Что означает компьютерный эксперимент. Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования Чтобы дать жизнь новым конструкторским разработкам, внедрить новые технические решения в производство или проверить новые идеи, нужен эксперимент. Эксперим

| Планирование уроков на учебный год | Основные этапы моделирования

Урок 2
Основные этапы моделирования





Изучив эту тему, вы узнаете:

Что такое моделирование;
- что может служить прототипом для моделирования;
- какое место занимает моделирование в деятельности человека;
- каковы основные этапы моделирования;
- что такое компьютерная модель;
- что такое компьютерный эксперимент.

Компьютерный эксперимент

Чтобы дать жизнь новым конструкторским разработкам, внедрить новые технические решения в производство или проверить новые идеи, нужен эксперимент. Эксперимент - это опыт, который производится с объектом или моделью. Он заключается в выполнении некоторых действий и определении, как реагирует экспериментальный образец на эти действия.

В школе вы проводите опыты на уроках биологии, химии, физики, географии.

Эксперименты проводят при испытании новых образцов продукции на предприятиях. Обычно для этого используется специально создаваемая установка, позволяющая провести эксперимент в лабораторных условиях, либо сам реальный продукт подвергается всякого рода испытаниям (натурный эксперимент). Для исследования, к примеру, эксплуатационных свойств какого-либо агрегата или узла его помещают в термостат, замораживают в специальных камерах, испытывают на вибростендах, роняют и т. п. Хорошо, если это новые часы или пылесос - не велика потеря при разрушении. А если самолет или ракета?

Лабораторные и натурные эксперименты требуют больших материальных затрат и времени, но их значение, тем не менее, очень велико.

С развитием компьютерной техники появился новый уникальный метод исследования - компьютерный эксперимент. В помощь, а иногда и на смену экспериментальным образцам и испытательным стендам во многих случаях пришли компьютерные исследования моделей. Этап проведения компьютерного эксперимента включает две стадии: составление плана эксперимента и проведение исследования.

План эксперимента

План эксперимента должен четко отражать последовательность работы с моделью. Первым пунктом такого плана всегда является тестирование модели. 

Тестирование - процесс проверки правильности построенной модели.

Тест - набор исходных данных, позволяющий определить пра- - вильность построения мЪдели.

Чтобы быть уверенным в правильности получаемых результатов моделирования, надо: ♦ проверить разработанный алгоритм построения модели; ♦ убедиться, что построенная модель правильно отражает свойства оригинала, которые учитывались при моделировании.

Для проверки правильности алгоритма построения модели используется тестовый набор исходных данных, для которых конечный результат заранее известен или предварительно определен другими способами.

Например, если вы используете при моделировании расчетные формулы, то надо подобрать несколько вариантов исходных данных и просчитать их «вручную». Это тестовые задания. Когда модель построена, вы проводите тестирование с теми же вариантами исходных данных и сравниваете результаты моделирования с выводами, полученными расчетным путем. Если результаты совпадают, то алгоритм разработан верно, если нет - надо искать и устранять причину их расхождения. Тестовые данные могут совершенно не отражать реальную ситуацию и не нести смыслового содержания. Однако полученные в процессе тестирования результаты могут натолкнуть вас на мысль об изменении исходной информационной или знаковой модели, прежде всего в той ее части, где заложено смысловое содержание.

Чтобы убедиться, что построенная модель отражает свойства оригинала, которые учитывались при моделировании, надо подобрать тестовый пример с реальными исходными данными.

Проведение исследования

После тестирования, когда у вас появилась уверенность в правильности построенной модели, можно переходить непосредственно к проведению исследования. 

В плане должен быть предусмотрен эксперимент или серия экспериментов, удовлетворяющих целям моделирования. Каждый эксперимент должен сопровождаться осмыслением итогов, что служит основой анализа результатов моделирования и принятия решений.

Схема подготовки и проведения компьютерного эксперимента приведена на рисунке 11.7.

Рис. 11.7. Схема компьютерного эксперимента

Анализ результатов моделирования

Конечная цель моделирования - принятие решения, которое должно быть выработано на основе всестороннего анализа результатов моделирования. Этот этап решающий - либо вы продолжаете исследование, либо заканчиваете. На рисунке 11.2 видно, что этап анализа результатов не может существовать автономно. Полученные выводы часто способствуют проведению дополнительной серии экспериментов, а подчас и изменению задачи.

Основой выработки решения служат результаты тестирования и экспериментов. Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит, на предыдущих этапах были допущены ошибки. Это может быть либо неправильная постановка задачи, либо слишком упрощённое построение информационной модели, либо неудачный выбор метода или среды моделирования, либо нарушение технологических приемов при построении модели. Если такие ошибки выявлены, то требуется корректировка модели у то есть возврат к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты эксперимента не будут отвечать целям моделирования.

Главное, надо всегда помнить: выявленная ошибка - тоже результат. Как гласит народная мудрость, на ошибках учатся. Об этом писал и великий русский поэт А. С. Пушкин:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите два основных типа постановки задач моделирования.

2. В известном «Задачнике» Г. Остера есть следущая задача:

Злая колдунья, работая не покладая рук, превращает в гусениц по 30 принцесс в день. Сколько дней ей понадобится, чтобы превратить в гусениц 810 принцесс? Сколько принцесс в день придется превращать в гусениц, чтобы управиться с работой за 15 дней?
Какой вопрос можно отнести к типу «что будет, если...», а какой - к типу «как сделать, чтобы...»?

3. Перечислите наиболее известные цели моделирования.

4. Формализуйте шутливую задачу из «Задачника» Г. Остера:

Из двух будок, находящихся на расстоянии 27 км одна от другой, навстречу друг другу выскочили в одно и то же время две драчливые собачки. Первая бежит со скоростью 4 км/час, а вторая - 5 км/час.
Через сколько времени начнется драка? 

5. Назовите как можно больше характеристик объекта «пара ботинок ». Составьте информационную модель объекта для разных целей:
■ выбор обуви для туристского похода;
■ подбор подходящей коробки для обуви;
■ покупка крема для ухода за обувью.

6. Какие характеристики подростка существенны для рекомендации по выбору профессии?

7. По каким причинам компьютер широко используется в моделировании?

8. Назовите известные вам инструменты компьютерного моделирования.

9. Что такое компьютерный эксперимент? Приведите пример.

10. Что такое тестирование модели?

11. Какие ошибки встречаются в процессе моделирования? Что надо делать, когда ошибка обнаружена?

12. В чем заключается анализ результатов моделирования? Какие выводы обычно делаются?

В представленном выше определении термин "эксперимент" имеет двойственный смысл. С одной стороны, в компьютерном эксперименте, так же как и в реальном, исследуются отклики системы на те или иные изменения параметров либо на внешние воздействия. В качестве параметров часто используются температура, плотность, состав. А воздействия чаще всего реализуются через механические, электрические или магнитные поля. Разница состоит лишь в том, что экспериментатор имеет дело с реальной системой, в то время как в компьютерном эксперименте рассматривается поведение математической модели реального объекта. С другой стороны, возможность получать строгие результаты для четко определенных моделей позволяет использовать компьютерный эксперимент как самостоятельный источник информации для проверки предсказаний аналитических теорий и, следовательно, в этом качестве результаты моделирования играют роль того же эталона, что и опытные данные.

Из всего сказанного видно, что существует возможность двух очень разных подходов к постановке компьютерного эксперимента, что обусловлено характером решаемой задачи и тем самым определяет выбор модельного описания.

Во-первых, расчеты методами МД или МК могут преследовать чисто утилитарные цели, связанные с предсказанием свойств конкретной реальной системы и их сопоставлением с физическим экспериментом. В этом случае можно делать интересные прогнозы и проводить исследования в экстремальных условиях, например, при сверхвысоких давлениях или температурах, когда реальный эксперимент по различным причинам неосуществим либо требует слишком больших материальных затрат. Моделирование на компьютере часто является вообще единственным путем получения наиболее подробной ("микроскопической") информации о поведении сложной молекулярной системы. Это особенно наглядно это показали численные эксперименты динамического типа с различными биосистемами: глобулярными белками в нативном состоянии, фрагментами ДНК и РНК, липидными мембранами. В целом ряде случаев полученные данные заставили пересмотреть или существенно изменить имевшиеся ранее представления о структуре и функционировании этих объектов. При этом следует иметь в виду, что поскольку в подобных расчетах применяют разного рода валентные и невалентные потенциалы, которые лишь аппроксимируют истинные взаимодействия атомов, то это обстоятельство в конечном итоге и определяет меру соответствия между моделью и реальностью. Первоначально проводят решение обратной задачи, когда потенциалы калибруют по имеющимся опытным данным, и только потом уже эти потенциалы используют для получения более детальных сведений о системе. Иногда, параметры межатомных взаимодействий могут быть в принципе найдены из квантово-химических расчетов, выполненных для более простых модельных соединений. При моделировании методами МД или МК молекула трактуется не как совокупность электронов и ядер, подчиняющаяся законам квантовой механики, а как система связанных классических частиц - атомов. Такая модель называется механической моделью молекулы .

Целью другого подхода к постановке компьютерного эксперимента может быть понимание общих (универсальных или модельно-инвариантных) закономерностей поведения изучаемой системы, то есть таких закономерностей, которые определяются лишь наиболее типическими особенностями данного класса объектов, но не деталями химического строения отдельно взятого соединения. То есть в этом случае компьютерный эксперимент имеет своей целью установление функциональных связей, а не расчет числовых параметров. Эта идеология в наиболее отчетливой форме присутствует в скейлинговой теории полимеров. С точки зрения такого подхода компьютерное моделирование выступает в роли теоретического инструмента, который, прежде всего, позволяет проверить выводы существующих аналитических методов теории или дополнить их предсказания. Подобное взаимодействие между аналитической теорией и компьютерным экспериментом бывает очень плодотворным, когда в обоих подходах удается использовать идентичные модели. Наиболее ярким примером такого рода обобщенных моделей полимерных молекул может служить так называемая решеточная модель . На ее основе выполнено множество теоретических построений, в частности связанных с решением классической и, в каком то смысле, основной задачи физикохимии полимеров о влиянии объемных взаимодействий на конформацию и, соответственно, на свойства гибкой полимерной цепи. Под объемными взаимодействиями обычно подразумевают короткодействующие силы отталкивания, которые возникают между удаленными вдоль по цепи звеньями, когда они сближаются в пространстве за счет случайных изгибов макромолекулы. В решеточной модели реальную цепь рассматривают как ломаную траекторию, которая проходит через узлы правильной решетки заданного типа: кубической, тетраэдрической и др. Занятые узлы решетки соответствуют полимерным звеньям (мономерам), а соединяющие их отрезки - химическим связям в скелете макромолекулы. Запрет самопересечений траектории (или, иными словами, невозможность одновременного попадания двух и более мономеров в один решеточный узел) моделирует объемные взаимодействия (Рис. 1). То есть если, например, если используется метод МК и при смещении случайно выбранного звена оно попадает в уже занятый узел, то такая новая конформация отбрасывается и уже не учитывается в вычислении интересующих параметров системы. Различные расположения цепи на решетке соответствуют конформациям полимерной цепи. По ним и проводится усреднение требуемых характеристик, например расстояния между концами цепи R.

Исследование такой модели позволяет понять, как объемные взаимодействия влияют на зависимость среднеквадратичной величины от числа звеньев в цепи N. Конечно величина , определяющая средние размеры полимерного клубка, играет основную роль в разных теоретических построениях и может быть измерена на опыте; однако до сих пор не существует точной аналитической формулы для расчета зависимости от N при наличии объемных взаимодействий. Можно также ввести дополнительно энергию притяжения между теми парами звеньев, которые попали в соседствующие узлы решетки. Варьируя эту энергию в компьютерном эксперименте, удается, в частности, исследовать интересное явление, называемое переходом "клубок -- глобула", когда за счет сил внутримолекулярного притяжения развернутый полимерный клубок сжимается и превращается в компактную структуру - глобулу, напоминающую жидкую микроскопическую каплю. Понимание деталей такого перехода важно для развития наиболее общих представлений о ходе биологической эволюции, приведшей к возникновению глобулярных белков.

Существуют различные модификации решеточных моделей, например, такие, в которых длины связей между звеньями не имеют фиксированных значений, но способны меняться в определенном интервале, гарантирующем лишь запрет самопересечений цепи именно так устроена широко распространенная модель с "флуктуирующими связями". Однако все решеточные модели объединяет то, что они являются дискретными, то есть число возможных конформаций такой системы всегда конечно (хотя и может составлять астрономическую величину даже при сравнительно небольшом количестве звеньев в цепи). Все дискретные модели обладают очень высокой вычислительной эффективностью, но, как правило, могут исследоваться только методом Монте-Карло.

Для ряда случаев используются континуальные обобщенные модели полимеров, которые способны менять конформацию непрерывным образом. Простейший пример - цепь, составленная из заданного числа N твердых шаров, последовательно соединенных жесткими или упругими связями. Такие системы могут исследоваться как методом Монте-Карло, так и методом молекулярной динамики.

Эксперимент

Экспериме́нт (от лат. experimentum - проба, опыт) в научном методе - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы , установления причинных связей между феноменами . Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию . Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной . Эксперимент - это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.

Модели эксперимента

Существует несколько моделей эксперимента: Безупречный эксперимент - невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) - математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать. Математическая модель должна удовлетворять требованиям: она должна быть адекватна и адекватно описывать эксперимент; должна быть определена совокупность множества наблюдаемых результатов в рамках рассматриваемой математической модели при строго определенных фиксированных начальных данных, описываемых в рамках математической модели; должна существовать принципиальная возможность осуществления эксперимента со случайным исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных; должно быть доказано требование или априори принята гипотеза о стохастической устойчивости относительной частоты для любого наблюдаемого результата, определённого в рамках математической модели.

Эксперимент не всегда реализуется так, как задумывалось, поэтому было придумано математическое уравнение относительной частоты реализаций эксперимента:

Пусть имеется некоторый реальный эксперимент и пусть через A обозначен наблюдаемый в рамках этого эксперимента результат. Пусть произведено n экспериментов, в которых результат A может реализоваться или нет. И пусть k - это число реализаций наблюдаемого результата A в n произведенных испытаниях, считая что произведенные испытания являются независимыми.

Виды экспериментов

Физический эксперимент

Физический эксперимент - способ познания природы , заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики , которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.

В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации . Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.

Компьютерный эксперимент

Компьютерный (численный) эксперимент - это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели - ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания - вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Критический эксперимент

Критический эксперимент - эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.

Литература

  • Визгин В. П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М ., 1997. С.88-141.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Эксперимент" в других словарях:

    - (от лат. experimentum проба, опыт), метод познания, при помощи крого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его… … Философская энциклопедия

    эксперимент - Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… … Большая психологическая энциклопедия

    Никто не верит в гипотезу, за исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в эксперимент, за исключением того, кто его проводил. Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию; но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть … Сводная энциклопедия афоризмов

    Эксперимент - (лат. еxperimentum – сынау, байқау, тәжірибе) – нәрселер (объектілер) мен құбылыстарды бақыланылатын және баскарылатын жағдайларда зерттейтін эмпириялық таным әдісі. Эксперимент әдіс ретінде Жаңа заманда пайда болды (Г.Галилей). Оның философиялық … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (лат.). первый опыт; все то, что употребляет естествоиспытатель, чтобы заставить действовать при известных условиях, силы природы, как бы искусственно вызывая явления, встречающиеся в ней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. опыт... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эксперимент испытание, опыт, проба; исследование, проверка, попытка Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ЭКСПЕРИМЕНТ, эксперимента, муж. (лат. experimentum) (книжн.). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент. Физический эксперимент. Произвести эксперимент. || Вообще опыт, попытка. Воспитательная работа не допускает рискованных экспериментов… … Толковый словарь Ушакова

    Эксперимент - Эксперимент ♦ Expérimentation Активный, обдуманный опыт; стремление не столько слышать реальную действительность (опыт) и даже не столько вслушиваться в нее (наблюдение), сколько пытаться задавать ей вопросы. Существует особое понятие… … Философский словарь Спонвиля

    См. Следственный эксперимент, Судебный эксперимент … Юридический словарь

    - (от латинского experimentum проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории (так… … Современная энциклопедия

    - (от лат. experimentum проба, опыт) изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических экспериментов весьма ограничены, так как… … Экономический словарь

Книги

  • Эксперимент , Станислав Владимирович Борзых , Эта книга предлагает взглянуть на происходящее с нами сейчас и происходившее какое-то время назад под новым углом зрения. По сути, мы наблюдаем колоссальный по своим масштабам эксперимент,… Категория: Биология Издатель:
Главная > Лекция

ЛЕКЦИЯ

Тема: Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования

Чтобы дать жизнь новым конструкторским разработкам, вне-дрить новые технические решения в производство или прове-рить новые идеи, нужен эксперимент. Эксперимент - это опыт, который производится с объектом или моделью. Он заключается в выполнении некоторых действий и определении, как реагиру-ет экспериментальный образец на эти действия. В школе вы проводите опыты на уроках биологии, химии, физики, географии. Эксперименты проводят при испытании новых образцов продукции на предприятиях. Обычно для этого используется специально создаваемая установка, позволяющая провести эксперимент в лабораторных условиях, либо сам реальный продукт подвергается всякого рода испытаниям (натурный эксперимент). Для исследования, к примеру, эксплуатацион-ных свойств какого-либо агрегата или узла его помещают в тер-мостат, замораживают в специальных камерах, испытывают на вибростендах, роняют и т. п. Хорошо, если это новые часы или пылесос - не велика потеря при разрушении. А если са-молет или ракета? Лабораторные и натурные эксперименты требуют больших ма-териальных затрат и времени, но их значение, тем не менее, очень велико. С развитием компьютерной техники появился новый уни-кальный метод исследования - компьютерный эксперимент. В помощь, а иногда и на смену экспериментальным образцам и испытательным стендам во многих случаях пришли компьютер-ные исследования моделей. Этап проведения компьютерного эксперимента включает две стадии: составление плана экспери-мента и проведение исследования. План эксперимента План эксперимента должен четко отражать последовательность работы с моделью. Первым пунктом такого плана всегда являет-ся тестирование модели. Тестирование - процесс проверки правильности построенной модели . Тест - набор исходных данных , позволяющий определить пра- вильность построения модели . Чтобы быть уверенным в правильности получаемых результа-тов моделирования, надо:

    проверить разработанный алгоритм построения модели; убедиться, что построенная модель правильно отражает свойства оригинала, которые учитывались при моделиро-вании.
Для проверки правильности алгоритма построения модели ис-пользуется тестовый набор исходных данных, для которых ко-нечный результат заранее известен или предварительно опреде-лен другими способами. Например, если вы используете при моделировании расчет-ные формулы, то надо подобрать несколько вариантов исход-ных данных и просчитать их «вручную». Это тестовые задания. Когда модель построена, вы проводите тестирование с теми же вариантами исходных данных и сравниваете результаты мо-делирования с выводами, полученными расчетным путем. Если результаты совпадают, то алгоритм разработан верно, если нет - надо искать и устранять причину их расхождения. Тес-товые данные могут совершенно не отражать реальную ситуа-цию и не нести смыслового содержания. Однако полученные в процессе тестирования результаты могут натолкнуть вас на мысль об изменении исходной информационной или знаковой модели, прежде всего в той ее части, где заложено смысловое содержание. Чтобы убедиться, что построенная модель отражает свойства оригинала, которые учитывались при моделировании, надо по-добрать тестовый пример с реальными исходными данными. Проведение исследования После тестирования, когда у вас появилась уверенность в пра-вильности построенной модели, можно переходить непосредст-венно к проведению исследования. В плане должен быть предусмотрен эксперимент или серия экспериментов, удовлетворяющих целям моделирования. Каж-дый эксперимент должен сопровождаться осмыслением итогов, что служит основой анализа результатов моделирования и при-нятия решений. Схема подготовки и проведения компьютерного эксперимента приведена на рисунке 11.7.

ТЕСТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА


ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ


Рис. 11.7. Схема компьютерного эксперимента

Анализ результатов моделирования

Конечная цель моделирования - принятие решения, которое должно быть выработано на основе всестороннего анализа ре-зультатов моделирования. Этот этап решающий - либо вы про-должаете исследование, либо заканчиваете. На рисунке 11.2 видно, что этап анализа результатов не может существовать ав-тономно. Полученные выводы часто способствуют проведению дополнительной серии экспериментов, а подчас и изменению за-дачи. Основой выработки решения служат результаты тестирова-ния и экспериментов. Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит, на предыдущих этапах были допу-щены ошибки. Это может быть либо неправильная постановка задачи, либо слишком упрощенное построение информационной модели, либо неудачный выбор метода или среды моделирова-ния, либо нарушение технологических приемов при построении модели. Если такие ошибки выявлены, то требуется корректи-ровка модели, то есть возврат к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты эксперимента не будут отвечать целям моделирования. Главное, надо всегда помнить: выявленная ошибка - тоже результат. Как гласит народная мудрость, на ошибках учатся. Об этом писал и великий русский поэт А. С. Пушкин: О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель...

Контрольные вопросы и задания

    Назовите два основных типа постановки задач моделиро-вания.
    В известном «Задачнике» Г. Остера есть следущая задача:
Злая колдунья, работая не покладая рук, превращает в гу-сениц по 30 принцесс в день. Сколько дней ей понадобится, чтобы превратить в гусениц 810 принцесс? Сколько принцесс в день придется превращать в гусениц, чтобы управиться с ра-ботой за 15 дней? Какой вопрос можно отнести к типу «что будет, если...», а ка-кой - к типу «как сделать, чтобы...»?
    Перечислите наиболее известные цели моделирования. Формализуйте шутливую задачу из «Задачника» Г. Остера:
Из двух будок, находящихся на расстоянии 27 км одна от другой, навстречу друг другу выскочили в одно и то же время две драчливые собачки. Первая бежит со скоростью 4 км/час, а вторая - 5 км/час. Через сколько времени начнется драка? Дома: §11.4, 11.5.
  1. Понятие об информации

    Документ

    Окружающий мир очень разнообразен и состоит из огромного количества взаимосвязанных объектов. Чтобы найти свое место в жизни, вы с раннего детства вместе с родителями, а затем с учи­телями шаг за шагом познаете все это многообразие.

  2. Выпускающий редактор В. Земских Редактор Н. Федорова Художественный редактор Р. Яцко Верстка Т. Петрова Корректоры М. Одинокова, М. Щукина ббк 65. 290-214

    Книга

    Ш39 Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. - СПб: Питер, 2002. - 336 с: ил. - (Серия «Теория и практика менеджмента»).

  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Маркетинг» специальность: 080116 «Математические методы в экономике»

    Учебно-методический комплекс

    Область профессиональной деятельности: анализ и моделирование экономических процессов и объектов на микро, макро и глобальном уровнях; мониторинг экономико-математических моделей; прогнозирование, программирование и оптимизация экономических систем.

Муниципальное автономное

образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

г.Сыктывкара


Компьютерный эксперимент

в курсе физики средней школы.

Рейзер Е.Э.

Республика Коми

г.Сыктывкар

СОДЕРЖАНИЕ:

I . Введение

II . Виды и роль эксперимента в обучающем процессе.

III . Использование компьютера на уроках физики.

V . Заключение.

VI . Глоссарий.

VII . Список литературы.

VIII . Приложения:

1. Классификация физического эксперимента

2. Итоги анкетирования обучающихся

3. Использование компьютера во время проведения демонстрационного эксперимента и решения задач

4. Использование компьютера во время проведения

Лабораторных и практических работ

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

Настало время вооружить

учителя новым инструментом,

и результат незамедлительно

скажется в последующих поколениях.

Поташник М.М.,

академик РАО, доктор пед.наук, профессор.

I . Введение.

Физика – наука экспериментальная. Научная деятельность начинается с наблюдения. Наиболее ценно наблюдение в том случае, когда влияющие на него условия точно контролируются. Это возможно, если условия постоянны, известны и их можно изменять по желанию наблюдателя. Наблюдение, проведенное в строго контролируемых условиях, называется экспериментом. А для точных наук характерна органическая связь наблюдений и эксперимента с определением численных значений характеристик исследуемых объектов и процессов.

Эксперимент является важнейшей частью научных исследований, основой которого служит научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. Само слово эксперимент происходит от латинского experimentum - проба, опыт. В научном языке и исследовательской работе термин «эксперимент» обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания. В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Само по себе понятие «эксперимент» означает действие, направленное на создание условий в целях осуществления того или иного явления и по возможности наиболее частого, т.е. не осложняемого другими явлениями. Основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования

До XVIII в., когда физика была час­ тью философии, ученые считали логи­ ческие выводы ее основой, и только мысленный эксперимент мог быть для них убедителен в формировании воззре­ ний на устройство мира, основных фи­ зических законов. Галилей, которого справедливо считают отцом эксперимен­ тальной физики, ничего не смог дока­зать современникам, проводя опыты с падением шаров разной массы с Пизан ской башни. «Затея Галилея вызвала пре­небрежительные реплики и недоумение». Мысленный эксперимент по анализу поведения трех тел равной мас­ сы, два из которых были связаны неве­ сомой нитью, оказался для его коллег более убедительным, нежели непосред­ ственный опыт.

Подобным образом Галилей доказал и справедливость закона инерции с двумя наклонными плоскостями и движущим­ся по ним шарам. Сам И.Ньютон пы­тался обосновать известные и открытые им законы в своей книге «Математиче­ские основы натурфилософии», приме­няя схему Евклида, вводя аксиомы и на их основе теоремы. На обложке этой книги

изображена Земля, гора (Г) и пуш­ка (П ) (рис. 1).


Из пушки запускаются ядра, которые падают на разных рассто­яниях от горы в зависимости от их на­чальной скорости. При некоторой ско­рости ядро описывает полный оборот вокруг Земли. Ньютон своим рисунком подводил к мысли о возможности созда­ния искусственных спутников Земли, которые и были созданы через несколько столетий.

На данном этапе развития физики мысленный эксперимент являлся необ­ходимым, так как из-за отсутствия не­обходимых приборов и технологической базы реальный эксперимент был невоз­можен. Мысленный эксперимент использо­вался и Д.К.Максвеллом при создании системы основных уравнений электро­динамики (хотя использовались и ре­зультаты натурных экспериментов, про­веденных ранее М.Фарадеем), и А Эйн­штейном при разработке теории относительности.

Таким образом, мысленные эксперименты являются одной из составных частей разработки новых теорий. Боль­шинство физических экспериментов было первоначально смоделировано и проведены мысленно, а затем уже ре­ально. Ниже нами будут приведены примеры мысленных экспериментов, которые сыграли важную роль в развитии физики.

В 5 в. до н.э. философ Зенон создал логическое противоречие между реальными явлениями и тем, что можно получить путём логических выводов. Он предложил мысленный эксперимент, в котором показывал, что стрела никогда не догонит утку (рис.2).

Г.Галилей в своей научной деятельности прибегал к рассуждениям, основанным на здравом смысле, ссылаясь на так называемые «мысленные опыты». Последователи Аристотеля, опровергая идеи Галилея, приводили ряд «научных» доводов. Однако Галилей был большим мастером полемики, и его контраргумен­ты оказались неоспоримы. Логические рассуждения для ученых той эпохи были более убедительны, чем эксперименталь­ные доказательства.

«Меловая» физика, как и другие способы преподавания физики, не соответствующие экспериментальному методу познания природы, стала наступать на российскую школу лет 10–12 назад. В тот период уровень обеспеченности оборудованием школьных кабинетов опустился ниже 20% от необходимого; практически прекратила работать промышленность, выпускавшая учебное оборудование; из смет школ исчезла так называемая защищенная статья бюджета «на оборудование», которая могла расходоваться только по своему прямому назначению. Когда критическая ситуация была осознана, в Федеральную программу «Учебная техника» была включена подпрограмма «Кабинет физики». В рамках выполнения программы восстановлено производство классического оборудования и разработано современное школьное оборудование, в том числе с использованием последних информационных и компьютерных технологий. Наиболее радикальные изменения произошли в оборудовании для фронтальных работ, разработаны и выпускаются массовым тиражом тематические комплекты оборудования по механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике, оптике (в школе имеется полный комплект этого нового оборудования по данным разделам).

Изменились роль и место самостоятельного эксперимента в концепции физического образования: эксперимент является не только средством формирования практических умений, он становится способом освоения метода познания. В школьную жизнь «ворвался» с огромнейшей скоростью компьютер.

Компьютер открывает новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения. С помощью компьютера проведение уроков,

упражнений, контрольных и лабораторных работ, а также учет успеваемости становятся более эффективными, а огромный поток информации - легкодоступным. Использование компьютера на уроках физики также помогает реализовать принцип личной заинтересованности ученика в усвоении материала и многие другие принципы развивающего обучения.
Однако, на мой взгляд, компьютер не может полностью заменить учителя. Учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить у них любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия и заставить учиться. Компьютер никогда не сможет взять на себя такую роль учителя.

Широк диапазон использования компьютера и во внеклассной работе: он способствует развитию познавательного интереса к предмету, расширяет возможность самостоятельного творческого поиска наиболее увлеченных физикой учащихся.

II . Виды и роль эксперимента в обучающем процессе.

Основные виды физического эксперимента:

    Демонстрационный опыт;

    Фронтальная лабораторная работа;

    Физический практикум;

    Экспериментальная задача;

    Домашняя экспериментальная работа;

    Эксперимент с использованием компьютера (новый вид).

Демонстрационный эксперимент является одной из составляющих учебного физического эксперимента и представляет собой воспроизведение физических явлений учителем на демонстрационном столе с помощью специальных приборов. Он относится к иллюстративным эмпирическим методам обучения. Роль демонстрационного эксперимента в обучении определяется той ролью, которую эксперимент играет в физике-науке как источник знаний и критерий их истинности, и его возможностями для организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Значение демонстрационного физического эксперимента заключается в следующем:

Учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге у них формируется научное мировоззрение);

У учащихся формируются некоторые экспериментальные умения: умение наблюдать явления, умение выдвигать гипотезы, умение планировать эксперимент, умение анализировать результаты, умение устанавливать зависимости между величинами, умение делать выводы и т.п.

Демонстрационный эксперимент, являясь средством наглядности, способствует организации восприятия учащимися учебного материала, его пониманию и запоминанию; позволяет осуществить политехническое обучение учащихся; способствует повышению интереса к изучению физики и созданию мотивации учения. Но при проведении учителем демонстрационного эксперимента учащиеся только пассивно наблюдают за опытом, проводимым учителем, сами при этом ничего не делают собственными руками. Следовательно, необходимо наличие самостоятельного эксперимента учащихся по физике.

Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях "работу руками". Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента , когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты. Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений.

Значение лабораторных занятий по физике заключается в том, что у учащихся формируются представления о роли и месте эксперимента в познании. При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. К первой группе относятся умения определять цель эксперимента, выдвигать гипотезы, подбирать приборы, планировать эксперимент, вычислять погрешности, анализировать результаты, оформлять отчет о проделанной работе. Ко второй группе относятся умения собирать экспериментальную установку, наблюдать, измерять, экспериментировать.

Кроме того, значение лабораторного эксперимента заключается в том, что при его выполнении у учащихся вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе с приборами; соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, в записях, которые делаются во время эксперимента, организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется определенная культура умственного и физического труда.

- это такой вид практических работ, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование. Фронтальные лабораторные работы выполняются чаще всего группой учащихся, состоящей из двух человек, иногда имеется возможность организовать индивидуальную работу. Соответственно в кабинете должно быть 15-20 комплектов приборов для фронтальных лабораторных работ. Общее количество таких приборов будет составлять около тысячи штук. Названия фронтальных лабораторных работ приводятся в учебных программах. Их достаточно много, они предусмотрены практически по каждой теме курса физики. Перед проведением работы учитель выявляет подготовленность учащихся к сознательному выполнению работы, определяет вместе с ними ее цель, обсуждает ход выполнения работы, правила работы с приборами, методы вычисления погрешностей измерений. Фронтальные лабораторные работы не очень сложны по содержанию, тесно связаны хронологически с изучаемым материалом и рассчитаны, как правило, на один урок. Описания лабораторных работ можно найти в школьных учебниках по физике.

Физический практикум проводится с целью повторения, углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики, развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путем использования более сложного оборудования, более сложного эксперимента, формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных с экспериментом. Физический практикум не связан по времени с изучаемым материалом, он проводится, как правило, в конце учебного года, иногда - в конце первого и второго полугодий и включает серию опытов по той или иной теме. Работы физического практикума учащиеся выполняют в группе из 2-4 человек на различном оборудовании; на следующих занятиях происходит смена работ, что делается по специально составленному графику. Составляя график, учитывают число учащихся в классе, число работ практикума, наличие оборудования. На каждую работу физического практикума отводится два учебных часа, что требует введения в расписание сдвоенных уроков по физике. Это представляет затруднения. По этой причине и из-за недостатка необходимого оборудования практикуют одночасовые работы физического практикума. Следует отметить, что предпочтительными являются двухчасовые работы, поскольку работы практикума сложнее, чем фронтальные лабораторные работы, выполняются они на более сложном оборудовании, причем доля самостоятельного участия учеников значительно больше, чем в случае фронтальных лабораторных работ. К каждой работе учитель должен составить инструкцию, которая должна содержать название, цель, список приборов и оборудования, краткую теорию, описание неизвестных учащимся приборов, план выполнения работы. После проведения работы учащиеся должны сдать отчет, который должен содержать название работы, цель работы, список приборов, схему или рисунок установки, план выполнения работы, таблицу результатов, формулы, по которым вычислялись значения величин, вычисления погрешностей измерений, выводы. При оценке работы учащихся в практикуме следует учитывать их подготовку к работе, отчет о работе, уровень сформированности умений, понимание теоретического материала, используемых методов экспериментального исследования.

На сегодняшний день интерес к экс­ периментальной задаче продиктован еще и причинами социального и экономиче­ ского характера. В связи со сложившим­ся «недофинансированием» школы, мо­ ральным и физическим старением лабо­ раторной базы кабинетов именно экс­ периментальная задача может сыграть для школы роль запасного пути, кото­ рый способен спасти физический экс­ перимент. Гарантом этого служит удиви­ тельное сочетание простоты оборудова­ ния с серьезной и глубокой физикой, которое можно наблюдать на примере лучших образцов этих задач. Органичное вписывание экспериментальной задачи в традиционную схему преподавания школьного курса физики становится возможным лишь при использовании соответствующей

технологии.

приучают учащихся к самостоятельному расширению полученных на уроке знаний и добыванию новых, фор­мируют экспериментальные умения че­рез использование предметов домашне­го обихода и самодельных приборов; развивают интерес; осуществляют обрат­ную связь (результаты, полученные во время ДЭР, могут быть проблемой, ре­шаемой на следующем уроке или могут слу­жить закреплением материала).

Все выше названные основные виды учебного физического эксперимента должны быть обязательно дополнены экс­периментом с использованием компьюте­ра, экспериментальными задачами, до­машними экспериментальными работами. Возможности компьютера позволяют
варьировать условия эксперимента, самостоятельно конструировать модели установок и наблюдать за их работой, формировать умение экспериментиро­ вать с компьютерными моделями, про­изводить расчеты в автоматическом режиме.

С нашей точки зрения, этот вид экс­перимента должен дополнять учебный эксперимент на всех этапах деятельностного обучения, так как он способству­ет развитию пространственного воображения и творческого мышления.

III . Использование компьютера на уроках физики.

Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них учитель может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Создание персонального компьютера породило новые информационные технологии, заметно повышающие качество усвоения информации, ускоряющие доступ к ней, позволяющие применять вычислительную технику в самых разных областях деятельности человека.

Скептики возразят, что сегодня персональный мультимедийный компьютер слишком дорог, чтобы им укомплектовать средние учебные заведения. Однако персональный компьютер - детище прогресса, а прогресс, как известно, временные экономические трудности остановить не могут (затормозить - да, остановить - никогда). Чтобы не отстать от современного уровня мировой цивилизации, следует внедрять его по возможности и в наших, российских школах.

Итак, компьютер из экзотической машины превращается в еще одно техническое средство обучения, пожалуй, самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.

Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания.

Как показывает 14-летний опыт работы, учащиеся не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь преподавателю приходят современные технические средства обучения, и в первую очередь - персональный компьютер.

Идея использования персонального компьютера для моделирования различных физических явлений, демонстрации устройства и принципа действия физических приборов возникла несколько лет назад, как только вычислительная техника появилась в школе. Уже первые уроки с использованием компьютера показали, что с их помощью можно решить ряд проблем, всегда существовавших в преподавании школьной физики.

Перечислим некоторые из них. Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.

Изучение устройства и принципа действия различных физических приборов - неотъемлемая часть уроков физики. Обычно, изучая тот или иной прибор, учитель демонстрирует его, рассказывает принцип действия, используя при этом модель или схему. Но часто учащиеся испытывают трудности, пытаясь представить всю цепь физических процессов, обеспечивающих работу данного прибора. Специальные компьютерные программы позволяют "собрать" прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процессы, лежащие в основе принципа его действия. При этом возможно многократное "прокручивание" мультипликации.

Безусловно, компьютер можно применять и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ.

Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения.

Несколько слов нужно сказать о разработке компьютерных уроков. Нам известны пакеты программ по "школьной" физике, разработанные в Воронежском университете, на физмате МГУ, имеется в распоряжении авторов электронный учебник на лазерном диске "Физика в картинках", получивший широкую известность. Большинство из них сделано профессионально, имеют красивую графику, содержат хорошие мультипликации, они многофункциональны, словом, имеют массу достоинств. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

Проведя первые компьютерные уроки, мы пришли к выводу, что они требуют особой подготовки. К таким урокам мы стали писать сценарии, органично "вплетая" в них и настоящий эксперимент, и виртуальный (т.е. реализованный на экране монитора). Особенно хочется отметить, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, "живых" опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опыт нашей работы показывает, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже тех ребят, которым физика даётся с трудом. Качество знаний при этом заметно возрастает. Примеры использования компьютера на уроке в качестве ТСО можно продолжать достаточно долго.

Широко используется компьютер как множительная техника для тестирования учащихся и проведения многовариантных (у каждого свое задание) контрольных работ. В любом случае с помощью поисковых программ учитель может найти для себя много интересного в Интернете.

Компьютер является незаменимым помощником на факультативных занятиях, при выполнении практических и лабораторных работ, решении экспериментальных задач. Ученики используют его для обработки результатов своих небольших заданий исследовательского характера: составляют таблицы, строят графики, проводят расчёты, создают простые модели физических процессов. Такое использование компьютера развивает навыки самостоятельного получения знаний, умения анализировать результаты, формирует физическое мышление.

IV . Примеры использования компьютера в разных видах эксперимента.

Компьютер как элемент учебной экспериментальной установки используется на разных этапах урока и практически во всех видах эксперимента (чаще демонстрационный эксперимент и лабораторная работа).

    Урок «Строение вещества» (демонстрационный эксперимент)

Цель: изучить строение вещества в разных агрегатных состояниях, выявить некоторые закономерности строения тел в газовом, жидком и твердом состояниях.

При объяснении нового материала для наглядной демонстрации расположения молекул в разных агрегатных состояниях используется компьютерная анимация.



Компьютер позволяет показать процессы перехода из одного агрегатного состояния в другое, увеличение скорости движения молекул при увеличении температуры, явление диффузии, давление газа.

    Урок решения задач по теме: «Движение под углом к горизонту».

Цель: изучить баллистическое движение, его применение в повседневной жизни.




С помощью компьютерной анимации можно показать, как меняется траектория движения тела (высота и дальность полета) в зависимости от начальной скорости и угла падения. Подобное использование компьютера позволяет сделать это за несколько минут, что экономит время для решения других задач, избавляет учащихся от необходимости делать рисунок к каждой задаче (чего они не очень любят делать).

Модель демонстрирует движение тела, брошенного под углом к горизонту. Можно изменять начальную высоту, а также модуль и направление скорости тела. В режиме «Стробоскоп» на траектории через равные промежутки времени показываются вектор скорости брошенного тела и его проекции на горизонтальную и вертикальную оси.

    Лабораторная работа «Исследование изотермического процесса».

Цель: Экспериментально установить взаимосвязь между давлением и объемом газа при постоянной температуре.

Работа полностью сопровождается компьютером (название, цель, выбор оборудования, порядок выполнения работы, необходимые расчеты). Объектом является воздух в трубке. Рассматриваются параметры в двух состояниях: исходном и сжатом. Делаются соответствующие расчеты. Сравниваются результаты, по полученным данным строится график.

    Экспериментальная задача: определение числа Пи путем взвешивания.

Цель: определить значение числа Пи разными способами. Показать, что оно может быть равно 3,14 путем взвешивания.

Для проведения работы вырезаются квадрат и круг из одного материала так, чтобы радиус круга равнялся стороне квадрата, взвешиваются эти фигуры. Через отношение масс круга и квадрата вычисляется число Пи.

    Домашний эксперимент по изучению характеристик колебательного движения.

Цель: закрепить полученные знания на уроке о периоде и частоте колебаний математического маятника.

Модель колебательного маятника мастерится из подручных средств (небольшое тело подвешивается на веревку), для эксперимента необходимо иметь часы с секундной стрелкой. Сосчитав 30 колебаний за определенное время, производят расчеты периода и частоты. Можно провести эксперимент с разными телами, установив, что от тела характеристики колебаний не зависят. А также, проведя опыт с нитью разной длины, можно установить соответствующую зависимость. Все домашние результаты обязательно обсуждаются в классе.

    Экспериментальная задача: расчет работы и кинетической энергии.

Цель: показать, как зависит значение механической работы и кинетической энергии от различных условий задачи.

При помощи компьютера очень быстро выявляется зависимость между силой тяжести (весом тела), силой тяги, углом приложения силы, коэффициентом трения.



В модели иллюстрируется понятие механической работы на примере движения бруска на плоскости с трением под действием внешней силы, направленной под некоторым углом к горизонту. Изменяя параметры модели (массу бруска т, коэффициент трения, модуль и направление действующей силы F ), можно проследить за величиной работы, совершаемой при движении бруска, силой трения и внешней силой. Убедитесь в компьютерном эксперименте, что сумма этих работ равна кинетической энергии бруска. Обратите внимание, что работа силы трения А всегда отрицательна.

Подобные задачи можно использовать при контроле знаний учащихся. Компьютер быстро позволяет менять параметры задачи, создавая тем самым большое количество вариантов (исключается списывание). Преимущество такой работы - быстрая проверка. Работа может быть проверена сразу в присутствии учеников. Учащиеся получают результат и могут сами оценить свои знания.

    Подготовка к ЕГЭ.

Цель: научить детей быстро и правильно отвечать на вопросы теста.

На сегодняшний день разработана программа подготовки учеников к сдаче единого государственного экзамена. В ней собраны тестовые задания разного уровня сложности по всем разделам школьного курса физики.

V . Заключение.

Преподавание физики в школе под­разумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным эксперимен­том. Однако в современной школе про­ведение экспериментальных работ по физике часто затруднено из-за недостат­ка учебного времени, отсутствия совре­менного материально-технического ос­нащения. И даже при полной укомплек­тованности лаборатории кабинета физи­ки требуемыми приборами и материала­ми, реальный эксперимент требует зна­чительно большего времени как на под­готовку и проведение, так и на анализ результатов работы При этом в силу своей специфики (значительные по­грешности измерений, временные огра­ничения урока и т п.) реальный экспе­римент часто не реализовывает основ­ное свое предназначение - служить ис­точником знаний о физических законо­мерностях и законах. Все выявляемые зависимости носят лишь приближенный характер, зачастую правильно рассчитан­ная погрешность превышает сами изме­ряемые величины.

Компьютерный эксперимент спосо­бен дополнить «экспериментальную» часть курса физики и значительно по­высить эффективность уроков. При его использовании можно вычленить глав­ное в явлении, отсечь второстепенные факторы, выявить закономерности, мно­гократно провести испытание с изменя­емыми параметрами, сохранить резуль­таты и вернуться к своим исследовани­ям в удобное время. К тому же, в ком­пьютерном варианте можно провести значительно большее количество экспе­риментов. Данный вид эксперимента реализуется с помощью компьютерной модели того или иного закона, явления, процесса и т.д. Работа с этими моделя­ми открывает перед учащимися огром­ные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и ак­тивными участниками проводимых экс­периментов.

В большинстве интерактивных моде­лей предусмотрены варианты изменений в широких пределах начальных параме­тров и условий опытов, варьирования их временного масштаба, а также модели­рования ситуаций, недоступных в реаль­ных экспериментах.

Еще один позитивный момент в том, что компьютер предоставляет уникаль­ную, не реализуемую в реальном физи­ческом эксперименте, возможность ви­зуализации не реального явления при­роды, а его упрощенной теоретической модели, что позволяет быстро и эффек­тивно находить главные физические за­кономерности наблюдаемого явления. Кроме того, учащийся может одновре­менно с ходом эксперимента наблюдать построение соответствующих графичес­ких зависимостей. Графический способ отображения результатов моделирования облегчает учащимся усвоение больших объемов получаемой информации. По­добные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как прави­ло, испытывают значительные труднос­ти при построении и чтении графиков.

Также необходимо учитывать, что да­леко не все процессы, явления, истори­ческие опыты по физике учащийся спо­собен представить себе без помощи вир­туальных моделей (например, цикл Карно, модуляция и демодуляция, опыт Майкельсона по измерению скорости света, опыт Резерфорда и т.д.). Интер­активные модели позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы установок, по­ставить эксперименты, вообще невоз­можные в реальной жизни, например, управление работой ядерного реактора.

Сегодня уже существует целый ряд педагогических программных средств (ППС), в той или иной форме содержа­щих интерактивные модели по физике. К сожалению, ни одна из них не ориен­тирована непосредственно на применение в школе. Одни модели перегружены возможностями изменения параметров из-за ориентированности на применение в ВУЗах, в других программах интерак­тивная модель является лишь элементом, иллюстрирующим основной материал. Кроме того, модели разбросаны по разным ППС. Например, «Физика в кар­тинках» компании «Физикон», являясь наиболее оптимальной для проведения фронтального компьютерного эксперимента, построена на устаревших плат­формах, не имеет поддержки использо­вания в локальных сетях. Другие ППС, такие как «Открытая физика» той же компании, содержат одновременно с моделями огромный массив информаци­онных материалов, который невозмож­но отключить на время проведения ра­боты на уроке. Все это значительно ус­ложняет отбор и использование компью­терных моделей при проведении уроков физики в общеобразовательной школе.

Главное - для эффективного при­менения компьютерного эксперимента требуются ППС, специально ориентиро­ванные на использование в средней школе. В последнее время наметилась тенденция к созданию специализирован­ных ППС для школы в рамках федераль­ных проектов, таких, как конкурсы раз­работчиков учебного программного обеспечения, проводимые Националь­ным фондом подготовки кадров. Возможно, уже в ближайшие годы мы увидим ППС, комплексно поддерживающие компьютерный эксперимент в курсе физики средней школы. Все эти моменты я и попыталась раскрыть в своей работе.

VI . Глоссарий.

Эксперимент – это чувственно-предметная деятельность в науке.

Физический эксперимент - это наблюдение и анализ исследуемых явлений в определенных условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздать его всякий раз при фиксированных условиях.

Демонстрация – это физический эксперимент, представляющий физические явления, процессы, закономерности, воспринимаемые зрительно.

Фронтальные лабораторные работы – вид практических работ, выполняемых в процессе изучаемого программного материала, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование.

Физический практикум практическая работа, выполняемая учащимися в завершение предыдущих разделов курса (или в конце года), на более сложном оборудовании, с большей долей самостоятельности, чем на фронтальной лабораторной работе.

Домашние экспериментальные работы – простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного руководства со стороны учителя.

Экспериментальные задачи – задачи, в которых эксперимент служит средством определения некоторых исходных величин, необходимых для решения; дает ответ на поставленный в ней вопрос или является средством проверки сделанных согласно условию расчетов.

VII . Список литературы:

1. Башмаков Л.И., С. Н. Поздняков, Н. А Резник "Информационная среда обучения", Санкт - Петербург: "Свет", с.121, 1997.

2 Белостоцкий П.И., Г. Ю. Максимова, Н. Н. Гомулина "Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии". Газета "Физика" № 20, с. 3, 1999.

3. Буров В.А. «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе». Москва Просвещение 1979г

4. Бутиков Е.И. Основы классической динамики и компьютерное моделирование. Материалы 7 научно-методической конференции, Академическая Гимназия, Санкт - Петербург - Старый Петергоф, с. 47, 1998.

5. Винницкий Ю.А., Г.М. Нурмухамедов «Компьютерный эксперимент в курсе физики средней школы». Журнал «Физика в школе» №6, с. 42, 2006.

6. Голелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие. Практикум. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998

7. Кавтрев А.Ф. "Методика использования компьютерных моделей на уроках физики". Пятая международная конференция "Физика в системе современного образования" (ФССО-99), тезисы докладов, том 3, Санкт - Петербург: "Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена", с. 98-99, 1999.

8. Кавтрев А.Ф. "Компьютерные модели в школьном курсе физики". Журнал "Компьютерные инструменты в образовании", Санкт - Петербург: "Информатизация образования", 12, с. 41-47, 1998.

9. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. Под редакцией С.Е. Каменейкого, Н.С. Пурышевой. М: «Академия», 2000

10. Трофимова Т.И. «Курс физики», изд. «Высшая школа», М., 1999

11. Чирцов А.С. Информационные технологии в обучении физике. Журнал "Компьютерные инструменты в образовании", Санкт - Петербург: "Информатизация образования", 12, с. З, 1999.

Приложение № 1

Классификация физического эксперимента



Приложение №2

Итоги анкетирования обучающихся.

Среди учащихся 5 к,6 а, 7 – 11 классов проведено анкетирование по следующим вопросам:

    Какую роль играет для вас эксперимент при изучении физики?

    В программе создано 107 моделей, которые можно использовать при объяснении нового материала и решении экспериментальных задач. Хочу привести несколько примеров которые я использую на своих уроках.

    Фрагмент урока «Ядерные реакции. Деление ядер».

    Цель: сформировать понятия ядерной реакции, продемонстрировать их разнообразие. Развивать представление о сущности данных процессов.

    Компьютер используется при объяснении нового материала для более наглядной демонстрации изучаемых процессов, позволяет быстро менять условия реакций, дает возможность вернуться к прежним условиям.


    Настоящая модель демонстрирует

    различные типы ядерных превращений.

    Ядерные превращения возникают как вследствие

    процессов радиоактивного распада ядер, так и

    вследствие ядерных реакций, сопровождающихся

    делением или синтезом ядер.

    Изменения, происходящие в ядрах, можно разбить

    на три группы:

    1. изменение одного из нуклонов в ядре;

      перестройка внутренней структуры ядра;

      перегруппировка нуклонов из одних ядер в другие.

    К первой группе относятся различные виды бета-распада, когда один из нейтронов ядра превращается в протон или наоборот. Первый (более частый) вид бета-распада происходит с испусканием электрона и электронного антинейтрино. Второй вид бета-распада происходит или путем испускания позитрона и электронного нейтрино, или путем захвата электрона и испускания электронного нейтрино (захват электрона происходит с одной из ближайших к ядру электронных оболочек). Заметим, что в свободном состоянии протон не может распасться на нейтрон, позитрон и электронное нейтрино - для этого необходима дополнительная энергия, которую он получает у ядра. Общая энергия ядра тем не менее понижается при превращении протона в нейтрон в процессе бета-распада. Это происходит за счет снижения энергии кулоновского отталкивания между протонами ядра (которых становится меньше).

    Ко второй группе следует отнести гамма-распад, при котором ядро, первоначально находившееся в возбужденном состоянии, сбрасывает излишек энергии, излучая гамма-квант. К третьей группе относятся альфа-распад (испускание исходным ядром альфа-частицы - ядра атома гелия, состоящего из двух протонов и двух нейтронов), деление ядра (поглощение ядром нейтрона с последующим распадом на два более легких ядра и испускание нескольких нейтронов) и синтез ядра (когда в результате столкновения двух легких ядер образуется более тяжелое ядро и, возможно, остаются легкие осколки или отдельные протоны или нейтроны).

    Обратите внимание, что при альфа - распаде ядро испытывает отдачу и заметно смещается в сторону, противоположную направлению вылета альфа-частицы. В то же время отдача при бета-распаде гораздо меньше и в нашей модели не заметна совсем. Это вызвано тем, что масса электрона в тысячи (и даже в сотни тысяч раз - для тяжелых атомов) меньше, нежели масса ядра.

    Фрагмент урока «Ядерный реактор»

    Цель: сформировать представления о строении ядерного реактора, продемонстрировать его работу с помощью компьютера.


    Компьютер позволяет менять условия

    протекания реакций в реакторе. Убрав надписи,

    можно проверить знания учащихся строения

    реактора, показать условия, при которых

    возможен взрыв.

    Ядерный реактор - это устройство,

    предназначенное для превращения энергии

    атомного ядра в электрическую энергию.

    В ядре реактора находится радиоактивное

    вещество (обычно, уран или плутоний).

    Энергия, выделяемая за счет а - распада этих

    атомов, нагревает воду. Получающийся водяной пар устремляется в паровую турбину; за счет ее вращения в электрогенераторе вырабатывается электрический ток. Теплая вода после соответствующей очистки выливается в расположенный рядом водоем; оттуда же в реактор поступает холодная вода. Специальный герметичный кожух защищает окружающую среду от смертоносного излучения.

    Специальные графитовые стержни поглощают быстрые нейтроны. С их помощью можно управлять ходом реакции. Нажмите кнопку "Поднять" (это можно сделать, только если будут включены насосы, закачивающие холодную воду в реактор) и включите "Условия процесса". После того, как стержни будут подняты, начнется ядерная реакция. Температура Т внутри реактора возрастет до 300° С, и вода вскоре начнет кипеть. Взглянув на амперметр в правом углу экрана, можно убедиться, что реактор начал вырабатывать электрический ток. Задвинув стержни обратно, можно приостановить цепную реакцию.

    Приложение №4

    Использование компьютера при выполнении лабораторных работ и работ физпрактикума.

    Существует 4 СД с разработками 72 лабораторных работ, которые облегчают работу учителя, делают уроки более интересными и современными. Данные разработки могут быть использованы при проведении физического практикума, т.к. тематика некоторых из них выходит за рамки школьной программы. Вот некоторые примеры. Название, цель, оборудование, поэтапное выполнение работы – все это проецируется на экран с помощью компьютера.


    Лабораторная работа: «Исследование изобарного процесса».

    Цель: экспериментально установить взаимосвязь объема и

    температуры газа определенной массы в различных его

    состояниях.

    Оборудование: лоток, трубка – резервуар с двумя кранами,

    термометр, калориметр, измерительная лента.

    Объектом исследования является воздух в трубке –

    резервуаре. В исходном состоянии его объем определяют по

    длине внутренней полости трубки. Трубку укладывают виток к витку в калориметр, верхний кран открыт. Наливают в калориметр воду 55 0 - 60 0 С. Наблюдают образование пузырьков. Образовываться они будут до тех пор, пока температура воды и воздуха в трубке не сравняются. Температуру измеряют лабораторным термометром. Во второе состояние воздух переводят, налив в калориметр холодную воду. После установления теплового равновесия измеряют температуру воды. Объем во втором состоянии измеряют по его длине в трубке (исходная длина минус длина вошедшей воды).

    Зная параметры воздуха в двух состояниях, устанавливают связь изменения его объема с изменением температуры при постоянном давлении.

    Урок - практикум: «Измерение коэффициента поверхностного натяжении.

    Цель: отработать один из приемов определения коэффициента поверхностного натяжения.

    Оборудование: весы, лоток, стакан, капельница с водой.

    Объектом исследования является вода. Весы приводят в рабочее положение, уравновешивают. С их помощью определяют массу стакана. Из пепельницы в стакан капают примерно 60 - 70 капель воды. Определяют массу стакана с водой. По разности масс определяют массу воды в стакане. Зная количество капель, можно определить массу одной капли. Диаметр отверстия капельницы указан на её капсуле. По формуле вычисляют коэффициент поверхностного натяжения воды. Сравнивают полученный результат с табличным значением.

    Для сильных учащихся можно предложить провести дополнительно опыты с растительным маслом.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: