Основными методами финансового управления являются. Основные задачи и методы управления финансами. В чем заключается управление финансами организации или предприятия

Тема 7 Финансы, кредит и денежное обращение.

Финансы предприятия, их содержание и сущность.

Финансы – денежные ресурсы предприятий, для нормальной деятельности предприятий. Финансы (макроэкономический уровень, государственные финансы) – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного производства.

Финансы базируются на товарно-денежных отношениях, но деньгами не являются.

С переходом на рыночные отношения в РФ выделяют след. фин. системы:

1)бюджетная, 2)внебюджетные гос.фонды, 3)гос.кредит, 4)гос.соц.имущество и его страхование, 5)финансы предприятий, организаций, учреждений.

Системы с1 по 4 группы – это финансы макроуровня.

Система 5-ая – микроуровень.

Финансовые отношения предприятия состоят из 4-х групп:

1) отношения предприятия с другими организациями и организациями.

2) отношения внутри предприятий,

3) отношения внутри объединений, которые включают отношения с вышестоящими организациями и отклонения внутри финансово-промышленных групп,

4) отношения с фин.кредитной системой, которые включают отношения с бюджетными и внебюджетными фондами, банками, страхованием, различными фондами.

Соответственно эти группы включают:

1. отношения с поставщиками, покупателями, со строительно-монтажными и транспортными организациями, отношения почты, телеграфа, внешнеторговыми организациями и иностранными фирмами;

2. отношения между подразделениями предприятиями, филиалами, цехами, отделами, бригадами, отношения с рабочими и служащими, связанные с оплатой работ и услуг, распределением прибыли и оборотных ср-в, а отношения с рабочими и служащими, связанные с выплатой ЗП, пособий, дивидендов по акциям, материальная помощь, взыскание денег за причиненный ущерб, оплату налогов;

3. отношения по поводу образования, использования централизованных денежных фондов, особенно финансирования инвестиций, включается также пополнение оборотных ср-в, финансирование импортных операций и науч.работ, в т.ч. маркетинговых;



4. отношения с различными бюджетами и внебюджетными фондами, которые связаны с перечисление налогов и отчислений.

Важнейшей стороной фин.деятельности предприятия яв-ся формирование и и пользование различных денежных фондов, через которые осуществляются:

1) обеспечение пред-тий необх. денеж. ср-вами,

2) фин-ние научно-тех. прогресса,

3) освоение и внедрение новой техники,

4) экон-кое стимулирование,

5) расчеты с бюджетами и банками.

К таким денежным фондов относятся:

1. Уставный капитал , за счет которого формируются оборотные фонды и ср-ва, кот. яв-ся основным источником собственных ср-в пр-ия, изменяется по результатам работы за год после измерения учредительных документов, увеличить или уменьшить модно за счет выпуска или изъятия акций из обращения, а также путем уменьшения или увеличения номинала акций (стоимость акций);

2. Добавочный капитал – включает рез-ты переоценки основных фондов и эммисионный доход (выпуск в обращение денег и ценных бумаг):

Доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости,

Безвозмездно полученные денежные МТЦ на произ.цели,



Ассигнование из бюджета на формирование капитальных вложений,

Денежные ср-ва на пополнение оборотных ср-в.

3.Резервный капитал :

Денежный фонд, который образуется за счет отчислений от прибыли,

Предназначен для покрытия убытков, в АО для погашения облигаций и выпуска его акций,

4.Фонд соц. сферы:

- денежные ср-ва, отчисляемые из чистой прибыли, направленные на развитие пр-ва,

Создание за счет чистой прибыли,

направляется на выплату дивидендов, единовременных поощрений, матер. помощи, оплату доп. отпусков, питания, проезда на транспорте и т.д.

5. Амортизационный фонд – предназначен для простого воспроизводства осн. фондов, а так же привлеченных заемных источников.

6.Валютный фонд – формируется на производствах, получающих валютную выручку от транспортных операций ил покупают валюту для импортных операций.

Методы управления финансами предприятия.

1. Обеспечивающая функция финансов предполагает, что предприятие должно было полностью обеспечено необходимыми денежными ср-вами. Все расходы должны быть покрыты собственными доходами, временная дополнительная потребность в ср-вах покрывается за счет кредита и др. заемных источников, при этом оптимизация источников ден. ср-в яв-ся одной из главных задач управлениями функциями предприятия. Задачу оптимизации источников ср-в решает фин.менеджмент.

2. Распределительная – содержание на макроуровне заключается в распределении и перераспределении общественного продукта и нац.дохода. При этом процессе распределения нац.доход охватывает 2 фазы:- первичное распределение, при котором образуется первичный доход или основные доходы организаций и доходы гос-во, это прояв-ся в форме оплаты труда, прибыли и центролизованных ден.ср-в гос-ва; - вторичное распределение и перераспределение, при этом совокупность первичных доходов образует нац. доход, но первичный доход не образует целевых ден. фондов общественного назначения, поэтому требуется перераспределение нац. дохода. После первичного распределения, который осущ-ся в сфере мат. пр-ва происходит перерасп-ние путем изъятия волевым порядком части дохода в сфере мат. пр-ва. Эти доходы направлены в непроизводственную сферу. Этот механизм осущ-ся через бюджетную систему с помощью налогов. На микроуровне – закл-ся в распределении и перерасп-нии выручки от реализации продукции выполненных работ, оказываемых услуг. Часть выручки направляется на компенсацию мат. затрат, необходимых для пр-ва продукции, а часть на выплату ЗП, формирования прибыли, к-ые перерасп-ся м/д гос-вом в виде налога на прибыль и предприятием за счет оставшейся прибыли формируются фонды накопления, потребления и резервный фонд.

3. Контрольная – выражается в непосредственном контроле за формирование и использование централизованных и децентрализованных фин.ср-в.

Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специализированных учреждений за финансовой деятельностью всех экон. субъектов (государства, предприятий) с применением специальных методов.

Государственный контроль затрагивает сферу бюджетов всех уровней, внебюджетные фонды и финансы предприятий, банков и т.д. К органам, осуществляющим государственный финансовый контроль относятся все государственные органы, осуществляющие управление финансами (см. выше), а также Счетная палата Федерального собрания, Контрольное управление Президента РФ и др.

Негосударственный контроль осуществляют кредитные учреждения, акционеры, внешние аудиторские фирмы, внутренние контрольные органы предприятий и т.д.

Финансовый контроль можно условно классифицировать по различным критериям:

1. Временя проведения: предварительный, текущий, последующий.

2. Субъект контроля: президентский, исполнительных органов власти, представительных органов власти и местного самоуправления, финансово-кредитных организаций, ведомственный, внутрихозяйственный (самим предприятиям), аудиторский.

3. Сфера финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

4. Форма проведения: обязательный, инициативный.

5. Метод (способ, прием) проведения: проверка, обследование, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизия.

Фин.контроль – это стоимостной контроль, к-рый имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает процесс движения ден.ср-в.

Финансовый механизм – система государственных норм, видов и методов использования государственных финансов в целях обеспечения реализации соответствующей финансовой политики. Элементами финансового механизма являются: законодательно установленные формы финансовых ресурсов, методы их формирования, законодательные нормы и нормативы (в т.ч. налоги и неналоговые платежи), принципы формирования бюджетной системы, методы регулирования кредитных и фондовых рынков и др. Множественность взаимосвязей определяет множественность элементов финансового механизма.

Практических сторон реализации финансовой политики множество. Она выражается она через:

Систему ценообразования;

Налоговую политику и источники формирование бюджета;

Денежно-кредитную политику;

Приватизацию и т.д.

Финансовый механизм предприятия – это система управления финансами предприятия, которая предназначена для организации и взаимодействия фин. отношений с фондами ден. ср-в.

Организация и взаимодействие фин. отношений достигается путем использования фин. категорий, в частности прибыль, налоги, оборотные ср-ва, амортизация, безналичные расчеты, фин. категории, из нормативов – рентабельность, платежи в бюджет, а также путем использования различного рода стимулов, санкций, др. фин. рычагов.

Фин. деят-сть пр-тия осущ-ся фин. отделом, на небольшом предприятии фин.отдел может быть совмещен с отделом сбыта или бухгалтерией.

Начальник фин. отдела подчиняется рук-лю пред-я и несет ответственность за фин.состояние пр-тия.

Состав фин.отдела: начальник, зам.начальника, старший эксперт, эксперты, кассир, инкосатор, оператор ЭВМ

Сотрудники фин.отдела выполняют след. виды работ:

1) фин-ые, кредитные, кассовые, планирование, оперативное управление реализации планов;

2) выписка платежных док-тов в адрес покупателей и контроль за их оплатой;

3) оплата счетов поставщиков;

4) получение и погашение кредитов;

5) получение в банке наличных денег на выплату ЗП и др. платежей.

Главной задачей работников отдела фин. службы яв-ся укрепление фин.положения пре-тия за счет:

1.повышения рентабельности;

2.увеличение прибыли;

3.роста производительности труда;

4.снижение с/с продукции;

5.роста ее качества;

6.внедрение достижений научного прогресса.

Задачи фин.отдела:

1. создание фин.ресурсов для произ. и соц. развития, для роста прибыли, рентабельности;

2. выполнение фин. обязательств перед бюджетом, банком, поставщиками, вышестоящими организациями, по выплате ЗП;

3. содействие более эффективному использованию произ.фондов и инвестиций;

4. разработка и реализация фин., кред. и кассового планов;

5. осущ-ние мер по эффективному использованию пром.фондов, доведение размеров собственных оборотных средств до установленных нормативов;

6. обеспечение сохранности и ускорения оборачиваемости оборотных ср-в;

7. контроль за правильным использованием фин. ресурсов.

Финансовые результаты деятельности предприятия, их содержание и порядок определения.

Фин. рез-ты дея-сти пред-тия форм-ся как рез-т осн. дея-сти пред-тия, предусмотренным уставом или учред. док-тами, а также, как рез-т прочей дея-сти, не связанной с основной, но имеет место.

Все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Задачу оптимизации источников ср-в должен успешно решать фин. менеджмент. Одна из гл. задач управления финансами пред-я – это оптимизации источников ден. ср-в, поскольку при излишке ср-в снижается эффективность их использования, а при недостатке возникают фин. трудности, к-рые могут привести к серьезным последствиям.

Осн. источником ден. ср-в, развивающегося пред-я яв-ся прибыль. Ее величина зависит от многих факторов. Осн. фактором яв-ся отношение доходов и расходов. Прибыль – это основной источник формирования резервного капитала. Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хоз. дея-сти. Фин. рез-ты выражаются формированием валовой прибыли.

ВП=Прп+Ппр+В (прибыль: от реализации ГП, от прочей реализации, внереализационные операции). Плановая величина прибыли от промыш. дея-сти на пред-ях рассчитывается на год по месяцам и поквартально. Основной частью прибыли от промыш. дея-сти яв-ся прибыль от реализации продукции. Влияют на рост объема производ. труда, снижение материалоемкости продукции и ее с/с, возрастание фондоотдачи, улучшение качества продукции и др. мероприятия, осущ-емые с целью интенсификации пр-ва и повышения ее эффективности. Прибыль яв-ся осн. источником доходов пред-тия, а осн. источником увеличения прибыли яв-ся снижение с/с продукции. Затраты на пр-во и реализацию продукции определяется в соотв. с положением о составе затрат на пр-во и реализацию продукции. Положение включает затраты на с/с продукции. группировку затрат по экон. элементам, порядок формир-ия рез-тов учитываемых при налогообложении прибыли. Конечный фин. рез-т прибыль или убыток слагается от фин. рез-та реализации продукции, работ, услуг от осн. ср-в и иного имущества пр-тия и доходов от внереализационной деятельности, уменьшенной на сумму расхода по этим операциям. Пред-е осущ-ют экспортную дея-сть при исчислении прибыли исключается из выручки от реа-ции продукции экспортный тариф. Для целей налогообложения выручка от реал-ции продукции определяется либо по мере ее оплаты (при безнал. расчетах), либо по мере поступления ср-в за товары, услуги на счета учреждений, банков. При расчете нал. деньгами выручка определяется по поступлению ср-в в кассу, либо по мере отгрузки товаров и предъявлении покупателю расчетных док-тов. Выручка от реа-ции оказывает большое влияние на фин. рез-т пред-тия.

Фин. благополучие пред-тия обеспечивается за счет действия как внутренних факторов, так и внешних. Особое значение приобретают внешние обстоятельства, к-ые предприниматель изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности пред-тия исполь-ся, чтобы эффективно задействовать факторы, при этом менеджеры должны контролировать внешние факторы, чтобы предвидеть опасность и вовремя использовать открывшиеся возможности по отношения к пред-тию. Фин. успех пред-тия во многом зависит от слаженной работы руководителя, гл. бухгалтера, юриста. Чтобы решить проблемы необходим механизм управления затратами. планирование и учет затрат с/с продукции,в т.ч. по ассортименту, выпускаемого предприятием, при этом важно создать учетную аналитическую базу данных и гарантировать эжемесячную имф-цию об эф-сти работы и об структуре с/с по ассортименту.

Планирование фин. рез-ов пред-ия осущ-ся составляющими отдельно по первой составляющей – прибыль от реа-ции продукции, предусматривает с учетом прибыли в остатках на начало и конец отчетного периода: Прп=Пнг+Птп-Пкг (прибыль на начало года + товарная продукция – прибыль на конец года). Для обеспечение пр-ва планируются запасы: Зпл=Знг+Зтп-Зкг (запасы плановые = остатки на начало года + запасы на товарную продукцию – на конец года). При определении ГП учитываются остатки на конец и начало года: Вгп=Онг+ТП+Окг(выпущенная ГП = на начало года + тов. продукция – остатки на конец года). Прибыль от тов. пр-ции опред-ся след. образом:

1.Метод прямого счета, где номенклатура выпускаемых изделий незначительна и с/с изделий определяется по каждому виду.

2.Расченто-аналитическая, номенклатура изделий значительная, с/с изделий опре-ся по отдельным представителям групп выпускаемых изделий.

3.В практике используется совмещенный метод.

Прогнозируется мах. возможная прибыль, при этом опре-ся выручка от реа-ции продукции и сопоставляется с общей суммой затрат, все затраты при этом делят на постоянные и смешанные. Зависимость прибыли от пост. и перем. затрат наз-ся эффективным производ. рычагом, при котором с изменением выручки от реал-ции продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону. Показатель эффекта произ. рычага имеет важное значение. Выручка от реал-ции продукции яв-ся осн. источником ср-в на пр-во, формирование централиз. и децентрализ. фондов ден. ср-в, своевременное поступление выручки обеспечивает н/п кругооборот ср-в и бесперебойность пр-го процесса.

При фин. планировании учитывается совокупность фин. отношений пред-тия, к-ые можно систематизировать по след. направлениям:

1. связанные с формирование уставного капитала пред-я, к-ый яв-ся источником форми-ния произ. фондов, приобретение наматер. активов пред-я;

2. связанное с про-вом и реа-цией продукции, а также возникновением вновь созданной ст-сти, относятся ден. отношения м/у поставщиками и покупателями, транспортом и клиентурой, заказчиком и подрядчиком;

3. м/у коммер. орган-циями и пред-ями фин. отношениями связаны с эммисией и размещением ценных бумаг;

4. фин. отношения м/у пред-ем и его подразделениями, с вышестоящей орган-цией, члена которой они яв-ся при выполнении взаимных фин. обязательств;

5. фин. отношения м/у коммер. организациями, пред-ями и отдельными работниками, возникающие при распределении, использовании доходов, при выпуске, размещении акций, облигаций, при выплате % по облигациям;

6. фин. отношения м/у предприятием и банковской системой в процессе хранения денег в банке, получение ссуд, уплате % за кредит, оказание банковских услуг;

7. фин. отношения м/у предприятиями и страховыми компаниями, при страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательства и ком. риска.

К основным функциональным элементам управления финансами относят:

  • финансовое планирование;
  • прогнозирование;
  • программирование;
  • регулирование;
  • контроль.

Планирование в теории финансового менеджмента рассматривается как инструмент формирования целевых показателей, анализ достижения которых на практике позволяет судить о качестве плана, полноте и достаточности предложенных мероприятий, а также об отклонениях фактических и плановых параметров. Именно поэтому некоторые экономисты называют планирование и контроль взаимосвязанными функциональными элементами управления государственными и муниципальными финансами.

Реализация финансового планирования предполагает постановку вопросов о том, какие источники финансирования являются доступными, на какие направления их стоит распределить и как достичь сбалансированности между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и территориями.

Следовательно, объектом финансового планирования выступает образование и распределение доходов и накоплений, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Всех субъектов планирования в системе централизованных финансов можно назвать «центрами ответственности», как и в корпоративном секторе. Это значит, что каждый участник финансового планирования участвует в принятии управленческих решений. Все органы исполнительной являются субъектами финансового планирования, но напрямую, конечно, реализацией занимается исполнительная власть.

В системе управления финансами общественного сектора выделяют следующие виды финансовых планов.

  • 1. По срокам:
    • - краткосрочные (до 1 года);
    • - среднесрочные (от 3 до 5 лет);
    • - долгосрочные (свыше 10 лет).
  • 2. По центрам ответственности государственного и муниципального управления финансами можно выделить следующие финансовые планы:
    • - сводная бюджетная роспись;
    • - бюджетная роспись;
    • - планы финансово-хозяйственной деятельности и сметы учреждений.
  • 3. По уровням бюджетной системы Российской Федерации:
    • - общегосударственный финансовый план;
    • - финансовые планы территорий;
    • - финансовые планы или росписи муниципалитетов, муниципальных образований и поселений.

В систему финансового плана государства входят:

  • перспективные финансовые планы, которые содержат данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. В 2015 г. федеральный бюджет был составлен не на три года, как обычно, а на один. Это может быть связано с нестабильной ситуацией российской экономики. Однако на субфедеральном и местном уровнях бюджетной системы сохраняется трехлетнее бюджетное планирование. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства;
  • сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях, которые отражают баланс создаваемых и используемых финансовых ресурсов. Он разрабатывается Минэкономразвития России при участии Минфина России и охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории. Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана - бюджета;
  • федеральный и территориальные бюджеты. Бюджетное планирование является основным элементом финансового планирования, а бюджет - основным финансовым планом государства. Они взаимосвязаны друг с другом. Однако финансовое планирование проводится многими хозяйствующими субъектами, а бюджетное - является прерогативой государства;
  • бюджетные прогнозы, в которых дается характеристика основных параметров бюджетов, в том числе консолидированных. Необходимость составления бюджетного прогноза связана с реализацией государственных и муниципальных программ.

Рассмотрим принципы и методы финансового планирования.

  • 1. Важнейшим принципом составления плана является принцип научного подхода, который позволяет синтезировать достижения наук (кибернетики, математики, экономики, социологии и др.) и сформировать достоверный прогноз показателей бюджетной системы.
  • 2. Социальная направленность является одним из базовых принципов финансового планирования, который позволяет учитывать нс только экономический, но и социальный эффект от запланированного финансирования. Здесь же реализуется перераспределительная функция финансов общественного сектора.
  • 3. Принцип пропорционального распределения финансирования предполагает закрепление доходных поступлений и расходных обязательств за конкретными участниками финансового планирования по каждой отрасли производственной и непроизводственной сферы. Здесь же подразумевается сбалансированность интересов всех субъектов экономической деятельности.
  • 4. Принцип приоритетности указывает на перераспределение прав доступа к финансовым ресурсам и их использованию согласно разработанной концепции социально-экономического развития государства, территории и муниципалитета.
  • 5. Принцип взаимной увязки краткосрочных и среднесрочных целей с долгосрочной концепцией развития государства.
  • 6. Принцип единства бюджетного и экономического планирования, который достигается при взаимодействии профильных министерств и ведомств.
  • 7. Принцип адекватности объективным закономерностям характеризует процесс выявления и оценки устойчивых явлений, тенденций и их взаимосвязи в развитии бюджетных отношений.
  • 8. Принцип альтернативности бюджетного планирования предполагает различие в развитии отдельных звеньев бюджетной системы.
  • 9. Программно-целевые принципы, которые предполагают планирование финансирования во взаимной увязке с целевыми индикаторами.

Таким образом, расходование бюджетных средств не должно обозначать только полное их «освоение». Деньги должны «показать эффект» или «принести результат», иначе финансирование теряет смысл.

Соответствие этим принципам невозможно реализовать без использования методов финансового планирования.

Базовым методом является нормативный, который основан на определении и использовании нормативов, т.е. величин, обозначающих предельно допустимое или среднее допустимое количество или минимально необходимый результат.

Экономически нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозных и плановых документов, обоснования плановых заданий, оценки их выполнения, называется нормативной базой. Па сегодняшний день использование нормативного метода является в качестве основы обеспечения соответствующего международным стандартам уровня социального развития, достижения оптимальной сбалансированности производства и потребления, своевременного вскрытия резервов, эффективного использования ресурсов, рационального управления экономикой, развития рыночных отношений. Кроме того, разработка научно обоснованных нормативов значительно повышает качество финансового планирования.

Экономический анализ предполагает обработку данных с помощью следующих методов:

  • структурного анализа для определения доли исследуемых показателей в общем объеме;
  • горизонтального анализа для выявления динамики параметров в течение нескольких периодов;
  • факторного анализа для определения важнейших переменных величин, воздействующих на итоговый показатель;
  • трендового анализа для выявления развития прогнозных параметров в будущем с помощью построения долгосрочного тренда, что возможно при наличии ретроспективных данных.

Экономический анализ включает методы экономических группировок, прямого счета (определяют показатели исходя из научно-обоснованных норм и нормативов материальных, трудовых затрат), метод соотношений, или индексный, и метод структуризации (дерево целей).

Балансовый метод помогает выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов Российской Федерации и местных администраций, поскольку позволяет проанализировать соотношение производства и потребления территорий, обеспеченность ресурсами и их использование, денежными и нефинансовыми потоками.

Математические методы и модели позволяют построить вероятностные прогнозы и предварительно оценить их жизнеспособность. Математическая модель экономического объекта представляет собой совокупность уравнений, неравенств, логических отношений, графиков, объединяющих группы отношений элементов изучаемого объекта. Сюда же относят методы статистического анализа (индексный метод, регрессионный анализ) и экстраполяцию.

Также применяют метод экспертных оценок, когда собирают несколько мнений экспертов. Его используют в дополнение к другим методам финансового планирования.

Программный метод стал применяться в финансовом планировании сравнительно недавно и уже показал свою эффективность. Конечно, его невозможно использовать без других методов финансового планирования, которые были рассмотрены ранее.

Суть программного подхода отражается в бюджетировании, ориентированном на результат. В финансовый план включаются целевые значения результирующих показателей с одной стороны и объемы финансирования, которые позволят их достичь. Постепенное внедрение программноцелевого метода позволило перейти к формированию «программного» бюджета. Сущность такого финансового плана заключается во взаимной увязке целей и объемов финансирования различных мероприятий. Переход к программно-целевому индикативному финансовому планированию позволил уйти от практики «освоения бюджетных средств» к отчету за каждый рубль бюджетного финансирования. Это также позволило повысить качество финансового контроля.

Эти методы позволяют оптимизировать финансовое планирование на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Управление централизованными финансами невозможно представить без государственного и муниципального финансового контроля, который осуществляется на всех стадиях управления государственными и муниципальными финансами и реализует следующие задачи :

  • 1) обеспечение полноты и эффективности целевого использования финансовых ресурсов;
  • 2) выявление резервов роста финансовых ресурсов;
  • 3) правильность составления и исполнения финансового плана, а также ведения отчетности;
  • 4) соблюдение законодательства в области налогообложения.

Объектами финансового контроля являются поступления всех видов доходов бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитные и заемные средства, их использование. Контроль за исполнением бюджета осуществляется представительными органами власти, Счетной палатой Российской Федерации, а также финансовыми и налоговыми органами.

Среди основных принципов государственного финансового контроля можно выделить принцип плановости; системности; непрерывности; законности; объективности; независимости; гласности; эффективности контроля. Можно заметить, что все эти критерии соответствуют принципам организации финансовой системы государства в целом, а также бюджетной системы.

Классификация финансового контроля может быть представлена в следующем виде.

  • 1. Государственный и негосударственный (аудит).
  • 2. По времени проведения:
    • - предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

  • - последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
  • 3. По виду материалов - фактический и документальный контроль.

К субъектам реализации государственного и муниципального финансового контроля относятся:

  • - органы Федерального казначейства;
  • - контрольно-ревизионные органы;
  • - Росфиннадзор;

финансовые органы субъектов и муниципальных образований при самостоятельном исполнении бюджета.

Рассмотрим методы финансового контроля .

  • 1. Документальные и камеральные проверки, которые проводятся налоговой службой, а также учредителями государственных и муниципальных предприятий и организаций.
  • 2. Обследование, которое проводится обычно в форме опроса или анкетирования.
  • 3. Мониторинг (наблюдение) или анализ деятельности субъектов хозяйственной деятельности по обобщенным данным.
  • 4. Надзор в сфере бюджетных правоотношений.
  • 5. Ревизия (документальная и фактическая проверка) проводится Рос- финнадзором и ее территориальными органами. Целью ревизий является определение правомерности, целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров. Результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки).

Подводя итоги, следует отмстить тенденцию к внедрению корпоративных подходов финансового менеджмента в систему управления государственными и муниципальными финансами. Этому способствовали реформа сети бюджетных учреждений, переход на трехлетнее бюджетное планирование и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат. Следующим шагом можно назвать разработку системы оценки качества персонала, занятого в секторе государственного и муниципального З"правления. Это система показателей необходима для оценки эффективности деятельности менеджмента компаний с государственным участием.

Управление финансами

дипломная работа

1.1 Основные задачи и методы управления финансами предприятия

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

Функциональное назначение. Оно состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

Единство финансовой системы - предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

Управление финансовыми ресурсами предприятия - это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, приемов воздействия на разнообразные виды финансов для достижения определенного результата. В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование и планирование финансового состояния, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

бухгалтерская отчетность;

сообщения финансовых органов;

информация учреждений банковской системы;

информация товарных, фондовых и валютных бирж;

прочая информация.

Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Существует оперативное управление, которое представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования. В условиях рыночной экономики одной из ключевых фигур на предприятии становится финансовый менеджер. Он ответствен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Однако если поставленная проблема имеет существенное значение для предприятия, он может быть лишь советником высшего управленческого персонала. Наконец финансовый менеджер, как правило, ответственный исполнитель принятого решения, он также осуществляет оперативную финансовую деятельность. Его деятельность включает в себя:

Общий финансовый анализ и планирование;

Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);

Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Финансовый менеджер часто входит в состав высшего управленческого персонала фирмы, поскольку принимает участие в решении всех важнейших вопросов.

В наиболее общем виде деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств); распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Логика выделения таких областей деятельности финансового менеджера тесно связана со структурой баланса, как основной отчетной формой, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел

В условиях рыночной экономики искусство управления предприятием всё в большей мере сосредотачивается на использовании внутреннего потенциала предприятия, на экономическом обосновании принимаемых управленческих решений, что требует совершенствования приёмов и методов финансового управления. Отсюда следует, что управление финансами предприятия - это эффективное управление потоками его денежных средств, складывающихся из двух взаимосвязанных направлений: поступления денежных средств и их использования. Другими словами, управление финансами представляет собой процесс, цель которого - улучшение финансового состояния предприятия и получение определённых финансовых результатов. Другими словами он связан с оптимизацией финансовых средств предприятия с целью получения собственниками максимального дохода.

Исходя из этой цели, среди основных задач эффективного управления финансами предприятия (финансового менеджмента) можно выделить:

1. Планирование и прогнозирование финансов предприятия (среди главных показателей финансового плана выделим объем капитальных вложений и реализации; прибыль; рентабельность).

2. Принятие целесообразных решений при инвестировании (среди показателей выделим оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации, способы инвестирования - за счет кредитов банка, выпуска акций или облигаций, срок кредита).

3. Координация финансовой деятельности фирмы со всеми ее службами.

4. Проведение операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, в том числе реализация собственных акций и облигаций.

Исходя из финансовой стратегии предприятия, обеспечение ликвидности и рентабельности является обязательным условием его экономического развития, причем обеспечение рентабельности может сочетаться с такими задачами, как завоевание рынка или просто выживание предприятия.

Финансовые результаты предприятия в значительной мере зависят oт того, чему на каждом конкретном этапе своего развития предприятие отдает предпочтение, - обеспечению ликвидности или рентабельности. Так, нацеленность на увеличение рентабельности, как правило, повышает риск возникновения неплатежеспособности и, следовательно, ликвидности. И наоборот, повышение ликвидности обратно пропорционально рентабельности. При умелом управлении финансами первичным должно быть обеспечение ликвидности предприятия на основе точной сбалансированности потребности и наличия денежных средств в обороте.

Если предприятие будет ориентироваться на максимальную прибыль и рентабельность, то оно будет мобилизовать все свои ресурсы,. в том числе за счет снижении ликвидности, отказа от финансовых pезервов, вовлечения в оборот заемных ресурсом в больших объемах и т. д. Если целью является завоевание ринка, тогда максимальная рентабельность приносится в жертву, здесь резко возрастают требования к ликвидности и наличию достаточно больших резервов. Если целью является выживание, главное для предприятия - удержать уровень нулевой прибыли при минимальных отклонениях от него при обеспечении ликвидности и наличии определенных резервов, причем основной опорой должны быть собственные источники.

Предприятие взаимодействует с другими предприятиями - поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, участвует в союзах и ассоциациях, в качестве учредителя вносит долю в формирование уставного капитала, вступает во взаимоотношения с банками, бюджетом, внебюджетными фондами и пр.

Финансовые отношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия и его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, и их использование на цели развития предприятия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми оно распоряжается самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных отчислений -- обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов. В отличие от амортизационных отчислений, прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают между предприятием и государством по поводу распределения созданного чистого дохода.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные нужды ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление, и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получения прибыли.

Направления инвестирования денежных средств могут быть различными: связанными как с основными видами деятельности предприятия по производству продукции (работ, услуг), так и с чисто финансовыми вложениями. Для получения дополнительных доходов предприятия вправе приобретать ценные бумаги других предприятий и государства, вкладывать средства в уставный капитал вновь образуемых предприятий и банков. Временно свободные средства предприятия могут обособить из общего денежного оборота и поместить в банк на депозитные счета.

Самофинансирование -- обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы предприятия и означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности средств потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита (для покрытия текущих затрат) и долгосрочных банковских кредитов (для использования на капитальные вложения).

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:

* амортизационных отчислений;

* прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;

* дополнительных паевых взносов участников в товариществах;

* средств, получаемых от выпуска облигаций;

* средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;

* долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);

Детализация методики анализа зависит от целей и задач, а также от различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения.

Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

Выпускать высококачественную продукцию, обновлять ее в соответствии со спросом;

Рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

Разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятий на

рынке и корректировать их в соответствии с меняющимися обстоятельствами;

Внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

Заботиться о работниках, росте их квалификации, повышении

жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

Обеспечивать конкурентоспособность предприятия;

Проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие

Система управления финансами включает в себя следующие элементы:

Финансовые методы;

Финансовые рычаги (инструменты);

Правовое обеспечение;

Информационно-методическое обеспечение.

Финансовые методы это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов

Финансовые рычаги это инструменты, используемые в финансовых методах. К ним относят экономические показатели, через которые оказывается влияние на хозяйственную деятельность: прибыль, доход, налоги, финансовые санкции, цена, дивиденды и проценты, заработная плата, а также амортизацию, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции и др. Финансы важнейший инструмент, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта (страна, регион, предприятие).

Финансовый механизм представляет собой систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов.

В состав финансового механизма входят: финансовые инструменты, финансовые приемы и методы, обеспечивающие подсистемы (кадровое, правовое, нормативное, информационное, техническое и программное обеспечение).

Под финансовыми инструментами понимаются различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на фондовых рынках: денежные средства, ценные бумаги, опционы, форвардные контракты, фьючерсы и свопы.

Существуют различные подходы к трактовке понятия "финансовый инструмент". В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Финансовые активы включают:

· денежные средства;

· контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;

· контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

· акции другого предприятия.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:

выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Существует и более упрощенное понимание сущности понятия "финансовый инструмент". В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

В рыночной экономике на эффективность работы предприятия и организацию его финансовых отношений влияют разнообразные факторы, которые можно объединить в следующие группы:

Позитивные факторы - положительно, благотворно влияющие на деятельность предприятия;

Негативные факторы - отрицательно влияющие на его деятельность;

Внутренние - зависящие от деятельности самого предприятия;

Внешние - не зависящие от него.

К внутренним относят факторы связанные:

С личностью руководителя;

С ускорением НТП;

Совершенствованием организации производства, труда и управления (менеджментом) предприятием;

С организационно-правовой формой хозяйствования;

Со спецификой производства и отрасли;

С качеством и конкурентоспособностью продукции;

С амортизационной и инвестиционной политикой и т.п.

К внешним относят факторы, связанные с изменениями:

Конъюнктуры мирового и внутреннего рынка;

Политической обстановки;

Инфляционных процессов и экономической политики государства

Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами:

выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

лидерство в борьбе с конкурентами;

максимизация рыночной стоимости фирмы;

приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;

рост объемов производства и реализации;

максимизация прибыли;

минимизация расходов;

обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Приоритетность той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.

Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:

Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:

Финансы коммерческих предприятий и организаций,

Финансы некоммерческих организаций.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Исходя из вышеизложенного становится понятно, управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами.

Финансовая деятельность государства по управлению финансами - деятельность государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования.

Управление представляет собой сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государственное воздействие на бизнес осуществляется через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки предприятий через субсидии. То есть государство воздействует через финансы на экономику и социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики. Управление ведется через принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.

Управление государственными финансами - набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики

Объектом управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений.

Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Минфин РФ, ФНС РФ, ЦБ РФ, Федеральное казначейство и другие.

Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного долга, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

Выделяют несколько форм и методов управления финансами государства:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Финансовый контроль;

Принятие финансового законодательства;

Система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Финансовое планирование - это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов.

Финансовое программирование - метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

Для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

Повышения эффективности расходования государственных средств;

Прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества.

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность уполномоченных органов по проверке соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития государства.

Управление финансами регулируется высшими законодательными органами через принятие фин. законодательства , утверждение гос. бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и других финансовых параметров.

Основные методы мобилизации финансовых ресурсов гос-вом: налоги, кредит, страхование. Налог – обязательный, безвозмездный денежный платеж, взимаемый гос-вом с организаций и ФЛ. Кредит – предоставление ссуды кредитором заемщику в денеж. или товар.форме на условиях возвратности, срочности за опр. вознаграждение (в форме процента за пользование кредитом), где кредиторами и заемщиками выступают ЮЛ и ФЛ, гос. органы управления, правительство. Страхование – отношения по защите имущ. интересов ФЛ и ЮЛ при наступлении опр. событий (страховых случаев) за счет денеж. фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Под термином «управление» понимается сознательное воздей­ствие на объект управления в целях его развития и совершенствова­ния. В управлении финансами, как ив любой другой управляемой си­стеме, выделяют объекты и субъекты управления.

Объекты управления финансами - разнообразные виды (сферы) финансовых отношений. Разным подсистемам финансов (объектам управления) соответствуют определенные субъекты управления. Гос­ударственными финансами управляют органы государственной власти и управления. Финансами хозяйствующих субъектов управляют их
высшие исполнительные органы управления, включая финансовые службы. Государство регламентирует финансовую деятельность хо­зяйствующих субъектов, т.е. в условиях рыночной экономики финан­сы хозяйствующих субъектов управляются ими самостоятельно, но по правилам, которые устанавливает государство.

Совокупность всех организационных структур, осуществляю­щих управление финансами, составляет финансовый аппарат, соот­ветственно, государства или хозяйствующего субъекта.

Процесс управления финансами включает в себя не только управление объектами, но и совершенствование деятельности и орга­низации самих субъектов управления.

Цель управления финансами государства - обеспечение финан­совой устойчивости, проявляющейся в макроэкономической сбалан­сированности, профиците бюджета, оптимизации государственного долга, твердости национальной валюты, снижении темпов инфляции, повышении благосостояния населения.

Цель управления финансами хозяйствующих субъектов - обес­печение финансовой стабильности предприятия, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.

Общее (стратегическое) управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, Президент РФ и Прави­тельство РФ.

Федеральное Собрание РФ утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении, принимает законы о налогах, сборах, обяза­тельных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Президент РФ определяет цели финансовой политики, регла­ментирует деятельность финансовой системы, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государ­ственную Думу РФ федеральный бюджет и обеспечивает его испол­нение, выступает как координирующий центр управления финансами.

Основным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку и осуществление финансовой политики государства, явля­ется Министерство финансов РФ. В частности, Минфин России вно­сит на рассмотрение Правительству РФ проекты федеральных зако­нов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение вопросов, относящихся к сфере ведения Минфина России и федеральных служб, находящихся в его подчинении.

Федеральное казначейство отвечает за кассовое исполнение бюджета.

Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими фе­деральными органами исполнительной власти, исполнительными ор­ганами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ.

Важнейшим органом реализации денежно-кредитной и финан­совой политики является ЦБ РФ. Банк России имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, он является юридическим лицом и может осуществлять определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками, государством (бюджетом) и другими субъ­ектами. С другой стороны, он же наделен широкими полномочиями по управлению денежно-кредитной системой России.

В управлении финансами можно выделить такие важнейшие ме­тоды и формы (функциональные элементы), как планирование (в том числе программирование), прогнозирование, оперативное управление, контроль.

Применительно к финансовому планированию - это деятель­ность по обеспечению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Финансовое программирование является методом финансового планирования, использующим программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их до­стижения.

Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства и хозяйствующих субъектов. Цель финансового прогнозирования состоит в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их образования и использования их в прогнозируемом периоде.

Прогнозные и плановые расчеты базируются на использовании различных методов: экстраполяции, нормативного, математического моделирования, балансового.

Метод экстраполяции заключается в том, что плановые финан­совые показатели определяются на основе анализа их динамики за ряд предшествующих периодов и выявления наметившихся тенденций ро­ста или снижения.

Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов (экономических, технических, финансовых и др.). Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономиче­ских, социальных и финансовых процессов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми заданиями, выявлять резервы роста эффективности.

Управление финансами основано на знании объективных эконо­мических законов, закономерностей развития общества, а также на знании и неукоснительном соблюдении финансового, бюджетного, налогового и других законодательств.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: