Какие особенности отличают живые организмы. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы. Жизнь - это код

ВИДЕОУРОК

Биологическая система

– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

Признаки биологических систем

– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – этофотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).


Вариант 1.

1! Из клеток состоят:

а) растения

б) грибы

в) люди

г) горные породы

а) воды

б) любых веществ

в) веществ, необходимых для роста

г) веществ, необходимых для жизни

а) дыхания

б) выделения

в) питания

г) движения

а) люди

б) животные

в) грибы

г) растения

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются всю жизнь

а) семя превратилось в растение

б) щенок вырос в собаку

г) маленькое дерево стало большим

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 2.

а) кошки

б) рябины

в) змеи

г) телевизора

а) энергию для жизни

б) вещества для «строительства» тела

г) только вещества, необходимые для роста

а) дыханием

б) реакцией

в) движением

г) раздражимостью

а) все живые организмы состоят из клеток

б) растения питаются готовыми органическими веществами

в) все живые организмы размножаются

а) им нужно больше пищи

б) им нужно больше энергии

в) они должны свою пищу поймать или найти

г) они состоят из клеток и размножаются

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 3.

1! Из невидимых глазом клеток построены:

а) Луна

б) ваши родители

в) кочан капусты

г) деревянная скамейка

2!* Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию

б) движению

в) дыханию

г) выделению

3! Двигаться могут:

а) микробы

б) растения

в) животные

г) только листья растений

4! Найдите ошибочные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются все время

г) растения выделяют кислород

5! Выделение помогает организму избавиться от:

а) лишних питательных веществ

б) ядовитых веществ

в) непереваренных веществ

г) лишней энергии

6. Найдите верные утверждения:

а) если двигается, то живое

б) дышат только животные

в) к выделению отходов способны только животные

г) если размножается, то живое

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 4.

1! Из клеток состоят:

а) горные породы

б) растения

в) люди

г) грибы

2! Питание – это поступление в организм:

а) веществ, необходимых для жизни

б) веществ, необходимых для роста

в) любых веществ

г) воды

3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:

а) выделения

б) дыхания

в) питания

г) движения

4! В течение всей жизни растут:

а) грибы

б) животные

в) люди

г) деревья

5! Найдите верные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) растения выделяют кислород

в) дышат только грибы

г) животные растут всю жизнь

6! О развитии можно говорить, если:

а) маленькое дерево стало большим

б) семя превратилось в растение

в) листья повернулись к свету

г) щенок вырос в собаку

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»


Вариант 5.

1! Внутри много маленьких клеток у:

а) окуня

б) рябины

в) телевизора

г) змеи

2! Благодаря пище живые организмы получают:

а) только вещества, необходимые для роста

б) энергию для жизни

в) вещества для «ремонта» тела

г) вещества для «строительства» тела

3!* Ответные действия называют:

а) реакцией

б) движением

в) раздражимостью

г) дыханием

4! Найдите верные утверждения:

а) растения питаются готовыми органическими веществами

б) все живые организмы размножаются

в) все живые организмы состоят из клеток

г) основной источник кислорода на Земле – растения

5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:

а) им нужно больше пищи

б) они должны свою пищу поймать или найти

в) они состоят из клеток и размножаются

г) им нужно больше энергии

В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.

Вконтакте

Виды объектов в окружающем мире

В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик - к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?

И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.

Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.

Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать - чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.

Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия

На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.

Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.

Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними - представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.

Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.

Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.

Вопрос 1. Чем растения отличаются от животных?

Вопрос 2. Какие признаки характерны для живых организмов?

Живые организмы растут, питаются, дышат, развиваются, размножаются, обладают раздражимостью, выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности (обмен веществ и энергии). Все живые организмы состоят из клеток (кроме вирусов).

Вопрос 1. Какие царства живых организмов вы знаете?

Выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Вопрос 2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Живые организмы от неживых объектов отличаются следующими особенностями: рост, питание, дыхание, развитие, размножение, раздражимость, выделение, обмен веществ и энергии, подвижность. Неживые объекты такими особенностями не обладают.

Вопрос 3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

Если прекратиться размножение на любой ступени организмов, постепенно исчезнет всё живое. Это говорит о взаимосвязи живых организмов. Размножение осуществляет передачу наследственной информации и преемственность поколений. Размножение позволяет популяции существовать, продолжать свой вид.

Подумайте

Рассмотрите рисунок 9. Какое явление изображено на нём и почему оно получило название «цепь питания»? Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.

На этом рисунке изображено явление «цепь питания». Оно действительно похоже на цепочку из определенных звеньев, которые последовательно сменяют друг друга. Примеры:

Солнце →трава →заяц →волк;

Солнце → листва дерева →гусеница →птица (синица, иволга) →ястреб или сокол;

Ель →белка →куница;

Солнце →трава →гусеница →мышь →гадюка →ёж →лиса.

Задания. Составьте план параграфа.

План параграфа

§3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

План параграфа:

1. Царства живых организмов;

2. Отличия живых организмов от неживых объектов;

3. Основные особенности живых организмов;

3.1. Клеточное строение;

3.2. Химический состав;

3.3. Обмен веществ;

3.4. Раздражимость;

3.6. Развитие;

Что такое живая и неживая природа: признаки, описание, примеры

Порой дети загоняют родителей в глухой угол, ставя каверзные вопросы. Иногда даже не знаешь, как на них ответить, а порой просто не находишь подходящие слова. Ведь детям нужно не только правильно объяснять, но и говорить на доступном для них языке.

Тема живой и неживой природы начинает интересовать детвору еще до начала школьной жизни, да и она имеет огромное значение в правильно восприятии окружающего мира. Поэтому, нужно хорошенько разобраться в теме природы и понять, почему выделяют и что это такое – живая и неживая природа.

Что такое живая природа: признаки, описание, примеры

Давайте первым делом разберемся (или же просто вспомним), что такое природа в целом. Вокруг нас очень много живых организмов и неживых объектов. Все то, что может появляться и развиваться без участия человека и называется природой . То есть, например, леса, горы, поля, камни и звезды относятся к нашей с вами природе. А вот машины, дома, самолеты и прочие постройки (а также техника) не имеет никакого отношения даже к неживой области природы. Это то, что создал сам человек.

По каким же критериям выделяют живую природу.

  • Живой организм в любом случае будет расти и развиваться . То есть, он обязательно будет проходить жизненный цикл от рождения и до смерти (да, как печально это не звучит). Давайте рассмотрим пример.
    • Возьмем любое животное (пусть это будет олененок). Он рождается, учится ходить через определенное время, растет. Потом уже во взрослой особи появляются свои детки, такие же оленята. И в завершающем этапе олень стареет и покидает этот мир.
    • Теперь возьмем семечко (любое, пусть это будет зерно подсолнуха). Если его посадить в землю (кстати, природой этот процесс тоже продуман). Через определенное время появляется небольшой отросток, который постепенно растет и увеличивается в размерах. Он начинает цвести, у него появляются семена (которые потом же падают на землю и повторяют новый цикл жизни). В завершение подсолнух сохнет и погибает.
  • Размножение , как составляющий и важный компонент любого живого объекта. Мы уж выше немного на примерах дали информацию о том, что все живые организмы размножаются. То есть, у каждого животного появляются детки, каждого дерево пускает отростки, с которых вырастают новые деревья. А цветы и различные растения рассыпают свои семена, чтобы те проросли в земле и с них получились новые и молодые растения.
  • Питание является неотъемлемой частью нашей жизни. Все те, кто питаются какой-либо пищей (это может быть другие животные, растения или вода) относятся к живой природе. Для поддержания жизни и развития, живым организмам пища просто необходима. Ведь из нее мы находим силы развиваться и расти.
  • Дыхание – еще один важный компонент живой природы. Да, некоторые животные или маленькие организмы делают эту функцию так же, как и человек. Мы вдыхаем кислород с помощью легких. А выдыхаем углекислый газ. У рыб и других обитателей, которые живут под водой, для этих целей имеются жабры. Но вот, например, деревья и травы дышат через листики. Кстати, им нужен не кислород, а, наоборот, углекислый газ. Более того, через специальные малюсенькие клетки (они еще и делают важные обменные процессы) выделяется кислород, который необходим животным и человеку.
  • Движение – это жизнь! Есть такой девиз, и он полностью характеризует живой мир. Попробуйте просидеть или пролежать весь день. У вас просто заболят руки и ноги. Мышцам нужно работать и развиваться. Кстати, у детворы часто возникает вопрос – как же двигаются деревья или цветы на клумбе. Ведь у них нет ног и они не передвигаются по городу. А вот обратите внимание, что растения поворачиваются за солнцем.
    • Проведите эксперимент! Даже дома, на подоконнике понаблюдайте за цветком. Если его развернуть в другую сторону от окна, то через некоторое время он снова будет смотреть в окошко. Просто растения делают свои движения очень медленно и плавно.
  • И последний, завершающий этап – это умирание . Да, мы затронули еще в первом пункте, что все завершают свой жизненный цикл. Кстати, в этом вопросе тоже существует тонкая грань.
    • Например, дерево, которое растет, относиться в живой природе. А вот уже срубленное растение не будет дышать, двигаться или размножаться. Значит, автоматически оно уже будет относиться к неживой природе. Кстати, то же самое относиться и к сорванному цветку.

Теперь немного углубимся в тему, какие еще бывают признаки живой природы:

Мы оговорили важные и обязательные условия. А теперь еще добавим несколько научных фактов. Скажем так, для того, чтобы ваш ребенок еще больше блистал умом и сообразительностью. Ведь не забываем, что информация в плане учебы лишней не бывает.

  • Мы упоминали, что представители живой природы должны двигаться, дышать, питаться и проходить жизненный цикл. Но хотелось бы еще добавить один небольшой нюанс. Это отходы жизнедеятельности и экскременты. Экскреция – это возможность организма избавляться от токсинов и отходов. Проще говоря, все живые организмы ходят в туалет. Это просто необходимая цепочка, чтобы не отравить наши клетки. Деревья, например, сбрасывают листья, меняют кору.
  • Кстати, о клетках . Все живые организмы состоят из клеток! Есть простые существа, которые складывается только с одной или нескольких клеток (это, так называемые, бактерии). Но об этом немного позже.
    • Множество клеток же группируются в ткань. А те, в свою очередь, складывают целый орган. Органы же, точнее их композиция (то есть, совокупность, группа) и делают готовый организм. Кстати, все живые существа, которые состоят из органов, относятся к классу высших представителей. И они являются очень сложными организмами.


ВАЖНО: Чтобы ребенку стала понятней данная тема, смастерите человека или другого живого существа из конструктора. Пусть он представит, что каждая деталь и является клеткой.

  • Нельзя не отметить еще и энергию Солнца и Земли. Все живые существа просто нуждаются в солнечном свете и пользуются дарами земли. Например, минералы. Самые доступные и понятные – это соль или уголь, которые добывают из ее почвы.
  • У каждого из нас есть свои повадки в поведении. Это называется реакцией на окружающую среду. Поведение же представляет собой очень сложный комплект реакций. Кстати, у каждого живого существа они различаются друг от друга.
  • Мы все можем приспосабливаться к любым изменениям. Человек, например, придумал в период дождя использовать зонт, а другие животные просто прячутся под навес или дерево.

Какие виды живых существ выделяет биология?

  • Микроорганизмы. Это самые древние представители живой природы. Они могут развиваться там, где есть вода или влага. Даже такие малюсенькие представители могут расти, размножаться и проходить целый комплекс цикла жизни. Кстати, они могут питаться водой и прочими питательными веществами. К ним, как правило, относятся бактерии, вирусы и грибы (но не те, что мы с вами едим).
  • Растения или флора (если говорить научным языком). Разнообразие просто огромное – это и трава, и цветы, и деревья, и даже одноклеточные водоросли (и не только). Дайте ребенку полную информацию о том, почему они принадлежат к живому миру.
    • Ведь они дышат. Да, вспоминаем, что растения вырабатывают кислород, а поглощают (или впитывают в себя) углекислый газ.
    • Они двигаются. Поворачиваются за солнцем, скручивают листочки или сбрасывают их.
    • Они питаются. Да, одни делают это через почву (например, цветы), получают питательные вещества из воды или делают это все из двух ресурсов.
    • Они растут и размножаются. Мы не будем повторяться, поскольку выше уже приводили примеры подобного объяснения.
  • Это просто огромный комплекс, который включает в себя диких или домашних зверей, насекомых, птиц, рыб, земноводных или млекопитающих. Они могут дышать, питаться, расти, развиваться и размножаться. Более того, им присуща еще одна черта – это умение приспосабливаться к условиям окружающей среды.


  • Человек. Стоит на самой вершине живой природы, поскольку ему присущи все вышеуказанные признаки. Поэтому, не станем их повторять.

Что такое неживая природа: признаки, описание, примеры

Как уже догадались, неживая природа не может дышать, расти, есть, размножаться. Хотя есть и некоторые нюансы в этих вопросах. Например, горы могут расти. А огромные плиты земли могут двигаться. Но об этом более подробно мы позже поговорим.

Поэтому, давайте выделим основные признаки неживой природы.

  • Они не проходят жизненный цикл . То есть, они не растут и не развиваются. Да, горы могут «вырасти» (увеличиться в объеме) или кристаллы соли, или других минералов могут увеличиться. Но это не из-за размножения клеток. А из-за того, что появляются «вновь прибывшие» части. Также, нельзя не отметить пыль и прочие слои (это то, что непосредственно связанно с горами).
  • Они не питаются . Горы, камень или наша планета не кушают? Нет, неживой природе не нужно получать дополнительную энергию (например, Солнца и той же Земли) или какие-либо питательные вещества. Да им это попросту не нужно!
  • Они не двигаются . Если пнуть человека, то он начнет давать сдачи (здесь еще будет задействована и реакция на окружающую среду). Если толкнуть растение, то оно либо останется на месте (поскольку имеет корень), либо потеряет свои листики (которые потом отрастут). А вот если пнуть камень, то он просто переместиться на какое-то расстояние. И дальше будет там обездвижено лежать.
    • Вода в реке движется, но не потому, что он живая. Играют роль ветер, склонность местности и не забываем о такой малюсенькой детали, как частицы. Человек, например, состоит из клеток, а вот вода (и прочие неживые элементы) из крошечных частиц. И в тех местах, где связь между частицами наименьшая, они пытаются занять самое низкое место. Передвигаясь, они и образуют течение.
  • Конечно, нельзя не выделить их устойчивость . Да, в голове может возникнуть вопрос, что песок и земля имеют сыпучее состояния (из них можно слепить куличики). Но ведь они запросто выдерживают вес не только одного человека, а и целого миллиарда (даже нескольких). А про камень даже и объяснять не нужно.


  • Слабая изменчивость – еще один признак неживой природы. Камень может изменить свою форму, например, под влиянием течения. Но на это потребуется даже не месяц или два, а несколько лет.
  • И нужно еще отметить пункт отсутствия размножения . Неживая природа не заводит детенышей, она не имеет потомства или у нее не появляются дополнительные отростки. А все дело в том, что их жизненный цикл не заканчивается. Взять даже нашу планету – ей уже множество лет. А Солнце, звезды или горы. Все они тоже находятся на своем месте в неизменном состоянии уже много-много лет.

ВАЖНО: Единственное изменение природы – это переход из одного состояния в другой. То есть, например, камень со временем может стать пылью. А самым ярким примером выступает вода. Она может испаряться, затем скапливаться в облаках и выпадать в виде осадков (дождя или снега). Также она может становиться льдом, то есть принимать и твердую форму. Напоминаем, что существует три состояния – газообразная, жидкая и твердая формы.

А какие существуют виды неживой природы?

Ребенок уже в начальных классах должен иметь элементарные представления не только о живой природе, но и о неживых элементах. Чтобы было их легче воспринимать, нужно сразу выделить три группы. Тем более, в дальнейшем на уроке географии это будет только плюсом.

  • Литосфера. Мы все обитаем в таком огромном доме, как Земля (кстати, это единственная планета в космосе, где есть жизнь). Она не состоит только из земли, песка и растительности. Это сравнительно небольшой (хотя его слой минимум 10 км) поверхностный слой.
    • А под ним находятся еще слоя мантии (они находятся в расплавленном состоянии и в десятки раз толще самого верхнего слоя), внутри же планеты расположено ядро (оно состоит расплавленных металлов).
    • И не забываем о таком важном условии, что наша земная кора состоит из пазлов. Да, они называются литосферными плитами. Но для более понятного восприятия, их можно приставить в виде кусочков картины. Вот они и разделяют земной шар на континенты и океаны.
      • Где происходит их опускание, образуется водоемы (моря, реки и океаны).
      • В местах возвышения образуются поверхности земли и даже горы (они появляются в результате того, что одно плита пошла внахлест другой).
    • Гидросфера. Естественно, это водная часть Земли. Кстати, она занимает практически 70% от всей поверхности. Это реки, озера, ручьи, моря и океаны.
    • Атмосфера . Это иными словами, воздух. Он имеет несколько слоев и в нем есть две основные составляющие – азот (занимает целых 78%) и кислород (всего лишь 21%).

ВАЖНО: Кислород необходим нам для поддержания жизни. А вот азот, разбавляя его, не допускает лишнего вдыхания кислорода. Так что эти компоненты очень важны для нас, и они поддерживают в балансе друг друга.



Кстати, еще нужно выделить отдельно . Ведь без него не было бы ничего живого. Да, в принципе, наступила бы просто тьма. Он дарит нам тепло, свет и энергию.

Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы: сравнения, особенности, сходства и отличия

Мы уже выше дали полное понятие каждому аспекту, выделив главные отличия между живой и неживой природой. То есть, показали их основные характеристики. Тем более, предоставили в развернутом виде, поэтому не станем повторяться.

Хочется лишь добавить, какие же сходства есть между живой и неживой природой:

  • Мы все подвергаемся одним физическим законам. Бросьте вниз камень или ящерицу. Они будут падать вниз. Единственно, птица взлетит в небо. Но это благодаря наличию крыльев. Под водой она все равно пойдет на дно.
  • Все химические реакции одинаково действуют на живую и неживую природу. Удар молнии оставляет схожий след. Или еще более простой пример – появление соляного налета. Что на камне, что на человеке останется белые полосы от высыхания морской воды.
  • Конечно же, не забываем и про законы механики. Опять же им все подвергаются одинаково, без исключения. Например, под влиянием сильного ветра мы начинаем идти быстрее (если следовать за ним), а облака начинают быстрее плыть по небу.


  • Мы все имеем какие-то изменения. Просто человек или любое другое животное растет, изменяет форму. Камень тоже стачивается, облако меняет форму и цвет в зависимости от содержания количества капелек воды (то есть, влаги).
  • Кстати, цвет. Некоторые животные имеют или могут становиться такого же окраса, как и предметы неживой природы.
  • Форма. Обратите внимание на схожесть ракушки или лишайника на камень, или структуру графита на пчелиные соты. А снежинки с морскими звездами, например, ни у кого не вызывают некой симметрии в формах?
  • И, безусловно, нам требуется свет и энергия Солнца.

Как показать связь между живой и неживой природой? Невидимые нити между живой и неживой природой: описание

Мы дали не только отличия между живой и неживой природой, но и показали общие черты между ними. Но нужно еще выделить и то, что в природе все взаимосвязано.

  • Например, самое простое – это вода. Она необходима всем живым представителям. Будь-то человек, лев, белка или цветок. Отличие лишь в том, что растения получают влагу через корень, а животные ее пьют.
  • Солнце. Относится к неживой природе, но оно просто необходимо зеленым растениям, чтобы происходила выработка кислорода. Живым же существам нужно оно для того, чтобы видеть и нормально развиваться. Кстати, звезды и Луна ночью выполняет подобную функцию, например, чтобы освещать путь.
  • Некоторые животные живут в норах, которые роют в земле. А другие, например, утки живут в камышах. Мох же растет на камне.
  • Некоторые минералы служат для питания многих животных и человека. Даже возьмем самую банальную соль. Уголь помогает согреться, а его добывают из недр земли. Кстати, сюда же можно отнести и газ, который поступает в наши конфорки и трубы.


  • Но животные играют немаловажную роль. Например, опавшие листья, перегнивая, питают почву. Даже некоторые отходы животных и людей способствуют ее обогащению. Но не имеется в виду бытовой мусор, он не перегнивает.
  • Растения служат укрытием для большинства животных, а те, в свою очередь, опыляют растения, разбрасывают семена и отгоняют вредителей. Например, дерево или камень служит для человека домом (если его построить).
  • Это далеко не все примеры. Каждая цепочка нашей жизни тесно взаимосвязана с другими аспектами природы. Кстати, еще хотелось бы выделить кислород, без которого не существовал бы ни один представитель живой природы.

Что указывает на общность живой и неживой природы?

Для этого нужно вспомнить курс физики. Все живые и неживые объекты состоят из частиц. А точнее, из атомов. Но это уже немного другая, более сложная наука. И еще хотелось бы подключить знания из химии. У всех представителей природы одинаковый химически состав. Нет, все они по-своему разные.

  • Но в любом живом представителе найдется такой же элемент, который встречается и в неживой природе . Например, даже вода. Она содержится во всех растениях, животных, человеке и даже в микроорганизмах.

Роль почвы во взаимосвязи живой и неживой природы: описание

Роль воды и кислорода просто огромная для живой природы. Но вот саму почву просто невозможно переоценить. Поэтому, сразу начнем с самого главного.

  • Почва служит домом для большинства представителей животного мира. Некоторые в ней живут, а другие – просто строят дома. Растения же тоже «живут» в почве, ведь по-другому они и не смогут расти.
  • Она самая питательная. Да, с ней просто никто не сравниться. Ведь в ней есть все необходимые минералы и элементы. Причем иногда связь может иметь и непрямой контакт.


Например, почва питает растения и вместе с водой способствуют их росту. А те уже становятся пищей для других животных. Кстати, некоторые животные являются пищей для представителей высшей цепочки.

ВАЖНО: Мы уже упоминали об этом, что животные и растения тоже ее обогащают, после своей гибели. И начинается цепочка снова, полученные вещества становятся пищей для микроорганизмов и других растений.

  • Для людей, например, она служит еще и основой добычи все минералов и полезных ископаемых. Даже тот же самый уголь. А также, нефть, газ или руды металлов.

Факторы неживой природы, влияющие на живые организмы: описание

Да, все факторы неживой природы влияют на живые организмы. Причем в прямой степени. Их можно найти целое множество, но выделим самые основные и главные.

  1. Свет и тепло. Относится к одному пункту, поскольку получают его живые организмы от Солнца. Да, его роль тоже тяжело переоценить, ведь без Солнца просто не было бы жизни на Земле.
    • Без света многие бы организмы просто погибли. Свет дает возможность проходить многим химическим процессам в организмах. Например, растения могут вырабатывать кислород только под влиянием солнечного света. Да и мы бы с вами совершено не так бы выглядели.
    • Температура в каждом климатическом поясе разная. Например, на экваторе (посредине земного шара) она максимальная. Там совершенно другая растительность и, к примеру, цвет кожи жителей темнее. Да и животные там обладают другими характеристиками.
    • На севере же, наоборот, живут люди с более бледной кожей. И вряд ли встретишь жирафа или крокодила в Арктике. Растения также меняются в степени изменения температуры. Меняется окрас и форма листьев.
    • А холод, вообще, может стать губительным для многих живых существ. При очень низких температурах долго не выживет ни человек, ни животное, ни растение, ни даже бактерия.
  2. Влажность. Она также важна для всего живого на планете. Без нее точно так же погибнут и животные, и растения. Если влажность упадет ниже необходимого предела, то начнет уменьшаться жизнедеятельность.
    • Кстати, в жарком климате водяные пары лучше сохраняются. Поэтому, и наблюдаются частые осадки в виде дождя. Например, в тропиках они могут быть в огромном количестве и идти несколько дней.
    • В холодных регионах примерно 40-45% влаги уходит на образование росы или снега. Можем сделать вывод, что, чем холоднее местность, тем реже бывает дождь. Зато в жарком климате редко встретишь выпавший снег.
  3. На севере земля покрыта слоем снега. Поэтому, она и не будет такой богатой. В жарких странах же чаще встречаются пески. Самым же плодородным считается именно чернозем (то есть, черная земля).
    • Кстати, форма почвы также немаловажна. В горах опять же будут другие растения и животные, которое приспособились жить на склонах. А на низкой местности, возле болот, царят свои правила.

Почему человека относят к живой природе?

Человек не просто относится к живой природе, он находится на вершине всей цепочки! Мы говорили в самом начале о признаках. Вот и делаем по этому поводу выводы. Человек, дышит, питается, растет и развивается. У всех появляются свои детки, а в завершающем этапе мы покидаем этот мир.

  • Более того, человек умеет приспосабливаться к климатическим изменениям и прочим переменам окружающей среды.
  • У всех нас есть своя реакция на происходящее. Да, когда нас толкают, мы не отлетаем в сторонку, а даем сдачи.
  • Мы максимально используем ресурсы не только земли, но и океана, и космоса.
  • Человек использует тепло, свет и энергию солнца.
  • Человеку присущи все черты живой природы, он имеет ум и душу. Более того, он максимально использует данную возможность.


Например, животные не могут сами построить себе дом. А человек даже делает целое произведение искусства. И это лишь небольшой пример его деятельности. Мы максимально используем растения, деревья и прочих животных. Даже, если взять льва – царя зверей. Его человек может запросто победить (да, для этих целей он использует такие изобретения, как кинжал или пистолет).

Видео: Живая и неживая природа: объекты и явления



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: