С кем из выдающихся людей общался толстой. Общение Толстого Льва Николаевича с другими писателями. Французские писатели: Жорж Санд, Мериме, Стендаль, Бальзак, Мопассан, Роллан

Дружба Репина с писателем Львом Толстым


Дружба Репина с писателем Львом Толстым


Репин познакомился со Львом Николаевичем Толстым живя в Москве. Уже с первых встреч между двумя великими людьми, возникла взаимная симпатия, перешедшая вскоре в большую дружбу, продолжавшуюся в течение трех десятилетий, вплоть до смерти писателя.

Почти ежедневные свидания в Москве, когда оба они жили там, далее - переписка и встречи с Толстым в Москве и в Ясной Поляне, куда чуть ли не ежегодно приезжал художник, были плодотворны и для Репина и для Толстого. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого.

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства - Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича, и маслом, и акварелью, и пером, и карандашом. Он создал такие портреты Толстого, которые не были превзойдены никем, хотя Льва Николаевича рисовали крупнейшие русские художники.


Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1887


В октябре 1880 года, как-то вечером, в репинскую мастерскую в Большом Трубном переулке пришел, совершенно неожиданно для Репина, Лев Николаевич Толстой, ненадолго приехавший в Москву из Ясной Поляны.

Так состоялось их личное знакомство.

Репин писал впоследствии: «...я представлял себе... что Лев Толстой очень своеобразный барин, граф, высокого роста, брюнет и не такой большеголовый... А это странный человек, какой-то деятель по страсти, убежденный проповедник... Он чем-то потрясен, расстроен - в голосе его звучит трагическая нота, а из-под густых грозных бровей светятся фосфорическим блеском глаза строгого покаяния».

К сожалению, художник очень мало записал и в своих воспоминаниях и в письмах о большом разговоре, который произошел при этой первой встрече с Толстым. Лев Николаевич говорил о вопиющем равнодушии к ужасам жизни простого народа, что люди настолько привыкли к этим ужасам, что даже не замечают их, что люди потеряли совесть, несправедливо относятся к бедным людям, бессовестно порабощенным и постоянно угнетаемым.

Репин писал В.В.Стасову: «Я почувствовал себя такой мелочью, ничтожеством, мальчишкой! Мне хотелось его слушать и слушать без конца, расспросить его обо всем. И он не был скуп... он говорил много, сердечно и увлекательно... (Он был глубоко растроган и взволнован, как мне показалось; и было отчего, он высказывал глубокую веру в народ русский)».

Когда Лев Николаевич уходил, Репин попросил позволения проводить его до квартиры - примерно четверть часа ходьбы от дома, где жил Репин. Прощаясь, Толстой предложил Репину по окончании рабочего дня заходить к нему, чтобы вместе совершать предобеденные прогулки. Эти прогулки впоследствии вошли у них в привычку и происходили почти ежедневно.

Они разговаривали, не замечая ни времени, ни места, забывали об обеде, забирались иногда очень далеко и изрядно уставали, так что возвращались домой на конке, обязательно наверху, на «империале», как любил Толстой. «В сумерках, - вспоминал Репин, - Москва зажигалась огнями; с нашей вышки интересно было наблюдать кипучий город в эти часы особенного движения и торопливости обывателей. Кишел муравейник и тонул в темневшей глубине улиц, во мраке».



Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891


Репин часто бывал в доме Льва Николаевича в Хамовниках. В 1882 году он рисовал там портрет последователя Толстого - Василия Кирилловича Сютаева, показанный на X Передвижной выставке.
Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.

Еще раньше, в 1882-1886 годах, Репин сделал несколько рисунков, изображающих Толстого на Всероссийской переписи населения.



Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887


К созданию же целой толстовской сюиты художник приступил лишь пятью годами позже. В 1887 году, побывав в августе в Москве, Репин съездил в Ясную Поляну, пробыл там неделю, сделал ряд зарисовок Толстого и написал великолепный портрет Льва Николаевича - в кресле с книгой в руке и серию рисунков, изображающих Льва Николаевича пашущим.

Эти рисунки послужили впоследствии Репину материалом для создания картины «Толстой на пашне». «У нас - завтра будет неделя - живет Репин и пишет мой портрет - и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его, - писал Толстой В.Г.Черткову. - ...он очень хороший и серьезный человек. Мы много говорили с ним. Он очень много подвинулся с тех пор, как я не видал его».

В другом письме Толстой писал: «Я его еще больше полюбил. Живой, растущий человек». И в письме к Н.Н.Страхову: «Репина... я так же высоко ценю, как и вы, и сердечно люблю... Я знаю, что он меня любит, как и я его».

Портрет Толстого был выполнен в двух вариантах. В первом варианте Лев Николаевич сидит в кресле за большим письменным столом. Фоном служит большой книжный шкаф. На столе - книги, бумага, корреспонденция, чернильница. В руке Толстого - брошюра. Этот вариант не понравился Репину, и он сделал второй портрет.

Здесь Репин отбросил все бытовые аксессуары: нет книжного шкафа, убрано все со стола. Все внимание сосредоточено на Толстом. Книга в руке писателя раскрыта, но он не читает ее. Поток мысли заставил его отложить чтение. Толстой весь сосредоточен, он раздумывает над прочитанным. Зритель видит, чувствует эту работу ума великого мыслителя.

«Это - крупный исторический памятник, - писал о портрете Стасов П.М.Третьякову, - но вместе - один из изумительнейших жанров всей русской школы». И Стасов восклицает: «А как наш Репин идет вперед - просто гигантскими шагами!»



Лев Николаевич Толстой босой. 1891. Этюд к портрету


Репинская иконография Льва Николаевича Толстого, нам известная, насчитывает 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям; кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Огромная и великолепная картинная галерея! Вряд ли найдется другой художник в мире, который так последовательно воспроизводил бы в своих произведениях облик одного человека.

Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне! Эти семнадцать дней были такие чистые, свежие, ясные, наполненные интересным трудом и симпатичным, отрадным отдыхом. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей! Сколько особенных эпизодов, так западающих в душу, настойчиво преследующих, побуждая выразиться в какой-нибудь художественной форме.

И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивая в себе, своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все». «Работаем до упаду!» - писал Репин Стасову из Ясной Поляны. И, действительно, он работал до упаду. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу.

Толстого на отдыхе Репин изобразил лежащим под деревом в лесу, с книгой в руке - обычный отдых Льва Николаевича. Репин так писал о замысле этой картины:

    «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Лев Николаевич лежал недалеко от меня с книгой в руке, в уютном месте, под деревьями, в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света!.. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался; красивая картинка выходит».

Третья картина 1891 года изображает Толстого в лесу, на молитве. Он в длинной белой рубахе, босиком. Лицо сосредоточенное, серьезное. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.

В воспоминаниях Софьи Андреевны Толстой мы находим краткую запись о том, как работал Репин: «Все время неутомимо работал, - записала Софья Андреевна. - ...После картины неутомимый Илья Ефимович начал быстро и усердно лепить бюст Льва Николаевича... Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника... Сам он, тихий, очень скрытный и в высшей степени трудолюбивый, оставил самое приятное впечатление. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».

Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне Толстой в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. Сокрушаюсь о вас, но дух его живет. Сердца правды свободны оплакивать искренно. Устранились высокомерные наемники, слава богу». В книге «Далекое близкое» Репин посвятил своему великому Другу великолепные страницы воспоминаний.

Лев Николаевич Толстой - личность интересная и неординарная. Его талант не знает границ. Даже в самых дальних уголках земного шара Россия ассоциируется с Екатериной Великой, Пушкиным, Толстым… Давайте рассмотрим интересные факты из жизни Толстого , и, возможно, каждый из нас подчеркнет для себя что-то новое.

  1. Лев Николаевич родился четвертым ребенком в семье . У него было три старших брата и одна младшая сестра.
  2. Сам писатель был многодетным отцом, законная жена родила ему 13 детей . Разница между первым и самым младшим сыновьями составляла четверть века. Некоторые из них умерли в юном возрасте. Если верить историкам, Толстой был мужчиной весьма любвеобильным, поэтому о количестве его незаконнорожденных детей говорить трудно. В то время иметь ребенка «на стороне» было обычным делом.

  3. В детстве Лев отличался скромностью, застенчивостью, немногословностью . Взамен дворовым шалостям предпочитал проводить время в одиночестве, размышляя о смысле жизни, любви, религии. Самым ярким впечатлением для девятилетнего мальчика стало посещение Москвы. Свои впечатления от посещения «величайшего города Европы» маленький Лева описал в своем первом сочинении «Кремль».

  4. Лев Николаевич был настоящим полиглотом . Он в совершенстве владел французским, турецким, немецким, татарским языками, читал на польском и итальянском, изучал греческий и болгарский языки.

  5. Несмотря на свою занятость, писатель был прекрасным отцом . Он любил проводить время с детьми, читая книги и устраивая мелкие шалости.

  6. Верной спутницей жизни Льва Николаевича на протяжении 48 лет была правнучка первого министра просвещения Завадского - Софья Андреевна Берс . Познакомилась будущая супружеская пара, когда Льву было 34 года, а Софье едва исполнилось 17.

  7. Накануне первой брачной ночи граф дал прочитать своей избраннице личный дневник , где детально расписывались его бурные романы и любовные похождения, в том числе и связь с деревенской девушкой Аксиньей, которая ждала от него ребенка. По словам самого писателя, память об этих откровениях его жена пронесла через всю жизнь.

  8. Неразборчивый почерк Льва Николаевича, с множеством условных обозначений и добавлений, был понятен только его жене . Для того чтобы сдать рукописи мужа в редакцию, графиня Толстая переписывала их своей рукой.

  9. Среди друзей Толстого было и немало его соратников по перу . Так, близким для него по духу человеком оказался А.Фет, с которым он дружил много лет. Писатели часто выбирались на прогулки, делились друг с другом сокровенным, устраивали встречи целыми семьями. Также Толстой вел переписку с А.Н. Островским, И.С. Тургеневым, М. Горьким, И.А. Буниным.

  10. Страсть к азарту - ещё одна специфическая черта характера Льва Николаевича . В молодости он слыл картежником, и не всегда удачливым. Однажды в карточной игре с помещиком Гороховым писатель проиграл основное здание усадьбы Ясная Поляна. Разобранные части дома помещик увез к себе, за несколько верст, в качестве трофея.

  11. Лев Николаевич был вегетарианцем и приравнивал поедание мяса к людоедству . Не употребляли продуктов животного происхождения и две дочери писателя - Татьяна и Мария.

  12. Название романа «Война и мир» изменялось трижды . Прежние названия произведения - «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Три поры» .

  13. В начале 80-х писатель начал все чаще находить подтверждение своим домыслам в том, что роскошь и богатство губят человека . Некоторые время он искал ответы на терзающие его вопросы, как поступить правильно: продать нажитое имущество и оставить неприученных к физическому труду домочадцев без средств существования? Или переписать всё на жену? Позже он поделит свои сбережения поровну между всеми членами семьи. Сам же писатель любил физический труд, часто помогал деревенским мужикам пилить дрова, пахать, убирать хлеб.

  14. Граф не переносил лая собак, терпеть не мог сонеты Шекспира и очень любил вишни, поглощая их в огромных количествах .

  15. Толстой просил похоронить любимого коня рядом со своим местом захоронения . Просьба была выполнена. На похоронах писателя присутствовали несколько тысяч человек, среди них присутствовали и обычные деревенские жители, к которым граф при жизни относился с вниманием и уважением.

План – конспект урока № 69 по литературе (10 класс)26.02.2016 по теме

«Пo страницам великой жизни.

Л. Н. Т олстой – человек, мыслитель, писатель»

Цели:
1.Образовательные:

  • Расширение, углубление и систематизация знаний о личности Л.Н.Толстого и его мировоззрении.

2.Воспитательные:

  • Воспитание на примере личности писателя Л.Н.Толстого, воспитание умений работы в коллективе, ответственности к порученному делу, прививать интерес к классической литературе

3.Развивающие:

  • Развитие коммуникативных навыков, умения мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы; развитие познавательной активности.

Задачи :
1.Образовательные: Расширить, углубить и систематизировать знания о личности Л.Н.Толстого.
2.Воспитательные: Активно мыслить и работать, внимательно слушать выступающих, дополнять, говорить грамотно и ясно. Сделать вывод о значении личности Л.Н. Толстого для русской и мировой литературы и культуры.
3.Развивающие: Думать, анализировать, активно высказывать свою точку зрения, сделать выводы о личностных качествах писателя.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: презентация, портрет Л.Н.Толстого

Эпиграф: Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.

М.Горький

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1

На сегодняшнем уроке мы с вами будем разговаривать о жизни Л.Н.Толстого, его мировоззрении; вспомним исторические и культурные события, свидетелем которых был Толстой, поразмышляем над высказываниями Толстого и его современников о нем, поработаем с дневниками писателя.

2. Изучение нового материала

а) Эпоха Л.Н.Толстого

Слово учителя

В качестве эпиграфа ко всему циклу уроков я взяла слова

М. Горького: «Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком».

(эпиграф записан на доске)

К этим словам мы вернемся в конце темы, а вот часть цитаты

мы используем уже сегодня.

Вопрос: Ребята, что, по вашему мнению, подразумевается под

выражением: знать Толстого?

Учащиеся: (рассуждают и делают следующий вывод: знать Толстого – это

значит изучить его биографию, познакомиться с Толстым-человеком,

Толстым-писателем)

Учитель: Да, конечно, не изучив и не поняв его жизни, нельзя

по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя.

«Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь его и погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался этот поразительный художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Таков лейтмотив нашего сегодняшнего урока о Л. Н, Толстом.

Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек».

Слайд 2

Учитель предоставляет слово учащемуся, который ответит на вопросы:

1. Свидетелем каких исторических событий был писатель?

2. На какие годы падает расцвет его творчества?

3. С кем из выдающихся людей Л, Н. Толстой общался?

Выступление учащегося (Кушер Света):

В какое время жил писатель? Достаточно трудное, неспокойное, время освободительного движения, смены культурных эпох и ориентиров.

Толстой прожил долгую жизнь. (1828-1910 – 2 века охватил)

Почти целый век прошел перед глазами писателя, сам Толстой стал свидетелем и участником многих исторических событий, это повлияло на его мировоззрение:

смерть А.С. Пушкина, 1837,

М.Ю.Лермонтова, 1841 год,

Н.В.Гоголя, 1852 год,

Крымская война, 1853-56 годы,

рост освободительного движения,

Крестьянская реформа, 1861 год,

убийство народовольцами Александра II, 1881 год,

Русско-японская война, 1904-1905 годы,

Расцвет его творчества приходится 50-60 годы 19 века. Это время работы над эпопеей «Война и мир»

Толстой был знаком и много общался со многими выдающимися людьми : Некрасов, Тургенев, Островский, Тютчев, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Добролюбов, Писарев, Репин, Крамской, Перов, Суриков, Шишкин, Левитан, Фет, Чернышевский, Чехов, Горький и мн.др.)

Вывод - обобщение (учитель) :

«Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого».

Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы - время создания романа-эпопеи «Война и мир».

Слайд 3

Учитель просит прокомментировать слова Л. Толстого: «Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через чего светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

Ответы учеников.

б) Л.Н.Толстой глазами художников .

Комментарии учителя: «Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю.».

«Конечно же, словесный образ, литературный портрет - первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками - его современниками».

Слайд 4

Сообщение ученика (Тарасенко Дима) : И. Н. Крамской. «ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО. 1873 г.» Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П. М. Третьяков. Он очень хотел заказать портрет. Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А. А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился, на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой - для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «...граф Толстой, которого я писал, - интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии... На гения смахивает». Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте - углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.

Сообщение ученика (Данилевич Оксана): И. Е. Репин. «Л. Н. ТОЛСТОЙ, 1887 г.»

Слайд 5

Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься» иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время... Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!». Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему: «Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального... человека». Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых репинский портрет Толстого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза... глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу».

Слайд 6

б) Дневник Л.Н.Толстого.

Слово учителя. В огромном литературном наследии Толстого, занимающем 90 томов Юбилейного издания его сочинений, есть книга, известность которой далеко не так велика, как «Война и мир» или «Анна Каренина». А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта - дневники писателя.

Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь яр ких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского «Дневника», позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника.

Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мыслей в его книгах. Но ведь все это, в том числе и счастливый труд воображения, рождалось из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник - правдивое зеркало жизни великого писателя.

Его дневник - и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего - орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.

Сейчас вы увидите дневниковые записи Толстого. Подумайте, что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя.

В работу включается архивная группа, подготовившая выдержки из дневниковых записей, сгруппированных по годам. Вопросы для анализа:

Работа с дневниковыми записями писателя.

Слово учителя:

Весной 1847 г. Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и на чал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе... Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей... Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.

Слайд 7

…Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

1848 год

…Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не повторять чужих мыслей.

Слайд 8

1855 год

… вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе,– быть деятельным, рассудительным и скромным.

… Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…

Слайд 9

1881 год

Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных… больше давать, чем брать…

Во что я верю? – спросил я себя. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом…

Говорят, вернись к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.

Слайд 10

(Очень важно!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого.

Что вы можете сказать о Толстом, прочитав эти записи?

Слово учителя:

Толстой записывал не только наблюдения и мысли, о чем уже говорилось, но и планы будущих произведений, и даже отдельные словечки, услышанные в гуще людей, Последняя его дневниковая запись сделана за три дня до смерти...

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее - и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей душой.

Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Характерно, что с юношеских лет он желал, чтобы судьба ниспослала ему трудные испытания, которые потребовали бы напряжения всех сил его души.

Действием, деянием стало для Толстого и его писательское дело. С того дня, как в 1852 году в журнале Некрасова «Современник» под скромным псевдонимом Л. Н. появилась повесть «Детство», он сделал свой выбор. Но литературы, одной только литературы, все-таки ему было мало.

Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право. Толстой становится «мировым посредником. При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. В Ясной Поляне Толстой открывает школу для крестьянских ребятишек, сам преподает не только литературу, историю, но и физику, математику.... В старости, оглядываясь на прожитую жизнь, Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям». Жизнь и литература для него неразделимы.

в) Л.Н.Толстой глазами современников .

А как видят современники Толстого?

(на доске цитаты)

Слайд 11

«Весь мир, вся земля смотрит на него... отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити...»

М. Горький

«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

Т. Драйзер

ответы учеников

Л. Н. Толстой вел переписку с Н. А. Некрасовым, И.С. Тургеневым, А. А. Фетом, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским, Н. Г. Чернышевским, А. И. Герценом, М. Н. Катковым, Н. Щед­риным (наст. М. Е. Салтыков), В. А. Соллогубом, Н. С. Леско­вым, Я. П. Полонским, И.А. Буниным, Л. Андреевым, М. Горь­ким, В. Г. Короленко.

В этих письмах шел разговор об искусстве, его месте в об­щественной жизни, о душевных переживаниях и настроениях. .

С 80-х годов характер переписки Л. Н. Толстого меняется. Теперь инициатива письменных связей принадлежит чаще всего уже не Толстому: к нему обращаются литераторы всех мастей за ответом на сложные вопросы, которые выдвигала перед ними со­временность, они ждут от знаменитого писателя разъяснений тех сомнений, которые возникают у них при чтении его философских трактатов, жаждут узнать его мнение о своих произведениях.

По словам С. Розановой, «в письмах Л. Н. Толстого про­явилась его удивительная личность с ее внутренней самостоя­тельностью и независимостью, напряженностью творческой мыс­ли, остротой реакции на явления общественной и идейной жизни, его чуткость и душевная щедрость, его высокая требовательность к себе и своим литературным соратникам».

В своем последнем письме И. С. Тургенев просит Л. Н. Толстого вернуться к литературной деятельности.

А. А. Фет и Л. Н. Толстой много лет очень близко дружи­ли, сначала — друг с другом лично, а потом и целыми семьями. Они оказались очень близки духовно, поэтому обсуждали между собой самые разные темы, от общественных до самых личных.

Общение Л. Н. Толстого с Н. С. Лесковым стало плодородной почвой для размышлений и творчества обоих писателей.

«Горький бесконечно любит Толстого, которого называет «колоссальным человеком», изумляется его «необыкновенной творческой силище». Горький глубоко уверен: «Пушкин и он (Толстой) — нет ничего величественнее и дороже нам»». (По С. Розановой)

Тема: Лев Николаевич Толстой – человек, мыслитель, писатель.

Задачи: 1) повторить сведения о жизни и творчестве писателя; познакомиться с мировоззрением, его духовными исканиями;

2)прививать интерес к искусству слова, музыке, живописи;

3)формировать умения учащихся работать в группе, самостоятельно подбирать и систематизировать материал.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа, репродукции картин, творческие работы писателя, учащихся.

ХОД УРОКА.

I. Проецирование высказывания на экран.

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Слово учителя. Готовясь к сегодняшнему уроку, каждый из вас принял участие в проведении микроисследований, которые помогут сегодня всем вам еще раз ощутить великий талант русского писателя.

II. «Мысли вслух». Размышления учащихся над содержанием цитаты (учащиеся высказывают свое понимание смысла слов писателя о необходимости самовоспитания, самосовершенствования, духовного самоочищения каждого человека.)

III. Вступительное слово учителя.

Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоление своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывает сам Толстой).

Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовая смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Жизнь писателя – отражение его мировоззрения, его духовных исканий.

IV. Презентация «Жизненный и творческий путь », подготовленной группой учащихся (индивидуальные домашние задания)

V. Творческие отчеты группы учащихся.

а) отчет группы «Время».

3. С кем из выдающихся людей общался в России и за ее пределами?

1 ученик: используя хронологическую таблицу, ими составленную, учащиеся называют ряд дат и событий, служащих ответом на 1 вопрос.

1837 – годы смерти, (1841) – , (1852) – год смерти, 1853/56 – Крымская война, 1855 – смерть Николая I, 1861 – отмена крепостного права, 1866 – покушение на Александра II, 1876 – возникновение общества «Земля и воля», 1877 – 78 – русско-турецкая война; 1881 – смерть Александра II; 1887 – попытка покушения на Александра III; 1904 – 1905 – русско-японская война. (демонстрация наглядного пособия, приготовленного учащимися для урока, с отраженными историческими событиями)

2 ученик: «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины XIX века» (краткий обзор – 1 уч-ся). Называются имена известных современников (писателей-классиков: русских и представителей других народов России; крупных поэтов литературных критиков, ученых, художников, композиторов, режиссеров и актеров), которые внесли свой вклад в развитие искусства, литературы, живописи, театра.

(показ фотографий современников писателя)

3 ученик: Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы – время создания романа-эпопеи «Война и мир». Ученик кратко рассказывает о встрече с деятелями культуры, литературы, о роли в судьбе Толстого, Тургенева.

Имя Толстого хорошо известно и за пределами России, о чем свидетельствуют такие писатели, как Ги де Мопассан, Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Ромен Роллан. (Воспоминания Р. Роллана о том, что именно помог в выборе профессии тогда еще никому не известному юноше.)

Вывод - обобщение: (завершается записью в тетрадях) Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого.

б) Творческий отчет группы «Память».

Учитель: Итак, ребята, к своему отчету приступает группа «Память», подготовившая ответы на такие вопросы: каким предстает Толстой в воспоминаниях современников? Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках? Чем он близок вам?

Цитаты, подобранные учениками, зачитываются ими:

1. «Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью…носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь…Едина была трагедия его искусства и его жизни»

Р. Роллан.

Комментарий ученика: «Правда искусства и правда жизни для Толстого - одно целое. Поиски правды – смысл всей его жизни»

2. «Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся наша литература».

М. Горький

3. «Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

Т. Драйзер

Комментарий учеников. «Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, Т. Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия»

в) Творческий отчет группы «Любители русской словесности».

(выразительное чтение наизусть учениками отрывков из стихов с последующим выделением метафор, помогающих понять личность в её многообразии.)

Первый ученик:

Я. Полонский «Писатель, если только он…»

Писатель, если только он

Волна, а океан – Россия,

Не может быть не возмущен,

Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражен,

Когда поражена свобода…

Вывод ученика: В 1-ом отрывке метафора «волна океана» отражает размах таланта писателя, «нерв народа» - его неразрывную связь.

Второй ученик:

А. Апухтин. « Графу ».

О вечной красоте напоминая миру,

Кто по земле ползет, шипя на всё змеёю,

Тот видит сор один…

И только для орла,

Парящего легко и вольно над землею,

Вся даль безбрежная светла!

Вывод ученика: Во 2-ом отрывке метафора «орёл» отражает высокий уровень таланта, зоркость взгляда на жизнь, независимость суждений писателя.

Слово учителя. «Конечно же, словесный образ, литературный портрет - первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками – его современниками.

г) Творческий отчет группы «Искусствоведы».

«История портрета» (портреты проецируются на экран).

1 ученик. , «Портрет, 1873 год»

Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве.

Он хотел заказать портрет писателя для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться с Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой – для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «…граф Толстой, которого я писал, - интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии… На гения смахивает» Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте – углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.

2 ученик. . «, 1887 год»

…Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведённые в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провёл это время. Какая мощь бессмертного духа сидит в нём!». Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему:

«Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального… человека».

Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых Репинский портрет Толстого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза … глядят в даль и в глубину, словно прямо в твоё сердце и душу». Тогда же в Ясной Поляне Репин зарисовал Толстого, занятого любимой им крестьянской работой, - на вспашке поля вдовы Анисьи Копыловой. Художника поразила выносливость и сноровка Льва Николаевича: он уставал, но и тяжелая работа приносила ему настоящее удовольствие. Позже по эскизу и по памяти Репин написал картину « на пашне». Цензура запретила это название, боясь тенденциозности и «разговоров публики». С большими трудностями удалось добиться разрешения на репродуцирование картины.

Летом 1891 года художник надолго приехал в Ясную Поляну. Он много рисовал Толстого и признавался: «…после его, на первый взгляд, грубых простых черт, все другие покажутся скучны».

Репин писал Толстого больше, чем кто – либо из русских художников. Свыше 70 работ он посвятил писателю – выразительных и виртуозных , изображающих его за шахматами, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.

(На фоне «Вальса» Ф. Шопена)

Слово учителя: «В доме Толстых Репин не раз слушал прекрасную музыку Шопена, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку. «Случалось, что после какой-нибудь впечатлительной сонаты Лев Николаевич рассказывал нам целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения пьесы»,- вспоминал Репин.

Но самое главное в творчестве Толстого – это книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта – дневники писателя. Они помогают заглянуть в сокровенный мир художника. Дневник – правдивое зеркало жизни великого писателя.

д). Творческий отчет группы «Дневник – дверца души».

«По дневнику весьма удобно судить о самом себе», - пишет 22-летний Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больницу. Здесь сделаны и первые записи в дневнике, закончены за 3 дня до смерти.

(строки из дневниковых записей проецируются на экран)

Из дневника:

1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2. Довольствоваться настоящим.

3. Искать случаи делать добро…

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка. Бойся лжи и тщеславия. Запоминать все полезные сведения и мысли. Не верить мыслям, родившимся в вере. Не повторять чужих мыслей.

1. Изучить весь курс юридических наук.

2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3. Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

5. Изучать историю, географию и статистику.

6. Изучать математику, гимназический курс.

7. Написать диссертацию.

8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9. Написать правила.

10. Получить некоторые познания в естественных науках.

11. Составить сочинение из всех предметов, которые будут изучать.

Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

Вывод учащихся группы:

1) Широта интересов, жажда познания отражают работу души, требовательность к себе, целеустремленность Толстого.

2) Дневниковые записи как приоткрытая дверца души, мыслей и дел человека. Благодаря им личность громады – писатели становится не чем-то далеким, а близкой и понятной, более человечной. Начинаешь понимать: писатель такой, как и многие из нас, а значит, можно быть похожим на него, стать единомышленником. И как результат – желание читать его книги, работать над самосовершенствованием.

VI. Рефлексия.

1. Что нового о Толстом – человеке, писатели вы узнали на уроке? Светом каких идей, мыслей, поступков озарена жизнь великого русского писателя?

2. Нашел ли «зеленую палочку», в которую верил с детства, разгадал ли ее тайну? (Да, это – правда, красота, любовь к людям)

VII. Домашнее задание.

1) Сочинение-размышление (на выбор).

2) Какие ассоциации вызывает у Вас имя Толстого?

3) Чем близка мне личность?

2) Индивидуальные задания:

Выявить отношение наших современников к творчеству.

Вопросы анкеты.

1. Какие качества характера вам более близки:

1) самосовершенствование, 2) целеустремленность, 3) уважение к простым людям и простота в общении с ними.

2. Какие произведения вспоминаются вам при имени Толстого?

3. Назовите темы, затронутые в своих произведениях, актуальные для наших дней.

2 ученик: составить «Хит-парад» произведений, читаемых в наше время.

1. Свидетелем каких исторических событий был писатель?

2. На какие годы падает расцвет его творчества?

3. С кем из выдающихся людей общался?

Архивная группа:

1. Проследить становление личности Толстого.

2. Чем интересны дневники для нас?

группа мемуаристов, подготовившая ответы на такие вопросы:

1. Каким предстает Толстой в воспоминаниях современников?

2 Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках?

3 Чем он близок вам?

2. Учитель просит учащихся прокомментировать слова: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: