Акробатические упражнения для начальной школы. Акробатические упражнения на уроках физкультуры. Условия и инвентарь

Акробатические упражнения не только выглядят красиво в действии, но и значительно улучшают физические возможности человека. В этой обзорной статье рассмотрены простейшие акробатические элементы, которые входят в основы физкультуры и формируют базу гимнастики.

Суть акробатики

Акробатика как умение доступна далеко не каждому, поэтому ею начинают заниматься с детства. Это разновидность спортивной активности и особый вид гимнастики, который направлен на развитие определённых физических характеристик человека, а именно:

  • силы;
  • балансировки;
  • ориентировки в пространстве;
  • гибкости;
  • ловкости;
  • прыгучести;
  • точности движений;
  • скорости совершения действий;
  • тренировки вестибулярного аппарата.

Помимо физических характеристик, воспитываются и психологические качества:

  • исполнительность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • смелость;
  • осторожность;
  • решительность;
  • сила воли;
  • согласованность с партнёром.
Данный вид спорта довольно универсален и входит в состав многих других видов спортивной активности:
  • как базовые элементы на уроках физкультуры в школе;
  • в составе общеукрепляющих спортивных упражнений;
  • в комплексе занятий, связанных с похудением;
  • в профессиональной подготовке спортсменов различных направлений – от гимнастов, до пловцов и хоккеистов.

Важно! Акробатика является базой для любой физической активности. Она включает элементарные упражнения, доступные к выполнению практически каждым. По мере развития навыков и улучшения физической подготовки они значительно усложняются.

Занятия акробатикой увеличивают мышечную силу и растяжимость мышц, укрепляют мышечный корсет, сердечно-сосудистую систему и суставно-связочный аппарат, что позволяет усовершенствовать двигательные способности и достичь хорошего физического развития.

Весь комплекс акробатических упражнений имеет разделение на 3 больших блока:

  • балансировку;
  • прыжки;
  • бросковые упражнения.

Занятия всегда начинаются с подготовительной части, в которой есть разминка и разогревание мышц. После этого наступает основная часть с выполнением непосредственно акробатических умений.

Для начинающих это элементарные упражнения вроде мостика, кувырков и шпагата. По мере освоения простые упражнения усложняются от уровня к уровню. Заканчивается занятие разминкой, когда даются расслабляющие упражнения, при выполнении которых мышцы отдыхают.

Виды упражнений

В каждый из 3-х блоков акробатических умений входят конкретные специальные задания. Так, к балансированию, суть которого состоит в том, чтобы сохранять собственное равновесие или уравновешивать партнёра, относятся такие виды упражнений:


Блок акробатических прыжков подразумевает подпрыгивания, которые сопровождаются вращательными или полувращательными движениями тела, а также с использованием опоры и без неё. В блок входят:
  • перекаты;
  • кувырки;
  • полуперевороты;
  • перевороты;
  • сальто.
Последний блок бросковых трюков включает:
  • броски партнёра;
  • ловлю партнёра.

Знаете ли вы? В древности сальто называлось «вальто мортале», что переводится с итальянского как «смертельный прыжок». Тогда это упражнение действительно считалось смертельным и выполнялось кувырком в воздухе с подкидного трамплина.

Основные группы

Все акробатические упражнения можно разделить на две большие группы - те, которые выполняются в динамике, и статического характера.

Динамические упражнения

Динамические акробатические элементы выполняются в движении и представляют собой вращение тела спортсмена. Оно (равно как и переворачивание через голову) может быть как полным, так и частичным.

Касательно наличия опоры или её отсутствия переворачивание бывает:

  • с опорой (кувырки);
  • с промежуточной опорой (перевороты);
  • без опоры (сальто).

Рассмотрим подробнее каждое упражнение из динамической группы:


Знаете ли вы? Наиболее значимый фактор снижения гибкости - это не старение организма, а сидячий образ жизни, когда мышцы атрофируются.

Статические упражнения

Эта группа содержит упражнения, которые выполняются без движения, в статическом положении, и заключаются в поддержании тела так, чтобы оно приняло определённую позу, и в сохранении его равновесия.

К статической группе относятся:


Условия и инвентарь

Занятия по акробатике проводятся в спортивном или гимнастическом зале, в котором должны быть соблюдены следующие условия:

  • температура в помещении от +15 ℃;
  • влажность воздуха до 40%;
  • освещение от 200 лк.

Все обучающиеся должны быть одеты в спортивную форму и иметь специальную обувь для занятий акробатикой. Одежда должна соответствовать следующим требованиям:
  • лёгкая, из натуральных тканей;
  • удобная, не стесняющая движений;
  • под одежду на область живота надевается бандаж в виде резиновых лент / пояса.

Важно! Чаще всего костюм акробатов представляет собой хлопковые майку и трусы или гимнастический купальник для девушек и гимнастические майку и спортивные брюки для юношей. Такая форма не стесняет движения и позволяет тренеру увидеть, правильно ли выполняются все комбинации.

Обувь для занятий шьётся специальная. Это ботинки из мягкой кожи, парусины или брезента с мягкой выворотной кожаной подошвой. Используются именно ботинки, а не туфли, так как защищают голеностопный сустав от растяжения и травм. В противном случае травм плеча, шеи и головы партнёра при выполнении стоек, а также парных или групповых упражнений не избежать. Как вариант обуви могут использоваться гимнастические тапочки.
Обязательным инвентарём в гимнастическом зале для занятий акробатикой являются:

  • гимнастический мат;
  • дорожка для прыжков из войлока и обшитая брезентом;
  • рейнское колесо - представляет собой два обруча, скреплённых скобами;
  • брусья;
  • батут;
  • трамплин;
  • потолочные и ручные лонжи - длинные верёвки, использующиеся в качестве страховки (нужны для выполнения особо трудных элементов);
  • бублики и фетровые шапочки - дополнительные элементы для выполнения стоек на голове.

Знаете ли вы? Абсолютно все травмы возникают от недостатка гибкости и дефицита растяжки.

Функции акробатики

Акробатические занятия, в первую очередь, выполняют такие 2 основные функции:

  1. Усовершенствование двигательной сферы человека, что позволяет оздоровить организм, улучшить собственные физические возможности. Тогда практически любой вид физической деятельности, даже если он не связан напрямую с акробатикой, становится по силам.
  2. Создание зрелищности, что выводит акробатику на более сложный уровень спортивной дисциплины и циркового искусства, а также выступает как незабываемое зрелище для зрителей (особенно если движения совершаются под музыку).

Помимо вышеперечисленных функций, эта разновидность гимнастики:
  • улучшает физическую форму;
  • тренирует все мышцы тела;
  • совершенствует контроль над телом;
  • укрепляет сердце и сосуды;
  • способствует повышению иммунитета;
  • нормализует метаболические процессы;
  • формирует правильную и красивую осанку;
  • позволяет поддерживать тело в спортивной форме и не набирать вес;
  • создаёт эстетически привлекательный внешний вид тела.

Важно! Никогда не приступайте к выполнению «шпагата » без хорошего разогрева, иначе данная попытка будет чревата травмами, растяжением или даже разрывом мышц.

Упражнения для начинающих

Не все акробатические элементы являются сложными в исполнении. Простейшие могут выполнять не только дети, но даже взрослые без специальной длительной подготовки (достаточно иметь растяжку).

«Ласточка»

«Ласточка» - базовое упражнение, которое входит в школьные уроки физкультуры. Его суть заключается в умении длительное время удерживать равновесие, стоя на одной ноге.Существует более простой способ выполнения, который подходит начинающим взрослым, и более сложный - для детей.

Простая «ласточка» выполняется в коленно-локтевой позе:

  • встать на четвереньки, опереться локтями в пол, держа их под прямым углом и строго под плечевыми суставами;
  • одну ногу отвести назад и распрямить так, чтобы нога, спина и голова образовывали прямую линию;
  • замереть на 5 секунд;
  • упражнение можно усложнить отведением ноги ещё выше, чтобы стопой можно было коснуться головы.

Видео: техника выполнения акробатического упражнения «Ласточка» Более сложная «ласточка» выполняется с балансированием на одной ноге, которое положено в основу многих более сложных трюков:

  • встать, держа спину ровно, а колени - прямыми;
  • одну ногу, втягивая колено и держа её прямой, отвести назад;
  • наклонить туловище вперёд, спина ровная;
  • руки развести в стороны (они должны быть с туловищем в одной плоскости);
  • удерживаться на одной ноге (другая нога и спина должны образовать прямую линию);
  • сохранять равновесие, не сгибая колено и спину;
  • задержаться в позиции на 5 секунд;
  • со временем можно увеличивать время нахождения в позиции.

Видео: техника выполнения упражнения «Ласточка»

«Корзинка»

При выполнении этого элемента растягиваются передние мышцы бёдер и туловища. Поступать следующим образом:

  • занять позицию «лёжа на животе»;
  • согнуть ноги в коленях, подняв ступни в сторону головы;
  • приподнять голову и грудную клетку над полом, дотянувшись руками назад к ногам и обхватив ладонями ступни;
  • потянуть ноги к голове, прогибаясь в спине;
  • таз держать на полу, а бёдра, верхнюю часть живота и грудную клетку попытаться оторвать от пола, образовывая телом так называемую корзинку.
Этот упражнение довольно простое в исполнении, эффективно растягивает большое количество мышц и тренирует держать равновесие.

Видео: техника выполнения упражнения «Корзинка»

«Продольный шпагат»

Берёт своё начало в гимнастике. На первый взгляд, оно кажется простым, однако для его выполнения требуется хорошая растяжка мышц. Достичь такого уровня невозможно за несколько занятий. Чем старше человек, тем тяжелее растягиваются его мышцы. Понадобятся несколько недель планомерных тренировок, чтобы освоить данное упражнение.

Техника выполнения «шпагата» довольно проста:

  • приступать к упражнению можно только после активной разминки;
  • одной ногой встать на колено, а другую вывести вперёд, согнув её в коленном суставе под прямым углом;
  • принять положение «упор ладонями в пол»;
  • ногу, которая стоит коленом на полу, медленно отвести назад, стараясь выровнять колено;
  • переднюю ногу постепенно выводить вперёд, тоже выравнивая колено;
  • совершать пружинистые покачивания вверх-вниз при выравнивании колен и разведении ног.

Видео: техника выполнения упражнения «Продольный шпагат» Цель «шпагата» - полностью сесть на пол, чтобы ноги, разведённые в противоположные стороны, лежали на полу, образовывая одну сплошную ровную линию. Когда будет достигнута необходимая растяжка, пружинистые покачивания не понадобятся, и вы сможете на шпагат сесть сразу.

Знаете ли вы? Существует миф: для того, чтобы сесть на шпагат, достаточно просто регулярно растягивать мышцы. Это не совсем так, ведь мышечные волокна, лишённые тонуса, тянутся гораздо хуже. Поэтому нужно чередовать растяжку и силовые упражнения.

«Поперечный шпагат»

По технике выполнения практически такой же, как и продольный, только ноги расходятся прямой линией в стороны по бокам от туловища, а не вперёд-назад.

Техника выполнения почти одинаковая:

  • после разминки присесть на корточки;
  • сделать упор ладонями в пол;
  • развести ноги в стороны, выравнивая колени;
  • стараться опускать таз как можно ниже к полу, пока полностью не сядете;
  • если между тазом и полом остаётся промежуток, сделать несколько пружинистых движений, затем принять исходную позицию.

Видео: техника выполнения упражнения «Поперечный шпагат» Когда растяжка будет достаточной для того, чтобы полностью сесть на шпагат, становиться на колени или на корточки будет не обязательно. Вы сможете из позиции «стоя на прямых ногах» просто «разъезжаться» в шпагат.

После того как растяжка станет хорошей, и вы освоите продольный и поперечный «шпагаты», многие другие акробатические упражнения покажутся лёгкими, так как большинство из них выполняются на основе вышеописанных базовых элементов. Все эти базовые упражнения используются также и в гимнастике.

Организация акробатических занятий в школе

Многие базовые акробатические упражнения входят в школьную программу уроков по физкультуре для детей, так как довольно просты в исполнении и обеспечивают гармоничное физическое развитие школьников от первых до выпускных классов.

Для малышей (1-4 класс)

Занятия для детей младших классов направлены на формирование умения группироваться, владеть своим телом, держать равновесие и подразумевают выполнение простых упражнений:

  1. Группировка - положение тела полусогнутое, колени подтянуты к плечам и слегка разведены, чтобы голова была между колен, ладони обхватывали колени спереди, а локти прижаты к туловищу. Это основа многие других акробатических элементов.
  2. Перекаты - нужны для того, чтобы подвести ученика к выполнению кувырков.
  3. Кувырки - вперёд, назад и в сторону.
  4. Стойка на лопатках, и колени согнуты.
  5. «Берёзка» - стойка на лопатках с ровными ногами.
  6. «Мостик» - поднятие происходит с пола, после усложняется через опускание руками по стене.
  7. Висы на перекладине.
  8. Прыжки через скакалку.
  9. Прыжки в длину с места и с высоты.
  10. Перепрыгивание через бревно.

Видео: акробатическе упражнения для малышей

Для подростков (5-8 класс)

Все предыдущие элементы остаются и в занятиях для детей 12-16 лет, но усложняются:

  • «мост» - выполняется из позиции стоя, прогибаясь в спине назад;
  • лазанье по канату;
  • прыжки через коня или козла;
  • двойные и тройные кувырки вперёд-назад;
  • «берёзка», выполняемая после кувырка вперёд;
  • размахивание на брусьях;
  • стойка на голове с согнутыми ногами в коленях и с упором на голову и кисти;
  • кувырок назад с выходом в полушпагат (когда одна нога прямо отводится назад, а вторая согнута в колене, таз опущен на согнутую ногу);
  • длинный кувырок через прыжок вперёд, когда касание пола головой происходит не менее чем в 60 см от носков.

Видео: акробатические упражнения для подростков

Для старшеклассников (8-11 класс)

Задания уже более сложные и подразумевают, что юноши и девушки имеют определённый уровень физической подготовки - достаточную растяжку, силу и выносливость. Вот пример таких упражнений:

  • стойка на голове - ноги прямые; упор делается на макушку и кисти;
  • кувырок назад через стойку на руках;
  • усложнения «моста» поворотом на упор одним коленом;
  • кувырок после разбега из трёх шагов и прыжка;
  • кувырок с прыжком через преграду;
  • боковой переворот колесом.

Занятия физкультурой, включающие акробатические элементы, должны проводится высококвалифицированным тренером и со всем надлежащим оборудованием. Обязательно соблюдение техники безопасности.

Все сложные упражнения сопровождаются страховкой, поэтому акробатические группы должны быть небольшими - до 15 человек, чтобы тренер мог проследить за каждым обучающимся и оказать помощь в исполнении и подстраховать его.

Знаете ли вы? Анатомические особенности позволяют мужчинам легче освоить поперечный шпагат, а женщинам - продольный.

Акробатика - вид спорта, которому легче всего обучиться в детстве. Он укрепляет организм, растягивает мышцы, повышает силу и выносливость. Однако это не только способ совершенствования физической культуры; это ещё и зрелищное представление, ведь акробатические трюки выглядят эстетически красиво. Базовые упражнения могут освоить люди любого возраста при достаточном упорстве и желании, однако в детстве они даются наиболее легко.

Презентация акробатических упражнений.

Акмолинская область, Аршалынский район, Аршалынская средняя школа №2 учитель физкультуры: Дмитриев Павел Юрьевич.


ПОЛОЖЕНИЯ В СТОЙКАХ

Стойка на правом (левом) колене - при обычном способе выполнения одну ногу поднимают и, сгибая, отводят назад. Одновременно с этим сгибают другую ногу, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу.

Стойка на коленях - стойка, в которой колени, голени и носки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты.

Стойка на лопатках - выполняется с опорой лопатками и затылком . Обычно руки упираются в поясницу.

Стойка на голове - выполняется с опорой головой и руками.

Стойка на руках - выполняется на прямых руках, тело вертикально .


ПОЛОЖЕНИЕ В УПОРАХ

Упор присев - присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо .

Упор стоя на коленях - опора руками и коленями, носки вытянуты .

Упор лежа - занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Термин «спереди» принято опускать .

Упор лежа сзади - учащийся обращен к опоре спиной .


ПОЛОЖЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ

Равновесие - это положение, в котором учащийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, подняв другую ногу назад до отказа и руки в стороны. Для принятия равновесия из основной стойки отвести одну ногу максимально назад и прогнуться. Сохраняя такое положение, сделать наклон вперед.

Боковое равновесие - одноименная рука вверх, положение другой – оговаривается.

Заднее равновесие - отвести одну ногу максимально вперед и прогнуться назад. Положение рук оговаривается.

Типичные ошибки.

При наклоне туловища вперед нога опускается.

Не полностью выпрямлена опорная нога.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку со стороны отводимой ноги, одной рукой помогать под плечо, другой под бедро.

равновесие боковое равновесие одноименная заднее равновесие

вверх, другая на пояс руки в стороны


ПОЛОЖЕНИЕ ШПАГАТА

Шпагат - сед с предельно разведенными ногами (в стороны),туловище вертикально, руки в стороны.

Шпагат правой (левой) - указывается нога, находящаяся спереди .

Полушпагат - сед на пятке согнутой вперед ноги, другая сзади, туловище вертикально, руки в стороны .

Типичные ошибки.

Туловище наклонено вперед.

Стопа согнутой ноги отведена в сторону.

Отведенная назад нога согнута в колене.

Руки согнуты.

шпагат шпагат правой полушпагат


ПОЛОЖЕНИЕ В ВЫПАДАХ

Выпад выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее.

Выпад правой (левой) - выставление ноги вперед с одновременным сгибанием ее так, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу (а).

Выпад назад - выставление ноги назад (б).

Выпад с наклоном - соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с наклоном (в).

Глубокий выпад - выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указываются дополнительно. Например, глубокий выпад правой, руки в стороны - назад ( г).


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Кувырок вперед.

Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев.

Типичные ошибки.

Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).

Отсутствие отталкивания ногами.

Недостаточная группировка.

Неправильное положение рук.

Опора руками сзади при переходе в упор присев.

Страховка и помощь.

Партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Кувырок назад в группировке.

Из упора присев, тяжесть тела перенести на руки, затем отталкиваясь

руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев.

Типичные ошибки.

Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).

Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через голову.

Неплотная группировка.

Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания через голову.

Медленное переворачивание.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, подтолкнуть под спину.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Кувырок вперед в стойку на лопатках.

Из упора присев или упора стоя на коленях, разгибая ноги, согнуться в тазобедренных суставах и, наклоняя голову на грудь, опуститься на шею и лопатки. Далее, не отрывая носки от пола, подставляя руки под спину, поднять ноги в стойку на лопатках, перекатом вперед в группировке встать.

Типичные ошибки.

Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед.

Постановка рук с широко разведенными локтями.

Ошибки, типичные для стойки на лопатках.

Страховка и помощь.

Во избежание сильного вращения и возможного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Кувырок назад в полушпагат.

Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу, - полушпагат.

Типичные ошибки.

Резкое опускание согнутой и прямой ноги.

Сгибание ноги, отведенной назад.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку, поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо.


АКРОБАТИЧСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Длинный кувырок.

Выполняется из полуприседа, руки назад. Махом рук вперед, разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками.

Типичные ошибки.

Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.

Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.

Появление фазы полета из-за большого расстояния между стопами и местом постановки рук.

Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку у места постановки рук, одной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Кувырок вперед прыжком с 3х шагов разбега.

Характерная особенность техники - полетная фаза после толчка ногами, в безопорном положении тело слегка согнуто в тазобедренных суставах. После касания руками опоры выполняется кувырок вперед. Кувырок вперед прыжком выполняется из полуприседа, с шага, с разбега.

Типичные ошибки.

Ошибки, типичные при выполнении кувырка в группировке, длинного кувырка.

Слишком высокая или низкая траектория в полетной фазе.

Постановка рук под себя и резкое их сгибание.

Страховка и помощь

обеспечивается в фазе полета, особенно в момент прихода руками на опору. Стоя сбоку, страхующий одной рукой берет ученика за затылок, наклоняет его голову вперед, а другой рукой помогает снизу под бедро.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Стойка на лопатках.

Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, упереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.

Типичные ошибки.

Сгибание в тазобедренных суставах. Тело отклонено от вертикальной плоскости. Широко разведены локти.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно (по мере необходимости) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Стойка на голове согнув ноги.

Упражнение является подводящим для освоения стойки на голове и руках. Из упора присев, разгибая ноги, опереться головой о мат, перенося массу тела на руки и голову, без толчка и маха согнуть к груди сначала одну ногу, затем другую, принимая стойку на голове согнув ноги.

Типичные ошибки.

Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя.

Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника).

Сгибание ног не к груди, а за спину.

Страховка и помощь.

Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая одной рукой под спину, другой за голени.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Стойка на голове и руках.

Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний треугольник, толчком ног, стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения.

Типичные ошибки.

-Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя).

-Голова поставлена близко или далеко от рук.

-Неполное разгибание в тазобедренных суставах.

-Излишнее прогибание в пояснице.

-Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку, одной рукой

поддерживать за голень снизу,

другой под спину.

При выходе в стойку поддерживать

одной рукой за бедро, а другой за

голень, добиваясь точного

вертикального положения.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Мост» из положения лежа на спине.

Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад.

Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение. При выполнении стремиться полностью разогнуть ноги и перевести массу тела на руки

Типичные ошибки.

Ноги в коленях согнуты, ступни на носках.

Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей.

Руки и ноги широко расставлены.

Голова наклонена вперед.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Стойка на руках махом одной и толчком другой.

Стоя на маховой ноге, толчковую вперед на носок, руки вверху ладонями вперед, шагом сделать выпад, наклонить туловище вперед, поставить прямые руки на пол на ширине плеч и махом одной, толчком другой выйти в стойку на руках. В стойке ноги соединить, смотреть на пол, немного наклонив голову назад.

Типичные ошибки.

Неправильное положение головы (не отклоняется назад).

Слишком прогнутое тело.

Слишком широкая или узкая постановка рук.

Не полностью выпрямлено тело в плечевых и грудинноключичных суставах.

Страховка и помощь.

Помогать со стороны маховой ноги,

вытянув одну руку вперед

(над местом постановки рук),

второй захватить ученика за

бедро или голень маховой ноги.

Поднятая рука служит ориентиром.

Учащийся должен остановиться в

момент касания ее ногами.

Группировка

Техника выполнения. Группировка - это согнутое положе­ние тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти при­жаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены). Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам и сальто в группировке. Группировку выполняют в приседе (рис. 71, а), сидя (рис. 71, б), лежа на спине (рис. 71, в).

Последовательность обучения.

    Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в группировке в приседе, обращая внимание на умение округ­лять спину.

    Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться.

    Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппи­роваться.

    Из положения лежа на спине, поднимая туловище, при­нять группировку сидя.

Типичные ошибки.

    Откинутая назад голова.

    Ноги вместе, не разведены.

    Ноги разведены слишком широко.

    Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»).

    Неплотная группировка.

Требования к выполнению. Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движения и фиксируя поло­жение группировки.

Перекаты

Техника выполнения. Перекаты - это движение с последова­тельным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без пе­реворачивания через голову. Перекаты используют как подводя­щие упражнения во время обучения кувыркам. Программой пре­дусмотрены перекаты вперед и назад в группировке (рис. 72), в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись, лежа на животе.

Последовательность обучения.

    Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине.

    Из положения группировки сидя перекат назад и перека­том вперед вернуться в и. п.

    Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке.

    Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и. п.

    Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе, прогнуться, наклонить голову на­зад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выпол­нить перекат вперед и, разгибая их, перекат назад.

    Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группиров­ке. Последовательно касаясь пола предплечьем, плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, взять группировку и обратным движением возвратиться в и. п.

    Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п.

    Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными поло­жениям рук (вверху, за спиной, к плечам).

Требования к выполнению. Наиболее сложным из приведен­ных перекатов является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно да­вать из и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и. п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки.

II класс

В этом классе программой предусмотрено обучение следую­щим акробатическим упражнениям: кувырку вперед и в сторо­ну, стойке на лопатках согнув ноги и из стойки на лопатках со­гнув ноги перекату вперед в упор присев. Наиболее сложным из этих упражнений является кувырок вперед.

Согласно комплексной программе обучение акробатическим упражнениям предусмотрено с 1 по 11 класс как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Перечень упражнений сравнительно невелик. Это перекаты вперед и назад, равновесия, кувырки вперед и назад, «мосты» и шпагаты, стойки (на лопатках, голове, руках), переворот боком, а также различные соединения и варианты перечисленных упражнений.

Учащиеся I-IV классов, как правило, с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатический раздел программы. Однако к V-VII классам этот интерес зачастую начинает снижаться, а в VIII-XI - вовсе падает. Подобное объясняется тем, что для младших школьников перекаты, кувырки, равновесия и «мосты» являются новинкой, но затем эти упражнения почти без изменений переходят вместе со школьниками из класса в класс и интерес к ним, естественно, пропадает.

Так не должно быть: зародив интерес к акробатическим упражнениям, учитель физической культуры должен не только поддерживать его, но и развивать. Для этого необходимо как на уроках, так и на секционных занятиях изучать разнообразные варианты известных школьникам упражнений, усложнять их, видоизменять, выпол¬нять в соединении с другими элементами.

Организация занятий на уроках по разделу «Акробатика» требует особого подхода. Наиболее рационально изучать акробатические упражнения фронтальным методом, при котором весь класс строится в две шеренги, по обе стороны акробатической дорожки или гимнастических матов, уложенных дорожкой. Первые номера выполняют задание по счету или сигналу педагога, вторые наблюдают, подмечают ошибки и помогают партнерам. Затем занимающиеся меняются ролями. Указанным методом можно осваивать большинство упражнений школьной программы, за исключением соединений из нескольких кувырков или переворотов колесом с продвижением в одном направлении. Практика показывает, что фронтальный метод позволяет добиться высокой плотности выполнения акробатических упражнений: за 15-20 мин., отводимых в уроке на акробатику, можно выполнить 6- 8 упражнений, повторяя каждое 4-8 раз. , Надо отметить, что однообразные упражнения, например кувырки - перекаты - кувырки, "приводят к быстрому утомлению учащихся. Чередование же различных по характеру и мышечным усилиям упражнений позволяет выполнять их без пауз для отдыха.

Успех проведения урока и освоения упражнений во многом зависит от проявления учениками интереса к занятиям, возникновение которого определяется мастерством педагога. Его требовательность и заинтересованность, умение образно объяснить задание, готовность обод¬рить неудачника и помочь ему исправить ошиб¬ки гарантируют устойчивую заинтересован-ность и активность занимающихся. Не менее важное значение имеют рациональный подбор и чередование упражнений с учетом их доступности, сложности, новизны и нагрузки. На уроке учителю следует придерживаться определенной их последовательности и чередования: перекаты - стойки кувырки «мосты», шпагаты - соединения кувырков и перекатов - равновесия - соревнования и игры с элементами акробатики.

Несложные и хорошо освоенные равновесия, шпагаты, «мосты», стойки и общеразвивющие упражнения можно с успехом выполнять в парах в первой части уроков гимнастики, подвижных и спортивных игр, художественной гимнастики, борьбы как разминочные, так и с целью совершенствования.

Важным элементом уроков акробатики являются организованные учителем взаимопомощь и взаимообучение занимающихся. Фронтально-посменное выполнение акробатических упражнений позволяет чередовать нагрузку с отдыхом, а выполнение с наблюдением за тем одноклассником, который стоит в шеренге напротив. Педагог должен добиваться, чтобы наблюдение постепенно перерастало во взаимообучение. (указание на отдельные ошибки) и взаимопомощь. Первые задания по взаимообучение должны быть предельно доступными и касаться лишь какого-либо одного момента техники выполнения упражнений. Например, на уроке изучается положение группировки: в первой серии заданий дается указание учителя обратить внимание на захват ног за середину голени и, если ученик допускает ошибку, партнер должен сказать ему; во второй серии разрешается напоминать о необходимости разведения коленей; в третьей- о недостаточно плотной группировке; в четвертой - о наклоне головы на грудь. По мере приобретения опыта и освоения техники выполняемых упражнений дети смогут указывать друг другу и на 2-3 ошибки. Это заметно ускоряет процесс обучения, помогает ученикам точнее запоминать детали техники выполняемых упражнений, активизирует их. Знания и опыт, постепенно накапливаемые учениками, позволяют ввести в процесс обучения и элементы взаимопомощи. Так, например, уже в1 -5 классах учащиеся могут помогать друг другу при выполнении перекатов и кувырков, прогибаний, равновесий, других несложных упражнений. Если учитель сумеет добиться правильной взаимной помощи на этом этапе обучения, то уже в 5-6 классах ученики смогут помогать друг другу при выполнении «мостов», стоек на лопатках. Хотя перечисленные упражнения не относятся к числу сложных (при соответствующей физической подготовке занимающихся на их освоение достаточно 4-8 занятий), но тем не менее обучение должно осуществляться с поддержкой или помощью. Естественно, что в ходе урока учитель не в состоянии помочь всем ученикам класса ни физически, ни по лимиту времени. В школах, где учителя физической культуры применяют взаимопомощь и взаимообучение, значительная часть учащихся VI-VIII классов легко выполняют такие доступные упражнения, как «колесо» или медленный переворот вперед через стойку.

Передовой опыт проведения уроков акробатики показывает, что уже во II-III классах мальчики и девочки легко осваивают способы помощи при выполнении «мостов», переворотов боком, переворотов вперед и назад, стоек. Для изучения способов помощи школьников можно объединять в группы по 3-5 человек: один выполняет упражнение, двое помогают, незанятые наблюдают и отдыхают.

Обучение всех учащихся способам помощи и страховки является основным резервом времени для изучения более сложных и интересных упражнений, стимулирует их спортивные занятия, активность, творчество, самостоятельность.

Физические упражнения – залог красивого и подтянутого тела. Однако даже те, кто не стремится улучшить свою фигуру, знают, что акробатические упражнения помогают поддерживать жизненный тонус. Нужно только правильно подобрать комплекс общеукрепляющих упражнений.

Акробатика – это набор гимнастических упражнений, тренирующих мышцы и подразумевающий неплохую растяжку. Комплекс акробатических упражнений входит в:

  • профессиональную спортивную подготовку гимнастов и других спортсменов (например, хоккеистов, пловцов);
  • обязательный образовательный стандарт уроков физкультуры в школах;
  • программы, связанные со снижением веса;
  • комплекс общеукрепляющих занятий спортом.

Существует несколько видов акробатических упражнений:

  • одиночные;
  • парные;
  • групповые.

Если говорить о профессиональном спорте или уроках физкультуры, то вид выбирается в соответствии с задачами, которые ставят перед собой тренер (учитель) и спортсмен. Что касается акробатики как части программы снижения веса или общеукрепляющего комплекса, то в этом случае все зависит от ваших предпочтений. Суть и эффективность занятий при этом никак не меняются.

Акробатические упражнения на уроках физкультуры

Физическая подготовка школьников – важный компонент образовательного стандарта. Поэтому комплекс физических упражнений на уроке должен строго соответствовать нормам и требованиям. Важное условие уроков акробатики – наличие хорошего инвентаря. Не менее важен контроль и страховка. Рассмотрим технику выполнения акробатических упражнений на уроках физкультуры.

  • Группировки. Основная задача – сгруппировать тело из положения стоя или лежа с выпрямленными руками и ногами.
  1. Локти прижимаем к телу, колени тянем до уровня плечевого пояса.
  2. Ладонями захватываем голеностопный сустав.
  3. Округляем позвоночник, голову кладем на грудную клетку и слегка разводим колени.
  • Перекат. Используется и как отдельное упражнение, и как связка между многими другими.
  1. Ноги на ширине плеч, наклоняемся вперед.
  2. Руки отводим назад, опускаем вниз.
  3. Не сгибая ноги, захватываем руки под коленями.
  4. Перекатываемся назад, носки при этом касаются опоры за головой.

Существует также боковой перекат.

  1. Выводим тело из равновесия в позе ноги на ширине плеч, касаясь плечом пола.
  2. Далее предплечье соприкасается с опорой.
  3. Принимаем исходное положение.

В этом случае страховка необходима с той стороны, из которой делается перекат.

  • Передний и задний кувырки. На уроках физкультуры дети осваивают 2 вида кувырка.
  1. Приседаем и делаем упор на руки.
  2. Отталкиваемся и перекатываемся через голову назад.

В этом случае кувырок выполняется из исходного положения в твердом упоре. Есть также способ кувыркаться, согнув тело в поясе.

  1. Расставляем ступни так, чтобы они соответствовали ширине плеч.
  2. Делаем прогиб вперед.
  3. Присаживаемся при прямых ногах.
  4. Делаем перекат назад через спину.
  • Стойка или ограниченное равновесие. Выполняется, когда ноги находятся в вертикальном упоре. Опорной точкой при этом служат плечи (лопатки, руки, голова).
  • Мостик.
  1. Исходная поза – лежим на спине.
  2. Ноги ставим на полную ступню, согнув в коленях.
  3. Руки выпрямляем за головой и поднимаем торс.
  4. Возвращаемся в исходное положение.

Для учеников младших классов комплекс упражнений не включает кувырки назад, вперед и мостик. Постепенно к старшим классам задания по акробатике усложняются. При этом появляется разграничение для юношей (например, стойка с опорой на руки) и для девушек (например, мостик).

Комплекс упражнений в гимнастике

В гимнастике последние годы имеет место усложнение акробатических трюков. Но эти дополнительные упражнения «надстраиваются» на базовые элементы. Что касается гимнастики общеукрепляющей, то в дополнение ко всем известным школьным элементам задействуют следующие.

Ласточка

  1. Исходное положение – стоя на коленях.
  2. Поднимаем выпрямленную одну ногу.
  3. Сгибаем ее и тянем до уровня головы (этот элемент добавляется не сразу, а после успешного освоения предыдущих шагов).

Корзинка

  1. Исходное положение – лежим на животе.
  2. Ноги сгибаем в коленях, ступни выпрямляем и тянем к голове.
  3. Руками обхватываем внешнюю часть ступни и подтягиваем к голове.

Шпагат

  1. Исходное положение – ноги на ширине плеч.
  2. Руки опускаем вдоль тела.
  3. Медленно начинаем раздвигать ступни при прямых коленях.
  4. Ставим руки на локти на пол, опуская торс максимально низко.

Боковой шпагат

  1. Ставим ноги в шаг.
  2. Руки опускаем вдоль тела, обхватив ноги.
  3. Ногу, стоящую впереди, направляем одной рукой, а стоящую сзади – второй.
  4. Медленно возвращаемся в исходное положение.

Когда мышцы уже достаточно подготовлены, ногу, которая выступает перед телом, можно класть на невысокую скамью – тогда растяжка будет еще лучше.

Акробатические упражнения очень полезны для здоровья каждого человека. Они не только поддерживают жизненный тонус, но и способствуют хорошей растяжке, укреплению мышц. Поэтому стоит не только активно посещать уроки физкультуры в школе, но и обязательно включить ряд акробатических трюков в свою ежедневную гимнастику.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: