Путешествуем по Беларуси. Давид-Городок. Давид-Городок - город Столинского района, Брестской области Беларуси. Церковь. Достопримечательности, Путешествие и туризм, Исторические и архитектурные памятники История давид городка

Давид-Городок – один из самых южных городов Беларуси. Впервые упоминается в 1127 году. Получил название в честь князя Давида Игоревича, который основал поселение. Небольшой город, скорее местечко, раскинулся вдоль берега полноводной реки на автодороге Житковичи – Туров – граница с Украиной (пункт пропуска Верхний Теребежов). В Давид-Городке две СШ, детский сад, школа искусств, ДЮСШ, Дом детского творчества, две библиотеки. Есть больница, поликлиника, две аптеки, почта, два банка, два кафе, гостиница.

Главная достопримечательность Давид-Городка – это церковь Святого Георгия. Построена в 1724 году, памятник народного деревянного зодчества. Находится недалеко от моста через озеро Сежка, при движении со стороны Турова слева. Пройдите по возвышенности, на которой стоит Храм, полюбуйтесь творением рук предков. Но на службу в церковь вы не попадёте, так как она сейчас недействующая. А вот дальше, перед мостом через Горынь, тоже слева расположена вторая, каменная, красно-белая церковь. Она возведена в 1913 году и освящена в честь иконы Казанской Божией матери. Этот Храм также представляет культурно-историческую ценность. Воскресная служба начинается в 10 часов, можно зайти, поставить свечи, помолиться перед чудотворными иконами.

Есть в Давид-Городке и костел, датируемый 1935-36 годами. Сейчас во время реконструкции костел можно посмотреть только снаружи. В центре города стоит величественный памятник князю Давиду, который, кажется, только что приплыл на корабле, встал на возвышенности, осматривает местность и, возможно, в этот момент решает: Здесь быть городу!

Сохранилось древнее городище, которое относится к 12 веку. Сейчас выглядит как небольшой холм на Замковой горе. Пройти сюда можно от памятника основателю города. Известно, что под землей находятся остатки древнего поселения. Здесь недавно установили три креста на месте сгоревшего в 30-х годах прошлого века Храма. Первые паломники уже побывали на этом святом месте.

В урочище Хиновск, где во время Великой Отечественной войны были убиты евреи Давид-Городка и окружающих деревень, в 1986 году установлен памятник. Сюда приезжают люди из разных стран, чтобы почтить память невинно убиенных. Посетите музей истории Давид-Городка. Здесь узнаете о прошлом городка, увидите некоторые предметы быта, старинное оружие. Есть небольшой музей и в СШ № 2.

Самое интересное мероприятие, проводимое в Давид-Городке — «Коники». Это народное костюмированное гулянье. Люди, переодетые в различные маски, останавливают и проезжающие мимо машины, поют, пляшут. Ну, за это, конечно, дают им небольшую денежку. На площадке проходят концерты. В это время в Храме служится благодарственный молебен в честь начала года. Карнавал проходит ежегодно в ночь с 13 на 14 января. Плохо, что зимой. К услугам отдыхающих есть палатки, где они могут купить напитки, еду, сувениры. В прошедшие годы на маскараде было замечено много приезжих из зарубежья.

От Давид-Городка, когда едешь в сторону Турова, на расстоянии восемь километров находится «огуречная столица» Беларуси – агрогородок Ольшаны. Это очень большой населенный пункт. Много магазинов, есть «Ольшанское поместье» с хорошими гостиничными номерами, рестораном. В агрогородке множество фермерских хозяйств, можно посетить хозяйство «Бродок», чтобы удивиться достижениям в сельском производстве.

Если вы свернете после моста через озеро Ольшанское направо, проедете четыре километра, въехав в агрогородок Ремель, повернете влево, то попадёте на конеферму. Здесь можно увидеть очень дорогих лошадей, покататься на пони или на обычной лошади. Этот объект часто посещается туристами.

Проехав Ремель и Мочуль, попадёте в деревню Теребличи. Здесь, в глубинке Полесья, можно увидеть один из пятнадцати самых необычных музеев Беларуси. В нем собрано около тысячи предметов быта, которыми пользовались наши предки. Руководит музеем Почетный полешук Иван Филиппович Супрунчик, высекающий обыкновенным топором деревянные скульптуры. Изделия Супрунчика изображают местные предания и обряды.

После музея вы можете отправиться в лес. Прямо из центра деревни гравийная дорога заведёт в урочище Язвинки. Там в гостевом домике можно отдохнуть, из окон благоустроенных комнат любоваться красотами природы. А хотите – пройдите по лесной тропинке. Увидите маленькую церквушку, подниметесь на обзорную вышку высотой 52 м.

Посетите Давид – Городокский край — и вы получите массу впечатлений, познакомитесь с традициями жителей белорусского Полесья, которые сохранились до наших дней. После подготовки к областным «Дожинкам -2017» Давид-Городок стал ещё более красивым, благоустроенным.

Давид-Городок (белор. Давыд-Гарадок) город (с 1940) в Столинском районе Брестской области Белоруссии. Расположен на реке Горынь. 6 700 жителей (2009).

Известные уроженцы и жители

  • Мисько, Павел Андреевич (1931-2011) - белорусский писатель, автор книг прозы для детей, писатель-фантаст.

Еврейская община

В 1521 1551 гг. Давид-Городок является владением польской королевы Боны Сфорца. При благоприятствовании с её стороны в Д-Городок и окрестности начали приезжать и селиться евреи из Западной Европы. Они занимались ремёслами и торговлей.

В Литовско-Польском княжестве евреи пользовались значительными льготами в экономической сфере, имели своё самоуправление - жили Кагалом, исповедовали Иудаизм. Так было и в Д-Городке. Здесь был свой раввин, действовали две синагоги, еврейские школы. Правовое положение евреев было узаконено в Конституции от 1588 г.

После Второго Раздела Речи Посполитой в 1793 году Д-Городок вошёл в состав России и стал центром уезда Минской губернии.

Советская Власть в Д-Городке была установлена в ноябре 1917 года. В 1918-1920 Д-Городок оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками. С 1921 по 1939 годы он находился в составе Польши. Евреи Д-Городка жили по центральной Юрьевской (сейчас Советской) улице в домах с выходом прямо на улицу.

После прихода советской власти евреи принимают активное участие на выборах в местные органы власти.

С января 1940 г. Д-городок - центр района Пинской области, Белорусской республики.

7 июля 1941 года Давид-Городок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Немцы сделали в Давид-Городке гетто для местных евреев. Еврейских женщин и детей, это около 1200 человек, местные жители (мещане) выгнали из города, а их имущество было разграблено местными жителями[источник не указан 122 дня]. Впоследствии, почти все они погибли при уничтожении Столинского гетто в урочище Стасино.

Фашистами было строго запрещено местным жителям прятать у себя евреев, за неподчинение расстреливалась вся семья, спрятавшая у себя в доме еврея. Евреи предлагали жителям деньги и золото, чтобы их спрятали или вывезли к партизанам. Некоторые, рискуя собственной жизнью и жизнью своих родных, соглашались на это и помогали евреям.

Геральдика

22 января 1796 года (закон № 17435) утвержден герб местечка Давыдогородка (вместе с другими гербами Минского наместничества).

«В верхней части щита герб Минский. В нижней - в черном поле река Припять, на берегу коей серебряная пристань с двумя воротами и с пристающим золотым судном, нагруженная товаром, в трех тюках связанным»

Герб Давид-городка утверждён 28 июня 1997 года Решением № 17 Давид-Городокского горисполкома. Герб внесён в Гербовый матрикул Республики Беларусь 1 декабря 1997 года под № 10:

«в чёрном поле „русского“, или „французского“, щита река Горынь, на берегу которой серебряная пристань с двумя воротами, к ней пристаёт золотое судно с тюками товаров».

История

Возник в конце XI или нач. XII веков. Основателем города считается Владимир-волынский князь Давид Игоревич, именно в честь него город и получил имя. Согласно местному преданию, Д.-Г. был построен каким-то туровским князем, принявшим в православии имя Давыд. Сначала местность вокруг Д.-Г. принадлежала Киевской Руси, затем Волынскому княжеству. В XII-XIII вв.- центр удельного княжества, потом город оказался в составе Великого княжества Литовского. В 1509 он входил в состав Пинского кн-ва.

Беларусь, Давид-Городок, история возникновения, городище Давид-Городка, Давид-Городецкий замок, цветы, Давид-Городок с высоты птичьего полёта.

История возникновения

Точной даты возникновения города никто назвать не может. Если верить археологии - это конец XI или же начало XII века. Ученые придерживаются мнения, что город основан в 1100 году, хотя это весьма условно. Город древний, хотя сейчас он и невелик, да и не сможет гордо похвастаться массой достопримечательностей, но разве мало того, что есть?..
Об основании того или иного города обычно ходят легенды. Мол, например, основала сама княгиня Ольга. А вот Давид-Городок основан был внуком Ярослава Мудрого князем Давидом. Не всегда город назывался именно так. Сперва он назывался просто - "Городок" (может от того жители до сих пор кличут себя городчуками, а еще точнее горочуками?), позже уже в XV веке - Городок Давыдов , ну а с XVII века и вовсе получил современное название - Давид-Городо к.

Входил Городок за свою немаленькую историю в разные княжества, принадлежал разным странам: в конце XIV века входил в состав ВКЛ, в 1509 году принадлежал Пинскому княжеству, в 1523 году его хозяйкой стала королева Бона Сфорца, с 1551 года Городком владели Радзивилы. В 1655 году воевода князь Ф. Ф. Волконский разбил здесь поляков, причем захватил Д.-Г. и сжёг местечко. После 2-го раздела Речи Посполитой, в 1793 году отошёл к России. 22 января 1796 года город получил свой собственный герб. C 1921 по 1939 год входил в состав Польши.

Городище

Что посмотреть приезжающим в Давид-Городо к туристам? Наверное, центральную площадь, вокруг которой сконцентрированы и краеведческий музей, и памятник князю - основателю города да саму Замковую гору. Вот поднимаешься на неё, понимаешь, что давным-давно тут кипела жизнь. Аж в XI столетии, здесь, на этом небольшом холме, жили люди, занимались ремёслами, выращивали животных, ловили рыбу. Как это часто и бывает, с удивлением понимаешь, что на такой небольшой площади были и свои улицы, и храм, и жилые дома, на этом месте мысль обрывается, и я невольно оборачиваюсь на протяжное мычание коровы, пасущейся посреди городища. Впрочем, обо всё по порядку. Вот через былой детинец прошёл человек, придерживая свой велосипед за руль, хмурится небо над горой, не давая ни одному солнечному лучу прогреть это древнее поселение.

Сейчас на горе установлен лишь памятный камень, гласящий о том, что здесь было первое поселение - отсюда брал своё начало город на реке Горыни. В 1937-1938 годах польские археологи под началом Р. Якимовича, а в 1967 году под руководством П. Ф. Лысенко вскрыли остатки срубов жилых домов, деревянной церкви, мостовыми, хозяйственных построек — Зарубинецкое селище. С северо-запада на юго восток, а так же с северо-востока на юго-запад тянулись две перекрещивающиеся деревянные мостовые. Церковь стояла среди жилой застройки, состоящая из прямоугольного в плане основного сруба и сруба меньшего размера - алтарного. Возле церкви обнаружено 25 захоронений первых хозяев древнего города и их военачальников. Детинец был укреплен валом и рвом. Так же при раскопках на детинце было обнаружено множество фрагментов глиняных сосудов (некоторые имели клеймо мастера). Найдены деревянные поделки (напр., орнаментированные спиральными узорами навершия булав из кленового дерева, гребни с циркульным орнаментом и др.), костяные шилья, спицы для плетения сетей, а также многочисленные поделки из железа и бронзы. Находки стеклянных браслетов и шиферных пряслиц подтверждают городской характер поселения Давид-Городка в XI—XII вв.

Деревянный Давид-Городецкий замок

В 1655 году во время русско-польской войны город был разрушен и сожжён. Замковая гора возвышалась всего на 3-5 метров над уровнем воды в Горыни. В XVII-XVIII столетиях на месте древнего городища возвели деревянный замок, в составе которого был Верхний и Нижний замок. Верхний замок был обнесён высоким валом и окружен водой. Нижний замок имел парканную ограду. Общая длина линии укреплений обоих замков составляла 980 метров, из которых на Верхний замок приходилось 466м, на нижний - 534м. Перед ним находился сад и деревянный костёл (год постройки 1649), который сгорел в 1839 году. Нижний замок соединялся мостом с торговой площадью. Вход на мост закрывался воротами. Из Нижнего замка в Верхний вёл мост через дубовую браму. От замка и площади в радиальных направлениях проложены основные улицы.
Постепенно замки ветшали и превращались из укреплений в резиденцию Радзивилов.

Цветы? Цветы! :)

"Дороги завели меня в маленькое местечко Давид-Городок , что над рекой Горынью, на Полесье. Чудесное, кстати, местечко. Занятие жителей - цветы. Земли немного, потому что летние паводки часто заливают округу. потому каждый сухой клочок - под розы, левкои, маттиолу, душистый горошек, георгины, граммафончики, астры, махровый шиповник и тысячи-тысячи других сортов. Семенами, клубнями, цветами торгуют аж до Сибири, и потому на каждом доме знак солнца, а сами дома шалеют, задыхаются в океане цветов."
Так писал в своей книге "Зямля пад белымi крыламi" В. С. Короткевич. Трудно поверить, что семена из этого небольшого городка расходились в своё время по всему Союзу и пользовались таким большим спросом. Если проехать к центральной площади к памятнику князю Давиду - ничего необычного или того, что говорило бы о столь важном занятии городчуков не бросается в глаза, хотя... Может быть это просто начало октября? :) Хотя и в начале октября освещённое солнцем подножие Замковой горы радует поздним разнотравьем.

Давид-Городок с высоты птичьего полёта.

Жители города не просто любят свой город, они очень сильно его любят. По приезду в Давид-Городок мне досталось в наследство от начала октября пасмурное небо, ни разу так и не улыбнувшееся ни единым солнечным лучиком... Не показалась очень красивой Горынь и Замковая гора - всё-таки синее небо и бережно обнимаемые солнцем деревья значат для моего настроения многое... Приезжая в разные города, сама по себе завелась да также быстро позабылась традиция кататься в парках культуры и отдыха на "Чёртовом колесе", если оно есть, а зря! Необыкновенная красота города и реки открывается в фотографиях Александра Кузьмича , посудите сами...

Давид-Городок, Горынь, с высоты птичьего полёта.

Подробности Категория: Идеи для путешествий Автор: Катерина Гусева

Сегодня смотрим достопримечательности белорусского Полесья. Микашевичи, Житковичи и Туров с его «растущими» крестами и древним храмом, уничтоженным землетрясением – все это в первой части статьи .

Давид-Городок. Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь

Ольшаны. Молельный дом

Впереди – достопримечательности Ольшан и Давид-Городка .

Ольшаны. Огуречный рай

Ольшаны можно смело называть белорусским экономическим чудом. Здесь практически каждая семья занимается выращиванием огурцов. И, что характерно, отлично на этом зарабатывает. Говорят, 10 – 12 тыс. долларов за сезон. Теплицы – просто везде. Огромные, тянущиеся на десятки и сотни метров (у меня даже возникало ощущение, что чуть ли не на километры). И поскромнее – чтобы умещалась во дворе.

Ольшаны. Возле теплиц высажены огромные яблоневые сады

Ольшаны. Теплицы

Довольно неожиданная отличительная особенность Ольшан – более половины населения здесь протестанты. Этому есть объяснение. Еще в 1927 году, «за польским часам» в Ольшанах появились первые проповедники-евангелисты. И очень скоро многие местные жители подались в протестантизм.

После присоединения Западной Беларуси к Восточной в Ольшанах начались тяжелые времена. Верующим не давали поступать в вузы и, соответственно, получать работу в городе. Кормились буквально тем, что сами и выращивали. Поэтому уже с конца 70-х местные жители умудрялись растить на продажу огурцы, которые и возили по всему СССР. С распадом Советского Союза Ольшаны окончательно превратились в «огуречную столицу». Но протестантизм при этом не бросили. Вот такой роскошный молельный дом есть сейчас в Ольшанах.

Дом молитвы в Ольшанах

Есть и церковь – св. Параскевы Пятницы. Современная, но построенная на месте более древнего деревянного храма, который сгорел. Напротив, на большом валуне – мемориальная табличка с историей церкви.

Церковь св. Параскевы Пятницы в Ольшанах

История церкви св. Параскевы Пятницы в Ольшанах

А еще в Ольшанах очень симпатичная рядовая застройка. Деревянные домики почти все украшены резьбой, а на крыше у большинства их них – «солнышко». Как защита от злых духов.

Ольшаны. Застройка

Рядовая застройка в Ольшанах

Давид Городок. Город Давида

Начнем с того, что Давид-Городок был основан еще на рубеже XII – XIII веков. Князем, естественно, Давидом. Но не тем знаменитым Давидом Городенским, который под Новогрудком навалял крестоносцам и отобрал у них лошадей и доспехи. Нет, тут отметился другой Давид. Волынский князь Давид Игоревич. Он получил здесь княжение и стал основателем местной династии.

На гербе Давид-Городка имеется пристань и золотой корабль, который к ней причаливает. И это не случайно сам город расположен на реке Горынь. А значит, местные князья могли контролировать движение судов, как по этой реке, так и по Припяти.

Сейчас в центре города есть памятник князю Давиду.

Памятник князю Давиду в Давид-Городке

Сохранилась и Замковая гора. Правда, без малейших следов укреплений – замок-то был деревянным. Зато есть памятный камень, который отмечает собой место, где начинался город.

Замковая гора в Давид-Городке

Замковая гора в Давид-Городке

Замковая гора в Давид-Городке

Кстати, в 1551 году Давыд-Городок перешел во владения Николая Раздивилла Черного, который основал здесь Давид-Городокскую ординацию. Но от тех времен никаких достопримечательностей не осталось.

Самая старая постройка здесь – деревянная Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь. Ее относят к XVIII веку. Храм считается праобразом многих культовых сооружений белорусского Полесья.

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Возле Георгиевской церкви есть старинное кладбище. Некоторые надгробия сами по себе – достопримечательность. Например, вот это «дерево с обрубленными ветками». Такие кресты ставили последним представителям рода.

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке. Надгробие на старинном кладбище

Церковь Казанской иконы Богоматери построена в псевдо-русском стиле. Собственно, о ней много не расскажешь. Нарядная, розовая…

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке. Могила священника

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке. Брама

Чем еще интересен Давид-Городок – так это деревянной застройкой. Многие домики украшены искусной резьбой.

К сожалению, местные власти недавно уничтожили одну из ценнейших достопримечательностей Давид-Городка. Деревянный двухэтажный дом в начале прошлого века построил для своей семьи колбасник Семен Кулага. Позже его и одного из старших сыновей советы сослали в ГУЛаг, а дом отобрали. Все это время здание использовалось под различные учреждения, а в последние годы стало ненужным.

Дом Кулаг в Давид-Городке

Дом Кулаг в Давид-Городке. Элемент декора окна

Недавно старинный дом Кулаг снесли, несмотря на протесты правнучки Степана Кулаги, которая намеревалась выкупить «прадедову хату» за любые деньги. Здание также было признано столичными архитекторами уникальным. Тем не менее, местные власти предпочли уничтожить старинный дом. Сейчас на его месте планируется сделать парковку – специально к областным Дожинкам, которые пройдут в этом году. Подробнее об этой истории читайте .

Еще один (и последний) двухэтажный деревянный дом Давид-Городка пока еще жив. Надеемся, он все же уцелеет и благополучно переживет Дожинки.

Деревянный двухэтажный дом в Давид-Городке

Давид-Городок (на белорусском языке Давыд-Гарадок) располагается в западной части независимой Беларуси, в Столинском районе на Брестчине. Через этот славный город протекает знаменитая река под названием Горынь. По статистическим данным 2016 года в городе проживает население 5 946 человек.

История Давид – Городка.

Впервые о данном городе упоминалось в 1127 году. В древних писаниях говорилось о том, что Давид-Город был основан великим князем Владимиром-Волынским. В честь этого великого правителя город и обрел свое созвучное название. Также стоит отметить, что в 1655 году Князем Федором Волконским были разбиты и сожжены войска Польши, в результате чего Давид-Городок был захвачен. Однако после масштабного разрушения город был снова воздвигнут. И только после второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Давид-Городок по праву стал центральным городом уезда Минской губернии. Стоит отметить, что у Давид-Городка достаточно богатая история.

Ремесленники Давид-Городка.

Несмотря на то, что власть менялась довольно часто, ремесло жителей этого города всегда оставалось неизменным. В городе процветало шорное, портняжное дело и бочарный промысел . Также ценили работу плотников, столяров и каменщиков. Не оставались без внимания ремесленники, которые занимались выделкой и обработкой кожи, мыловарением, рыболовством и судостроением.

Достопримечательности Давид-Городка.

Давид-Городок на Горыни считается одним из наиболее старейших поселений на белорусской земле, где сохранилась Свято - Георгиевская церковь , которая была основана в 1724 г. Этот храм и является одним из самых известных зданий XVIII в. Не многие знают, что Георгиевский храм, расположен на старинном кладбище с огромным количеством древнейших, каменных надгробий, с совершенно удивительными, а порой даже загадочными очертаниями.

Церковь и кладбище расположились на холмистом берегу у небольшого озера Сешка. Это озерцо является древним рукавом реки Горынь, которая с течением длительного времени изменила свое русло. И те протоки, которые в своё время соединяли этот рукав с Горынью, пересохли. В народе эту старинную церковь называют Юрьевской , ибо славянское имя Георгий в эти края дошло как Юрий (Гюргий).

Церковь представляет собой своеобразный трехтрубный храм, знаменитый своей простотой в постройке. Все его срубы накрыты четырёхскатными величественными шатрами с главками на своеобразных восьмигранных шейках. Однако каркасная двухъярусная звонница под масштабной шатровой крышей стоит отдалённо от церкви, в её западном углу, напротив входа.

Еврейская община в Давид-Городке

В 16 веке в Давид-Городок начали заселяться евреи из западно-европейских регионов. Большинство переселенцев еврейской общины занимались ремеслом и торговлей. В государстве литовском и польском у них был целый ряд льгот и собственное управление. В городе проживал раввин, работали синагоги, открывались школы для еврейских детей.

В 20-м веке большинство евреев проживало на центральной улице Давид-городка. Во время II мировой войны немецкие солдаты создали здесь гетто и истребили почти все еврейское население.

Современный Давид-Городок

В настоящее время современный Давид-Городок - это мирное и спокойное место. Где самыми крупными предприятиями в городе остаются электромеханический и хлебобулочный заводы , а также инструментальное производство.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: