Указать ткань волокна которой имеют растительное происхождение. Исследование натуральных волокон на гигиенические свойства. Ассортимент шерстяных тканей

4.2. Обязанности ответственных специалистов по эксплуатации и обслуживанию грузоподъемных машинИнженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан:

Проводить освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов (регистрируемых и не регистрируемых в органах Гос­гортехнадзора России);

Соблюдать графики периодических осмотров и ремонтов;

Контролировать наличие производственных инструкций и их выполнение обслуживающим персоналом.

Инженерно-технический работник, ответственный за содержа­ние грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан:

Обеспечивать своевременное их обслуживание и ремонт обу­ченным и аттестованным персоналом.

Ответственность за безопасное производство работ кранами вла­дельцы и руководители организаций, эксплуатирующих краны, дол­жны возложить на лиц из числа мастеров, прорабов, начальников участков, а также на бригадиров. На складах материалов в качестве таких ответственных лиц, по согласованию с органами Госгортех­надзора России, могут быть назначены заведующие складами. Лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, долж­ны быть назначены в каждом цехе, на каждой строительной пло­щадке или другом участке работ кранами и в каждой смене.

Ответственность за обеспечение безопасного производства ра­бот кранами на каждом участке работ в течение каждой смены должна быть возложена только на одного работника. Фамилии этих лиц должны быть указаны на табличке, вывешенной на видном месте постоянного участка работ.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ крана­ми, обязано:

Предоставлять обслуживающему персоналу (крановщикам, операторам, стропальщикам) время, необходимое для приема и сдачи смены;

Обеспечивать стропальщиков отличительными знаками и за­щитными средствами;

Организовывать ведение работ кранами в соответствии с пра­вилами безопасности, проектами производства работ, технически­ми условиями и технологическими регламентами;

Инструктировать крановщиков и стропальщиков по безопас­ному выполнению предстоящей работы;

Не допускать к обслуживанию кранов необученный и неаттестованный персонал; определять число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе кранов;

Не допускать к использованию немаркированные, неисправ­ные или не соответствующие характеру и массе грузов съемные грузозахватные устройства и тару, удалять с места работ бракован­ные устройства и тару;

Указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов;

Непосредственно руководить работами при погрузке и разгруз­ке полувагонов; перемещении груза несколькими кранами, вбли­зи линии электропередачи; перемещении груза кранами над пере­крытиями, под которыми размещены производственные или слу­жебные помещения, в которых могут находиться люди; перемеще­нии груза, на который не разработаны схемы строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ;

Контролировать соблюдение марочной системы при работе мостовых кранов;

Не допускать производство работ без наряда-допуска в слу­чаях, предусмотренных Правилами устройства и безопасной экс­плуатации грузоподъемных кранов;

Обеспечивать рабочих необходимыми средствами и приспо­соблениями для безопасного производства работ кранами;

Следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов;

Не допускать установки стреловых самоходных кранов и кра­нов-манипуляторов на площадках с уклоном, превышающим пас­портную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи откосов котлованов (тран­шей) на недопустимом расстоянии;

Вывешивать на месте производства работ список переме­щаемых краном грузов с указанием их массы. При ведении строи­тельно-монтажных работ крановщикам и стропальщикам, обслужи­вающим стреловые самоходные краны, такой список должен быть выдан на руки; в случае отсутствия в списке отдельных грузов не­обходимо давать крановщику сведения об их массе;

Определять места складирования грузов, обеспечивать их не­обходимой технологической оснасткой и приспособлениями (кас­сетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, под­кладками, прокладками, оттяжками и т.п.) и инструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования грузов;

Требовать от крановщика установки стрелового самоходного крана на дополнительные опоры, когда это требуется по грузовой характеристике, не допускать работы крана, установленного не на все опоры;

Обеспечивать сохранность контрольных грузов для проверки ограничителей грузоподъемности башенных кранов;

Не допускать работу крана при отсутствии в путевом листе или вахтенном журнале записи о его исправности;

Следить, чтобы на местах производства работ кранами были вывешены или выданы на руки крановщикам и стропальщикам графические изображения способов обвязки и зацепки грузов;

Не допускать перемещения краном кирпича над людьми;

Не допускать нахождения людей в кабине и кузове автома­шины при ее погрузке и разгрузке;

Не допускать подачи материалов, изделий в оконные и дру­гие проемы без приемных площадок;

Выполнять предписания инспектора Госгортехнадзора Рос­сии и инженерно-технического работника по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин;

Выявлять и ограждать опасные зоны, запрещать производ­ство работ в опасных зонах;

Информировать работников о возникновении чрезвычайных происшествий и принимать меры по их устранению.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные задачи технического надзора?

2. Какие виды технического надзора существуют и чем они отлича­ются?

3. Каков порядок назначения обслуживающего персонала и ответст­венных лиц за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин?

Глава 5. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ

5.1. Подготовка к выполнению стропальных и такелажных работ

Стропальные и такелажные работы производят в соответствии с проектом организации строительства (ПОС), проектом произ­водства работ, технологическими картами или технологическими схемами.

Проект организации строительства служит основанием для пла­нирования капитальных вложений, обеспечения строительства со­ответствующими трудовыми и материальными ресурсами. В проекте организации строительства рассматривают общие вопросы орга­низации работ на строительной и монтажной площадках, указыва­ют сроки начала и окончания строительства, приводят графики дви­жения рабочей силы, сведения о временных зданиях и сооружени­ях, подъездных путях и т.д.

Проект производства работ - это рабочий проект, по которому непосредственно осуществляется весь монтаж объекта или соору­жения.

Проект производства работ разрабатывают в соответствии с ПОС, требованиями действующих строительных норм и правил (СНИП), ГОСТ, ОСТ, технических условий (ТУ) и других нор­мативных документов.

Проект производства работ включает в себя:

Перечень проектных материалов;

Пояснительную записку;

Ведомости монтажного оборудования, такелажных приспо­соблений, ручных машин, материалов, объемов работ (оборудова­ния, металлоконструкций и трубопроводов);

Графики производства монтажных работ и движения рабо­чей силы, сроки подачи в монтаж оборудования, металлоконструк­ций и трубопроводов;

Ведомости потребности в энергоресурсах;

Технологические схемы монтажа оборудования, металлокон­струкций и трубопроводов с узлами строповки;

Рабочие чертежи приспособлений и индивидуальной таке­лажной оснастки;

Основные положения и мероприятия по охране труда, обеспе­чению необходимых бытовых условий и пожарной безопасности;

Паспорт монтируемого объекта;

Схемы разводок временного энергоснабжения (электроэнер­гии, воды, пара, сжатого воздуха и сварочных газов).

Технологические карты или технологические схемы содержат:

Технические решения и указания способа монтажа отдель­ных сложных видов оборудования, строительных конструкций, укрепленных узлов или блоков технологических трубопроводов;

Способы контроля положения оборудования, конструкций и элементов такелажной оснастки и выверки их по установочно-сборочным допускам;

Решения по механизации трудоемких ручных операций;

Требования по обеспечению безопасных условий производ­ства работ;

Способы строповки монтируемого оборудования или конст­рукций;

Спецификации монтажных и стропально-такелажных средств (включая механизированный инструмент и средств малой механи­зации) и материалов;

Схемы строповки грузов;

Типы кранов, их грузоподъемности и места установки;

Массы перемещаемого груза и тип грузозахватного уст­ройства;

Порядок производства работ с указанием мест нахождения стропальщика и такелажника.

До начала производства работ и использования грузоподъем­ных машин лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано провести занятие с крановщиками, стропальщи­ками, такелажниками, монтажниками по изучению ППР, техно­логических карт и схем.

О проведении занятия (инструктажа) делается запись в вахтен­ном журнале крановщика и журнале регистрации инструктажей.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответ­ствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуа­тации грузоподъемных кранов, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» и других нормативных пра­вовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, соблюдение которых обеспечивает без­опасность работ (в соответствии с ГОСТ 12.3.002-76, ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.020-76).

Если при работах с опасными веществами, расплавленными металлами и сплавами, определенными Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объек­тов» от 21.06.97 № 116-ФЗ как опасные производственные объек­ты, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы и другое производственное оборудование, то должны вы­полняться также требования промышленной безопасности.

Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:

Перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается;

Проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;

Следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного про­изводства работ;

При возникновении аварийных ситуаций или опасного трав­мирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.

Стропально-монтажные и другие работы с применением грузо­подъемных машин должны выполняться по проекту производства работ, технологическим картам, разработанным с учетом требо­ваний ГОСТ 12.3.009-76, который предусматривает:

Соответствие кранов производимой работе по грузоподъем­ности, высоте подъема груза, вылету стрелы;

Безопасную установку крана для работы вблизи строений, мест складирования, откосов котлованов и в других условиях;

Соблюдение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, включая городские контактные сети и т.д.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ кранами со­блюдайте следующие требования безопасности :

Производите работы на грузоподъемных механизмах и меха­низмах передвижения крана по сигналу стропальщика;

Вначале поднимите груз на 200...300 мм и убедитесь, что он застропован правильно и надежно;

Немедленно приостановите работу по сигналу «Стоп», неза­висимо от того, кем он подан;

Подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполняйте плавно, без рывков;

Перед подъемом или опусканием груза убедитесь в том, что вблизи груза, штабеля, железнодорожного сцепа, вагона, автомобиля и другого места подъема или опускания груза, а также между гру­зом и этими объектами не находится стропальщик или другие лица;

Застрапливайте и отцепляйте груз после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой под­веске или траверсе;

Неиспользуемые ветви стропа закрепляйте на крюке крана;

Для подводки стропов под груз применяйте специальные приспособления;

Строповку груза производите в соответствии со схемой стро­повки для данного груза;

Для длинномерных грузов используйте оттяжки;

Груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов и не менее 1 м над землей;

Опускайте груз на предназначенное и подготовленное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов;

Запрещается строповать защемленный груз.

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизи­рованными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации.

Механизированный способ является обязательным при подъе­ме грузов массой более 50 кг, а также при подъема грузов на высо­ту более 3 м.

Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом про­цессе должно производиться с помощью встроенных подъемно-транспортных устройств или средств механизации. Также должно быть механизировано перемещение грузов в технологическом про­цессе на расстояние более 25 м.

контрольная работа

2. Надзор и обслуживание грузоподъемных кранов: обязанности ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, порядок проверки знаний обслуживающего персонала, порядок ведения вахтенного журнала

Для организации технического надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин необходимо назначить ответственных лиц по надзору:

Грузоподъемных машин в исправном состоянии;

За безопасным производством работ кранами.

Кроме того, необходимо:

Создать службу по проведению ремонтов грузоподъемных машин и определить порядок приобретения или изготовления съемных грузозахватных приспособлений и тары;

Назначить постоянно действующую экзаменационную комиссию по проверке знаний обслуживающего персонала;

Создать комиссию для проведения ежеквартальной проверки состояния эксплуатации машин;

Регламентировать работу кранов вблизи ЛЭП;

Установить порядок обмена условными сигналами для связи стропальщиков с крановщиками.

Для работы с грузоподъемными машинами допускаются лица (крановщики, стропальщики и др.) не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение в учебных комбинатах, курсах по специальной программе, согласованной с Госгортехнадзором России. Лицам, успешно сдавшим экзамены, выдается удостоверение установленного образца. Крановщик, обслуживающий кран с электроприводом, кроме этого должен быть аттестован на группу по электробезопасности.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала квалификационной комиссией должна производиться:

Периодически не реже одного раза в год;

При переходе работника на другое место работы;

По требованию инженерно-технического работника (ИТР) по надзору или инспектора.

Эта проверка производится в объеме инструкций с отметкой в удостоверении.

Перед пуском грузоподъемной машины в эксплуатацию необходимо иметь следующую документацию:

Паспорт;

Техническое описание;

Инструкцию по эксплуатации;

Инструкцию по монтажу (если требуется монтаж);

Крановый журнал (включая вахтенный и периодических осмотров);

Журнал учета изготовленных СГЗП и тары;

Журнал периодических осмотров СГЗП и тары;

График технических освидетельствований кранов;

Акты предварительных осмотров и проверки крана перед освидетельствованием;

Инструкции по осмотру, ремонту и браковке СГЗП и тары;

Должностные и производственные инструкции.

Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ

Необходимое количество погрузочно-разгрузочных машин или устройств определяется двумя способами: методом непосредственного расчета; через сменную норму выработки...

Кран козловой двухконсольный

Объекты, на которых эксплуатируются грузоподъемные краны, относятся к категории опасных производственных объектов. Для выполнения требований Закона №116-ФЗ на предприятии, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности...

Кран мостовой

Производственный контроль за безопасной эксплуатацией кранов должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном...

Моторный цех автотранспортного предприятия

При постановке автомобиля на диагностику или техническое обслуживание водитель пишет заявку главному инженеру. Главный инженер осуществляет выписку заявок на автомобили, нуждающиеся в ТО и ТР...

Погрузочно-разгрузочные работы и складские операции на грузовой станции

Необходимое количество погрузочно-разгрузочных машин или устройств определяется по формуле:...

Разработка технологии капитального ремонта мостового крана

Металлоконструкции. При повреждении окраски металлоконструкции ржавеют. Места ржавления могут быть местом разрушения конструкции под нагрузкой. Поэтому сразу же после обнаружения мест с поврежденной окраской окраску следует восстановить...

Совершенствование зоны ТО1 с конструктивной разработкой подъемника

Количество рабочих мест : (2.47) где Фт - годовой фонд времени рабочего, час.; (для КАМАЗ-55111); (для МАЗ-4370); (для МАЗ-54329); (для ГАЗ-3302); Количество по штатному расписанию : (2.48) где Фш - годовой фонд времени штатного рабочего, час...

Структура, организация работы и технологии перегрузочно-складских и транспортных комплексов при мультимодальной перевозке канцелярской продукции в ящиках

Технологическая карта (ТК) является основным документом, характеризующим процесс перегрузки грузов (табл.3.1). Табл.3...

Техническая эксплуатация и безопасность движения на железнодорожном транспорте

стрелочный перевод поезд неисправность ТРА - Техническо-распорядительный акт - это нормативный документ, который устанавливает порядок использования технических средств станции и регламентирует безопасный и беспрепятственный прием...

Технологическое проектирование производственной зоны технического обслуживания

В последние годы, в связи с установившейся в Российской Федерации стабильной рыночной экономики назрела ситуация изменения многих законов, законодательных актов...

Технология выполнения усиленного капитального ремонта бесстыкового пути машинизированными комплексами с двойной очисткой щебеночного балласта

При усиленном капитальном, усиленном среднем и среднем, а также при других ремонтах пути с применением машин тяжёлого типа, формировании рабочих поездов и путевых машин на станции и отправлении на перегон...

Перед проверкой автоматической переездной сигнализации и автоматических шлагбаумов на переезде электромеханик выясняет у дежурного по переезду замечания по работе этих устройств...

Характеристика железнодорожной системы электрической централизации

Проверка состояния предохранителей Для проверки состояния предохранителей их следует изъять из электрической цепи. Предохранители, изъятие которых приводит к нарушению действия устройств СЦБ...

Эксплуатация и обслуживание мотовоза МПТ-4

Техника безопасности при проведении механо-сборочных работ Общие требования безопасности: К работе в качестве слесаря механосборочных работ допускаются лица не моложе 18 , имеющие профессиональную подготовку и соответствующее удостоверение...

Эксплуатация и техническое обслуживание грузоподъемных кранов и скреперов

Согласно типовой инструкции о порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества числящихся в составе основных фондов (средств), списанию с балансов предприятий...

Российская ФедерацияПостановление Госгортехнадзора России

РД 10-40-93 Типовая инструкция для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин (с Изменением N 1)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с правилами безопасности руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузоподъемные машины, должны назначить инженерно-технического работника (службу) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары.

1.2. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем грузоподъемных машин с учетом их количества, условий эксплуатации и согласовываться с органом госгортехнадзора. Функции службы надзора за грузоподъемными машинами должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.

1.3. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом госгортехнадзора исполнение обязанностей инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин может быть возложено на работников специализированной организации.

1.4. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин назначается приказом после проверки знаний им правил безопасности и должностной инструкции комиссией с участием представителя органа госгортехнадзора.

1.5. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должна проводиться не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.

1.6. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен быть подчинен главному инженеру (техническому руководителю) предприятия или его заместителю по технике безопасности. В случае отсутствия у владельца таких должностных лиц подчиненность инженерно-технического работника по надзору определяется владельцем по согласованию с органом госгортехнадзора.

1.7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен работать по плану, утвержденному должностным лицом, которому он подчинен. План работы должен включать в себя мероприятия с учетом должностных обязанностей инженерно-технического работника по надзору. О выполнении плана работы инженерно-технический работник по надзору должен ежемесячно представлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.

1.8. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляет также надзор за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей.

1.9. Во время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия инженерно-технического работника по надзору исполнение его обязанностей должно возлагаться приказом на другого работника, имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знаний Правил.

1.10. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен знать:

3) должностную инструкцию;

4) требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий-изготовителей;

5) должностные инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, и производственные инструкции для персонала по обслуживанию грузоподъемных машин;

6) инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;

7) методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;

8) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных машин.

2. ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан:

1) осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности;

2) проводить освидетельствование грузоподъемных машин и выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях, предусмотренных правилами безопасности, а также вести учет и проводить освидетельствование не регистрируемых в органах госгортехнадзора грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений в тех случаях, когда эти обязанности не возложены на других лиц;

3) контролировать выполнение выданных органами госгортехнадзора и своих предписаний, а также других указаний органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений;

4) контролировать соблюдение графиков ремонта, технических обслуживаний и периодических осмотров грузоподъемных машин, крановых путей и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;

5) участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также по проверке знаний инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

6) проверять соблюдение установленного правилами безопасности порядка допуска персонала к обслуживанию грузоподъемных машин, а также знания персонала на рабочем месте;

7) контролировать наличие и выполнение инструкций обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

8) проверять выполнение требований правил безопасности, проектов производства работ и технологических карт при производстве работ грузоподъемными машинами, обращая особое внимание на:

правильность установки грузоподъемных кранов и подъемников при их работе;

соблюдение нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линий электропередачи и на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов;

правильность применяемых способов строповки грузов и выбора съемных грузозахватных приспособлений и тары;

соблюдение габаритов складирования грузов;

применение работающими правильных приемов работы и соблюдение ими мер личной безопасности;

9) контролировать проведение в установленные сроки обследований грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, специализированными организациями;

10) проверять на участке работ наличие технической документации по эксплуатации грузоподъемных машин и ее соответствие правилам безопасности;

11) контролировать соблюдение установленного правилами безопасности порядка ввода грузоподъемных машин в эксплуатацию;

12) проверять соблюдение установленного владельцем порядка выделения и направления стреловых самоходных кранов и кранов-манипуляторов на объекты;

13) проводить не реже одного раза в 3 мес собрания (совещания) с обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, связанными с эксплуатацией грузоподъемных машин, по вопросам состояния аварийности и травматизма, а также с анализом нарушений при эксплуатации грузоподъемных машин на предприятии;

14) присутствовать при обследованиях состояния технической безопасности грузоподъемных машин представителями органов госгортехнадзора или специалистами инженерного центра, имеющего соответствующее разрешение (лицензию) на проведение таких работ.

2.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что:

1) обслуживание грузоподъемной машины ведется неаттестованным крановщиком, оператором, машинистом подъемника, стропальщиком;

2) не назначены инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

3) истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей нормативный срок службы;

4) не выполнены выданные им или органами госгортехнадзора предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;

5) на грузоподъемной машине выявлены технические неисправности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неисправность приборов и устройств безопасности, неисправность системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, неисправность механизмов и тормозов, неисправность кранового пути, неисправность заземления или электрооборудования;

6) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неисправны;

7) работы ведутся без проектов производства работ, технологических карт, нарядов-допусков;

8) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ, изложенные в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках;

9) отсутствуют, утеряны паспорт грузоподъемной машины или сведения о ее регистрации в органах госгортехнадзора;

10) работы с применением грузоподъемных машин ведутся с опасными нарушениями правил и инструкций, что может привести к аварии или травмированию людей.

3. ПРАВА

3.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин имеет право:

1) посещать в любое время в соответствии с установленным на предприятии порядком участки, где работают грузоподъемные машины, проверять их техническое состояние, условия эксплуатации, а также соблюдение инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом правил безопасности и производственных инструкций;

2) останавливать (с наложением пломбы) работу грузоподъемных машин в случаях, указанных в п. 2.2 настоящей Типовой инструкции;

3) требовать от технических служб предприятия, инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией грузоподъемных машин;

4) давать обязательные для администрации цехов, участков предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушений;

5) ставить вопрос перед администрацией предприятия (организации) об отстранении от обслуживания грузоподъемных машин необученных и неаттестованных лиц, а также лиц, нарушающих правила безопасности и инструкции;

6) ставить вопрос о наказании работников, ответственных за нарушения правил безопасности и инструкций.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией-грузоподъемных машин несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

1) нарушения им правил безопасности и невыполнение должностной инструкции;

2) непринятие им мер по предупреждению работы грузоподъемных машин с опасными нарушениями правил безопасности и инструкций, которые могут привести к аварии или травмированию людей.

Текст документа сверен по:
официальное издание

Сб. документов. Серия 10.
Нормативные документы по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности в
области котлонадзора и надзора за
подъемными сооружениями. Вып.14. -

М.: ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", 2002

Основу всех материалов, тканей и трикотажных полотен составляют волокна. Друг от друга волокна отличаются по химическому составу, строению и свойствам. В основу существующей классификации текстильных волокон положено два основных признака – способ их получения (происхождение) и химический состав, так как именно они определяют основные физико-механические и химические свойства не только самих волокон, но и изделий, полученных из них.

Классификация волокон

С учетом классификационных признаков волокна делятся на:

  • натуральные;
  • химические.

К натуральным волокнам относят волокна природного (растительного, животного, минерального) происхождения: хлопок, лен, шерсть и шелк.

К химическим волокнам относят волокна, изготовленные в заводских условиях. При этом химические волокна подразделяются на искусственные и синтетические.

Искусственные волокна получают из природных высокомолекулярных соединений, которые образуются в процессе развития и роста волокон (целлюлоза, фиброин, кератин). К тканям из искусственных волокон относятся: ацетат, вискоза, модал, штапель. Эти ткани прекрасно пропускают воздух, очень долго остаются сухими и приятны на ощупь. Сегодня все эти ткани активно используются производителями текстильной промышленности, а, благодаря новейшим технологиям, способны заменять натуральные.

Синтетические волокна получают путем синтеза из природных низкомолекулярных соединений (фенола, этилена, ацетилена, метана и др.) в результате реакции полимеризации или поликонденсации в основном из продуктов переработки нефти, каменного угля и природные газов.

Натуральные волокна растительного происхождения

Хлопок(Cotton) - хлопком называют волокна, растущие на поверхности семян однолетних растений хлопчатника. Он является основным видом сырья текстильной промышленности. Собранный с полей хлопок-сырец (семена хлопчатника, покрытые волокнами) поступает на хлопкоочистительные заводы. Здесь происходит его первичная обработка, которая включает в себя следующие процессы: очистку хлопка-сырца от посторонних сорных примесей (от частиц стеблей, коробочек, камней и др.), а также отделение волокна от семян (джинирование), прессование волокон хлопка в кипы и их упаковку. В кипах хлопок поступает на дальнейшую переработку на хлопкопрядильные фабрики.

Хлопковое волокно представляет собой тонкостенную трубочку с каналом внутри. Волокно несколько скручено вокруг своей оси. Поперечный срез его имеет весьма разнообразную форму и зависит от зрелости волокна.

Для хлопка характерны относительно высокая прочность, теплостойкость (130-140 °С), средняя гигроскопичность (18-20%) и малая доля упругой деформации, вследствие чего изделия из хлопка сильно сминаются. Хлопок отличается высокой устойчивостью к действию щелочей. Стойкость хлопка к истиранию невелика.

К хлопчатобумажным тканям относятся ситец, бязь, сатин, поплин, тафта, толстая байка, тонкий батист и шифон, джинсовое полотно.

Льняное волокно - льняное волокно получают из стебля травянистого растения – льна. Для получения волокна стебли льна замачивают с целью разъединения лубяных пучков друг от друга и от соседних тканей стебля путем разрушения пектиновых (клеящих) веществ микроорганизмами, развивающимися при намокании стебля, а затем мнут для размягчения древесной части стебля. В результате такой обработки получают лен-сырец, или мятый лен, который подвергают трепанию и чесанию, после чего получают техническое льняное волокно (трепаный лен).

Элементарное волокно льна имеет слоистое строение, что является результатом постепенного отложения целлюлозы на стенках волокна, с узким каналом посередине и поперечными сдвигами по длине волокна, которые получаются в процессе образования и роста волокна, а также в процессе механических воздействий при первичной обработке льна. В поперечном сечении элементарное волокно льна имеет пяти- и шестиугольную форму с закругленными углами.

Изделия изо льна очень прочные, долго не изнашиваются, хорошо впитывают влагу и при этом быстро сохнут. Но при носке очень быстро мнутся.. Чтобы уменьшить «помятость» к льняной нити добавляют полиэстер. Или смешивают лен, хлопок, вискозу и шерсть.

Льняные ткани выпускаются суровыми, полубелыми, белыми и крашеными.

Натуральные волокна животного происхождения

Шерсть(wool) - шерстью называют волосяной покров овец, коз, верблюдов и других животных. Основную массу шерсти (94-96%) для предприятий текстильной промышленности поставляет овцеводство.

Шерсть, снятая с овец, обычно очень сильно загрязнена и, кроме того, весьма неоднородна по качеству. Поэтому, прежде чем отправить шерсть на текстильное предприятие, ее подвергают первичной обработке. Первичная обработка шерсти включает следующие процессы: сортировку по качеству, разрыхление и трепание, мойку, сушку и упаковку в кипы. Овечья шерсть состоит из волокон четырех типов:

  • пуха – очень тонкого, извитого, мягкого и прочного волокна, круглого в поперечном сечении;
  • переходного волоса – более толстого и грубого волокна, чем пух;
  • ости – волокна, более жесткого, чем переходный волос;
  • мертвого волоса – очень толстого в поперечнике и грубого неизвитого волокна, покрытого крупными пластинчатыми чешуйками.

Шерсть, которая состоит преимущественно из волокон одного типа (пуха, переходного волоса), называют однородной. Шерсть, содержащая волокна всех указанных типов, называют неоднородной. Особенностью шерсти является ее способность к свойлачиванию, что объясняется наличием на ее поверхности чешуйчатого слоя, значительной извитостью и мягкостью волокон. Благодаря этому свойству из шерсти вырабатывают довольно плотные ткани, сукна, драпы, фетр, а также войлочные и валяные изделия. Шерсть обладает малой теплопроводностью, что делает ее незаменимой при производстве одежды зимнего ассортимента.

Шелк - шелком называют тонкие длинные нити, вырабатываемые шелкоотделительными железами шелковичного червя (шелкопряда) и наматываемые им на кокон. Коконная нить представляет собой две элементарные нити (шелковины), склеенные серицином – природным клеящим веществом, вырабатываемым шелкопрядом. Особенно чувствителен шелк к действию ультрафиолетовых лучей, поэтому срок службы изделий из натурального шелка при солнечном освещении резко уменьшается. Натуральный шелк используется при изготовлении тканей и, кроме этого, широко используется при выработке швейных ниток. Шелковые ткани легкие и прочные. Крепость шелковой нити равна крепости стальной проволоки того же диаметра. Шелковые ткани создают, скручивая нити различным образом. Так получаются крепы, атлас, газ, фай, чесуча, бархат. Они хорошо впитывают влагу (равную половине собственного веса) и очень быстро сохнут.

Химические волокна

Производство химических волокон и нитей включает в себя несколько основных этапов:

  • получение сырья и его предварительную обработку;
  • приготовление прядильного раствора и расплава;
  • формование нитей и волокон;
  • их отделку и текстильную переработку.

При производстве искусственных и некоторых видов синтетических волокон (полиакрилонитрильных, поливинилспиртовых и поливинилхлоридных) применяют прядильный раствор, при производстве полиамидных, полиэфирных, полиолефиновых и стеклянных волокон – прядильный расплав.

При формовании нитей прядильный раствор или расплав равномерно подается и продавливается через фильеры – мельчайшие отверстия в рабочих органах прядильных машин.

Струйки, вытекающие из фильер, затвердевают, образуя нити, которые затем наматываются на приемные устройства. При получении нити из расплава их затвердевание происходит в камерах, где они охлаждаются потоком инертного газа или воздуха. При получении нитей из растворов их затвердевание может происходить в сухой среде в потоке горячего воздуха (этот способ формования называется сухим), или в мокрой среде в осадительной ванне (такой способ называется мокрым). Фильеры могут быть различной формы (круглые, квадратные, в виде треугольников) и размеров. При производстве волокон в фильере может быть до 40 000 отверстий, а при получении комплексных нитей – от 12 до 50 отверстий.

Сформованные из одной фильеры нити соединяются в комплексные и подвергаются вытягиванию и термообработке. В результате этого нити становятся более прочными благодаря лучшей ориентации их макромолекул вдоль оси, но менее растяжимыми вследствие большей распрямленности их макромолекул. Поэтому после вытягивания нити подвергаются термофиксации, где молекулы приобретают более изогнутую форму при сохранении их ориентации.

Отделка нитей проводится с целью удаления с их поверхности посторонних примесей и загрязнений и придания им некоторых свойств (белизны, мягкости, шелковистости, снятия электризуемости).

После отделки нити перематываются в паковки и сортируются.

Искусственные волокна

Вискозные волокна – это волокна из щелочного раствора ксантогената. По своему строению вискозное волокно неравномерно: внешняя его оболочка имеет лучшую ориентацию макромолекул, чем внутренняя, где они располагаются хаотически. Вискозное волокно представляет собой цилиндр с продольными штрихами, образующимися при неравномерном затвердевании прядильного раствора.

Вискоза пользуется популярностью во всем мире среди ведущих модельеров и покупателей из-за своего шелковистого блеска, возможности окрашивания в яркие тона, мягкости и высокой гигроскопичности (35-40%), ощущении прохлады в жару.

Волокно Модал(Modal) – это модернизированное 100% вискозное прядильное волокно, удовлетворяющее всем экологическим требованиям, производится исключительно без применения хлора, не содержит вредных примесей. Разрывная прочность его выше, чем у вискозы, а по гигроскопичности он превосходит хлопок (почти в 1,5 раза) - качества, столь необходимые для тканей для постельного белья. Модал и ткани с Модалом остаются мягкими и эластичными даже после многократных стирок. Это происходит благодаря тому, что гладкая поверхность Модала не позволяет примесям (извести или моющему средству) оставаться на ткани, делая ее жесткой на ощупь. Изделия с Модалом не требуют применения при стирке смягчителей и сохраняют свои певоначальные цвета и мягкость, давая ощущение «кожа к коже» даже после многочисленных стирок.

Бамбуковое волокно(Bamboo) - регенерированное целлюлозное волокно, изготовленное из мякоти бамбука. Тонкостью и белизной напоминает вискозу, обладает высокой прочностью. Бамбуковое волокно устраняет запахи, останавливает рост бактерий и убивает их. Выделено антибактериальное вещество бамбука («бамбу бан»). Способность бамбукового волокна останавливать рост и убивать бактерии сохраняется даже после пятидесяти стирок.

Существуют два способа производства бамбукового волокна из бамбука, каждому из которых предшествует измельчение бамбука.

Химическая обработка - гидролиз-подщелачивание: Едкий натр (NaOH) преобразует мякоть бамбука в регенерированное целлюлозное волокно (размягчает её). Сероуглерод (CS2) используется для гидролиза-подщелачивания, комбинированного с многофазным отбеливанием. Этот метод не является экологически чистым, но используется наиболее часто благодаря скорости выработки волокна. Токсичные остатки процесса вымываются из пряжи в ходе последующей обработки.

Механическая обработка (такая же, как при обработке льна и конопли): Мякоть бамбука размягчается ферментами, после чего из нее вычёсываются отдельные волокна. Это дорогостоящий метод, но экологически чистый.

Волокно Лиоце́лл (Lyocell) - это целлюлозные волокна. Впервые изготовлены в 1988 году компанией Courtaulds Fibres UK на опытном заводе S25. Лиоцелл выпускается под различными коммерческими названиями: Tencel® (Тенцель) - компания Lenzing, Орцел® - ВНИИПВ (Россия, г. Мытищи).

Получение волокна лиоцелл основано на процессе прямого растворения целлюлозы в N-метилморфолин-N-оксиде.

Ткани с волокнами Лиоцелл используются при изготовлении различной одежды, чехлов для матрасов и подушек, постельного белья.

Ткани из лиоцелла имеют ряд преимуществ: они приятные на ощупь, прочные, гигиеничные и экологически чистые, более эластичные и гигроскопичные, чем хлопок. Считается, что ткани из лиоцелла могут составить серьёзную конкуренцию тканям из природных волокон.

Лиоцелл относится к новому поколению целлюлозных волокон. Хорошо впитывает влагу и пропускает воздух, обладает высокой прочностью в сухом и влажном состоянии, хорошо держит форму. Имеет мягкий блеск, присущий натуральному шёлку. Хорошо окрашивается, не скатывается, не меняет форму после стирки. Не требует особого ухода.

Синтетические волокна

Полиамидные волокна – капрон, анид, энант – наиболее широко распространены. Исходным сырьем для него являются продукты переработки каменного yгля или нефти – бензол и фенол. Волокна имеют цилиндрическую форму, поперечное сечение их зависит от формы отверстия фильеры, через которое продавливаются полимеры. Полиамидные волокна отличаются высокой прочностью при растяжении, стойки к истиранию, многократному изгибу, обладают высокой химической стойкостью, морозоустойчивостью, устойчивостью к действию микроорганизмов. Основными их недостатками являются низкая гигроскопичность и светостойкость, высокая электризуемость и малая термостойкость. В результате быстрого “старения” они на свету желтеют, становятся ломкими и жесткими. Полиамидные волокна и нити широко используются при производстве трикотажных изделий в смеси с другими волокнами и нитями.

Полиэфирное волокно - лавсан , вырабатываются из продуктов переработки нефти. В поперечном сечении лавсан имеет форму круга. Одним из отличительных свойств лавсана является его высокая упругость, при удлинении до 8% деформации полностью обратимы. В отличие от капрона лавсан разрушается при действии на него кислот и щелочей, гигроскопичность его ниже, чем капрона (0,4 %), поэтому для выработки тканей бытового назначения лавсан в чистом виде не применяется. Волокно является термостойким, обладает низкой теплопроводностью и большой упругостью, что позволяет получать из него изделия, хорошо сохраняющие форму; имеют малую усадку. Недостатками волокна являются его повышенная жесткость, способность к образованию пиллинга на поверхности изделий и сильная электризуемость.

Лавсан широко применяется при выработке тканей в смеси с шерстью, хлопком, льном и вискозным волокном, что придает изделиям повышенную стойкость к истиранию и упругость.

Полиакрилонитрильное волокно - нитрон . Полиакрилонитрильные волокна вырабатываются из акрилонитрила – продукта переработки каменного угля, нефти или газа. Акрилонитрил полимеризацией превращается в полиакрилонитрил, из раствора которого формуется волокно. Затем волокна вытягивают, промывают, замасливают, гофрируют и сушат. Волокна вырабатываются в виде длинных нитей и штапеля. По внешнему виду и на ощупь длинные волокна похожи на натуральный шелк, а штапельные – на натуральную шерсть. Изделия из этого волокна после стирки полностью сохраняют форму, не требуют глажения. Волокно нитрон обладает рядом ценных свойств: по теплозащитным свойствам оно превосходит шерсть, имеет низкую гигроскопичность (1,5%), мягче и шелковистее капрона и лавсана, стойко к действию минеральных кислот, щелочей, органических растворителей, бактерий, плесени, моли, ядерным излучениям. По стойкости к истиранию нитрон уступает полиамидным и полиэфирным волокнам.

Полиуретановое волокно – эластан или спандекс . Волокно, обладающее низкой гигроскопичностью. Особенностью всех полиуретановых волокон является их высокая эластичность - разрывное удлинение их достигает 800%, доля упругой и эластичной деформации - 92-98%. Именно эта особенность и определяет область их использования. Спандекс применяется в основном при изготовлении эластичных изделий. С использованием этого волокна вырабатывают ткани и трикотажные полотна для предметов женского туалета, спортивной одежды.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: