Разработанная программа мониторинга объектов размещения отходов пример. Мониторинг за состоянием окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов. Состав производственного контроля в области обращения с отходами

Наблюдение за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения и размещения отходов необходимо проводить с учётом:

· оценки воздействия отходов, накапливаемых в местах хранения и складируемых на объекте размещения отходов;

· организации мест хранения отходов;

· физико-химических свойств отходов (растворимости, летучести, реакционной способности, взрыво- и пожароопасности агрегатного состояния).

Наблюдение имеет своей целью снижение или полное исключение вредного воздействия отходов на окружающую среду.

Контроль за состоянием объектов централизованного размещения отходов возлагается на представителей предприятия.

Мониторинг за состоянием почвы проводится согласно требованиям СаНПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы.

Стандартный перечень химических показателей включает определение содержания:

Тяжелых металлов: свинец, кадмий, цинк, медь, никель, мышьяк, ртуть;

3,4-бензпирена и нефтепродуктов;

Суммарный показатель загрязнения.

Мониторинг состояния почвы осуществляется в жилых зонах, включая территории повышенного риска, в зоне влияния автотранспорта, захороненных промышленных отходов (почва территорий, прилегающих к полигонам), в местах временного складирования промышленных и бытовых отходов, на территории сельскохозяйственных угодий, санитарно-защитных зон. Объем исследований и перечень изучаемых показателей при мониторинге определяется в каждом конкретном случае с учетом целей и задач по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6.8. Мониторинг проводится с учетом результатов исследований на всех предыдущих стадиях проектирования, строительства, а также по окончании строительства объекта, при вводе его в эксплуатацию и на протяжении всего его эксплуатационного периода.

6.9. Отбор проб почвы регламентируется государственными стандартами по общим требованиям к отбору проб, методам отбора и подготовки проб почвы для химического, бактериологического и гельминтологического анализа и методическими указаниями по гигиенической оценке качества почвы населенных мест.

6.10. Все исследования по оценке качества почвы должны проводиться в лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.

6.11. Определение содержания химических загрязняющих веществ в почвах проводится методами, использованными при обосновании ПДК (ОДК) или другими методами, метрологически аттестованными, включенными в государственный реестр методик.

6.13. Количество точек отбора проб зависит от площади участка строительства, глубины строительства объекта или заложения инженерных коммуникаций, стадий выполнения проектных и строительных работ.

6.14. Радиационный контроль в полном объеме проводится на любых строительных и инженерных сооружениях на соответствие требованиям Норм радиационной безопасности - НРБ-99 (Не нуждаются в государственной регистрации, письмо Минюста России от 29.07.99 N 6014-ЭР).

Предыдущие материалы:
  • Глобальные и региональные прогнозы состояния природной среды. Прогноз загрязнения природных вод, почв. Прогноз качества водных ресурсов.

О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения...

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


В соответствии с подпунктом 5.2.62 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

2. Пункт 8 прилагаемого Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду вступает в силу с 1 января 2018 года.

Министр
С.Е.Донской

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 июня 2016 года,
регистрационный N 42512

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду

I. Общие положения

1. Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - Порядок мониторинга) устанавливает требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов.

2. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Территория в пределах воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду определяется на основе утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

3. Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

скотомогильники;

объекты размещения медицинских отходов.

4. Порядок мониторинга предназначен для использования собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и ее территориальными органами, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами и подведомственными организациями, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

5. Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).

Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; 2011, N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463; ст.3477; 2014, N 11, ст.1098, N 26, ст.3390; 2016, N 1, ст.65).

6. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчётов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" .

7. В случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3009; 2001, N 1, ст.21; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30, ст.3616; N 45, ст.5142; 2009, N 1, ст.17; 2011, N 30, ст.4590, ст.4596, N 45, ст.6333, N 48, ст.6732; 2012, N 26, ст.3446, N 27, ст.3587, N 31, ст.4317; 2013, N 30, ст.4059, N 43, ст.5448, N 48, ст.6165; 2014, N 30, ст.4220, ст.4262; 2015, N 1, ст.11, ст.38, N 27, ст.3994, N 29, ст.4350, 2016, N 1, ст.12, ст.24), отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду используются для подтверждения исключения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.

8. В отношении объектов размещения отходов, оснащенных автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в соответствии с требованиями статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 11, ст.1164; N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971, ст.6974; 2014, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642; 2015, N 27, ст.3994; N 29, ст.4359; N 48, ст.6723; 2016, N 1, ст.24), лицом, эксплуатирующим объект размещения отходов, в разделе "Сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов ив пределах его воздействия на окружающую среду" отчета о результатах мониторинга данные, указанные в абзацах 2 и 3 пункта 25 настоящего Порядка мониторинга, не включаются.

9. При выявлении по результатам мониторинга негативных изменений качества окружающей среды, возникших в связи с эксплуатацией объектов размещения отходов, лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется незамедлительное предоставление этой информации в уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления и принимаются меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации таких изменений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

II. Разработка программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду

10. Программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

При этом, по усмотрению лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, могут быть использованы:

данные раздела "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", являющегося частью проектной документации объекта, связанного с размещением отходов I-V класса опасности, и материалов по оценке воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду;

фондовые данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;

данные о фоновом состоянии окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов;

имеющиеся у лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

материалы, ранее проведенных обследований окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

11. При разработке программы мониторинга учитываются:

проектные характеристики (технические особенности) объекта размещения отходов;

происхождение, виды, количество и классы опасности размещаемых отходов;

физико-географические условия в районе расположения объекта размещения отходов;

геологические и гидрогеологические условия в районе расположения объекта размещения отходов.

III. Состав и содержание программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду

12. Программа мониторинга включает следующие разделы:

общие сведения об объекте размещения отходов;

цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

сведения об источниках информации, использованных при разработке программы мониторинга;

обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений;

обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений;

состав отчёта о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;



приложения.

13. В разделе "Общие сведения об объекте размещения отходов" приводятся реквизиты письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с , утвержденными (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2010, регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 09.12.2010 N 541 (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011, регистрационный N 19685).

14. В разделе "Цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории данного объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

15. В разделе "Сведения об источниках информации, использованных при разработке программы мониторинга" указываются источники информации (в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка), использованной при разработке программы мониторинга, а также приводятся данные из этих источников информации, необходимые для организации и проведения работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

16. В разделе "Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся:

данные о фоновом состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости), а также природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов;

данные, характеризующие потенциальное и непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов.

На основании сравнительной оценки вышеуказанных данных делается вывод о проведении наблюдений за конкретными компонентами природной среды и природными объектами на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Решение о необходимости проведения наблюдений за объектами растительного мира принимается по результатам анализа геохимических данных о состоянии грунтовых вод и/или почвенного покрова при наличии свидетельств об их загрязнении.

Решение о необходимости проведения наблюдений за объектами животного мира принимается по результатам анализа геохимических данных о состоянии растительного покрова при наличии свидетельств об его загрязнении и/или по результатам анализа физиономических данных о состоянии растительного покрова при наличии свидетельств об его угнетении.

17. В разделе "Обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений" указываются такие показатели (физические, химические, биологические, иные) состояния и загрязнения окружающей среды, изменение которых возможно в результате размещения отходов на данном объекте, а также обосновывается периодичность их наблюдения в зависимости от свойств компонентов природной среды и точность проведения измерений (определений).

В качестве тест-образцов объектов растительного мира, характеризующих воздействие объекта размещения отходов на данный компонент природной среды, могут быть использованы травяно-кустарниковые, древесные и иные растения. Наблюдения за состоянием растительного покрова проводятся в течение сезона вегетации.

В качестве тест-образцов объектов животного мира, характеризующих воздействие объекта размещения отходов на данный компонент природной среды, могут быть использованы рыбы, земноводные, млекопитающие (грызуны).

18. В разделе "Обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений" приводятся данные, позволяющие сделать вывод об оптимальности расположения и достаточности мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости).

Решение о расположении и количестве мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений атмосферного воздуха, почв принимается с учётом направлений преобладающих ветров и с учётом видов разрешенного использования земель на прилегающих к объектам размещения отходов территориях.

Решение о расположении мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений подземных вод принимается с учётом:

распространенности и условий залегания водоносных горизонтов и водоупорных горных пород;

расположения границ областей питания водоносных горизонтов (в пределах территории объекта размещения отходов) и границ областей их разгрузки (в пределах территории объекта размещения отходов или в пределах его воздействия на подземные воды).

Наблюдения за состоянием и загрязнением подземных вод в зоне воздействия объектов размещения отходов проводятся на первом от земной поверхности водоносном горизонте. В случае выявления загрязнения первого от земной поверхности водоносного горизонта и высокой вероятности распространения этого загрязнения далее вглубь, наблюдения проводятся и на нижележащем водоносном горизонте. В случае выявления загрязнения второго от земной поверхности водоносного горизонта и высокой вероятности распространения этого загрязнения далее вглубь, наблюдения проводятся на нижележащем водоносном горизонте.

19. В разделе "Состав отчёта о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду":

приводятся требования к составу, полноте и детализации информации, которая должна содержаться в отчёте о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, в том числе с учетом положений главы IV настоящего Порядка мониторинга;

на основе обобщения информации, представленной в предыдущих разделах программы мониторинга, предлагаются минимально целесообразные интервалы времени для проведения наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды.

20. В разделе "Список использованных источников" указывается перечень использованных при подготовке программы мониторинга нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, публикаций с указанием их авторов, названий, источников, издательств и дат издания.

21. В раздел "Приложения" включаются:

схема территории объекта размещения отходов и прилегающих территорий;

схемы расположения мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений;



IV. Состав и содержание отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду

22. Отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утверждённой программе мониторинга и включать следующие разделы:

сведения об объекте размещения отходов;

сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;

список использованных источников;

приложения.

23. В разделе "Сведения об объекте размещения отходов" приводятся реквизиты последнего письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов , утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 .

24. В разделе "Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся сведения:

об организациях, привлекаемых к осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

об использованных средствах отбора проб, инструментальных измерений, определений и наблюдений и их соответствии требованиям законодательства;

об использованных методиках (методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их соответствии требованиям законодательства;

копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6977, 2014, N 26, ст.3366), которая(-ый) проводил(-а) инструментальные измерения, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра);

копии актов отборов проб.

25. В разделе "Сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей:

атмосферного воздуха;

поверхностных вод;

подземных вод;

почв (в год проведения работ по оценке состояния почв);

растительного и животного мира (при необходимости).

26. В разделе "Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся:

результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и данными предыдущих наблюдений) и данные по прогнозу таких изменений;

осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды;

сведения об информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов.

27. В разделе "Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды" приводятся сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды, а также данные об ожидаемых значениях показателей компонентов природной среды и природных объектов на предстоящий отчетный период.

При представлении первого по очередности отчета о результатах мониторинга оценка изменений окружающей среды осуществляется по сравнению с фоновыми значениями показателей компонентов природной среды и природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов.

28. В разделе "Списке использованных источников" указывается перечень использованных при подготовке отчёта о результатах мониторинга окружающей среды нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, публикаций с указанием их авторов, названий, источников, издательств и дат издания.

29. В раздел "Приложения" включаются:

календарный план выполнения работ по наблюдению за состоянием и загрязнением компонентов природной среды и природных объектов;

копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации;

копии документов и материалов о соответствии использованных методик (методов) отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации;

иные материалы по усмотрению лица, эксплуатирующего объект размещения отходов.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 15.06.2016,
N 0001201606150049

О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду

Название документа: О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду
Номер документа: 66
Вид документа: Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ)
Принявший орган: Минприроды России (Министерство природных ресурсов и экологии РФ)
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.06.2016, N 0001201606150049

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30, 25.07.2016

Дата принятия: 04 марта 2016
Дата начала действия: 26 июня 2016

отчет по практике

1. Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов по размещению отходов

Экологический контроль в соответствии со ст.68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Система экологического мониторинга состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного контроля.

В соответствии со ст.71 указанного Закона производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций, учреждений и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Речь здесь идет о самоконтроле предприятия за своей деятельностью в области охраны окружающей среды. Мониторинг позволяет удостовериться, что предприятие действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды.

Мониторинг состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия ведется экологической службой с целями:

описания состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия;

практического осуществления контроля атмосферного воздуха, водных объектов и почв в зоне влияния предприятия;

формирования базы данных состояния окружающей среды в зоне влияния предприятия;

разработки предприятием специальных картографических материалов, отражающих экологическую ситуацию в зоне влияния предприятия.

Экологическая служба предприятия информационно связана с такими подразделениями, как отделы главного энергетика, главного механика, подразделением, занимающимся вывозом отходов, эксплуатирующими подразделениями, лабораторией и др. Она аккумулирует всю информацию по осуществлению экологического управления на предприятии, составляет и ведет экологическую отчетность. Для улучшения эффективности ее деятельности необходимо:

развитие системы производственного, экологического мониторинга и организация деятельности в области производственного экологического контроля;

использование нетрадиционных (неприборных) методов и средств мониторинга.

Воздействие отходов на окружающую среду зависит от их качественного и количественного состава. Они представляют собой неоднородные по химическому составу, сложные поликомпонентные смеси веществ, обладающие различными физико-химическими свойствами, способствующими миграции компонентов в окружающей среде. Поэтому мониторингу отходов уделяется большое внимание в методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов.

Для определения наиболее рационального способа обращения с отходами разработаны критерии отнесения отходов к определенному классу опасности. Отнесение отходов к классу опасности может осуществляться расчетным или экспериментальным методом. В случае отнесения отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности. Качественное проведение классификации отходов невозможно без анализа их характеристик.

При разработке нормативов образования отходов и лицензировании отходов предприятиям необходимы специализированные аккредитованные аналитические лаборатории, а в самих проектах нормативов указываются средства контроля и измерений, которые используются для проведения соответствующих анализов и соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицензируемой деятельности. Эти сведения включают:

информацию о весовом и другом метрологическом оборудовании, внесенном в государственный реестр и прошедшем государственную поверку;

сведения об аналитическом оборудовании, используемом для проведения количественных и качественных химических анализов;

сведения о наличии у лицензиата соответствующих специалистов.

Для нормального функционирования лаборатории необходимо иметь:

помещения лаборатории, удовлетворяющие соответствующим требованиям и имеющие необходимое лабораторное оборудование;

современную аналитическую и компьютерную технику для проведения и обработки результатов анализа с современными программными продуктами;

нормативно-методические документы;

химические реактивы и расходные материалы, вспомогательное оборудование.

По своей структуре лаборатория должна состоять из следующих подразделений:

химической лаборатории анализа воздуха, воды и почвы;

зала обработки информации.

В зале обработки информации, кроме физических столов, размещают шкафы для хранения и размещения необходимой аппаратуры, запасных и мелких приборов. Для предотвращения возможной коррозии и порчи дорогостоящих приборов в зале обработки информации не допускается проведение каких-либо химических операций.

Перечень расходных материалов и реактивов, требующихся для выполнения программы замеров, их количество определяются исходя из применяемых методик, расхода реактивов для одного определения, потерь при дополнительной очистке, возможности регенерации некоторых реактивов (растворителей) и допустимых сроков хранения реактивов.

Влияние предприятия на окружающую природную среду

Воздействия горно-обогатительного комбината на окружающую среду

Методы исследования и экологическое состояние природной среды Речицкого района

Методика исследований включает выбор объекта и предмета исследования, отбор свойств и признаков, вовлекаемых в исследование, их ранжирование по значимости для изучаемого явления, методы получения и обработки информации об объекте...

Мониторинг среды обитания

Прогнозы состояния окружающей среды подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Отличительной чертой прогнозирования состояния окружающей среды являются прогнозы, сделанные не на конкретный промежуток времени...

Обеспечение экологической безопасности в строительстве

Технология строительства и эксплуатация объекта исключает преднамеренное складирование отходов и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Образующийся в процессе строительства мусор вывозится на согласованную свалку...

Организация экологического мониторинга в России и мире

Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды

Оценка воздействия на окружающую среду промышленного объекта

Мониторинг окружающей среды - это система постоянного наблюдения и регулярного контроля, проводимых по определенной программе для оценки текущего состояния окружающей природной среды, анализа всех происходящих в ней в данный период процессов...

Оценка негативного воздействия предприятия ООО "Молочный завод" на водный бассейн, пути и способы его минимизации

Оценка окружающей среды предполагает сравнение ее состояния с определенными нормами. В качестве критериев могут выступать показатели естественного, ненарушенного состояния природных комплексов, фоновые параметры среды...

Проблема загрязнения биосферы

Под мониторингом (от лат. «монитор» -- напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга -- непрерывное слежение...

Система экологического менеджмента нефтегазодобывающего предприятия на примере ООО "Лукойл - Западная Сибирь"

В наиболее общем виде контроль представляет собой управленческую деятельность, направленную на определение текущего состояния объекта управления в заданные моменты времени...

УДК 631.47

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2012 Е.И. Ковалева1, А.С. Яковлев2, С.А. Яковлев1, Е.А. Дувалина2

1 АНО «Экотерра» 2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Поступила в редакцию 14.05.2012

Представлены результаты многолетнего мониторинга полигона твердых бытовых отходов (ТБО). Основным источником загрязнения почв, природных вод, донных отложений водного объекта прилегающей территории к полигону является фильтрат, выделяющийся из тела полигона. Многолетний контроль в зоне размещения полигона ТБО выявил нерегулируемые источники загрязнения, усиливающие нагрузку на окружающую среду в зоне размещения полигона ТБО. Установлено накопление загрязняющих веществ, присущих составу фильтрата и сточных вод нерегулируемых источников, в донных отложениях водных объектов и почвах в зоне размещения полигона ТБО. Предлагаются основные принципы организации мониторинга, позволяющие получать репрезентативные результаты и выявлять особенности негативного воздействия на компоненты окружающей среды.

Ключевые слова: мониторинг, донные отложения, объекты размещения отходов, полигон, загрязнение

Нерациональное природопользование, загрязнение и деградация компонентов окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, выводят проблему охраны почв, водных объектов в число основных, так как без сохранения качества почв, вод невозможно обеспечить реализацию государственной стратегии Российской Федерации по обеспечению устойчивого развития страны. Полигоны захоронения отходов являются одним из наиболее существенных факторов антропогенного воздействия на окружающую среду. Объекты размещения отходов (ОРО) представляют собой сложные техногенные образования, в пределах которых сконцентрированы различные по генезису и составу вещества. Выбор местоположения ОРО долгое время происходил без учета экологической устойчивости территории и выполнения природоохранных мероприятий. Эти объекты являются как объектами захламления земель, так и источником поступления загрязняющих веществ в окружающую среду: атмосферный воздух, почвы, поверхностные и грунтовые воды, растительный

Ковалева Екатерина Игоревна, кандидат биологических наук, заместитель начальника отдела. E-mail: katekov@mail. ru

Яковлев Александр Сергеевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой земельных ресурсов и оценки почв. Е-mail: [email protected] Яковлев Сергей Александрович, ведущий специалист

Дувалина Екатерина Анатольевна, специалист покров. Состав и объем отходов, поступающий на полигоны, чрезвычайно разнообразен, увеличивается и изменяется из года в год. При хранении отходов в теле полигона протекают сложные химические и биохимические процессы, в том числе с образованием новых веществ, характеризующихся высокой опасностью. Присутствующие и вновь образующиеся вещества складированных отходов под воздействием атмосферных осадков формируют фильтрат, который вытекает из тела полигона, мигрирует, загрязняя сопредельные среды: поверхностные, грунтовые воды, почвы, растительность. При отсутствии ведения контроля за ОРО может наступить момент, когда негативные изменения в природных комплексах приобретут необратимый характер, который может принять экологический кризис. В связи с этим актуальным является организация системы мониторинга в зоне ОРО, оценка состояния окружающей среды и прогнозирование изменений под воздействием антропогенных факторов. Проведение мониторинга состояния окружающей среды на территории ОРО, осуществляется во исполнение статьи 12-ой главы Ш Федерального Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» .

Компоненты ОС, благодаря буферности и свойствам толерантности биотических компонентов, способны противостоять оказываемому негативному воздействию, сохраняя свои струк-

турные и функциональные свойства. Однако определенные уровни антропогенного воздействия могут привести к необратимому ухудшению экологического состояния ОС. В соответствии с этим результаты мониторинга должны фиксировать состояние компонентов ОС и не допускать превышение допустимой антропогенной нагрузки на ОС, когда ее компоненты не могут выполнять свои экологические функции.

Организация мониторинга состояния ОС в местах размещения отходов основывается на научно-обоснованных методических подходах к выбору набора контролируемых параметров и точек их контроля. Выбор параметров, методов наблюдения, способов оценки компонентов окружающей среды определяется характером антропогенного воздействия на сопредельные территории со стороны хозяйствующих субъектов. При мониторинге состояния природной среды необходимым этапом является оценка и установление нормативов качества ОС исходя из природных особенностей исследуемой территории, ее функционального и хозяйственного назначения.

Цель работы: разработка принципов организации мониторинга ОРО и оценка изменения состояния почв, водных объектов в зоне его размещения (на примере полигона ТБО в Московской области).

Объекты и методы. Объектом исследования послужил полигон ТБО Московской области и прилегающая к нему территория. В ходе мониторинга изучались почвенный покров и водные объекты в течение 6-ти лет. Поступление загрязняющих веществ в почвы и водные объекты происходит от точечного источника - полигона ТБО, который принимает отходы 4-5 классов опасности на захоронение более 30 лет. На момент обследования мощность тела полигона достигала около 20 м. Из тела полигона выделяются фильтрационные воды (фильтрат), которые поступают в обводную канаву вокруг полигона, локализующую распространение фильтрата в радиальном направлении. Разгрузка фильтрата из обводной канавы происходит в речку, берущую начало у границы полигона. На территории вокруг полигона имеется сеть дренажных канав, которая служит для отвода воды с заболачиваемых участков в вышеупомянутую речку. Изучение территории вокруг полигона и оценка результатов мониторинга в первые годы позволили выявить нерегулируемые источники сброса загрязняющих веществ от близлежащих предприятий, расположенных выше по рельефу от полигона ТБО. В соответствии с почвенным районированием Московской области изученная территория входит в округ дерново-подзолистых почв суглинистого механического состава Смоленско-Московской возвышенности . Почвенный

покров территории представлен вариациями дерново-подзолистых и дерново-подзолистых глееватых почв с незначительным распространением болотно-под-золистых и болотных почв.

Для оценки возможного воздействия полигона ТБО заложены контрольные площадки, характеризующие: 1) источники поступления загрязняющих веществ в ОС; 2) качество ОС в зоне возможного воздействия источников поступления загрязняющих веществ, по градиенту удаления от него в направлении общего уклона местности; 3) фоновые природные объекты, не затронутые антропогенной деятельностью, вблизи полигона ТБО. Выбор показателей для проведения мониторинга производился с учетом набора загрязняющих веществ, содержащихся в фильтрате, выделяющимся из тела полигона, и сточных водах от нерегулируемых источников загрязнения.

В рамках многолетнего мониторинга проводилось исследование состава фильтрата, вытекающего из тела полигона, оценка характера и уровня возможного загрязнения почв, поверхностных вод и донных отложений ручья, дренажных канав в зоне предполагаемого воздействия полигона. Для оценки уровня антропогенного воздействия были обследованы фоновые территории, на которых отобраны пробы почв, природных вод и донных отложений. В отобранных образцах фильтрата и природных сред ежегодно определяли: рН - потенциометриче-ски, металлы - методом атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой в жидкой фазе, рентгеноспектральным методом - в твердой фазе; анионы - методом ионной хроматографии и спектрофотометрии, нефтепродукты - флюорометрией на приборе Флюо-рат с предварительной экстракцией в гексан.

Обсуждение результатов. Для оценки изменений, происходящих в состоянии природных сред под воздействием антропогенной нагрузки, были исследованы пробы почв, донных отложений и природной воды ручья, отобранных на фоновой территории, не подверженной антропогенному воздействию. Результаты химического анализа проб показали, что содержание загрязняющих веществ, характерных для состава фильтрата, в них не превышает установленных значений предельно-допусти-мых концентраций (ПДК) для этих веществ. Полученные результаты могут использоваться в качестве фоновых значений при интерпретации данных, полученных для почв, отобранных на контрольных площадках мониторинга. Согласно литературным данным антропогенное воздействие на компоненты окружающей среды достоверно проявляется, когда содержание загрязняющих веществ (тяжелых металлов) превышает фоновое в 1,5-2 раза.

Выделяющийся фильтрат является источником загрязнения компонентов окружающей среды: природных вод, донных отложений, почв в зоне влияния полигона ТБО. Фильтрат представляет собой насыщенный многокомпонентный водный раствор, химический состав которого по результатам анализа неоднороден в разные годы и периоды. Основными загрязняющими веществами, поступающими с фильтратом из тела полигона ТБО, по данным многолетнего мониторинга являются хром (24 ПДК), марганец (14 ПДК), медь (18 ПДК), свинец (б ПДК), аммоний (140 ПДК), хлориды (6 ПДК), нитраты (3 ПДК), фосфаты (3 ПДК), сульфаты (4 ПДК) . На рис. 1-4 приводятся гистограммы изменения содержания некоторых загрязняющих веществ в фильтрате во времени.

Рис. 1. Изменение концентрации хрома, марганца в фильтрате по годам

Рис. 2. Изменение концентрации свинца в фильтрате по годам

Рис. 4. Изменение концентрации иона аммония в

фильтрате по годам отходов в теле полигона с установлением устойчивых температур ниже +3-5оС и уменьшением поступления атмосферных осадков

Анализ данных по содержанию загрязняющих веществ в составе фильтрата не выявил направленности в изменении концентрации загрязняющих веществ по годам, отмечается значительное варьирование в уровне их содержания. Вероятно, в большей степени, состав складируемых отходов определяет спектр загрязняющих веществ фильтрата.

Исследование химического состава проб фильтрата по сезонам показал отсутствие превышения содержания всех загрязняющих веществ по сравнению с установленными для них значениями ПДК в осенне-зимний период. Это подтверждает гипотезу замедления биохимических процессов преобразования

Изучение состава сточных вод от нерегулируемых источников поступления загрязняющих веществ в окружающую среду и путей их миграции показало, что они усиливают нагрузку на компоненты окружающей среды в зоне размещения полигона ТБО. Сточные воды от нерегулируемых источников по дренажным канавам попадают в обводную канаву с фильтратом, далее в речку. Следовательно, состав сточных вод от несанкционированных источников в некоторой степени определял набор загрязняющих веществ и их концентрации в фильтрате и речке.

Рис. 3. Изменение концентрации хлоридов в фильтрате по годам

На рис. 5, 6 в качестве примера приводится содержание характерных загрязняющих веществ в фильтрате и в сточных водах в 2010 г. Выявление нерегулируемых источников поступления загрязняющих веществ с последующей их ликвидацией позволило сократить набор и уровень содержания загрязняющих веществ в составе фильтрата и в водном объекте в последующие годы.

Результаты исследования отобранных проб природных сред на площадках, характеризующих качество окружающей среды в зоне воздействия полигона ТБО, показали, что поверхностные воды и донные отложения ручья и дренажных канав прилегающих территорий загрязнены веществами, характерными для фильтрата и сточных вод (медь, никель, свинец, марганец, цинк, хром). Уровень их содержания превышает как фоновые значения, так и установленные для них значения ПДК. На рис. 8, 9 приведены данные по изменению концентрации хрома в пробах воды и донных отложений из ручья, отобранных по градиенту удаления от полигона ТБО во времени.

Результаты мониторинга почв в зоне влияния полигона ТБО выявили загрязнение болотных почв, развивающихся на подтопляемых участках. Обладая высокой сорбционной способностью, эти почвы аккумулируют в поверхностном торфяном слое тяжелые металлы, нитраты, фосфаты, сульфаты, уровень содержания которых превышает фоновые значения в 10-1000 раз. В меньшей степени подвержены загрязнению дерново-подзолистые почвы. Установлено, что площадь распространения загрязнения может достигать несколько километров.

Рис. 7. Изменение концентрации хрома в воде из ручья по градиенту удаления от полигона ТБО во времени

Рис. 8. Изменение концентрации хрома в донных отложениях из ручья по градиенту удаления от полигона ТБО во времени

Выводы: исследование состояния компонентов ОС, установление наличия (отсутствия) воздействия фильтрата, выделяющегося из тела полигона ТБО, показали необходимость проведения долгосрочного экологического мониторинга ОРО с использованием принципов нормирования и научно-обосно-ванных подходов, поскольку такие объекты являются динамичными системами. Это позволит своевременно выявить изменения состояния ОС, дать оценку, прогноз и выработать рекомендации по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. Работа по организации мониторинга полигона ТБО показала, что для получения репрезентативных данных для оценки состояния компонентов ОС необходимо соблюдение следующих требований:

Площадки для отбора проб почв и сопряженных с ней сред - вод и донных отложений закладываются с учетом ландшафта и рельефа местности, общим уклоном территории, направлением водной миграции загрязняющих веществ от объекта размещения отходов;

Отбор проб фоновых и загрязненных участков должен проводиться одновременно в один и тот же период времени, что позволит корректно их сравнивать;

Отбор проб по годам производится в одно и то же время с учетом сезонности и погодных условий;

Обязательным элементом мониторинга является контроль содержания загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов, поскольку они являются информативным объектом исследований и индикатором экологического состояния территории.

Научно-обоснованное проектирование и организация мониторинга позволяет выявлять особенности негативного воздействия ОРО на компоненты ОС. Настоящей работой показана возможность установления нерегулируемых источников на фоне функционирования точечного, зарегулированного ОРО - полигона ТБО, которые усиливают антропогенную нагрузку на компоненты окружающей среды. Правильно организованный мониторинг при выявлении нерегулируемых источников поступления загрязняющих веществ в ОС дает возможность определить их

хозяина по виду загрязнителя и хозяйственной деятельности предприятий, расположенных вблизи выявленного источника. Это может спо- 3 собствовать развитию практики установления и разграничения экологической ответственности предприятий за причиненный ущерб ОС. 4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зырин, Н.Г. Импактное загрязнение почв металлами и фторидами / Н.Г. Зырин, А.И. Обухов, 5. Л.К. Садовникова и др. - Л.: Гидрометеоиздат, 1986. 123 с.

2. Горленко, А.С. Вопросы оценки негативного воздействия объектов размещения отходов на почвы

/ А.С. Горленко, Е.И. Ковалева, Т.О. Попутнико- 6. ва // Материалы III съезда общества почвоведов

им. В.В, Докучаева. Ростов-на-Дону, 2008. С. 3538.

Ковалева, Е.И. Мониторинг объектов размещения твердых бытовых отходов / Е.И. Ковалева, Т. О. Попутникова // VIII Международный экологический форум, 2008. С. 176-178. Попутникова, Т. О. Экологическая оценка почв и отдельных компонентов окружающей среды в зоне размещения полигона твердых бытовых отходов. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. биол. наук. 2010. 24 с.

Оценка экологического состояния почвенно-земельных ресурсов и окружающей природной среды Московской области / Под общ. ред. Г.В. Добровольского, С.А. Шобы. - М.: Изд-во МГУ, 2000. 221 с.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ

ORGANIZATION THE MONITORING OF WASTAGE OBJECTS PLACEMENT (ON EXAMPLE OF SOLID HOUSEHOLD WASTAGE POLYGON IN MOSCOW OBLAST)

© 2012 E.I. Kovaleva1, A.S. Yakovlev2, S.A. Yakovlev1, E.A. Duvalina2

1 ANO «Ecoterra» 2 Moscow State University named after M.V. Lomonosov

Results of long-term monitoring of solid household wastage (SHW) polygon are presented. The main source of pollution the soils, natural waters, ground deposits of water object of the adjacent territory to the polygon is the filtrate which is allocating from body of polygon. Long-term monitoring in a zone of placement the polygon of SHW revealed the noncontrollable polluters strengthening load on surrounding environment in a zone of placement of SHW polygon. Accumulation the pollutants inherent in structure of filtrate and sewage of noncontrollable sources, in ground deposits of water objects and soils in zone of placement of SHW polygon is established. Philosophy of the organization the monitoring are offered, allowing to receive representative results and to reveal features of negative impact on components of surrounding environment.

Key words: monitoring, ground deposits, objects of wastage placement, polygon, pollution

Ekaterina Kovaleva, Candidate of Biology, Deputy Chief of the Department. E-mail: [email protected] Alexander Yakovlev, Doctor of Biology, Professor, Head of the Land Resources and Soils Estimation Department. Е-mail: [email protected] Sergey Yakovlev, Leading Specialist Ekaterina Duvalina, Specialist

В соответствии с п. 6.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее — СП 2.1.7.1038-01) для полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля (мониторинга), которая должна включать в себя информацию о контроле за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигонов ТБО.

Мониторинг полигонов ТБО необходимо выполнять с учетом требований следующих документов:

  • СП 2.1.7.1038-01;
  • Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденная Минстроем России 02.11.1996 (далее — Инструкция);
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 25.04.2014);
  • ГОСТ 17.1.5.05-85 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков»;
  • СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (с изм. от 04.02.2011 и 25.09.2014);
  • СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (в ред. от 25.04.2007).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014) запрещается размещение отходов на полигонах ТБО, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
В настоящее время все полигоны ТБО необходимо привести в соответствие с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации, а также провести инвентаризацию данных объектов и обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора для регистрации полигонов в ГРОРО .
Информацию о том, включен ли полигон ТБО в ГРОРО, можно найти на сайте Росприроднадзора в подразделе «Государственный реестр объектов размещения отходов» http://rpn.gov.ru/node/853 , расположенном в разделе «Кадастр отходов».

Согласно п. 1.30 Инструкции специальный проект мониторинга (т.е. упомянутая ранее специальная программа (план) производственного контроля (мониторинга)) должен включать следующие разделы :

  • контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона;
  • система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.

На основании п. 6.6 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.31 Инструкции система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы и растений, а также шумового загрязнения в зоне возможного влияния полигона ТБО.

Система мониторинга служит информационной основой при определении эффективности проведенных экологических мероприятий на полигоне ТБО, а также базой данных для разработки технических и технологических решений по совершенствованию эксплуатации полигона.

Согласно п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона (на основании п. 1.30 Инструкции — по техническому заданию владельца полигона) в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований . В пункте 1.30 Инструкции указано, что такая программа должна быть согласована с уполномоченными на это органами.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Система мониторинга полигона ТБО должна включать в себя постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. С этой целью ежеквартально производятся анализы проб атмосферного воздуха в приземном слое над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание в нем соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность.

В соответствии с п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.36 Инструкции объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в программе производственного контроля полигона ТБО и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют содержание метана, сероводорода, аммиака, окиси углерода, бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола.

При установлении степени загрязнения атмосферного воздуха выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК р.з. в рабочей зоне (табл. 1.3 и 1.4 Инструкции) должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения и направленные на снижение этого уровня.

Извлечение
из Инструкции

Таблица 1.3

ПДК ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В АТМОСФЕРУ ВОЗДУХА НА ПОЛИГОНАХ ТБО

Таблица 1.4

ПДК ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ (РАБОЧАЯ ЗОНА), ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ НА ПОЛИГОНАХ ТБО В ЗОНЕ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОЧВЫ

Производственный контроль полигона ТБО должен предусматривать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона.

Согласно п. 6.9 СП 2.1.7.1038-01 качество почвы контролируется по химическим (содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, pH, цианидов, свинца, ртути, мышьяка), микробиологическим (общее бактериальное число, коли-титр, титр протея, яйца гельминтов) и радиологическим показателям. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — ЦГСЭН).

На основании п. 1.38 Инструкции качество почвы и растений контролируется на содержание экзогенных химических веществ (ЭХВ), которые не должны превышать ПДК в почве и, соответственно, не превышать остаточные количества вредных ЭХВ в растительной товарной массе выше допустимых пределов. Объем определяемых ЭХВ и периодичность контроля определяются в проекте мониторинга полигона (т.е. в программе производственного контроля) и согласовываются со специально уполномоченными органами по охране окружающей среды.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОВЕРХНОСТНЫХ И ГРУНТОВЫХ ВОД

В программу мониторинга также включается проведение анализов поверхностных и грунтовых вод.

В соответствии с п. 6.7 СП 2.1.7.1038-01 по согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами (согласно п. 1.32 Инструкции — по согласованию с гидрогеологической службой, местными органами санэпиднадзора и охраны природы) производится контроль за состоянием грунтовых вод — в зависимости от глубины их залегания проектируются контрольные шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.

На основании п. 1.32 Инструкции пробы вод из контрольных шурфов, колодцев и скважин, заложенных выше полигона по течению грунтовых вод, характеризуют их исходное состояние. Ниже полигона по течению грунтовых вод (на расстоянии 50-100 м, если нет опасности загрязнения грунтовых вод за счет других источников) закладывают 1-2 колодца (шурфа, скважины) для отбора проб воды с целью выявления влияния на нее стоков полигона. Колодцы глубиной 2-6 м выполняют из железобетонных труб диаметром 700-900 мм до отметки 0,2 м ниже уровня грунтовых вод. Фильтрующее днище состоит из слоя щебня толщиной 200 мм. В колодец спускаются по стационарной лестнице. При более глубоком залегании грунтовых вод их контроль осуществляется с помощью скважин. Конструкция сооружений должна обеспечивать защиту грунтовых вод от попадания в них случайных загрязнений, возможность водоотлива и откачки, а также удобство взятия проб воды. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в программе мониторинга полигонов .

Согласно п. 6.7 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.34 Инструкции выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах проектируются места отбора проб поверхностных вод .

В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка. Пробы также исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо по согласованию с контролирующими органами расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, следует принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

«Справочник эколога» № 2, 2015 .



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: