Святая казанская божья матерь. Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Александровка. Помощь по молитвам верующих

Икона КАЗАНСКОЙ Божией Матери описание, молитвы и акафист к ней

Икона КАЗАНСКОЙ Божией Матери

Казанская Чудотворная икона, которую прозвали по месту её обретения Казанской, стала на Руси одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы.

Описание Казанской иконы Пресвятой Богородицы:

Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства.

Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её Казанскую икону Божией Матери. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Казанской Божией Матери.

Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения Казанской иконы Божией Матери стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной Казанской иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты.

Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой Божией Матери молился князь Михаил Кутузов.

К сожалению, в 1904 году Казанская чудотворная икона Богородицы была похищена грабителями и, после снятия с неё драгоценных риз, ими уничтожена. После российской революционной смуты 1917 года многочисленные древние списки с Казанской чудотворной иконы Божией Матери разошлись по всему миру. Русская Православная Церковь прилагает все усилия для возвращения святынь на родину. В России самый ранний из известных списков чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1606 г.) находится в Третьяковской галерее.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Казанская молятся о прозрении слепых очей и исцелении болезней глаз, об избавлении от нашествия иноплеменных, об заступлении в тяжелые времена, об исцелении всякой немощи телесной, о сохранении Российской державы, ею благословляют вступающих в брак.

МОЛИТВЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «КАЗАНСКАЯ»

МОЛИТВА 1-Я перед иконой Божьей Матери Казанская

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 2-Я перед иконой Божьей Матери Казанская

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

ТРОПАРЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «КАЗАНСКАЯ»

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о. Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол. Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

КОНДАК, ГЛАС 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ «КАЗАНСКАЯ»

Кондак 1

Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Икос 1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея: и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней: Радуйся, Богоизбранная Отроковице; Радуйся, Мати Божия. Радуйся, Царице Небесе и земли; Радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение. Радуйся, Ангелы чтимая; Радуйся, певаемая от Серафим. Радуйся, светлое пророческое сбытие; Радуйся, апостолов похвало. Радуйся, мученическое исповедание; Радуйся, преподобных венче. Радуйся, праведных веселие; Радуйся, грешных упование. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 2

Видящи, Всенепорочная, с высоты Небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим в славе пребываеши, скорбь рабов Твоих в новопросвещеннем граде, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает агарянским зловерием, благоволила еси явити икону Свою, чудесы ю прославляющи, да утверждаемии знаменьми Твоея благодати, христолюбивии людие верно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумение трикратнаго явления Богоматере мудрая отроковица ищущи, тече ко властем, поведающи им дивное явление и грозное прещение: мы же дивящеся свыше данному отроковице вразумлению, благоговейно вопием к Преблагословенней: Радуйся, устнами чистыми хвалу Богов и совершающая; Радуйся, тайны благодати Божия верным открывающая. Радуйся, верных известная похвало; Радуйся, молние, неверных устрашающая. Радуйся, славою чудес Твоих верных разум озаряющая; Радуйся, агарянскаго зловерия обличение. Радуйся, гордыни их низложение; Радуйся, веры христианския утверждение. Радуйся, почитания святых икон освящение; Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая. Радуйся, несумненною надеждою нас увеселяющая. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 3

Сила Вышняго благодатию Богоматере умудри и укрепи отроковицу к исканию многоценнаго Божия дара, и та, с верою дерзающи о Господе, приступи к труду и, скрытое в земли обретши сокровище святыя иконы БогоМатери, радостно возопи к Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеющи благоутробное промышление о новопросвещенных людех града Казани, от пречестныя Твоея иконы токи чудес источила еси, Владычице, слепым телесныма очима зрение подавающи, омраченных же душевно светом богопознания и благочестия озаряющи, девствующим под осенением Твоея иконы пристанище небурное дарующи. Сего ради зовем Ти: Радуйся, явлением иконы Твоея тьму лютых обстояний отгоняющая; Радуйся, лучами чудес всех просвещающая. Радуйся, слепых прозрение; Радуйся, омраченных смыслом просвещение. Радуйся, славо Православия; Радуйся, тихое пристанище ищущих спасения. Радуйся, Мати целомудрия; Радуйся, покрове и ограждение девства. Радуйся, Еюже ликовствует все множество верных; Радуйся, Еяже ради рыдает демонское полчище. Радуйся, всех христиан вожделенная Помощнице; Радуйся, всех скорбящих Радосте. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 4

Бурю смятений и крамолы врагами воздвигнутую в стране нашей утолити тщащься блаженный Ермоген, списатель чудес Твоея, Богомати, иконы, слезно пред нею моляшеся и, видев, яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася, верою укрепляемый до конца живота своего, вопияше Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше православнии воини откровенную Преподобным Сергием святителю Арсению тайну, яко предстательством Богоматере суд об Отечестве нашем преложен на милость, икону Богоматерню, яко знамя победное, приимше, исхитиша матерь градов русских из рук супостат и
возопиша Заступнице христиан: Радуйся, Мати Бога Вышняго; Радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего. Радуйся, яко всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим; Радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех. Радуйся, всем молящимся сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом полезная дарующая; Радуйся, избавление зол всем, невозвратно надежду имущим на Тя. Радуйся, тихое и доброе пристанище; Радуйся, скорая Помощнице. Радуйся, готовый и теплый покрове спасения; Радуйся, источающая нам неоскудныя милости. Радуйся, пред-варяющая на помощь; Радуйся, избавляющая от всех бед. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 5

Боготечная звезда явися Твоя, Богомати, икона, всю страну Российскую обтекающая, лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяких недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе притекающих и вопиющих к Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага с помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града поста-ви. Сего ради вопием Пречистей: Радуйся, жилище и доме Христа Бога нашего; Радуйся, вместилище неизреченныя Его славы. Радуйся, граде одушевленный, присно царствующий; Радуйся, палато преукрашенная. Радуйся, Радосте градов и весей; Радуйся, непобедимое христиан в бедах хранилище и предградие. Радуйся, Церкве Православныя похвало; Радуйся, Русской земли утверждение. Радуйся, христолюбиваго воинства Помощнице; Радуйся, врагов одоление. Радуйся, от бед избавление; Радуйся, Матерними Твоими щедротами всех посещающая. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 6

Предстояще пред пречистым Твоим образом архиереев сословии и вси людие, монаси и мирстии, проповедуют, Госпоже Богородитель-нице, великия Твоя милости, яко грады ограждаеши, обители покрываеши, веси защищаеши, и, ведуще Тя воистинну Помощницу сильну и непобедиму, со слезами приносят Ти молитвы, да простреши к Сыну Твоему Богоносныя руки за люди Твоя, во еже избавити нас от всех бед и напастей, да благодарне вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявши просвещение истинное и отгнавши древле лесть агарянскую во новопросвещенней стране Казанской, ныне во всех градех российских светиши светом чудес и милостей: притекающий бо с верою ко Твоей иконе цельбоносней скорбей избавление, недугов исцеление и радости всякия исполнения приемлют, вопиюще Тебе усердно: Радуйся, неистощимый источниче святыни; Радуйся, многотекущая реко Божественная благодати. Радуйся, грешных с Богом примирение; Радуйся, грехов наших очищение. Радуйся, благочестия Наставнице; Радуйся, в добрых делех утверждение и помоще. Радуйся, добрыя обеты приемлющая; Радуйся, благим намерением способствующая. Радуйся, злыя начинания разрушающая; Радуйся, вражия козни расторгающая. Радуйся, скорая человеком Помощнице; Радуйся, милость сугубо нам подающая. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 7

Хотящу народу православному исповедати милости Преблагос-ловенныя Царицы Неба и земли и по силе благодарственная принести о избавлении его от нашествия иноплеменных, дивному храму, созданному в честь пречудныя иконы, победная в дар принесе, да вси памятующе милость Богоматере, спасшия град сей и страну, выну воспевают Богу благодарными усты: Аллилуиа.

Икос 7

Стольному граду России святая икона Твоя, Богомати, воистинну явися благая Одигитрия, якоже древле Цареграду: к Тебе бо прибегают людие, помощи Твоея на начало пути и дел своих просяще и благодарственная приносяще моления пред пречистою иконою Твоею за избавление от скорбей и напастей, Тебе Помощницу и Заступницу крепкую ведают. Темже благодарственно вопием Ти: Радуйся, Российския страны покрове; Радуйся, Православия в ней ограждение и утверждение. Радуйся, несокрушимый щите воинов наших; Радуйся, броне их неуязвимая. Радуйся, козни врагов обличающая; Радуйся, яко паучину их растерзающая. Радуйся, нечестия обличение; Радуйся, крамолы разрушение. Радуйся, юных от заблуждений исправление; Радуйся, старцев утешение. Радуйся, душевредных учений низложение; Радуйся, душеполезных знаний дарование. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 8

Странно и сумнителъно неверующим слушати, како от иконы Твоея токи благодати истекают, воня животная благоухает: мы же, верующе слову, реченному Тобой, Владычице, к первонаписанней иконе: «С тобой Моя благодать и сила», уповаем, яко и с сею иконою благодать Твоя выну: темже благоговейно предстояще лобызаем ю, поклоняемся ей, яко Тебе Самей сущей, честь бо иконы на первообразное восходит, и Твоя благодать сею иконою знамения и чудеса содевает всем с верою притекающим к Тебе и вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся бывши горе, к Небесным взята, и земных не оставляеши, Богомати, священным Твоим предстательством: имаши бо матернее дерзновение ко Христу Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная всегда даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти: Радуйся, Невместимаго вместилище; Радуйся, осененная силою Вышняго. Радуйся, прозябшая Клас Небесный; Радуйся, мир весь душепагубнаго глада избавльшая. Радуйся, выну ходатайствующая за род наш; Радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом. Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; Радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая. Радуйся, Ходатаице вечных благ; Радуйся, и во временней жизни полезная нам подающая. Радуйся, известное прибежище наше во всех скорбных обстояниих; Радуйся, несомненное утешение в печалех. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 9

Всякаго естества ангельскаго превышшая явилася еси, Пресвятая Дево: Бога бо зачала еси плотию, Невместимаго всеми вместила еси во утробе Твоей, на руках носила еси Носящаго весь мир дланию: темже, яко Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим вели-чающе Тя, вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеет бо всяк язык благохвалити Тя по достоянию, изумевает ум пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, приими и от нас архангельский глас, Тебе вопиющих: Радуйся, Благодатная; Радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, Благословенная в женах; Радуйся, обретшая благодать у Бога. Радуйся, родившая Спасителя миру; Радуйся, Мати Сына Божия. Радуйся, Родительнице Вечнаго Царя; Радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, освященная Духом Святым; Радуйся, осененная силою Всевышняго. Радуйся, верная Рабо Господня; Радуйся, яко Тя блажат вси роди. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 10

Спасти хотящи многия от находящих зол, скорбей и болезней, чудную икону Твою, Богомати, даровала еси, еяже ради слепии презирают, хромии ходят, разслабленнии возстают, беснующиися исцеляются, земли плодоносие подается, людие от смертоносныя язвы избавляются, грады и домы от огня спасаются: темже прославляюще Бога, дающаго нам таковыя милости, вопием Ему усердно: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси, Богородице, стране Российстей, градом ограждение и слава, православному воинству на враги укрепление. Темже, благодаряще Тя, вопием: Радуйся, прославляющих Тя прославляющая; Радуйся, не чтущих Тя посрамляющая. Радуйся, врагов устрашение; Радуйся, от нашествия иноплеменных избавление. Радуйся, воинов крепосте; Радуйся, в дни брани забрало и ограждение. Радуйся, в дни мира живоносный саде, увеселяющий сердца верных; Радуйся, оружие, егоже трепещут демони. Радуйся, спасительный елей, умащающий греховныя раны кающихся; Радуйся, теплое наше упование. Радуйся, несумненная наша Надеждо; Радуйся, тихое и доброе пристанище. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 11

Пение хвалебное и благодарственное приносят Тебе, Владычице, припадающе ко иконе Твоей и любезно лобызающе ю, дев лицы, под державным покровом Твоим тихое и мирное иноческое житие провождающии, и возложивше на Тя все упование, радостно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светоприемную свещу, зрим Твою честную икону, Пресвятая Владычице: та бо невещественный огнь благодати Твоея восприемши, и в подобиих ея новы возжигает светильники, причастны тояжде силы благодатныя, и озаряет чудесы, наставляющи на путь спасения всех вопиющих Ти сице: Радуйся, Невесто Неневестная; Радуйся, Богоизбранная Отроковице, Мати Дево. Радуйся, добрая Наставнице непорочнаго девства; Радуйся, Хранительнице ревнующих о чистоте. Радуйся, жен похвало; Радуйся, дев величание. Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сирот призрение. Радуйся, нищих Питательнице; Радуйся, нагих одеяние. Радуйся, печальных утешение; Радуйся, скорбящих веселие. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 12

Благодать дати восхотевши почитающим Тя с любовию, Богородительнице, присущего Ти силу благодатную оставила еси во святых Твоих иконах, ибо Божественная благодать, спребывающи тем (иконам), знамения и чудеса выну содевает и душевных и телесных недуг исцеление всем с верою приходящим подает Твоими Богоматерними непрестанными к Богу молитвами о вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена, хвалим Тя, яко Живоносный Источник благодати, яко неистощимую реку чудес, яко бездну милости и щедрот, и все упование по Бозе возлагающе на Тя и в сей и в будущей жизни, прославляюще Тя, вопием: Радуйся, христиан непостыдное упование; Радуйся, верных спасительное прибежище. Радуйся, ненадежных надеяние; Радуйся, отчаянных спасение. Радуйся, бане, омывающая совесть; Радуйся, росо, оживляющая души. Радуйся, болезней врачевство скорое и безмездное; Радуйся, от всех бед быстрое избавление. Радуйся, Утешительнице во всякой скорби; Радуйся, из глубины погибели спасающая. Радуйся, отрадо в день смерти; Радуйся, единая Надеждо и по смерти. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 13

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, приими ныне малое сие моление и, величия ради благости Твоея и бездны щедрот Твоих, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небеснаго наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Небесной Заступницей, Покровительницей и Хранительницей земли русской является Пресвятая Дева Мария. Люди, вознесшие молитвы к Царице Небесной, вскоре по своим молитвам получали помощь.

Казанская икона Божией Матери.

Входя в храм Божий первое, что видит каждый прихожанин - это множество святых ликов на иконостасе. Один из главных - Казанская икона Божией Матери, одна из древнейших русских святынь. Ее образ можно увидеть практически в каждой верующей семье.

Помощь по молитвам верующих

Казанская Богородица помогает справиться абсолютно со всеми проблемами:

  • ей молятся перед свадьбой, а жениха и невесту родители благословляют в семейную жизнь именно этой иконой - Дева Мария обязательно поможет молодоженам выстроить крепкий брачный союз;
  • именно Казанской Богоматери молятся о недужных, о даровании им здравия - Она может исцелить от любой болезни, в том числе по молитвам верующих прозревают очи у слепых людей;
  • обеспечивает мир на земле, во времена военных конфликтов она вселяет спокойствие и благоразумие враждующим сторонам, способствует скорому перемирию;
  • искренняя молитва перед Святым ликом позволит сохранить мир в семейном очаге, предупреди ссоры в семье, станет залогом безбедного и гармоничного супружества;
  • мать, желающая здравия и благополучия своему чаду, возносит молитвы перед Казанской иконой;
  • Матушка помогает избавиться от бесплодия бездетным супругам;
  • Царица Небесная защитит от смерти внезапной;
  • Покровительствует путешественникам и странникам.

Описание святого образа

Казанская Богородица относится к типу «Одигитрия» - «Путеводительница», «Указующая путь».

Икона Божией Матери Казанская

Предание гласит, что первозданный образ принадлежит кисти апостола Луки. Смысл изображения на иконе состоит в представлении явления в мир Спасителя. На иконе Он благословляет двумя перстами.

Но в других списках перстосложение изображено таким образом, что каждый палец означает букву греческого алфавита, а вместе из них получается монограмма имени Иисуса Христа IC XC.

Голова Богородицы преклонена к Сыну Своему, а Ее лицо излучает наивысшую любовь. Ее очи задумчивы по матерински, но глаза Пресвятого Младенца выражают разум взрослого человека. Он стоит с левой стороны от Матери, его правая рука поднята, что означает благословение.

Шествие Церкви к Богу

Крестные ходы были созданы еще в древние времена, с тех пор они имеют огромное значение и великий смысл для Земли русской. Шествия с Казанской иконой Пресвятой Богородицы внешне похожи на церковные богослужения и ярко показывают силу христианской веры.

Икона Божией Матери

В Ее честь освящены более 10 монашеских обителей и полсотни соборов и церквей, которые, помимо России, находятся в других странах.

Церкви и храмы в честь Казанской иконы:

Почитание Казанской иконы Божией Матери совершается ежегодно:

  • 21 июля, в день ее торжественного обретения;
  • 4 ноября, в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков.

История возникновения лика

Очень страшным выдался 1579 год для града Казани, во времена ее завоевания Иоанном Грозным. Огромную часть города поразил сильнейший пожар, множество семей остались без крыши над головой. Огонь вырвался из дома одного из городских стрельцов и в несколько минут обратил в пепелище то, что многие годы великими трудами творили людские руки.

Старинная икона

Лютый плач и людские слезы стояли над Казанью. Пожар бушевал в основном в той части города, где проживали православные верующие. Им трудно было выносить обвинения, надругательства над священными образами.

И тогда Всевышний явил своим верным людям Божественное милосердие - для утоления скорби и вразумления.

Десятилетней девочке Матроне, дочери стрельца, в пустой хате явился образ Богородицы. От иконы исходил голос, повелевающий найти Ее образ в недрах земных. Матрона, конечно же, испугалась и ничего не стала рассказывать родителям.

На следующий день видение повторилось, и девочка поведала матери о диве, но та не придала дочериным словам особого значения. Через несколько дней Матрона прилегла днем отдохнуть и уснула, как вдруг неведомая сила подняла ее и перенесла на середину двора.

Матрона Московская

Открыв глаза, отроковица вновь лицезрела Богородичный лик. От него исходили огромные и яркие огненные лучи. Отроковица испугалась и подумала, что они могут сжечь ее. Грозный женский голос приказал ей во всеуслышание объявить явленный указ и найти икону, а в наказание за непослушание девочке была обещана тяжелая и неизлечимая смертная болезнь. От испуга девочка упала на землю без чувств.

О других Богородичных иконах:

Когда она очнулась, то поведала матери о своем чудесном перенесении из дома во двор, об иконе и огненных лучах. Вскоре мать с дочерью направились к местным воеводам, рассказали о чуде и указали место, где под землей должна находиться икона.

Но воеводы не восприняли всерьез рассказ и Матрона с матерью отправились к правящему архиерею в надежде, что тот выслушает и распорядится извлечь Святой Лик из земли. Но и он оставил рассказ без должного внимания.

Делать нечего, им пришлось самим искать чудотворную икону на пепелище. Многие люди трудились на раскопках, но икону так и не нашли. Но когда начала копать землю сама Матрона в том месте, где ранее стояла печь, то на глубине полутора метров она обрела Священный лик.

Образ Богородицы был завернут в ветхий кусок сукна, но когда полотно развернули, она засияла лучезарным светом. Время пощадило Святой лик, он совсем не испортился и выглядел как будто только написанный.

Православный люд был очень рад обретению иконы, они опускались пред ней на колени, прикладывались и лобызали в надежде на исцеление от недугов и получение благодати.

Архиерей, узнав о чудесном обретении, приказал звонить во все колокола. Увидев новоявленный образ, он был сильно удивлен - икон такого чудесного письма ему никогда не приходилось лицезреть. Упав на колени, он слезно молил Богородицу о прощении за свое неверие.

Патриарх Гермоген, будучи в те годы священником, переносил икону с места обретения в церковь.

По милосердию Божиему, по пути от пожарища до храма от иконы стали происходить чудеса. Двое мужчин, долгое время страдающие слепотой очей, неожиданно прозрели.

Далеко за пределы Казани разнеслась чудесная весть, о чуде узнал царь Иоанн Грозный и велел написать копию с чудотворной иконы. Ее, как драгоценное сокровище, доставили в Москву.

Видео об иконе Казанской Божией Матери

День народного единства — праздник сравнительно недавний. Однако он основан на событии, имеющем не только исторический, но и религиозный смысл. Православные верующие в этот день вспоминают, как благодаря Казанской иконе Богоматери народному ополчению удалось освободить Москву.

Но сегодня этот праздник приходится отмечать без его главного символа — самой иконы. И никто не знает, как она исчезла и где сейчас. О мистическом появлении и столь же таинственном исчезновении главной русской святыни — в материале РИА Новости.

Знамя русского ополчения

По церковному преданию, икона явилась на пепелище. После страшного пожара в Казани в 1579 году местной жительнице Матроне явилась Богородица, указав, где найти завернутую в сукно икону. А когда она была найдена, молва о многочисленных чудесах дошла до самого царя Ивана Грозного, ему послали копию изображения.

Однако как на самом деле появился этот образ, неизвестно по сей день. По одной из версий, его привезли в мусульманскую Казань православные миссионеры, по другой — икону написал кто-то из местных жителей.

В 1611 году Казанская икона стала знаменем войска Дмитрия Пожарского. По легенде, перед самым штурмом захваченной поляками Москвы князь приказал воинам держать трехдневный пост и постоянно молиться перед чудотворной иконой. А когда столица Российского государства была освобождена, горожане и все воинство прошли крестным ходом с иконой на Лобное место, благодаря Матерь Божию за помощь стране и ее народу.

А спустя 20 лет почитание иконы стало общегосударственным — ее выбрали "покровительницей" русского войска во время Смоленской войны с Речью Посполитой. По всей стране появляются многочисленные списки (копии) икон Казанской Богоматери. Ближе к XVIII веку этот образ становится поистине общероссийским, символизируя не только заступничество Богородицы за страну, но и сплоченность народа. К XIX веку Казань стала центром паломничества — поклониться чудотворному образу приезжали христиане со всего света.

Кража века

Но именно всенародная популярность святыни сыграет с ней злую шутку. Чрезмерное количество списков зачастую приводило к путанице, многие верующие не понимали, где именно хранится оригинал. Духовенство даже издавало брошюры с доказательством того, что образ находится в Казанском Богородицком монастыре, построенном на месте обретения святыни.

Именно в эту обитель любил захаживать некто Варфоломей Чайкин. Особенно много времени он проводил возле иконы 25, 26 и 27 июня 1904 года — в эти дни в Казань привезли икону Богоматери "Смоленскую". Обе святыни были выставлены в центре храма, и в их честь в монастыре совершались длительные службы, после которых утомившиеся монахини сразу шли спать. А спустя два дня вся Казань испытала шок.

© Фото: предоставлено пресс-службой Казанской и Татарстанской митрополии

© Фото: предоставлено пресс-службой Казанской и Татарстанской митрополии

"Толпы народа с раннего утра 29 июня окружили монастырь и, пока было возможно, заполнили собою храм, паперть и даже монастырский двор. Неподдельный ужас и горе выражались на лицах всех явившихся в обитель разделить общее невыразимое горе. Горькие слезы лились и у тех, кто рассказывал, и у тех, кто слушал про подробности этого печального события в жизни монастыря и православной Казани. Все чувствовали дорогую утрату монастыря как личную потерю. Никто не верил, чтобы похищение не раскрылось", — писал один из очевидцев.

Новость о краже быстро облетела всю страну. Многие увидели в этом дурной знак, к тому же буквально на следующий после похищения день у императора родился долгожданный наследник. За раскрытие преступления взялись лучшие сыщики, расследование курировал лично Николай II.

Ключевыми в деле стали показания девятилетней Евгении Кучеровой: она видела, как поздним вечером 28 июня к храму подошли Ананий Комов и Стоян Чайкин (имя Варфоломей было ненастоящим), которого в криминальных кругах считали первоклассным вором. Это помогло полиции выйти на преступников. А вот что было дальше — никто не может выяснить до сих пор. Существует несколько версий.

Икону уничтожили. Кучерова утверждала, что видела, как Комов и Чайкин разрубили икону топором и бросили в печь. Чайкин же постоянно менял показания — сначала говорил, что действительно уничтожил икону, потом заявил, что продал ее старообрядцам, ведь те давали огромные деньги за старорусские образа. Эту версию следствие рассматривало как основную.

"Судьба подлинника неизвестна. В Церкви считается, что образ исчез после кражи", — отмечает замглавы Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.

Украли не ту икону. Такие слухи появились сразу после трагедии, как только в Богородицком монастыре выставили копию иконы. Есть версия, что каждый вечер перед закрытием храма игуменья убирала оригинал в тайник, ставя на его место список. Как бы то ни было, выставляемый после 1904 года образ тоже похитили — либо в 1917 году, либо год спустя, в 1918-м. Что с ним было дальше, никому не известно.

"Первый образ бесследно исчез после революции 1917 года", — в свою очередь, полагает настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове (Москва) протоиерей Александр Агейкин.

В 90-е годы появился миф о том, что икону перепрятали чекисты. Согласно легенде, во время войны с ней по личной инициативе Сталина якобы совершали облет линии фронта.

Икона хранится в частной коллекции или у католиков. В 1960 году в Русской православной церкви за границей стало известно о некоем английском коллекционере, у которого есть "древняя Казанская икона Богоматери, во многом походившая на подлинную". Возникла версия, что икону спасли соратники генерала Врангеля, затем она оказалась в США, но местной православной общине пришлось ее продать.

Еще одна версия гласит, что португальские католики выкупили икону у того английского коллекционера и привезли ее в Фатиму — там в 1917 году детям тоже чудесным образом являлась Богородица. В Фатиме действительно хранится оклад от православной иконы, причем некоторые ученые заявляют, что он принадлежал оригинальному образу.

По еще одной версии, икону передали папе римскому Иоанну Павлу II, в личных покоях которого она хранилась 11 лет. В 2004 году "ватиканский" образ передали Русской православной церкви. Теперь он хранится в Казанском Богородицком монастыре.

"Переданный католиками образ на самом деле является списком", — объясняет религиовед Алексей Юдин.

Сейчас в России, помимо "ватиканского", хранится несколько списков, считающихся чудотворными. Самые известные находятся в Казанских соборах Москвы и Санкт-Петербурга. По своим размерам они, судя по составленным в XIX веке описаниям, чуть больше оригинала. С 2011 года копию Казанской иконы доставили на МКС.

По всей стране разбросаны десятки храмов и монастырей в честь этого образа. Практически в каждом регионе есть свои местночтимые иконы Казанской Богоматери. Как ни парадоксально, таинственное исчезновение явленной иконы только усилило ее почитание среди верующих.

Нельзя не заметить, что чудодейственная благодать Пресвятой Богородицы открывалась только тогда, когда люди особенно нуждались в ее помощи, когда их посещали какие либо бедствия, или когда им угрожала известная опасность. При таких именно обстоятельствах совершилось чудесное явление иконы Божьей Матери в Казани.

Это явление относится к последнему периоду царствования Иоанна Васильевича Грозного, именно к 1579 году, когда Московским Митрополитом был Антоний, а Казанским архиепископом — Иеремия, через 25 лет после взятия Казани Царем Иоанном.

Художник Фиринат Халиков, Казань

Именно в то время казанские жители имели нужду в явлении чудодейственной силы. Так как город недавно был взят у неверных, то большая часть его еще населена была татарами, исповедавшими магометанскую веру.

Христиане, находившиеся здесь, нередко терпели от них преследования. Нужно было и первым показать святость и божественность христианской веры, и последним, живущим среди раздраженных татар, которые теперь особенно ненавидели русских, как своих победителей — подать помощь и утешение.

В это время казанцев постигло великое несчастье - 23 июля (по старому стилю) 1579 года здесь случился страшный пожар, который истребил значительную часть города. И вот в таких трудных обстоятельствах неусыпная заступница, всегдашняя помощница, благоволила одних утешить, другим же показать превосходство христианской веры.

Для этого она избрала явление своей чудотворной иконы. Произошло это так.

Видение Матроны

В Казани жил один стрелец по имени Даниил Анучин (или Онучин). Во время того самого пожара у него сгорел дом, находившийся близ церкви Николая Тульского. После такого несчастья он начал горевать и думал уже о постройке нового дома.

Неподалеку от места, где случился пожар, десятилетней его дочери Матроне в дивных видениях явилась Пресвятая Дева.² Она повелела ей идти в город и сказать архиепископу с воеводами, чтобы они пошли и взяли из недр земных ее икону. При этом Богородица указала и место, где сокрыт ее образ.

Девица сначала по своему неразумию боялась открыть градоначальникам свое видение и волю Пресвятой Девы. Только через некоторое время сказала об этом своей матери, которая, впрочем, оставила рассказ без внимания.

После этого снова явилась девице та же самая икона Пресвятой девы и повелела ей непременно, без всякого сомнения, рассказать о видении. Девица несколько раз говорила своей матери о явлении иконы, но, как и прежде, мать не обращала внимания на слова малолетней дочери.

Однажды упомянутой девице пришлось остаться одной в своем доме. Около полудня она уснула в своей комнате, вдруг очутилась посреди своего двора и увидела здесь икону Пресвятой Богородицы в страшном огненном виде.

Икона испускала от себя огненные лучи, так что казалась объятой пламенем от яркого сияния этих лучей. Пораженная таким необычайным явлением, девица пришла еще в больший страх, когда услышала от иконы грозный голос, говоривший ей: «Если ты не расскажешь никому, о чем я тебе говорила, то есть, чтобы взяли из земли икону мою, то я явлюсь в другом месте, а ты умрешь несчастно».

После сего страшного видения девица так испугалась, что упала на землю и несколько часов лежала как мертвая. Придя в себя, она рассказала матери обо всем, что говорила ей Пресвятая Дева, указала и самое место, где находится икона, а потом настоятельно стала убеждать свою мать, чтобы та непременно шла в город и рассказала людям о явлении ей иконы Пресвятой Богородицы.

После этого мать тотчас отправилась к воеводам вместе с дочерью и велела ей рассказать им обо всем. Дочь рассказала, но градоначальники не обратили должного внимания на слова неопытной еще девицы, - по неверию ли, или по пренебрежению к простым людям.

…Увидав, что их словам не верят, мать заплакала, и пошла к архиепископу. Пересказала ему все, указала место, о котором открыто было дочери и просила взять из земли Святую икону. Но тот, как и градоначальники, не поверил ей и отослал ее ни с чем. Это было 8-го июля в 7-м часу утра.

Поиск иконы

Казанская икона Божией Матери с изображением истории обретения чудотворной иконы

Встретив такой неуспех, и между тем боясь гнева Царицы Небесной, мать девицы в 12-м часу того же дня сама взяла заступ, пошла в указанное дочерью место, и начала копать землю. Копала довольно долго, и все не находила сокровища.

Увидев это, другие не могли сначала понять, для какой цели эта жена так усердно разрывает землю. Потом, когда им рассказали все, они сами взялись за заступы и также принялись копать - взрыли все место, а иконы не могли найти.

Казанская икона Божьей Матери

Наконец сама девица, которой было видение, начала копать на месте, где была печь сгоревшего дома. Когда таким образом вырыто было углубление аршина на полтора, как вдруг явилась чудотворная икона Одигитрии (путеводительницы) с предвечным Младенцем Иисусом Христом.

Она завернута была в ветхий рукав одежды, сделанной из сукна вишневого цвета. Несмотря на такую плохую защиту от сырости, Икона сияла чудными светом, как будто недавно была написана и никогда не лежала в земле.

Девица, взяв со страхом и радостным трепетом Пресвятую Икону, поставила ее на месте, на котором и нашла. Жители города, услышав об этом, сошлись во множестве, взывая со слезами: Владычице спаси нас!

Крестный ход

После этого известили высших лиц в городе. Архиепископ теперь тотчас же, с крестным ходом, со всем освященным собором, в сопровождении начальников города и многочисленного народа, пошел к тому месту, где найдена Святая икона.

Увидев икону, сияющую дивным светом, все пришли в восторг и недоумение от того, что никогда не видывали иконы, так превосходно написанной. Радость и страх попеременно волновали души старейшин города при мысли о том, что они незадолго пред этими не поверили словам матери и дочери.

С многочисленным сошедшимся народом они падали на колена пред чудной иконой, прося милости у Пресвятой Владычицы Богородицы и прощения за свое неверие. Между тем народ стекался более и более, и все, видя дивное чудо, воссылали хвалу Богу и Богородице.

Церковь Николы (Николая) Тульского, Казань

Неподалеку от того места, где обретена святая икона, находилась церковь Николая Тульского (в настоящее время церковь разрушается). В эту церковь архипастырь повелел перенести новоявленную икону вместе с прочими образами и крестами.

Отслужив здесь молебен Пресвятой Богородице, архипастырь, сопровождаемый местными властями и множеством народа, понес обретенную икону с крестным ходом в город. Все стремились к святой иконе, наперерыв один перед другим стараясь прикоснуться к ней.

Чудодейственное исцеление незрячих

Всеобщая радость и благоговение к пресвятой иконе еще более увеличились, когда увидели новую милость, которую Пресвятая Дева явила от своей иконы одному больному (по имени Иосиф). Он был слеп уже три года и теперь чудодейственно исцелился.

Икону поставили в соборной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с молебным пением. Здесь от иконы совершилось новое чудо: Владычица исцелила человека «именем Никита, который был болен так же глазами».

На следующий день архипастырь в соборной церкви служил литургию, а народ, благодаря Пресвятую Деву за великие милости, приносил посильные дары на украшение ее новоявленного образа.

Сооружение церкви и девичьего монастыря

Через некоторое время сделали список с чудотворной иконы и отправили его царю Иоанну Васильевичу вместе с описанием ее явления и чудес. Получив список, он удивлялся изящному написанию иконы, и повелел построить деревянную церковь во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы на том самом месте, где обретена честная икона.

Он повелел также устроить женский монастырь, послав на сооружение его значительный дар от своих царских сокровищ, и определив выдавать деньги на содержание клира, игуменьи и 40 монахинь.

Впоследствии узнали, что обретенный образ Пресвятой Девы есть точный список с того самого чудотворного образа, который вывезен был из Иерусалима в Константинополь супругой греческого царя Феофида Евдокией. Полагают, что в Казань он привезен каким-нибудь татарином, принявшим православие¹ .

По другой версии, существует свидетельство одного из летописцев о некой девице, которая была «пленена одним из казанских мурз, привезена в Казань, где, не желая осложнений, якобы зарыла икону в землю…» (Н.Чугреева, известный специалист в области иконографии, интервью).

Казанский Богородицкий женский монастырь — первоначальный вид

Когда выстроены были церковь и монастырь, архипастырь с крестным ходом перенес сюда новоявленную икону Божией Матери. Первыми приняли пострижение в новой обители отроковица Матрона вместе со своей матерью.

Летняя Казанская, Прокопы летние — народные обычаи и приметы

Явление чудотворной Казанской иконы Божьей Матери церковь празднует 8 (21) июля. Праздник очень почитаем народом, причем во многих селениях празднование летней и зимней Казанской продолжается по несколько дней.

Маковский А.В. Жницы

В северных губерниях считают день Казанской Божией Матери началом покоса, в губерниях более южных началом уборки озимых хлебов.

  • Коли на Казанскую (на летние Прокопы) черника поспевает, то поспела и рожь.
  • Прокопий жнец, Прокопий жатвенник - зажинают рожь.

В Смоленской губернии перед началом уборки делают «зажин ржи»: женщины, отправляясь жать, берут с собой вареные яйца, хлеб, соль и сало; нажавши несколько снопов, отделяют первый сноп особо и начинают есть принесенное кушанье; приступая к зажину первого снопа, приговаривают: «стань, мой сноп, на тысячу коп».

Первый сноп относится в дом, ставится под образами и во время молотьбы первый же сажается на овин. Когда жать остается уже немного, то в недожатом месте зарывают в землю ломоть хлеба с солью, завернутый в чистую тряпку; место это обступают кругом и дожинают его общими силами.

По окончании жатвы, собираются среди поля, вьют из жита венок и, украсив им одну из жниц, катаются по ниве, приговаривая: «Нивка, нивка, отдай мою силку, што я цебе жала, силку роняла». Затем с песнями возвращаются домой.

У нас считают, что с этого времени, вместе с уборкой, начинаются и самые сильные летние жары, причем эта примета почти совпадает, если принять во внимание разницу в стилях, с немецкими «собачьими» днями.

Довольно малопонятно следующее поверье про «червеца», существующее в западных и замосковных губерниях, и про которое рассказывает Сахаров:

  • В день Казанской весь червец собирается под один куст (Западн. губ.).
  • В день Казанской камаха (червец) лежит в одном месте под кустом (Замосковн. губ.).
  • Найти камаху-счастье на весь год.

По Сахарову, в этот день, согласно поверью крестьян, является сама собою камаха, краска червец (насекомое Coccus). Они думают, что камаха заносится ветрами на наши поля из теплых стран, свивается в клубок, и первому счастливцу, который ей встретится, подкатывается под ноги.

Находка камахи предвещает благополучие на целый год. В старину бывали страстные охотники отыскивать камаху. Неудачные искатели говорят, что она достается только тому, кому написано на роду такое счастье.

Поляки опасаются дождя в этот день:

  • Zle па Prokopa, jak zmoknie кора (Беда коли Прокоп смочит сноп).
  • На Прокопа поспевает морковь и ранняя груша: Swiety Prokop marchwi ukop (На Св. Прокопа копай морковь).

¹ Здесь явная путаница, ибо женой Феофила в IX веке была Феодора, либо подразумевался другой Феофил, из Антиохии (IV век, Сирия), который, по преданию, получил образ, писанный св. Апостолом Лукой, Евангелие и книгу Деяний Апостольских после того, как принял веру Христову. (Георгий Александрович Мюллер, «Памяти древнего списка, похищенного из Казани в июне 1904 года»)

² По данным Дмитрия Хафизова, кандидата исторических наук, занимавшегося исследованиями Казанской иконы, девочка не была дочерью Онучина, виновника пожара 1759 года. Ее отец был и в самом деле стрелец, но фамилия его не известна.

Литература:

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Казанской, СПб, 1861
С. Монастырский. Иллюстрированный спутник по Волге, Казань, 1884 г.
А. С. Ермолов. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах, СПб, 1901 г.
(адаптация сайт)

Казанская икона Божьей Матери – почитаемая православными христианами чудотворная икона Богородицы. Обо всех подробностях её появления читайте в статье.

Казанская икона Божьей Матери: история

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”…

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать », – сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли ее с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия – Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: “Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена”. На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.


Казанский собор на Красной площади в Москве

Казанский собор на Красной площади в Москве – один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

21 июля. Казанская икона Божьей Матери

Эта икона явилась в 1579 году вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.

В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили.

Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.

Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость, взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве, и – 22 октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Тобольская икона Божией Матери

Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8 июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.

Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее:

«Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу - приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Вот за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша, со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя?» – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, - встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».

Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я пришел в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу - в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот уже теперь повествую вам».

Народ, узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.

Казанская икона Божией Матери. Образы

  • Каплуновская-Казанская икона
  • Карповская-Казанская икона
  • Каташинская-Казанская икона
  • Вознесенская-Казанская икона
  • Павловская-Казанская икона
  • Иркутская-Казанская икона
  • Каргопольская-Казанская икона
  • Ярославская-Казанская икона
  • Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре
  • Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни
  • Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе
  • Казанская, находящаяся в Суздале

Каплуновская-Казанская икона . Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», – прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал со шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись со своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80 верстах от Харькова.

Нижнеломовская-Казанская икона . Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

Карповская-Казанская икона . Эта икона находится в Курском Знаменском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.

Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.

Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна пред сею иконою, забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году 19 июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.

Павловская-Казанская икона. Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и - совершенно выздоровел.

Иркутская-Казанская икона. Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям, для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.

Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году. Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.

Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2 июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.

Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена, и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.

Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре . Так названа обитель по иконе, а икона - по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время Полтавской битвы подарил землю с лесом - бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6 декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.

Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе . Она находилась в кладовой между негодною к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.

Казанская, находящаяся в городе Вязниках . Стоит она в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.

Казанская, находящаяся в Суздале. Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал один благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.

«Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения», составил протоиерей И. Бухарев. Москва, «Каравелла», 1994 г. Печатается по изданию: Чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы (Исторiя ихъ и изображенiя). Составилъ Протоiерей I. Бухаревъ. Москва, Типо-Литография Г.И. Простакова, Балчугъ, д. Симонова монастыря. 1901



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: