Сценарий занятия по внеурочной деятельности (3класс). «Учимся выдвигать гипотезы

Занятие 8 Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез

Задачи:

Регулятивные УУД:

Развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.

Познавательные УУД:

Учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

Формировать у учащихся умения в целеполагании;

Учить работать с информацией; выполнять логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

Координировать свои усилия с усилиями других;

Задавать вопросы;

Учиться выполнять различные роли в группе;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться, приходить к общему решению.

Личностные УУД:

Формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;

Развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.

Оборудование. Презентация к уроку, смайлики, тетрадь открытий, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На первом занятии мы с вами говорили об исследовании предметов. Дома вы побывали в роли исследователей и наблюдали за различными объектами. А каким вы представляете себе исследователя?

Нарисуйте в «Тетради открытий» человека, который что-то исследует.

Расскажите, у кого получилось подобрать материал по выбранной теме. (Д.з – понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении)

Что вам показалось самым трудным?

Сумели ли вы правильно объяснить родителям, что вам нужно?

Какие сведения собрали?

Откуда вы брали информацию? Слайд 2. На слайде появляются изображения – телевизор, книга, человек, компьютер.

Давайте рассмотрим собранный вами дома материал.

Покажите, какие зарисовки вы выполнили в ходе исследования.

3. Целеполагание.

Эпиграф: Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)

А как вы думаете, помогут ли ваши зарисовки определить тему нашего занятия? (К ним можно задать вопрос)

Цель: - Совершенно верно, мы сегодня будем учиться, правильно задавать вопросы.

Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?

Задачи:

1. Учиться задавать вопрос.

2. Размышлять, Думать.

3. Логически мыслить.

4. Практическая работа.

Какие слова мы обычно используем, задавая вопросы? (Кто? Что? Где? Как? Почему?)

Проверим, умеете ли вы задавать вопросы.

Задание 1. Игра «Задай вопрос».

Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе?

На слайде появляются изображения предметов.

Задайте как можно больше разных вопросов о каждом предмете.

Задание 2. Игра «Найди загаданное слово».

Цель: способствовать развитию умения устанавливать логическую связь.

Учитель загадывает слово, которое держит в тайне. Учащиеся пытаются угадать это слово, задавая вопросы, предусматривающие ответ «да» или «нет».

Пример. "Это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мурлычет? С помощью этих вопросов учащиеся угадывают задуманное учителем слово - «кошка».

Задание 3. Игра «Угадай, о чем спросили».

Учащийся выходит к доске, ему дается карточка (или учитель шепчет вопрос на ухо ребенку). Не произнося вопроса вслух, учащийся дает ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.

Вопросы могут быть следующие:

Почему медведи зимой спят?

Какой окрас обычно имеет белка?

Почему сова охотится ночью?

Почему осенью опадают листья?

Почему весной разливаются реки?

Кто такой ученик?

Что лежит в портфеле? И т. д.

Задание 4. Игра «Вопросы на все случаи жизни».

Учитель задает вопрос, а учащиеся отвечают одним словом.

Какие в речке камни? (Мокрые.)

Где живет крот? (В норе.)

Кто любит мед? (Медведь.) И т. д.

5. Итог занятия. Рефлексия.

Достигли цели занятия?

А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли у вас получилось?

Мы продолжим учиться задавать вопросы на следующем занятие.

А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. На столе лежат смайлики. Выберите одного, которого бы вы хотели взять с собой и нарисовать в тетради (смешного, серьёзного или грустного).

Домашнее задание: продолжить собирать материал по выбранной теме (понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении); сформулировать несколько вопросов по теме.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

^ Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

^ Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

^ Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

^ Коллекционирование. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» - 5 ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать: - понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Выступления учащихся о своих коллекциях.

^ Что такое эксперимент – 2 ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

^ Сбор материала для исследования - 4 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

^ Обобщение полученных данных. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

^ Индивидуальные консультации - 2 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

^ Подведение итогов работы. Защита. - 2 ч.

Анализ своей проектной деятельности. Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
^ 3 класс (34 часа)

Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами -3ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

^ Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Какими могут быть исследования? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

^ Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

^ Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 3 ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

^ Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

^ Анализ прочитанной литературы – 3ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

^ Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

^ Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

^ Как сделать сообщение о результатах исследования. Оформление работы – 3 ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению. Выполнение рисунков, поделок и т.п.

^ Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3 ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Мини- конференция по итогам собственных исследований. Анализ исследовательской деятельности– 2ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ своей проектной деятельности.

^ 4 класс (34 часа)

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Культура мышления- 3 ч.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

^ Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. . Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы- 5 ч.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

^ Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез- 2 ч.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Предмет и объект исследования – 1 ч.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

^ Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 3ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

^ Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

^ Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

^ Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Что такое парадоксы -2 ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

^ Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

^ Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите Защита исследования перед одноклассниками - 2 ч.

Составление плана выступления.

Выступление с проектами исследования перед одноклассниками.

^ Выступление на школьной научно-практической конференции – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Основным видом деятельности ребят является научно–исследовательская деятельность. Учащиеся будут работать над своим творческой работой под руководством учителя, который будет направлять, консультировать, помогать подбирать правильно материал, организовывать рефлексию и распределять роли в группах, предоставлять компьютерное обеспечение и помещение. Очень важно понимание учителем и учащимися того, какие дидактические цели преследует исследование, за которое они берутся. Учитель формулирует общую проблему работы по определённому предмету, конкретную проблему будущего исследования должны сформулировать сами учащиеся. Задача учителя – незаметно методом вспомогательных, т. е наводящих вопросов подвести участников работы к формулировке проблемы. Поэтому на этапе планирования исследования учитель – координатор, может предложить возможные варианты формулировок проектных проблем. Ему необходимо организовать поиск, желание докопаться до сути: активизировать мыслительный процесс и поддерживать познавательный интерес учащихся.

Преподаватель сам определяет, какие компетентности в первую очередь будет формировать исследовательская деятельность, всё будет зависеть от целей и задач выполняемого проекта исследования, и целей и задач, которые ставит учитель перед собой и учащимися при достижении конечного результата. Но это могут быть следующие компетентности:

Изучать:

Уметь извлекать пользу из опыта;

Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

Организовывать свои собственные приемы изучения;

Уметь решать проблемы;

Самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

Запрашивать различные базы данных;

Опрашивать окружение;

Консультироваться у эксперта;

Получать информацию;

Уметь работать с документами и классифицировать их.

Учиться:

Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

Критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

Уметь противостоять неуверенности и сложности;

Занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

Уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

Уметь сотрудничать и работать в группе;

Принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;

Уметь договариваться;

Уметь:

Включаться в исследование;

Нести ответственность;

Входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

Доказывать солидарность;

Уметь организовывать свою работу;

Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

Доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

Показывать стойкость перед трудностями;

Уметь находить новые решения.

После того, как определён основополагающий вопрос и проблемные вопросы, необходимо дать работе творческое название, внести элементы оригинальности, определить, какие будут конкретные темы самостоятельных исследований учащихся.

Очень важно заранее определить, в каком виде будут оформляться результаты учебного исследования и сколько, приблизительно, нужно времени на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. А так же выясняется, необходимое техническое обеспечение и так будет оцениваться деятельность учащихся. Какие критерии и инструменты оценивания будут использованы? Где будет представлен результат исследования?

Деятельность может осуществляться, как в профильной смешанной группе, так и в группе ребят одного возраста.

Наблюдения за процессом учебной исследовательской деятельности показывают, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения для выполнения работы, производят необходимые расчёты.

Именно в исследовательском обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения.

Выполняя творческие работы, учащиеся самостоятельно принимают решения, учатся брать на себя ответственность за их реализацию.

Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи и промахи.

Он сам анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок.

Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участие в коллективном обсуждении различных точек зрения.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3.Постановка целей и задач.

4. Выдвижение гипотезы.

5.Организация исследования.

6.Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции.

7. Презентация проектов исследования.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый исследовательский проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов исследовательского проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

^ Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов :


Первый уровень результатов

(1 класс)


Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)


предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать исследовательские задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем (подтем) исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов исследования, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

^ Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

С уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.


Исследовательские и проектные действия.

Психологическое содержание и условия развития

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

Исследовательские и проектные работы могут быть по­строены таким образом, что в них будут востребованы прак­тически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации.

Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетен­циями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения - непременной основы творчества.

Исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:


  • практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности (как правило, результаты исследо­вательской, а в особенности проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для ис­пользования);

  • структуру проектной и исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:

  • анализ актуальности проводимого исследования;

  • целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;

  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

  • планирование, определение последовательности и сро­ков работ;

  • проведение проектных работ или исследования;

  • оформление результатов работ в соответствии с замыс­лом проекта или целями исследования;

  • представление результатов в соответствующем использованию виде;
компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и са­мостоятельно работать, уяснение сущности творческой иссле­довательской и проектной работы, которая будет рассматри­ваться как показатель успешности (неуспешности) исследова­тельской деятельности.

Наряду с общими чертами проектной и исследовательской деятельности существуют и специфические черты, т. е. раз­личия, которые заключаются в следующем. Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланирован­ного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами, и который необходим для конкретного использо­вания. В ходе исследования, как правило, организуется поиск в какой-то области, а на начальном этапе лишь обозначает­ся направление исследования, формулируются отдельные ха­рактеристики итогов работ.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем продукте, планирование процесса создания продукта и реализация этого плана. Результат проекта должен быть точ­но соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятель­ности включает формулировку проблемы исследования, вы­движение гипотезы (для решения этой проблемы) и последую­щую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определённой теме по хи­мии, физике, биологии, литературе и т. д. Такого рода раз­работки следует однозначно отнести к проектной деятельнос­ти, поскольку результат этих работ чётко определён, возмож­ности применения продукта этой деятельности также несомненны - для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе. Социальная значимость добросовестно вы­полненного проекта тоже очевидна.

Приступая к организации исследовательской деятельности школьников, надо учитывать её значительные отличия от пол­ноценного научного исследования, когда необходимо получение результатов, характеризующихся очевидной новизной. Важ­нейшим же результатом исследовательской деятельности школьников является открытие знаний, новых для самих уча­щихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.

Компоненты исследовательских действий

Анализ подходов к развитию исследовательских умений у учащихся показывает, что, несмотря на некоторые различия в наборе средств, используемых (отрабатываемых у учащихся) в разных развивающих программах, схема, этапы построения исследовательской деятельности едины, а именно:


  • постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы;

  • выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и рас­крытие замысла исследования;

  • планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария;

  • поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией ре­зультатов;

  • представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью со­отнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания;

  • обсуждение и оценка полученных результатов и приме­нение их к новым ситуациям.
Формирование исследовательской деятельности целесооб­разно начинать с овладения учащимися отдельными компо­нентами, составляющими этапы исследования. Рассмотрим кратко этапы исследовательской деятельности и возможные направления работы с учащимися на каждом из них.

Реализация каждого из компонентов в исследовании пред­полагает владение учащимися определёнными умениями.

^ Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем её решить.

Для формирования этого компонента в методической и учебной литературе существуют разнообразные задания, типы которых представлены и здесь. Это задания на умение зада­вать вопросы, на смысловое чтение и овладение приёмами осмысления, на структурирование текста и его озаглавливание, на подбор эпитетов к тексту, понимание метафор. Сле­дует указать, что задания на формирование тех или иных приёмов (умение задавать вопросы, смысловое чтение и др.) могут использоваться на разных этапах исследовательской де­ятельности в соответствии с их целями и задачами.

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вари­ант, компонент умения видеть проблему. Учебные тексты позволяют формировать это умение начиная с 1 класса, постепенно усложняя проблемные ситуации и вопросы от анализа простых текстов к вопросам, направленным на анализ способов решения проблем. Э. Ландау выделила уров­ни креативной постановки вопросов (табл. 1).

Таблица 1

Уровни креативной постановки вопросов

В литературе эта последовательность вопросов обсуждается. При полном принятии самой системы вопросов предлагаются разные оптимальные последовательности введения различных по содержанию вопросов. Важно, что привлечено внимание к самому содержанию вопросов и их оценке с точки зрения уровня креативности, заключённой в каждом.

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверя­ется в ходе проведения исследования. В соответствии с уров­нем исследования возможны теоретические и эмпирические способы проверки гипотезы.

Умение структурировать тексты является частью об­щего умения работать с текстами, которые включают достаточ­но большой набор операций. В качестве основных чаще всего называют умение выделять главное и второстепенное, умение выделять главную идею текста, умение выстраивать после­довательность описываемых событий, умение бегло про­сматривать тексты. В литературе выделяется определённая последовательность работы с текстом при его чтении с ис­пользованием различных схематических средств (таблицы, «дерево» и др.), выполняющих функцию логических опор текста.

Умение работать с метафорами предполагает возмож­ность понимать переносный смысл выражений, понимать и применять обороты речи, построенные на скрытом уподобле­нии, образном сближении слов. Умение создавать и понимать метафоры предполагает работу с вербальными текстами. Текс­ты могут быть представлены и графическими средствами, в качестве которых рассматриваются схемы и пиктограммы как наиболее важные и распространённые и в когнитивной, и в социальной практике. Умение их создавать и считывать отно­сится к средствам интеллектуальной деятельности и способ­ствует её развитию.

Умение давать определение понятиям - это логичес­кая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

^ Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. Для формулировки ги­потезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

^ Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария. В соответствии с уровнем исследования возможны теоретические и эмпиричес­кие способы. В теоретическом и эмпирическом исследова­нии планирование, подготовка к проведению исследования, помимо предварительного анализа имеющейся информации, поиска решения проблем, выстраивания стратегии поиска, включают:

Выделение материала, который будет использован в ис­следовании;


  • параметры (показатели) оценки, анализа (количествен­ные и качественные);

  • вопросы, предлагаемые для обсуждения, и пр.
Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

  • умение наблюдать;

  • умения и навыки проведения экспериментов;

  • умение делать выводы и умозаключения;

  • организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информа­ции и проверки гипотез;

  • использование разных источников информации;

  • обсуждение и оценку полученных результатов и приме­нение их к новым ситуациям.
Умение наблюдать - это вид восприятия, характеризу­ющийся целью, соответствующей познавательной задаче. В научной практике в наблюдении используются различные средства (включающие как программу, параметры наблюде­ния, так и различного рода инструменты, приборы и др.).

Умение и навыки проведения экспериментов - это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы могут использоваться умение делать выводы, умозаключения и умение классифицировать.

Умение делать выводы и умозаключения - форма мышления, посредством которой на основе имеющихся зна­ний (опыта) выводится новое знание. Выделяется три вида умозаключений: индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии. Индуктивное умозаключение (от частного к об­щему) широко используется в эмпирических исследованиях. Дедуктивное умозаключение предполагает развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Умозаключение по аналогии требует сформированности умения выделять признаки.

Умение классифицировать - это распределение объек­тов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления. Выделяются правила классификации, к основным из которых относятся следующие:


  • члены деления должны быть непересекающимися;

  • деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;

  • деление должно быть соразмерным (объёмы должны совпадать);
-в основание деления должен быть положен признак, существенный для решения задачи.

Выделяют особый вид классификации - дихотомическое деление (деление на два класса, один из которых строится через отрицание другого: «красные» - «не красные»).

Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятель­ности как конечного продукта, формулирование нового знания включают:


  • умение структурировать материал;

  • обсуждение, объяснение, доказательство, защиту резуль­татов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты);

  • оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.
Организация обучения по формированию исследовательс­кой деятельности ведёт к развитию познавательных потреб­ностей и способностей учащихся, приобретению специальных знаний, необходимых для проведения исследования.

Н. Б. Шумакова в работе с одарёнными детьми исходит из того, что метод исследования (или открытия) может быть положен в основу методики творческого обучения, и предпо­лагает создание условий для возникновения вопроса или проблемы, порождающей исследовательскую активность. Осо­бое значение она придаёт самому первому этапу исследова­тельской деятельности (возникновению вопроса и формули­рованию проблемы - это «самый тонкий и творческий ком­понент») и завершающему этапу - доказательству (или обоснованию) найденного решения, использованию разных источников информации для сбора фактов (книги, энцикло­педии, словари, простейшие графики, диаграммы, схемы и др.). Н. Б. Шумакова отмечает, что в результате организации исследовательской деятельности дети приобретают наряду с исследовательскими мыслительные умения, такие, как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять кри­терии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; проверять предположения; дока­зывать; устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно-следственные связи; делать умо­заключения; комбинировать; преобразовывать; прогнозировать; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Достижение перечисленных исследовательских и интел­лектуальных умений может быть обеспечено системой усло­вий, в которые входят следующие:


  1. Создание условий для возникновения вопросов и проб­лем у учащихся (стимулирование творческого звена мысли­тельного процесса).

  2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высо­кого уровня понимания решения.

  1. Обеспечение эмоционального благополучия детей.

  2. Удовлетворение познавательной потребности.

  3. Удовлетворение потребности в межличностном общении.

  1. Развитие способности к самоуправлению своей деятель­ностью - рефлексивной саморегуляции.

  2. Дифференциация и индивидуализация содержания обу­чения.

  3. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.
^ Типовые задания

Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности

Задание «Отсутствующая буква»

(А. Е. Падалко, 1985)

Цель: формирование умения выделять и сравнивать стра­тегии решения задачи.

Возраст: 11-15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

^ Форма выполнения задания:

Описание задания: учащимся дан список слов с пропу­щенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутству­ет. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Найти наиболее эффективный способ ана­лиза исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения задачи и сравнить их эф­фективность.

Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следую­щих словах, сравнить эффективность разных стратегий реше­ния задач.

Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потет, коидо, инг, штоа, пата, кышка.

^ Задание «Робинзон и Айртон»

Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.

Возраст: 11-15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

^ Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументированно ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений.

Материал: текст на карточке.

Текст.

Один из персонажей романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния.

«Джон Магале заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами, одежду, инструменты, ору­жие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переро­диться. У него было всё необходимое, даже книги».

Однако, когда герои другого романа Ж. Верна «Таинствен­ный остров» через много лет нашли Айртона, он уже поте­рял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».

Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что Айртон сможет, «работая, переродиться»?

Есть другой герой - Робинзон Крузо, которым все вос­хищаются.

Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и человеческое достоинство?

Формирование умения проводить эмпирическое исследование

Задание «Эмпирическое исследование»

^ Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование.

Возраст: 14-15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания: эмпирическое исследование - это ус­тановление новых фактов, на основе их обобщения формули­руются эмпирические закономерности. Овладение учащимися приёмами и способами, необходимыми для подготовки и реа­лизации эмпирического исследования, а также следование этапам его проведения (на разном материале с учётом его специфики, ситуаций, задач) должно осуществляться при организации работы малыми группами. Это предполагает не только освоение умений, непосредственно связанных с ис­следованием, но и ориентировку в предметно-специфических областях, а также развитие регулятивных действий, т. е. умения организовать совместную работу (распределение функций, задач), и развитие коммуникативных действий, т. е. умения взаимодействовать (выслушивание, анализ, оценка, принятие других точек зрения, других способов решения).


  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проб­лемы, гипотезы,


  • выделение материала, который будет использован в исследовании;

  • параметры (показатели) оценки, анализа (количествен­ные и качественные).

  1. Поиск решения проблемы.

  2. Проведение исследования.


По каждому из заданий представлена схема групповой работы, которая в каждом конкретном случае расширяется, обогащается. Это касается показателей оценок, вопросов, которые предлагаются учащимся для обсуждения, и др.

^ Задание «Любимые передачи»

Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).

Возраст: 13-15 лет.

Учебные дисциплины: литература (другие предметы Соци­ально-гуманитарного цикла).

^ Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания: перед учащимися ставится задача иссле­довать любимые телевизионные передачи. После этого уча­щиеся переходят к подготовительному этапу, на котором обсуждаются вопросы организации исследования:


  • определение функций каждого участника (собирающе­го информацию, отвечающего на вопросы, анализирующего полученную информацию и др.);

  • решение вопросов о том, как будет осуществляться от­бор телевизионных передач, которые представляют интерес для сравнения, анализа их популярности;

  • формулирование вопросов (содержание и форма), кото­рые будут предложены участникам;

  • кто формулирует вопросы, обсуждает их;

  • формы представления вопросов (анкета, устное сообще­ние и др.);

  • планирование дальнейших этапов исследования;

  • проведение исследования - сбор информации, её ана­лиз, представление результатов, выводы.
^ Задание «Жильцы твоего дома»

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населя­ющих твой дом.

Возраст: 12-13 лет.

Учебные дисциплины: география.

^ Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания (Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюдова. «География», учебник для 6 класса): в учебнике рассказыва­ется о том, каковы занятия населения в различных городах и сельских населённых пунктах. В качестве задания там пред­лагается, «расспрашивая родителей, используя собственные наблюдения, собрать сведения о своём населённом пункте» (название, географическое положение, когда возник и т. д.). Подобное задание предлагается учащимся, но оно относит­ся к сбору сведений о жильцах их дома (подъезда). Учащим­ся следует выяснить, сколько в их доме (подъезде) проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, ко­личество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров и студентов, а также профессии работающих лю­дей (технические специальности, медицина, образование и др.). Набор вопросов можно продолжить самостоятельно или использовать вопросы из вышеназванного учебника (предла­гаемые для характеристики населённого пункта). Интересно соотнести полученные данные в разных группах и определить сходство и различия в возрастном, профессиональном и дру­гих составах.

На подготовительном этапе определяются вопросы, спосо­бы получения информации, место проведения исследования.

На основном этапе осуществляется сбор информации и её анализ по показателям, отражённым в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуж­дение. Подведение итогов. Формулирование выводов.

Формирование умения проводить теоретическое исследование

Задание «Сказочные герои»

^ Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.

Возраст: 14-15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

^ Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.

Описание задания: учащимся предлагается провести теоре­тическое исследование. Теоретическое исследование - это формулирование общих закономерностей, позволяющих объяс­нить ранее открытые факты и эмпирические закономерности.

^ Этапы проведения исследования


  1. Формулирование проблемы.

  2. Подготовка к проведению исследования:
- предварительный анализ имеющейся информации, вы­движение гипотез;

Отбор материала, который будет использован в исследовании.

3. Проведение исследования:

Анализ и обобщение результатов исследования.


  1. Изложение результатов исследования, их представление.

  2. Обсуждение, оценка полученных результатов.
В волшебных сказках часто героями становятся внешне не­привлекательные персонажи, например Иванушка-дурачок, Емеля («По щучьему велению»). Сначала они спят на печи, ничем не интересуются, а потом сказочно изменяются, совер­шают героические подвиги и становятся богатыми и счаст­ливыми.

Учащиеся отвечают на вопросы:


  • Почему героя называют не просто Иванушка, а Ива­нушка-дурачок?

  • С чего начинаются чудесные изменения?

  • Почему именно Иванушка-дурачок побеждает в сказках?

  • Кто и что ему помогает?

  • Какие качества персонажа, особенности его характера позволяют ему совершать подвиги? Как это показано в раз­ных сказках?

  • В волшебных сказках Иванушка-дурачок выполняет трудные задания с помощью друзей-помощников и чудес­ных предметов. Значит ли это, что роль Иванушки в этих подвигах незначительна и его нельзя считать героем-победи­телем?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, учащимся нуж­но вспомнить (прочитать) сказки, героем которых является Иванушка-дурачок; описать, с чего начинается его сказочное преображение, сравнить его поступки с действиями других персонажей, описать его отношения с теми, кто ему помога­ет и кто ему встречается на пути.

^ Чтение в составе универсальных учебных действий

Требования к уровню чтения в основной школе и современное состояние проблемы грамотности

Навык чтения по праву считается фундаментом всего по­следующего образования. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких по­знавательных и коммуникативных задач, как понимание (об­щее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интер­претация, комментирование текста и др.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. К видам чтения относятся: озна­комительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпре­тацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конк­ретного факта; выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополни­тельными нормами озвучивания письменного текста.

^ Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой деятельности представляет собой интеллектуально-познавательный процесс, состоящий из множества звеньев. Обучение наиболее развитому виду чтения - рефлексивному чтению - заключается в овладении следующими умениями (С. А. Крылова, 2007):

А) предвосхищать содержание предметного плана текста по
заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

Б) понимать основную мысль текста;

В) формировать систему аргументов;

Г) прогнозировать последовательность изложения идей текста;

Д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

Е) выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

Ж) понимать назначение разных видов текстов;

З) понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста;

И) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

К) выражать информацию текста в виде кратких записей;

Л) различать темы и подтемы специального текста;

М) ставить перёд собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

Н) выделять не только главную, но и избыточную инфор­мацию;

О) пользоваться разными техниками понимания прочитан­ного;

П) анализировать изменения своего эмоционального со­стояния в процессе чтения, получения и переработки инфор­мации и её осмысления;

Р) понимать душевное состояние персонажей текста и со­переживать.

Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершен­ствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э, А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поставленных-чело­веком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержаний (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возмож­ности использования человеком его содержания в разных си­туациях деятельности и общения.

Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями). Типы сплошных текстов". 1) описание (художественное и техническое); 2) по­вествование (рассказ, отчёт, репортаж); 3) объяснение (рас­суждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к вы­полнению работы, правила, уставы, законы). К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (при­глашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диа­граммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты.

Один из главных критериев уровня навыка чтения - пол­нота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:


  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей це­ли или назначения текста; умение выбрать из текста или при­думать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предла­гаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сфор­мулированной вопросом, и т. д.);

  • нахождение информации (умение пробежать текст гла­зами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

  • интерпретация текста (умение сравнить и противопоста­вить заключённую в нём информацию разного характера, об­наружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести за­ключение о намерении автора или главной мысли текста);

  • рефлексия содержания текста (умение связать информа­цию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источ­ников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся);

  • рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие кри­тичности мышления и самостоятельности эстетических суж­дений).
Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т. е. включал психические процессы восприя­тия, памяти, мышления, внимания, воображения (Г. С. Кова­лёва, Э. А. Красновский, 2004). Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом (табл. 2) в соответствии с каждым из выделенных в исследова­нии умений.

Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к исполь­зованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения).

Таблица 2

Схема уровней грамотности чтения


^ Работа с информацией

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

^ 5-й уровень

Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой ин­формации, часть ко­торой может быть за­дана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая инфор­мация в тексте необ­ходима для выполне­ния задания. Работать с правдоподобной и/или достаточно объ­ёмной информацией

Истолковать значения нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его де­талей

Критически оцени­вать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятия­ми, которые противо­положны ожиданиям, основываясь на глу­боком понимании длинных или слож­ных текстов

^ Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена.

^ Несплошные тексты: установить характер связи частей информа­ции, которая представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информа­цию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнару­жить, что для полного понимания данного текста требуется использо­вать различные элементы этого же документа, например сноски


^ 4-й уровень

Найти и установить возможную последо­вательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой ин­формации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или фор­мой. Сделать вывод о том, какая информа­ция в тексте необхо­дима для выполнения задания

Использовать глубо­кие идеи, заложенные в тексте, для понима­ния и применения категорий в незнако­мом контексте. Ис­толковывать разделы текста, беря в расчёт понимание текста в целом. Работать с идеями, которые про­тиворечат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте

Использовать акаде­мические и общеизве­стные знания для вы­движения гипотез или критической оценки текста. Демонстриро­вать точное понима­ние длинных и слож­ных текстов

^ Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим свя­зям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно вы­раженную информацию либо сделать выводы философского или мета­физического характера.

^ Несплошные тексты: найти отдельные части информации и срав­нить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата


^ 3-й уровень

Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрыв­ками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но проти­воречивой информа­цией

Объединить несколь­ко частей текста для того, чтобы опреде­лить главную мысль, объяснить связи и ис­толковать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, проти­вопоставлять или. классифицировать части информации, принимая во внима­ние много критериев. Работать с противоре­чивой информацией

Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать осо­бенности текста. Де­монстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными зна­ниями или основы­вать выводы на менее известных знаниях

^ Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить инфор­мацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдель­ных частях текста.

^ Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в несколь­ких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуаль­ной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы


^ 2-й уровень

Найти один или не­сколько отрывков ин­формации, каждый из которых, возможно, отвечает множествен­ным критериям. Ра­ботать с противоречи­вой, информацией

Определять главную мысль, понимать свя­зи, формировать, при­менять простые кате­гории или истолковы­вать значения в ограниченной части текста, когда инфор­мация малоизвестна и требуется сделать простые вывод

Делать сравнения или устанавливать связи между текстом, и внешними знаниями либо объяснять осо­бенности текста, ос­новываясь на собст­венном опыте и отно­шениях

^ Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью опреде­лить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста.

^ Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выра­женной структуры визуального изображения информации, например таблицы или диаграммы (граф-дерева), либо объединить две небольшие части информации из графика или таблицы


^ 1-й уровень

Найти один или более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию

Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая ин. формация в нём об­щеизвестна

Установить простые связи между инфор­мацией в тексте и об­щими, повседневны­ми знаниями

^ Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста.

^ Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной ин­формации на одной простой карте, или линейном графике, или столб­чатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объёму вер­бальный текст в несколько слов или фраз


Нередко учащиеся затрудняются в выполнении заданий, требующих соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла, что ещё раз показывает актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в рамках основной школы.

Чтение художественного текста

Согласно концепции И. Р. Гальперина, в тексте содержит­ся три вида информации: фактуальная, концептуальная и подтекстовая (1981). Фактуальная информация - описание фактов, событий, места действия и протекания действия, рас­суждения автора, движения сюжета и т. д. - составляет фабулу текста «внешнее произведение». Концептуальная информация выражает мировоззрение автора, систему его взглядов, замысел, но не сводится к идее произведения, а мо­жет быть описана как замысел автора и его содержательная интерпретация. Концептуальная информация часто представ­лена в имплицитной, а не в словесной форме. Подтекстовая информация представляет скрытый смысл, не равна художе­ственным средствам и возникает благодаря «нелинейному» прочтению текста.

В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-прак­тического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школь­ников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставле­ние их со «смыслами» читателя позволяют целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. Для этого необходимо спе­циально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для целенацравленной орга­низации такой ориентации необходимо:


  • специально выделить перед учащимися суть нравствен­ной коллизии (дилеммы), представленной в литературном произведении;

  • помочь выделить противостоящие в конфликте стороны, выявить мотивы и стремления героев, а также те моральные суждения и нормы, которыми руководствуются герои в своём поведении;

  • помочь выявить авторское обоснование того, почему герой следует в своём поведении определённой норме или принципу;

  • - содействовать учащимся в определении собственной по­зиции в отношении отображённой моральной дилеммы и свя­зать её с определёнными нравственными императивами.
Условия организации эффективного обучения чтению

В отечественной психологии и педагогике разработано достаточно много подходов к совершенствованию обучения учащихся чтению. При этом затрагиваются практически все составляющие этой сложной деятельности - от коррекции элементарных приёмов техники чтения до наиболее сложных пластов смыслового и рефлексивного чтения сложных текс­тов, поскольку сформированный навык чтения включает в се­бя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чте­ния (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными - с другой); 2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Нередко формирование чтения затягивается на долгие го­ды. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систе­матические дополнительные занятия, как правило, дают бо­лее чем скромный результат. Между тем в трудах Е. И. Заи­ки (1996) разработан эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребёнка интереса к про­цессу чтения, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматиза­цию и шлифовку таких компонентов чтения, как: строгий по-буквенный анализ (без прогнозирования); прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова; прогнозирование, опирающееся на смысл; быстрое различение похожих по на­писанию слов и букв; чёткие глазодвигательные и речедвигательные операции; устойчивость внимания; зрительная и слуховая память на слова и др.

Приведём примеры некоторых упражнений: отделение слов от псевдослов (например, дорога, метро, олубет, вунка), поиск в тексте заданных слов, т. е. выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном (слово фломенидия, а на карточках встречаются слова фломанидия, фломенадия, флонемидия и т. д.), восполнение пропусков букв в словах (испуганная де очка быст о пошла по крут дорожке), восполнение пропусков слов в предложении (Долго ли, коротко ли шёл принц по тропинке, и вот наконец он маленькую перекосившуюся

10. Сочинение волшебной сказки с опорой на схему В. Я. Проппа.

Задание направлено на формирование обобщённой схемы ориентировки в смысловой структуре художественного текста (по типу сказки). Структура любой волшебной сказки, соглас­но В. Я. Проппу, включает постоянные, устойчивые элемен­ты - функции действующих лиц независимо от того, кем и как они выполняются. Число функций ограничено (31), и после­довательность функций всегда одинакова. Функции можно свести к 20 основным (Дж. Родари), включающим такие, как: предписание или запрет, нарушение запрета, вредительство или недостача; отъезд героя; задача; встреча с дарителем; вол­шебные дары; появление героя; сверхъестественные свойства антагониста; борьба; победа; возвращение; прибытие домой; ложный герой; трудные испытания; беда ликвидируется; узнавание героя; ложный герой изобличается; наказание анта­гониста; свадьба. Учащимся предлагается сочинить ориги­нальную сказку, опираясь на указанную выше последователь­ность реализации функций действующих лиц. Выполнению задания должен предшествовать анализ одной из известных волшебных сказок с опорой на схему В. Я. Проппа.

Критерии оценивания.


  • умение понимать основную мысль текста;

  • умение прогнозировать развитие событий художествен­ного текста;

  • умение соотносить смысл фрагментов текста и устанав­ливать связи между ними;

  • умение формулировать систему аргументов;

  • умение интерпретировать текст;

  • умение выделять личностные характеристики персона­жей на основе понимания смысла описания событий и их поступков;

  • умение составлять оригинальный текст сказки на основе обобщённой схемы.
^ Задание «Понимание научного текста»

Цель: развитие умения структурировать научный (познава­тельный) текст и составлять краткий конспект.

Возраст: 12-15 лет.

Учебные дисциплины:

^ Форма выполнения задания:

Описание задания: учащимся предлагается общая схема структурирования текста и текст познавательного характера (1-2 страницы).

Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, нахо­дят в нём ответы на вопросы, данные в схеме, и заполняют соответствующие графы конспекта.

Материал: карточки с вопросами и заданиями.

1. Что составляет предмет обсуждения в тексте?

2. Дайте определение предмета.

3. Какова структура (строение) предмета? Из каких компонентов состоит предмет?

4. С какими другими предметами (понятиями) связан
предмет?

5. Как возникает и развивается (эволюционирует) предмет?

6. Назовите основные функции предмета и области его применения:

7. Какие свойства и характеристики предмета обеспечивают возможность реализации указанных функций?

8. Как осуществляется производство предмета?

9. Укажите типологию предметов.

Задание «Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении»

(С. Л. Доблаев, 1987)

Цель: усвоение приёмов осмысления текста, включая при­ёмы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на не­го, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к ранее прочитанному).

Возраст: 14-15 лет.

Учебные дисциплины,

^ Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.

Описание задания: учащимся предлагается текст, опреде­лённые фрагменты которого отмечены символами, обознача­ющими необходимость выполнения соответствующего приёма. Содержание приёма разъясняется на ориентировочной кар­точке. Учащимся надо:


  • прочитать текст и в местах, отмеченных символами В, ВПр, АП, АС, Р, записать содержание использованных приёмов осмысления текста;

  • придумать заголовок к тексту;

  • составить план текста;

  • подобрать эпиграф к тексту.
Приёмы осмысления текста

Постановка перед собой вопроса и поиск ответа на него (в самом тексте, путём воспоминаний, путём рассужде­ния, путём обращения за информацией к другому лицу) - В.

^ Постановка вопроса-предположения - в вопросе есть предположительный ответ. Например: а не потому ли..., что… Может быть, это объясняется тем, что...? - ВПр .

Антиципация плана изложения - предвосхищение того, о чём будет говориться дальше - АП.

^ Антиципация содержания - предвосхищение того, что именно будет сказано дальше - АС .

Реципация - мысленное возвращение к ранее прочитан­ному тексту и повторное его осмысление под влиянием новой мысли - Р .

^ Пример задания:

Летом 1240 года шведское войско погрузилось на корабли (В), Войско в 5 тысяч воинов возглавлял ярл (князь) Ульф Фаси. С ним шёл зять короля Эрика Биргер. В июле шведы, совершив морской поход, вошли в Неву (ВПр). Шведский полководец, бу­дучи уверенным в своей непобедимости, выслал к князю Алекса­ндру Ярославичу послов со словами (АС): «Если хочешь воспро­тивиться мне, то я уже пришёл. Приди и поклонись, проси ми­лости и дам её, сколько захочу. А если воспротивишься, возьму в плен, разорю и порабощу землю твою» (АС).

Быстро снарядив дружину и отряд новгородских ополченцев, Александр повёл воинов в атаку на шведский лагерь (АП), В ле­вый фланг удар нанесли пехотинцы, а по центру и справа, стре­мясь отрезать шведов от судов, ударила конница. Сам Александр участвовал в сражении и в поединке с королевичем Биргером (ВП) , поразил его копьём (Р) . Новгородцы славно сражались (АП) . Богатырь Миша с пешей дружиной атаковал и изрубил три швед­ских корабля. Удалец Савва подсёк и уронил королевский шатёр. Ратмир отважно сражался, будучи окружённым шведами (ВПр). Шведы погрузили своих павших в три корабля и по варяжскому обычаю затопили их в море, а ночью уплыли домой (Р) .

С великой победой возвратился в Новгород Александр (АС) . Князь Александр Ярославич получил почётное прозвище Невский (Р) . Было ему тогда 20 лет (Р) .

Критерии оценивания:


  • адекватное использование приёмов осмысления текста;

  • выделение основной идеи (концепта) текста в виде заголовка и эпиграфа;

  • корректное составление плана текста.
Задание «Постановка вопросов к тексту»

Цель: овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Возраст: 14-15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).

^ Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: овладение приёмом должно осущест­вляться на материале домашних заданий по какой-либо учеб­ной дисциплине и стать предметом оценки и обсуждения на уроке.

Учащимся предлагается составить план к тексту, руковод­ствуясь приёмом выделения субъекта - подлежащего (о чём говорится во фрагменте текста?) и предиката - сказуемо­го (что говорится о субъекте текста?). Формальным основа­нием выделения фрагмента текста, в отношении которого следует выделять субъект и предикат, является абзац - каждый новый смысловой фрагмент начинается с красной строки.

Каждый субъект и предикат текста должны быть записа­ны в виде пункта плана. По завершении составления плана учащийся должен воспользоваться им для пересказа прочи­танного текста.

Критерии оценивания:


  • адекватность выделения субъекта и предиката текста;

  • полнота и адекватность составленного плана;

  • правильность воспроизведения учащимся текста с опорой на план.
Задания для освоения приёмов логического запоминания

Цель: освоение приёмов логического запоминания инфор­мации, извлечённой из текстов.

Возраст: 12-15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, география и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).

^ Форма выполнения задания: работа индивидуальная, в парах и группах.

Описание задания: после чтения и составления плана текста и графических схем учащимся предлагаются следую­щие варианты выполнения задания:


  • взаимная проверка по вопросам учебника с опорой на план текста;

  • пересказ в парах с опорой на план и графическую схему;

  • составление устной и письменной аннотации с опорой на план и графическую схему;
-подготовка учебных докладов с подбором иллюстративного материала (репродукции картин, публикации в средствах массовой информации, рисунки, фотографии и пр.).

Критерии оценивания:


  • адекватность и точность воспроизведения текста;

  • адекватность отражения в аннотации основных положе­ний текста;

  • адекватность отражения в графической схеме логических и смысловых связей фрагментов текста.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу“Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.

Защита.Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.

Тематическое планирование. 3 класс (34 часа)

Тема теория
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.
2-3 Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
5-6 Какими могут быть проекты?
7-8 Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
9-10 Планирование работы.
11-13 Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.
14-15 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
16-18 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
19-21 Анализ прочитанной литературы.
22-23 Исследование объектов.
24-25 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
26-27 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Как сделать сообщение о результатах исследования
29-30 Оформление работы.
31-32
Мини конференция по итогам собственных исследований
Анализ исследовательской деятельности.
Итого 34 часа

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ своей проектной деятельности.

Тематическое планирование 4 класс (34 часа)

Тема занятия Кол-во часов
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
2-3 Культура мышления.
4-5 Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
6-7 Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
8-9 Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
10-11 Предмет и объект исследования.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.
13-14 Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.
15-16 Наблюдение и экспериментирование.
17-18 Техника экспериментирования
19-20 Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.
21-22 Правильное мышление и логика.
23-24 Что такое парадоксы
25-27 Обработка и анализ всех полученных данных.
28-30 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.
32-33 Защита исследования перед одноклассниками.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.
Итого – 34 часа


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: