Сценарий занятия по внеурочной деятельности (3класс). «Учимся выдвигать гипотезы
Занятие 8 Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез
Задачи:
Регулятивные УУД:
Развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.
Познавательные УУД:
Учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;
Формировать у учащихся умения в целеполагании;
Учить работать с информацией; выполнять логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
Координировать свои усилия с усилиями других;
Задавать вопросы;
Учиться выполнять различные роли в группе;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться, приходить к общему решению.
Личностные УУД:
Формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;
Развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.
Оборудование. Презентация к уроку, смайлики, тетрадь открытий, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
На первом занятии мы с вами говорили об исследовании предметов. Дома вы побывали в роли исследователей и наблюдали за различными объектами. А каким вы представляете себе исследователя?
Нарисуйте в «Тетради открытий» человека, который что-то исследует.
Расскажите, у кого получилось подобрать материал по выбранной теме. (Д.з – понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении)
Что вам показалось самым трудным?
Сумели ли вы правильно объяснить родителям, что вам нужно?
Какие сведения собрали?
Откуда вы брали информацию? Слайд 2. На слайде появляются изображения – телевизор, книга, человек, компьютер.
Давайте рассмотрим собранный вами дома материал.
Покажите, какие зарисовки вы выполнили в ходе исследования.
3. Целеполагание.
Эпиграф: Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)
А как вы думаете, помогут ли ваши зарисовки определить тему нашего занятия? (К ним можно задать вопрос)
Цель: - Совершенно верно, мы сегодня будем учиться, правильно задавать вопросы.
Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?
Задачи:
1. Учиться задавать вопрос.
2. Размышлять, Думать.
3. Логически мыслить.
Какие слова мы обычно используем, задавая вопросы? (Кто? Что? Где? Как? Почему?)
Проверим, умеете ли вы задавать вопросы.
Задание 1. Игра «Задай вопрос».
– Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе?
На слайде появляются изображения предметов.
– Задайте как можно больше разных вопросов о каждом предмете.
Задание 2. Игра «Найди загаданное слово».
Цель: способствовать развитию умения устанавливать логическую связь.
Учитель загадывает слово, которое держит в тайне. Учащиеся пытаются угадать это слово, задавая вопросы, предусматривающие ответ «да» или «нет».
Пример. "Это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов учащиеся угадывают задуманное учителем слово - «кошка».
Задание 3. Игра «Угадай, о чем спросили».
Учащийся выходит к доске, ему дается карточка (или учитель шепчет вопрос на ухо ребенку). Не произнося вопроса вслух, учащийся дает ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.
Вопросы могут быть следующие:
Почему медведи зимой спят?
Какой окрас обычно имеет белка?
Почему сова охотится ночью?
Почему осенью опадают листья?
Почему весной разливаются реки?
Кто такой ученик?
Что лежит в портфеле? И т. д.
Задание 4. Игра «Вопросы на все случаи жизни».
Учитель задает вопрос, а учащиеся отвечают одним словом.
Какие в речке камни? (Мокрые.)
Где живет крот? (В норе.)
Кто любит мед? (Медведь.) И т. д.
5. Итог занятия. Рефлексия.
Достигли цели занятия?
– А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли у вас получилось?
– Мы продолжим учиться задавать вопросы на следующем занятие.
А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. На столе лежат смайлики. Выберите одного, которого бы вы хотели взять с собой и нарисовать в тетради (смешного, серьёзного или грустного).
Домашнее задание: продолжить собирать материал по выбранной теме (понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении); сформулировать несколько вопросов по теме.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
^ Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
^ Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
^ Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
^ Коллекционирование. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» - 5 ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать: - понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Выступления учащихся о своих коллекциях.
^ Что такое эксперимент – 2 ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
^ Сбор материала для исследования - 4 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
^ Обобщение полученных данных. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
^ Индивидуальные консультации - 2 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
^ Подведение итогов работы. Защита. - 2 ч.
Анализ своей проектной деятельности. Защита. Вопросы для рассмотрения:
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
^
3 класс (34 часа)
Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами -3ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
^ Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Какими могут быть исследования? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
^ Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
^ Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 3 ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
^ Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
^ Анализ прочитанной литературы – 3ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
^ Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
^ Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
^ Как сделать сообщение о результатах исследования. Оформление работы – 3 ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению. Выполнение рисунков, поделок и т.п.
^ Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3 ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Мини- конференция по итогам собственных исследований. Анализ исследовательской деятельности– 2ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ своей проектной деятельности.
^ 4 класс (34 часа)
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Культура мышления- 3 ч.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
^ Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. . Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы- 5 ч.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
^ Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез- 2 ч.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Предмет и объект исследования – 1 ч.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
^ Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 3ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
^ Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
^ Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
^ Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Что такое парадоксы -2 ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
^ Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
^ Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите Защита исследования перед одноклассниками - 2 ч.
Составление плана выступления.
Выступление с проектами исследования перед одноклассниками.
^ Выступление на школьной научно-практической конференции – 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Основным видом деятельности ребят является научно–исследовательская деятельность. Учащиеся будут работать над своим творческой работой под руководством учителя, который будет направлять, консультировать, помогать подбирать правильно материал, организовывать рефлексию и распределять роли в группах, предоставлять компьютерное обеспечение и помещение. Очень важно понимание учителем и учащимися того, какие дидактические цели преследует исследование, за которое они берутся. Учитель формулирует общую проблему работы по определённому предмету, конкретную проблему будущего исследования должны сформулировать сами учащиеся. Задача учителя – незаметно методом вспомогательных, т. е наводящих вопросов подвести участников работы к формулировке проблемы. Поэтому на этапе планирования исследования учитель – координатор, может предложить возможные варианты формулировок проектных проблем. Ему необходимо организовать поиск, желание докопаться до сути: активизировать мыслительный процесс и поддерживать познавательный интерес учащихся.
Преподаватель сам определяет, какие компетентности в первую очередь будет формировать исследовательская деятельность, всё будет зависеть от целей и задач выполняемого проекта исследования, и целей и задач, которые ставит учитель перед собой и учащимися при достижении конечного результата. Но это могут быть следующие компетентности:
Изучать:
Уметь извлекать пользу из опыта;
Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
Организовывать свои собственные приемы изучения;
Уметь решать проблемы;
Самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
Запрашивать различные базы данных;
Опрашивать окружение;
Консультироваться у эксперта;
Получать информацию;
Уметь работать с документами и классифицировать их.
Учиться:
Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
Критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
Уметь противостоять неуверенности и сложности;
Занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
Уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
Уметь сотрудничать и работать в группе;
Принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;
Уметь договариваться;
Уметь:
Включаться в исследование;
Нести ответственность;
Входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
Доказывать солидарность;
Уметь организовывать свою работу;
Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
Доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
Показывать стойкость перед трудностями;
Уметь находить новые решения.
После того, как определён основополагающий вопрос и проблемные вопросы, необходимо дать работе творческое название, внести элементы оригинальности, определить, какие будут конкретные темы самостоятельных исследований учащихся.
Очень важно заранее определить, в каком виде будут оформляться результаты учебного исследования и сколько, приблизительно, нужно времени на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. А так же выясняется, необходимое техническое обеспечение и так будет оцениваться деятельность учащихся. Какие критерии и инструменты оценивания будут использованы? Где будет представлен результат исследования?
Деятельность может осуществляться, как в профильной смешанной группе, так и в группе ребят одного возраста.
Наблюдения за процессом учебной исследовательской деятельности показывают, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения для выполнения работы, производят необходимые расчёты.
Именно в исследовательском обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения.
Выполняя творческие работы, учащиеся самостоятельно принимают решения, учатся брать на себя ответственность за их реализацию.
Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи и промахи.
Он сам анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок.
Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участие в коллективном обсуждении различных точек зрения.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3.Постановка целей и задач.
4. Выдвижение гипотезы.
5.Организация исследования.
6.Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции.
7. Презентация проектов исследования.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый исследовательский проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов исследовательского проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
^ Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов :
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать исследовательские задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги
реализации программы могут быть представлены
через презентации проектов исследования, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. |
^
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
С уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Исследовательские и проектные действия.
Психологическое содержание и условия развития
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:
Исследовательские и проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации.
Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения - непременной основы творчества.
Исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести:
практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности (как правило, результаты исследовательской, а в особенности проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для использования);
структуру проектной и исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:
анализ актуальности проводимого исследования;
целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ;
проведение проектных работ или исследования;
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
представление результатов в соответствующем использованию виде;
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая будет рассматриваться как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Наряду с общими чертами проектной и исследовательской деятельности существуют и специфические черты, т. е. различия, которые заключаются в следующем. Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами, и который необходим для конкретного использования. В ходе исследования, как правило, организуется поиск в какой-то области, а на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работ.
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем продукте, планирование процесса создания продукта и реализация этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определённой теме по химии, физике, биологии, литературе и т. д. Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ чётко определён, возможности применения продукта этой деятельности также несомненны - для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта тоже очевидна.
Приступая к организации исследовательской деятельности школьников, надо учитывать её значительные отличия от полноценного научного исследования, когда необходимо получение результатов, характеризующихся очевидной новизной. Важнейшим же результатом исследовательской деятельности школьников является открытие знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.
Компоненты исследовательских действий
Анализ подходов к развитию исследовательских умений у учащихся показывает, что, несмотря на некоторые различия в наборе средств, используемых (отрабатываемых у учащихся) в разных развивающих программах, схема, этапы построения исследовательской деятельности едины, а именно:
постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы;
выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования;
планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария;
поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов;
представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания;
обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
Реализация каждого из компонентов в исследовании предполагает владение учащимися определёнными умениями.
^ Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.
Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем её решить.
Для формирования этого компонента в методической и учебной литературе существуют разнообразные задания, типы которых представлены и здесь. Это задания на умение задавать вопросы, на смысловое чтение и овладение приёмами осмысления, на структурирование текста и его озаглавливание, на подбор эпитетов к тексту, понимание метафор. Следует указать, что задания на формирование тех или иных приёмов (умение задавать вопросы, смысловое чтение и др.) могут использоваться на разных этапах исследовательской деятельности в соответствии с их целями и задачами.
Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему. Учебные тексты позволяют формировать это умение начиная с 1 класса, постепенно усложняя проблемные ситуации и вопросы от анализа простых текстов к вопросам, направленным на анализ способов решения проблем. Э. Ландау выделила уровни креативной постановки вопросов (табл. 1).
Таблица 1
Уровни креативной постановки вопросов
В литературе эта последовательность вопросов обсуждается. При полном принятии самой системы вопросов предлагаются разные оптимальные последовательности введения различных по содержанию вопросов. Важно, что привлечено внимание к самому содержанию вопросов и их оценке с точки зрения уровня креативности, заключённой в каждом.
Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. В соответствии с уровнем исследования возможны теоретические и эмпирические способы проверки гипотезы.
Умение структурировать тексты является частью общего умения работать с текстами, которые включают достаточно большой набор операций. В качестве основных чаще всего называют умение выделять главное и второстепенное, умение выделять главную идею текста, умение выстраивать последовательность описываемых событий, умение бегло просматривать тексты. В литературе выделяется определённая последовательность работы с текстом при его чтении с использованием различных схематических средств (таблицы, «дерево» и др.), выполняющих функцию логических опор текста.
Умение работать с метафорами предполагает возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и применять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Умение создавать и понимать метафоры предполагает работу с вербальными текстами. Тексты могут быть представлены и графическими средствами, в качестве которых рассматриваются схемы и пиктограммы как наиболее важные и распространённые и в когнитивной, и в социальной практике. Умение их создавать и считывать относится к средствам интеллектуальной деятельности и способствует её развитию.
Умение давать определение понятиям - это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.
^ Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.
^ Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария. В соответствии с уровнем исследования возможны теоретические и эмпирические способы. В теоретическом и эмпирическом исследовании планирование, подготовка к проведению исследования, помимо предварительного анализа имеющейся информации, поиска решения проблем, выстраивания стратегии поиска, включают:
Выделение материала, который будет использован в исследовании;
параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);
вопросы, предлагаемые для обсуждения, и пр.
умение наблюдать;
умения и навыки проведения экспериментов;
умение делать выводы и умозаключения;
организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
использование разных источников информации;
обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
Умение и навыки проведения экспериментов - это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы могут использоваться умение делать выводы, умозаключения и умение классифицировать.
Умение делать выводы и умозаключения - форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Выделяется три вида умозаключений: индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии. Индуктивное умозаключение (от частного к общему) широко используется в эмпирических исследованиях. Дедуктивное умозаключение предполагает развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Умозаключение по аналогии требует сформированности умения выделять признаки.
Умение классифицировать - это распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления. Выделяются правила классификации, к основным из которых относятся следующие:
члены деления должны быть непересекающимися;
деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
деление должно быть соразмерным (объёмы должны совпадать);
Выделяют особый вид классификации - дихотомическое деление (деление на два класса, один из которых строится через отрицание другого: «красные» - «не красные»).
Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают:
умение структурировать материал;
обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты);
оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.
Н. Б. Шумакова в работе с одарёнными детьми исходит из того, что метод исследования (или открытия) может быть положен в основу методики творческого обучения, и предполагает создание условий для возникновения вопроса или проблемы, порождающей исследовательскую активность. Особое значение она придаёт самому первому этапу исследовательской деятельности (возникновению вопроса и формулированию проблемы - это «самый тонкий и творческий компонент») и завершающему этапу - доказательству (или обоснованию) найденного решения, использованию разных источников информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, схемы и др.). Н. Б. Шумакова отмечает, что в результате организации исследовательской деятельности дети приобретают наряду с исследовательскими мыслительные умения, такие, как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; проверять предположения; доказывать; устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно-следственные связи; делать умозаключения; комбинировать; преобразовывать; прогнозировать; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Достижение перечисленных исследовательских и интеллектуальных умений может быть обеспечено системой условий, в которые входят следующие:
Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса).
Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.
Обеспечение эмоционального благополучия детей.
Удовлетворение познавательной потребности.
Удовлетворение потребности в межличностном общении.
Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью - рефлексивной саморегуляции.
Дифференциация и индивидуализация содержания обучения.
Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.
Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности
Задание «Отсутствующая буква»
(А. Е. Падалко, 1985)
Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Возраст: 11-15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
^ Форма выполнения задания:
Описание задания: учащимся дан список слов с пропущенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутствует. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения задачи и сравнить их эффективность.
Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следующих словах, сравнить эффективность разных стратегий решения задач.
Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потет, коидо, инг, штоа, пата, кышка.
^ Задание «Робинзон и Айртон»
Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.
Возраст: 11-15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
^ Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументированно ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений.
Материал: текст на карточке.
Текст.
Один из персонажей романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния.
«Джон Магале заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами, одежду, инструменты, оружие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переродиться. У него было всё необходимое, даже книги».
Однако, когда герои другого романа Ж. Верна «Таинственный остров» через много лет нашли Айртона, он уже потерял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».
Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что Айртон сможет, «работая, переродиться»?
Есть другой герой - Робинзон Крузо, которым все восхищаются.
Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и человеческое достоинство?
Формирование умения проводить эмпирическое исследование
Задание «Эмпирическое исследование»
^ Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование.
Возраст: 14-15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: эмпирическое исследование - это установление новых фактов, на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. Овладение учащимися приёмами и способами, необходимыми для подготовки и реализации эмпирического исследования, а также следование этапам его проведения (на разном материале с учётом его специфики, ситуаций, задач) должно осуществляться при организации работы малыми группами. Это предполагает не только освоение умений, непосредственно связанных с исследованием, но и ориентировку в предметно-специфических областях, а также развитие регулятивных действий, т. е. умения организовать совместную работу (распределение функций, задач), и развитие коммуникативных действий, т. е. умения взаимодействовать (выслушивание, анализ, оценка, принятие других точек зрения, других способов решения).
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, гипотезы,
выделение материала, который будет использован в исследовании;
параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные).
Поиск решения проблемы.
Проведение исследования.
^ Задание «Любимые передачи»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).
Возраст: 13-15 лет.
Учебные дисциплины: литература (другие предметы Социально-гуманитарного цикла).
^ Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: перед учащимися ставится задача исследовать любимые телевизионные передачи. После этого учащиеся переходят к подготовительному этапу, на котором обсуждаются вопросы организации исследования:
определение функций каждого участника (собирающего информацию, отвечающего на вопросы, анализирующего полученную информацию и др.);
решение вопросов о том, как будет осуществляться отбор телевизионных передач, которые представляют интерес для сравнения, анализа их популярности;
формулирование вопросов (содержание и форма), которые будут предложены участникам;
кто формулирует вопросы, обсуждает их;
формы представления вопросов (анкета, устное сообщение и др.);
планирование дальнейших этапов исследования;
проведение исследования - сбор информации, её анализ, представление результатов, выводы.
Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населяющих твой дом.
Возраст: 12-13 лет.
Учебные дисциплины: география.
^ Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания (Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюдова. «География», учебник для 6 класса): в учебнике рассказывается о том, каковы занятия населения в различных городах и сельских населённых пунктах. В качестве задания там предлагается, «расспрашивая родителей, используя собственные наблюдения, собрать сведения о своём населённом пункте» (название, географическое положение, когда возник и т. д.). Подобное задание предлагается учащимся, но оно относится к сбору сведений о жильцах их дома (подъезда). Учащимся следует выяснить, сколько в их доме (подъезде) проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, количество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров и студентов, а также профессии работающих людей (технические специальности, медицина, образование и др.). Набор вопросов можно продолжить самостоятельно или использовать вопросы из вышеназванного учебника (предлагаемые для характеристики населённого пункта). Интересно соотнести полученные данные в разных группах и определить сходство и различия в возрастном, профессиональном и других составах.
На подготовительном этапе определяются вопросы, способы получения информации, место проведения исследования.
На основном этапе осуществляется сбор информации и её анализ по показателям, отражённым в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.
Формирование умения проводить теоретическое исследование
Задание «Сказочные герои»
^ Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.
Возраст: 14-15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
^ Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: учащимся предлагается провести теоретическое исследование. Теоретическое исследование - это формулирование общих закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности.
^ Этапы проведения исследования
Формулирование проблемы.
Подготовка к проведению исследования:
Отбор материала, который будет использован в исследовании.
3. Проведение исследования:
Анализ и обобщение результатов исследования.
Изложение результатов исследования, их представление.
Обсуждение, оценка полученных результатов.
Учащиеся отвечают на вопросы:
Почему героя называют не просто Иванушка, а Иванушка-дурачок?
С чего начинаются чудесные изменения?
Почему именно Иванушка-дурачок побеждает в сказках?
Кто и что ему помогает?
Какие качества персонажа, особенности его характера позволяют ему совершать подвиги? Как это показано в разных сказках?
В волшебных сказках Иванушка-дурачок выполняет трудные задания с помощью друзей-помощников и чудесных предметов. Значит ли это, что роль Иванушки в этих подвигах незначительна и его нельзя считать героем-победителем?
^ Чтение в составе универсальных учебных действий
Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности
Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. К видам чтения относятся: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.
^ Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.
Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой деятельности представляет собой интеллектуально-познавательный процесс, состоящий из множества звеньев. Обучение наиболее развитому виду чтения - рефлексивному чтению - заключается в овладении следующими умениями (С. А. Крылова, 2007):
А) предвосхищать содержание предметного плана текста по
заголовку, опираясь на предыдущий опыт;
Б) понимать основную мысль текста;
В) формировать систему аргументов;
Г) прогнозировать последовательность изложения идей текста;
Д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
Е) выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
Ж) понимать назначение разных видов текстов;
З) понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста;
И) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
К) выражать информацию текста в виде кратких записей;
Л) различать темы и подтемы специального текста;
М) ставить перёд собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
Н) выделять не только главную, но и избыточную информацию;
О) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;
П) анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления;
Р) понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.
Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э, А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных-человеком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержаний (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями). Типы сплошных текстов". 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, отчёт, репортаж); 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы). К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты.
Один из главных критериев уровня навыка чтения - полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста; умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т. д.);
нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);
интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);
рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся);
рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).
Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения).
Таблица 2
Схема уровней грамотности чтения
^ Работа с информацией | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
^ 5-й уровень |
||
Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/или достаточно объёмной информацией | Истолковать значения нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его деталей | Критически оценивать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов |
^ Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена. ^
Несплошные тексты:
установить характер связи частей информации, которая представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например сноски |
||
^ 4-й уровень |
||
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания | Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте. Истолковывать разделы текста, беря в расчёт понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте | Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов |
^ Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию либо сделать выводы философского или метафизического характера. ^
Несплошные тексты:
найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата |
||
^ 3-й уровень |
||
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией | Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснить связи и истолковать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или. классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией | Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях |
^ Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста. ^
Несплошные тексты:
рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы |
||
^ 2-й уровень |
||
Найти один или несколько отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой, информацией | Определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые вывод | Делать сравнения или устанавливать связи между текстом, и внешними знаниями либо объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях |
^ Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста. ^
Несплошные тексты:
продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например таблицы или диаграммы (граф-дерева), либо объединить две небольшие части информации из графика или таблицы |
||
^ 1-й уровень |
||
Найти один или более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию | Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая ин. формация в нём общеизвестна | Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями |
^ Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста. ^
Несплошные тексты:
найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объёму вербальный текст в несколько слов или фраз |
Нередко учащиеся затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, что ещё раз показывает актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в рамках основной школы.
Чтение художественного текста
Согласно концепции И. Р. Гальперина, в тексте содержится три вида информации: фактуальная, концептуальная и подтекстовая (1981). Фактуальная информация - описание фактов, событий, места действия и протекания действия, рассуждения автора, движения сюжета и т. д. - составляет фабулу текста «внешнее произведение». Концептуальная информация выражает мировоззрение автора, систему его взглядов, замысел, но не сводится к идее произведения, а может быть описана как замысел автора и его содержательная интерпретация. Концептуальная информация часто представлена в имплицитной, а не в словесной форме. Подтекстовая информация представляет скрытый смысл, не равна художественным средствам и возникает благодаря «нелинейному» прочтению текста.
В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами» читателя позволяют целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. Для этого необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для целенацравленной организации такой ориентации необходимо:
специально выделить перед учащимися суть нравственной коллизии (дилеммы), представленной в литературном произведении;
помочь выделить противостоящие в конфликте стороны, выявить мотивы и стремления героев, а также те моральные суждения и нормы, которыми руководствуются герои в своём поведении;
помочь выявить авторское обоснование того, почему герой следует в своём поведении определённой норме или принципу;
- содействовать учащимся в определении собственной позиции в отношении отображённой моральной дилеммы и связать её с определёнными нравственными императивами.
В отечественной психологии и педагогике разработано достаточно много подходов к совершенствованию обучения учащихся чтению. При этом затрагиваются практически все составляющие этой сложной деятельности - от коррекции элементарных приёмов техники чтения до наиболее сложных пластов смыслового и рефлексивного чтения сложных текстов, поскольку сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными - с другой); 2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Нередко формирование чтения затягивается на долгие годы. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, как правило, дают более чем скромный результат. Между тем в трудах Е. И. Заики (1996) разработан эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребёнка интереса к процессу чтения, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию и шлифовку таких компонентов чтения, как: строгий по-буквенный анализ (без прогнозирования); прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова; прогнозирование, опирающееся на смысл; быстрое различение похожих по написанию слов и букв; чёткие глазодвигательные и речедвигательные операции; устойчивость внимания; зрительная и слуховая память на слова и др.
Приведём примеры некоторых упражнений: отделение слов от псевдослов (например, дорога, метро, олубет, вунка), поиск в тексте заданных слов, т. е. выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном (слово фломенидия, а на карточках встречаются слова фломанидия, фломенадия, флонемидия и т. д.), восполнение пропусков букв в словах (испуганная де очка быст о пошла по крут дорожке), восполнение пропусков слов в предложении (Долго ли, коротко ли шёл принц по тропинке, и вот наконец он маленькую перекосившуюся
10. Сочинение волшебной сказки с опорой на схему В. Я. Проппа.
Задание направлено на формирование обобщённой схемы ориентировки в смысловой структуре художественного текста (по типу сказки). Структура любой волшебной сказки, согласно В. Я. Проппу, включает постоянные, устойчивые элементы - функции действующих лиц независимо от того, кем и как они выполняются. Число функций ограничено (31), и последовательность функций всегда одинакова. Функции можно свести к 20 основным (Дж. Родари), включающим такие, как: предписание или запрет, нарушение запрета, вредительство или недостача; отъезд героя; задача; встреча с дарителем; волшебные дары; появление героя; сверхъестественные свойства антагониста; борьба; победа; возвращение; прибытие домой; ложный герой; трудные испытания; беда ликвидируется; узнавание героя; ложный герой изобличается; наказание антагониста; свадьба. Учащимся предлагается сочинить оригинальную сказку, опираясь на указанную выше последовательность реализации функций действующих лиц. Выполнению задания должен предшествовать анализ одной из известных волшебных сказок с опорой на схему В. Я. Проппа.
Критерии оценивания.
умение понимать основную мысль текста;
умение прогнозировать развитие событий художественного текста;
умение соотносить смысл фрагментов текста и устанавливать связи между ними;
умение формулировать систему аргументов;
умение интерпретировать текст;
умение выделять личностные характеристики персонажей на основе понимания смысла описания событий и их поступков;
умение составлять оригинальный текст сказки на основе обобщённой схемы.
Цель: развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.
Возраст: 12-15 лет.
Учебные дисциплины:
^ Форма выполнения задания:
Описание задания: учащимся предлагается общая схема структурирования текста и текст познавательного характера (1-2 страницы).
Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, находят в нём ответы на вопросы, данные в схеме, и заполняют соответствующие графы конспекта.
Материал: карточки с вопросами и заданиями.
1. Что составляет предмет обсуждения в тексте?
2. Дайте определение предмета.
3. Какова структура (строение) предмета? Из каких компонентов состоит предмет?
4. С какими другими предметами (понятиями) связан
предмет?
5. Как возникает и развивается (эволюционирует) предмет?
6. Назовите основные функции предмета и области его применения:
7. Какие свойства и характеристики предмета обеспечивают возможность реализации указанных функций?
8. Как осуществляется производство предмета?
9. Укажите типологию предметов.
Задание «Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении»
(С. Л. Доблаев, 1987)
Цель: усвоение приёмов осмысления текста, включая приёмы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к ранее прочитанному).
Возраст: 14-15 лет.
Учебные дисциплины,
^ Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.
Описание задания: учащимся предлагается текст, определённые фрагменты которого отмечены символами, обозначающими необходимость выполнения соответствующего приёма. Содержание приёма разъясняется на ориентировочной карточке. Учащимся надо:
прочитать текст и в местах, отмеченных символами В, ВПр, АП, АС, Р, записать содержание использованных приёмов осмысления текста;
придумать заголовок к тексту;
составить план текста;
подобрать эпиграф к тексту.
Постановка перед собой вопроса и поиск ответа на него (в самом тексте, путём воспоминаний, путём рассуждения, путём обращения за информацией к другому лицу) - В.
^ Постановка вопроса-предположения - в вопросе есть предположительный ответ. Например: а не потому ли..., что… Может быть, это объясняется тем, что...? - ВПр .
Антиципация плана изложения - предвосхищение того, о чём будет говориться дальше - АП.
^ Антиципация содержания - предвосхищение того, что именно будет сказано дальше - АС .
Реципация - мысленное возвращение к ранее прочитанному тексту и повторное его осмысление под влиянием новой мысли - Р .
^ Пример задания:
Летом 1240 года шведское войско погрузилось на корабли (В), Войско в 5 тысяч воинов возглавлял ярл (князь) Ульф Фаси. С ним шёл зять короля Эрика Биргер. В июле шведы, совершив морской поход, вошли в Неву (ВПр). Шведский полководец, будучи уверенным в своей непобедимости, выслал к князю Александру Ярославичу послов со словами (АС): «Если хочешь воспротивиться мне, то я уже пришёл. Приди и поклонись, проси милости и дам её, сколько захочу. А если воспротивишься, возьму в плен, разорю и порабощу землю твою» (АС).
Быстро снарядив дружину и отряд новгородских ополченцев, Александр повёл воинов в атаку на шведский лагерь (АП), В левый фланг удар нанесли пехотинцы, а по центру и справа, стремясь отрезать шведов от судов, ударила конница. Сам Александр участвовал в сражении и в поединке с королевичем Биргером (ВП) , поразил его копьём (Р) . Новгородцы славно сражались (АП) . Богатырь Миша с пешей дружиной атаковал и изрубил три шведских корабля. Удалец Савва подсёк и уронил королевский шатёр. Ратмир отважно сражался, будучи окружённым шведами (ВПр). Шведы погрузили своих павших в три корабля и по варяжскому обычаю затопили их в море, а ночью уплыли домой (Р) .
С великой победой возвратился в Новгород Александр (АС) . Князь Александр Ярославич получил почётное прозвище Невский (Р) . Было ему тогда 20 лет (Р) .
Критерии оценивания:
адекватное использование приёмов осмысления текста;
выделение основной идеи (концепта) текста в виде заголовка и эпиграфа;
корректное составление плана текста.
Цель: овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.
Возраст: 14-15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
^ Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.
Описание задания: овладение приёмом должно осуществляться на материале домашних заданий по какой-либо учебной дисциплине и стать предметом оценки и обсуждения на уроке.
Учащимся предлагается составить план к тексту, руководствуясь приёмом выделения субъекта - подлежащего (о чём говорится во фрагменте текста?) и предиката - сказуемого (что говорится о субъекте текста?). Формальным основанием выделения фрагмента текста, в отношении которого следует выделять субъект и предикат, является абзац - каждый новый смысловой фрагмент начинается с красной строки.
Каждый субъект и предикат текста должны быть записаны в виде пункта плана. По завершении составления плана учащийся должен воспользоваться им для пересказа прочитанного текста.
Критерии оценивания:
адекватность выделения субъекта и предиката текста;
полнота и адекватность составленного плана;
правильность воспроизведения учащимся текста с опорой на план.
Цель: освоение приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов.
Возраст: 12-15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, география и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
^ Форма выполнения задания: работа индивидуальная, в парах и группах.
Описание задания: после чтения и составления плана текста и графических схем учащимся предлагаются следующие варианты выполнения задания:
взаимная проверка по вопросам учебника с опорой на план текста;
пересказ в парах с опорой на план и графическую схему;
составление устной и письменной аннотации с опорой на план и графическую схему;
Критерии оценивания:
адекватность и точность воспроизведения текста;
адекватность отражения в аннотации основных положений текста;
адекватность отражения в графической схеме логических и смысловых связей фрагментов текста.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу“Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита.Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Тематическое планирование. 3 класс (34 часа)
№ | Тема | теория |
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | ||
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | ||
5-6 | Какими могут быть проекты? | |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | |
9-10 | Планирование работы. | |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | |
22-23 | Исследование объектов. | |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | |
Как сделать сообщение о результатах исследования | ||
29-30 | Оформление работы. | |
31-32 | ||
Мини конференция по итогам собственных исследований | ||
Анализ исследовательской деятельности. | ||
Итого 34 часа |
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | ||
2-3 | Культура мышления. | |
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | |
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | |
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | |
10-11 | Предмет и объект исследования. | |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | ||
13-14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | |
15-16 | Наблюдение и экспериментирование. | |
17-18 | Техника экспериментирования | |
19-20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | |
21-22 | Правильное мышление и логика. | |
23-24 | Что такое парадоксы | |
25-27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | |
28-30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | |
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | ||
32-33 | Защита исследования перед одноклассниками. | |
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | ||
Итого – 34 часа |