Политическая власть. Основные признаки политической власти. Власть как общественное явление

Предметом политической науки выступает не всякая власть, а только власть в публичном смысле, т. е. политическая власть как самая сложная форма власти , которая всегда подразумевает другие формы власти, включает их и в то же время определенным образом отличается от них.

Как политологическая категория понятие политической власти употребляется в широком и узком смысле слова. В первом (широком) смысле политическая власть - это своего рода общественно значимый властный комплекс, структурируемый не только государственной властью, которая выступает в качестве его ядра, но и властью всех других институциональных субъектов политики (политических партий, массовых общественно-политических движений, независимых СМИ и т. д.).

В узком смысле понятие «политическая власть» чаще всего трактуется как синоним понятия «государственная власть», как власть, которая отличается от всех других, в том числе политических (власти негосударственных институциональных «акторов» политики) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер, «делающих» ее непохожей на все другие существующие в обществе власти (экономическую, социальную, духовную, религиозную и т. д.).

Системообразующие характеристики государственной власти

Всеобщность - характеристика государственной власти в противоположность всем другим формам и видам власти , которые носят «частный» характер, т. е. ограничены отдельными сферами общественной жизнедеятельности (экономической, социальной, религиозной и т. д.). Государственная власть выступает как всеобщая власть, чье «функциональное поле» (то пространство, на которое она распространяет свое влияние), общество в целом. Одновременно это и «инклюзивная власть», т. е. власть, которая проникает во все области и виды человеческой деятельности в качестве силы, придающей им нормированный, юридически-правовой характер.

Публичность в полной мере присуща политической власти только в форме государственной власти, которая, единственная из всех политических властей, выступает от имени всего общества, как уполномоченная этим обществом организованная сила, призванная обеспечить нормальную среду обитания социума (урегулированность и порядок на основе права). И хотя деятельность всех других институциональных субъектов политики тоже носит публичный характер, эта публичность все же является не всеобщей, а избирательной (частичной).

Верховенство как черта государственной власти выгтекает из публичности и обусловленных ею властных полномочий. В лице государственной власти мы имеем дело с универсальной властью, властью над всякой властью, которая является конечной инстанцией, чьи решения обязательны для исполнения всеми другими действующими в обществе властями и властными центрами. При необходимости она может ограничивать влияние этих центров или же ликвидировать их вовсе.

Монополия на легальное (предусмотренное и оговоренное законом) использование силы в пределах всего социума, той территории, на которую распространяется суверенитет государственной власти при демократической власти реализуется исключительно при помощи права и отождествляется с судом как с органом, функционально предназначенным для него. Что касается средств физического подавления, то их использование также носит легитимный характер и применяется лишь в качестве крайнего средства обеспечения порядка.

Моноцентризм. В отличие от всех других властей (экономической, социальной, информационной, духовной и т. д.), которые по - лицентричны и дисперсны, т. е. рассеяны между множеством субъектов - их носителей (независимыми собственниками, фирмами и корпорациями, печатными и электронными СМИ, социальными и культурными фондами и т. д.), у этой власти наличествует единый центр принятия решений. В законодательной сфере (на макросистемном уровне - системы высших инстанций власти) этот центр олицетворяет собой парламент, в сфере исполнительной власти - правительство, в судебной системе - Верховный суд и др.

Многообразие ресурсов. Не впадая в преувеличения, можно утверждать, что государственная власть фактически является верховным собственником и распорядителем всего того, что находится на подвластной ей территории - начиная с природных ресурсов и заканчивая социально-демографическими (людскими). Аккумулируя в своих руках все виды «капитала» (экономического, культурно-информационного, символического, капитала физической силы и т. д.), эта власть предстает как обладатель некоего «мегакапитала». Это дает ей возможность добиваться своих целей разными средствами (с помощью разных «капиталов» - в зависимости от конкретной ситуации).

Основные функции

Процесс политического властвования предусматривает реализацию самых многообразных функций, среди которых в качестве исходной выступает функция политического господства.

В повседневном языке понятие «господство» чаще всего ассоциируется с такими негативными явлениями человеческой жизнедеятельности, как эксплуатация, угнетение, подавление. В политическом же дискурсе это понятие этически нейтрально и используется для обозначения процесса институционализации власти, т. е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализация власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, - с одной стороны, и исполнительной деятельности - с другой.

Благодаря этим процессам, властные отношения приобретают устойчивый, упорядоченный характер. Возникает иерархия позиций и рангов (статусов), обладатели которых вправе принимать решения, приказывать и рассчитывать на повиновение.

С функцией политического господства органически связаны и все другие функции:

Моделирования собственной деятельности на всех уровнях (этажах) властной иерархии: от верхнего (центральные органы власти) до нижнего (местная власть)

Анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций (эффективность власти напрямую зависит от степени знания объекта властвования и динамики его развития. Нельзя управлять, не зная общества, в котором живешь);

Определения своей стратегии и частных тактических задач (власть только тогда оказывается на уровне властвующей силы, когда имеет в своем распоряжении выверенные и просчитанные целевые программы деятельности - общие и избирательные);

Надзора и пресечения («репрессивная» функция), отклоняющегося от правовых норм поведения (власть должна не только производить законные социальные приказы и предписания, но и быть способной добиваться их исполнения);

Присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными, волевыми и принудительными, интеллектуальными и символическими, солидарностью и поддержкой сторонников и др.);

Распределения ресурсов политики: наград и вознаграждений преференций и привилегий, социальных позиций и статусов, мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами и т. д.;

Преобразования политического пространства, социального, экономического, правового, культурного, нравственного окружения власти (внешней среды) в ее интересах и интересах ее политики.

С государственной (шире - с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «легальность » и «легитимность». Хотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются синонимами. Понятие легальность подчеркивает юридиче - ски-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т. е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений, с четко выраженными отношениями приказа и исполнения.

Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения. Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять и согласен подчиняться ей, то такая власть - легитимная. Если же это не так, и народ власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

В зависимости от мотивации подчинения, различают три классических типа легитимности, выделенных Максом Вебером.

Традиционная легитимность обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость издревле существующих порядков. В ее рамках власть предстает сакральной (священной), поскольку она подкреплена авторитетом идущих из глубины веков патриархальных установлений и властителей, а также религиозными нормами. Традиционная легитимность характерна для монархий и отличается большой прочностью. Поэтому М. Вебер считал, что для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар руководителя, которого нередко обожествляют, наделяют сверхъестественными способностями, превращают в идола. Этот тип легитимности всецело базируется на эмоциональном, личностном отношении лидера-вождя и массы и нередко характеризуется фанатичной преданностью и доверием людей. Харизматическая легитимность характерна для крутых поворотов истории, когда авторитет вождя олицетворяет как саму власть и ее ценности, так и всю систему властных институтов, способствует их признанию и принятию населением.

Рационально-правовая легитимность имеет в качестве первоисточника осознанный интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т. е. на основе демократических процедур. В данном случае власть избирается и действует на основе всенародно принятой конституции и олицетворяет собой высшее проявление народной воли. Поэтому этот тип легитимности часто называют «демократическая легитимность». Именно такой является легитимность политической (государственной) власти в странах, олицетворяющих собой западную цивилизацию.

Наряду с этими классическими типами существуют и другие типы легитимности, а, стало быть, и способы легитимации политической власти. В том числе:

Идеологическая легитимность, которая представляет собой не что иное, как процесс обоснования и оправдания власти с помощью той «официальной» идеологии, которая вносится ею в массовое сознание.

Онтологическая легитимность, которая предполагает соответствие власти объективному порядку, вносимому в человеческую и социальную действительность в продолжение порядка, установленного внеземным космическим разумом.

Технократическая легитимность, которая исходит из требования к власти быть профессиональной, компетентной. Для тех, кто осуществляет власть или надеется добиться ее, политика принимает характер ремесла, специализированного рода занятий, что обязательно предполагает наличие особых знаний и опыта.

Легитимность и эффективность власти

С проблемами легитимности политической власти органически связан важнейший вопрос об ее эффективности (результативности). Насколько власть вытолняет свои функции и оправдывает ожидания граждан в обеспечении нормальных условий для жизни.

В качестве формулы, отражающей взаимозависимость между легитимностью и эффективностью власти, выступает такое правило: легитимность власти чаще всего прямо пропорциональна ее эффективности, т. е. чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот. Изначально легитимная власть, которая не справляется с возложенными на нее задачами, со временем теряет доверие граждан и превращается в их глазах в нелегитимную.

Выдающийся английский систематик Б. Рассел определял власть как производство намеренных результатов. Суть этой формулы в том, что А обладает большей властью, чем Б, в случае, когда первый достигнет множества намеренных результатов, а второй останется в зоне благих намерений, т. е. эффективность власти (а следовательно, и ее легитимность) по этой формуле предопределяется способностью политика быть верным своему слову.

Со способностью власти производить намеренные результаты, отвечающие социальным ожиданиям граждан, напрямую связаны и превращения изначально нелегитимной власти во власть легитимную. Не секрет, что многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, затем приобретают ее, благодаря успешной внутренней (экономической и социальной) политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния народа.

Власть в постсоциалистической России сформирована по демократическим процедурам (и формально обладает рациональноправовой, демократической легитимностью), но фактически ее легитимность не более чем фантом. Создав «рыночное Эльдорадо» для меньшинства (обновленной правящей номенклатуры и бизнес - элиты), эта власть по существу отбросила большинство на грань биологического выживания. Даже по официальным данным, в сегодняшней России средние доходы в расчете на душу населения не достигают и 10 тыс. руб. в месяц, а в 25 регионах зарплата составляет от 3-4 до 6 тыс. руб. Это уровень уже не бедности. Речь идет о настоящей нищете.

Фактическая нелегитимность власти в сегодняшней России проявляется и в ее неспособности производить столь необходимые для нормальной жизнедеятельности общества законность и порядок. Криминалитет стал интенсивно конкурирующей с государством властной силой, которая, опираясь на так называемое «кулачное право», все в большей мере подчиняет себе все сферы жизни социума, навязывая ему выстроенные по законам лагерной зоны нормы и ценности «зековской» жизни. И оттесняя их цивилизованные государственноправовые и нравственно-этические аналоги.

По различным данным, сегодня в России насчитывается от 8 до 12 тыс. организованных преступных группировок. Причем с 1992 г. численность криминального элемента возросла, как минимум, в три раза. При этом произошло огосударствление преступности она прочно срослась с политико-властными структурами.

Наряду с криминализацией, такой же характер национального бедствия для страны приобрела коррупция, которую президент РФ В. В. Путин в одном из своих Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации назвал системой «статусной ренты». Коррупция резко снижает эффективность экономики, пожирая то, что создано честным трудом сограждан, усиливает нищету и социальное неравенство, расширяет пропасть между обществом и властью, превращает политику в сферу дележа национального богатства, разлагает нравственные устои общества, наносит ущерб престижу страны на мировой арене. По имеющимся оценкам, только прямые потери бюджета от коррупции составляют в сегодняшней России порядка 40 млрд. долларов в год.

Совершенно очевидно, что такого рода явления, отражающие глубокий кризис технократической легитимности власти в России, ставят под угрозу саму возможность построения в стране демократического общества и правового государства. Именно поэтому столь актуально и необходимо привести политическую волю властей России в соответствие с этой угрозой. Нужно объявить, как когда-то сделал Рузвельт, что идеалы Республики (в данном случае рышочных реформ и демократизации России) не могут вечно мириться ни с незаслуженной бедностью, ни с самодостаточным богатством. Что государство восстанавливается в качестве «особой организации силы», уполномоченного обществом блюстителя законности и порядка, чьи основные функции будут состоять в том, чтобы обеспечить свободу каждого и гарантировать устойчивость социальной жизни, отвечая за безопасность всех.

Политическая власть является центральным звеном политической жизни общества, т.к. выступает средством принудительной организации и средством управления обществом. В человеческом обществе существует более широкое явление - власть. Власть – это влияние кого-либо на что-либо с определённой целью (власть вождя, власть денег, идей, родителей и т.д.). Власть существует там, где есть потребность в организации совместной жизни людей.

Политическая власть возникает только в социально неоднородном обществе. Она решает две задачи:

    Организация совместной жизни людей на определённой территории.

    Разрешение конфликтов между социальными группами, имеющими разные потребности, интересы и цели.

Политическая власть является сложным образованием, поэтому существует несколько аспектов её анализа:

Биологический аспект. В конце 19, начале 20 века существовали идеи социального Дарвинизма, которые определяли политическую власть как закономерность биологической жизни, как борьбу за существование.

Психологический аспект. Русский мыслитель Николай Корпуков писал: «Власть покоится не на общей доле и не на принуждении, а она в психических переживаниях людей». В психологическом аспекте выдвигается на первый план объективная власть, при этом существует несколько её определений:

    Бихиерийское – власть определяется, как особый тип поведения.

    Теологическое – власть определяется, как процесс достижения цели.

    Инструменталистское – власть определяется, как средство организации и управления обществом.

    Структуралистское определение власти – власть определяется как отношение между субъектами и объектами политики. В этом случае анализируют взаимодействующие стороны.

Властвующий субъект – это группа лиц или одно лицо, или большинство, имеющие право приказывать. Управляемые – отдельный человек, социальная группа и народ в целом. Власть понимается как система коммуникаций, как обмен ресурсами, идеями, влиянием. При этом взаимодействующие стороны имеют разные или противоположные интересы и цели. Властвующий субъект имеет возможность приказывать, обладает ресурсами, является свободным, управляемые наоборот – несвободны.

Политическая власть – это возможность, способность и право одних людей оказывать влияние на других людей с помощью авторитета, права, силы и других средств принуждения.

Отличительными признаками политической власти от всех других типов сил, являются:

    Верховенство – обязательность её решения для всего общества, всех его частей и всех видов власти.

    Всеобщность или публичность – означает, что политическая власть действует от имени всего общества.

    Легальность – т.е. политическая власть обладает законным правом на использование насилия и других средств принуждения.

    Моноцентричность – т.е. существование только одного центра принятия властных решений.

17. Ресурсы политической власти. Легальность и легитимность политической власти.

Существуют различные источники получения власти:

    Физическая сила – тот, кто обладает большей физической силой, у того больше шансов получить политическую власть.

    Богатство – оно является источником власти, т.к. владельцы богатства могут обеспечить другим людям средства существования.

    Организация – социальные группы имеют больше шансов завоевать политическую власть, т.к. их лидеры опираются на поддержку больших социальных групп.

Политическая власть имеет свои ресурсы, которые использует для воздействия на управляемых:

    Экономические ресурсы (земля, финансы). Они нужны для оплаты труда чиновников, содержания армии, проведения выборов и т.п.

    Силовые ресурсы (армия, милиция, вооружение, средства связи и т.п.). Эти ресурсы используются тогда, когда управляемые не желают добровольно подчиняться.

    Социальные ресурсы (поддержка властных субъектов управляемыми и желание работать в структурах власти).

    Информационные ресурсы (средства массовой информации). Если СМИ поддерживают власть – то это ресурсные организации. Если нет - то это антиресурс.

Политическая власть – это отношения, при которых один человек или группа лиц имеют право приказывать, а другие обязаны подчиняться, т.е. власть выступает как принуждение. При другом – позитивном восприятии власти, она воспринимается как объективно необходимая сила для организации социально неоднородного общества. При этом даются разные её характеристики. Если власть основана на законе или традиции – она называется легальной. Иначе – нелегальной. Если власть признаётся народом справедливой и поддерживается им, эта власть легитимная. Ели наоборот, то нелегитимная.

Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

— способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и норм и специального института — .

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Структурные элементы власти

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других , следует выяснить, откуда берется эта способность? Почему в ходе социального взаимодействия люди разделяются на тех, кто властвует и тех, кто подвластен? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, на чем зиждется власть, т.е. каковы ее основания (источники). Их бесчисленное множество. И, тем не менее, среди них есть те, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в той или иной пропорции (или виде) в любом властном отношении.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.

Основные признаки политической (государственной) власти

Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

Легитимность политической власти

- политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Власть и властные отношения

Многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики . Такой точки зрения придерживался, например, немецкий социолог М. Вебер. Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.

Власть вообще — это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.

Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение , т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

Основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.

Власть — необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка. Во всякой совместной деятельности людей есть те, кто командует, и те, кто им подчиняется; те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Власть характеризуется деятельностью тех, кто управляет .

Источники власти:

  • авторитет - власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;
  • сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;
  • богатство - стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;
  • знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;
  • харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;
  • престиж - отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Необходимость власти

Общественный характер жизни людей превращает власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге — к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива — распад данного сообщества.

Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям — правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т. е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.

Отличительными признаками политической власти являются:

Верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;

Всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества;

Моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;

Многообразие ресурсов - экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.

Необходимый компонент политической власти - государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство - это система, обладающая монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать.

Функции политической власти как инструмента социального управления:

Формирование политической системы общества;

Сохранение социальной целостности;

Руководство органами власти и государственным аппаратом методами и средствами их деятельности;

Управление делами общества и государства с помощью различных средств и методов;

Контроль и целенаправленное воздействие на различные структуры общества в интересах власти;

Укрепление и поддержка стабильности существующей системы власти (власть должна беречь сама себя) во имя своих интересов и целей развития всего общества;

Реализация потребностей и интересов, осуществляющих властные функции социальных групп;

Регулирование социальных отношений

Поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга

К существенным чертам политической власти можно отнести: суверенитет, волю, авторитет, принуждение.

Суверенитет есть независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство социального субъекта. Проявлениями суверенитета политической власти являются ее независимость и неделимость. Независимость политической власти означает ее верховенство по отношению к другим видам власти внутри данного сообщества и ее равенство по отношению к власти, которая существует в рамках других политически организованных сообществ. Неделимость политической власти означает, что она не может быть разделена между социальными субъектами, занимающими разные политические позиции. Даже если в стране действуют многопартийный парламент и коалиционное правительство, политическая власть все же осуществляется с одной позиции на основе компромисса нескольких политических сил.

Воля – есть наличие у социального субъекта осознанной цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. Воля является важнейшим свойством любой социальной власти, политической же – в особенности. Без постоянного предъявления властвующим субъектом своей воли подвластным политическая власть теряет свою силу, а при утрате субъектом политической воли утрачивается и сама власть.

Авторитет – общепризнанное и в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Авторитет власти находит свое выражение в готовности субъектов общественных отношений подчиняться приказам, директивам, распоряжениям, указаниям данной власти. Условием такой готовности подчиняться является признание исполнителем правомерности существующей власти, его уверенность в годности и признанности субъекта власти к осуществлению своей миссии.

Принуждение – осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами влияния вплоть до применения физического насилия. Конечно, сводить сущность принуждения только к физическому насилию было бы неправильным. Принуждение как существенную черту политической власти не следует отождествлять и с диктатурой, для которой насилие является основным средством правления. Можно говорить о наличии политической власти в обществе только в том случае, если имеют место все указанные черты без исключения. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности принуждать приводит к кризису политической власти, который завершается, как правило, переходом власти к другой политической силе.


Структура власти

Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие. В политологии их принято обозначать понятием "субъект" (это может быть целый народ, государственный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения - подвластные, подчиненные. Это - объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности,

Казалось бы, все ясно: субъект - это те, кто властвует, а объект - те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референ- думы). Во-вторых, политическое управление обществом - это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа - это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законо- дательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).

Суть представительной демократии хорошо выражена в "Декларации независимости США", где "отцы-основатели" Американской республики записали: "Мы считаем самоочевид- ным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых"

Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демо- кратических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле ("согласие управляемых") выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти.

Разумеется, в обществах с недемократическими политически- ми режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии "народ" можно говорить только как об объекте политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.

Субъект и объект политической власти - это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое - ресурсы власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).

1) легальность в использовании силы и других средств властвования;

2) верховенство - т.е. обязательность решений для всего общества;

3) публичность - т.е. всеобщность, означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

4) моноцентричность - т.е. наличие одного центра принятия решений.

Источники - сила, богатство, занимаемое положение, знание.

Ресурсы:

1) социально-экономические (материальные ценности, деньги и т.д.),

2) культурно-информационные (знания и информация),

3) принудительные (силовые).

Функции - господство, руководство, управление, контроль обществом, обеспечение стабильности в стране.

8.ФАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ. ЛЕГАЛЬНОСТЬ. ЛЕГИТИМНОСТЬ. ВИДЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ПО М.ВЕБЕРУ

Легитимная - власть, которая поддерживается обществом. Понятие относительное. Легальная - законная власть. Любая власть, издающая законы - легальная. Власть может быть легальная, но не легитимная (политическая власть Временного правительства в России с февраля по октябрь 1917).

Типология легитимности по м.Веберу:

1) традиционная - основана на вере в священный характер обычаев, норм, которые рассматриваются как нерушимые (существовала в средневековой монархической Европе);

2) харизматическая - основана на вере, в то, что вождь обладает особым даром, т.е. харизмой (существовала в СССР в период правления И.В. Сталина и др.);

3) легальная - основана на признании добровольно установленных норм, регулирующих отношения управления и подчинения. Характерна для демократических государств.

9.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ФУНКЦИИ. МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.ИСТОНА

Политическая система - система политических институтов и организаций, политических идей и взглядов, политических, правовых норм и традиций, избирательного права и др. элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается давление на нее.

Модель функционирования политической системы Д.Истона:

Окружающая среда

___________________________________

«Вход» - любое событие, которое влияет на политическую систему. Это могут быть требования (повышение зарплаты и т.д.) и поддержка (выражение лояльности членов общества к политической системе). На «выходе» из политической системы проявляются результаты ее работы – законы, постановления и т.д.

Функции политической системы:

1) целеполагающая (состоит в определении целей политического, экономического, культурного развития общества);

2) властно-интеграционная (состоит в объединении всех элементов социальной структуры на базе ценностей господствующих политических сил);

3) организаторская (состоит в мобилизация ресурсов для достижения каких-либо целей);

4) регулятивная (состоит в легитимации политики).

10. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского «тоталис» - весь, целый. Означает полный контроль со стороны государства над всеми сферами общественной жизни. Его автор – итальянский диктатор Б.Муссолини (1925г.) Возник как тип политической системы только в ХХ в. в связи с вступлением общества в индустриальную стадию развития.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: