Сколько в мире христиан? Статистические данные и исследования христианства. стран с самой большой численностью мусульман

Новые политические и идеологические тенденции в российском мусульманском сообществе стали темой дискуссии востоковедов на семинаре "Кавказ в прошлом и настоящем" в Москве. Неспособность государства решить болезненные проблемы заставляет мусульман Северного Кавказа, в частности Дагестана и Ингушетии, апеллировать к нормам шариата в разрешении земельных и правовых споров, заявил востоковед Ахмет Ярлыкапов в докладе об исламе в современной России.

Новое заседание научно-практического семинара "Кавказ в прошлом и настоящем (общество и политика, экономика и культура)" состоялось в здании Московского университета международных отношений 17 октября. Мероприятие было организовано Центром проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО и Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, сообщил присутствовавший на семинаре корреспондент "Кавказского узла".

Замдиректора Института международных исследований МГИМО Александр Чечевишников представил участникам заседания недавно изданный биобиблиографический словарь-справочник "Ислам и мусульмане постсоветской России в работах отечественных исследователей (1992-2017)". Составителями словаря-справочника, наряду с Чечевишниковым, стали старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов и профессор кафедры востоковедения МГИМО Марина Сапронова.

По словам Чечевишникова, это издание стало первой попыткой коллектива ученых МГИМО обобщить информацию о российских исследователях, занимающихся проблематикой современного ислама и мусульманского сообщества, и их работах. В списке справочника корреспондент насчитал 48 имен исследователей - среди них как широко известные общественности ученые, так и сравнительно малоизвестные представители региональных научных школ. Исследователи представляют как академические, так и религиозные круги. Справочник содержит сведения об их образовании, ученых степенях и званиях, основном месте работы и публикациях, посвященных исламской тематике. Цель составления сборника - улучшить коммуникацию исследователей-исламоведов.

В справочнике значатся только те исследователи, которые согласились на предложение заполнить анкету и внести в справочник их имена и данные. "Например, наш уважаемый профессор Владимир Дегоев отказался войти в число исламоведов. Он сказал: "Я знаю историю мусульманских народов Кавказа, но не могу назвать себя исламоведом, засмеют". Вот такая рефлексия", - отметил Чечевишников.

Ахмет Ярлыкапов выступил на семинаре с докладом "Ислам в современной России", основанным на его исследованиях мусульманских общин Северного Кавказа, Поволжья, Урала и Сибири. Ученый отметил, что сознательно "заострил некоторые моменты, чтобы вызвать дискуссию и понять, соответствуют они реальности или нет".

В своем докладе Ярлыкапов подверг сомнению утверждение о том, что с конца 1980-х годов в России произошло возрождение Ислама. Происходящие тогда процессы в большей степени были реисламизацией, уверен востоковед.

"Возрождать на значительной части территории страны было нечего. Чтобы возрождать, нужно иметь те традиции, которые подлежат восстановлению. В России, за исключением может быть отдельных районов, прежняя исламская традиция, суфийская или какая-нибудь иная, которая была в начале двадцатого века, не сохранилась. В 1980-1990 годах люди, которые позиционировали себя мусульманами, принадлежали «к «этническим мусульманам", но еще даже не молились. Но на определенном этапе часть из них стали действующими мусульманами - заново стали, не опираясь иногда на прежнюю традицию", - пояснил Ярлыкапов.

В качестве примеров реисламизации Ярлыкапов привел северные районы Дагестана и Кабардино-Балкарию.

северных районах Дагестана в реальности были, может быть, один-два человека, которые могли читать Коран по-арабски и знали какие-то обряды ислама. В Кабардино-Балкарии ситуация была такова, что те молодые кабардинцы, которые стали соблюдать нормы ислама, были отчуждены своим же обществом, что в итоге и привело к трагическим событиям 13 октября 2005 года", - указал Ярлыкапов.

13 октября 2005 года было совершено нападение на Нальчик. Во время боев погибли 35 силовиков, 14 мирных жителей и 92 человека из числа нападавших. Процесс по делу шел в Верховном суде Кабардино-Балкарии с 2008 года. 23 декабря 2014 года суд приговорил пятерых подсудимых к пожизненному лишению свободы. Большинство осужденных утверждают, что были втянуты в события обманным путем. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован справочный материал "Нападение на Нальчик 13-14 октября 2005 года".

Северный Кавказ в борьбе за лидерство в российской умме

Говоря о современных тенденциях, Ахмет Ярлыкапов указал на постепенное изменение традиционной картины распространения богословско-правовых толков ислама за счет миграции людей и идей. Он также отметил, что исламское сообщество в России становится все более мозаичным за счет появления новых религиозных групп, в том числе внутри тех или иных течений, в частности салафитского. "Это течение в целом никогда не было единым и разделялось на множество групп, в том числе оппонирующих друг с другом", - отметил он.

Ярлыкапов также указал на возрастающую роль ислама в правовой, экономической, образовательной и других сферах жизни на Северо-Восточном Кавказе. Мусульмане в этом регионе часто обращаются к исламскому праву по причине неспособности государства решить те или иные болезненные проблемы, констатировал он.

"Нерешенность некоторых застарелых проблем иногда толкает мусульман к применению шариата. В Дагестане все чаще обращаются к шариатским понятиям. Например, жители равнин Дагестана говорят, что по шариату на равнине земли принадлежат им, а горцам, которые поселились там, нужно договариваться с ними. До 100 тысяч человек живут на равнине в поселениях, которые нигде зарегистрированы, на карте их не существует. Хотя земли формально собственность государства, оно не решает вопрос их статуса. Зафиксированы случаи, когда земельные конфликты общины местных жителей и переселенцев решали в мечети, по шариату, в рамках тех знаний, которые есть у духовных лидеров, фиксируя решение на арабском языке. Хотя настоящих знатоков шариата все еще крайне мало", - заявил ученый.

Еще одной важной современной тенденцией востоковед назвал конкуренцию, возникшую между официальными духовными управлениями мусульман и неформальными исламским центрами. "У нас на виду соперничество между муфтиятами, но их организационные противоречия далеки от реальности, в которой живут верующие в общинах и мечетях", - отметил Ярлыкапов.

Самыми крупными игроками в борьбе за лидерство в российском мусульманском сообществе он назвал Духовное управление мусульман Дагестана и главу Чечни Рамзана Кадыров. В этом смысле Северный Кавказ стремится занять в мусульманской общине на всероссийском уровне лидерские позиции, которые до сих пор были заняты татарскими религиозными деятелями, сделал вывод Ярлыкапов.

"ДУМ Дагестана сейчас активно включилось в борьбу за лидерство в российской умме, его газета "Ас-салам" в настоящее время распространяется по всей России. Во всех регионах дагестанский муфтият проводит какие-нибудь мероприятия. Их деятельность заметна в Новом Уренгое, в Томске, активное сотрудничество с ДУМ Дагестана идет в Татарстане. Таким образом, у них реальная и результативная работа", - пояснил ученый.

Рамзана Кадырова Ахмет Ярлыкапов называет второй силой в борьбе за лидерство среди российских мусульман, отмечая, что публично глава Чечни не заявляет о таких амбициях.

"Но реальность такова, что он участвует в этой борьбе. Он и его сторонники активно используют сетевые технологии, налаживают контакты с местными мусульманскими лидерами по всей стране, оказывают целевую помощь местным мусульманским общинам. Определенными своим действиями и высказываниями зарабатывают симпатии всех мусульман и в России, и за рубежом", - указал Ярлыкапов.

Ученый отметил, что действия Кадырова вызывают симпатии даже у части салафитов, которые находятся в конфронтации с ДУМ Дагестана.

"ДУМ Дагестана ограничен тем, что его имамы в основном суфии, чем вызывают противостояние с салафитами. Кадыров же сохраняет широкие контакты, не ограничиваясь суфиями и официальными муфтиятами. Сейчас и среди некоторых групп салафитов распространено мнение, что то, что он делает, полезно для уммы и достойно поддержки", - отметил востоковед.

У российских властей нет исламской политической программы

Доклад Ярлыкапова о борьбе за лидерство в российской умме заинтересовали участников семинара, которые задали ученому свои вопросы. Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев поинтересовался, не связана ли активность дагестанского муфтията и Кадырова с эволюцией взглядов российских властей и их отношения к исламу.

"Шесть-семь лет назад в Россию приезжали иностранные мусльманские ученые, теперь их визиты прекратились. Может быть, власти сделали ставку на активность дагестанского ДУМ и чеченцев, потому что они хорошо известны, и их деятельность [подконтрольна властям]?", - поинтересовался Силаев. Ярлыкапов, отвечая на вопрос, отметил непоследовательность политического руководства России в отношении к исламу и мусульманам.

"Была очень нечеткая ставка на традиционный ислам, хотя непонятно даже было, что это такое? В Дагестане - это суфизм, а в Кабардино-Балкарии - что это? Сейчас [есть] ставка на собственное исламское образование, важно кто его контролирует. То, что предлагается не всегда может быть привлекательным, например, Болгарская исламская академия в Татарстане - кто поедет из Москвы, Петербурга или с Кавказа учиться в далекое от городов село? Есть ощущение, что российских властей отсутствует стратегическое видение", - сказал он.

Ахмет Ярлыкапов предположил, что "дагестанский проект" вполне может быть инициирован из Москвы, но Рамзан Кадыров действует неформально. Его неформальные действия создают конкуренцию ДУМ Дагестана и "подстегивают" их к более активному расширению собственного влияния. "Ведь кто-то должен говорить от имени всех мусульман России", - заключил Ярлыкапов.

В ночь на 9 сентября лейбл Black Star отменил концерты Егора Крида и рэпера Doni в Дагестане, после того, как Крид получил в Instagram большое количество комментариев с угрозами и рекомендациями не приезжать в Махачкалу. Дагестанский боец Хабиб Нурмагомедов назвал отмену концерта "невеликой потерей". Исполнитель и продюсер Тимати призвал его быть толерантным, на что спортсмен отреагировал очередным резким постом в Instagram. Глава Чечни призвал участников конфликта "не заниматься ерундой". При этом он уровнял террористов с "гастролерами", заявив, что Кавказу они одинаково не нужны. 12 октября Кадыров отчитался о примирении Тимати и Нурмагомедова. Однако сам конфликт вызвал споры о радикализме в Дагестане. Клерикальные настроения захватывают все большую часть населения как в республике, так и на Северном Кавказе в целом, указал Ахмет Ярлыкапов. "Светское государство не должно допускать подобных перегибов. Это свидетельство того, что власть не может обеспечить светскость в регионах. Ходить на концерты - право гражданина, и когда его ограничивают, в том числе с религиозной точки зрения, должна последовать реакция, но ее нет", - сказал он.

Протесты религиозной части населения против тех или иных культурных явлений в республиках Северного Кавказа, подобных недавнему скандалу вокруг концерта Егора Крида в Дагестане, обусловлены недостаточной зрелостью как мусульманского, так и светского сообщества республики, считает востоковед.

"Это вопрос зрелости и светских сил, и мусульман. Если бы мусульмане понимали, что Крид не проблема и наоборот, его свободное выступление могло быть доводом о том, что и к мусульманам нужно быть терпимее", - полагает Ярлыкапов.

Историк из Дагестана Сергей Манышев, присутствовавший на семинаре, поспорил с мнением о сужении светского пространства в Дагестане. Ситуация вокруг концерта Крида, по его мнению, является скорее исключением из общих правил, - по оценке Манышева, столкновение светских и религиозных взглядов в Дагестане происходит сравнительно редко.

"В Дагестане и раньше не очень жаловали некоторых исполнителей, например, были протесты против приезда Бориса Моисеева. В последние пять лет такого не было, сужения светского пространства в Дагестане нет. Оно просто разделилось с пространством религиозных людей", - указал Манышев.

Отвечая на вопрос о протестах в Ингушетии, Ярлыкапов отметил преимущественно политический характер акций. Участие в акциях протеста религиозных деятелей и массовые намазы не говорят о значительном влиянии исламского фактора на происходящее, считает он. "Просто все участники акций - мусульмане и поэтому, когда приходит время, все вместе молятся", – сказал ученый.

С 4 октября в столице Ингушетии круглосуточно проходила массовая акция протеста против изменения границы с Чечней, участники которой требовали проведения референдума по вопросу о границе и отставки главы республики. 12 октября в центре Магаса, где проходил митинг, жители Ингушетии провели пятничную молитву. 16 октября власти отказались продлить разрешение на митинг после 17 октября, но согласовали его проведение с 31 октября по 2 ноября. Оргкомитет митинга решил прервать акцию для подготовки Всемирного конгресса ингушского народа 30 октября. "Муфтий Ингушетии Хамхоев на акциях не присутствует, его ребята бывают и выступают. Но сам муфтий Ингушетии дистанцировался, он соблюдает полный нейтралитет", - подчеркнул профессор.

Религиозные верования являются важной частью духовной жизни любого общества. Большинство людей на планете Земля исповедуют ту или иную религию. Мусульманство и христианство являются самыми крупными религиями на данный момент. В статье ответим на вопрос - кого больше: христиан или мусульман в мире.

Мировое христианство

Христианство - древнее религиозное направление, которое имеет свои традиции и правила. На данный момент практически во всех странах существуют христианские церкви. Повсеместно люди исповедуют эту авраамическую религию. Создаются приходы и церкви, жертвуются на создание храмов большие финансовые средства. Но кого больше - христиан или мусульман? На данный момент христианство является самой распространенной религией в мире.

Темпы развития конфессии

У христианства и ислама практически одинаковые темпы распространения. В 2016 году число приверженцев мусульманства в мире достигло около 1,8 миллиарда человек. И каждый год это число последователей этой религии увеличивалось. Среди экспертов существует мнение, что ислам в будущем может занять доминирующие позиции по численности. Уже на данный момент популярность этой конфессии увеличивается. Так кого больше: мусульман или христиан? На данный момент больше приверженцев христианства. Но долгосрочные прогнозы научных центров говорят о том, что мусульманство является самой быстрорастущей религией по числу последователей.

Имеет значение и уровень рождаемости в верующих семьях. У католиков и православных рождается в среднем 2,3 ребенка на каждую женщину, у приверженцев ислама это число составляет 3,2. Американские исследователи говорят, что в мире очень быстро уменьшается число людей неверующих, а также лиц, которые не определились с религиозными взглядами. Ученые предсказывают, что в 2045 году число христиан и мусульман на нашей планете сравняется. Данные мировые религиозные направления имеют гораздо больше приверженцев, чем все другие религиозные течения.

Выбор религии

Какую конфессию выберет тот или иной человек, предсказать почти нереально. На планете много людей, рожденных в одной религии, а затем сменивших ее на абсолютно другую по своей воле. Самая популярная причина смены конфессии - это заключение брака с человеком иной религии. Затем следует смена вероисповедания во взрослом возрасте, а также изменение конфессии в связи с переменой места проживания. Многие представители духовенства считают, что смена религии - это грех.

Мусульманство и другие религии

Большинство последователей ислама живет в Иране, Пакистане, Республике Бангладеш и Индонезии. В Российской Федерации проживает около двадцати миллионов мусульман. Приблизительно один миллиард человек на Земле исповедуют индуизм, пятьдесят миллионов человек придерживаются буддизма. Приверженцы ислама исповедуют различные направления этой религии, например, шиизм и суннизм. Средний возраст прихожан - 22 года. У христиан средний возраст паствы составил 30 лет, а у последователей индуизма - 25 лет. Атеисты имеют средний возрастной ценз в 33 года. При подсчетах среднего возраста прихожан учитывались только совершеннолетние люди, которые определились в своих религиозных воззрениях.

На вопрос о том, кого больше - христиан или мусульман на Земле, сложно дать точный ответ. Из года в год это число постоянно меняется. Количество последователей других конфессий увеличивается также неуклонно. В реальности важным моментом является не численность, а их настоящая вера. Многие из тех, кто попал в статистику, исповедуют религию довольно поверхностно, не соблюдая законы и каноны своей конфессии. В приоритете истинное отношение к вере, что не зависит от ее законов.

#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

#6 Почему российские имамы такие богатые? (рассказывает Юрий Михайлов)

Сегодня у нас в гостях у программы “Современный Восток” издатель Юрий Анатольевич Михайлов. Его издательство «Ладомир» выпустило несколько лет назад превосходное двух-томное издание жизнеописания Пророка Мухаммада, мир ему. Биографию самого…

#5 Как пришли к нам православие и ислам? (рассказывает Игорь Алексеев)

«И христианство, и ислам не были введены одномоментно. Если мы берем, например, Волжскую Булгарию, то ислам туда проникал через торговые, а, следовательно, культурные связи. И только после того, как уже…

Тарик Рамадан выступит с лекцией в Москве

Влиятельный исламский мыслитель, профессор Оксфордского университета Тарик Рамадан выступит в Москве с лекцией: «Важность критического мышления для мусульманской уммы на Западе и Востоке». Тарик Рамадан – это имя известно во всем мире. Он не просто философ, публицист, мыслитель. Он – очевидный гений.

Арабский язык для всех

Эффективное изучение арабского языка невозможно без качественного учебного пособия. Слушателям курсов арабского языка образовательного центра «Медина» в этом смысле очень повезло. Специально для наших студентов педагог с многолетним стажем преподавания в ведущих вузах страны Александра Вадимовна Симонова разработала уникальный учебник «Арабский язык для всех».

10 стран с самой большой численностью мусульман

В 622 году пророку Мухаммеду (Мир ему и благословение!) было ниспослано первое откровение. Посланник Аллаха начал свою поездку с целью распространять ислам. Согласно текущей статистике, численность мусульман в мире уже превысила 1,7 миллиардов человек. А это значит, что каждый четвертый житель нашей планеты исповедует ислам. Представляем вам 10 стран с самой большой численностью мусульман со ссылками на данные.

1. Индонезия

Самое большое количество мусульман живет в островном государстве Юго-Восточной Азии – 221 миллион! Ислам распространялся здесь в основном в XIII-XVI веках. Его приверженцы сегодня составляют примерно 88 процентов общего населения государства.

2. Индия

В Индии зародились такие религии, как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. В первом тысячелетии нашей эры на индийский субконтинент пришли также христианство и ислам, оказавшие значительное влияние на развитие разнообразной культуры региона. На сегодняшний день в стране Болливуда проживает более 177 миллионов последователей Пророка Мухаммеда, это больше 14% общего населения страны. Причем, в 2010 году Индия занимала третье место в мире по численности мусульман, но к 2013 году опередила Пакистан.

3. Пакистан

Поначалу в Пакистане жило 11% мусульман мира. Но их число растет с каждым годом и превысило 97% всего населения страны.

4. Бангладеш

Подавляющее большинство бангладешцев исповедуют ислам. 89,5 % населения страны - мусульмане. В численных показателях это более 144 миллионов человек. Оставшиеся 10,5 % - религиозные меньшинства индуистов, христиан, буддистов и других.

5. Нигерия

В этой стране Западной Африки живет более 88 миллионов мусульман. В 12 штатах Нигерии действуют законы шариата: в 9 - полностью, ещё в 3-х - в местах компактного проживания мусульман.

6. Египет

В стране двух континентов, расположившейся на юго-западе Азии и северо-востоке Африки, проживает около пяти процентов мусульман мира. Примерно 95% мусульманского населения представляют абсолютное большинство в государстве.

7. Иран

Большинство иранцев - мусульмане. Это 77 миллионов человек. 89 % населения - мусульмане-шииты (государственная религия). Наряду с Ираком, Азербайджаном и Бахрейном, Иран является одним из государств, где шииты составляют больше половины населения.

8. Турция

В любимой российскими туристами стране проживает более 74 миллионов мусульман, что составляет более 98% населении страны. Большинство из них исповедует ханафитский мазхаб и матуридизм.

9. Эфиопия

В этой единственной традиционно христианской африканской стране, тем не менее, живет более 46 миллионов мусульман, что дает стране 9-е место в списке. Более того, по сравнению с 2010 годом Эфиопия обогнала по численности мусульман Алжир и Морокко, войдя в первую десятку стран с самой большой мусульманской популяцией.

10. Алжир

Спрашивает Виктор
Отвечает Александр Дулгер, 21.01.2011


Мир Вам, Виктор!

В настоящее время количество мусульман, по различным данным, колеблется от 1,3 до 1,8 миллиарда человек.

Христиан же около 2,1 миллиарда. Из них:
- католиков около 1 млд;
- протестантов(*) и англикан около 470 млн.;
- православных около 250 млн.

(*) Протестанты - протестантизм возник как течение, оппозиционное по отношению к Католической Церкви, в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству, поскольку, по мнению ее сторонников, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.
Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений - Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения», возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Религия, обряды и церковь":

08 ноя


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: