Валентин гафт - биография, информация, личная жизнь. Валентин гафт - биография, фото, личная жизнь актера Начало театральной карьеры Валентина Гафта

Сегодня, 2 сентября 2015 года, свой 80-й День рождения отмечает Валентин Гафт. Наверное, трудно перечислить все фильмы и замечательные роли, за которые зритель его помнит. Каждая роль Валентина Гафта была неповторима, благодаря его игре, и уже вряд ли кто-либо взялся бы за воплощение этих образов. Хотя сейчас Гафту уже не нужно так много играть - публика будет хлопать даже при одном его выходе на сцену.

РАННИЕ ГОДЫ И ДОРОГА К ТЕАТРУ

Своё довоенное детство Валентин Гаф т провел в Москве. В те годы ничто не предвещало его будущей актёрской карьеры. Отец, Иосиф Романович, был адвокатом. А мать, Гита Давыдовна, всегда учила сына быть организованным и соблюдать порядок во всем, ведь жила тогда семья в маленькой комнате в коммунальной квартире на улице Матросская тишина.

21 июня 1941 года - день, когда началась война, семья должна была переезжать в Город Прилуки, в Украину, но из-за сильной загруженности отца они решили сменить билеты на день позже. И это стало роковым решением в их жизни. 22 июня по радио Молотов сообщил о начале войны. Отец и двоюродный брат Валентина Гафта отправились на войну. По окончанию войны Иосиф Романович вернулся майором.

Валентин Гафт в молодости

А впервые с театром Валентин познакомился только в четвертом классе, когда его повели в детский театр смотреть пьесу Сергея Михалкова «Особое задание». И, хоть Валентин Гаф т и был сильно впечатлен тем, что происходило на сцене, но желания стать актёром у него тогда еще не возникало. Первые мысли о выборе актёрской карьеры появились, когда он впервые сам вышел на школьную сцену. Кстати, поскольку школа была только для мальчиков, Валентину довелось играть немало женских ролей.

И всё-таки профессия актёра была далеко не тем, чего ждали от него окружающие. Поэтому он решил тайно подать документы сразу в два вуза — в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Позже Гафт рассказывал, что перед экзаменами ему посчастливилось встретить актёра Сергея Столярова. И тут Валентин не побоялся, попросил кумира публики, чтоб тот его предварительно прослушал и дал несколько советов. Актёр, хоть и был удивлен такой просьбой, но решил помочь. И, хоть в Щуке Гафт смог пройти лишь один тур, зато в МХАТ поступил с первой попытки.

Родители его неоднозначно отреагировали на это. Как вспоминает сам Валентин Гафт , его отец тогда говорил: «Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист». Тогда он и не предполагал, что первая роль в кино у Валентина Гафта будет в фильме именно с Козаковым. Тогда все мечтали попасть на экран. И первая удача в этой сфере Гафту улыбнулась на последних курсах института, правда это были эпизодические роли, почти без слов в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Поэт».


Первое появление на экране в фильме «Убийство на улице Данте»

ДОЛГИЕ ПОИСКИ «СВОЕЙ» СЦЕНЫ

Но после окончания института Гафта не хотели брать ни в один театр. В поиске работы помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. Благодаря ему Валентина Гафта взяли в театр Моссовета. Правда, там актёр долго не задержался: во время первых же гастролей он покинул труппу, так как ему не нравились предлагаемые роли. Через какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры, но оттуда его выгнали после первого же дебюта. Тогда еще никто не знал, что спустя несколько лет на сцене этого театра Валентин Гафт исполнит одну из своих лучших театральный ролей — графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро».


Валентин Гафт — актёр театра «Современник»

В этот период места работы Валентина Гафта сменяются одно за другим. Сначала он работает в театре на Малой Бронной, потом у А.А. Гончарова в маленьком театре на Спартаковской улице, а в 1964 году Гафт попадает к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. И, хоть в последнем актёр тоже задержался недолго, но именно здесь он получил опыт, который лёг в основу его последующей карьеры, ведь в театре много играли классических постановок, которые помогли Гафту найти свой талант.

Спустя пять лет Олег Ефремов приглашает его на работу в «Современник». И именно этот театр стал для него родным и остается таким по сегодняшний день. Среди лучших, сыгранных на этой сцене ролей, Глумов «Балалайкин и К», Джордж «Кто боится Вирджинии Вульф?», Горелов «Спешите делать добро» и Рахлин «Кот домашний средней пушистости».


Сцена из спектакля «Балалайкин и К»

И НАКОНЕЦ-ТО КИНО

В кинематографе карьера Валентина Гафта тоже не очень ладилась. Долгое время он играл лишь в эпизодах. И даже, когда к концу 60-х актёр стал всё больше появляться на экране, интересных и запоминающихся ролей ему всё равно не доставалось. Как говорил об этом сам Гафт: «Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня».

В 70-е годы удача начала улыбаться Валентину Гафту , и он сыграл свои первые яркие роли в кино: Брассет в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» и Стюарт в политической драме «Ночь на 14 параллели». И уже тогда начала вырабатываться его кинематографическая манера интеллектуальной игры, с глубокой прорисовкой образа.


Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»

Но истинная популярность пришла Гафту после знакомства с Эльдаром Рязановым. Именно у него он сыграл свои классические роли. Первой их совместной работой стал в 1979 году фильм «Гараж», где Валентин Гафт исполнил роль председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина. Его игра прекрасно изображала ироничного персонажа в духе времени.

За этим последовала еще не одна роль в фильмах Рязанова: отец-командир в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово…», Одиноков в картине «Забытая мелодия для флейты», вожак бомжей по кличке «Президент» в трагикомедии «Небеса обетованные». Каждая из этих ролей была абсолютно непохожей на предыдущую, и именно у Рязанова Гафт смог показать, что он способен играть абсолютно разных героев. В каждом из этих фильмов актёр создал неповторимый и запоминающийся на долгое время образ.


Кадр из фильма «Гараж»

После этого к Валентину Гафту пришла популярность. В 80-е ему повезло сыграть немало интересных ролей. Среди них роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон в детективе Александра Муратова «Гонки по вертикали» и роль в детективном сериале «Визит к минотавру». Также известными стали роли Валентина Гафта в таких картинах: «Чародеи», «По главной улице с оркестром», «Визит дамы» и «Анкор, еще Анкор!». А в 1994 году Гафт сыграл Воланда в экранизации «Мастер и Маргарита» режиссера Юрия Кары, но фильм так и не вышел на широкие экраны.


Кадр из фильма «Мастер и Маргарита

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ВАЛЕНТИНА ГАФТА

Но Валентин Гафт богат не только своим актёрским талантом. Однажды, неожиданно для самого себя, он начал сочинять эпиграммы. И тогда Олег Ефремов предложил ему сочинить несколько таких эпиграмм об известных актёрах. Они были ироничными и порой очень едкими, но целью их было не оскорбление коллег, а просто веселый взгляд на их работу. Многие из них часто цитировались. Вот некоторые из них.

Джигарханяну:

Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

Ирине Алферовой:

Не будет у тебя успеха,

Ведь ты, красавица, не Пьеха.

В постели делай свой успех -

На сцене это делать - грех!

И средь интимнейших утех

Ирина лучше б.... й всех.

Кончай хождение по мукам,

Сыграй с искусством ты разлуку.

Михаилу Боярскому:

Зачем ты, так орешь,

Словно ограбленный еврей?

Ты Д"Артаньяна не тревожь,

Он дворянин, а не плебей.

Кстати, уже на том этапе Валентину Гафту стали приписывать некоторые, написанные либо сказанные не им строки. После этого с эпиграммами Валентин Гафт быстро покончил, но решил всё же усовершенствовать свои поэтические способности. Так на сегодняшний день есть даже несколько сборников лирических стихотворений Валентина Гафта . Помимо поэзии, существуют и другие книги Гафта, посвященные театру и его жизни.

ТРИ ЖЕНЫ ВАЛЕНТИНА ГАФТА

Личная жизнь Валентина Гафта бала куда более насыщенной, чем можно себе сейчас представить, ведь в молодости он считался достаточно интересным мужчиной. В брак актёр вступал три раза, и избранницами его были очень привлекательные женщины. Первой женой Валентина Гафта стала манекенщица Елена Изоргина. Второй — балерина Инна Елисеева. И хоть у пары родилась дочь Ольга, в 80-х они всё же развелись.

С этим браком связана одна из самых больших трагедий в жизни актёра. После их развода дочь взяла фамилию матери и осталась с ней жить, но тем не менее с отцом сохранила тёплые отношения. А вот чем Ольга становилась старше, тем сильнее портились её отношения с матерью. В сентябре 2002 года девушка неожиданно покончила с собой, обвинив в предсмертной записке свою мать. Инна Елисеева, впрочем, не на много пережила Ольгу, скончавшись 31 января 2003 года от рака желудка.

Валентин Гафт с дочерью

Зато со своей третей женой, актрисой Ольгой Остроумовой, он счастлив и по сей день. Но отношения их складывались не так уж просто. Они впервые познакомились на съемках фильма «Гараж», и, хоть Ольга сразу понравилась Валентину Гафту , на тот момент она была замужем, и Валентин Иосифович решил даже не пытаться. «Мне было так плохо, — рассказывал актер. — Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, мне надоели противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля — я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от её дивного лица». Но вскоре Ольга Михайловна рассталась с мужем, и тогда путь к их счастью был открыт.

Валентин Гафт и Ольга Остроумова

В фильмографии Валентина Гафта на сегодняшний день насчитывается более ста ролей, многие из которых стали классикой. Но, несмотря на это, он всегда считал себя в первую очередь театральным актёром. Более 40 лет он верен своему храму, театру «Современник», на сцене которого он сыграл неисчислимое множество замечательных ролей. В свои 80 лет Валентин Гафт всё еще активно работает. Скоро актёр планирует поставить свою собственную пьесу, в которую вложил все, что хотел бы передать последующим поколениям. Как говорит сам актёр: «Я думаю, что каждое поколение живёт для следующего. Жизнь даёт человеку счастье и вознаграждает его за то, что он при всех трудностях жизни остаётся человеком».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гафта Валентина Иосифовича

Гафт Валентин Иосифович (02.09.1935, Москва) – актер кино и театра.

Детство

Родился Валентин 02.09.1935. До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна комната и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокатом. Он был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.

Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким-то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.

Самое первое впечатление о театре возникло у Валентина в четвертом классе во время просмотра в детском театре пьесы "Особое задание". Он верил всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже. Он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.

МХАТ

Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому-то, что он хочет стать артистом. Поэтому поступать он решил втайне ото всех. Попытать счастья Валентин решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей и попросил "прослушать" его. удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого актёра не пропали даром. Правда, в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на "отлично". Когда его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Как и все студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма "Убийство на улице ", где на одну из главных ролей был утвержден , и дали почти бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме "Поэт".

Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: "Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на – у него и костюм, и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист" . Мать, увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", сказала: "Валя, ну какой же ты худой!" .

Театр

По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ Гафт долго не мог устроиться на работу, его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр во время гастролей – ему не понравились те роли, которые предлагали играть.

Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем был новый переход – к А.А. Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.

В 1964 году после работы в театре Гончарова Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.

В "Современник" он пришел по приглашению в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра . С эти театром была связана почти вся жизнь Гафта, он всегда считал его своим родным домом.

Среди его лучших ролей: Глумов ("Балалайкин и К"), Лопатин ("Из записок Лопатина"), Горелов ("Спешите делать добро"), Джордж ("Кто боится Вирджинии Вульф?"), Рахлин ("Кот домашний средней пушистости").

Трудная дорога в кино

В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически не было.

Сам Валентин Гафт объяснял это так: "Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли за редким исключением. Чаще всего было так – делали кинопробы, казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил и в картине снимали не меня" .

Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в политической драме "Ночь на 14 параллели" (1971), Лопатин в телепостановке спектакля "Из записок Лопатина" (1975), Брассет в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!".

Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей: Крамин ("На всю оставшуюся жизнь", 1975), Знаменский ("Повесть о неизвестном актёре", 1976), попутчик ("Почти смешная история", 1977), Жорж ("Циркачонок", 1979).

Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с . Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.

В 1979 году он сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина в комедии "Гараж". Персонаж скорее гротесковый, балаганно-иронический, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в нужное режиссеру реалистическое русло.

В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии "О бедном гусаре замолвите слово…". Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальству, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне – таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.

Совершенно другим оказался Одиноков – герой Гафта из картины "Забытая мелодия для флейты" (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.

"Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл "
.

"Не будет у тебя успеха,
Ведь ты, красавица, не .
В постели делай свой успех,
На сцене это делать – грех!
И средь интимнейших утех
лучше б....й всех.
Кончай хождение по мукам,
Сыграй с искусством ты разлуку"
.

"Зачем ты так орешь,
Словно ограбленный еврей?
Ты Д"Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а не плебей"
.

Чуть позже Валентин Гафт говорил, что больше не пишет эпиграммы – это его увлечение закончилось. Однако стихи он писать продолжил. Он выпустил несколько сборников лирических стихотворений.

Личная жизнь

Гафт был женат четыре раза. Первой женой Валентина Иосифовича была манекенщица Елена Изоргина. Валентин и Елена прожили вместе восемь лет. Причиной развода стала неуемная ревность Гафта и ее тяга к прекрасному полу. У супругов родилась дочь. Девочке пришлось расти без отца, впрочем, Гафта она никогда своим отцом и не считала.

Неудачным был брак с балериной Инной Елисеевой. У них родилась дочь Ольга. В начале 80-х Гафт и Елисеева развелись.

Третий раз Валентин Гафт женился на талантливой танцовщице по имени Алла. Их семейная жизнь просуществовала очень мало. В 90-х годах Алла покинула супруга и переехала в США.

В 1996 году Валентин Гафт женился на актрисе

Валентин Иосифович Гафт. Родился 2 сентября 1935 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1984).

Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве, в еврейской семье выходцев из Полтавской губернии (Прилуки).

Отец - Иосиф Рувимович Гафт (1907-1969), участник Великой Отечественной войны, работал адвокатом в Юридической консультации на Ленинградском проспекте.

Мать - Гита Давыдовна Гафт (1908-1993), была домохозяйкой.

Ещё в школе Валентин начал участвовать в самодеятельности, играл в школьных спектаклях. Поступать в театральное училище решил тайком и подал документы сразу в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Случайно, за два дня до экзаменов, Гафт встретил на улице знаменитого актёра Сергея Столярова и попросил «прослушать» его. Столяров хотя и удивился, но не отказал и даже помог советами.

В Щукинском училище Валентин Гафт прошёл первый тур, но не прошёл второй. Однако в школу-студию МХАТ он поступил с первой попытки, сдав экзамен на «отлично».

В 1957 году окончил Школу-студию МХАТ, мастерская В. О. Топоркова. Дебютировал на сцене Театра имени Моссовета, получив рекомендации от Д. Н. Журавлёва, среди его работ: Второй сыщик (ввод) - «Лиззи Мак Кей» по пьесе Ж.-П. Сартра «Добродетельная шлюха»; «Король Лир» Уильяма Шекспира; Сын - «Корнелия» по пьесе М. Чорчолини; Зайчик - «Выгодный жених» по пьесе братьев Тур.

В 1958 году играл на сцене Театра Сатиры: Учёный - «Тень» по одноимённой пьесе Е. Шварца.

Далее служил в Московском драматическом театре, играл в спектаклях: «Бесплодные усилия любви»; «Третья голова» по пьесе Марселя Эме; Том - «Барба» по пьесе Я. Масевича; Гога - «Аргонавты» по пьесе Ю. Эдлиса; «Жив человек» В. Е. Максимова; «Визит дамы» Ф. Дюрренматта.

В 1965-1966 годах - актер Театра им. Ленинского комсомола: Евдокимов (ввод) - «104 страницы про любовь» по пьесе Э. Радзинского; Маркиз д’Орсиньи - «Мольер» по пьесе М. Булгакова.

Через некоторое время перешёл в Театр на Малой Бронной, среди его работ: Солёный Василий Васильевич, штабс-капитан - «Три сестры» по пьесе А. П. Чехова; Колобашкин - «Обольститель Колобашкин» по пьесе Э. Радзинского.

С 1969 года - актёр театра «Современник».

Работы Валентина Гафта в театре «Современник»:

1970 - Адуев-старший (ввод на роль М. Козакова) - «Обыкновенная история», инсценировка В. Розова по роману И. А. Гончарова, режиссёр Галина Волчек;
1970 - Стеклов-Нахамкес (ввод на роль М. Козакова) - «Большевики», по пьесе М. Шатрова, режиссёры Олег Ефремов, Галина Волчек;
1971 - Мартин - «Свой остров», по пьесе Р. Каугвера, режиссёр Галина Волчек;
1971 - Гусев - «Валентин и Валентина», по пьесе М. Рощина, режиссёр Валерий Фокин;
1973 - Глумов - «Балалайкин и К°», пьеса С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия», режиссёр Георгий Товстоногов;
1973 - Жгенти - «Погода на завтра», по пьесе М. Шатрова, режиссёры Галина Волчек, И. Райхельгауз, Валерий Фокин;
1974 - Лопатин - «Из записок Лопатина», по пьесе К. Симонова, режиссёр И. Райхельгауз (существует ТВ версия спектакля);
1976 - Фирс - «Вишнёвый сад», по одноимённой пьесе А. П. Чехова, режиссёр Галина Волчек;
1977 - Кухаренко - «Обратная связь», по пьесе А. Гельмана, режиссёры Галина Волчек, М. Али-Хусейн;
1978 - Генрих IV - «Генрих IV», по пьесе Л.Пиранделло, режиссёр Лилия Толмачёва;
1980 - Горелов - «Спешите делать добро», по пьесе М. Рощина, режиссёр Галина Волчек;
1981 - Людовик XIV - «Кабала святош», по пьесе М. Булгакова, режиссёр Игорь Кваша;
1982 - Вершинин - «Три сестры», по пьесе А. П. Чехова, режиссёр Галина Волчек;
1983 - Городничий - «Ревизор», по пьесе Н. В. Гоголя, режиссёр Валерий Фокин;
1984 - Джордж - «Кто боится Вирджинии Вульф?», по пьесе Э. Олби, режиссёр Валерий Фокин (существует ТВ-версия спектакля 1992 года);
1986 - «Дилетанты» - авторский вечер артистов театра;
1988 - Бостон - «Плаха», по роману Ч. Айтматова, режиссёр Галина Волчек;
1989 - Рахлин - «Кот домашний средней пушистости», по пьесе В. Войновича и Г. Горина, режиссёр Игорь Кваша;
1992 - Лейзер - «Трудные люди», по пьесе Й. Бар-Йосефа, режиссёр Галина Волчек;
1992 - Миранда - «Смерть и дева», по пьесе А. Дорфмана, режиссёр Галина Волчек;
1994 - Хиггинс - «Пигмалион», по пьесе Б. Шоу, режиссёр Галина Волчек;
1998 - Кукин - «Аккомпаниатор», по пьесе А. Галина, режиссёр Александр Галин;
2000 - Валентин - «Уйди-уйди», по пьесе Н. Коляды, режиссёр Николай Коляда;
2001 - Глумов - «Балалайкин и К°», пьеса С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (2-я редакция), режиссёры В. Гафт, Игорь Кваша, Александр Назаров;
2007 - Он - «Заяц love story», по пьесе Н. Коляды, режиссёр Галина Волчек;
2009 - Сталин - «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», по пьесе В. Гафта, режиссёр Роман Виктюк;
2013 - Веллер Мартин - «Игра в джин», по пьесе Дональда Л. Кобурна, режиссёр Галина Волчек.

В 2001 году на сцене «Современника» состоялся режиссёрский дебют Гафта. Вместе с И. Квашой и А. Назаровым он возобновил спектакль «Балалайкин и Ко», по роману М. Салтыкова-Щедрина, где вновь, как и четверть века назад, выступил в роли Глумова.

В кино дебютировал в 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте» (в роли одного из эпизодических убийц).

Успех пришел к Валентину Гафту благодаря сотрудничеству с режиссёром . Актера называли одним из самых любимых артистов Рязанова. В 1979 году на экраны вышла комедия «Гараж», в которой Гафт сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина, а фразы его героя ушли в народ.

Валентин Гафт в фильме "Гараж"

В 1980 году вышел рязановский водевиль «О бедном гусаре замолвите слово», где Валентин Иосифович играл полковника Покровского.

Валентин Гафт в фильме "О бедном гусаре замолвите слово"

В 1987 появляется замечательная мелодрама-комедия «Забытая мелодия для флейты», где Гафт блестяще изобразил чиновника Одинкова. В начале 1990-х зрители увидели Валентина Иосифовича президентом бомжей-интеллигентов в ленте-притче «Небеса обетованные». В конце 1990-х актёр сыграл генерала в трагикомедии Рязанова «Старые клячи».

Валентин Гафт в фильме "Небеса обетованные"

Среди других заметных работ - рольлакея Брассета в комедии Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!», Аполлона Митрофановича Сатанеева в комедии «Чародеи», в новогодней сказке «Сирота казанская» Владимира Машкова, в ленте Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор!», где он сыграл полковника Виноградова.

Валентин Гафт в фильме "Анкор, ещё анкор!"

Валентин Гафт - мастер эпиграммы.

Автоэпиграмма Гафта:

Гафт очень многих изметелил
И в эпиграммах съел живьём.
Набил он руку в этом деле,
А остальное мы набьём.

Эпиграммы про Валентина Гафта:

У Гафта нет ума ни грамма,
Он весь ушёл на эпиграммы. (Михаил Рощин )


Гафт - не прибор и не фигура,
Не городок в глухой тайге.
Гафт - это аббревиатура:
Короче, что-то, что на Гэ... (Михаил Рощин )

На Гафта? Эпиграмму?
Ну уж нет!
Ведь от него же никуда не скроешься.
А Гафт, хоть он актёр, а не поэт,
Так припечатает, что не отмоешься... (Александр Иванов )

Общественно-политическая позиция Валентина Гафта

В январе 2010 года Валентин Гафт вошёл в состав группы известных российских деятелей культуры, среди которых были также Елена Камбурова, Сергей Юрский, Инна Чурикова и Андрей Макаревич, которая обратилась к властям с предложением о введении поста уполномоченного по правам животных.

В 2015 году Министерство культуры Украины включило Гафта в так называемый «белый список» артистов, которые «поддерживают территориальную целостность и суверенитет страны». Актёр связал этот факт с публикацией в сети от его имени стихотворений с критикой в адрес российских властей, авторство которых он опроверг. Позже в интервью Валентин Гафт назвал себя «путинцем». Он заявил, что доверяет российскому телевидению и государству, считает передачу Крыма Украине несправедливой и возлагает ответственность за войну в Донбассе на Киев. После этого артист был включён в перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины.

«Просто обидно и противно, потому что это не способ борьбы. Украине надо быть умнее, не запрещать картины, кто бы их ни делал. Они нашли там что-то такое, что им стыдно, какую-то правду про себя», - заявил в ответ Гафт.

Валентин Гафт в программе "Временно доступен"

Рост Валентина Гафта: 187 сантиметров.

Личная жизнь Валентина Гафта:

Трижды был женат.

Первая жена - манекенщица и артистка Елена Изоргина. Брак быстро распался - Изоргина влюбилась в киноведа Даля Орлова.

Вторая жена – балерина Инна Елисеева. По словам артиста, в браке с ним Инна была домохозяйкой, ее родители принадлежали к партийной элите. С Елисеевой Гафт развелся в начале 1980-х. У них родилась его единственная дочь Ольга - она покончила жизнь самоубийством в 2002 году, что было огромным потрясением для актера.

Третья жена - актриса . Познакомились еще на съёмках рязановской комедии «Гараж», но отношения начались значительно позже. В браке с 1996 года. Валентин Гафт с 10-летнего возраста воспитывал сына актрисы от предыдущего брака Михаила. Под влиянием жены крестился в православие.

Валентин Гафт и Ольга Остроумова

У актера есть внебрачный сын Вадим. Впервые он увиделся с ним в ток-шоу на Первом канале в октябре 2014 года. Родила его московская художница Елена Никитина. Они познакомились, когда он еще не был суперзвездой на одном из театральных вечеров. Понравились друг другу, начали встречаться. Но когда Елена забеременела, Гафт ушел и пропал из ее жизни. А через три года они случайно встретились на улице. Елена сказала, что родила сына, которого назвала Вадимом. Валентин Иосифович попросил фотографию мальчика, спрятал ее во внутренний карман пиджака... А через год Елена с маленьким сыном и мамой улетели в Бразилию, где обосновалась ее сестра, вышедшая замуж за иностранца.

Вадим, который пошел по стопам Гафта и работает в бразильском театре актером. Тогда же Вадим рассказал, что у Гафта есть внук Валентин, который родился с ним в один день.

Фильмография Валентина Гафта:

1956 - Убийство на улице Данте - Руже
1958 - Олеко Дундич - сербский солдат
1960 - Русский сувенир - Клод Жерар, французский композитор
1960 - Нормандия-Неман - Милле
1961 - Подводная лодка - Джим Темпл
1965 - Мы, русский народ - Боер
1966 - Два года над пропастью - офицер в ресторане
1967 - Первый курьер - жандармский офицер
1968 - Интервенция - Длинный, французский солдат
1968 - Новенькая - Константин Фёдорович, тренер сборной
1968 - Калиф-аист - Кашнур, волшебник
1969 - Жди меня, Анна - клоун
1969 - Семейное счастье (киноальманах, новелла «Мститель») - приказчик в магазине оружия
1970 - Удивительный мальчик - доктор Капа
1970 - Дорога на Рюбецаль - Апанасенко
1970 - О любви - Николай Николаевич, муж Веры
1971 - Ночь на 14-й параллели - Дмитрий Степанов
1971 - Разрешите взлёт! - Азанчеев
1971 - Человек с другой стороны - Андрей Извольский
1971 - Заговор - Кейси
1973 - Семнадцать мгновений весны - Геверниц, сотрудник Даллеса
1973 - Цемент - Дмитрий Ивагин
1974 - Таня - Герман Николаевич Балашов
1974 - Жребий - Иннокентий Жильцов
1974 - Иван да Марья - казначей
1974 - Москва, любовь моя - балетмейстер
1974 - Чудо с косичками - собеседник
1975 - Ольга Сергеевна - Троянкин
1975 - Здравствуйте, я ваша тётя! - Брассет, дворецкий
1975 - На всю оставшуюся жизнь - Крамин, парализованный младший лейтенант
1975 - Из записок Лопатина - Лопатин
1976 - Бешеное золото - Гораций Логан
1976 - Дневной поезд - Игорь
1976 - Повесть о неизвестном актёре - Роман Семёнович Знаменский, режиссёр
1977 - Девочка, хочешь сниматься в кино? - Павел, режиссёр
1977 - Почти смешная история - попутчик в поезде, снабженец
1977 - Схватка в пурге - грабитель-рецидивист Чужак
1978 - Кентавры - Андрес, заговорщик
1978 - Короли и капуста - Фрэнк Гудвин, «Малыш»
1978 - Игроки - Степан Иванович Утешительный
1979 - Гараж - Валентин Михайлович Сидорин, председатель правления гаражного кооператива, ветеринар
1979 - Мужчины и женщины - Георгий
1979 - Сегодня и завтра - Рассолов
1979 - Утренний обход - Алик
1979 - Циркачонок - Жорж
1980 - О бедном гусаре замолвите слово - полковник Иван Антонович Покровский, командир кавалерийского полка
1980 - Чёрная курица, или Подземные жители - Дефорж, учитель французского / Король
1980 - Три года - Ярцев
1982 - Если враг не сдаётся... - Штеммерманн, немецкий генерал
1982 - Похождения графа Невзорова - текст от автора за кадром
1982 - Суббота и воскресенье (к/м) - психолог
1982 - Таможня - Владимир Николаевич Никитин, начальник группы досмотра
1982 - Чародеи - Аполлон Митрофанович Сатанеев, заместитель директора института НУИНУ
1983 - Гонки по вертикали - Лёха Дедушкин, вор-рецидивист по кличке «Батон»
1984 - Восемь дней надежды - Игорь Артемьевич Белоконь, директор шахты
1985 - Контракт века - Смит, агент ЦРУ
1985 - Про кота... - Людоед
1986 - Год телёнка - Валериан Сергеевич
1986 - Мой нежно любимый детектив - Лестер, инспектор
1986 - По главной улице с оркестром - Константин Михайлович Виноградов, музыкальный аранжировщик
1986 - Фуэте - Поэт
1987 - Забытая мелодия для флейты - Одиноков
1987 - Путешествие мсье Перришона - майор Матье
1987 - Визит к Минотавру - Павел Петрович Иконников, сотрудник серпентария
1987 - Время летать - Виктор
1987 - Жизнь Клима Самгина - Валерий Николаевич Трифонов, офицер-пьяница
1988 - Воры в законе - «авторитет» Артур
1988 - Аэлита, не приставай к мужчинам - Василий Иванович Скамейкин
1988 - Дорогое удовольствие - Вильям Тер-Иванов
1989 - Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным - Лаврентий Павлович Берия
1989 - Визит дамы - Альфред Илл, разорившийся лавочник
1990 - Самоубийца - конферансье
1990 - Футболист - Норов
1991 - Небеса обетованные - Дмитрий Логинов, предводитель нищих бомжей по прозвищу «Президент»
1991 - Затерянный в Сибири - Лаврентий Павлович Берия
1991 - Ночные забавы - Михаил Фёдорович Езепов, любовник Анны, начальник Силина
1991 - Террористка - Виктор
1992 - Анкор, ещё анкор! - Фёдор Васильевич Виноградов, полковник
1993 - Хочу в Америку - Эпштейн
1994 - Мастер и Маргарита - Воланд
1994 - Я свободен, я ничей - Чесноков
1996 - Карьера Артуро Уи. Новая версия - Актёр
1997 - Сирота казанская - Павел Оттович Брумель, фокусник
1999 - Небо в алмазах - заместитель министра
2000 - Старые клячи - Дубовицкий, генерал
2000 - Дом для богатых - Роман Петрович
2000 - Нежный возраст - Саледон-старший
2001 - Часы без стрелок
2002 - По ту сторону волков - Игорь Алексеевич Голощёков, врач
2003 - Дни ангела - Виктор Зуев
2003 - Каждый взойдёт на Голгофу - дядя Саша
2004 - Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь - Олег Константинович, вице-дедушка
2004 - Всё начинается с любви
2005 - Девять неизвестных - Виктор Севидов, миллиардер
2005 - Лебединый рай - Гришин
2005 - Мастер и Маргарита - первосвященник Каифа; человек во френче
2006 - Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя - Борис Глебович Перловский, политтехнолог
2007 - 12 - 4-й присяжный
2007 - Ленинград - режиссёр театра
2009 - Осенние цветы - Альфред
2009 - Притяжение - Александр Николаевич
2009 - Книга мастеров - волшебное зеркало
2010 - Утомлённые солнцем 2: Предстояние - еврей, заключённый Пимен
2010 - Семейный дом - Василий Петрович Швец, сосед Соколовых
2011 - Морпехи - Лазарь Семёнович Гольдман, врач-гинеколог
2011 - Жизнь и приключения Мишки Япончика - Мендель Герш
2013 - Студия 17 - Андрей Иванович Дорохов советский режиссёр
2013 - Ёлки 3 - Николай Петрович, одинокий пенсионер
2013 - Путь лидера. Огненная река. Железная гора - Аркадий Иосифович Преображенский
2014 - История одной старушки - Гавриил Моисеевич Фишман
2014 - Разрывая замкнутый круг - Аркадий Иосифович Преображенский, профессор Карагандинского университета
2015 - Млечный путь

Озвучивание мультфильмов Валентином Гафтом:

1973 - Как кошка с собакой
1977 - Праздник непослушания
1978 - Почтарская сказка
1981 - Пёс в сапогах - Благородный
1982 - Рождение Геракла
1987 - Волшебные колокольчики - Король
1987 - Белая цапля
2008 - Новые приключения Бабки Ёжки - Ворон
2012 - От винта - Бывалый - штурмовик Ил-2

Литературное творчество Валентина Гафта:

Стих и эпиграмма (1989)
Валентин Гафт (1996, совместно с художником Н. Сафроновым)
Я постепенно познаю (1997)
Жизнь - театр (1998, в соавторстве с Леонидом Филатовым)
Сад забытых воспоминаний (1999)
Стихотворения, воспоминания, эпиграммы (2000)
Тени на воде (2001)
Стихотворения. Эпиграммы (2003)
Красные фонари (2008)

На лирические стихи «Я и ты» написана песня (муз. Брендон Стоун), исполняет Сати Казанова


В следующем году семейным отношениям двух народных артистов Валентина Гафта и его жены Ольги Остроумовой исполнится 20 лет. Люди, близкие к этой паре, называют их брак идеальным, отмечая исключительную роль, которую в семье играет Ольга. Учитывая, что это семья двух актеров, вся их жизнь состоит из ролей: театральных, киношных, концертных. Но главная роль Ольги Михайловны, по ее собственному признанию, – это роль жены и матери. В своих интервью замечательная актриса не раз говорила, что никогда бы не пожертвовала семьей ради работы.

Редко, кому из заметных актрис удается быть в порядке и в профессии, и дома. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры. К счастью, Ольге Остроумовой удается быть стабильно востребованной актрисой и хранительницей их с Гафтом домашнего очага. Кто научил ее так жить, где ее корни?

Детство Ольги Остроумовой

Ольга Михайловна – одна из многих провинциальных девочек, которые приехали в Москву, чтобы «поучиться на артистку». Казалось бы, в детстве ничто не предвещало, что дочка школьного учителя физики и домохозяйки через несколько лет станет одной из самых узнаваемых актрис советского, а затем и российского, театра и кино.

Родилась Олечка в городе Бугуруслане Оренбургской области, в многодетной семье, где, кроме нее были еще 2 старшие сестры и брат. Мама не работала, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Воспитывала правильно: в любви и ласке, в соблюдении семейных традиций и в уважении к людям. Папа преподавал физику в местной школе, был кормильцем большой семьи.
Многому дети учились и у своего дедушки – местного священника: человека доброго, веселого, талантливого во многих отношениях, и у бабушки – строгой и хозяйственной. По воспоминаниям актрисы, в доме царила добрая и спокойная атмосфера. Здесь все любили друг друга, и все заботились обо всех.
Счастливое детство не могло не повлиять на Олин характер. Став уже совсем взрослой, она не раз говорила о том, что в трудные жизненные моменты ее удерживали на плаву добрые детские воспоминания.

Жизнь Ольги Остроумовой до того как она стала женой Гафта

В 1966 году, закончив школу в г. Куйбышеве, куда переехала семья Остроумовых, Оля решила попытать счастья в Москве. Самостоятельно отправившись в столицу, она подала документы в ГИТИС и поступила на актерский факультет. И началась самостоятельная взрослая жизнь. У Оли все случилось рано: первая роль в кино, первая любовь, первая семья. Её мужем стал сокурсник Боря Аннабердыев, но их брак был недолгим: молодая жена полюбила другого.

Этим другим оказался режиссер ТЮЗа Михаил Левитин, с которым Ольгу свели её первые театральные опыты. Вторая любовь длилась долго; супруги прожили вместе почти 24 года. Родились дети – дочь и сын, которым родители дали свои имена. Сейчас Ольга Михайловна Левитина – актриса, как и ее мама, а Михаил Михайлович Левитин – слушатель Высших режиссерских курсов. Это была очень хорошая, интеллигентная и дружная семья. Была. Так случилось, что супруги расстались. Причиной развода Ольга Остроумова назвала «безудержную любовь к свободе» своего супруга.

История знакомства Гафта и Остроумовой

3 года актриса тяжело переживала разрыв, три года не обращала внимания на других мужчин. Занималась работой, домом и воспитанием сына и дочки. Как-то раз, на совместном выступлении в одном из кафе, она повстречалась с широко известным актером, любимцем публики, высоким и плечистым Валентином Гафтом. Впервые они встретились на съемках рязановского фильма «Гараж». Ни о какой любви не было и речи. Сыграли каждый свою роль – и разошлись по своим театрам.

Но Валентину пришлась по душе скромная красавица. Он не забыл ее и потом, когда удачно и неудачно устраивал свою личную жизнь. К моменту их встречи во второй раз, оба были свободными людьми. И Валентин решился на ухаживания за Ольгой. Никто не форсировал события, любовь захватывала сердца постепенно. Валентин долго не решался рассказать любимой женщине о том, что она любимая. Он даже сделал перерыв в их встречах на целых 4 месяца. А потом однажды позвонил Ольге и сказал, что не может без нее жить.

Брак Ольги Остроумовой и Валентина Гафта

Вскоре Ольга и Валентин поженились. Свой брак они зарегистрировали не в ЗАГСе, где каждый из них уже побывал не по одному разу. Случилось так, что Валентин тяжело заболел, лежал в больнице, и приглашенная сотрудница ЗАГСа зарегистрировала пару прямо у больничной кровати. Без свидетелей, без Марша Мендельсона.
Новый муж входил в семью непросто: поначалу дети Ольги не понимали, что их мама нашла в этом человеке. Они всегда активно общались с родным папой, любили его, и Валентин Иосифович не мог им заменить отца. А он и не пытался. Вскоре ребята поняли, что новый мамин муж не посягает на их с папой пространство, и просто подружись. Дружат и до сих пор. Теперь у них есть свои дети, и большая счастливая семья Ольги Остроумовой и Валентина Гафта часто собирается в квартире на Арбате в составе уже трех поколений, с детьми и внуками.

Валентин Иосифович, начал завоевание сердца своей супруги с демонстрации своих накаченных бицепсов, любит он её удивлять и до сих пор: часто приносит домой всякие деликатесы и вкусности, которые любит Ольга Михайловна. А еще пишет стихи (не эпиграммы!), с посвящением «любимой Оленьке». Валентин Иосифович считает, что жена очень сильно, к лучшему, изменила его характер: он стал мягче, добрее, дисциплинированнее.

В их семейном быту главную роль исполняет жена, Валентин здесь играет «в эпизодах». Ольга Михайловна сознательно взяла ответственность за домашнее хозяйство на себя, освободив своему талантливому супругу время для его личного творчества. Так было в семье ее родителей и в доме ее бабушки с дедушкой. Мужа Ольга Остроумова называет большим ребенком, говорит, что сама избаловала его, и теперь пожинает плоды. Очень в традициях русских семей, не так ли?

Жена Валентина Гафта: красивый облик, красивая душа

Несмотря на то, что Ольга Михайловна стала бабушкой и перешагнула тот возрастной рубеж, когда играют роли молодых барышень, она по-прежнему остается настоящей красавицей, какой была в юные годы (вспомните Женю Комелькову из фильма «А зори здесь тихие» – глаз не оторвать!) С годами красота любимой актрисы приобрела зрелые черты. Но ее никто не посмеет назвать пожилой женщиной: те же открытые и ясные глаза, очаровательная улыбка, которая так ей идет, подтянутая фигура, шикарные ухоженные волосы. Она современно и со вкусом одевается.
Стиль Ольги Михайловны всегда отличался шармом, особенной загадочной женственностью. Она всегда безупречно выглядит – сдержанно, нарядно и подчеркнуто аккуратно. Нередко она появляется в белоснежных блузках с рюшами и оборками, которые только подчеркивают её обаяние. Ольга Михайловна Дева по гороскопу. Можно не верить в гороскопы, но у Ольги Остроумовой много совпадений с ее астрологическим описанием.

До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.

Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.

Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова "Особое задание". Он верил всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.

МХАТ

Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он хочет стать артистом. Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и попросил "прослушать" его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на "отлично". Когда его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.

Как и все студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма "Убийство на улице Данте", где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме "Поэт".

Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: "Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист". Мать, увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", сказала: "Валя, ну какой же ты худой!".

Лучшие дня

Театр

По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу, его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр во время гастролей - ему не понравились те роли, которые предлагали играть.

Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры. Дебют не удался, его выгнали, однако через несколько лет на этой же сцене Валентин Гафт сыграл одну из лучших своих ролей - графа Альмавиву в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро", которого впоследствии много лет играл Александр Ширвиндт.

Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход - к А.А.Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.

В 1964 году, после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.

В "Современник" он пришел по приглашению Олега Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Галины Волчек. С эти театром связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.

Среди его лучших ролей: Глумов ("Балалайкин и К"), Лопатин ("Из записок Лопатина"), Горелов ("Спешите делать добро"), Джордж ("Кто боится Вирджинии Вульф?"), Рахлин ("Кот домашний средней пушистости").

Трудная дорога в кино

В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически не было.

Сам Валентин Гафт объясняет это так: "Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня".

Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в политической драме "Ночь на 14 параллели" (1971), Лопатин в телепостановке спектакля "Из записок Лопахина" (1975), Брассет в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!".

Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей: Крамин ("На всю оставшуюся жизнь" - 1975), Знаменский ("Повесть о неизвестном актёре" - 1976), попутчик ("Почти смешная история" - 1977), Жорж ("Циркачонок" - 1979).

Сотрудничество с Рязановым

Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.

В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина в комедии "Гараж". Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в нужное режиссеру реалистическое русло.

В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово…". Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне - таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.

Совершенно другим оказался Одиноков - герой Гафта из картины Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты" (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.

Наконец в трагикомедии Рязянова "Небеса обетованные" (1991) Гафту удалось создать цельный чистый характер вожака бомжей по кличке "Президент", для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Его герой - подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям и нетерпимый к чинушам.

Популярность

Немало интересных ролей было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в детективном фильме Александра Муратова "Гонки по вертикали" (1982) он предстал в роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя (А.Мягков) и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего фильма.

Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале "Визит к минотавру" (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем в исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым, подозреваемым в краже. Персонаж Гафта, в прошлом музыкант, который так и не стал первой скрипкой, не смирившись со второй ролью, переключился на разведение змей.

Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии "Чародеи" (1982), трагикомедии "По главной улице с оркестром" (1986), боевике "Воры в законе" (1988), "Визит дамы" (1989), "Ночные забавы" (1991), "Анкор, еще Анкор!" (1992).

В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме "Мастер и Маргарита", который так и не вышел на экраны.

Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и экранного поведения, внутренней нервностью. При узнаваемости голоса и выразительно резких черт лица он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии. Как указывается в театральной энциклопедии, "для Гафта характерно острое и точное воплощение образа современного интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента, глубина выявления драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам".

Мастер эпиграмм

Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность. Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. По предложению Олега Ефремова Гафт вдруг совершенно неожиданно как для себя самого, так и для других стал сочинять эпиграммы. Это была ирония над собой, над другими. Он никого не хотел обидеть, обличить или поссорить. Просто хотел таким образом сказать какую-то свою правду.

Среди них были ироничные, как, например Джигарханяну:

Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

или Олегу Ефремову:

Олег! Не век - полвека прожито!

Ты посмотри на рожу-то!

А были и очень острые, как, например Ирине Алферовой:

Не будет у тебя успеха,

Ведь ты, красавица, не Пьеха.

В постели делай свой успех -

На сцене это делать - грех!

И средь интимнейших утех

Ирина лучше б.... й всех.

Кончай хождение по мукам,

Сыграй с искусством ты разлуку.

или Михаилу Боярскому:

Зачем ты, так орешь,

Словно ограбленный еврей?

Ты Д"Артаньяна не тревожь,

Он дворянин, а не плебей.

Сейчас Валентин Гафт говорит, что больше не пишет эпиграммы - это его увлечение закончилось. Однако стихи он пишет по-прежнему. Он выпустил несколько сборников лирических стихотворений.

Личная жизнь

Гафт был женат четыре раза. Первой женой Валентина Иосифовича была манекенщица Елена Изоргина.

Неудачным был брак с балериной Инной Елисеевой. У них родилась дочь Ольга. Но в начале 80-х Гафт и Елисеева развелись.

В настоящее время Валентин Гафт женат на актрисе Ольге Остроумовой. С Остроумовой он нашел настоящее счастье, хотя отношения у актеров наладились не сразу. Ольга Михайловна понравилась Валентину Иосифовичу давно, еще во время съемок фильма "Гараж". Однако она была замужем, и он не стал за ней ухаживать…

Однажды Гафт увидел ее по телевизору. "Мне было так плохо, рассказывает актер. - Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, мне надоели противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля - я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от ее дивного лица".

Ольга Михайловна тогда как раз рассталась с мужем, и ей требовалась поддержка. Они встретились на каком-то мероприятии, и с этого момента Гафт стал за ней ухаживать.

Несмотря на немалый возраст обоих, Гафт и Остроумова по-детски счастливы.

Трагическая смерть дочери

После развода Валентина Гафа с Инной Елисеевой, его дочь Ольга осталась жить с матерью, взяв ее фамилию. Но на протяжении всей жизни Ольга поддерживала теплые отношения с отцом. По окончании Московского хореографического училища Ольга танцевала в труппе Кремлевского балета, а не так давно поступила в Российскую академию театрального искусства.

Но внезапно произошла трагедия... "С Инной у дочери отношения с детства не сложились, - рассказывает в интервью газете "Жизнь" консьержка в бывшем доме Валентина Иосифовича. - Да и кто ее мог вынести? Характер жуткий, хотя и писаная красавица". Инна Сергеевна, не отличавшаяся никогда ангельским нравом, с возрастом все чаще стала срывать злость на Ольге. Причиной была завись к красоте и молодости дочери. Унижения чередовались с побоями… Бедная девушка не выдержала и в сентябре 2002 году покончила с собой, обвинив в предсмертной записке мать. Инна Елисеева не на много пережила дочь. 31 января 2003 года она умерла от рака желудка.

После несчастья Валентин Гафт замкнулся в себе. Целый год он отказывался от любых интервью…

Фильмография:

1956 Убийство на улице Данте

1958 Олеко Дундич

1960 Русский сувенир

1961 Подводная лодка

1965 Мы, русский народ

1967 Первый курьер

1968 Интервенция

1968 Калиф-Аист

1968 Новенькая

1969 Жди меня, Анна

1969 Мститель (К/а "Семейное счастье")

1970 Дорога на Рюбецаль

1970 О любви

1970 Обыкновенная история

1970 Человек с другой стороны

1971 Ночь на 14-й параллели

1971 Разрешите взлет!

1973 Всего несколько слов в честь господина де Мольера

1973 Семнадцать мгновений весны - сериал

1973 Цемент

1974 Домби и сын

1974 Жребий

1974 Записки Пиквикского клуба

1974 Иван да Марья - текст песен, актер

1974 Москва, любовь моя

1974 Сергеев ищет Сергеева

1974 Чудо с косичками

1975 Здравствуйте, я ваша тетя!

1975 Из записок Лопахина

1975 На всю оставшуюся жизнь...

1975 Ольга Сергеевна

1976 Бешеное золото

1976 Дневной поезд

1976 Повесть о неизвестном актере

1977 Девочка, хочешь сниматься в кино?

1977 Почти смешная история

1977 Схватка в пурге

1978 Игроки

1978 Кентавры

1978 Короли и капуста

1979 Мужчины и женщины

1979 Сегодня и завтра

1979 Утренний обход

1979 Циркачонок

1980 История кавалера де Грие и Манон Леско

1980 О бедном гусаре замолвите слово

1980 Тайна Эдвина Друда

1980 Три года

1980 Черная курица, или Подземные жители

1982 Гонки по вертикали

1982 Если враг не сдается...

1982 Похождения графа Невзорова- читает текст

1982 Спешите делать добро

1982 Суббота и воскресенье

1982 Таможня

1982 Чародеи

1983 Ромео и Джульетта

1984 Восемь дней надежды

1985 Контракт века

1985 Про кота...

1986 Год теленка

1986 Мой нежно любимый детектив

1986 По главной улице с оркестром

1986 Путешествие мсье Перришона

1987 Большевики

1987 Визит к минотавру

1987 Время летать

1987 Жизнь Клима Самгина

1987 Забытая мелодия для флейты

1988 Аэлита, не приставай к мужчинам

1988 Воры в законе

1988 Дорогое удовольствие

1989 Визит дамы

1989 Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным

1990 Самоубийца

1990 Футболист

1991 Затерянный в Сибири

1991 Небеса обетованные

1991 Ночные забавы

1991 Террористка

1992 Анкор, еще Анкор!

1992 Кто боится Вирджинии Вульф?

1993 Хочу в Америку

1994 Мастер и Маргарита

1994 Я свободен, я ничей

1996 Карьера Артуро Уи

1997 Сирота казанская

1999 Небо в алмазах

1999 Тайна Нардо, или сон белой собаки

2000 Дом для богатых

2000 Нежный возраст

2000 Старые клячи

2001 Часы без стрелок

2002 По ту сторону волков

2006 Мастер и Маргарита - сериал



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: