Действия по выполнению задач инженерного обеспечения ведения обороны. Инженерное обеспечение как вид боевого обеспечения боевых действий Инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника

Оригинал взят у onepamop в Про гвардейское штурмовое подразделение инженерных войск

1 декабря 2014 года в городе Муроме (Владимирская область) приступили к формированию инженерно-сапёрной бригады центрального подчинения. Бригада была сформирована в целях повышения возможностей инженерных войск и оперативности их применения, создания резерва для решения внезапно возникающих задач и усиления группировок войск на стратегических направлениях. Бригада находится в резерве Верховного Главнокомандующего.

В составе бригады, впервые со времён Великой Отечественной войны, возрождён батальон штурма и разграждения, предназначенный для обеспечения беспрепятственного продвижения сил общего назначения на урбанизированной местности, что позволяет значительно повысить эффективность действий при штурме зданий, максимально избежав при этом потерь.

На этот раз удалось с «лейкой» и блокнотом понаблюдать за работой «штурмовиков». Из личных впечатлений: один из самых интересных моих армейских заездов.


Нажимая на кнопки, ты помогаешь в борьбе

На наши и ваши вопросы отвечает гвардии старший лейтенант Дмитрий Анатольевич Ф., командир роты штурма и разграждения 1-й гвардейской инженерно-сапёрной Брестко-Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады.
Все вопросы в одно интервью втиснуть не получилось, но возможность оставить вопросы в комментариях и получить на них ответ - есть!

1. Совсем кратко о себе
В армии служить мне хотелось всегда, на военной службе я с 2005 года. Закончил военное училище в Санкт-Петербурге и волею судеб и своей собственной оказался в рядах 1-й гвардейской инженерно-сапёрной Брестко-Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригаде. Наша бригада центрального подчинения была сформирована 1 декабря 2014 года в городе Муроме (Владимирская область). Службой в бригаде доволен, это именно то, чем мне нравится заниматься.

2. С незапамятных времён ходят слухи, что инженерные войска нужны только для постройки мостов и установки/снятия мин. Ещё, говорят, можно их привлечь к копанию всего. Что ещё входит в круг реальных задач современных инженеров?
Инженерные войска, конечно же, не только строят мосты, ставят и снимают мины. Мы занимаемся фортификацией, инженерной разведкой местности, можем оборудовать подходы и рубежи для удобства своих войск или сделать их непригодными для продвижения войск противника, проделать проход в минных заграждениях или обезопасить целое направление для манёвра своих войск. Наведение мостов и переправ через водные преграды тоже наша зона ответственности. Кроме того, военные инженеры обеспечивают войска в полевых условиях электричеством и водой, в том числе и питьевой. Мы можем сильно затруднить действия разведки противника: где необходимо - военными инженерами применяются маскировка и скрытие важных объектов или, наоборот, имитация и обустройство ложных объектов, например, при помощи надувных макетов боевой техники. Действуем мы на суше и на море, кроме армейских инженерно-сапёрных подразделений в составе инженерных войск есть и флотские или морские инженерные подразделения.

3. Что входит в задачи именно штурмового подразделения военных инженеров?
Непосредственные задачи именно моего подразделения - разграждение и штурм. Разграждение, проще говоря, это ликвидация заграждений противника (в том числе и минированных) разными методами, а штурм - это уничтожение противника в укреплённых точках и целых районах. Плюс обеспечение беспрепятственного продвижения по территории противника пехоты, артиллерии, танкистов и других сил, следующих за нами.

Подразделения, подобные нашему, широко применялись в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, информации по ним достаточно. Современные военные конфликты, конечно, заметно отличаются от обстановки на фронтах Великой Отечественной, но есть и немало общих черт. Создание штурмовых подразделений - веление времени и адекватная реакция на современные военные реалии.

4. В чём специфика «штурмовиков»? Есть ли в ВС РФ подразделения со сходной спецификой?
Получается так, что специфика штурмовых инженеров включает в себя и часть работы, которую выполняют подразделения СпН, часть задач созвучны с теми, что ставят перед десантно-штурмовыми подразделениями, а в части работы в городских условиях, завалах и зданиях мы в некотором смысле пересекаемся со спецификой полицейского спецназа (СОБР) и спецназа ФСБ. В современных ВС РФ ничего похожего на нас (и с похожими задачами) нет.

5. Какой тяжёлой техникой вооружены «штурмовики»?
В батальоне есть роты разграждения и штурма (из тяжёлой техники - бронетранспортёры БТР-82А и бронеавтомобили «Тайфун-К») и роты специальной тяжёлой инженерной техники (инженерные машины разграждения - ИМР-3, установки разминирования - УР-77 «Метеорит»). На вооружении у нас есть робототехнические средства (роботы разминирования и пожаротушения), с робототехникой работают специально обученные военнослужащие роты робототехнических средств.

6. Какое стрелковое оружие есть у штурмовых подразделений?
Из стрелкового оружия нам в данный момент доступны АК-74 с подствольными гранатомётами и АКС-74, ПК, ПКТ (ну и плюс 30-мм пушка на БТР). Из желаемого - очень нужно снайперское оружие. Но тут вопрос не столько в оружии, необходимо ввести в наше штатное расписание снайперов. Группе, которая подходит к зданию или развалинам, а особенно во время действий в городских условиях, снайперская поддержка необходима. Это и потери в группе может предотвратить и само продвижение к точке «работы» облегчить.

Из стрелкового оружия хотелось бы пополнить наш арсенал автоматами АК «сотой» серии. И, конечно, нужна замена легендарному ПМ. Мне по штату положен именно он. А заменить бы его хотелось на АПС (автоматический пистолет Стечкина).

7. Если бы имелся выбор не только из отечественных пистолетов, а вообще из любых - что бы хотелось иметь с собой в бою в качестве короткоствольного личного оружия?
АПС.

8. А из более тяжёлого оружия?
Возможно, огнемёты. По ним есть определённые планы, мы ведь опытное подразделение, возможно, они и будут реализованы.

9. Как дела со связью?
Все новинки, появляющиеся в ВС, у нас есть. Со связью проблем не вижу, в том числе со связью между бойцами штурмовой группы.

10. Чем экипированы «штурмовики»?
Начну с ОВР-3Ш. Костюм разминирования (штурмовой вариант) удобный и продуманный. Нуждается, конечно, в индивидуальной подгонке, но это нормально. Про вес и удобство скажу так: весь световой день сегодня активно двигался по зданию в ОВР-3Ш. Усталось, конечно, есть, но, без преувеличения - нормативы по физподготовке готов сдать прямо сейчас. Ощущения удобства приходят со временем, костюм должен «притереться» к человеку, потом в нём нормально работается. Всего у костюма три типоразмера, но это не самая востребованная опция. Есть естественное ограничение - «штурмовик» должен быть средней комплекции. Большой солдат - большая цель и не везде сможет пролезть, у маленького солдата может не хватить физических сил в бою на выполнение тяжёлой физической работы.

Уровень защиты костюма определятся бронепанелями, размещаемыми в специальных «карманах» на груди, по бокам, в паху и т.д. Какой у них класс защиты есть - такой и у костюма. У нас панели 6-го класса защиты, стреляли в костюм с такой панелью из СВД бронебойно-зажигательной пулей с десятка метров. Пробитий не зафиксировали. Забрало на шлеме держит пистолетную пулю. Ну и, конечно, осколки.


Стропы molle на костюме удобные. Позволяют разместить необходимое оборудование именно там, где лично тебе удобнее.

«Ратник». Одобряю. Кроме, пожалуй, расположения «разгрузки» на груди. Её надо перемещать на бёдра, иначе в огневом контакте не получается минимизировать собственный силуэт в положении «лёжа», ведь лежать приходится на «броне» и отделениях с магазинами, размещёнными поверх «брони». Кроме того, если подразделение стоит на днёвке или ночёвке, обеспечено наблюдение и безопасность, солдат может снять с себя «броню» на время отдыха, не расставаясь с боекомплектом. В «Ратнике» так не получится. Сначала надо снять разгрузку с боекомплектом и потом «броню». И ещё деталь: хорошо загруженная снаряжением и боекомплектом «разгрузка» в теперешнем виде при длительном ношении приводит к чрезмерной усталости спины.

Мультитулы. Есть штатные и личные. Иметь лично приобретённый не возбраняется. У меня лично как раз такой, купил ещё до поступления штатных. В целом я бы сказал, что штатный мультитул нормальный, позволяет решать весь спектр задач, но есть и инструменты получше. От такого элемента экипировки как мультитул, в нашей работе может зависеть жизнь, так что экономить на компактном инструменте для себя лично считаю неправильным.

Наверное, не все знают, что когда-то сапёр из подобного инструментария имел только нож. В годы войны в Красной Армии это был универсальный нож финского типа, им всё и делали. В послевоенной Советской Армии это был уже складной нож «Подрывник» с несколькими лезвиями. «Подрывник» позволял что-то открутить, отрезать (например, огнепроводный шнур), что-то проколоть, оголить и зачистить провод. С современным мультитулом пространства для манёвра стало больше. Вообще говоря - сегодня без мультитула никуда, это как третья рука.

Мачете. Или нож штурмовой «Сапёр». Отечественный. Рубит, режет, точится легко. Ничего плохого про него не скажу.

По снабжению в целом. Отмечу, что нехватки в чём-то у нас нет. Среди штатного довольствия встречается немало новинок. Как-то «проапгрейдить» лично своё имущество не возбраняется. Это, кстати, позволяет опять же суммировать персональный практический опыт и транслировать его на всё подразделение. Один что-то купил, принёс, показал, проверил в деле - о, можно брать! Надёжная и функциональная вещь никогда не помешает. Опять же, изоленту, простор для улучшений и персональных доработок никто не отменял. Из очевидных уже сейчас вещей - нужны зацепы на автоматные магазины. Для «Ратника» это особенно важно: насуёшь в каждую ячейку по три магазина - без зацепа доставать уже не очень удобно, да и выпасть впопыхах может.

На ОВР есть специальные фиксирующие резинки для магазинов, позволяющие не потерять магазин в движении. Мелочь, а важная. На других подсумках такой мелочи нет, дорабатываем их под себя, потому что проверено и удобно. Есть перенятый сторонний опыт. В СОБРе подсмотрели: у «щитовика» на левой руке бинтом или изолентой примотаны запасные магазины к пистолету. Приспичило перезарядиться - делаешь это не отнимая руки от щита. У нас тоже есть на вооружении два типа щитов - лёгкий и тяжёлый. Можно составлять три щита в один. Тяжёлый щит снабжён колёсиками, в здании это может быть очень удобно.

11. Кем комплектуются штурмовые подразделения инженерных войск?
И «контрактниками» и «срочниками». При комплектовании нашего батальона принято обращать пристальное внимание на военнослужащих контрактной службы, отслуживших срочную или ранее служивших «контрактниками» в разведывательных подразделениях и войсках специального назначения, в ВВ. У нас очень ценят ранее приобретённые ими навыки.

Для меня, как для командира роты, желанный кандидат в подразделение выглядит примерно так: «контрактник», возраст - 20-25 лет, спортсмен, физически развитый, крепкого телосложения. Обращу внимание на рост и вес. Плюсом для кандидата станут ранее приобретённые навыки сапёрного профиля и водительские права. Отлично, если ранее кандидат уже получил воинскую специальность, например, пулемётчика, радиста. И очень важный аспект лично для меня, как для командира - желание кандидата служить именно в нашем батальоне. Таких вот, «отборных контрактников», к нам пришло более 30 человек за полгода. Могло быть и заметно больше, но отбор и отсев у нас никто не отменял.

Того, кто сам хочет служить в штурмовом подразделении, учить новому проще. У нас каждый «контрактник», как минимум, умеет стрелять, водить БТР, обращаться со взрывчатыми веществами и оказывать первую помощь. И, конечно, соблюдать правила техники безопасности.

12. Как обстоят дела со стрелковой подготовкой?
Особое внимание уделяем стрелковой подготовке, практика у нас постоянная и систематическая. Штурмовое подразделение, не способное отлично стрелять, «штурмовым», считаю, называться не может. Владеть штатным оружием «штурмовик» обязан в совершенстве. То же самое касается минно-взрывной специфики. Кроме того нужно, как минимум, уметь обращаться с иностранными образцами стрелкового оружия. Пока мы формируемся, не по всем образцам есть возможность знакомства «вживую», обходимся электронными документами и план-конспектами, но работа в направлении расширения и пополнения материальной базы конкретно для нас командованием ведётся.

13. Есть ли нехватка в личном составе или определённых специалистах?
В настоящий момент сказать, что у нас есть нехватка в кадрах - не могу. Наши собственные «кадры» работают, желающих попасть к нам на службу немало. Это же относится и к солдатам-«срочникам», сразу после КМБ (курс молодого бойца) большинство стремится на службу в наш батальон. Мотивация у «срочников» разная: кто-то «по слухам», кто-то видит как и чем мы заняты в ходе ежедневной боевой подготовки. Её много. Некоторых удивляет, что у нас и строевая подготовка есть. А как без неё? Это же фундамент группового ведения боя. Кто хорош в строю - хорош и в бою, с суворовских времён известный факт. Для повышения уровня слаженности подразделения строевая незаменима. Огневая, сапёрная, специальная, физподготовка - у нас есть чем заняться на службе. Лично наблюдаю, как комплекс мер делает из вчерашних мальчишек сегодняшних мужчин. В том числе при помощи утренней физической зарядки.

14. Физподготовка - это просто борьба за «хорошую спортивную форму» или есть ещё какие-то сверхполезные аспекты?
У наших военнослужащих в принципе физические нагрузки повышенные. Однако со временем этот «повышенный» уровень нивелируется за счёт личного роста, люди постоянно развиваются и в какой-то момент времени начинаешь расценивать высокие нагрузки как нормальные. Просто становишься сильнее и выносливее. Это, в том числе, и из личного опыта наблюдение.

15. Сколько получает «средний контрактник» в штурмовом подразделении?
В среднем «контрактник» получает около 30 тысяч рублей, а если он успешен и упорен в части индивидуальной физической подготовки, имеет (и может подтвердить) спортивную «классность», то получает право на денежную надбавку в 10-15 тысяч рублей. Поддержание отличной личной спортивной формы, как видите, неплохо оплачивается. В таком деле как работа над собой лично финансовый стимул считаю очень полезным.

16. Есть ли что-то из техники, чего пока в распоряжении нет, но хотелось бы иметь именно для командира штурмовой роты?
БПЛА. У нас пока что нет таких, но лично мою работу по принятию решений на основании оперативных разведданных они сильно облегчают. Опыт взаимодействия с БПЛА у меня был.

Если именно техники не касаться, считаю, что очень полезной для нас, как для молодого подразделения с уникальной спецификой, была бы возможность привлечения сторонних экспертов и инструкторов. Для обучения. Мы сейчас активно формируем базу боевого опыта, вот здесь инструкторский опыт «узких» специалистов из других подразделений для нас бесценен. Например, хотелось бы освоить нюансы действий в горах, на практике изучить опыт тех же полицейских СОБРов по работе в здании, инструкторы из числа разведки СпН познакомили бы со своим опытом действий в лесу. Это всё необходимо суммировать, накапливать и адаптировать. Сейчас проводим видеосъёмку наших занятий с последующим «разбором полётов» и анализом. Учимся непрерывно. Опять же, напомню, наши «контрактники», пришедшие из специальных подразделений тоже становятся источниками новых знаний и, в какой-то мере, выполняют роль инструкторов. Это, как раз, часть моей работы, как командира: выделять главное, суммировать, адаптировать, накапливать и передавать подчинённым.

В этом ключе в ближайших планах у нас намечено сотрудничество с ССО (Силы специальных операций). Из того, что об этом могу сообщить - это будет практический курс разносторонней подготовки, проводимый силами инструкторов ССО на базе ССО для всех наших офицеров и «контрактников». Такой курс подготовки ожидает, в том числе, и меня. Отлично, что такая возможность у нас есть и очень правильно, что сотрудничество с ССО намечено как постоянное. Мы ведь тоже создавались как подразделение для выполнения специальных задач в рамках инженерно-сапёрной тематики.

17. Если вашему подразделению поставили бы задачу «Взять Кенигсберг!» - как действовали бы?
Вот так сразу, «на коленке», за пару минут штурм Кенигсберга планировать - не есть правильно. Но если похожую задачу нам поставят - выполним. Рассуждая в общем: персональная бронезащита бойца сильно продвинулась с тех пор вперёд, современное стрелковое оружие, бронетехника, установки разминирования - в общем, Кенинсберг образца последних лет войны из сегодняшнего дня не выглядит абсолютно неприступным. Тем более - наши деды его взяли и без всего перечисленного.

Мы, кстати, изучали опыт обеих чеченских компаний, когда приходилось воевать в малоэтажной городской застройке. Там успешно применялись УР-77. Зачем нужны человеческие жертвы, когда укреплённое здание с боевиками внутри можно дистанционно закидать из УР-77 и только после этого произвести зачистку силами личного состава. Хотя там часто и зачищать было уже нечего после УР.

Иногда бывает, что надо вломиться в здание через брешь в стене. Которую ещё предстоит проделать. Тут важно иметь максимум информации о здании и противнике: что за здание, какие подходы, кто внутри, сколько их, чем вооружены. Отталкиваясь от этих данных, определяем тактику для конкретного случая: какая из групп в каком составе работает по первому этажу, какая по второму, кто прикрывает центральный и запасной входы-выходы. Скажем, когда-то удобнее войти просто в дверь, а когда-то сверху, пробив потолок или крышу. Если обстановка и дверь позволяют - можно обойтись и без взрыва, гидравлическими ножницами или дисковой пилой. В двух словах и без конкретики тут толком не расскажешь. В общем случае один человек под прикрытием группы подходит к зданию, устанавливает заряд (их немало самых разных) и производит подрыв ВВ одним из способов. Дальше штурм через пролом или одновременно через пролом и другие точки входа.

18. Предположим, речь идёт о большом одноэтажном кирпичном доме, внутри до 30 человек, предположительно это боевики запрещённой в РФ ИГИЛ и, вероятно, все они вооружены. Как быть?
Подогнать УР-77. Если такой техники нет, то у нас найдутся специалисты, способные аккуратно «сложить» здание. Это не вершина квалификации подрывника, есть задачи и посложнее.

19. Правда ли, что разминирование - это дело прошлого, а сейчас всё, что было заминировано, просто уничтожается?
Да, всё верно, если речь про «обезвреживание» на месте или эвакуацию взрывного устройства для последующего уничтожения. Сапёр - высококлассный специалист, напрасный риск специалисту противопоказан, он ещё может чьи-то жизни спасти. Зачем лишний раз заниматься обезвреживанием, когда без опасности для окружающих можно уничтожить взрывное устройство водомётом, накладным зарядом, разрушить его на месте направленным взрывом без последующей детонации, да хоть примитивно и надёжно сдёрнуть его «кошкой» или просто расстрелять? Это только в кино проводки режут, когда гениальный «хороший парень» должен переиграть гениального «плохого парня».

Но случаи, когда необходимо именно обезвреживание на месте или вывоз взрывного устройства для последующего уничтожения тоже в практике есть. Это как раз работа для высококлассного специалиста-сапёра, связанная с риском для жизни. В этой части опыта накоплено огромное количество, в том числе и со времён Великой Отечественной. И в современных инженерных войсках настоящих гениев минно-взрывного дела хватает.

20. Что можете делать полезного в мирное время? Привлекаются ли инженерные войска, скажем, к задачам ГО?
Привлекаются по необходимости. Можем вести разведку в зоне стихийного бедствия, аварии или катастрофы. Можем работать спасателями. Можем работать пожарными. Можем оказать первую помощь и эвакуировать. Можем возвести мост и навести переправу. Можем работать под водой, у нас свои водолазы есть. В общем - можем спасти жизни людям, терпящим бедствие или оказавшимся в зоне ЧС.

21. Что у вас считается признаком профессионального мастерства? Лётчики, например, сложный пилотаж крутят на малых высотах, снайперы в наручные часы с 300-х метров попадают, а что у «штурмовиков»?
Хороший инженер-«штурмовик» возвращается живым после успешного выполнения боевого задания.

Часть вторая, фотографическая

В часть прибыл ещё затемно, до подъёма.

Позавтракал в солдатской столовой.

На завтрак выдали пшённую кашу с подливой, курицу, свиное сало, коровье масло, хлеб, куриное яйцо, сладкий чай, карамель, пряники, печенье, молоко.

Сало и курица в моей тарелке в двойном размере, наконец-то нашёл в армии первого вегетарианца! Целый подполковник оказался.


Капуста, морковка, фасоль, горох к завтраку на выбор. Всё съесть не смог, хоть и был голоден. Завтрака, кстати, хватило на целый день беготни по муромским окраинам, еда добротная, сытная, хоть и не самая вкусная.

После завтрака отправились знакомиться с военными инженерами из роты разграждения и штурма. По предварительной договорённости они должны были продемонстрировать процесс облачения в новое защитное снаряжение.


У ОВР-3Ш предусмотрено три типоразмера.

Костюмы транспортируются и хранятся вот в таких сумках. Круглый отсек предназначен для шлема.

На столе разложены основные составные части ОВР-3Ш: слева видны фрагменты системы охлаждения, облегчённая куртка, брюки, «безрукавка» и защитный шлем.

Система охлаждения состоит из двух частей - фуфайки и «кальсон».

Лёгкие гибкие пластиковые шланги пришиты по всей внутренней поверхности фуфайки и кальсон.


Шланги гоняют воду из такого бачка при помощи электромотора. Аккумулятора хватает примерно на сутки работы. Хладагентом призвана выступать обыкновенная вода со льдом (со льдом!?).

Про лёд, вообще говоря, не очень понял: зимой его навалом, но система охлаждения не нужна, а летом где его взять? Насколько эффективно будет охлаждать пользователя обыкновенная вода (без льда) - выяснить не удалось.

В любом случае, система, заправленная питьевой водой может выполнять роль носимого запаса воды.


Система охлаждения надевается трубками к телу прямо на термобельё. Видны коннекторы для подключения к бачку с водой.

В зимний период система охлаждения не требуется, была надета только для демонстрации.

Поверх термобелья и системы охлаждения (или без последней) надевается вот такая облегчённая куртка, по сути это только рукава, куртка же служит вынужденным несущим элементом.

Облегчённую куртку удобнее надевать и подгонять вдвоём, но и в одиночку задача вполне посильна каждому. Шнуровка на спине не позволяет костюму елозить по телу, регулирует «ход» рук и плеч и общий комфорт.

Вслед за курткой надеваются брюки.

Брюки соединяются с курткой специальными стропами на защёлках, они видны слева на снимке.

Осталось водрузить на себя «безрукавку» с наплечниками.

По бокам, на груди и в паху костюма предусмотрены специальные «карманы» для размещения бронепанелей.
Панели могут быть разными, в данном случае у них 6 класс защиты, держат выстрел в упор из СВД бронебойно-зажигательной пулей.

По тому же принципу работает и плечевая защита, только она гибкая и не столь высокого класса защиты. Но от осколков, порезов и ожогов защищает надёжно.

Бронешлем «Воин Кивер РСП» с забралом. Забрало держит пистолетную 9-мм пулю.

Забрало на шлеме съёмное. На снимке оно только что с мороза, так что в помещении запотело. На улице запотевало значительно слабее, специально обращал внимание.

Щиток из трёхслойного пластика тяжёл, отменно прозрачен, но здорово меняет центр тяжести шлема.
Узлы крепления на шлеме позволяют размещать разнообразные предметы на шлеме, например, фонарик.

Связь, защита слуха и узел подключения для миноискателя.

Инженер-«штурмовик» в ОВР-3Ш. Забрало со шлема снято.

Для демонстрации прогресса в деле индивидуальной бронезащиты «штурмовиков» принесли пару современных реплик стальных кирас-нагрудников СН-42.
Кирасы специально сделали для демонстрационных целей на одном из предприятий по чертежам и фотографиям, а элементы крепления и «демпфер» сшил своими руками один из офицеров.

Стальной шлем, как видно, не самый аутентичный, но это дело наживное. Зато пехотная лопатка с клеймом «1917».

Макет ППС. Странно видеть такие вот «новодельные» надписи на оружии, сделанном в СССР. Наших, отечественных, «макетчиков» это тоже касается.
Или есть какая-то особая доблесть в холощении (иногда просто варварском) хоть и старого, но боевого оружия? Или это какие-то законодательные требования?

По многочисленным просьбам заинтересованных лиц некоторые фотоподробности из жизни мультитула НС-2 и штурмового ножа «Сапёр».
Чехол со штатным мультитулом виден у левого бойца на левом бедре.

Применение мультитула по прямому назначению.

Мультитул в чехле. Столовый нож из солдатской столовой для масштаба.

Чехол можно крепить на поясной ремень или снаряжение несколькими способами.

Нож штурмовой «Сапёр».

Ножны со штурмовым ножом видны на правом бедре «штурмовика».

Нож штурмовой «Сапёр» сразу же привлёк к себе моё внимание довольно распространёнными грамматическими ошибками.
На всякий случай сообщаю, что в словосочетании «Вооружённые Силы России» все слова надо бы писать с большой буквицы.
А вот в словосочетании «Инженерные войска» слово «войска» грамотно было бы написать с малой буквицы.

Пообщался с пользователями «Сапёра», они выразились в том духе, что подобный нож полезен и необходим, конкретно к данному изделию претензий пока нет.
А вот у меня тайное сомнение закралось: имел удивительный опыт владения и пользования чудо-ножом выживания, гордо нёсшим на себе похожее «лосиное» клеймо.

Полной загадкой для меня стало изображение якоря на пластике рукояти. Кто-нибудь знает к чему на «Сапёре» якорь?

Попробовал немного порубить «Сапёром» древнее бревно. Голой рукой не очень удобно показалось, рукоять узковата снизу, где пальцы.
В перчатках действовать значительно сподручнее.

На этом со снаряжением предлагается уняться и перейти к осмотру фотографий с тренировок «штурмовиков» на местности.

Инструктаж, построение. Двое «штурмовиков» в ОВР-3Ш, двое в исторических костюмах времён Великой Отечественной (реплики камуфляжа «Амёба» и нагрудников СН-42), четверо в «Ратнике».

БТР-82А расставлены у всех входов-выходов в бригаде. На случай предотвращения возможной террористической угрозы.

Погрузились в армейский «Урал» и прибыли на территорию бывшей ткацкой фабрики «Красный луч».
Сапёры получили оружие, холостые патроны и накрутили на автоматы втулки для холостой стрельбы.

Ткацкий комбинат, как видно, давно позаброшен людьми и теперь служит полигоном для тренировок «штурмовиков».
Удобно отрабатывать тактику действий штурмовой группы в городских развалинах.

Старшина считает патроны, пересыпая их из пачек в свою шапку. Очень распространённая в армии картина.

Здания бывшего ООО «УК «Муромский ХБК», или комбината «Красный луч», входившего в состав концерна «Русский текстиль».
В 1900 году здесь впервые заработали бумаготкацкие станки, а в наши дни комбинат оказался нерентабельным и сейчас переживает неудивительное превращение из классического «заброса» в руины.

Судя по обилию всяких надписей на стенах, муромские подростки уже прошли здесь суровую школу жизни.

Пока сапёры обсуждали план своих действий, немного походил по зданию. Кругом следы активной, в прошлом, жизнедеятельности.

Разделившись на боевые «двойки», приступили к тренировкам по штурму здания. Первыми идут бойцы в ОВР-3Ш, за ними ядро штурмовой группы.

Пару раз парни любезно прошлись с оружием без «холостых» втулок, специально для фотографий. Далее просто фотографии рабочего процесса по штурму городских развалин.
Все деньги, как говорится, на экране!

Для досмотревших всё до самого конца предусмотрен поощрительный приз. Это индивидуальный армейский рацион питания, меню 2.
Коробка подписана командиром штурмовой роты и достанется автору самого интересного вопроса о службе штурмового подразделения инженерных войск.
Экспертные оценки, комментарии и рекомендации, как всегда, приветствуются.

Ссылочку для установления победителя и получения разъясняющих ответов отправлю товарищу гвардии старшему лейтенанту. Победителя определим 1 марта сего года.

Капитан 2 ранга Д. Румынов

В сухопутных войсках (СВ) Германии решение задач инженерного обеспечения боевых действий возложено на инженерно-саперные батальоны (исб), входящие в состав мотопехотных (танковых и горно-пехотной) бригад.

Концептуальными документами, регламентирующими степень готовности и порядок задействования национальных воинских контингентов, определено, что каждое из двух подразделений (батальонных тактических групп), одновременно участвующих в двух различных операциях за пределами национальной территории, должно иметь в своем составе инженерно-саперную роту для обеспечения общей и непосредственной инженерной поддержки.

Исходя из среднего четырехмесячного цикла задействования военнослужащих бундесвера в международных воинских контингентах за рубежом в течение года может потребоваться привлечение шести подразделений данного типа. С учетом необходимости обеспечения 20-месячного периода реабилитации и подготовки личного состава между участиями в боевых операциях определено, что в сухопутных войсках должно быть 12 инженерно-саперных рот.

В рамках реформирования вооруженных сил ФРГ инженерно-саперные подразделения переводятся на новую типовую организационно-штатную структуру. Вместо имеющихся (по состоянию на вторую половину 2014 года) одного отдельного инженерно-саперного полка (три исб), четырех отдельных инженерно-саперных батальонов и пяти отдельных инженерных рот в новую структуру сухопутных войск будут входить шесть однотипных развернутых исб, две инженерно-саперные роты (иср), а также два скадрованных инженерно-саперных подразделения батальонного уровня.

Перспективная дислокация инженерных подразделений сухопутных войск ФРГ
Инженерные войска в перспективной структуре сухопутных войск ФРГ
Типовая структура инженерно-саперного батальона
Типовая структура инженерно-саперной роты
Типовая структура роты инженерных машин

В соответствии с планами в СВ Германии до конца 2015 года будут расформированы:
- 100-й инженерно-саперный полк (Минден), при этом входящие в его состав 1-й инженерно-саперный и 130-й тяжелый инженерно-саперный батальоны будут переданы в 21-ю и 9-ю танковые бригады (тбр) соответственно, а 901-й инженерный батальон сокращенного состава - в непосредственное подчинение командира 1-й танковой дивизии с присвоением наименования "тяжелый";
- 90, 200 и 260-я отдельные инженерно-саперные роты.
По завершении реформирования в каждую из шести бригад, являющихся основой сухопутных войск бундесвера, будет входить один инженерно-саперный батальон:
- в состав 9-й танковой бригады - 130 исб (пункт дислокации - Минден, федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия);
- в 21-ю танковую бригаду - 1-й инженерно-саперный батальон (Хольцминден, Нижняя Саксония);
- в состав 41-й мотопехотной бригады (мпбр) - 803 исб (Хафельберг, Саксония-Анхальт);
- в 23-й горно-пехотной бригаде - 8-й горный исб (Ингольштадт, Бавария);
- в состав 12 тбр войдет 4-й инженерно-саперный батальон (Боген, Бавария);
- в 37-ю мотопехотную бригаду - 701 исб (Гера, Тюрингия).

Дивизия быстрого реагирования и франко-германская бригада будут включать соответственно 270-ю парашютно-десантную (Зеедорф, Нижняя Саксония) и 550-ю отдельную (Штеттен ам калтен Маркт, Баден-Вюртемберг) инженерные роты.

В дивизионном комплекте танковых соединений будут два инженерно-саперных подразделения:
- 901-й тяжелый инженерный батальон сокращенного состава (Хафельберг, прямое подчинение командиру 1 тд). Входящие в него рота штабная и обеспечения, а также одна из рот инженерных машин скадрованы и не имеют штатной техники; две тяжелые понтонно-мостовые роты и рота инженерных машин полного состава предназначены для передачи в зависимости от поставленной задачи в состав любого из отдельных инженерно-саперных батальонов.
- 905-й скадрованный инженерный батальон (Ингольштадт, прямое подчинение командиру 10 тд), куда вошли две скадрованные иср и одна рота инженерных машин. Они приписаны к определенным инженерно-саперным батальонам и исходя из складывающейся обстановки могут быть переданы в их распоряжение.

После проведенного реформирования общая численность личного состава инженерно-саперных войск Германии должна составить 3 950 человек (до 13,2 % сухопутных войск ФРГ, с учетом военнослужащих учебного центра подготовки специалистов инженерных войск).

Кроме того, к выполнению специфических задач, включая строительство и обслуживание передовых операционных баз, полевых лагерей и складов ГСМ германских контингентов, действующих за пределами национальной территории, привлекаются 164-й (Хузум, федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн) и 464-й (Шпейер, Рейнланд-Пфальц) специальные инженерные батальоны объединенных сил обеспечения ВС ФРГ.

Согласно планам реформирования вооруженных страны 464-й специальный инженерный батальон будет расформирован до конца 2015 года.

Организационно-штатная структура инженерно-саперных подразделений сухопутных войск Германии. Типовая структура инженерно-саперных батальонов, входящих в состав мотопехотных (танковых, горно-пехотной) бригад сухопутных войск, предполагает одновременное выделение необходимых сил и средств (до двух усиленных инженерно-саперных рот) для инженерного обеспечения двух независимых операций. В свою очередь, штатная структура инженерно-саперной роты, а также обеспеченность ее специальной техникой должны гарантировать задействование этого формирования за пределами национальной территории в течение четырех месяцев.

Новая типовая структура инженерно-саперных частей и подразделений СВ ФРГ была разработана на основе шести основополагающих принципов: - планирование и организация инженерного обеспечения должны осуществляться на всех уровнях (от батальонного до дивизионного);
- основным подразделением, предназначенным для инженерного обеспечения боевых действий, является инженерно-саперная рота, а при выполнении задач, связанных с приведением строительных работ, - рота инженерных машин;
- для поддержания 70-процентной готовности инженерно-саперных рот к боевому использованию в соответствии с новой концепцией выделяемые в их состав отдельные структурные элементы рот инженерных машин и понтонно-мостовых рот должны проходить усиленную подготовку;
- при подготовке инженерно-саперных рот и рот инженерных машин повышенное внимание необходимо уделять планированию и проведению строительных работ;
- борьба с минами и самодельными взрывными устройствами является одной из основных задач всех инженерно-саперных подразделений (силы и средства разминирования включены в состав инженерно-саперных рот и рот инженерных машин);
- сокращение возможностей инженерных подразделений по установке минно-взрывных заграждений.

Инженерно-саперный батальон согласно штату входит в состав мотопехотной (танковой, горно-пехотной) бригады сухопутных войск Германии. Командир инженерно-саперного батальона является начальником инженерной службы бригады (оперативного соединения) и отвечает за следующие вопросы:
- организация инженерного обеспечения проводимой операции на бригадном уровне;
- планирование, организация и выполнение строительных работ в районе боевого предназначения;
- ведение инженерной разведки.

Инженерно-саперный батальон организационно включает отделение планирования инженерных работ, в составе которого имеется взвод инженерной разведки, а также четыре роты: штабная и обеспечения; две инженерно-саперные и тяжелая саперная (рота инженерных машин).

Взвод инженерной разведки исб предназначен для сбора необходимой для планирования операции (боевых действий) информации о местности и об объектах инфраструктуры. При выполнении задач разведки взвод может действовать самостоятельно или во взаимодействии с разведывательными подразделениями мотопехотных (танковых) бригад, а также погруппно придаваться боевым ротам. Организационно он состоит из группы управления на БТР "Фукс-1" и четырех разведгрупп на машинах инженерной разведки "Феннек". Всего во взводе 32 человека личного состава, один БТР "Фукс-1" и четыре разведывательные машины "Феннек".

Инженерно-саперная рота является основным тактическим подразделением инженерных войск, осуществляющим соответствующее обеспечение проводимых сухопутными войсками операций по стабилизации обстановки на уровне батальонной тактической группы, включая:
- непосредственную инженерную поддержку боевых подразделений;
- расчистку минно-взрывных заграждений в тактической глубине;
- противоминную защиту боевых подразделений;
- обеспечение преодоления подразделениями естественных препятствий шириной до 24 м;
- выполнение строительных работ по инженерному оборудованию районов с использованием инженерных машин.

Инженерно-саперная рота организационно включает отделение планирования инженерных работ, а также четыре взвода - инженерно-саперный, разминирования, тяжелый разминирования и инженерных машин.

Инженерно-саперные взводы инженерно-саперных рот в ходе операции могут придаваться боевым ротам, обеспечивая им непосредственную инженерную поддержку, или выполнять другие специфические задачи.

Взводы разминирования обеспечивают противоминную защиту подразделений в тактической глубине и проверку объектов на предмет наличия на них мин и СВУ.
Тяжелые взводы разминирования в перспективной структуре будут оснащаться новой системой разминирования RCS и смогут выполнять задачи обеспечения беспрепятственного продвижения военных колонн.

Рота инженерных машин инженерно-саперного батальона наряду с иср решает задачи инженерного обеспечения операций на уровне батальонной тактической группы, такие как:
- планирование, организация и проведение строительных работ с задействованием штатных инженерных машин;
- расчистка минно-взрывных заграждений в тактической глубине;
- противоминная защита боевых подразделений;
- обеспечение преодоления подразделениями естественных препятствий шириной до 40 м;
- восстановление объектов инфраструктуры.

Рота инженерных машин организационно включает:
- отделение планирования инженерных работ;
- отделение планирования строительных работ;
- инженерно-саперный взвод;
- взвод инженерных машин (защищенных), имеющий на вооружении автомобильную и специальную технику с модульным бронированием;
- взвод инженерных машин (незащищенных), оснащенный техникой, без дополнительного бронирования;
- взвод разминирования.

Приведенные выше структуры, являясь типовыми, имеют ряд отличий по количеству инженерных рот в отдельных инженерно-саперных батальонах, а также по их составу. В частности, 701-й батальон 37 мбр в постоянном составе имеет не две, а одну инженерно-саперную роту, а при выполнении поставленных задач в случае необходимости в его состав вместо недостающей второй роты может дополнительно включаться 550 иср франко-германской бригады (не задействованная по плану бригады).

В отличие от типовой инженерно-саперной данная рота имеет в своем составе не один, а два инженерно-саперных взвода и один (вместо двух) взвод разминирования. На ее вооружении находятся девять БТР "Фукс", четыре танковых мостоукладчика "Бибер", три саперных танка "Дакс", три танковых минных трала "Кайлер" и шесть подвижных установок минирования "Скорпион".

Так, 270-я парашютно-десантная инженерная рота насчитывает в своем составе четыре взвода (два легких инженерных, взвод инженерных машин и взвод разминирования). Она предназначена для инженерного обеспечения действий сил воздушно-десантной бригады (парашютно-десантных полков) дивизии быстрого реагирования, а также операций, проводимых силами специального назначения;

4 исб в составе роты инженерных машин имеет взвод буровых установок. Основным предназначением данного подразделения является разработка водонапорных скважин и обеспечение водой полевых лагерей контингентов бундесвера в районах боевого использования или при проведении гуманитарных операций.

Находившиеся ранее в составе 4, 130 и 803 исб роты инженерных машин, оснащенные мостоукладчиками FFB, понтонно-мостовым парком FSB (два понтонно-мостовых взвода, взводы инженерных машин и водолазов) и самоходным понтонным парком с плавающими транспортерами-амфибиями М3 (два понтонно-мостовых взвода с амфибиями М3, взводы инженерных машин, водолазов-минеров и взвод разминирования), переданы частично развернутому 901-му тяжелому инженерно-саперному батальону.

Таким образом, за счет сочетания имеющихся сил и средств шести инженерно-саперных батальонов достигается создание инженерных формирований, способных выполнить весь спектр задач инженерного обеспечения операций, проводимых контингентами германских сухопутных войск за пределами национальной территории. В случае необходимости решения специфичных задач им придается специализированная инженерная техника из состава 901-го тяжелого исб.

В зависимости от обстановки при проведении бундесвером операции по защите национальной территории или операции в рамках союзнических обязательств, а также в ходе мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий (техногенных катастроф) предусмотрено создание на базе 901-го и 905-го батальонов единого инженерного подразделения, которое будет использоваться по национальному плану или под коалиционным руководством.

Штат инженерно-саперной роты танкового полка
Советской Армии
(иср тп)

Инженерно-саперная рота танкового полка относится к подразделениям боевого обеспечения и предназначена для выполнения задач инженерного обеспечения боя полка.

Прямым начальником роты является начальник инженерной службы полка, который в свою очередь подчинен непосредственно командиру полка.

Структура инженерно-саперной роты

Личного состава в роте всего 59 человек. Из них 4 офицера, 3 прапорщика, 12 сержантов и 40 рядовых. Рота состоит из управления роты и трех взводов- инженерно-саперного (ИСВ), инженерно-технического (ИТВ) и автомобильного (АВ).

Управление роты:
Всего 6 человек. Из них 2 офицера, 2 прапорщика, 2 рядовых.
*Командир роты - 1 (капитан).
*Заместитель ком. роты по политической части -1 (старший лейтенант).
*Старшина роты - 1 (старший прапорщик).
*Техник роты -1(старший прапорщик).
*Водитель БТР - 1 (рядовой).
*Радиотелефонист - 1 (рядовой).
Техника управления роты:
-БТР-60ПБ -1
Вооружение управления роты:
-пистолетов ПМ -4
-автоматов АКМ -2
-пулемет КПВТ - 1 (на БТР)
-пулемет ПКТ - 1 (на БТР)
Средства связи управления роты:
-радиостанция Р-113 - 1 (на БТР)
-радиостанция Р-107 -1
ИСВ (инженерно-саперный взвод)
Всего 19 человек. Из них 1 офицер, 3 сержанта, 15 рядовых.

Оружие: пистолет ПМ.
1 инженерно - саперное отделение. *Командир отделения - заместитель командира взвода -1 (старший сержант)
*Водитель -1 (рядовой)
*Саперы - 4 (рядовые)
Оружие: -автоматов АКМ-6
-гранатомет РПГ-7 -1
Техника: -автомобильУрал -4320 -1

-мотопила "Дружба" -1
2 инженерно -саперное отделение *Командир отделения -1 (младший сержант-сержант)
*Водитель -1 (рядовой)
*Саперы - 4 (рядовые
Оружие: -автоматов АКМ -6
Техника: -автомобильУрал -4320 -1
-прицепной минный заградитель ПМЗ-4 - 1
-мотопила "Дружба" -1
3 инженерно - саперное отделение *Командир отделения -1 (младший сержант-сержант)
*Водитель -1 (рядовой)
*Саперы - 4 (рядовые
Оружие: -автоматов АКМ -6
Техника: -автомобильУрал -4320 -1
-прицепной минный заградитель ПМЗ-4 - 1
-мотопила "Дружба" -1
ИТВ (инженерно-технический взвод)
Всего 19 человек. Из них 1 офицер, 7 сержантов, 11 рядовых.
*Командир взвода - 1 (ст.лейтенант- лейтенант).
*Лаборант полевого водоснабжения - 1 (старший сержант)
Оружие: пистолет ПМ.-1
автомат АКМ -1
1 отделение дорожных машин *Командир отделения - командир МТУ -1(младший сержант - сержант)
*Механик водитель МТУ - 1 (рядовой)
*Старший механик-водитель БАТ-М -1 рядовой)
*Механик-водитель БАТ-М -1 (рядовой)
Оружие: -пистолетов ПМ -2
-автоматов АКМ -2
-гранатомет РПГ-7 - 1

Техника: -танковый мостоукладчик МТУ -1
-путепрокладчик БАТ-М -1
Ср.связи:
2 отделение дорожных машин
Оружие: -пистолетов ПМ -2
-автомат АКМС -1 (бортовой МТУ)
-пулемет ДШК-М - (бортовой МТУ)
Техника:
Ср.связи: -радиостанция Р-113 - 1(бортовая МТУ)
3 отделение дорожных машин *Командир МТУ -1(младший сержант - сержант)
*Механик водитель МТУ - 1 (рядовой)
Оружие: -пистолетов ПМ -2
-автомат АКМС -1 (бортовой МТУ)
-пулемет ДШК-М - (бортовой МТУ)
Техника: -танковый мостоукладчик МТУ -1
Ср.связи: -радиостанция Р-113 - 1(бортовая МТУ)
Отделение землеройных машин *Командир отделения- старший механик-водитель ПЗМ -1 (младший сержант - сержант)
*Механик-водитель ПЗМ -1 (рядовой)
Оружие: -автоматов АКМ-2
Техника: -полковая землеройная машина ПЗМ -1
Отделение полевого водоснабжения *Командир отделения -1 (младший сержант - сержант)
*Водитель-моторист -1 (рядовой)
*Моторист -1 (рядовой)
Оружие: -автоматов АКМ -3
Техника: -фильтровальная станция МАФС (ВФС-2.5) -1
Отделение ТММ *Командир отделения- старший механик-водитель -1 (младший сержант - сержант)
*Старший механик-водитель -1 (рядовой)
*Механики-водители -2 (рядовые)
Оружие: -автоматов АКМ-4
Техника: -тяжелый механизированный мост ТММ -1 (4 машины)
АВ (автомобильный взвод)
Всего 15 человек. Из них 1 прапорщик, 2 сержанта, 12 рядовых.
*Командир взвода -1 (старший прапорщик)
Оружие - пистолет ПМ -1
1 автомобильное отделение *Командир отделения -заместитель командира взвода-старший водитель - 1 (старший сержант)
*Водители - 8 (рядовые)
Оружие: -автоматы АКМ-9
-гранатомет РПГ-7 - 1
Техника: -автомобили ЗИЛ-131 с самопогрузчиками -9
-прицепы 2ПН-2 -9
-тралы КМТ-6 - 27
-бульдозеры танковые навесные БТУ-9
2 автомобильное отделение *Командир отделения-старший водитель -1 (младший сержант - сержант)
*Водитель-крановщик - 1 (рядовой)
*Водители -3 (рядовые)
Оружие: -автоматы АКМ - 5
Техника: -автокран 8Т-210 - 1
-автомобили Урал-4320 - 4
-прицепы 2ПН-4 -3
-тралы КМТ-5М -3

Табельное инженерное имущество роты:

Табельное инженерное имущество роты:

Шанцевый инструмент :
-малых пехотных лопат - 21;
-больших саперных лопат - 35;
-пил двухручных - 10;
-топоров плотницких - 20;
-кирко-мотыг - 5;
-ломов - 5.

Осветительные средства:
-фонарей аккумуляторных АМФ-8 - 1;
-фонарей батарейных КСФ -4;

Средства минирования и разминирования:
-миноискателей ИМП (РВМ, РВМ-2) -9;
-комплектов разминирования КР-И - 3;
-шнур минера - 9;
-прибор фиксации минных полей - 1;
-исполнительный прибор управ.минного поля КРАБ-ИМ - 1.

Маскировочные средства:
-комплектов маскировочных типа МКТ - 22;
-комбинезонов маскировочных - 24.

Плавсредства:
-спасательных жилетов - 16;
-плавательных костюмов МПК - 2.

Средства ведения подрывных работ:
-подрывная машинака КПМ-1 -1;
-комплект 77 - 1;
-омметров М-57(лин.мост ЛМ-68) -2;
-сумок минера-подрывника - 9.

Средства добычи и очистки воды:
-резервуар РДВ-1500 -1.

Средства наблюдения и разведки:
-дальномер саперный ДСП-30 -1;
-прибор ночных работ ПНР -1;
-перископ ПИР - 1;
--биноклей -3.

Возимый боекомплект:
-противотанковых мин - 600 шт.;
-противопехотных мин - 8000 шт.;
-тротила в шашках - 500 кг.

От автора .Всего в роте 28 различных машин и 15 прицепов. Для сравнения- в танковой роте 10 танков и больше ни единой иной машины! А военно-учетных специальностей сколько в роте? Ведь каждого солдата надо учить отдельно. В танковой роте всего специальностей: командир танка, наводчик, механик-водитель, заряжающий. А должность командира саперной роты тоже, как и командира танковой роты - капитанская. И оклад ни рублем больше. Нет, неблагодарное занятие быть командиром инженерно-саперной роты.

Железный народ, вы сапёры,
И сколько ж вы мин извлекли
С дорог, перевалов и сопок,
Руками достали с земли?

А сколько раз пули свистели?
Над головой у виска.
И ноги порой холодели.
Дрожала порою рука.

Но нет, то минутная слабость
Её Мы в расчёт не берём.
Вы щупами мерили землю.
Со смертью здесь каждый знаком.

Спасибо, сапёры, ребята,
Ведь столько парней вы спасли!
Вы мины с земли извлекали -
Вам низкий поклон до земли!

Игорь Сокало

Личный состав инженерно-сапёрного взвода
РММГ-2 (ММГ-5) «Кайсар»
с декабря 1986 г. по июнь 1992 г.

Инженерно-сапёрный взвод в ММГ "Кайсар" появился не сразу. До января 1987 года, т.е. 8 лет нескончаемых боевых действий мотоманевренной группы в Афганистане, взвода не было. А мины на дорогах, тем не менее были. "Как-то справлялись без специалистов", - подумает несведующий человек. На самом деле всё не так просто. Для решения сложной задачи по проверке дорог, горных спусков, узких проходов и пр. в отношении минирования использовались инженерно-сапёрные отделения 1, 2 или 3 пограничных застав мотоманевренной группы. На вооружении в таком отделении, в своей основе, были минно-розыскные собаки и щупы. Численность отделения: 3 человека (инструктор службы минно-розыскной собаки, старший вожатый и вожатый). Работали на выездах, как правило, собаки инструктора или старшего вожатого. Остальные собаки выполняли сторожевую роль в базовом лагере в Кайсаре.

На боевые выезды в состав экипажа первого БТРа головной походной заставы обязательно включался инструктор с собакой той заставы, которая была назначена в ГПЗ. Резервная собака с инструктором следовала в середине колонны или ближе к хвосту на одной из БМП.

Стараниями начмана Н. Максимова в конце декабря 1986 года за счёт штата ММГ был создан инженерно-сапёрный взвод. Отделения минно-розыскных собак на заставах были сокращены и переданы в ИСАПВ. Немного пострадали и другие подразделения. 7 января 1987 года в ИСАПВ появился первый ВрИО командира взвода Юрий Собко, прибывший в составе большой группы прапорщиков в Кайсар. С этого момента ИСАПВ и взвод боевого обеспечения жили отдельно от остальных подразделений ММГ, перестроив часть здания столовой, где были склады. Склады в свою очередь в 1986, начале 1987 годов были выведены за основную территорию ММГ.

В начале февраля 1987 г. во взвод на усиление прибыли БАТ-2м на базе танка Т-72 и придана БРМ. Такая невиданная техника была предназначена в первую очередь не для боевых действий, а для ввода в базовый лагерь инженеров - бурильщиков. Командованием была поставлена задача обеспечить все заграничные гарнизоны водой из артезианских скважин, чтобы никогда не зависеть от воды, которую могли перекрыть или отравить душманы.

Вскоре, для взвода, ММГ получила новый, с капитального ремонта БТР-70. Ему был присвоен бортовой номер 875. Однако повоевать ему было не суждено. На первом же выходе за транспортной колонной в апреле 1987 г., при проходе на обратном пути с 45 пограничного знака Биркинского ущелья, БТР подорвался третьим слева колесом.

С появлением самостоятельного подразделения изменился состав ГПЗ. Теперь старшим заставы был кто-то из офицеров 2-ой или 3-ей застав, а старшим БТРа сапёров был офицер или прапорщик ИСАПВ. ГПЗ теперь строилась так: впереди БТР сапёров, за ними БТР старшего ГПЗ. Далее шла вся остальная колонна, состоящая из транспортных машин и боевой техники.

Вторая половина 1987 года и до второй половины 1991 года история ИСАПВ нашей ММГ скрыта под слоем памяти. Надеюсь на то, что ветераны взвода прольют свет на эти белые страницы. А вот с второй половины 1991 года и до расформирования ММГ истории взвода фактически не было, т.к. в мангруппе не было такого подразделения. Но были специалисты, был сапёр лейтенант Кущиков (прибыл в ММГ в августе 1991 года), который закончил нормальное инженерное училище. Служебные собаки вместе с инструкторами и вожатыми были снова закреплены за заставами, также постоянно, каждый божий день, проводились тренировки по поиску тротиловых шашек. В период выполнения служебно-боевых действий ММГ собаки использовались при проверке опасных в минном отношении участков дорог во время выходов пограничных нарядов или боевых групп на линию государственной границы для проверки пограничных знаков и демонстрационных действий. Из бывших в 1992 году в мангруппе ещё работал патлатый, кудлатый эрдельтерьер Янус. Была ли в этом необходимость? Была! Мины на участке 68 Тахта-Базарского пограничного отряда духи продолжали устанавливать даже после окончания боевых действий в течение нескольких последующих за выводом войск лет.

Списочный состав личного состава инженерно-сапёрного взвода связи ММГ "Кайсар" не полный. Список отражает примерно 50% личного состава, прошедшего службу во взводе за время Афганской войны. Есть неточности в фамилиях, почти нет дат пребывания в мотоманевренной группе солдат и сержантов, нет сведений о наградах, должностях, местах проживания офицеров, прапорщиков, солдат, сержантов . Отсутствуют точные данные о личном составе призыва осень 1987 г., весна 1988 г., а также данные о командирах взвода после вывода.
Прошу поднять свои дембельские альбомы, письма и вспомнить всех, уважаемые ветераны. Изменения и дополнения по списку личного состава ИСАПВ вносите через сообщения на форуме ММГ "Кайсар" в специально открытой для этого теме:

Активация новых пользователей на форуме в целях борьбы со спамом осуществляется посредством отправки письма со ссылкой для активации учётной записи на указанный пользователем почтовый ящик. Проблемы, возникающие при регистрации можно передать администратору через форму "Контакты " на сайте.

ИНЖЕНЕРНО-САПЕРНЫЙ ВЗВОД МОТОМАНЕВРЕННОЙ ГРУППЫ «КАЙСАР»

Командиры взвода

Воинское звание Фамилия, имя, отчество Дата прибытия Дата убытия Гос. награды Примечание
ст. лейтенант Стародубов Владимир Иванович Инженер ММГ - командир взвода
лейтенант Руденко Константин Николаевич 09.09.1988 - Инженер.
лейтенант Кущиков Нуры 08.1991 - 06.1992 Инженер. До расформирования ММГ включительно. Туркменистан.

Прапорщики взвода

Воинское звание Фамилия, имя, отчество Дата прибытия Дата убытия Гос. награды Примечание
ст. прапорщик Собко Юрий Владимирович 07.01.1987 - - 20.01.1989 Старший техник. Подрыв в апреле 1987 г.
прапорщик Мантуль Юрий Васильевич 24.01.1989 - - 07.1991 Старший техник. г. Мурманск

Список солдат и сержантов инженерно-сапёрного взвода по призывам

Призыв осень 1985 - 1987 г.г.

Воинское звание Фамилия, имя, отчество Дата прибытия Дата убытия Гос. награды Примечание
сержант Макаревич Анатолий 03.1986 - - зима 1988 ст. вожатый службы минно-розыскных собак. Гомельская область, переведён с 1 заставы в январе 1987 г.
сержант Морозов Александр 28.03.1986 - - зима 1988 Инструктор отделения службы минно-розыскных собак. Переведён с 3 заставы в январе 1987 г.
сержант Пальчевский Игорь 03.1986 - - 05.1987 Инструктор службы собак. В январе 1987 г. переведён в ИСАПВ с 2 заставы, в апреле - мае 1987 г. переведён в ПОГО.

Призыв весна 1986 - 1988 г.г.

Воинское звание Фамилия, имя, отчество Дата прибытия Дата убытия Гос. награды Примечание
сержант Герец Александр Михайлович Комндир отделения - начальник станции
сержант Гречкосий Виктор Николаевич 12.1986 - - 05.1988 Командир отделения - командир машины
ефрейтор Зайченко Владимир Г. Старший механик-водитель
сержант Кочубей Аркадий Викторович 12.1986 - - 05.1988 Командир инженерно-сапёрного отделения
сержант Могила Аркадий Станиславович 12.1986 - - 05.1988 Командир отделения инженерной разведки
мл. сержант Шестаков Юрий Владимирович Ст. сапёр-разведчик
мл. сержант Хурматулин Адик Рашитович Наводчик сапёр-оператор

Призыв осень 1986 - 1988 г.г.

Воинское звание Фамилия, имя, отчество Дата прибытия Дата убытия Гос. награды Примечание
рядовой Белановский Виктор Станиславович Механик-водитель
рядовой Гусев Вячеслав Петрович 03.1987 - - 15.02.1989 Ст. сапёр - наводчик
ефрейтор Дружинин Сергей Александрович 03.1987 - - 15.02.1989 Механик-водитель
ефрейтор Ермаков Николай Анатольевич 03.1987 - - 15.02.1989 Водитель БТР.
рядовой Жалалов Фазлитдин Таджимагомедович Сапёр-лаборант
рядовой Инагамов Абдулхамид Туралович Механик-водитель
рядовой Мельников Владимир Васильевич 03.1987 - - 15.02.1989 Ст. лаборант - ст. химик
ефрейтор Ошарин Владимир Аркадьевич 03.1987 - - 15.02.1989 Сапёр. В настоящее время проходит службу в Пинском ПОГО Беларуси, майор.
мл. сержант Попов В.Н. Сапёр-электрик
рядовой Сафин Рафаэль Рафович Водитель
рядовой Цуканов 16.03.1987 - - 15.02.1989

ИНЖЕНЕРНО-САПЕРНАЯ РОТА (ИСР) - подразделение б. обеспечения. Предназначалось для выполнения задач инженер, обеспечения боя полка. Прямым нач. роты являлся нач-к инженер, службы полка, который в свою очередь подчинен ком-ру полка. Структура ИСР. л/с 59 чел. Из них 4 оф-ра, 3 прапорщика, 12 с-тов и 40 ряд-х. Состояла из упр-я роты и 3-х взводов: инженерно-саперного (ИСВ), инженерно-тех. (ИТВ) и автомобильного (АВ). Управление роты: 6 чел. - 2 оф-ра, 2 прапорщика, 2 ряд. Ком-р роты - 1 (к-н). Зам. ком. роты по полит, части - 1 (ст. л-т). Старшина роты - 1(ст. прап-к). Техник роты - 1 (ст. прап-к). Водитель БТР - 1 (ряд.). Радиотелефонист - 1 (ряд.). Тех-ка упр-я роты: БТР-60ПБ - 1. Вооружение упр-я роты: пистолетов ПМ - 4, автоматов АКМ - 2, пулемет КПВТ - 1 (на БТР), пулемет ПКТ - 1 (на БТР). Ср-ва связи упр-я роты: р/с Р-113 - 1 (на БТР), р/с Р-107 - 1. ИСВ: всего 19 чел. Из них 1 оф-р, 3 с-та, 15 ряд-х. Ком-р взвода - 1 (ст. л-т, л-т). Оружие: пистолет ПМ - 1. 1-е инженер.-сапер. отд-е: ком-р отделения - зам. ком-ра взвода - 1 (ст. с-т), водитель - 1 (ряд.), саперы - 4 (ряд.). Оружие: автоматов АКМ - 6, гранатомет РПГ-7 - 1. Тех-ка: автомобиль Урал-4320 - 1, прицепной мин. заградитель ПМЗ-4 - 1, мотопила "Дружба" - 1.2-е инженер.-сапер. отд-е: ком-р отд-я - 1 (мл. с-т, с-т), водитель - 1 (ряд.), саперы - 4 (ряд.). Оружие: автоматов АКМ - 6. Тех-ка: автомобиль Урал-4320 - 1, прицеп, мин. заградитель ПМЗ-4 - 1, мотопила "Дружба" - 1.3-е инженер.-сапер. отд-е: ком-р - 1 (м-с, с-т), водитель - 1 (ряд.), саперы - 4 (ряд.). Оружие: автоматов АКМ - 6. Тех-ка: автомобиль Урал-4320 - 1, прицеп, мин. заградитель ПМЗ-4 - 1, мотопила "Дружба" - 1. ИТВ: 19 чел. Из них 1 оф-р, 7 с-тов, 11 ряд-х. Ком-р взвода - 1 (ст. л-т, л-т), лаборант полевого водоснабжения - 1 (ст. с-т). Оружие: пистолет ПМ - 1, автомат АКМ -1.1-е отделение дорожных машин: ком-р отделения - ком-р МТУ-1 (мл. с-т, с-т), мех.-водитель МТУ - 1 (ряд.), ст. мех.-водитель БАТ-М - 1 (ряд.), мех.-водитель БАТ-М - 1 (ряд.). Оружие: пистолетов ПМ - 2, автоматов АКМ - 2, гранатомет РПГ-7 - 1, автомат АКМС - 1, пулемет ДШК-М - 1 (бортовой МТУ). Техника: танковый мостоукладчик МТУ - 1, путепрокладчик БАТ-М - 1. Средства связи: р/с Р-113 - 1 (бортовая МТУ). 2-е отд-е дорож. машин: ком-р МТУ - 1 (мл. с-т, с-т), мех.-водитель МТУ - 1 (ряд.). Оружие: пистолетов ПМ - 2, автомат АКМС - 1 (бортовой МТУ), пулемет ДШК-М - 1 (бортовой МТУ). Тех-ка: танк, мостоукладчик МТУ - 1. Ср-ва связи: р/с Р-113 - 1 (бортовая МТУ). 3-е отд-е дорож. машин: ком-р МТУ - 1 (мл. с-т, с-т), мех.-водитель МТУ - 1 (ряд.). Оружие: пистолетов ПМ - 2, автомат АКМС - 1 (бортовой МТУ), пулемет ДШК-М - 1 (бортовой МТУ). Тех-ка: танк, мостоукладчик МТУ - 1. Ср-ва связи: р/с Р-113 - 1 (бортовая МТУ). Отделение землеройных машин: ком-р отд-я - ст. мех.-водитель ПЗМ - 1 (мл. с-т, с-т), мех.-водитель ПЗМ - 1 (ряд.). Оружие: автоматов АКМ - 2. Техника: полковая землеройная машина ПЗМ - 1. Отд-е полевого водоснабжения: ком-р отд-я - 1 (мл. с-т, с-т), водитель-моторист - 1 (ряд.), моторист - 1 (ряд.). Оружие: автоматов АКМ - 3. Тех-ка: фильтровальная станция МАФС (ВФС-2.5) - 1. Отделение ТММ: ком-р отд-я - ст. мех.-водитель - 1 (мл. с-т, с-т), ст. мех.-водитель - 1 (ряд.), механики-водители - 2 (ряд-е). Оружие: автоматов АКМ - 4. Тех-ка: тяжелый механизированный мост ТММ-1 (4 машины). АВ: 15 чел. Из них 1 прап-к, 2 с-та, 12 ряд-х. Ком-р взвода - 1 (ст. прап-к), Оружие - пистолет ПМ - 1. 1-е автомобильное отд-е: ком-р отд-я - зам. ком-ра взвода - ст. водитель - 1 (ст. с-т), водители - 8 (ряд-е). Оружие: автоматы АКМ - 9, гранатомет РПГ-7 - 1. Тех-ка: автомобили ЗИЛ-131 с самопогрузчиками - 9, прицепы 2ПН-2 - 9, тралы КМТ-6 - 7, бульдозеры танк, навесные БТУ - 9. 2-е авто, отд-е: ком-р - старший водитель - 1 (мл. с-т, с-т), водитель-крановщик - 1 (ряд.), водители - 3 (ряд-е). Оружие: автоматы АКМ - 5. Тех-ка: автокран 8Т-210 - 1, автомобили Урал-4320 - 4, прицепы 2ПН-4 - 3, тралы КМТ-5М - 3. Табельное инженерное имущество роты: шанцевый инструмент: малых пехот, лопат - 21; больших сапер, лопат - 35; пил двухруч. - 10; топоров плотницких - 20; кирко-мотыг - 5; ломов - 5. Осветит, ср-ва: фонарей аккумулят. АМФ-8 - 1; фонарей батарейных КСФ - 4. Ср-ва минирования и разминирования: миноискателей ИМП (РВМ, РВМ-2) - 9; комплектов разминирования КР-И - 3; шнуров минера - 9; прибор фиксации минных полей - 1; исполнит, прибор управ, минного поля КРАБ-ИМ - 1. Маскировочные ср-ва: комплектов маскировочных типа MKT - 22; комбинезонов маскировочных - 24. Плав, ср-ва: спасательных жилетов - 16; плават. костюмов МПК - 2. Ср-ва ведения подрывных работ: подрывная машина КПМ-1 - 1; комплект 77-1; омметров М-57 (лин. мост ЛМ-68) - 2; сумок минера-подрывника - 9. Ср-ва добычи и очистки воды: резервуар РДВ-1500 - 1. Ср-ва наблюдения и разведки: дальномер саперный ДСП-30-1; прибор ночных работ ПНР - 1; перископ ПИР - 1; биноклей - 3. Возимый б/к: противотанк. мин - 600 шт.; противопехот. мин - 8000 шт.; тротила в шашках - 500 кг.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: