Какой двигатель на танке т 14. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата. Каков оптимальный путь

Технические характеристики Т-14

  • Компоновочная схема лафетная
  • Масса 48-53 тонны (в зависимости от комплектации)
  • Экипаж 3 человека
  • Двигатель предположительно А-85-ЗА мощностью 1500 л. с.
  • Скорость на шоссе до 90 км/ч
  • Запас хода по шоссе 500 км
  • Вооружение гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М, пулеметы «Корд» и ПКТМ
  • Броня комбинированная многослойная
  • Активная защита «Афганит»
  • Динамическая защита «Малахит»

Самым долгожданным из новых образцов стал основной боевой танк (ОБТ) на базе «Арматы», получивший индекс Т-14. Появление его на параде Победы анонсировали еще много лет назад, и все с нетерпением ожидали дебюта. Несмотря на заминку во время репетиции парада, новую машину публика восприняла с трепетом. И дело даже не в пугающе-футуристичном облике. Просто новинки в этой области появляются редко, и каждая из них приковывает к себе пристальное внимание.

Новый танк имеет ряд особенностей, присущих исключительно ему (во всяком случае если мы говорим о серийных машинах). Во-первых, боевой отсек Т-14 необитаем, а все три члена экипажа располагаются в бронекапсуле в передней части ОБТ. Во-вторых, машина имеет продвинутый комплекс активной защиты и радар с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). В-третьих, в будущем танк может получить новое оружие, в частности, пушку калибра 152-мм вместо штатного 125-мм орудия.

Чтобы обеспечить хорошую осведомленность, Т-14 буквально напичкали датчиками. Создатели заявляют, что радар может отслеживать 40 наземных и 25 воздушных целей на дальности до 100 км. Комбинированная многослойная броня включает в себя бронесталь марки 44С-СВ-Ш и другие новые материалы. Динамическую защиту можно снять или, наоборот, оборудовать новыми модулями.

Мифы и реальность

Еще до того, как танк был представлен, вокруг него появилось множество мифов. Например, что Т-14 — штучный образец, который никогда не пойдет в серию. В доказательство приводят закрытые программы прошлых лет. И правда, еще в 1990-е годы существовал проект «Черный орел». Этот ОБТ имел много конструктивных новинок, но от него отказались по финансовым причинам. Но сегодня другое время, и, если не будет форс-мажоров (например, возможного банкротства производителя Т-14 «Уралвагонзавода»), танк запустят в серию.

Еще одним предметом критики стала стоимость ОБТ. Если последние модификации Т-90 стоят около 4 млн долларов, то цена нового танка составит 6-8 млн. Ряд экспертов полагает, что армия не потянет столь дорогой танк. На самом деле стоимость Т-14 сравнима с западными аналогами. Например, последние модификации американского М1 Abrams обходятся армии США в 6 млн, а контрактная цена французского Leclerc и вовсе доходит до 10 млн долларов.

По удельной мощности Т-14 и правда превосходит зарубежные аналоги. Так, немецкий Leopard 2А6 при намного большей массе (62 тонны против 48-ми) имеет такую же мощность (1500 л. с). Но современный танк — это не только броня, двигатель и орудие. Это множество сложных электронных и оптических систем, которые должны работать как единое целое. Удалось ли российским разработчикам достичь уровня технической оснащенности западных машин — вопрос. Отечественная электроника никогда не считалась передовой, а политика может повлиять на международное сотрудничество в этой сфере.

Указывается, что Т-14 имеет «революционную» схему расположения экипажа, но это тоже не совсем так. В Америке еще в 1980-е годы на базе танка М1 был создан ОБТ с размещением экипажа в передней части и необитаемой дистанционно управляемой башней. Тогда же похожую концепцию разрабатывали немцы. Были и другие попытки создать замену традиционным танкам, однако все они закончились ничем.

Проблема заключалась не только в сложности нового подхода, но и в том, что классическая схема казалась более привычной и продуманной. Взглянем в качестве примера на новый танк. Т-14 имеет два люка на троих членов экипажа, и оба они размещены в передней части ОБТ. Но что если нос танка окажется под водой или на него упадут части рухнувшей постройки? Не окажется ли экипаж в ловушке в такой, казалось бы, привычной для танкистов ситуации? При классической компоновке люди могут быстро покинуть машину через башню, а в случае с Т-14 такой возможности просто нет. Не способствует размещение бок о бок и большему комфорту (а ведь именно «стесненность» экипажа всегда считалась чуть ли не главным бичом отечественных ОБТ).

С другой стороны, концепция Т-14 резко повышает выживаемость танкистов, и теперь уничтожение башни совсем не означает гибель людей. Автомат заряжания и боекомплект изолированы друг от друга, и при попадании в боевой отсек детонации всего боезапаса не произойдет.

Увеличивать живучесть танка призвана и новая активная защита. Установленная на Т-14 КАЗ «Афганит» может спасти машину от снарядов и противотанковой управляемой ракеты. После обнаружения угрозы радаром срабатывает контрбоеприпас, который может перехватить цель, летящую со скоростью до 1700 м/с. Кроме того, имеются маскирующие элементы, которые срабатывают одновременно и создают завесу, блокирующую системы лазерного и ИК-наведения.

В теории КАЗ эффективен, но на практике этот принцип связан с рядом проблем. Любой танк, будучи крупной и малоподвижной машиной, де-факто является идеальной мишенью для современного оружия. Никакая активная защита не сможет спасти его от множества управляемых бомб и ракет. Добавим, что современные противотанковые средства, такие как самонаводящиеся суббоеприпасы BLU-108/B или ПТРК Javelin, поражают слабозащищенную крышу танков, и противодействовать им очень сложно.

Иными словами, выживаемость Т-14 в боевых условиях будет зависеть от многих факторов, среди которых защита самого танка на первом месте не стоит. В наше время ОБТ вообще перестали быть первой скрипкой на поле боя и выполняют, скорее, вспомогательные функции.

Интересный момент связан с главным калибром. В мае заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что у Т-14 будет новая 152-мм пушка и снаряд, «прожигающий до одного метра стали». Среди других ОБТ машин с таким мощным орудием нет, и это неспроста. 152-мм снаряды весят намного больше снарядов калибра 120 и 125 мм. Для их перезарядки нужно больше времени, а ствол пушки в этом случае работает буквально на износ. Переход на калибр 152 мм может быть вынужденной мерой, поскольку старые советские 125-мм боеприпасы не эффективны против современной брони. В то же время, по мнению экспертов, западные снаряды аналогичного калибра могут весьма успешно поражать любую бронетехнику.

В целом концепцию Т-14 нельзя назвать хорошей или плохой. Она просто другая, и только долгая эксплуатация покажет, насколько этот подход себя оправдал. Т-14 достаточно современная боевая машина, и при условии устранения «детских болезней» она сможет быть эффективной. Тем более что в танке заложен большой модернизационный потенциал.

Похожей точки зрения придерживается и российский блогер, военный эксперт и сотрудник студии — разработчика симуляторов Eagle Dynamics Андрей Крюченко.

— Проводить аналогию с западными машинами не стоит. Лучшие западные образцы были разработаны в 1970-1980-х годах прошлого столетия и, соответственно, технологически и концептуально берут свое начало из тех времен, — говорит он. — Было бы странным решение создавать новый танк, опираясь на концепцию стоящих на вооружении западных танков, ведь за прошедшие сорок с лишним лет появилось очень много новых технологий, особенно в области управления, передачи и обработки данных. Собственно, «Армата» — попытка эти технологии интегрировать в боевой машине. С одной стороны, использование этих технологий дает определенное количество преимуществ, с другой — при таком новаторстве неизбежны минусы.

Разработчикам просто неоткуда было заимствовать готовые современные решения: с момента окончания холодной войны развитие бронетанковой техники в мире практически остановилось, поэтому многие решения в танке являются неопробованными и рискованными. Армии можно было, конечно, закупать вместо Т-14 танк Т-90АМ. Но он несильно превосходит своих предшественников по всем параметрам. Поэтому закупка Т-90АМ не очень рациональна, модернизация уже выпущенных Т-72 и ранних Т-90 до уровня Т-72БЗ или Т-72Б2 видится более разумным решением. В целом Т-14 получился очень спорным. Будет ли танк успешным — покажет время.

История вопроса

Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.

Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.

Танки с традиционными решениями, такие как « » и « » не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой () требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.

В конце 70-х и на протяжении 80-х годов харьковское КБ было выбрано головным по теме создания перспективного танка 90-х. Данные события рассмотрены с точки зрения одного из разработчиков танка, ответственного за его электронную составляющую - . Варианты рассматриваемых в 80-е компоновок рассмотрены в материале - .


Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.

Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский , который обладал весьма смелой компоновкой. Которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.

В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов.

Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстветак и не будет создан.

Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» - танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО.

С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, к то-то называл фанерным и выдумывал несуществующие недостатки.


Компоновка

Схема с сосредоточением экипажа в передней части корпуса, требует максимальной автоматизации управления оружием, установленным в боевом отделении, создавая ряд трудностей технического порядка. Такая схема представляет интерес вследствие больших возможностей усиления защиты экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшением условий взаимодействия личного состава.

При размещение 3 членов экипажа плечом к плечу, как это сделано, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

Такая схема не однократно рассматривалась, начиная с 70-х годов в разных странах, но применения в танкостроении за исключением экспериментальных макетов, таких как американский не нашла.

Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.

Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ) установленный на танке предназначен для замены стрелочных контрольно-измерительных приборов и обеспечения решения задач управления, контроля функционирования, оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси и выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.

Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображениес тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.


видеосмотровое устройство иблок кнопок управления

Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа

Мониторы ПМФ-5.0 с ЖК-панелями высокого разрешения из серии многофункциональных панелей «5».

Слева на фото пульт наводчика.

Изделия ПМФ-5.0 (5.1) имеют расширенный набор интерфейсов, в том числе сенсорную панель с функцией мультитач и пр.

Разработка конструкторского бюро приборостроения (УКБП) которое входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Информационно управляющая система выводит надисплее информацию о состоянии систем вооружения, защищенности, подвижности и пр.

Информационные сообщения выводится на экран ниже, красным показаны критические сообщения, желтым важные, белым штатные.


Вид на места командира и наводчика. Панели командира (3) правая часть фото.

На них выводится видеоинформация от внешних источников, синтезированная видеоинформация устройств (ТВ камеры, прицельные комплексы), обмен информацией, выдача навигационной картографической информации, а также ввод и передачу информации для управления основными системами танка. Пульты управления установлены под панели, наводчик и командир обладают аналогичными устройствами

Устройства производятся в РФ и унифицированы для всей линейки перспективных наземных машин («Армата», «Курганец», «Бумеранг»). Производство и сборка устройств все еще происходит вручную, но надежность их растет.

Именно на этих устройствах основано управление танком.


Место командира. Визуальный обзор местности осуществляется через три смотровых прибора. Основную информацию предполагается получать через расположенные по периметру танку ТВ камеры и многоканальный панарамический прицел-прибор наблюдения.

Такое решение можно назвать весьма смелым, особенно для наземной техники, где условия намного более жесткие, чем в авиации. Справа пульт управления АВСКУ-Е (аппаратура внутренней связи, коммутации и управления). Под пультом - оптический датчик системы противопожарного оборудования (ОД1-1С). Установка оптических датчиков и быстродействующих баллонов в боевом отделении обеспечивает обнаружение пожара и выброс огнетушащего состава за время не более 150 мс. Такие датчики установлены по всему периметру капсулы

Вид на заднюю часть капсулы экипажа. Видны системы вентиляции и кондиционирования воздуха


Несмотря на множество цифровых новинок некоторые традиции в постсоветском танкостроении незыблемы, например не очень аккуратные сварочные швы.

Удобные сидения - большой шаг вперед в сравнении с танками прошлого поколения

Вид на боковую часть капсулы экипажа с места наводчика. Сидения экипажа имеют широкий диапазон регулировок, обеспечивая удобство экипажа


Защита

Компоновка «Арматы» аналогична отработанной на «Объект 195». Повышение защищенности экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в башне, в высокозащищенный носовой модуль корпуса, масса защиты которого может быть увеличена на величину уменьшения массы защиты башни, вследствие уменьшения ее габаритов и внутреннего объема, предназначавшегося для рабочих мест экипажа.

Повышение защищенности и выживаемости экипажа в модуле достигается уменьшением суммарной площади внутренних поверхностей модуля управления (по сравнению с обитаемым отделением танков классической компоновки).

Модуль вооружения отделен от модуля управления поперечной перегородкой, что уменьшает вероятность поражения экипажа в модуле.

Пожаровзрывобезопасность модуля и выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест экипажа от загерметизированного объема топлива и от боекомплекта.

Схематическое изображение общей компоновки

танка Т-14 «Армата» (аналогичная Т-95)


Указанное авторами патента преимущество, наряду с вышеперечисленными, обладает и еще одним недостатком - недостаточной защитой башни. К этому вопросу придут, как пришли и разработчики перспективного танка советских времен - «Молот», «Нота».

Комплекс защиты танка включает комбинированную и динамическую защиту, установленную в обеспечивающую защиту передней части корпуса с капсулой экипажа.

Также динамическая защита устанавливается на бортах корпуса (до моторно-трансмиссионного отделения). Спереди гусеничные ветви перекрыты ДЗ, что особенно важно при размещении экипажа в корпусе. В передней части борта корпуса блоки ДЗ выполнены откидными для простоты обслуживания ходовой части. В целом решения по установке ДЗ напоминают ее установку на танке «Нота» (ХКБМ).

Сверхудинамической защитой прикрыта башня, также ДЗ устанавливается для защиты капсулы, включая люки. Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.

ДЗ прикрывает как верхнюю так и нижнюю деталь носового узла корпуса.

Внешне ДЗ аналогично устанавливаемому на Т-95. рабочая поверхность метаемой плиты значительно увеличена

Технические требования к перспективному танку заданные еще во времена СССР требовали обеспечения защиты сверху от кумулятивныхбоеприпасов с бронепробивной способностью 250- 300 мм. Несмотря на небольшой габарит крыши и люков, что прекрасно видно на фотографиях, можно предположить, что это требование выполнено.

Важнейшей особенностью танка является применения комплекса средств для защиты от высокоточного оружия. Включают они комплекс активной защиты, обеспечивающий прикрытие в диапазоне 120° по направлению башни танка и комплекс постановки многоспектральных завес и комплекс индикаторов лазерного и УФ излучения установленный по периметру башни.

Чтобы выстреливать ложные ИК и РЛ цели быстро и точно в направлении средства нападения откуда бы оно не подлетало, без поворота башни, требуется использование быстро поворачиваемых гранатометов.

Таким образом, от атакующих в горизонтальной проекции боеприпасов защиту обеспечивает КАЗ и комплекс постановки помех (в двух поворотных установках на башне). А от атакующих сверху - комплекс постановки помех (в двух фиксированных установках направленных верх).

Также устанавливается система противоминной электромагнитной защиты.

Комплекс защиты танка от ВТО

По периметру башни размещены индикаторы лазерного облучения и ультрафиолетового излучения (система обнаружения пуска ракеты).

Под передними индикаторами облучения и пуска ракет размещены РЛС с ФАР обнаружении и целеуказания КАЗ. На крыше башни система пуска многоспектральных помех в поворотных ив фиксированных установках

Индикаторы облучения и пуска на фото и в ходе демонстрации на параде прикрываются заслонками. Рядом с блоком индикаторов ТВ камеры переднего и бокового обзора


Под блоком РЛС установлены пусковые установки КАЗ. КАЗ «Афганит» является развитием системы «Дрозд». Эта разработка ЦКИБ СОО берет свое начало еще в 80-х. Отличием от «Дрозда» является возможность коррекции отстреливаемого контрбоеприпаса по азимуту (~0,5 м ) и по вертикали (±4°). Комплекс обладает возможностью поражения противотанковых ракет атакующих цель на пролете, но от атакующих сверху не защищает

Для снижения заметности танка на башне устанавливается легкий кожух с геометрическими характеристиками оптимальными для снижения заметности в РЛ диапазоне длин волн


Вид сбоку на Т-14 армата, в центральной трети корпуса установлены блоки ДЗ оптимизированные для защиты от кумулятивных БЧ при угле попадания близком к нормали

Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.

Видны крепления бочек для топлива. На параде в Москве «Арматы» были без них. Видимо считают, что не модно

Огневая мощь

На танке установлена 125ммпушка повышенного могущества 2А82-1М. Судя по патентам пушка, может использовать как штатные выстрелы, так и вновь разрабатываемые с увеличенным пороховым зарядом. Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания, 8 - возимый). Идеология АЗ сохранена от «Объекта 195», но малый боекомплект 152 мм увеличен до приемлемого значения.

7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке на совмещенной с панарамическим прицелом-прибором наблюдения платформе. Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте.

Отсутствие спаренного с пушкой пулемета решение странное и несомненно неправильное. Это приведет к повышенному расходу боекомплекта наводчиком на не соответствующие снарядам 125 мм цели, к отвлечению командира от наблюдения за полем боя при применении единственного пулемета. Какое-то оправдание этому может быть в виде увеличенного на 10 выстрелов по сравнению с Т-72 автоматизированному боекомплекту. Автоматическая пушка калибра 30 мм как было на «Молоте» и Т-95, тоже отсутствует.



Схема АЗ необитаемой башни.

Снаряды и заряды располагаются вертикально.

Конвейер поднят над днищем корпуса для исключения заклинивания при прогибе днища (подрыв на мине).


Идея установки такой пушки возникла давно, еще в конце 70-х (Д-91Т) и продолжалась в дальнейшем, включая «Объект 187». По своему потенциалу она на 30% превосходит штатную.

Известно, что выстрелы повышенного могущества 3ВБМ22 с БПС 3БМ59 «Свинец-1» и 3ВБМ23 с БПС 3БМ60 «Свинец-2» с L=740 мм обладают повышенной по сравнению с штатным (3БМ44 «Манго» - 440 мм) бронепробиваемостью на 100- 150 мм. Усовершенствованные БПС разработанные для «Арматы» вероятно, достигнут уровня более 800 мм (450/60 °). Обеспечивается возможность использования как штатных боеприпасов, так и вновь разработанных боеприпасов повышенного могущества.

Правда достигнут ли вопрос открытый, все эти темы ведутся уже больше двух десятилетий. Так те же «Свинец-1» и «Свинец-2» в формально в составе боекомплекта модернизированных Т-72БА, Т-80УА, Т-80УЕ1 еще с 2004 года.

Для борьбы с пехотой разработан выстрел 3ВОФ128 «Тельник»-1 (Завершение выполнения ОКР - 2014 г.) В снаряде реализован траекторный разрыв на подлете к цели (в упрежденной точке) с поражением цели осевым потоком ГПЭ; траекторный разрыв над целью с поражением цели круговым полем осколков корпуса; ударный наземный разрыв с установкой на мгновенное (осколочное) действие; ударный наземный разрыв с установкой на осколочно-фугасное действие (малое замедление); ударный наземный разрыв с установкой на проникающе-фугасное действие (большое замедление).

Стабилизатор вооружения 2Э58 - электромеханическийс электрическим приводом вертикального и горизонтального наведения. Обладает пониженным энергопотреблением, повышенной точностью и меньшей пожароопасностью.

Приемо-передатчик УУИ-2 устанавливается у основания ствола. Обеспечивает автоматическое измерение изгиба ствола в процессе стрельбы.

Датчик ветра и давления (ДВД). Датчик емкостного типа обеспечивает измерениепродольного, поперечного ветра и атмосферного давления.

Подвижность

«Армата» оснащена 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом 2В-12-3А. Механизм поворота с ГОП

Мощность двигателя 1200 лошадиных сил. По заявлениям разработчиков существуют возможности форсирования до 1500- 1800 л.с. в перспективе.

Общая емкость топливной системы танка 2015 литров с двумя подключенными бочками. Из них во внутренних и наружных топливных баках танка 1615 литров, топливо частично размещено внутри корпуса (816 литров), остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.

Трансмиссия механическая с планетарной центральной коробкой передач с автоматическим переключением. Встроенный реверс может обеспечивать равное количество передач переднего и заднего хода, что является важным при унификации шасси с задним и передним расположением МТО. Привод вентиляторов охлаждения двухступенчатый управляемый.

Жесткость подвески составляет 167…206 кН/м, а сопротивление гидравлического амортизатора на прямом и обратном ходах не превышает 55 кН и 120 кН, соответственно.


торсионный вал имеет уровень рабочих напряжений более 147·104 кН/м 2 и допустимый угол закрутки более 80°.


Демпфирующая характеристика гидроамортизатора является скоростной, то есть представляет собой зависимость усилия сопротивления от скорости на рычаге. Кинематическое соединение гидроамортизатора с подвеской выполнено с возможностью обеспечения передаточного отношения вертикальной скорости опорного катка гусеничного движителя гусеничной машины к скорости перемещения рычага гидроамортизатора 0,15…3,5 с увеличением в конце хода опорного катка.

Достигается повышение прогрессивности характеристики подвески системы подрессоривания и плавности хода гусеничных машин массой до 55 т.


1- направляющее колесо; 2 - гусеницы; 3 - опорные катки; 4 - поддерживающие катки;

5 - торсионный вал; 6 - балансир; 7 - гидроамортизаторы; 8 тяги


Изображена прогрессивная характеристика подвески, в сравнении с характеристикой подвески танка «Леопард 2»




Оценка проекта

Позитивная сторона проекта в том, что он все же был осуществлен, в большей степени, чем любой из существовавших проектов перспективного танка на постсоветском пространстве после создания танка Т-64.

Позитивным для отрасли в РФ является освоение новых технологий (сенсорные панели), новая элементная база в системах управления танком (ИУС, СУО и пр.), освоение которых может стать серьезным толчком в развитии электронной промышленности.

Уделено достаточное внимание комплексной защите танка - КОЭП, КАЗ, ДЗ и пр.

Эргономика соответствует современным требованиям.

Негативные особенности танка вытекают из выбора его компоновки, это невозможность обеспечения достаточного габарита бортовой брони капсулы из за размещения экипажа плечом к плечу, уязвимость башни от огня современных автоматических пушек, отсутствие визуального канала прицелов командира и наводчика, невозможность обеспечения кругового обзора с места командира. Выхлоп на оба борта повышает ИК заметность танка.

Из устранимых недостатков можно отметить отсутствие спаренного с пушкой пулемета. И прицела-дублера наводчика.

И главное, что можно еще добавить, танк проходит испытания, выпущено их на данный момент небольшое количество. Большинство систем, устанавливаемые в «Армате» еще достаточно не освоены, несомненно потребуется большое время чтобы вылечить «детские болезни». Так что быть или не быть «Армате» покажет время.

Вопроса


Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.

Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.

Танки с традиционными решениями, такие как «Объект 255» и «Объект 480» не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой (Объект 450) требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.

Данные работы подробно описаны в материале ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова. Часть 2.

В конце 70-х и на протяжении 80-х годов харьковское КБ было выбрано головным по теме создания перспективного танка 90-х. Данные события рассмотрены с точки зрения одного из разработчиков танка, ответственного за его электронную составляющую - Последний рывок советских танкостроителей (дневник участника разработки танка «Боксер»). Варианты рассматриваемых в 80-е компоновок рассмотрены в материале - Танки "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477).

Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.

Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский Объект 299 (ОАО "Спецмаш"), который обладал весьма смелой компоновкой. Которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.

Омский Объект 640 «Черный орел» также был проектом с весьма неоднозначными преимуществами, поэтому и был выбран для демонстрации (ВТТВ 1997) и даже продвигался за рубеж.

Нижний Тагил (УКБТМ) имел проект эволюционного развития Т-72 который не давал существенных причин для замены в производстве Т-72, так как заложенные в нем решения могли быть реализованы и в ходе модернизации.

С улучшением экономической ситуации работы активизировались. Здесь, как и в 70е реализовывались два проекта, один из них с высоким техническим риском, другой с традиционными и менее рискованными решениями. Первый – Нижнетагильский Объект 195 "Т-95" (ОАО "УКБТМ") и второй Омский проект Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ").

В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов.

Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстве так и не будет создан.

Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» - танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО.

С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным и выдумывал несуществующие недостатки.

Компоновка

Схема с сосредоточением экипажа в передней части корпуса, требует максимальной автоматизации управления , установленным в боевом отделении, создавая ряд трудностей технического порядка. Такая схема представляет интерес вследствие больших возможностей усиления защиты экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшением условий взаимодействия личного состава.

При размещение 3 членов экипажа плечом к плечу, как это сделано, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом
железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

Кроме того такая схема не обеспечивает хороший круговой обзор командиру танка, что в ряде стран, несмотря на развитие средств технического зрения считается важным качеством. Подробнее - Разработки перспективного танка в США.

Такая схема не однократно рассматривалась, начиная с 70-х годов в разных странах, но применения в танкостроении за исключением экспериментальных макетов, таких как американский FTTB не нашла.

Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка.

Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ) установленный на танке предназначен для замены стрелочных контрольно-измерительных приборов и обеспечения решения задач управления, контроля функционирования, оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси и выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.

Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображение с тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.


видеосмотровое устройство и блок кнопок управления


Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа


Мониторы ПМФ-5.0 с ЖК-панелями высокого разрешения из серии многофункциональных панелей «5».

Слева на фото пульт наводчика.

Изделия ПМФ-5.0 (5.1) имеют расширенный набор интерфейсов, в том числе сенсорную панель с функцией мультитач и пр.
Разработка конструкторского бюро приборостроения (УКБП) которое входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Информационно управляющая система выводит на дисплее информацию о состоянии систем вооружения, защищенности, подвижности и пр.
Информационные сообщения выводится на экран ниже, красным показаны критические сообщения, желтым важные, белым штатные.


Вид на места командира и наводчика. Панели командира (3) правая часть фото.

На них выводится видеоинформация от внешних источников, синтезированная видеоинформация устройств (ТВ камеры, прицельные комплексы), обмен информацией, выдача навигационной картографической информации, а также ввод и передачу информации для управления основными системами танка. Пульты управления установлены под панели, наводчик и командир обладают аналогичными устройствами


Устройства производятся в РФ и унифицированы для всей линейки перспективных наземных машин («Армата», «Курганец», «Бумеранг»).

Производство и сборка устройств все еще происходит вручную, но надежность их растет.

Именно на этих устройствах основано управление танком.

Место командира. Визуальный обзор местности осуществляется через три смотровых прибора. Основную информацию предполагается получать через расположенные по периметру танку ТВ камеры и многоканальный панарамический прицел-прибор наблюдения.

Такое решение можно назвать весьма смелым, особенно для наземной техники, где условия намного более жесткие, чем в авиации. Справа пульт управления АВСКУ-Е (аппаратура внутренней связи, коммутации и управления). Под пультом - оптический датчик системы противопожарного оборудования (ОД1-1С). Установка оптических датчиков и быстродействующих баллонов в боевом отделении обеспечивает обнаружение пожара и выброс огнетушащего состава за время не более 150 мс. Такие датчики установлены по всему периметру капсулы


Вид на заднюю часть капсулы экипажа. Видны системы вентиляции и кондиционирования воздуха


Несмотря на множество цифровых новинок некоторые традиции в постсоветском танкостроении незыблемы, например не очень аккуратные сварочные швы.

Удобные сидения – большой шаг вперед в сравнении с танками прошлого поколения


Вид на боковую часть капсулы экипажа с места наводчика. Сидения экипажа имеют широкий диапазон регулировок, обеспечивая удобство экипажа

Защита

Компоновка «Арматы» аналогична отработанной на «Объект 195». Повышение защищенности экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в башне, в высокозащищенный носовой модуль корпуса, масса защиты которого может быть увеличена на величину уменьшения массы защиты башни, вследствие уменьшения ее габаритов и внутреннего объема, предназначавшегося для рабочих мест экипажа.

Повышение защищенности и выживаемости экипажа в модуле достигается уменьшением суммарной площади внутренних поверхностей модуля управления (по сравнению с обитаемым отделением танков классической компоновки).

Модуль вооружения отделен от модуля управления поперечной перегородкой, что уменьшает вероятность поражения экипажа в модуле.

Пожаровзрывобезопасность модуля и выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест экипажа от загерметизированного объема топлива и от боекомплекта.


Схематическое изображение общей компоновки
танка Т-14 «Армата» (аналогичная Т-95)

Указанное авторами патента преимущество, наряду с вышеперечисленными, обладает и еще одним недостатком – недостаточной защитой башни. К этому вопросу придут, как пришли и разработчики перспективного танка советских времен – «Молот», «Нота».

Комплекс защиты танка включает комбинированную и динамическую защиту, установленную в обеспечивающую защиту передней части корпуса с капсулой экипажа.

Также динамическая защита устанавливается на бортах корпуса (до моторно-трансмиссионного отделения). Спереди гусеничные ветви перекрыты ДЗ, что особенно важно при размещении экипажа в корпусе. В передней части борта корпуса блоки ДЗ выполнены откидными для простоты обслуживания ходовой части. В целом решения по установке ДЗ напоминают ее установку на танке «Нота» (ХКБМ).

Сверху динамической защитой прикрыта башня, также ДЗ устанавливается для защиты капсулы, включая люки. Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.


ДЗ прикрывает как верхнюю так и нижнюю деталь носового узла корпуса.

Внешне ДЗ аналогично устанавливаемому на Т-95. рабочая поверхность метаемой плиты значительно увеличена

Технические требования к перспективному танку заданные еще во времена СССР требовали обеспечения защиты сверху от кумулятивных боеприпасов с бронепробивной способностью 250- 300 мм. Несмотря на небольшой габарит крыши и люков, что прекрасно видно на фотографиях, можно предположить, что это требование выполнено.

Важнейшей особенностью танка является применения комплекса средств для защиты от высокоточного оружия. Включают они комплекс активной защиты, обеспечивающий прикрытие в диапазоне 120° по направлению башни танка и комплекс постановки многоспектральных завес и комплекс индикаторов лазерного и УФ излучения установленный по периметру башни.

Чтобы выстреливать ложные ИК и РЛ цели быстро и точно в направлении средства нападения откуда бы оно не подлетало, без поворота башни, требуется использование быстро поворачиваемых гранатометов.

Таким образом, от атакующих в горизонтальной проекции боеприпасов защиту обеспечивает КАЗ и комплекс постановки помех (в двух поворотных установках на башне). А от атакующих сверху – комплекс постановки помех (в двух фиксированных установках направленных верх).

Также устанавливается система противоминной электромагнитной защиты.

Комплекс защиты танка от ВТО

По периметру башни размещены индикаторы лазерного облучения и ультрафиолетового излучения (система обнаружения пуска ракеты).

Под передними индикаторами облучения и пуска ракет размещены РЛС с ФАР обнаружении и целеуказания КАЗ. На крыше башни система пуска многоспектральных помех в поворотных и в фиксированных установках


Индикаторы облучения и пуска на фото и в ходе демонстрации на параде прикрываются заслонками. Рядом с блоком индикаторов ТВ камеры переднего и бокового обзора

Под блоком РЛС установлены пусковые установки КАЗ. КАЗ «Афганит» является развитием системы «Дрозд». Эта разработка ЦКИБ СОО берет свое начало еще в 80-х. Отличием от «Дрозда» является возможность коррекции отстреливаемого контрбоеприпаса по азимуту (~0,5 м) и по вертикали (±4°). Комплекс обладает возможностью поражения противотанковых ракет атакующих цель на пролете, но от атакующих сверху не защищает


Для снижения заметности танка на башне устанавливается легкий кожух с геометрическими характеристиками оптимальными для снижения заметности в РЛ диапазоне длин волн

Вид сбоку на Т-14 армата, в центральной трети корпуса установлены блоки ДЗ оптимизированные для защиты от кумулятивных БЧ при угле попадания близком к нормали


Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.
Видны крепления бочек для топлива. На параде в Москве «Арматы» были без них. Видимо считают, что не модно

Огневая мощь

На танке установлена 125мм пушка повышенного могущества 2А82-1М. Судя по патентам пушка, может использовать как штатные выстрелы, так и вновь разрабатываемые с увеличенным пороховым зарядом. Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания, 8 - возимый). Идеология АЗ сохранена от «Объекта 195», но малый боекомплект 152 мм увеличен до приемлемого значения.

7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке на совмещенной с панарамическим прицелом-прибором наблюдения платформе. Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте.

Отсутствие спаренного с пушкой пулемета решение странное и несомненно неправильное. Это приведет к повышенному расходу боекомплекта наводчиком на не соответствующие снарядам 125 мм цели, к отвлечению командира от наблюдения за полем боя при применении единственного пулемета. Какое-то оправдание этому может быть в виде увеличенного на 10 выстрелов по сравнению с Т-72 автоматизированному боекомплекту. Автоматическая пушка калибра 30 мм как было на «Молоте» и Т-95, тоже отсутствует.


Схема АЗ необитаемой башни.

Снаряды и заряды располагаются вертикально.

Конвейер поднят над днищем корпуса для исключения заклинивания при прогибе днища (подрыв на мине).

Идея установки такой пушки возникла давно, еще в конце 70-х (Д-91Т) и продолжалась в дальнейшем, включая «Объект 187». По своему потенциалу она на 30% превосходит штатную.

Известно, что выстрелы повышенного могущества 3ВБМ22 с БПС 3БМ59 «Свинец-1» и 3ВБМ23 с БПС 3БМ60 «Свинец-2» с L=740 мм обладают повышенной по сравнению с штатным (3БМ44 «Манго» - 440 мм) бронепробиваемостью на 100- 150 мм. Усовершенствованные БПС разработанные для «Арматы» вероятно, достигнут уровня более 800 мм (450/60°). Обеспечивается возможность использования как штатных боеприпасов, так и вновь разработанных боеприпасов повышенного могущества.

Правда достигнут ли вопрос открытый, все эти темы ведутся уже больше двух десятилетий. Так те же «Свинец-1» и «Свинец-2» в формально в составе боекомплекта модернизированных Т-72БА, Т-80УА, Т-80УЕ1 еще с 2004 года.

Для борьбы с пехотой разработан выстрел 3ВОФ128 «Тельник»-1 (Завершение выполнения ОКР - 2014 г.) В снаряде реализован траекторный разрыв на подлете к цели (в упрежденной точке) с поражением цели осевым потоком ГПЭ; траекторный разрыв над целью с поражением цели круговым полем осколков корпуса; ударный наземный разрыв с установкой на мгновенное (осколочное) действие; ударный наземный разрыв с установкой на осколочно-фугасное действие (малое замедление); ударный наземный разрыв с установкой на проникающе-фугасное действие (большое замедление).

Стабилизатор вооружения 2Э58 - электромеханический с электрическим приводом вертикального и горизонтального наведения. Обладает пониженным энергопотреблением, повышенной точностью и меньшей пожароопасностью.

Приемо-передатчик УУИ-2 устанавливается у основания ствола. Обеспечивает автоматическое измерение изгиба ствола в процессе стрельбы.
Датчик ветра и давления (ДВД). Датчик емкостного типа обеспечивает измерение продольного, поперечного ветра и атмосферного давления.

Подвижность


«Армата» оснащена 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом 2В-12-3А. Механизм поворота с ГОП

Мощность двигателя 1200 лошадиных сил. По заявлениям разработчиков существуют возможности форсирования до 1500- 1800 л.с. в перспективе.

Общая емкость топливной системы танка 2015 литров с двумя подключенными бочками. Из них во внутренних и наружных топливных баках танка 1615 литров, топливо частично размещено внутри корпуса (816 литров), остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.

Трансмиссия механическая с планетарной центральной коробкой передач с автоматическим переключением. Встроенный реверс может обеспечивать равное количество передач переднего и заднего хода, что является важным при унификации шасси с задним и передним расположением МТО. Привод вентиляторов охлаждения двухступенчатый управляемый.

Жесткость подвески составляет 167…206 кН/м, а сопротивление гидравлического амортизатора на прямом и обратном ходах не превышает 55 кН и 120 кН, соответственно.

торсионный вал имеет уровень рабочих напряжений более 147·104 кН/м2 и допустимый угол закрутки более 80°.

Демпфирующая характеристика гидроамортизатора является скоростной, то есть представляет собой зависимость усилия сопротивления от скорости на рычаге. Кинематическое соединение гидроамортизатора с подвеской выполнено с возможностью обеспечения передаточного отношения вертикальной скорости опорного катка гусеничного движителя гусеничной машины к скорости перемещения рычага гидроамортизатора 0,15…3,5 с увеличением в конце хода опорного катка.

Достигается повышение прогрессивности характеристики подвески системы подрессоривания и плавности хода гусеничных машин массой до 55 т.


1 - направляющее колесо; 2 - гусеницы; 3 – опорные катки; 4 - поддерживающие катки;
5 - торсионный вал; 6 - балансир; 7 - гидроамортизаторы; 8 тяги


Изображена прогрессивная характеристика подвески, в сравнении с характеристикой подвески танка «Леопард 2»

Оценка проекта

Позитивная сторона проекта в том, что он все же был осуществлен, в большей степени, чем любой из существовавших проектов перспективного танка на постсоветском пространстве после создания танка Т-64.

Позитивным для отрасли в РФ является освоение новых технологий (сенсорные панели), новая элементная база в системах управления танком (ИУС, СУО и пр.), освоение которых может стать серьезным толчком в развитии электронной промышленности.

Уделено достаточное внимание комплексной защите танка – КОЭП, КАЗ, ДЗ и пр.

Эргономика соответствует современным требованиям.

Негативные особенности танка вытекают из выбора его компоновки, это невозможность обеспечения достаточного габарита бортовой брони капсулы из за размещения экипажа плечом к плечу, уязвимость башни от огня современных автоматических пушек, отсутствие визуального канала прицелов командира и наводчика, невозможность обеспечения кругового обзора с места командира. Выхлоп на оба борта повышает ИК заметность танка.

Из устранимых недостатков можно отметить отсутствие спаренного с пушкой пулемета. И прицела-дублера наводчика.

И главное, что можно еще добавить, танк проходит испытания, выпущено их на данный момент небольшое количество. Большинство систем, устанавливаемые в «Армате» еще достаточно не освоены, несомненно потребуется большое время чтобы вылечить «детские болезни». Так что быть или не быть «Армате» покажет время.

Не так давно в комментариях заходила речь о сравнении габаритов Т-14 с Т-90 и Абрамсом. Размер Арматы взят с просторов Интернета (рис. 1), считал от диаметра катка, принятого за 700 мм. Получившиеся результаты вызвали некоторые сомнения, после чего решил пересчитать, используя фото находящихся рядом Т-14 и Т-90 (рис. 2). Все расчёты ведутся с учётом всех выступающих элементов, кроме тонких антенн.

Рис. 1 Т-14 Армата



Рис. 2 Та самая фотография

Зная длину корпуса Т-90 в 6860 мм и ширину в 3780 мм, рассчитываем размеры Т-14. Получаем: длина корпуса 8677 мм, ширина 4448 мм, длина с пушкой вперёд 10642 мм, высота по ДПУ 3244 мм, по крыше башни 2723 мм. Площадь бортовой проекции 17,28 м2, из них башни 4,06 м2; площадь лобовой проекции 8,43 м2, из них башни 2,76 м2.

Наиболее современным танком в армии России до Т-14 был Т-90А (рис. 3). Его длина с пушкой вперёд 9530 мм, высота по крыше башни 2230 мм, высота по ДПУ 2732 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 11,37 м2, из них башни 3,29 м2; площадь лобовой проекции 6,18 м2, из них башни 2,63 м2. Стоит учесть, что значительная часть площади башни приходится на обвес, в котором чёрт ногу сломит.


Рис. 3 Т-90А

Долгое время принято было в первую очередь сравнивать Т-90 с американским Абрамсом (рис. 4). Для сравнения взята версия М1А1. Длина корпуса 7920 мм, ширина 3660 мм, длина с пушкой вперёд 9830 мм, высота по зенитному пулемёту 2822 мм, высота по крыше башни 2430 мм. Площадь бортовой проекции 15,22 м2, из них башни 4,80 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 3,42 м2.


Рис. 4 M1A1 Abrams

Можно считать, что Европа сейчас обладает единым танком – немецким Леопардом (рис. 5). Длина корпуса 7720 мм, ширина 3700 мм, длина с пушкой вперёд 10300 мм (для танков с орудием L55), высота по прицелам 3040 мм, высота по крыше башни 2790 мм. Площадь бортовой проекции 16,56 м2, из них башни 5,36 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 2,73 м2.


Рис. 5 Leopard 2A6

Французский Леклерк (рис. 6) не так распространён, как его немецкий собрат, но тоже является современной и опасной машиной. Длина корпуса 6880 мм, ширина 3710 мм, длина с пушкой вперёд 9870 мм, высота по прицелам 2950 мм, высота по крыше башни 2530 мм. Площадь бортовой проекции 14,73 м2, из них башни 4,74 м2; площадь лобовой проекции 7,12 м2, из них башни 2,78 м2.

Рис. 6 AMX-56 Leclerc

Ещё один представитель европейского танкостроения – английский Челленджер 2 (рис. 7). Длина корпуса 7400 мм, ширина 3520 мм, длина с пушкой вперёд 10740 мм, высота по прицелам 2930 мм, по крыше башни 2490 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 15,16 м2, из них башни 4,87 м2; площадь лобовой проекции 7,14 м2, из них башни 2,52 м2.


Рис. 7 Challenger 2

На основе Леопарда в Италии сделали свою машину – С1 Ариет (рис. 8). Длина корпуса 7590 мм, ширина 3800 мм, длина с пушкой вперёд 9670 мм, высота по пулемёту 2960 мм, по крыше башни 2500 мм. Площадь бортовой проекции 15,75 м2, из них башни 4,44 м2; площадь лобовой проекции 8,42 м2, из них башни 3,12 м2.


Рис. 8 C1 Ariete

Самый необычный современный танк – израильский Меркава Мк.4 (рис. 9). Длина корпуса 7800 мм, ширина 3720 мм, длина с пушкой вперёд 8800 мм, высота по пулемёту 3020 мм, по крыше башни 2600 мм. Площадь бортовой проекции 16,53 м2, из них башни 5,73 м2; площадь лобовой проекции 8,37 м2, из них башни 3,29 м2.

Рис. 9 Меркава Mk.4

Как видим, Т-14 имеет самые большие размеры среди существующих танков, причём башня вписывается в размеры западных машин. УВЗ даёт массу Арматы в 48 тонн, что в пределах Т-90, который в бортовой проекции меньше на треть, что значит либо тонкую пассивную защиту, либо заведомо ложные данные о танке.


Рис. 10 Силуэты вышеперечисленных танков

Танки производства Восточной Европы, основанные на Т-64, Т-72 и Т-80 для сравнения не брал. Проекции азиатских танков не нашёл.

В этой статье разобраны особенности нового российского танка Т-14 Армата , однако не стоит забывать, что его характеристики в данное время не разглашаются, а сама конструкция может дорабатываться ещё несколько лет.

Поэтому текст не претендует на истину, а является лишь рассуждениями, опирающимися на информацию в открытых источниках.

Бронированная капсула для экипажа

Давайте начнём с капсулы, которая, вместе с необитаемой башней, является наиболее интересной особенностью Арматы. Она должна защищать экипаж гораздо лучше, чем простой корпус привычных нам ОБТ .

Но давайте разберёмся так ли это. От обычных поражающих средств вроде снарядов или осколков способна защитить привычная броня, стоит лишь сделать её толще или прочнее за счёт новых материалов. К тому же, если считать, что экипаж сидит плечом к плечу, то капсула занимает практически всю ширину корпуса, не оставляя места бортовому бронированию, которое является весьма слабым и способно защищать лишь совместно с активной бронёй далеко не от всех поражающих средств.

От взрыва боекомплекта, ставшего грустной ассоциацией с советскими ОБТ, капсула никак не спасёт, поэтому остаётся лишь возгорание боекомплекта в следствии его повреждения.

Да, довольно часто происходит не мгновенная детонация, а возгорание, оставляющее время экипажу для того, чтобы спастись. Но на танках вроде Т-64 или Т-72 боекомплект отделён лишь поликом, который практически не защищает от высокой температуры и огня, и тут капсула становится отличным решением, спасающим жизни экипажу.

Возможно, стоило сам боекомплект вместе с автоматом заряжания поместить в бронированную капсулу, надёжно отделяющую их от экипажа?

Люки в Армате

Если вы интересуетесь Арматой, наверняка уже читали о недостаточной толщине люков, из-за которой современные противотанковые средства с лёгкостью поразят новую машину. Уверен, что конструкторы не могли просто забить на такой недостаток, поэтому поговорим чуть о другом.

В привычных нам танках люки на башне откидывались вперёд, защищая собой людей при эвакуации от стрелкового оружия. К тому же у механика-водителя имелся свой, а в днище корпуса находился специальный люк для эвакуации. Разумеется, это не давало никакой гарантии выживания экипажу подбитого танка, но шансы спастись от пуль были.

Т-14 Армата имеет всего 2 люка спереди, а их крышки никак не защищают покидающих танк людей. Представьте ситуацию, в которой экипаж пытается выйти из танка, который обстреливается и становится великолепной целью для противника. Возможно Армата получит люк для эвакуации, но наличие броне капсулы делает такой вариант маловероятным. Хотелось бы ошибаться.

Бронекапсула и электроника

Насыщенность Арматы электроникой преподносится как преимущество, но это ведь и ахиллесова пята нового танка. Что с ним будет при выходе из строя электрических систем? Слепая и глухая жестянка, в которой сидят люди, и это отнюдь не преувеличение.

Все старые ОБТ позволяют устранять небольшие неисправности вроде осечки или не досылания снаряда даже во время боя, стрелять из пушки или хотя бы пулемёта вручную.

Армата имеет полностью отделённую от экипажа необитаемую башню, исключающую такую возможность.

Обзор из танка также обеспечивается камерами, допустим, что их разрешения и разрешения экранов хватает для нормального зрения, не уступающего оптическому. Но такая конструкция требует постоянного обеспечения электроэнергией даже стоящего в засаде ОБТ, что может демаскировать его.

Ну и стоит вернуться к теме эвакуации экипажа. Он будет вынужден не только выбираться через люки впереди танка, не только не будет иметь возможности отбиться от вражеской пехоты хотя бы пулемётом, но ещё и будет практически слеп в своей капсуле, не видя, что происходит снаружи.

Электроника Арматы, обеспечивающая отличный обзор безусловно нужна, и именно её не хватало нашим прежним танкам, но было бы лучше иметь ещё и привычные приборы наблюдения.

Вроде с капсулой Т-14 Армата разобрались. Сейчас создаётся противоречивое впечатление, что капсула сохраняет жизнь экипажу лишь в определённых условиях, да и то для того, чтобы потом лишить его возможностей самозащиты и эвакуации.

Башня

Башня Арматы вышла противоречивой, ну или макет башни. Её обвес, да именно обвес, а не картон или ещё что-то, как пишут в глупых сплетнях, типичен для большинства современных танков, имеющих основную броню отнюдь не снаружи.

Вот форма этого обвеса вызывает вопросы, поскольку местами она очень похожа на конусовидные пулеуловители, которые приведут к попаданию пуль вместе с осколками в оптику, антенны и прочие важные элементы Т-14 Арматы.

Не заметен спаренный с пушкой пулемёт, а имеющегося 7,62 мм будет недостаточен в местности с различными постройками, где различные бетонные плиты и стены могут послужить прикрытием от него, в то время как 12,7 мм или даже автоматическая 20-30 мм пушка позволили бы поражать цели за укрытиями.

Бортовые экраны

Хочется отметить и неудачное крепление бортовых экранов у Арматы. Непосвящённому человек это может показаться мелочью, однако экраны - тяжёлое наследие Т-72, из-за которого было потеряно большое количество танков.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: