Астафьева "Царь-рыба". Раздумья о роли человека на земле, о вечных духовных ценностях в повести В. Астафьева "Царь-рыба" Чему посвятил свою жизнь игнатьич

Прочитайте предложенный текст из произведения Астафьева "Царь-рыба", подумайте над его смыслом.

Писатель обращается к важным проблемам человеческого существования - к взаимной связи человека и природы. В изображенной трагической ситуации Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, через отношение к природе осуществляется проверка духовной ценности и состоятельности этой личности.

Какими художественными средствами передает писатель свое отношение к миру природы?

Жанр "Царь-рыбы" - "повествование в рассказах". Одним из ведущих художественных средств передачи своего отношения к миру природы является использование ассоциаций между человеком и природой. Автор во всех рассказах цикла видит человека через природу, а природу через человека. Для этого используются самые разнообразные метафоры и сравнения. Вот одно из таких сравнений: "И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная. Да и мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в воде. Ей греться ни к чему. Это ему, человеку, в тепло надо, он на земле обитает. Так зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке, в холодной осенней воде".

Отношения человека и природы Астафьев рассматривает Kaк родственные, отношения матери и дитя, и тем самым достигает идеи единства, понимания, что человек - это часть, это дитя природы. Природа в критические моменты помогает человеку осознать его грехи, даже очень давние. Даже когда самый осторожный и порядочный из браконьеров - Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой и превратился в пленника собственной добычи, он вспоминает свои былые преступления и воспринимает случившееся с ним как кару: "Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи…"

Проанализируйте раздумья Игнатьича. О чем сожалеет он и почему?

В момент пребывания между жизнью и смертью Игнатьич думает о прожитом, анализирует его, наиболее остро ощущает утраты духовного начала, которые произошли из-за постоянной погони за наживой. Из-за нее "забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!". С горечью думает Игнатьич о детстве, которого-то и не было. На уроках думал о ловле рыбы. Всего лишь четыре зимы с мукой отсидел в школе, сожалеет Игнатьич, что после школы и в библиотеку не заглядывал, своими детьми не занимался. Хотели в депутаты выдвинуть - и отвели, потому что тихомолком рыбу ловит, все время в погоне за прибылью. Не уберегли от бандитов прекрасную девушку, потому что сами на ловле были. Обострилась совесть в критический момент, когда оказался он на грани пропасти.

Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?

Легче потому, что отступила смерть. Телу стало легче, потому что уже не тянуло вниз. "А душе - от какого-то, еще не постигнутого умом освобождения". Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная.

Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. "Поживи, сколько Можешь!"

Авторское повествование в этом отрывке часто сливается с раздумьями героя - Игнатьича. Порой трудно отделить слова самого Астафьева от размышлений прозревающего героя, осознающего смысл жизни, ответственность за содеянное. Поражает умение уловить и передать тончайшие оттенки движений природы ("Тишина! Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно"). Порой повествование приобретает сказовый характер. Следует также отметить в повествовании наличие элементов разговорной речи, диалогической структуры во внутренних монологах автора и его героя.

Произведения, так или иначе связанные с темой деревни, обычно называют "деревенской прозой". О деревне написаны очень разные по жанру книги: повести В. Астафьева и В. Распутина, социально- эпопейная трилогия Ф. Абрамова, нравовоспитательные романы В. Можаева, рассказы В. Белова и В. Шукшина. Какое же место в литературе о деревне занимает творчество В. Астафьева и, в частности, его повесть "Царь-рыба"?

Виктор Астафьев - талантливый мастер, знающий природу, требующий бережного отношения к ней. Уже с первых шагов на литературном поприще писатель стремился решать важные проблемы своего времени, находить пути совершенствования личности, будить в читателях чувство сострадания. В 1976 году появилось его произведение "Царь-рыба", имеющее подзаголовок "повествование в рассказах". В нем по-новому рассматриваются постоянные для творчества Астафьева мотивы. Тема природы обрела философское звучание, стала восприниматься как тема экологическая. Идея русского национального характера, к которой писатель обращался еще в рассказах "Последний по клон" и "Ода русскому огороду", также звучит на страницах повести "Царь-рыба".

Произведение включает двенадцать рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора, лирического героя, по родным местам - Сибири. Сквозной образ автора, его размышления и воспоминания, лирико-философские обобщения, обращения к читателю объединяют отдельные эпизоды и сцены, характеры и ситуации в законченное художественное повествование. Основу "Царь-рыбы" составляют рассказы о рыбалке и охоте, написанные в разное время. Но, по признаю самого автора, повествование стало оформляться как цельное произведение только после написания новеллы "Капля": "Начал я с главы "Капля", а она потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать "Царь-рыбу" романом… Если бы я писал роман, я написал бы стройнее, но мне пришлось бы отказаться от самого дорогого, от того, что принято называть публицистичностью, от свободных выступлений, которые в такой форме повествования вроде бы и не выглядят отступлениями". Каждый отдельный рассказ воспринимается в своем непосредственном, конкретном содержании, но в системе повествования все они приобретают дополнительное значение, а также разворачивают перед читателем галерею народных типов и характеров. Открывает "Царь-рыбу" рассказ "Бойе". В этом рассказе есть напоминающая притчу история об охоте Николая на песца. Николай с напарником Архипом, под руководством "старшего", который прошел войну и тюрьму, подрядились охотиться на Таймыре, на глухом зимовье, на песца. В случае удачи это сулило большие деньги. Однако в тайге начался мор, песец ушел, и охота не удалась. У людей был выбор: уйти и долго пробиваться с поклажей по бездорожью или остаться зимовать. В случае такой зимовки в безлюдном крае нужно суметь сохранить человеческий облик: не сойти с ума, не перебить друг друга, не одичать от безделья и холода. Все перечисленное таки случилось, но люди остались живы. Очень многому научила их эта зимовка, о многом заставила задуматься. Интересно то, что автор не навязывает читателю своих выводов, он просто рассказывает, но рассказывает так мастерски, что затрагивает самые сокровенные струны человеческой души. Также из этого рассказа узнаем мы о фактах биографии Астафьева: о трудном детстве, о беспутном отце, о необузданной во гневе мачехе, о несложившихся отношениях со второй семьей отца. Вызывает уважение сдержанная манера повествования, но угадывается и горечь, и затаенная детская обида, и жалость к непутевому отцу, и ироническое отношение к себе и брату Кольке, и грусть по ушедшей юности. Центральной главой повести является глава с одноименным названием - "Царь-рыба", в которой звучат мотивы роли человека на земле и вечных духовных ценностей. Главный герой "Царьрыбы " - Игнатьич, "интеллигент из народа". Что же в нем народного? Игнатьич - коренной сибиряк, лучший представитель сибирского национального характера: "Везде и всюду обходился своими силами, но сам всегда готов прийти на помощь людям", он хороший работник, крепкий хозяин, но не жадина и не крохобор; аккуратный, чистоплотный; лучший механик в своей местности и лучший рыбак. Но всю жизнь душа этого человека таит в себе грех, он как бы ждет расплаты за него. В молодости Игнатьич поиздевался над Глашкой Кухлиной, унизил ее из ложного самолюбия. Об этом поступке знают только он и Глаша. У каждого давно своя семья, но поступок этот мучает Игнатьича, он понимает, что "бесследно никакое злодейство не проходит", пытается просить у нее прощения, но она отвечает, что пусть его Бог простит, а у нее на это сил нет. Так и живет Игнатьич с этой виной, "надеясь смирением, услужливостью… избыть вину, отмолить прощение".

Однако в осмыслении характера главного героя самую важную роль играет случай с рыбой. Однажды Игнатьич поймал громадного осетра, а вытащить не смог. "Упускать такого осетра нельзя. Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову". Рыба эта и впрямь была удивительная. "Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела", на "доисторического ящера походила рыбина". Пытаясь вытащить осетра, рыбак упал за борт, рыба начала биться и всадила в себя и ловца множество крючков. "И рыба, и человек слабели, истекали кровью", "караулит их одна и та же мучительная смерть". Игнатьич боролся за жизнь, теряя сознание, а рыба все время прижималась к нему, толкая на дно. Герой понял, что "пришла пора отчитаться за грехи", в полузабытьи просил у Глаши прощения. Его спас случай: волна от проходившей мимо лодки помогла рыбе сорваться с крючков. "И ему сделалось легче. Телу - оттого, что рыба не тянула вниз… душе - от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения".

В схватке Игнатьича с осетром царь-рыба олицетворяет природу, а Игнатьич - человека. Причем характер человека испытывается на прочность в экстремальных условиях, в которых он из ловца сам становится добычей. В поединке с царь-рыбой герой постигает истину: смысл человеческой жизни не в накоплении богатств, а в том, что надо всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. В самом корне слова "природа" заключен глубокий смысл: это то, что родит, что дает жизнь. Природа - существительное женского рода, и ее олицетворение в книге - царь-рыба - тоже. В схватке она оберегает свое брюхо, набитое икрой, которое символизирует продолжение жизни. В таких ситуациях человек начинает ощущать тайну происходящего, Игнатьич вспоминает свою жизнь, деда, поучавшего молодых: "Если есть за душой тяжкий грех - не вяжитесь с царь-рыбой". И вот Игнатьич отчитывается перед своей совестью за грехи, особенно за тот, который считает самым тяжелым. Меняется его настроение: от радости обладания рыбой - к ненависти и отвращения к ней, затем - к желанию избавиться от нее. Перед лицом смерти он пересматривает свою жизнь, исповедуется перед собой и раскаивается, чем и снимает с души тяжкий грех. Активная работа души, полное нравственное перерождение спасают Игнатьича от смерти. Я считаю, что пафос всей книги "Царь-рыба" - в преклонении перед красотой нашей земли, в обличении тех, кто эту красоту разрушает. Защита природы, защита человеческого в человеке - основная мысль, которая проходит через все произведение Астафьева, и она связана с высокими гуманистическими традициями русской классической литературы. Поэтому произведение В. Астафьева преподносит нам, читателям, настоящие уроки доброты, человечности, любви к родной земле и людям.

Зачет по произведению В.Астфьева «Царь – рыба» 11 кл

(письменно)

  1. Какую проблему затронул Астафьев в произведении «Царь-рыба»?
  2. Какими художественными средствами передает писатель свое отношение к миру природы? Привести примеры.
  3. Опишите раздумья Игнатьича. О чем сожалеет он и почему?
  4. Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он решил никому не говорить о ней? Привести пример.
  5. Какие особенности авторского повествования вы заметили?

Ответить устно:

2. Что говорит В.Астафьев о браконьерах? Кого называют браконьером?

Почему так много внимания уделял им?

4.В чем состоит самая главная вина Игнатьича?

5.Что можно сказать об идее произведения?

В.Астфьев «Царь – рыба»

Что можно сказать об идее произведения?

Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и природа «повязаны одним смертным концом»

Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решились на разбойный зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции

Роман «Царь-рыба» - самое крупное произведение Астафьева. Природа и человек здесь представлены как нечто неразрывное. Это размышление о природе, что есть жизнь, небо, земля; это боль по земле, по природе. Отношение человека к природе – это уже и сам человек, его душа, характер, философия. Писатель рисует человека и природу вместе. Герои книги живут трудной жизнью, а природа, окружающая их, сурова., вот тут-то, в этом испытании, люди и делятся на тех, для кого она все равно остается любимой матерью, и на других – для которых она уже не мать, а что-то такое, от чего надо побольше взять.

В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.

Где происходит действие?

Кто главный герой рассказа?

Кем работал Игнатьич?

Почему главного героя все зовут Игнатьич?

Чем он выделяется среди односельчан?

Как чушенцы относятся к Игнатьичу?

Почему не может наладить отношения с братом?

  1. Прочитайте предложенный текст из произведения Астафьева «Царь-рыба», подумайте над его смыслом.

Писатель обращается к важным проблемам человеческого существования - к взаимной связи человека и природы. В изображенной трагической ситуации Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, через отношение к природе осуществляется проверка духовной ценности и состоятельности этой личности.

  1. Какими художественными средствами передает писатель свое отношение к миру природы?

Жанр «Царь-рыбы»-«повествование в рассказах». Одним из ведущих художественных средств передачи своего отношения к миру природы является использование ассоциаций между человеком и природой. Автор во всех рассказах цикла видит человека через природу, а природу через человека. Для этого используются самые разнообразные метафоры и сравнения. Вот одно из таких сравнений: «И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная. Да и мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в воде. Ей греться ни к чему. Это ему, человеку, в тепло надо, он на земле обитает. Так зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке, в холодной осенней воде».

Отношения человека и природы Астафьев рассматривает Kaк родственные, отношения матери и дитя, и тем самым достигает идеи единства, понимания, что человек - это часть, это дитя природы. Природа в критические моменты помогает человеку осознать его грехи, даже очень давние. Даже когда самый осторожный и порядочный из браконьеров - Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой и превратился в пленника собственной добычи, он вспоминает свои былые преступления и воспринимает случившееся с ним как кару: «Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи…»

  1. Проанализируйте раздумья Игнатьича. О чем сожалеет он и почему?

В момент пребывания между жизнью и смертью Игнатьич думает о прожитом, анализирует его, наиболее остро ощущает утраты духовного начала, которые произошли из-за постоянной погони за наживой. Из-за нее «забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». С горечью думает Игнатьич о детстве, которого-то и не было. На уроках думал о ловле рыбы. Всего лишь четыре зимы с мукой отсидел в школе, сожалеет Игнатьич, что после школы и в библиотеку не заглядывал, своими детьми не занимался. Хотели в депутаты выдвинуть - и отвели, потому что тихомолком рыбу ловит, все время в погоне за прибылью. Не уберегли от бандитов прекрасную девушку, потому что сами на ловле были. Обострилась совесть в критический момент, когда оказался он на грани пропасти.

  1. Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?

Легче потому, что отступила смерть. Телу стало легче, потому что уже не тянуло вниз. «А душе - от какого-то, еще не постигнутого умом освобождения». Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Материал с сайта http://iEssay.ru

Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько Можешь!»

  1. Какие особенности авторского повествования вы заметили? 2.

Авторское повествование в этом отрывке часто сливается с раздумьями героя - Игнатьича. Порой трудно отделить слова самого Астафьева от размышлений прозревающего героя, осознающего смысл жизни, ответственность за содеянное. Поражает умение уловить и передать тончайшие оттенки движений природы («Тишина!Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно»). Порой повествование приобретает сказовый характер. Следует также отметить в повествовании наличие элементов разговорной речи, диалогической структуры во внутренних монологах автора и его героя.

В рассказ "Царь-рыба поднимается очень сложный и важный психологический вопрос, заключающийся в отношении между индивидуумом и обществом. В роли первого здесь выступает Игнатьич, а в роли второго - жители его родного поселка Чуш.

Игнатьич - это мастер на все руки, готовый прийти на помощь любому и ничего не требующий за это, хороший хозяин, умелый механик, и истинный рыбак. Но не это главное в нем. Главное в Игнатьиче - это его отношение к остальным чушанцам с некоей долей снисходительности и превосходства. Именно эти снисходительность и превосходство, хотя и не выказываемые им, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, как будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.
Как сам автор говорит об Игнатьиче : "Был он родом здешний - сибиряк и природой самой приучен почитать "опчество", считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом лишка не ломать, или, как здесь объясняются, - на давать себе на ноги топор ронить."

Именно это одно предложение и заключает в себе весь смысл рассказа. Разбираться же в характере Игнатьича нужно последовательно. К нему ни в коем случае не применимы строгие, однозначные ярлыки "отрицательный" или "положительны" герой.
И так, первая мысль при прочтении рассказа - это "характер Игнатьича очень противоречив". Да, это действительно так, но это легко объясняется его самостоятельностью. Да, именно самостоятельностью. Игнатьич, в детстве просто Зинка, рос, надеясь только на себя самого. Он не хотел просить помощи у других, считая, что всего сможет добиться сам. И действительно он добился всего сам, но только пока рос, настолько отдалился от общества, в котором жил, что, достигши всего, так и остался сам по себе.
По-моему, пока он так рос, в его душе сформировался его собственный мирок со своими порядками и законами. К тому же, помогая другим людям вроде бы и бескорыстно , Игнатьич на самом деле вырабатывал в них особое отношение к своей личности. Поначалу это было не заметно, но, как только Игнатьич уверенно встал на ноги, он заявил о своем положении в обществе. Скорее всего, он думал так: " Я делаю все, что вам надо и как надо, а за это еще и ничего не беру, поэтому не трогайте меня и не учите, как жить". Все это усугублялось приобретенной Игнатьичем привычкой молчаливого общения, той, которая так отталкивала от него людей.
Вставши на ноги, Игнатьич невольно становится над обществом, которому он все время помогал. Это объясняется тем, что все, скорее всего, ему что-то должны, так как когда-то в свое время он им чем-то помог. Таким образом и объясняется некий психологический террор Игнатьича, заключающийся в чистой одежде, хорошем доме, блестящем умении удить. Это давлению он подвергает весь поселок. То есть на самом деле опровергается данное самим автором определение отношения "опчества" и Игнатьича. На самом деле он не почитает его, не считается с ним и постоянно раздражает своим поведением.
Показав это, дав понять читателю: кто есть на самом деле Игнатьич, автор приступает к свершению наказания для своего героя. Это наказание явилось ему в образе царь-рыбы, окоторой очень много узнал от всего деда-рыбака. Понадеявшись, как и всегда, только на свои силы, Игнатьич на этот раз жестоко поплатился. Это необдуманное решение почти стоило ему жизни. Но пока он находился в воде с этой рыбой, он, как мне кажется, сильно изменился. Все дело в том, что он впервые по-настоящему попросил у всех прощения, почти не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь, да услышит его. И только попросив прощения, он ощутил душой какое-то особое освобождение, еще не постигнутое умом.
Только теперь, по моему мнению, и начинается настоящая жизнь рыбака Игнатьича, а не жалкое подобие, которое он вел до встречи с царь-рыбой.

Виктор Петрович Астафьев (1924-2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации . Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность к самому себе и

Сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.

В «повествовании в цикле рассказов «Царь-рыба» (1976) автор говорит о необходимости безотлагательности «возвращения к природе» В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

II. Работа по содержанию рассказа.

Краткое содержание рассказа «Царь-рыба»

Браконьер Игнатьич поймал на Енисее огромную рыбу-осетра, но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.

«Человек- часть природы», человек и природа – единое целое»

(Браконьерство - страшное зло. Автор показывает браконьера Игнатьича. В чем есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но все это подавляется безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок) .

В чем смысл показа судьбы этого героя?

(смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде).

В чем состоит самая главная вина Игнатьича? (Это – надругательство над любившей его девушкой. Получается, что начав творить зло, остановится почти невозможно. Убийца дочери Командора – духовный двойник Игнатьича. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно).

(Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы).

Что вызывает откровенно неприязненное отношение автора к таким людям, как Гога и браконьеры ? 1.

(Это бездуховность.Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я»).

VI. Обсуждение идейного содержания.

(Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решились на разбойный зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции) .

Что можно сказать об идее произведения?

(Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и природа «повязаны одним смертным концом»)

Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно - историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливая у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.

Мир для В.П.Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном. Неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека.

Роман Игнатьевич, тяжело вздохнув, отошёл от запылившегося окна. Очередной серый день, облик которого он увидел сквозь стекло, не располагал к радостным мыслям. Окинув исподлобья тяжёлым стариковским взглядом маленькую неприбранную комнатку, он взял со стола пачку "Беломора", в которой оставалось лишь две папиросы, и вернулся к окну.
Открыв форточку, Игнатьич, как называли его соседи, привычным движением смял мундштук папиросы и закурил. Крепкий, едкий дым проник в его легкие, и старик зашёлся кашлем. "Опять, - подумал он, недружелюбно глядя на дымок, поднимавшийся вверх, - А ведь Нюрка-покойница предупреждала…" Да, врачи и умершая полтора года назад жена Игнатьича - Анна Фёдоровна - строго-настрого запрещали ему курить, но… Что ему оставалось?
Когда Игнатьич начинал задумываться о том, как и чем он живёт в последнее время, он не находил окружающей его обстановке другого названия, кроме как "пустота". Пустота царила во всём: его жена, единственный человек в жизни, без которого он никак не мог обойтись, умерла;
Есть дочь Светлана, но у неё своя семья и ей нет дела до брюзжания старого отца, до его болячек и вечного недовольства происходящим. Её хватало лишь на то, чтобы позвонить Игнатьичу в день рождения, да ещё, может быть, на Новый Год. Виделся отец с дочерью последний раз на похоронах Анны Фёдоровны.
Игнатьич не знал, то ли они с женой так воспитали свою дочь, то ли её муж, человек, считавший себя членом "высшего общества" не одобрял встречи Светланы с двумя полунищими стариками, но так или иначе, Игнатьич крайне редко общался с дочерью.
Порою, его душу согревало понимание того, что у дочери, в общем-то, всё в порядке, всё хорошо, что она ни в чём не нуждается. Он вспоминал, как года два или три назад, он, ещё с женой, был у Светланы в гостях. Игнатьича, простого русского мужика-работягу, поразила обстановка, в которой живёт его дочь: роскошная четырёхкомнатная квартира, шикарная иностранная машина, безумно дорогая мебель…
Игнатьич ещё раз затянулся папиросой, но кашель стал нестерпимым и он выбросил её в форточку. Прошаркав тапками, он подошёл к облупившейся от времени тумбочке и включил старый, повидавший многое на своём веку "Рекорд". Минут через пять, на долго прогревавшемся экране появилась картинка - по телевизору показывали концерт. Какая-то дико размалёванная девица, в юбке, с трудом прикрывавшей её живот, передёргивая худыми ногами, весьма немузыкально пыталась донести до зрителей как же сильно она кого-то любит. Игнатьич посочувствовал объекту страсти этой "певицы", но потом ему стало противно смотреть на такое убожество, и он выключил телевизор, заставив девицу замолчать.
Поразмыслив немного, он прошёл в кухню, сел на стул и взял со стола вчерашние "Известия". По старой, многолетней привычке, Игнатьич начал чтение газеты с передовицы, но, поняв, что его почему-то уже совершенно не беспокоит "дальнейшее нагнетание напряжения в отношениях между правительством и парламентом", отложил газету в сторону. Делать было совершенно нечего.
Игнатьичу стало ещё тоскливее, оттого, что он сидит и не знает чем ему заняться. Он никогда не был бездельником. Всю свою жизнь он честно работал, чтобы получить квартиру, чтобы поставить на ноги дочь, чтобы было, что оставить внукам. Да, у него есть квартира, да у дочери всё хорошо, а он сам? Его собственные ноги понемногу отказывают, курить ему запретили, заняться нечем. Такая жизнь была Игнатьичу невмоготу. Он захотел было позвонить кому-нибудь из старых друзей, но вспомнил, что Серёжка - их всегдашний заводила - сейчас на даче с детьми, Петька - в больнице, а Колька… Колька - на кладбище.
И тогда Игнатьич решился. Порывшись в карманах, он достал последние деньги (ничего, послезавтра - пенсия), неторопливо оделся и вышел из дома.

На улице какие-то молодые ребята, смеясь и изредка переругиваясь, занимались ремонтом красивой машины, стоявшей, почему-то, на газоне у его дома. Маленькие соседские девчонки задорно прыгали через скакалку, а их сверстники рядом на площадке гоняли мяч. Даже в такой хмурый день, вся эта картина была яркой, весёлой и жизнерадостной. Игнатьич, в своём грязно-сером не по сезону пальто и мятых коричневых брюках, каким-то мрачноватым призраком проскользнул мимо царившей вокруг суеты и вышел со двора.
Там, куда он направился, ещё три-четыре года назад всегда была шумная толпа, споры в очередях, иногда и драки. Да и теперь свежевыкрашенная вывеска "ВИНО" не очень-то гармонировала с тем, что творилось под ней: пять-шесть бомжей, парочка таких же, как Игнатьич, одиноких стариков, да кучка полупьяных подростков полусидела-полустояла у дверей с ободранной краской. Едва лишь он подошёл к магазину, как к нему подскочили двое на вид не совсем трезвых мужиков и произнесли ставшую для них, видимо, уже дежурной фразу: "Ну, что? Возьмём на троих?" Игнатьич молча кивнул.
- Давай деньги, отец, - произнес один из них, молодой, худощавый парень без двух передних зубов и с давно не мытыми волосами, - Сейчас, я мигом.
Через пару минут он вернулся, держа в руке пол-литровую бутылку водки.
- Отойдём, что ли куда-нибудь, - предложил парень, - нельзя же здесь…
Метрах в пятидесяти от магазина был небольшой скверик - излюбленное место местных алкашей. С трудом поспевая за своими более молодыми спутниками, Игнатьич доковылял туда и сел на скамейку, пытаясь отдышаться.
- Один момент, - выдохнул второй из "компаньонов", здоровенный мужик, лет пятидесяти с небольшим, с красным до неприличия лицом, и вытащил откуда-то из недр своей необъятной куртки три пластиковых стаканчика, - наливай, - кивнул он "худому".
- Ну-с, за знакомство, - торопливо ответил парень, раздав всем наполненные стаканы, после чего моментально осушил свой.
- За знакомство, - согласившись, кивнул Игнатьич и, не торопясь, выпил.
После того, как новоявленные "друзья" выпили по второму стаканчику, неожиданно обнаружилось, что бутылка опустела.
- Продолжим? - залихватски спросил "худой", который из всех троих проявлял в этом вопросе наибольшую активность.
- Продолжим, - подтвердил Игнатьич и, предвидя следующую фразу "худого", полез в карман за деньгами.
"Краснолицый" тоже достал пару мятых бумажек и отдал их "худому", который, слегка покачиваясь, побежал обратно к магазину.

Когда он вернулся, то отвыкший от водки, а потому изрядно нетрезвый Игнатьич успел вкратце изложить "краснолицему", которого звали Володей, обо всех своих неприятностей.
- Сука твоя дочь, - вздохнул Володя, - да и муж её… - он коротко ругнулся.
- Не говори так, - полупьяным голосом жалобно попросил Игнатьич, - тут и моя вина есть.
- Ну, как хочешь, - не стал спорить Володя и повернулся к "худому". - Принёс?
- Конечно, - тот поставил на лавочку ещё одну бутылку. - Открывай!
После того, как "худой", именовавший себя Димой, сбегал за третьей бутылкой, и она была откупорена, новые знакомые начали дружно успокаивать расчувствовавшегося Игнатьича. Он слушал их, уже с трудом понимая, о чём они говорят. Он не слышал их слов. В его голове вертелась совсем другая мысль: "Почему? Почему у этих, в общем-то, опустившихся людей, я нашёл больше понимания и поддержки, чем у собственной дочери? Что я сделал не так?" Но ответа старик не находил.
Начали сгущаться сумерки и Дима, внезапно вспомнив, что его кто-то ждёт, неуверенной, но достаточно быстрой походкой удалился, предварительно сердечно попрощавшись с собутыльниками. Володя некоторое время ещё сидел на лавочке, держа за плечи пьяного Игнатьича, но затем и он, взглянув на часы, извинился перед стариком и тоже ушёл. Игнатьич вновь остался один. Он уже ни о чём не думал.
Он сидел с закрытыми глазами, стараясь не завалиться на бок, как вдруг, неожиданно, как неясная, смазанная картина у него перед глазами пронеслась вся его жизнь. Голодные, холодные, грязные детские годы, когда он беспризорником ночевал в подъездах и под горящими котлами. Война, куда он ушёл добровольцем, и где был тяжело ранен. Рождение дочери, похороны жены, его нынешняя маленькая пыльная квартирка… "Что ты сделал за свою жизнь? К чему ты пришёл? Чего ты добился?"
Внезапно от этой гнетущей тоски, да и от выпитой водки, пожалуй, тоже, у Игнатьича заболело сердце. Сначала его защемило, а затем, неожиданно, резкая, страшная по силе боль пронзила насквозь всё стариковское тело. Схватившись за левую половину груди, он рухнул со скамейки и, зачем-то стал отползать на газон, в кусты. Кроме боли он не чувствовал ничего.
Проходившая мимо влюблённая парочка с недоумением взглянула на скорчившегося грязного старика и, решив, что он всего лишь сильно пьян, отвернувшись, скрылась из вида.
Игнатьич перестал чувствовать боль. Он лежал, уткнувшись лицом в траву, и от её запаха угасающему разуму стало казаться, что по этой траве навстречу старику бежит его дочь, только почему-то совсем маленькая. Она звала его, протягивала к нему руки, звала к себе… Игнатьич потянулся к ней, приподнявшись на локтях, но старое больное сердце не выдержало, руки подкосились, и он опять упал на траву. Его прокуренные лёгкие выдохнули в последний раз и дыханье остановилось.

На следующее утро какой-то бомж, пробираясь между кустами в поисках пустых бутылок, наткнулся на безжизненное тело Игнатьича.
- Эй, приятель! - произнёс он. - Пора вставать!
Но старик уже не мог ответить ему. Равнодушно хмыкнув, бомж продолжил свои поиски.
Когда вечером он опять проходил мимо и увидел, что Игнатьич лежит там же, где и был, после недолгих раздумий, он, наконец, сообразил, что старик мёртв. Озираясь по сторонам, он торопливо обшарил карманы одежды покойника, но ничего не нашёл и, плюнув, счёл за лучшее поскорее уйти.
Через пару часов тело Игнатьича всё же обнаружили и отвезли в морг. Поиски родственников ни к чему не привели и "неизвестный мужчина, на вид лет семидесяти, без признаков насильственной смерти" был сожжён за государственный счёт.

Прошло полгода и наступил день рождения Романа Игнатьевича. Светлана набрала номер его телефона, но никто, разумеется, не ответил. "Наверное, с друзьями встретился. Празднует, - подумала она и повесила трубку. - Ладно, сам перезвонит".



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: