Ттх современных радиолокационных станций вооруженных сил нато. Опытный зенитно-ракетный комплекс MEADS. Организация объединенной системы пво нато

На Казанском авиационном заводе на август этого года запланирован первый полет дальнего сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М, сообщает РИА Новости. Это новая модификация бомбардировщика Ту-22М3, принятого на вооружение еще в 1989 году.

Свою боевую состоятельность самолет продемонстрировал в Сирии, нанося удары по террористическим базам. Использовали «Бэкфайеры», как прозвали эту грозную машину на Западе, и во время Афганской войны.

Как отмечает сенатор Виктор Бондарев, экс-главком ВКС России, самолет обладает огромным потенциалом по модернизации. Собственно, такова и вся линейка бомбардировщиков Ту-22, создание которой началось в ОКБ Туполева в 60-е годы. Первый прототип совершил стартовый полет 1969 году. Первая же серийная машина Ту-22М2 была принята на вооружение 1976 году.

В 1981 году в строевые части начал поступать Ту-22М3, который стал глубокой модернизацией предыдущей модификации. Но на вооружение он был принят лишь в 1989 году, что было связано с доводкой ряда систем и внедрением ракет нового поколения. На бомбардировщике установлены новые двигатели НК-25, более мощные и экономичные, с электронной системой управления. В значительной степени заменено бортовое оборудование - от системы электроснабжения до РЛС и комплекса управления вооружением. Существенно усилился комплекс обороны самолета.

В результате появился самолет с изменяемой стреловидностью крыла со следующими характеристиками: Длина - 42,5 м. Размах крыла - от 23,3 м до 34,3 м. Высота - 11 м. Вес пустого самолета - 68 т, максимальный взлетный - 126 т. Тяга двигателей - 2×14500 кгс, тяга на форсаже - 2×25000 кгс. Максимальная скорость у земли - 1050 км/ч, на высоте - 2300 км/ч. Дальность полета - 6800 км. Потолок - 13300 м. Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка - 24 т.

Главным результатом модернизации стало вооружение бомбардировщика ракетами Х-15 (до шести ракет в фюзеляже плюс четыре на внешней подвеске) и Х-22 (две на подвеске под крыльями).

Для справки: Х-15 - это сверхзвуковая аэробаллистическая ракета. При длине в 4,87 м она вписывалась в фюзеляж. Боевая часть имела массу 150 кг. Был ядерный вариант мощностью 300 кт. Ракета, поднявшись на высоту до 40 км, при пикировании на цель на финальном участке маршрута разгонялась до скорости в 5 М. Дальность у Х-15 была равна 300 км.

А Х-22 - сверхзвуковая крылатая ракета, дальность которой достигает 600 км, а максимальная скорость - 3,5М-4,6 М. Высота полета - 25 км. Ракета также имеет две боевые части - ядерную (до 1 Мт) и фугасно-кумулятивную массой 960 кг. В связи с чем ее условно прозвали «убийцей авианосцев».

Но в прошлом году на вооружение была принята еще более совершенная крылатая ракета Х-32, которая является глубокой модернизацией Х-22. Дальность возросла до 1000 км. Но главное - существенно увеличилась помехозащищенность, способность преодолевать зоны активного действия комплексов радиоэлектронной борьбы противника. При этом габариты и вес, а также боевая часть остались прежними.

И это хорошо. Плохо то, что в связи с прекращением производства ракет Х-15 их стали постепенно снимать с вооружения с 2000 года из-за старения твердотопливной смеси. При этом замену старой ракете не подготовили. В связи с чем сейчас бомбоотсек Ту-22М3 загружают только бомбами - как свободнопадающими, так и корректируемыми.

В чем главные недостатки нового варианта вооружения? Во-первых, к высокоточному оружию перечисленные бомбы не относятся. Во-вторых, самолет для полной «выгрузки» боекомплекта должен производить бомбометание в самом пекле ПВО противника.

Раньше эта проблема решалась оптимально - вначале ракетами Х-15 (среди которых была противорадиолокационная модификация) наносился удар про РЛС систем ПВО/ПРО, расчищая тем самым путь для своей главной ударной силы - пары Х-22. Теперь боевые вылеты бомбардировщика связаны с повышенной опасностью, если, конечно, столкновение происходит с серьезным противником, владеющим современными ЗРК.

Существует и еще один неприятный момент, из-за которого прекрасный ракетоносец существенно уступает по возможности своим собратьям по Дальней авиации ВВС России - Ту-95МС и Ту-160. С «двадцать второго» на основании договора ОСВ-2 сняли оборудование для дозаправки в воздухе. В связи с чем боевой радиус ракетоносца не превышает 2400 км. Да и то только если лететь налегке, с половинной ракетно-бомбовой нагрузки.

В то же время у Ту-22М3 нет ракет, которые могли бы существенно повысить ударную дальность самолета. У Ту-95МС и Ту-160 такие есть, это дозвуковая крылатая ракета Х-101, имеющая дальность в 5500 км.

Так вот, работы по модернизации бомбардировщика до уровня Ту-22М3М идут параллельно со значительно более секретными работами по созданию крылатой ракеты, которая восстановит боевую эффективность этой машины.

В КБ «Радуга» с начала нулевых годов разрабатывается перспективная крылатая ракета, которая очень ограниченно была рассекречена лишь в прошлом году. Да и то только по части конструкции и характеристик. Это «изделие 715», которое предназначено в первую очередь именно для Ту-22М3М, но сможет использоваться и на Ту-95МС, Ту-160М и Ту-160М2. Американские военно-технические издания утверждают, что это чуть ли не копия их дозвуковой и самой дальней ракеты «воздух-поверхность» AGM-158 JASSM. Однако очень бы этого не хотелось. Поскольку эти, по характеристикам Трампа, «умные ракеты», как недавно выяснилось - умны до своеволия. Некоторые из них во время ставшего знаменитым на весь мир последнего на сегодняшний день неудачного обстрела западными союзниками сирийских объектов, вопреки воли хозяев на самом деле полетели бить курдов. Да и дальность у AGM-158 JASSM по современным меркам скромная - 980 км.

Усовершенствованный российский аналог этой заокеанской ракеты - Х-101. Кстати, она также сделана в КБ «Радуга». Конструкторам удалось существенно снизить габариты - длина уменьшилась с 7,5 м до 5 м или даже меньше. Диаметр уменьшен на 30%, «похудев» до 50 см. Этого оказалось достаточно для того, чтобы разместить «изделие 715» внутри бомбоотсека нового Ту-22М3М. Причем, сразу в количестве шести ракет. То есть теперь, наконец, с точки зрения тактики боевого применения мы снова имеем все то же самое, как было и при эксплуатации снимаемых с вооружения ракет Х-15.

Внутри фюзеляжа модернизированного бомбардировщика ракеты будут размещаться в пусковой установке револьверного типа, аналогичной барабану с патронами у револьвера. Во время запуска ракет барабан пошагово поворачивается, и ракеты последовательно отправляются к цели. Такое размещение не ухудшает аэродинамических качеств самолета и, следовательно, позволяет экономно расходовать топливо, а также максимально использовать возможности сверхзвукового полета. Что, как было сказано выше, особенно важно для «однозаправочного» Ту-22М3М.

Разумеется, конструкторы «изделия 715» не могли даже теоретически, одновременно увеличивая дальность полета и уменьшая габариты, добиться еще и сверхзвуковой скорости. Собственно, и Х-101 - ракета не скоростная. На маршевом участке она летит со скоростью порядка 0,65 М, на финише ускоряется до 0,85 М. Ее главное достоинство (помимо дальности) в другом. Ракета имеет целый набор мощных средств, позволяющих прорывать противоракетную оборону противника. Тут и малозаметность - ЭПР порядка 0,01 кв.м. И комбинированный профиль полета - от стелящегося до высоты в 10 км. И эффективный комплекс радиоэлектронной борьбы. При этом круговое вероятное отклонение от цели на полной дистанции в 5500 км равно 5 метрам. Столь высокая точность достигается за счет комбинированной системы наведения. На финальном участке работает оптико-электронная головка самонаведения, которая ведет ракету по карте, заложенной в памяти.

Эксперты предполагают, что по дальности и прочим характеристикам «изделие 715» если и будет уступать Х-101, то незначительно. Оценки лежат в диапазоне от 3000 км до 4000 км. Но, конечно, ударная мощь будет отличаться. Х-101 имеет массу боевой части в 400 килограммов. Столько в новую ракету «не влезет».

В результате принятия на вооружение «изделия 715» высокоточный боекомплект бомбардировщика не только возрастет, но и окажется сбалансированным. Так, у Ту-22М3М появится возможность, не приближаясь к зоне ПВО, предварительно обработать «малютками» радары и ЗРК. А потом, подойдя поближе, нанести удары по стратегическим объектам мощными сверхзвуковыми ракетами Х-32.

Материалы предоставлены: С.В.Гуров (Россия, г.Тула)

Перспективный мобильный зенитный ракетный комплекс MEADS (Medium Extended Air Defense System) предназначен для обороны группировок войск и важных объектов от оперативно-тактических баллистических ракет с дальностью полета до 1000км, крылатых ракет, самолетов и беспилотных летательных аппаратов противника.

Разработка системы осуществляется базирующимся в Орландо (США) совместным предприятием MEADS International, в состав которого входят итальянское подразделение компании MBDA, немецкая LFK и американская компания Lockheed Martin. Управление разработкой, производством и поддержкой ЗРК осуществляет созданная в структуре НАТО организация NAMEADSMO (NATO Medium Extended Air Defence System Design and Development, Production and Logistics Management Organization). США финансирует 58% затрат в рамках программы. Германия и Италия обеспечивают 25% и 17%, соответственно. Согласно первоначальным планам, США намеревались закупить 48 ЗРК MEADS, Германия - 24 и Италия - 9.

Концептуальная разработка нового ЗРК началась в октябре 1996 года. В начале 1999 года подписан контракт стоимостью $300млн на разработку прототипа ЗРК MEADS.

Согласно заявлению первого заместителя инспектора ВВС Германии генерал-лейтенанта Норберта Финстера, MEADS станет одним из основных элементов системы противоракетной обороны страны и НАТО.

Комплекс MEADS является основным кандидатом для немецкой Taktisches Luftverteidigungssystem (TLVS) - системы противовоздушной и противоракетной обороны нового поколения с гибкой сетевой архитектурой. Возможно, что комплекс MEADS станет основой национальной системы ПВО/ПРО в Италии. В декабре 2014г., польская Инспекция по вооружению проинформировала, что проект MEADS International будет участвовать в конкурсе по комплексу противовоздушной обороны Narew малого радиуса действия, предназначенного для обороны от самолётов, вертолётов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет.

Состав

Система MEADS имеет модульную архитектуру, что позволяет повысить гибкость ее применения, производить в различных конфигурациях, обеспечить высокую огневую мощь при сокращении обслуживающего персонала и снизить затраты на материальное обеспечение.

Состав комплекса:

  • пусковая установка (фото1 ,фото2 ,фото3 ,фото4 Томас Шульц, Польша);
  • ракета-перехватчик;
  • пункт боевого управления (ПБУ);
  • многофункциональная радиолокационная станция;
  • РЛС обнаружения.

Все узлы комплекса размещается на автомобильных шасси повышенной проходимости. Для итальянской версии комплекса используется шасси итальянского тягача ARIS с бронированной кабиной, для германской - тягача MAN. Для транспортировки ЗРК MEADS могут использоваться самолёты C-130 Hercules и Airbus A400M.

Мобильная пусковая установка (ПУ) ЗРК MEADS оснащена пакетом из восьми транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), предназначенных для транспортировки, хранения и запуска управляемых ракет-перехватчиков. ПУ обеспечивает т.н. пакетное заряжание (см. фото1 , фото2 ) и отличается малым временем перевода в боевое положение и перезаряжания.

В качестве средства поражения в составе ЗРК MEADS предполагается использовать ракету-перехватчик PAC-3MSE компании Lockheed Martin. РАС-3MSE отличается от своего прототипа - противоракеты увеличенной в полтора раза зоной поражения и возможностью использования в составе других систем ПВО, включая корабельные. РАС-3MSE оснащается новым маршевым двигателем двукратного включения диаметром 292 мм фирмы Aerojet, системой двухсторонней связи ракеты с ПБУ. Для повышения эффективности поражения маневрирующих аэродинамических целей помимо использования кинетической боевой части, предусмотрена возможность оснащения ракеты осколочно-фугасной БЧ направленного действия. Первое испытание РАС-3MSE остоялось 21 мая 2008 г.

Сообщалось о проведении исследований и опытно-конструкторских работ по использованию в составе комплекса MEADS управляемых ракет и класса "воздух-воздух", модернизированных для наземного запуска.

ПБУ предназначен для управления сетецентричной системой ПВО открытой архитектуры и обеспечивает совместную работу любой комбинации средств обнаружения и пусковых установок, объединенных в единую систему противовоздушной и противоракетной обороны. В соответствии с концепцией "подключил и воюй" средства обнаружения, управления и боевого обеспечения системы взаимодействуют между собой как узлы единой сети. Благодаря возможностям пункта управления, командир системы может оперативно подключать или отключать такие узлы в зависимости от боевой ситуации без выключения всей системы, обеспечивая быстрый маневр и концентрацию боевых возможностей на угрожаемых направлениях.

Использование стандартизированных интерфейсов и открытой сетевой архитектуры обеспечивает ПБУ возможность управления средствами обнаружения и пусковыми установками из состава различных систем противовоздушной обороны, в т.ч. не входящими в ЗРК MEADS. При необходимости ЗРК MEADS может взаимодействовать с комплексами , и др. ПБУ совместим с современными и перспективными системами управления, в частности, с системой воздушного командования и управления НАТО (NATO"s Air Command and Control System).

Комплект аппаратуры связи MICS (MEADS Internal Communications Subsystem), предназначен для организации совместной работы узлов ЗРК MEADS. MICS обеспечивает защищённую тактическую связь между РЛС, пусковыми установками и ПБУ комплекса через высокоскоростную сеть построенную на базе стека IP протоколов.

Многофункциональная трехкоординатная импульсно-доплеровская РЛС Х-диапазона обеспечивает обнаружение, классификацию, определение государственной принадлежности и сопровождение воздушных целей, а также наведение ракет. РЛС оснащена активной фазированной антенной решеткой (см. ). Скорость кругового вращения антенны составляет 0, 15 и 30 оборотов/мин. Станция обеспечивает передачу команд коррекции на борт ракеты-перехватчика через канал обмена данными Link 16, что позволяет осуществлять перенацеливание ракеты на траектории, а также выбор наиболее оптимальной ПУ из состава системы для отражения атаки.

По утверждению разработчиков многофункциональная РЛС комплекса отличается высокой надежностью и эффективностью. В ходе испытаний РЛС обеспечила поиск, классификацию и сопровождение целей с выдачей целеуказания, подавление активных и пассивных помех. ЗРК MEADS может одновременно обстреливать до 10 воздушных целей в сложной помеховой обстановке.

В состав многофункциональной РЛС включена система определения государственной принадлежности "свой-чужой", разработанная итальянской фирмой SELEX Sistemi Integrati. Антенна системы "свой-чужой" (см. ) расположена в верхней части основной антенной решетки. ЗРК MEADS стал первым американским комплексом, допускающим использование в своем составе криптографических средств других государств.

Мобильная РЛС обнаружения разрабатывается для MEADS фирмой Lockheed-Martin и представляет собой импульсно-доплеровскую станцию с активной ФАР, работающей как в неподвижном положении, так и при скорости вращения 7,5 об/мин. Для поиска аэродинамических целей в РЛС реализован режим кругового обзора воздушного пространства. К числу конструктивных особенностей РЛС также относятся высокопроизводительный процессор обработки сигналов, программируемый генератор зондирующих сигналов и цифровое адаптивное устройство формирования диаграммы направленности.

В ЗРК MEADS имеется автономная система электроснабжения, в состав которой входит дизель-генератор и распределительно-преобразовательный блок для подключения к промышленной сети (частота 50 Гц/60 Гц). Система разработана компанией Lechmotoren (г. Альтенштадт, Германия).

Основной тактической единицей ЗРК MEADS является зенитный ракетный дивизион, в состав которого планируется включить три огневые и одну штабную батарею. В составе батареи MEADS - РЛС обнаружения, многофункциональная РЛС, ПБУ, до шести пусковых установок. Минимальная конфигурация системы включает по одному экземпляру РЛС, пусковой установки и ПБУ.

Тактико-технические характеристики

Испытания и эксплуатация

01.09.2004 NAMEADSMO подписала с совместным предприятием MEADS International контракт стоимостью 2 млрд дол и 1,4 млрд евро (1,8 млрд дол) на реализацию этапа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по программе создания ЗРК MEADS.

01.09.2006 Ракета-перехватчик PAC-3MSE выбрана в качестве основного средства поражения комплекса MEADS.

05.08.2009 Завершено эскизное проектирование всех основных составляющих комплекса.

01.06.2010 При обсуждении проекта оборонного бюджета США на 2011 ф.г. сенатская комиссия по делам ВС (SASC) выразила обеспокоенность стоимостью программы MEADS, которая превышает смету на $1млрд и реализуется с задержкой на 18 месяцев. Комиссия рекомендовала МО США прекратить финансирование разработки MEADS в случае, если программа не пройдет этап защиты рабочего проекта. В ответе министра обороны США Роберта Гейтса, направленном в адрес комиссии сообщалось, что график программы согласован, проведена оценка стоимости разработки, производства и развертывания MEADS.

01.07.2010 Компания Raytheon предложила пакет модернизации состоящих на вооружении бундесвера ЗРК Patriot, обеспечивающий повышение их характеристик до уровня ЗРК MEADS в срок до 2014г. По оценке компании Raytheon, поэтапный процесс модернизации позволил бы сэкономить от 1 до 2 млрд евро без снижения боеготовности вооружённых сил ФРГ. Министерством обороны Германии принято решение о продолжении разработки ЗРК MEADS.

16.09.2010 Программа разработки ЗРК MEADS успешно прошла этап защиты рабочего проекта. Проект был признан соответствующим всем предъявляемым требованиям. Результаты защиты направлены странам-участницам программы. Оценка стоимости программы составила $19 млрд.

22.09.2010 В рамках выполнения программы MEADS представлен план работ по снижению затрат на жизненный цикл комплекса.

27.09.2010 Успешно продемонстрирована возможность совместной работы ПБУ MEADS с комплексом командования и управления ПВО НАТО. Объединение средств эшелонированной противоракетной обороны НАТО осуществлялось на специальном испытательном стенде.

20.12.2010 На авиабазе Fusaro (Италия) впервые продемонстрирован ПБУ, размещенный на автошасси итальянского тягача ARIS. Еще пять ПБУ, запланированные для использования на этапах испытаний и сертификации комплекса, находятся в стадии производства.

14.01.2011 Компания LFK (Lenkflugkorpersyteme, «MBDA Дойчланд») объявила о поставке совместному предприятию «MEADS интернэшнл» первой пусковой установки ЗРК MEADS.

31.01.2011 В рамках выполнения работ по созданию комплекса MEADS были успешно завершены испытания первой многофункциональной радиолокационной станции.

11.02.2011 Министерство обороны США сообщило о намерении прекратить финансирование проекта MEADS после 2013 ф.г. Поводом послужило предложение консорциума об увеличении сроков разработки комплекса на 30 месяцев сверх первоначально заявленных 110. Продление сроков потребует увеличение объема финансирование проекта со стороны США на $974млн. По оценке Пентагона, общий объем финансирования возрастет до $1,16млрд, а начало производства будет отложено на 2018 год. Тем не менее, МО США решило продолжить этап разработки и испытаний в рамках установленного в 2004 году бюджета без выхода в фазу производства.

15.02.2011 В письме, направленном МО ФРГ в комитет по бюджету Бундестага, отмечено, что в связи с возможным прекращением совместной разработки комплекса, приобретение ЗРК MEADS в обозримом будущем не запланировано. Результаты выполнения программы могут использоваться в рамках национальных программ создания систем ПВО/ПРО.

18.02.2011 Германия не будет продолжать реализацию программы создания системы ПВО/ПРО MEADS после завершения этапа разработки. По заявлению представителя Оборонного ведомства Германии, оно не сможет финансировать следующую стадию проекта в случае выхода из него США. Отмечено, что официальное решение о закрытии программы MEADS пока не принято.

01.04.2011 Директор по коммерческому развитию MEADS International Марти Койн сообщил о своих встречах с представителями ряда стран Европы и Ближнего Востока, которые высказали намерение принять участие в проекте. Среди потенциальных участников проекта названы Польша и Турция, которые заинтересованы в закупке современных комплексов ПВО/ПРО и получении доступа к технологиям производства подобных систем. Это позволило бы завершить программу разработки системы MEADS, которая оказалась под угрозой закрытия после отказа военного ведомства США от участия в этапе производства.

15.06.2011 Компания Lockheed Martin поставила первый комплект аппаратуры связи MICS (MEADS Internal Communications Subsystem), предназначенный для организации совместной работы узлов ЗРК MEADS.

16.08.2011 Завершено тестирование программного обеспечения системы боевого командования, управления, контроля, связи и разведки комплекса в Хантсвилле (штат Алабама, США).

13.09.2011 С помощью интегрированного тренажерного комплекса выполнен имитационный пуск ракеты-переватчика ЗРК MEADS.

12.10.2011 MEADS International начала комплексные испытания первого ПБУ MEADS на испытательном объекте в Орландо (штат Флорида, США).

17.10.2011 Корпорация Lockheed Martin выполнила поставку комплектов аппаратуры связи MICS, предназначенных для использования в составе комплекса MEADS.

24.10.2011 Первая пусковая установка ЗРК MEADS прибыла на территорию ракетного полигона White Sands для всестороннего тестирования и подготовки к летным испытаниям, запланированным на ноябрь.

30.10.2011 МО США подписало поправку №26 к базовому меморандуму, предполагающую реструктуризацию программы MEADS. В соответствии с этой поправкой перед завершением контракта на проектирование и разработку MEADS в 2014 году предусматривается проведение двух испытательных пусков с целью определения характеристик системы. Согласно заявлению представителей МО США, одобренное завершение разработки MEADS позволит американскому оборонному ведомству использовать созданные в рамках проекта технологии при реализации программ разработки перспективных систем вооружения.

03.11.2011 Директора по национальным вооружениям Германии, Италии и США одобрили поправку к контракту, предусматривающую финансирование двух испытаний по перехвату целей для системы MEADS.

10.11.2011 На авиабазе Pratica di Mare выполнена успешная виртуальная имитация поражения аэродинамических и баллистических целей с помощью ЗРК MEADS. В ходе испытаний пункт боевого управления комплекса продемонстрировал возможности по организации произвольной комбинации пусковых установок, средств боевого управления, командования, контроля, связи и разведки в единую сетецентричную систему противовоздушной и противоракетной обороны.

17.11.2011 На ракетном полигоне White Sands успешно выполнено первое лётное испытание системы MEADS в составе ракеты-перехватчика PAC-3 MSE, облегчённой пусковой установки и пункта боевого управления. В ходе испытания был выполнен пуск ракеты на перехват мишени, атакующей в заднем полупространстве. После выполнения задачи ракета-перехватчик самоликвидировалась.

17.11.2011 Опубликована информация о начале переговоров по вступленияю Катара в программу разработки ЗРК MEADS. Катар выразил заинтересованность в использовании комплекса для обеспечения безопасности чемпионата мира футболу 2022 года.

08.02.2012 Берлин и Рим оказывают давление на Вашингтон с целью продолжения финансирования Соединенными Штатами программы разработки MEADS. 17 января 2012 года участники международного консорциума MEADS получили новое предложение от США, которое фактически предусматривало прекращение финансирования программы уже в 2012 году.

22.02.2012 Корпорация Lockheed Martin сообщила о начале комплексных испытаний третьего ПБУ системы MEADS в Хантсвиле (шт. Алабама, США). Испытания ПБУ запланированы на весь 2012 год. Два ПБУ уже задействованы в испытаниях системы MEADS на авиабазах Pratica di Mare (Италия) и Орландо (штат Флорида, США).

19.04.2012 Начало комплексных испытаний первого экземляра многофункциональной РЛС ЗРК MEADS на территории авиабазы Pratica di Mare. Ранее сообщалось о завершении первого этапа испытаний станции на объекте компании SELEX Sistemi Integrati SpA в Риме.

12.06.2012 Завершены приёмо-сдаточные испытания автономного блока электроснабжения и связи ЗРК MEADS, предназначенного для предстоящих комплексных испытаний многофункциональной радиолокационной станции комплекса на авиабазе Pratica di Mare. Второй экземляр блока проходит испытания в техническом центре самоходных и бронированных машин вооруженных сил Германии в Трире (Германия).

09.07.2012 Первый мобильный испытательный комплект ЗРК MEADS доставлен на территорию ракетного полигона White Sands. Комплект испытательного оборудования обеспечивает проведение в реальном масштабе времени виртуальных испытаний комплекса MEADS по перехвату целей без пуска ракеты-перехватчика для различных сценариев воздушного нападения.

14.08.2012 На территории авиабазы Pratica di Mare проведены первые комплексные испытания многофункциональной РЛС совместно с пунктом боевого управления и пусковыми установками ЗРК MEADS . Сообщается, что РЛС продемонстрировала ключевые функциональные возможности, в т.ч. возможность кругового обзора воздушного пространства, захват цели и ее сопровождение при различных сценариях боевой обстановки.

29.08.2012 Ракета-перехватчик PAC-3 на территории ракетного полигона White Sands успешно уничтожила мишень, имитирующую тактическую баллистическую ракету. В рамках испытания были задействованны две мишени, имитирующие тактические баллистические ракеты, и беспилотный самолет MQM-107. Залповый пуск двух ракет-перехватчиков PAC-3 обеспечил выполнение задачи по перехвату второй цели-тактической баллистической ракеты. По опубликованным данным все задачи испытаний были выполнены.

22.10.2012 На территории авиабазы Pratica di Mare успешно завершен очередной этап испытаний системы определения государственной принадлежности комплекса MEADS. Все сценарии работы системы были испытаны в увязке с американской системой идентификации "свой-чужой" Mark XII/XIIA Mode 5 радиолокационного комплекса контроля воздушного пространства ATCBRBS (Air Traffic Control Radar Beacon System). Общий объем сертификационных испытаний составил 160 экспериментов. После интеграции системы с многофункциональной РЛС ЗРК MEADS выполнены дополнительные испытания.

29.11.2012 ЗРК MEADS обеспечил обнаружение, сопровождение и перехват цели MQM-107 с воздушно-реактивным двигателем на территории ракетного полигона White Sands (штат Нью-Мексико, США). В ходе испытаний в составе комплекса были задействованы: пункт боевого управления, легкая пусковая установка для ракет-перехватчиков PAC-3 MSE и многофункциональная РЛС.

06.12.2012 Сенатом Конгресса США, несмотря на просьбу президента США и Министерства обороны, принято решение не выделять средства на программу создания ЗРК MEADS в следующем финансовом году. В одобренный сенатом оборонный бюджет не были включены $400.8млн, необходимых для завершения программы.

01.04.2013 Конгресс США принял решение о продолжении финансирования программы разработки ЗРК MEADS. Как сообщало агентство Reuters, Конгресс одобрил законопроект, гарантирующий выделение средств на покрытие текущих финансовых нужд до 30 сентября 2013 года. Данным законопроектом предусмотрено выделение $380млн на завершение этапа разработки и испытаний комплекса, что позволит избежать аннулирования контрактов и негативных последствий в международном масштабе.

19.04.2013 Модернизированная РЛС обнаружения испытана в условиях совместной работы в составе единого комплекса средств ЗРК MEADS. В ходе испытаний РЛС обеспечила обнаружение и сопровождение малогабаритного самолёта, передачу информации ПБУ MEADS. После её обработки ПБУ выдал данные целеуказания на многофункциональную РЛС комплекса MEADS, которая осуществила допоиск, распознавание и дальнейшее сопровождение цели. Испытания проводились в режиме кругового обзора в районе аэропорта Hancock (г.Сиракуса, шт. Нью-Йорк, США), расстояние между РЛС составляло более 10 миль.

19.06.2013 В пресс-релизе компании Lockheed Martin сообщается об успешных испытаниях ЗРК MEADS в составе единой системы ПВО с другими зенитными комплексами, состоящими на вооружении стран НАТО.

10.09.2013 Первая пусковая установка ЗРК MEADS на шасси немецкого грузового автомобиля была доставлена в США для испытаний. На 2013 год запланированы испытания двух пусковых установок.

21.10.2013 В ходе испытаний на территории ракетного полигона White Sands многофункциональная РЛС ЗРК MEADS впервые успешно выполнила захват и сопровождение цели, имитирующей тактическую баллистическую ракету .

06.11.2013 В ходе испытаний ЗРК MEADS для оценки возможностей комплекса по обеспечению круговой обороны выполнен перехват двух целей, одновременно атакующих с противоположных направлений. Испытания проходили на территории ракетного полигона White Sands (штат Нью-Мексико,США). Одна из мишеней имитировала баллистическую ракету класса , мишень QF-4 - крылатую ракету.

21.05.2014 Система определения государственной принадлежности "свой-чужой" комплекса MEADS получила эксплуатационный сертификат от Управления контроля воздушного пространства министерства обороны США.

24.07.2014 Завершёны демонстрационные испытания ЗРК MEADS на территории авиабазы Pratica di Mare. В ходе двухнедельных испытаний возможности комплекса по работе в различной архитектуре в т.ч. под управлением вышестоящих систем управления были продемонстрированы для немецкой и итальянской делегаций.

23.09.2014 Завершены шестинедельные эксплуатационные испытания многофункциональной РЛС из состава ЗРК MEADS на территории авиабазы Pratica di Mare (Италия) и на территории германского центра ПВО концерна MBDA в Фрейнхаузене.

07.01.2015 ЗРК MEADS рассматривается в качестве кандидата на соответствие требованиям к системам противовоздушной и противоракетной обороны нового поколения в Германии и Польше.

Зарубежные военные специалисты отмечают, что если раньше основным вооружением зенитных ракетных частей и подразделений ВВС стран НАТО были ЗРК большой и средней дальности действия и , разработанные в США, то сейчас в дополнение к ним все большее распространение получают ЗРК малой дальности действия () и » ().

Рис. 1 Позиция управления ЗРК «Найк-Геркулес». На переднем плане РЛС слежения за целью, на заднем - РЛС обнаружения цели.

ЗРК большой и средней дальности

Командование НАТО эти комплексы планирует использовать для прикрытия с воздуха крупных промышленных объектов и районов сосредоточения войск.

Всепогодный ЗРК большой дальности «Найк-Геркулес» (США) предназначен для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми самолетами, летящими в основном на средних и больших высотах. Однако, как сообщалось в зарубежной печати, в результате проведенных испытаний было установлено, что этот комплекс в отдельных случаях можно использовать для борьбы с тактическими баллистическими ракетами.

В состав огневого подразделения (батареи) входят: зенитные управляемые ракеты; пять РЛС, размещенных на позиции управления (РЛС обнаружения малой мощности, РЛС слежения за целью, РЛС слежения за ракетой, радиодальномер, РЛС повышенной мощности для обнаружения малоразмерных целей); пункт управления запуском ракет и их наведения на цель; до девяти стационарных или мобильных пусковых установок; источники питания; вспомогательное оборудование (транспортно-заряжающее, контрольно-проверочное и т. д.). Позиция управления ЗРК «Найк-Геркулес» показана на рис. 1.

Всего в состав дивизиона может входить до четырех батарей. По данным иностранной печати, комплекс «Найк-Геркулес» неоднократно подвергался модернизации в целях повышения надежности его элементов и снижения эксплуатационных расходов.

Всепогодный ЗРК большой дальности «Бладхаунд» Мк.2 (Великобритания) предназначен для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми самолетами. Состав огневого подразделения (батареи): ЗУР; РЛС подсветки цели (стационарная и более мощная или мобильная, но менее мощная «Файрлайт»); 4-8 пусковых установок, имеющих по одной направляющей; пункт управления запуском ракет. Батареи «Бладхаунд» Мк.2 объединяются в эскадрильи.

Информация о воздушных целях передается непосредственно на РЛС подсветки цели от своей РЛС обнаружения или от РЛС из состава общей системы обнаружения и предупреждения, развернутой на данной территории.

ЗРК «Бладхаунд» состоят на вооружении частей и подразделений ВВС Великобритании, которые базируются на территориях этой страны и . Кроме того, ими оснащены ВВС Швеции, Швейцарии и Сингапура. Серийное производство этих комплексов прекращено, а для их замены в Великобритании и Франции разрабатывается новый ЗРК.

Всепогодный ЗРК средней дальности «Хок» (США) создан для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми самолетами, летящими на малых и средних высотах.

Рис. 2. ЗРК средней и малой дальности: а - самоходная пусковая установка зенитных управляемых ранет «Хок» (на базе гусеничного транспортера ХМ-727); б - пост наведения и управления ЗРК с пусковой установкой на позиции; в - зенитным ракетный комплекс , установленный на гусеничном бронетранспортере; г - пусковая установка ЗРК «Кроталь» (слева) и РЛС слежения за целью (справа)

В состав огневого подразделения (батареи) входят: ЗУР; РЛС обнаружения, работающая в импульсном режиме; РЛС обнаружения, работающая в режиме непрерывного излучения; две РЛС подсветки цели; радиодальномер; пункт управления; шесть ПУ (каждая имеет три направляющих); источники питания и вспомогательное оборудование. Для подсветки цели используются РЛС малой и повышенной мощности (последняя применяется при стрельбе по малоразмерным воздушным целям).

На вооружении ВВС состоит и самоходный вариант ЗРК «Хок», созданный на базе гусеничных транспортеров ХМ-727 (рис. 2, а). В состав этого комплекса входят транспортеры, на каждом из которых размещена ПУ с тремя направляющими. На марше эти транспортеры буксируют на прицепах все необходимое для развертывания батареи радиолокационное и вспомогательное оборудование.

Зарубежная печать сообщает, что в настоящее время в США принят на вооружение усовершенствованный ЗРК «Хок». Основное его отличие от базового варианта заключается в том, что новая ракета (MIM-23B) имеет повышенную надежность, более мощную боевую часть и новый двигатель. Была также усовершенствована наземная аппаратура управления. Все это, по мнению американских специалистов, позволило увеличить дальность действия ЗРК и вероятность поражения цели. Сообщается, что союзники США по НАТО планируют наладить выпуск по лицензии всей необходимой аппаратуры и оборудования, чтобы модернизировать имеющиеся у них ЗРК «Хок».

ЗРК малой дальности

В основном это , предназyfченные для борьбы с низколетящими самолетами при обороне авиабаз и других отдельных объектов.

Яснопогодный ЗРК «Тайгер Кэт» (Великобритания) предназначен для борьбы с дозвуковыми и околозвуковыми низколетящими самолетами (может использоваться и для стрельбы по наземным целям). Создан он на базе корабельного варианта ЗУРО , который за последние годы неоднократно подвергался модернизации.

Состав огневого подразделения: ЗУР; пост наведения и управления с бинокулярным прицелом, радиопередатчиком команд, ЭВМ и пультом управления; ПУ с тремя направляющими; программный блок подготовки запуска ЗУР; генератор; вспомогательное и запасное оборудование (рис. 2, б).

Комплекс «Тайгер Кэт» высокомобильный. Все оборудование огневого подразделения размещается на двух автомобилях типа «Лендровер» и двух буксируемых ими прицепах. Боевой расчет пять человек. Предусматривается возможность размещения этого ЗРК на различных бронированных машинах. В последнее время в комплекс включается РЛС ST-850, что, по мнению английских специалистов, позволит использовать его в любых метеорологических условиях.

По данным зарубежной печати, ЗРК «Тайгер Кэт» находится также на вооружении ВВС Ирана, Индии, Иордании и Аргентины.

Яснопогодный ЗРК «Рапира» (Великобритания) создан для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми низколетящими самолетами.

Состав огневого подразделения: ЗУР, съемный блок визуального слежения, РЛС обнаружения воздушных целей (включает систему опознавания и радиопередатчик команд), объединенная с ней ПУ (четыре направляющие), съемный блок литания. Расчет пять человек.

Комплекс высокомобильный. Все оборудование огневого подразделения размещается на двух автомобилях «Лендровер» и двух буксируемых ими прицепах. Предусмотрена возможность размещения оборудования ЗРК на гусеничных бронированных машинах (рис. 2, в).

Основной вариант комплекса яснопогодный. Однако для работы комплекса в любых погодных условиях создана и испытана специальная РЛС. Первые ЗРК, в состав которых входит эта РЛС, уже поступили на вооружение некоторых подразделений полка наземной обороны ВВС Великобритании. ЗРК «Рапира» имеются также на вооружении ВВС Ирана и Замбии.

Всепогодный ЗРК «Кроталь» (Франция) предназначен для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми низколетящими самолетами.

Состав огневого подразделения: РЛС слежения за целью, ПУ с четырьмя направляющими радиопередатчик команд, инфракрасное следящее устройство и вспомогательное оборудование. Управление тремя огневыми подразделениями осуществляется с командной машины, где размещена импульсно-доплеровская РЛС обнаружения воздушных целей. Сообщается, что дальность обнаружения типовой цели составляет 18,5 км. РЛС, снабженная специальной ЭВМ, обнаруживает одновременно до 30 воздушных целей, однако в режиме автосопровождения может работать только по 12 целям. Все оборудование огневого подразделения размещается на бронеавтомобиле (рис. 2, г).

Министерство обороны США в процессе продолжающейся гонки вооружений проводит большие работы по совершенствованию существующих и созданию новых ЗРК, например типа SAM-D (разрабатывается для сухопутных войск США) и типа SLIM (для ВВС США).

Комплекс SAM-D (Surface to Air Missile-Development) всепогодный, большой дальности действия; предназначен для борьбы с дозвуковыми и сверхзвуковыми самолетами на всех высотах (исключая предельно малые). В начале 80-х годов им планируется заменить состоящие на вооружении ЗРК «Найк-Геркулес».

Американские специалисты считают, что применяемый в РЛС метод выборки данных с временным уплотнением каналов позволит наводить одновременно несколько ЗУР на разные цели или выбирать одну цель из группы.

Работы над ЗРК находятся в стадии испытаний экспериментальных образцов ЗУР и ПУ. Начата отработка системы наведения. Одновременно с этим специалисты ищут пути упрощения и удешевления ЗРК.

Будет всепогодным дальностью действия до 1300 км. Он предназначается для борьбы в основном со сверхзвуковыми воздушными целями в системе ПВО США. По предварительным расчетам максимальная скорость полета ЗУР комплекса SLIM (рис. 3) будет соответствовать числу М=4 - 6. Система наведения комбинированная. Возможные способы боевого использования: с укрепленных наземных или подземных сооружений и с самолетов-носителей. Запуск и наведение могут осуществляться либо с борта самолета, оборудованного системой обнаружения и управления, либо с земли.

В американской печати сообщалось, что в настоящее время в СШ А закончены предварительные теоретические расчеты по созданию ЗРК SLIM.

В этот день:

Крепкий Орешек

24 октября 1702 года Петр Первый с войском и флотом овладел шведской крепостью Нотебург, которая была исконно русской и раньше называлась Орешек. Первые сведения о ней имеются в Новгородской летописи, в которой рассказывается, что "в лето 6831... (т. е. в 1323 году) была построена новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, деревянная крепость, названная Ореховой".

Крепкий Орешек

24 октября 1702 года Петр Первый с войском и флотом овладел шведской крепостью Нотебург, которая была исконно русской и раньше называлась Орешек. Первые сведения о ней имеются в Новгородской летописи, в которой рассказывается, что "в лето 6831... (т. е. в 1323 году) была построена новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, деревянная крепость, названная Ореховой".

В конце XV века Великий Новгород со своими владениями вошел в состав Московского государства, которое начало заниматься укреплением всех бывших новгородских крепостей.

Старая Ореховая крепость была разобрана до фундамента, и на ее месте построено новое мощное оборонительное сооружение, отвечающее всем требованиям защиты при осаде с помощью артиллерии. По периметру всего острова поднялись двенадцатиметровой высоты каменные стены протяженностью 740 метров, толщиной в 4.5 метра, с шестью круглыми башнями и одной прямоугольной. Высота башен достигала 14-16 метров, диаметр внутренних помещений - 6 метров. Все башни имели четыре яруса боя, нижний из которых был перекрыт каменным сводом. В разных ярусах башен размещались бойницы и специальные проемы для подъема боеприпасов.Внутри этой крепости располагается еще одно укрепление - цитадель с тремя башнями, между которыми проходили сводчатые галереи для хранения продовольствия и боеприпасов и боевой ход - "влаз". Каналы с откидными мостами, огибавшие цитадель, не только преграждали к ней подступы, но и служили внутренней гаванью.

Крепость Орешек, находящаяся на важном торговом пути по Неве к Финскому заливу Балтийского моря, преграждала всегдашним соперникам - шведам вход в Ладожское озеро. Во второй половине XVI века шведами дважды были предприняты попытки овладеть крепостью, но оба раза были успешно отбиты. В 1611 году шведские войска все-таки овладели Орешком после двухмесячной блокады, когда в результате голода и болезней из 1300 защитников крепости осталось не больше сотни.

В ходе Северной войны (1700-1721 годов) взятие крепости Нотебург Петр Первый поставил первоочередной задачей. Ее островное положение требовало для этого создание флота. Петр приказал в Архангельске построить тринадцать кораблей, из которых два судна - "Святой дух" и "Курьер" - волоком через болота и тайгу заонежские мужики дотащили от Белого моря до Онежского озера, где спустили на воду, а далее по Свири и Ладожскому озеру корабли пришли к истокам Невы.

Первые русские отряды во главе с Петром I появились под Нотебургом 26 сентября 1702 года, на следующий день началась осада крепости. 11 октября по ст. ст., после десятидневной бомбардировки, русские пошли на штурм, продолжавшийся 13 часов. Нотебург снова стал русской крепостью, официальная передача произошла 14 октября 1702 года. По поводу взятия крепости Петр написал: "Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен". По царскому указу, в память взятия Нотебурга выбили медаль с надписью: "Был у неприятеля 90 лет". Крепость Нотебург Петром была переименована в Шлиссельбург, что означает в переводе с немецкого "Ключ-город". 200 с лишним лет крепость выполняла оборонительные функции, затем стала политической тюрьмой. С 1928 года здесь был музей. Во время Великой Отечественной войны Шлиссельбургская крепость в течение почти 500 дней героически оборонялась и устояла, не допустив замыкания кольца блокады вокруг Ленинграда. Гарнизон крепости внес вклад и в освобождение города Шлиссельбурга, который в 1944 году был переименован в Петрокрепость. С 1966 года Шлиссельбургская крепость (Орешек) снова стала музеем.

Разведчица Надежда Троян

24 октября 1921 года родилась Надежда Викторовна Троян (ум. 2011), советская разведчица и медсестра партизанского отряда «Буря», Герой Советского Союза, кандидат медицинских наук, старший лейтенант медицинской службы.

Разведчица Надежда Троян

24 октября 1921 года родилась Надежда Викторовна Троян (ум. 2011), советская разведчица и медсестра партизанского отряда «Буря», Герой Советского Союза, кандидат медицинских наук, старший лейтенант медицинской службы.

Её детство прошло в Белоруссии. С началом Великой Отечественной войны, находясь на территории, временно оккупированной немецкими войсками, участвовала в работе подпольной организации в городе Смолевичи Минской области. Члены подпольной комсомольской организации, созданной на торфозаводе, собирали разведданные о противнике, пополняли ряды партизан, оказывали помощь их семьям, писали и расклеивали листовки. С июля 1942 была связной, разведчицей, медсестрой партизанских отрядов «Сталинская пятёрка» (командир М. Василенко), «Буря» (командир М. Скоромник), бригады «Дяди Коли» (командир — Герой Советского Союза П. Г. Лопатин) в Минской области. Участвовала в операциях по взрыву мостов, нападении на вражеские обозы, не раз участвовала в боях. По заданию организации приняла участие совместно с М. Б. Осиповой и Е. Г. Мазаник в операции по уничтожению немецкого гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе. Об этом подвиге советских партизан рассказано в художественном фильме «Часы остановились в полночь» («Беларусьфильм») и сериале «Охота на гауляйтера» (режиссёр Олег Базилов, 2012). Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1209) Надежде Викторовне Троян присвоено 29 октября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

После войны в 1947 году окончила 1-й Московский медицинский институт. Работала директором НИИ санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, доцентом кафедры хирургии 1-го Московского медицинского института.

День подразделений спецназа

24 октября 1950 года военный министр СССР Маршал Советского Союза А.М. Василевский издал директиву о формировании 46 рот специального назначения штатной численностью по 120 человек в каждой.

Катастрофа на старте

24 октября 1960 года произошел взрыв опытной межконтинентальной ракты Р-16 на стартовом полигоне в Байконуре. В результате погибло 74 человека, в том числе председатель государственной комиссии главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой:

У «голубых беретов» идет технологический прорыв

Воздушно-десантные войска по праву являются флагманом российской армии, в том числе и в области поставок новейших вооружений и военной техники. Сейчас основная задача подразделений ВДВ - умение вести боевые действия в автономном режиме в тылу противника, а это в том числе подразумевает, что «крылатая пехота» после высадки должна уметь защищаться от атак с неба. Начальник противовоздушной обороны ВДВ Владимир Протопопов рассказал «МК», с какими сложностями сейчас приходится сталкиваться зенитчикам ВДВ, какие комплексы поступают на вооружение «голубых беретов», а также о том, где готовят специалистов для этого рода войск.

- Владимир Львович, с чего начиналось становление подразделений противовоздушной обороны ВДВ?

Первые части ПВО в Воздушно-десантных войсках были сформированы во время Великой Отечественной войны, еще в далеком 1943 году. Это были отдельные зенитные артиллерийские дивизионы. В 1949 году в соединениях ВДВ были созданы органы управления ПВО, которые включали в себя группу офицеров с постом воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также радиотехническую станцию кругового обзора П-15. Первым начальником ПВО ВДВ был Иван Савенко.

Если говорить о техническом оснащении подразделений ПВО ВДВ, то на протяжении уже 45 лет у нас на вооружении стоит спаренная зенитная установка ЗУ-23, с помощью которой можно бороться не только с низколетящими целями, но и с наземными легкобронированными целями и огневыми точками на дальности до 2 км. Кроме того, ее можно использовать для поражения живой силы противника как на открытых участках, так и находящейся за легкими укрытиями полевого типа. Эффективность ЗУ-23 неоднократно была доказана в Афганистане, а также при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе.


ЗУ-23 стоит на вооружении уже 45 лет.

В 80-е годы ПВО ВДВ переходили на более качественное вооружение, так, наши подразделения стали получать переносные зенитные ракетные комплексы «Игла», которые позволяли вести эффективную борьбу со всеми типами самолетов, даже если противник применял тепловые помехи. Подразделения ПВО ВДВ, вооруженные установками ЗУ-23 и ПЗРК, успешно выполняли боевые задачи во всех «горячих точках» начиная с Афганистана.

Вы рассказывали об установке ЗУ-23, эффективна ли она как средство самоприкрытия в современном противовоздушном бою?

Повторюсь, ЗУ-23 стоит у нас на вооружении уже более 45 лет. Конечно, сама установка не имеет модернизационного потенциала. Ее калибр - 23 мм - уже не подходит для поражения воздушных целей, он малоэффективен. Но в бригадах ВДВ эти установки остаются, однако ее назначение сейчас не совсем для борьбы с воздушными целями, а в основном для борьбы со скоплениями живой силы противника и легкобронированными наземными целями. В этом вопросе она себя очень хорошо зарекомендовала.

Понятно, что при дальности стрельбы до 2 км и высоте 1,5 км она не очень эффективна. Если сравнить с новыми зенитно-ракетными комплексами, которые сейчас поставляются в ВДВ, то, конечно, разница огромна, у ЗУ-23 маленькая эффективность поражения. К примеру, три зенитные установки образуют один целевой канал. Поясню, целевой канал - это способность комплекса обнаружить, опознать и поразить цель с вероятностью не ниже заданной. То есть, повторюсь, три установки составляют один целевой канал, а это целый взвод. А, к примеру, одна боевая машина «Стрела-10» составляет один целевой канал. Кроме того, боевая машина способна обнаружить, опознать и обстрелять цель сама. А у ЗУ-23 бойцы должны опознать цель визуально. В условиях, когда время становится ключевым фактором, использовать эти установки в борьбе с воздушными целями становится мало эффективно.


Комплексы «Стрела-10» очень надежны. Если оператор поймал цель, то это гарантированное попадание.

- ЗУ-23, ПЗРК «Игла»... Что идет на смену этим средствам защиты от воздушных атак?

Сейчас ПВО ВДВ, как и сами Воздушно-десантные войска, активно перевооружаются. Я сам служу с 1986 года и не могу припомнить такого активного всплеска поставок новейшей техники и вооружения, который сейчас происходит в войсках начиная с 2014 года.

В течение двух лет в ВДВ поступили 4 дивизионных комплекса ПЗРК «Верба» с новейшими системами средств автоматизации «Барнаул Т». Также два соединения у нас перевооружились на модернизированные ЗРК «Стрела-10МН». Этот комплекс стал теперь всесуточным, он может вести боевую работу как днем, так и ночью. Комплексы «Стрела-10» очень неприхотливы и надежны. Если оператор поймал цель, то это гарантированное прямое попадание. Кроме того, что на ПЗРК «Верба», что на ЗРК «Стрела-10МН» появилась новая система опознавания. Кроме всего прочего, во все батареи, вооруженные ПЗРК, поступают малогабаритные радиолокационные обнаружители МРЛО 1Л122 «Гармонь». Этот переносной радиолокационный обнаружитель предназначен для обнаружения низколетящих целей, для поражения зенитно-ракетными комплексами.


У ПЗРК «Верба» ракета самонаводящаяся, по типу «выстрелил и забыл».

Если говорить про «Вербу», то этот ПЗРК, в отличие от прошлых, уже имеет соответствующие режимы работы, позволяющие поражать воздушные цели, которые применяют тепловые ловушки. Теперь они уже не являются преградой для уничтожения летательных аппаратов. Также появился такой режим, как уничтожение малоразмерных целей. Теперь ПЗРК может работать и по беспилотникам, и по крылатым ракетам, раньше такого не было. Кроме того, этот комплекс имеет увеличенную дальность, а высота поражения выросла почти до пяти километров, причем ракета самонаводящаяся, по типу «выстрелил и забыл».

Одна из основных задач ВДВ - ведение боевых действий в тылу противника, как в таких условиях себя зарекомендовали новейшие комплексы?

Что касается действий в тылу противника, то вооружение, как вы знаете, у нас мобильное. Конечно, на учениях мы проверяли работу ПЗРК после десантирования, комплексы очень надежные. Что касается «Стрелы-10МН», то этот комплекс мы не десантировали, но он по своим габаритам полностью авиатранспортабелен и может перевозиться различными самолетами военно-транспортной авиации. К слову, сейчас на смену устаревшему бронетранспортеру приходит новейший - «Ракушка». В этой современной версии уже предусмотрено размещение боекомплекта «Вербы» и комплекса средств автоматизации подразделения стрелков-зенитчиков. Машина позволяет производить пуски боевыми ракетами как в движении с короткой остановкой, так и с места. В общем, для действий в тылу противника наши комплексы полностью приспособлены.

Военные эксперты утверждают, что роль противовоздушной обороны в современных боевых действиях заметно возросла, вы с этим согласитесь?

Все правильно. По мнению многих наших и зарубежных военных аналитиков, все вооруженные конфликты начинаются с воздуха, никогда нога солдата не ступает на территорию, пока не будет зачищено поле боя, чтобы избежать ненужных людских потерь, свести их к минимуму. Поэтому роль ПВО действительно возрастает в разы. Здесь можно вспомнить слова маршала Георгия Константиновича Жукова, который сказал: «Тяжкое горе ожидает ту страну, которая окажется неспособной отразить удар с воздуха». Сейчас эти слова становятся актуальны как никогда. Все вооруженные конфликты, в которых принимают участие ведущие армии мира, в первую очередь строятся на достижении превосходства в воздухе. Кроме того, сейчас все активнее используются боевые беспилотные летательные аппараты, которые уже сами способны вести боевые действия на больших дальностях. Уже не летчик, а оператор на земле выполняет боевые задачи. К примеру, ведет воздушную разведку или часами держит БПЛА в воздухе и ждет, когда появится тот или иной объект, по которому нужно провести атаку. Жизнь летчика уже не ставится под угрозу. Вот поэтому и возрастает роль противовоздушной обороны. Но, конечно, вы должны понимать, что ПВО ВДВ это не сложные и большие системы типа С-300 и С-400. Мы - средства самоприкрытия. Это те подразделения ПВО, которые на поле боя непосредственно прикрывают войска.

- Расскажите, насколько охотно сейчас молодые ребята идут служить в ПВО ВДВ, есть ли у вас проблемы с кадрами?

По нашей специальности офицеров ПВО готовят в Военной академии войсковой противовоздушной обороны ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского. Ежегодно мы набираем около 17 человек. Они в течение пяти лет учатся и потом идут служить к нам в Воздушно-десантные войска. Я хочу сказать, что отказов у нас нет, все хотят служить. Сейчас, когда активно проводится перевооружение, в части поступает новая техника и вооружение, ребятам интересно изучать новые комплексы. Ведь раньше в ПВО ВДВ не было своих средств разведки, не было своих автоматизированных систем управления, а сейчас это все появилось. Опять же люди стали понимать, что роль ПВО возрастает, поэтому проблем с кадрами у нас нет.

- Можно ли сравнить подразделения ПВО ВДВ с аналогичными подразделениями ведущих стран НАТО по вооружению?

Думаю, это будет несколько некорректно. Ведь они в этом направлении от нас далеко отстали, тут сравнивать даже не с чем. У них на вооружении до сих пор устаревшие ПЗРК, средств автоматизации, таких как у нас, просто нет. За 2014–2015 годы в подразделениях ПВО ВДВ действительно произошел технологический прорыв по новым и модернизированным образцам вооружения. Мы ушли далеко вперед, и этот задел нужно развивать.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: