Дружба - это бескорыстное отношение между людьми. Как завести друзей? Бескорыстная связь. Что такое настоящая дружба и зачем она нужна Какое значение в дружбе имеет бескорыстие аргументы

Беседа-диспут о бескорыстии и дружбе.

Цель: вырабатывать нравственные ориентиры. Формировать самосознание. Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать способность к нравственной оценке поступков.

Ход:

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем обсуждать тему, которая касается каждого. Каждый из вас имеет опыт личных товарищеских отношений, переживаний, связанный с радостями и огорчениями дружбы.

Однако есть ребята, которые имеют неправильное представление о том, кого можно назвать хорошим другом.

Подумайте, какие поступки и действия способствуют укреплению дружеских отношений?

Воспитатель. Кто из ребят группы поступал по-дружески?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Взаимная помощь в учёбе, поддержка сближает всех ребят.

Воспитатель. Но не каждый ребёнок может выполнить самостоятельно задания. А некоторые ребята не хотят, ленятся.

(Обсуждение детей.)

Вывод: При неумении следует помочь другу, научить его.

А при нежелании – разъяснить, что нужно воспитывать силу воли – в жизни это пригодится.

Однако, ябедничать – нельзя.

Ябедничество мешает дружбе.

Воспитатель. Как же поступить вам в случае нарушения установленных правил поведения кем-то из одногруппников?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Нужно высказать свое мнение о неправильном поступке тому, кто нарушил. Если нарушитель не обратит внимания, то обратиться к воспитателю за помощью.

Воспитатель. Есть такие ребята, которые дружат только с теми, от кого можно заполучить что-то.

(Обсуждение детей.)

Вывод: Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Такая дружба непрочна и такие отношения не красят людей.

Воспитатель. В чём состоит ценность дружбы, её значение в жизни?

Как могут бескорыстно помогать друг друга друзья?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Взаимопомощь, взаимопонимание, уважение друг к другу.

Бескорыстие делает дружбу прочной.

Бескорыстие предполагает готовность помочь, даже пойдя на жертвы.

Воспитатель. Готовность поступиться чем-то ради друга нужно воспитывать в себе.

Ведь выполнить даже самую простую просьбу ради друга бывает очень нелегко. Каждый знает это по своему опыту.

(Обсуждение детей.)

    Не стоит спорить по пустякам.

    Не стопит зазнаваться, если, что-то лучше получается.

    Не завидовать, а радоваться успехам других.

    В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать её.

    Чуткость, внимание к другу проявляются не только в больших делах, но и в мелочах.

Воспитатель. Некоторые ребята в общении, в игре начинают «командовать», стремятся подчинить других своей воле. Они требуют беспрекословно им подчиняться, поступать так, как они считают нужным. Правильно ли это?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Такие ребята стремятся завоевать авторитет любой ценой. В поступках этих ребят проявляется высокомерие и эгоизм, которые мешают прочные, доверительным, дружеским отношениям.

Воспитатель. Нам нужно учиться сопереживать друзьям в их бедах и уметь разделить с ними радость. Неумение радоваться радости другого приводит к злому чувству зависти. А зависть вредит взаимоотношениям.

У тех, кто завидует может появиться желание, чтобы у него случилась неприятность.

Например, во время хорошего ответа кого-либо из учеников не все дети радуются успеху товарища, высокой оценке, которую он по праву заслужил. В глазах некоторых ребят заметны недобрые огоньки. Зависть порою может толкнуть и на неправильный, бесчестный поступок.

(Обсуждение детей.)

Вывод: Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, разделяют радости и огорчения.

Воспитатель. Давайте утвердили «Законы дружбы».

(Ответы детей.)

1.Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

2.Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.

4. Дружба и эгоизм – непримиримы, несовместимы. Дружба учит человека отдавать духовные силы и богатство, заботу.

5. Дружба испытывается в беде и в опасности.

Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разорвать её, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Воспитатель. Сегодня и мы с вами задумались над проблемами дружбы и бескорыстии. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я настоящий друг? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше! Спасибо за внимание и хорошую работу.

( Разработала: Мартынова Ирина Львовна ,

учитель начальных классов,

ГБОУ Билингвальная гимназия №2)

__________________________________________________________________

Классный час.

Тема: О бескорыстии в дружбе.

Планируемы личностные результаты:

    Вырабатывать нравственные ориентиры.

    Формировать самосознание.

    Формировать нравственно-этические ориентиры.

    Развивать способность к нравственной оценке поступков.

Вопросы для обсуждения с детьми:

    Взаимная помощь в учении.

    Бескорыстная забота об одноклассниках. (Взаимопонимание друг друга, настроения, переживания.)

    Сочувствие другу в беде и горе, умение жить его радостями.

    Готовность помочь другу.

    Недопустимость отрицательных проявлений – зависти, черствости, бездушия, бессердечности, корысти и эгоизма.

Ход урока

    30 человек сидят в 5-ти группах по 6 человек.

    Распределение вопросов.

Один представитель группы берёт по одному лепестку цветика-семицветика, на которых вопросы для обсуждения.

I . Учитель. Сегодня мы с вами будем обсуждать тему, которая касается каждого. Каждый из вас имеет опыт личных товарищеских отношений, переживаний, связанный с радостями и огорчениями дружбы.

Однако есть ребята, которые имеют неправильное представление о том, кого можно назвать хорошим другом.

Подумайте, какие поступки и действия способствуют укреплению дружеских отношений?

Учитель. Кто из ребят класса поступал по-дружески?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Взаимная помощь в учёбе, поддержка сближает всех ребят.

Учитель. Но не каждый ребёнок может выполнить самостоятельно задания. А некоторые ребята не хотят, ленятся.

(Обсуждение детей.)

Вывод: При неумении следует помочь другу, научить его.

А при нежелании – разъяснить, что нужно воспитывать силу воли – в жизни это пригодится.

Однако, ябедничать – нельзя.

Ябедничество мешает дружбе.

Учитель. Как же поступить ученику в случае нарушения установленных правил поведения кем-то из одноклассников?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Нужно высказать свое мнение о неправильном поступке тому, кто нарушил. Если нарушитель не обратит внимания, то обратиться к учителю за помощью.

II . Учитель. Есть такие ребята, которые дружат только с теми, от кого можно заполучить что-то.

(Обсуждение детей.)

Вывод: Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Такая дружба непрочна и такие отношения не красят людей.

Учитель. В чём состоит ценность дружбы, её значение в жизни?

Как могут бескорыстно помогать друг друга друзья?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Взаимопомощь, взаимопонимание, уважение друг к другу.

Бескорыстие делает дружбу прочной.

Бескорыстие предполагает готовность помочь, даже пойдя на жертвы.

Учитель. Готовность поступиться чем-то ради друга нужно воспитывать в себе.

Ведь выполнить даже самую простую просьбу ради друга бывает очень нелегко. Каждый знает это по своему опыту.

(Обсуждение детей.)

    Не стоит спорить по пустякам.

    Не стопит зазнаваться, если, что-то лучше получается.

    Не завидовать, а радоваться успехам других.

    В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать её.

    Чуткость, внимание к другу проявляются не только в больших делах, но и в мелочах.

Учитель. Некоторые ребята в общении, в игре начинают «командовать», стремятся подчинить других своей воле. Они требуют беспрекословно им подчиняться, поступать так, как они считают нужным. Правильно ли это?

(Обсуждение детей.)

Вывод: Такие ребята стремятся завоевать авторитет любой ценой. В поступках этих ребят проявляется высокомерие и эгоизм, которые мешают прочные, доверительным, дружеским отношениям.

III . Учитель. Нам нужно учиться сопереживать друзьям в их бедах и уметь разделить с ними радость. Неумение радоваться радости другого приводит к злому чувству зависти. А зависть вредит взаимоотношениям.

У тех, кто завидует может появиться желание, чтобы у него случилась неприятность.

Например, во время хорошего ответа кого-либо из учеников не все дети радуются успеху товарища, высокой оценке, которую он по праву заслужил. В глазах некоторых ребят заметны недобрые огоньки. Зависть порою может толкнуть и на неправильный, бесчестный поступок.

(Обсуждение детей.)

Вывод: Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, разделяют радости и огорчения.

Учитель. Давайте утвердили «Законы дружбы».

(Работа в группах.)

1гр. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

2гр. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

3гр. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.

4гр. Дружба и эгоизм – непримиримы, несовместимы. Дружба учит человека отдавать духовные силы и богатство, заботу.

5гр. Дружба испытывается в беде и в опасности.

Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разорвать её, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Этическая беседа «О бескорыстии в дружбе»

Цели:

1. Расширить знания детей о дружбе.

2. Развивать речевые умения.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение друг к другу.

4. Формировать нравственные качества учащихся.

Ход беседы.

    Орг. Момент.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.

    Актуализация знаний.

Посмотрите видео и определите тему нашей беседы.

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну, а всё же, что обозначает?

Это слово? Значит что оно?)

Сформулируйте цель нашего урока. (Ответы учащихся). Сегодня на уроке в центре нашего внимания понятие «дружба».

Цель нашей беседы: понять, узнать, что такое дружба.

    Работа с понятием «дружба».

У: У каждого на парте лежит листочек с фразой «Дружба-это…».

Продолжите её. (Время работы 2 минуты)

Заслушиваются ответы и кратко записываются на доску.

У: Кто же прав. Обратимся к источникам информации.

У: Как это понятие рассматривается в толковом словаре Ожегова?

« Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.»

Как это понятие рассматривается в толковом словаре Даля?

У: Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – это бескорыстная приязнь».

У: На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-то хорошее сделал, не потому что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

У: Корысть – страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатств.

    Работа в группах.

Обсуждение ситуаций.

Итак, у вас у всех есть хороший верный друг. Но вот однажды вы попадаете в одну непростую ситуацию. Как надо поступить? Предлагаю обсудить возможные пути решения.

Ситуация для группы 1.

Паша принёс в школу электронную игру. К нему подбежал Юра и закричал: Мы с тобой друзья, давай вместе играть!» Паша согласился. На другой день Денис принёс в класс трансформеров. Первым к нему подбежал Юра и опять сказал: «Я твой друг! Давай вместе играть!» Когда к ним подошёл Паша, Юра заявил, что с ним не будет играть.

Считаете ли вы Юру настоящим другом? Почему?

Ситуация для группы 2.

Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?

Ситуация для группы 3.

Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.

Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.

Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.

Правильно ли они поступили и почему?

Ситуация для группы 4.

Две подружки Маша и Таня шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - сказала Таня.

- Я не могу! Я промокну! – нагнув голову ответила ей Маша.

А как бы вы поступили?

Каждая группа зачитывает ситуацию и предлагает свой вариант решения. Другие дети могут предложить свой вариант.

Вывод: Оказывается дружить не всегда легко. Иногда приходится принимать не простое решение.

У: Так какими качествами должен обладать настоящий друг?

А сейчас немного поиграем. Для этого нам необходимо встать в круг. И передавая «волшебную конфету» друг другу, называть черту, которая присуща настоящему другу. Начиная такими словами: «Друг должен быть…»

У: А нужно ли самому обладать такими же нравственными качествами как ваш друг? Почему? Обоснуйте.

    Рефлексия.

У: Послушайте и закончите: «Друг – это человек, с которым я могу…», продолжите мысль и закончите на листочках. (2 минуты)

У:Ребята, Дружба- главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

Я желаю вам, чтобы вас окружали только настоящие друзья! И не забывайте и вы, быть настоящими друзьями! На этом закончим нашу беседу.

Федеральное агентство по образованию и науке РФ
Вологодский Государственный Технический Университет

Дисциплина: Деловая этика

Реферат
«Этика дружбы»

Выполнила: Оборина Ю.Н.
Группа: ЭУП-11
Принял: Маслова Н.Н.

Вологда
2012
Введение.

Каждое общество обладает определенной системой нравственных ценностей-принципов, норм и правил поведения, соблюдение которых необходимо для его существования и функционирования. В систему входят различные по форме и содержанию, уровню обобщения и конкретного назначения моральные требования. Особое место среди них занимают простые нормы человеческой порядочности, человеческого общежития. В трудовой деятельности, в учебе и быту у человека возникают разные формы личных отношений. В товариществе, дружбе и любви человеческое общение составляет не просто условие, но и главный смысл отношений, в которых реализуются важнейшие социально - психологические потребности. Радость взаимного интимного духовного взаимопонимания близких и симпатичных друг другу людей ничем заменить невозможно.
Приятельские отношения складываются между хорошо знакомыми людьми на основании какой-либо даже не существенной или случайной к общности интересов и включает долю личной симпатии.
Приятели не предъявляют друг другу каких-либо взаимных серьезных претензий, требований в исправлении и совершенствовании личных качеств. Однако приятельство не терпит сплетен, лжи и вероломства. И если в силу каких-либо обязательств отношения прерываются, то особых болезненных переживаний не возникает, одни приятели обычно заменяются другими.
Товарищеские отношения - это отношения, складывающиеся между людьми в процессе их совместной деятельности на основе единства интересов, жизненных задач. Они возникают между членами трудового, первичного коллектива, между людьми, которые систематически встречаются на протяжении продолжительного времени, хорошо знают друг друга и в нужное время оказывают взаимную и бескорыстную помощь.
Товарищеское отношение сплачивает производственный, учебный коллектив.
Дружеские отношения или дружба - это наиболее тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов и интересов по существенным жизненным вопросам.
Дружба - тесное, длительное и разностороннее общение. Она проявляется не только в совместной деятельности, но в духовном общении, во взаимной личной заинтересованности людей. Начальной ее формой обычно бывает товарищество, обогащенное личной привязанностью.
Большое значение в дружбе имеют индивидуальные моральные качества: бескорыстие, преданность и доверие, искренность и честность, верность и прямота. Взаимное уважение друзей определяется мерой из взаимной требовательности, которая делает дружбу большой и активной силой, она не позволяет мириться с недостатками и требует их исправления.
Настоящая дружба - в стремлении видеть своего друга более сильным, более умным, более культурным. Потребность дружбы особенно сильна в юности. Она объясняется тем, что в откровенном обмене мнениями с друзьями и обсуждении жизненных целей и планов у юношей и девушек формируются убеждения, идет процесс самопознания и самоопределения личности, ставятся задачи самовоспитания. В дружбе реализуются интересы к своему внутреннему миру и миру своих сверстников. Дружба дает человеку определенные права и обязанности, исполнение которых дает человеку возможность впервые испытать себя, узнать себе цену, как личности. Дело в том, что не каждый может быть настоящим другом и иметь друзей: общение с эгоистом, себялюбцем, лицемером не может быть кому-либо приятным. Не представляет интереса и человек ленивый, малокультурный, ничем не интересующийся, ибо духовное общение с ним практически не возможно.
Все это, естественно, не означает, что друзья во всем подобны друг другу. Друзья - это люди, имеющие свои индивидуальные особенности. Однако различия в характерах и увлечениях не разъединяет друзей, а наоборот, даже усиливает их взаимную привязанность, ибо каждый из друзей имеет возможность увидеть в друге достоинства, которыми, возможно не обладает сам, и от общения с которыми он становится духовно богаче, и лучше. Поскольку дружба - величайшая нравственная ценность, люди, понимающие это, ищут дружбу, высоко ценят и берегут ее.

Понятие дружбы и её значения.

Прежде всего слово "дружба" имеет не одно, а несколько различных значений. И не только в наше время. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель, который как раз и пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным образом дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела. Тогда дружба между политическими деятелями тоже часто рассматривалась как способ достижения успеха в политике.
Итак, если мы коротко перечислим наиболее употребительные значения этого слова, то увидим, что в большинстве случаев слово "дружба" имеет мало общего с нашими представлениями о настоящем друге.
Значение первое: знакомые. Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас безликой массы. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной радостной улыбки. Если к ним приходит успех, если они получают какую-нибудь награду или на них "сваливается" неожиданное везение, мы не радуемся за них, как за самих себя; ко многим связям подобного типа примешиваются сплетни, зависть, вражда. Часто за внешне сердечными отношениями прячутся глубинные конфликты. Конечно, это не посторонние -нам люди, между нами существует определенная близость. Но зачем же называть дружбой столь различные на самом деле типы отношений? Речь идет о неверном употреблении слова. Так было в прошлом, так продолжается и сейчас.
Значение второе: коллективная солидарность. Нужно отличать, как это делали древние, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья - это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой - враги. В такой солидарности нет ничего личностного. Человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, - друг, но я ничего о нем не знаю. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Христиане зовут друг друга братьями или друзьями, социалисты - товарищами, фашисты - камрадами. Но во всех этих случаях мы имеем дело с коллективными, а не чисто личностными отношениями.
Значение третье: функциональные отношения. Они относятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Здесь мы встречаемся с "утилитарной" дружбой; такова дружба между компаньонами или между политическими деятелями. В этом виде отношений присутствует минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.
Значение четвертое: симпатия и дружелюбие. Мы подходим к той категории людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но и в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.
Что же в таком случае понимаем мы под словом "дружба"? Интуитивно оно вызывает у нас представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем доверие и откровенность. Эмпирические исследования тоже показывают, что подавляющее большинство людей именно так представляет себе дружбу. В своей последней книге Райзман, изучив огромный материал, написанный на эту тему, дал следующее определение дружбы: "Друг - это тот, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства". Это определение Райзмана ставит дружбу в число альтруистических, искренних чувств.

Виды дружбы.

Духовная дружба - взаимное обогащение и дополнение друг друга. Каждый восхищён и очарован превосходством другого. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Самое удивительное заключается в том, что каждый чувствует себя совершенно непохожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого.
Творческая дружба - это оба друга сохраняют свою ярко выраженную индивидуальность. Более того, дружба помогает творчески дополнять личность каждого из друзей, придать законченный характер их индивидуальности.
Будничная дружба может существовать и развиваться только при условии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно должны жить рядом, оказывать друг другу услуги, обращаться за помощью, ходить вместе в кино или хотя бы просто болтать о том о сём. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа. Врачи, например, чаще всего дружат с врачами.
Семейная дружба на первый взгляд кажется полным антиподом дружбы творческой, но это не так. Для рассматриваемого нами типа дружбы характерно то, что наш друг, в сущности, становится другом всей семьи. А если речь идет о супружеской паре, у которой есть дети, можно со всей очевидностью говорить о дружбе семьями.

Основные свойства дружбы.

Критерии.

1) Близость и эмоциональность, связанные с избирательностью и исключительностью дружбы, обусловливают такие ее критерии, как бескорыстие, преданность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие.
2) Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы.
Характер наших личных взаимоотношении неодинаков: знакомство, приятельство, товарищество и дружба - имеют свои отличительные особенности, личностный смысл и нравственную ценность. Так, например, при отношениях, характеризуемых как «просто знакомые », взаимное расположение формируется по законам первого впечатления и под воздействием факторов привлекательности. Отношения «просто знакомы» не имеют определенного «знака» эмоций, т. е. знакомство может быть приятным или неприятным. Формы поддержания отношений в обоих случаях определяются нормами данной группы и не накладывают на человека дополнительных нравственных обязательств.
Товарищеское общение возникает в процессе деятельности, в то время как дружеское может происходить в любой, самой пассивной форме. Возникновение дружеской привязанности в наибольшей степени обусловлено сходством установок и интересов. С другой стороны, возникая в силу сходства или комплементарности (взаимодополнительности) людей, дружба, затем, выступает фактором, способствующим усилению этих свойств. Мы дружим с теми, кто во многих вопросах придерживается сходных позиций, но мы склонны искать сходные позиции в спорах с нашими друзьями потому, что они - наши друзья. Нравственная ценность дружбы для абсолютного большинства людей выше ценности личной позиции, или, во всяком случае, чтобы переступить через дружеские отношения во имя собственных принципов, всегда нужны дополнительные серьезные основания. Дружеские отношения отличаются интимной доверительностью. Дружба предполагает исповедь, совет, опеку. Друзья - люди, на которых мы не боимся сваливать свои проблемы. С другой стороны, обязанность друга - критиковать и высказывать нелицеприятные суждения, определяет высокую нормативность и этическую нагруженность дружеских отношений. Почему же люди предпочитают дружеские обязательства приятельскому комфорту? Потому, что взаимность поддержки и оценки обеспечивают в большей степени удовлетворение потребностей в безопасности, любви и самоуважении. Английский философ К. Льюис писал, что «дружба - это любовь богов потому, что в ней нет ничего биологического». Тем самым он подчеркивал, что в дружбе нет ничего, что заставляло бы нас дружить, кроме взаимной радости общения.

Особенности.

В отличие от кровнородственных отношений групповой солидарности это межличностное отношение является индивидуально-избирательным (с взаимной привязанностью участников).

Для развития дружбы могут быть необходимы:


    взаимная симпатия (приятность взаимного общения)

    Взаимопонимание

    Открытость (не скажут «это не твоё дело»)

    Откровенность, искренность и бескорыстие

    Доверительность

    Активная взаимопомощь

    Общность интересов и увлечений

    Ценностно-ориентационное единство

То, что зарождалось как дружба, может превратиться в поверхностные приятельские отношения, или даже вражду. При всей интимности дружбы, её противопоставление деловым отношениям довольно относительно, хотя дружбу отличает то, что она ценна сама по себе. Дружба отличается от сексуальных и любовно-эротических чувств по характеру своей мотивации. Обычно считается, что для дружбы характерно отсутствие сексуального влечения. Тем не менее, существует противоположная точка зрения, а именно о возможности сексуальных отношений между друзьями, если описанные выше мотивы превалируют над сексуальным влечением, но оно так же присутствует. Некоторые полагают, что дружба, хоть подсознательно, но эгоистична, так как в целом оказывается выгодна всем её участникам.
Нельзя понять дружбу умом. Дружбу можно только чувствовать, ее можно описать только качествами. Умом ее не понять, и рационализировать, формализовать. Для некоторых дружба оценивается только логическими схемами, а не ощущением единства. Тогда дружба - следствие общих интересов, личной симпатии, общих целей. Если они пропадают, то и проходит дружба. Но настоящая дружба никогда не заканчивается, она может изменяться, трансформироваться, но если было что-то близкое и настоящее с человеком, то оно всегда останется в душе.
Мало того, что широта дружбы определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, её функции меняются в процессе жизни индивидов, достигая наибольшей интенсивности в период юношества и ранней взрослости. В этот период отмечается большая частота встреч и больший объём совместно проводимого времени, в дальнейшем дружба начинает терять свою уникальность, хотя почти всё время остаётся одним из самых важных факторов поддержания стабильности личности.
Девочки раньше, чем мальчики, переходят от детской дружбы к юношеской, так как у них раньше формируется потребность в интимности. Истинная дружба - одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют.
-Клише, связанные с понятием «дружба»:
«Настоящая, верная, мужская дружба» (это понятие легло в основу многих литературных произведений), в основе которой лежат доверие и самопожертвование. В противовес этому поверхностные, неглубокие и не связанные обязательствами отношения считаются «ненастоящей дружбой». Дружба между мужчинами противопоставляется отношениям между женщинами - при этом некоторые считают, что между женщинами дружба невозможна.
Противопоставление «дружбы» и «любви», невозможность дружбы между мужчиной и женщиной.
В советской педагогике считалось, что в школе между мальчиками и девочками позволительна лишь дружба.

Морально-этические стороны дружбы.

«Неписанные правила дружбы»:

Делиться новостями о своих успехах
Выказывать эмоциональную поддержку
Добровольно помогать в случае нужды
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе
Возвращать долги и оказанные услуги

2)Интимность.

Уверенность в друге и доверие к нему
Отношение к третьим лицам
Защищать друга в его отсутствие
Быть терпимым к остальным его друзьям
Не критиковать друга публично
Сохранять доверенные тайны
Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого

3)Взаимная координация.

Не быть назойливым, не поучать
Уважать внутренний мир и автономию друга

Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения, состоящего из пяти фаз:

1. Аттракция, предшествующая зарождению отношения.

2. Период формирования отношения.

3. Продолжение отношения, означающее либо:

А) его рост и укрепление,

Б) поддержание достигнутого уровня,

В) снижение уровня неустойчивости.

4. Ослабление или ухудшение отношения.

5. Прекращение отношения в результате смерти одного из партнеров или разрыва.
Дружба - это этическая форма любви. В отличие от других форм любви она выбирает свой предмет пользуясь нравственным критериями, и строит свое oтношение к нему, исходя из этих критериев. Но дружба еще и предпочтение. Быть другом всегда означает, что тебя любят больше, чем другого, что тебя предпочитают кому-то другому, огромной безликой массе других.
Дружба - это отношения между двумя совершенно свободными индивидами, встреча равных. Двое могут стать друзьями, даже если у них разное экономическое и социальное положение, но только при том условии, если они встретятся как два свободных независимых человека, обладающих одинаковой властью и равным достоинством. Это процесс осуществления равенства. Но она погибает, если мы берём себе за правило беспрерывно пользоваться помощью друга.
Динамика дружбы во многом зависит от сознательной установки партнеров: как они определяют природу своих отношений (видят ли в них дружбу, любовь или простое знакомство), какие цели преследуют, как направляют настоящее и будущее дружеских отношений - стараются поддерживать, углублять их или пускают на самотек.
Дж. Аллан например, утверждает, что дружба - это качественная характеристика отношений, а не сам по себе объективно существующий вид отношений. Если два человека, независимо от своего социального положения, испытывают уважение друг к другу, если они общаются на равных, мы вправе считать их друзьями. Даже двое возлюбленных могут быть друзьями. Они становятся ими тогда, когда, забыв об эротических наслаждениях, каждый из них начинает желать добра другому бескорыстно, отказавшись от всяких задних мыслей, искренне.

Заключение.

Дружба - понятие историческое. На различных этапах общественного развития оно приобретало новые качества и реализовывалось в различных формах (братство по оружию, отношения, основанные на общности духовных интересов, близость отношений и связей, обусловленных частыми деловыми контактами, эмоциональная привязанность и др.). Дружеские отношения могут быть основаны и на контактах в решении больших социальных задач (например, творческая и личностная дружба А. И. Герцена и Н. П. Огарева, К. Маркса и Ф. Энгельса и др.). В благоприятных социально-исторических условиях понятие дружбы может распространяться и на отношения целых народов. Нравственная ценность дружбы определяется целями и установками, лежащими в ее основе.

Следует заметить, что нравственная ценность обязательности дружбы противоречива. Это противоречие проявляется и на уровне общественного сознания, и на уровне личностной позиции. С одной стороны - бросить друга, предать друга - зло, которое безусловно осуждается общественной моралью. Больше того, в мужском мире ценность
и т.д.................


Бескорыстие – это важный момент в дружеских отношениях. Ведь он предполагает полное доверие, отсутствие какой-либо заинтересованности. Настоящие друзья могут положиться друг на друга, они уверены в помощи, поддержке.

Я считаю, что дружба не может быть построена на корысти. Хотя многие и пытаются провернуть подобные махинации. Уже первые испытания и проблемы покажут, что происходит на самом деле. Настоящий друг обязательно будет рядом в сложное время, а человек, который ищет выгоды никогда не будет следовать в темноту, чтобы спасти кого-то.

Так какое значение в дружбе имеет бескорыстие? Я думаю, что это отличный фундамент дружеских отношений. Бескорыстие – это твердый камень, на котором можно построить что-то стоящее, что-то, что будет храниться долгие годы.

А корысть – это песок, который волны и ветер быстро разнесут.

Если вы хотите быть верным другом, то стоит снова и снова размышлять о бескорыстии. Смиренное сердце обязательно будет приобретать любовь. А вместе друзья смогут добиться намного больше, чем те люди, которые заводят дружбу из-за выгоды.

Обновлено: 2017-05-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: