Изменения по физике в егэ. Что изменится в экзамене по физике? ЕГЭ по обществознанию: небольшие изменения в структуре

Самое главное:

В 2017 году

программа экзамена остается без изменений.

Кодификатор остается прежним,

возможны лишь редакторские правки


В 2017 году большие изменения произойдут в части 1 вариантов ЕГЭ по физике.

Часть 2 полностью сохранится в своем нынешнем виде

(3 задания с кратким ответом +

5 заданий с развернутым решением)


Что же изменится в части 1 ?

Из вариантов полностью уйдут

задания с выбором ответа (1 из 4) – 9 заданий

Увеличится число заданий с кратким ответом и заданий, где надо выбрать 2 верных ответа из 5

Общее число заданий в части 1 - 23 задания

(сейчас 24)


Задания по разделам в части 1 распределены практически так же, как и раньше:

Механика 7 заданий

Молекулярная физика 5 заданий

Электродинамика 6 заданий

Квантовая физика 3 задания (было 4)

Методология 2 задания

23 задания (было 24)


Внутри раздела задания будут расставлены

в зависимости от их формы.

В задании 13 это может не совпасть

с последовательностью изложения материала

(об этом через несколько минут).


Механика

задания

Форма задания

Балл

краткий ответ

краткий ответ

краткий ответ

краткий ответ

выбрать 2 верных ответа из 5

Соответствие


Молекулярная физика

задания

Форма задания

Балл

краткий ответ

краткий ответ

краткий ответ

выбрать 2 верных ответа из 5

«увеличится – уменьшится, не изменится»

или соответствие

«график – величина» или «величина – формула»


Электродинамика

задания

Форма задания

Балл

краткий ответ (определение направления)

краткий ответ

краткий ответ

выбрать 2 верных ответа из 5

«увеличится – уменьшится, не изменится»

Соответствие

«график – величина» или «величина – формула»


Квантовая физика

задания

Форма задания

Балл

краткий ответ (структура атома или его ядра)

краткий ответ

«увеличится – уменьшится, не изменится»

или соответствие

«график – величина» или «величина – формула»

Методология

задания

Форма задания

Балл

краткий ответ

(результат измерения с погрешностью)

краткий ответ


Общая сумма баллов в части 1:

10 + 7 + 9 + 4 + 2 = 32

Общая сумма баллов в части 2:

3 + 5  3 = 18

Общая сумма первичных баллов в варианте:

32 + 18 = 50 (как и сейчас)


Пример задания 13

По двум длинным прямым проводникам, перпендикулярным плоскости рисунка,

в противоположных направлениях текут одинаковые токи. Как направлен вектор индукции магнитного поля проводников в точке A (вправо, влево, вверх, вниз, к нам, от нас)?

Ответ: вниз


Пример задания 19

Укажите число протонов и число нейтронов в ядре изотопа полония

Ответ: 84 протона, 130 нейтронов


Пример задания 22

Масса 100 гвоздей равна (500 ± 1) г.

Чему равна масса одного гвоздя?

Ответ запишите с учетом погрешности измерений.

Ответ: (5,00 ± 0,01) г

Физика! Для многих современных школьников это звучит как нечто страшное, непонятное и не представляющее практического интереса. Однако, развитие науки, техники, информационных технологий является следствием открытий именно в этой области науки. Поэтому выбирать в качестве экзамена ЕГЭ физику необходимо большинству выпускников школ. Кроме того, ребятам нужно помнить, что физика – наука о природе, т.е. о том, что нас окружает. Изучаете ли Вы теорию или решаете задачу, всегда надо представлять как тот или иной процесс происходит в реальной жизни.

ЕГЭ по физике сдают выпускники с 2003 года. За последние 14 лет структура ЕГЭ претерпела массу изменений и будущий 2017 год не станет исключением. Приведем некоторые из них.

В 2017 году программа экзамена остается без изменений. Кодификатор остается прежним.

Большие изменения произойдут в части 1 вариантов ЕГЭ по физике. Часть 2 полностью сохранится в своем нынешнем виде (3 задания с кратким ответом + 5 заданий с развернутым решением).

Что же изменится в части 1?

Из вариантов полностью уйдут задания с выбором ответа (1 из 4) – 9 заданий.

Увеличится число заданий с кратким ответом и заданий, где надо выбрать 2 верных ответа из 5. Общее число заданий в части 1 - 23 задания (было 24).

Задания по разделам в части 1 распределены практически так же, как и раньше:

  • Механика – 7 заданий
  • Молекулярная физика – 5 заданий
  • Электродинамика – 6 заданий
  • Квантовая физика – 3 задания (было 4)
  • Методология – 2 задания
Всего: 23 задания (было 24).

Внутри раздела задания будут расставлены в зависимости от их формы. В задании 13 это может не совпасть с последовательностью изложения материала.

Структура ЕГЭ по физике в 2017 году

№ задания Форма задания Балл
МЕХАНИКА
1 Краткий ответ 1
2 Краткий ответ 1
3 Краткий ответ 1
4 Краткий ответ 1
5 Выбрать 2 верных ответа из 5 2
6 2
7 2
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
8 Краткий ответ 1
9 Краткий ответ 1
10 Краткий ответ 1
11 Выбрать 2 верных ответа из 5 2
12 2
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
13 Краткий ответ (определение направления) 1
14 Краткий ответ 1
15 Краткий ответ 1
16 Выбрать 2 верных ответа из 5 2
17 «Увеличится / уменьшится / не изменится» 2
18 Соответствие «график – величина» или «величина – формула» 2
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
19 Краткий ответ (структура атома или его ядра) 1
20 Краткий ответ 1
21 «Увеличится / уменьшится / не изменится» или соответствие «график – величина» или «величина – формула» 2

Общая сумма баллов в части 1: 10 + 7 + 9 + 4 + 2 = 32
Общая сумма баллов в части 2: 3 + 5×3 = 18
Общая сумма первичных баллов в варианте: 32 + 18 = 50 (как и сейчас).

Примеры решения заданий

Пример задания 13

По двум длинным прямым проводникам, перпендикулярным плоскости рисунка, в противоположных направлениях текут одинаковые токи. Как направлен вектор индукции магнитного поля проводников в точке A (вправо, влево, вверх, вниз, к нам, от нас)?

Ответ: вниз.

Пример задания 19

Укажите число протонов и число нейтронов в ядре изотопа полония 214 84 Po

Ответ: 84 протона, 130 нейтронов.

Удачи на экзамене!

Единый государственный экзамен – одна из самых обсуждаемых тем в педагогическом сообществе России. Будущие выпускники и преподаватели, которым предстоит подготовить учеников к сдаче ЕГЭ, уже сегодня задаются вопросом, каким будет ЕГЭ по физике в наступающем 2018 году и стоит ли ожидать какие-либо глобальные изменения в структуре экзаменационных работ или формате проведения испытаний. Физика всегда стояла особняком, а экзамен по ней традиционно считается намного сложнее, чем по другим школьным предметом. В то же время успешная сдача ЕГЭ по физике это проходной билет в большинство технических ВУЗов.

На данный момент нет официальной информации о принятии каких-либо существенных изменений в структуру ЕГЭ 2018 года. Обязательными остаются русский язык и математика, а физика входит в обширный список предметов, которые выпускники могут выбирать для себя дополнительно, ориентируясь на требования ВУЗа, в который они планируют поступать.

В 2017 году 16,5% всех 11-тиклассинков страны сделали выбор в пользу физики . Такая популярность предмета не случайна. Физика необходима всем, кто планирует вступать на инженерные специальности или связать свою жизнь с IT -технологиями, геологией, авиацией и многими иными, популярными сегодня направлениями.

Запущенный министром образования и науки Ольгой Васильевой еще в 2016 году процесс модернизации процедуры итоговой аттестации активно продолжается, время от времени в СМИ просачивается информация о возможных нововведениях, таких как:

  1. Расширение перечня обязательных для сдачи предметов дисциплинами: физика, история и география.
  2. Введение единого интегрированного экзамена по естественнонаучным дисциплинам.

Пока ведутся обсуждения по внесенным предложениям, нынешним старшеклассникам стоит основательно подготовится к сдаче наиболее актуальной связки ЕГЭ – математика профильного уровня + физика.

Стоит ли уточнять, что уверенно себя чувствовать в этой области будут в основном ученики профильных классов с углубленным изучением предметов математического цикла.

Структура экзаменационной работы по физике в 2018 году

Основная сессия ЕГЭ в 2017-2018 учебном году планируется в период с 28.05.18 по 09.07.18, но конкретные даты испытаний по каждому предмету пока не озвучены.

В 2017 году экзаменационные работы существенно изменились в сравнении с 2016 годом.

Изменения в ЕГЭ по физике в 2018 году

Из заданий полностью удалены тесты, оставляющие возможность бездумного выбора ответа. Вместо них ученикам предложены задания с коротким либо развернутым ответом. Можно с уверенностью утверждать, что в 2017-2018 учебном году ЕГЭ по физике не будет сильно отличаться по структуре и объему заданий от прошлого года. а это значит, что:

  • на выполнение работы будет отведено 235 минут;
  • всего выпускникам предстоит справиться с 32 заданиями;
  • І блок ЕГЭ (27 заданий) – задачи с кратким ответом, который может быть представлен целым числом, десятичной дробью либо числовой последовательностью;
  • ІІ блок (5 заданий) – задачи, требующие подобного описания хода мысли в процессе решения и обоснования принятых решений с опорой на физические законы и закономерности;
  • минимальный проходной порог – 36 баллов, что эквивалентно 10 правильно решенным заданиям из І блока.

Именно последние пять задач, с 27 по 31, представляют наибольшую сложность на ЕГЭ по физике и многие школьники сдают работу с пустыми полями в них. Но есть очень важный нюанс – если прочитать правила оценки этих задач, то станет ясно, что написав частичное пояснение задачи и показав правильное направление хода мыслей можно получить 1 или 2 балла, которые многие теряют просто так, не дойдя до полного ответа и ничего не записав в решении.


Для решения большинства задач их курса предмета «физика» необходимы не только хорошее знание законов и понимание физических процессов, а и хорошая математическая подготовка, а потому задаваться вопросом расширения и углубления знаний стоит задолго до предстоящего ЕГЭ 2018 года.

Соотношение теоретических и практических заданий в экзаменационных работах 3:1, а это значит, что для успешной сдачи в первую очередь необходимо владеть основными физическими законами и знать все формулы со школьного курса механики, термодинамики, электродинамики, оптики, а также молекулярной, квантовой и ядерной физики.

На шпаргалки и различные иные хитрости рассчитывать не стоит. Использование блокнотов с формулами, калькуляторов и других технических средств, чем так грешат многие ученики на школьных контрольных работах, является на экзамене недопустимым. Помните, что за соблюдением этого правила следят не только наблюдатели, а и неутомимые глазки видеокамер, распложенных таким образом, что бы заметить каждое сомнительное движение экзаменуемого.

Подготовиться к ЕГЭ по физике можно, обратившись к опытному преподавателю, или еще раз самостоятельно повторив школьную программу.

Учителя, преподающие предмет в профильных лицеях, дают такие простые, но действенные советы:

  1. Не пытайтесь запомнить сложные формулы, пытайтесь понять их природу. Зная, как выведена формула, вы без труда распишете ее в черновике, тогда как бездумное запоминание чревато механическими ошибками.
  2. Решение задачи начинайте с выведения конечного выражения в буквенном виде и лишь потом ищите ответ математически.
  3. «Набивайте руку». Чем больше разнотипных задач по теме вы решите, тем легче будет справиться с заданиями ЕГЭ.
  4. Начинайте готовиться к ЕГЭ по физике как минимум за год до экзамена. Это не тот предмет, который можно взять «нахрапом» и выучить за месяц другой, даже занимаясь с лучшими репетиторами.
  5. Не зацикливайтесь на однотипных простых заданиях. Задачи на 1-2 формулы – это только 1 этап. К сожалению, многие учителя в школах просто не идут далее, спускаясь к уровню большинства учеников или рассчитывая на то, что учащиеся гуманитарных классов не выберут не профильный для них предмет при сдаче ЕГЭ. Решайте задачи, объединяющие в себе законы из разных разделов физики.
  6. Еще раз повторите физические величины и их преобразование. При решении задач будьте особенно внимательны к тому, в каком формате представлены данные и при необходимости не забывайте их приводить к нужному виду.

Отличными помощниками в подготовке к ЕГЭ по физике станут пробные варианты экзаменационных заданий, а также задачи по разным темам, которые сегодня без труда можно найти в сети. Прежде всего, это сайт ФИПИ, где находится архив ЕГЭ по физике за 2008-17 годы с кодификаторами.

Больше о изменениях, которые уже произошли в ЕГЭ и о том, как подготовится к сдаче экзамена смотрите в видео интервью Марины Демидовой, руководителя Федеральной комиссии по разработке заданий и проведению ЕГЭ по физике:

Тема, которая, пожалуй, больше всего волновала будущих выпускников школ – это возможное введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ. В качестве возможных «кандидатов» назывались самые разные предметы – от истории и до физики.


Однако все существенные нововведения в ЕГЭ-2017 должны были быть анонсированы на официальном сайте ФИПИ до начала учебного года и, безусловно, отразиться в проекте расписания экзаменов. Но никаких официальных известий о «третьем обязательном» на начало учебного года не . Поэтому одиннадцатиклассники могут вздохнуть с облегчением: список обязательных предметов на ЕГЭ-2017 не меняется, их по-прежнему остается два:



  • русский язык (результаты которого учитываются при поступлении во все без исключения вузы страны);


  • математика – базовый или профильный уровень на выбор.

Тем не менее вопрос о третьем обязательном экзамене продолжает обсуждаться – но, как уверяли представители Министерства образования, решение будет принято только после общественного обсуждения. И произойдет это не «прямо сейчас».

ЕГЭ по русскому языку - 2017: изменения в отдельных заданиях

Структура задания по русскому языку останется неизменной: блок заданий с краткими ответами и эссе, анализирующее проблемы, поставленные в предложенном экзаменующемуся публицистическом или художественном тексте. О появлении устной части речи пока не идет. В перспективе «говорение» может появиться в ЕГЭ по русскому, однако представители Министерства образования оговаривали, что предварительную «обкатку» эта технология будет проходить на ОГЭ в классах.


В 2017 году изменения в ЕГЭ по русскому языку планируются лишь в трех заданиях, и они будут не очень существенными. Во всех случаях речь идет о расширении языкового материала:



  • в задании № 17 ( в предложениях, включающих обособленные конструкции) будут представлены не только вводные слова, но и обращения;


  • в задании № 22 (лексический в контексте) экзаменующимся раньше надо было найти в заданном фрагменте всего лишь одно слово или выражение (например, фразеологический оборот), соответствующее критериям задания. Теперь задача усложняется: из нескольких «подходящих» лексических единиц придется выбирать ту, что наиболее точно отвечает условиям задания.


  • в задании 23 (выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом) теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. То есть учащемуся надо найти в отрывке все такие предложения и вписать в бланк либо одну, либо несколько цифр.

ЕГЭ по математике -2017: профильный и базовый экзамен без изменений

В ЕГЭ по математике сохраняется разделение на два уровня:


  • относительно простой базовый экзамен с оценкой по пятибалльной шкале, проверяющий в основном знания в области так называемой « » и результаты которого не принимаются при поступлении в вуз и нужны только для получения аттестата;


  • профильный – гораздо более сложный, на тех выпускников, которые планируют поступать в технические вузы, где математика является обязательным предметом для поступления.

По официальным данным, опубликованным на сайте ФИПИ, ни в одном из экзаменов изменений по сравнению с 2016 годом не планируется. Однако учащимся, выбравшим профильный уровень, при подготовке к ЕГЭ по математике надо иметь в виду, что составители экзамена взяли курс на противодействие «натаскиванию» на решение задач определенного типа. И задачи повышенной сложности могут оказаться нестандартными: не выходящими за рамки школьного курса, но требующими «математической смекалки».


В 2016 году наличие в вариантах задач, отличавшихся по алгоритму решения от вариантов, представленных в демо-версиях, стало для многих неожиданностью и вызвало протесты и требования пересмотреть результаты. Однако разработчики экзамена достаточно ясно озвучили свою позицию: одной из главных функций ЕГЭ является дифференциация учащихся по уровню знаний, и школьники, отлично освоившие полный школьный курс математики являются более подготовленными к изучению предмета на вузовском уровне и должны иметь преимущества перед теми, кто просто натренировался решать задачи заданного типа. Так что, вероятнее всего, «нестандартные» задания по математике в 2017 году также будут включены в КИМы.

ЕГЭ по обществознанию: небольшие изменения в структуре

ЕГЭ в 2017 году в целом будет соответствовать модели 2016 года:


  • блок заданий с краткими ответами;

  • блок заданий с развернутыми ответами;

  • «альтернативное» задание – написание эссе на тему одного из предложенных высказываний.

Однако в блоке заданий с краткими ответами запланированы небольшие изменения. Из него будет исключено задание, фигурировавшее в КИМах 2016 года под номером 19 (дифференциация фактов, мнений и оценочных суждений). Зато появится еще одно задание по модулю «право»: на выбор верных суждений из списков, которое станет семнадцатым по счету.


Общее количество заданий и максимальный первичный балл в экзамене по самому популярному предмету по выбору останется неизменным.

ЕГЭ по физике- 2017: значительные изменения, исключение тестовой части

ЕГЭ по физике в 2017 году станет одним из трех предметов, претерпевших самые значительные изменения: из структуры экзамена полностью исключается тестовая часть , подразумевающая выбор одного верного ответа из списка вариантов. Вместо этого будет значительно расширен набор заданий с краткими ответами (в виде слова, числа или последовательности цифр). При этом распределение заданий по разделам школьного курса останется примерно таким же, как и в прошлые годы. Всего первом блоке экзамена будет 21 вопрос:


  • 7 – по механике,

  • 5 – по термодинамике и МКТ,

  • 6 – по электродинамике,

  • 3 – по квантовой физике.

Вторая часть экзаменационной работы (задачи с развернутыми ответами) останется без изменений. Первичный балл на ЕГЭ по физике также останется на уровне прошлого года.


ЕГЭ по литературе -2017: структура без изменений, но больше вопросов на знание текста

К 2018 году ЕГЭ по литературе ждут кардинальные изменения: ФИПИ планирует полностью исключить блок заданий с краткими ответами, оставив только четыре мини-сочинения и одно полноценное. Но в 2017 году экзамен по литературе пройдет по старой, уже ставшей привычной модели:


  • первый смысловой блок – отрывок из эпического или драматического произведения, 7 вопросов с краткими ответами и два мини-сочинения по нему;

  • второй блок – лирическое произведение, 5 вопросов по нему с краткими ответами и два мини-сочинения;

  • третий – развернутое сочинение (выбор из трех тем).

Однако если в 2016 году большинство вопросов с краткими ответами было ориентированы в первую очередь на то, чтобы проверить знание основных литературоведческих терминов, то в 2017 году эти задания будут направлены в первую очередь на знание реалий текста . Таким образом, «перешагнуть порог» только на знании небольшого объема теории больше не получится.


Следует обратить внимание еще на одну особенность экзамена по литературе. В соответствии с правилами в КИМы могут быть включены не только стихотворения, входящие в школьную программу. Если поэт включен в кодификатор – для анализа может быть предложено любое его стихотворение. И это правомерно – поскольку мини-сочинения по поэтическому отрывку должны продемонстировать умение экзаменующегося анализировать текст самостоятельно, а не вспоминать соответствующий параграф учебника. В 2016 году «непрограммные» стихотворения фигурировали во многих вариантах КИМов, и, скорее всего, в 2017 году эта тенденция сохранится.

ЕГЭ по биологии – радикальные изменения в 2017 году, исключение тестовой части и увеличение продолжительности

Модель ЕГЭ по биологии в 2017 году изменится фундаментально: из задания будет полностью исключена «тестовая» составляющая (вопросы с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов), зато будет увеличено число заданий с краткими ответами.


В контрольно-измерительных материалах появятся принципиально новые для ЕГЭ по биологии типы заданий , в числе которых:


  • восстановление пропущенных элементов или схемах;

  • анализ графиков, диаграмм и таблиц;

  • поиск ошибок в обозначениях на рисунке;

  • выведение свойств биологического объекта по «слепому» изображению (без подписей).

Тем не менее, разработчики экзамена полагают, что обновленный ЕГЭ по биологии не вызовет у учащихся существенных сложностей: многие типы заданий уже были опробованы на ОГЭ. Количество заданий с развернутыми ответами не изменится – их по-прежнему будет семь, а типы вопросов будут соответствовать модели 2016 года.


Изменение структуры экзамена повлечет за собой и ряд изменений в процедуре и шкале оценивания:


  • общее число заданий уменьшится с 40 до 28;

  • первичный балл уменьшается до 59 (в 2017 году он составлял 61);

  • время на выполнение работы увеличивается на полчаса, продолжительность экзамена составит 210 минут.

ЕГЭ по иностранному языку – практически без изменений

ЕГЭ по иностранным языкам в 2017 году будет проходить практически так же, как и в 2016, за одним лишь исключением. Формулировка задания № 3 в устной части экзамена (описание картинки) будет изменена. Как отмечают специалисты ФИПИ, при описании изображений экзаменующиеся порой злоупотребляют «воображаемыми обстоятельствами», утверждая, к примеру, что здесь изображены их родственники (в том числе жены и дети) или они сами («я космонавт и парю в невесомости»). Это входит в противоречие с задачей этого задания, проверяющего умение полно и точно описать конкретную фотографию.


Поэтому задание будет уточнено. Так, в ЕГЭ по языку в 2017 году из формулировки исключается слово Imagine, а слово present – меняется на describe. Аналогичные изменения будут внесены и в КИМы по другим иностранным языкам – чтобы было ясно, что речь идет именно об описании картинки, а не «рассказа по мотивам».

ЕГЭ по химии-2017: значительные изменения, исключение тестовой части

Модель ЕГЭ по химии 2017 года также ждут существенные изменения, связанные с исключением тестовой части – и увеличение количества и типов заданий с краткими ответами. Среди них появятся, например:


  • задания с выбором двух верных вариантов из нескольких предложенных,

  • вопросы на установления соответствия,

  • расчетные задачи.

Изменится и структура первой части экзамена: она будет включать в себя несколько тематических блоков, посвященных одному из разделов – и каждый блок будет содержать задания как базового, так и повышенного уровня сложности. Вторая часть экзаменационной работы (задания с развернутыми ответами) останется практически такой же, как в прошлые годы.


При этом:


  • общее количество заданий уменьшится с 40 до 34;

  • максимальный первичный бал снизится с 64 до 60;

  • задания №№ 9 и 17 (связь органических и неорганических веществ) будут оцениваться уже не в один первичный балл, а в два.

ЕГЭ по истории – небольшие изменения в системе оценивания

В 2017 году экзамен по истории будет практически полностью идентичен вариантам прошлого года. Однако в системе оценивания будут изменения: «стоимость» двух заданий вырастет с одного первичного балла до двух:



  • задание № 3 (выбор терминов, относящихся к определенному историческому периоду);


  • задание № 8 (выбор пропущенных выражений из списка предложенных вариантов).

Кроме того, будет уточнена формулировка и критерии оценивания задания № 25 (эссе, посвященного одному из исторических периодов).

ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году – без компьютеров, без изменений

Структура и технология проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году будет полностью соответствовать экзаменационной модели 2016 года. Не идет речи и об использовании экзаменующимися компьютеров – хоть эта идея (с учетом специфики предмета – абсолютно логичная) активно обсуждается, но выпускникам этого года вновь придется работать с традиционными бланками.


При подготовке к экзамену не стоит упускать из вида некоторые особенности контрольно-измерительных материалов:


  • задание № 27 дается в двух вариантах, один из которых – более прост и оценивается в 2 балла, второй – в 4;

  • для написания программы в задании 27 можно использовать любой язык программирования на выбор экзаменующегося.

ЕГЭ по географии: небольшие изменения в системе оценивания

В контрольно-измерительные материалы по географии в 2017 году не будет вносится никаких корректив, однако «весомость» отдельных заданий изменится: максимальный балл за четыре задания будет увеличен, а еще за четыре – уменьшен.


Так, с одного первичного балла до двух увеличится стоимость заданий №№ 3, 11, 14 и 15 (все – на определение и выбор из списка верных высказываний).


С двух баллов до одного «уценили» следующие задания:



  • 9 (размещение населения России, работа с картой),


  • 12 (разграничение верных и неверных высказываний о городском и сельском населении);


  • 13 (география транспорта, отраслей промышленности и сельского хозяйства России);


  • 19 (экспорт и международный транспорт).

Максимальный первичный балл остался неизменным – 47.

Официальная информация об изменениях в сдаче ЕГЭ- 2017

Все официальные документы, связанные со сдачей ЕГЭ, оперативно публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Там размещена и сводная изменений, однако для того, чтобы составить полное впечатление о «новых веяниях» в экзаменационной компании, этого недостаточно – информация в таблице дана очень сжата и касается только принципиальных изменений.


Для того, чтобы быть в курсе всех деталей сдачи ЕГЭ в 2017 году «из первых рук», можно также:



  • ознакомиться с проектами КИМ ЕГЭ текущего года и внимательно изучить структуру экзаменационной работы;


  • изучить методические рекомендации для учителей , составленные по итогам 2016 года – там подробно анализируются типичные ошибки прошлогодних выпускников и «разжевываются» и обосновываются запланированные изменения.

В 2017 г. контрольные измерительные материалы по физике претерпят существенные изменения.


Из вариантов исключены задания с выбором одного верного ответа и добавлены задания с кратким ответом. В связи с этим предложена новая структура части 1 экзаменационной работы, а часть 2 оставлена без изменений.

При внесении изменений в структуру экзаменационной работы сохранены общие концептуальные подходы к оценке учебных достижений. В том числе остался без изменений суммарный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы, сохранено распределение максимальных баллов за выполнение заданий разных уровней сложности и примерное распределение числа заданий по разделам школьного курса физики и способам деятельности. Каждый вариант экзаменационной работы проверяет элементы содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания разных уровней сложности. Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими умениями, применение знаний при объяснении физических процессов и решении задач.

Вариант экзаменационной работы будет состоять из двух частей и включит в себя 31 задание. Часть 1 будет содержать 23 задания с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, двух чисел или слова, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр. Часть 2 будет содержать 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (24–26) и 5 заданий (29–31), для которых необходимо привести развернутый ответ.

В работу будут включены задания трех уровней сложности. Задания базового уровня включены в часть 1 работы (18 заданий, из которых 13 заданий с записью ответа в виде числа, двух чисел или слова и 5 заданий на соответствие и множественный выбор). Среди заданий базового уровня выделяются задания, содержание которых соответствует стандарту базового уровня. Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике, устанавливается, исходя из требований освоения стандарта базового уровня.

Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в вузе. Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 5 заданий с кратким ответом в части 1, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2. Последние четыре задачи части 2 являются заданиями высокого уровня сложности.

Часть 1 экзаменационной работы будет включать два блока заданий: первый проверяет освоение понятийного аппарата школьного курса физики, а второй – овладение методологическими умениями. Первый блок включает 21 задание, которые группируются, исходя из тематической принадлежности: 7 заданий по механике, 5 заданий по МКТ и термодинамике, 6 заданий по электродинамике и 3 по квантовой физике.

Группа заданий по каждому разделу начинается с заданий с самостоятельной формулировкой ответа в виде числа, двух чисел или слова, затем идет задание на множественный выбор (двух верных ответов из пяти предложенных), а в конце – задания на изменение физических величин в различных процессах и на установление соответствия между физическими величинами и графиками или формулами, в которых ответ записывается в виде набора из двух цифр.

Задания на множественный выбор и на соответствие 2-балльные и могут конструироваться на любых элементах содержания по данному разделу. Понятно, что в одном и том же варианте все задания, относящиеся к одному разделу, будут проверять разные элементы содержания и относиться к разным темам данного раздела.

В тематических разделах по механике и электродинамике представлены все три типа этих заданий; в разделе по молекулярной физике – 2 задания (одно из них на множественный выбор, а другое – либо на изменение физических величин в процессах, либо на соответствие); в разделе по квантовой физике – только 1 задание на изменение физических величин или на соответствие. Особое внимание следует обратить на задания 5, 11 и 16 на множественный выбор, которые оценивают умения объяснять изученные явления и процессы и интерпретировать результаты различных исследований, представленные в виде таблицы или графиков. Ниже приведен пример такого задания по механике.

Следует обратить внимание на изменение форм отдельных линий заданий. Задание 13 на определение направления векторных физических величин (силы Кулона, напряженности электрического поля, магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца и т.д.) предлагается с кратким ответом в виде слова. При этом возможные варианты ответа указаны в тексте задания. Пример такого задания приведен ниже.

В разделе по квантовой физике хочется обратить внимание на задание 19, которое проверяет знания о строении атома, атомного ядра или ядерных реакциях. У этого задания изменилась форма представления. Ответ, представляющий собой два числа, необходимо сначала записать в предложенную таблицу, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и дополнительных знаков. Ниже приведен пример такой формы задания.

В конце части 1 будут предлагаться 2 задания базового уровня сложности, проверяющие различные методологические умения и относящиеся к разным разделам физики. Задание 22 с использованием фотографий или рисунков измерительных приборов направлено на проверку умения записывать показания приборов при измерении физических величин с учетом абсолютной погрешности измерений. Абсолютная погрешность измерений задается в тексте задания: либо в виде половины цены деления, либо в виде цены деления (в зависимости от точности прибора). Пример такого задания приведен ниже.

Задание 23 проверяет умение выбирать оборудование для проведения опыта по заданной гипотезе. В этой модели изменилась форма представления задания, и теперь оно представляет собой задание на множественный выбор (двух элементов из пяти предложенных), но оценивается в 1 балл, если верно указаны оба элемента ответа. Могут предлагаться три различные модели заданий: на выбор двух рисунков, графически представляющих соответствующие установки для опытов; на выбор двух строк в таблице, которая описывает характеристики установок для опытов, и на выбор названия двух элементов оборудования или приборов, которые необходимы для проведения указанного опыта. Ниже приведен пример одного из таких заданий.

Часть 2 работы посвящена решению задач. Это традиционно наиболее значимый ре-зультат освоения курса физики средней школы и наиболее востребованная деятельность при дальнейшем изучении предмета в вузе.

В этой части в КИМ 2017 г. будет 8 различных задач: 3 расчетные задачи с самостоятельной записью числового ответа повышенного уровня сложности и 5 задач с развернутым ответом, из которых одна качественная и четыре расчетные.

При этом, с одной стороны, в разных задачах в одном варианте не используются одинаковые не слишком значимые содержательные элементы, с другой – применение фундаментальных законов сохранения может встретиться в двух-трех задачах. Если рассматривать «привязку» тематики заданий к их позиции в варианте, то на позиции 28 всегда будет задача по механике, на позиции 29 – по МКТ и термодинамике, на позиции 30 – по электродинамике, а на позиции 31 – преимущественно по квантовой физике (если только материал квантовой физики не будет задействован в качественной задаче на позиции 27).

Сложность задач определяется как характером деятельности, так и контекстом. В расчетных задачах повышенного уровня сложности (24–26) предполагается использование изученного алгоритма решения задачи и предлагаются типовые учебные ситуации, с которыми учащиеся встречались в процессе обучения и в которых используются явно заданные физические модели. В этих задачах предпочтение отдается стандартным формулировкам, а их подбор будет осуществляться преимущественно с ориентацией на открытый банк заданий.

Первое из заданий с развернутым ответом – качественная задача, решение которой представляет собой логически выстроенное объяснение с опорой на физические законы и закономерности. Для расчетных задач высокого уровня сложности необходим анализ всех этапов решения, поэтому они предлагаются в виде заданий 28–31 с развернутым ответом. Здесь используются измененные ситуации, в которых необходимо оперировать бόльшим, чем в типовых задачах, количеством законов и формул, вводить дополнительные обосно-вания в процессе решения или совершенно новые ситуации, которые не встречались ранее в учебной литературе и предполагают серьезную деятельность по анализу физических процессов и самостоятельному выбору физической модели для решения задачи.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: