

А30. Кто из названных лиц возглавил восстание в 1707-1708 гг.?

1) Степан Разин

2) Емельян Пугачев

3) Кондратий Булавин

4) Иван Болотников

Часть 2

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) присоединение Крыма к Российской империи

Б) заключение Ништадтского мира

В) Синопское морское сражение

Г) Полтавская битва

В2. Какие три имени исторических личностей из перечисленных ниже относятся к XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Б. Морозов 4) Б. Хмельницкий

2) Е. Пугачев 5) И. Шувалов

3) С. Разин 6) К. Разумовский

В3. Установите соответствие между терминами и временем их появления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

^ ТЕРМИНЫ ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ

А) заповедные годы 1) XIX в.

Б) подушная подать 2) XVI в.

В) отмена урочных лет 3) XV в.

Г) Юрьев день 4) XVII в.

В4. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите, при ком из правителей был создан орган, о котором идет речь.

«Верховный тайный совет был создан указом … от 8 февраля 1726 г. в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства. Вначале состоял из 7 членов, из которых А.Д. Меньшиков, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, А.И. Остерман, П.А. Толстой выдвинулись при Петре I. Результатом компромисса с родовой знатью было включение князя Д.М. Голицина, представлявшего интересы родовой знати. Формально этот орган имел совещательный характер, но фактически решал все государственные дела. Коллегии находились под его контролем. Роль Сената существенно ограничилась, его с тех пор стали называть «Высоким», а не «Правительствующим».

Ответ:____________________________________________________________.

В5. Установите соответствие между именами современников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

^ ИМЕНА ИМЕНА

А) царь Алексей Михайлович 1) А. Курбский

Б) император Петр I 2) А. Меншиков

В) царь Иван IV 3) Н. Панин

Г) император Павел I 4) А. Ордин-Нащокин

5) С. Витте

В6. Прочтите отрывок из «Русских ведомостей» 1899 г. и напишите имя художника, о котором идет речь.

«В этом году у «передвижников» есть своя заглавная картина и свой первенствующий художник. Картина историческая – «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». Автор – художник первоклассный и весьма популярный… На полотне нельзя нагляднее изобразить торжества и влияния идей известного порядка: дисциплины, увлечения, преданности и какой-то гармонии, свойственной духу и темпераменту русского солдата».

В7. Какие три имени государственных деятелей из перечисленных ниже относятся к XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) А. Ордин-Нащокин

2) П. Киселев

3) И. Шувалов

4) Н. Панин

5) П. Пален

6) Н. Милютин

В8. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца казни одного из руководителей крестьянского движения и напишите его имя.

«Не успела колесница подъехать с злодеем к эшафоту, как схватили его с ней и, взведя по лестнице на верх оного, поставили на краю восточного его блока, против самых нас… Он стоял в длинном нагольном овчинном тулупе, почти в онемении и сам вне себя и только что крестился и молился. Вид и образ его показался мне совсем не соответствующим таким деяниям, какие производил сей изверг… Бородка небольшая, волосы всклокоченные и весь вид, ничего не значивший и столь мало похожий на покойного императора Петра Третьего, которого случалось мне так много раз и так близко видеть…»

Ответ:___________________________________________________________ .

В9. Какие три сподвижника из перечисленных ниже относятся к царствованию Петра I? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Я. Брюс

2) А. Меншиков

3) А. Орлов

4) Г. Державин

5) Г. Потемкин

6) Ф. Лефорт

В10. Установите соответствие между именами монархов и понятиями, связанными с их правлением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

^ ИМЕНА МОНАРХОВ ПОНЯТИЯ

А) Павел I 1) теория официальной народности

Б) Александр I 2) контрреформы

В) Александр III 3) трёхдневная барщина

Г) Николай I 4) Негласный комитет

5) подушная подать

С1. Назовите основные задачи политики «просвещенного абсолютизма», проводимой Екатериной II (не менее трех задач). Приведите не менее трех примеров проявления этой политики.

С2. Ниже приведены две точки зрения на преобразования эпохи Петра I:

1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России в XVII в.

2. Все новации России в XVIII в. связаны только с именем Петра I. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С3. Сравните структуру государственных органов в России в первой половине XVIII в. и первой половине XIX в. Укажите не менее двух общих характеристик и не менее двух различий.

- ………………………………………………………………………………….

Различия

- ………………………………………..

- ………………………………………..

- ………………………………………..

- ………………………………………..

- ………………………………………..

- ………………………………………..

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С4-С6. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

^ Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова.

« Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»…

Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава которую создала себе императрица, ее решительный характер, ее способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.

…Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха ее царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов…

Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей – максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил еще Петр Великий.

…Законодательные акты Екатерины надолго пережили ее и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

С4. О каком хронологическом периоде в истории России идет речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошел в историю этот период?

С5. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырех реформ).

С7. Назовите основные итоги внешней политики России во второй половине XVIII в. (не менее трех итогов). Приведите примеры (не менее трех примеров) военных триумфов России этого периода времени.

Контрольный срез по истории России XVIII век в 11 классе

За I полугодие 2009-2010 учебного года МОУ «СОШ № 23»

Вариант 2

Часть 2

А1. Правление Екатерины II началось в

1) 1741 г. 3) 1762 г.

2) 1755 г. 4) 1771 г.

А2. Московский университет был основан в

1) 1755 г. 3) 1725 г.

2) 1687 г. 4) 1701 г.

А3. Крым вошел в состав России в

1) XVI в. 3) XVIII в.

2) XVII в. 4) XIX в.

А4. Эпоха дворцовых переворотов в России приходится на

1) 20-60-е годы XVIII в.

2) конец XVII в.

3) середину XIX в.

4) конец XIX в.

А5. С разделами Речи Посполитой связаны даты

1) 1703 г., 1709 г., 1721 г.

2) 1730 г., 1741 г., 1762 г.

3) 1767 г., 1775 г., 1785 г.

4) 1772 г., 1793 г., 1795 г.

А6. Какое событие завершилось в 1763 г.?

1) Семилетняя война

2) присоединение Крыма к России

3) разделы Речи Посполитой

4) восстание под предводительством Е. Пугачева

А7. С какими из названных событий связаны даты: 1606-1607 гг., 1670-1671 гг., 1773-1775 гг.?

1) крестьянско-казацкими восстаниями

2) этапами закрепощения крестьян

3) разделами Речи Посполитой

4) войнами за выход к морю

А8. В каком из приведенных рядов перечислены даты войн России со Швецией?

1) 1700-1721 гг., 1788-1790 гг.

2) 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.

3) 1813-1814 гг., 1816-1818 гг.

4) 1848-1849 гг., 1853-1856 гг.

А9. Какое из перечисленных ниже событий XVIII в. произошло ранее других?

1) смерть Анны Иоанновны

2) восшествие на престол Петра II

3) начало опалы А.С. Меншикова

4) начало Семилетней войны

А10. Какое из перечисленных ниже событий произошло ранее других?

1) сражение под Аустерлицем

2) переход Суворова через Альпы

3) присоединение России к континентальной блокаде Англии

4) Тильзитский мир

А11. Какое из перечисленных событий произошло позднее других?

1) начало правления Елизаветы Петровны

2) «Великое посольство» Петра I в Европу

3) вхождение Украины в состав России

4) учреждение патриаршества

А12. Какое из перечисленных событий произошло в России в XVIII в.?

1) создание Славяно-греко-латинской академии

2) открытие Высших женских курсов

3) открытие Царскосельского лицея

4) основание Московского университета

А13. «Ничтожные наследники северного исполина» - так отзывался А.С. Пушкин о преемниках

1) Петра I

2) Павла I

3) Николая I

4) Петра III

А14. Самое крупное народное выступление XVII – XVIII вв. состоялось под предводительством

1) Ивана Болотникова

2) Степана Разина

3) Кондратия Булавина

4) Емельяна Пугачева

А15. К памятникам архитектуры XVIII в. относится

1) дом Пашкова в Москве

2) Успенский собор в Кремле

А16. Учреждение Вольного экономического общества связано с

1) политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II

2) реформами Петра I

3) реформами Избранной рады

4) внутренней политикой Павла I

А17. Кто из названных лиц был государственным деятелем XVIII в.?

1) Г. Потемкин

2) И. Пересветов

3) А. Ордин-Нащокин

4) А. Адашев

А18. Московский университет был открыт по инициативе

1) Петра I

2) Екатерины II

3) М.В. Ломоносова

4) М.М. Сперанского

А19. К памятникам архитектуры XVIII в. относится

1) собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге

2) Успенский собор в Кремле

3) храм Василия Блаженного в Москве

4) храм Святой Софии в Новгороде

А20. Княгиня Е.Р. Дашкова

1) известная актриса

2) первая женщина-математик

3) президент Российской Академии наук

4) первая жена Петра I

А21. За кого из русских монархов выдавал себя Емельян Пугачев?

1) Павла I

2) Петра II

3) Ивана Антоновича

4) Петра III

А22. Какой из перечисленных архитектурных памятников был построен по проекту В.И. Баженова?

1) Зимний дворец

2) здание Благородного собрания в Москве

3) дом Пашкова

4) Останкинский дворец

А23. В XVIII в. русские войска вступили в Берлин в ходе

1) Семилетней войны

2) Северной войны

3) походов Суворова

4) походов Ушакова

А24. Крепость Измаил была взята русскими войсками в ходе

1) русского-турецкой войны 1768-1774 гг.

2) русско- турецкой войны 1787-1791 гг.

3) итальянского похода Суворова

4) Семилетней войны

А25. В ходе Семилетней войны произошло сражение при

2) Синопе

3) Кромах

4) Кунерсдорфе

А26. В царствование Павла I был принят документ

1) указ «О трехдневной барщине»

2) «Жалованная грамота городам»

3) «Табель о рангах»

4) «Судебник»

А27. Политику Екатерины II отражает событие

1) ликвидация гетманства на Украине

2) учреждение Сената

3) ликвидация патриаршества

4) учреждение Синода

А28. Какое событие произошло во второй половине XVIII в.?

1) присоединение Правобережной Украины и Белоруссии

2) присоединение Восточной Сибири

3) участие в Северной войне

4) участие в Ливонской войне

А29. Какое событие произошло во второй половине XVIII в.?

1) участие в разделе Речи Посполитой

2) присоединение Западной Сибири

3) присоединение Казанского и Астраханского ханств к России

4) Прутский поход

А30. Укажите верное соответствие между именем правительницы России и органом власти, созданным в ее правление

1) Екатерина I – Кабинет министров

2) Анна Иоанновна – Конференция при высочайшем дворе

3) Елизавета I – Верховный тайный совет

4) Екатерина II – Уложенная комиссия

Часть 2

В1. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями с их участием. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

^ УЧАСТНИК СОБЫТИЕ

А) Дмитрий Боброк 1) освобождение Москвы от поляков в 1612 г.

Б) Кузьма Минин 2) Куликовская битва

В) гетман Мазепа 3) «стояние» на Угре

Г) князь Потемкин 4) Северная война

5) присоединение Крыма

В2. Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

^ ДАТА СОБЫТИЕ

А) 1613 г. 1) открытие Академии наук

Б) 1654 г. 2) созыв Уложенной комиссии

В) 1767 г. 3) избрание Михаила Романова на царство

Г) 1785 г. 4) вхождение Украины в состав России

5) принятие «Жалованной грамоты городам»

В3. Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

^ ДАТА СОБЫТИЕ

А) 1581 г. 1) Северная война

Б) 1682 г. 2) издание указа о «заповедных летах»

В) 1755 г. 3) начало правления Петра I

Г) 1774 г. 4) заключение Кючук- Кайнарджийского мира

5) открытие Московского университета

В4. Расположите имена исторических лиц в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

А) Б. Хмельницкий

Б) Г. Отрепьев

В) К. Булавин

Г) Г. Потемкин

В5. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) начало царствования Петра I

Б) провозглашение России империей

В) принятие Соборного уложения

Г) итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова

В6. Расположите документы XVIII в. в хронологическом порядке их издания. Запишите буквы, которыми обозначены документы, в правильной последовательности в таблицу.

А) указ «О секуляризации церковных земель»

Б) «Табель о рангах»

В) указ «О единонаследии»

Г) «Манифест о вольности дворянской»

В7. В приведенном ниже списке представлены имена полководцев и флотоводцев России XVIII и XIX вв. Выберите из списка имена, относящиеся к XVIII в. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Михаил Скобелев

2) Иван Гурко

3) Александр Суворов

4) Петр Багратион

5) Федор Ушаков

6) Петр Румянцев

В8. В приведенном ниже списке представлены имена деятелей русской культуры. Выберите из списка имена, относящиеся к XVIII в. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) А.Н. Радищев

2) И.П. Кулибин

3) М.И. Глинка

4) Д.И. Фонвизин

5) В.Г. Перов

6) О.А. Кипренский

В9. В приведенном ниже списке представлены события российской истории. Выберите из списка события, относящиеся к XVIII в. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости

2) открытие первого общедоступного театра

3) открытие Казанского университета

4) введение рекрутской повинности

5) создание военных поселений

6) Семилетняя война

В10. Расположите имена исторических лиц в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

А) Елена Глинская

Б) Елизавета Петровна

В) Софья Палеолог

Г) царевна Софья

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

^ Из труда историка В.Н. Балязина.

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизировали этот век: он начался правлением Петра I Великого и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».

В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.

Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А.В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».

С1. О каком столетии идет речь в документе? Что имел в виду историк, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой?

С2. Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания истории?

С3. На основе знаний текста документа и курса истории укажите, в чем состояла преемственность царствований Петра I и Екатерины II.

С4. Назовите не менее двух основных положений, составляющих содержание понятия «просвещенный абсолютизм».

Приведите не менее трех фактов из истории России XVIII – начала XIX в., свидетельствующих о стремлении монархов придать своей власти такой вид.

С5. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Во второй половине XVIII в. в Россию стали проникать идеи политики «просвещенного абсолютизма». В чем выразилась противоречивость такой политики?

С6. Охарактеризуйте основные события, связанные с дворцовыми переворотами второй четверти 1720-1760-х гг. В чем состояли их причины и следствия.

С7. Сравните положение дворянства при Петре I и Екатерине II. Укажите, что в этом положении было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

- ………………………………………………………………………………….

- ………………………………………………………………………………….

Различия

- ………………………………………..

- ………………………………………..

- ………………………………………..

- ………………………………………..

- ………………………………………..

- ………………………………………..

Ключ к контрольному срезу по истории России 18в.

Вариант 1

Часть 1 и 2.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: