Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа. Принципы и методы социальной работы с молодежью Название тем для работы с молодежью

Не секрет, что бурное развитие компьютерных технологий, доступность сети Интернет позволяют молодым людям получать необходимую информацию там, а не в стенах библиотеки. Нацеленность на быстрое получение конкретной информации, снижение интереса к чте-нию, вызывает кризис читательской культуры, что не способствуют формированию активного гражданского поведения молодёжи, гармоничной адаптации во взрослой жизни. Но всё-таки именно библиотека является важным средством социализации личности, оказывая помощь в становлении взглядов и убеждений. Молодой читатель ХХI века значительно отличается от читателей - 90-х годов ХХ века - не только более современным мировоззрением, но и возможностями выбора получения нужной информации, способов проведения своего досуга. Чтобы не потерять молодежную аудиторию, должна измениться и современная библиотека. Работа с этой категорией читателей должна быть нацелена на поиск новых форм и методов библиотечного обслуживания молодежи.

С целью повышения уровня библиотечного обслуживания, обмена опытом работы среди библиотек Новгородской области, введения в работу инновационных интерактивных форм обслуживания молодёжи, повышения творческого уровня в работе библиотек, на базе центральной районной библиотеки Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая библиотечная система Маловишерского района» 31 октября состоялся совместный семинар сотрудников библиотечных систем Маловишерского и Крестецкого районов, посвящённый теме «Новые формы работы с молодёжью».

Семинар начался с приветственного слова председателя комитета культуры Администрации Маловишерского муниципального района Ефимовой Натальи Васильевны. В своём выступлении она познакомила нас со структурой культурных учреждений района, их работой, экономическом состоянии района, занятостью населения.

Директор МБУК «Маловишерская межпоселенческая библиотечная система» Татьяна Николаевна Яковлева рассказала о современном состоянии и актуальных вопросах развития своего учреждения, о распределении обязанностей среди работников в их творческой работе. Светлана Борисовна Андреева, директор МБУК «Крестецкая межпоселенческая библиотека» познакомила участников семинара с деятельностью и дальнейшими перспективами развития деятельности библиотек Крестецкого района.

Главный библиотекарь по маркетингу и массовой работе центральной библиотеки имени А.С.Пушкина МБУК «Маловишерская МЦБС» Елена Валерьевна Кондратьева рассказала о сайтах социальной сети и других медиа, которые являются помощниками библиотек в работе с молодёжью, познакомила с сайтом Маловишерской МЦБС, рассказала о творческих мастерских, которые проводит центральная библиотека. Заведующий отделом инновационной деятельности центральной районной библиотеки Маловишерской МЦБС рассказала о развитии библиотек через проектную деятельность. Поделилась опытом реализации проектов в рамках областного конкурса «Новгородика» и в рамках благотворительной программы «Активное поколение», о своих лучших проектах, которые получили поддержку в их реализации, о своих издательских материалах.




Опытом своей работы с молодёжью в видео-презентации поделилась Алевтина Васильевна Изосова, ведущий библиотекарь читального зала центральной районной библиотеки МБУК «Крестецкая межпоселенческая библиотека». Темой её выступления была: «Библиотека и молодёжь. Поиск идеальной модели». Она рассказала о работе с молодёжным клубом «Молодёжь.RU» при филиале государственного образовательного учреждения Новгородский торгово-технологический техникум по патриотическому воспитанию и о различных формах работы библиотеки с молодёжью в экологическом, краеведческом направлении, по продвижению чтения, здоровому образу жизни. Ведущий библиограф центральной районной библиотеки МБУК «Крестецкая межпоселенческая библиотека» Ольга Владимировна показала видео-презентацию и рассказала о работе с молодёжью в Центре правовой информации по профориентации, по мероприятиям в рамках предвыборных кампаний, по пенсионной грамотности молодого поколения.

Выступления на семинаре были очень интересными и познавательными, а закончился экскурсией по центральной и детской библиотекам МБУК «Межпоселенческая библиотечная система Маловишерского района».

Все участники уехали с новыми идеями и хорошими впечатлениями о слаженной и плодотворной работе библиотечной системы Маловишерского района. Получили хорошие уроки по издательской и проектной деятельности, по организации проведения мастер-классов и многое другое.

В.В.Судник

Формы досуга- это своего рода виды, варианты организации культурного досуга, характеризующиеся особенностями построения, целями, задачами и содержанием, видами и формами деятельности его участников, а также местом и временем проведения.

Приемлемыми формами организации культурного досуга являются активные формы вовлечения молодежи в культурно-досуговую деятельность, основанной на инициативе и практическом участии каждого. В практике работы учреждений культуры сложились разнообразные виды организации культурного досуга молодежи, которые можно свести в следующие организационные формы:

· организация деятельности клубных формирований (клубов по интересам и любительских объединений, творческих коллективов;

· организация культурно-досуговых мероприятий.

Организация деятельности клубов по интересам.

Клуб - общественная организация, объединяющая людей в целях общения на основе совместных научных, художественных и других интересов; добровольное объединение молодёжи с определенной целью, функционирующее на общественных началах; сообщество людей с едиными интересами, объединенное в организацию или ассоциацию.

Разновидность клубов весьма широка это интеллектуальные, политические, спортивные, развлекательные и т. п.,

Организация деятельности творческих коллективов.

Творческий коллектив - добровольное объединение любителей музыкального, хореографического, театрального и других жанров художественного творчества, основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию культурных ценностей.

Участие в творческих коллективах осуществляется в свободное от учебы время и представляет собой одну из форм активной общественной и культурно-досуговой деятельности.

Творческие коллективы - ансамбли, кружки, студии, секции, клубы

Репертуар творческих коллективов выступает одним из ведущих воспитательных факторов, при формировании которого учитываются следующие задачи:

o способствовать формированию и развитию у моложежи гражданственности и патриотизма;

o развивать уважение к отечественной истории, традициям и культуре народа;

o приобщать к достижениям отечественной и мировой художественной культуры;

o способствовать формированию поликультурной и толерантной личности;

o развивать культурный кругозор

Организация культурно-досуговых мероприятий.

Работа по организации досуга как активной формы внеучебной деятельности предусматривает включение молодежи в подготовку и проведение культурно-досуговых мероприятий. Молодежь и творческие коллективы активно участвуют в организации, подготовке, разработке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Культурно-массовые мероприятия:

· официальные и торжественные встречи;

· концертные;

· шоу-программы;

· театрализованные представления;

· фольклорные праздники;

· конкурсы и фестивали;

· театрализованные шествия;

· Творческие встречи с выдающимися деятелями культуры, искусства.

· Танцевальные вечера и др.

Для молодежи наибольший интерес представляют досуговые программы исключительно рекреационного характера, которые позволяют снять утомление, стресс, нервное напряжение, отключиться от всех повседневных забот. И поэтому такие формы как небольшие тетрализованное представление с танцевально-конкурсной программой нашли отклик у молодежи. Данные формы досуга способствуют получению заряда бодрости и положительных эмоций.

Одним из самых распространенных среди молодежи видов досуговой деятельности, отдыха, развлечения является дискотека.

«Дискотека» (греч. diskos -- диск и theke -- хранилище) -- одна из наиболее популярных среди современной молодежи форм организации досуга. Основное предназначение дискотеки -- танцы с использованием записей современной музыки. Оборудованная по всем правилам дискотеки имеет совершенную звукопроигрывающую аппаратуру, системы светомузыки и т. д., руководителя музыкальных программ -- диск-жокея (DJ). «Диск-жокей» или «Ди-джей» (DJ) - Диск-жокей, МС, ведущий дискотеки, тот, кто ставит пластинки и крутит их в разных направлениях, чтобы добиться звуков и ритмов. От его музыкального вкуса зависит настроение аудитории.

В современном мире дискотека в большинстве случаев -- часть разветвленной системы шоу-бизнеса, преследующей как коммерческие, так и идеологические цели по отвлечению молодежи от политических, социальных и серьезных культурных проблем. Хочется заметить, что дискотека определена как форма организации досуга.

Дискотека - это форма досуга, объединяющий людей различных специальностей, наклонностей, дарований на основе интереса к музыке, искусству.Целью дискотек является нравственного и эстетического воспитания молодежи с применением эффективных технических средств.Дискотека - это творческая лаборатория, в которой осуществляется синтез различных жанров искусства; небольшой «институт социологических исследований», где изучаются вкусы, потребности молодежи путем анкетирования, опроса, непосредственного диалога; «проектно-конструкторское бюро», где задумываются, конструируются и изготавливаются самые различные технические устройства.

Также большой популярностью пользуются акции (флэшмобы).Флешмоб (флеш-моб, флэш-моб) (от англ. flashmob; flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа; переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговорённые действия (по подготовленному сценарию) и затем одновременно быстро расходится в разные стороны, как ни в чём не бывало. Главный принцип: «Флешмоб вне политики и экономики». Флешмобы не могут проводиться как рекламные или общественно-политические акции.

Интеллектуальные игры также находят свой интерес у молодежи.

Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта (от лат. intellectus - понимание, познание) или эрудиции (от лат. eruditio - ученость, познания; глубокие всесторонние познания, широкая осведомленность). Интеллектуальные игры часто строятся в форме викторины: как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и областей знания.

В нашей стране одним из популярных форм организации досуга стали шоу программы. Получив, благодаря телевидению, миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в практику учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Молодежь активно принимает участие в различных шоу программах. Ток-шоу (от англ. talk - говорить) - разновидность шоу, в котором участники ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Как правило, при этом присутствуют зрители, которым предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.

игровое шоу - разновидность шоу, в основе которого лежит игра, проводимая по определённым правилам.

концерт-шоу - вид шоу-программы, в основе которой особо яркий, зрелищный концерт (гала-концерт).

танцевальное шоу - вид шоу-программы, основанное на использовании хореографии.

спортивное шоу - разновидность шоу, основанное на демонстрации какого-либо вида спорта.

Фэшн-шоу (с англ. Fashion - стиль, мода)-модное шоу, показ модной одежды; выступление театра моды и др.

Различные фестивали и конкурсы также являются неотъемлемой частью досуговой жизни молодежи, особенно это актуально для молодежных творческих коллективов, клубов, кружков, а также отдельных людей увлекающихся различными направлениями субкультур молодежного досуга. Фестиваль может включать не только конкурсную, но и другую развлекательную (экскурсионную, концертную и пр.) программу для его участников и зрителей.

КВН, не новая форма, но по-прежнему остается актуальной для молодежной среды. Молодежь активно принимает участия в КВН. КВН (Клуб Веселых и Находчивых) - популярные юмористические игры, в которых команды различных коллективов (вузов, учебных заведений, классов и т.д.) соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.

Сегодня в наше время информации, компьютеров и компьютерных сетей, современнейшей аппаратуры, у молодежи возрастает интерес к «индустриальным» видам досуговых игр, связанных с использованием игровых автоматов и компьютеров. Создание зала современных игровых автоматов. Эти игры требуют определенных умений, компьютерной грамотности, новой информации и знаний.

Салонные игры- это игры в команде психологически пошаговые ролевые игры с детективным сюжетом. Это вариант проведения праздника для небольших групп участников (от 10 до 30 человек). Как самостоятельное событие или в структуре Вечеринки салонная игра позволяет участникам интересно и необычно провести время.

Нельзя сказать,что все вышеперечисленные формы являются новыми в современном досуге молодежи. Большинство из них существовали и ранее, но со временем содержание их менялось в связи с изменением интересов молодежи,появлением новых молодежных субкультур и ростом технического прогресса.Как отмечает И.В. Носова, несмотря на консервативность традиций при их передаче от поколения к поколению всегда имеются неограниченные возможности для маневрирования их содержанием. Это проявляется в изъятии некоторой части устаревших элементов или пополнении указанного наследия новыми материалами, более соответствующими сложившимся условиям. Упрощение видов молодежной досуговой деятельности и примитивизацию их содержания, невозможность организованно проводить досуг, можно объяснять неразвитостью инфраструктуры досуга, а также отсутствием у большинства молодых людей достаточных материальных средств. Подтверждением этому могут служить результаты исследования Ю.Р. Вишневского и Л.Я Рубиной, которые свидетельствуют, что, например, уровень расходов студентов на сферу досуга достаточно тесно коррелирует со степенью удовлетворенности проведением свободного времени. Более того, исследователи фиксируют наличие прямой связи между количеством денег, расходуемых на досуговую деятельность и удовлетворенностью ею.

Интернет как вид досуговой деятельности организуется не только дома, но и в различных компьютерных клубах, Интернет-кафе. Вместе с тем функционирование подобных предприятий в сфере досуга молодежи связано с рядом проблем. Так, в ходе экспертного опроса ведущего специалиста отдела организации воспитательной работы департамента образования и науки Краснодарского края были обсуждены результаты рейдов по компьютерным клубам г. Краснодара в сентябре и ноябре 2002 года. Во время интервью с экспертом были высказаны опасения по поводу «губительного влияния чрезмерного увлечения компьютерными играми сомнительного содержания на психику молодого человека».

К современным формам работы со старшеклассниками и молодежью можно также отнести:

* Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия;

* Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы);

* Диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы;

* Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач. Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы;

* Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.

Сельский Дом культуры с. Эйлиг-Хем введен в эксплуатацию 1987 году и расположен в с. Эйлиг-хем по улице Найырал 3. При сельском Доме культуры работают 5 специалиста, из них 2 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре.

Число жителей села Эйлиг-Хем 627 человек из них молодежь в возрасте от 15 до 24 лет 150 человек, т. е от общего числа населения численность молодежи составляет 23,9%.

Основными направлениями в работе с молодежью являлись мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы-смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха. Например, дискотеки с игровой программой «А, знаешь ли ты кто?», «Чистота - залог здоровья», «Круто ты попал!», «Лучшие танцоры вечера». Ежегодно в Доме культуры совместно с отделом молодежи проводится КВН среди молодежных команд. В этом году он прошел под названием «Мы молодые». Идеей было выявление и развитие способностей и талантов молодежи, общение и взаимоотношение молодежи в процессе творческой деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности сельского Дома культуры Улуг-Хемского кожууна в 2012 году являются:

  • 1. Модернизация материально-технической базы сельского Дома культуры с. Эйлиг-Хем. Так как клуб в сельской местности должен быть местной интеллектуальной базой, центром досуга, технически оснащенный современными компьютерно-электронными средствами. Ибо только хорошо технически оборудованный клуб может быть центром культуры;
  • 2. Модернизация досуга молодежи;
  • 3. Повышение квалификации специалистов сельского Дома культуры, руководителей любительских коллективов. В кожууне 19 специалиста сельских клубов имеют только среднее специальное образование, 9 специалистов - среднее специальное не по культуре, что составляет 52%, поэтому проблема специалистов, способных решать сложные задачи культурно-досуговых учреждений в новых условиях, а значит и проблема повышения квалификации этих специалистов - одна из главных. Решается она согласно плана повышения квалификации специалистов сельских культурно-досуговых учреждений;
  • 4. Активное участие в разработке Грантов Председателя Правительства РТ, социально-творческих заказов, ФЦП.

В настоящее время заметно повысилось требование населения, особенно молодежи в проведении качественных и содержательных мероприятий. Действительно, захочет ли человек провести свой досуг в технически не оснащенном центре культуры, если в других заведениях в этом плане намного лучше? Пойдет ли он на дискотеку в клуб с плохим качеством звука и без соответствующих световых эффектов, тогда как в г. Кызыле, например, качественных мест отдыха много? Этот вопрос ныне стоит перед культработниками села во всей остроте. Дело не только в том, что клуб может потерять свой авторитет в глазах людей. При слабой оснащенности техническими средствами клуб перестанет быть именно центром культуры, местом отдыха.

Намереваясь шагать в ногу со временем нужно твердо уяснить, что нормальное функционирование любого, даже небольшого клуба и в городе и на селе немыслимо сегодня без применения новых технологий, без умелого руководства. Нет такой сферы культурной работы, где не чувствовалась бы насущная необходимость в технических работников. Разве обойтись без технических помощников, которые каждое мероприятие могут сделать эмоциональнее, красочнее, доходчивее? Да и по развитию платных услуг, предоставленных клубом населению, тоже не решить без хорошей материально-технической базы.

Осознавая большую роль новых технологий мы в нашем Доме культуры пытаемся работать на постоянное улучшение материально-технической базы, с учетом современных требований, что несомненно отражается на уровень проводимых мероприятий. По сравнению с 2000 годом резко возросло число клубных формирований, культурно-досуговых мероприятий, финансовых поступлений от разных видов уставных услуг.

На средства, вырученные от проведения уставных платных услуг, а также не в малой степени от спонсорских поступлений закуплены несколько комплектов компьютерной, оргтехники, средства связи. Приобретен и успешно используется в работе видеопроектор «SANYO», применение которого заметно улучшило качество и уровень проводимых мероприятий.

Стало возможным проведение красочных шоу-видео-дискотек для молодежи с одновременной проекцией видеоклипов, что как мы считаем, значительно повышает уровень дискотек на качественно новый уровень. Новым при проведении мероприятий явилась трансляция мероприятий на экран, показ слайдов, видеороликов, титров.

Новые технологии активно внедряются в кружки, работающие на самоокупаемости, в клубы по интересам и любительские объединения. В Доме культуры функционируют 13 формирований, где занимаются 125 человек, из них для молодежи от 15 до 24 лет 5 формирований, где занимаются 80 человек.

С 2011 года в нашем Доме культуры работают 2 платных самоокупаемых кружка и студия видеозаписи, где занимаются молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, всего 50 человек.

Это компьютерный кружок «Мой компьютерный мир» (рук. Монгуш А.А.), Целью данного кружка является обучение основным навыкам работы на персональном компьютере. В программу обучения входят ознакомление с устройством компьютера и периферийных устройств, работа с графикой, текстом, всемирная сеть Интернет.

От поступлений взносов за обучение в кружке приобретаем все расходные материалы: картриджи для принтеров, бумагу, заправку для ксерокса, пленку для ламинирования и т. д.

Кружок будущих видео-операторов. Занятие проводится еженедельно. Преподается теория, основные способы съемки, умения пользования светом, микрофоном. Благодаря кружковцам все мероприятия записываются с помощью видеокамеры на кассету и хранятся в отдельном фонде. Работает студия звукозаписи. На базе центра работает своя студия звукозаписи с возможностью компьютерного премастеринга и изготовления лазерных компакт-дисков, где увлечены делом 10 чел. (в возрасте от 14 до 24 лет).

В будущем планируется открыть при доме культуре клуб любителей кино, который соберет, надеемся молодежь единомышленников любителей кино. Уровень и количество сельских досуговых мероприятий не сравнимы со столичными, это и определяет низкую посещаемость молодежи мероприятий. Образ жизни селян более однообразен, чем у горожан, они больше смотрят телевизор, чаще посещают дискотеки, больше гуляют.

Таким образом, проблема удовлетворенности молодежи своим досугом является актуальной на сегодняшний день. В этой проблеме есть как объективное, так и субъективное содержание. С одной стороны, пассивность молодых людей, установка на потребительство, с другой - ограничения финансового характера. Дом культуры, например, выходом из данной ситуации, как ограничение финансового характера, считает проведение платных услуг, дискотек, кружков, аренды помещения и аппаратуры. Внедрение в Доме культуры платных, интересных кружков для молодежи, населения. Мы считаем, что тогда механизм самоокупаемости и самообеспечения сработает.

И так на сегодня выявлены 8 важнейших факторов привлечения населения, молодежь в сельский Дом культуры и развития клубного учреждения: заинтересованность в своей работе и творческий уровень руководителя, специалистов работающих в данном Доме культуры, хорошо продуманная тактика работы, активное внедрение уставных платных услуг по запросам населения, постоянное улучшение материально-технической базы, активное внедрение новых технологий в работе, Интернет, средства связи и постоянное улучшение эстетики, дизайна наружного фасада здания, благоустройству его территории: озеленению, освещение и т. д.

В целях активизации последовательной работы учреждений социокультурной сферы по профилактике социально-опасных заболеваний, приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни совместно с Управлением образования администрации Улуг-Хемского кожууна проводился цикл профилактических программ таких как «Нет туберкулезу!», «Мы за ЗОЖ», «Полоса жизни», по профилактике правонарушений, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.

Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях.

Но все-таки наиболее эффективно она решается на индивидуальном, личностном уровне.

Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.

Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Досуг - это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем. При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее…

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

Культурно-досуговым учреждениям важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

  • - постоянное улучшение материально-технической базы культурно-досуговых учреждений;
  • - повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора;
  • - создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя почувствовали различные слои населения;
  • - создание банка идей и центра молодых инициатив, учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста;
  • - создание и организация новых клубов по интересам, гостиных и любительских объединений;
  • - участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности;
  • - создание на базе культурно-досугового учреждения социальных гостиных, групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.

На основании вышеизложенному в качестве предложения мы разработали проект муниципальной целевой программы по организации досуга молодежи.

Надеемся, что практическая значимость данной работы в дальнейшем будет связана с возможностью ее использования специалистами культурно-досуговых учреждений, а также педагогами организаторами в образовательных учреждениях в качестве методических рекомендаций по организации молодежного.

Заключение

В ходе исследования нами изучено современное состояние деятельности учреждений культуры по организации досуга молодежи села, как особой категории населения. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждения культуры, методов ее осуществления и поиска, новых досуговых технологий. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. досуг молодежь социокультурный

Оптимальное использование социально-культурного потенциала молодежи достигается при помощи использования социально-культурных технологий, а именно разработкой и внедрением социокультурных проектов и программ. С этой целью нами разработан проект поселенческой целевой программы «Молодежь села Эйлиг-Хем на 2013-2015 гг.», который утвержден Главой администрации и заложены средства на реализацию программы в бюджет Улуг-Хемского кожууна на 2013 год.

Надеемся, что наша целевая программа будет реализован успешно, так как она практически значима.

Молодёжь - это ключевая аудитория любого массового действия или праздника. Поэтому организаторам необходимо учитывать мнение этой аудитории. Итак, что же думает о молодёжных праздниках молодёжь? Я попросила нескольких представителей молодого поколения дать ответы на следующие вопросы:

  • 1 - Какие праздники вы считаете молодёжными?
  • 2 - Чем принципиально отличается молодёжный праздник от немолодёжного?
  • 3 - Что необходимо для проведения успешного праздника для молодой аудитории?
  • 4 - Примеры успешных, на ваш взгляд, молодёжных мероприятий, на которых вы присутствовали?
  • 1) День Молодёжи, День Святого Валентина, День Смеха.
  • 2) Возрастной категорией, присутствуют в основном лица от 18 до 25. Более активная конкурсная программа. Тексты в мероприятии более современные.
  • 3) Хорошо заинтересовать молодёжь. Разыгрывать более интересные призы, и проводить чаще активизацию зрителей.
  • 4) Конкурс красоты 2010
  • 20 Лет. Нина.
  • 1) День Молодёжи, День города, День Смеха, День Студента.
  • 2) Присутствуют люди до 30 лет, Современное содержание действия. Интересные активные конкурсы, современное музыкальное сопровождение, актуальные темы для нас молодёжи.
  • 3) Необходимо правильно организовать, так что б всем было интересно, агитацию, рекламу провести заранее, в Интернете выложить информацию. Во время представления активизировать. Темы интересные поднимать. Актёры и артисты что бы профессиональные были.
  • 4) День смеха

Вика, 20 лет.

  • 1) Новый Год, День города, День России, День Ивана Купала, Татьянин День и День Влюблённых.
  • 2) Активные конкурсы, лексикон современный, дискотека обязательно проводится.
  • 3) Важно чтоб на мероприятии были хорошие ведущие, которые не будут читать информацию с планшетов. Что б хорошо была передана тематика праздника, традиции и т.д. А так же очень важно чтоб динамика представления соблюдалась.
  • 4) Фестиваль одарённых детей.

Анна, 18 лет.

Подводя итоги опроса, можно сделать вывод, что самыми привлекательными праздниками для молодёжи являются День Святого Валентина, День Молодёжи, День Смеха, а самым главным в его проведении является безупречная организация и идея самого события - насколько она близка молодёжи и способна объединить участников.

Основная сложность организации молодёжных праздников состоит в том, что вкусы современных молодых людей чрезвычайно разнообразны. Это выражается во всём, начиная от музыки и литературы и заканчивая стилем одежды. Каждый представитель молодёжи индивидуален и хочет проявить себя на фоне сверстников. Наша задача сделать так чтоб это случилось, но при этом важно не обидеть никого другого, практически к каждому сделать краткий анализ и индивидуальный подход и, конечно же, вызвать полный интерес к содержимому праздника. И тогда это станет залогом успешного мероприятия и высокой оценки действий организаторов всеми присутствующими. Важно знать, как и во что "одеть" праздник, какую идею и художественную мысль вложить в него, чтобы он был интересным и насыщенным. Предлагаю, сделать небольшой экскурс по интересным формам проведения праздников, многие из них имеют историческое начало и вошли в культуру как традиционные, но используются и по сегодняшний день. А есть новые формы, которые пришли к нам в 21 веке, совсем недавно.

социальный досуг молодежь

Сегодня социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 30 направлениям. Только психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи осуществляют 206 центров; 10% служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону; около 6% центров занимаются социальной реабилитацией; 19,5% предоставляют социокультурные услуги; 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей; около 1% оказывают правовую и почти 5% - информационную помощь молодежи.

Основными направлениями работы органов социального обслуживания молодежи стали:

Воспитательно-профилактическое;

Реабилитационное;

Оздоровительное;

Досуговое:

Информационно-консультативное;

Содействие занятости;

Социальная поддержка молодого поколения.

В воспитательно-профилактическом направлении содержание строится в логике содействия самореализации детей и молодежи, что означает помощь им в осознанном целесообразном раскрытии и использовании своих позитивных возможностей, направленном на свободный выбор возможностей нового роста.

Для реализации этого направления должны решаться следующие задачи:

1. Получение и актуализация подростками важных социально-психологических знаний.

2. Раскрытие и воплощение подростками субъективных качеств в различных видах деятельности.

3. Развитие у подростков рефлексивной позиции и навыков обратной связи.

Реабилитационное направление включает вопросы наркопрофилактики, последствий бродяжничества, самовольных уходов воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ), прошедших лечение от наркомании и алкоголизма и находящихся в ремиссии и т.д.

В работе используют следующие методы: беседа, наблюдение, интервьюирование, индивидуальное консультирование, индивидуальная психокоррекция, групповая психокоррекция, тренинг навыков.

Цель направления - активизация неспецифических адаптационных реакций организма и достижение эмоционального равновесия и глубокой душевной релаксации.

Оздоровительное направление включает оздоровление нации, формирование здорового, физически крепкого поколения, четко выделенную в Концепции развития физической культуры и спорта Российской Федерации, задача сохранения и укрепления здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы является первостепенной в образовательном процессе. Эта задача многогранна. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в учебном заведении, малая физическая активность во вне учебное время.

Основной принцип работы с молодежью - рациональная организация их досуга во внеурочное время. Здесь реализуется:

1. Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, факультативах, курсах предпрофильного обучения.

2. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расширение кругозора молодежи и организацию свободного времени) - конкурсы, викторины, игровые программы, утренники, коллективно-творческие дела, дискотеки. Сюда же можно отнести многие формы, которые активно реализуются в культурно-досуговых учреждениях.

Это - массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты), вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры), встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами), праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей).

3. Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания молодежи от занятий в школе (институте), общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) - походы, экскурсии, выезды за город, посещение музеев, концертов, клубы общения по интересам.

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

По времени (кратковременные, периодические, систематические);

По характеру (пассивные, активные);

По направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Выделяют две основные формы досуга молодежи: организованный и неорганизованный. К сфере организованного досуга относятся подростковые и молодежные организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образованные организации, занимающиеся досугом молодежи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.

Неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, например, это могут быть сходные интересы. Принадлежность к неформальной группе обеспечивает молодому человеку определенный социальный статус и удовлетворяет потребности в социальной защите благодаря высокой степени внутригрупповой солидарности. Часто это приводит к самоотождествлению с компанией сверстников, отказу от индивидуальности, полному подчинению нормам, ценностям и интересам группы. В таких неформальных группах объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, атрибутика, слэнг, то есть своеобразная субкультура, отличная от общепринятой культуры взрослых, которая распространяется только на членов группы безотносительно к остальным окружающим. Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить. Это воплощается в одежде, манерах, жаргоне, специфических увлечениях. Довольно часто всё ограничивается лишь эксцентричностью поведения, нарушением норм морали, интересами вокруг музыки, тусовок, деструктивных проявлений. Отличие спонтанной группы как агента социализации заключается в том, что она не регламентируется никаким законодательством, непредсказуема и нередко представляет опасность как для юношей и девушек, так и для окружающих.

Неорганизованная форма досуга, общение в компании сверстников, быть членом которой молодой человек нуждается органически - процесс закономерный. Действительно, по данным многих опросов юношей и девушек предпочтения по проведению досуга отдаются именно неформальному общению с друзьями, сверстниками.

В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства развита на недостаточном уровне. Бесплатные кружковые объединения, секции, студии, обычно существующие при учреждениях общего и профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, Дворцах культуры, или распались, или не в состоянии заинтересовать молодёжь. Учреждения, осуществляющие организацию свободного времени на коммерческой основе, многие молодые люди не могут оплатить. Кроме того, особое внимание следует обратить на молодежные неформальные объединения, формирующиеся по «дворовой», микрорайонной принадлежности, как на субъекте социализации, но в таких компаниях возможно негативное влияние - употребление спиртных напитков, приобщение к табаку и наркотикам, участие в асоциальных проявлениях.

В связи с чем, одним из направлений профилактики девиантного поведения молодых людей становится, во-первых, создание более широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий; во-вторых, расширение сети досуговых учреждений для молодежи, и усиление контроля за теми учреждениями, деятельность которых связана с наличием таких форм социальной девиации, как алкоголизация, наркомания, проституция (дискотеки, ночные клубы и др.); в-третьих, выявление подростково-молодёжных компаний и групп с тем, чтобы, используя стремление молодого человека к принадлежности к неформальной группе, направить их деятельность в социально-значимое русло.

Деятельность социально-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий, где развитие и обогащение личности носят на столь добровольный характер .

Информационно-консультативное направление деятельности включает:

Просвещение молодежи в форме «круглых столов», диспутов, бесед;

Пропаганда здорового образа жизни;

Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;

Повышение правовой культуры и грамотности молодежи;

Подготовка молодежи к семейной жизни;

Консультативная деятельность специалистов: психолог, нарколог, врач акушер-гинеколог, юрист;

Проведение социологических опросов среди молодежи;

Организация временной летней занятости подростков и молодежи.

Органы социального обслуживания оказывают содействие в трудоустройстве молодежи. Трудоустройство осуществляется по следующим направлениям:

1. Организация общественных работ.

2. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

3. Организация временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в возрасте до 25 лет.

4. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:

1. Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения.

2. Арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений.

3. Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий.

4. Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы.

5. Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций.

6. Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества.

7. Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах -ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефонов доверия», в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. Одной из главных проблем молодежи является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Рыночные отношения предполагают коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что в ее сознании произошла коренная переориентация от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Решению многих социально-экономических проблем молодежи способствует молодежное предпринимательство, развитию которого помогает целая комплексная система организаций, включающая региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и др.

Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.

Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства в отношении молодежи должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти.

Социальная работа с молодежью должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы.

Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим - социально-психологические особенности клиентов социальной работы - молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим - характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции).

Так, в это понятие входят и социальные службы, роль которых в обществе во многом отличается от деятельности обычных государственных учреждений. Социальные службы выступают в виде институциональной основы социальной работы, именно через них реализуются механизмы внедрения социальных проектов в практику с целью защиты и поддержки различных групп населения.

Важным в этой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик, организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальной поддержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей, уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологических консультационных методик и программ с учетом типа поселения.

Таким образом, использование различных принципов и методик социальной работы с молодежью позволяет решить обширный спектр проблем, охватывающих молодое поколение в трудный для них период времени.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: