Счастливая жизнь агафьи лыковой. Семья лыковых Бабушка агафья где живет

Песков смог проследить исторический, в триста с лишним лет, путь староверческого рода с Поволжья к лесной избушке в безлюдных дебрях Абакана. Было, однако, одно «белое пятно» в «Таежном тупике». «Драматические события 30-х годов, ломавшие судьбы людей на всем громадном пространстве страны, докатились и в потайные места, - писал он. - Староверами были они восприняты как продолжение прежних гонений на «истинных христиан». Карп Осипович говорил о тех годах глухо, невнятно, с опаской. Давал понять: не обошлось и без крови.»

СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ТИГРИЙ

Восстановил те драматические события 30-х годов автор документальной книги «Лыковы» Тигрий Дулькейт, увы, ныне покойный. Его отец, известный в Сибири ученый-биолог Георгий Джемсович, много лет руководил научным отделом Алтайского государственного заповедника. На его территории как раз жили в сталинскую эпоху Лыковы с единоверцами.

Сам Тигрий после войны тоже долго работал в заповеднике. Много общался с раскольниками, знакомыми Лыковых. Дважды ему пришлось быть проводником в отряде НКВД, искавшем семью Карпа Осиповича. К счастью, тогда обошлось без крови. В 2000-е он не раз бывал у Агафьи.

По данным Тигрия, первыми с Тобольской губернии (ныне – Тюменская область) пришли в Горный Алтай двоюродные братья Северьян и Ефим. Остановились на жительство в поселке староверов Карагайка. В девяностых годах XIX века сын Ефима Осип перебрался с семьей в поселок Тиши. Исключительно благодатные места. Прекрасные почвы, смешанные леса и таежная глухомань, обилие пушного зверя и оленей, косуль. Реки кишели рыбой. В высокой траве мог запросто спрятаться всадник на лошади. Трудолюбивые староверы в таких богатых местах и селились.

В семье Осипа Лыкова было девять детей: Дарья, Степан, Карп, Анна, Евдоким, Настасья, Александра, Феоктиста и Хиония. Последние четыре дочери умерли еще детьми от разных болезней.

Жили спокойно, ведь Николай Второй отменил гонения на старообрядцев. Но грянула революция, затем коллективизация. Стали наезжать уполномоченные, агитировать за колхозы. Большинство староверов остались в поселке, организовали сельхозартель. Часть через горы ушла в Туву. А братья Лыковы: Степан, Карп, Евдоким вместе с отцом и еще три семьи перебрались в верховья Абакана. Срубили пятистенные избы. Надеясь в глуши пережить «сатанинские» времена. Их поселок официально звался в документах «Верхняя кержакская заимка».

В 1930-м году постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР был создан Алтайский государственный заповедник. Заимка Лыковых оказалась на его территории. И оттого пролилась кровь, на которую глухо намекал Пескову Карп Осипович.

«УНЕС» СТРАШНУЮ БОЛЕЗНЬ

Но прежде на заимку нагрянула другая беда. В 1933-м пришел сюда с реки Лебедь старовер Никифор Ярославцев. Он пробирался за границу в Туву, чтобы подыскать место для жительства, поскольку не хотел вступать в колхоз. Гость жаловался на головную боль, потому несколько дней отлеживался у Лыковых. Вскоре после его ухода поселок стала стремительно косить неизвестная хворь. От жуткой головной боли люди буквально лезли на стену, бредили, умирали в страшных муках. Никакие травы, молитвы, заговоры не помогали. На заимке не успевали хоронить. Среди первых жертв были глава лыковского рода Осип Ефимович, старший брат Степан. Слег и Карп.

Староверы понимали, что страшный недуг принес Никифор с реки Лебедь. Порешили совершить обряд: «унести» болезнь обратно. Миссию поручили младшему Лыкову. Отслужили молебен, и до восхода солнца Евдоким пешком отправился в опасный стопятидесятикилометровый путь по глухой тайге через Абаканский хребет. Благополучно добрался до реки Лебедь и около того места, где жил Никифор, «оставил» болезнь.

По мнению Тигрия Дулькейта, это была одна из форм менингита. Самое удивительное: в тот день, когда Евдоким «понес» болезнь, с восходом солнца Карп Осипович и другие слегшие кержаки почувствовали себя лучше и вскорости выздоровели. Больше никто не умер. Смертельная хворь сгинула.

ВЫСТРЕЛ В СПИНУ

А вскоре на кержацкой заимке появились сотрудники Алтайского заповедника. Собрали всех староверов и объявили, что жить им здесь нельзя. На заповедной территории запрещена любая охота, рыбная ловля, прочая хозяйственная деятельность. Ранней весной 1934 года кержаки разбрелись, кто куда. Карп с женой Акулиной и первенцем Савином ушли на реку Лебедь. Евдоким помог брату с переездом и вернулся на заимку. Жена Аксинья ждала ребенка, поэтому начальство разрешило единственной этой семье остаться до осени. Тем более, Лыков решил поступить в охрану. Прекрасный следопыт, хорошо знал окрестные места. Вопрос был практически решен. Но нашлись другие претенденты на место охранника. Начальство получило анонимный донос, дескать, Лыков – известный браконьер, всех зверей перебьет, и вообще, плохой человек, после гражданской помогал бандитам.(Хотя в ту пору ему было 15 лет).

На заимку тут же отправили сотрудников заповедника Русакова и Хлыстунова - «проверять сигнал». «Дирекция поступила необдуманно, - пишет в своей книге Тигрий Дулькейт. - Не посоветовалась с людьми, хорошо знающими братьев, не учла, что Русаков, всегда настроенный воинственно, был несдержан, вспыльчив, горяч, ничуть не задумывался над тем, чем может все закончиться.»

Братья копали картошку и не сразу заметили вооруженных людей в жутковатом облачении: черные галифе и гимнастерки, на головах черные остроконечные шлемы. Такую форму ввели в заповеднике совсем недавно, Лыковы про нее не знали. Евдоким бросился к избе. Карп - за ним. Ведь незнакомцы не представились, не объявили, зачем пришли. Русаков вскинул винтовку. « Не стреляй, они, похоже, не поняли, кто мы такие!» - крикнул напарнику Хлыстунов. Но тот выстрелил в спину Евдокиму. Рана оказалась смертельной. Так закончилось выяснение обстоятельств грязной клеветнической анонимки, о которой Евдоким так и не узнал.

Чтобы выгородить себя, сотрудники составили протокол, обвинив Лыковых в вооруженном сопротивлении. Карп категорически отказался подписать «ложную бумагу». Наутро он положил тело брата в наспех выдолбленную домовину и похоронил рядом с умершими недавно от непонятной болезни близкими родственниками. Затем отправил семью Евдокима вниз по Абакану, а сам вернулся к жене и сыну. На следующий год у них родилась дочь Наталья.

Многие в заповеднике хорошо знали Лыковых и не верили, что Евдоким оказал вооруженное сопротивление. Ведь вопрос с его работой в охране был решен. Об убийстве сообщили в район. Расследование провели поверхностно, никого не судили. Жуткие тридцатые годы. Застрелили, значит, виноват.

По весне группа сотрудников заповедника посетила заброшенную заимку кержаков. Оказалось, медведь разрыл могилу, съел труп Лыкова. Вокруг лежали обгрызенные кости, остатки одежды, наполовину сохранившийся череп. Сотрудники заново выкопали могилу, постелили в домовину сухую траву, уложили все, что осталось от Евдокима, и вновь похоронили.

ЧЕКИСТЫ ВЗЯЛИ СЛЕД

В 1937-м к Лыковым на реку Лебедь неожиданно нагрянули сотрудники НКВД. Стали подробно расспрашивать, при каких обстоятельствах три года назад застрелили Евдокима. Мол, решено вновь разобраться в этой истории. Карпа допрос насторожил. Убийцы брата могут на следствии оговорить его. Им веры больше. Он решил срочно скрыться подальше от людей. И увел семью в «пустынь» - верховья Большого Абакана. Горы, тайга, сотни километров без жилья, и никаких дорог.

Здесь в августе 1940 года и повстречали Лыкова наблюдатели Алтайского заповедника. Карпа они прекрасно знали. Предложили работу охранником на Абаканском кордоне. Условия отличные: большой двухквартирный дом, баня, амбары, казенное продовольствие. Обещали привезти корову, овец. Заявили, что убийц брата уже наказали (это была ложь.) В переговорах участвовал и завотделом науки заповедника Дулькейт, отец автора книги. Жена Лыкова Акулина Карповна очень хотела переехать на кордон, ближе к людям. Дети же растут! Но Карп был категорически против. «Сгинем, вон сколь людей загубили, за что? Евдокима убили и нас изведут!»

И перебрался еще дальше в тайгу. Страх разделить трагическую судьбу брата, застреленного на его глазах, та самая кровь, на которую он глухо намекал позже Василию Михайловичу Пескову, гнали «бегуна». А вовсе не вера. Ведь многие староверы перешли работать в заповедник, включая некоторых родственников Лыковых.

А вскоре началась Великая Отечественная. В заповеднике стало не до Карпа.

Однако о нем помнило НКВД.

К концу лета 1941-го чекисты взяли на контроль все таежные заимки. Чтобы там не спрятались дезертиры. Органы посчитали подозрительным, что Лыков вдруг исчез. И стали настаивать на его выселении из тайги любыми средствами. Дирекция заповедника была уверена, что Карп Осипович как старовер никому не предоставит убежища. Но спорить с органами было опасно, особенно в военное время. Тем более, возраст Лыкова призывной, сам обязан идти на фронт. Отряд пограничников и чекистов ушел в рейд по поиску дезертиров и выводу Лыковых из тайги. Проводником взяли сотрудника заповедника старовера Данилу Молокова, давнего знакомого Карпа Осиповича. Из разговоров чекистов тот понял, что с Лыковыми особенно церемониться не станут. Главу семьи могут и порешить в тайге. К счастью, Карп издали заметил отряд, стал наблюдать. И когда Молоков отстал с лошадьми, окликнул его. Данила сообщил, что началась война с «германцем», энкаведешники ищут дезертиров и Карпа. Время военное, запросто «шлепнут»!

УБЕЖИЩЕ НА ЕРИНАТЕ

Карп Осипович срочно увел семью в непроходимые дебри реки Еринат в верховьях Абакана. В тот самый Таежный тупик, где поныне живет отшельница Агафья.

Спустя 5 лет на их убежище случайно наткнулся отряд военных топографов, потерявший всех лошадей и почти все запасы продовольствия: 12 человек под командованием старшего лейтенанта. Хозяева два дня кормили их картошкой, рыбой. Карп Осипович узнал о победе над германцем. Особенно поразили его погоны командира. Ведь при Советской власти царские погоны отменили. Неужели царь вернулся? (Сталин ввел офицерские погоны в 1943 году). Он помог гостям сведениями об окрестных местах. Места проживания семьи были нанесены на секретные карты с пометкой «Заимка Лыкова».

Потом двое суток Карп и сын Савин выводили отряд картографов через перевал, показали кратчайший путь к Телецкому озеру, райцентру. Вернувшись, осторожный Лыков решил срочно перебраться выше в горы. На «запасной аэродром» - елань (поляна) в окружении вековой кедровой тайги. Там уже два года стоял крытый сруб на случай внезапного переселения. И этот момент пробил.

Историю с визитом картографов, побегом выше в горы Песков описал в «Таежном тупике».

Но ни Василий Михайлович, ни Карп Осипович не знали продолжения истории.

Старший лейтенант, разумеется, доложил властям о встрече с отшельниками, их крайней бедности, нищете, трех детях (Агафья только родилась). Директора Алтайского заповедника А.И. Мартынова вызвали в обком партии и сделали внушение, дескать, на вверенной ему территории скрываются староверы, нарушая целый ряд законов. Директор предложил переселить Лыковых на Абаканский кордон, оформить Карпа охранником, оказать семье всяческую помощь и поддержку. Были предложения вообще не трогать их, пусть живут, где и как хотят. Но бюро обкома постановило отправить на Еринат отряд работников заповедника и сотрудников НКВД с целью вывести семью Лыковых к людям, устроить ее. А Карпа Осиповича привлечь к ответственности за неучастие в войне.

Зимой, с риском для жизни, отряд ушел в верховья Абакана. Среди проводников были известный уже нам старовер Данила Молоков, родственник Карпа Осиповича Роман Казанин и 18-летний Тигрий Дулькейт. Чекисты надеялись, что до весны староверы не сбегут, надеялись застать их врасплох. Но изба была пустой. Дулькейт вспоминал: «Мы провели несколько дней на усадьбе Лыковых и в ее окрестностях, совершая ежедневные радиальные выходы в разных направлениях, ведя постоянные наблюдения с рассвета и до наступления темноты, но ни разу нигде не увидели ни дыма, ни огонька, не обнаружили никаких, даже старых следов на снегу. Было ясно, что Лыковы топили печь только ночью и, видимо, далеко от жилья не ходили, если, конечно, находились где-то поблизости и не ушли вниз по Абакану на старое место жительства.»

На семнадцатый день похода отряд вернулся в заповедник ни с чем. О чем было доложено областному руководству. Область настаивала на продолжении поиска.

Летом 1947 года конный отряд НКВД совершил секретный рейд по абаканским местам, где некогда жил Лыков. Проводником был Дулькейт. Расспросы жителей ничего не дали. Выяснилось, что все староверы, сбегавшие в 30-е в тайгу от коллективизации, рано или поздно вернулись к людям, работают. А про Лыковых никто не слышал. Словно сгинули.

«И тогда, и сейчас, много лет спустя, было понятно, что найди мы Лыковых, главе семьи не поздоровилось бы, - пишет Дулькейт в своей книге. - Лыков разделил бы участь тех, кто в те времена осмеливался жить не так, как надо было. Я имею в виду, что с выходом из тайги он был бы арестован и предан суду. Такова горькая правда.»

Постепенно о Лыковых в заповеднике стали забыть. Да и у чекистов появились другие заботы…

Лишь в 1978-м геологи с вертолета случайно нашли тайное жилище отшельников на той самой елани в кедраче, куда Карп увел в 1946 –м жену и детей после визита военных топографов. В 1982-м у Лыковых побывал Василий Песков, в «Комсомолке» стал печататься его «Таежный тупик». Появились и другие статьи, книги, подчас полные небылиц, слухов о сибирских робинзонах.

Побывал Песков и в тюменском селе Лыково, созданном еще в конце 17 века дальними предками Карпа Осиповича и Агафьи. Бежавшими от «антихриста в царском обличье», притеснений властей.
Через какое-то время тут поселились другие люди. Тоже русские, но не староверы. Как говорится, «мир» пришел. С «неправильной верой». А Лыковы были не просто староверы, а «бегуны» - очень строгий толк в раскольничестве. Их главное правило "От мира надо бегати и таиться". Во второй половине XIX века перебрались они дальше, к Енисею. В тайгу. В новых местах и родился в 1901 году Карп Осипович, глава знаменитой семьи абаканских отшельников. От родителей он знал о тюменском прошлом. Мы хотели сходить на могилы его предков, но кладбище староверческое давно распахали.

Карп Осипович действительно говорил, что его предки родом из-под Тюмени. В Ялуторовском округе образовали сельцо, потом утекли к Енисею.

Возможно в тюменский край Лыковы пришли из кержеского села Лыково. Так считает Антон Афанасьев: https://cheger.livejournal.com/467616.html

Но тут он говорит про скит Оленевский: "Именно в эти годы покидают скит три брата Степан. Карп и Евдоким со своими семействами. Чтобы не поддаться «прелестям антихристовым», чтобы остаться верными «исконной», древлей вере направили они стопы свои в края сибирские. До наших дней дожила дочь Карпа Осиповича - Агафья Лыкова на далеком Еринате. Об их житье-бытье и скитаниях написана книга Василия Пескова «Таежный тупик». Сама Агафья родилась далеко от краев наших, но со слов отца своего Карпа знает она нашу реку Керженку, знает скит Оленевский."

Здесь подробнее о связи керженского Лыкова и Лыковых.

И это минимум неделю. Агафья Карповна врачей торопит: душа болит за дом и хозяйство. Козу надо доить, кур кормить. Ведь в радиусе сотни километров от таёжной заимки Лыковых — ни одного населённого пункта. Вокруг неприступные Алтайские горы.

Зимин сделал свое заявление после того, как к нему обратился житель Кировской области с просьбой помочь добраться до живущий в глухой тайге Лыковой, чтобы принять старообрядческую веру. «Че-то мне тема не понравилась», - заявил Зимин, пояснив, что «не очень любит бабушку Агафью», хотя против старообрядчества ничего не имеет.

РИА Новости уточняет, что жилье Лыковой находится на территории Хакасии, но губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев помогает отшельнице с тех пор, как они впервые встретились в 1997 году.

Глава Хакасии Виктор Зимин запретил полеты авиации к староверке-отшельнице Агафье Лыковой, которая живет в полном одиночестве в отдаленном районе этого сибирского региона – на территории заповедника в Западных Саянах. Об этом сообщает проект Радио Свобода "Сибирь.Реалии".

На момент открытия учеными заимки Лыковых семья состояла из шести человек: Карп Осипович (род. ок. 1899), Акулина Карповна, дети: Савин (род. ок. 1926), Наталия (род. ок. 1936), Димитрий (род. ок. 1940) и Агафья (род. 1944).

«Амана Гумировича и Агафью Карповну связывает давняя дружба: они познакомились 20 лет назад и не переставали общаться. Несколько раз в год Лыкова передает весточку губернатору через Владимира Макуту. Мы оказываем системную помощь, не только передаем продукты. К Лыковой уже четыре раза приезжали волонтеры, чтобы помочь по хозяйству, охотники защищали ее дом и хозяйство от медведей»,- рассказали “Ъ-Сибирь” в пресс-службе администрации региона.

Одно время на заимку Лыковых приблудился волк. Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством. Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает:

Где и как сейчас живет отшельница Агафья Лыкова последние сведения. Новые подробности.

Контакт с цивилизацией произошел у Лыковых в 1978 году, а спустя три года семья стала вымирать. В октябре 1981 г. умер Димитрий Карпович, в декабре — Савин Карпович, через 10 дней сестра Агафьи — Наталия. Через 7 лет, 16 февраля 1988 г., преставился глава семьи Карп Осипович. В живых осталась одна Агафья Карповна.

Далеко в саянской тайге вот уже много лет живет отшельница Агафья Лыкова – последняя представительница своей семьи. Добраться до ее заимки не так-то просто: нужно идти несколько дней по тайге или лететь несколько часов на вертолете. Именно поэтому гостей Агафья Лыкова принимает нечасто, но всегда им рада.

Страшная правда от Агафьи свежая информация. Свежий материал.

Сетевое издание «ТВ Центр-Москва». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-63915 от 09 декабря 2015 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Сетевое издание «ТВ Центр — Москва» выпускается при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.

«Бабушка Агафья не является патриархом старообрядческой церкви и не имеет никакого статуса. Она проживает в заповеднике, где вообще это запрещено. Весь заповедник работает на нее, инспекторы ей колют дрова, прилетают вертолеты, - цитирует Зимина агентство. - Еще раз борт от соседей [из Кузбасса] прилетит для нее - и будет заявлено, что он не имеет права ни прилетать, ни садиться там».

После этой истории семья Лыковых стала уходить всё глубже в тайгу. В конце 30-х в К.О. Лыков, забрав жену и детей, ушел из общины. Несколько лет их никто не тревожил. Однако осенью 1945 году на убежище старообрядцев наткнулся вооруженный отряд милиции, занимающийся поиском беглых уголовников и дезертиров.

Почти 100 лет назад здесь поселилась семья староверов Лыковых, которую в конце 1970-х обнаружили геологи, и с тех пор слава о затворниках не оставляла их в покое. Чужих Агафья увидела в 33 года. От людского внимания, как тогда, так и сейчас — явная практическая польза.

Глава Хакасии Виктор Зимин раскритиковал кемеровские власти за помощь отшельнице-староверке Агафье Лыковой и «запретил» им это делать, обвинив в миллионных тратах. В администрации Кемеровской области заявляют, что вылеты к отшельнице привязаны к «сигналам о чрезвычайной ситуации» либо незаконных вырубках леса, а кемеровский губернатор Аман Тулеев продолжит помогать Агафье Лыковой.

«Как можно запретить дружить? Если бы власти Хакасии оказывали системную помощь, реагировали на проблемы и редкие просьбы Агафьи Лыковой, то Кузбассу не было бы необходимости вмешиваться»,- прокомментировали заявление Виктора Зимина в пресс-службе администрации Кемеровской области. В пресс-службе также добавили, что глава Таштагольского района Владимир Макута вместе с волонтерами и журналистами летает к Агафье Лыковой с 2013 года. Визиты, как правило, совмещают с облетами таежной территории Горной Шории. По словам представителя пресс-службы, вылеты «привязаны» к сигналам о ЧС, когда появляется информация о вырубке леса или лесном пожаре.

Кто такая Лыкава Агафья чем знаменита. Все последние сведения на 02.02.2018 г.

Блогер Денис Мукимов, за год до кончины Седова посетивший заимку, описал отношения Лыковой и Седовой следующим образом: «Добродушного Ерофея и строгую Агафью мало что связывает. Они здороваются друг с другом, но редко разговаривают. У них возник конфликт на почве религии, и Ерофей не готов следовать правилам Агафьи. Он сам верующий, но не понимает, что может иметь Бог против консервов в железных банках, почему пенопласт - дьявольский предмет и почему огонь в печке надо разжигать только лучиной, а не зажигалкой».

Дожидаясь гостей, хозяйка лесного пристанища расстелила на полу дома цветные половики, напекла хлеб в русской печи, сварила компот из таежных ягод. Уже прощаясь, у вертолёта, Агафья вручила митрополиту веточку вербы и пригласила посетить заимку Лыковых в следующем году.

Младшие дети, родившиеся в лесу, до этого никогда не встречали других людей, старшие забыли, что когда-то жили другой жизнью. Встреча с учеными привела их в исступление. Первое время они отказывались от любых угощений - варенья, чая, хлеба, бормоча: «Нам это не можно!» Оказалось, что хлеб тут видел и когда-то пробовал только глава семейства. Но постепенно связи налаживались, дикари привыкали к новым знакомым и с интересом узнавали о технических новинках, появление которых пропустили. Прояснилась и история их поселения в тайге.

Впрочем, несколько раз в год к ней на вертолете прилетают гости: помочь подготовиться к летнему огородному сезону (все овощи Агафья выращивает сама), накосить травы для ее козочек, подготовиться к зиме. А с губернатором Кемеровской области Лыкову связывает теплая многолетняя дружба: Аман Тулеев передает отшельнице посылки с необходимыми продуктами, вещами, инструментами, а в случае необходимости помогает пройти необходимое лечение.

Старообрядчество с самого момента трагического раскола Русской Церкви являло ярчайшие образы подвижничества, исповедничества и Веры. В середине XVII века самым ярким образом стояния в вере явился подвиг братии святого Соловецкого монастыря, отказавшейся принять церковные реформы патриарха Никона и пострадавшей за это от царских войск.

Карп Лыков вместе со своей семьей ушел в саянскую тайгу в 1938 году. Здесь они вместе с женой построили дом, вырастили детей. В течение 40 лет семья была отрезана от мира непроходимой тайгой, и лишь в 1978 году они повстречались с геологами. Однако всей стране стало известно о семье старообрядцев немного позже, в 1982 году, когда о них рассказал журналист «Комсомольской правды» Василий Песков. На протяжение трех десятков лет о рассказывал о Лыковых со страниц газеты. В настоящее время из семьи в живых осталась только Агафья. Сейчас ей 72 года, а 23 апреля исполнится 73. Перебираться поближе к цивилизации отшельница отказывается.

Губернатор посчитал, что «политически красиво стоять у этого флага», на Агафью работает весь заповедник, инспекторы колют ей дрова и доставляют продукты - «богоугодное дело», но «каждый житель республики хотел бы такие такие условия», какие предоставлены Агафье, при этом отказывающейся переселяться из заповедника и вынуждающей тем самым тратить на нее миллионы рублей.

«Если все, кто принимает православие или ислам, будут куда-то добираться, и республиканский бюджет будет всем помогать, будет очень сложно», - пояснил Зимин свою позицию на «Прямой линии» с жителями. Агафья, по словам губернатора, не является патриархом староверческой церкви, причем живет в заповеднике, где «нельзя бывать никому».

До наступления зимы к Агафье привезли всё самое необходимое. Даже козу. Речка Еринат да хакасская тайга — главные кормильцы. Добраться сюда можно только на вертолете или по реке. Зимой высокий снег, горы и много медведей. Не раз Агафье Карповне предлагали переехать в дом со всеми удобствами. Но каждый раз звучит один и тот же ответ - нет.

Как говорят сами инспекторы, сотрудники отдела охраны регулярно навещают Агафью. К сожалению, случается это не так часто. Из-за труднодоступности местности зимой и ранней весной добраться до заимки возможно лишь на вертолете, а летом только на лодках по горно-таежным рекам.

Видео новости Агафья Лыкова в 2018 году. Подробные данные.

Журнал Smithsonianmag вспоминает, зачем они бежали от цивилизации и как пережили столкновение с ней.

Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание, поедая кору и заново изобретая примитивные инструменты быта в глухой тайге, за 250 километров до ближайшего поселка.

Тринадцать миллионов квадратных километров дикой сибирской природы кажутся мало подходящим местом для жизни: бесконечные леса, реки, волки, медведи и практически полное безлюдье. Но несмотря на это, в 1978 году, пролетая над тайгой в поисках места для высадки команды геологов, пилот вертолета обнаружил здесь следы людского поселения.

На высоте около 2 метров по склону горы недалеко от безымянного притока реки Абакан, вклинившись между соснами и лиственницами, находилась расчищенная площадка, служившая огородом. Место это прежде никогда не исследовали, советские архивы о проживающих здесь людях молчали, а ближайший поселок находился более чем в 250 километрах от горы. Поверить, что там кто-то живет, было почти невозможно.

Узнав о находке пилота, группа ученых, направленных сюда на поиски железной руды, отправилась на разведку - незнакомые люди в тайге могли оказаться опаснее дикого зверя. Разложив по рюкзакам подарки для возможных друзей и на всякий случай проверив исправность пистолета, группа под руководством геолога Галины Письменской направились к участку в 15 километрах от своего лагеря.

Первая встреча была волнительной для обеих сторон. Когда исследователи дошли до цели, они увидели ухоженный огород с картошкой, луком, репой и груды таежного хлама вокруг почерневшей от времени и дождей хижины с единственным окошком - размером с карман рюкзака.

Письменская вспоминала, как из-за двери нерешительно выглянул хозяин - древний старик в старой рубахе из мешковины, заплатанных портках, с нечесаной бородой и всклокоченными волосами - и, опасливо глядя на чужаков, согласился пустить их в дом.

Хижина состояла из одной тесной заплесневелой комнаты, низкой, закопченной и холодной, как погреб. Ее пол был покрыт картофельными очистками и скорлупой от кедровых орехов, потолок провисал. В таких условиях в течение 40 лет здесь ютились пять человек.

Кроме главы семейства, старика Карпа Лыкова, в доме жили двое его дочерей и двое сыновей. За 17 лет до встречи с учеными здесь же умерла от истощения их мать, Акулина. Хотя речь Карпа звучала разборчиво, его дети уже говорили на своем наречии, искаженном жизнью в изоляции. «Когда сестры говорили между собой, звуки их голоса напоминали замедленное приглушенное воркование», - вспоминала Письменская.

Младшие дети, родившиеся в лесу, до этого никогда не встречали других людей, старшие - забыли, что когда-то жили другой жизнью. Встреча с учеными привела их в исступление. Первое время они отказывались от любых угощений - варенья, чая, хлеба, - бормоча: «Нам это не можно!»

Оказалось, что хлеб тут видел и когда-то пробовал только глава семейства. Но постепенно связи налаживались, дикари привыкали к новым знакомым и с интересом узнавали о технических новинках, появление которых пропустили. Прояснилась и история их поселения в тайге.

Карп Лыков был старовером - членом фундаменталистской православной общины, отправляющей религиозные обряды в том виде, в котором они существовали до XVII века. Когда власть оказалась в руках Советов, разрозненные общины староверов, бежавшие в свое время в Сибирь от преследований, начавшихся еще при Петре I, стали уходить все дальше от цивилизации.

Во время репрессий 1930-х годов, когда нападкам подвергалось само христианство, на окраине староверской деревни советский патруль на глазах у Лыкова застрелил его брата. После этого у Карпа не осталось сомнений в том, что нужно бежать.

В 1936 году, собрав пожитки и взяв с собой немного семян, Карп с женой Акулиной и двумя детьми - девятилетним Савином и двухлетней Натальей - ушли в леса, строя хижину за хижиной, пока не обосновались там, где семью нашли геологи. В 1940-м, уже в тайге, родился Дмитрий, в 1943-м - Агафья. Все, что дети знали о внешнем мире, странах, городах, животных, других людях, они черпали из рассказов взрослых и библейских историй.

Но жизнь в тайге тоже давалась нелегко. На многие километры вокруг не было ни души, и Лыковы десятилетиями учились обходиться тем, что было в их распоряжении: вместо обуви шили галоши из бересты; латали одежду, пока она не истлевала от старости, а новую шили из конопляной мешковины.

То немногое, что семья взяла с собой во время побега - примитивная прялка, детали ткацкого станка, два чайника, - со временем приходило в негодность. Когда оба чайника заржавели, их заменили сосудом из бересты, и готовить стало еще сложнее. К моменту встречи с геологами диета семейства состояла в основном из картофельных лепешек с молотой рожью и семенами конопли.

Беглецы постоянно жили впроголодь. Использовать мясо и мех они начали только в конце 1950-х, когда Дмитрий повзрослел и научился выкапывать ловчие ямы, подолгу преследовать добычу по горам и стал таким выносливым, что мог круглый год охотиться босиком и спать на 40-градусном морозе.

В голодные годы, когда урожай уничтожали животные или заморозки, члены семьи ели листья, коренья, траву, кору и ростки картошки. Именно таким запомнился 1961-й, когда в июне выпал снег, и Акулина, супруга Карпа, отдававшая всю еду детям, скончалась.

Остальных членов семьи спас случай. Обнаружив на огороде случайно проросшее зернышко ржи, семья построила вокруг него забор и охраняла сутками. Колосок принес 18 зернышек, из которых несколько лет восстанавливали посевы ржи.

Ученых поражала любознательность и способности людей, так долго находившихся в информационной изоляции. Из-за того что младшая в семье, Агафья, говорила нараспев и растягивала простые слова в многосложные, некоторые гости Лыковых сперва решили, что она умственно отсталая, - и сильно ошиблись. В семье, где не существовало календарей и часов, она отвечала за одну из самых сложных задач - на протяжении многих лет вела учет времени.

Старик Карп в свои 80 лет с интересом реагировал на все технические новинки: он с энтузиазмом воспринял новость о запуске спутников, рассказав, что заметил перемену еще в 1950-х, когда «звезды стали скоро по небу ходить», и был в восторге от прозрачной целлофановой упаковки: «Господи, что измыслили: стекло, а мнется!»

Но самым прогрессивным членом семьи и любимцем геологов оказался Дмитрий, знаток тайги, сумевший соорудить в хижине печь и сплести берестяные коробы, в которых семья хранила еду. Многие годы, изо дня в день самостоятельно строгая доски из бревен, он подолгу с интересом наблюдал за быстрой работой циркулярной пилы и токарного станка, которые увидел в лагере геологов.

Оказавшись на десятилетия оторванными от современности по воле главы семьи и обстоятельств, Лыковы наконец начали приобщаться к прогрессу. Сперва они приняли от геологов только соль, которой в их рационе не было все 40 лет жизни в тайге. Постепенно согласились взять вилки, ножи, крючки, зерно, ручку, бумагу и электрический фонарик.

Каждое новшество они принимали нехотя, но телевизор - «греховное дело», с которым они столкнулись в лагере геологов - оказался для них непреодолимым соблазном.

Журналист Василий Песков, которому удалось много времени провести рядом с Лыковыми, вспоминал, как семейство тянуло к экрану во время их редких посещений лагеря: «Карп Осипович садится прямо перед экраном. Агафья смотрит, высунув голову из-за двери. Прегрешенье она стремится замаливать сразу - пошепчет, покрестится и снова высунет голову. Старик же молится после, усердно и за все разом».

Казалось, знакомство с геологами и их полезные в хозяйстве подарки дали семье шанс на выживание. Как часто бывает в жизни, все получилось в точности наоборот: осенью 1981 года троих из четырех детей Карпа не стало. Старшие, Савин и Наталья, скончались из-за почечной недостаточности, возникшей в результате многих лет суровой диеты.

Тогда же от воспаления легких умер Дмитрий - вполне вероятно, что инфекцию он подхватил у геологов. Накануне смерти Дмитрий отказался от их предложения перевезти его в больницу: «Нам этого не можно, - прошептал он перед смертью. - Сколько Бог даст, столько и буду жить».

Оставшихся в живых Карпа и Агафью геологи пытались убедить вернуться к родственникам, жившим в деревнях. В ответ Лыковы лишь перестроили старую хижину, но родное место покинуть отказались.

В 1988 году не стало Карпа. Похоронив отца на горном склоне, Агафья вернулась в хижину. Господь даст, и она проживет - сказала она тогда помогавшим ей геологам. Так и случилось: последний ребенок тайги, спустя четверть века, она и по сей день продолжает жить в одиночестве на горе над Абаканом.

Агафья Лыкова теперь на заимке живет одна – умер ее сосед Ерофей Седов . Об этом сказала хозяйка заимки специалистам, которые исследовали почву и воду территории после запуска ракеты с Байконура.

Информацию подтвердили и в заповеднике «Хакасский», к которому относится этот труднодоступный участок. Прямой связи жителей заимки с заповедником «Хакасский» нет. Поэтому пока подробностей минимум - на заимку уже выехали специалисты заповедника. К ним присоединятся полицейские Таштыпского района, на обслуживании которого находится участок. Как только все на заимке обследуют, расспросят отшельницу, сотрудники полиции уже дадут какую-то более подробную информацию.

Ему не хватало общения

Но, скорее всего, криминала в смерти отшельника никакого нет - Ерофею Сазонтьевичу Седову было под 80 лет. Условия жизни – таежные.

Он работал мастером-бурильщиком в той экспедиции геологов, которые обнаружили семью Лыковых, а затем и взяли над ней шефство. После того, как ему отняли ногу из-за развившейся гангрены, Седов переехал на заимку к Агафье. Это было лет двадцать назад. Как он признавался журналистам:

Привык я в тайге жить. Здесь я как дома…

Маленькая избушка Ерофея находится в метрах 100 от дома Агафьи. Жилье Седова – у подножья горы, у Лыковой – на вершине. Это расстояние, недоступное для Ерофея (ну, куда он на своем протезе поскачет по крутой тропинке?) легко преодолевала Агафья.

Сын Седова, который живет в Таштаголе (Кемеровская область), подарил ему радиоприемник, - единственное развлечение на заимке Лыковых. Иногда Агафья приходила послушать последние новости. То, что ей было непонятно, объяснял Ерофей.

К Ерофею изредка приезжал сын. Напомним, добраться туда можно только вертолетом или на лодке по реке.

Всех приезжих встречали оба. От привезенных газет Агафья отмахивалась, а вот Ерофей радовался. При этом он спрашивал:

Вы из какой газеты?

Из «Комсомолки».

Это – самая лучшая газета! Я ее с молодости читаю.

Как рассказывали коллеги из других изданий, признанием в любви именно к их газете, он встречал всех.

Ему, конечно же, не хватало общения. И он старался чем-нибудь заинтересовать собеседников, которые больше интересовались жизнью Агафьи, а не его.

Какое применение найдет жилью Седова хозяйка заимки, покажет жизнь. Может, кто и пожелает скрасить жизнь таежной отшельницы, которая в последнее время просит помощника.

«Последний раз видел отца в Великий пост, он выглядел уставшим»

Мы дозвонились до сына Ерофея Седова, Николая Ерофеевича. Он рассказал, что был у отца «крайний» (он почему-то сознательно избегал слова «последний») раз перед Пасхой.

Шла как раз страстная неделя, - говорит Николай Седов. – Отец выглядел очень уставшим. Они же с Агафьей Карповной все посты соблюдали. И не так, как многие современные люди делают, постятся для диеты. Они делали все по канонам, строго. Но он не болел. Ни о чем особенном не говорили, так, о делах житейских. О его смерти мне сообщили пять дней назад. Сказали, что все случилось 20 апреля по старому стилю. А по новому, стало быть, 3 мая. Как только в районе заимки появились люди, Агафья Карповна сообщила им об этом. Они уже сообщили дальше. Не могу сказать, что там случилось, возраст у отца все-таки был преклонный. Агафья Карповна его сама похоронила. Все она правильно сделала. Человек умер, а на улице тепло. Неужели нужно было дожидаться, когда за телом приедут? Это долг любого человека, когда люди живут на отдалении: кто-то умер, предать его земле. Как только появится возможность (расстояние, как вы понимаете большое), я обязательно поеду к отцу на могилу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сосед Агафьи Лыковой Ерофей: «Она человек такой… многострадальный!»

На заимку староверов -отшельников Лыковых «закинули» очередную посылку – крупы, корм для животных, теплые вещи. «Презент» к зиме от губернатора Кемеровской области Амана Тулеева , он уже давно «шефствует» над последней из семьи Лыковых 69-летней Агафьей и живущим по соседству таким же отшельником Ерофеем Седовым. ()

Агафья Лыкова за посылку поблагодарила людей молитвами

Днем на заимке Лыковых, куда прибыл гуманитарный груз для Агафьи, было – 2 °С. Зима на Западном Саяне, в том самом «таежном тупике», где живет отшельница, выдалась теплой. Кристально-белый снег, непролазная тайга, скрывающая избушку отшельницы на берегу реки Еренат, и… тишина, которую внезапно разорвал гул винтов вертолета. Это МИ-8 МЧС России привез Агафье Карповне подарок «с большой земли» в 200 килограммов… В посылке - корм для скота, лекарства и запасы провианта. ()

Агафья Лыкова: «К вамъ большоя и великое прошение…»

На днях редактору газеты «Красноярский рабочий» Владимиру Павловскому пришло письмо с таким вот странным обратным адресом: «Река Еринат, обитель во имя Пресвятой Богородицы Троеручицы». Оказалось, это знаменитая отшельница 68-летняя Агафья Лыкова (она живет в Хакасии , ближайший поселок Мрассу - в 120 км непролазной тайги) с «оказией» передала письмо своему давнишнему другу, который не раз приезжал к ней в тайгу. ()

«Агафья Лыкова только воскликнула «о-о-о-о», когда Василия Пескова увидела!»

Именно Василий Песков поведал миру об уникальной семье староверов Лыковых, спрятавшихся от цивилизации в саянской тайге в 1938 году. Впервые Василий Михайлович приехал к Агафье в 1982 году и с тех пор уже не забывал своих героев, часто навещал, всегда с подарками, лакомствами, лекарствами. Его документальная повесть Таежный тупик» о жизни хакасских «робинзонов» пользовалась сумасшедшей популярностью, переиздавалась, была переведена на несколько языков. ()

Нашелся человек, готовый поехать в «таежный тупик» спасать Агафью Лыкову Слова «Таежный тупик» не нуждаются в пояснении. Редкий из читающих газеты людей не знает, что речь идет о судьбе Лыковых. Впервые о таежной «находке» геологов «Комсомольская правда» рассказала в 1982 году. Интерес к маленькой документальной повести был огромным. Еще бы, речь шла о семье, более тридцати лет прожившей в изоляции от людей. И не где то на юге, а в Сибири , в тайге. Все было интересно – обстоятельства, приведшие к исключительной «робинзонаде», трудолюбие, сплоченность людей в борьбе за существование, находчивость и умелость и, конечно, религиозная вера, ставшая причиной жизненного тупика, но и служившая опорой людям в необычайных, исключительных обстоятельствах. Непросто было в 82 м году собрать информацию обо всем, что случилось. Что-то недоговаривалось, о чем то Лыковы просто предпочитали молчать, еще не вполне доверяя людям из «мира», кое что в сбивчивом непоследовательном рассказе было просто трудно понять. И как проверить услышанное? Пришлось подробно расспрашивать геологов, уже хорошо знавших Лыковых, сопоставлять, сравнивать. Еще труднее было повествование публиковать. 1982 год. Гласности не было. Как рассказать в молодежной газете об отшельниках староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения»? Единственно верным было, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия. Так история Лыковых и изложена ().

После того как в прессе появилось письмо отшельницы с просьбой о помощи, в заповедник позвонил 37-летний мужчина и заявил, что готов приехать на заимку. Помощника найти не так-то просто, он должен быть еще и одной веры с Агафьей, иначе им точно не ужиться вместе. Заимка Лыковой - не просто заимка, а практически монастырь, где она сама себе хозяйка. ()

Василий Михайлович Песков. Таежный тупик

Слова «Таежный тупик» не нуждаются в пояснении. Редкий из читающих газеты людей не знает, что речь идет о судьбе Лыковых. Впервые о таежной «находке» геологов «Комсомольская правда» рассказала в 1982 году. Интерес к маленькой документальной повести был огромным. Еще бы, речь шла о семье, более тридцати лет прожившей в изоляции от людей. И не где то на юге, а в Сибири, в тайге. Все было интересно – обстоятельства, приведшие к исключительной «робинзонаде», трудолюбие, сплоченность людей в борьбе за существование, находчивость и умелость и, конечно, религиозная вера, ставшая причиной жизненного тупика, но и служившая опорой людям в необычайных, исключительных обстоятельствах.

Непросто было в 82 м году собрать информацию обо всем, что случилось. Что-то недоговаривалось, о чем то Лыковы просто предпочитали молчать, еще не вполне доверяя людям из «мира», кое что в сбивчивом непоследовательном рассказе было просто трудно понять. И как проверить услышанное? Пришлось подробно расспрашивать геологов, уже хорошо знавших Лыковых, сопоставлять, сравнивать.

Лыковы – российская семья староверов; бежали от репрессий 30-х годов 20-го века в тайгу и вплоть до 1978-го жили почти в абсолютной изоляции от внешнего мира.


Староверы с российской властью начали конфликтовать довольно давно – изрядно осложнил жизнь этому религиозному движению еще Петр I. Революция 1917-го вынудила многих староверов бежать в Сибирь; оставшиеся же горько пожалели о своем решении уже в 30-х. Молодого еще Карпа Лыкова бежать от мира сего сподвигла смерть брата; погиб брат от большевистской пули. В 1936-м Карп, его супруга Акулина и их дети – 9-летний Савин и 2-летняя Наталья – отправились в путешествие. Продолжался он долго; за несколько лет Лыковы сменили несколько деревянных изб, пока наконец не добрались до действительно уединенного места. Здесь семейство обосновалось; здесь в 1940-м родился Дмитрий Лыков, а еще два года спустя – его сестра Агафья. Мерное течение жизни Лыковых не нарушало ничего – вплоть до 1978-го.

Гости из внешнего мира наткнулись на Лыковых почти случайно – геологическая экспедиция исследовала окрестности реки Большой Абакан. Пилот вертолета случайно заметил с воздуха следы человеческой деятельности – в местах, в которых людей не могло быть даже теоретически. Удивленные находкой, геологи решили выяснить, кто же именно здесь живет.

Конечно, выжить в суровой сибирской тайге оказалось нелегко. Вещей с собой у Лыковых было немного – с собой они принесли несколько горшков, примитивную прялку, ткацкий станок и, разумеется, собственную одежду. Одежда, конечно же, довольно быстро пришла в негодность; чинить её пришлось подручными средствами – c помощью грубой ткани, вытканной вручную из конопляных волокон. Со временем

ржавчина уничтожила и горшки; c этого момента отшельникам пришлось довольно радикально сменить рацион и перейти на строгую диету из картофельных котлет, молотой ржи и конопляных семян. Лыковы страдали от постоянного голода и ели все, что могли достать – коренья, траву и кору.

В 1961-м сильнейшие заморозки уничтожили все то немногое, что росло в саду Лыковых; отшельникам пришлось начать есть собственную кожаную обувь. В этом же году скончалась Акулина; она добровольно заморила себя голодом, дабы оставить больше пищи мужу и детям.

К счастью, после оттепели Лыковы обнаружили, что один росток ржи заморозки все же пережил. Росток этот Лыковы берегли, аккуратно защищая его от грызунов и птиц. Росток выжил – и дал 18 семян, которые стали началом для новых посадок.

Дмитрий, никогда не видевший мира за пределами родных лесов, со временем стал великолепным охотником; он мог целыми днями пропадать в лесу, выслеживая и отлавливая животных.

Со временем быт наладить все же удалось. Охота и грамотно расставленные на звериных тропах ловушки приносили Лыковым ценное мясо; заготавливали впрок отшельники и часть пойманной рыбы. Обычно рыбу Лыковы ели сырой или пекли на костре. Конечно, немалую часть рациона их составляли лесные ресурсы – грибы, ягоды и кедровые орехи. Кое-что – преимущественно рожь, коноплю и некоторые овощи – Лыковы выращивали на огороде. Со временем отшельники научились обрабатывать шкуры; из полученной кожи они делали обувь – зимой по тайге передвигаться босиком было откровенно затрудни

Встреча Лыковых с геологами оказалась настоящим шоком для обеих сторон; геологи долгое время не могли поверить, что так далеко от цивилизации может существовать подобная микроколония, а Лыковы практически отвыкли от общения с другими людьми. Со временем контакт удалось наладить - сначала отшельники начали принимать у гостей соль (которой в их быту не хватало категорически), затем – железные инструменты. Через некоторое время Лыковы начали выбираться в ближайшие поселения; особенно сильное впечатление из всего советского быта на них произвел телевизор.

Увы, открытие большим миром принесло Лыковым не только пользу – в 1981-м Савин, Наталья и Дмитрий скончались. Наталью и Дмитрия убили проблемы с почками, Дмитрий умер от пневмонии. Есть основания полагать, что настоящей причиной смерти стал именно контакт со внешним миром – у молодых Лыковых начисто отсутствовал иммунитет к целому ряду современных заболеваний и новые знакомые волей-неволей заразили отшельников смертельными для них вирусами. Геологи предлагали Дмитрию помощь – вертолет вполне мог бы доставить его в клинику; увы, догматы староверов подобное запрещали категорически – Лыковы были абсолютно уверены в том, что жизнь человеческая находится в руках божьих и человеку воле его противится не следует. Не удалось геологам убедить и Карпа с Агафьей покинуть леса и перебраться к пережившим эти 40 лет во внешнем мире родственникам.

Карп Лыков скончался 16 февраля 1988-го; умер он во сне. Агафья Лыкова по сей день живет в семейном доме



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: