Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Значение и грамматические признаки местоимения: особенности и правила

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая показывает на предметы, признаки, количество, однако не именует их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, немного карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они подменяют в тексте.

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение может быть хоть каким членом предложения:

Я желаю спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша - мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет длиться (каких заходит в состав происшествия)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (зависимо от того, заместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • меняются по падежам (некто, нечто употребляются исключительно в форме И.п.; некоторого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.
  • 2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, некий, этот, тот и др.). Их особенности:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • меняются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каковой не меняется по падежам; притяжательные его, ее, их не меняются вообщем, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
  • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно меняется по родам, числам и падежам), однако время от времени, как порядковое числительное, показывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - 5-ый ).

    3. Местоимения-числительные (сколько, столько, немного ). Их особенности:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос сколько? ;
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно меняются по падежам.
  • Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

    1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

    2. Возвратимое: себя . Это местоимение показывает на тождественность лица либо предмета, нареченного подлежащим, лицу либо предмету, нареченному словом себя (Он себя не оскорбит. Надежды себя не оправдали ).

    3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, собственный, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу либо другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень комфортен ).

    4. Указательные: этот, тот, таковой, такой, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак либо количество предметов.

    5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, хоть какой, иной, другой, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат особыми вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

    7. Относительные: те же, что и вопросительные, однако служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так именуемые союзные слова (Я вызнал, кто пришёл. Это дом, который выстроил мой дед) .

    8. Отрицательные: никто, ничто, некоторого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета либо признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений при помощи приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некоторого инкриминировать) .

    9. Неопределенные: некто, нечто, некий, некоторый, немного , также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений при помощи приставки кое - либо постфиксов -то , -или , -нибудь : кое-кто, кто-то, чего-нибудть и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

    Примечания:

    1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некие другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не небезопасен; Сам придёт; Это книжка; Всё завершилось отлично ).

    2) Некие местоимения имеют омонимы посреди служебных частей речи (это, что ): Это книжка (местоимение). - Москва - это столица Рф (указательная частичка); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он тут (альянс). См. тщательно Как различать союзы и союзные слова?

    План морфологического разбора местоимения

    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    2. Исходная форма.

    3. Неизменные морфологические признаки:

  • разряд по соотношению с иной частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
  • разряд по значению (личное, возвратимое, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
  • лицо (для личных местоимений);
  • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
  • 4. Непостоянные морфологические признаки:

  • падеж;
  • число (в том случае есть);
  • род (в том случае есть).
  • 5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

    Эталоны разбора местоимений

    Представьте для себя удовлетворенность какого-либо ботаника, который внезапно попадает на необитаемый полуостров, где до этих пор не ступала ничья людская нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

  • (представьте) для себя
  • кому?

    2. Н. ф. - себя .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратимое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

    5. В предложении дополнение.

  • какого-либо (ботаника)
  • какого?

    2. Н. ф. - какой-либо .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

  • который
  • 1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. - который .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

    5. В предложении подлежащее.

  • (до) этих (пор)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос каких?

    2. Н. ф. - этот .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

    5. В предложении часть происшествия времени.

  • ничья (нога)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чья?

    2. Н. ф. - ничей .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, именительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

    2. Н. ф. - он .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

    5. В предложении подлежащее.

  • свою (коллекцию)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чью?

    2. Н. ф. - собственный .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, винительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

  • всякими (представителями)
  • 1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос какими?

    2. Н. ф. - всякий .

    3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

    4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

    5. В предложении согласованное определение.

    Источники:

  • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Дополнительно на сайт:

  • Каковы правила правописания личных местоимений в российском языке?
  • Каковы правила правописания отрицательных местоимений в российском языке?
  • Каковы правила правописания неопределенных местоимений в российском языке?
  • Где отыскать упражнения к теме «Правописание местоимений»?
  • Каковы нормы потребления местоимения собственный?
  • Каковы нормы потребления местоимения себя?
  • Каковы нормы потребления местоимения сама?
  • Каковы нормы потребления местоимений его, её, их?
  • Каковы нормы потребления местоимения он (она, оно, они) в купе с предлогом?
  • Где отыскать упражнение к теме «Употребление местоимений»?
  • Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ахтямова Фирая Каюмовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МОУ Ново- Арышская СОШ Рыбно- Слободского муниципального района РТ

    Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

    Среди бесспорных достоинств работы с компьютером можно назвать и наличие обратной связи, большие возможности предъявления наглядного материала, объективная оценка действий учащихся. Компьютерная технология способствует повышению интереса к предмету.

    Тема. Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.

    Цели урока. 1) Обучающая. Повторение и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. Умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения, познакомить учащихся со структурой теста Единого Экзамена; настроить учеников на серьезную работу по подготовке к экзамену, повторить сложные вопросы по теме местоимения.

    2) Развивающая. Пробуждение в учащихся интереса, положительной мотивации к изучению русского языка, развитие устной и письменной речи учащихся.

    3) Воспитывающая. Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь. Воспитание доброты, нравственности.

    4) Коммуникативная. Организация речевого общения, формирование у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовность к взаимодействию, взаимопомощи.

    Метод обучения. Комбинированный (сочетание словесных, наглядных, практических методов).

    Форма урока . Урок в компьютерном классе. Сочетание общеклассных и индивидуальных форм.

    Оборудование. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (автор заданий А.Ю. Кузнецов). Раздел «Морфология» (Теория), аудиозапись «Жизнь и творчество Марины Цветаевой», дидактический материал, тесты, таблица.

    Мотивация. Использование наглядных справочных материалов компьютерного комплекса «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» дает возможность оперативно и в интерактивном режиме проверить степень освоения учащимися соответствующих разделов.

    Местоимение в языках…-слова вторичные, слова- заместители. Это как

    Бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря

    Наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений

    Являются знаменательные слова.

    А.А.Реформатский .

    Ход урока.

    I . Организационный момент.

    II. Объявление целей и задач урока

    Учитель: Цель нашего урока - повторение и обобщение знаний о местоимении. Уметь устранять неоправданное повторение местоимений в тексте, разграничивать неопределенные и отрицательные местоимения, правильно писать их, произносить.

    Другая наша задача - это подготовка к ЕГЭ.

    Несмотря на внешнюю легкость заданий по морфологии (местоимению), они требуют внимания и сосредоточенности.

    1. Вступительная беседа.

    Ребята, что вы знаете о местоимении?

    Местоимение-знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые не называют лиц, предметов, признаков, количеств, а только указывают на них или спрашивают о них.

    Примеры: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

    Ни у кого (отрицат.,при наличии предлога ни является частицей - пишется раздельно) ничего(при отсутствии предлога ни (не) являются приставками - пишется слитно) заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой»-такою была Цветаева и такою осталась навсегда.

    Местоимение может обозначать любой предмет, любой признак, любое количество. Конкретное значение местоимения в каждом случае употребления меняется: оно зависит от того, с каким словом в контексте соотносится местоимение.

    Что вы можете сказать о морфологических и синтаксических функциях местоимений.

    Морфологические и синтаксические функции местоимений чаще всего зависят от того, на какую часть речи они указывают. Поэтому местоимения не имеют своих особых морфологических признаков.

    В предложении они бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, или определениями, как имена прилагательные.

    Например:

    1.Моим стихам, как драгоценным винам,

    Настанет свой черёд.

    М.Цветаева.

    Марина Цветаева и Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1991 года на пустынном коктебельском берегу.

    Эфрон подарил ей кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

    Учитель: -Ребята, вот мы с вами и пришли к выводу, что наша речь должна быть стройной, правильной, гармоничной. Мы узнали о том, что местоимение самая важная часть речи, так как оно позволяет избежать от лишних повторений.

    III. Тренинг. Ученики по очереди читают тренировочные упражнения в списке вопросов и аргументируют свой выбор ответа.

    IV. Комментарии учителя.

    V. Практикум по морфологии. Работаем с электронным учебником. Путь поиска. Оглавление. Морфология. Местоимение.

    Классификация местоимений по значению.

    Личные: 1л.я,мы; 2л.ты,вы; 3л.он, она, оно, они.

    Возвратное: себя.

    Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, его, её, их.

    Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.

    Вопросительные (употребляются для вопроса): кто?, что?, какой?, который?, чей?, сколько?

    Относительные (употребляются для связи частей сложноподчиненных предложений): кто, что, какой, который, чей, сколько.

    Определенные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой.

    Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

    Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, что-то.

    Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.

    Комментарии учителя. Помните, что некоторые притяжательные местоимения (его, её, их) совпадают только с формами родительного падежа личных местоимений (его, её, их).

    Ученики выполняют тренировочные упражнения из электронного учебника.

    Учитель. А теперь, ребята, открываем следующую страницу электронного учебника. Изучаем теорию о правописании местоимений.

    1.Неопределенные местоимения пишутся с частицами -то, -либо, -нибудь, кое - через дефис: кто-то, кому-нибудь, кое-что.

    2. Отрицательные местоимения имеют частицу не только под ударением, а ни - без ударения: некого, нечем, никого, ничего. При отсутствии предлогов эти частицы пишутся слитно, а с предлогом - в три слова: не с кем, ни у кого.

    3. Следует различать сочетания не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное. Советуем использовать для разграничения этих сочетаний следующих их признаки (Таблица№3 из электронного учебника).

    Выполнение заданий.

    VI. Следующий этап нашего урока - это работа с текстом. 1. Небольшая информация о жизни и творчестве Марины Цветаевой (используется магнитофонная запись). 2. На интерактивной доске высвечивается текст о Марине Цветаевой. Выразительное чтение текста.

    Я долго недооценивал Цветаеву. В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало…

    Весной 1922 года, когда она уже за границей, я в Москве купил маленькую книжечку. Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы… Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что поздно её узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка… Летом 1935 года я, сам не свой от почти годовой бессонницы, попал в Париж, на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой…

    Члены семьи Цветаевой настаивали на её возвращении в Россию. В них говорила тоска по родине…

    Цветаева спрашивала, что я думаю по этому поводу. У меня на этот счет не было определенного мнения. Я не знал, что ей посоветовать, и слишком боялся, что ей и её замечательному семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения.

    Борис Пастернак «Воздушные пути».

    Словарная работа.

    Бездна- 1) упкын 2) иксез-чиксез 3) бик күп .

    Могущество-куәт. Көдрәт, зур көч.

    Превзойти- 1) өстен чыгу, уздыру 2) арттыру.

    Задания:

    1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст. Разделите на смысловые части. Найдите местоимения и докажите, что они позволяют избежать стилистических ошибок. Какую синтаксическую функцию выполняет местоимение?.

    2.Скажите, на какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения? Какие из них преобладают в этом тексте?

    3.Проанализируйте орфографию и пунктуацию последнего абзаца текста. Составьте схемы сложных предложений текста.

    VII. Особенности употребления местоимений.

    1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашел к нему, разговаривал с ним, близ него и. др.

    Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

    1. Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтер или начальник цеха?) не явился.
    2. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, листва, большинство и т.п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята).
    3. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые воспроизводят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Я попросил товарища, чтобы он внес свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.
    4. Часто местоимения выступают как средство связи предложений в тексте.

    Сообщения учащихся о трудных случаях правописания местоимений (из своих небольших исследовательских работ).

    - Выполняем упражнение 266. (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах).Задание. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употеблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.

    VIII. Закрепление материала. На магнитной доске слепая схема (незаполненная).

    Разряды Примеры

    1. Личные
    2. себя
    3. Вопросительно-относительные
    4. этот, тот, такой.
    5. Притяжательные
    6. некто, нечто, кое-кто.
    7. Отрицательные
    8. каждый, самый, сам.

    IX. Работа с тестами (для средних и слабых учащихся).

    1. Местоимение это: 2.Они

    А) член предложения; а) личное

    Б) часть речи; б) возвратное

    В) словосочетание в) притяжательное

    3.Местоимение себя указывает на: 4. Найти лишнее

    А) предмет; а) Я, ты, он

    Б) количества; б) мой, твой, наш

    В) лицо. в) каждый, самый, свой

    5.Изменяется по родам 6. Никто-это

    А) себя а) отрицательное

    Б) я б) указательное

    В) этот в) неопределенное

    7.Не имеет именительного падежа: 8 Местоимение не бывает

    а) себя а) подлежащими

    б) моего б) сказуемыми

    в) твоего. в) определениями

    X. 2 вариант(для сильных учащихся). Выполнение зачетных тестов по теме, используя тренировочные упражнения ЭИ. (А1-А5).

    А1. В каком предложении не(ни) со словом пишется раздельно?

    1. Ветерок (ни)сколько не мешал нам.
    2. (ник)кто в доме не знал о предполагаемом побеге.
    3. Больше (не) от кого ждать помощи.
    4. Детям (не)когда погулять.

    А2. В каком предложении есть указательное местоимение?

    А) Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.

    Б) Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.

    В) Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.

    Г) К объективным относятся свойства и качества самого текста.

    1) А 2) Б 3) В 4) Г.

    А3. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

    Нужно обогащаться знаниями и то(же) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями

    1. тоже - всегда пишется слитно;
    2. то же - всегда пишется раздельно;
    3. тоже - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
    4. то же - здесь это местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

    А4. Какой частью речи является слово Что в предложениях А и В.

    А. Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.

    Б. Спортивный репортаж…

    В. Кажется, что же тут сложного - говори и говори себе!

    1) в обоих случаях - местоимением

    2) в обоих случаях союзом

    3) в предложении А-союзом, в предложении В-местоимением

    4) в предложении А - местоимением, в предложении В-союзом.

    А5. В этом порыве моем была благодарность ей за(то), что она живая осталась.

    1. зато - всегда пишется слитно
    2. за то всегда пишется раздельно
    3. зато - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется раздельно
    4. за то - здесь местоимение то с предлогом за, поэтому пишется раздельно.

    Вариант 3 - аналогичные задания. При выполнении этого вида заданий учащиеся называют правильный ответ, аргументируя свой выбор. Учитель комментирует ответы.

    Морфология русского языка включает множество интересных разделов. Данная статья посвящена рассмотрению местоимения как части речи. местоимения, их особенности, роль в предложении - все это освещается в материале.

    Местоимение

    В морфологическом списке русского языка важное место принадлежит местоимению. Так называется часть речи, способная заменить любую именную часть речи, не называя конкретных признаков слова. Местоимение, значение и грамматические признаки которого будут указаны ниже, лишь указывает на предметы или явления, не давая им прямого наименования. К примеру, существительное дом можно заменить местоимением он , числительное двадцать - словом сколько-то , прилагательное синий - местоимением какой-то и так далее.

    Классификация местоимений по значению

    Существует несколько классификаций. Так, на основании значения, которое несет слово, выделяют местоимения личные (он, ты, мы ), притяжательные (его, твой, наш ), указательные (та, этот, такой ), определительные (всякий, самый, каждый ), вопросительно-относительные (что, чей, кто ), неопределенные (некто, некий, некоторый ), отрицательные (ничто, нечего, никакой ) и возвратное местоимение себя . Грамматические признаки местоимения указываются на основании его значения.

    Личное, притяжательное, возвратное, указательное

    Наиболее употребительными являются личные, притяжательные и указательные местоимения. Грамматические признаки личных местоимений - это наличие категории лица, способность изменения по падежам, присутствие категории рода у 3 лица. Например: На рыбалке у него было приподнятое настроение. В предложении есть личное местоимение (у) него , которому присущи такие признаки, как 3 лицо (по начальной форме - он), родительный падеж, мужской род.

    Грамматические признаки указательных местоимений (и притяжательных также) схожи с признаками имени прилагательного: они также изменяются по падежам, числам и родам. Например, Этот дом - его мечта. В предложении есть указательное местоимение этот (единственное число, мужской род, им. падеж) и притяжательное местоимение его (ед. число, мужской род, им. падеж). не изменяется, имеет постоянную, традиционную форму - себя .

    Определительное, неопределенное, отрицательное, вопросительно-относительное

    Грамматические признаки местоимений определительных следующие: число, род и падеж, зависимые от имени существительного. Эти части речи похожи на но указывают на обобщенный признак. В предложении согласовываются с именем существительным. К примеру, Каждый день становилось теплее. Местоимение каждый согласуется с существительным в числе, роде, падеже.

    Вопросительно-относительные местоимения используются в вопросах и сложноподчиненных предложениях как скрепа. При этом одно и то же слово может быть вопросительным местоимением в одном контексте и относительным - в другом: Что говорят про новые гаджеты? (вопросительное) - Ему передали, что говорят про новые гаджеты (относительное). Такие местоимения не изменяются, только кто и что обладают категорией падежа.

    Указывают на неопределенность чего-либо и образуются от вопросительных путем прибавления префиксов не - и кое - или суффиксов -нибудь , -то , -либо . Таким образом, грамматические признаки местоимения зависят от его значения. Отрицательные виды рассматриваемых нами частей речи также образуются от вопросительных, но употребляются для отрицания. Например: Послышался какой-то никому неизвестный звук. В предложении два местоимения: какой-то - неопределенное и никому - отрицательное.

    Классификация местоимений по грамматическим признакам

    Заменяя ту или иную часть речи, местоимение соотносится с какой-либо из них. Поэтому выделяют местоимения-существительные, прилагательные и числительные, которые косвенно называют предмет, признак или количество.

    Местоимениями-существительными являются те, которые могут заменить имя существительное, а именно: личные местоимения, вопросительные кто и что и образованные от них отрицательные, возвратное. Они отвечают на вопросы имен существительных. В предложениях чаще всего являются дополнениями либо подлежащими. Грамматические признаки местоимения-существительного указываются исходя из его отнесенности к тому или иному разряду по значению. К примеру, личные имеют категории лица, числа, падежа, а у отрицательных, возвратных и неопределенных местоимений-существительных не принято определять лицо.

    Местоимениями-прилагательными называются те, что отвечают на вопросы имен прилагательных и выполняют синтаксическую роль определения. Это большая группа таких частей речи, куда относятся все притяжательные, некоторые указательные (такой, этот, тот и другие), некоторые вопросительные (какой, чей ) и образованные от них неопределенные и отрицательные. Грамматические признаки слов из этого разряда схожи с признаками имен прилагательных, то есть у них есть непостоянные категории падежа, рода, числа.

    К местоимениям-числительным относятся вопросительное слово сколько и неопределенное слово столько , а также образованные от них неопределенные местоимения. Из грамматических признаков им присуще только изменение по падежам.

    Синтаксическая роль местоимений

    По критерию отнесения к тому или иному разряду по значению легче определять грамматические признаки местоимения. Части речи, с которыми ассоциируется местоимение, дает возможность с легкостью обозначить его синтаксическую роль. Так, в предложении "Она написала им другое письмо" есть три местоимения, выполняющие разные функции: она (личное) - подлежащее, им (личное) - дополнение, другое (определительное) - определение.

    Правильно назвать член предложения, выраженный местоимением, помогают вопросы. Например, Никто не жил в вашем доме раньше?. Задается вопрос кто? - никто - это подлежащее, в доме каком? вашем - определение. Встречаются предложения, в состав которых входят только местоимения: Это они. Э то - подлежащее, они - сказуемое. Их несколько : их - дополнение, несколько - подлежащее.

    Морфологические нормы употребления местоимений

    Говоря о грамматических нормах употребления местоимений в словосочетаниях или предложениях, необходимо прежде всего отметить наиболее распространенную ошибку. Это три притяжательных местоимения ее, их, его, которые часто употребляются неверно. Например, егошний, ейный, ихний - это грубое нарушение нормы русского языка.

    Употребление местоимений он, они и она нередко требует прибавления буквы "н" в начале слова: он - без него, она - около нее, они - у них . Это необходимо после предлога. Если предлог отсутствует, то буква "н" в слове не нужна: узнали его, спросил ее, увидел их .

    Местоимение и контекст

    Местоимения выполняют в предложениях и текстах функции замещения. С этим связаны некоторые грамматические неточности. К примеру, Отец уехал в город. Он был далеко. Отец или город был далеко? В офис приехал директор, который находится на пятом этаже. Офис или директор на пятом этаже? Особенно часто двусмысленность наблюдается при употреблении возвратного местоимения и притяжательного местоимения свой: Руководитель попросил менеджера зайти в свой кабинет (чей кабинет: руководителя или менеджера).

    Местоимения в экзаменационной работе

    В экзаменационной работе по русскому языку встречаются задания, где требуется знать грамматические признаки существительного, глагола и прилагательного. Местоимения часто включаются в задания с нарушением грамматических норм. В таблице ниже представлены примеры подобных заданий.

    Нарушение грамматических норм при употреблении местоимений
    Задание Ответ
    • взять у его;
    • двумястами домами;
    • красивый Сочи;
    • наиболее красивый.
    взять у его (правильное употребление: у него)

    Укажите вариант с нарушением морфологической нормы:

    • около двухсот жителей;
    • ихняя дача;
    • самый хороший;
    • полутора километров.
    ихняя дача (правильное употребление: их)

    Укажите вариант с нарушением морфологической нормы:

    • вкусный кофе;
    • двумстам студентам;
    • егошний сосед;
    • менее высокий.
    егошний сосед (правильное употребление: его)

    Нередко местоимение выполняет в тексте роль лексического средства связи между предложениями. В аттестационной работе встречаются задания на определение в тексте. Например, необходимо определить, чем связаны предложения: Василий еженедельно ездил в город за покупками. Из него он привозил фрукты, крупы и сладости. Ответ: двумя личными местоимениями. Или другой пример: Сегодня пошел дождь. Это неожиданно. Данные предложения сязаны с помощью указательного местоимения.

    Таким образом, грамматические признаки местоимения, морфологические нормы их употребления необходимо знать для успешного прохождения экзамена по русскому языку.

    История формирования местоимений как части речи интересна и особенна. К примеру, я - личное местоимение первого лица единственного числа. Оно произошло от старославянского язъ , которое, вероятно, отражало первую букву алфавита - азъ. в языке образовались позже всех. Это связано с тем, что ранее существовали указательные местоимения и, я, е, которые отсылали к третьему лицу. А современные местоимения третьего лица возникли путем перехода слов из одного разряда в другой: из указательных в личные. История русского языка знает период, когда было три вида указательных местоимений. Они употреблялись в зависимости от удаленности предмета от говорящего: съ - близко к говорящему, тъ - близко к собеседнику, онъ - отсутствовавший при разговоре. Разряд притяжательных местоимений до сих пор формируется: в нем есть и простые притяжательные формы (мой, свой ), и вопросительные (чей? ), и неопределенные (чей-нибудь ), и отрицательные (ничей ).

    1. Личные местоимения указывают на участника разговора или предмет: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Они изменяются по падежам и числам, местоимение он изменяется по родам.

    В предложении могут быть:

    Подлежащим: Я замираю в восторге.

    Сказуемое: А кто этот господин?

    Дополнение: Старик говорил с ним раздражённым, желчным тоном.

    Обстоятельство: Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой.

    2. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы Им.п., рода и числа. В предложении является дополнением: Рощин глядел на себя в зеркало.

    Внимание! Ступай себе мимо – здесь слово «себе» является частицей при глаголе.

    3. Вопросительные местоимения заменяют прилагательные: кто?, что?, который?, чей?, какой?, каков?, сколько? и другие. Местоимение каков? изменяется только по родам и числам. Местоимения кто?, что?, сколько? изменяются только по падежам. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В предложении могут быть:

    Подлежащим: Кто не заключал таких условий со своей совестью?

    Дополнением: О чем бы вы хотели узнать?

    Определением: Какой цветок упал к моим ногам?

    4. Относительные местоимения : кто, что, который, чей, какой, каков, сколько? и другие . Они употребляются в сложноподчинённых предложениях, где являются союзными словами. В предложении могут быть:

    Подлежащим: Тогда удил всякий , кто мог держать в руке удилище.

    Сказуемым: Какова яблоня, таковы и яблочки.

    Дополнением: Они узнали о существовании поэта , чьи стихи были народные.

    Определением: Я видел кошку, у которой были жёлтые глаза.

    5. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные предметы. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, что-либо, кое – какой некто, нечто . Некий, некоторый изменяются по родам и числам.

    В предложении могут быть:

    Подлежащим: Кое-кто из дачников вышел за калитку.

    Определением: Маше чудился какой-то шорох за дверью.

    Дополнением: Листья шептались о чём-то своём.

    Обстоятельством: Несколько дней лил дождь.

    6. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета чему-либо или кому-либо: мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой . Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений его, её, их . В предложении могут быть:

    Определением: Лиза подняла на него свои ясные глаза.

    Именной частью сказуемого: Вишнёвый сад стал моим .



    7. Указательные местоимения указывают на предмет среди других предметов: тот, этот, такой, таков, сей, столько . Они изменяются по падежам, кроме таков . Они изменяются по родам и числам, кроме сей, столько, сколько . В предложении могут быть:

    Подлежащим: Да, жалок тот , в ком совесть не чиста.

    Сказуемым: Каков вопрос – таков ответ.

    Определением: Этот разговор не принёс облегчения.

    Дополнением: В деревне только об этом и говорили.

    Внимание! При склонении местоимений столько и сколько ударение всегда падает на первый слог: сто΄лько, о ско΄льких .

    8. Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Они изменяются по родам, числами падежам, кроме всяк .

    В предложении может быть:

    Подлежащее: Не всякий способен прыгать с высоты.

    Сказуемое: Лара бывала разной, любой .

    Определение: Солнце убрало все тени.

    Дополнение: Обо всём , что было, я не жалею.

    9. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета: никто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью с помощью приставок не-, ни-. Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме никто, ничто .

    В предложении могут быть:

    Подлежащее: Ночь была темная, но ничто не радовало.

    Дополнение: Дома никого не было.

    Определение: Никакие уговоры не помогли.

    Местоимение может быть любым членом предложения:

    Я хочу спать (подлежащее).

    Это она (сказуемое).

    Миша - мой брат (определение).

    Учитель вызвал его (дополнение).

    До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

    Разряды местоимений

    А. Разряды местоимений по грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

    1. Местоимения-существительные(я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

    · указывают на предметы;

    · отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);

    · изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.;некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);

    · связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

    2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

    · указывают на признаки предметов;

    · отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);

    · связываются с именами существительными, как имена прилагательные;

    · изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоименийего, ее, их );

    · местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - Пятый ).

    3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

    · указывают на количество предметов;

    · отвечают на вопрос сколько? ;

    · связываются с существительными, как количественные числительные;

    · обычно изменяются по падежам.

    Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

    1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

    2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

    3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

    4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.



    5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

    6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

    7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые союзные слова (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

    8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставокни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

    9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

    Примечания:

    1) Местоимения тот, сам, местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо).

    2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что): Это книга (местоимение). -Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он здесь (союз).

    ГЛАГОЛ

    1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .



    2. Каждый глагол имеет следующие формы:

    · начальную форму, которая называется неопределенной формой (илиинфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;

    · спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

    · причастие;

    · деепричастие.

    3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

    · существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога:читать газету, видеть его ;

    · существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;

    · существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

    Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

    4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

    5. Глаголы бываютсовершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? -читали ), настоящее (что делают? - цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

    Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

    · Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .

    · Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.

    · Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

    Глагол может выполнять все 5 функций:

    1) подлежащее:

    · Жить (подлежащее) - Родине служить.

    2) сказуемое:

    · Моя обязанность - хорошо учиться (сказуемое) . Я люблю (сказуемое) мороженое.

    3) дополнение:

    · Тренер сказал нам (что?) прийти (дополнение) на тренировку в 9-00.

    4) Определение:

    · Мечта (какая?) поскорее уехать (определение) из города не покидала меня.

    5) обстоятельство:

    · Я поеду в Москву (зачем?) поступать (обстоятельство цели) в МГИМО.

    Причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие - самостоятельной частью речи.

    ПРИЧАСТИЕ

    Причастие - особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? (какая?какое? какие? )

    Причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

    Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, - единственное число, мужской род, именительный падеж: бежавший, строивший, раскрытый.

    Основные признаки причастия

    А) Общее грамматическое значение - это значение признака предмета по действию: думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый .

    Б) Морфологические признаки:

    1. Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов :

    · переходность,

    · возвратность,

    2. В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) - думающий, думавший; подумать (совершенный вид) - подумавший .

    3. Причастия имеют следующие признаки прилагательных :

    · причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме): бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие ;

    · причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже: потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени ;

    · страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: допитый - допит; потерянный - потерян .

    В) Синтаксические признаки:

    1. В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого: Увлечённые , мы позабыли обо всём (определение); Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость (часть составного именного сказуемого).

    2. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого: Книга раскрыта на восьмой странице

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ

    Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру) действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?

    Уехав, дожидаясь, увидев.

    Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

    Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

    Образование деепричастий – деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов – -а, -я, -в, -вши, -ши:

    · деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я:

    · молчать: молч-ат → молча;
    решать: реша-ют → решая;

    · деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши:

    замолчать: замолча-ть замолчав ;
    решить: реши-ть решив ;
    заняться: заня-ть -ся → занявшись ;
    принести: принес-ти принесши .

    Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

    Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза.

    Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

    Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие –слушала ).

    Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия.

    Как и глаголы, деепричастия бывают:

    несовершённого и совершённого вида: набирая (что делая?) – набрав (что сделав?);

    переходными и непереходными: переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну;

    возвратными и невозвратными: раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув;

    Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён
    существительных и поясняться наречиями: согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко.

    Так же, как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении
    выступают в роли обстоятельств, поясняющих глагол – сказуемое.

    НАРЕЧИЕ

    Наречие - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака. Вопрос к наречию зависит от его значения, которое оно выражает.

    В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? :Осень. (где?) Над головой (как?) исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях (В. Бианки).

    Чаще всего наречие относится к глаголу (грамотно писать ), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию, существительному (по-зимнему холодный день; недолго цветущий кустарник; идти, радостно подпрыгивая; объяснять удивительно просто ,трагик поневоле ).

    Наречие - неизменяемая часть речи: она не склоняется, не спрягается,не согласуется с другими словами. У наречия нет и не может быть окончания .

    Разряды наречий

    По общей семантике выделяются два разряда:

    1. определительный

    2. обстоятельственный .

    Определительный разряд включает наречия, обозначающие качества, способ действия, интенсивность проявления признака .

    В границах определительного разряда выделяются:

    1. наречия образа действия со значением качества: быстро, весело, четко ;

    2. сравнения: по-медвежьи, ежиком ;

    3. интенсивности признака: слишком, очень, чуть-чуть ;

    4. кратности: дважды, трижды .

    Обстоятельственный разряд включает:

    1. наречия места: внизу, вверху ;

    2. наречия времени: давно, завтра ;

    3. наречия причины: сгоряча, с радости ;

    4. наречия цели: нарочно, назло ;

    5. наречия совместимости: втроем, вместе и др

    ПРЕДЛОГ

    Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях: хочу к маме, пойду за хлебом , идти по трое, вернуться за ней.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: