Православные приходы в италии. Страничка паломника. Рассказы о святых местах

Архиепископ Егорьевский Марк об итальянском феномене

Недавно архиепископ Егорьевский Марк (Головков) решением Священного Синода назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. При этом он еще возглавляет Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Патриаршую наградную комиссию, Северо-Западное и Северное викариатства Москвы, Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии. Однако новое назначение занимает в этом ряду особое место.

Пустующие храмы передают православным

- Владыка Марк, недавно прозвучало сообщение о том, что в Италии число православных верующих достигло миллиона, а количество наших приходов в этой стране выросло за последние годы в десятки раз. Что это за итальянский феномен, который стал еще одним местом вашего служения?

Это довольно крупное образование, которое сейчас называется администрацией Московской Патриархии в Италии, действительно развивается очень динамично. Ведь совсем недавно, в 1990-х годах, у нас не было в этой стране практически ни одного прихода. Потом появилось подворье в Бари. В 2000 году решением членов прихода вернулся в Московскую Патриархию храм на улице Палестро в Риме, затем в Риме же был построен еще один храм - великомученицы Екатерины. Постепенно стали появляться наши приходы и в других итальянских городах и провинциях. А сейчас у нас в Италии уже более 50 общин. Конечно, они разные и по численности, и по условиям. Не у всех еще есть свои храмы. Все-таки большей частью богослужения совершаем в храмах, которые предоставляют нам католики. Ведь в последнее время католические храмы здесь становятся все более невостребованными. Поэтому передача храма другой христианской Церкви представляется для многих епархий и монашеских общин хорошим выходом. Люди, которые в этих храмах молились, конечно, не хотят, чтобы там разместилось что-то совсем другое. И они хотели бы, чтобы там совершалось богослужение христианское. Поэтому в некоторых случаях такая передача происходит в достаточно благоприятных условиях.

- Это аренда?

По-разному бывает. Иногда и безвозмездное пользование, иногда за небольшие деньги. Главное, что такая практика существует. И, конечно, без помощи католических епархий мы в Италии не смогли бы в той степени развиться, в какой развились на сегодняшний день. А многие люди, которые теперь стали нашими прихожанами, остались бы без духовной помощи и поддержки.

Украинский Неаполь и молдавская Венеция

- Что за люди - прихожане, почему их стало больше?

В Италии наша паства особая. Здесь это не столько эмигранты, сколько те, кто приехали, как правило, на заработки, большей частью - с Украины и из Молдовы, в меньшей степени - из России. Эти люди ухаживают за стариками, детьми, трудятся на стройках, на других нелегких и непопулярных работах. Их становится все больше. Вот, например, в Неаполе, где католическая епархия передала нам храм, потребность в нем оказалась очень высока. Ведь в самом городе и его окрестностях сейчас проживают десятки тысяч выходцев с Украины. А в Венеции один священник показывал мне выписку из городского реестра о регистрации пяти тысяч молдаван, которые стали там самой крупной диаспорой. Так вот, при том, что в целом религиозность в Европе, и в частности в Италии, падает, среди этих людей тяга к вере высока. С одной стороны, потому что они выходцы преимущественно из западных областей Украины и Молдовы, где религиозные традиции очень сильны. А с другой стороны, даже те, кто, может быть, не часто посещал храмы на родине, здесь, на чужбине, идут в православную общину, потому что в ней находят не только место молитвы, но и общение с соотечественниками и даже социальную помощь.

- Что это значит?

Например, помощь в трудоустройстве. Этим тоже занимаются наши приходы. Итальянцы теперь уже нередко обращаются в православные храмы в надежде, скажем, получить добросовестного работника для ухода за пожилым или больным человеком. Так священник помогает кому-то из прихожан устроиться на работу. Конечно, бескорыстно. Интересно, что в чисто этнических общинах отношения бывают несколько иными. Узнав о вакансии, человек продает ее земляку, и недешево: от 200 до 600 евро, при этом еще неизвестно, как долго удастся на этом месте работать.

- А у Русской Зарубежной Церкви в Италии приходы есть?

Практически нет. Есть несколько приходов Константинопольского Патриархата, есть приходы Румынской Церкви. В целом же сейчас православие в Италии является второй религией по количеству прихожан после католиков. Не протестанты, не мусульмане, а именно православные. Это факт.

Ориентиры для паломников

- Как найти наш приход, оказавшись в Италии? Есть ли там православные святыни?

На сайте Патриархия.ру справа размещена карта зарубежных приходов. Там указаны и координаты, и фамилии священников, и электронные адреса. Очень просто найти всю информацию о наших приходах и стать участником богослужения. А православных святынь в Италии очень много. Прежде всего в Риме, где пострадали и апостол Петр, и апостол Павел, и многие раннехристианские мученики. Известное место православного паломничества - Бари, где хранятся мощи Николая Чудотворца. И в Венеции тоже много православных святынь. Настоятель нашего прихода в Венеции отец Алексий Ястребов очень хорошо знает эту тему. Он написал книгу о святынях Венеции, создал фильм. И думаю, он с радостью поможет посетить святыни. Также рады будут соотечественникам и в любом нашем приходе.

После католицизма православие - вторая по числу верующих в Италии религия. Русские православные церкви и приходы можно найти во многих точках Апеннин. Сегодня их насчитывается около 50 на всем полуострове...

Интересный факт - за последние годы православная конфессия расширилась в десятки раз. Около 1,4 миллиона верующих посещают православные церкви и приходы в Италии. Это выходцы из России, Украины, Беларуси, Молдовы, но не только. На службе можно увидеть и итальянцев. Один просто интересуется славянской культурой, у второго жена «из наших», третий добровольно и всем сердцем принял православие. А четвертый - сам батюшка ли даже настоятель! Но об этом чуть ниже. А пока что совершим маленький экскурс в занимательную историю русского православия на территории благословенных итальянских земель.

Первыми русскими храмами в Италии стали домовые церкви русской аристократии, еще в первой четверти 19 столетия. Например, в усадьбе у княгини Е.Голициной, графа Н.Демидова и Д.Бутурлина. И хотя государственные решения об открытии православных храмов на Апеннинах были приняты еще в конце 18 века, на практике ни одно из них не было исполнено. Что поделаешь, времена были лихие, бурные политические события, как и сейчас, тормозили многие славные начинания. Лишь в 1823 году в Тоскане был открыт первый, скажем так, «дипломатический» храм.

С новой силой русская православная жизнь во всей Европе «расцвела» после революции 1917 года. Для многих эмигрантов вера стала последним оплотом. «Мы потеряли родину, но осталась церковь», написал один из тех, кто оказался вынужден покинуть новую Россию… Большую роль в расширении русской православной общины в Италии, конечно, сыграла крупная волна эмиграции в начале 1990-х. Когда в страны «загнивающего империализма» хлынул огромный людской поток из бывшего СССР - в поисках новых возможностей для работы, в поисках лучшей жизни.

Итак, православных церквей и приходов в Италии около полусотни. Сегодня мы расскажем про несколько самых известных.

МИЛАН

Паломничество в Милан обычно пролегает вдоль светящихся яркими витринами роскошных улиц Монтенаполеоне и Спига, строгой «Ла Скалы» и ажурного Дуомо. А между тем в итальянской столице моды находится множество православных святынь и несколько (мы насчитали 7) активных православных приходов.

Православный Храм святых Сергия Радонежского и Серафима Сарова

Parrocchia dei Santi Sergio di Radonez e Serafino di Sarov

Милая православная церквушка находится в самом сердце Милана - недалеко от via Dante, ведущей к замку Сфорца, на тихой улочке Джулини (via Giulini), на углу с улицей Порлецца (via Porlezza). Приход святых Сергия и Серафима располагается в боковой капелле Сан-Винченцо - когда-то большой церкви при женском монастыре, основанном еще в 8 веке. Во время второй мировой бомбы союзников оставили от этого монастыря одни руины. В конце 1960-х удалось восстановить лишь небольшую его часть, внутри которой разместились «по-соседски» кинотеатр, силовая установка и приход православной церкви.

Нынешний настоятель храма, архимандрит Димитрий (Фантини) - итальянец, служит на церковнославянском языке. Что-то наизусть, что-то по записям. По профессии отец Димитрий - доктор, и до пенсии совмещал две этих службы. В больнице врачевал тела, в приходе - души.

К отцу Димитрию приходят не только русскоязычные, но и итальянцы. Архимандрит говорит, что некоторые из его соотечественников не просто остаются и переходят в православную веру. Есть такие, кто становится монахом. Есть те, кто священником сегодня служит в других приходах на севере Италии.

Православно-Греческая Церковь Благовещения Святой Богоматери
Chiesa Greco-Ortodossa dell’Annunciazione della SS. Madre di Dio

Этот православный храм находится в районе Corso Buenos Aires, на перпендикулярной ему улице Ромоло Джесси (Romolo Gessi, 19), недалеко от метро Lima. Храм занимает уцелевшую часть исторического здания, где когда-то располагался городской лазарет для больных чумой, свирепствовавшей в Милане в 1630 году. Эти трагические события ярко описал знаменитый итальянский писатель-романист Алессандро Манзони.

РИМ

Церковь святителя Николая Чудотворца

Русский православный храм на улице Палестро (Via Palestro, 69/71) - самый старый из русских приходов в Италии. По указу императора Александра I он должен быть построен еще в 1804 году. Уже и решили, во имя кого освятить церковь - во имя апостолов Павла и Петра. Но внешнеполитическая ситуация помешала, и храм (теперь уже святителя Николая Чудотворца) увидел свет лишь в 1823 году.

Несколько раз он менял свое местоположение. А в 1867-1870 отношения между русской православной церковью и папским престолом накалились до того, что на три года Никольскую церковь вообще закрыли, и русские ездили в Неаполь на богослужения.

Новый и по сей день актуальный адрес храм приобрел в 1931 году, когда приход получил в наследство трехэтажный особняк княжны М.Чернышевой («Палаццо Чернышев»), завещанный ею ещё в конце 1800-х. деньги. Пожертвования на устройство храма были получены даже от королевы Италии Елены Савойской.

Церковь Святой великомученицы Екатерины

И в этом случае история начинается издалека - в конце 19 века, когда начался сбор средств на строительство православного храма в Риме. «Царскую лепту» в 10 тысяч рублей внес Николай II. Вслед за ним пожертвования делали великие князья, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники. А с 1913 года сбор средств шел по всей России-матушке. В 1915 году возглавляемый князем Абамалек-Лазаревым Строительный комитет приобрел участок на холме у набережной реки Тибр на имя посольства России. Однако революция помешала задуманному.

Лишь спустя 80 лет о строительстве храма в Риме заговорили снова, и в 2009 году на вилле Абамелек на территории Посольского комплекса был возведен храм Святой великомученицы Екатерины. Сегодня он считается одной из достопримечательностей Рима. В храме хранятся важные святыни, среди которых - мощи святой великомученицы Екатерины.

ФЛОРЕНЦИЯ

Для начала нужно сказать, что "русская Флоренция" — это целый культурно-исторический феномен. Богатый и многогранный. Особая тяга россиян к красоте Тосканы и ее мягкому климату выражалась не только в частых путешествиях. На залитых солнцем тосканских землях пару столетий назад возникла целая колония состоятельных аристократов и художников.
Православная церковь стала не только одним из самых высоких проявлений русской жизни во Флоренции. Своими прекрасными формами и убранством она обогатила и дополнила культурное достояние "колыбели Ренессанса".

Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца

Строительство этой красивейшей церкви началось еще в 1899 году. За основу проекта было взято московско-ярославское зодчество 17 века - то есть периода наивысшего расцвета русской храмовой культуры. Роскошный мраморный иконостас - дар императора Николая II.

Случилось так, что после революции Русская церковь не могла больше поддерживать храм, и вскоре перешел под крыло Константинополя. В 1920-1930х в нем находились усыпальницы членов греческой королевской семьи - королев Ольги и Софии, короля Константина I.

Однако сегодня прекрасная церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца находится в составе русской православной церкви. Она располагается на via Leone X, недалеко от Центрального вокзала.

САН-РЕМО

Храм Христа Спасителя

Chiesa di Cristo Salvatore

В 1875 году Сан-Ремо впервые посетила Мария Александровна. Российская императрица провела здесь все зимние месяцы. Морской курортный город и без того славился среди русской аристократии своим мягким теплым климатом, способным вылечить почти любые болезни. А после визита Ее Величества жизнь высшего русского общества в Сан-Ремо и вовсе забила ключом. Сюда приезжали на зиму многие известные семьи. А ближайшие православные храмы находились в Ментоне и Ницце.

В начале XX века русская община Сан-Ремо выступила с инициативой построить православный храм. Пожалуй, это первый в Италии случай, когда с идеей выступили не российский Императорский двор, а не Синод, а именно люди. Необходимые средства на строительство были собраны очень быстро. И сам царь выделил 2 тысячи рублей. В 1912 году был заложен первый камень, а через год после этого Храм Христа Спасителя увидел свет.

Православный храм в Сан-Ремо возведен по проекту легендарного архитектора Щусева в стиле московских соборов 17 века. Известно, что его кузина Анна Суханина, которая постоянно жила в Италии, однажды обратилась к двоюродному брату, и он безвозмездно сделал эскиз и подготовил чертежи. А далее церковь строилась под руководством Пьетро Агости - известного архитектора того времени.

Украшенный изразцами и каменной резьбой русский православный храм считается одним из самых красивых зданий в Сан-Ремо. В годы Второй мировой с ним случилось удивительная история - пробив крышу, в церковь попала бомба. Она застряла в полу и не разорвалась!

ТРИЕСТЕ

Церковь Святого Спиридона (по-другому Православный храм Святой Троицы и Святого Спиридона)

Церковь православной сербской общины в Триесте можно отыскать на улице Святого Спиридона (via San Spiridione), что у Большого Канала (Grande Canale). Этот один из старейших православных храмов Италии основан в 1869 году и выполнен в неовизантийском архитектурном стиле.

Образцом для этого стиля - с его приземистыми куполами - послужил Софийский храм в Константинополе и особенно ярко проявился именно в церковном зодчестве. Другой яркий пример - белоснежная базилика Сакре-Кер в Париже.

АПУЛИЯ

Церковь святителя Николая Чудотворца
La Chiesa Russa di Bari

Еще один оплот русского православия находится на самом «каблуке» Италии, в апулийском городе Бари. Говоря об этом храме, снова никак не обойтись без упоминания имени знаменитого русского и затем советского архитектора Алексея Щусева, которого называют одним из самых крупных знатоков древне-русского зодчества. Между делом напомним, что именно по проектам Щусева были возведены мавзолей Ленина и Казанский вокзал в Москве, храм-памятник на Куликовом поле и многие важнейшие российские достопримечательности.

Итак, строительство Церкви Святителя Николая Чудотворца в Барии продолжалось 6 лет - с 1913 по 1919ый. Средства на это снова собирали по всей Руси. По «Высочайшему повелению» на праздники святителя Николая Чудотворца во всех храмах на территории Российской империи устраивался тарелочный сбор - «на БарГрад». Сам Николай II пожертвовал в этот раз 10 тысяч рублей.

Ансамбль церковных построек на Corso Benedetto Croce выполнен в стиле псковско-новгородского зодчества 15 века. В храме есть два придела: верхний — святителя Николая Чудотворца и нижний — святителя Спиридона Тримифунтского. Среди святынь этой церкви - икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

В 2011 году Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналов 2 рубля с изображением церкви Николая Чудотворца в Барии - прекрасного, наполненного светом места, куда каждый православный человек может прийти в порыве отчаяния, чтобы обрести успокоение и душевный мир…

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения св. апостола Павла.

Когда в 67 г. апостол Павел, по повелению Нерона, был усечен мечом за стенами Рима в местности, именуемой «Сальвийские Воды» (Aquae Salviae), где ныне находится церковь во имя святого апостола Павла «на трех Фонтанах», тогда римская благочестивая христианка Лукина (Луцина) собрала священные останки св. Павла и с честью погребла их в загородной усадьбе своей по Остийской дороге (Via Ostiense). С этого времени усадьба эта сделалась усыпальницей древних христиан, известной под именем катакомб св. Лукины.

На том месте, где находится эта церковь, некогда красовался Сессорианский дворец, служивший местом жительства св. царицы Елены, матери св. царя Константина (их память - 21 мая ст.ст.). В стенах дворца и сооружена была в 330 г. св. Константином, по желанию его матери, базилика во имя Честного и Животворящего Креста Господня, или св. Креста в Иерусалиме.

Церковь основана папой Пием (142-157) в доме св. Новата, сына апостола Пуда, и построена по просьбе преподобной Пракседы девы, дочери апостола Пуда и сестры св. Новата. В IX в. папа Пасхалий возобновил эту церковь почти от основания и перенес в нее мученические тела, собранные им в разных катакомбах. По распространенному в Риме преданию, именно св. Пракседа собирала здесь тела мучеников Христовых

Церковь стоит на том месте, где апостол Павел восприял мученическую кончину 29 июня 67 г.
О ней он сам предвозвестил во втором послании к своему возлюбленному ученику, апостолу Тимофею, епископу Ефесскому: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 6-8). Мученическая кончина апостола Павла совершалась так. В последние дни земной жизни апостол Павел содержался вместе с апостолом Петром в Мамертинской темнице.

Церковь построена там, где некогда стоял дом отца преподобной Пудениианы, римского сенатора Пуда, о котором апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимо­фею (2 Тим. 4, 21).

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Название свое Колизей получил от латинского слова «великан». Так назван был впоследствии (в VIII в.) за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 гг. после Р.Х. и называвшийся первоначально Амфитеатром Флавия. Сейчас происхождение этого название возводят к стоявшей рядом гигантской статуи Нерона, Колосс Нерона. Его строили еврейские пленники из Иерусалима, как некогда отцы их сооружали пирамиды для египетских фарао­нов.

Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла.
Св. Севастиан (память 18 дек.) с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г.

Поводом к устроению церкви на настоящем месте и к вышеприведенному наименованию ее послужило следующее событие из жизни апостола Петра, о котором повествуется в Четьих Минеях.

Рима Катакомбами называются подземные кладбища, в которых христиане первых трех веков, страха ради от язычников, полагали своих усопших и мучеников, а также иногда совершали богослужения.

Катакомбы получили наименование по св. Каллисту, папе римскому, который еще до вступления на папский престол, будучи архидиаконом римской Церкви, заведывал, по поручению папы Зефирина, катакомбами и много потрудился над их устройством.

Св. Агния пострадала в гонение Максимилиана в 304 г. на том месте, где ныне стоит на Навонской площади церковь ее имени (Chiesa di Sant’Agnese in Agone), воздвигнутая еще при св. равноапостольном царе Константине. Современное здание на пьяцце Навона - выдающийся памятник барокко (арх. Борромини; 1666 г.)

Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом,

Темница находится у подножья Капитолийского холма, со стороны Римского Форума под церковью Иосифа Обручника (Chiesa di San Giuseppe dei falegnami al Foro Romano), noстроенной братством плотников.

(Panteon), представляющий собой огромную круглую постройку с величественным куполом, был сооружен римским консулом Марком Агриппой, зятем императора Августа, в 27-25 гг. до Р.Х. и посвящен семи языческим божествам. Император Адриан (117-138) перестроил Пантеон и посвятил его «всем богам». Языческое идолослужение совершалось в этом храме до IV в.

Церковь, основанная при св. равноапостольном царе Константине на том самом месте, на котором в гонение Адриана, в 120 г., пострадали св. великомученик Евстафий Планида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист.

Победоносца Георгиевская церковь в древнем районе Велабро была уже известна с VII в. - как учреждение диаконии, центра церковной благотворительности для римского населения.

Первоначальное описание церкви восходит ко временам св. царя Константина; в 560 г. она была перестроена папой Палагием. В ней св. Григорием Двоесловом была произведена 36-я беседа его на Евангелия.

Храм Мария д’Аракоели (ин Арачели) стоит на самой вершине Капитолийского холма, на развалинах некогда находившегося здесь храма Юпитера Капитолийского, и была известна уже в VI в. как церковь Санта Мария де Капитоло, то есть Божией Матери «Капитолийской»

В Риме трудно найти паломника, который бы не посетил Святую Лесницу — одну из самых известных христианских святынь. Церковь Святой Лестницы находится вблизи собора Св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano). Фасад этой церкви работы Доменико Фонтана относится к 1585 году.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Базилика святых мученика Бонифатия (Вонифатия) и Алексея человека Божия на Авентинском холме в Риме сегодня открывается пред глазами паломников в своем барочном «обличии», обретенном при радикальной перестройке в середине XVIII столетия. И трудно представить, что под этой «современной» базиликой находятся еще две, относящие нас к III и IX векам.



Святыни северной Италии

– один из самых красивых городов северной Италии. Первые поселения возникли здесь еще в IV в. до Р.Х., благодаря выгодному географическому положению на реке Адидже. Значительное развитие город получил с середины I в. до Р.Х., когда был включен в состав Римской Империи. После падения Империи Верона стала столицей лангобардов и остготов, но это мало отразилось на ее развитии, зато время Средневековья украсило ее церквями и соборами. Романский и готический стили придают городу неповторимый колорит

Согласно древней традиции, св.Лука, родом из Антиохии в Сирии, умерший в преклонном возрасте (84 года), был захоронен в г. Тебе — столице греческого региона Беоция. В начале IV века его мощи были перевезены в Константинополь, в Базикику Двенадцати Апостолов.

Реликвия, или часть мощей Святителя Николая, представляет собой одну кость левой руки и находится при церкви Сан Николо в Порту с 1177 года, как гласит древняя летопись.

Чтобы лучше понять кто такая святая Фекла, начнем с бегства св. ап. Павла из Антиохии Писидской в Иконию. Некий житель Иконии по имени Онисифор знал, что апостол будет проходить через их город и вышел встречать его на Царской дороге.

Одна из самых древних церквей в Милане, по преданию, была построена святым Амвросием Медиоланским в 379-386 гг., в районе захоронений христиан — жертв религиозного преследования в римский период. В то время церковь называлась Basilica Martyrum (Базилика мучеников).

Начало существованию "Православной Церкви Италии" было положено в 1991 г., когда «епископом Априлийским и Латиумским» Антонио (де Россо), отделившимся от «Православной Церкви Португалии» , была зарегистрирована независимая Равеннская епархия. Антонио (де Россо) является бывшим римо-католическим священником, лишенным священного сана. До присоединения к Португальской Церкви некоторое время принадлежал к Бельгийской Старокатолической Церкви. Епископское посвящение получил в юрисдикции «Православной Церкви Португалии», однако вскоре покинул и данную группировку. В 1993 г. епископ Антонио подал прошение о присоединении к канонической Болгарской Православной Церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Максимом. Постановлением № 264 от 6 октября 1995 г., принятым на синодальном заседании болгарских архиереев, независимая итальянская епархия была включена в состав Болгарского Патриархата на условиях автономии. В Болгарской Православной Церкви церковно-административная единица, возглавлявшаяся епископом Антонио (де Россо), получила наименование «Автономная Епархия Равеннская и Итальянская». Однако пребывание данной структуры в ограде канонической Церкви оказалось недолгим. В 1997 г. епископ Антонио перешел в схизматическую Болгарскую Православную Церковь, возглавлявшуюся «патриархом» Пименом, что было подтверждено постановлением раскольнического Синода № 190 от 1 июля 1997 г. После означенной смены церковной юрисдикции епископ Антоний был возведен в сан «митрополита», а подчиненная ему епархия обрела статус митрополии, получив наименования «Православная Церковь Италии» и «Итальянская Автономная Митрополия». Помимо этого митрополит Антоний стал постоянным членом Священного Синода раскольнической Болгарской Церкви.

В январе 2007 г. в общение с «Православной Церковью Италии» вошел «митрополит Авлонский и Виотийский» Ангелос (Анастасиу), бывший иерарх старостильнического «каллиникитского» Синода Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции. «Митрополит» Ангелос родился в 1950 г. Окончил богословский факультет Афинского университета. Пребывал в юрисдикции старостильнического «Синода Противостоящих» Церкви ИПХ Греции. Рукоположен во диакона в 1975 г., во иерея в 1978 г. Во епископа Фессалоникийского рукоположен в 1996 г. В 2002-2007 гг. находился в юрисдикции т.н. «каллиникитского» Синода Церкви ИПХ Греции.

В 2008 г. в юрисдикцию "Православной Церкви Италии" вошел "архиепископ Острийский и Латиумский" Базилио (Грилле), иерарх "Украинской Автокефальной Православной Церкви (канонической)". В новой юрисдикции он приобрел титул "архиепископа Флорентийского".

"Архиепископ" Базилио является доктором теологии и преподавателем греческого и латинского языка в Университете Angelicum Pontificia (Рим, Италия). "Архиерейскую" хиротонию принял 26 февраля 1995 года в юрисдикции «Священного Миланского Синода». В начале 2007 года вошел в юрисдикцию «Украинской Автокефальной Православной Церкви канонической».

20 февраля 2009 г., на шестьдесят восьмом году жизни упокоился основатель и "Предстоятель" данной религиозной организации "архиепископ Равеннский, митрополит всея Италии" Антонио (де Россо). Новым "Предстоятелем" автоматически стал усвоивший себе титул "митрополита" второй "иерарх" "Православной Церкви Италии" "архиепископ" Базилио (Грилле Мичелли).

«Православная Церковь Италии» сохраняет в своей литургической практике юлианский календарь. Кафедральный храм находится в монастыре святого Антония деревне Априлиа. В составе группировки имеется десять храмов, богослужения в которых совершаются на итальянском и украинском языках. Последнее обстоятельство объясняется тем, что среди последователей «митрополита» Антония имеется достаточное количество эмигрантов украинского происхождения.

В настоящее время «Православная Церковь Италии» входит в раскольническую «семью Поместных Православных Церквей», в которой, помимо нее, состоят альтернативная «Болгарская Православная Церковь», Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), Черногорская Православная Церковь и Православная Церковь Македонии.

Италия – одна из древних колыбелей христианства. К сожалению, разделение 1054 года существенно уменьшило контакты христианского Востока с итальянскими христианами. Тем не менее православие продолжало свою жизнь в этом крае, развивалось.

Ставропигиальный храм Русской Православной Церкви в Риме в честь св. вмц. Екатерины

Живы, активны православные приходы в Италии и сегодня. Сегодня особенно, когда в Италию устремляются, в надежде трудоустроиться, многие украинцы, румыны, молдаване и другие представители православных культур. Чем живёт православие в Италии сегодня? Какое место занимает среди других христианских конфессий? Чем отличается итальянское православие от других европейских Православных Церквей? На эти и другие вопросы отвечает известный историк итальянского православия, литератор Михаил Талалай (Италия).

– Расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш интерес как исследователя к сфере истории Церкви, в частности православной Италии?

– Как исследователь я сформировался на родине – в Ленинграде/Петербурге и поначалу позиционировал себя как краевед. Существовало и существует также неуклюжее «петербурговед» (москвичам-москвоведам тут лучше). В области краеведения меня занимали «белые пятна», те зоны истории великого города, которые в советские времена табуировались. Одним из главных направлений моих поисков была церковная история Петербурга, храмостроительство и даже «храморазрушение», что считалось антисоветским дискурсом. Первая моя статья, в самиздате, анонимная, так и называлась – «О судьбе петербургских храмов». Я хорошо представлял историю Церкви новейшего времени, знал имена, специфику, участвовал в православной жизни позднесоветского Ленинграда. Когда же стал обосновываться в Италии – а это был постепенный процесс – очень органично очутился в православной Италии. Долгое время я был прихожанином православной общины во Флоренции, а это (у меня есть специальная статья) – «петербургский памятник», так как с берегов Невы приехали архитектор, художники и многие другие. А главный стимул, как и для всех исследователей, для меня состоял в том, что история православной Италии была совсем не изучена – в отличие, скажем, от Франции и Германии, где существует развитая православная диаспора.

– Какими юрисдикциями представлено нынешнее православие в Италии?

– Почти всеми! Проще сказать, каких нет. Была даже представлена Автокефальная Православная Церковь в Польше! Но здесь – специфика Италии: так как в «польскую» православную общину входили итальянцы, жители Сардинии, так уж получилось во время поисков канонической основы. Конечно же, широко представлены все национальные Церкви – Румынская, Болгарская, Грузинская и другие. Есть даже старообрядческая община – самая большая в Западной Европе.

– В чем уникальная специфика православия в Италии по сравнению с другими европейскими странами?

– В первую очередь Италия находится под сенью Ватикана, пусть это официально другое государство: Папы Римские, даже и не итальянцы, по традиции охотно принимают участие в итальянских делах. Так что – густая католическая среда, на фоне которой, до недавних времен, до Второго Ватиканского Собора, православных воспринимали как схизматиков. Теперь наши Православные Церкви воспринимают здесь как разделенные Церкви-Сестры, и итальянцы проявляют в отношении нас радушие, что и в целом свойственно этому чудесному народу. Однако не приветствуются переходы из католицизма в православие: «Где родился, там и сгодился». Наши священники ведут себя весьма дипломатично и «миссией» не занимаются. Другая особенность – Римско-Католическая Церковь за два тысячелетия практически беспрепятственной деятельности собрала на италийской земле великое множество святынь – мощей, икон, и для православных это источник радости и вдохновения.

– Почему самые многочисленные православные общины в современной Италии – румынские, молдавские?

– Потому что здесь это самая могучая диаспора эмигрантов. У Италии были особые отношения еще с социалистической Румынией, которая на поздних порах не препятствовала трудовой эмиграции. На автомобильных фабриках Турина еще в 80-е годы появилась масса румын (и в их числе – потомков старообрядцев, бежавших от Петра Первого в турецкие земли, ныне румынские). Румынам и молдаванам проще освоиться в итальянском пространстве и благодаря языковой близости. Интересно, что эти народы не сливаются под одними православными «куполами»: молдаване жалуются, что румыны к ним относятся свысока, и посему предпочитают общины Московского Патриархата, где к тому же выходцы из бывшего Советского Союза с общим культурно-политическим прошлым.

– В каких итальянских регионах больше всего православных и почему?

– Там, где больше всего эмиграции из Восточной Европы – в промышленно-развитых северных областях (в Ломбардии, Пьемонте, Эмилии-Романье).

– Есть ли итальяноязычные православные приходы в Италии или православие здесь слишком тесно связано с национальной идентичностью мигрантов, членов общин?

– Конечно, в настоящий период массовой трудовой эмиграции на первом плане – национальная идентичность. Однако в 1970–80-е годы было иначе. Существовала целая группа италоязычных приходов – в Милане, Турине, Болонье, Палермо. Это уникальное явление – православной диаспоры тогда почти не существовало, за исключением греческой, весьма обособленной, этноцентричной. И в тот момент едва теплившуюся православную жизнь поддержала плеяда итальянцев, принявших православие. Некоторые из них, будучи учителями, врачами и проч., стали священниками, продолжая свою прежнюю профессиональную деятельность. В поисках канонической основы они преимущественно обустроились под омофором Московского Патриархата, который не боялся трений с Ватиканом из-за этих переходов (случалось, что и католические священники принимали православие, а это уже скандал). Сейчас выросло уже новое поколение православных священников-итальянцев.

Ставропигиальный храм Русской Православной Церкви в Риме в честь св. вмц. Екатерины, интерьер

– Во Франции в своё время был проект Галльской Церкви, который, однако, из-за эксцентричности личности Ковалевского, одного из его инициаторов, так и не был реализован в полной мере (новая юрисдикция всё же появилась, но не была признана канонической). А были ли проекты Итальянской Православной Церкви?

– Да, такая попытка была, но, увы, ее осуществил ушедший в раскол Евлогий Хесслер, бывший католический монах, ставший в 1970-е годы православным иеромонахом, главой большой миланской общины в составе Московского Патриархата. Однако он в чаянии епископского сана ушел к греческим «старостильникам», и за его перемещениями теперь вообще трудно уследить. Пытался он провозгласить и Итальянскую автономию. Все это весьма маргинально…

– Православные в Италии служат преимущественно в арендованных помещениях, или предоставленных местными властями домах, приспособленных под храм, или…?

Общего правила нет. Если говорить о соотечественниках, то есть и исторические храмы, устроенные императорской Россией: их пять, и они стали предметом моей диссертации, а затем монографии. Конечно, новые православные общины ищут поначалу опустевшие католические пространства и часто находят: католики передали православным свои упраздненные церкви в Милане, Турине, Неаполе и ряде других городов. Но иногда межконфессиональные отношения не складываются, по разным причинам. Встречаются католические архиереи, которые – негласно – но не приветствуют рост православной диаспоры, и в таких местах приходится арендовать или искать поддержку у других некатолических конфессий. Например, в Неаполе – при предыдущем архиепископе православным пришлось поначалу служить у вальденсов, потом при братстве св. Эгидия. Пришел новый католический архиерей – и ситуация кардинально изменилась.

– В последнее время среди итальянских католиков наблюдается интерес к православному наследию. Одним из подтверждений этому может служить огромный христианский форум в Римини, который предоставляет свои площадки для экспозиций о православии: и для выставки о новомучениках и истории гонений на Православную Церковь (2013), и для выставки о митрополите Антонии Сурожском (2015) и пр. Как Вы думаете, с чем связан такой интерес?

– Итальянцы – чувствительный живой народ. В последние годы многие заинтересовались истоками христианства, иконой, восточной мистикой. Есть даже некая мода на так называемый восточный, или византийский обряд. Кроме того, итальянцев поразило свидетельство православия перед лицом небывалых гонений. Удивляет их и размах паломничества православных – например, в Бари, к Святителю Николе Чудотворцу.

Беседовала Анна Голубицкая



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: