Царскосельский лицей краткая информация. Лучшие друзья Пушкина. Иван Малиновский. История строительства здания


Царскосельский Лицей

Царскосельский Лицей был основан в 1811 году, в раннюю либеральную пору александровского царствования. Лицей предназначался для подготовки мальчиков из родовитых семей к «важным частям службы государственной». Курс обучения длился 6 лет: 3 года на начальном отделении, 3 – на окончательном. Принимали подготовленных, и за шесть лет им давали как среднее, так и высшее образование, приблизительно в объёме философского и юридического факультетов Университета. И права все окончившие лицейский курс получали те же, что и выпускники университетов.

Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом.

В нижнем этаже находилось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернёров и некоторых других чиновников, служащих при Лицее. На втором – столовая, больница с аптекой и конференц-зал с канцелярией. На третьем – классы (два с кафедрами, один для занятий воспитанников после лекций), физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей с дворцом через хоры придворной церкви. На третьем же этаже располагался и актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здеcь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои "Воспоминания в Царском Селе" перед старым Державиным. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие "кельи", как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Пушкин жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал "№ 14".

Первый "пушкинский" лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры и общественной мысли. Это Дельвиг , Горчаков, Матюшкин, Корф, Пущин , Кюхельбекер , Вальховский…

Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.

Ближайшими друзьями Пушкина были Иван Пущин ("№ 13", сосед по "келье") – справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша, Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный "Кюхля", Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт.

В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. В 1814 году в 13 номере модного литературного журнала "Вестник Европы" появилось послание "К другу стихотворцу" . Под ним стояла странная подпись: "Александр н.к.ш.п." (согласные буквы его фамилии в обратном порядке). Это было первое напечатанное стихотворение Пушкина.

С начала 1820-х годов правительство сделало многое, чтобы вытравить вольный "лицейский дух", заменив его "духом казармы". В 1822 году Лицей был передан в Ведомство военно-учебных заведений.

Пушкина волновала и огорчала участь Лицея:

Царскосельский лицей , высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 в Царском Селе (ныне г. Пушкин Ленинградской области); открыт 19 октября 1811 г. Находился в ведении министерства народного просвещения, с 1882 — военного ведомства. В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832).

В продолжение 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836 — 4 класса по 1 ½ г.) в Лицее изучались науки: нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Учебный план лицея неоднократно изменялся, но в нём сохранялась гуманитарно-юридическая основа. Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус…

В первые годы существования (1811-1817) в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлечённость способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, В. Д. Вольховский, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев и многие др.). Кружок издавал рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»). Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, товарищем Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем.

… После 1825 в лицее Царского села усиливается ограничительный режим для воспитанников, контроль за подбором преподавателей и направлением лекций. В конце 1843 Царскосельский лицей реорганизован в Александровский и в январе 1844 переведён в Петербург. Новый лицей был передан в ведение 4-го отделения Собственной его императорского величества канцелярии, с конца 19 в. — Ведомства учреждений императрицы Марии. Закрыт после Октябрьской революции 1917 г.

За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. … Многие из них пополнили ряды Чиновничества Российской империи (А. М. Горчаков, А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. П. Николаи, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, С. Г. Ломоносов, Ф. Х. Стевен, Д. А. Толстой и др.)… Предпочли научную деятельность К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и др. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли прежде всего выпускники 1817 — А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. … 5 лет в нём учился М. Е. Салтыков -Щедрин.

Большая Советская Энциклопедия, 1975 г.

Самым легендарным учебным заведением России Царскосельский Императорский лицей стал сразу после своего учреждения. Инициатором его появления был император Александр I, блестящий преподавательский состав и талантливый директор своими педагогическими, личными талантами вывели в свет несколько поколений русских мыслителей, поэтов, художников, военных. Выпускники лицея составляли российскую элиту не столько по происхождению, сколько по претворению в жизнь принципов беззаветного служения Отечеству на любом поприще.

Основание

Царскосельский Императорский лицей был открыт в годы правления Александра I, а конкретнее, указ о его основании был подписан высочайшим соизволением в августе 1810 года. Основание высшего учебного учреждения пришлось на «либеральные годы» правления государя. Лицей должен был стать первым образцом учебного заведения с европейским подходом к образованию, взращенному на русской почве.

Царскосельский Императорский лицей, от прочих высших школ, отличался отсутствием физических наказаний, дружеским отношением между преподавателями и учениками, насыщенной учебной программой, рассчитанной на формирование личных взглядов и многим другим. Планировалось, что обучаться в лицее будут великие князья, младшие братья правящего царя, Николай и Михаил, но впоследствии им решили дать традиционное домашнее образование.

Условия жизни

Для лицея было предоставлено четырехэтажное новое здание - флигель Царскосельского дворца. Помещения первого этажа предназначались для медчасти и правления. На втором этаже располагались учебные классы для младшего курса, третий был отдан старшим учащимся, а самый верхний, четвертый этаж, занимали спальни. В личных опочивальнях была скромная, почти спартанская обстановка, меблировка состояла из кованой кровати обтянутой парусиной, канцелярского стола для занятий, комода и стола для умывания.

Для библиотеки отвели двухсветную галерею, которая была расположена над аркой. Парадный зал для торжеств находился на третьем этаже. Службы, церковь и квартира директора располагались в отдельном строении рядом с дворцом.

Идея обучения

Концепцию и учебную программу разрабатывал влиятельный царедворец, советник Александра I в первой половине его царствования Основной задачей было воспитание государственных служащих и военных новой формации из детей дворянского сословия. Идеей Сперанского было европеизировать Россию, а для этого нужны были чиновники с другим мышлением, имеющие внутреннюю свободу и соответствующий уровень гуманитарного образования.

Отбор лицеистов был весьма строгим, принимались мальчики из дворянских семей возрастом от 10 до 12 лет, которые должны были успешно сдать вступительные экзамены, подтвердив достаточный уровень знаний по трем языкам (русский, немецкий, французский), истории, географии, математике и физике. Полный курс составлял шестилетнее обучение, разбитое на две ступени, на каждую уделялось по три года.

Гуманитарии и военные

Основное направление образования - гуманитарное, позволявшее воспитать в ученике способность к дальнейшему самостоятельному обучению, логику и всесторонне развить заложенные в ребенке таланты. В течение шести лет велось преподавание по таким основным предметам:

  • Изучение родного и иностранных языков (русский, латынь, французский, немецкий).
  • Нравственные науки закон Божий, философия).
  • Точные науки (арифметика, алгебра, тригонометрия, геометрия, физика).
  • Гуманитарные науки (история российская и иностранная, хронология, география).
  • Основы изящных письмен (риторика и ее правила, произведения великих писателей).
  • Искусство (изобразительное, танцы).
  • Физическое воспитание (гимнастика, плавание, фехтование, верховая езда).

На первом курсе ученики осваивали азы, а на втором от основ переходили к углубленному освоению всех предметов. Кроме этого, на протяжении всего обучения уделялось много внимания гражданской архитектуре, спорту. Тем, кто выбирал военное дело, дополнительно читались часы по истории войн, фортификации и прочим профильным дисциплинам.

Весь учебный и воспитательный процесс проходил под неусыпным надзором директора. В преподавательский состав входили семь профессоров, священник обучавший закону Божьему, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, два адъюнкта, за дисциплиной следили по три надзирателя и гувернера.

Первый набор учеников осуществлялся под надзором самого императора, из 38 человек подавших документы и прошедших конкурс, в лицей в Царском Селе были приняты только 30 студентов, список был утвержден царственной рукой. Александр I осуществлял патронаж учебного заведения, а граф Разумовский А. К. был назначен главой лицея в звании главнокомандующего. По должности графу полагалось присутствовать на всех экзаменах, что он с удовольствием делал, зная в лицо и поименно всех учащихся.

Принципы

Задачи директора лицея были всеобъемлющи, эту должность доверили В. Ф. Малиновскому, получившему образование в Московском университете. Согласно уставу учреждения, директор был обязан круглосуточно проживать на территории лицея и уделять внимание ученикам и всему процессу неустанно, он нес личную ответственность за учащихся, за уровень преподавания и общее состояние лицейского быта.

Царскосельский императорский лицей был укомплектован лучшими педагогами своего времени, все имели высшее образование, научные степени, любили свое дело и подрастающее поколение. Педагоги были свободны в выборе методов преподнесения знаний, неукоснительно должен был соблюдаться один принцип - никакого праздного времяпрепровождения у лицеистов не должно быть.

Ежедневное расписание

Обычный учебный день был построен по строгому расписанию:

  • Утро начиналось в шесть часов, выделялось время для гигиенических процедур, сборов, молитвы.
  • Первые уроки в классах стартовали с семи до девяти утра.
  • Следующий час (9:00-10:00) ученики могли посвятить прогулке и перекусу (чай с булочкой, завтрак не предполагался).
  • Второй урок начинался в 10:00 и длился до 12:00, после чего в течение часа в расписании была прогулка на свежем воздухе.
  • Обед подавался в 13:00.
  • Во второй половине дня, с 14:00 до 15:00, студенты занимались изящными искусствами.
  • С 15:00 до 17:00 следовали занятия в классах на уроках.
  • В 17:00 детям предлагали чай, после чего до 18:00 следовала прогулка.
  • С шести часов и до половины девятого вечера ученики занимались повторением пройденного материала, занимались во вспомогательных классах.
  • В 20:30 подавался ужин, после которого следовало свободное время для отдыха.
  • В 22:00 наступало время молитвы и сна. Каждую субботу учащиеся посещали баню.

Лицей в Царском Селе отличался от остальных учебных заведений еще и тем, что для преподавателя было обязательным добиться знания и понимания своего предмета от каждого ученика. Пока материал не будет усвоен всеми студентами в классе, педагог не мог приступать к новой теме. В целях достижения эффективности, для отстающих учеников вводились дополнительные занятия, изыскивались новые подходы преподавания. В лицее была своя система контроля за уровнем полученных и усвоенных знаний, каждый лицеист писал отчеты, отвечал на устные контрольные вопросы.

Часто учитель считал за благо оставить ученика в покое по своему предмету, Пушкина не заставляли досконально знать математические науки, профессор Карцов говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Лицейская жизнь

Лицей в Царском Селе был наделен еще одной особенностью - полной закрытостью, лицеисты не покидали стены учебного заведения в течение всего учебного года. Также была форма одежды, единая для всех. Она состояла из темно-синего кафтана, стоячий воротник и обшлага рукавов, которого были красного цвета, застегивался он позолоченными пуговицами. Для отличия старших и младших курсов были введены петлицы, для старшего курса они были шиты золотом, для младшего серебром.

В лицее, где учился Пушкин, большое внимание уделялось воспитанию. Ученики уважительно относились не только к людям своего сословия, но и к прислуге, крепостным. Человеческое достоинство не зависит от происхождения, это внушалось каждому студенту. По этой же причине дети практически не общались со своими родными - все были наследниками крепостных и дома могли часто видеть совсем иное отношение к зависимым людям, в дворянской среде пренебрежение к крепостным было обычным делом.

Братство и честь

Несмотря на то что лицеисты имели плотных график учебы и занятий, в своих воспоминаниях все признавались в достаточном количестве свободы. Студенты жили по определенному своду законов, устав заведения был вывешен в коридоре четвертого этажа. Один из пунктов утверждал, что сообщество учеников является единой семьей, а потому в их среде нет места чванству, бахвальству и презрению. Дети приезжали в лицей с малых лет, и он становился для них домом, а товарищи и педагоги настоящей семьей. Обстановка в императорском Царскосельском лицее была дружеской, сплоченной.

Для лицеистов была разработана система поощрений и наказаний, исключавшая физическое насилие. Провинившихся озорников сажали в карцер на три дня, куда лично приходил директор для проведения беседы, но это была крайняя мера. По прочим поводам выбирались более щадящие методы - лишение обеда на два дня, в это время ученик получал только хлеб и воду.

Лицейское братство иногда самостоятельно выносило вердикт поведению своим участникам, тем кто отступал от чести и попирал достоинство. Ученики могли объявить бойкот товарищу, оставив его в полной изоляции без возможности общаться. Неписаные законы соблюдались не менее свято, чем устав лицея.

Первый выпуск

Первые воспитанники Царскосельского Императорского лицея вышли из стен учебного заведения в 1817 году. Практически все получили места в государственном аппарате, по результатам экзаменов многие вышли на службу в высоких чинах, много лицеистов выбирало военную службу, приравненную по статусу к Пажескому корпусу. Среди них были люди, ставшие гордостью российской истории и культуры. Великую славу лицею принес поэт Пушкин А. С., никто до него с таким теплом и трепетом не относился к своей школе и преподавателям. Он посвятил Царскосельскому периоду множество произведений.

Практически все учившиеся в первом наборе стали гордостью страны и прославили Царскосельский Императорский лицей. Знаменитые выпускники, такие как: Кюхельбехер В. К. (поэт, общественный деятель, декабрист), Горчаков А. М. (выдающийся дипломат, глава внешнеполитического ведомства при царе Александре II), Дельвиг А. А (поэт, издатель), Матюшкин Ф. Ф. (полярный исследователь, адмирал флота) и другие, внесли свой вклад в историю, культуру, развитие искусств.

Лицеист Пушкин

Переоценить влияние Пушкина на русскую словесность невозможно, его гений был раскрыт и воспитан в стенах лицея. По воспоминаниям однокашников, у поэта было три прозвища - Француз (дань великолепному знанию языка), Сверчок (поэт был подвижным и говорливым ребенком) и Смесь Обезьяны и Тигра (за пылкость нрава и склонность к ссорам). В лицее, где учился Пушкин, экзамены проводились каждые полгода, именно благодаря им талант был замечен и признан еще в школьные годы. Свое первое произведение поэт опубликовал в журнале «Вестник Европы», будучи лицеистом, в 1814 году.

Обстановка в Императорском Царскосельском лицее была такова, что не почувствовать своего призвания ученик не мог. На выявление и развитие талантов был нацелен весь учебный процесс, способствовали этому преподаватели. В своих воспоминаниях, в 1830 году, А.С. Пушкин отмечает: «…начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась — Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт...

Первое известное публичное выступление Пушкина произошло на экзамене при переходе с начального курса на старший, заключительный курс обучения. На публичных экзаменах присутствовали именитые люди, в том числе поэт Державин. Прочитанное пятнадцатилетним учеником стихотворение «Воспоминание о Царском Селе» произвело на присутствовавших гостей огромное впечатление. Пушкину сразу стали прочить великое будущее. Его произведения высоко ценили светочи русской поэзии, его современники - Жуковский, Батюшков, Карамзин и другие.

Александровский лицей

После восшествия на престол Николая I лицей был переведен в Петербург. Царское село было пристанищем лицеистов с 1811 по 1843 год. Учебное заведение переехало на Каменоостровский проспект, где для студентов было выделено помещение бывшего Александринского сиротского дома. Кроме того, учреждение было переименовано в Императорский в честь своего создателя.

Традиции и дух братства поселились и в новом помещении, как ни пытался бороться с этим явлением Николай I. История Царскосельского Императорского лицея продолжилась на новом месте и продлилась до 1918 года. Постоянство отмечалось соблюдением неписаных правил, действующего устава, а также гербом и девизом - «Для общей пользы». Отдавая дань своим известным выпускникам, в 1879 году 19 октября, в стенах Александровского лицея был открыт первый музей А.С. Пушкина.

Но с обоснованием на новом месте некоторые изменения были введены. Согласно новому учебному плану, учеников стали принимать и выпускать ежегодно, военные дисциплины были полностью упразднены, расширился список гуманитарных наук. Ответом времени и изменившейся среде стали новые кафедры - сельского хозяйства, архитектуры гражданского назначения.

После 17-го года

В 1917 году состоялся последний выпуск студентов. До 1918 года занятия продолжались с большими перерывами, закрыли Александровский лицей в мае того же года. Знаменитая библиотека была частично отправлена в Свердловск, большая часть распределена между библиотеками, утеряна или нашла пристанище в частных руках. Удалось сохранить около двух тысяч томов из общего собрания книг, и локализовать их в собрании Государственного литературного музея в 1938 году. Собрание, попавшее в Свердловскую библиотеку, в 1970 годах, было передано в фонд музея Пушкина.

Здание Александровского лицея использовалось для разных целей. В 1917 году в нем располагался штаб Красной армии и другие организации. До начала Великой Отечественной войны и после нее в помещениях была школа, потом здание отдали в распоряжение СГПТУ. Сейчас в здании находится колледж управления и экономики.

Страшная судьба постигла многих лицеистов и педагогов Александровского лицея. В 1925 году было сфабриковано дело, по которому в числе прочих. обвинялись в создании контрреволюционной организации последний директор лицея Шильдер В. А и премьер-министр Голицын Н. Д. Всех обвиняемых в заговоре с целью восстановления монархии, а их насчитывалось 26 человек, и расстреляли. Так печально завершил историю Императорский царскосельский лицей. Пушкин был его певцом и гением, остальные лицеисты историей и гордостью.

Современная педагогика все чаще склоняется к мысли, что идеи, заложенные Сперанским, лучший вариант образования для молодого поколения, который нелишне будет применить сегодня.

В. Ф. Малиновский. Неизвестный художник.

Малиновский Василий Федорович , русский публицист, просветитель. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 году назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в нём атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное «Рассуждение о мире и войне», написанное в 1790-1798 годы, в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся Малиновским журнале «Осенние вечера» (1803, № 1-8) развивались идеи народоправства, равенства всех людей и народов. Был сторонником промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. М. Сперанского . В записке «О освобождении рабов» (1802, опубликована 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 15. Ломбард – Мезитол. – М., Советская энциклопедия. – 1974.

Русский дипломат

Малиновский, Василий Фёдорович (1765-1814) - русский дипломат, учёный. Окончив Московский университет, Малиновский работал в коллегии иностранных дел; состоял при Лондонской миссии в качестве переводчика. Принимал участие в переговорах о заключении Ясского мирного договора 1792 года (...). В 1803 году в Петербурге была издана его работа "Рассуждение о войне и мире", написанная в 1790-1798 годы, но задержанная цензурой. Эта работа, а также статья "Вечный мир" являются одними из самых первых русских сочинений, относящихся к области международного права. Малиновский выступал решительным противником войны и защитником международного мира. Он проводил мысль о необходимости использовать все мирные средства, прежде чем начать войну. "Независимая держава, подобно частному человеку, не имеет права начать ссору без всякого посредничества и суда". Для обеспечения международного мира Малиновский предлагал создать общеевропейский совет, состоящий из представителей союзных народов, задачей которого явилась бы охрана общей безопасности, предупреждение всякого нарушения мира и разрешение международных споров.

Дипломатический словарь . Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Царскосельский лицей

Малиновский и Пушкин

Малиновский Василий Федорович (1765-1814). В плане автобиографических записок Пушкина под 1811 годом читаем: «Лицей. Открытие. Малиновский... Куницын» - и немного позднее: «Смерть Малиновского - безначалие...». Это о первом директоре Царскосельского лицея В. Ф. Малиновском, возглавлявшем его менее трех лет. Воспитанник Московского университета, он служил в русской миссии в Лондоне и позднее был генеральным консулом в Молдавии. Современники отмечают его широкую образованность и отличное знание европейских и восточных языков. Малиновский придерживался прогрессивных для своего времени взглядов и был убежденным сторонником отмены крепостничества в России. Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, и не случайно в семье директора лицеисты любили проводить досуг - в беседах с ним и его близкими.

В конце марта 1814 года Малиновский преждевременно скончался, и Пушкин с другими воспитанниками участвовал в его погребении на одном из петербургских кладбищ. По мнению современника, если бы Малиновский довел «первый выпуск до конца, то уровень воспитывавшихся в нем был еще выше и нравственнее...».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 21.

Социальный мыслитель, теоретик международного права

Малиновский Василий Федорович (1765, Москва – 23 марта (4 апреля) 1814, Петербург) – социальный мыслитель, теоретик международного права. Происходил из семьи священника. После окончания философского факультета Московского университета в 1781 и до 1811 года служил в архиве Коллегии иностранных дел, находился на дипломатической службе в русской миссии в Лондоне. С 1811 года – первый директор Царскосельского лицея.

В трактате «Рассуждение о мире и войне» (1790–98. Опубл. в 1803), а также в своем еженедельнике «Осенние вечера» (1803) в рамках теории международного права развивал идеи государственной безопасности, невмешательства, патриотизма. Разрабатывал популярную тогда теорию вечного мира, уделял большое внимание политико-правовым проблемам войны и мира. В борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать все человечество. Для мировоззрения Малиновского характерна гуманистическая направленность. Сторонник теорий естественного права и общественного договора, но распространенные тогда в России положения социальной философии Просвещения носили у него отвлеченно-утопический характер. Провозглашал свободу и равенство главными ценностями человека. Его концепция недействительности всяких отношений между людьми, не основанных на равенстве и свободе, объективно была направлена против крепостного права. Был убежден в божественном происхождении государственной власти. Провидение в его деистической концепции выступало гарантом соблюдения законности верховной властью, именно поэтому, опасаясь «гнева Божия», обсуждал меры, способные конституционно ограничить абсолютизм в России. Критикуя тиранию и абсолютизм, развивал мысль о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением «общей воли». Развивая идеи народоправства, указывал на необходимую зависимость политической формы государства от воли народа. Малиновский – сторонник мирного, реформаторского пути преобразования действительности, осуждал революционные методы и, в частности, Французскую революцию, в то же время подчеркивал необходимость учета ее опыта.

Перевел, издал и снабдил рекомендациями для российских законодателей «Отчет генерал-казначея Александра Гамильтона... о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию» (1803–07). Одним из первых выступил с проектом освобождения крестьян (записка «Об освобождении рабов» (1802)). Поддерживал реформационную политику Александра I.

И.Ф. Худушина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 484-485.

Просветитель

Малиновский Василий Федорович (1765, Москва - 23.03(4.04).1814, Петербург) - просветитель. Окончил философский ф-т Московского ун-та (1781). Имел большой опыт государственной службы - в архиве Коллегии иностранных дел, в русской миссии в Лондоне, а затем в представительстве России на Ясском конгрессе (1791). Указом Александра I в 1811 году Малиновский был назначен первым директором Царскосельского лицея; стремился воспитать лицеистов в духе свободомыслия, преданности народу и родине. В историю русской мысли вошел как автор трактата «Рассуждения о мире и войне» (Ч. 1-2. 1790-1798, опубл. 1803), проникнутого гуманистическими идеями. В области методологии Малиновский - приверженец философско-антропологической традиции (Гердер, Лессинг, Кант , Шиллер , Джефферсон , Поп, Гельвеций , Радищев и др.). Уподобляя весь человеческий род одному «отдельно взятому человеку», Малиновский рассматривал процессы, происходящие в нем, в духе антропогенеза. В анализе проблемы войны и мира обращают на себя внимание выводы Малиновского о «праведных» и «неправедных» войнах, о необходимости вовлечения в борьбу за «вечный мир» всех людей мира, «всего человечества». Гуманную и свободолюбивую позицию защищал Малиновский и в статьях, опубликованных в еженедельном обозрении «Осенние вечера», журнале «Сын Отечества», в других периодических изданиях. Малиновский принадлежат перевод и издание в 1803-1807 годы «Отчета генерал-казначея Александра Гамильтона, учиненного Американскими Штатами в 1791 году, о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию». Перевод снабжен предисловием Малиновского, в котором сформулированы рекомендации для российских законодателей. В 1802 году им была направлена «Записка об освобождении рабов» на имя графа В. П. Кочубея , возглавлявшего по поручению Александра I «Комиссию о законодательстве». Ряд неопубликованных работ Малиновского (среди них «История России для простых и малых», «Пустынник», отрывки проектов гражданских узаконений и т. п.) хранится в архивных учреждениях Петербурга и Москвы.

П. С. Шкуринов, Н. Г. Самсонова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 360-361.

Сочинения: Избр. общественно-политические соч. М., 1958.

Литература: Араб-Оглы Э. А. Выдающийся русский просветитель-демократ // Вопросы философии. 1954. № 2; Каменский 3. А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971; Достян И. С. Европейская утопия В. Ф. Малиновского // Вопросы истории, 1979. № 6; Шкуринов П. С. Философия России XVIII в, М., 1992. С. 215-220.

Разработал один из первых проектов отмены крепостного права

Малиновский Василий Федорович (1765 - 23.III.1814) - русский публицист, просветитель-демократ. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 году назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в лицее атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное "Рассуждение о мире и войне", написанное в 1790-1798 годы (ч. 1-2, 1803; последнее изд. в кн. "Трактаты о вечном мире", 1963), в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся Малиновским журнал "Осенние вечера" (1803, No 1-8) развивались идеи патриотизма, народоправства, равенства всех людей и народов. Малиновский доказывал необходимость промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. M. Сперанского . В записке "Об освобождении рабов" (1802, опубл. 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Резко критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями. Личный архив Малиновского хранится в ЦГАЛИ в Москве.

E. P. Грекулов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958.

Литература: Семевский В., Размышление В. Ф. Малиновского о преобразовании государственного устройства России, "ГМ", 1915, кн. 10; Мейлах Б., Пушкин и его эпоха, "Звезда", 1949, No 1-3; Араб-Оглы Э. A., Выдающийся рус. просветитель-демократ, "ВФ", 1954, No 2.

Была связующим звеном между просвещением 18 века и декабристами

Малиновский Василий Фёдорович , русский дипломат и общественный деятель, просветитель-демократ, предшественник утопического социализма в России. Сын малороссийского священника. После окончания Московского университета (1781) служил в Коллегии иностранных дел, выполнял ряд дипломатических поручений. С 1811 года первый директор Царскосельского лицея. Активно участвовал в просветительской деятельности, начало которой положил Н. И. Новиков , в различных тайных (масонских) обществах. В сочинениях и в издаваемом им журнале «Осенние вечера» (1803) Малиновский выступил с программой антифеодальных реформ, был автором одного из первых проектов ликвидации крепостного права («Записка об освобождении рабов», 1802, опубл. 1958), поборником введения конституционного «республиканского» правления в России. В трактате «Рассуждение о войне и мире» (написаны части 1-2, 1790-98, опубл. 1803) выступил в поддержку освободительной борьбы народов и их права на самоопределение. Малиновский изложил проект установления «вечного мира» в Европе путём создания общеевропейского союза федеративных государств, образованных по национальному признаку и управляемых на основе демократического волеизъявления народов. В неопубликованной 3-й части трактата демократические и республиканские принципы государственного устройства сочетались с утопическими эгалитаристскими идеями отмены частной собственности на землю, наделения ею всех нуждающихся, устранения имущественных контрастов между бедными и богатыми и введения всеобщего образования. Являясь убеждённым сторонником равноправия всех народов, Малиновский положил начало демократическому и освободительному течению в панславистском движении 19 века, а также оказал влияние на общественную мысль России 1-й половины 19 века. Деятельность Малиновского была важным связующим звеном между русским просвещением 18 века и декабристами.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958; Рассуждение о мире и войне, ч. 3 (рукопись), ЦГАДА, ф. 1261, д. 2825 и АВПР, ф. Канцелярия, д. 7869.

Литература: Семевский В. И., Размышления В. Ф. М. о преобразовании гос. устройства России, «Голос минувшего», 1915, кн. 10; Араб-Оглы Э. А., Выдающийся рус. просветитель-демократ, «ВФ», 1954, .№ 2; Достян И. С., «Европ. утопия» В. Ф. М., «ВИ», 1979, № 6 (библ.); М е й л а х Б. С., Пушкин и его эпоха, М., 1958.

Зять о тесте:

Василий Федорович Малиновский, получив классическое образование в университете, путешествовал с пользою и с научною целью по Германии, Франции и Англии . Он отлично знал новейшие языки европейские и древние, евреев, греков и римлян. Чрезвычайная скромность и глубокая религиозность составляли отличительные черты его характера. В часы досуга от службы в иностранной коллегии перевел он на русский язык прямо с подлинника греческого Новый Завет, а из Ветхого, с еврейского - псалтырь, книгу Бытия, Притчи Соломоновы, Экклезиаст, книгу Иова; многие из его переводов и рукописей хранятся у жены моей . В царствование императора Павла был он назначен консулом в Яссы; несколько лет исправлял он эту должность так совестливо, так полезно, что жители Яссы долго хранили память о примерном его бескорыстии. По интригам в столице, по искательству грека был он отозван чрез пять лет, в 1805 году, возвратился в Петербург в иностранную коллегию с небольшим серебряным кубком, с единственным подарком, который он согласился принять от признательных жителей и в день выезда, между тем как консулы возвращались оттуда и вывозили столько денег и шалей турецких, что покупали себе дома и поместья. Он был по службе в близких сношениях с министром Чарторыйским, был членом благотворительного общества, которое с неутомимою деятельностью отыскивало бедных и помогало им. Напечатав замечательную книжку свою «О мире и войне», издав небольшой журнал «Осенние вечера» и быв известен своею чистою любовью к отечеству, обратил он на себя внимание влиятельных лиц, так что император Александр, когда в 1811 году основал рассадник для лучшего воспитания русского юношества, назначил его директором императорского Царскосельского лицея. Товарищ мой И.И. Пущин , воспитанник лицея, в позднейших записках своих, напечатанных в «Атенее», в Москве, в 1858 году , описывая день открытия лицея в присутствии императора, выставил директора в крайнем смущении. Малиновский был необыкновенно скромен и проникнут важностью церемонии, в первый раз в жизни говорил с государем и должен был произнести речь, которая десятки раз была переправлена предварительною цензурою: так мудрено ли, что он был смущен? и диво ли, что природа не дала ему голоса лихого батальонного командира пред фронтом? Безмерные и постоянные труды ослабили его зрение, расстроили его здоровье. В 1812 году лишился он домашнего своего счастья, примерной жены своей, а в 1814 году, пробыв слишком два года директором, скончался на месте должности, в такой бедности, что родной брат похоронил его на свои средства.

Примечания

46 ) В 1789-1791 гг. В. Ф. Малиновский состоял переводчиком при русской миссии в Лондоне; в 1791 г. был в Турции. Данных о пребывании его в Германии и во Франции нет.

47 ) См.: Малиновский В. Ф. Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958.

48 ) В 1801 г. В. Ф. Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавии и Валахии. В Яссах он пробыл около двух лет и в 1802 г. возвратился в Петербург. Грек - это К. К. Родофиникин, управляющий азиатским департаментом Министерства иностранных дел.

49 ) М[алиновский] В. Рассуждение о мире и войне. Ч. 1 - 2. СПб., 1803. О неопубликованной, третьей части трактата см.: Вопросы истории, 1979, № 6, с. 32 - 46. В 1803 г. В. Ф. Малиновский издавал журнал «Осенние вечера» (вышло 8 номеров).

50 ) Большая часть названных произведений декабристов была опубликована в изданиях вольной печати. Воспоминания Е. П. Оболенского опубликованы в журнале П. В Долгорукова «Будущность» (Париж, 1861, № 5-11), затем были перепечатаны Н. В. Гербелем в изданном им Полном собрании сочинений К. Ф. Рылеева (Лейпциг, 1861). «Воспоминание о Рылееве» Н. А. Бестужева напечатано в ПЗ на 1861 г. (кн. VI. Лондон, 1861). Отрывки из воспоминаний И. И. Пущина помещены в московском журнале «Атеней» (1859, № 6), полный текст его «Записок»- в ПЗ на 1861 г. (кн. VI. Лондон, 1861). Отрывок из второй части «Записок» И. Д. Якушкина (следствие по делу декабристов и приговор) опубликован в ПЗ на 1862 г. (кн. VII, вып. I. Лондон, 1861). Далее Розен упоминает «Разбор Донесения, представленного российскому императору Тайной комиссией в 1826 году», написанный в начале 1839 г. М, С. Луниным. Примечания к этой работе составил Н. М. Муравьев. Впервые произведение М. С. Лунина было опубликовано в П 3 на 1859 г. (кн. V. Лондон, 1859). В этой же книге напечатана статья М. С. Лунина «Взгляд на тайное общество в России (1816-1826)». Розен познакомился со статьями М. С. Лунина по публикациям в П 3 а 1860 г. (ИР Л И, ф. 606, д. 22, л. 121). В изданных Вольной русской типографией А. И. Герцена и Н. П. Огарева «Записках декабристов» были перепечатаны первая и вторая части «Записок» И. Д. Якушкина (вып. 1. Лондон, 1862) и «Разбор...» М. С. Лунина (вып. 2-3. Лондон, 1863). Отрывок из «Записок» Н. В. Басаргина, посвященный его воспитанию в Училище для колонновожатых, был опубликован в Р А, 1868, № 4-5.

51 ) Смущение В. Ф. Малиновского объясняется тем, что он вынужден был читать не свою речь, забракованную министром просвещения, а речь, специально для него сочиненную.

Розен А.Е. Записки декабриста . Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство 1984. сс. 101-102.

Далее читайте:

Розен (Малиновская) Анна Васильевна (1797-1883), дочь В.Ф. Малиновского.

Розен Андрей Евгеньевич , барон (1799-1884). Поручик л.-гв. Финляндского полка, зять В.Ф. Малиновского.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт, выпускник Царскосельского лицея.

Сочинения:

Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958.

Литература:

Семевский В.И. Размышление В.Ф.Малиновского о преобразовании государственного устройства России. – «Голос минувшего», 1915, № 10;

Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971;

Достян И.С. Европейская утопия В.Ф.Малиновского. – «Вопросы истории», 1979, № 6.

Анненков П.В. А.С. Пушкин в Александровскую эпоху. СПб., 1874. С.31.

Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII - начала XIX века. // Из истории русской культуры. М., 1996. Т. 4.

Малиновский В.Ф. О войне. // Осенние вечера. 1803. № 3. С. 22.

Северный Вестник. 1804. Ч. II. С. 317.

В память первого директора Императорского Царскосельского Лицея, В.Ф. Малиновского // Русский инвалид. 1861. № 131. 17 июня.

Селезнев И.Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его десятилетие, с 1811 по 1861 год. Спб., 1861.

Селезнев И.Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его десятилетие, с 1811 по 1861 год. Спб., 1861. С. 157.

А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1985.

Розен Е.А. Неизданная биография В.Д. Вольховского // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники.

Араб-Оглы Э. А. Выдающийся русский просветитель-демократ // Вопросы философии. 1954. № 2;

Достян И. С. Европейская утопия В. Ф. Малиновского // Вопросы истории, 1979. № 6;

Шкуринов П. С. Философия России XVIII в, М., 1992. С. 215-220.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: