Тема урока: «Невидимые нити в зимнем лесу. Пример невидимых нитей в зимнем лесу? Схема невидимых нитей в лесу? Невидимые нити в зимнем лесу проверочная работа

    Недавно удалось услышать, а вслед за этим и проанализировать пример, на данную тематику.

    Для начала следует сказать, что суть невидимых нитей, это то, что в природе все взаимосвязано, так как все живое, в итоге участвует в экосистеме.

    Пример кроется в том, что в США, в лесу расположенном в округе Огайо, убрали волков. От этого, со временем, стали через чур сильно, плодится лоси.

    Лоси животные травоядные, поэтому они тотально начали объедать все деревья.

    От этого, даже возникли проблемы у медведей, так как реки стали быстрее сохнуть, от того, что деревья не блокировали палящие лучи солнца.

    В обще вся экосистема была в дисбалансе и на гране самоуничтожения, пока в тот лес снова не запустили пару стай волков, которые со временем, все нормализовали.

    Как известно, в природе все взаимосвязано. Нити можно найти повсюду в любое время года.

    Давайте рассмотрим эти связи на примере зимнего леса.

    Наступает зима, становится холодно, могут даже ударить сильные морозы, но животных спасает их теплый мех.

    Также зимой становится меньше корма для животных, но некоторые животные спасаются тем, что впадают в спячку и кормятся своими запасами, некоторые перебираются поближе к жилью человека, чтобы поживиться там.

    Еще пример: зимой выпадает снег, все становится белым. Некоторые животные, например, зайцы, меняют свою окраску, чтобы стать менее заметным.

    Вот как это можно показать наглядно:

    В зимнем лесу между животными очень много пищевых связей и их надо просто научиться видеть.

    Один из ярких примеров можно привести с сосновыми деревьями. На них растут шишки, и они созревая падают. Весной повятся из них молодые ростки деревьев. Но так же эти шишки служат кормом для птиц и зверей. А некоторые мелкие зверьки служат кормом для хищников. Например мышка поест зернышки из шишки, а саму мышку съест лиса. Само дерево которое служит кормом для многих не сможет расти без влаги (снег) и солнца.

    Невидимыми называют нити или связи, существующие в природе между всеми ее составляющими, как субъектами живой природы, так и объектами мертвой. Понятно, что наибольшее число таких связей можно отыскать в лесу летнем или весеннем, но и зимой таких невидимых нитей предостаточно.

    Прежде всего вспомним про снег, который глубоким слоем покрывает землю все зимние месяцы. Снег служит своего рода одеялом, которое защищает землю, корни растений и зимующих насекомых от вымерзания — вот и одна невидимая нить. Далее снег служит убежищем для мышей, других грызунов и некоторых птиц, под которым их очень трудно найти хищникам.

    Зимой сохраняются и обычные пищевые цепочки между консументами разных порядков и продуцентами. зайцы обгрызают кору, олени и лоси разгребают снег в поисках травы, птицы поедают орехи и мороженые ягоды, лиса охотится на мышей, а волк на зайца — вот сразу сколько невидимых нитей проявилось.

    Ясное зимнее небо грозит сильными морозами, ведь при этом последнее тепло от поверхности свободно уходит в атмосферу, а пасмурное, затянутое тучами небо обещает не только снегопады, но и оттепель.

Хотите лучше владеть компьютером?

Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Но что в такой ситуации делать учителю? Как отличить плагиат от авторского текста?

Современные технологии значительно упрощают задачу поиска информации. С помощью интернета можно найти почти все! К сожалению, не все школьники используют сеть лишь для того, чтобы увеличить свой багаж знаний. Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Соблазн велик: зачем корпеть над учебниками, трудиться, если можно просто скачать понравившийся материал и выдать его за свой?

Читайте новые статьи

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.

Вспомним

  1. Что мы назвали невидимыми нитями? На какие группы мы их разделили?
  2. Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу?

С кем дружит ель?

Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.

Вот перед нами красавица-ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. А живёт до 500 лет! Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.

Для лесных животных ель - кормилица и защитница.

Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.

В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнёзда вьют, птенцов выводят! Холод им не страшен, если корма достаточно.

У многих елей ветви почти до самой земли дотягиваются. За этим зелёным занавесом и заяц может спрятаться от ветра и хищного зверя.

  • Проследите по схеме связи между елью и лесными животными.
  • Используя свои знания о зимней жизни птиц и зверей, приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу (8).

Как животные друг другу помогают

Посмотрим, как поживает наша старая знакомая - сойка. В своих кладовых она припрятала много желудей и теперь разыскивает их и поедает. Но вот беда: сойка не умеет доставать жёлуди из-под глубокого снега. Что же ей делать?

На помощь приходит белка. Для неё кладовые сойки - чудесная находка. Ловко раскопав глубокий снег, белка съедает часть желудей. После неё на разрытое место прилетает хозяйка кладовой и доедает то, что осталось.

Но это ещё не все лесные хитрости.

Белке помогают прокормиться... клесты. Оказывается, клёст выедает из шишки только небольшую часть семян. Затем бросает шишку, и она достаётся белке.

Но не только белкам невольно помогают клесты! Брошенные ими шишки нередко подбирает дятел. А ещё чаще их находят и доедают полёвки и лесные мыши.

Вот как тесно связаны между собой разные животные в зимнем лесу!

Поиграем!

    Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных. Можете использовать для игры костюмы и маски.

Подумаем!

  1. Как нарушилась бы жизнь леса, если бы вдруг исчезли все дубы? все сосны и ели? все белки? все клесты? все сойки?
  2. Какие связи мы изучали на уроке? Выбери правильные ответы: а) связи между неживой и живой природой; б) связи между растениями и животными; в) связи между различными животными; г) связи между природой и человеком.

Проверим себя

  1. Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?
  2. Жизнь каких животных зависит от ели?
  3. Как связаны между собой сойка и белка в зимнем лесу?
  4. Как клёст помогает прокормиться другим животным леса?

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Продолжить расширение знаний о сезонных явлениях в природе на основе характеристики невидимых нитей в зимнем лесу.
  2. Напомнить о взаимосвязях компонентов неживой природы с живыми ее обитателями
  3. Убедить в том, что нарушение природных связей приводит к разрушению природы.
  4. Формировать заботливое отношение к природе.

Средства обучения:

Таблицы, картины, фотографии с изображением зимних пейзажей: зимнего леса, ели и всех животных, которые получают от нее пищу и укрытие; набор карточек с изображением животных и птиц, которые связаны невидимыми нитями с елью для игры – моделирования невидимых нитей в зимнем лесу.

Ход урока

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Январь на дворе новый год начинается.
Мы снова к животным лесным отправляемся.
Истории новые леса дремучего
Нас ждут, не дождутся самые лучшие.

2. Проверка домашнего задания.

Игра “Рассели животных в домики”.

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Животные: белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, еж, барсук, бобер, хомяк.

Работа в группах. Подведение итогов.

– Укажи следы лесных животных. (см. Приложение 1 )

3. Изучение нового материала. Беседа.

– Связаны ли между собой растения и животные? Как?

Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

– Как связана жизнь животных с елью?

Рассказ учителя: животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей, под ними; клест строит зимой на ели гнездо и выкармливает еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.

Существует также и связь между животными – “друзьями” ели. Клест, срывая шишку ели он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее на землю. Брошенные клестами шишки поднимают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать шишки с деревьев. Приведенные факты показывают связи между животными.

Невидимые нити ели – это та польза, которую получают от нее животные и птицы, в зимующих лесах:

– семена ели служат кормом для птиц: дятлов, клестов, корольков;

– зайцам ель защита от зубастых хищников;

– белкам ель дает пищу.

Невидимые нити природы надо изучать и тщательно оберегать.

Перед праздником Новый год люди вырубают тысячи елок. Человек стремится лишь на несколько дней украсить свой дом.

– Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, места обитания, места для гнезда.)

– Какой можно найти выход? (Лучше оставить ель в лесу, а дом украсить искусственной елью.)

4. Физминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (приседание)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится (руки вверх и вниз, покружились)
Заметает все кругом белоснежным серебром. (движения руками)

5. Закрепление материала.

Игра “ Кто скажет спасибо зимней елочке?” Работа в парах. (см. Приложение 2)

– Каким животным и птицам ель дает приют и пищу?

– Что произойдет в зимнем лесу, если по какой – либо причине погибнут ели?

– Каким образом друзья ели помогают ей?

Сценка “ Бюро лесных услуг ”.

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намел, деревья инеем опушил.

А солнышко хоть и светит, да не греет.

Сорока: – Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет, чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюемся да грыземся. Даже обидно...

Заяц: – Правильно сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я куропаткам могу помочь. Я снег на поле каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко.

Клесты: – Мы шишки на елках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем, так помогаем мышам и полевкам, белкам, дятлам и ели расселяться по всей земле.

Сорока: – Заяц – копатель, клесты – бросатели!

Бобры: – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам лоси, косули, зайцы сочную осиновую кору да ветки глодать!

Дятлы: – Предлагаем свои дупла для ночлега!

Волк: – Хочу сторожем служить в лесу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный.

Сорока: – Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! Знаем мы тебя. Я буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму!

Вот так звери в лесу друг друга выручают.

Учитель: Ребята, почему звери не захотели, чтобы волк был сторожем?

– Расскажите кто кому в лесу помогает?

Сценка “ Яблонька и воробей”.

Яблонька: – Слушай, Воробей, не слыхал ли ты, что про зайца – русака говорят: хищный он зверь или нет?

Воробей: – Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.

Яблонька: – Кору?! Ох, чуяло мое сердце: огложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!

Учитель: Права ли яблонька, что заяц – хищник?

Сценка “ Белка и Бобр ” – Кто из животных говорит такие слова?

– До чего тут место худое: ни тебе елок, ни тебе сосен со сладкими шишками – одна горькая осина вокруг!

– До чего же миленькое тут местечко: ни тебе сосен смолючих, ни тебе елок колючих! Одни сладенькие осинки.

Сценка “ Заяц и полевка”.

– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны.

– Не надо весны дожидаться, травка у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зеленая и манжетка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

6. Итог урока.

– Кто с кем дружит в зимнем лесу?

– Что нельзя в лесу уничтожать?

– Что больше всего понравилось на уроке?

7. Домашнее задание (по выбору).

  1. Прочитать текст “ Сойка, белка и другие ” с.140–141, выполнить задания к тексту.
  2. Написать сочинение на тему “ Кто зимой в лесу не спит ”.

План - конспект урока «Окружающий мир»

по теме «Невидимые нити в зимнем лесу»

МБОУ Балыксинская СОШ

Тема раздела

Тема урока

Невидимые нити в зимнем лесу.

Тип урока

Комбинированный.

Цель урока

Обобщение и систематизация знаний о зимних изменениях в живой и неживой природе.

Задачи урока

Познакомить детей с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы.

Сформулировать понятия: зимние явления в природе.

Обогатить знания детей о природных связях.

Ожидаемый результат

Извлекает из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;

Анализирует рисунок и схему в учебнике;

Соотносит их между собой.

Прослеживает по схеме связи между елью и лесными животными;

Моделирует связи в зимнем лесу с помощью различных методов схем;

Рассказывает по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях;

Этапы урока

Действия учителя (типичные фразы диалога)

Действия учеников

(предполагаемые)

Мотивация к учебной деятельности

Мы внимательны. Нам нравится сравнивать и обобщать. Улыбнитесь друг другу. Пожелаем всем удачи - за работу! В добрый час!

Подготовка рабочего места к уроку.

Актуализация знаний

Давайте вспомним……

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были……

Нет - нет, не царь с царицей…..

Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас. Это царства природы.

Давайте с вами отправимся в путешествие по царству живой и неживой природы.

Какие царства живой природы вы знаете?

Какие основные царства неживой природы вы знаете?

Ответы учащихся

Животные, растения, птицы, бактерии, грибы.

Камни, солнце, тучи, вода.

Постановка и решение учебной задачи

Скажите существует ли связи в природе?

Давайте с вами повторим связи в природе, по другому назовём их невидимые нити.

Невидимые нити - связи в природе

Подумайте, как человек может нарушить эти связи?

Сегодня я приглашаю Вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, Вы узнаете из загадки:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

По каким признакам мы узнаем приход зимы?

Вспомним зимние месяцы.

А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья?

Как зимуют кустарники и травы?

Почему они не замерзают?

Здесь мы видим связь живой природы и неживой.

Как зимуют звери?

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя) слайд 11

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движение руками)

Как зимуют птицы?

Зима - трудное время в жизни животных, поэтому человек

подкармливает их.

Ребята, как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

Вы уже помогаете птицам, сделаны кормушки, и корм птицам заготовлен.

Отгадай загадки

Среди леса

Кузнецы куют.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

Без крыльев,

А быстрее птицы

С дерева на дерево перелетает.

Какая птица зимой птенцов выводит?

Что за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ребята, как вы думаете, что общего у этих животных?

Связаны между собой различные животные.

Связаны между собой растения и животные, а человек с ними.

Связь живой и неживой природы.

Человек может истребить животных, загубить природу. Вырубить лес. Нанести непоправимый вред экологии.

Холодно, температура воздуха ниже нуля

Реки покрылись льдом, а земля - снегом,

Часто идет снег,

День короткий,

Птиц не слышно,

Декабрь, январь, февраль.

Лиственные деревья сбросили листву, а хвойные - стоят зелёные.

Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют.

Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.

Заяц - ночной житель. День проводит в укромных местах: под поваленными деревьями, в кустах, под лапами ели. В сильные морозы роет в снегу норы до полутора метров глубиной. Кормится тонкими веточками осины, ивы, берёзы. С веток, более толстых, сгрызает только кору, ест сухую траву.

Лисица ловит зайцев, но главная её пища - грызуны, прежде всего серые полёвки, которые медлительнее, чем полёвки рыжие и мыши. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.

Отдыхает лисица обычно прямо на снегу, в открытых логовах - где-нибудь посреди поля на возвышении. Тут лисице безопаснее.

Хорошо видно всё, что происходит вокруг.

Волк - сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери - кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им

трудно бегать, и часто волки остаются голодными.

Самый заметный зверёк в лесу - белка. В лесу, где много дуплистых деревьев, белка живёт в дупле. Если их нет, строит гнездо. Главный корм белок - семена хвойных деревьев. Белка ещё отыскивает под снегом зимний склад сойки, то раскопает шишку, ещё осенью оброненную клестом. В голодные годы белка

ест древесные почки, особенно еловые. Ест зимние запасы: жёлуди, лесные орехи, грибы.

Птицы, которые питаются насекомыми улетели в тёплые края. Остаются зимовать сороки, синицы, воробьи, поползень,дятел, клёст. Они продолжают вести активный образ жизни. воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ челове-

ка. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

Можно сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала - для синиц.

Все они находятся на ели или прячутся под лапами ели.

Животные прячутся среди ветвей ели, находят пищу.

Работа по теме урока

«Невидимые нити в зимнем лесу»

Откройте учебник страница 36-ая.

Что мы называем невидимыми нитями?

Сегодня мы посмотрим эту связь.

Ель - одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

Рассмотрите рисунок.

Как связана жизнь животных с елью?

Но существует также и связь между животными - «друзьями» ели. Так, в питании клеста есть особенность: срывая шишку ели,он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Бро-

шенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их на деревьях.

Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на пер-

вый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.

Ребята, как вы думаете, а существует ли связь между этими животными.

В питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем шишку бросает.

Как вы думаете, подберет кто-нибудь из лесных жителей, брошенные клестом шишки?

Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она

связана невидимыми нитями с животными, т.к. она служит им укрытием, обеспечивает их питанием.

А теперь выполним задание в рабочей тетради. Стр. 20-ая, упражнение 1.

Открывают учебник.

Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду.

Связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные.

Животные питаются семенами ели.

Прячутся среди ветвей ели, под ними.

Клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов.

Белка - это облегчит ей поиск пищи.

Мыши, полевки - они не могут сорвать их сами.

Выполнение задания в рабочей тетради.

Рефлексия учебной деятельности

Что вас заинтересовало на уроке?

Кто был самым внимательным и организованным?

Домашняя работа: стр. 21 упражнение 2.(рабочая тетрадь)



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: