Обязательный список литературы для егэ по литературе. "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского. Список дополнительной учебной литературы: словари, задачники

Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение в рамках единого госэкзамена по русскому языку. В предлагаемых разработчиками текстах поднимаются "вечные проблемы", вопросы, связанные с поведением человека на войне, а также c обеднением родного языка. Есть книги, которые при внимательном прочтении освободят вас от необходимости изучать десятки творений. Лайф составил список "спасительной" литературы.

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите - аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете "выкрутить" в свою пользу . Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть "Тихий Дон" и "Войну и мир"), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. "Война и мир" Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы - это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге - в лице Болконских, о ветрености и малодушии - Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти - это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. "Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем - женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, - выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, "человеческой комедии". История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души - Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев - их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы - это история о "маленьких людях", "тварях дрожащих". В романе поднимается также широкий спектр вопросов - двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов - добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев - Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. "Гроза" Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и "Бесприданница") , показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой "простоты", ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. "За рубежом" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. "Капитанская дочка" Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа "Война и мир") поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви - капитанской дочки и Гринёва.

8. "Русский язык на грани нервного срыва" Максима Анисимовича Кронгауза

Как и в случае с "Игрой престолов" (первой частью), необязательно читать - можно посмотреть фильм. "Великого Гэтсби" любят далеко не все - для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были - например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого "сословия", отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, "маленького человека". Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. "На Западном фронте без перемен" Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

Планируете сдавать ЕГЭ по литературе в 2018-2019 учебном году – самое время узнать, как эффективно организовать подготовку к экзамену, и какой список литературы необходимо проработать.

Но, прежде чем перейти к тонкостям подготовки, давайте раздеремся, кому необходимо сдавать литературу и в чем сложность данного предмета.

Особенности ЕГЭ по литературе

Нередко школьники недооценивают уровень сложности КИМов по предмету «литература». Конечно, в данном предмете нет сложных формул, как в физике или математике и устной части, как в иностранном языке. Но, есть свои особенности, на которые не стоит закрывать глаза при выборе предметов единого государственного экзамена, а именно:

  • ориентированность КИМов на программу профильных филологических классов;
  • большой объем информации, которую необходимо не только помнить, но и уметь анализировать;
  • умение грамотно и красиво излагать свои мысли с опорой на литературные произведения.

Если все три пункта не вызывают проблем и при этом вы действительно желаете связать свою жизнь и филологией, журналистикой или киноискусством или театром – смело включайте литературу в перечень предметов ЕГЭ по выбору и начинайте интенсивную подготовку.

Основные сведения про экзамен по литературе:

  • продолжительность – 3 часа 55 минут (235 минут);
  • язык – русский;
  • возможность использования дополнительных материалов отсутствует.

Нововведения 2019 года

Поскольку в 2018 году КИМы по литературе были приведены к оптимальному на взгляд специалистов ФИПИ виду, ожидать существенных изменений в структуре и объеме билетов не стоит. Сергей Кравцов (руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) заявил, что ЕГЭ должен стать максимально стабильным, что облегчит подготовку выпускников и позволит сравнивать результаты разных лет. Скорее всего, будут внесены лишь несущественные корректировки в тех заданиях, которые вызвали ряд вопросов у выпускников 2018 года.

Основная задача ЕГЭ по литературе – проверить знания выпускников по истории и теории литературы, сформированность практических навыков восприятия художественного произведения и его глубокого анализа, а также умение кратко, красиво и грамотно излагать свои мысли, аргументируя точку зрения.

Из нововведений можно ожидать:

  • ужесточение критериев проверки сочинения;
  • введение новых произведений в список литературы для сдающих ЕГЭ в 2019 году.

О самых важных нововведениях 2018 года предлагаем узнать из видео, подготовленного Рособрнадзором.

Структура КИМов по литературе

В 2018-2019 учебном году билет по литературе будет состоять из двух блоков:

Таким образом, почти за 4 часа выпускникам 11-х классов предстоит справиться с 17-ю заданиями. Эксперты рекомендуют отвести на блок №1 первые 2 часа, а все оставшееся время посвятить работе над сочинением.

Поскольку каждый билет ЕГЭ по литературе образца 2019 года будет содержать вопросы по 7 основным эпохам, в список литературы для подготовки стоит включить произведения, которые относятся к таким темам:

Оценивание

За правильно выполненные 17 заданий экзаменуемый может максимально набрать 58 первичных баллов:

Тип заданий Кол-во заданий Баллы
ВСЕГО 17 58
Краткий ответ 12 12
Развернутый ответ 14 32
Сочинение 1 14

При этом сочинение проверяется по 5 основным критериям:

  1. Соответствие теме и степень ее раскрытия.
  2. Наличие аргументации с отсылкой к тексту произведения.
  3. Присутствие опоры на литературные понятия.
  4. Композиционная целостность сочинения и логичность рассуждений автора.
  5. Грамотность и соблюдение речевых норм.

Важно! Если по критерию №1 эксперт выставит оценку «0 баллов», задание дальше не проверяется и считается невыполненным.

Секреты подготовки

Конечно, выбирая в качестве одного из предметов ЕГЭ 2019 литературу, вы даже не подумаете отправляться на экзамен без основательной подготовки, в которую входит не только тщательная проработка произведений из списка ФИПИ, а и практика написания сочинений.

Художественная литература как искусство слова

  • Фольклор. Жанры фольклора
  • Художественный образ. Художественное время и пространство
  • Содержание и форма. Поэтика
  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел.
    Фантастика
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:
    классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
    (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
  • Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы:
    роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада;
    лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода,
    сонет; комедия, трагедия, драма
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция.
    Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка,
    кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт.
    Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер.
    Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая
    фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
    Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог;
    внутренняя речь. Сказ
  • Деталь. Символ. Подтекст
  • Психологизм. Народность. Историзм
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
  • Язык художественного произведения. Риторический вопрос,
    восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-
    выразительные средства в художественном произведении: сравнение,
    эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола.
    Аллегория. Оксюморон.
    Звукопись: аллитерация, ассонанс
  • Стиль
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей,
    ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник.
    Акцентный стих. Белый стих. Верлибр

Список обязательной литературы

Из древнерусской литературы
2.1 «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.
3.1 Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
3.2 Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.
4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине
сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»,
«К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя
дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас
любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор
книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель
пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога
роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я
посетил…»
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…»,
«Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»,
«Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая
нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»),
«Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и
грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон»
(«В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто,
пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.
5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских
волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени
первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…»,
«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не
дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»),
«Природа – сфинкс. И тем она верней…»

5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,
«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…»,
«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»
(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное
изучение)
5.10 Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы конца XIX – начала XX в.
6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама
с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

  • Из литературы первой половины XX в.
    И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый
    понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
    А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,
    фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит
    лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,
    «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о
    подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
    «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
    «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям»,
    «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом
    на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить,
    не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,
    «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя,
    Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,
    «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…»,
    «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом
    с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…»,
    «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня,
    кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном
    переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла
    «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.
    Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
    «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала
    руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне
    голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как
    вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не
    с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном
    завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»),
    «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два
    солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,
    «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет»,
    «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в
    доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый
    крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом
    фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ в.

Проза второй половины XX в.

  • Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов,
  • В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев,
  • В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков,
  • Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по
    выбору)

Поэзия второй половины XX в.

  • Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий,
  • Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов,
  • Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий,
  • В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее
    трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ в.

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин
(произведение одного автора по выбору)

Перечень требований к уровню подготовки выпускников

  • Знать/понимать:
  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков
    XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
    историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых
    произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса,
  • сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных
    направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия

Что нужно уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение,
    используя сведения по истории и теории литературы
    (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный
    пафос; система образов; особенности композиции, художественного
    времени и пространства; изобразительно-выразительные средства
    языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену)
    изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой
    произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной
    жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и
    культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
    содержание изученных литературных произведений; связывать
    литературную классику со временем написания, с современностью и
    традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы
    русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением
    эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при
    анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного
    произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные
    художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля
    писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
    произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста на предложенную тему с учетом норм
    русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ГИСТОЛОГИИ

1. Основная литература:

1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: учебное пособие /Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н., Горячкина В.Л.- М.: МИА, 2002.

2. Гистология. Учебник для студентов мед. Вузов. Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. 5-е изд. - М.: Медицина, 1999.

3. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. /В.Г. Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ф. Котовский, А.Н. Яцковский. Изд.5-е, пер. и доп. - М.: Медицина, 2004.

4. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Ю.И. Афанасьева. 2-е изд. - М.: Медицина, 1999.

5. Терминологический словарь по цитологии, гистологии и эмбриологии / Ю.И. Афанасьев, К.К. Рогажинская, Р.П. Самусев и др. Под ред. Ю.И. Афанасьева и С.Л. Кузнецова. - М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2002.

6. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей, органов. 1978.

7. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас: учебное пособие. О.В. Волкова, Ю.К. Елецкий, Т.К. Дубова и др. Под ред. О.В. Волковой. - М.: Медицина, 1996.

8. Быков В.Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека. Учебное пособие для студентов стоматологического факультета. - СПб, 1996.

9. Гемонов В.В., Лаврова Э.Н., Фалин Л.И. Атлас по гистологии и эмбриологии органов ротовой полости и зубов. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.

10.Гемонов В.В. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2002.

Дополнительная литература:

1. Данилов Р.К. Общая и медицинская эмбриология. - СПб.: СпецЛит, 2003.

2. Валькович Э.И. Общая и медицинская эмбриология. - СПб.: ФОЛИАНТ, 2003.

2. Гистология. Под ред. Э.Г. Улумбекова. 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2001.

3. Кузнецов С.Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2004.

4. Самусев Р.П. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Р.П. Самусев, Г.И. Пупышева, А.В. Смирнов. Под ред. Р.П. Самусева. - М.: Изд. дом «ОНИКС 21 век»: Изд. «Мир и образование», 2004.

5. Гарстукова Л.Г., Кузнецов С.Л., Деревянко В.Г. Наглядная гистология (общая и частная). - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.

6. Медведев Л.Н., Елсукова Е.И. Бурая жировая ткань: молекулярно-клеточные основы регулируемого термогенеза. - Красноярск: Изд. «Амальгама», 2002.

7. Билич Г.Л., Катинас Г.С., Назарова Л.В. Цитология: учебник. Изд. 2-е, исправ. и доп. - СПб.: Издательство «ДЕАН», 1999.

8. Гистология с техникой гистологических исследований: Учебное пособие / А.А. Артишевский, А.С. Леонтюк, Б.А. Слука. - Мн.: Высш. Шк., 1999.

9. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения / Под ред. Проф. С.Л. Кузнецова, проф. Ю.А. Челышева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

10. Бойчук Н.В., Исламов Р.Р., кузнецов С.Л., Челышев Ю.А. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

11. Гистофизиология крови и органов кроветворения и иммуногенеза: учебное пособие / Л.П. Бобова, С.Л. Кузнецов, В.П. Сапрыкин. - М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2003.

12. Атлас по гистологи: учебное пособие / Под ред. проф. А.С. Пуликова, Т.Г. Брюховец. - Ростов н/Д: Феникс. - Красноярск: Издательские проекты, 2006.

13. Экспресс-гистология: учебное пособие / Под ред. В.И. Ноздрина. 4-е изд. - М.: Медицинское информационное агентство, 2008.

14. Саврова О.Б., Еремина И.З., Лебедева Т.И., Медведев Д.И. Цитология. - М.: Изд. Дом «Высшее образование и Наука», 2004.

16. Общая и медицинская эмбриология: учебное пособие / Под ред. Э.И. Вальковича. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

17. Мяделец О.Д. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. - М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд. НГМА, 2002.

18. Дельцова Е.И., Чайковский Ю.Б., Геращенко С.Б. и др. Выдающиеся имена в гистологии. Биографический справочник. Русскоязычная версия. - М.: Изд. ЗАО ФНПП «Ретиноиды», 2006.

19. Тестовые задания по гистологии для студентов стоматологического факультета. Под ред. Проф. В.В. Гемонова. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.

20. Гистология (введение в патологию): Учебник для медицинских вузов. Под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А. Челышева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 1997.

21. Ченцов Ю.С. Общая цитология. Учебник. 3-е изд. - М.: Изд. МГУ, 1995.

22. Атлас эмбриологии человека (под ред. Л. И. Фалина), 1976.

23. Руководство по гистологии в 2-х томах.- СПб.: СпецЛит, 2001.- 495с.

24. А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. М.: Мир, Том 1-5, 1982-1983.

25. Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. М.: Изд-МГУ, 1981.

26. Заварзин А.А., Харазова А.Д. Основы общей цитологии. Л., 1982.

27. Медведева М.П. Альбом учебных заданий. Ч.1,2. 1974.

28. Шубникова И.А Эпителиальные ткани. М.: МГУ, 1996.

29. Юрина Н.А., Радостина А.И Морфофункциональная гетерогенность и взаимодействие клеток соединительной ткани. М, 1990.

30. Юрина Н.А., Радостина А.И. Соединительные ткани. Развитие, строение и функции клеток и межклеточного вещества (учебное пособие). М. , 1987. - С. 52.

31. Лизосомы и лизосомные накопления. Под ред. Дж. А. Лоудена. М.: Медицина, 1984, с.46.

32. Колодезникова Е.Д. Дыхательная система. Якутск, 1989.

33. Колодезникова Е.Д. Основы эмбриологии человека. Якутск, 1995.

34. Колодезникова Е.Д. Влияние внешних факторов на ткани человека. Якутск, 1994.

35. Колодезнакова Е.Д., Пшенникова Е.В., Иванова А.И. Особенности гистологического строения тканей и органов ребенка. Часть 1. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета Медицинского института, Якутск, 1997.- 23 с.

36. Колодезникова Е.Д., Пшенникова Е.В., Иванова А.И. Гистология органов ребенка. Часть 2. Методические указания. Якутск, 2002.- 17 с. 36.

37. Афанасьев Ю.И., Колодезникова Е.Д. Бурая жировая ткань. Иркутск: ИГУ, 1985.

38. Эмбриогенез и возрастная гистология внутренних органов человека. Под ред. О. В. Волковой, М. И. Пекарского. - М.: Медицина, 1976.

39. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. - С.-Пб.

40. Быков В.Л. Частная гистология человека. С.-Пб., 1997.

41. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Н. А. Юриной, А. И. Радостиной. М.: Университет дружбы народов, 1989.

42. Тестовые задания для проверки знаний студентов по курсу цитологии, эмбриологии и гистологии. Под ред. Ю. И. Афанасьева. М. , 1997.

Для студентов лечебного и педиатрического факультета.

Обязательная:

4. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии (частный курс) под ред. Федорова Ю.В., Томск, 1994.

Дополнительная:

1. Коротяев А.И. с соавт. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология, С-Пб., 1998. X X li>Ройт А. Иммунология, М., 2000.

5. Иноземцева Л.О., Ахременко Я.А. Возбудители бактериальных кишечных инфекций: характеристика, особенности патогенеза, микробиологическая диагностика. Якутск, 2005.

Обязательная:

1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология, М., 2002.

2. Медицинская микробиология под ред. Поздеева., М., ГЭОТАР-Мед,2005.

3. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии под ред. Теца В.В., М., 2002.

3. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии (частный курс) под ред. Федорова Ю.В., Томск, 1994.

4. Ахременко Я.А. Микробиология полости рта, Якутск, ЯГУ, 2008.

Дополнительная:

1. Коротяев А.И. с соавт. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология, С-Пб, 1998. Ройт А. Иммунология, М., 2000.

2. Букринская А.Г. Вирусология, М., 1986.

3. Иноземцева Л.О., Ахременко Я.А. Микроэкологические аспекты состояния здоровья человека. Дисбактериозы. Якутск, 2004.

4. Атлас по микробиологии в печатном и электронном вариантах под ред. А.А. Воробьева, М., ММА им. Сеченова, 2003.

Дорогие мои студенты СПО, перед вами списки литературы для чтения, все эти чудесные книги необходимо прочесть, особенно тем, кто готовится сдавать ЕГЭ по литературе и планирует получить высшее образование.

Читайте с удовольствием!

С любовью к вам и литературе, А.В.Кручинина

КНИГИ ПО ПРОГРАММЕ «ЛИТЕРАТУРА» СПО 2015-2016 УЧ.ГОД

Древнерусская литература

"Слово о полку Игореве"

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов пьеса "Горе от ума"

В.А. Жуковский стихотворение "Море", баллада "Светлана"

А.С. Пушкин романы: "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", поэма "Медный всадник", стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд...", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "разговор книгопродавца с поэтом", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил..."

М.Ю. Лермонтов поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени", "Песня про... купца Калашникова", стихотворения: "Нет, я не Байрон, я другой...", "Тучи", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", "Парус", "Смерть поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Пророк", "Как часто, пёстрою толпою окружен...", "Валерик", "Выхожу один я на дорогу..."

Н.В. Гоголь пьеса "Ревизор", поэма "Мертвые души", повесть "Шинель".

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо", стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман "Отцы и дети"

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь", "Дикий помещик", роман "История одного города" (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея "Война и мир"

Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание"

И.А. Гончаров роман "Обломов"

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть "Левша" или "Леди Макбет Мценского уезда".

А.Н. Островский пьеса "Гроза"

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Литература конца XIX - начала XX века

А.П. Чехов пьеса "Вишневый сад", рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"

А.А. Ахматова поэма "Реквием", стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький пьеса "На дне", рассказ "Старуха Изергиль"

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский поэма "Облако в штанах", стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма "Двенадцать", стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман "Тихий дон", рассказ "Судьба человека"

М.А. Булгаков романы: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия", «Собачье сердце» (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ "Матренин двор", повесть "Один день Ивана Денисовича"

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого): «Котлован», «Усомнившийся Макар»

Е.Замятин «МЫ»

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади», Ч.Т.Айтматов «Плаха», В.П. Астафьев «Царь-рыба», В.И. Белов «Про Мальку», А.Г. Битов «Такое долгое детство», В.В. Быков «Сотников», «Обелиск», В.С.Гроссман «Жизнь и судьба», С.Д. Довлатов «He только Бродский: Русская культура в портретах и анекдотах (соавт. М. Волкова)», В.Л. Кондратьев «Сашка», В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда, Е.И. Носов «Рождение сфинкса», рассказы, В.Г. Распутин «Последний срок», « Живи и помни», «Прощание с Матёрой», В.Ф. Тендряков «На блаженном острове коммунизма», Ю.В.Трифонов «Обмен», «Дом на Набережной», В.М.Шукшин рассказы, А.Приставкин «Военное детство», «Ночевала тучка золотая…» (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

*Данный список взят из кодификатора ЕГЭ 2014 года с официального сайта ФИПИ. fipi.ru Стоит заметить, что он не изменился по сравнению с кодификатором за 2012 год

Читайте больше . (http://5litra.ru/spisok_literatury_dlya_podgotovki_k_ege.html)

ЕЩЕ ОДИН СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ЧТОБЫ СРАВНИТЬ ВСЕ ЛИ ВЫ ПРОЧИТАЛИ ПО СРАВНЕНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ 10-11 КЛАССОВ

Список литературы для 10-11 классов

Даже очень хороший пересказ не может заменить самого художественного текста. «Без чтения нет настоящего образования, – говорил своему сыну А.И. Герцен, – нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания .

Все эти произведения можно скачать одним архивом. Там всё аккуратно разложено по папкам и в хронологическом порядке. Формат fb2.

Если у вас нет электронного ридера, то ваш админ настоятельно рекомендует заказать здесь или .

Древнерусская литература

"Слово о полку Игореве"

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов пьеса "Горе от ума"

В.А. Жуковский стихотворение "Море", баллада "Светлана"

А.С. Пушкин романы: "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", поэма "Медный всадник", стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд...", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "разговор книгопродавца с поэтом", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил..."

М.Ю. Лермонтов поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени", "Песня про... купца Калашникова", стихотворения: "Нет, я не Байрон, я другой...", "Тучи", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", "Парус", "Смерть поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Пророк", "Как часто, пёстрою толпою окружен...", "Валерик", "Выхожу один я на дорогу..."

Н.В. Гоголь пьеса "Ревизор", поэма "Мертвые души", повесть "Шинель".

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо", стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман "Отцы и дети"

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь", "Дикий помещик", роман "История одного города" (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея "Война и мир"

Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание"

И.А. Гончаров роман "Обломов"

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть "Левша" или "Леди Макбет Мценского уезда".

А.Н. Островский пьеса "Гроза"

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Литература конца XIX - начала XX века

А.П. Чехов пьеса "Вишневый сад", рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"

А.А. Ахматова поэма "Реквием", стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький пьеса "На дне", рассказ "Старуха Изергиль"

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский поэма "Облако в штанах", стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма "Двенадцать", стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман "Тихий дон", рассказ "Судьба человека"

М.А. Булгаков романы: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия" (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ "Матренин двор", повесть "Один день Ивана Денисовича"

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: