«Это практически только кости. Следствию нашли уголовное дело Пропажа ан 2

11 июня прошлого года самолет Ан-2 несанкционированно вылетел с аэродрома недалеко от города Серов Свердловской области и пропал. На его борту находились командир судна Хатип Кашапов и еще 12 человек, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненные. Некоторые из пассажиров, как, например, супруги Юлия и Антон Сафоновы, попали на борт «кукурузника» случайно. Как предполагали следователи, экипаж и пассажиры могли отправиться на рыбалку или даже «в баню в соседний регион». Поиски пропавшего самолета шли несколько месяцев. За это время спасатели обследовали территорию площадью около 3 тыс. кв. км, а с помощью авиации - более 300 тыс. кв. км. Во время поисков удалось найти другой Ан-2, пропавший в 1980-х годах, а также останки вертолета Ми-8, однако следов «кукурузника», вылетевшего из Серова, так и не нашли. В ноябре руководство региона приняло решение прекратить поиски.

«Известия» с первых дней исчезновения Ан-2 следили за ходом спасательной операции, а после ее официального завершения издание продолжило собственное расследование. Были опрошены охотники, егеря и спасатели, корреспонденты издания не раз выезжали в Серов для проверки появлявшихся время от времени сведений о найденном самолете. Но все они оказывались ложными.

И вот спустя почти год после исчезновения самолета корреспонденты «Известий» в рамках совместной экспедиции с местными охотниками наконец-то обнаружили разбившийся Ан-2 и останки летевших на нем людей. Они находились всего в 8 км от аэропорта, с которого «кукурузник» отправился в свой последний рейс.

Мне показалось сперва, что это ЛЭП опрокинутая. Но потом сообразил: откуда в тайге ЛЭП, отродясь не было, - рассказывает житель Серова Сергей Скрябин, который первым наткнулся на обломки самолета Ан-2, разбившегося в окрестностях города в июне прошлого года. - Но пойти туда мы не решились. Уже темнело, а эта ЛЭП в самом центре болота.


Сергей и его товарищ Александр Кузнецов испытывали в лесу самодельный вездеход, но оставили машину и углубились в тайгу, поискать места для открывающегося скоро охотничьего сезона, да и просто присмотреть площадку для посиделок подальше от города. До странной конструкции не дошли метров тридцать. Вернулись домой, забив в GPS-навигаторе координаты ближайшей точки.

Оба признаются, что сразу заподозрили, что наткнулись на пропавший прошлым летом самолет, на борту которого было 13 человек. Но звонить спасателям или в полицию не спешили - вскоре после пропажи воздушного судна и тех и других завалили ничем толком не подтвержденными сообщениями о возможном месте падения самолета. Нужно быть уверенным наверняка. Вместе с охотниками в решающий путь к месту трагедии отправились и корреспонденты «Известий».

Без вездехода, который просто неспособен вместить всю экспедицию, путь туда, где могут лежать обломки самолета, очень непрост. Несколько километров от Серова на машине по разбитой технической дороге вдоль газопровода. Потом прыжками через траншею с гигантской трубой и дальше пешком через болотистую тайгу.

Здесь еще не совсем весна. Под деревьями то тут, то там еще лежат сугробы, лужи подернуты коварным льдом, который проваливается под болотными сапогами, уходя вместе с каблуком порой на метровую глубину.

Если верить GPS-навигатору, то до сохраненной накануне точки всего четыре с небольшим километра. Но по частому валежнику и топи, которая медведем ревет в ответ на каждый шаг по ней, идти приходится больше двух часов.

Но даже тогда, когда аппарат сигнализирует о приближении к концу заданного маршрута, ничего похожего ни на опору ЛЭП, ни на обломки самолета не видно. Кругом лишь тайга и болота. Но навигатор настаивает на том, что переход завершен.


Блин. Вот я случайно совсем эту штуку заметил. Шаг влево - шаг вправо и все, уже не видно, - кипятится Сергей Скрябин. - Но я не вру. Я честно это видел.

Его товарищ Александр в тот же момент кричит из-за ближайшего дерева: «Нашел».

Из-за веток проглядывают металлические сплетения, действительно очень похожие на лежащую на боку опору линии электропередачи. Но это не опора. Это крыло самолета Ан-2 без металлической облицовки.

Самолет лежит - а вернее, торчит - прямо посреди болота. Он вошел в топь под острым углом винтом вперед. Винт, двигатель, да и весь передок до панели приборов ушли в вязкую жижу. Из нее торчит только выхлопная труба. Металлической облицовки нет не только на крыле. Она почти вся разлетелась или оплавилась, запах гари тут чувствуется так явно, как будто огонь горел только вчера. Из-за разрушений «кукурузник» - а это определенно он - нельзя сразу идентифицировать как тот самый, с бортовым номером RA-40312, который почти год назад пропал без вести. Ни самого номера, ни названия авиакомпании на корпусе не сохранилось. Лишь инвентарные номера некоторых деталей и предупреждение «Не браться» - на кромке крыла.


Но то, что находится внутри обгорелого корпуса, почти наверняка подтверждает, что это именно тот самый Ан-2, вылетевший в роковой рейс 11 июня прошлого года. То, что когда-то было салоном, сейчас забито человеческими костями. Позвонками, тазовыми суставами, сплетенными в узел грудными клетками. Мягких тканей тут давно нет. Похоже, что от удара внутренности пилота и пассажиров просто разметало. Среди обломков костей - черепа. Обгорелые и пробитые насквозь соседствуют с белыми без видимых повреждений. Кое-где кости уже обросли мхом, а какую-то их часть определенно растащили лесные звери и птицы.

Александр обходит окрестности, пытаясь реконструировать ход катастрофы. Поваленных самолетом деревьев немного. Около десятка. Таежный ветер и непрочная болотная почва валят куда больше. Значит, «кукурузник» упал почти сразу после того, как зацепился за верхушку одного из стволов.

Завертело его, похоже. Только почему он в этом месте на снижение пошел? До аэродрома отсюда 8 км. Рано снижаться, - Александр узнает расстояние, глядя на цифровую карту в навигаторе.

Среди разбросанных обломков ходит еще один участник поисковой экспедиции - двоюродный брат Сергея Дмитрий Скрябин. Он работает в местной газете и освещал ход поисков, которые прекратились поздней осенью прошлого года, когда леса вокруг Серова засыпало непролазным снегом.

Вот тут тропинка, хорошо утоптанная. Рядом с тем местом, откуда мы самолет рассмотрели. Тут давно никто не живет. Ее поисковики протоптали. Тут же все ими было вдоль и поперек перехожено, - удивленно произносит Дмитрий.

Скорее всего, поисковики не дошли до той кочки, с которой открывается вид на самолет, из-за той самой топи, которую не рискнули штурмовать в темноте первооткрыватели обломков. Она и сейчас едва проходима. А летом, когда окончательно тает лед, который еще в начале мая дает хоть какую-то поддержку при походе по трясине, болото вовсе отказывается подпускать людей к месту трагедии.

Бесследно исчезнувший около года назад самолет найден в болоте неподалеку от Серова - в восьми километрах от аэропорта, откуда он отправился в свой последний рейс 11 июня 2012 года.

В ОВД Серова официально сообщили о том, что найденный в восьми километрах от города самолет является тем самым Ан-2, который пропал в июне прошлого года. Об этом сообщил начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД Свердловской области Валерий Горелых.

В настоящее время место предполагаемого крушения Ан-2 оцеплено, - сообщил "РГ" Валерий Горелых. - В район падения самолета выехал специальный гусеничный транспорт - иначе туда просто не добраться. Сотрудники полиции обзванивают родственников погибших, которые почти год не могли предать земле останки своих близких. Будет проведена и ДНК-экспертиза по опознанию погибших.

По его словам, сейчас там работают следователи. По сообщению сотрудников СКР, на месте трагедии найдены "скелетированные останки тел не менее 11 человек".

Руководитель областного полицейского главка Михаил Бородин лично осматривает место происшествия. Здесь же находятся представители администрации Серова, оперативная группа Главного управления МЧС России по Свердловской области, пресс-центра Главного управления, Следственного комитета, а также психологи Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

Напомним, вылетел без уведомления органов управления воздушным движением с аэропорта города Серова в неизвестном направлении. По некоторым данным, на его борту находились пилот Хатип Кашапов и 12 пассажиров, включая сотрудников ГИБДД Серова - начальника подразделения Дмитрия Ушакова и его подчиненного Максима Маевского. Самолет найти не удалось. В ноябре 2012 года из-за ухудшения погодных условий поиски были прекращены.

Сегодня в СК сообщили о уголовного дела, возбужденного около года назад в связи с пропавшим на Урале самолетом Ан-2.

"Следственными органами Уральского следственного управления на транспорте СКР возобновлено производство следственных действий по уголовному делу, возбужденному в связи с исчезновением в июне 2012 года самолета Ан-2 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц", - говорится в официальном сообщении.

Кстати, когда все территории предполагаемого падения Ан-2 были прочесаны не по одному разу, начальник ГУ МЧС по Свердловской области Андрей Заленский в интервью "РГ" предположил, что пропавший самолет могут найти охотники. И оказалось, как в воду глядел!

Первым обломки самолета местный охотник Сергей Скрябин. Поначалу он принял остов самолета за рухнувшую опору ЛЭП. По словам очевидцев, самолет торчал прямо посреди болота. Вся передняя часть ушла в вязкую жижу. Металлическая облицовка Ан-2 разлетелась. Самолет буквально забит человеческими останками. Из-за заболоченной местности добраться до предполагаемого места падения самолета можно только на гусеничном транспорте.

В Западно-Сибирском управлении Росавиации корреспонденту "РГ" подтвердили, что обнаруженные в Свердловской области обломки самолета принадлежат пропавшему год назад "кукурузнику" Ан-2. "Установлена принадлежность обломков пропавшему Ан-2. У них совпадают бортовые номера", - заявили в управлении. Полиция Свердловской области предлагает использовать вертолет для поднятия остатков самолета и останков тел, найденных местными охотниками.

Спасибо, охотники наткнулись случайно. Очевидно, таинственность истории так повлияла на местные власти, что они решили выплатить семьям погибших компенсацию. За что? За особый героизм при самовольном полёте? Разбирался наш корреспондент Александр Пугачев:

Обломки крыльев и хвостового оперения, обгоревшего до лонжеронов. Фюзеляж полностью разрушен. Двигатель пробурил торф на метр. Место крушения обнаружили совершенно случайно, спустя полгода после окончания поисковой операции, всего в восьми километрах от места взлёта. Катасьминские болота - гиблое место, сюда даже опытные охотники и егеря стараются лишний раз не заходить.

Найти место крушения в глухом заболоченном лесу серовским охотникам Сергею Скрябину и Александру Кузнецову помогло то, что грунт в этих местах еще не полностью оттаял после зимы, уже через месяц болото поднимется и добраться сюда будет невозможно. Кроме того, обломки самолета лежат довольно компактно и поисковые группы попросту не смогли разглядеть их в густом подлеске.

С воздуха увидеть пропавший без вести АН-2 было практически невозможно - взрыв уничтожил его полностью. Судя по расположению тел, от которых остались лишь кости, черепа и золотые украшения, он вонзился в землю под прямым углом. Обломки скрыла уральская тайга.

Александр Левченко, начальник линейно-эксплуатационной службы, участник операции по эвакуации обломков упавшего самолета: «Если отойдете метров на 20, пройдете и не заметите, что обломки лежат. Поэтому достаточно сложно было его обнаружить. К тому же, обычно, когда падает воздушное судно, какая-то просека остается. А тут он спикировал вертикально. Радиус поэтому небольшой. Лес фактически нетронутый стоит, пара стволов только повалена и все».

Этот АН-2 прозвали «самолётом-призраком», потому как растворился он в уральских просторах, словно в Бермудском треугольнике. Почти сразу следствию удалось установить: пилот Хатип Кашапов был отправлен в Серов, чтобы следить за пожарной ситуацией в местных лесах. Но вместо этого зашибал шальные рубли на частном извозе - устраивал небесные развлечения для подгулявших серовских компаний.

Сторожевой пес Мухтар - наверное, единственный живой свидетель злосчастного взлета. С таким же усердием он, видимо, облаивал подвыпивших незнакомцев, поднявшихся тогда на борт Ан-2. Псу, скорее всего, было всё равно, что среди пассажиров были начальник Серовского ГИБДД и один из его подчинённых, а также несколько их общих знакомых и родственников. 13-м путешественником стал сторож аэропорта города Серов Юрий Соболев.

Пять месяцев спасатели, полиция и многочисленные добровольцы прочёсывали просторы уральского края. Говорят, обследовали порядка трёхсот тысяч квадратных километров. Точной информации, куда направился самолёт-призрак, не было. Поэтому сначала искали в направлении посёлка Павда, куда по слухам, пропавшие улетели в баню. Потом в горах Конжаковский камень и затем, у перевала Дятлова - решили, что вояж на закате был задуман пьяной компанией ради красивых видов.

Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области: «Потратили более 31 миллиона рублей, искали на огромной территории, а он оказался в 8 километрах от Серова, вопросы возникают к тому, как вообще была организована эта операция».

Поискам мешали разного рода добровольные «помощники». Например, некий блоггер Валентин из Нижнего Тагила просто измучил следствие дезинформацией. Несколько раз он сообщал о полученных радиосигналах.

В результате на поиски был потрачен почти миллион долларов. Ведь каждую подобную ложь приходилось проверять - спасатели вновь и вновь углублялись в тайгу, в воздух поднимались вертолёты и самолёты, волонтёры прочёсывали заданные квадраты. Потом наступили морозы, и поиски пришлось приостановить. Родственники, которым, конечно, всё это время было больнее всех, обвиняли поисковиков в нежелании работать.

Александр Бегленко, родственник погибших в крушении Ан-2 Максима и Оксаны Маевских: «Отметить на бумаге красным, что квадрат этот пройден, проще простого. Я так тоже могу. У меня своя карта есть. Бумага все стерпит».

Чтобы подобраться к месту крушения, пришлось прокладывать тяжелой техникой лежневку - расчищать путь, валить деревья. Последние фрагменты АН-2 в куске промерзшего торфа вывезли из леса на тягачах. Дальше работа экспертов МАК и Росавиации. На специальной площадке обломки сложат, чтобы определить техническое состояние АН-2 до полёта. На месте катастрофы специалисты уже нашли массу интересного.

Владимир Кулаков, первый заместитель руководителя Уральского СУ на транспорте: «Фрагменты бытовой техники частично изъяты, по ним тоже будет проводиться экспертиза. Будут их изучать на предмет получения из них какой-то информации, если это возможно, мы получим. Технические возможности для этого у нас есть».

Но на этом невероятная история «самолёта-призрака» не заканчивается. После обнаружения АН-2 и останков пропавших, губернатор Свердловской области объявил, что собирается выплатить семьям погибших в этой авиакатастрофе по полмиллиона рублей из резервного фонда региона. Общество в результате, раскололось надвое - за и против. Одни считают - компенсация заслуженная. Ведь пассажиры злополучного АН-2 не могли знать, что командир Кашапов не справится с управлением и убьёт всех, кто был на борту.

Татьяна Шарафиева главный редактор серовской газеты «Глобус»: «Мне кажется, нужно создать благотворительный фонд для подобных случаев, Потому что те, кто остался без своих близких, они не виноваты. И хотя бы так мы могли бы их поддержать, и в том числе материально. Жизнь здесь, на севере области не дешевая, а зарплаты небольшие. Семьи остались без кормильцев».

Однако большинство свердловчан платить за чужое разгильдяйство не желают - ведь те, кто в тот вечер садился на борт «самолёта-призрака», были людьми взрослыми, а значит, сложно предположить, что они не понимали - полёт никем не санкционирован, а, следовательно, незаконен. По сути, они угоняли служебный авиатранспорт, что само по себе, карается по закону. Да и состояние пилота должно было внушить тревогу. Но, очевидно, 11 июня погибшие начали отмечать День России…

Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области: «Те компенсации, которые планирует губернатор выплатить, вызывают очень много вопросов по одной причине - получается, что у нас среди равных, есть более равные. Если говорят, что случилась трагедия, погибли люди и надо компенсировать, возникает вопрос почему за счет бюджета. Почему, предположим, в тех же самых ДТП, где у нас ежедневно гибнут люди, мы из бюджета не компенсируем, там тоже трагедия, тоже гибнут люди».

На этой неделе, в Казани началось рассмотрение дела о крушении теплохода «Булгария». В той трагедии погибло 122 человека, которые даже не подозревали, что платят за билет на тот свет. Вина хозяев судна и экипажа в целом уже доказана. Семьям погибших обещали выплатить по миллиону, и по четыреста тысяч тем, кто получил тяжёлые травмы. Почти столько же, сколько родственникам погибших в катастрофе АН-2…

Дарья Андропова, организатор пикета: «Я считаю, что нужно помочь родственникам жертв с похоронами, но выплачивать такие суммы нецелесообразно».

Впрочем, загадка «самолёта-призрака» наверняка ещё долгое время будет будоражить воображение. Говорить о завершении истории, мягко говоря, рано. Например, по последним данным, в обломках АН-2 были найдены мужские наручные часы. Стрелки остановились на 22 часах и 11 минутах. Вопрос: какого дня, и при каких обстоятельствах?

Пропавший полгода назад в Свердловской области при загадочных обстоятельствах «Ан-2» уже сравнивают с бортом-призраком из американского сериала «Lost» («Пропавшие», в российском варианте - «Остаться в живых»).


Киношный борт авиакомпании Oceanic летел из Сиднея в Лос-Анджелес и потерпел крушение на острове в океане, где стали происходить таинственные события с изменением реальности. Уральский «кукурузник» поднялся в воздух 11 июня в 22 часа с крошечного аэродрома города Серова с опытным пилотом и 12 пассажирами на борту. «Аннушка» не запрашивала разрешения на полет и не оставила никаких сведений о направлении движения.

В поисках было задействовано кроме пешей группировки два десятка воздушных судов Росавиации, МЧС и даже космический спутник. Ответить на вопрос: «Где борт RA-40312? Что с людьми?» - не удается до сих пор.

Спецкор «МК» провела в Серове собственное расследование и выяснила: «дикие» прогулочные полеты за наличные на местном аэродроме практиковались регулярно; «Ан-2» мог улететь в зону, где изменяется магнитное поле, приборы показывают неверное направление, а электромагнитное излучение воздействует в том числе и на психику человека; почему среди местных жителей до сих пор преобладает, казалось бы, абсурдная версия: самолет сбили из секретной части, контролирующей небо над Северным Уралом; и есть ли шанс и ныне найти живыми пассажиров улетевшего в никуда «кукурузника».

«Отличник воздушного транспорта»

На въезде в аэропорт Серова весит красный щит с надписью: без сопровождающего выход на летное поле запрещен. Но шлагбаум открыт. Выходя из машины, выхватываю краем взгляда предупреждающий знак: «Стой! На территории служебные собаки». Едва успеваю плюхнуться обратно на сиденье, как у двери «жигуленка» вырастает рычащая псина размером с теленка.

В сопровождении овчарки медленно катим к облезлому двухэтажному зданию, которое является и диспетчерским пунктом, и гостиницей для залетных пилотов. Из спецтранспорта на аэродроме видавший виды трактор и ржавая приставка к газонокосилке. Взлетно-посадочная полоса с грунтовым покрытием стоит под снегом.

Пытаюсь встретиться с начальником посадочной полосы Валентиной Соболевой, чей муж - Юрий Соболев, работающий на аэродроме сторожем, улетел в тот июньский вечер на «Ан-2». Но Валентина Федоровна, предупрежденная о визите репортера, поспешила ретироваться с работы. Родственники пропавших пассажиров твердят: «Понимает, что каждое ее слово может быть использовано против нее же. Тогда может пойти по уголовному делу уже не как свидетель, а как соучастник преступления. Посадочная площадка была в ведении Соболевой. И она не могла не знать, что командированные летчики устраивают несанкционированные полеты с пассажирами на борту».

Из здания аэропорта тем временем выходит сторож Александр, кричит издалека: «Площадка выставлена на торги, если найдется инвестор с 7 миллионами, еще поработаем, если нет - нас закроют».

До недавнего времени местный аэропорт был подразделением 2-го Свердловского объединенного авиационного отряда и аэропорта «Уктус», который ныне находится в стадии банкротства. После пропажи «Ан-2» сюда нагрянула прокурорская проверка, было выявлено, что площадка не была должным образом промаркирована, заросла травой, на аэродроме отсутствовала служба безопасности, а вся ответственность за полет лежала исключительно на командире воздушного судна. В результате работа авиаплощадки была приостановлена.

В шкафу до сих пор висит Юрина спецовка, ботинки его поставили носками внутрь комнаты, примета такая - чтоб вернулся, - говорит сторож Александр. - Юра ведь был везунчиком, сам шутил, что «заговоренный». Шутка ли, 30 лет работал пилотом-наблюдателем, десантником-парашютистом в Авиалесоохране, прыгал в самые очаги лесных пожаров. Только семь лет как стал работать сторожем на аэродроме, но очень скучал по небу.

На аэродроме месяцами стояла звенящая тишина, а 16 мая в Серов из Оренбурга прибыл «Ан-2». Воздушное судно арендовала у ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» челябинская компания «Авиа-зов» для мониторинга лесных пожаров. Командировка экипажа должна была продлиться до 15 сентября.

Последний раз самолет поднимался на задание 31 мая. Потом пошли дожди, классы пожарной опасности снизили, «кукурузник» временно встал на прикол.

Передышку каждый член экипажа использовал по-своему. Второй пилот, Валерий Кузовенков, поехал в Оренбург, чтобы пригнать из дома свою легковую машину. Командир воздушного судна Хатип Кашапов втайне от арендатора устраивал, как выражаются сами летчики, «покатушки». Один из несанкционированных полетов «Ан-2» удалось заснять на мобильный телефон местным рыбакам 10 июня над Киселевским водохранилищем. Пилот, устраивая аттракцион, пикировал к самой кромке воды и снова взмывал в небо.

Позже удалось найти и пассажиров того рейса. Ими оказались две супружеские пары. Договорившись о полете, муж таким образом решил сделать жене подарок к годовщине свадьбы. На борт они взяли с собой и друзей. Хатип Кашапов обозначил таксу: «Мне надо 1,5 тысячи на бензин, а остальное - сколько дадите». Дали еще 1,5 тысячи.

«Ан-2» что грузовик, внутри салона все дрожало, из окон сквозило. Летчик держался за штурвал, постоянно дергал рычажки, щелкал тумблерами, - рассказывал один из пассажиров «покатушек», состоявшихся 10 июня. - Только теперь до нас стало доходить: наши жизни находились в руках одного пилота…»

Теперь вот говорят про базировавшийся у нас «Ан-2», что он «полувековой старичок», «летающее ведро с гайками», - говорит Александр. - А самолету было только 25 лет, все положенные капитальные ремонты он прошел, последний - в 2010 году. Свой ресурс он выработал бы только через три года. И за штурвалом был опытнейший пилот. Хатип Кашапов рулит «Ан-2» с 1982 года, имеет более 8000 часов налета, награжден знаками «Отличник воздушного транспорта» и «За безаварийный налет часов» II степени. 3 января он отметил 50-летний юбилей. Дома его ждали жена, трое детей. А летом на аэродром пришли такие же молодые люди, как два его сына и дочка, попросили покатать. Почему нет? Конечно, заработок не лишний. До командировки к нам на Урал из-за отсутствия заказов экипаж долго сидел в отпуске без содержания.

«Судьба невероятным образом собрала пассажиров в злополучный рейс»

Изначально 11 июня Хатип Кашапов поднимать в небо «аннушку» не собирался. Со сторожем Юрием Соболевым они готовили ужин, топили баню и ждали из Оренбурга второго пилота. Следователи потом нашли на столе бутылку из-под пива, графин с остатками домашней наливки и два стакана.

В это время мимо аэродрома проезжали 26-летние двоюродные братья Иван Чикишев и Евгений Тренихин. Они делали ремонт у родственника, начальника ГИБДД Серова Дмитрия Ушакова, везли строительный мусор на свалку. Увидев на взлетке «кукурузник», попросили всемогущего Ушакова договориться о воздушном путешествии.

С этого момента события начали развиваться в ускоренном темпе. Начальник ГИБДД приехал на аэродром, переговорил с КВС Кашаповым. Посредником в переговорах выступил скорее всего сторож Соболев, который хорошо знал все местное начальство. Была названа фиксированная сумма «покатушек» - 6 тысяч рублей. В самолете на двух лавках, расположенных вдоль бортов, могли разместиться 12 человек. Чтобы плата с человека была минимальной, стали в экстренном порядке набирать народ.

Дмитрий Ушаков обзвонил чуть ли не половину своих сотрудников. Одни были на даче, к другим приехали гости. Бывший инспектор ГИБДД Сергей Фролов, например, опоздал подняться в небо. А ведь так хотел! За свои 38 лет он ни разу не летал на самолете. А действующий сотрудник - 24-летний Максим Маевский - успел. Еще и прихватил с собой сестру Оксану, с которой они были погодки, и ее жениха из Екатеринбурга Максима Глинских. Молодые люди подали заявление в загс, ждали в гости родителей жениха. Оксана, парикмахер по профессии, нарядилась в нарядное длинное шифоновое платье. В таком вот, почти бальном, одеянии и приехала на такси в аэропорт.

Попала на борт и случайная знакомая Максима Маевского - 20-летняя Людмила Гагарина. Девушка была родом из поселка Гари, из многодетной семьи.

Судьба невероятным образом собрала пассажиров в злополучный рейс. Женя Тренихин, работающий машинистом-обходчиком на Серовской ГЭС, позвал в полет коллегу, 30-летнего Дениса Баранова, с которым вместе рыбачил и охотился. Тот взял машину и помчался в аэропорт.

Когда Ушаков дозвонился до 29-летнего Григория Шаада, ярого велотуриста и фотографа, тот лежал в постели с высокой температурой. Но возможность сделать снимки гор с высоты птичьего полета упустить не смог. Когда оделся, выскочил на улицу, машина с попутчиками уже заворачивала за угол, стал махать руками, свистеть, в результате успел заскочить в салон.

Антон и Юлия Сафоновы и вовсе пришли на аэродром, по свидетельству родственников, чтобы запустить воздушного змея. 31-летний Антон работал охранником на местном предприятии «Уфалейникель». Юлии исполнилось 33. «Это лучшая наша лаборантка, - говорят ее коллеги по поликлинике №1. - У ее родителей было три дочери. Младшая девочка в 14 лет погибла от удара током. Теперь и о Юлии нет полгода вестей. Ей ведь долго не везло в личной жизни. Наконец она встретила Антона. Счастлива была без меры… Они прожили вместе 1,5 года, недавно вернулись из свадебного путешествия из Санкт-Петербурга. Так мечтали о детях».

Родственники теперь недоумевают, как Юля, которая страшно боялась летать, могла сесть в старенький «кукурузник»? Впрочем, тут же сами и отвечают: «Она сильно любила мужа, доверяла ему во всем. Вот и шагнула за ним в самолет».

Одно место оказалось свободным, и в салон забрался 67- летний сторож Юрий Соболев. Заскочил в самолет в чем был - в майке и домашних тапочках.

В полет люди собирались в необъяснимой спешке. КВС Кашапов, например, не взял с собой пилотную сумку с картами и дополнительными средствами экстренной связи и радиомаяками. А в трех припаркованных у взлетки автомобилях пассажиров «Ан-2» остались включенными магнитолы, а на приборных досках - рабочие мобильные телефоны и документы.

Около 23.00 «кукурузник» ушел в свой последний полет. На Северном Урале в это время еще довольно светло. Летать планировали минут 20–30.

Вернувшийся из Оренбурга второй пилот Валерий Кузовенков увидел уже бегущий по взлетке «Ан-2». Самолет шел тяжело, один раз даже задел шасси кусты.

«Как малая авиация на Урале «оглохла»

На стенах обветшалого пункта связи Серовского аэродрома висят пожелтевшая инструкция по производству полетов, засиженная мухами схема ориентиров видимости и плакаты с самолетами.

Раньше диспетчерский пункт, обеспечивавший связь для судов малой авиации, пролетающих над севером Свердловской области, находился в аэропорту поселка Сосьва. 26 марта этого года весь штат диспетчеров был сокращен. Вскоре вслед за этим закрыли и диспетчерский пункт в екатеринбургском аэропорту «Уктус». После этого малая авиация на Урале «оглохла». Старший диспетчер Сосьвинского аэропорта Владимир Пахмутов, отработавший там 27 лет, признавался: «Авиация в нашей области сейчас летает так: утром звонят по телефону, что вылетают, а вечером звонят и сообщают, что прилетели. Случись что в пути - судно просто исчезнет в тайге, не имея возможности сообщить о беде».

Председатель местного туристического клуба Андрей Беляев предполагает, что «кукурузник» мог взять курс на Конжаковский Камень - одной из высочайших вершин Уральских гор, 1569 метров. Там сплошь хвойные леса, горная тундра и каменные россыпи. Этот район прилегает к поселку Кытлым. Пассажиры «аннушки» также могли податься к Денежкиному Камню, где находится заповедник из смешанной пихтово-кедрово-еловой тайги. Могли полететь и на хребет Кваркуш, где особенная энергетика, на склонах - огромные малинники, прозванные «медвежьим раем».

Дмитрий Ушаков, созывая знакомых в полет, говорил: «Полетим в Кытлым». По прямой это 77 километров. Один из свидетелей, капитан юстиции, уверял, что видел борт над поселком Верхняя Лобва, что в 30 километрах от Серова. Казалось бы, направление поисков определили - северо-запад. Но потом к этим данным добавились еще две сотни показаний свидетелей. Штаб стали атаковать экстрасенсы…

Ясновидящие из Воронежа, Узбекистана, Татарии звонили каждые два часа. Шли потоком факсы: «Мы, экстрасенсы Казахстана…» Отмечали на карте все «пророчества», в результате вокруг Серова образовалось «солнце» с множеством лучей, - говорит начальник Управления гражданской защиты Серовского городского округа Юрий Герасименко. - Родственники просили проверить каждую точку, силы спасателей распылялись, их перебрасывали с места на место. В результате мы стали принимать заявления от родственников только в письменном виде. А то было: «Мне приснилось… Проверьте». Первые 2,5 месяца штаб заседал ежедневно. Плюс в Екатеринбурге работала группа опытных аналитиков. Отследить маршрут полета «Ан-2» могли бы специалисты радиотехнического полка ПВО, который стоял раньше на «горке» в Серове, но подразделение было расформировано.

Обследовать участки тайги, горные склоны, болота ежедневно выходила группировка из 1,5 тыс. человек: профессиональные спасатели, сотрудники ОМОНа, полицейские и пожарные.

Эхолотом мы проверили все глубокие озера и затопленные карьеры. На поверхности мы высматривали масляные пятна, части самолета и, уж простите, трупы. Нигде ничего, - говорит государственный инспектор Центра госинспекции маломерных судов МЧС РФ по Свердловской области Петр Иванов. - Реки почти на всем течении неглубокие, а высота «Ан-2» на колесах составляет 4,5 метра. Даже если бы, предположим, он нырнул носом - все равно хвост торчал бы.

Не дала результата и космическая съемка. «Мы обследовали 16 подозрительных объектов, нашли лишь груды металлолома и заброшенную трансформаторную будку», - говорит Юрий Герасименко.

Почему самолет так и не нашли?

Честно скажу: не знаю. В свое время мы искали упавший «Ан-2» в районе Каквинских Печей, потом выяснилось, что две группы прошли с самолетом совсем рядом - в 10 метрах - и не заметили застрявший вертикально в кедраче «кукурузник». Самолет был виден только с определенного ракурса.

Скорее всего самолет лежит где-то в лесу, - считает Петр Иванов. - В 1985 году во время студенческой практики мне пришлось искать «Ан-2» на Полярном Урале. Нам дали задание взять пробы на склоне сопки. Там среди лесных зарослей мы и нашли разбившийся «кукурузник». Он лежал на склоне, в буреломе, сверху его было не разглядеть. Выяснилось, что самолет вез смену на буровую - и вот по какой-то причине врезался в склон и разбился. Мы нашли его через 8 лет после пропажи. Обломки и один череп.

Когда искали пропавший 11 июня «Ан-2», спасатели на земле и летчики в небе попадали в зоны, где всем становилось не по себе. У летчиков и наблюдателей на борту разом начинала кружиться голова, непомерно тянуло в сон. Ребята-поисковики внизу чуть ли не теряли сознание. Проскакивали определенные участки, и голова у всех прояснялась. И именно в этих зонах, как признавались спасатели, не работал даже спутниковый телефон.

Из-за магнитных аномалий - близко к поверхности земли залегает железная руда - стрелка компаса отклоняется почти на 30 градусов, бесполезно было применять в поисках тепловизоры. К тому же в тайге было полно зверья. Специалисты говорят, что приборы бы срабатывали на каждого медведя, волка или росомаху.

«Зенитное вооружение не применялось»

В результате почти 6-месячных поисков не найдено ни сломанных веток, ни масляных пятен на озерах, ни кусков обшивки, ни оторванных консолей. «Ан-2» словно испарился. В Серове до сих пор задаются вопросом: не могли ли вояки «кукурузу» без связи принять за учебную цель? «Низколетящий объект двигался со скоростью около 200 км/ч, на запросы и требования в запретной зоне не отвечал, на реакцию у дежурных - 2–4 минуты, далее - залп».

«Нам запретили летать около Кытлыма, якобы мы светимся на радарах вояк», - подливают масло в огонь дельтапланеристы.

Военные вяло отмахивались: «У нас нет войск ПВО. Зона закрыта только на время запуска космических кораблей, когда в тайгу могут упасть обломки отработавших ступеней ракет и головного обтекателя».

Военная прокуратура Центрального военного округа вынуждена была провести проверку. Штаб ЦВО выступил с официальным заявлением: 11 июня 2012 года зенитное вооружение в радиусе 250 км от авиационной площадки Серова не применялось.

Председатель сельсовета Кытлыма Алексей Семенко уверял: «Воинская часть расположена недалеко от нашего поселка, где живет 400 человек. До Карпинска 60 километров. Если бы самолет сбили военные, обязательно кто-то заметил бы вспышку, загорелся бы лес, нашлись бы свидетели, ведь летом в тайге, на реках и озерах много рыбаков и охотников. Это люди не военные, расписку о неразглашении никому не давали...»

Против «военного следа» выступает и начальник Управления гражданской защиты Серовского городского округа Юрий Герасименко: «В 80-х годах еще можно было скрыть факт того, что самолет сбит. Сейчас, когда любая информация продается, это сделать невозможно».

У Виктора Шаада, чей сын был одним из пассажиров пропавшего самолета, свое мнение: «Если бы военные были виноваты, они бы отписывались и отписывались, а они прислали всего одну бумагу».

Казалось бы, следствие исключило версию, что самолет был сбит. Но жители Серова в один голос говорят: «Не верим. Сбили и зачистили все следы».

Мы рассматривали версию, что по самолету мог стрелять кто-то из пьяных охотников, попал в мотор или в кабину летчика… Но даже в этом случае этот тип самолета не срывается в штопор, он планирует, - говорит Виктор Шаад. - Командир воздушного судна привык летать на низкой высоте, могло перед ним внезапно возникнуть какое-то препятствие, например высокое сухое дерево, пилот не успел сманеврировать и упал. Могли все пассажиры разом, например, заметя медведя, столпиться у одного окна, например в хвосте, где лучший обзор. Нарушилась центровка… Могла сказаться техническая неисправность или прибор отказать, здесь же кругом аномальные зоны. Но опять же все, с кем бы я ни говорил, уверяют, что абсолютно все на борту погибнуть не могли.

Даже при полных баках дальше 500 километров «Ан-2» улететь не может. Вначале ориентировались на 250 километров, предполагая, что пилот рассчитал бензин на путь туда и обратно. Потом стали думать, что летчика отвлекли, он проскочил «точку возврата», стал искать стойбище для посадки, нужная поляна все не появлялась и не появлялась… Но летчики говорили, что «Ан-2» может сесть и на неприспособленную площадку. Может планировать и сесть даже без работающего двигателя. Взлететь он уже вряд ли сможет - шасси потеряет. Но при этом люди будут спасены. Я думаю, что наш «Ан-2» залетел в зону пермской тайги, где практически нет населения. Ясно, что надо расширять границы поиска до 500 километров.

«Пропавший «Ан-2» - это Россия в миниатюре»

Но 13 ноября, когда в тайге установился снежный покров, поиски самолета «Ан-2» были прекращены. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.

«Глазолупом» и «пешкочесом», как выражаются сами спасатели, было обследовано 3339 кв. км тайги и болот. Почти 300 тысяч «квадратов» просмотрено летчиками и наблюдателями с почти двух десятков воздушных судов. По предварительным подсчетам, на поиски потрачено почти 200 млн рублей.

Спасатели отчитались, что были обнаружены потерпевший крушение 6 лет назад «Ан-2», а также «Ми-8». Но местные жители недоумевают: «А что их было искать? Все знали, где на ветках деревьев около села Кондратьево лежит «кукурузник». В свое время в биплан загрузилось много народа, кто с ведрами ягод, кто с мешками шишек. Самолет, едва взлетев, тут же спланировал на верхушки деревьев. Лишь один пассажир, эвакуировавшись, сломал ногу, остальные благополучно спрыгнули в глубокий снег. Фюзеляж самолета, проткнутого елками, спускать не стали, сняли с него только мотор». Что касается «Ми-8», жители окрестных поселков прекрасно знали, на какой поляне ржавеет брошенная машина, все кому не лень с «вертушкой» фотографировались.

Между тем родственники пассажиров «Ан-2» верят, что их близкие могли выжить при крушении самолета и укрыться, например, где-нибудь в пещере. В тайге по осени было много грибов, ягод, хороший урожай кедровых орехов. Среди пассажиров есть опытные рыбаки и охотники. Напрасно им напоминать, что люди поднялись на борт самолета в летних платьях, шортах и сланцах. А в тайге - полчища мошки и гнуса, не говоря уже о диких зверях.

Они не хотят слышать, что на борту пропавшего «Ан-2» был аварийный радиомаяк, но он способен излучать, только когда его включишь вручную. Сигнал обнаружить так и не удалось. Это значит, что некому было развернуть антенну.

Одни об исчезновении «Ан-2» в Серове говорят: «Прям триллер какой-то…» Другие твердят: «Типично российская история».

В ходе разбирательств выяснилось, что каждый летчик малой авиации может выписать себе путевку, сам себя освидетельствовать и полететь. И Кашапов, который посадил на борт 12 человек, нарушил только одно: взял с собой в полет пассажиров.

Когда даже все автобусы в Европе оборудованы автоматическими аварийными маяками, у нас, оказывается, на «кукурузники» их устанавливать необязательно. И сторож может покинуть свой пост и в тапочках улететь в никуда.

«Трагедия с «Ан-2» - результат неконтролируемости и безнаказанности», - рассуждают жители Серова. Самые циничные и вовсе говорят: «А может, и естественный отбор». И предлагают вспомнить, кто попал на борт «кукурузника».

Инспектор ГИБДД Максим Маевский был, оказывается, на грани увольнения. В мае, будучи за рулем в пьяном виде, он улетел в кювет. Две его пассажирки - продавщицы магазина разливного пива - получили травмы. Одна девушка попала в больницу с сотрясением мозга, у второй диагностировали компрессионный перелом позвоночника. Маевский под покровительством шефа, начальника ГИБДД Дмитрия Ушакова, факт аварии скрыл. Отец Маевского тут же продал побывавшую в аварии машину. Хотя не имел права этого делать. «Скорую» не вызвали. Пострадавших в больницу отвез знакомый Дмитрия Ушакова. Позже недруги «настучали» в областной главк, с Маевским работали сотрудники Управления собственной безопасности, он вынужден был написать заявление по собственному желанию. Под Ушаковым, говорят, тоже «закачалось кресло».

После исчезновения самолета выяснилось, что на борту были и те, кто занимался не вполне легальным бизнесом. Например, к гражданской жене Григория Шаада, Ане, теперь приходят кредиторы и требуют деньги за выданный ее мужу «под честное слово» товар. А Аня с Гришей не были официально расписаны, женщина была уверена, что муж подрабатывает лишь ремонтом квартир.

В Серове ни для кого не секрет, что сторож аэродрома в Серове, Юрий Соболев, как и его жена, начальник посадочной площадки, Валентина, любили приложиться к «сорокаградусной», на местном сленге - так, что «только шуба заворачивалась».

А самая юная пассажирка злополучного рейса, 20-летняя Людмила Гагарина, как утверждают местные жители, не отказывалась брать деньги за интим. У ее матери после пропажи дочери отнялись ноги. Дочь кормила всю их многодетную семью.

Пропавший «Ан-2» - это Россия в миниатюре. Отношение к трагедии - показатель, насколько наше общество больно. Когда одни в болотном мареве среди мошки и оводов искали следы пропавших людей, другие в Интернете выкладывали «фальшивые» спутниковые карты с «упавшим» самолетом и от имени одного из сыновей пропавшего летчика Хатипа Кашапова собирали деньги на поиски самолета.

4 мая в восьми километрах от Серова в Свердловской области был обнаружен пропавший год назад самолет Ан-2. На борту воздушного судна находились пилот Хатип Кашапов и 12 пассажиров, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненный Максим Маевский. Долгие поиски самолета, как наземные, так и с воздуха, никаких результатов не дали. Фрагменты тел 13 пассажиров и останки самолета случайно обнаружили местные охотники.

Серовские охотники Сергей Скрябин и Александр Кузнецов искали в тайге токовище глухарей, а совсем не Ан-2, исчезнувший 11 июня 2012 года. «Сначала они подумали, что это следы рухнувшей опоры линии электропередач, разбили рядом лагерь и, когда поближе подошли, увидели, что это самолет Ан-2 и останки людей», - сообщили в местном управлении МВД. Утром 5 мая на место, указанное охотниками, направились представители МЧС и полиции. Они подтвердили факт обнаружения пропавшего Ан-2 и сообщили о нахождении на месте крушения останков не менее десяти человек.

«Тела сильно обгорели... При падении самолет сложился, и, скорее всего, вспыхнуло топливо в бензобаках», - рассказывает руководитель пресс-службы ГУ МВД России по региону Валерий Горелых. - Это практически только кости».
Носовая часть Ан-2 почти полностью ушла в болото, а сверху разбитый самолет закрыли уцелевшие при падении кроны деревьев, что не позволило его обнаружить ранее во время масштабных поисков. Место катастрофы оказалось настолько глухим, что добраться до него спасатели и полицейские смогли только на гусеничном транспорте. Газета «Глобус» уточняет, что дорога от Серова до места катастрофы занимает около двух часов - час на транспорте, еще час - пешком по болоту.

6 мая фрагменты тел 13 человек из потерпевшего крушение самолета были доставлены в Екатеринбург для проведения судебно-медицинских и генетических экспертиз по выяснению причин смерти и установлению личностей погибших.

Источник «Интерфакса» в службах технического надзора Свердловской области не исключил, что причиной крушения Ан-2 мог стать как отказ двигателя, так и банальное желание пилота поразвлечься. «Среди пилотов малой авиации на Урале существует популярное развлечение - пугать диких зверей, чуть-чуть придавливая их колесами шасси. Не исключено, что участники полета также решили попугать лис», - отметил собеседник агентства. «В настоящее время рассматриваются следующие основные версии крушения АН-2, при этом ни одна из них не является приоритетной: техническая неисправность воздушного судна, ошибка пилотирования и ненадлежащие погодные условия», - говорится в сообщении Уральского следственного управления на транспорте СК.

Хотя все версии пока равноправны, сотрудники аэропорта указывали, что незадолго до катастрофы в одном из полетов в мотор Ан-2 Кашапова по какой-то причине перестало поступать топливо (пилотам удалось вернуться на аэродром). Вряд ли позволит понять, что произошло с самолетом, и бортовой самописец. Начальник свердловского ГУ МЧС Андрей Заленский сообщил, что «черный ящик» на борту Ан-2, который приводится в действие вручную, не сработал. «Сейчас его найдут, скорей всего, и тогда будет определено, пытались его привести в действие или нет», - отметил он.

Власти Свердловской области, не дожидаясь результатов экспертизы и выводов следствия, уже пообещали выплатить семьям погибших в катастрофе по миллиону рублей. Между тем, не до конца понятно, кому и на каком основании будут выплачены компенсации в случае, если виновным в катастрофе, к примеру, признают пилота - пока что в связи с пропажей самолета возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц).

История с пропажей Ан-2, обернувшаяся трагедией, сперва выглядела довольно комично. Самолет челябинской компании ООО «Авиа-зов» по договору с МЧС в Серове занимался разведывательными полетами по выявлению очагов лесных пожаров. Пилот, которому было нечем заняться (в мониторинге тайги временно не было необходимости), решил подзаработать на любопытстве местных жителей - самолет на законсервированном аэродроме Серова появился в мае, вызвав ажиотаж у местного населения.

10 июня 2012 года жители Серова «прокатились» на самолете первый раз (в полете, по свидетельствам сторожа аэродрома, приняли участие две компании молодых людей), а 12 июня отправились покататься во второй и, как позднее стало известно, в последний раз. Свои личные вещи и сотовые телефоны пассажиры оставили в машинах у посадочной площадки. Оба раза Ан-2 вылетал с аэродрома города без разрешения наземных служб, при этом летчик Хатип Кашапов плохо знал местность, так как летал в районе лишь по заданным ориентирам.

Сообщалось также, что пилот и пассажиры исчезнувшего самолета накануне вылета могли распивать спиртные напитки, после чего и решили «покататься». Но гендиректор «Авиа-зов» Олег Золин убежден, что Кашапов не мог просто так увести самолет. «Либо они взлетели из-за обстоятельств, которых мы не знаем, либо их заставили, а может припугнули чем-то. Хотя, допускаю, что за деньги тоже могли согласиться… Но заставить опытного пилота нарушить все правила, - это нужно суметь. Тем более, если командир воздушного судна был выпивши, он бы вряд ли согласился лететь», - сомневался он, указывая, что полиция отказывается его слушать, да и вообще квалифицировала дело неверно.

«Легче повесить статью "нарушение безопасности полетов". Нарушение безопасности, это уже следствие первых действий – угона самолета», - указывал Золин.

Бортмеханик Сагндык Таубеков, который также входил в состав экипажа пропавшего Ан-2, но не участвовал в последнем полете, позднее уверял , что пытался остановить пилота Кашапова. Но Золин ему не верит. «У них у всех есть мои номера телефонов. Позвони мне и скажи: "Командир уперся, я не могу ничего сделать". Поставьте меня в известность! У меня рядом был экипаж, в Сосьве, в 100 километрах. Уже после первых покатушек 10 числа они прилетели бы в Серов и шею Кашапову так намыли, что мало никому бы не показалось. Второго такого случая не было бы. Я потом стал их трясти - почему не сообщили? Они мне: "У нас так не принято". Как это не принято? Принято людей, что ли, гробить?» - сокрушается он. Впрочем, ни Золина, ни Таубекова, ни кого-либо из сотрудников серовского аэродрома власти пока к ответственности привлекать не собираются.

Почти сразу же после исчезновения самолета начальник Главного управления МВД по Свердловской области Михаил Бородин уволил полицейских, чьи подчиненные находились на борту Ан-2, а начальнику УГИБДД по Свердловской области было объявлено о неполном служебном соответствии «за допущенные просчеты в воспитании личного состава». Уральская транспортная прокуратура из-за выявленных в ходе проверки нарушений закрыла аэродром в Серове. В частности, аэродром не был приспособлен для перевозки людей, на взлетной полосе росла трава. Олег Золин, гендиректор компании «Авиа-зов», рассказывал, что требовал от сотрудников авиакомпании «жечь костры, чтобы было видно посадочную полосу».

В регионе сразу после пропажи самолета была начата масштабная поисково-спасательная операция - в поисках участвовали не только спасатели, но и МВД и добровольцы - всего около 1500 человек, вертолеты Ми-8, а также самолеты Ан-2 и Ан-26. Всего на операцию было потрачено более 30 миллионов рублей - была обследована огромная территория, но тщетно. Из-за того, что самолет вылетел без согласования полета с наземными службами, отследить его направление оказалось крайне сложно: поисковики ориентировались на показания очевидцев, которые противоречили друг другу. Параллельно следователи были вынуждены проверять показания экстрасенсов и различных энтузиастов, а СМИ не без удовольствия упражнялись в конспирологии, то транслируя версию о причастности к пропаже самолета военных, то проводя неуместные аналогии с гибелью группы туристов под руководством Игоря Дятлова в 1959 году на перевале в районе поисков Ан-2.

В ноябре 2012 года операцию по поиску самолета свернули, хотя родственники исчезнувших были против. Вместе с энтузиастами они продолжали поиски вплоть до апреля 2013 года. В середине мая представители родственников тех, кто улетел на самолете, записались на прием к полпреду президента РФ, чтобы обратиться к Владимиру Путину с просьбой возобновить поиски самолета. Встреча, очевидно, будет отменена за ненадобностью.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: