Образование деепричастий несовершенного вида таблица. Деепричастия несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида

Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. А Максим сломал ключ, закрывая дверь. Вы знаете, в каком из предложений использованного деепричастие совершенного вида, а в каком – несовершенного? Если не знаете, то обязательно разберётесь, прочитав данную статью. Если Вы не знаете, что такое деепричастие, то рекомендуем ознакомиться с определением и примерами: .

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое предшествует действию глагола-сказуемого. Говоря простыми словами, сначала происходит действие деепричастия, потом – глагола.

Пример: Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. Сначала я закрыл дверь, потом – пошёл гулять.

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?». Образуются они от суффиксов -в-, -ши, -вши- (также могут быть использованы суффиксы -а-, -я-)

Примеры деепричастий совершенного вида

  • Вадим начал писать в тетради, достав ручку из пенала.
  • Таня включила свой телефон, предварительно зарядив его на 100%.
  • Николай встал из-за стола, выключив свой персональный компьютер.
  • Я лёг в кровать, тщательно вымыв полы во всей квартире.
  • Покупая лотерейные билеты, Вы выкидываете деньги на ветер.

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое происходит одновременно с действием глагола-сказуемого.

Пример: Максим сломал ключ, закрывая дверь. Максим сломал ключ в процессе закрывания двери.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делая?». Образуются они от суффиксов -а-, -я-. Есть и исключения: деепричастия, образованные от глаголов на -чь (жечь), -нуть (вянуть), некоторых глаголов с шипящим в основе (лижут).

Примеры деепричастий несовершенного вида

  • Девушка пошла по тёмному переулку, не думая о возможных последствиях.
  • Анатолий делал большую ошибку, не звоня матери вторые сутки.
  • Собака ела из миски, не замечая сидящего рядом кота.
  • Работая в «Газпроме», Алексей Борисович смог обеспечить своих детей и внуков на всю жизнь.
  • Моя дома посуду, Вы помогаете маме.

Образуйте деепричастие.

Рассмотрим пример на основе заданий из учебников по русскому языку:

Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов «принести, сойти».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что сделав?». Принеся, сойдя. Примеры предложений: Диана совершила большую ошибку, сойдя с рейса не на своей остановке. Сын очень помог дедушке, принеся ему молоток в гараж.

Образуйте деепричастия несовершенного вида от глаголов «бежать, лить».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что делая?» Бежав. Пример предложения: Наталья подвернула ногу, бежав за уходящим автобусом.

Лить – это один из глаголов, которые не могут иметь форму деепричастия несовершенного вида. К таким глаголам также относятся: тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать и другие.

Алматинская область

Каратальский район

КГУ «Средняя школа имени Лермонтова»

Липаева Елена Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 7 классе

с применением системы критериального оценивания для повышения качества обучения.

Тема урока: Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с образованием деепричастий совершенного и несовершенного вида, формировать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности.
Тип урока : комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ : доска, презентация, таблица, раздаточный материал (лист контроля, игра «Верите ли мне», карточки для исследовательской работы)

ХОД УРОКА:

    Настрой на урок:

Добрый день. Вы видите, у нас сегодня необычный урок. Здесь присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлены и собраны. Думаю, что вы, как всегда будете сегодня внимательны и покажете себя только с лучшей стороны

I . Стадия вызова.

1Притча Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

Назови, что ты выбираешь из них.

Ложку, - ответил юноша.

Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).

Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Вы готовы?

2Загадка.

Загадку эту отгадать совсем не сложно!(слайд1)

Меня с наречием порою спутать можно,

Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл;

Я по значению похоже на глагол.

О какой части речи загадка? Что сегодня на уроке мы будем изучать?

Сегодня на уроке продолжим восхождение в горы по теме «Деепричастия ». У каждого есть лист контроля, куда будете заносить свои результаты покорения высоты.

Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением, слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают.

Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?

Конечно, с медосмотра. Предлагаю перед штурмом 1-ой высоты проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это будет наш старт.

3Актуализация знаний на теоретическом уровне по теме. Игра «Верите ли вы..?»

Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку «+», если нет – «-».

Оценивание работы по критериям:0-1 ошибка – «5 » 2 ошибки – «4 » 3-4 ошибки – «3 » Больше 5 ошибок – »2 « (слайд2)

1Деепричастие – это служебная часть речи.

2Деепричастие обозначает добавочное действие.

3Деепричастие образуется от глагола.

4Деепричастие – неизменяемая часть речи.

5Деепричастие изменяется по лицам и временам.

6Деепричастие в предложении является определением.

7Деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида.

8Деепричастие на письме выделяется запятыми 9Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех, которые без не не употребляются

10 Деепричастие в предложении является обстоятельством.

Проверим ваш багаж знаний(слайд3)

Игра «Верите ли вы?»

№1- №2+ №3+ №4+ №5-

№6- №7+ №8+ №9+ №10+

Поднимите руки, кто написал на «5», «4»? Назовите номера вопросов, где допустили ошибки.

Какое задание вызвало затруднение? О чем это говорит?

Так кто догадался, какую тему будем сегодня изучать? (Слайд4)

Сформулируйте цель урока. (Слайд 4)

Познакомиться с образованием….

Развивать умение правильно …… и ……..

Для чего и где пригодится эта тема?

Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида?

II . Стадия осмысления

Изучение нового материала.

1Самостоятельная работа.Штурмуем 2высоту.

Попробуйте от глаголов образовать деепричастия. (Слайд5) .Выделите суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия.

глагол несов.вида (что делают?) дееприч. несов.вида (что делая?)

глагол сов.вида (что сделать?) дееприч. сов.вида (что сделав)

Кричат, нарисовать, замирают, замереть

У каждого глагола выделите основу. Деепричастия расчлените на основу и суффикс. Сделаем выводы и составим опорную таблицу.

2Составление кластера (работа в парах с научными текстами)

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Деепричастия

Основа глагола

Суффиксы

Примеры

несовершенного вида

настоящего времени

дышат - дыша

смотрят - смотря

Учи, -ючи } (редко)

будут - будучи, играют - играючи

совершенного вида

инфинитива

сделать - сделав

подняться - поднявшись

принести - принесши

! От некоторых глаголов деепричастия не образуются. Например: беречь, тереть [жечь, вить, пахать, стеречь, мазать, жать, бить, вязать, а чь, лить, мять

А теперь откройте учебники на стр.103,105 и сравните наши выводы и выводы учебника.

3 Внутренний и внешний круг.Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

4Физминутка Деепричастие

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем поработать нужно.

5. Закрепление изученного материала.

Из слов физминутки выпишите деепричастия, определите их вид, объясните, как он образовались.

Поставьте оценки в листе контроля 8деепричастий – «5 » 6-7 – «4 » 5 – «3 » меньшее 5 – »2 « (слайд7)

Работа по учебнику упражнение224 стр104

III Стадия размышления.

Ребята, а как вы думаете, какую роль выполняют деепричастия в нашей речи.

Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Эти свойства широко используют поэты и писатели в своих произведениях.

Использование деепричастий помогает поэту создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы.
Поэтому их очень часто используют в поэтических и прозаических текстах. Предлагаю в этом убедиться.

Исследовательская работа в группах. (Работа с текстами)

Перед вами отрывки из стихотворений великих поэтов! Прочитать отрывки из стихотворений, выполните задания:

-Вставьте пропущенные дееприча стия, определите их вид.

-Выполните их словообразовательный анализ.

-Графически обозначьте деепричастия и деепричастные обороты, вставьте пропущенные знаки препинания.

Сравните оригинал с текстом без деепричастий и определите роль деепричастий этого отрывка, напишите об этом небольшое рассуждение.(слайд 8)

1.Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится":
Взбесилась ведьма злая
И, снегу …,
Пустилась, …,
Прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза":

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы … и …,
Грохочет в небе голубом…

3. А.С.Пушкина "Зима!.. Крестьянин, торжествуя…":

Зима!.. Крестьянин, …,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег …,
Плетется рысью как-нибудь…

4. С.А.Есенина "Отговорила роща золотая":

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально ….
Уж не жалеют больше ни о ком…

Слова для справок: почуя, торжествуя, пролетая, резвяся, играя, захватя, убегая

Взаи мопроверка. . Оценивание работы по критериям:

0 ошибок - «5» 1-2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок - «2»

Записать в лист контроля результат (поставить оценку).

1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустилась, убегая,
Прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

3. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

4. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…

Работа с сигнальными карточками

Зеленый цвет – есть такое деепричастие; красный – такого слова не существует.

Берегя, спя, кружа, ткя, подойдя, украся, рвя, гня, читаючи, ненавидючи, пия, зная, могши, могя, вря, соблюдая, увезя, лезя, мазая, пахая, сидя, умывая, обидев, жгя, сопя, ехая, мажа.

Подведем итог работы: нельзя образовать деепричастия несовершенного вида:

    от глаголов, корни которых состоят из одних гласных: бить – бьют, шить – шьют, жечь – жгут, ждать – ждут, лгать – лгут, лить, пить и др. Искл.: мчаться – мчатся → мчась.

    от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х (глаголы на -ЧЬ) : беречь – берег, мочь – могут, стеречь, течь, жечь, печь, стричь.

    от глаголов на -НУТЬ (с суффиксом -ну-): пахнуть – пахнут, гнуть – гнут, мокнуть – мокнут, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

    от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, резать – режут и др.

    от глаголов: расти, лезть, бежать, вязать и др.

. Игра « Потерявшиеся пословицы» .

    Нужно восстановить пословицу, найти деепричастие, определить вид.

    Не давши слова, крепись…. ….по волосам не плачут.

    Не зная броду,… ….да и шубу в печь.

    Рассердясь на блох… ….а давши держись.

    Снявши голову,… … .потерявши плачем.

    Что имеем не храним,…. … .не суйся в воду.

Заключительная часть урока

Пролетел и наш урок,
Скоро прозвенит звонок.
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь,
Говорили,улыбаясь,
Отвечали, не теряясь,
В работе приняли активное участие.
Скажем спасибо деепричастию.

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы и подсчитать баллы.

IV Выставление оценок. Оценивание работы по критериям: 25 баллов – «5» 20 баллов – «4» 15 баллов – «3»

V . Рефлексия. Ладошки» : Обведите левую ладонь руку на бумаге.

    Каждый палец это какая то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

    Большой -для меня было важным и интересным …..

    Указательный - по этому вопросу я получил (а) конкретную информацию….

    Средний –мне было трудно…..

    Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…..

    Мизинец – для меня было недостаточно……

Это рефлексия мне поможет конкретно понять, над чем нам еще нужно поработать. Спасибо!

VI. Домашнее задание: 1составить текст о распорядке дня, используя деепричастия совершенного и несовершенного вида. 2 упражнение 233 на странице 106.

Упр 5. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы: Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться. С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения. Упр 6. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий. Построить, услышать, завить, растаять. Упр 8 . Найдите предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Почему другие конструкции к ним не относятся? Расставьте знаки препинания . 1) Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2) Своим делом он занимался спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь. 4) Петя шел засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. 6) Сережа молчал прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку. 9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора повесив нос. Упр 9 (В. Песков) (Д. Лихачев) (Р. Казакова) (Б. Пастернак) (И. Павлов) (И. Гофф) 8) И он, очнувшись, запел. 9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства. 10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.


От основы глаголов н. ф. сов. вида при помощи суффиксов – в, - ши, – а (- я). (Суффикс - вши больше употребляется в разговорной речи)
1) замирать- замирев- замирая(суф- ать, -в, -я,)

чувствовать - почувствовав- чувствуя (-ать, -в, -я)

безмолвствовать - безмолвствовавший- безмолствуя (-ать, -вши, -я)

наслаждаться - наслаждаясь- насладившись (-ать, -я, -вши)

расстилаться - расстилая- расстилавшийся. (-ать, -я, -вши)

Он сидел, замирев от страха, старался не двигаться.

Корабыль штормило, волны безмолствуя, подбрасывали его из стороны в сторону

Мы всегда радуемся, чувствуя приблежение весны, потому что хочеться тепла.

Она прекрасно играла на скрипке, наслаждаясь музыкой, он представлял как им будет хорошо вдвоём.

Уже наступил полдень, а расстилавшийся туман и не думал рассееваться.

2) Построить- построив, услышать- услышав, завивая, растаять- растаяв.

3) Упр 8 . 1) Вернувшись в гостиницу, он лег спать. 2) Своим делом он занимался, спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь.(нет оборота) 4) Петя шел, засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. (нет оборота) 6) Сережа молчал, прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов, нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку. (нет оборота) 9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем, не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне, скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час, не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора, повесив нос. Упр 9 . Определите, в односоставных или двусоставных предложениях использованы деепричастия и деепричастные обороты. В каких типах односоставных предложений они встретились? 1) Заводят собак в городе, соблазнившись редкой их красотой. (В. Песков) 2) Теряя местные черты, новгородская культура приобретает черты общенациональные. (Д. Лихачев) 3) Покидая чужую страну, на нее обреченно взгляну. (Р. Казакова) 4) Заметив мое пробуждение, бабушка улыбнулась. 5) Передвигали мебель, освобождая зал. (Б. Пастернак) 6) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего. (И. Павлов) 7) Читая эти страницы, невольно вспоминаешь Чехова. (И. Гофф) 8) И он, очнувшись, запел.9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства.10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2)Ивы растут у воды, наклонясь к ней. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.


Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а- (я): говорят: говор + я = говоря, учат: уч + а = уча, радуются: раду + я + сь = радуясь.
Не образуют деепричастий несовершенного вида следующие глаголы:
  1. если основа состоит из одних согласных: трут, жмут, ткут, лгут, шьют, пьют, льют (исключение мчатся - мчась);
  2. если основа оканчивается на заднеязычные г, к: бегут, берегут, стригут, пекут, секут и т. д.;
  3. если основа настоящего времени оканчивается на шипящий, а неопределенная форма на з, с, cm, х: вяжут - вязать, мажут - мазать, тешут - тесать, пишут - писать, пляшут - плясать, хлещут - хлестать, свищут - свистать, пашут - пахать;
  4. если основа с суффиксом -ну-: пахнут, мерзнут, сохнут;
  5. не образуются деепричастия и от глаголов ехать, драть, лезть, петь, хотеть.
Глагол быть образует деепричастие с помощью суффикса -учи-: будучи.
Деепричастия совершенного вида обычно образуются от основ инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в- (после гласного), -вши- (после гласного), -ши- (после согласного): прочитать: прочита + в = прочитав; исчезнуть: исчезну + вши = исчезнувши.
Возвратные формы деепричастий образуются только с помощью суффиксов -вши-, -ши-: обнявшись, побоявшись, погнавшись, запершись. Суффикс -в- не используется.
От небольшой группы глаголов с основой на согласные и на -ить деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса -а- (-я-), который присоединяется к основе простого будущего времени: прочтут - прочтя (сов. в.), увидят - увидя (сов. в.), простятся - простясь (сов. в.).
У таких деепричастий, как правило, имеются параллельные образования с типичными суффиксами деепричастий совершенного вида: -в-, -вши-, -ши-: увидят - увидя, увидев; простятся - простясь, простившись. Эти деепричастия называются двувидовыми.
Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида обозначают незакон­ченное добавочное действи е, которое происходит одновре­менно с действием, выражаемым глаголом-сказуемым: Разглядывая эту фотографию, я о многом вспомнил .

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса –а– (–я– ). Суффикс –а– пишется после шипящих, суффикс –я– во всех остальных случаях (дыша, держа, гуляя, смеясь ). От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помо­щью суффикса –учи (Будучи в гостях, я познакомился с инте­ресными людьми ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От некоторых глаголов деепричастия несовершенного ви­да не образуются : бить, рвать, шить, жечь, ждать, лгать, писать, хлестать, резать . Не образуются подобные деепри­частия от глаголов на –чь (беречь, мочь, стеречь, течь и др,), от глаголов с суффиксом –ну– (блёкнуть, мокнуть, тянуть, гаснуть и др.).

2. Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие , которое совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым (Увидев меня, мой друг подошёл ко мне ).

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределённой формы глагола при помощи суффик­сов –в , –вши–, ши– (прочитав, рассмеявшись, запершись ). С помощью суффиксов –вши (съ) и –ши (сь) образуются дееприча­стия от возвратных глаголов (умывшись ). К суффиксу –в возвратный суффикс –ся (–сь ) не присоединяется. С помощью суффикса –ши образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный: истечь - истекши, принести - принесши, влезть - влезши .

У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образованы с суффиксами –а– (–я– ) встретясь, возвратясь, нахмурясь, приобретя, прочтя, придя и др. Параллельно в языке существуют деепричастия от этих глаголов с суффикса­ми –в , –вши– , –ши– (встретившись, возвратившись, настроившись, пришедши, простившись, приобретши и др.). Если су­ществуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом –а– (–я– ) как менее громоздкие.

3. Образование деепричастий

4. Нужно запомнить!

Балова ться - балу ясь. Клевета ть - клевеща . Нача ть - начав . Отня ть - отняв . Ржаве ть - ржавея . Отречь ся - отрёкши сь. Поня ть - поняв . Приня ть - приняв . Щебета ть - щебеча . Щекота ть - щекоча . Черпа ть - черпая . Подня ть - подняв .

Конспект урока «Деепричастия совершенного и несовершенного вида «.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: