20 мм зенитная пушка flak 30 38. Зенитные орудия. На огневой позиции

20-мм зенитные пушки были широко распространены в немецких войсках и представляли собой эффективное оружие для борьбы с низколетящими воздушными целями. Хотя перед началом Второй мировой войны основные силы зенитной артиллерии входили в состав люфтваффе, тем не менее каждая дивизия вермахта имела в распоряжении 12 20-мм автоматов Flak.30/38.

20-мм зенитная автоматическая пушка Flak.30 была разработана фирмой «Рейнметалл » в начале 20-х годов и состояла из ствола-моноблока, оснащенного дульным тормозом/пламегасителем, салазок, люльки, противооткатных устройств, лафета и прицельных приспособлений. Действие автоматики было основано на использовании отдачи ствола и затвора при коротком откате ствола. Спусковой механизм позволял вести одиночный и автоматический огонь. Спуск производился нажатием педали, а для питания автомата применялись коробчатые магазины емкостью 20 снарядов. В походном положении зенитная установка транспортировалась на двухколесной подрессоренной повозке.

Пушка Flak.30 имела небольшой вес и простое устройство. Ствол-моноблок легко отделялся от ствольной коробки, благодаря чему быстро осуществлялась его замена при непрерывной стрельбе. Недостатками автомата были высокая чувствительность к изменению угла возвышения ствола, загрязнение и загустение смазки, а самое главное - недостаточная скорострельность из-за отсутствия непрерывного питания.

Первые зенитные пушки этого типа начали поступать в немецкие войска в 1935 году, а три года спустя на вооружение был принят новый вариант этого оружия, Flak.38, имевший ту же баллистику и боеприпасы, но отличавшийся более высокой скорострельностью за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения скорости их движения. Автоматы Flak.38 появились на фронте в 1940 году, и в том же году была создана счетверенная установка на их базе.

Кроме двухколесного лафета, зенитные пушки Flak.30/38 монтировались также и на различных типах самоходного шасси, например в кузовах грузовиков Опель «Блитц» и Форд «Маультьер», на полугусеничных транспортерах SdKfz 10/5 . В середине 1944 года в составе немецких войск имелось свыше 26 тыс. зенитных установок этого типа.

2-см зенитный автомат FlaK 30/38

Зенитные пушки Flak-30 и Flak-38 были весьма широко используемым средством ПВО вермахта, люфтваффе и войск СС. Рота таких пушек (12 штук) входила в состав противотанкового дивизиона всех пехотных дивизий, такая же рота являлась составной частью каждого моторизованного зенитного дивизиона РГК, придававшегося танковым и моторизованным дивизиям. (Кроме роты в составе 12 зенитных пушек Flak-30/ 38 в составе дивизиона имелись также две четырехорудийные батареи 88-мм пушек Flak-18/36/37.)

Flak-30 в Норвегии

О масштабах использования пушек Flak-30/38 говорит тот факт, что в мае 1944 года сухопутные войска располагали 6 355 пушками этого типа, а обеспечивающие ПВО Германии части люфтваффе - более чем 20 000 пушками калибра 20-мм. Легкие автоматические пушки Flak-30 и Plak-38 имели в принципе одинаковую конструкцию. Пушка Flak-38 была модернизированным вариантом Flak-30, при несколько меньшей длине ствола (113 калибров вместо 115) имела меньший на 30 кг вес в боевом положении и значительно большую скорострельность, составлявшую 220-480 выстрелов в минуту вместо 120-280 выстрелов в минуту у Flak-30. Обе пушки устанавливались на легком колесном лафете, обеспечивающем в боевом положении круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 90°. Автоматические построительные прицелы этих пушек вырабатывали вертикальные и боковые упреждения и позволяли наводить орудия непосредственно в цель. Входные данные в прицелы вводились вручную и определялись на глаз, кроме дальности, которая измерялась стереодальномером. Кроме стандартных вариантов Flak-30/38 имелись также 20-мм горная зенитная установка Gebirgsflak-38 с более чем вдвое меньшим весом и счетверенные 20-мм установки, обладавшие весьма высокой огневой мощью - 800/1800 выстрелов в минуту.

Счетверённая установка 2-cm Flak-Vierling на палубе эсминца

К 1 сентября 1939 г. люфтваффе располагали 6072 установками Flak-30/38. В 1939-1945 гг. было построено около 14 тыс. этих установок.

Ствол-моноблок лёгко отделялся от ствольной коробки. Замена ствола производилась за 11 сек. На ствол навинчивался дульный тормоз. Спусковой механизм позволял стрелять одиночными выстрелами и очередями. Питание магазинное, магазин - 20 патронов.

Достоинствами установки являлись простота устройства, возможность быстрой сборки и разборки, малый вес. Недостатками - чувствительность к загрязнению и загустению смазки, отсутствие непрерывного питания, снижение надёжности при высоком угле возвышения ствола.

К зениткам имелось 4 типа патронов. Бронепробивавемость подкалиберным бронебойно-трассиррующим снарядом обр.40 составляла на дистанции 100 м под углом встречи в 60 град. - 39 мм, а на дистанции 500 - 20 мм.

Flak-30 Flak-38
Калибр, см 2 2
145,1 145,1
450 / 770 420 / 720
от -19 до +90 от -20 до +90
360 360
100-120 220
до 60 до 60
Расчёт, чел. 5 5
Дальность стрельбы, м 4800 4800
Досягаемость по высоте, м 3700 3700

Flak-30 в боевом положении

3,7-см зенитные автоматические пушки FlaK 18, 36, 43

3,7-см автоматическая зенитная пушка Flak-18 была разработана фирмой "Райнметалл" и поступила на вооружение немецкой армии в 1935 г. Основным недостатком пушки была тяжелая и неповоротливая 4-х колёсная повозка. Поэтому её на смену была разработана 3,7-см зенитная пушка с новым двухколёсным лафетом и рядом изменений в устройстве автомата. Уже в ходе войны фирма "Райнметалл" модернизировала Flak-36, введя новую систему автоматики, что увеличило скорострельность. Новая система получила название Flak-43.

Установки Flak-18/36/43 состояли на вооружении как люфтваффе так и сухопутных войск. К 1 сентября 1939 г. в войсках было 1030 установок. Всего за годы войны было изготовлено около 12 тыс. установок Fak-36 и около 5900 установок Flak-43.

Тактико-технические характеристики

Автоматика автомата Flak-18 и Flak-36 работала за счёт отдачи при коротком ходе ствола. У Flak-43 часть операций производилась за счёт отвода газов. По сравнению с Flak-18, в конструкцию Flak-36 был добавлен гидравлический тормоз и салазки отката. Ствол автоматов - моноблок с пламегасителем, на замену требовалось 25-30 сек. Затвор поршневой, продольно скользящий. Питание автоматов Flak-18 и Flak-36 осуществлялось обоймами по 6 патронов, у Flak-43 - обоймами по 8 патронов.

Для пушек имелось 3 вида патронов, бронепробиваемость бронебойно-трассирующим снарядом на дистанции 500 м составляла 35 мм при угле встречи 90 град., и 25 мм при угле встречи 60 град.

<< 3,7-см Flak-36 в отражении ночного налёта

Flak-18

Flak-36 Flak-43
Калибр, см 3,7
Длина ствола с пламегасителем, см 362,6 362,6 362,6
Вес системы в боевом / походном положении, кг 1750 / 3560 1550 / 2400 1250 / 2000
Угол вертикальной наводки, град. от -5 до +85 от -8 до +85 от -7,5 до +90
Угол горизонтальной наводки, град. 360
Скорострельность практическая, выстр./мин 80 120 150
Скорость передвижения по шоссе, км/ч до 50
Дальность стрельбы, м 6500
Досягаемость по высоте, м 4800

3,7-см Flak-36

3,7-см Flak-18

8,8-см зенитная пушка FlaK 18, 36, 37

В 1928 г. группа конструкторов фирмы Круппа начала в Швеции проектирование 8,8-см зенитного орудия. Затем раз работанная документация была доставлена в Эссен, где изготовили первые опытные образцы. Система получила название 8,8-cm Flak 18. В 1933 г. пушки начали поступать в войска.

Парад с участием пушек Flak-18

Пушка имела полуавтоматический затвор, что было само по себе достижением для того времени. Стрельба велась с тумбового лафета, имевшего четыре станины, расположенные крестообразно. Станины своими домкратами опирались на грунт. В походном положении пушка устанавливалась на "спец прицеп 201", представлявший собой четырехколесную подрессоренную повозку и имевший два колесных хода, середину повозки образовывали основание тумбы лафета и станины.

Боевое крещение 8,8-см пушка Flak 18 получила в Испании в составе легиона "Кондор". По результатам боевого применения часть пушек Flak 18 была снабжена броневым щитом для прикрытия расчета. В свою очередь, в частях был демон тирован зарядный лоток и неудовлетворительно действовавший механический досылатель.

8,8-см зенитная пушка Flak-18/36 в Северной Африке

В 1936 г. была принята на вооружение модернизированная 8,8-см пушка Flak 36. Внутреннее устройство стволов обеих пушек и баллистика были одинаковыми. В качестве повозки был применен "спецприцеп 202". Конструкция лафета была упрощена. Латунные детали заменены стальными, что привело к снижению стоимости установки. В 1939 г. стоимость 8,8-см Flak 36 составляла 33 600 райхсмарок.


Заряжающий 8,8-см пушки


8,8-см зенитная пушка на огневой позиции

Некоторые изменения были произведены в 1939 г., и но вый образец был назван 8,8-cm Flak 37. Большинство узлов орудий обр. 18, 36 и 37 были взаимозаменяемы, например можно было часто видеть ствол Flak 18 на лафете Flak 37.

Производство Flak-18 в Flak-36 во время войны

1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945

Количество установок

183 1130 1872 2876 4416 5933 715

К 1 сентября 1939 г. в составе наземных частей люфтваффе состояло 2459 пушек 8,8 cm Flak 18 и Flak 36. Сухопутные войска впервые получили 8,8-cм пушки в 1941 г. (126 пушек). В 1942 г. получено еще 176 пушек, в 1943 г. - 296, в 1944 г. - 549 и в 1945 г. - 23 установки. В августе 1944 г. в вермахте и люфтваффе было 10 930 ору дий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО Рейха. Некоторое количество этих пушек было у итальянцев под названием 88/56 С.А.

Необычно и весьма эффективно применялись зенитные пушки Flak 18/36 в Африканском Корпусе и на Восточном фронте. Во время атак тягачи с орудиями двигались за наступающим танками, готовые в любой момент изготовиться к стрельбе. Таким образом противнику, имеющему танки с лучшей бронёй, наносились тяжёлые потери.

Несколько орудий Flak 18 в 1940 г. было установлено на 12-тонном полугусеничном частично бронированном автомобиле Sd.Kfz.8.

8,8-см зенитная пушка Flak-18/36 на автомобиле Sd.Kfz.8

В 1943 г. 14 орудий Flak 37 было установлено на полугусеничном автомобиле Sd.Kfz.9. Вес системы 25 т. Экипаж 9 - 10 человек. Кабина и мотор бронированы.

После капитуляции Германии пушки Flak-18, 36, 37 некоторое время состояли на вооружении ряда стран. В частности они использовались в северокорейской ПВО во время войны в Корее.

Тактико-технические характеристики

Ствол пушек Flak 18, 36, 37 состоял из кожуха, трубы и казённика. Затвор полуавтоматический горизонтальный клиновой. Система перевозилась с помощью 2-х ходов, которые при переводе системы из походного положения в боевого отделялись. Система имела установщик трубки и пневматический досылатель.

Всего для пушек Flak-18, 36, 37 было 4 вида снарядов - 2 осколочно-фугасных и 2 бронебойных. Досягаемость пушек по высоте: баллистический потолок 10600 м, высота действительного огня - 7675 м. Бронепробиваемость бронебойным снарядом на дистанции 1500 м составляла около 120 мм. Заряжание унитарное.

Тип
снаряда
Начальная
скорость, м/с
Дальность
стрельбы, км
Вес снаряда,
кг
Вес ВВ,
кг

Осколочно-фугасный

820 14800 9 0,698

Бронебойный

720 ок 35 7,1 250

8,8-см зенитная пушка Flak-18/36 с расчётом

8,8-см зенитная пушка FlaK 41

В ходе бомбежек городов Германии союзные самолеты старались летать как можно выше. В мае 1944 г. командование 1-й дивизии ПВО Берлина докладывало руководству: «При современной высоте налетов 7 - 8 км 8,8-см зенитные пушки обр. 36 и 37 исчерпали границы своей досягаемости». Поэтому срочно потребовались зенитные орудия, обладавшие большим потолком стрельбы.

В 1939 г. фирма «Райнметалл» получила контракт на создание нового орудия с улучшенными баллистическими характеристиками. Первоначально орудие именовалось Gerat 37. Это название было заменено в 1941 г. на 8,8-cm Flak 41, когда был изготовлен первый опытный образец орудия. Первые серийные образцы (44 штуки) были направлены в Африканский Корпус в августе 1942 г., причем половина их была потоплена в Средиземном море вместе с германским транспортом. Испытания оставшихся образцов выявили ряд трудноустранимых конструктивных недостатков.

С 1943 г. эти орудия стали поступать в ПВО рейха. В феврале 1944 г. в ПВО рейха было 279 орудий Flak-41.

Тактико-технические характеристики

Ствол пушек Flak 41 первоначально состоял из трёх частей - каморной, средней и дульной. В конце 1944 перешли на трубу-моноблок. Затвор полуавтоматический горизонтальный клиновой. Досылка патрона производилась гидропневматическим досылателем. Пушка имела электрогидравлические приводы горизонтального и вертикального наведения. Лафет пушки имел 4 крестообразные станины, опиравшиеся в боевом положении на грунт.

Данные по баллистике и снарядам

Всего для пушек Flak 41 было разработано 5 видов снарядов - 2 осколочно-фугасных с разными типами взрывателей и 3 бронебойных. Досягаемость орудия по высоте: баллистический потолок 15000 м, высота действительного огня - 10500 м. Бронепробиваемость бронебойно-трассирующим снарядом на дистанции 1000 м составляла 159 мм , а бронебойным подкалиберным - 192 мм.

Тип
снаряда
Начальная
скорость, м/с
Дальность
стрельбы, км
Вес снаряда,
кг
Вес ВВ,
кг

Осколочно-фугасный

1000 19800 9,4 1

Бронебойно-трассирующий

980 4000 10,2 0,64

8,8-см зенитная пушка Flak-41

В 1933 г. фирмам Круппа и "Райнметалл" было предложено изготовить по два опытных образца 10,5-см зенитной пушки. Сравнительные испытания прошли в 1935 г., а в 1936 г. 10,5-см пушка фирмы "Райнметалл" (изделие 38) была признана лучшей и запущена в серийное производство под наименованием 10,5 cm Flak 38. 10,5-см пушка Flak 38 первоначально имела электрогидравлические приводы наведения (на постоянном токе), те же, что у 8,8-cm Flak 18 и 36, но в 1936 г. была введена система UTG 37 (на переменном токе промышленной частоты), использовавшаяся на 8,8-cm Flak 37. Одновременно был введен ствол со свободной трубой. Модернизированная таким образом система получила наименование 10,5 cm Flak 39. Для увеличения эффективного потолка стрельбы 10,5-cm зенитных пушек был создан 10,5-см осколочный активно-реактивный снаряд. Дульная скорость его составляла 800 м/с, а затем реактивный двигатель разгонял его до 1150 м/с. Однако окончание войны не дало запустить активно-реактивные снаряды в массовое производство. Аналогичные активно-реактивные снаряды были созданы и для 12,8-см пушки Flak 40. Но и тут дело не пошло дальше выпуска опытной партии. Говоря о технических новинках в устройстве зенитных снарядов, следует отметить и создание высокочастотных радиовзрывателей, действие которых основано на эффекте Доплера. Так, например, радиовзрывателями занимались фирмы "Донаулэндише Аппаратебау" в Вене (взрыватель " Какаду") и "Блаупункт- Верке" в Берлине (взрыватель "Трихтэр"). В момент пролета мимо цели такие взрыватели срабатывали, когда расстояние между снарядом и целью становилось минимальным. Радиовзрыватели использовались как в артиллерийских зенитных снарядах, так и в опытных образцах зенитных управляемых ракет. Поражение Германии не дало возможности запустить снаряды с радиовзрывателями в массовое производство. 10,5-см Flak 38 и 39 оставались в производстве всю войну, несмотря на то что по своим баллистическим характеристикам 8,8-см орудия Flak 41 почти сравнялось с ними.

10,5-см зенитные пушки Flak 38 и 39 состояли только на вооружении люфтваффе. К началу войны в войсках было 64 орудия.

Производство Flak 38 и 39 в течении войны

1939 г. 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
38 290 509 701 1220 1131 92

В августе 1944 г. в люфтваффе состояло: 116 Flak 38 и 39 на железнодорожных установках; 877 - на стационарных установках; 1025 - на повозках типа 201.

Тактико-технические характеристики

Ствол 10,5-см Flak 39 имел свободную трубу, состоявшую из трех частей: камерной, средней и дульной. Каморная и средняя части соединялись в переднем конце каморы, и стык между ними перекрывался гильзой. Средняя и дульная части трубы соединялись в нарезной части канала, И стык между ними не перекрывался. Части свободной трубы собирались в оболочке или сборной трубе и поджимались гайками. Достоинством составной трубы была возможность замены одной только средней части, наиболее подверженной разгару, Пушка имела полуавтоматический клиновой затвор. Полуавтоматика механического типа, взводилась при накате. Гидравлический тормоз отката веретенного типа с постоянной длиной отката и гидропневматическим накатником. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. 10,5-см орудия обр. 38 и 39 были полностью автоматическими. Механизмы наведения, подачи и установка взрывателя имели приводы от электромоторов.

Четырехорудийная батарея 10,5-см пушек имела специальный бензиновый двигатель, приводивший в действие генератор постоянного тока напряжением 220 В и мощностью 24 кВт. Генератор подавал питание к электромоторам, установленным на пушках. На каждом орудии было 4 электромотора: вертикального наведения, горизонтального наведения, досылателя и автоматического установщика взрывателя. В пушках Flak 39 электромоторы были переведены на переменный ток, чтобы иметь возможность подключаться к городской сети. Нормальный расчет состоял из командира отделения и 9 человек прислуги плюс 2 человека при заряжании вручную.

Пушки обр. 38 и 39 были первыми немецкими зенитными орудиями, к приборам управления огнём которых подключили радиолокаторы SCR-584. Как и все 8,8-см пушки, 10,5-см орудия вели огонь с грунта с крестообразного лафета, а при переходе в походное положение они устанавливались на два колесных хода.

Данные по баллистике и снарядам

Всего для пушек Flak 38, 39 было разработано 3 вида снарядов - 1 осколочно-фугасный с разными типами взрывателей и 2 бронебойных. Досягаемость орудия по высоте: баллистический потолок 12800 м, высота эффективного огня - 9300 м при начальной скорости 880 м/с. Бронепробиваемость бронебойным снарядом на дистанции 1500 м составляла 138 мм при начальной скорости 860 м/с.


10,5-см зенитная пушка FlaK 38, 39

Заказ на разработку 12,8-см зенитной пушки был выдан фирме «Рейнметалл» в 1936 г. Фирма представила опытные образцы изделия 40 для испытаний в 1938 г. В декабре 1938 г. был дан первый заказ на 100 установок. В конце 1941 г. в войска поступили первые батареи с 12,8-см зенитными орудиями Flak 40.

Первоначально предполагалось, что мобильные 12,8-см установки будут перевозиться на двух повозках, но позже было решено ограничиться одной четырехосной повозкой ("спецприцеп 220"). Но за время войны поступила на вооружение только одна мобильная батарея (6 орудий). В августе 1944 г. на вооружении Германии было: б мобильных установок; 242 стационарные установки; 201 железнодорожная установка (на четырех платформах). К февралю 1945 г. число стационарных установок увеличилось до 362, число мобильных и железнодорожных установок не изменилось.

12,8-см Flak 40 была полностью автоматизированной установкой. Наведение, подача и досылка боеприпаса, а также установка взрывателя производились с помощью 4 асинхронных генераторов трехфазного тока напряжением 115 В. Четырех орудийную батарею 12,8-см Flak 40 обслуживал один генератор мощностью 60 кВт. С 1942 г. была начата разработка новой 12,8-см пушки (изделие 45), но до конца войны она так и не была принята на вооружение. 12,8-см пушка 45 имела более длинный ствол, больший объем зарядной каморы и соответственно большую начальную скорость и баллистический потолок.

12,8-см зенитная пушка FlaK 40

При создании 12,8-см двухорудийной стационарной установки было использовано основание от 15-см установки 50. Опытные образцы двухорудийной установки назывались "изделие 44". Серийные установки получили наименование 12,8 cm Flakzwilling 40. Первая четырехорудийная батарея была установлена в Берлине весной 1942 г. (по другим сведениям, в августе 1942 г.). В августе 1944 г. на вооружении было 27 установок, а в феврале 1945 г. - 34 установки. (Изготавливались установки на заводе фирмы "Ханомаг" в Ганновере. В начале 1944 г. делали одну установку в месяц, в конце того же года - 12 установок в месяц. Установки входили в состав ПВО крупных городов, в том числе Берлина, Гамбурга и Вены.

Тактико-технические характеристики

12,8-cm Flak 40 12,8-cm Flakzwilling 40
Калибр, см 12,8
Длина ствола, см 783,5
Вес системы в боевом (стационарная установка) / походном положении, т 18 (13) / 27 (27)
Угол вертикальной наводки, град. от -3 до +87 от 0 до +87
Угол горизонтальной наводки, град. 360
Скорострельность, выстр./мин 10-12 20-24

Данные по баллистике и снарядам

Для пушек Flak 40 было разработано 2 типа снарядов - осколочно-фугасный и бронебойный. Высота действительного огня осколочно-фугасным снарядом с дистанционным взрывателем составляла 12800 м. Бронепробиваемость бронебойным снарядом на дистанции 1500 м составляла около 150 мм. Заряжание, как и у всех зенитных пушек, унитарное.

Снаряд Начальная скорость, м/с Потолок баллистический, м Дальность табличная, м Вес снаряда, кг

Осколочно-фугасный
(12,8 cm Sprgr.L/5,5m)

880 14800 20950 26,0

Бронебойный
(12,8 cm Pzgr.Flak 40)

860 - 4000 28,35

12,8-см зенитная пушка FlaK 40 в качестве музейного экспоната

Вермахт прекрасно понимал значение эффективной ПВО. К началу войны вооруженные силы Германии были лучше защищены от атак с воздуха, чем любые их противники.

Полевая зенитная пушка

С самого начала войны немецкие зенитные подразделения ПВО (Flugzeug Abwehr Kanone - Flak - противосамолетных пушек) сильно способствовали образованию «Оси». Это немецкое сокращенное название вошло в словари союзников; экипажи бомбардировщиков ВВС США называли свои тяжелые бронежилеты «флак жилетами», и во второй половине XX века слово «флак» нашло всеобщее применение для обозначения зенитного огня.

Легкие пушки «Флак» устанавливались на самые разные платформы. Снижение эффективности люфтваффе означало, что артиллерия ПВО должна стать более мобильной.

В функции малокалиберных пушек «Флак» входило противодействие низколетящим самолетам на близкой дистанции. Если значительное количество малокалиберных пушек атаковали бомбардировщики или истребители-бомбардировщики, они могли вести огонь вместе с оружием крупного калибра, таким как .

Пулеметы

7,92-мм пулемет MG-34, а позднее - основной универсальный пулемет MG-42 - самое легкое оружие, которое могло эффективно применяться в роли зенитного. MG-34, ошибочно известный среди западных союзников как «Шрандау», - стандартный немецкий общевойсковой пулемет в 1939 г. При начальной скорости пули 755 м/с и эффективной дальности стрельбы на земле 2000 м, в зенитном варианте она снижалась примерно до 1000 м. Темп стрельбы пулемета составлял 900 выстр./мин, подача патронов выполнялась из 75-зарядного круглого магазина или 50-заряд-ной отдельной ленты.

Пулемет заменил во время войны. Он был дешевле в производстве за счет применения штампованных деталей и точечной сварки для ускорения изготовления. Пулемет имел такую же скорость пули и дальность стрельбы, но увеличенный до 1550 выстр./мин темп стрельбы.

Темп стрельбы очень важен, когда стрельба ведется по воздушным целям, но MG-34 оказался более эффективным, установленным в спаренном виде на «Цви-линглафете» обр. 36 (Zwillingslaffete 36). Установка MG Doppelwagen 36 со спаренными пулеметами MG-34 на конной или механической тяге, приспособленная для обслуживания одним человеком, входила в снаряжение немецкой армии в 1939-1940 гг., но часто устанавливалась и на машины или железнодорожные вагоны.

Наиболее распространенное средство защиты от низколетящих самолетов противника - пулеметы. Пулемет общего назначения MG-34 — стандартное второстепенное оружие на большинстве самолетов Германии.

Вермахт не использовал тяжелые пулеметы, но для усиления ПВО приняли 15-мм пулемет Maschinengewehr 151/15. Первоначально пулемет создали для люфтваффе и устанавливали на истребителях Me-109 или Fw-190, он оказался полезным в качестве тяжелого вооружения истребителей. Производство этих пулеметов было ориентировано на усиление ПВО летом 1944 г. Пулемет монтировался на полугусеничном БТР SdKfz-251/21, что существенно, так как установка «Маузер» приводилась в действие электрическим током и требовала постоянного напряжения 22-29 В Боекомплект каждой установки-3000 патронов, готовых к применению.

Малокалиберные Флак

Оружие калибра 20-мм имело большую эффективность в ПВО. Его патроны оставались еще достаточно небольшими, чтобы обеспечить ведение стрельбы в высоком темпе, но снаряды уже содержали значительный взрывчатый заряд.

«Флак 38» вызывала огромное уважение у своих противников. Подразделения союзников применяли ее сами при всякой возможности: в конце 1944 г. армия США даже выпустила свое собственное руководство по обращению с пушкой.

Оружие, которое вермахт имел в начале войны, включало пушки «Флак 30», «Флак 38», легкую «Гебиргсфлак 38» (Gebirgsflak 38 - Geb Flak 38) и четырех-ствольную установку «Флакфирлинг 38». Все пушки использовали откат и могли вести одиночный огонь или автоматический при наличии 12-патронного магазина барабанного типа. Легкий броневой щит защищал расчет при действиях в поле, но он обычно снимался на пушках, использованных в ПВО рейха.

Пушки снабжали увеличивающими оптическими прицелами Linealvisier 21, Fkakvisier 38 или Schwebekreisvisier 30/38. Немецкие оптические прицелы давали зенитчикам значительное преимущество в сравнении с простейшими прицелами в виде металлических кругов, какие стояли на пушках союзников.

Установка «Вирбельвинд» (Wirbelwind — смерч) состояла из счетверенной пушки «Флак 38», установленной в многогранной башне, размещенной на шасси танка T-IV. Танки, специально приспособленные для ПВО, стали поступать в эксплуатацию в 1943 г.

Пушка «Флакфирлинг 38» (Flakvierling 38), размещенная в бронепоезде в Восточной Европе в марте 1944 г. была одинаково эффективна как против наземных, так и воздушных целей, стреляла различными снарядами, включая фугасные и бронебойные.

20-мм «Флак» в Западной пустыне в 1942 г. В разработанной на фирме «Маузер» пушке «Флак 30» - медленный темп ведения огня и склонность к заеданию.

Мобильность установок Флак

«Флак 30» весила 483 кг в боевом положении. Она могла стрелять фугасным или бронебойным снарядами. Максимальная вертикальная дальность - 2100 м, а горизонтальная - 2700 м. Практическая скорострельность составляла 120 выстр./мин. «Флак 38» - улучшенная модификация, облегченная на 80 кг и с увеличенным вдвое темпом стрельбы.

Легкие пушки «Флак» устанавливались на различные колесные и полугусеничные машины, включая SdKfz-251 и SdKfz-10.
Leichte Flakpanzer 38 (t) 1943 г. -первая полностью гусеничная машина, использованная для зенитных пушек, и состояла из пушки «Флак 38» на модифицированном танковом шасси Pz 38(t).

«Флакфирлинг 38» разработала фирма «Маузер» для , она включала четыре пушки «Флак 38» на одном лафете. Установка имела три сидения: одно - для стрелка, который вел огонь, используя два педальных спуска, и два для заряжающих. Установка имела треугольное основание, которое горизонтирова-лось домкратами. Она широко применялась на самоходных и наземных установках в армии и авиации.

Самоходки Флак

Полугусеничную машину SdKfz 7 использовали в качестве шасси для 20-мм установок «Флак» Mittler Zugkrafwagen 8(t) mit 2 sm Flakvierling 38 или Selbstfahrlafette 2 sm Flakvierling 38. Поздние модификации имели усиленную броневую защиту для водителя и боевого расчета.

Шасси Pz IV применялось для двух очень эффективных самоходных установок для «Флакфирлинг 38». Установка «Флак панцер IV» (2 см Flakvierling 38) auf Fgst PzKpfw IV Mobelwagen, прозванная «Инвентарем вагонов» за шарнирные боковые щиты в виде 10-мм бронеплит, откидывающихся вниз при переводе установки в боевое положение.

Не только воздух

Прямолинейная траектория и высокая скорость снарядов легких пушек «Флак» делали их идеальным оружием для ближней поддержки, и в первые годы войны они применялись больше против наземных целей. Истребители и зенитные пушки делали фронтовую линию смертельно опасным местом для медленных французских и британских легких бомбардировщиков, атакующих бронированные колонны и транспортные узлы во время вторжения Германии во Францию в 1940 г.

Начиная с 1943 г., когда люфтваффе больше не имели превосходства в небе Германии, огромное количество трассирующих снарядов выпускалось подразделениями пушек «Флак», чтобы удержать от «мародерства» истребители-бомбардировщики. Легкие «Флак», размещенные на крышах зданий и на башнях, представляли смертельную угрозу для низколетящих истребителей и легких бомбардировщиков, поскольку пушки могли стрелять почти горизонтально по приближающимся самолетам.

После поражения в Первой мировой войне, Версальским договором Германии было запрещено иметь зенитную артиллерию вообще, а имевшиеся зенитные орудия подлежали уничтожению. Поэтому с конца 20-х годов до 1933 г. немецкие конструкторы работали над зенитными орудиями тайно как в Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. В начале 30-х годов в Германии создаются и зенитные части, которые в целях конспирации до 1935 г. носили название «железнодорожные батальоны». По той же причине все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в 1928-1933 гг., носили название «обр. 18». Таким образом, в случае запросов правительств Англии и Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 г. во время первой мировой войны.


В начале 30-х годов, в связи с бурным развитием авиации, увеличением скорости и дальности полёта, созданием цельнометаллических самолётов и применением авиационной брони, остро встал вопрос прикрытия войск от штурмовой авиации.
Имеющиеся зенитные орудия созданные в годы Первой мировой мало соответствовали современным требованиям по скорострельности и скорости наводки, а зенитные пулемёты винтовочного калибра не удовлетворяли по дальности и могуществу действия.

В этих условиях востребованными оказались малокалиберные зенитные автоматы (МЗА), калибра 20-50-мм. Имеющие хорошие показатели скорострельности, дальности эффективного огня и поражающего действия снаряда.

Зенитный автомат 2,0 cm FlaK 30 (нем. 2,0 cm Flugzeugabwehrkanone 30 - 20-мм зенитная пушка образца 1930 года). Разработана фирмой "Рейнметалл” в 1930 году. В Вермахт пушки стали поступать с 1934 г. Кроме того, 20-мм Flak 30 фирма "Рейнметалл” экспортировала в Голландию и Китай.

Достоинствами 2-см автомата Flak 30 были простота устройства, возможность быстрой разборки и сборки, и сравнительно малый вес.

28 августа 1930 г. с германской фирмой БЮТАСТ (подставной конторой фирмы "Рейнметалл”) было подписано соглашение о поставке в СССР среди других орудий 20-мм зенитной автоматической пушки. Фирма "Рейнметалл” поставило всю документацию на 20-мм зенитную пушку, два образца пушки и одну запасную качающуюся часть.
После испытания 20-мм пушка фирмы "Рейнметалл” была принята на вооружение под названием 20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр.1930 г. Производство 20-мм пушки обр.1930 г. Было передано заводу №8 (г.Подлипки Московской области), где ей присвоили индекс 2К. Серийное производство пушек было начато заводом №8 в 1932 г. Однако качество выпускаемых автоматов оказалось крайне низким. Военная приёмка отказывалась принимать зенитки. В итоге бракоделы с завода им.Калинина (№8) не сумели справиться с производством пушки.

По результатам боевого применения 20-мм Flak 30 в Испании фирма "Маузер” провела ее модернизацию. Модернизированный образец получил название 2,0 см Flak 38 . Новая установка имела ту же баллистику и боеприпасы.

Все изменения в устройстве были направлены на увеличение темпа стрельбы, который возрос с 245 выстр/мин до 420-480 выстр/мин. Имела досягаемость по высоте: 2200-3700 м, дальность стрельбы: до 4800 м. Масса в боевом положении: 450 кг, масса в походном положении: 770 кг.
Легкие автоматические пушки Flak-30 и Flak-38 имели в принципе одинаковую конструкцию. Обе пушки устанавливались на легком колесном лафете, обеспечивающем в боевом положении круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 90°.

Принцип действия механизмов автомата обр.38 остался прежним – использование силы отдачи при коротком ходе ствола. Увеличение темпа стрельбы было достигнуто за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения их скоростей движения, в связи с чем были введены специальные буферы-амортизаторы. Кроме того, введение копирного пространственного ускорителя позволило совместить отпирание затвора с передачей ему кинетической энергии.
Автоматические построительные прицелы этих пушек вырабатывали вертикальные и боковые упреждения и позволяли наводить орудия непосредственно в цель. Входные данные в прицелы вводились вручную и определялись на глаз, кроме дальности, которая измерялась стереодальномером.

Изменения в лафеты были минимальные, в частности была введена вторая скорость в ручных приводах наведения.
Существовала специальная разбирающаяся «вьючная» версия для горных армейских частей. В данном варианте орудие Flak 38 осталось прежним, однако использовался маленький и, соответственно, более легкий лафет. Пушка называлась 2-см горной зениткой Gebirgeflak 38 и являлась орудием, предназначенным для поражения как воздушных, так и наземных целей.
В войска 20-мм Flak 38 начала поступать во второй половине 1940 г.

Зенитные пушки Flak-30 и Flak-38 были весьма широко используемым средством ПВО Вермахта, Люфтваффе и войск СС. Рота таких пушек (12 штук) входила в состав противотанкового дивизиона всех пехотных дивизий, такая же рота являлась составной частью каждого моторизованного зенитного дивизиона РГК, придававшегося танковым и моторизованным дивизиям.

Кроме буксируемых, было создано большое количество самоходных пушек. В качестве шасси использовались грузовики, танки, различные тягачи и бронетранспортёры.
Кроме прямого назначения, к концу войны они все больше использовались для борьбы с живой силой и лёгкой бронетехникой противника.

О масштабах использования пушек Flak-30/38 говорит тот факт, что в мае 1944 г. сухопутные войска располагали 6 355 пушками этого типа, а обеспечивающие ПВО Германии части люфтваффе - более чем 20000 пушками калибра 20-мм.

Для увеличения плотности огня на базе Flak-38 была разработана счетверённая установка 2-cm Flakvierling 38 . Эффективность зенитной установки оказалась весьма высокой.

Хотя немцы в течении всей войны постоянно испытывали нехватку этих зенитных установок. Флаквирлинг 38 находили применение в армии Германии, в противовоздушных частях люфтваффе и в немецком ВМФ.

Для повышения мобильности, на их базе было создано немало различных зенитных самоходок.



Существовала версия, предназначавшаяся для установки на бронепоездах. Разрабатывалась установка, огнем которой предполагалось управлять с применением радара.

Кроме Flak-30 и Flak-38 в ПВО Германии, в меньших количествах применялся 20-мм автомат 2 cm Flak 28 .
Это зенитное орудие ведёт свою родословную от германской «пушки Беккера», которая была разработана ещё в Первую мировую. Фирма «Эрликон», названная так по месту расположения - пригороду Цюриха, приобрела все права на разработку пушки.
К 1927 году фирма «Эрликон» разработала и поставил на конвейер модель, названную Эрликон S (тремя годами позже ставшую просто 1S). По сравнению с первоначальной моделью, она созданна под более мощный патрон 20×110 мм и характеризовалась более высокой начальной скоростью снаряда в 830 м/с.

В Германии орудие получило широкое применение в качестве средства противовоздушной обороны кораблей, однако существовали и полевые варианты пушки, широко применявшиеся в Вермахте и зенитных войсках Люфтваффе, под обозначением - 2 cm Flak 28 и 2 cm VKPL vz. 36 .

В период с 1940 по 1944 годы объём сделок головной компании Werkzeugmaschinenfabrik Oerlikon (WO) только с державами оси - Германией, Италией и Румынией - составил 543,4 млн шв. франков, и включали поставки 7013 20-мм пушек, 14,76 млн. штук патронов к ним, 12 520 запасных стволов и 40 тыс. патронных ящиков (вот такой швейцарский ”нейтралитет”!).
Несколько сотен этих зенитных автоматов было захвачено в Чехословакии, Бельгии и Норвегии.

В СССР слово “Эрликон”, стало именем нарицательным для всей малокалиберной зенитной артиллерии периода Второй мировой войны.

При всех своих достоинствах, 20-мм зенитные автоматы оказались неспособны гарантировать 100% пробитие бронирования штурмовиков Ил-2.
Для исправления этой ситуации в 1943 году, фирмой «Маузер», путем наложения 3-см авиационной пушки МК-103 на лафет 2-см автоматической зенитной пушки Flak 38, была создана зенитная установка Flak 103/38. Пушка имела двухстороннее ленточное питание.Действие механизмов автомата было основано на смешанном принципе: отпирание канала ствола и взведение затвора осуществлялось за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковой канал в стволе, а работа механизмов подачи производилась за счет энергии откатывающегося ствола.

В серийное производство Flak 103/ 38 запущена в 1944 году. Всего произведено 371 орудие.
Кроме одноствольных в небольшом числе были выпущены спаренные и счетверенные 30-мм установки.

В 1942―1943 гг. предприятие «Ваффен-Верке» в Брюне на базе 3-см авиационной пушки MK 103 создало зенитную автоматическую пушку MK 303 Br . От пушки Flak 103/38 ее отличала лучшая баллистика. Для снаряда весом 320 г начальная скорость его у MK 303 Br составляла 1080 м/с против 900 м/с у Flak 103/38. Для снаряда весом 440 г эти величины составляли 1000 м/с и 800 м/с соответственно.

Автоматика работала как за счет энергии газов, отводимых из канала ствола, так и за счет отдачи ствола при его коротком ходе. Затвор - клиновой. Досылка патронов производилась досылателем на всем пути движения патрона в камору. Дульный тормоз имел эффективность 30 %.
Производство пушек MK 303 Br началось в октябре 1944 г. Всего до конца года было сдано 32 пушки, а в 1945 г. - еще 190.

30-мм установки были значительно эффективней 20-мм, однако развернуть широкомасштабное производство этих зенитных автоматов немцы не успели.

В нарушение «Версальских» соглашений, фирмой «Рейнметалл» в конце 20-х начались работы по созданию 3,7-см автоматической зенитной пушки.
Автоматика пушки работала за счет энергии отдачи при коротком ходе ствола. Стрельба велась с тумбового лафета, опиравшегося с помощью крестообразного основания на грунт. В походном положении орудие устанавливалось на четырехколесную повозку.

37-мм зенитная пушка предназначалась для борьбы летящими на небольших высотах (1500-3000 метров) самолётами и для борьбы с наземными бронированными целями.

3,7-см пушка фирмы «Рейнметалл» вместе с 2-см автоматической пушкой в 1930 г. были проданы конторой БЮТАСТ Советскому Союзу. Фактически были поставлены только полная технологическая документация и комплект полуфабрикатов, сами же пушки не поставлялись.
В СССР пушка получила наименование «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1930 г.». Иногда ее называли 37-мм пушкой «Н» (немецкой). Производство пушки было начато в 1931 г. на заводе № 8, где пушка получила индекс 4К. В 1931 г. были предъявлены 3 пушки. На 1932 г. план составлял 25 пушек, завод предъявил 3, но военная приемка не приняла ни одной. В конце 1932 г. систему пришлось снять с производства. В РККА не попало ни одной 37-мм пушки обр. 1930 г.

3,7-см автоматическая пушка фирмы «Рейнметалл» поступила на вооружение в 1935 г. под названием 3,7 cm Flak 18 . Одним из существенных недостатков была четырехколесная повозка. Она оказалась тяжелой и неповоротливой, поэтому на смену ей был разработан новый четырех станинный лафет с отделяющимся двухколесным ходом.
3,7-см зенитная автоматическая пушка с новым двухколесным лафетом и рядом изменений в устройстве автомата получила название 3,7 cm Flak 36 .

Существовал еще один вариант, 3.7-cm Flak 37 , отличавшийся только сложным, управлявшимся прицелом со счётно-решающим устройством и упреждающей системой.

Кроме штатных лафетов обр. 1936 г., 3,7-см автоматы Flak 18 и Flak 36 устанавливались на железнодорожных платформах и различных грузовиках и бронетранспортёрах, так же на танковые шасси.

Производство Flak 36 и 37 велось до самого конца войны на трёх заводах (один из них находился в Чехословакии). К концу войны в люфтваффе и вермахте имелось около 4000 37-мм зениток.

Уже в ходе войны на базе 3,7 cm Flak 36 фирма «Рейнметалл» разработала новый 3,7-см автомат Flak 43 .

Автомат обр. 43 имел принципиально новую схему автоматики, когда часть операций производилась за счет энергии отводимых газов, а часть - за счет откатывающихся частей. Магазин Flak 43 вмещал 8 патронов, а у Flak 36 он был рассчитан на 6 патронов.

3,7-см автоматы обр. 43 устанавливались как на одиночных, так и на двухорудийных установках.

Во время Второй мировой войны существовал «трудный» для зенитных орудий уровень высот от 1500 м до 3000. Здесь самолеты оказывались мало досягаемыми для легких зениток, а для пушек тяжелой противовоздушной артиллерии эта высота была слишком мала. В целях разрешения проблемы казалось естественным создать зенитки некоего промежуточного калибра.

Немецкие конструкторы фирмы «Рейнметалл» предложили военным пушку, известную под индексом 5-cm Flak 41.

Действие автоматики основано на смешанном принципе. Отпирание канала ствола, экстракция гильзы, отбрасывание затвора назад и сжатие пружины накатника затвора происходили за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковой канал в стволе. А подача патронов осуществлялась за счет энергии откатывающегося ствола. Кроме того, в автоматике использовался частичный фиксированный выкат ствола.
Канал ствола запирался клиновым продольно скользящим затвором. Питание автомата патронами боковое, по горизонтальному столу подачи с помощью обоймы на 5 патронов.
В походном положении установка перевозилась на четырехколесной повозке. В боевом положении оба хода откатывались.

Первый экземпляр появился в 1936 г. Процесс доработки шел весьма неспешно, в результате орудие было запущено в серийное производство лишь в 1940 году.
Всего было выпущено 60 зениток данной марки. Как только первые из них поступили в действующую армию в 1941 г., выявились крупные недостатки (как будто их не было на полигоне).
Основной проблемой являлись боеприпасы, которые были мало приспособлены для использования в зенитном орудии.

Несмотря на относительно большой калибр, 50-мм снарядам не хватало мощности. Кроме того вспышки выстрелов ослепляли наводчика, причем даже в ясный солнечный день. Лафет оказался слишком громоздким и неудобным в реальных боевых условиях. Механизм горизонтальной наводки был слишком слабым и работал медленно.

Flak 41 выпускался в двух версиях. Мобильная зенитка передвигалась на двухосном лафете. Стационарная пушка предназначалась для обороны стратегически важных объектов, таких, как Рурские дамбы. Несмотря на то, что орудие получилось, мягко говоря, неудачным, оно продолжало нести службу до конца войны. Правда, к тому времени их осталось всего 24 единицы.

Справедливости ради стоит сказать, что орудия такого калибра так и не были созданы ни в одной из воюющих стран.
Зенитная 57-мм С-60 была создана в СССР В.Г. Грабиным уже после войны.

Оценивая действия немецкой малокалиберной артиллерии, стоит отметить её исключительную эффективность. Зенитное прикрытие германских войск было значительно лучше советского, особенно это относится к начальному периоду войны.

Именно зенитный огонь погубил большую часть потерянных по боевым причинам Ил-2.
Сами же высокие потери Ил-2 следует объяснить, прежде всего, спецификой боевого применения этих штурмовиков. В отличие от бомбардировщиков и истребителей, они работали исключительно с малых высот – а значит, чаще и дольше, чем другие самолеты, находились в сфере действительного огня малокалиберной зенитной артиллерии немцев.
Чрезвычайная опасность, которую представляли для нашей авиации немецкие малокалиберные зенитки, была обусловлена, во-первых, совершенством материальной части этого . Конструкция зенитных установок позволяла очень быстро маневрировать траекториями в вертикальной и горизонтальной плоскостях, каждое орудие было оснащено прибором управления артиллерийским зенитным огнем, который выдавал поправки на скорость и курс самолета; трассирующие снаряды облегчали корректировку огня. Наконец, немецкие зенитки обладали высокой скорострельностью; так, 37-мм установка Flak 36 выпускала 188 снарядов в минуту, а 20-мм Flak 38 – 480.
Во-вторых, насыщенность этими средствами войск и ПВО тыловых объектов у немцев была очень высокой. Количество стволов, прикрывавших объекты ударов Ил-2, непрерывно возрастало, и в начале 1945 г. по штурмовику, работающему в полосе немецкого укрепленного района, в секунду (!) могло выпускаться уже до 200-250 20– и 37-мм снарядов.
Очень небольшим было время реакции, с момента обнаружения, до открытия огня. Первый прицельный выстрел малокалиберная зенитная батарея была готова дать уже через 20 секунд после обнаружения советских самолетов; поправки на изменение курса Ил-2, угла их пикирования, скорости, дальности до цели немцы вводили в течение 2-3 секунд. Применявшаяся ими концентрация огня нескольких орудий по одной цели также увеличивала вероятность поражения

По материалам:
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1998_08/p3.php
http://zonawar.ru/artileru/leg_zenit_2mw.html
http://www.plam.ru/hist/_sokoly_umytye_krovyu_pochemu_sovetskie_vvs_voevali_huzhe_lyuftvaffe/p3.php
А.Б. Широкогдрад "Бог войны Третьего рейха"



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: