Что из перечисленного было следствием осуществления. Черты сходства. Основной государственный экзамен

ПРОФИЛЬ - 11 класс

1 - вариант

Чаcть I.

1. Укажите характерную черту НЭПа:

1) отсутствие безработицы

2) наличие социального слоя предпринимателей

30 существование продразвёрстки

4) натурализация заработной платы

2. По Конституции СССР 1924 года верховным органом законодательной власти являлся:

1) Верховный Совет СССР 2) Совет народных комиссаров

3) Всесоюзный съезд Советов 4) Центральный исполнительный комитет

3. Что стало одним из последствий хлебозаготовительного кризиса 1927 годов?

1) свёртывание НЭПа

2) провозглашение курса на строительство социализма в одной стране

3) проведение денежной реформы

4) провозглашение политики «красного террора»

4. Что стало одной из причин свёртывание НЭПа?

1) невозможность вывести экономику страны на основе НЭПа на уровень 1913 года

2) несоответствие НЭПа идеологическим установкам большевиков

3) восстание моряков Кронштадта против социально-экономической политики, проводимой большевиками

4) массовые крестьянские выступления с требованиями проведения сплошной коллективизации

5. Кто из перечисленных политических деятелей входил в состав Новой оппозиции, созданной в 1925 году?

1) Н. И. Бухарин 2) Л. Д. Троцкий 3) В. М. Молотов 4) Г. Е. Зиновьев

6. Что из перечисленного было следствием проведения НЭПа?

1) ликвидация большевистской монополии на власть

2) достижение показателей довоенной Российской империи в области промышленного производства

3) ликвидация государственной монополии внешней торговли

4) установление экономической блокады России капиталистическими странами

7 . Что из перечисленного не относится к чертам политического развития в 1920-х гг.

1) сращивание государственного и партийного аппарата

2) развитие многопартийности

3) внутрипартийная борьба

4) утверждение однопартийной политической системы

8 . Первая международная конференция, в которой участвовали представители Советской России, произошла в городе

1) Лондоне 2) Париже 3) Генуе 4) Вашингтоне

9. План, предполагавший вхождение республик в состав РСФСР на основе принципа автономизации, был разработан:

1) И. В. Сталиным 2) В. И. Лениным

3) Л. Б. Каменевым 4) Н. И. Бухариным

10. Что из перечисленного являлось причиной образования СССР?

1) хозяйственное единство и взаимозависимость районов бывшей Российской империи

2) необходимость восстановления Российского государства в размерах империи

3) стремление национальных окраин к восстановлению единого государства

4) заинтересованность иностранных государств в торговом сотрудничестве с крупным государством

Часть II .

11. - 1 балл

Применявшаяся в годы нэпа сдача иностранным предпринимателям в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству, называется _______________ .

12. Ниже при-ве-ден перечень терминов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к со-бы-ти-ям 1917-1921 гг. Най-ди-те и за-пи-ши-те термины, от-но-ся-щие-ся к дру-го-му историческому периоду. - 2 балла

1) Совнарком

2) ра-бо-чий контроль

3) коллективизация

4) во-ен-ный коммунизм

5) индустриализация

6) продразверстка

13. Какие три из пе-ре-чис-лен-ных по-ло-же-ний легли в 1922 г. в ос-но-ву До-го-во-ра об об-ра-зо-ва-нии Союза Со-вет-ских Со-ци-а-ли-сти-че-ских Республик? Запишите в таб-ли-цу цифры, под ко-то-ры-ми они указаны.

1) законодательное за-креп-ле-ние пре-иму-ществ рус-ской нации в со-юз-ном государстве

2) отказ от раз-ра-бот-ки общей со-юз-ной Конституции

3) передача пол-но-мо-чий по обо-ро-не стра-ны со-юз-но-му центру

4) равенство всех со-юз-ных республик

5) сохранение за рес-пуб-ли-ка-ми пол-ной са-мо-сто-я-тель-но-сти в про-ве-де-нии внеш-ней политики

6) существование еди-ной де-неж-ной единицы

14. -2 балла

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) образование СССР

Б) переименование ВКП(б) во Всесоюзную коммунистическую партию

В) смерть В.И. Ленина

Г) декрет о концессиях

Д) создание Коминтерна

1) 1919 год

2) 1920 год

3) 1921 год

4) 1922 год

5) 1923 год

6) 1924 год

7) 1925 год

15. Установите соответствие между деятелями культуры и сферой их деятельности: -2 балла

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) М. И. Цветаева

Б) М. М. Тихвинский

В) И. И. Бродский

Г) И. Д. Шадр

Д) В. Е. Татлин

1) наука

2) музыка

3) киноискусство

4) литература

5) архитектура

6) художественная культура

7) скульптура

16. В ис-то-ри-че-ской науке су-ще-ству-ют дис-кус-си-он-ные проблемы, по ко-то-рым вы-ска-зы-ва-ют-ся различные, часто про-ти-во-ре-чи-вые точки зрения. Ниже при-ве-де-на одна из спор-ных точек зрения, су-ще-ству-ю-щих в ис-то-ри-че-ской науке:

Внешняя политика СССР в 20-е годы XX века была направлена на мирное сосуществование с мировыми державами .

Используя ис-то-ри-че-ские знания, при-ве-ди-те два аргумента, ко-то-ры-ми можно под-твер-дить дан-ную точку зрения, и два аргумента, ко-то-ры-ми можно опро-верг-нуть её . При из-ло-же-нии ар-гу-мен-тов обя-за-тель-но ис-поль-зуй-те ис-то-ри-че-ские факты. - 4 балла

Ответ за-пи-ши-те в сле-ду-ю-щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Критерии оценки:

Контрольная работа по теме: «Советизация России».

ПРОФИЛЬ - 11 класс

2 - вариант

Чаcть I. (выберите один правильный ответ- 1 балл - итого 10 баллов)

1. Что из названного относится к причинам перехода советского руководства к новой экономической политике?

1) недовольство крестьян действиями продотрядов

2) негативное влияние иностранных концессий на развитие советской экономики

3) недовольство горожан повышением платы за коммунальные услуги

4) начало Гражданской войны

2. Что из перечисленного явилось следствием денежной реформы 1920-х гг.?

1) гиперинфляция

2) появление в России твёрдой конвертируемой валюты

3) снижение роли денег в экономике

4) передача функций Государственного банка частным банкам

3. Решение о замене продразвёрстки продналогом было принято:

1) Учредительным собранием 2) X съездом РКП(б)

3) II Всероссийским съездом Советов 4) I Всесоюзным съездом Советов

4. Одним из лозунгов восстания матросов в Кронштадте в 1921 году был:

1) «Вся власть комбедам» 2) «Долой Советы»

3) «За Советы без коммунистов» 4) «Долой министров-капиталистов»

5. Рапалльский договор был заключён между Советской Россией и...:

1) Англией 2) Австрией 3) Германией 4) Францией

6. И. В. Сталин смог стать лидером партии и государства, так как:

1) других кандидатов на эту роль не было

2) это было прямое указание В. И. Ленина

3) к 1924 году он стал признанным лидером международного рабочего и коммунистического движения

4) он умело использовал разногласия между видными деятелями партии

7 . Главное содержание советской внешней политики в 1920-е гг. составляло стремление:

1) к преодолению дипломатической изоляции

2) к созданию единого антифашистского блока

3) к разрыву отношений с капиталистическими странами

4) к конфронтации с Германией и Японией

8 . Что из перечисленного относится к периоду, известному под названием «полоса признания СССР»?

1) создание Коминтерна

2) подписание советско-германского договора о ненападении и секретного протокола к нему

3) исключение СССР из Лиги Наций

4) установление дипломатических отношений с Великобританией и Францией

9. Что из названного относится к результатам экономических реформ в период НЭПа?

1) установление продовольственной диктатуры в деревне

2) восстановление денежного обращения в стране

3) создание сети частных акционерных банков

4) отмена государственной монополии внешней торговли

10. Что было одной из причин (предпосылок) образования СССР?

1) существование экономических связей между территориями бывшей Российской империи

2) начало массовой коллективизации

3) результаты референдума о создании СССР

4) заключение Брест-Литовского мирного договора

Часть II .

11. Напишите пропущенное понятие (термин). - 1 балл

Государственный орган, осу-ществ-ляв-ший общегосударственное планирование раз-ви-тия на-род-но-го хо-зяй-ства СССР и кон-троль за вы-пол-не-ни-ем на-род-но-хо-зяй-ствен-ных планов, со-здан-ный в на-ча-ле 1920-х гг., на-зы-вал-ся ________________ СССР.

12. Ниже приведён пе-ре-чень терминов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к событиям, явлениям, про-ис-хо-див-шим в СССР в 1920-е гг.- 2 балла

1) «скоростники»

2) хозрасчёт

3) золотой червонец

4) биржа труда

5) концессии

6) стахановцы

13 . Какие из перечисленных положений относятся к новой экономической политике Запишите в ответ соответствующие цифры. - 2 балла

1) утверждение частной собственности на землю

2) введение хозрасчета на государственных предприятиях

3) денационализация тяжёлой промышленности

4) появление кредитно-банковской системы и бирж

5) отмена государственной монополии внешней торговли

6) введение концессий

14. Установите соответствие между событиями и датами: -2 балла

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) принятие первой Конституции СССР

Б) Генуэзская конференция

В) переход к НЭПу

Г) создание Российской ассоциации пролетарских писателей

Д) начало крестьянских выступлений

1) 1919 год

2) 1920 год

3) 1921 год

4) 1922 год

5) 1923 год

6) 1924 год

7) 1925 год

15. Установите соответствие между деятелями культуры и их характеристикой: -2 балла

16. В ис-то-ри-че-ской науке су-ще-ству-ют дис-кус-си-он-ные проблемы, по ко-то-рым вы-ска-зы-ва-ют-ся различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при-ве-де-на одна из спор-ных точек зрения, су-ще-ству-ю-щих в ис-то-ри-че-ской науке:

«Введение нэпа в 1921 г. было при-зна-ни-ем боль-ше-ви-ка-ми по-ра-же-ния по-пыт-ки фор-си-ро-ван-но-го по-стро-е-ния коммунизма, от-ступ-ле-ни-ем назад, к капитализму».

Используя ис-то-ри-че-ские знания, при-ве-ди-те два аргумента, ко-то-ры-ми можно под-твер-дить дан-ную точку зрения, и два аргумента, ко-то-ры-ми можно опро-верг-нуть её. - 4 балла

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

_____________________________________________________________________________

Критерии оценки:

23-20 б. - «5» 19-15 б. - «4» 14- 10 б. - «3» менее 10 б. - «2»

Контрольная работа по теме: «Советизация России».

КЛЮЧ

п/п

1 - вариант

2 - вариант

Чаcть I - 10 баллов

2

1

3

2

1

2

2

3

4

3

2

4

2

1

3

4

1

2

1

1

Чаcть II

11 - 1 б.

концессия

госплан

12- 2 б .

35

16

13 - 2 б .

346

246

14 - 2 б.

47621

64372

15 - 2 б.

41675

64127

16 - 4 б .

Аргументы за:

1. СССР стремился установить тесные экономические связи с различными странами мира, приглашая западных бизнесменов к сотрудничеству.

2. В 20-ееггг все международные конфликты СССР стремился разрешить дипломатическими мирными способами.

Аргументы против:

1. Деятельность Коминтерна, руководимая СССР, была направлена на подготовку к мировой революции.

2.СССР активно разжигал антибританские отношения в азиатских странах.

Правильный ответ дол-жен со-дер-жать аргументы.

1) в подтверждение, например:

Нэп при-вел к воз-вра-ще-нию част-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства производства;

При нэпе обост-ри-лось со-ци-аль-ное неравенство;

Введение нэпа не было за-пла-ни-ро-ван-ным шагом, а про-ис-хо-ди-ло под вли-я-ни-ем мас-со-во-го не-до-воль-ства по-ли-ти-кой «военного коммунизма»;

Нэп как по-ра-же-ние или от-ступ-ле-ние оце-ни-ва-ли мно-гие боль-ше-ви-ки (в том числе и Ленин — «отступление завершено»);

2) в опровержение, например:

Вся по-ли-ти-че-ская власть оста-ва-лась в руках пар-тии большевиков, ко-то-рая не со-би-ра-лась от-ка-зы-вать-ся от идеи по-стро-е-ния социализма: — в рас-по-ря-же-нии го-су-дар-ства оста-ва-лись круп-ные предприятия, же-лез-но-до-рож-ный транс-порт и недра («командные вы-со-ты социализма»);

Сохранялась го-су-дар-ствен-ная мо-но-по-лия внеш-ней торговли;

Существовали серьёзные огра-ни-че-ния для част-но-го предпринимательства;

Не была вос-ста-нов-ле-на част-ная соб-ствен-ность на землю;

В годы нэпа раз-ви-ва-лись раз-ные формы кооперации, счи-тав-ши-е-ся про-яв-ле-ни-ем со-ци-а-ли-сти-че-ской экономики.

Критерии оценки:

23-20 б. - «5»

19-15 б. - «4»

14- 10 б. - «3»

менее 10 б. - «2»

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите древнерусского князя,
о котором идёт речь.

«В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмёт Корсунь,
и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж
за "поганого", т.е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной».

Ответ:
8

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императрицу, о которой идёт речь.

«Июньский переворот 1762 г. сделал её самодержавной русской императрицей… В сочинениях [её] отразились и разнообразные интересы, и увлечения её возбуждённой мысли. Немка по рождению, француженка по любимому языку и воспитанию, она занимала видное место в ряду русских писателей XVIII в… Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками… Она признавалась, что не понимает, как можно провести день, не измарав хотя бы одного листа бумаги… Её переписка с Вольтером и заграничным агентом бароном Гримом – это целые томы».

15

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите битву,
о подготовке противника к которой идёт речь.

«Замысел предстоящего наступления немецко-фашистских войск достаточно подробно излагается в приказе № 6, подписанном Гитлером 15 апреля... Согласно этому приказу задачей наступления было уничтожение советских войск путём "концентрического наступления" в целях окружения советских фронтов. Один удар намечалось нанести из района южнее Орла основными силами группы армий "Центр" и другой – из района севернее Харькова главными силами группы армий "Юг"».

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
в правильной последовательности в таблицу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Сравните Ливонскую и Северную войну. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

Ответ: ___________________________.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31–35) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из сочинения историка

«Отношения Лжедмитрия с Думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…

Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…

Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В Думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов… Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать
в чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.

Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».

В город, где жил рабочий, перестал поступать хлеб, так как государство в рамках хлебной монополии не получало от крестьян нужного количества хлеба, который распределялся по карточкам в городах. Рабочий и его семья голодали. Вскоре в газетах он прочитал, что недавно образованное советское правительство предлагает рабочим самим, своими силами решать продовольственный вопрос. По призыву местного городского совета рабочий вступил в отряд для того, чтобы искать и забирать хлеб у богатых крестьян.

1. Укажите год, когда были созданы первые отряды, в один из которых вступил рабочий.

2. Чем можно объяснить тот факт, что крестьяне не хотели сдавать хлеб государству?

3. Какое название получили отряды, в один из которых вступил рабочий?

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Начало "холодной войны"». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с началом «холодной войны».

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

Основной государственный экзамен

По ИСТОРИИ

Вариант № -001-

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1-22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответами к заданиям 23-30 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы,
а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 31-35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33-35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31-35 выполняются на бланке ответов № 2.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответом к заданиям 1-22 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

Ответ:
4

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите древнерусского князя,
о котором идёт речь.

«В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмёт Корсунь,
и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж
за "поганого", т.е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной».

Ответ:
8

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императрицу, о которой идёт речь.

«Июньский переворот 1762 г. сделал её самодержавной русской императрицей… В сочинениях [её] отразились и разнообразные интересы, и увлечения её возбуждённой мысли. Немка по рождению, француженка по любимому языку и воспитанию, она занимала видное место в ряду русских писателей XVIII в… Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками… Она признавалась, что не понимает, как можно провести день, не измарав хотя бы одного листа бумаги… Её переписка с Вольтером и заграничным агентом бароном Гримом - это целые томы».

15

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите битву,
о подготовке противника к которой идёт речь.

«Замысел предстоящего наступления немецко-фашистских войск достаточно подробно излагается в приказе № 6, подписанном Гитлером 15 апреля... Согласно этому приказу задачей наступления было уничтожение советских войск путём "концентрического наступления" в целях окружения советских фронтов. Один удар намечалось нанести из района южнее Орла основными силами группы армий "Центр" и другой - из района севернее Харькова главными силами группы армий "Юг"».

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
в правильной последовательности в таблицу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Сравните Ливонскую и Северную войну. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

Ответ: _________.

Ответ: _________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: