Эсминцы проекта 7 и зарубежные. Сталинская серия. Средства обнаружения, навигации и связи

Эскадренные миноносцы проекта 7 известные также как эсминцы типа Гневный - тип эскадренных миноносцев, строившихся для Советского Военно-Морского Флота во второй половине 30-х годов прошлого века. Один из самых массовых типов эскадренных миноносцев в истории советского флота. За их проектированием и строительством лично следил руководитель страны. Поэтому "семерки" неофициально называли эсминцами "сталинской серии". Головным кораблем стал "Гневный". Он вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота в 1938 году. Всего было заложено 53 единицы. Из них 28 были достроены по первоначальному проекту. 18 были достроены по проекту 7У. 6 были разобраны на стапеле. Один («Решительный») затонул при буксировке в шторм после спуска на воду и не был достроен. Главный калибр "Гневного" - четыре 130-ти мм орудия. Тридцатикилограмовые снаряды стотридцаток летели на 33 км, в буквальном смысле слова - за горизонт. При этом скорострельность ГК достигали 13 выстрелов в минуту. Подстать артиллерии были и торпеды - основное тяжелое орудие "семерок". Два трехтрубных аппарата стреляли новейшими советскими торпедами типа 53-39. Они были приняты на вооружение перед самой войной. Торпеды несли 317 кг мощной взрывчатки на расстояние до 10 км. "Морская кавалерия" - так называли эсминцы за быстроту и маневренность. В конструкции этих кораблей все подчинялось скорости. Именно поэтому на них не ставили тяжелую броневую защиту, как на крейсерах. Эсминцы проекта 7 создавались для артиллерийского боя и торпедных атак. Они имели мощное ариллерийское вооружение, современные системы управления огнем, надежные силовые установки. Но во время войны по своему прямому назначению "семерки", как и другие корабли советского флота почти не применялись. Тем не менее, сегодня у меня для вас 10 случаев боевого применения эсминцев "сталинской серии". 1. 28 марта 1942 года эсминец "Гремящий" вышел из Мурманска к острову Медвежий. Задача встретить и проводить в Кольский залив конвой PQ-13. На третьи сутки напряженного боевого похода сигнальщик увидел в бинокль неясный силуэт. Через несколько секунд он исчез, словно растворившись среди волн. Подводная лодка идет на погружение.Командир корабля капитан 3-го ранга Гурин немедленно отдал приказ: - Полный вперед! Бомбы товьсь! "Гремящий" устремился в атаку. Краснофлотцы заняли места у кормовых бомбосбрасывателей. - "Сбросить первую серию! Первая пошла! Вторая пошла!" Эсминец сбросил 6 глубинных бомб, затем лег на обратный курс для повторной атаки. В кипящей пене на поверхность стали всплывать обломки. На воде расползалось большое масляное пятно. В глубинах Баренцева моря нашла свою могилу немецкая подводная лодка Ю-585. Это была первая крупная победа советских эскадреных миноносцев знаменитой "сталинской серии". 2. С первых часов войны эскадренный миноносец "Гневный", тот самый, который стал головный "сталинской серии" получил боевую задачу на постановку минных заграждений в устье Финского залива, чтобы не допустить прорыва противника к Ленинграду. В море вышли минные заградители. Их прикрывал отряд легких сил Балтийского флота. Крейсер Максим Горький в сопровождении эсминцев "Гневный", "Гордый" и "Стерегущий". "Семерки" не случайно вошли в состав отряда прикрытия. По мощи артилерийского и торпедного вооружения они превосходили любой немецкий эсминец. Отряд легких сил двигался вперед в полной готовности к бою с надводными кораблями противника, но опасность пришла из-под воды. Отряд двигался прямо на минное поле, установленное немцами в устье Финского залива еще до начала боевых действий, в ночь на 22 июня. Эсминец "Гневный" шел первым. Внезапно раздался оглушительный взрыв, корабль окутали клубы дыма и пара. Эсминец подорвался на немецкой якорной мине типа EMS. Взрывом оторвало носовую часть до второго орудия. Погибло 20 человек. Эсминец "Гордый" повернул на обратный курс для оказания помощи. Взять на буксир поврежденный корабль оказалось невозможным. Для того, чтобы эсминец не достался противнику его пришлось потопить. С "Гневного" сняли 186 моряков, а затем открыли по нему огонь из артиллерии главного калибра. Головной корабль "сталинской серии" оказался первой крупной потерей советского флота во время Великой Отечественной войны. Но были в это трудное время и первые победы, пусть даже небольшие. 3. На третий день войны артиллеристы эсминца "Гремящий" сбили немецкий бомбардировщик. В этом не было бы ничего удивительного, если бы речь шла о зенитчиках. Но Юнкерс 88 развалился в воздухе, получив прямое попадание из орудия главного калибра. Той самой стотридцатки в паспортных данных которой было записано - "не имеет свойств зенитной стрельбы". 4. 18 июля 41-го авиация Балтийского флота обнаружили вражеский конвой. Несколько транспортов в охранении торпедных и сторожевых катеров шли через Ирбенский пролив в захваченную немцами Ригу. На перехват конвоя направился эскадренный миноносец "Стерегущий". Высокая скорость хода - 39 узлов, позволила эсминцу догнать противника уже на самом входе в порт. Фугасные снаряды стотридцаток обрушились на немецкие суда. Два транспорта загорелись. Но ответный огонь береговых батарей противника и атаки самолетов люфтваффе не позволили развить успех. "Стерегущий" лег на обратный курс. Зенитный расчеты эсминца отбили все удары германской авиации. Боевых повреждений и потерь личного состава на "Стерегущем" не было. 5. Во второй половине августа 1941 года немецкие сухопутные войска окружили главную военно-морскую базу Балтийского флота Таллин. Началась эвакуация боевых кораблей и вспомогательных судов на восток в Кронштадт. Пришлось пройти 170 миль по усеянному минами Финскому заливу под непрерывными атаками немецких самолетов. Эсминцы прикрывали крйсер "Киров". На его борту находились Штаб Флота, правительство Эстонии и золотой запас государственных банков прибалтики. Во время перехода погибли пять эскадренных миноносцев. Еще один подорвался на мине, но выжил. Это был эсминец "Гордый". Полузатопленный корабль был взят на буксир другим эсминцем - "Свирепый". Почти двое суток они буквально ползли в базу. Две идеальные мишени для бомбардировщиков люфтваффе. Отражая атаки с воздуха, зенитчики "Гордого" расстреляли весь боезапас - по тысяче снарядов из каждого ствола. На эсминец было сброшено две с половиной сотни бомб, но ни одна из них не попала в цель. Корабль смог дойти до Кронштадта. 6. В августе 1941 года эсминец "Бодрый" вышел на огневую позицию в районе осажденной Одессы. Залпами стотридцаток были уничтожены командный пункт и штаб румынской пехотной дивизии. За это экипаж получил благодарность командования Одесского оборонительного района. 7. В октябре 41-го враг подошел к Севастополю. Черноморские "семерки" встали на защиту главной военно-морской базы флота. Под огнем немецких береговых батарей и самолетов, эсминцы прорывались в осажденный город. Перевозили войска, технику, боеприпасы и продовольствие, обстреливали вражеские позиции из орудий главного калибра. Всего на черноморском театре военных действий воевало 6 эсминцев "сталинской серии". Четыре из них погибли под бомбами немецких самолетов. 8. 15 ноября 1943 года эсминец "Разумный" шел в охранении конвоя АБ55. Аккустики услышали под водой шум винтов. "Разумный" немедленно развернулся и лег на боевой курс. Эсминец атаковал подводную лодку противника десятью глубинными бомбами типа ББ1. Три последних взрыва оказались необычайно мощными. Список потерь немецкого подводного флота пополнила субмарина Ю387. 9. Но победы давались нелегко. До мая 45-го не дожили две "семерки" Северного флота. Уже в начале войны пикирующие бомбардировщики Юнкерс 87 потопили в Кольском заливе эсминец "Стремительный". Стокилограмовая авиабомба попала в торпедный аппарат, торпеды сдетонировали, корабль разломился пополам и в считанные секунды затонул. 10. 6 января 1945 года тяжелые повреждения получил эсминец "Разъяренный". Он был атакован аккустической самонаводящейся торпедой. Взрыв оторвал "Разъяренному" корму, на корабле начался пожар. Благодаря самоотверженности экипажа эсминец ужержался на плаву и был отбуксирован в базу. Эсминцы стали универсальными солдатами моря. Днем и ночью в дождь и снег, эти корабли выходили на минные постановки, атаковали вражеские подводные лодки и транспорты, высаживали и поддерживали огнем своих орудий десанты, доставляли защитникам осажденных городов подкрепление и боеприпасы, вывозили раненых и гражданское население, конвоировали транспортные суда, отбивали налеты вражеской авиации. За боевые отличия в годы Великой Отечественной войне четыре эсминца проекта 7 были награждены орденом Красного Знамени, а «Гремящий» получил звание «гвардейского».

В китайских городах Циндао и Рушань сохранились старые советские проекта 7 - известные военно-морским историкам как легендарные советские «семерки», которые используются сейчас в качестве кораблей-музеев.

Эсминцы этого типа обессмертили себя благодаря участию в Великой Отечественной войне. В 1955 году четыре таких корабля из состава Тихоокеанского флота СССР были переданы дружественному Китаю. Один позже был сдан на слом, а последний - четвертый - корабль был передан городу Далянь как учебный корабль для военно-морского института.

Военно-Морские Силы Китая 14 января 1955 года получили первые два советских эсминца проекта 7. Они были переименованы в честь маньчжурских городов. Эсминцы «Ретивый » и «Решительный » получили новые имена: «Цзилинь » и «Чанчунь ». Два следующих корабля - «Рекордный » и «Резкий» были переданы Китаю 6 июля 1955 года и переименованы в «Аньшань » и «Фушунь » соответственно. Все эсминцы этого типа бережно сохранялись китайскими моряками и благополучно дожили до конца 80-х годов. Но вскоре эсминец «Фушунь » был сдан на слом и был разобран на судоремонтном заводе в провинции Цзен Су.

Все «дальневосточные» эсминцы проекта 7 в августе 1945 года входили в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев отряда легких сил и принимали участие в боевых действиях против Японии на Тихом океане. В начале 50-х годов прошли капитальный ремонт и модернизацию с установкой новых радиолокационных станций и трехногой фок-мачты. Очередную модернизацию эсминцы прошли в Китае в период с 1971 по 1974 год. В ходе переоборудования на кораблях были демонтированы торпедные аппараты, а на их месте были размещены по две спаренных пусковых установки для противокорабельных ракет «Хайин-22», которые являются аналогом советских противокорабельных ракет типа П-15. Устаревшие зенитные пушки были заменены четырьмя спаренными артиллерийскими установками В-11 калибра 37 мм.

Из трех эсминцев проекта 7, которые остались, лучше всего сохранился эсминец «Ретивый », который был выведен из состава флота в 1986 году и с 19 сентября 1991 года под наименованием «Тайюань » (бортовой номер 104) установлен в городе Далянь как корабль-музей на территории местного военно-морского института.

Эсминец «Рекордный » после исключения из состава флота в 1986 году был перебазирован в Циндао и с 24 апреля 1992 года является экспозицией местного военно-морского музея.

Эсминец «Решительный » был куплен городом Рушань, провинция Шандунь в августе 1990 года для использования его в качестве , но, к сожалению, до сих пор никакие работы на корабле «Чанчунь» не ведутся, поэтому легендарный эсминец постепенно стареет, превращаясь в груду железа.

фотографии эсминцев проекта 7

эсминцы проекта 7 в походе

эсминец «Аньшань» в боевом походе



эсминец «Тайюань» в качестве корабля-музея


130 мм пушка эсминца «Тайюань»

Эскадренный миноносец «Быстрый» являлся наглядным примером продукта «Союзверфи» Советского Союза. Эсминец стал одиннадцатым боевым кораблем проекта номер «7» и был сдан в эксплуатацию в Черноморский Флот.

История

После Первой Мировой Войны страны-участницы старались восполнить свой утраченный военный потенциал. Одним из направлений стал Военно-Морской Флот, который еще со времен Алфреда Мэхена является одним из предопределяющих факторов в получение глобальной мощи.

Помимо , крейсеров и линкоров особую тенденцию получили . Великобританские эсминцы типа «V» и «W»; Японские «Хацухару» и «Фубуку»; Американские «Портер», «Мэхэн», «Бэнсон» и «Гридлей»; Французские «Ягуар» и «Ла Фантаск»; Итальянский «Маэстралле»; Германские «Тип 1934» и «Тип 1936» – является основными представителями зарубежных современных эскадренных миноносцев в период 1920-1930 годов.

Предпосылки к созданию

Советский Союз также не хотел отставать от своих европейских и азиатских соседей. На начало 1930-ых годов на эксплуатации Военно-Морского Флота Рабоче-Крестьянской Красной Армии находилось всего 17 (12 кораблей находились в Балтийском море, остальные 5 – в Черном море), оставшиеся еще со времен Первой Мировой Войны. Более того эскадренные миноносцы типа «Новик» не отвечали нужным характеристикам того времени и не могли представлять интересы Советского Союза Социалистических Республик. Вследствии чего Командование Военно-Морских Сил РККА совместно с «Союзверфью» и Советом Труда и Обороны СССР приняли постановление о постройке 50 эсминцев нового типа. Новым типом эскадренных миноносцев стал проект номер «7» (или как его знают тип «Гневный»). Со временем появилась модернизированная версия эсминца «7У» (или как его по другому тип «Сторожевой»).

Великая Отечественная Война

На момент начало Великой Отечественной Войны в составе Советского Военно-Морского Флота находилось 22 эскадренного миноносца проекта номер «7». Остальные 25 эсминцев хоть и были заложены еще в 1935-1936 годах по тем или иным причинам не были сданы в эксплуатацию подрядчиками (верфями). Все эсминцы проекта номер «7» и его модернизированной версии «7У» были разделены на 4 флота:

  1. Балтийский Флот;
  2. Черноморский Флот;
  3. Северный Флот;
  4. Тихоокеанский Флот.

Однако в связи со стратегическими задачами эсминцы играли роль в первых двух флотах.

Балтийский Флот

В состав входил один отряд легких сил и одна эскадра, состоявшие из эскадренных миноносцев проекта номер «7» и «7У», а также других кораблей разного класса. Эсминцы «Сторожевой», «Славный», «Стойкий», «Сердитый», «Суровый», «Сильный» входили в этот список (по завершению строительства дополнялись новыми «семерками»). Несмотря на то, что в основном все эти боевые судна были выведены из строя фашистскими силами, некоторые из них добились реальных успехов в достижение победы Красной Армии.

Так например эскадренный миноносец «Славный» в общем смог преодолеть 3 700 морских миль и произвести артиллерийский запал в количестве около 2 000 снарядов из основных и зенитных орудий. Другим примером является эсминец «Стойкий», который прошел более 7 500 морских миль. Более того последний не только наносил удары (более 1 500 снарядов) по вражеским единицам, а успешно использовал мины (около 300 единиц), глубинные бомбы (около 130 единиц) и перевез более 1 500 военнослужащих. «Сильный» и «Сердитый» участвовали непосредственно в морском сражении против немецкой корабельной группы и добились успеха в нем. Эсминец «Суровый» же участвовал в другом морском бою в Рижском заливе, где так же как и его собратья «Сильный» и «Сердитый» добился успеха.

Черноморский Флот

Состав состоял из двух дивизионов, но только в одном были эсминцы проекта номер «7» и «7У». В составе второго дивизиона входили эскадренные миноносцы «Быстрый», «Свободный», «Смышленый», «Сообразительный», «Способный» (со временем ряды дополнялись новыми эсминцами проекта номер «7» и «7У»). Основной задачей флота была защита Одессы и Севастополя. Более того в последующий года флот производил поддержку десантных операций в Феодосии.

Легендой Черноморского Флота является эсминец проекта номер «7» – «Сообразительный». Последний прошел всю войну не получив ни одного существенного ранение и потеряв всего 5 человек экипажа. В общем «Сообразительный» прошел более 60 000 морских миль (выйдя в 218 боевых заданий). За 4 года эсминец произвел почти 3 000 артиллерийских залпа, перевез около 15 000 военнослужащих, сбил 5 фашистских бомбардировщиков и отбуксировал более 50 единиц корабельной техники. Более того боевое судно и весь его экипаж был удостоен «Гвардейского» звание за отличные успехи в Феодосийской Десантной операции в 1941-ом году. Как говорили специалисты того времени основным успехом «Сообразительного» является синхронность командира корабля – капитана 1 ранга Н. Басистого и подчиненного ему экипажа эсминца – легенды.

Послевоенное Время

После окончание Второй Мировой Войны большинство эсминцев проекта номер «7» и «7У» были списаны со строя. На их место пришли новые и более современные на то время эскадренные миноносцы проекта номер «30 бис». Основной причиной является военно-технологический прогресс за период Великой Отечественной Войны. Новые эсминцы являлись были полностью автоматизированы и укомплектованы новейшими установками вроде радара, сонара и т.п.

История создания эсминцев проекта номер «7»

В связи с новыми амбициями страны Командование Военно-Морских Сил РККА нуждался в обновление устарелого флота. Первые работы над новым типом эсминцев начался в конце 1920-ых годов, но в связи с финансовыми трудностями процесс стоял на месте. Только в начале 1930-ых годов был создан Центральное Конструкторское Судостроительное Бюро, которые отвечало за проектирование новых эсминцев. Основными требованиями к бюро являлись:

  1. Постройка эскадренных миноносцев должна была быть не дорогой и быстрой;
  2. Новые эсминцы должны были быть не хуже своих «собратьев» из других стран.

Основными ответственными лицами за проектировку стали В. Никитин (руководитель проекта) и П.Трахтенберг (исполнитель проекта). Центральное Бюро решило обратиться за помощью к Итальянским верфям за помощью в создание нового типа эсминца. На это было две причины:

  1. Итальянские эскадренные миноносцы типа «Маэстрале» (построенные судостроительной компанией «Ансальдо») вызывали положительные отзывы у Советского руководства;
  2. Дружественные отношения между Советским Союзом и Италией.

Кораблестроительная компания «Ансальдо» с удовольствием приняла предложение ЦКСБ и решила помочь нашим инженерам. В связи с таким поворотом событий был предрешен силуэт и проект корпуса нового эсминца. Делегация состоявшая из членов «Союзверфи» и Командование ВМФ РККА отправилась в Италию. Компания «Ансальдо» предоставила всю нужную документацию и чертежи, а также дала доступ советским инженерам к верфи.

После трех месяцев совместной работы советско-итальянских инженеров осенью того же года Главный Революционерный Военный Совет принял модель нового эсминца. По своим особенностям проект номер «7» должен был иметь водоизмещение – около 1 300 тонн, максимальную скорость – 40 узлов и максимальную дальность хода -1 800 морских миль. На вооружение эсминца планировалось поставить 4 артиллерийских пушки 130 мм и 3 зенитных орудия 76мм, а также 2-х торпедных аппаратов 533мм. Более того в общем виде был спроектирован под итальянский лад – эсминец имел линейную главную энергетическую установку и однотрубный корпус.

Выбор оптимальной конфигурации

В связи с непостижимостью желаний командование и реальностью возможностей страны, проект был пересмотрен и переделан. Во первых уровень технологии и нехватка нужной техники заставило ЦКСБ отойти от итальянского прототипа. Во вторых желание построить более мощное, но с меньшим водоизмещением боевое судно – привело инженеров в тупик.

Окончательный эскиз нового судна был утвержден и подписан Советом Труда и Обороны в 1934-ом году. Технические данные судна должны были выглядеть так: водоизмещение – от 1430т до 1750 т; длина – 112 м; ширина – 10,2 м; максимальная скорость – 38 узлов; персонал – 170 человек; вооружение – 4 артиллерийских пушки 130 мм, 2 зенитки 76 мм и 2 трехтрубного торпедного орудия. Нужно отметить важный факт – на тот момент многого из орудий и техники существовало только в планах инженеров, а планировка кораблей не имела никакого запасного водоизмещение.

Постройка и испытания

Строительство эсминцев проекта номер «7» была разделена между 4 основными и 2 вспомогательными верфями страны.

Основными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №189 им. Жданова;
  • Судостроительный завод №190 им. Орджоникидзе;
  • Судостроительный завод №198 им. Марти;
  • Судостроительный завод №200 им. 61 Коммунара.

Вспомогательными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №199;
  • Судостроительный завод №202;

Основной задачей которых являлась собирать готовые части эсминца на берегах Тихого океана.

Строительство началось в 1935-ом году, в последующий год были заложены практически все остальные эсминцы. Однако несмотря на то, что в начале компании все шло по графику, со временем строительство потеряла свой ход. Основными причинами являлась нехватка инфраструктуры и кадров страны. Впоследствии чего в 1936-м году было достроено только 6 эсминцев проекта номер «7».

Однако переломным моментом в строительства советских эсминцев стал инцидент случившийся у берегов Испании. В начале 1937-го английский эсминец «Хантэр» был уполномочен за мирным контролем действий двух сторон испанской гражданской войны (республиканцы и франкисты). Ранним весенним утром того же года «Хантэр» нашел на мину, которая сразу же вывела из строя главную энергетическую установку корабля. Инцидент произвел огромнейшее влияние на проект номер «7» т.к. боевой корабль «Хантэр» так же как и «семерки» имел линейную энергетическую установку. Несмотря на то, что по европейским стандартам «Хантэр» был признан довольно живучим боевым судном, Советский Союз решил изменить конструкцию корабля. Ответственные конструкторы – В.Бжезинский, П. Трахтенберг и В. Римский-Корсаков были сосланы в Сибирь за халатное отношение к делу. В конце концов приняли решение сделать модификацию корабля. Основной задачей было изменить структуру главной энергетической установки. Модифицированной версией стал тип «7У» (проект номер «7» усовершенствованный). «7У» был модернизирован в течение месяца инженером О. Якобом.

Первое судно проекта номер «7» – «Бодрый» был спущен в воду в 1938-ом году. Однако из-за того что он не набрал планового скоростного режима, судно было возвращено на верфь. Вследствии этого первым эсминцем пройденный испытания и вошедший в эксплуатацию стал «Гневный».

миноносец “Гневный”

В общей сложности было построено 29 эсминцев проекта номер «7» и 18 эсминцев проекта номер «7У». Оставшиеся 6 корпусов было решено разделить на модули и использовать в качестве запасных частей. Эсминец «Решительный», чем командовал будущий Главнокомандующий ВМС Советского Союза С. Горшков затонул при спуске на воду в штормовую погоду и, следовательно не был взят в строй военно-морского флота.

Конструкция эсминца “Быстрый”

Силуэт проекта номер «7» был однотрубным, довольно длинным и не совсем широким. Имея отношение длины к ширине 11:1 и высокую скорость маневренность корабля была довольно низкой.

Сам корпус корабля был сделан из маломарганцевистой стали, что повлияло на живучесть корабля. Дело в том что маломарганцевистая сталь отличается высокой твердостью с одной стороны, но с другой стороны она очень легко поддается треску. Даже от ударов полученных при швартовке корабля к порту, эсминцы порой получали трещины. Надпалубные сооружения были сделаны из обычной стали.

ЭУ Корабля

Проект номер «7» имел линейную энергетическую установку. Если быть точнее котлы кораблей находились в одном длинном отсеке в однолинейном порядке. Основной причиной выбора линейного вида ГЭУ было экономичность. Однако в модернизированных «7У» ГЭУ была изменена. В последних ГЭУ находилась в разных отсеках корабля, что в свою очередь увеличело живучесть корабля.

Вооружение Корабля

На вооружение эскадренного миноносца находилось: основное орудие, зенитное вооружение, торпедное вооружение и противолодочное оружие.

Основное Орудие

Основным артиллерийским орудием были 4 пушки 130 мм. Сами орудия были производства завода «Большевик». Скорость снаряда достигала 900 м/с, а дальность снарядов была около 30 км. В общем на каждое орудие было предназначено 150 снарядов разного предназначение с весом 33,7 кг.

Зенитное Вооружение

В качестве зенитного вооружения эсминец имел два орудия класса «34-К» с 76 мм.

Торпедное Вооружение

Два 3-х трубных торпедных аппарата класса «39-Ю» были частью вооружение эсминца. имели дальность 4 км и скорость в 12 м/с.

Противолодочное Вооружение

На борту эсминца проекта номер «7» находилось от 60 до 65 (в зависимости от класса мин). Стандартное вооружение состояло из:

  1. 25 единиц глубинных мин;
  2. 10 единиц больших мин;
  3. 15 единиц малых мин.

Тактико-технические характеристики

Последние данные эсминцев были таковы:

  1. Водоизмещение – от 1500 до 2180 тонн;
  2. Осадка корпуса – 3,8 м;
  3. Скорость хода – 38 узлов (максимальная) и 19 узлов (экономическая);
  4. Мореходность – 7 баллов;
  5. Автономность – 10 суток;
  6. Длина – 112 м;
  7. Ширина – 10,2 м.

Оценка Проекта

Эсминцы «Гневный» (проект номер «7») и «Сторожевой» (проект номер «7У») являются самым масштабным серийным боевым судном в истории советского и российского флота. Безусловно 47 построенных эсминцев должны были сыграть важнейшую роль в исходе Великой Отечественной Войны. Однако в связи с тем, что все эсминцы были разделены на 4 флота мощь такого серийного судостроение была рассеяна и не смогла проявить себя.

Другим важным фактором является увеличение расходов СССР на морскую промышленность. Если 1935-ом году расходы страны составляли 4.6 млр. рублей, то в 1941-ом году это цифра составила 12,8 млр. рублей.

Несмотря на масштабную серийную постройку эсминцев и увеличение расходов, выделяемых на флот, Советский Союз не смог правильно использовать свою морскую мощь (разделив флот на части). Впоследствии чего СССР не смог стать морской державой в послевоенное время.

Шарнхорст > Время реакции быстрее, приборы точнее, устраняется лишний элемент схемы в лице наводчина непосредственно на ТА
Если я правильно понимаю, ты говоришь про центральное управление огнем. "Элемент схемы в лице наводчика непосредственно на ТА" - это местное управление, если я правильно понимаю. Разве у "семерок" управление огнем было местным, а не центральным? У них же был Центральный Автомат Стрельбы, который использовался и для управления артиллерийским огнем, и для управления торпедной стрельбой?

Шарнхорст > От отсталости весь ТА и поворачивали. Силовых приводов делать не умели, угол поворота прибора Обри - тоже.
Что означает термин "силовые приводы"?
Прибор Обри - это прибор шпиндельного ввода? На подводных лодках СССР приборов шпиндельного ввода тоже не было?
Как наводили ТА - на фиксированные углы, или на любой курсовой угол в секторе обстрела? Как поворачивали ТА - вручную или с помощью сервоприводов?

Шарнхорст > Для наших - абсолютно не имела. Как и сами ТА в целом. Я считаю, надо было их вообще снимать для облегчения кораблей, хоть какого-то улучшения мореходности и усиления МЗА.
Как я знаю, что-то подобное сделали союзники под названием "эскортные миноносцы". Но до войны ничего подобного никто не строил.

Полл >> Как вы отнесетесь к идее использовать заряжаемые ТА с изменяемым углом вертикальной наводки для стрельбы глубинными бомбами?
Шарнхорст > Само собой, отнесусь отрицательно. Вы пробовали прикинуть, насколько увеличится вес такого "торпедного аппарата"?
Я конечно понимаю, что сейчас - не времена в ВМВ, но вот например пусковая неподвижная и пусковая поднимающаюся сейчас даже индексом не различаются:

В принципе, для данной задачи не требуется наведение по вертикали, как ты сам сказал ранее - достаточно иметь систему, способную поднять пусковую на фиксированный угол.

Полл >> Тогда как по вашему, отвечала ББ-1 общемировому уровню на время своего появления?
Шарнхорст > Судя по всему - да, соответствовала.
Ок, спасибо. Тогда буду ждать информации от Кэпа по ней.

Шарнхорст > Абсолютно нереально. Это совершенно новая АУ, создать которую в нашей стране во время войны было невозможно в принципе - разработки для флота велись по остаточному принципу. Не случайно, первая универсальная 130-мм АУ появилась только на кораблях проектов 41 и 56, в середине 50-х.
Тогда прошу откомментировать данный отрывок:

В ноябре 1929 года был представлен эскизный проект с длиной ствола орудия в 45 калибров. ...

Проектом предусматривалось: гильзовое заряжание, горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой по типу 180-мм пушки Б-1-К, гидропневматический досылатель броскового типа (близкий по конструкции к Б-7) и ручная досылка заряда в гильзе. В целом проект одобрили, но 23 января 1930 года УВМС решило внести в него ряд изменений: увеличить скорострельность с 12 выстрелов в минуту до 14, заменив ручные приводы наведения электрическими, с муфтами Дженни и др.

Доработка проекта, чертежей и изготовление опытного образца завод должен был завершить к началу марта 1932 года.

Но овторилась история 1912 года: опять командование флота погналось за дешевизной. В результате заставили конструкторов последовательно заменить гильзовое заряжание на картузное, полуавтоматический клиновой затвор на поршневой системы Виккерс, электрические приводы наведения на ручные и т.д.
_________________________________________________________
То есть техническая возможность получить универсальное орудие к ВМВ была?

«Сокрушительный» - одна из самых нелюбимых нашими историками тем. Если можно, то о ней вообще предпочитают лишний раз не вспоминать. Если последнее не удается, то говорят о «Сокрушительном» вскользь и скороговоркой. Причин для такой стойкой нелюбви предостаточно. Долгое время о «Сокрушительном» вообще никогда ничего не писали. Упоминался опальный эсминец разве что в мемуарах командующего Северным флотом в годы Великой Отечественной войны адмирала Головко.


Эскадренный миноносец «Сокрушительный» относился к серии эсминцев проекта «7». Эсминцы проекта «7» (или, как их обычно называют, «семерки») по праву занимают видное место в нашей военно-морской . И неудивительно - ведь они были активными участниками Великой Отечественной войны, являлись самыми массовыми советскими надводными кораблями постройки 30-х годов, именно от «семерок» ведут свою родословную несколько поколений отечественных эсминцев, больших ракетных кораблей и даже крейсеров. Один эсминец типа «7» стал гвардейским, четыре - краснознаменными. В то же время о них сказано и написано немало противоречивого. Особенно это относится к боевым действиям «семерок» в годы войны - здесь реальные, часто трагические события в течение долгого времени подменялись легендами. Особо много слухов ходило всегда вокруг трагической гибели эскадренного миноносца «Сокрушительный». Первые шесть «семерок» удалось заложить в конце 1935 года, а в следующем году - и все остальные. К началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ числилось 22 эсминца типа «Гневный». Это были наши самые массовые корабли довоенной постройки.

Эскадренный миноносец «Сокрушительный» был построен на заводе № 189 имени С. Орджоникидзе. Заводской номер С-292. Заложен 29.10.1936 года, спущен на воду 23.08.1937 года, приемный акт подписан 13.08.1939 года. Вскоре после вступления в строй переведен по Беломорско-Балтийскому каналу (сентябрь - ноябрь 1939 года) на Северный флот. В ноябре эсминец прибыл в Полярный. Во время войны с Финляндией нес дозорную и конвойную службу, затем занимался боевой подготовкой. С 18 июля 1940 года по 4 июля 1941 года прошел гарантийный ремонт на заводе № 402 в Молотовске. Всего до начала Великой Отечественной войны он прошел 10 380 миль.

После завершения ходовых испытаний «Сокрушительный» был включен в состав Беломорской флотилии, где находился до 29 сентября. За это время он несколько раз эскортировал транспорты, произвел 3 минные постановки (поставил 90 мин КБ-1 и 45 мин образца 1908 года), прошел кратковременный планово-предупредительный ремонт.

1 октября «Сокрушительный» прибыл в Полярный и вошел в состав отдельного дивизиона эсминцев.
Северный флот в годы Великой Отечественной войны был самым молодым и самым малочисленным, но в то же время наиболее активно действовавшим оперативным соединением нашего ВМФ. К июню 1941 года крупнейшими его кораблями были именно «семерки». Пять эсминцев этого типа («Громкий», «Грозный», «Гремящий», «Стремительный» и «Сокрушительный») вместе с тремя «новиками» составляли 1-й отдельный дивизион эскадренных миноносцев. В конце 1942 года, с прибытием тихоокеанских «Разумного», «Разъяренного» и лидера «Баку», была сформирована бригада эскадренных миноносцев (командир - капитан 1-го ранга, затем контр-адмирал, П.И. Колчин).

До 1 января 1942 года он 11 раз выходил для обстрела вражеских позиций, выпустил 1297 130-мм снарядов. Кроме того, вместе с «Грозным» и английским крейсером «Кент» участвовал в поиске немецких эсминцев (правда, без результатов), конвоировал транспорты. Наиболее тяжелым походом стала совместная с «Грозным» эскортная операция 24–26 декабря. Во время 9-балльного шторма при 7-балльной волне и сильном обледенении надстроек крен корабля достигал 45°, а из-за засоленности холодильника некоторое время приходилось идти на одном ТЗА. Каким-то чудом корабли избежали больших повреждений. В этот раз «Сокрушительному» просто повезло, и он добрался до базы.

28 марта, после завершения планово-предупредительного ремонта, «Сокрушительный» вместе с «Гремящим» и английским эсминцем «Ориби» вышли навстречу конвою PQ-13, а утром следующего дня вступили в его охранение. В 11 часов 18 минут при плохой видимости была услышана стрельба, и через 2 минуты у левого борта «Сокрушительного» поднялись всплески от пяти артиллерийских снарядов. Через 6–7 секунд по носу и корме упало еще 3 снаряда. Эсминец увеличил ход. Спустя несколько секунд на курсовом угле 130° и дистанции 15 кабельтовых был обнаружен силуэт корабля, опознанного как немецкий эсминец типа «Редер». «Сокрушительный» открыл огонь и вторым залпом добился накрытия с попаданием снаряда в район второй трубы корабля противника. Тот запарил и резко повернул влево. Наш эсминец вдогонку сделал еще 4 залпа, но больше попаданий не наблюдалось. Налетевший снежный заряд скрыл неприятеля из виду. Всего «Сокрушительный» выпустил 20 130-мм снарядов.

Моряки советского эсминца проекта 7 «Сокрушительный» с корабельным питомцем, район носовых торпедных аппаратов, вид в нос. Северный флот

Этот скоротечный бой занимает видное место в истории советского военно-морского искусства, поскольку является единственным за всю Великую Отечественную войну эпизодом, когда наш надводный боевой корабль столкнулся с противником своего же класса и даже вышел из него как бы победителем. В качестве противника «Сокрушительного» обычно указывается немецкий эсминец Z-26. Однако в последнее время в печати появились материалы, в которых выдвигаются другие версии. Так, авторы ряда публикаций, справедливо указывая, что к описываемому момент Z-26 был сильно поврежден и отстреливался от крейсера «Тринидад» из единственного уцелевшего орудия, а кружившие вокруг конвоя Z-24 и Z-25 находились достаточно далеко от места стычки, высказывают гипотезу, будто «Сокрушительный» вел бой с… английским эсминцем «Фьюри». Это представляется маловероятным, так как попадание в союзный эсминец (кстати, на следующий день пришедший в Мурманск) наверняка нашло бы отражение и в документах, и в исторической литературе. Более логично предположить, что мишенью комендорам «Сокрушительного» все же служил Z-26, только вот огонь по советскому эсминцу вел кто-то другой, поскольку первый 5-орудийный залп не мог сделать ни один из находившихся вблизи эсминцев (и английские, и немецкие корабли имели по 4 орудия главного калибра). Кстати, в донесении командира «Сокрушительного» ничего и не говорится о ведении немцами огня. Так что два упавших у борта залпа вполне могли принадлежать тому же крейсеру «Тринидад», принявшему «Сокрушительный» и «Гремящий» за Z-24 и Z-25. Во всяком случае, однозначного объяснения некоторых нестыковок в советском, немецком и английском описаниях этого боя нет.

В апреле «Сокрушительный», находясь в охранении конвоев, неоднократно отражал воздушные атаки, снова перенес 9-10-балльный шторм Вечером 30 апреля он вступил в охранение торпедированного немецкой подлодкой крейсера «Эдинбург», имевшего на борту пять тонн золота, предназначенных для оплаты США по ленд-лизу. Однако нехватка топлива заставила «Сокрушительный» через 8 часов уйти в базу. Пополнив запас мазута, «Сокрушительный» вечером 1 мая вернулся к месту нахождения крейсера, но, увы, было уже поздно. За шесть часов до подхода эсминца «Эдинбург» был потоплен. Позднее англичане высказывали претензии относительно того, что советские эсминцы покинули их поврежденный крейсер в самый тяжелый момент. К командиру «Сокрушительного» и его команде эти претензии не имели никакого отношения и полностью относятся к командованию Северного флота, которое при планировании операции не учло запасов топлива и их расход на своих кораблях.

8 мая «Сокрушительный» дважды выходил в губу Ара для обстрела береговых целей. По данным разведки, оба обстрела были удачными и нанесли противнику определенный урон. Второй поход, однако, едва не закончился трагедией. Во время обстрела береговых целей «Сокрушительный» внезапно атаковали сразу 28 немецких самолетов. Эсминцу удалось срочно отклепать якорную цепь (выбирать якорь уже не было времени) и, удачно маневрируя, избежать попаданий от сыпавшихся на него градом бомб. При этом зенитчикам корабля удалось сбить из 37-мм автомата один бомбардировщик.

Торпедный аппарат 39-Ю одного из эсминцев Северного флота («Сокрушительного»)

С 28 по 30 мая «Сокрушительный» вместе с «Грозным» и «Куйбышевым» находился в охранении союзного конвоя PQ-16, Транспорты конвоя все это время подвергались массированным атакам фашистских бомбардировщиков и торпедоносцев. 29 мая только за одну атаку немцы сбросили на суда конвоя 14 торпед, но ни одна из них не попала в цель, зато торпедоносец «фокке-вульф» был сбит 76-мм снарядом с «Сокрушительного» с дистанции 35 кабельтовых. На следующий день прямым попаданием 76-мм снаряда эсминца был уничтожен еще один самолет, на этот раз «Юнкерс-88», а два других - повреждены. И здесь команда «Сокрушительного» была лучшей из лучших. Что же касается зенитчиков эсминца, то они по праву считались лучшими на всем Северном флоте. Вечером 30 мая транспорты конвоя, надежно прикрываемые нашими эсминцами, благополучно достигли Кольского залива.

8 июля «Сокрушительный» вместе с «Гремящим» направлялись навстречу печально знаменитому конвою PQ-17. По пути эсминцы попали в плавучий 4-балльный лед. Вынужденные сбавить ход до малого и лишенные возможности маневрировать, они в ночь на 10 июля подверглись атаке четырех бомбардировщиков Ю-88, сбросивших на каждый корабль по 8 бомб. К счастью, прямых попаданий не было, но от близких разрывов «Сокрушительный» получил легкие повреждения и деформацию корпуса. Позже атака повторилась, однако эсминцам опять повезло - они без потерь отбили и эту атаку. Встретить транспорт нашим кораблям, однако, так и не удалось, и они вынуждены были возвратиться в Ваенгу.

В течение лета-осени 1942 года «Сокрушительный» прошел кратковременный планово-предупредительный ремонт. В это время корабль также использовался для конвоирования транспортов, занимался боевой подготовкой. Всего с начала войны до 1 сентября 1942 года «Сокрушительный» сделал 40 боевых походов, пройдя в общей сложности 22 385 миль за 1516 ходовых часов. Вне всяких сомнений, это был один из самых боевых кораблей советского ВМФ на тот период времени.

Всего за годы войны «Сокрушительный» выпустил 1639 130-мм снарядов (в том числе 84 - по самолетам), 855 - 76-мм и 2053 - 37-мм снаряда, сбив при этом 6 самолетов врага (2 из них совместно с другими кораблями). За это же время на корабле произошли два случая самопроизвольного выстрела торпед (во время одного из них погиб краснофлотец Старчиков). Еще два матроса утонули в результате несчастных случаев - этим исчерпываются потери личного состава корабля вплоть до его последнего похода. От боевого воздействия противника на «Сокрушительном» не пострадал ни один человек.

17 ноября 1942 года из Архангельска вышел в море очередной конвой QP-15. Выгрузившиеся в Архангельском порту 26 союзных транспортов и 11 британских кораблей охранения возвращались в Исландию за новой партией военных грузов для сражающегося Советского Союза.
На первом этапе перехода в зоне ответственности Северного флота силы прикрытия конвоя всегда усиливались кораблями Северного флота На этот раз для сопровождения QP-15 были выделены лидер «Баку» под брейд-вымпелом командира дивизиона капитана 1-го ранга П.И. Колчина (командир лидера - капитан 2-го ранга В.П. Беляев) и эскадренный миноносец «Сокрушительный» (командир - капитан 3-го ранга М.А. Курилех). В условиях жестокого шторма, достигшего к утру 20 ноября ураганной силы, при частых снежных зарядах и практически нулевой видимости, суда конвоя и корабли охранения потеряли друг друга из виду. Конвой рассеялся и охранять стало, по существу, некого. Для судов конвоя тяжесть шторма компенсировалось безопасностью от возможных атак немецких подводных лодок и самолетов. Атаковать в штормовом море при столь огромной силе ветра и большом волнении было невозможно. Поэтому, с разрешения командира конвоя, советские корабли, не дойдя до назначенной точки сопровождения, стали самостоятельно возвращаться на базу.

76-мм орудия 34-К на одном из эсминцев Северного флота («Грозном» или «Сокрушительном»), 1942 г.

При возвращении в Полярный на лидере «Баку» от ударов волн девятибалльной силы нарушилась герметичность корпуса, все носовые помещения по 29-й шпангоут были затоплены, вода проникла во 2-е и 3-е котельные отделения - в действии остался только котел № 1. Состояние корабля было критическим, крен доходил до 40° на борт. Личный состав вел отчаянную борьбу за непотопляемость. С серьезными повреждениями, но «Баку» все же дошел до базы, где вынужден был встать в ремонт.

Эсминцу «Сокрушительный» пришлось намного хуже. Сильный ветер со снежными зарядами развел большую волну. Скорость «Сокрушительного» упала до минимума, корабль держался носом против волны. Но это мало помогало. Вскоре «Баку» потерялся из виду, и, чтобы его обнаружить, с эсминца начали стрелять осветительными снарядами и светить прожектором, но безрезультатно…

Неизвестно, дал ли командир дивизиона капитан 1-го ранга Колчин приказание командиру «Сокрушительного» Курилеху идти в базу самостоятельно. Тот факт, что с «Сокрушительного» давали ракеты, пытаясь найти «Баку», говорит о том, что, скорее всего, никакой команды от комдива на эсминец не поступало вообще. Так что Курилеху пришлось действовать на свой страх и риск.

Таким образом, можно говорить о невыполнении комдива своих прямых обязанностей - ведь он как командир отряда отвечал не только за лидер, на котором держал свой вымпел, но и за подчиненный ему эсминец. Колчин же по существу бросил «Сокрушительный» на произвол судьбы. Единственное, что оправдывает в данном случае комдива, это бедственное положение самого «Баку», который едва добрался до базы. Разумеется, что в таком состоянии лидер не мог оказать никакой существенной помощи эсминцу. Скорее всего, именно этот аргумент был принят во внимание при разбирательстве происшедшего с «Сокрушительным», и Колчина никто ни в чем не обвинял. О нем как бы просто забыли.

Предоставленный сам себе, «Сокрушительный», последовательно меняя курс от 210 до 160° и постепенно сбавляя ход до 5 узлов, с трудом «выгребал» против волны, имея в действии главные котлы № 1 и 3 (№ 2 находился в «горячем резерве»), 2 турбогенератора, 2 турбопожарных насоса, запас топлива составлял около 45 % от полного (только в районе машинно-котельных отделений), остальные запасы были в пределах нормы. 20 ноября в 14 ч. 30 мин. в кормовом кубрике услышали сильный треск (слышимый и на мостике) - это лопнули листы настила верхней палубы между кормовой надстройкой и 130-мм орудием № 4, как раз там, где заканчивались стрингеры и начинался район корпуса с поперечной системой набора (173-й шпангоут). Одновременно образовался гофр на наружной обшивке левого борта, затем последовал обрыв обоих валопроводов. В течение 3 минут кормовая часть оторвалась и затонула, унеся с собой шесть матросов, не успевших покинуть румпельное и другие кормовые отделения. Вскоре последовал мощный взрыв - это сработали, достигнув заданной глубины, взрыватели глубинных бомб… Ситуация в одно мгновение стала критической.
Оставшиеся кормовые отсеки быстро заполнялись водой до кормовой переборки 2-го машинного отделения (159-й шпангоут). Потерявший ход корабль развернуло лагом к волне, бортовая качка достигла 45–50°, килевая - 6°. Возник дифферент на корму, остойчивость несколько уменьшилась, что было заметно по увеличившемуся периоду качки; корабль «залеживался» в накрененном положении. Палубу и надстройки непрерывно накрывало волной, движение по верхней палубе было крайне затруднено, внизу же кипела напряженная работа; подкрепляли и уплотняли кормовую переборку машинного отделения, осушили отсеки 159-173-го шпангоута, использовав не только штатный эжектор, но и нефтеперекачивающий электронасос. Все механизмы действовали безотказно, полностью обеспечивалась работа водоотливных средств и освещения, фильтрация воды почти прекратилась, кормовые переборки поглощали удары волн, улучшилась остойчивость корабля и уменьшился дифферент. Ввели в действие даже резервный котел № 2 (проявил инициативу командир электромеханической боевой части), чтобы «загрузить работой личный состав». Оставалось лишь ждать помощи. Однако и эта надежда в условиях жесточайшего шторма была достаточно сомнительна…

Узнав об аварии, Головко приказал лидеру “Баку” немедленно идти на помощь “Сокрушительному”. Одновременно приказы были отданы эскадренным миноносцам “Урицкий” и “Куйбышев”, находящимся в Иоканке, и эскадренному миноносцу “Разумный”, находящемуся в Кольском заливе, также идти на помощь “Сокрушительному” и, найдя его, вести в Кольский залив; спасательным судам “Шквал” и “Память Руслана”, буксирному пароходу № 2 быть в готовности к выходу в море.

Эсминцы вышли по назначению. А спустя час, поступила очередная радиограмма от Курилеха: “Корму оторвало волной до машинного отделения. Корма утонула. Держусь на поверхности. Ветер - зюйд, десять баллов…”

Кормовая часть «Сокрушительного» с дополнительным 37-мм автоматом, 1942 г

Место “Сокрушительного”- широта 75 градусов 1 минута, долгота 41 градус 25 минут. Это в четырехстах двадцати милях к северу от Иоканки.
Около 18 часов 15 минут подошли “Куйбышев” (командир корабля Гончар) и “Урицкий” (командир корабля Кручинин) под общим командованием Симонова (командир дивизиона). Позже подошел «Разумный» (командир корабля Соколов).

Состояние моря в районе, где обнаружен “Сокрушительный”, было не лучше, чем накануне. Попытки “Разумного” подойти к потерпевшему аварию кораблю и взять его на буксир закончились неудачей. Дважды заводили буксир, и дважды буксир лопнул. Тем временем погода еще более ухудшилась. Доложив об этом, Соколов просил разрешения снять людей и отказаться от буксировки. Судя по всему, снять людей - единственная возможность спасти их. Решение Соколова правильное в первой части, но отказываться от буксировки преждевременно. Сперва надо снять людей, дальше будет видно.

Из следующего сообщения ясно, что Соколову не удалось ни то, ни другое. Подойти к борту “Сокрушительного” было невозможно. Корабли так сильно бросало, что они при сближении вплотную должны были разбиться от ударов друг о друга. Попытки удержать “Разумный” машинами на месте при подходе на предельно возможную дистанцию успеха не имели. Много раз “Разумный” приближался к “Сокрушительному” для того, чтобы дать возможность людям поврежденного корабля перебраться на палубу “Разумного”. Удалось благополучно прыгнуть с борта “Сокрушительного” на палубу “Разумного” только одному человеку. Тем и закончились попытки Соколова снять людей.

Вскоре подошли “Куйбышев” и “Урицкий”, оба типа “Новик”. Корабли этого типа лучше держались на волне.
Поскольку от штаба флота послано оповещение о подводных лодках противника в этом районе, Соколов на “Разумном” взял на себя задачу обеспечить корабли противолодочной обороной, а “Куйбышев” и “Урицкий” занялись снятием личного состава с “Сокрушительного”.
Из намерения Симонова подвести “Куйбышев” бортом к “Сокрушительному”, конечно, ничего не получилось. Пришлось налаживать переправу людей при помощи беседки. Одновременно с аварийного корабля выпускался мазут, что несколько уменьшало волнение моря у борта. И все же стальные концы почти тотчас оборвались. Тогда был заведен пеньковый трос с “Куйбышева” и к тросу прикреплена беседка. Переправлять людей таким способом, в такую волну, да еще в снежных зарядах казалось невозможным. И все-таки это было сделано. Симонов распоряжался на корме, откуда заводил трос и куда начали переправлять людей “Сокрушительного”, а командир “Куйбышева” Гончар с помощью машинного телеграфа управлял машинами, стараясь так маневрировать ходами, чтобы не порвать пеньковый трос. Оба, Симонов и Гончар, действовали не только умело, но и с большим искусством, оба в полной мере обладают морским мастерством, чутьем и волей.

Девяносто семь человек “Сокрушительного” уже были переправлены на “Куйбышев”, когда и пеньковый трос лопнул.
Погода продолжала ухудшаться. Пришлось прибегнуть к другому способу: снимать людей при помощи спасательных кругов, ввязанных через каждые два метра в новый пеньковый трос. Такие тросы, каждый длиной в 300 метров, были поданы на “Сокрушительный” с одного борта “Куйбышевым”, с противоположного - “Урицким”. Трудно представить, как все это выглядело в снежных зарядах, то и дело накрывавших корабли, при волнении моря семь-восемь баллов, в потемках… Тем не менее уже есть сообщение, что таким способом, подтягивая спасательные круги с людьми в них, удалось принять на борт “Куйбышева” еще семьдесят девять человек. “Урицкий” принял одиннадцать.

На борту “Сокрушительного” осталось 15 человек, среди них минер старший лейтенант Лекарев и заместитель командира по политчасти БЧ-5 старший лейтенант Владимиров. Где же прочие лица командного состава? С Курилехом ясно: он поторопился спасти свою персону, а где заместитель, старпом, штурман, артиллерист и другие? Неужели последовали примеру Курилеха?..

Запрошенный штабом флота, Владимиров сообщил, что командование покинуло корабль. Тут же он очень толково доложил о принятых им мерах: поднял пары, запустил механизмы. Заключительные слова донесения Владимирова: - эсминец держится хорошо.

В связи с уходом эсминцев от “Сокрушительного” Головко приказал немедленно отправляться туда “Громкому”. Он вышел в 17 часов. Сведения о его движении малоутешительные. В 18 часов 10 минут, при выходе из Кольского залива, лег на курс 60 градусов, шел со скоростью 20 узлов при слабом ветре и спокойном море. Однако по мере продвижения корабля на север, к 21 часу, ветер и волна постепенно усилились до шести баллов. Из-за сильных ударов волны в корпус ход “Громкого” сбавлен до 15 узлов. Через 45 минут ветер и волна уже семь баллов. Уменьшив ход до десяти узлов, “Громкий”, чтобы ослабить удары волн, повернул на ветер.

Головко вспоминал потом в мемуарах:
«Жалею, что не послал вчера к “Сокрушительному” тральщики. Румянцев предлагал послать их, но я тогда не принял его предложения. Это моя ошибка. Был уверен, после того как эсминцы обнаружили “Сокрушительный”, они сумеют взять его на буксир. Потеряны сутки, ибо все равно необходимо посылать тральщики.

Вызываю П.В. Панфилова (командир дивизиона тральщиков) и ставлю ему задачу, выйти к “Сокрушительному” с двумя тральщиками - ТЩ-36 и ТЩ-39; снять всех, кто остался на разломанном корабле; затем взять его на буксир и вести в Кольский залив, если позволит погода; если погода не позволит ни снять людей, ни буксировать корабль, то находиться у “Сокрушительного” и охранять его до улучшения погоды; если же эсминец по его состоянию нельзя будет буксировать и при хорошей погоде, снять с него весь личный состав, после чего корабль подорвать и уничтожить. В 23 часа оба тральщика вышли по назначению.»

“Разумный” в 15 часов 15 минут, а “Куйбышев” и “Урицкий” в 15 часов 30 минут ушли от “Сокрушительного”, так как продолжать спасение личного состава при помощи концов и спасательных кругов нельзя, а ждать улучшения погоды не позволяет запас топлива: его на всех трех кораблях осталось в обрез на обратный путь. Перед уходом Симонов передал семафором на “Сокрушительный”, что все, кто остался на борту разломанного корабля, будут сняты подводной лодкой, как только улучшится погода.

Продолжать снятие личного состава “Сокрушительного” на эсминцы в той обстановке, которая сложилась, было невозможно. Волны стали перекатываться через корабли, и создалась угроза для жизни всех людей на всех кораблях. Снятие личного состава сопровождалось жертвами: восемь человек погибли от ударов волнами о корпус и под винтами, десять человек были подняты на борт “Куйбышева” и “Урицкого” в бессознательном состоянии, спасти их жизнь не удалось.

Всего принято: на “Куйбышев” 179 человек, на “Урицкий” - 11, на “Разумный” - один.
Спросили, наконец, сколько человек осталось на борту. С эсминца ответили: “Пятьдесят мазута”. Вопрос повторили, прибавив, что тральщики уже на подходе. Тогда над “семеркой” взвилась ракета, потом другая, третья… На мостике решили поначалу, что используется таблица условных сигналов, но пошла четвертая ракета, пятая, и стало понятно - каждая ракета - это прощальный залп над еще не вырытой могилой, и таких ракет насчитали пятнадцать.

Оба тральщика (ТЩ-36 и ТЩ-39) прибыли по счислению в 9 часов 10 минут 25 ноября в район аварии “Сокрушительного” и начали поиск строем фронта, смещая галсы на восток. Корабли держались на пределе видимости друг друга. Видимость в момент начала поиска от 10 до 12 кабельтовых. Поиск проводится в условиях снежных зарядов при северо-западном ветре до пяти баллов. Волнение моря четыре балла. Ничего похожего на то, что было в течение нескольких суток. “Сокрушительный” не был обнаружен…

26 ноября нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал директиву о расследовании факта гибели эсминца «Сокрушительный» № 613/Ш, а 30 ноября - директиву о подготовке приказа по факту гибели эсминца «Сокрушительный» № 617/Ш.

В середине декабря 1942 года командующий Северным флотом вице-адмирал Головко с болью в сердце, как пишет он в своих воспоминаниях, подписал приказ: поиски «Сокрушительного» прекратить, корабль считать погибшим.

Были отданы под суд Курилех, Рудаков, Калмыков, Исаенко. Штурман, связист и лекпом отправлены в штрафной взвод. Командир корабля Курилех был расстрелян.

История трагедии эскадренного миноносца «Сокрушительного» явила не только примеры трусости, но и великого самопожертвования во имя спасения товарищей. А потому неправы те, кто старается скрыть правду об этой трагической странице нашей военно-морской истории. «Сокрушительный» был, и мы обязаны помнить о тех, кто погиб на его боевых постах, выполнив до конца свой воинский и человеческий долг.
1. Лекарев Геннадий Евдокимович, 1916 года рождения, старший лейтенант, командир БЧ-3.
2. Владимиров Илья Александрович, (1910), политрук БЧ-5.
3. Белов Василий Степанович, (1915), главстаршина, старшина команды трюмных машинистов.
4. Сидельников Семен Семенович, (1912), мичман; главный боцман.
5. Бойко Трофим Маркович, (1917), старшина 2-й статьи, командир отделения машинистов-турбинистов.
6. Нагорный Федор Васильевич, (1919), краснофлотец, сигнальщик
7. Любимов Федор Николаевич, (1914), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
8. Гаврилов Николай Кузьмич, (1917), старший краснофлотец, машинист-турбинист старший.
9. Пурыгин Василий Иванович, (1917), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
10. Зимовец Владимир Павлович, (1919), краснофлотец, электрик.
11. Савинов Михаил Петрович, (1919), краснофлотец, трюмный машинист.
12. Терновой Василий Иванович, (1916), старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов.
13. Артемьев Прохор Степанович, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
14. Дремлюга Григорий Семенович, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
15. Чебиряко Григорий Федорович, (1917), старший краснофлотец, дальномерщик старший.
16. Шилатыркин Павел Алексеевич, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
17. Большов Сергей Тихонович, (1916), старший краснофлотец, электрик старший.
Приблизительное место гибели эскадренного миноносца «Сокрушительный»: широта 73 градуса 30 минут северная, долгота 43 градуса 00 минут восточная. Ныне этот район Баренцева моря объявлен памятным местом, проходя которое корабли Северного флота приспускают Андреевские флаги.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: