Когда родился и умер иван захарович суриков. Суриков иван захарович краткая биография. Значение суриков иван захарович в краткой биографической энциклопедии

Иван Захарович Суриков - одаренный поэт-самоучка, выдающийся представитель самобытной плеяды поэтов-самородков (таких как Тарусин, Дерунов, Раззоренов), вышедших из народных масс и развивавшихся на русской земле в пореформенную эпоху, а точнее говоря, в ее первое десятилетие.

Тяжелые жизненные условия поспособствовали преждевременной смерти поэта. Он не успел в полной мере проявить свой талант.

Биография Сурикова берет свое начало с 1841 года. В небольшой деревне Новоселово, Юхтинская волость, Углицкий уезд, Ярославской губернии 25 марта родился будущий поэт. Его отцом был оброчный крестьянин - он проживал в Москве, куда еще в молодости подался на заработки, и где пребывал на побегушках. Он был назначен приказчиком «по овощной части», а спустя некоторое время открыл собственную лавочку. Отец Сурикова редко навещал жену с детьми.


Иван СуриковБудущий поэт рос тихим, слабым и болезненным мальчиком. До 9 лет Иван жил в маленькой деревушке, которая оставила на всю жизнь в нем неизгладимый отпечаток своим мирным и простым укладом, красотами, - в будущем, в стихотворениях поэта часто будут встречаться деревенские мотивы.

1849 год - Иван с матерью переезжает в Москву к отцу. Шумная городская жизнь, характеризующаяся отсутствием простора, отравленным и удушливым воздухом, произвела негативное впечатление на Ивана. Он еще больше «закрылся» в себе, стал тихим и запуганным.

В 10 лет его отдали для обучения грамоте двум пожилым дамам давнего купеческого рода, который разорился. Одна из сестер Финогеновых выучила Сурикова чтению, письму, церковной и гражданской азбуке, а другая, более религиозная женщина, поведала о бытии святых, подвижников. Сказания оказали на ребенка настолько сильное влияние, что мальчик иногда грезил о спасении души и предавался мечтам об иночестве.

Иван, как и любая даровитая личность, едва обучившись грамоте, с жадностью принялся читать разнообразные книги - сказки, романы, путешествия. Он прочитал басни Дмитриева, романы Мерзлякова и даже песни Цыганкова. При знакомстве со стихотворениями будущий поэт (по собственному признанию) ощутил необъяснимую тягу к поэзии. Суриков привык изучать грамоту «на старинный лад» (нараспев). Он не читал стихи, а распевал. На долгие годы осталась данная привычка у Ивана Захаровича, пригодившаяся стихотворцу на начальном этапе пути: Суриков долгое время проверял размер стихов с помощью пения. Только после знакомства с теорией стихосложения поэт оставил подобный «натуральный» метод проверки правильного написания стихотворений.

В одном доме с Иваном Захаровичем проживал мелкий чиновник Ксенофонт Добротворский - «отставной семинарист». С виду хмурый пессимист и неудачник, но по натуре добрейшей души человек, он обладал недурным собранием книжонок. Он то и пристрастил еще более Сурикова к чтению.

Когда мальчик подрос, отец поспешил засадить его за овощной прилавок, чтобы он был полезен в торговле. Суриков старший хотел искоренить склонность сына к чтению и предотвратить дальнейшие знакомства с интеллигентными лицами у Добротворского.



Гнет строгого отца тяжелым образом сказывался на Сурикове, но он не спешил бросать свое любимое дело и украдкой читал урывками все, что попадалось под руку. Вскоре его смутное влечение к поэзии выразилось в виде стихотворения, сочиненного под сильным впечатлением от пожара, произошедшего в их жилище. Добротворский прочитав первое творение Сурикова, сказал: «Дерзай юноша!». Окрыленный похвалой из уст непогрешимого, по мнению начинающего поэта человека, Иван написал следом ряд пьес.

В сохраненных произведениях талантливого автора уже тогда прослеживался талант, светились неподдельные чувства, излучалась теплота, несмотря на, казалось бы, незрелость творений. Юный возраст давал о себе знать - сочинительства Сурикова обладали некоторыми недостатками - неточность образов, отсутствие пластичности и простоты, подражание, в редких случаях манерность. Чрезвычайно сложно было работать над недостатками и усовершенствовать стиль, живя в условиях постоянного гнета отца. Малообразованный юнец врожденным поэтическим инстинктом чувствовал недочеты своих творений, но, к сожалению, не имел ясных представлений в данном вопросе.

1857 - Сурикову исполнилось 16 лет. Из сочиненных им произведений образовалась довольно-таки объемистая тетрадка. По совету друзей Иван отнес свои сочинения с рекомендательным письмом профессора Рулье К.Ф. к одному русскому поэту. И тот принял теплое участие в судьбе будущего поэта, указав на имеющиеся недостатки, и дав советы как избежать ошибок в будущем. Но другой поэт нелицеприятно отозвался о творениях Сурикова. Это был резкий, безжалостный отзыв, который не мог не отразиться на несформировавшемся молодом таланте. Однако такая реакция на его произведения не сломила юного поэта, он не забросил занятий, а наоборот стал относиться намного строже и серьезнее к своему творчеству. Суриков начал трудиться над обрабатыванием формы стиха, над звучностью, краткостью и плавностью стихотворений.


Упорный труд со временем привел поэта к художеству образов и простоте. Данный жизненный период Ивана совпал с расцветом торговли у отца, открывшего дополнительную лавку значительно крупнее первой. Суриков хоть и просиживал много времени за прилавком, но все же находил свободные часы для занятия любимым делом. Вскоре его отец, возбужденный успехом, и мечтавший незамедлительно разбогатеть, начал играть на скачках; дела при этом приняли нехороший оборот. Чтобы забыться, Суриков старший стал пить, и это его разорило окончательно и бесповоротно. Сначала закрыли большую лавку, затем малую. Отец уехал обратно в деревушку, а Суриков вынужден был стать подручным у своего дяди, капризного и придирчивого старика, имевшего также овощную лавку. У брата отца жизнь протекала гораздо хуже, чем прежде - Сурикову приходилось ежедневно заметать лавку, обслуживать покупателей, осуществлять развозку товаров на тачке.

В сложные времена Иван забросил любимое чтение и был вынужден прекратить совершенствовать собственное дарование. Жизнь у дяди становилась все невыносимее, поэтому Суриков принял решение продать небольшие пожитки и, собрав небольшую сумму, снять маленькое помещение за 10 рублей на Тверской. Вместе с матерью они скупали и продавали лом, медь, железо и тряпье. Торговля шла довольно бойко в особенности при продаже древесного угля, а затем и каменного.

1860 год - знаменательная дата. Иван Захарович Суриков женился на сиротке Ермаковой. Супруги прожили счастливо до конца своих дней.

Самостоятельность Ивана позволила ему вернуться к своему любимому занятию. В этот период он знакомится с поэтом Плещеевым, который признал в опытах молодого поэта зачатки истинного таланта, отнесся к Сурикову сочувственно и предложил ему дальнейшее сотрудничество и посоветовал далее самообразовываться.

Плещеев передал самые удачные произведения Ф.Б. Миллеру - редактору «Развлечения». Первое стихотворение опубликовали в 1863 в этом журнале. Воодушевленный успехом, Иван Захарович намного строже стал относиться к собственным творениям. При участии Плещеева он усердно работал над преображением стиха и формы.



Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова - ТОНКАЯ РЯБИНА...
"Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?"
- "С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.
Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.
Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.
Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться".
1864

Со временем сложная жизнь Ивана Захаровича Сурикова стала налаживаться. Но поэта ожидал удар судьбы - смерть матери. Вскоре отец приехал из деревни и поселился у сына, ведя нетрезвую жизнь. Суриков старший женился на раскольнице, оказавшейся сварливой женщиной с тяжелым характером. Ивану пришлось уйти от отца вместе с женой. С этого момента началась тяжелая жизнь, полная лишений, страданий и скитаний в сопровождении с постоянными поисками работы. Поэт испробовал множество профессий - переписчик, ученик в типографии. Он возвращался в качестве подручного к своему дяде. Проработав несколько дней в типографии, Иван заболел и слег.

В связи с неимоверной нуждой семья Суриковых вынуждена была распродать и заложить все. Жизненные обстоятельства настолько были тяжелыми, что Суриков, оправившись немного от болезни, подумывал даже о самоубийстве. Мачеха Ивана, обобравши его отца, ушла, и тогда поэт вновь поселился у отца, и принялся за торговлю и сочинительство.

Произведения одаренного автора стали появляться в журналах: «Воскресный досуг», «Развлечения», «Иллюстрированная Газета». За пройденный жизненный этап талант Сурикова покрепчал, принял определенное направление. Известность даровитого поэта значительно возросла, но печатали автора не всегда охотно. По этому поводу Суриков писал И.Г. Воронину в 1872:

«Если бы я поведал тебе все мои литературные неудачи, ты бы, наверное, сказал: как тебя угораздило не пасть до сих пор духом и вынести все тяжбы и горести?.. Да вот как-то устоял же... Только робкий человек остается сидеть дома».

В 1870 одно из стихотворений Ивана Захаровича напечатали в «Деле». С этих самых пор Сурикова, поощряемого издателем Благосветловым, стали часто печатать.

1871 знаменуется выходом в свет первого собрания стихотворений Сурикова.

Иван Захарович Суриков, являясь поэтом-самоучкой, искренне и сочувственно относился к самородкам, вышедшим из народа и гибнущим под тяжестью невыносимых житейских условий. Для поднятия их духа и веры в себя поэт, посредством публикации, призывал поэтов-страдальцев сгруппироваться и выпустить свой сборник. Множество авторов ответили на призыв Сурикова. И главный поэт-самоучка организовал кружок членами, которого стали Дерунов, Кондратьев, Тарусин, Григорьев, Раззоренов, Козырев, Радиенов и другие.

В 1872 полный энергии, оживления и обмена мыслей - кружок издал свой первый альманах под названием «Рассвет». Это были лучшие годы Сурикова. Он написал за этот период целый ряд былин, поэм и сказаний: «Богатырская жена», «Садко» (1872), «Василько», «Казнь Стеньки Разина», «Канут Великий», «Удалой» и «Правеж». Бесценное наследие для будущих поколений было пополнено стихотворениями для детей, характеризующимися простыми образами, теплом и свежестью. Его творения печатались в «Семье и Школе», «Детском Чтении», «Сборниках А.Н. Якоби, «Воспитании и Обучении».



Небольшие картины природы прекрасно поддаются Ивану Захаровичу, описанные в стихах: «На берегу», «В воздухе смолкает», «На дороге», «На одре», «Весной», «На чужбине». Также стихотворения «От деревьев тени», «Ночью», «Помнишь: были годы», «Сон и пробужденье» и «У могилы матери».

«...Грустны песни мои, как осенние дни: звуки их - шум дождя, за окном ветра вой. То рыданья души, то стоны в груди больной».

В 1875 увидело свет 2 издание «Сборника стихотворений» Сурикова, которое довольно быстро разошлось. О поэте заговорили критики, не всегда сочувственно, но вполне серьезно. Они признали в Сурикове несомненный талант. «Общество любителей русской словесности» в Москве выбрало Ивана Захаровича в свои члены.

С 1879 у Ивана Захаровича начала развиваться чахотка.

В 1877 вышло третье издание произведений у Солдатенкова. За вырученные средства весной 1878 по совету врачей Иван Захарович отправился лечиться в кумысолечебное учреждение в Самарских степях.

1879 - поэт проживает в Крыму с целью излечения. Но как, оказалось, было слишком поздно - болезнь начала прогрессировать, и дни талантливого автора были сочтены.

24 апреля 1880 года Иван Захарович Суриков умер. На этом заканчивается биография талантливейшего стихотворца. Похоронен поэт в Москве на Пятницком кладбище.

В 1910 году, в Москве и других регионах, литературными обществами отмечалась дата 30-летия со дня смерти Сурикова. На могиле поэта был воздвигнут памятник.

Стихи Сурикова пережили 4 издания. Последняя публикация была самой лучшей (1885), в нее помещен расширенный биографический очерк жизни Ивана Захаровича, написанный его другом Н.А. Соловьевым-Несмеловым.

Иван Захарович Суриков

Суриков Иван Захарович (25.03.1841-24.04.1880), русский поэт. Родился в д. Новоселово Ярославской губ., в семье оброчного крепостного, работавшего приказчиком в Москве.

Весной 1849 Суриков вместе с матерью переехал к отцу. Мальчик много читал, но родители всячески препятствовали его книжным увлечениям. Во 2-й пол. 50-х Суриков уже писал стихи, которые не дошли до нас: поэт их уничтожил.

К н. 1860-х относится первое выступление Сурикова в печати. А. Н. Плещеев помог молодому поэту напечатать стихи в журнале “Развлечение”. В эти же годы произведения Сурикова появляются в “Воскресном досуге”, “Иллюстрированной газете”. В сер. 60-х Суриков уходит от отца и работает переписчиком бумаг, наборщиком. Безденежье и неудачи тяжело отразились на его здоровье и заставили вернуться к отцу и приняться за торговлю. В 1871 выходит первый сборник его стихотворений. В сер. 70-х Суриков избирается членом Общества любителей российской словесности.

В поэзии Сурикова, наследовавшей традиции Кольцова, Никитина и Некрасова, отразились чувства и настроения городской бедноты и крестьян-тружеников. Многие стихотворения его по-настоящему лиричны и музыкальны. На его стихи писали музыку П. И. Чайковский, Ц. Кюи, А. Т. Гречанинов. Суриков по праву занимает заметное место среди поэтов некрасовской школы.

Суриков, Иван Захарович – русский поэт. В 1849 году был привезен родителями в Москву, где помогал отцу, работавшему в мелочной лавке. С детства, научившись грамоте, стал писать стихи. В 1862 году познакомился с А.Н.Плещеевым, который способствовал формированию поэтического таланта С. Начал печататься в 1864 году. Выпустил три сборника стихов (1871, 1875, 1877). Основные темы поэзии С. – жизнь крестьянства, городской бедноты, изнурительный труд, тяжелое положение женщины (стих. «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Два образа», «На мосту», «В могиле», «Умирающая швейка» и др.). С любовью С. рисовал крестьянский труд (стих. «Утро», «Косари» и др.), русскую природу («Весна», «Летом», «Осенью», «Зима»). Особое место занимают в его творчестве стихи о детях: «Детство» («Вот моя деревня…»), «В ночном», «На реке», «Клад». В произведениях на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором (поэмы «Канут Великий», «Богатырская жена», «Василько»). Глубокое сочувствие человеку из народа, стойко переносящему невзгоды, не желающему мириться с тяжкой долей, звучит в поэмах «Казнь Стеньки Разина», «Садко» (на ее основе создана одноименная опера Н.А.Римского-Корсакова) и др. Бунтарскими настроениями отмечена поэзия С. периода революционного подъема 70-х годов (стих. «Дубинушка», «Трудящемуся брату»).
Творчество С. впитало демократические традиции русской литературы и некоторыми сторонами перекликается с поэзией А.В.Кольцова, Т.Г.Шевченко, Н.А.Некрасова. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «Малороссийская песня» («Я ли в поле да не травушка была»), «В степи» (в народной обработке – «Степь да степь кругом») и др. С. основал объединение писателей из народа (см. Суриковский литературно-музыкальный кружок»).

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.7, М., 1972.

Суриков Иван Захарович (25.03.1841-24.03. 1880), поэт. Родился в д. Новосёлово Угличского у. Ярославской губ. в семье оброчных крестьян гр. Шереметева. До 8 лет жил в деревне под опекой заботливой бабушки и матери. О деревенском детстве Суриков сохранил самые светлые воспоминания.

Весной 1849 вместе с матерью уехал в Москву к отцу, который завел на Ордынке собственную овощную лавку. Здесь Суриков выучился грамоте у двух сестер-богомолок из разорившейся купеческой семьи. Старшая из них ввела Сурикова в жизнь святых по книге «Четьи Минеи» Димитрия Ростовского и «Прологам» - церковно-учительным сборникам, включавшим в свой состав поучения отцов Православной церкви, повести, рассказы и духовные стихи, прославляющие жизнь и подвиги родоначальников восточного монашества. Влияние этих книг было столь велико, что уже 10-летним мальчиком Суриков стал мечтать о «тихой матери-пустыне», об иноческом подвиге. Младшая сестра, напротив, приобщила Сурикова к стихам русских поэтов-песенников: «Стонет сизый голубочек» И. И. Дмитриева, «Что ты рано травушка», «Не кукуй, кукушечка, во сыром бору» Н. Г. Цыганова, «Чернобровый, черноглазый», «Среди долины ровныя» А. Ф. Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта устное народное творчество в бытовании и литературной обработке слилось с христианскими мотивами в единый и нерасторжимый сплав, явившись первотолчком к сочинению собственных стихов.

Увлечение Сурикова вызвало неудовольствие отца, мечтавшего воспитать себе помощника по торговому делу: «Книжки нам не рука, в попы, в писаря тебе не идти, наши дела не такие! Купцу лишняя книжность дохода не даст, а в мотовство того и гляди введет». Суриков терпеливо выслушивал нарекания отца, но в свободные от службы минуты продолжал читать А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова, Ап. Майкова, А. А. Фета и по-прежнему сочинял стихи.

Во 2-й пол. 1850-х отец Сурикова разорился и для поправления дел вернулся в деревню, оставив жену и сына на попечение старшего брата. Суриков определился на должность младшего приказчика в лавке дяди, который попрекал родственников «каждым куском» и держал их в нужде и постоянном унижении.

В 1859 отец Сурикова вернулся в Москву и приобрел новую лавку для торговли железом и углем, опираясь на помощь сына во всех деловых предприятиях. К этому времени у Сурикова собралась целая тетрадь оригинальных стихов, которые в 1860 высоко оценил А. Н. Плещеев, заметивший в них «черты самобытности, а главное задушевность и глубокое чувство». Отзыв маститого поэта окрылил Сурикова, но занятия творчеством по-прежнему осложнялись бытовой неустроенностью.

В 1860 Суриков женился на бедной девушке-сироте М. Н. Ермаковой, чуткой и самоотверженной, ставшей верным его другом. После смерти матери в 1864 и вторичной женитьбы отца положение Сурикова в родительском доме стало невыносимым. Он вынужден был перебраться на казенную квартиру и содержать семью случайными заработками: перепиской бумаг, трудом наборщика в типографии. Позже Суриков вернулся в семейную лавку.

На исходе 1860-х Суриков знакомится с писателями- А. И. Левитовым, Ф. Д. Нефедовым, его стихи появляются в журналах «Дело», «Отечественные записки», «Семья и школа», «Воспитание и обучение». В 1871 выходит первое собрание стихотворений Сурикова, затем издание повторяется в 1875 и 1877. В н. 1870-х Суриков становится организатором литературных сил, заводит переписку с «поэтами русских окраин» и в 1872 собирает и публикует сборник писателей-самоучек «Рассвет».

В 1875, после выхода в свет второго издания собственных стихотворений, по предложению Ф. И. Буслаева, поддержанному Ф. Б. Миллером и Л. Н. Толстым, Сурикова принимают в Общество любителей российской словесности. Расширяется круг литературных знакомств, возникает замысел журнала, призванного объединить писателей из народа. Однако Суриков получает категорический запрет на это издание в полицейском управлении.

Годы житейских мытарств, неудач, полуголодного существования подрывают здоровье поэта: он заболевает туберкулезом. Предпринятые в 1878-79 попытки лечения не дают желаемых результатов. Суриков умирает в расцвете творческого дарования в 40-летнем возрасте.

Творческий путь Сурикова начинается с непосредственной обработки народных песен («В зеленом саду соловушка», 1863; «Могила», 1864) и с оригинальных стихов, написанных в подражание песням А. В. Кольцова («Песня», 1864; «Что ты жизнь мне дала?», «Эх, брат Ваня, Ваня...», оба - 1865). Но вскоре фольклорная и литературная стихии сливаются в органическое единство собственно суриковских песен («Доля бедняка», «Песня», обе - 1866). От стихов Кольцова их отличает тяготение к сюжетной картине, к жанрово-сценическим элементам, к более детализированным и конкретным образам. Появляются новации и в ритмике: наряду с кольцовским пятисложником с ударением на 3-м слоге («Песня-быль», 1879), многие песни Сурикова написаны хореем с ударением на 3, 7, 11-м слогах.

В стихах, где лирическое начало подчинено повествовательному, Суриков близок И. С. Никитину. Это рассказы о социальных драмах, житейские истории, пейзажные зарисовки («Горе», 1872; «Покойник», 1875; «Утро», «Нужда», оба - 1864; «Осень... Дождик ведром...», 1866; «Безработный», 1871). Но у Сурикова отсутствует детальная аналитическая разработка сюжета, сохраняется тяготение к песенной обобщенности.

У Некрасова Суриков подхватывает тему подневольного, тяжелого труда («В поле», 1873), мажорные ноты в обращении к привольному деревенскому детству, изображение драматической судьбы каторжника («В остроге», 1875).

Поэтические мотивы лирики Сурикова, в сравнении с его предшественниками Кольцовым и Никитиным, исполнены внутреннего драматизма. Источник его и в тяжелых жизненных обстоятельствах, и в сложных процессах развития народно-крестьянской культуры, являвшейся основой поэзии Сурикова. Кольцов и Никитин формировались на почве классического фольклора, Суриков жил в эпоху, когда устное народное творчество претерпевало необратимые изменения. Суриков не случайно явился создателем литературной формы «городского романса», который зародился в сер. XIX в. в среде крестьян-отходников, мелких торговцев, мещан, ремесленников. В лирике Сурикова изображается жизнь портных, швеек, сапожников, рабочих, бездомных бродяг, наполненная драматической борьбой за существование в «душных городах» («У могилы матери», 1865; «Умирающая швейка», 1875; «Тихо тощая лошадка», 1864). Для этих стихов характерна грустная напевность, психологический надрыв, но Суриков не отдается изображению оттенков душевных переживаний. В центре его романсов - сильные и цельные душевные состояния, передающие коллективные настроения городских бедняков. Тот же песенный, обобщенно-эстетический подход наблюдается и в стихах, посвященных крестьянской жизни. Голос поэта в них не индивидуализирован, это голос многих, голос масс, лишь слегка окрашенный индивидуальным лирическим чувством. Фольклоризм Сурикова не сводится к имитации, стилизации, к воспроизведению внешних форм устной народной поэзии. Он органичен, т. к. является частью художественного сознания поэта. Не случайно многие стихи Сурикова стали народными песнями («Рябина», 1864; «В степи», 1865; «Сиротой я росла...», 1867).

В русскую поэзию 2-й пол. XIX в. пришел своеобразный тип поэта, сформировавшегося в магнитном поле взаимопритяжений литературы и фольклора. Суриков уже не удовлетворен эстетическими ценностями народной песни, он тянется к «литературной» поэзии, он более, чем Кольцов, открыт ее влияниям, духовно от них не защищен. Но фольклорный тип мышления распространяется у Сурикова и на литературные образцы. Почти все его стихи ориентированы на какой-то текст-прототип в русской или украинской народной песне, в лирике Кольцова, Никитина, Ап. Майкова, Фета, Тараса Шевченко. Но многочисленные перепевы Шевченко, напр., лишь условно можно назвать переводами: скорее это вариации на темы известных, полюбившихся ему стихов.

Столь же свободно и раскованно относится Суриков к творчеству русских поэтов. Наивная неизбирательность и прямота его поэтических заимствований часто ставили в тупик критическую мысль, упрекавшую его в слепом подражании, эпигонстве. Но «подражательность» Сурикова - в природе его художественного дарования: он творит еще по законам коллективного искусства, распространяя их и на литературную почву. Синтезируя некрасовские и кольцовские традиции, Суриков вслед за Никитиным не чуждается поэтических открытий Майкова и Фета, соединяя различные традиции в пределах одного стихотворения.

При этом в 1870-х творчество Сурикова откликалось на живой художественный запрос. В русской поэзии этого периода разные эстетические «школы», достигнув предельной глубины своего обособленного развития, уже устремляются к синтезу, результаты которого дадут свои плоды в поэзии н. XX в. Сохраняя свойственный фольклору общенациональный масштаб, Суриков с непостижимой для его «вышколенных» современников свободой схватывает в спорящих между собою поэтических направлениях связующее их звено. В стихах Сурикова «От деревьев тени» (1868), ориентирующихся на стихотворение Фета «Облаком волнистым», происходит органическое слияние некрасовских и фетовских начал. Если у Фета образ «далекого друга» не конкретизирован, то у Сурикова он по-некрасовски заземлен: это нищий, бедняк, человек из народа. Но в духе народного мироощущения Суриков не связывает нищету лишь с материальной бедностью или богатством. Бедность у Сурикова - разновидность универсального нищенства каждого человека, вчера рожденного, а сегодня обреченного на смерть. А потому в его стихах ощутимо и сугубо христианское «нищелюбие», и отголосок христианских заповедей блаженства («блаженны нищие духом...»).

В мироощущении Сурикова вообще преобладает аскетический колорит. Даже драматические обстоятельства личной жизни, каторжный труд в пыльной угольной лавке он воспринимает как тяжкий, но и сладостный крест. И в личной жизни, и в поэтическом творчестве Суриков подчеркивает аскетическую суть человеческой жизни, говорит о страдании без гнева, но с чувством скорбного умиления. В стихотворении «Из бедной жизни» (1862 или 1863) изображается жилище бедняков, нищета и нужда. Но и сама убогость обстановки, и страдания больной жены сапожника излучают кроткое сияние христианской святости.

Критика часто упрекала Сурикова в однообразии и скудости его тематических мотивов: «Бедность крестьянина, выдача девушки замуж за немилого, притеснение мачехи или мужниной родни, тоскливое недовольство своей долей...» («Дело». 1875. № 8). Муза Сурикова «почти всегда печальна, погружена в тоску». Тема смерти действительно устойчива в лирике Сурикова. Но все стихи, ей посвященные, далеки от безнадежности, пессимизма и уныния. Всякий раз перед ужасом смертного испытания герои Сурикова проявляют завидную стойкость, духовное торжество над смертью, как, напр., в лирической миниатюре «В степи», ставшей популярной народной песней: «Вижу, смерть меня / Здесь в степи сразит, - / Не попомни, друг, / Злых моих обид». Тургенев говорил, что русские люди умирают удивительно, ибо в час последнего испытания думают не о себе и жалеют других. Теплая волна такой самозабвенной любви - обращение ямщика к молодой жене: «Пусть о мне она / Не печалится; / С тем, кто по сердцу, / Обвенчается!».

Поэтический пафос лирики Сурикова не в социальном протесте, не в упреках миру, а во внутренней силе человеческого духа, достойно принимающего неизбывное страдание, неотвратимый исход. Беды и несчастья, посещающие мир, лишь оттеняют красоту подвижнического терпения в суриковской «Рябине»: «Нет, нельзя рябинке / К дубу перебраться! / Знать, мне, сиротинке, / Век одной качаться». Не потому ли «Рябина» Сурикова стала общенародной песней в трагические годы Великой Отечественной войны.

Хотя поэзия Сурикова развивается в некрасовском русле, его отношение к Некрасову далеко от ученического: в музе Некрасова, по словам Сурикова, «нет ничего поэтического. Это сухая проза, притом односторонняя и ординарная. Он не уносит нас в обширный мир поэзии и не дает силы, окрыляющей человека». Сурикову-песеннику было чуждо социально-аналитическое начало в лирике Некрасова. Для его христиански настроенной души были неприемлемы некрасовские мотивы «печали и гнева».

Идиллический колорит детской темы в лирике Сурикова связан отнюдь не с ностальгией городского человека по утраченной сельской жизни. За темой социальной и здесь просвечивает евангельское представление о безгрешной душе. Воспоминания детства - это и мечты о святости: не случайно детство соседствует у Сурикова с мудрой старостью, уходящей от грехов мирских в мир духовный. Его старики - или рыбаки, или пчеловоды, они живут в лесном, отшельническом уединении («Дед Клим», 1879; «В тихом сумраке лампада», 1878-80).

Органичность освоения фольклорных элементов в поэзии Сурикова достигается там, где формулы фольклорной поэтики начинают определять художественную мысль произведения. Иногда все стихотворение строится как цикл взаимосвязанных образов-символов, восходящих к фольклору. Такова «Малороссийская песня» (1870), где судьба крестьянки последовательно соотносится со скошенной травой, срезанной пшеницей, сломанной калиной. Лирическая разработка фольклорных формул встречается в стихах «Жизнь» (1875), «Во тьме» (1875), «Где вы, песни светлой доли...» (1876), «Два образа» (1875) и мн. др.

Особое место в поэтическом творчестве Сурикова занимает исторический эпос: переложение былинных мотивов («Садко в Новегороде», 1871; «Садко у морского царя», 1872; «Богатырская жена», 1875), поэмы и баллады на сюжеты русской истории («Василько», 1876; «Казнь Стеньки Разина», 1877).

Стихи Сурикова неоднократно привлекали внимание русских композиторов: романсы А. Г. Гречанинова («В зареве огнистом»), Ц. А. Кюи («Засветилась вдали, загорелась заря»), А. П. Бородина («Не грусти, что листья с дерева валятся»), Н. А. Римского-Корсакова и А. С. Даргомыжского («Лихорадушка»), П. И. Чайковского («Я ли в поле да не травушка была», «Солнце утомилось», «Ласточка», «Рассвет», «В огороде, возле броду»). Многие песни Сурикова стали народными, и среди них особенно популярны «Рябина», впервые записанная О. В. Ковалевой в 1938 от ивановских ткачих и музыкально обработанная А. В. Свешниковым, а также народная песня «Степь да степь кругом».

Лебедев Ю.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Стихотворения. М., 1881;

Стихотворения, М., 1884;

Песни. Былины. Лирика. Письма, М., 1927;

Собрание стихотворений, Л., 1951.

И. 3. Суриков и поэты-суриковцы. М.; Л., 1966.

Литература:

Брусянин В. Поэты-крестьяне: Суриков и Дрожжин. Пг., 1915;

«Друг народа», 1916, № 1 [статьи о И.З.Сурикове];

Ерзинкян Е.В., Художественное мастерство И.З.Сурикова, «Труды Кутаисского педагогического института», 1957,т. 17;

Лосев П., Песни поэта. И.З.Суриков, Ярославль, 1966;

Щуров И., Поэт из народа, «В мире книг», 1966, № 4;

История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

Яцимирский А. И. Первый кружок писателей «из народа» // Исторический вестник. 1910, кн. 4;

Прямков А. Встречи моего современника // Писатели из народа. Ярославль, 1958;

Скатов Н. Н. Поэты некрасовской школы. Л., 1968;

Корепова К. Е. Крестьянские писатели // Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX века. Л., 1982;

Неженец Н. И. Поэзия И. 3. Сурикова. М., 1979.

Далее читайте:

И.З. Суриков. Казнь Стельки Разина (стихотворение).

Суриков (Иван Захарович) - даровитый поэт-самоучка (1841 - 1880). Родился в деревне Новосёлово, Углицкого уезда, Ярославской губернии; сын оброчного крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего собственную овощную лавку. Сын его был отдан на десятом году для обучения грамоте к двум пожилым девушкам из разоренного купеческого рода - Финогеновым. Они ввели своего ученика в область житий святых "подвижников", так что он порой мечтал об иночестве, о спасении души в лесных дебрях или в тихой матери-пустыне. Он выучил также несколько романсов Мерзлякова, песен Цыганкова, басен Дмитриева.

Привыкнув учиться грамоте на распев, мальчик распевал и эти стихи и смутно почувствовал влечение к поэзии. Манера читать стихи на распев осталась у него на всю жизнь, и когда он сам начал творить, то долго проверял размер стихов пением, пока не усвоил окончательно теорию стихосложения.

К чтению еще более приохотил Сурикова живший в одном доме с ним мелкий чиновник, бывший семинарист, Добротворский, имевший много книг. Как только отец заметил, что сын может быть полезен ему в торговле, он поспешил поставить его за прилавок и вместе с тем вооружился против излишней, по его мнению, склонности сына к книжной мудрости. Несмотря на строгости отца, Суриков не только продолжал усиленно читать всевозможные книги, но, под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме, написал свое первое стихотворение, одобренное Добротворским. За этим опытом последовал целый ряд пьес, которые Суриков писал преимущественно в форме песен.

Под строгим надзором отца Сурикову жилось плохо, особенно, когда дела отца пошатнулись, и он стал выпивать. В 1860 г. Сурикову сосватали невесту по сердцу, с которой он обвенчался и жил счастливо до конца жизни. Вместе с тем ему удалось познакомиться с А.Н. Плещеевым, который, признав в опытах Сурикова следы таланта, поощрил его к дальнейшему творчеству и передал несколько его стихотворений Ф.Б. Миллеру, редактору "Развлечения". Первая пьеса Сурикова появилась в печати в 1863 г. Успех окрылил поэта, строже, с тех пор, относившегося к своим произведениям и, при теплом участии Плещеева, все более совершенствовавшегося в форме. Между тем дела отца приняли окончательно дурной оборот, к тому же он вступил во второй брак с раскольницей; Сурикову пришлось уйти от отца, служить в лавочке дяди, быть наборщиком, торговать углем и железом. Это довольно скоро подорвало его здоровье и силы и ярко отразилось на его творчестве. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, то оплакивая невеселую крестьянскую долю, то скорбя о погибших в жизненной борьбе силах, об узниках, об униженных и оскорбленных, то мучаясь людским бессильем вообще и своим в частности.

Настоящий, непосредственный лирик, Суриков проявляет много искренности и задушевности там, где дело касается той среды, из которой он вышел, впечатлений детства и юности, любви к матери, которую он обожал. Вне этого Суриков впадает в риторику, перестает быть самим собой, подражает Кольцову, Некрасову, Никитину, Михайлову-Шеллеру.

У Сурикова есть прекрасные картины природы ("В воздухе смолкает", "На одре", "На чужбине", "От деревьев тени", "Сон и пробуждение", "Помнишь: были годы", "У могилы матери", и др.). Характер своей поэзии Суриков определяет в следующем восьмистишии: "Мне доставались нелегко моей души больные звуки, страдал я сердцем глубоко, когда слагалась песня муки. Я в песне жил не головой, а жил скорбящей душой, - и оттого мой стон больной звучит тяжелою тоской". В другом стихотворении он говорит, что его песни грустны, "как осенние дни. Звуки их - шум дождя, за окном ветра вой: то рыданья души, стоны груди больной".

С начала семидесятых годов стихотворения Сурикова стали появляться в "Деле" и "Вестнике Европы". В 1871 г. вышел первый небольшой сборник его стихотворений. Московское общество любителей российской словесности избрало его в свои члены. Но дни поэта были сочтены; он медленно таял, ему не помогло пребывание на востоке России в кумысо-лечебном заведении, и он скончался от чахотки. Стихотворения Сурикова выдержали 4 издания. Лучшее из них последнее, где помещен и подробный биографический очерк поэта, написанный другом его, Н.А. Соловьевым-Несмеловым (Москва, 1885). П. Быков.

Иван Захарович Суриков (1841-1880) - русский поэт-самоучка, яркий представитель «крестьянской» поэзии, родился в деревне Новоселово Ярославской губернии. До достижения девятилетнего возраста мальчик рос практически без отца, и только в 1849 году Иван с матерью переезжают в Москву к главе семейства.

Иван рос тихим и болезненным мальчиком, спокойствие деревенского уклада жизни, чистый воздух и красота окрестных пейзажей шли на пользу душевному и телесному здоровью мальчика. Переезд в Москву неблагоприятно подействовал на состояние ребенка, он стал больше болеть и еще более замкнулся в себе. По приезду в столицу, родители отдали Ивана учиться грамоте к сестрам Финогеновым. Помимо обычного чтения и письма они давали мальчику уроки Закона Божьего и церковнославянского языка. Благодаря полученным навыкам, Иван быстро пристрастился к чтению, он запоем читал всю литературу, предлагаемую ему учителями и соседями. Когда мальчик впервые взял в руки сборник стихов (это были басни Дмитриева), он ощутил интерес и влечение к поэзии. К сожалению, отец не разделял увлечений будущего поэта и сделал его торговцем в своей овощной лавке.

Несмотря на отсутствие поддержки, непреодолимая любовь к чтению и стихосложению дала свои плоды - Иван написал свое первое стихотворение, и к 1857 году в его тетради появилось целое собрание любительских, но при этом очень талантливых стихотворных опусов. Не все поэты, ознакомившиеся с творчеством Сурикова, давали ему хвалебные рецензии, но критика отнюдь не угнетала юношу, он с упоением продолжал совершенствоваться в своем поэтическом мастерстве.

Вскоре в семью Суриковых пришла беда - глава семейства разорился и запил. Иван вынужден был устроиться на тяжелую работу к своему дяде. Времени на творчество не оставалось совсем. Не выдержав тягот наемного труда, Иван с матерью продают оставшееся имущество, снимают крохотную квартиру и начинают заниматься покупкой и продажей лома и угля.

Поправив свое материальное положение, Суриков возвращается к своим любимым занятиям - чтению и поэтическому творчеству. Знакомство с известным поэтом Плещеевым дало толчок к дальнейшему саморазвитию молодого человека. В 1863 году одно из стихотворений Сурикова было опубликовано в известном журнале Миллера «Развлечения».

Годы лишений

После скоропостижной смерти матери к Сурикову возвращается сильно пьющий отец со сварливой мачехой, и Иван, не выдержав жуткой обстановки в собственном доме, становится скитальцем, постоянно прозябающим в поисках хоть какой-нибудь работы. Вскоре пьесы Сурикова начали печатать в журналах «Иллюстрированная газета», «Семья и школа», «Развлечения», «Воскресный досуг» - известность поэта начала расти наряду с его поэтическим мастерством. В 1871 году выходит его первый поэтический сборник, включающий 54 произведения. Через несколько лет поэт становится членом Общества любителей российской словесности.

Будучи сам самоучкой, Иван решает поддержать своих собратьев на поприще поэзии - поэтов-любителей, выходцев их простого народа. Общими усилиями они создали литературно-музыкальный кружок и издали альманах «Рассвет». Несколько гениальных стихотворений были положены на музыку («Степь, да степь кругом», «Дубинушка»), а к одному из них обратился сам Чайковский (« Я ли в поле да не травушка была»).

1875 год ознаменовался для Сурикова выходом 2-го сборника его сочинений. Это был апофеоз поэтической карьеры талантливого литератора. Тяжелый труд и полная тягостных лишений жизнь подорвали и без того хрупкое здоровье Ивана Захаровича. Несмотря на лечение, организованное на деньги, которые были выручены от издания 3-го сборника стихотворений, 24 апреля 1884 года Иван Суриков умирает от чахотки.

Иван Захарович Суриков - одаренный поэт-самоучка, выдающийся представитель самобытной плеяды поэтов-самородков (таких как Тарусин, Дерунов, Раззоренов), вышедших из народных масс и развивавшихся на русской земле в пореформенную эпоху, а точнее говоря, в ее первое десятилетие.

Тяжелые жизненные условия поспособствовали преждевременной смерти поэта. Он не успел в полной мере проявить свой талант.

Биография Сурикова берет свое начало с 1841 года. В небольшой деревне Новоселово, Юхтинская волость, Углицкий уезд, Ярославской губернии 25 марта родился будущий поэт. Его отцом был оброчный крестьянин - он проживал в Москве, куда еще в молодости подался на заработки, и где пребывал на побегушках. Он был назначен приказчиком «по овощной части», а спустя некоторое время открыл собственную лавочку. Отец Сурикова редко навещал жену с детьми.


Иван СуриковБудущий поэт рос тихим, слабым и болезненным мальчиком. До 9 лет Иван жил в маленькой деревушке, которая оставила на всю жизнь в нем неизгладимый отпечаток своим мирным и простым укладом, красотами, - в будущем, в стихотворениях поэта часто будут встречаться деревенские мотивы.

1849 год - Иван с матерью переезжает в Москву к отцу. Шумная городская жизнь, характеризующаяся отсутствием простора, отравленным и удушливым воздухом, произвела негативное впечатление на Ивана. Он еще больше «закрылся» в себе, стал тихим и запуганным.

В 10 лет его отдали для обучения грамоте двум пожилым дамам давнего купеческого рода, который разорился. Одна из сестер Финогеновых выучила Сурикова чтению, письму, церковной и гражданской азбуке, а другая, более религиозная женщина, поведала о бытии святых, подвижников. Сказания оказали на ребенка настолько сильное влияние, что мальчик иногда грезил о спасении души и предавался мечтам об иночестве.

Иван, как и любая даровитая личность, едва обучившись грамоте, с жадностью принялся читать разнообразные книги - сказки, романы, путешествия. Он прочитал басни Дмитриева, романы Мерзлякова и даже песни Цыганкова. При знакомстве со стихотворениями будущий поэт (по собственному признанию) ощутил необъяснимую тягу к поэзии. Суриков привык изучать грамоту «на старинный лад» (нараспев). Он не читал стихи, а распевал. На долгие годы осталась данная привычка у Ивана Захаровича, пригодившаяся стихотворцу на начальном этапе пути: Суриков долгое время проверял размер стихов с помощью пения. Только после знакомства с теорией стихосложения поэт оставил подобный «натуральный» метод проверки правильного написания стихотворений.

В одном доме с Иваном Захаровичем проживал мелкий чиновник Ксенофонт Добротворский - «отставной семинарист». С виду хмурый пессимист и неудачник, но по натуре добрейшей души человек, он обладал недурным собранием книжонок. Он то и пристрастил еще более Сурикова к чтению.

Когда мальчик подрос, отец поспешил засадить его за овощной прилавок, чтобы он был полезен в торговле. Суриков старший хотел искоренить склонность сына к чтению и предотвратить дальнейшие знакомства с интеллигентными лицами у Добротворского.



Гнет строгого отца тяжелым образом сказывался на Сурикове, но он не спешил бросать свое любимое дело и украдкой читал урывками все, что попадалось под руку. Вскоре его смутное влечение к поэзии выразилось в виде стихотворения, сочиненного под сильным впечатлением от пожара, произошедшего в их жилище. Добротворский прочитав первое творение Сурикова, сказал: «Дерзай юноша!». Окрыленный похвалой из уст непогрешимого, по мнению начинающего поэта человека, Иван написал следом ряд пьес.

В сохраненных произведениях талантливого автора уже тогда прослеживался талант, светились неподдельные чувства, излучалась теплота, несмотря на, казалось бы, незрелость творений. Юный возраст давал о себе знать - сочинительства Сурикова обладали некоторыми недостатками - неточность образов, отсутствие пластичности и простоты, подражание, в редких случаях манерность. Чрезвычайно сложно было работать над недостатками и усовершенствовать стиль, живя в условиях постоянного гнета отца. Малообразованный юнец врожденным поэтическим инстинктом чувствовал недочеты своих творений, но, к сожалению, не имел ясных представлений в данном вопросе.

1857 - Сурикову исполнилось 16 лет. Из сочиненных им произведений образовалась довольно-таки объемистая тетрадка. По совету друзей Иван отнес свои сочинения с рекомендательным письмом профессора Рулье К.Ф. к одному русскому поэту. И тот принял теплое участие в судьбе будущего поэта, указав на имеющиеся недостатки, и дав советы как избежать ошибок в будущем. Но другой поэт нелицеприятно отозвался о творениях Сурикова. Это был резкий, безжалостный отзыв, который не мог не отразиться на несформировавшемся молодом таланте. Однако такая реакция на его произведения не сломила юного поэта, он не забросил занятий, а наоборот стал относиться намного строже и серьезнее к своему творчеству. Суриков начал трудиться над обрабатыванием формы стиха, над звучностью, краткостью и плавностью стихотворений.


Упорный труд со временем привел поэта к художеству образов и простоте. Данный жизненный период Ивана совпал с расцветом торговли у отца, открывшего дополнительную лавку значительно крупнее первой. Суриков хоть и просиживал много времени за прилавком, но все же находил свободные часы для занятия любимым делом. Вскоре его отец, возбужденный успехом, и мечтавший незамедлительно разбогатеть, начал играть на скачках; дела при этом приняли нехороший оборот. Чтобы забыться, Суриков старший стал пить, и это его разорило окончательно и бесповоротно. Сначала закрыли большую лавку, затем малую. Отец уехал обратно в деревушку, а Суриков вынужден был стать подручным у своего дяди, капризного и придирчивого старика, имевшего также овощную лавку. У брата отца жизнь протекала гораздо хуже, чем прежде - Сурикову приходилось ежедневно заметать лавку, обслуживать покупателей, осуществлять развозку товаров на тачке.

В сложные времена Иван забросил любимое чтение и был вынужден прекратить совершенствовать собственное дарование. Жизнь у дяди становилась все невыносимее, поэтому Суриков принял решение продать небольшие пожитки и, собрав небольшую сумму, снять маленькое помещение за 10 рублей на Тверской. Вместе с матерью они скупали и продавали лом, медь, железо и тряпье. Торговля шла довольно бойко в особенности при продаже древесного угля, а затем и каменного.

1860 год - знаменательная дата. Иван Захарович Суриков женился на сиротке Ермаковой. Супруги прожили счастливо до конца своих дней.

Самостоятельность Ивана позволила ему вернуться к своему любимому занятию. В этот период он знакомится с поэтом Плещеевым, который признал в опытах молодого поэта зачатки истинного таланта, отнесся к Сурикову сочувственно и предложил ему дальнейшее сотрудничество и посоветовал далее самообразовываться.

Плещеев передал самые удачные произведения Ф.Б. Миллеру - редактору «Развлечения». Первое стихотворение опубликовали в 1863 в этом журнале. Воодушевленный успехом, Иван Захарович намного строже стал относиться к собственным творениям. При участии Плещеева он усердно работал над преображением стиха и формы.



Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова - ТОНКАЯ РЯБИНА...
"Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?"
- "С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.
Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.
Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.
Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться".
1864

Со временем сложная жизнь Ивана Захаровича Сурикова стала налаживаться. Но поэта ожидал удар судьбы - смерть матери. Вскоре отец приехал из деревни и поселился у сына, ведя нетрезвую жизнь. Суриков старший женился на раскольнице, оказавшейся сварливой женщиной с тяжелым характером. Ивану пришлось уйти от отца вместе с женой. С этого момента началась тяжелая жизнь, полная лишений, страданий и скитаний в сопровождении с постоянными поисками работы. Поэт испробовал множество профессий - переписчик, ученик в типографии. Он возвращался в качестве подручного к своему дяде. Проработав несколько дней в типографии, Иван заболел и слег.

В связи с неимоверной нуждой семья Суриковых вынуждена была распродать и заложить все. Жизненные обстоятельства настолько были тяжелыми, что Суриков, оправившись немного от болезни, подумывал даже о самоубийстве. Мачеха Ивана, обобравши его отца, ушла, и тогда поэт вновь поселился у отца, и принялся за торговлю и сочинительство.

Произведения одаренного автора стали появляться в журналах: «Воскресный досуг», «Развлечения», «Иллюстрированная Газета». За пройденный жизненный этап талант Сурикова покрепчал, принял определенное направление. Известность даровитого поэта значительно возросла, но печатали автора не всегда охотно. По этому поводу Суриков писал И.Г. Воронину в 1872:

«Если бы я поведал тебе все мои литературные неудачи, ты бы, наверное, сказал: как тебя угораздило не пасть до сих пор духом и вынести все тяжбы и горести?.. Да вот как-то устоял же... Только робкий человек остается сидеть дома».

В 1870 одно из стихотворений Ивана Захаровича напечатали в «Деле». С этих самых пор Сурикова, поощряемого издателем Благосветловым, стали часто печатать.

1871 знаменуется выходом в свет первого собрания стихотворений Сурикова.

Иван Захарович Суриков, являясь поэтом-самоучкой, искренне и сочувственно относился к самородкам, вышедшим из народа и гибнущим под тяжестью невыносимых житейских условий. Для поднятия их духа и веры в себя поэт, посредством публикации, призывал поэтов-страдальцев сгруппироваться и выпустить свой сборник. Множество авторов ответили на призыв Сурикова. И главный поэт-самоучка организовал кружок членами, которого стали Дерунов, Кондратьев, Тарусин, Григорьев, Раззоренов, Козырев, Радиенов и другие.

В 1872 полный энергии, оживления и обмена мыслей - кружок издал свой первый альманах под названием «Рассвет». Это были лучшие годы Сурикова. Он написал за этот период целый ряд былин, поэм и сказаний: «Богатырская жена», «Садко» (1872), «Василько», «Казнь Стеньки Разина», «Канут Великий», «Удалой» и «Правеж». Бесценное наследие для будущих поколений было пополнено стихотворениями для детей, характеризующимися простыми образами, теплом и свежестью. Его творения печатались в «Семье и Школе», «Детском Чтении», «Сборниках А.Н. Якоби, «Воспитании и Обучении».



Небольшие картины природы прекрасно поддаются Ивану Захаровичу, описанные в стихах: «На берегу», «В воздухе смолкает», «На дороге», «На одре», «Весной», «На чужбине». Также стихотворения «От деревьев тени», «Ночью», «Помнишь: были годы», «Сон и пробужденье» и «У могилы матери».

«...Грустны песни мои, как осенние дни: звуки их - шум дождя, за окном ветра вой. То рыданья души, то стоны в груди больной».

В 1875 увидело свет 2 издание «Сборника стихотворений» Сурикова, которое довольно быстро разошлось. О поэте заговорили критики, не всегда сочувственно, но вполне серьезно. Они признали в Сурикове несомненный талант. «Общество любителей русской словесности» в Москве выбрало Ивана Захаровича в свои члены.

С 1879 у Ивана Захаровича начала развиваться чахотка.

В 1877 вышло третье издание произведений у Солдатенкова. За вырученные средства весной 1878 по совету врачей Иван Захарович отправился лечиться в кумысолечебное учреждение в Самарских степях.

1879 - поэт проживает в Крыму с целью излечения. Но как, оказалось, было слишком поздно - болезнь начала прогрессировать, и дни талантливого автора были сочтены.

24 апреля 1880 года Иван Захарович Суриков умер. На этом заканчивается биография талантливейшего стихотворца. Похоронен поэт в Москве на Пятницком кладбище.

В 1910 году, в Москве и других регионах, литературными обществами отмечалась дата 30-летия со дня смерти Сурикова. На могиле поэта был воздвигнут памятник.

Стихи Сурикова пережили 4 издания. Последняя публикация была самой лучшей (1885), в нее помещен расширенный биографический очерк жизни Ивана Захаровича, написанный



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: