Что делать если лень учить. Как побороть лень и начать учиться, когда нет особого желания

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Вчера написал статью про , сегодня меня понесло в противоположную сторону, давайте попробуем разобраться с тем, как заставить себя учиться. Думаю, людей, которые задаются вопросом как заставить себя учиться если все лень очень немало, а значит статья должна быть полезна и интересна многим. Хотя вполне возможно, что читать столько букв им будет тоже лень и ответом будет что-то вроде «многа букв, ниасилил» ©. Но будем верить в лучшее, вдруг кому-то действительно будет полезна статья.

Для начала следует разобраться, а откуда вдруг появилась лень и потом уже делать выводы как с ней бороться. Хотя есть и общие советы, которые могут помочь, они будут в конце статьи. Начнем разбираться в источниках лени.

Причины лени, мешающей учиться

Просто список

Вообще говоря, причин наверняка намного больше, чем я перечислю, но я учился в техническом ВУЗе, что отложило некоторый отпечаток на видение процесса обучения и сузило область зрения. Но, надеюсь, и того, что перечислю будет достаточно для большинства студентов. Причины будут даны списком, в следующем подпункте статьи будут методы борьбы.

  1. Любовь к клубам, развлечениям и вообще алкоголю. Нет, я всё понимаю, хочется «оторваться», особенно, если Вы вырвались из-под родительской опеки и переехали в другой город. Но на следующий день будет просто невозможно проснуться и идти учиться, а если это будет происходить регулярно, то ходить в ВУЗ станет очень лень.
  2. Любовь к онлайн-играм. На мой взгляд, это редкостная чушь, но она затягивает, и игроки порой могут просидеть за ПК до 20 часов подряд. Какая учеба на следующий день? Что Вы, что Вы, мне так лень. Лучше поиграю еще и так по кругу и идёт это всё.
  3. Просто не сошлись характерами с кем-то из одногруппников и стали объектом подколов. Тоже тяга к учебе сходит на 0 и появляется состояния, которое можно описать примерно так «мне лень идти в университет… Да там опять этот с подколами своими будет».
  4. Самый редкий для моего ВУЗа случай – влюбленность, накрывшая с головой. Когда делать всё лень, если это не связано с объектом воздыханий.
  5. Причина, абсолютно не относящаяся к лени, но упомяну я её здесь. Помимо учёбы у Вас есть работа, которую Вы совмещаете с учёбой или пытаетесь это делать, тут вопрос сложный, нужно изучить несколько вопросов, чтобы сделать вывод о необходимости такого совмещения. Подробнее об этом в следующем пункте.

Вот, пожалуй, и всё, что я смог вспомнить и придумать, теперь поговорим о том, как заставить себя учиться в таких непростых ситуациях.

Как заставить себя учиться если все лень

Так же по пунктам постараемся решить эти проблемы.


Вы же не столь ленивы?
  1. Вообще с этой проблемой поможет бороться только здравый смысл, если он у Вас присутствует. Если так тянет сходить в клуб или бар, то хотя бы выбирайте дни, когда следующий день у Вас будет свободен от учебы. Самый верный вариант – это суббота, ибо воскресенье точно выходной день. Но опять же не забывайте, что Вам кучу всего нужно сделать – , работы, да еще и к подготовиться. Самый лучший совет – объявить пьянству бой, но вряд ли многие последуют этому совету.
  2. Тут можно читать пункт 1. Потому что разницы особой нет, время убивается столь же бездумно. И опять же, самый лучший и радикальный способ – избавиться от онлайн-игр. Удалить их с ПК и постараться забыть.
  3. А вот этот случай интереснее предыдущих. Но и бороться тоже проще, чем с клубной жизнью или онлайн-играми. Люди, которые любят подкалывать других, как правило совсем не злые и не хотят кого-то унизить, сами к подколам относятся положительно, главное, чтобы они были смешными, а не просто унижающими. К тому же они не глупы, глупый человек просто не способен постоянно придумывать подколы. Самый простой вариант – подойти и нормально попросить, в 90% случаев сработает. Еще есть вариант, если Вас подкалывают из-за вашей одежды или фигуры, то можно посвятить выходные смене гардероба, а потом прийти в ВУЗ с абсолютно новым внешним видом. Особенно эффектно будет в том случае, если Вы придёте в одежде, подчеркивающей все Ваши достоинства и подойдете к человеку, который доводил Вас подколами с вопросом «Ну что, еще шутки будут?». Хотя это и не всегда возможно, но очень эффектно и эффективно.
  4. Тут просто нужно пораскинуть мозгом и понять, что эта влюбленность, как и все прошлые, скоро пройдёт, а высшее образование нужно получить, оно никуда от Вас не денется.
  5. Что касается работы, тут стоит разобраться с вопросом о том, действительно ли Вам необходима работа или Вы просто хотите доказать родителям, что взрослые и самостоятельные? Если работа необходима и Вы нашли хорошее место работы, то задумайтесь о переводе на заочную форму обучения, тогда будет проще совмещать, очная же учёба и работа даже на пол-ставки плохо совмещаются в большинстве случаев. Кроме того, важно, какую работу Вы нашли, если это работа по специальности или близко к ней, то за такую работу нужно держаться всеми силами, если же это работа где-то в фастфуде, работа промоутером или еще какая-то подобная бесполезная для дальнейшей жизни работа, то сильно подумайте, а действительно ли она Вам нужна? В конце-концов, совсем неплохо и без отрывать от учебы, подробнее по ссылке.

Тут всё просто, нужно просто как-то заинтересовать себя.

Самый действенный способ – вспомнить о том, что Вы проучились N лет и нужно просто дойти этот путь до конца. А если к этому добавить то, что во время учебы можно получать неплохую повышенную стипендию и жить практически самостоятельно (об этом читайте по ссылке выше), то лень должна улетучиться полностью и безвозвратно.

Хуже, если Вы человек слабый и попали в компанию, которая делает всё для своего удовольствия и учеба, само-собой, удовольствия не приносит. Если Вы решили, что хватит уже тратить здоровье и пора начинать получать знания, то Вам нужно под каким-то благовидным предлогом прекратить общение с этой компанией и начать общаться с теми, кто действительно учится, поверьте, в Вашей группе в университете такие люди есть. Если Вы не знаете как прекратить общение с той компанией, то стоит прибегнуть к посторонней помощи, это могут быть друзья или знакомые не из той компании, родители, которым давно надоело видеть Вас пьяным или, если друзей нет, а родители далеко и не в курсе ситуации, то стоит прибегнуть к помощи психолога. Не следует говорить «я же не псих, чтобы к нему идти», психолог не работает с психически больными людьми, а старается направить Вас на путь, который поможет решению проблемы. Конечно, это касается не всех психологов, шарлатанов среди них тоже много, но, как крайний вариант, можно попробовать и к ним обратиться, если попадёте к хорошему специалисту, то Вам подскажут как заставить себя учиться и перестать пить, играть в онлайн-игры и т.д.

В конце, подводя итог, хотелось бы сказать, что лень, конечно, очень сильный демотиватор, но бороться с ним можно и нужно. В конце концов люди Вы уже взрослые, надо понимать, что высшее образование Вам точно не помешает.

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно.

(Visited 334 times, 1 visits today)

Как заставить себя учиться, если желание постигать новые знания ушло? Учеба - это процесс, который требует большого умственного и психологического напряжения на протяжении длительного времени, поэтому многие студенты рано или поздно теряют энтузиазм и пытаются заставить себя продолжать заниматься.

Стресс - главная помеха учебе и основа лени

Для большинства детей школа - это источник постоянного стресса. Ребята, которые меньше преуспевают в учебе и получают низкие оценки за домашнее задание, каждый день переживают о том, что ждет их в классе. Таким ученикам не хочется учиться в школе, и это нежелание подсознание преобразует в лень. На самом деле за этой ленью стоит прочный, закоренелый страх - страх неудачи, страх критики, страх оказаться хуже всех.

Если ребенок учится неохотно, родители должны обратить на это внимание и при необходимости посетить школьного психолога. Грамотный специалист поможет ребенку проработать все страхи и избавиться от них. Уменьшение стресса от школьных будней подарит ученику совершенно новое отношение к образованию, которое преподаватели смогут быстро оценить.

Организационные способы заставить себя учиться

Можно разработать план учебы. Учиться в школах и университетах гораздо легче и приятнее, если ученик или студент тщательно продумал план своих занятий. Хороший план не даст возможности лениться, но предусмотрит время для отдыха и общения с друзьями. Постижение новых знаний - довольно рутинное занятие, поэтому план должен предусматривать разные виды деятельности в рамках учебного процесса. Чтение учебников должно сменяться написанием подробных конспектов, а повторение пройденного материала - составлением необходимых таблиц. Справиться со скукой так будет гораздо проще, ведь обучение станет разнообразным.

Организация рабочего места также поможет в достижении цели. На рабочем месте не должно присутствовать лишних предметов. Письменный стол должен оставаться пустым. Ученику на нем следует держать только самые необходимые предметы, учебные пособия, тетради и необходимые канцелярские принадлежности. Обучение требует полной концентрации внимания, поэтому все отвлекающие факторы должны быть совершенно исключены. Весьма желательно убрать все гаджеты подальше. При обучении отвлекаться на них не следует, а все разговоры по телефону и переписки в социальных сетях с помощью телефонов и планшетов психологи рекомендуют отложить на потом.

Следующий совет - использовать тайм-менеджмент. Как заставить себя учиться, если все лень и ни на что не хватает времени? Нужно использовать методы тайм-менеджмента. Системы управления временем рекомендуют расставить приоритеты, определив самые важные из них. Если выделить себе время на самые необходимые вещи, тогда оставшиеся часы можно смело посвятить учебе. Не следует заставлять себя заниматься более часа подряд непрерывно. Маленькие перерывы на 5-10 минут помогают не отвлекаться в остальное время. В течение таких пауз полезно выполнять несложные физические упражнения - это улучшает кровообращение и позитивно сказывается на усвоении нового материала.

Необходимо использовать свои биологические ритмы. Люди, которые много успевают, хорошо знают свои биологические ритмы. Каждый человек может работать и учиться более эффективно в какие-то конкретные часы, когда его организм, а значит, и память, работает наилучшим образом. Победить лень в эти периоды совсем нетрудно, поскольку мышление очень активно и без труда решает любые задачи.

Вычислить свои биологические ритмы можно только опытным путем. Если понаблюдать за собой и своим настроением на протяжении 2-3 недель, записывая, в какое время легче учиться, тогда в дальнейшем эти отрезки времени можно будет использовать для изучения самых сложных дисциплин. Способ прекрасно укрепляет веру в свои силы и помогает побороть лень и апатию .

Психологический настрой, мотивирующий учиться

Настроение и отношение к учебе в школе или универе имеет невероятно важное значение. От внутреннего настроя зависит очень многое. Справиться с ленью превосходно помогает сильная самодисциплина, в основе которой - мощная сила воли и твердая мотивация .

Сила воли не появляется сама по себе. Спортсменам это хорошо известно. Умение преодолеть себя, переломить свой характер и сделать то, что необходимо вопреки всему, вырабатывается постепенно. Однако если силу воли тренировать каждый день, уже спустя полгода она станет чертой характера. Такой твердый внутренний стержень поможет не только в учебе и работе, но в любых обстоятельствах, потому что перешагивать через собственное нежелание выполнять ту или иную работу приходится на протяжении всей жизни.

Дети нередко говорят: «Учимся, потому что нас заставляют». Школьники боятся, что родители их накажут за плохую успеваемость, поэтому нередко они учатся не ради приобретения знаний и своего будущего, а для того, чтобы угодить старшим. В школу лишь немногие дети ходят с удовольствием.

Однако студентов заставлять никто не будет. Только собственное сильное желание получить хорошие знания и достойные отметки способно сподвигнуть юношей и девушек на усердную учебу. Чтобы понять, как заставить себя учиться в университете, нужно определить свои собственные цели и решить, какие перспективы ждут в будущем.

Хорошее образование и прочные знания являются залогом успехов на профессиональном поприще. А достижения в работе задают тон всей жизни взрослого человека. Поэтому каждый хорошо проведенный учебный день в школе или институте - это кирпичик в основании будущего успеха. Если ребенку с детства прививали целеустремленность и желание добиться своего во что бы то ни стало, ему несложно будет учиться. Человек, который побеждал свою лень в детские и юношеские годы, сможет достичь больших высот.

Педагоги убеждают: «Учитесь ради знаний, а не ради оценок». Умение преодолевать свою лень, чтобы получить качественное образование, помогает ребенку или молодому человеку почувствовать себя ответственным за свою жизнь.

Полезные советы

Учеба – это неоценимый опыт, который должен пройти каждый. Будь то школа, университет или постуниверситетское обучение – везде нас ожидают новые открытия .

Однако этот опыт не всегда дарит приятные эмоции. Ведь любой учебный процесс подразумевает, что вы должны будете продемонстрировать в итоге свои знания. А это означает такую неприятную вещь, как экзамены .

Но что же делать, если, несмотря на ваши усилия, знания даются тяжело? Что делать, если вам в одно ухо влетает, а из другого вылетает, не оставляя в сухом остатке какой-либо ценной и полезной информации?

На самом деле, все не так страшно. Существуют множество способов увеличить эффективность своей учебы . Предлагаем вашему вниманию 10 простых, но очень полезных советов, которые помогут вам учиться лучше.

Советы по правильной организации учебного процесса

Совет первый: уберите из поля зрения все, что отвлекает ваше внимание


Знаете, почему профессиональные игроки в бильярд или в гольф требуют от публики тишины? Да потому что практически нереально сконцентрироваться , когда все вокруг, включая шум, отвлекает ваше внимание!

Подготовка к экзамену, как и любой другой учебный процесс, ничем не отличается от игры в бильярд – если есть отвлекающие факторы (телевизор, висящая на стене гитара, игровая консоль – словом, все, что попадает в поле вашего зрения), то вы почти наверняка будете отвлекаться.

Итак, ключевой момент для тех, кто часто отвлекается – создать внешнюю среду, максимально располагающую к учебе . Если для этого надо передвинуть стол в другое место – двигайте! Нет сил противиться искушению в виде стоящего рядом телевизора? Накройте его чем-то или перенесите!

Читайте также: Ночь перед экзаменом: учить или спать?

Возможно, кому-то для этого надо будет сделать порядок на своем столе, взяв за основу минималистический подход. Иной раз внимание отвлекает не только валяющийся рядом телефон, но и случайно оказавшаяся книжка не по теме.

Вам может импонировать другая обстановка – когда ваш стол завален бумагами, книгами... При этом вовсе не обязательно, что вы нуждаетесь в тишине – некоторые люди прекрасно работают под музыку, скажем, классическую. Ключ к успеху в том, чтобы вам было комфортно!

Совет второй: тщательно подойдите к выбору места для занятий


Примерно таким же должен быть подход и к выбору места для занятий. Понятно, что у студентов, проживающих в общежитии, выбор невелик. Но если лично у вас есть возможность выбирать, то, к примеру, спальня – далеко не самое лучшее место , чтобы засесть за книги.

Вообще, учитывая уйму отвлекающих факторов, часть из которых была перечислена выше, даже ваш дом далеко не всегда является подходящим для продуктивной учебы местом. А уж если вас постоянно отвлекают домашние...

Наиболее очевидным местом для учебы, которое можно посоветовать, является, конечно, библиотека. Однако и там далеко не всегда бывает спокойно (особенно накануне экзаменов). Получается, что найти комфортное место для учебы – это не такая уж и простая задача!

На самом деле, надо просто рассмотреть все варианты. Если погода благоприятствует, можно выбраться в парк, найти отдельно стоящую скамейку, поодаль от шумных детишек, где вам никто не помешает грызть гранит науки. А можно, как вариант, заскочить в тихое кафе.

Известно, что негромкий гул, собравшийся из различных голосов (назовем его «аудиторным гулом»), способен стимулировать студентов к учебе . Именно такой гул может стоять и в кафе. Быть может, для вас это не самый лучший вариант. Что же, ищите свой, но не забывайте, что учеба и кровать – несовместимы.

Совет третий: выделите тот материал, в котором вы «плаваете»


Не даром говорят, что от сессии до сессии живут студенты весело. Веселье заканчивается и наступает самая стрессовая для подавляющего большинства студентов пора – время проверки знаний , то есть время сдачи экзаменов.

Именно в эти периоды многие учащиеся остро ощущают нехватку времени. Как правило, это выливается в то, что к экзамену не удается подготовить абсолютно все вопросы. Однако далеко не все студенты используют время до сессии рационально.

На самом деле, есть один секрет, который даже в последние дни перед сессией позволит подготовиться к экзамену более эффективно. Дело в том, что, при большом объеме материала , многим студентам едва хватает времени, чтобы пару раз прочесть его.

Этого бывает недостаточно, особенно когда речь идет о сложных моментах. Рекомендуется перед повторным прочтением написать на бумаге краткое изложение содержания каждого билета. Возможно, содержимое некоторых вопросов стоит разбить на части и так же кратко изложить ее содержание.

При повторном прочтении не стоит концентрироваться на том материале, который вы неплохо знаете. Обратите внимание на те моменты, идею которых вы не смогли изложить на бумаге в кратком виде , и уделите повторению этих моментов больше времени.

Секреты хорошей учебы

Совет четвертый: научитесь планировать


Планирование – это то, о чем нам постоянно говорят преподаватели, но то, чему редко учат. Да и до того ли им – ведь они сами стараются неукоснительно следовать учебному плану , в который, собственно, не входит необходимость учить нас учиться!

Именно поэтому вы должны научиться планировать самостоятельно – это крайне необходимый навык, который пригодится не только в дальнейшей учебе, но и на любой работе, да и просто в вашей повседневной жизни.

Сознательно откладывая на потом самые сложные дела, вы сами прекрасно осознаете, что расходуете свое время нерационально . Начните с того, что составьте весь список дел в рамках учебного плана на одну неделю.

Это простое мероприятие, которое хоть и не выглядит (на первый взгляд) особенно полезным, поможет вам, на самом деле, избавить свою голову от ненужного хлама в виде перечня дел. Кроме того, вам удастся визуально оценить весь объем работы. Не забудьте проставить даты выполнения!

Затем стоит выделить наиболее сложные и затратные с точки зрения времени задачи и задания. Когда вы сделаете это, раскидайте ваши насущные заботы на каждый день недели , учитывая вашу загруженность в данный конкретный день.

Совет пятый: занимайтесь в группе с другими студентами


Работа в группе – это очень полезная и продуктивная практика для любого студента. Конечно, эффективность иногда может зависеть от того, над чем вы работаете . Возможно, если вы изучаете развитие живописи в эпоху Ренессанса, вам понадобится бутылка вина и уединение.

Однако, если сфера ваша обучения – прикладные науки (к примеру, медицина, математика, строительство), тогда изучение материала в группе, решение задач и совместный поиск правильных ответов могут быть очень эффективными.

Эффективность эта обусловлена тем, что процесс проверки материала становится более динамичным, привлекательным. Появляется возможность задавать вопросы , обсуждать сложные моменты в коллективе, более правильно формулировать ответы.

Конечно, технически вы и сами в состоянии выполнить стоящий перед вами объем работы. Однако в этом случае увеличивается вероятность не обратить внимание на свои слабые места, не почувствовать те моменты, в которых вы плаваете.

Существует также такой негативный момент, как монотонность процесса самостоятельного изучения материала . Если вы хотите избежать этого, тогда занятия в группе – это то, что вам надо. Смените формат штудирования и, возможно, вы станете лучше запоминать материал.

Совет шестой: делайте регулярные перерывы


Кропотливая работа над материалом дает свои очевидные плоды. Однако близость экзаменов на фоне ряда текущих проблем давит на студентов , заставляя многих из них буквально отгораживаться от внешнего мира железным занавесом.

Некоторые относятся к данному периоду с излишним фанатизмом – закрываются на несколько дней у себя в комнате, делая небольшие перерывы только на то, чтобы, вздремнуть, посетить туалет или сходить на кухню за бутербродом. Иные и вовсе отказываются от сна.

Это неправильная тактика! Перерывы на регулярной основе являются обязательными. Ведь недаром было осуществлено немало исследований, доказавших, что, если регулярно давать свою мозгу время для отдыха , то эффективность усваивания материала значительно увеличится.

Вы сможете усваивать больше материала и делать это быстрее; ваши возможности окажут на вас мотивационное воздействие, что лишь увеличит вашу продуктивность. Конечно, речь не идет о том, чтобы вы, прозанимавшись 15 минут, потом потратили часа три на пересмотр нескольких серий «Игры престолов».

А вот поработать с учебником часа два, а затем прерваться на просмотр одной серии «Интернов» или какой-нибудь другой легкой и короткой комедии – это самое то. Подобный подход дает отдых префронтальной коре мозга и позволяет не стопориться на сложных моментах.

Совет седьмой: подкармливайте свой мозг, а не желудок


Времена дефицита давно канули в лету. Это означает, что нет необходимости питаться одним чаем, экономя на самом необходимом – на тех ресурсах, которые позволяют вам не просто существовать, но эффективно работать, усваивая материал.

Речь идет о полноценном питании. Конечно, когда вами овладело вдохновение, довольно сложно прерваться даже для того, чтобы сделать себе обычный бутерброд или заказать пиццу. В этот момент мы игнорируем возмущенные позывы нашего желудка.

Однако делать этого не стоит, так как в конечном итоге от такой несознательности страдает не только желудок, но и ваш мозг, а, значит, ваша продуктивность в учебе снижается . Не стоит изобретать велосипед: наука давно признала неразрывную связь между рационом питания и когнитивным функционированием мозга.

Последний нуждается в пище не меньше (а то и больше!) желудка. И здесь не стоит пытаться обмануть его обычными бутербродами с колбасой и сыром, гамбургерами из ближайшей забегаловки, или батончиками шоколада.

В период активной учебы, когда наш мозг работает, что называется, на пределе, ему необходима специальная пища ! Именно поэтому в вашем рационе питания обязательно должны присутствовать фрукты, овощи и орехи – это как минимум!

Совет восьмой: не дайте себе засохнуть!


Этот знаменитый слоган начала нулевых как нельзя лучше выражает идею восьмого совета, который позволит вам эффективнее учиться. Правильный рацион питания – это хорошо, однако его недостаточно для того, чтобы ваш мозг работал на полную.

Если вы не будете выпивать достаточное количество воды, возможности вашего мозга значительно снизятся. Достаточное количество воды – это не те пресловутые восемь стаканов в день, о которых вам трубят на каждом углу.

На самом деле, необходимо, чтобы при вас всегда находилась бутылочка чистой питьевой воды. Пусть она будет яркой и привлекающей внимание – это один из предметов на вашем столе, на который стоит периодически отвлекаться.

Не ждите, пока вы почувствуете сильную жажду. Как только ваши губы немного пересыхают – отпейте глоток воды; если вы сходили в туалет и обратили внимание на темный цвет своей мочи – выпейте воды. Причем, это два поздних признака обезвоживания!

Старайтесь также избегать искушения постоянно употреблять кофе или кофеиносодержащие напитки. Всякие энергетики – это также гиблый вариант! Высокий уровень сахара и кофеина повышает кровяное давление, что в итоге снижает вашу продуктивность (не говоря уже о вреде для здоровья!).

Совет девятый: используйте эффективные техники запоминания материала


Монотонность и необходимость постоянного штудирования – это то, что может свести на нет эффективность любого учебного процесса . Но так ли уж незыблемы эти правила усваивания материала, которые многие считают единственно верными?

На самом деле, все далеко не так грустно и безысходно. Наиболее простой, но одновременно и самый эффективный способ – это не просто зачитывать про себя материал, а перекладывать хотя бы часть его на бумагу, иногда используя ассоциативные образы.

К примеру, можно привязывать некоторые постулаты и формулы к определенным символам или словам. При этом происходит развитие мнемонической памяти , шлифуется мнемотехника, позволяющая с легкостью запоминать гораздо больше материала в более короткие сроки.

Конечно, данный подход потребует от вас больше времени, однако ваша цель – не сократить время обучения, а использовать его более продуктивнее. Одной из таких хитростей является написание шпаргалок. Не надо ксерить, не надо распечатывать – надо собственной рукой переписать материал. Тогда будет толк.

Еще один полезный секрет – это повторять заучиваемый материал своими словами. Зубрежка, быть может, и даст вам шанс сдать экзамен или зачет . Однако проку от бездумного заучивания будет мало, так как эти знания быстро улетучиваются.

В школе с этим проще - в той или иной степени присутствует контроль со стороны родителей и учителей. А вот в университете твои успехи и неудачи - твоя личная проблема. Поэтому студенты чаще школьников задаются этим невеселым вопросом: как заставить себя учиться?

Конечно, для того, чтобы заставить себя учиться или заставить подростка учиться, необходимо установить причину этого нежелания. Причина нежелания учиться может быть не одна. Исходя из выявленной причины выстраивайте собственную программу формирования желания учиться.

Основные причины нежелания учиться

1. Личностные качества. Мешают учиться такие качества характера как легкомысленность, безответственность и отсутствие силы воли.

2. Осознание того, что учишься не по собственному желанию. Очень часто в ВУЗы приходят учиться подростки, которых привели родители и настояли на выборе той или иной специальности.

3. В первые годы учебы в ВУЗе основными предметами являются общеобразовательные предметы. Студентам просто становится скучно и не интересно учиться.

4. Однообразие школьной программы и учебной обстановки. Из года в год повторяющиеся школьные события обычно не стимулируют школьника учиться.

5. Завышенные требования к школьнику. Ситуации не успешности только подкрепляют нежелание ребенка идти в школу.

6. Личностные и межличностные конфликты также могут выступать одной из главных причин нежелания учиться.

Чтобы заставить себя учиться, во — первых, измените саму постановку вопроса. Ведь само слово «заставить» уже подразумевает принуждения, а принуждению подсознательно хочется сопротивляться. Поэтому постарайтесь использовать более мягкие формулировки: «Как начать учиться?» или «Как наконец-то сесть за учебу?».

Отсутствие желания учиться - это, по сути, отсутствие мотивации

Мотивация может быть разной. Для того, чтобы заставить себя учиться нужно найти внутренний или внешний стимул, который подходит именно вам.

Понятное дело, что такая, игровая мотивация учиться кратковременная, через недельку учебы подростку придется искать другую мотивацию, и лучше если это будет учебная мотивация.

Для формирования учебной долговременной мотивации необходимы ситуации успеха. Получили хорошую отметку или вашу работу отметил преподаватель как наилучшую работу — не потеряйте это чувство, чувство успеха. Оно только подкрепляет вашу учебную мотивацию и раскрывает ваш внутренний потенциал.

Бывает, что заставить себя учиться помогает негативная мотивация, например, факт отчисления, в случае не сдачи сессии. Другим помогает заставить учиться внутренние позитивны установки, такие как «Если я хорошо сдам эту сессию, я с большей вероятностью получу красный диплом и устроюсь на хорошую работу», «Если я немного постараюсь, то смогу получать стипендию» и т. п. стимулы для учебы.

А кому-то нужна более близкая, более «осязаемая» мотивация, например, симпатия к однокласснику или однокласснице. Заставить себя учиться можно и с помощью друзей. делайте вместе домашнюю работу или беритесь вместе за написание реферата. Так время пройдет и с пользой и с удовольствием.

Чтобы заставить себя учиться, надо обустроить рабочее место

Учиться, лежа на диване с ноутбуком, возможно, и комфортно, но на рабочий лад это вас не настроит. Так что выделите себе место, где вы будете заниматься исключительно учебой.

Важный момент! Компьютера там быть не должно, садиться за компьютер вы будете лишь тогда, когда он действительно нужен для учебы, в остальное время он может вас отвлекать. А чтобы рабочее место вас радовало, окружите себя забавными яркими канцтоварами.

Выделите в своем расписании определенное время для учебы и учитесь только в это время. Не забудьте отдыхать

Возьмите за правило режим учебы в школе: 45 минут на активную работу — 15 минут отдыха. Обязательно необходимо свести к минимуму все отвлекающие моменты - отключите мобильный телефон и телевизор, попросите ваших домочадцев вас не отвлекать.

А в процессе учебы старайтесь использовать нестандартные методы запоминания, которые вы сами находите увлекательными.

Составляйте схемы, используйте метод ассоциаций, разноцветные фломастеры и стикеры - в общем, пытайтесь сделать учебу настолько интересной, насколько можете.

Чтобы заставить себя учиться попробуйте себя поощрять за учебные успехи. Постарались на контрольной работе и получили хорошую отметку — купите себе шоколадку.

Выучили 10 билетов к экзамену — позвольте себе понежится в ванной. Сдали экзамен - купите себе приятную мелочь. Сдали сессию - сходите с друзьями в ночной клуб. Такие «призы» должны быть только за реальные достижения!

Как же всё — таки заставить себя учиться?

Вся сложность заключается в том, чтобы начать, а дальше дело идет как по маслу. И вы придумываете все новые и новые предлоги, чтобы не садиться за учебу, новые и новые более важные занятия.

С этим также надо научиться бороться с помощью формирования в себе силы воли, усидчивости, само организованности и само дисциплины. Чем раньше вы сформируете в себе эти деловые качества, тем легче вам будет во взрослой жизни, тем успешнее вы будете.

А еще один злейший враг студента и школьника - это лень. Ее тоже нужно научиться преодолевать, иначе каждую сессию вы заново будете думать, как заставить себя учиться, но так ничего и не придумаете. Наконец, есть еще один совет, который кажется самым очевидным, но очень немногие на самом деле ему следуют.

Звучит он очень просто: «Учиться на протяжении всего семестра или четверти, а не откладывать все на потом». Если распределить нагрузку равномерно, сессия не особо будет отличаться от обычных учебных дней. И «заставлять» себя учиться не придется.

Цель современного образования – научить учиться. Знания не даются в готовом виде – ученики должны сами находить ответы на проблемные вопросы. После окончания школы самообразование и вовсе становится основным средством развития. Наверное, у каждого человека время от времени возникает вопрос «как заставить себя учиться?».

Основа учебной деятельности – . Мотивация – это внутренние и внешние факторы, побуждающие к активности. В структуру мотивации входят:

  • познавательные ;
  • цели и планы по их достижению;
  • интересы.

Каждый из этих элементов важен и должен присутствовать. Но проблема в том, что по направленности мотивация бывает внешней и внутренней. Внутренние мотивы ориентированы на содержание обучения (интерес к самому предмету, цель – получить знания). Внешние мотивы ориентируются на результат – получить диплом, «корочки». В первом случае, когда человек хочет получить знания, с мотивацией проблем не возникнет, как и необходимости заставлять себя. А вот внешняя мотивация как раз обычно и становится предвестником лени и трудностей в обучении.

Как заставить себя учиться

  1. Позаботьтесь о рабочем месте. Минимизируйте воздействие раздражителей, устраните отвлекающие факторы. Если дома такой возможности нет или компьютер соблазняет играми, то уйдите в библиотеку. Не совмещайте занятия с прослушиванием музыки или шумом телевизора. Конечно, если вы не из тех, кого отвлекает полная тишина. Некоторым людям наоборот нужно что-то «для фона». Монотонный шум моря, например.
  2. Сделайте рабочее место приятным, ярким и привлекательным. Украсьте его на свой вкус.
  3. Занимайтесь только на рабочем месте, в идеале – за письменным столом. Не обедайте за этим столом и не учитесь на диване или в кровати. Ваш мозг должен привыкнуть, где и что он делает: кровать – сон и отдых, кухня – прием пищи, письменный стол – обучение. При соблюдении этого порядка концентрироваться на занятиях будет проще.
  4. Действуйте по принципу «раньше начну – раньше закончу». Определите дневной учебный план – сколько часов вы должны позаниматься или что должны усвоить. Обещайте себе, что после того как выполните план, сразу займетесь любимым делом. Но не наоборот!
  5. Постройте учебный план на неделю, месяц, год. Определите цели и значимость их достижения. Оформите это как коллаж. Цели превратите в изображение желаемого результата (картинки), а не просто запишите. Продумайте систему санкций и поощрений.
  6. Делайте разминки и чередуйте активность. Иногда лень – реакция на усталость. Организм сам начинает отвлекаться, когда требует перезагрузку. Делайте зарядку перед занятиями и после. При длительном уроке – во время.
  7. Награждайте себя чем-то приятным за успехи. Например, пообещайте сходить в кино после изучения новой книги. Это внешняя мотивация, но маленький кусочек можно оставить.
  8. Структурируйте информацию, составляйте планы, таблицы, схемы и т. д. Это упрощает усвоение и делает интереснее процесс.
  9. Применяйте полученные знания на практике. Находите примеры в вашей жизни.
  10. Найдите ответственного друга, с которым будете заниматься, оформите это как соревнование. Тут и дух конкуренции, и чувство стыда в случае лени, и контроль со стороны.
  11. Запишитесь на групповые занятия, если это уместно и возможно. Узнайте, есть ли они в вашем учебном учреждении, городе.
  12. Рассказывайте о своих планах друзьям или ведите дневник в интернете. Выставив планы на всеобщее обозрение, вы не захотите прослыть лентяем, неудачником, лгуном.
  13. Не садитесь заниматься голодным. Перед интеллектуальной активностью обязательно съешьте что-то сладкое. Сахар повышает мозговую активность.
  14. Не начинайте занятие в тревожном, взволнованном состоянии. Успокойте эмоциональный фон, позаботьтесь о том, чтобы дурные мысли не отвлекали, и только тогда приступайте к занятиям.
  15. Продумайте тайм-менеджмент, чтобы не сетовать на то, что учеба отнимает все время. Спланируйте свой день так, чтобы и на хобби время нашлось, и на домашние дела, и на учебу.
  16. Ставьте посильные задачи. Обучение должно чуть опережать развитие. Тогда оно будет посильным и интересным. Пересмотрите план, не ставите ли вы завышенные цели. Чрезмерная требовательность не идет на пользу. Маленькими шагами можно легче и быстрее добиться больших результатов. Этот же принцип работает в похудении: мозгу проще принять, что телу нужно похудеть на 5 кг, а потом еще на 5 кг, чем сразу на 10 кг.

Осознайте, что учебный процесс – всего лишь средство достижения цели. Какова тогда ваша цель? Помните о ней. Разбейте на задачи, микроцели. Например, за 3 месяца научиться говорить по-английски, за 4 месяца – писать и т. д. Это пятый пункт из списка.

Интерес к содержанию возникает при интересной подаче материала и при склонностях в этой сфере. Но как бы, например, я ни любила психологию, в ней есть нудные даты, цифры и термины, теории, которые приходится просто заучивать. Подобный материал есть в каждой науке – ничего не поделаешь. Но в остальном можно очень интересно трактовать знания: примеры из жизни, рисунки, видеофильмы, презентации.

В вашем распоряжении весь интернет. По любой теме в нем можно найти массу вариантов подачи материала и в том числе пособия, написанные простыми словами, доступным языком, кратко. Формулировкой «… для чайников» вы никого в интернете не удивите. И форматы любые можно найти: аудио, видео, электронные книги всех форматов.

Если ваша проблема – нежелание ходить в учебное заведение, то проанализируйте причины. Не исключено, что это вызвано с одногруппниками (одноклассниками) или преподавателем. Решите эти конфликты.

Упражнения

Посмотрите на упражнения, развивающие интерес к учебе и повышающие концентрацию . Попробуйте их на практике.

  • Представьте, что вы – предмет, который не вызывает пока у вас интереса. Расскажите от первого лица об этом предмете. Ищите преимущества, говорите о них. Потом снова станьте собой и расскажите от своего лица о преимуществах предмета.
  • Повысьте концентрацию внимания. Для этого запишите на листе названия нескольких цветов и закрасьте другими оттенками. Например, слово «желтый» – черным, «красный» – синим и т. д. Ваша задача – по порядку назвать безошибочно оттенки, а не прочитать слова.
  • Второе упражнение на развитие концентрации: ведите линию на листе и думайте только о ней, как только отвлекаетесь – отступайте вверх. Относитесь к этому как к игре – каждый раз старайтесь улучшить свой результат.

Послесловие

Если интерес к содержанию обучения никак не приходит, подумайте о правильности выбранного пути. Может быть, это не отвечает вашим способностям, склонностям, интересам. Обучение в университете становится в тягость при неверном . А в школе дети не хотят учиться из-за несостоявшегося самоопределения или наоборот при четком понимании дальнейшего пути (прекращают хорошо учиться по одним предметам и акцентируют внимание на других). Обратите внимание на эту проблему.

Заставить себя учиться нельзя. Можно только захотеть учиться. Но для этого нужно понимать ценность самообразования и образования, значимость интеллектуального развития, видеть перспективы обучения. И не просто перспективы, а удовлетворяющие личность перспективы.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: