Развитие стран восточной европы начало 21 век. Страны Восточной Европы в конце XX — начале XXI в

Доминантой развития государств принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако страны столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений. Это технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы, социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире.

Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

Перемены 60-х гг. После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений.

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г.

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы

Тема № 2.3 Страны Центральной и Восточной Европы в конце 20 начале 21 века.

Восточная Европа во второй половине 20 века

Большинство стран современной Восточной Европы - Польша, Чехословакия, Венгрия - появились на политической карте мира после Первой мировой войны. Это были в основном аграрные и аграрно-индустриальные государства, к тому же имевшие друг к другу территориальные претензии. В межвоенный период они стали заложниками взаимоотношений великих держав, «разменной монетой» в их противоборстве. В конечном счете они попали в зависимость от фашистской Германии.

Подчиненный, зависимый характер положения государств Восточной Европы не изменился и после Второй мировой войны.

Восточная Европа в орбите влияния СССР

После разгрома фашизма к власти почти во всех восточноевропейских странах пришли коалиционные правительства. В них были представлены антифашистские партии - коммунисты, социал-демократы, либералы. Первые преобразования носили общедемократический характер и были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной
войной экономики. Проводились аграрные реформы, нацеленные на ликвидацию помещичьего землевладения. Часть земель передавалась беднейшим крестьянам, часть переходила государству, которое создавало крупные хозяйства.

С обострением противоречий между СССР, США и Великобританией и началом «холодной войны» В странах Восточной Европы произошла поляризация политических сил. В 1947-1948 гг. все, кто не разделял коммунистических взглядов, были вытеснены из правительств.

Переход власти к коммунистам произошел мирным путем, без гражданской войны. Этому способствовал ряд обстоятельств. На территории большинства восточноевропейских стран находились советские войска. Авторитет коммунистов, завоеванный ими в годы борьбы с фашизмом, был довольно высок. Они наладили тесное сотрудничество с другими левыми партиями, в ряде стран им удалось объединиться с социал-демократами. Созданные коммунистами избирательные блоки получили на выборах от 80 до 90 % голосов (в том числе в Албании и Югославии, на территории которых не было войск СССР). Возможности оспорить результаты этих выборов антикоммунистические партии и их лидеры не имели. В 1947 г. король Румынии Михай отрекся от престола, в 1948 г. президент Чехословакии Эдуард Бенеш вынужден был уйти в отставку. Его сменил Клемент Готвальд, руководитель компартии.

Просоветские режимы в восточноевропейских странах получили название «народно-демократических». Многие из них сохранили остатки многопартийности. Политические партии в Польше, Болгарии, Чехословакии, Восточной Германии, которые признали ведущую роль коммунистов, не были распущены, их представителям предоставлялись места в парламентах и правительствах.


За основу модели преобразований был взят советский путь развития. К началу 1950-х гг. банки и большая часть промышленности перешли в собственность государства. Мелкий бизнес, да и то в крайне ограниченных масштабах, сохранился лишь в сфере обслуживания. Повсюду (кроме Польши и Югославии) было проведено обобществление сельского хозяйства. В тех восточноевропейских странах, где промышленность была развита слабо, важнейшей задачей стало проведение индустриализации, прежде всего развитие энергетики, добывающей и тяжелой промышленности.

С использованием опыта СССР осуществлялась культурная революция - ликвидировалась неграмотность, вводилось всеобщее бесплатное среднее образование, создавались высшие учебные заведения. Развивалась система социальной защиты (медицинского, пенсионного обеспечения).

СССР оказывал большую помощь государствам Восточной Европы продовольствием, оборудованием для заводов и фабрик. Это привело к ощутимым экономическим успехам. К 1950 г. объем производства ВВП в странах Восточной Европы как в абсолютном выражении, так и на душу населения, по сравнению с 1938 г., удвоился. К этому времени большинство стран Западной Европы лишь восстановили довоенный уровень развития.

Зависимость восточноевропейских стран от СССР усилилась после того, как в 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро или Коминформ). В него входили правящие партии стран Восточной Европы, а также компартии Франции и Италии. Руководство ими стало осуществляться централизованно. При решении любых вопросов позиция СССР играла определяющую роль. И.В. Сталин очень негативно относился к любым проявлениям самостоятельности со стороны правящих партий восточноевропейских стран. Его крайнее недовольство вызвало намерение руководителей Болгарии и Югославии - Георгия Димитрова и Иосипа Броз Тито заключить Договор о дружбе и взаимопомощи. В него должен был войти пункт о противодействии «любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила». Димитров и Тито выступили с планом создания конфедерации восточноевропейских стран. Советское руководство увидело в этом угрозу своему влиянию на освобожденные от фашизма страны.

В ответ СССР разорвал отношения с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито. Преобразования в Югославии шли так же, как в соседних странах. Экономика контролировалась государством, вся власть принадлежала коммунистической партии. Тем не менее режим И. Тито, вплоть до смерти Сталина, именовался фашистским.

В 1948-1949 гг. по странам Восточной Европы прокатилась волна расправ над всеми, кого подозревали в симпатиях к идеям Тито. При этом, как ранее и в СССР, к «врагам народа» причислялись представители независимо мыслящей интеллигенции, коммунисты, чем-либо не угодившие своим лидерам. В Болгарии, после смерти Г Димитрова, также утвердилось враждебное отношение к Югославии. В социалистических странах искоренялось всякое инакомыслие.

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий.

Доминантой развития во второй половине 20 века принято считать значительное продвижение по пути научно- технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу . Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, такие как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-2975 г.г., 1980-1982 г.г., социальные выступления в 60-70-е г.г. др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире. Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику», страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 года.

В консервативном лагере с середины 40-х годов наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющие разные социальные слои идейных основ. К ним относились: Христианско- демократическая партия(ХДП) в Италии, Народное Республиканское движение во Франции, Христианско- Демократический Союз в Германии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии.

После окончания войны в большинстве западно- европейских стран утвердилиськоалиционные правительства , в которых решающую роль играли представители левых сил- социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильный завод Рено(владелец которого сотрудничал с оккупационным режимом).


Особый период в истории западно- европейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития(прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно- техническая революция, одним из основных направлений которых стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, возросла и их зарплата.

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е годы повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х годов реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, в Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периодически замораживали зарплату(запрещали ее повышение). Это вызывало протесты и забастовки рабочих. Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х г. расценивалось как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройки промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей(нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы(за счет переселенцев, выходцев из села). Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х г.г. , когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации- сокращение рабочих мест и др. После десятилетия стабильности в жизни западно- европейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанные как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

Так, во Франции к концу 50-х г.г сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи(потеря Индокитая, Туниса, Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал Шарль де Голль. В мае 1958 года командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Шарль де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть в республике», при условии отмены Конституции 1946 года и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 года была принята Конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив режим личной власти, он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дождаться позорного изгнания, например из-за сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960г. антиправительственный мятеж военных. И все таки в 1962 году Алжир получил независимость.

В 60-е годы в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 г.г. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички»- высококвалифицированные работники, служащие.

Кризис 1974-1975 г.г. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западно- европейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени пытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывались с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-начале 80 г.г. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 году на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер(партия оставалась правящей до 1997 года). В 1980 году президентом США был избран республиканец Р.Рейган. Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения, пренебрежение к лентяям, самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху.

В конце 90-х г.г. во многих европейских странах консерваторов сменили либералы. В 1997 году в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э.Блэром. В 1998 году канцлером Германии сталлидерсоциал- демократической партии Шредер. В 2005 году его сменила на посту канцлера А. Меркель, возглавившая правительство большой коалиции.

    1990- объединились разделенные с 1949 г. Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германии.

    1991- распалась крупнейшая в мире федерация - СССР.

    1992- распалась Социалистическая Федеративная Республика Югославия; образовалась Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории, Хорватия, Словения, Македония*, Босния и Герцеговина).

    1993- образовались самостоятельные государства: Чешская Республика и Словацкая Республика, ранее входившие в федерацию Чехословакия;

    2002- Союзная Республика Югославия стала именоваться «Сербия и Черногория» (республики должны были иметь единую оборонную и внешнюю политику, но отдельные экономики, валютные и таможенные системы).

    2006- по результатам референдума провозглашена независимость Черногории.

21. Политико-географическая характеристика Западной Европы.

22. Политико-географическая характеристика Европы.

Северная Европа включает Скандинавские страны, Финляндия, страны Балтии. Скандинавскими странами называют Швецию и Норвегию. Учитывая общие исторические и культурные особенности развития, в страны Северной Европы относят также Данию и Исландию. Под странами Балтии понимают Эстонию, Литву, Латвию. Северная Европа занимает территорию 1433 тыс. км2, что составляет 16,8% площади Европы - третье место среди экономико - географических макрорегионов Европы, после Восточной и Южной Европы. Большие по площади страны - Швеция (449,9 тыс. км2), Финляндия (338,1 км2) и Норвегия (323, 9 тыс. км2), которые занимают более трех четвертей территории макрорегиона. К малым странам относятся Дания (43,1 тыс. км2), а также страны Балтии: Эстония - 45,2, Латвия - 64,6 и Литва - 65,3 тыс. км2. Исландия по площади наименьшей из всех стран первой группы и почти вдвое превышает площадь любой отдельно взятой малой страны. Территория Северной Европы состоит из двух субрегионов: Феноскандии и Балтии. В первый субрегион вошли такие государства, как Финляндия, группа скандинавских стран - Швеция, Норвегия, Дания, Исландия вместе с островами северной части Атлантики и Северного Ледовитого океана. В частности, в составе Дании находятся Фарерские острова и остров Гренландия, который пользуется внутренней автономией, а в Норвегии принадлежит архипелаг Шпицберген. Большинство северных стран сближены сходством языков и характеризуются историческими особенностями развития и природно-географической целостностью. Во втором субрегионе (страны Балтии) входят Эстония, Литва, Латвия, которые в силу своего географического положения всегда были северными. Однако реально их можно было отнести к Северному макрорегиона только в новой геополитической ситуации, сложившейся в начале 90-х годов XX ст., То есть после распада СССР. Экономико - географическое положение Северной Европы характеризуется следующими особенностями: во-первых, выгодным положением относительно пересечения важных воздушных и морских путей из Европы в Северную Америку, а также удобством выхода стран региона в международные воды Мирового океана, во-вторых, близостью расположения к высокоразвитых стран Западной Европы (Германия, Голландия Бельгия, Великобритания, Франция), в-третьих, соседством на южных границах со странами Центрально-Восточной Европы, в частности Польшей, в которой успешно развиваются рыночные отношения, в-четвертых, сухопутным соседством с Российской Федерацией, экономические контакты которой способствовать формированию перспективных рынков сбыта продукции; в-пятых, наличием территорий, находящихся за пределами Полярного Круга (35% площади Норвегии, 38% - Швеции, 47% - Финляндии). Природные условия и ресурсы. В рельефе Северной Европы отчетливо выделяются Скандинавские горы. Они сформированы в результате поднятия каледонских сооружений, которые в последующие геологические эпохи в результате выветривания и новейших тектонических движений превратились в относительно выровненную поверхность, которую в Норвегии называют Фельд. Скандинавские горы характеризуются значительным современным оледенением, которое занимает площадь почти 5 тыс. км2. Снеговая граница в южной части гор находится на высоте 1200 м., а на севере может опускаться до 400 м. В восточном направлении горы постепенно снижаются, переходя в кристаллическое плато Норланд высотой 400-600 м. В Скандинавских горах проявляется высотная зональность. Верхняя граница леса (тайга) на юге проходит на высоте 800-900 м. над уровнем моря, понижаясь на севере до 400 и даже 300 м. Выше границы леса находится переходный пояс шириной 200-300 м., который выше (700-900м.) превращается в зону горной тундры. В южной части Скандинавского полуострова кристаллические породы Балтийского щита постепенно исчезают под толщами морских отложений, образуя Середньошведську холмистую низменность, которая с поднятием кристаллической основы перерастает в невысокое плато Споланд. Балтийский кристаллический щит понижается в восточном направлении. На территории Финляндии он несколько поднимается, образуя холмистую равнину (Озерное плато), которая севернее 64 ° с.ш.. постепенно повышается и на крайнем северо-западе, куда заходят отроги Скандинавских гор, достигает наибольших высот (гора Хамты, 1328 г.). На формирование рельефа Финляндии повлияли четвертичные ледниковые отложения, которые перекрыли древние кристаллические породы. Они образуют моренные гряды, валуны различной величины и формы, которые чередуются с большим количеством озер, болотистых понижений. По климатическим условиям Северные земли - строжайшая часть Европы. Большинство ее территории подвергается воздействию океанических масс умеренных широт. Климат отдаленных территорий (островов) - арктический, субарктический, морской. На архипелаге Шпицберген (Норвегия) практически не бывает лета, а средние температуры июля соответствуют показателям от... +3 ° до... -5 °. Наиболее удаленная от материковой Европы Исландия имеет несколько лучший температурный режим. Благодаря одной из веток Североатлантического течения, проходит у южных берегов острова, здесь в июле температуры составляют... +7 ° ... +12 °, а в январе - от... -3 ° до... +2 °. В центре и на севере острова значительно холоднее. Осадков в Исландии много. В среднем за год их количество превышает 1000 мм. Больше всего их выпадает осенью. В Исландии практически нет лесов, зато преобладает тундровая растительность, в частности моховые и осиновые заросли. Вблизи теплых гейзеров прорастает луговая растительность. В целом природные условия Исландии мало пригодны для развития сельского хозяйства, в частности земледелия. Лишь 1% ее территории, преимущественно луга, используется для сельскохозяйственных целей. Все другие страны Феноскандии и Балтии характеризуются лучшими климатическими условиями, особенно выделяются западные окраины и южная часть Скандинавского полуострова, находящихся под непосредственным влиянием атлантических воздушных масс. В восточном направлении теплый океанический воздух постепенно трансформируется. Поэтому климат здесь значительно суровее. Например, средние температуры января северной части западного побережья меняются от... -4 ° до 0 °, а на юге от 0 до... +2 °. Во внутренних районах Феноскандии зимы очень затяжные и могут длиться до семи месяцев, сопровождаясь полярной ночью, низкими температурами. Средние температуры января здесь составляют... -16 °. Во время проникновения арктических воздушных масс температура может понижаться до... - 50°. Для Феноскандии характерно прохладное, а на севере еще и короткое лето. В северных районах средняя температура июля не превышает... +10- ... +120, а на юге (Стокгольм, Хельсинки) - ... +16- ... + 170. Заморозки могут донимать до июня и появляться в августе. Несмотря на такое прохладное лето, большинство сельскохозяйственных культур средних широт созревают. Это достигается благодаря продолжению вегетации растений во время длительного полярного лета. Поэтому южные районы страны Феноскандии пригодны для развития земледелия. Осадки распределяются очень неравномерно. Больше всего их выпадает в виде дождя на западном побережье Скандинавского полуострова - на территории, обращенной к насыщенных влагой атлантических воздушных масс. Центральные и восточные районы Феноскандии получают значительно меньше влаги - около 1000 мм., А северо-восточные - всего 500 мм. По сезонам года количество осадков тоже распределяется неравномерно. Южная часть западного побережья всего увлажняется в зимние месяцы в виде дождя. Максимум осадков в восточных районах приходится на начало лета. Зимой преобладают осадки в виде снега. В горных районах и на северо-западе снег лежит до семи месяцев, а в высоких горах остается навечно, подпитывая таким образом современное оледенение. Дания по природным условиям несколько отличается от своих северных соседей. Будучи расположенной в средней части Среднеевропейской равнины, она больше напоминает приатлантической страны Западной Европы, где преобладает мягкий влажный климат. Максимум осадков в виде дождей приходится на зиму. Здесь почти не бывает морозов. Средняя температура января около 0 °. Лишь изредка, когда прорывается арктический воздух, могут быть низкие температуры и выпадать снег. Средняя температура июля - ... + 16 °. В странах Балтийского субрегиона преобладает морской климат с переходным к умеренно континентальному. Лето прохладное (средняя температура июля - ... +16 ... +17 °), зима мягкая и относительно теплая. Наиболее континентальный является климат Литвы. Количество осадков за год колеблется в пределах 700-800 мм. Больше всего их выпадает во второй половине лета, когда завершаются жатвы и заготовка кормов.В целом климат и равнинная местность Эстонии, Литвы и Латвии способствуют хозяйственной деятельности человека. Страны Северной Европы неодинаково обеспечены минеральными ресурсами. Больше всего их в восточной части Феноскандии, фундамент которой составлен из кристаллических пород магматического происхождения, ярким проявлением которых является Балтийский щит. Здесь сосредоточены залежи железных, титаномагниевый и медно-колчеданов руд. Подтверждением сказанному являются месторождения железистых руд Северной Швеции - Кирунаваре, Луссаваре, Гелливаре. Породы этих месторождений залегают от поверхности до глубины 200м. Ценным попутным компонентом этих железорудных месторождений является апатит. Титаномагнетитовые руды занимают обширные территории в Финляндии, Швеции, Норвегии, хотя такие месторождения не выделяются значительными запасами сырья. До недавнего времени считалось, что Северные земли бедны запасы топливно-энергетических ресурсов. Лишь в начале 60-х годов XX в., Когда в донных отложениях Северного моря были открыты нефть и газ, специалисты заговорили о значительных залежи. Было установлено, что объемы нефти и газа в бассейне этой акватории значительно превышают все известные запасы данного сырья в Европе. Международными соглашениями бассейн Северного моря был поделен между государствами, расположенными вдоль его берегов. Среди северных стран наиболее перспективным на нефть оказался норвежский сектор моря. На его долю пришлось более одной пятой запасов нефти. К числу нефтедобывающих стран, пользующихся нефтегазоносным районом Северного моря, вошла и Дания. Среди других видов топлива в странах Северной Европы промышленное значение имеют горючие сланцы Эстонии, уголь Шпицбергена, торф Финляндии. Северные территории хорошо обеспечены водными ресурсами. Наибольшей их концентрацией выделяются Скандинавские горы, в частности их западная часть. За ресурсами полного речного стока впереди находится Норвегия (376 км3) и Швеция (194 км3), занимая первые два места в Европе. Важное значение для стран Северной Европы имеют гидроэнергетические ресурсы. Лучше всего обеспечены гидроэнергоресурсами Норвегия и Швеция, где обильные осадки и горный рельеф обеспечивают формирование сильного и равномерного стока воды, а это создает хорошие предпосылки для строительства гидроэлектростанций. Земельные ресурсы, особенно в Скандинавского полуострова, незначительны. В Швеции и Финляндии они составляют до 10% сельскохозяйственных угодий. В Норвегии - всего 3%. Доля непродуктивных и неудобных для освоения земель в Норвегии - 70% общей площади, в Швеции - 42% и даже в равнинной Финляндии - почти одна треть территории страны. Совсем иной ситуация в Дании и странах Балтии. Пашня в первой занимает 60% общей территории. В Эстонии - 40%, в Латвии - 60 и в Литве - 70%. Почвы в Северном макрорегионе Европы, особенно в Феноскандии, подзолистые, переувлажненные и малопродуктивные. Некоторые земли, особенно тундровые ландшафты Норвегии и Исландии, где преобладает мохово-лишайниковая растительность, используются для экстенсивного выпаса оленей. Одним из величайших богатств стран Северной Европы являются лесные ресурсы, то есть "зеленое золото". По площади лесов и валовыми запасами древесины выделяются Швеция, Финляндия, занимая по этим показателям соответственно первое и второе места в Европе. Лесистость в этих странах высока. В Финляндии она составляет почти 66%, в Швеции - более 59% (1995). Среди других стран Северного макрорегиона высокой лесистостью выделяется Латвия (46,8%). Северная Европа обладает разнообразными рекреационными ресурсами: средневысотные горы, ледники, фьорды Норвегии, шхеры Финляндии, живописные озера, водопады, полноводные реки, действующие вулканы и гейзеры Исландии, архитектурные ансамбли многих городов и другие историко-культурные памятники. их высокая атрактивнисть способствует развитию туризма и других форм отдыха. Население. Северная Европа отличается от других макрорегионов как по количеству населения, так и по основным демографическим показателям. Северные земли относятся к наименее заселенных территорий. Здесь проживает более 31,6 млн. человек, что составляет 4,8% общей численности населения Европы (1999). Плотность населения невысока (22,0 человека на 1 км2). Наименьшее количество жителей на единицу площади приходится в Исландии (2,9 человека на 1 км2) и Норвегии (13,6 человека на 1 км2). Слабо заселены также Финляндия и Швеция (за исключением южных прибрежных районов Швеции, Норвегии, Финляндии). Среди стран Северной Европы наиболее густо заселена Дания (123 человека на 1 км2). Страны Балтии характеризуются средней плотностью заселения - от 31 до 57 человек на 1 км2). Темпы прироста населения Северной Европы очень низкие. Если в 70-е годы XX века. численность населения росла на 0,4% в год, преимущественно за счет естественного прироста, то в начале 90-х его прирост был сведен к нулю. Вторая половина последнего десятилетия XX в. характеризуется отрицательным приростом населения (-0,3%). Определяющее влияние на такую ситуацию оказали страны Балтии. Фактически Латвия, Эстония, Литва вступили в стадию депопуляции. В результате численность населения в Северном макрорегионе Европы, согласно прогнозам, в ближайшие десятилетия почти не расти. Страны Феноскандии, кроме Швеции, характеризуются положительным, но низким естественным приростом населения, за исключением Исландии, где естественный прирост сохранился на показателе 9 человек на 1000 жителей. Такая напряженная демографическая ситуация объясняется, в первую очередь, низкой рождаемостью. Тенденция к снижению рождаемости в европейских странах проявилась еще в 60-х годах и в начале 90-х прошлого века составляла в Европе всего 13 человек на 1000 жителей, что вдвое ниже среднемирового показателя. Во второй половине 90-х годов эта тенденция сохранилась, а разрыв даже несколько вырос. среднем в странах Северной Европы на одну женщину приходится 1,7 ребенка, в Литве - 1,4, в Эстонии - 1,2, а в Латвии - всего 1,1 ребенка. Соответственно и уровень детской смертности здесь самый: в Латвии - 15%, Эстонии - 10 и в Литве - 9%, тогда как в макрорегионе этот показатель составляет 6%, а в среднем по Европе - 8 смертей на тысячу родившихся (1999). Уровень смертности всего населения в североевропейских странах тоже достаточно дифференцирован. Для стран Балтии он составлял 14%, будучи на три пункта выше среднеевропейского показателя, для субрегиона Феноскандии - меньше на 1 ‰, составляя 10 человек на тысячу жителей. В мире на то время смертность составила 9% с, т.е. на 2 ‰ ниже среднеевропейского и на 2,5 ‰ ниже середньомакрорегіонального. Причины такого явления надо искать не в жизненном уровне или в существующем социальной защите, сложившегося в странах Северной Европы, а в росте потерь населения, связанных с профессиональными заболеваниями, производственными травмами, разного рода несчастными случаями, а также со старением населения. Средняя продолжительность жизни в странах Северной Европы высока - для мужчин она составляет почти 74 года, а для женщин более 79 лет.

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий.

Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений - всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире. 1.

Расстановка ведущих политических сил. Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы в первую очередь вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 г.).

Именно тогда заявили о себе силы, наиболее активно участвовавшие в борьбе за власть и влияние в обществе на протяжении последующих десятилетий. На левом фланге находились социал-демократы и коммунисты. На заключительном этапе войны (особенно после 1943 г., когда был распущен Коминтерн) члены этих партий сотрудничали в движении Сопротивления, позже - в первых послевоенных правительствах (во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет коммунистов и социалистов, в Италии в 1946 г. было подписано соглашение о единстве действий). Представители обеих левых партий входили в состав коалиционных правительств во Франции в 1944-1947 гг., в Италии в 1945-1947 гг. Но принципиальные расхождения между коммунистическими и социалистическими партиями сохранялись, более того, в послевоенные годы многие социал-демократические партии исключили из своих программ задачи установления диктатуры пролетариата, приняли концепции социального общества, по существу, перешли на либеральные позиции.

В консервативном лагере с середины 40-х гг. наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющих разные социальные слои идейных основ. К ним относились Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии (основана в 1943 г.), Народно-республиканское движение (МРП) во Франции (основано в 1945 г.), Христианско-демократический союз (с 1945 г. - ХДС, с 1950 г.- блок ХДС/ХСС) в Германии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию. Противоборство правых, консервативных и левых, социалистических партий и составило основную линию в политической истории западноевропейских стран во второй половине XX в. При этом можно заметить, как изменения экономической и социальной обстановки в отдельные годы перемещали политический маятник то влево, то вправо. 2.

От восстановления к стабильности (1945-1950-е гг.).

После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил - социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945- 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 40-х гг. - в 1946 г. во Франции (конституция Четвертой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др.

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата.

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработ-

Плакат, иллюстрирующий послевоенное «экономическое чудо» в странах Западной Европы

ная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периодически «замораживали» зарплату (запрещали ее повышение). Это вызывало протесты и забастовки рабочих.

Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села).

Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949-1963 гг., связывали с возрождением германского государства, a JI. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашенные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия. 3.

Перемены 60-х гг. После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии отмены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все же в 1962 г. Алжир получил независимость.

В 60-е гг. в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички» - высококвалифицированные работники, служащие.

Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая - июня 1968 г. во Франции. Начавшись как выступление парижских студентов, требовавших демократизации системы высшего образования, они вскоре переросли в массовые демонстрации и всеобщую забастовку (число бастующих по стране превысило 10 млн человек). Рабочие ряда автомобильных заводов «Рено» заняли свои предприятия. Правительство вынуждено было пойти на уступки.

Участники забастовки добились повышения заработной платы на 10-19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но большинство голосовавших отклонило законопроект. После этого ПІ. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. новым президентом страны был избран представитель гол- листской партии Ж. Помпиду.

1968 год ознаменовался обострением обстановки в Северной Ирландии, где активизировалось движение за гражданские права. Стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооруженный конфликт, в который включились как протестантские, так и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые - социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны.

При различии ситуаций в разных странах политика социал-демократов имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоев населения (с 70-80-х гг. эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих). В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, цен, зарплаты.

В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путем перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежало около 6% производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 70-х гг. составляла около 30%.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970-1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 4.

В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974-1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена национализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983-1985).

В Греции в 1974 г. режим «черных полковников» был сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей консервативной буржуазии. Оно не проводило серьезных преобразований. В 1981 -1989 гг. и с 1993 г. у власти находилась партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации политического строя и социальных реформ.

В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти находилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу. 5.

Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX - начале XXI в. Кризис 1974-1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.). В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников ».

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984- 1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы. В 1997 г. в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э. Блэром, а во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер. В 2005 г. его сменила на посту канцлера представитель блока ХДС/ХСС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции», состоящее из представителей христианских демократов и социал-демократов. Еще раньше во Франции на смену левому правительству пришло правительство из представителей правых партий. Вместе с тем в середине 10-х гг. XXI в. в Испании и Италии правые правительства в результате парламентских выборов вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.

1. Охарактеризуйте расстановку политических сил в странах Западной Европы во второй половине 40-х гг. Что изменилось в ней по сравнению с довоенной ситуацией? 2. В чем заключались наиболее значительные демократические завоевания второй половины 40-х гг. в странах Западной Европы? Благодаря чему они стали возможны? 3. Объясните, почему стало возможным и в чем выразилось «экономическое чудо» 50-х гг. 4. Охарактеризуйте политику социал-демократических правительств в 60-е - начале 70-х гг. Что вы отнесете к ее достижениям, а что - к недостаткам? 5. Выскажите ваше суждение о том, почему стал возможен переход от авторитарного к демократическому режиму в Испании. 6. Объясните причины того, что в конце 70-х гг. к власти в целом ряде европейских стран пришли консерваторы. Что в их позициях было традиционным, а что - новым? 7*. Как вы думаете, какую роль в успехе политического движения (партии) играет личность лидера? Покажите на примерах.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: