Государственное (иерархическое) регулирование предпринимательской деятельности: понятие и пределы. Предпринимательская деятельность предприятия

  • 2.1. Понятие и примаки предпринимательской деятельности.
  • 2.2. Формы предпринимательской деятельности.
  • 2.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Легальное определение предпринимательской деятельности содержится в ч. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

К предпринимательской деятельности не относится ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, а также разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством, адвокатская деятельность, частная нотариальная деятельность.

Среди отмеченных признаков, содержащихся в определении предпринимательской деятельности, необходимо различать общие, присущие любой свободной деятельности. в том числе предпринимательской (самостоятельный и рисковый характер), и специфические признаки предпринимательской деятельности (ее направленность на систематическое извлечение прибыли и необходимость государственной регистрации).

Рассмотрим подробнее каждый из отмеченных признаков предпринимательской деятельности.

А. Предпринимательская деятельность - деятельность самостоятельная, то есть граждане и юридические лица своей властью и в своем интересе осуществляют предпринимательскую деятельность. Если деятельность не является самостоятельной, то она не относится к предпринимательской. В частности, деятельность учреждения не может быть отнесена к предпринимательской. Учреждения, помимо основной своей деятельности, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой они созданы. Это объясняется тем, что учреждение создается собственником для заданной цели (социально-культурной, управленческой и т.п.), которая не приносит прибыли. Определяя цель деятельности учреждения и финансируя его, собственник ограничивает учреждение в правовых возможностях.

Предпринимательская деятельность организуется лицом по своему усмотрению, что, однако, не исключает ее регулирования со стороны государства. Так, в ст.ст. 13 и 41 Конституции Республики Беларусь, а также в ст.ст. 22 и 45 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) гарантируется право на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Из статей 2, 12, 15 и других ГК следует, что нерегламентированное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в хозяйственный суд либо в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействительными ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих права и охраняемые законом интересы предпринимателя.

Б. Предпринимательская деятельность - деятельность, осуществляемая субъектом на свой риск. Действительно, свобода деятельности предполагает и несение риска последствий соответствующих действий (бездействия). Если деятельность осуществляется не на свой риск, то она не относится к предпринимательской. Например, деятельность государственных и иных учреждений не может быть отнесена к предпринимательской также и потому, что при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его долгам несет собственник соответствующего имущества (п. 2 ст. 120 ГК).

Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли. Однако в силу различных причин этот результат не всегда достижим. В таких случаях говорят о коммерческом риске. Коммерческий риск - нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных последствий для предпринимателя. Причины таких неблагоприятных последствий могут быть различными - субъективными и объективными.

Если причины объективны, независимы от предпринимателя или других лиц (стихийные бедствия и другие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства), то предприниматели должны учитывать эти обстоятельства и заранее принимать необходимые меры по устранению или уменьшению своих возможных потерь. К таким мерам можно отнести страхование. Причем наряду со страхованием конкретных коммерческих рисков в страховых организациях предприниматели могут, а в случаях, предусмотренных законом, - обязаны заниматься самострахованием путем создания за счет части собственной прибыли резервного (страхового) фонда, предназначенного для покрытия любых непредвиденных расходов.

К субъективным причинам возникновения неблагоприятных последствий можно отнести неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателем или его контрагентами по договору. В этом случае наступает ответственность предпринимателя или его контрагента, что выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для соответствующего лица и обусловлено правонарушением с его стороны.

Предприниматель несет ответственность в том случае, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия и т.п.). Вина является необходимым условием ответственности предпринимателя, если это прямо предусмотрено законом или договором.

В. Предпринимательская деятельность - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При этом речь идет об основной цели деятельности предпринимателя. Если же извлечение прибыли не является основной целью деятельности лица, то оно не рассматривается в качестве предпринимателя, а его деятельность не является предпринимательской.

В условиях рыночной экономики в качестве цели предпринимательства выступает не только производство товаров (работ, услуг), которое само собой разумеется как средство достижения цели предпринимательства, сколько извлечение прибыли. Действующим законодательством легализована цель предпринимательства - систематическое профессиональное извлечение прибыли.

В предпринимательской деятельности каждая отдельная сделка является лишь особым звеном целого плана предпринимателя, составленного с целью получения конечного результата - прибыли.

В конечном счете для предпринимателя важна не сфера деятельности, какой может быть торговая, посредническая, строительная, транспортная, страховая, банковская, инвестиционная и любая иная деятельность. Для предпринимателя главное составляет конечная цель деятельности - прибыль, систематическое получение прибыли. В этом смысле деятельность в любой сфере экономики (хозяйства) является предпринимательской, поскольку она направлена на извлечение прибыли (разницы между ценой приобретения и ценой продажи). И чем больше прибыли сулит та или иная сфера деятельности, тем большим вниманием со стороны предпринимателей она пользуется.

Г. Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Доходы, полученные в результате такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Государственная регистрация, а в определенных случаях и лицензирование предпринимательской деятельности, необходимы для осуществления контроля за ней со стороны общества в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Рассмотрев признаки, характеризующие предпринимательскую деятельность, можно сделать вывод о том, что хозяйственная деятельность и предпринимательская деятельность находятся между собой в определенном соотношении: то, что входит в содержание предпринимательской деятельности, характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако предпринимательская деятельность отличается рядом характерных признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как более узком понятии, чем хозяйственная.

Формы предпринимательской деятельности

Правовая форма осуществления предпринимательской деятельности - это внешнее выражение, зафиксированное законом положение субъекта, ведущего эту деятельность, порядок формирования и использования его имущества и ответственности в хозяйственном обороте.

Данное понятие включает в себя следующие элементы:

  • - определение статуса самого субъекта и сообщение об этом органам государства:
  • - установление имущественных отношений как по поводу создания базы для предпринимательской деятельности, так и в отношении распределения ее результатов;
  • - распределение ответственности внутри избранной формы и вовне, перед контрагентами и потребителями.

Различают следующие формы предпринимательской деятельности:

  • 1) без образования юридического лица (т.е. в качестве индивидуального предпринимателя);
  • 2) с образованием юридического лица (в форме: хозяйственных товариществ (полных и коммандитных); хозяйственных обществ (с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью, акционерных обществ открытого и закрытого типа), унитарных предприятий (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), производственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Г осу дарственное регулирование предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности - целенаправленная деятельность соответствующих законодательных и иных органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленных целей и решение важных экономических, социальных и других задач в процессе регламентации хозяйственных отношений.

Государственное регулирование раскрывается через функции государства:

  • 1. Защита экономического правопорядка.
  • 2. Формирование хозяйственных целей и сроков их достижения.
  • 3. Распределение и перераспределение через бюджет доходов между отраслями и регионами.
  • 4. Стимулирование через субсидии/дотации обеспечения развития предприятий, отраслей в заданном направлении.
  • 5. Контроль за соблюдением хозяйственного законодательства.

Важнейшие формы государственного регулирования:

  • 1. Планирование - организационная деятельность компетентных органов государства по выбору и постановке целей, определению приоритетов, выработке мероприятий.
  • 2. Прогнозирование - подготовка прогнозов о возможном состоянии экономики, путях ее развития.
  • 3. Денежная политика - налоги, цены, кредитование.
  • 4. Антимонопольное регулирование - направлено на защиту рыночных основ, проявляется в создании рыночных условий для конкуренции.

Способы государственного регулирования:

  • 1. Административно-распорядительные - базируются на авторитете государственной власти и включают меры запрета, разрешения и предупреждения.
  • 2. Экономические - реализуются через экономические регуляторы: цены, налоги, финансовые средства (льготы, кредитование, бюджетные инвестиции).

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательская деятельность регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права. Так дает определения предпринимательству юридический словарь.

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему -проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон “Об акционерных обществах”, новые редакции законов “О Центральном банке Российской Федерации”, “О банках и банковской деятельности”, установившие современные основы регулирования банковской системы страны, федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

Для развития конкуренции, как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ “О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)” определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции. Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:

наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,

наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.

Первый проект Закона «О естественных монополиях» был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Госдуму.

По Закону «О естественных монополиях», сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Зарубежные опыт регулирования показывает, что главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.

В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости: члены их правлений, назначенные на продолжительный срок, не могли быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда; предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, владение акциями регулируемых компаний и т.п. Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, заимствованные из многолетней практики регулирования в зарубежных странах, были либо смягчены, либо изъяты, что ставит под вопрос возможность принятия решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил.

К 1995 г. была сформирована только одна система регулирующих органов, действовавшая вне рамок отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 г. для регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей сообщения, Минсвязи). Так, МПС получило разрешение ежемесячно индексировать тарифы на перевозки с учетом роста цен на основные виды продукции, потребляемые его предприятиями. Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.

Тем не менее, даже в электроэнергетике до 1995 г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью естественных монополий был значительно ослаблен в связи с преобразованием многих предприятий в акционерные общества, где начали доминировать отраслевые интересы. При этом федеральное правительство, сохранив контрольные пакеты акций в своих руках, недостаточно активно включилось в механизм корпоративно-акционерного управления.

Упрощенные схемы государственного регулирования естественных монополий, основанные на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности, позволяли монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути квазиорганы регулирования (департамент цен Минэкономики, Федеральная энергетическая комиссия). Важнейшими причинами создавшегося положения являлись: отсутствие необходимой законодательной базы; неопределенность статуса регулирующих органов, их зависимость как от правительства и министерств, так и от регулируемых субъектов; недостаток финансовых средств и квалифицированных кадров.

Многие дела, возбуждаемые территориальными управлениями ГКАП России по фактам нарушений Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в 1994-1995 гг., были связаны с действиями предприятий-естественных монополистов. Были выявлены многочисленные случаи завышения тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов).

К январю 1996 г. были приняты три указа Президента о создании государственных служб по регулированию естественных монополий в ТЭК, связи и транспорте. В марте-апреле были опубликованы постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала. Однако на конец мая был назначен руководитель только одной службы - Федеральной энергетической комиссии. Назначение на этот пост заместителя министра топлива и энергетики является компромиссом правительства с регулируемыми субъектами.

Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.

С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)" - один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые "правила игры" и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.

Новый Закон о банкротстве (от 26 октября 2002 г №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”) не закрывает всех лазеек для финансовых махинаций, но ликвидирует самые вопиющие из них.

Прежняя редакция российского Закона о банкротстве была крайне противоречивой, и по сути способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств. Новый закон не закрывает всех лазеек для фиктивных банкротств, не решает проблемы судебного произвола, он не "разруливает" ситуацию, когда предприятие попадает под банкротство по вине государства, которое не платит заводу за заказанную им продукцию. И все же этот закон - несомненный шаг вперед, которого все ждали.

Главное - теперь обанкротить предприятие станет гораздо тяжелее, а сама процедура будет более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.

Банкротство перестает быть "выстрелом в висок", когда, нажав на спусковой крючок, то есть запустив процедуру банкротства, ты уже не можешь ничего исправить.

Вместо вышибания денег - финансовое оздоровление.

Что такое вообще банкротство? Это когда предприятие не может рассчитаться со своими долгами, даже если продаст все свое имущество. В нашей неустоявшейся экономике зачастую нельзя с ходу понять, дошло ли предприятие на самом деле "до ручки". Поэтому к процедуре собственно банкротства относится только конкурсное производство. Все остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление) являются по сути предбанкротными.

По прежнему закону банкротство мог объявить любой, кому предприятие задолжало, и он не может получить с него свой долг. То есть банкротство решало совсем другие задачи - не ликвидацию севшего на мель и "засоряющего" экономический горизонт предприятия, а удовлетворение того или иного конкретного должника. Закон был написан не для оздоровления экономики в целом, а для пользы конкретных хозяйствующих субъектов. Процедуру банкротства можно было начать, если должник 3 месяца не мог отдать долг в размере более 500 МРОТ. За эти мизерные долги можно было поменять собственника на любом огромном предприятии. Новый закон устанавливает четко фиксированную сумму в сто тысяч рублей. Изменение суммы долга роли не играет. Важно, почему именно не платит должник. Чтобы это выяснить, прежде, чем начинать банкротство, должен быть пройден судебный порядок взыскания долга. Суд применяет весь арсенал методов: арест и распродажу имущества, запрет на осуществление сделок, не прибегая к банкротству.

В новом законе впервые появляется фигура государства-кредитора: если вы должны казне, она вместе с другими кредиторами потребует своего сполна. Прежний закон не давал государству права голоса в процессе о банкротстве - представителям государства можно было лишь присутствовать на собраниях кредиторов и в арбитражном процессе, без права голоса. С другой стороны, старый закон требовал, чтобы претензии государства удовлетворялись едва ли не в первую очередь. В этом было серьезное противоречие, источник путаницы и злоупотреблений. Новый закон уравнивает права государства и всех прочих кредиторов: они наравне и участвуют в собраниях, и получают свое.

Вообще, полностью меняется облик "очереди", в которой "стоят" кредиторы, чтобы получить с должника свои деньги. В старом законе было так: сначала покрывались судебные издержки, потом - в порядке убывания - текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, залоговые требования, обязательные платежи в бюджет, иные обязательства. Новый закон дает другую последовательность: судебные издержки, текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, иные обязательства.

Специальные режимы банкротства - как правило, более мягкие - старый закон вводил для градообразующих предприятий. Кроме того, есть отдельный закон о предприятиях ТЭК. В новом законе появляются спецрежимы банкротства для субъектов естественных монополий и предприятий ВПК. Интересный вопрос, можно ли будет по новому закону банкротить целые города и области. Сегодня его пытаются решить в рамках комиссии Дмитрия Козака (администрация Президента РФ), поскольку он тесно связан с проблемой местного самоуправления. Пока договорились до того, что, коли регион окажется неплатежеспособен, может быть введено прямое управление им из федерального центра.

Хотелось бы, чтобы в законе были четче прописаны принципы, по которым можно отделить временного должника от действительно неплатежеспособного. Мы предлагаем такой критерий: предприятие не может покрыть свои обязательства в течение трех месяцев ликвидными активами. Под ликвидными активами надо понимать деньги, ценные бумаги, "дебиторку", уплаченный, но не возвращенный, НДС, товарные запасы.

Новый закон, как и старый, оставляет место произволу конкурсных кредиторов и судей. Нужны четкие правила - на основании показателей финансовой отчетности должника.

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства - сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования.

Государственное лицензирование предпринимательства до недавнего времени и было основным элементом такого регулирования. Чиновники обладали очень удобным механизмом: всегда можно проверить, как работают лицензированные фирмы, быстро пресечь нарушения - предупреждением, приостановлением или отзывом лицензии. В то же время лицензирование, устанавливая лишние бюрократические барьеры на пути предпринимателей, уменьшает, как показала практика, число участников рынка, а значит, ослабляет конкуренцию. Это опасно для экономики, особенно в условиях практически полного отсутствия общественного контроля за деятельностью бюрократической машины. Конечно, действия чиновника можно обжаловать в суде, и тот очень часто встает на сторону предпринимателя. Однако далеко не всегда бизнесмены осмеливаются затевать разбирательство. Судебного решения иногда приходится ждать довольно долго, а за это время чиновники могут парализовать деятельность строптивца.

Но у гослицензирования есть и другой недостаток: возможность его использования для устранения конкурентов. Предприниматели, сумевшие поладить с надзирающими органами, инициируют проверки конкурентов либо для получения закрытой информации, либо просто чтобы их разорить.

Сейчас под закон о лицензировании подпадают только те виды предпринимательской деятельности, "осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием". Кроме того, теперь лицензия выдается на срок не менее пяти лет (по старому закону - не менее трех). Уточняются полномочия лицензирующих органов, процедуры выдачи, переоформления и отзыва лицензии. Наконец, новый закон вводит исчерпывающий, значительно более короткий, чем в старой редакции, перечень лицензируемых видов деятельности.

Однако произошло неожиданное: многие профессиональные участники рынка, которых коснулась отмена лицензий, относятся к ней отрицательно. Основной мотив: на рынок хлынет поток непрофессионалов и откровенных жуликов, которые будут демпинговать и сделать качественную работу невыгодной. Особенно недовольны риэлтеры, хозяйствующие на рынке недвижимости. Появление на нем новых участников, выпргнувших «как черти из табакерки», может привести к снижению цен на услуги, обману граждан.

Но авторы реформы вовсе не отказываются от администрирования в сфере предпринимательства. Снятие барьеров на входе в рынок компенсируется контролем за деятельностью непосредственно на рынке - вводятся новые для России механизмы регулирования предпринимательской деятельности. Так, вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Им предусмотрена административная дисквалификация участников рынка, нарушающих закон - запрет осуществлять определенную деятельность или занимать определенную должность на срок до трех лет. Применить такую санкцию может только суд.

Следует также заметить, что никто не отменял обязательную и добровольную сертификацию товаров, работ или услуг, а также определенные квалификационные требования, предъявляемые к участникам рынка. Например, хотя производство строительных конструкций и материалов теперь лицензироваться не будет, потребитель всегда сможет узнать о качестве стройматериалов по соответствующему сертификату.

Возникают вопросы и с применение нового закона. После его вступления в силу вышло распоряжение правительства, в котором конкретно распределялись уровни лицензирования (федеральный, региональные). Однако соответствующих нормативных документов (Положений) о порядке лицензирования того или иного вида предпринимательской деятельности нет (за исключением туристического и строительного бизнеса) до сих пор нет.

Система лицензирования была неплохо отработана на региональном уровне. Требовалось лишь дополнить ее Федеральным лизинговым центром, что позволило бы более эффективно и оперативно решать возникающие вопросы. Государственный контроль за бизнесом должен быть. А что касается снятия с его пути административных барьеров, то почему, например, не ввести упрощенный порядок регистрации и оформления частных предприятий по методу так называемого "единого окна", когда в одном месте предпринимателю выдаются все необходимые документы (в том числе и лицензии)?

Правовое регулирование предпринимательской деятельности базируется на определенных принципах. Под принципами в юриспруденции принято понимать руководящие идеи, лежащие в основе регулирования определенной сферы общественных отношений. Совокупность определенных идей лежит и в основе регулирования предпринимательской деятельности. Таким образом, можно говорить о существовании принципов правового регулирования предпринимательской деятельности.

В отличие от ряда других отраслей российского права, предпринимательское право не кодифицировано. Соответственно, отсутствует единый нормативный акт, в котором были бы закреплены все принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это вызывает определенные сложности при выделении принципов правового регулирования предпринимательской деятельности, вызывает среди ученых дискуссии об их количестве и названии. Кроме того, так как ни в ГК РФ, ни в других документах нет главы или статьи с названием «Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности», то среди ученых возникают споры, считать то или иное нормативно закрепленное положение соответствующим принципом или чем-то другим.

В данной ситуации весьма сложно дать исчерпывающий перечень принципов правового регулирования предпринимательской деятельности. Потому далее мы остановимся на характеристике лишь основных принципов. Однако прежде сделаем оговорку. Принципами правового регулирования предпринимательской деятельности являются только основные положения, закрепленные в Конституции РФ, ГК РФ и иных нормативных правовых актах и направленные на регулирование отношений в сфере предпринимательства.

Все прочие положения, называемые в юридической литературе принципами правового регулирования предпринимательской деятельности, но прямо не закрепленные в нормативных актах, а лишь выделенные учеными на основе их анализа и толкования, можно назвать доктринальными принципами предпринимательского права. Так как они нормативно не закреплены, то, по сути, находятся не в сфере права, а в сфере правосознания. Их перечень является открытым и зависит от позиции отдельных ученых.

Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности. В ч. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется свобода экономической деятельности, а ч. 1 ст. 34 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

По мнению В.В. Лаптева, данный принцип является основополагающим принципом предпринимательского права, он означает право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики . В.С. Белых обращает внимание на комплексный характер принципа свободы предпринимательской деятельности , а Г.С. Гаджиев считает, что свобода предпринимательской деятельности включает в себя ряд элементов :

  • свободу выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37 Конституции РФ);
  • свободу передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - свободу рынка труда (ст. 27 Конституции РФ);
  • свободу объединения для совместной экономической деятельности - выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34 Конституции РФ);
  • свободу иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст. 34, 35 Конституции РФ);
  • свободу договора - заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75 Конституции РФ). От себя добавим, что принцип свободы договора более четко закреплен вст. 1 и 421 ГК РФ;
  • свободу от незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ). Данный принцип также закреплен в ст. 10 ГК РФ, а «отдельные положения, регулирующие вопросы конкуренции и антимонопольной деятельности, содержатся в законах, посвященных регламентации биржевой, банковской, инвестиционной, инновационной, страховой и иной деятельности» . Особо в плане защиты от незаконной конкуренции следует назвать Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ;
  • свободу заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «Разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Следует обратить внимание, что свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На практике в целях достижения указанных выше целей свобода предпринимательской деятельности ограничивается механизмом лицензирования отдельных ее видов .

2. Принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8, ст. 74 Конституции РФ). Сущность данного принципа заключается в недопущении на территории России установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

3. Принцип юридического равенства и неприкосновенности частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Сущность данного принципа заключается в том, что в России в равной степени признаются и защищаются все формы собственности.

Наряду с этими принципами в юридической литературе также называются в качестве принципов предпринимательского права получение прибыли как цели предпринимательства; законность в предпринимательской деятельности; сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве; государственное регулирование предпринимательской деятельности .

Ни один из этих принципов нормативно не закреплен ни в Конституции РФ, ни в других нормативных правовых актах. Следовательно, эти положения можно считать лишь доктринальными принципами правового регулирования предпринимательской деятельности. При этом предлагаемый В.В. Лаптевым принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности справедливо критикуется другими учеными .

Что касается принципа законности, то большинство ученых считают его общеотраслевым, общеправовым принципом. Под законностью в предпринимательской деятельности принято понимать строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Тем не менее данный принцип не закреплен в Конституции РФ в качестве самостоятельного ни в одной конкретной статье . Он лишь вытекает из ряда ее положений. Его выделение есть следствие толкования Основного Закона РФ и других нормативных правовых актов, следствие интерпретационной деятельности.

В рамках цивилистического подхода к коммерческому (предпринимательскому) праву , рассматривающего предпринимательское право в качестве подотрасли гражданского права, ученые выделяют иной набор принципов предпринимательского права, считая их принципами частного права, проявляющимися особым образом в сфере предпринимательства . К числу принципов коммерческого (предпринимательского) права они относят принципы:

  • дозволительной направленности частноправового регулирования;
  • равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений;
  • неприкосновенности собственности;
  • свободы договора;
  • недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
  • беспрепятственного осуществления частных прав;
  • восстановления нарушенных прав;
  • судебной защиты нарушенных прав.

Однако перечисленные положения относятся в первую очередь к гражданскому праву и не являются ни принципами предпринимательского права, ни принципами правового регулирования предпринимательской деятельности в силу ошибочности восприятия предпринимательского права как подотрасли гражданского права.

  • См.: Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997.С. 8.
  • См.: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельностив России. С. 42.
  • См.: Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М., 1995. С. 137.
  • См., например: Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право / под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова; Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. С. 53.
  • Лишь в ст. 15 Конституции РФ содержится норма: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты,применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить КонституцииРоссийской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».
  • Более подробно о различных подходах к пониманию предпринимательскогоправа пойдет речь в следующем параграфе данной главы.
  • См.: Коммерческое (предпринимательское) право: учебник: в 2 т. / под ред.В.Ф. Попондопуло. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. Т. 1.

Применение норм о предпринимательской деятельности подчиняется общим требованиям, предъявляемым к процессу правоприменения. Надо заметить, что в отечественной доктрине правоприменение толкуется в широком и в узком смысле. В первом случае к нему относят все случаи реализации ранее установленных норм права (объективного права), включая и адресатов нормативного предписания. Во втором случае под правоприменением понимают только такое воплощение права в конкретные правоотношения, которое опосредуется актами властных органов государства, деятельность же самих адресатов (в нашем случае - субъектов предпринимательской деятельности) рассматривается не как правоприменение, а как осуществление права собственными действиями адресатов нормы .

Применение норм законодательства о предпринимательстве требует прежде всего выявления признаков, позволяющих говорить о возможности распространить соответствующие правила на субъектов предпринимательской деятельности.

Для отражения специфики регулирования предпринимательских отношений законодателем используется по крайней мере три подхода.

Во-первых, законодатель непосредственно в ГК (иных федеральных законах) выделяет правила, адресованные непосредственно предпринимателям (например, нормы п. 4 ст. 61, п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 69, п. 3 ст. 401 и другие ГК). В гипотезах этих норм прямо указывается, что субъектами отношений являются именно предприниматели (коммерческие организации). Так, в соответствии с п. 1 ст. 492 ГК одной из сторон договора розничной купли-продажи является именно предприниматель; в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 907 ГК хранителем в договоре хранения на товарном складе может быть только организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность.

Во-вторых , в ряде случаев законодатель использует приемы, косвенно указывающие, что данные отношения являются предпринимательскими. При этом в качестве ориентира (признака) может использоваться как цель договора, так и другие элементы договорной конструкции (субъектный состав, передаваемое имущество и пр.). Например, гарантом по банковской гарантии (ст. 368 ГК) может выступать только кредитное учреждение (банк) или страховая компания, а поскольку эти организации по общему правилу ведут предпринимательскую деятельность, действуют на основании специальных лицензий, то, следовательно, по крайней мере одним из участников отношений банковской гарантии является предприниматель.

И, в-третьих, если на уровне законодательства специфика правового регулирования деятельности не отражена, то восполнить пробел и учесть особенности регулирования деятельности предпринимателей государство старается на уровне специальных подзаконных актов. Например, ФЗ от 10 декабря 2002 г. № 172-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (СЗ РФ. 2003. М 50. Ст. 4859) является актом общего значения, распространяющимся и на отношения с участием граждан, поэтому для регулирования валютных операций между уполномоченными бан- ками-предпринимателями действует особый акт (см.: Указание Центрального банка РФ от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» // Вестник Банка России. 2004. № 33).

Имеются также особенности применения законодательства о предпринимательстве в отдельных сферах.

Взаимоотношения предпринимателя с государством, его органами, органами местного самоуправления базируются на известных принципах административной зависимости, субординации. Но было бы неверно толковать отношения предпринимателя, например по поводу получения разрешения санитарно-эпидемиологической службы на открытие ресторана, как исключительно «вертикальные», когда такое разрешение может быть дано, а может и не быть дано только по воле данного государственного органа. В действительности закон в широком его понимании ставит государство (его органы) и предпринимателя в определенной степени в равное («взаимообязанное») положение, поскольку хорошо организованная экономика исключает волюнтаризм. Поэтому при изучении нормативных актов следует учитывать ограниченность

(дискретность) волевых решений властных органов. В частности, по общему правилу предприниматель вооружается правом на обжалование принятых решений, наконец, он имеет право на защиту своих прав и интересов. Так, при отказе в государственной регистрации предпринимателя он вправе обжаловать принятое решение в суд (ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Правовая регламентация отношений собственности предпринимателей в целом подчиняется общеправовой оценке такого рода прав (законных интересов) и в силу универсальности соответствующих норм не приводит к существенным отличиям.

Ограничения по использованию, владению, пользованию, распоряжению имущественными объектами предпринимателей могут быть вызваны либо статусом конкретного субъекта предпринимательской деятельности (например, если это унитарное предприятие ), либо требованиями учредителей (собственников), либо пределами волеизъявления, сформированными на законодательном уровне. В частности, на отношения предпринимательской деятельности полностью распространяются правила об ограничениях совершения крупных сделок, сделок с заинтересованностью и иных сделок, где специфика корпоративных связей требует учитывать дифференцированный порядок принятия решений об отчуждении имущества.

Надо отметить, что само по себе понятие «предпринимательский договор» отсутствует как в ГК, так и в других законах. Это обстоятельство объясняется различно и часто вызывает критику . Предпринимательские договоры и сделки в целом содержат общие свойства категорий «договор», но поскольку в них участвуют предприниматели, имеющие особые цели и деятельность которых подчиняется специфическому режиму, то есть отличия. Они касаются возможности участия в сделках (договорах), определения прав и обязанностей сторон, квалификации заключенных соглашений, ответственности предпринимателей (см. разд. 6 учебника). Так, если обычный гражданско-правовой договор при определенных обстоятельствах может быть истолкован и как безвозмездный (не имеющий эквивалентной платы), то такое невозможно, если он определен как предпринимательский. См., например: Белых В.С. Предпринимательский договор: понятие, виды исфера применения // Цивилистические исследования. Вып. 1. Сб. науч, трудовпамяти И.В. Федорова. М., 2004. С. 123-132; Богданов Е.В. Предпринимательский договор. М., 2003; Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческие сделки. М., 2005. С. 4-47.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: