Функции государства внешнеполитическая правоохранительная. Мораль, политика и правоохранительная деятельность. Что такое государство

А.В. МАЛЬКО, доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, В.А. ТЕРЕХИН, кандидат юридических наук, зав. кафедрой правосудия Пензенского государственного университета, заслуженный юрист Российской Федерации Исследуются проблемы функционирования правоохранительной системы Российской Федерации; делаются выводы о том, что она находится в состоянии глубокого кризиса...

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Страницы в журнале: 3-8

А.В. МАЛЬКО,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации,

В.А. ТЕРЕХИН,

кандидат юридических наук, зав. кафедрой правосудия Пензенского государственного университета, заслуженный юрист Российской Федерации

Исследуются проблемы функционирования правоохранительной системы Российской Федерации; делаются выводы о том, что она находится в состоянии глубокого кризиса; предлагаются меры по ее реформированию, формированию и реализации правоохранительной политики как основы всех процессов модернизации.

Ключевые слова: правоохранительные органы, правоохранительная система, правоохранительная деятельность, модернизация, правоохранительная политика.

Law-enforcement policy as a basis for development of law-enforcement activities

Malko A., Teryokhin V.

The law-enforcement system functioning of the Russian Federation is studied in the article. The authors come to the conclusion that it is in deep crisis at the moment. Since the law-enforcement policy turns out to be the basis of all the development processes, a set of steps is proposed to its administration, formation and reformation.

Keywords: law-enforcement agencies, law-enforcement system, law-enforcement activities, development, law-enforcement policy.

Крайне негативные события последнего времени, связанные с чередой правонарушений сотрудников Министерства внутренних дел РФ (массовые «зачистки» в Благовещенске, убийство подростка в Тыве и журналиста в Томске, расстрел майором Евсюковым мирных жителей в Москве, беспрецедентная спецоперация по созданию «живого щита» из частных машин на Московской кольцевой автодороге, задержание за поборы всей роты работников ГИБДД в Астрахани, фальсификация уголовных и административных дел в отношении невиновных граждан многих регионов страны), породили в российском общественном сознании серьезные сомнения в способности этих органов выполнять правозащитную функцию государства.

Кроме того, в центральных средствах массовой информации появились публикации с выводами не только об отчуждении милиции от общества, а о прямом их противостоянии. Сложился юридический парадокс, главное противоречие современности: сотрудники этих служб «видят свою задачу в том, чтобы “защитить” себя, в крайнем случае - свои корпоративные интересы, а не граждан». Раздаются призывы, в том числе от депутатов Госдумы, об упразднении МВД, создании народных дружин «для защиты населения от милиции», а министр внутренних дел «разрешил обороняться от милиционеров».

Наряду с этим ежедневно сообщаемый СМИ поток информации о коррупции во всех властных структурах, о многочисленных нарушениях социально-экономических прав, системных попраниях прав детей, оставшихся без попечения родителей, явных и грубых пренебрежениях действующими стандартами эксплуатации особо опасных объектов жизнедеятельности отчетливо показывают, с одной стороны, абсолютную беззащитность человека, а с другой - слабость и неэффективность отечественного механизма правоохранения.

По многим экспертным оценкам, вся правоохранительная система страны находится в состоянии глубокого и системного кризиса. Она не способна в новых условиях полноценно выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению юридической безопасности наших граждан, общественных и государственных интересов. Наступила профессиональная и нравственная деформация многих представителей соответствующих структур. Возник очевидный конфликт их личных и общественных интересов. Ко всему блоку правоохранения, похоже, подорвано доверие со стороны общества. Так, согласно социологическим исследованиям аналитического центра Ю. Левады, сейчас «в зоне доверия находятся только три очень устойчивых института: Путин и Медведев, армия и церковь… а милиция, суд, политические партии, прокуратура, депутатский корпус оцениваются людьми крайне негативно и пользуются преимущественным недоверием».

Поэтому вовсе не случайно, что Президент РФ 18 февраля 2010 г. издал Указ № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел». По сути, в этом правовом акте речь идет о начале преобразований одного из важнейших направлений государственной деятельности. Чуть ранее, в 2007 году, проведены структурные изменения в прокуратуре РФ, при которой образован Следственный комитет (Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”»), а в 2008 году Президент РФ объявил о начале очередного этапа реформирования судебной системы (распоряжение Президента РФ от 20.05.2008 № 279-рп «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе»).

В связи с этим возникает естественный вопрос: может ли реализация намечаемых мер привести к улучшению состояния правоохранительной деятельности? На поставленный вопрос, вероятнее всего, последует утвердительный ответ. А вернее, это в какой-то степени будет способствовать изменению сложившейся ныне ситуации.

В то же время нетрудно предположить, что модернизация государственных сфер, указанных в названных юридических актах, сама по себе не приведет к радикальным переменам, существенному повышению эффективности всего правоохранительного комплекса и ожидаемым обществом высоким результатам. И это объясняется тем, что принятые решения, как видно из их содержания, имеют строго предметный, условно говоря, ведомственный характер. Диапазон и объем реформаторских мероприятий носит несколько точечный, ограниченный характер. Он не затрагивает всей правоохранительной системы и изолирован от многих других проблем правоохранительной деятельности.

На наш взгляд, одним из важных и непременных условий преодоления столь масштабных и глубинных социальных и правовых явлений выступает концептуальный подход. Поэтому требуются соответствующие усилия, системная и последовательная работа по формированию и осуществлению доктринальных основ в сфере охраны права, правовых ценностей. Другими словами, нужна государственная правоохранительная политика. А на ее базе можно более успешно решать задачи повышения эффективности всей правоохранительной деятельности, обеспечения прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Правоохранительная политика, безусловно, должна стать одной из разновидностей хорошо продуманной, официально принятой и активно реализуемой в обществе правовой политики. Иначе говоря, правоохранительная политика - одна из составляющих более емкого и широкого понятия, каковым является правовая политика вообще.

Отметим, что, в отличие от правовой политики в целом, к которой в последнее время привлечено внимание многих ученых, проблемы правоохранительной политики до последнего времени должным образом не изучались. Поэтому сегодня отмечается слабая проработанность и дискуссионность многих концептуальных основ этого правового феномена. Так, в юридической науке не имеется единого мнения о понятии и содержании таких базовых правовых категорий, как правоохранительные органы, правоохранительная система, правоохранительный механизм, правоохранительная деятельность, сфера и субъекты ее осуществления и т. д. Также не существует общего научного подхода к содержанию юридического термина «охрана», его соотношения с близкими правовыми категориями «защита», «обеспечение», «реализация прав и свобод личности». Тем более мы не располагаем устоявшимися научными представлениями о правоохранительной политике, ее содержании, приоритетных направлениях реализации. А пока идут споры представителей науки, практикующих юристов, криминальная ситуация стала реальным фактором, угрожающим национальной безопасности России. Права и свободы наших сограждан, как уже отмечалось, существенно и системно нарушаются во многих других областях общественных отношений.

Сказанное еще раз подчеркивает значимость разработки и реализации официальной правоохранительной политики и ее концепции, отвечающей современным социальным реалиям и учитывающей как собственный исторический опыт, так и достижения мировой практики. Концепция - это не только свод теоретических идей, но и своего рода программа конкретных действий. А как показывает практика социального управления последних лет, именно программно-целевой метод позволяет результативно решать поставленные задачи, добиваться намеченных целей.

Как известно, в зависимости от функций права правовая политика может подразделяться на праворегулятивную и правоохранительную. Если первая призвана содействовать осуществлению регулятивной функции права, созданию предпосылок для гармоничного развития общественных отношений, то вторая - придать общий алгоритм деяниям всех субъектов правоохранительной деятельности, мобилизовать их на более эффективное выполнение охранительной функции права. Правоохранительная политика объединяет все имеющиеся субъекты правоохранения в правоохранительную систему.

Охранительная функция права требует к себе постоянного внимания со стороны государственных и негосударственных правоохранительных структур. А они для эффективного осуществления своих полномочий должны так или иначе участвовать в формировании и реализации правоохранительной политики.

Если данная функция не срабатывает, что наблюдается в современной России, то, как показывает юридическая практика, не срабатывает и правовая система в целом. Роль правоохранительной политики заключается в том, чтобы отладить, в полной мере восстановить охранительную функцию права, сделать право более защищенным от вызовов и угроз современности.

На наш взгляд, в самом общем виде правоохранительную политику можно определить как научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных институтов по повышению эффективности охранительной функции права, выстраиванию полноценной правоохранительной системы, совершенствованию правоохранительной деятельности в целях обеспечения прав и законных интересов личности, общества и государства.

Правоохранительная политика имеет вполне конкретное содержание, цели, задачи, функции, приоритетные направления. Она базируется на определенных принципах.

Ее сущность заключается в выработке и практической реализации охранительных идей и целей стратегического свойства.

В основе этой политики заложены интеграционные начала. В силу своей природы она способна объединить для достижения общих правоохранительных задач многие разновидности правовой политики: правотворческую, правоприменительную, судебно-правовую, уголовно-правовую, процессуально-правовую, финансово-правовую.

В практическом аспекте данная политика представляет собой разностороннюю деятельность многих субъектов, направленную на решение широкого круга правоохранительных задач, таких как:

1) повышение эффективности правового регулирования этой сферы;

2) организация работоспособного механизма правоохранения;

3) координация и взаимодействие правоохранительных структур;

4) формирование их кадрового состава;

5) совершенствование собственно правоохранительной деятельности - борьба с преступностью и другими правонарушениями, контрольно-надзорные функции, правосудие и другие направления;

6) разработка и реализация превентивных мер;

7) формирование правоохранительной культуры государственных служащих и законопослушной личности и т. д.

На концептуальном уровне, по нашему мнению, требует детальной проработки вопрос о субъектах правоохранительной политики и соответствующей деятельности. И если в формировании правоохранительной политики могут принимать участие бесчисленное количество юридических и физических лиц, включая граждан, то реально выполнять функции правоохранения вправе отнюдь не многие.

Несомненно, правоохранительная политика не должна сводиться к уголовно-правовой политике. Сфера ее интересов не ограничивается только криминальной средой, а объектами ее охранения являются все области социальных связей, урегулированные правом. Зачастую нарушением, например, экологических, строительных, медицинских, трудовых, жилищных норм порой причиняется не меньший социальный вред, чем преступлением.

В современной теории права выделяется государственная и негосударственная правоохранительная деятельность. Последнюю осуществляют многие социальные образования, выполняющие функции защиты прав и свобод личности, охраны общественного порядка, разрешения определенных юридических споров.

Вместе с тем решение задач, связанных с правоохранением, Конституция РФ непосредственно возлагает на государство. Как верно акцентирует внимание Е.А. Лукашева, необходимым условием обеспечения прав человека является совершенствование деятельности государства и его органов.

В юридической науке сложилось условное деление органов государства на две большие группы: во-первых, это органы, для которых обеспечение прав человека является важным, но не основным видом деятельности, во-вторых, органы, осуществляющие правоохранительную деятельность как основную. Органы, входящие во вторую группу, считаются специализированными и называются правоохранительными органами. Они стали центральным звеном правоохранительной системы.

В законодательстве не имеется дефинитивных норм, раскрывающих понятие «правоохранительные органы», поэтому оно нарабатывается юридической доктриной. В науке к ним традиционно относят специальные органы по борьбе с правонарушениями (преступностью), органы, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, и ряд других.

Отдельного обсуждения заслуживает роль суда в формировании и реализации правоохранительной политики. На первый взгляд в такой постановке этот вопрос не представляет каких-то сложностей. Суд как орган государственной власти в силу выполняемых им функций по правоприменению, правоинтерпретации и правотворчеству, несомненно, формирует судебную, правоохранительную и в целом правовую политику государства. Однако проблема заключается в том, что вот уже длительное время в юридической науке остается неопределенным статус суда как субъекта правоохранительной деятельности. Среди ученых и практиков укрепилось мнение о том, что суд не может рассматриваться в качестве одного из правоохранительных органов и не входит в их систему.

Однако с такой точкой зрения вряд ли можно согласиться. По нашему мнению, термин «правоохранительные органы» является собирательным, и к таким органам как раз-то по смыслу и сути их деятельности относится и суд. Располагая основным юридическим средством - действующим законодательством - и осуществляя от имени государства особые полномочия, суд выполняет охрану прав и свобод граждан, интересов общества и государства. По меткому замечанию И.Л. Петрухина, «в известном смысле суды - еще более правоохранительные органы, чем прокуратура, МВД и ФСБ». С позиций функционального подхода, как отмечает М.И. Байтин, суды были и остаются органами, специально созданными для охраны права, законности и правопорядка, т. е. правоохранительными органами. Здесь, видимо, уместно вспомнить слова видного ученого-юриста XIX века Н.М. Коркунова: дело судебной власти - «охранять существующее право».

Основной довод оппонентов, утверждающих, что суд осуществляет не охрану, а защиту уже нарушенных прав, а потому не выполняет функции правоохранения, с нашей точки зрения, ни в коей мере не может поколебать статуса суда как субъекта правоохранительной деятельности. На наш взгляд, понятие «защита» является составной частью более широких по содержанию терминов, каковыми являются «охрана» и «обеспечение» прав и свобод человека. Кроме того, суд в современных условиях не только восстанавливает нарушенные или оспариваемые права личности, но и осуществляет профилактическую, воспитательную и даже в определенных случаях, казалось бы, несвойственную для нашей правовой системы функцию - правотворческую. Во всяком случае принятое недавно определение КС РФ от 19.11.2009 № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях””», которым он вместо законодательного органа страны, по существу, отменил такой вид уголовного наказания, как смертная казнь, не оставляет каких-либо в этом сомнений. И фактически в современной России формируется прецедентное право.

То есть правоохранительная деятельность суда начинается не с восстановления уже нарушенных прав, а на более ранней стадии.

Поэтому проблемы осуществления судебно-правовой политики и функционирования судебной системы, с нашей точки зрения, могут стать составной частью концепции правоохранительной политики. Причем здесь следует учесть и существующие весьма острые дефекты исполнения судебных актов. Европейский суд по правам человека неоднократно в принимаемых решениях записывал, что судебные процедуры по защите прав человека не могут считаться завершенными, если принятое судом решение реально не исполнено.

Активными субъектами правоохранительной деятельности, по нашему мнению, должны стать новые для современной России государственные институты. Такие, например, как Уполномоченный по правам человека, Федеральная служба финансового мониторинга, создаваемые в рамках Министерства юстиции РФ юридические бюро для оказания правовой помощи населению. Кстати, эти бюро как государственные учреждения стали прообразом зарождающейся сейчас государственной адвокатуры.

Теперь кратко остановимся на некоторых, на наш взгляд, приоритетных направлениях правоохранительной политики и модернизации этой системы.

Безусловно, таковым должно стать совершенствование организационно-правовых основ контроля и борьбы с преступностью, и прежде всего с наиболее опасными формами ее проявления: организованной преступностью, в том числе преступными сообществами, коррупцией и казнокрадством, незаконным оборотом наркотических средств, террористическими проявлениями, преступностью среди несовершеннолетних как питательной среды ее наиболее опасных форм.

Одним из основных направлений данной политики должна стать координация всех субъектов правоохранительной деятельности и особенно специальных служб, устранение у них избыточных и дублирующих функций. Недавно Президент РФ на коллегии Генпрокуратуры возложил вину за провалы в МВД и на надзорные органы. Видимо, выполняемая прокуратурой РФ функция координации правоохранительных органов не совсем срабатывает. И требуются дополнительные меры на уровне государственной политики по преодолению разобщенности различных ведомств, усилению их взаимодействия, объединению сил и средств для выполнения общих задач правоохранения.

Достаточно сложной стала проблема разработки единых критериев эффективности правоохранительной деятельности. К сожалению, действующие показатели оценки специальных структур во многом формальны и не отражают истинного положения достижения ими социально полезных целей. В них во многом доминируют корпоративные начала. В то же время весьма отрадно, что в последние годы в обществе активно обсуждается проблема совершенствования критериев оценки правоохранительной системы. Думается, что здесь нужно уйти от формально-количественного подхода, а показатели эффективности правоохранительной деятельности должны быть ориентированы не на ведомственные, а на общегосударственные, общественные интересы.

Следует внести серьезные коррективы в кадровую политику. На этой основе разработать и принять федеральный закон «О правоохранительной службе в Российской Федерации». Ведь ни для кого не секрет, что отмечаемые среди сотрудников этой сферы деятельности негативные явления возникли не сегодня, а уходят своими корнями в 90-е годы прошлого столетия, когда из этих органов по определенным причинам ушли профессионалы, полностью разрушены и до сих пор не восстановлены основы комплектования соответствующих структур, и особенно в МВД. Как недавно заметил бывший начальник ГУВД Москвы В. Пронин, «на протяжении многих последних лет мы проводили не отбор в систему органов внутренних дел, а набор». Представляется, что сейчас следует бороться не со следствием возникших проблем, а с причинами. Поэтому требуются реальные и действенные меры по отбору, профессиональной подготовке и переподготовке личного состава, повышению правового статуса сотрудников. Их уровень материального, бытового и социального обеспечения должен быть достойным, соответствовать возлагаемой на них высокой ответственности, а служба в органах - престижной. И несомненно, надо решить задачу по восстановлению и повышению к ним уровня доверия и поддержки со стороны общества.

Обеспечение результативной работы всего механизма правоохранения невозможно без надежно функционирующего контроля со стороны общества, а также развития принципа публичности (транспарентности) деятельности этих органов. Их закрытость - питательная среда для коррупции, злоупотреблений и принятия незаконных решений, нарушающих или ущемляющих права и законные интересы граждан. С 1 июля 2010 г. вступил в действие Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Он, конечно, будет способствовать максимально возможной открытости всей сферы судебной деятельности и в большей мере гарантировать обеспечение справедливого правосудия. Сейчас необходимо разработать и принять еще один правовой акт, с тем чтобы регламентировать принцип публичности в деятельности других органов правоохранения.

В заключение отметим: правоохранительная система современной России играет ведущую роль в выполнении правозащитной функции государства, установлении гармоничных отношений личности и власти. Основой выхода ее из состояния кризиса и повышения эффективности правоохранительной деятельности может стать правоохранительная политика, которую следует формировать общими усилиями ученых и практиков, всех тех, кто заинтересован в дальнейшем правовом и демократическом развитии нашего общества.

Библиография

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 09-06-00156а).

2 См. подробнее: Гареев М. За избиение ОМОНом 300 человек милицейское начальство получило условные сроки // Комсомольская правда. 2010. 6 марта; Красноперов А. Отрезвление // Новая газета. 2010. 20 янв.; Голованов Д. Отрикошетило. Глава МВД Тувы лишился поста из-за своего подчиненного // Российская газета. 2009. 27 окт.; Качкаева Э., Низамов Р. Во время оглашения приговора Евсюков прятал глаза от своих жертв // Комсомольская правда. 2010. 20 февр. и др.

3 О понятии правозащитной функции см. подробнее: Мирзоев Г. Защита прав человека и роль правоохранительной системы государства в ее обеспечении // Уголовное право. 2006. № 3. С. 114.

4 Радзиховский Л. Изменить нельзя? // Российская газета. 2009. 1 дек.; Александров Г. Им можно все? // Аргументы и факты. 2010. 17-23 марта; Овчинников А., Рябцев А. Нургалиев разрешил обороняться от милиционеров // Комсомольская правда. 2009. 28 нояб.

5 Радзиховский Л. Указ. раб.

6 См., например: Раичев Д. Мэра пресечение. Глава Смоленска, его заместитель и охранник обвиняются в вымогательстве взятки // Российская газета. 2010. 1 марта; Ямшанов Б. Рецепт от Генпрокурора. Юрий Чайка ужесточает контроль за игорными заведениями, зарплатами и чиновниками // Там же. 12 янв.; Батурин Ю. Помощь сиротам и беспризорникам // Парламентская газета. 2009. 18 дек.

7 Гудков Л. У власти в запасе есть год // Улица Московская. 2009. 30 апр.; Журавлева А. Моя милиция не меня бережет // Парламентская газета. 2009. 25 дек.; Иванов В. За правдой - в Европейский суд. Только 17% россиян доверяют отечественному судопроизводству // Московский комсомолец. 2008. 21-28 мая.

8 См.: Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / Под. ред. А.В. Малько. - М., 2008. С. 36.

9 См. подробнее: Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации: Криминологический и уголовно-правовой справочник / Под. ред. А.Я. Сухарева, С.И. Гринько. - М., 2007; Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. - М., 2005; Он же. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России // Госу-

дарство и право. 2004. № 1. С. 5-18; Он же. Коррупция в России // Там же. 2007. № 11. С. 20-27.

10 См., например: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Российская газета. 2008. 14 марта; Выжутович В. Защита Лукина // Там же. 2007. 4 апр.; Нестерова О. За получкой к прокурору // Там же. 2009. 20 янв.; Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Там же. 2010. 9 марта.

11 См.: Лукашева Е.А. Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. 2005. № 5. С. 61-65.

12 См.: Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право: Учеб. - М., 2008. С. 116.

13 См. подробнее: Сулейманов Б.Б. К вопросу о методологических аспектах правоохранительной политики // Проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной политики: Сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / Под. ред. А.В. Малько, В.А. Терехина. - Пенза, 2008. С. 89-93; Мак-Мак В.П. Понятие «правоохранительный орган» (на основе анализа научной и учебной литературы) // Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе: Сб. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2006. С. 141-144; Гайдов В.Б. Правоохранительная система России и ее место в государственном механизме // Полицейское право. 2005. № 3. С. 40-42.

14 См., например: Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации: Учеб. пособие. - М., 1996. С. 3-11; Савельева Т.А. Судебная власть в гражданском процессе: Учеб. пособие. - Саратов, 1997. С. 11; Вдовенков В.М. Актуальные вопросы судоустройства в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2004. С. 15.

15 Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. 2000. № 7. С. 17.

16 См.: Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - Саратов, 2001. С. 295.

17 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб., 2003. С. 325.

19 См.: Вятчанин Н. Погоня за процентами отменяется // Парламентская газета. 2005. 25 нояб.; Лавров А. В МВД собираются отменить «палочную систему» // Комсомольская правда. 2009. 27 нояб.; Демченко В. На бумаге мы все маги. Рашид Нургалиев упраздняет палочную систему в МВД // Известия. 2010. 22 янв.

20 Пронин В. «Мне как начальнику милиции от этих кадров порой аж выть хотелось» // Комсомольская правда. 2010. 6 февр.

Поделитесь статьей с коллегами:

181Сутнисть, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

182Правоохоронни, правозащитные, судебные органы и их роль в реализации государственной правоохранительной политики (государственной политики в сфере охраны порядка)

181 Сущность, особенности и механизмы реализации правоохранительной политики государства

Согласно. Конституции Украины, человек, его жизнь, здоровье, честь, достоинство признано высшей ценностью. Такая задекларованисть определяет содержание и направленность деятельности государства и всех ее орган нов по утверждению, обеспечения и гарантирования прав и свобод человеки.

Для правового демократического государства признание и практическое осуществление прав и свобод человека и гражданина, обеспечения их защиты - одна из приоритетных функций. Правоохранительная функция является ведущей в с системе внутренних функций государства и предусматривает гарантированную защиту прав и свобод граждан путем установления эффективного правового порядка, обеспечения законности, защиты национальной безопасностии.

Правоохранительная функция реализуется через правоохранительную политику государства, которая является составляющей государственной политики

Правоохранительная политика - это отдельный вид деятельности правительства и других общественных институтов общенационального и местного уровней, направленный на:

Защита и охрану конституционных ценностей украинского государства и общества;

Обеспечение принципа верховенства права;

Защита установленных. Конституцией общественного строя, территориальной целостности;

Защита прав и свобод человека, охране правового порядка, восстановления нарушенного права, выявления и расследования преступлений

Суть правоохранительной политики заключается в целенаправленной деятельности властных структур и органов государственного управления различных уровней, направленных на обеспечение правопорядка, как объективной потребности решения развития государства и общества, на предотвращение и пресечение правонарушений.

Важным направлением государственной правоохранительной политики является формирование правовой безопасности, которая является общезначимым ценностью, отвечает интересам общества и граждан. Категория"правовая безопасность"занимает п приоритетное место в системе национальных ценностей. Она является фундаментальным принципом построения правовой системы, отраслей права и их институтов с точки зрения обеспечения безопасного функционирования и развития в общественных отношений. Доминирующим в системе безопасности является создание условий для безопасного существования личности, реализации ее прав и свобод. Следовательно, государство должно гарантировать неукоснительное соблюдение законов, реализ ацию принципа законности, безопасности индивида в обществе, обеспечивать оптимальный баланс между защитой демократических институтов, общих интересов и защитой прав и свобод личности. Эффективная ди яльнисть государства (и общества) по созданию безопасных условий существования обеспечивает естественное функционирование и развитие общественных отношений. Государство должно гарантировать такие средства, способы и формы деятель ности правоохранительных и судебных органов, обеспечивающих соблюдение прав и интересов осиа інтересів осіб.

Государственная правоохранительная политика направлена??также на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, что гарантирует избежание определенных опасностей как для всего общества, так и для отдельных граждан н. Важным является разграничение понятий"общественный порядок"и"общественная безопасность"Общественный порядок это система отношений, совокупность установленных правил, определенный порядок, которые сформировались в обществе и отвечают интересам государства и всех его граждан. Общественная безопасность - это система отношений, которая формируется в процессе предотвращения и устранения угрозы жизни, здоровью граждан, их имуществу. Общественная безопасность - это состояние, когда гражданам не грозит никакая опасность, нет угрозы нарушения нормального функционирования государственных и негосударственных организации недержавних організацій.

Правовыми основами реализации государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства является. Конституция Украины,. Законы Украины:"О милиции","Об оперативно-розыскной ную деятельность","О службе безопасности","О доступе к судебным решениям","О судоустройстве Украины","О. Конституционном. Суде Украины","О прокуратуре","О. Высшем совете юстиции","О государственной исполнительной сл ужбу","Об. Уполномоченном. Верховной. Рады Украины по правам человека","О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц","Об организационно-правовых основах борьбы с организованной с лочиннистю","О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотребления ими","О государственной защите работников суда и правоохранительных органов"Указы. Президента Украины"О. Национальной программе борьбы с коррупцией","О совершенствовании координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и организованной преступностью",. Постановлений и. Кабинета. Министров Украины"О государственной службе охраны при. МВД","Об утверждении типовых положений о службе по делам несовершеннолетних"тощтю",. Постанови. Кабінету. Міністрів. України "Про державну службу охорони при. МВС", "Про затвердження типових положень про службу у справах неповнолітніх" тощо.

Средства, используют органы государственного управления для обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, формирования правовой безопасности, общественной безопасности и общественного порядка, по своему оимы форме и содержанию имеют разносторонний характер и зависят от компетенции органов и места, которое они занимают в системе исполнительной власти. Широкие полномочия в сфере обеспечения прав и свобод гром адян, в формировании безопасности имеет высший орган в системе исполнительной власти -. Кабинет. Министров Украины. Защита прав и свобод человека - приоритетное направление деятельности правительства. Ее исполнение осуществляется по большей шого через процесс руководства и непосредственного контроля за работой министерств, центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, а также путем издания специальных постановлений и распоряжений. Деятельность правительства по реализации прав и свобод граждан, формирование правовой, гражданской безопасности, общественного порядка должно основываться на принципах верховенства права, законности, разделение в государственной, коллегиальности, научности, гласностиості.

Составной государственной правоохранительной политики гарантии (гарантированность) реализации прав и свобод человека и гражданина, предусматривает условия, средства, способы, которые обеспечивают в полном объеме охрану прав и свобод личности. Поэтому спецификой деятельности исполнительной власти относительно прав и свобод граждан является гарантированность их реализации. Ведь провозглашение каких-либо прав и свобод человека и гражданина, даже закрепление их соответствующими правовыми актами государства, ничего не стоит без реальных гарантий осуществления и реализации. Понятие гарантированности означает совокупность объективных и субъективных факторов, направленной правленных на практическую реализацию прав и свобод и на устранение возможных препятствий для их надлежащего осуществленияння.

Гарантии прав человека и гражданина предусматривают обеспеченность мерами, указанными во внутригосударственном и международном законодательстве. Внутригосударственные институты защиты прав граждан - это систем ма социально-экономических, культурных, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственная защита прав человека и гражданина. Важное значение в практической реализации прав и свобод г ромадянина приобретает система специальных юридических гарантий, среди которых ведущее место занимают административно-правовые. Следовательно, юридические гарантии прав и свобод личности, как нормативно-правовые средства их обес печенья, - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативно-правовых и институционально-организационных гарантий обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданинина.

Нормативно-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан - это совокупность правовых норм, определяющих объем прав, свобод, обязанностей граждан, а также средства, установленные для их реализации и и охраны, от нарушений есть это установленные законом и нормами права средства, которыми охраняются и защищаются права граждан, прекращаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права. Инсти туцийних-организационные гарантии обеспечения прав и свобод граждан - это предусмотренные в нормативно-правовых актах общественно-политические институты, на которые возложены соответствующие функции и полномочия по орг анизации и осуществления юридического обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Нормативно-правовые и институционально-организационные гарантии обеспечения прав и свобод - т исно связаны, поскольку в нормативных актах подробно регламентируется деятельность государственных и общественных институтов по организации и осуществлению деятельности, направленной на обеспечение прав и свобобод.

В институционально-организационном аспекте ведущая роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина принадлежит. Президенту Украины, который, согласно ст 102. Конституции Украины, является гарантом прав и сво обод человека и гражданина. Реализация этих полномочий. Президента осуществляется через инициирование законов, издания указов, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Полномочия гл. Ави государства в сфере защиты прав и свобод граждан воплощено в праве вето в отношении принятых. Верховной. Радой Украины законов, в праве. Президента отменять акты. Кабмина, решения глав местных государственных ад министраций, некоторые другие нормативные акты в случае нарушения прав и свобод личности в Украинїні.

Полномочия. Президента, как гаранта прав и свобод человека и гражданина, реализуются также через деятельность таких органов как:. Секретариат. Президента;. Комиссия при. Президенте Украины по вопросам общин пьянства,. Управление по вопросам помилования; отдел писем и приема граждан при. Секретариате. Президента. Основная цель указанных органов - усиление гарантий соблюдения прав общинн.

Институтами, обеспечивающих реализацию гражданских прав и свобод, гарантируют их защиту, является институт. Уполномоченного. Верховной. Рады по правам человека,. Комитет. Верховной. Рады Украины по вопросам правовой пол литики, правоохранительные, правозащитные органы, органы правосудия. Важную правозащитную функцию выполняют негосударственные образования и формирования (общественные правозащитные организации; общественные формирования по х. Орон общественного порядка и государственной границы; правозащитные движения).

Рассмотрим подробнее особенности реализации правоохранительной политики через правоохранительную, правозащитную деятельность и осуществление правосудия

Правоохранительная деятельность направлена??на обеспечение принципа верховенства права в обществе. Правоохранительная деятельность - важная составляющая внутренней государственной политики, общие принципы которой определяет. Верховная. Рада Украины. Правоохранительная деятельность обеспечивает эффективность украинского государстваня.

Приоритетными задачами правоохранительной деятельности являются:

Защита установленного. Конституцией Украины общественного строя государства;

Защита политической системы;

Защита прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, субъектов всех форм собственности;

Противодействие возникновению нежелательных в обществе отношений, конфликтных проявлений

Особое место в системе целей и задач правоохранительной деятельности занимает защита прав и свобод человека, его безопасности, жизни, чести, достоинства, неприкосновенности

Правоохранительная деятельность - это государственная правомерная деятельность, основная цель которой - охрана прав, восстановление нарушенного права

Составной правоохранительной деятельности является специальная правоохранительная деятельность, суть которой заключается в приоритетном выполнении порядка конституционного порядка, национальной безопасности, выявлении, розслидува. Анне, пресечении преступлений, исполнении наказаний. Специальная правоохранительная деятельность реализуется через деятельность спецслужб и является инструментом осуществления руководства государства в решении вопросов политически й, экономической, информационной, финансовой опасностейи.

Правоохранительная деятельность государства осуществляется через систему правоохранительных органов. В. Законе Украины"О государственной защите работников суда и правоохранительных органов"перечислены правоохранительных орга. Ан, к которым относятсях належать:

Органы прокуратуры;

Органы внутренних дел;

Органы службы безопасности;

Органы военной службы правопорядка в. Вооруженных силах Украины;

Таможенные органы;

Органы охраны государственной границы;

Органы и учреждения исполнения наказаний;

Органы государственной налоговой службы;

Органы государственной контрольно-ревизионной службы;

Органы рыбоохраны;

Органы государственной лесной охраны;

Другие органы, осуществляющие правоприменительные или правоохранительные функции

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина характеризуется наличием эффективного правосудия - неотъемлемого атрибута демократического правового государства. Эффективное правосудия - квинтэссенция регуляций ийнои и охранительной функций государства. Через правосудия граждане могут отстаивать свои права. Правосудие - это государственная деятельность, которую осуществляет суд рассмотрением и решением гражданских, уголовных, господа. РСК и административных дел в судебных заседаниях в особой, установленной законом, процессуальной форме. В. Законе Украины мПро судоустройстве Украины"отмечено, что основным назначением суда обес печенья защиты гарантированных. Конституцией прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства. Судебная деятельность является разновидностью юрисдикций - ной деятельности, которой присущи признаки и порядка, и правозащитаавозахисту.

Основная цель судебной деятельности - осуществление правосудия, объединяющая такие формы судопроизводства как конституционное, административное, хозяйственное, гражданское, уголовное. Суды обеспечивающих правовую защиту кон нституцийних и других правовых ценностей. Судебная деятельность - универсальный механизм по защите и охране прав, восстановления нарушенных прав, прекращения нарушения права, рассмотрения споров в суде механизма м административно-правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина охватывает прежде административное правосудие, деятельность административных судов, а также всю судебную систему в сфере защиты прав и свобод граждан. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина рассматривается как вид государственной защиты, который должен обеспечивать государство соответственно ч. 2 ст 55. Конституции Украины право на судебную защиту предусматривает гарантии эффективного восстановления в правах через осуществлению правосудияавосуддя.

Важной функцией демократического государства является обеспечение охраны и защиты прав граждан через правозащитные организации, которые являются независимыми от государственных органов, а также через отдельные государственные органы им м присуща открытость, демократичность. Правозащитная деятельность заключается в оказании правовой помощи гражданам, юридическим лицам, иностранцам, лицам без гражданства. Субъектами правозащитной дея те являются: общественные организации (например, правозащитные организации, объединения по защите прав потребителей); предпринимательские структуры (частные предприниматели, юридические лица), предоставляющие разнообразные юриди ские услуги; государственные органы (органы юстиции,. Уполномоченный BP по правам человека); адвокатура; нотариеміат.

Направленность деятельности правоохранительных, правозащитных, судебных органов определяется пятью основными задачами:

1) сохранение и охрана существующего конституционного строя;

2) защита конституционных прав и свобод граждан;

3) защита правомерных интересов отечественного производителя;

4) борьба с преступностью;

5) целенаправленное развитие системы судебной и правоохранительной деятельности

Важными факторами эффективности судебной, правоохранительной и правозащитной деятельности, как составляющих внутренней государственной политики, является высокий уровень компетентности и профессионализма персонала уполномоченных органов, а также совершенство выполнения организационно-управленческих функции.

Специфической особенностью правоохранительной деятельности в современных условиях является применение ее как средства управления и контроля за социальной сферой, за развитием хозяйственной деятельности, за ходом хозяйствово но-экономических процессов. Наблюдается расширение влияния органов, юридическиї

практики на функционирование банковско-финансовой сферы, на деятельность различных отраслей народного хозяйства (таких как топливно-энергетический комплекс, транспортные перевозки), а также на процессы приват зации, на управление предприятиями, в уставном фонде которых есть доля государственных средств. Однако следует указать, что предусмотрен только влияние правоохранительных органов на экономические, финансовые, технические реше ния, принимаемые в процессе социального управления. Такое влияние правоохранительных органов должна предохраняющее действие. Через обнаружения контрабанды, прекращения выпуска некачественной продукции правоохранительные органы (орган и прокуратуры, службы безопасности, таможенные органы, пограничные войска, органы внутренних дел, адвокатура) способствуют решению одной из ключевых проблем экономики - защиты отечественного производителя,. Подол нню негативных товарообменных отношений. Такая направленность правоохранительной деятельности против нежелательных социально-экономических явлений, приостановление противоправных действий имеет конструктивный характер и положительно оп заливают на политические процессцеси.

Эффективность государственной правоохранительной политики изрядно зависит от взаимодействия органов защиты правопорядка, объединения их усилий по борьбе с преступностью и с целью защиты прав и свобод граждан. Да ака координация правоохранительной деятельности - одна из управленческих функций, объединяет и систематизирует усилия правоохранительных и других государственных и негосударственных органов и учреждений для достижения основных задач по борьбе с преступностью. Сущность координации заключается в объединении усилий правоохранительных органов в борьбе с преступностью, прежде всего организованной, в предотвращении ей, в согласовании действий, соблюдайте иманни законодательствава.

Основными формами координации правоохранительной деятельности являются:

1) разработка и осуществление специальных операций;

2) совместные оперативные совещания;

3) создание совместных следственно-оперативных групп;

4) обмен информацией;

5) общий анализ информации;

6) совместные выезды в регионы (районы, области);

7) внедрение и использование единых банков данных;

8) проведение совместных семинаров, совещаний, конференций;

9) издание организационно-распорядительных документов;

10) обмен опытом

Координация управления правоохранительными органами является неотъемлемой составляющей государственной политики и предусматривает формирование конкретных целей, обеспечения согласительных действий, определение содержания тактических опера эти.

Учитывая активизацию международного терроризма, транснациональной преступности, ведущую роль в координации действий правоохранительных органов любой страны играют международные соглашения. Международное сотрудничество правоохранительных органов базируется на. Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, а также на основе решений, принятых на правительственном или межведомственном уровнеі.

Правовой базой организации взаимодействия являются: конституционные требования относительно защиты прав человека и гражданина, уголовно-процессуальное законодательство; отраслевые и специальные (функциональные) акты законодательства;; указы, распоряжения. Президента Украины; постановления. Правительства по вопросам борьбы с преступностью и организацией правоохранительной деятельности; государственные программы борьбы с преступностью, международные договоры с п. Итан взаимодействия в сфере борьбы с преступностью; ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты; акты. Генеральной прокуратуры Украины по вопросам организации взаимодействующих.

Реализация государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, обеспечение общественного порядка, общественной безопасности относятся к сфере эры заданий. Президента Украины,. Кабинета. Министров Украины,. Министерства внутренних дел и его органов на местах, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Министерство вн утренние дел является центральным органом исполнительной власти, полномочия которого определены в. Положении о. Министерстве внутренних дел. В широком смысле, обеспечения общественного порядка и спокойствия гром адян является задачей как государственных, так и негосударственных организацииій.

Наряду с моралью и правом в обществе действует ряд других социальных регуляторов, важнейшим среди которых является политика.

Основной вопрос политики – это вопрос о власти, ее завоевании, использовании и удержании.

Различия:

Наличие различий между политикой и моралью при определенных условиях может обернуться проявлением противоречий между ними:

1. Политика более изменчива, чем мораль, поэтому политические действия могут противоречить устаревшим нормам морали, которые становятся тормозом на пути реализации политических целей, отражающих сформировавшиеся в обществе потребности.

2. Существует проблема соблюдения принципа справедливости при осуществлении политики в сфере правоохранительной деятельности. Речь идет о том, что в равной мере должны защищаться интересы как потерпевших, так и правонарушителей.

3. В ситуациях, когда политика не отвечает интересам общества, она вступает в противоречие с верными нравственными установками.

4. Противоречие между моралью и политикой может реально не осознаваться людьми (сталинские репрессии), и наоборот, реально такое противоречие может не существовать но в силу тех или иных причин человек может его воспринимать (забастовки работников акционированных предприятий).

Фундаментальный принцип морали - гуманизм проявляется в зако­нодательном закреплении обязанности, сотрудников полиции обеспечивать лицам, получившим телесные повреждения при применении средств принуждения оказание доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников (п.4, 5, ст. 19).

Важным является также определение для каждого специального средства в отдельности оснований и порядка их применения. Кроме того, российский закон разрешил полиции использовать все специаль­ные средства в случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия, что вполне объяснимо сравнительно меньшей степенью опас­ности специальных средств.

Анализ статьи 22 показывает, что этический характер носит также запрещение применять специаль­ные средства «при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и орга­низаций» (п. 1.2)..

В соответствий с основополагающим моральным принципом гуманиз­ма запрещено применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инва­лидности и малолетних лиц, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожаю­щего жизни, здоровью людей (п. 1.1).

Гуманным является запрет на применение огнестрельного оружия с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику, кроме случаев оказания ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица (п. 5, 6).

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельно­го оружия с превышением полномочий влечет за собой ответствен­ность, установленную законом.

Следует отметить, что хотя полиция и имеет более широкий, чем другие органы государственного управления, объем прав на применение принудительных мер, их использование не является единственным средством, имеющимся в ёе распоряжении. Полиция - это орган не для принуждения, насилия, ее цель - защита, обеспечение личной безопасности граждан, государства и общества в целом.

М.Г. АРУТЮНОВА,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске

[email protected]

Рассматриваются и определяются роль и место правоохранительной политики как разновидности правовой политики. Акцентируется внимание на необходимости повышения эффективности охранительной функции права.

Ключевые слова: правовая политика, правоохранительная политика, Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации, правоохранительная деятельность государства, субъекты правоохранительной политики.

On the subject of actuality of law enforcement policy in Russia Arutjunova M.

Examines and identifies the role and place of law enforcement policies as a form of legal policy. Attention is focused on the need to improve the efficiency of protective functions of law.

Keywords: law enforcement policy, legal policy, the concept of law enforcement policy in the Russian Federation, the law enforcement activity of the state and subjects of the law enforcement policy.

УДК 342.5:342.9

К вопросу об актуальности правоохранительной политики в России

Среди всех видов политики современного Российского государства, как справедливо отмечает Н.В. Исаков, «выделяется такая ее разновидность, которая призвана играть особую роль в обществе, поскольку по своей сущности и природе представляет собой уникальное явление, получившее в научной литературе признание как правовая политика»1.

Логически рассуждая, следует обратить внимание на то, что и на право, и на политику возлагаются особые надежды именно в кризисные периоды развития того или иного государства. Анализируя право, политику, правовую политику, правоохранительную политику, необходимо избегать идеализации этих феноменов, но придавать им особый статус явлений, способствующих преодолению кризиса на государственном и даже межгосударственном уровнях.

Как верно замечает О.Ю. Рыбаков, «тема правовой политики стала популярной и достаточно востребованной в последние 15 лет. Фактически речь идет о становлении новой научной теории, призванной объяснить сущность правовой политики, а также закономерности ее функционирования, механизмы совершенствования. В этом смысле очевиден выход на новый уровень осмысления данной проблема-

тики, рассмотрение правовой политики как многомерного феномена»2.

В науке существует обилие дефиниций правовой политики, что не позволяет сделать однозначный вывод о юридической природе данного явления. В теории права они отражают три подхода к пониманию сущности правовой политики, которая определяется, во-первых, как комплекс целей, мер, задач, программ, установок; во-вторых, как явление; в-третьих, как деятельность различных субъектов права3.

В.А. Терехин в 2008 году в своей работе писал, что «в отличие от правовой политики в целом, к которой в последнее время привлечено внимание многих ученых, проблемам правоохранительной политики до последнего времени не уделялось должного внимания. Поэтому сегодня отмечается слабая проработанность и дискуссионность многих теоретических основ этого правового явления. Так, в юридической науке не имеется единой точки зрения о понятии и содержании таких базовых категорий, как правоохранительные органы, правоохранительная система, правоохранительный механизм, правоохранительная деятельность, сфера и субъекты ее осуществления и т. д. Также не существует единого научного подхо-

1 Исаков Н.В. Основные приоритеты современной российской правовой политики / под ред. В.А. Казначеева. - Пятигорск, 2003. С. 4.

2 Рыбаков О.Ю. Правовая политика как научная теория в юридических исследованиях // Право. Законодательство. Личность. 2010. № 2. С. 107-108.

3 См. там же. С. 109.

Восполнить пробел в данной сфере научных знаний призвана Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (далее - проект)2. Эта работа послужит отправной точкой для последующих фундаментальных научных исследований правоохранительной политики как многогранного явления.

Авторами проекта дана характеристика современного состояния правоохранительной системы Российской Федерации, определены общие начала правоохранительной политики, раскрыто содержание правоохранительной политики, высказаны предложения по совершенствованию законодательства о правоохранительной деятельности, сформулированы приоритетные направления развития правоохранительной политики в субъектах Российской Федерации3.

Бесспорна научная значимость данных в этой работе определений основных понятий, таких как «Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации», «правоохранительная деятельность», «правоохранительная служба», «правоохранительные органы», «правоохранительная функция», «правоохранительная система», «правоохранительная политика», «приоритеты правоохранительной политики», «механизм реализации правоохранительной политики»4.

Под правоохранительной политикой предлагаем понимать совокупность оснований, опирающихся на научное исследование причин правонарушений, и действия, производимые государственными и негосударственными структурами по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны путем модернизации правоохранительной системы.

Уникальность данному явлению придают объединяющие начала. На наш взгляд, составными частями правоохранительной политики являются:

1) политика законодательных (представительных) органов;

2) судебная политика;

3) политика органов прокуратуры;

4) политика органов следствия;

5) политика Федеральной службы безопасности РФ;

6) политика органов Министерства внутренних дел РФ;

7) политика государственных контрольных служб (Счетной палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Главного контрольного управления Администрации Президента РФ и др.);

8) политика государственных налоговых органов Российской Федерации;

9) политика Государственного таможенного комитета Российской Федерации;

10) политика Главного государственно-правового управления Администрации Президента РФ;

11) политика адвокатуры;

12) политика нотариата и т. д.

Как верно замечает Р.В. Пузиков, «говоря о современном состоянии правоохранительной сферы, следует с сожалением признать, что в настоящее время в России правоохранительной политики в чистом виде, в том смысле, в котором ее понимают ученые-юристы, нет, и связано это в том числе с отсутствием единого методологического подхода»5.

Одна из основных задач Российского государства - защита граждан от насилия и произвола, любых противоправных посягательств. Криминальная ситуация в России на сегодняшний день продиктовала необходимость качественно нового подхода к правоохранительной деятельности.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации констатирует: проводимые в стране опросы общественного мнения регулярно свидетельствуют о том, что около 60% лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверенными в том, что защиты от них не получат. Не менее показательно и то, что до половины лиц, признанных потерпевшими в ходе уголовного судопроизводства, не захотели предъявлять гражданский иск. Четвертая часть потерпевших по тем или иным причинам отказались от своих показаний в процессе судебного разбирательства. Примерно столько же не явились в суд вообще6.

1 Терехин ВА. Некоторые дискуссионные аспекты формирования и реализации правоохранительной политики // Проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной политики / под ред. А.В. Малько, В.А. Терехина. - Пенза, 2008. С. 11-12.

2 См.: Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2012. 32 с.

3 См. там же.

4 См. там же. С. 9-10.

5 Пузиков Р.В. Правоохранительная политика в современной России: методологический аспект // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 121.

6 См.: Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 27 мая 2008 г. // Российская газета. 2008. 4 июня.

«Современное право», № 8" 2013

Данные обстоятельства свидетельствуют о взаимном отчуждении населения и правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших функций государства, заключающаяся в создании необходимых условий для реализации норм права в конкретных правовых отношениях, выражающаяся в деятельности специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц по охране общества и государства от правона-рушений1.

Подчеркивая важность и необходимость осуществления действенной правоохранительной деятельности государства, следует согласиться с мнением В.М. Сырых, что «необходимо видеть пределы этой деятельности, чтобы не превратить данную важную функцию государства в тотальную слежку за гражданами, их коллективными объединениями и организациями, не превратить правовое государство в полицейское»2.

Правоохранительная политика - это деятельность, осуществляемая особыми (специальными) субъектами: государственными органами, должностными лицами, некоторыми общественными организациями. Граждане не являются непосредственными субъектами правоохранительной политики, поскольку государство не уполномочило их на такую деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правовой охране. Их участие в формировании и реализации правоохранительной политики, то есть стратегии и тактики государства в сфере властной реализации юридических норм, не только возможно, а насущно необходимо3.

В подтверждение следует сказать о том, что политика вторгается во все сферы жизни общества, пронизывает все формы сознания.

Это не замкнутая область деятельности политиков-профессионалов. Обращаясь к различным историческим периодам, следует сделать вывод о том, что жизнь любого общества, за исключением первобытного, пропитана политическими интересами, политической борьбой. Политик

  • Элементный состав правоохранительной системы: теоретико-методологический аспект

    ЗАСИМОВ И.Ю. - 2012 г.

  • ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

    ШАГИЕВ БУЛАТ ВАСИЛОВИЧ, ШАГИЕВА РОЗАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА - 2014 г.

  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Социальное назначение государства Элективный курс по политологии 10-11 классы Составила Кущенко Г.В., учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ»

    «Вне государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве - владычество разума, безопасность, богатсво, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность.» Т.Гоббс

    Социальное назначение государства в обществе 1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Государство выявляет общие интересы своих граждан: стремления к безопасности, стабильности, комфорту. Оно способствует сохранению общественного порядка, организует и контролирует выполнение видов деятельности, необходимых для развития общества в целом

    2. Государство разрешает социальные споры (национальные, классовые, религиозные и т. п.). Полическая элита ищет компромиссы, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Обязанность разрешения конфликтов между отдельными гражданами, организациями, государственными органами ложиться на суды. На государственную власть возлагается также обязанность урегулирования внешних конфликтов

    3. Государство применяет легальное и легитимное насилие. Легальность принуждения - соответствие мер принуждения закону. Легитимность насилия - степень поддержки применяемых мер населением. Принужденние выступает в виде уголовного наказания, административных, имущественных и др. санкций. Легитимность подтверждается данными общественного мнения, голосований, референдумов. Универсальный критерий легитимности принуждения - соответствие его общечеловеческим ценностям.

    «Штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя» Талейран

    Функции государства Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции государства внутренние внешние

    Внутренние Политическая Правоохранительная Социальная Развитие здравоохранения, образования, науки, культуры Обеспечение национальной безопасности Экологическая Информационная Транспортная Строительство общественных систем (дорог, ирригационных, мелиоративных, оборонительных и др) Боьба с последствиями чрезвычайных ситуаций Экономическая Внешние Дипломатия Оборона Внешнеполитическая Правоохранительная Социальная Культурное сотрудничество Содействие укреплению мировой законности Экологическая Информационная Сотрудничество в разршении глобальных проблем Внешнеэкономическая

    Основные внутренние функции 1 . Политическая: Она обуслловлена необходимостью сбалансировать интересы разных социальных групп Государство формирует парламент, обеспечивая народовластие. Государство обеспечивает защиту конституционного строя и государственного суверенитета Государство осуществляет правотворческую деятельность

    2. Экономическая Она выражается в выработке программ экономического развития страны Государство устанавливает налоги Выдает кредиты, инвестиции Устанавливает льготы для субъектов хозяйственной деятельности Создает правовые основы рынка Управляет предприятиями, собственником которых является

    3.Правоохранительная Она направлена на обеспечение точного и полного выполнения законов всеми гражданами, организациями и гос. ОрганамиГосударство применяет меры юридического воздействия Борется с правонарушениями с помощью системы правоохранительных органов

    4. Экологическая На современном этапе - одна из основных функций государства. Государство разрабатывает природоохранительное законодательство

    Внешние функции государства 1. Дипломатическая: Государство способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от их идеологии, системы хозяйствования

    2.Функция обороны: Государство держит свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности для отражения внешней агрессии

    3.Внешнеполитическая: Государство осуществляет политическое сотрудничество с другими государствами с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов Основные органы координации политических интересов стран: ООН, Совет безопасности ООН

    5.Внешнеэкономическая: Связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, проявляется в международном разделении труда, обмене технологиями, кординации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей.

    6. Правоохранительная: Заключается в разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны за себя постоять. Проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью.

    8. Социальная: Проявляется в социальной помощи и поддержке развивающихся стран, а также стран, находящихся на переходном этапе развития (помощь, финансовая, гуманитарная и др)

    9. Культурное сотрудничество: Осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (МОК). Деятельность в рамках ООН координируется ЮНЕСКО

    10. Содействие установлению мировой законности: Проявляется в разработке норм международного права (Международное гуманитарное право, Международная хартия прав человека)

    11. Информационная: Предъявление мировому сообществу и своим народам правдивой информации о международных событиях.

    12.Экологическая: Участие в ликвидации последствий экологических катастроф

    13. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности: Организация рационального использования природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики, др.




    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: