Имя Вера в православном календаре (Святцах). Именины веры

Преподобномученица Вера (Морозова Вера Семёновна) родилась в 1870 году в городе Торжок Тверской губернии. В 1890 году поступила послушницей в московский Страстной иконы Божией Матери монастырь. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, а Вера вместе с другими насельницами сняла комнату в Москве, где они сохраняли монастырский уклад жизни, зарабатывали рукоделием. 16 января 1938 года её арестовали по обвинению в «антисоветской деятельности» и «антисоветской агитации», а 21 февраля приговорили к высшей мере наказания. 26 февраля 1938 года Веру Морозову расстреляли. Причислена к лику святых новомучеников 26 декабря 2001 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Святая мученица Вера (Самсонова Вера Николаевна) родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии.

Тайны и значения имени Вера

Женское имя Вера говорит само за себя, его значение понятно всем и каждому. Благородное имя Вера было очень популярно до середины второй половины 20 века, однако в постсоветской России имя Вера перестали давать новорожденным, что вполне символично. Имя Вера имеет чрезвычайно мощную энергетику. Имя Вера характеризуется только с положительной стороны, в его значении нет ни одного дурного звука или слога. Вера – открытая и честная девушка, она всегда честна, в первую очередь, перед собой, а потом уже – перед другими. Вера выбирает себе профессию только по душе, она будет работать только там, где ей будет комфортно, где она сможет получить развитие в творческом плане. На Веру нельзя воздействовать криком или приказами, с ней необходимо разговаривать на равных, даже если Вера – совсем еще маленькая девочка. Вера отмечает день ангела и именины 30 сентября, один раз в год, именины Веры.

Именины ВерыИмя Вера – русское старославянское имя, которое также можно считать калькой из древнегреческого имени святой раннего периода христианства. Буквальный перевод с греческого означает «вера», «служительница Бога». У всех христиан в особом почете находятся три добродетели: вера, надежда и любовь. Соответственно, чтятся и мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София.

Именины Веры по церковному календарю

Именины Веры отмечают не в один день в году. По православному календарю это 26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря и 31 декабря. В эти дни церковь вспоминает мученицу преподобномученицу Веру (Морозову), мученицу Веру (Самсонову), мученицу Веру Римскую, мученицу Веру, преподобную Веру (Графову) и мученицу Веру (Трукс). Наиболее почитаемо имя Вера вспоминается православной церковью на ее именины 30 сентября, когда все молятся о мученице Вере Римской.

Значение имени Вера

Имя Вера имеет древнегреческое происхождение и означает — вера.

Дата именин, дня Ангела Веры

Как определить дату именин, дня Ангела? Если вы не знаете в честь какого святого Вас крестили, то выбираете день памяти тезоименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Этот день и станет вашими именинами, а святой — вашим небесным покровителем, ангелом-хранителем. Остальные дни памяти этого святого — станут вашими «малыми именинами».

Поздравления с именинами, днем Ангела Вере, Верочке, Верусе в стихах

С днем ангела, Верочка, тебя
Поздравляет наша вся семья!
Сильно мы желаем, чтобы ты
В жизни все исполнила мечты.
А еще чтоб счастлива была,
Чтобы ладились твои дела,
Чтоб любовь была большая.
С именинами, доченька родная!

Значение имени: Русское имя того же смыслового значения — «вера».

ВЕРА: Вера, верование (старослав.).

Именины: 30 сентября - Святая мученица Вера, вместе с сестрами Любовью и Надеждой после мучений за веру Христову пред глазами матери были обезглавлены (137 год).

Знак Зодиака: Весы.

Планета: Сатурн.

Цвет: Серый.

Благоприятное дерево: Клен.

Заветное растение: Вереск.

Покровитель имени: Муравей.

Камень-талисман: Берилл.

Характер: Вера - весьма рассудительное, уравновешенное, логичное и практичное существо. Она очень сообразительна, конкретна: Вера прекрасно знает, чего хочет от жизни и никогда не упустит своего. И это качество в ней явно превышает эмоциональное восприятие мира, парит над мечтами и фантазиями.

Вера: Ст. слав. вера, верование.

Производные: Верка, Вераня, Вераха, Вераша, Веруля, Веруня, Веруся, Руся, Веруха.

Именины Веры, День ангела Веры

Характеристика именинника Веры:

Из старославянского языка – то же значение, что и слово «вера» (ср «любовь», «надежда»). Является русским переводом греческого имени Пистис. Современная Вера – идеал спокойной, уравновешенной и практичной женщины без особых эмоций и страстей. Ей очень хорошо подходит эпитет «холодная». Псевдоним этот носила очень популярная в двадцатые годы актриса немого кино Вера Холодная Образы, которые она создавала на экране, – самоуверенные, надменные полностью соответствовали этому имени.

Эти черты характера не мешают Вере замечать так называемые «мелочи жизни», из которых состоит в основном вся наша жизнь и наш быть – радости, горе и счастье. Мужа себе Вера выбирает не по любви, а по расчету, солидного, занимающего приличное положение в обществе, а также владеющего хорошим состоянием.

Вера уравновешенная женщина, обладает логическим складом ума. Избегает шумных компаний, капризов за ней не водится.
Вера имеет хорошо организованный практический ум.

Вероника способна трезво оценивать обстановку и проявляет сообразительность в конкретных делах.
Деловитость и целеустремленность преобладают в ней над эмоциональным и сентиментальным началом, не допускает вольностей.

Вера, милая моя,
С именинами тебя!
Будь красивой, молодой,
Очень умной и шальной!Ну, короче говоря,
Будь такой же, как всегда!
Пусть на жизненном пути
Станут явью все мечты! ©

Поздравляем, добра тебе, Вера.
Мы желаем побольше встречать.
Безрассудного, мягче мохера
Сумасбродства тебе повстречать!
Мы желаем тебе убедиться,
Что любовь в этом мире все ж есть.
Пусть летает мечта, точно птица,
Пусть примчится счастливая весть. ©

Вера - имя, которого нету прекрасней.
Жить без веры немыслимо — знает любой.
Пусть во веки веков не умрет, не угаснет
пламя Веры, чьи сестры Надежда, Любовь.
Пусть она озаряет собою дорогу
и приходит, когда нелегко, на подмогу.


Холодный ум, стальные нервы.
Людей стремишься подчинить.
Власть, силу воли проявить.

Вера Алентова (1942), советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка России
Значение: Аналогично слову «вера».

Происхождение: Имя Вера имеет старославянское происхождение.

Характер: Вера в детстве уравновешенная девочка, обладает логическим складом ума. Любит самые разные безделушки, и все ненужные в доме вещички, в конце концов, оказываются среди ее игрушек. Избегает шумных компаний, капризов за ней не водится. Учится прилежно, охотно ухаживает за младшим братиком или сестренкой. Близких подруг у Веры немного. Не спешит пораньше выйти замуж.

Вера имеет хорошо организованный практический ум. Она способна трезво оценивать обстановку и проявляет сообразительность в конкретных делах. У Веры есть музыкальные способности. Она способна научиться хорошо играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Вера

Вера — уравновешенный и спокойный человек. Часто мужчины склонны видеть в спокойном добродушии Веры знак ее благорасположенности к ним. Не стоит, однако, торопиться. Вряд ли Вера решится связать с кем-либо свою судьбу без тщательных размышлений и взвешивания всех «за» и «против».

Ты хочешь быть повсюду первой.
Холодный ум, стальные нервы.
Людей стремишься подчинить.
Власть, силу воли проявить.
Людьми, как пешками, играешь.
Мужчин в объятья загоняешь.
Любвеобильна и игрива,
Стройна, пикантна и ревнива.
Идешь ты, Вера, прямо к цели.
Во что ты веришь, в самом деле?

поздравление с именинами Вере

Человек не может жить без веры:
Рушатся критерии и меры
Всех основ людского бытия…
Нет, без веры человеку жить нельзя.

Одно из популярных имен в России и Восточной Европе - это Вера. Оно является достаточно традиционным и самобытным для славянских стран. Темой этой статьи и станет характеристика, именины.

Характеристика имени

Под именем Вера скрывается человек, которому свойственен практицизм и рассудительность во всем. Эта женщина не из легкомысленных, увлекающихся натур. Напротив, все ее поступки выверены, продуманы и обоснованы. В общении с другими Вера проявляет себя как благосклонный человек, тем не менее ее прямота нередко отпугивает от нее людей. Кроме того, женщина с этим именем способна на жесткие поступки, а потому взаимодействовать с ней нелегко.

Именины имени Вера

Как и всякому церковному имени, Вере предоставляются особые дни, называемые именинами. Для человека это особый личный праздник, подобный дню рождению. Именины Веры соотносятся с датами памяти святых жен, называвшихся так при жизни. Однако отмечать этот праздник могут только крещеные, потому что простого наречения здесь недостаточно.

Именины - это праздник именно церковного имени, с которым человека крестили. А происходит это в православии и католичестве в честь какого-либо святого. День памяти этой божьей угодницы - это и есть именины Веры. Есть и другое название этого праздника. Так, его часто именуют днем ангела, то есть святого покровителя, в честь которого назван человек. Ниже мы поговорим о днях именин для тех, кого зовут Вера. Именины у каждой женщины выпадают на различные дни, поскольку они наречены в честь разных святых. Мы приведем основной список таких дат, основываясь на традиции Русской православной церкви.

Преподобномученица Вера (Морозова)

Эта женщина родилась в 1870 году в Торжке, который тогда был частью Тверской губернии. В двадцать лет она стала послушницей в одном из московских монастырей. Обитель была закрыта в начале 1920-х, а потому Вера с несколькими другими сестрами из монастыря сняли жилье в городе, продолжая вести монастырский образ жизни, зарабатывая рукоделием. В 1938 году ее арестовали по обвинению в антисоветской деятельности и приговорили к смертной казни. В феврале того же года ее расстреляли. К она была причислена в 2001 году, а именины Веры, названные в ее честь, стали праздновать в день ее смерти - 26 февраля.

Мученица Вера (Самсонова)

Вера Самсонова родилась в 1880 году в одном из сел Тамбовской губернии. Окончила женское училище, затем работала преподавателем, одновременно посещая храм. В конце 1920 ее избрали которая осталась в Касимове на месте монастыря. Арестовали Веру в 1935 году, приговорив за контрреволюционную деятельность к пяти годам исправительных работ в лагерях. Не дожив до освобождения две недели, Вера скончалась в 1940 году в Беломоро-Балтийском лагере. Прославлена она была в 2000 году. Именины Веры, носящие свое имя в ее честь, празднуют в день ее кончины - 14 июня.

Мученица Вера Римская

Святая мученица из Рима по имени Вера - это одна из дочерей Софии, которых замучили на глазах у матери за исповедание христианства во II веке при На тот момент Вере было всего 12 лет. Вместе с ней погибли две ее сестры - Надежда и Любовь. А через три дня от скорби на могиле дочерей скончалась и сама София. Общая их память празднуется 30 сентября.

Мученица Вера

О жизни этой святой практически ничего неизвестно. Предание сохранило только сам факт ее жизни и мученической кончины за исповедание веры во Христа. День памяти - 14 октября.

Преподобная Вера (Графова)

Родилась женщина в 1878 году в селе Московской губернии. В 1903 году стала послушницей в одном из Коломенских монастырей. Перед самым закрытием обители в 1918 году она ее покинула. Жила в Коломне, зарабатывала шитьем. В 1931 году ее по обвинению в антисоветской деятельности приговорили к пяти годам ссылки. Но уже через год она скончалась, находясь на территории Казахстана. Именины празднуются 15 декабря.

Мученица Вера (Трукс)

Родилась женщина в 1886 году под Черниговом. Работала учительницей в сельской школе. С 1923 года несла послушание келейницы у архиепископа Фаддея. Когда его арестовали в 1937 году, Вере также были предъявлены обвинения в контрреволюционной деятельности. В 1938 году ее приговорили к пяти годам исправительных работ. Скончалась Вера в 1942 году в Сибири, не дожив до окончания срока несколько месяцев. Прославлена в 2000 году Юбилейным собором архиереев Русской православной церкви. День ангела - 31 декабря.

Именно она вместе со своей мамой Софией и младшими сестрами Надеждой и Любовью жили в Риме, в то время когда правил император Адриан. Очень рано премудрая София стала вдовой. После смерти мужа, она, так же как и раньше, вела очень благочестивый образ жизни. Девочки росли в христианских традициях, они старались жить, так как написано в Евангелии, по заповедям Христа. Святые угодницы Божии никогда не скрывали своей веры, и вскоре, о них узнал жестокий правитель Адриан. Он приказал привести их к себе во дворец. Когда в их дом постучались стражники, святая София и ее дочери уже понимали, зачем их ведут к императору и просили Господа дать им сил, чтобы выдержать предстоящие мучения.

Когда же оказались они перед правителем, очень многие присутствующие в зале удивились их спокойствию. Адриан стал по одной призывать к себе юных праведных дев и требовать от них поклонения языческим идолам. Но они твердо стояли в вере. Тогда Безбожник приказал их пытать, причем мучения были самые тяжелые, какие вообще можно только представить: их бросали в печь, в чан с кипящей смолой, пытались спалить кожу на огненной решетке. Стоит отметить, что Любови было 9 лет, Надежде 10, а Вере 12. Их мать вынуждена была наблюдать за пытками своих детей. Именно она укрепляла своих девочек и просила их претерпеть все мучения до конца, чтобы снискать себе мученический венец. А потому святые девы все истязания принимали с радостью. Не дождавшись от них отречения, Адриан повелел их обезглавить. Чтобы сильнее поиздеваться над их матерью, царь разрешил Софии забрать тела своих дочерей. Она похоронила их на самом высоком месте города и три дня, не отходя, провела рядом с их могилами, после чего отошла ко Господу.

Значение имени Вера имеет очень интересную и необычную историю. Имя Вера пришло к нам в русский язык из Византийской империи вместе с принятием христианства. Однако в отличии от большей части принятых имен, имя Вера было перенесено в русский язык не фонетическим копированием, а смысловым. Этот метод лингвисты еще называют калькированием. Связанно имя Вера с одной легендой о трех маленьких девочках, убитых про приказу римского императора Адриана в первом веке нашей эры. Звали этих девочек Вера, Надежда , Любовь . Девочек исповедовавших христианство убили за отказ почитать языческую богиню Артемиду. Назвали девочек в честь трех христианских добродетелей веры, надежды и любви. Их имена на греческом языке звучат как Пистис, Элпис и Агапе. При переносе имен в русских монастырских книгах, было решено сохранить смысл имен, а не воспроизводить из фонетически, как это обычно делается. Так что значение имени Вера - "вера" . Вот такая вот интересная история и имени.

Имя Вера является еще и сокращенной формой таких имен как и Венера. Узнать их значение вы может перейдя по ссылкам.

Значение имени Вера для девочки

Вера растет спокойной и уравновешенной девочкой. Она прекрасный и добрый ребенок. Вера легко находит общий язык со сверстниками и старшими. При этом она достаточно сдержанна в проявлении эмоций. Девочка склонна к серьезным размышлениям и уходу в себя. При этом Веру нельзя назвать мечтательной - это ей не свойственно.

Обычно Вера прилежная ученица и хорошо учится. Она послушная девочка и авторитет взрослых, в том числе и учителей, очень важен. Это позволяет ей сформировать хороший аналитический ум. Она прекрасно справляется как с точными, так и с гуманитарными науками.

Здоровье девочки обычно радует родителей. Однако у Веры есть определенная особенность, у нее необъяснимо падает жизненный тонус. В эти моменты Вере особенно нужна поддержка близких. Уже став взрослой, Вера нередко страдает от расстройства функции сна.

Сокращенное имя Вера

Верка, Веруха, Руся.

Уменьшительно ласкательные имена

Верочка, Веронька, Верушка, Верчик, Веруня, Веруся, Веруля, Вераша, Веруша.

Имя Вера на английском языке

В английском языке имя Вера пишется как Vera.

Имя Вера для загранпаспорта - VERA.

Перевод имени Вера на другие языки

на арабском - إيمان
на белорусском - Вера
на китайском - 信仰
на немецком - Vera
на польском - Wera и Wiera
на словенском - Vera
на словацком - Viera
на сербском - Вера
на украинском - Віра
на финском - Veera, Vera
на чешском - Věra, Viera.
на шведском - Vera, Wera

Имя Вера по церковному (в православной вере) остается неизменным - Вера.

Характеристика имени Вера

Веру можно охарактеризовать как человека слегка флегматичного. Характеристикой ее имени считается рассудительность и взвешенность поступков. Вера не любит поспешности в жизни. Она обладает достаточно невозмутимым характером, что нередко выручает ее в жизни. У Веры хорошо развита интуиция и она к ней прислушивается. Иногда Вера становится даже мнительной, но это достаточно быстро проходит.

В работе Вера особо не проявляется. Для нее обычно работа - это скорее необходимость. Она при возможности навряд ли будет работать, так что не ждите от Веры в работе особых свершений. При этом, если она берется за что-то, то делает это на совесть и с умом. Не любит когда ее торопят, так что ей желательно искать достаточно спокойную постоянную работу.

К семейным отношениям у Веры очень серьезный подход. Она долго ищет настоящего мужчину, которого определит только по делам его. Ей не удастся запудрить голову красивыми признаниями под луной. Мужа очень любит и всячески о нем заботится. Она ласковая и заботливая мама. Очень любит своих детей и при этом сохраняет с ними хорошие отношения всю жизнь.

Тайна имени Вера

У Веры есть одна тайна, которую она всячески скрывает, иногда даже от себя. Она достаточно неуверенная в себе. Вера старается казаться раскрепощенной и веселой, но на самом деле она изрядно закомплексованная особа. Она тяжело переживает упреки в свой адрес и может надолго расстроиться из-за пустякового замечания. Так что, если хотите подружится с Верой, то почаще ее хвалите и никогда не ругайте.

Планета - Сатурн.

Знак зодиака - Весы.

Тотемное животное - Муравей.

Цвет имени - Серый.

Дерево - Клен.

Растение - Вереск.

Камень - Берилл.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: