Голос дети эдит пиаф. Эдит пиаф. Биография певицы и трудное детство

Эдит Гассион с самого детства мечтала о карьере певицы. И путь к этой мечте не был усыпан розами. Первый шаг, который она сделала, был сменой фамилии. Она выбрала короткую и звучную — Пиаф, что по-французски означала воробей. Первое серьезное выступление Пиаф состоялось на сцене свежеоткрытого кабаре «Джернис» в середине осени 1935 года.

Совершенно никому не знакомая исполнительница вышла на сцену в недовязанном свитере без рукава и в видавшей виды юбке. Всеобщее недоумение уступило место восторгу, стоило только Эдит начать исполнение песни. Аплодисменты не стихли даже после того, как она сошла со сцены. Творческий успех с того момента сопутствовал ей на протяжении всей жизни.

Биография певицы и трудное детство

Многие завидовали ей. Всегда судачили, что, вероятнее всего, Малышка Пиаф родилась прямо на улице. Ведь отец ее был уличным акробатом, и схватки у его жены, актрисы лирического жанра, начались и, скорее всего, завершились прямо у газового фонаря по дороге домой.

Эдит Пиаф не смущали светские сплетни, не расстраивали провокационные публикации в «желтой» прессе. Она держалась от всего этого в стороне, не давала никаких комментариев и опровержений.

Более того, она нередко расцвечивала свои странные воспоминания о детстве явной выдумкой, плодами самой буйной фантазии.

Совершенно точно, что в детстве она перенесла сильное воспаление роговицы глаз, двусторонний кератит, и плохое зрение сильно мешало ей в дальнейшем, заставляя порой передвигаться на ощупь. Подробности чудесного исцеления неизвестны, на то оно и чудо. Но, слава богу, Пиаф не стала слепой.

В 16 лет Эдит Гассион уже вполне состоялась как уличная певица и у нее завелся первый дружок из неприлично многочисленной череды ее самых разнообразных мужчин. Луи Дюпон, «Малыш Луи» стал виновником ее единственной и такой ранней беременности, и 11 февраля 1933 года у Эдит родилась симпатичная дочка, получившая имя Марселла Дюпон.

В декабре того же года молодая мать выступила перед солдатами в тюрельской казарме, где ее очаровал блондин с глазами цвета безоблачного неба, не то Альберт, не то Анри… Их отношения продлились пару недель, а потом солдата перевели в Африку. Муж Эдит, не сумев вернуть жену, забрал к себе дочь. А Эдит, продолжая петь и встречаться с мужчинами. Меж тем от менингита умерла ее двухлетняя дочь…

…Карьера певицы в казино «Джернис» оказалась недолгой. В апреле 1936 года ее работодателя «папу Лепле» убили. Правда, после закрытия казино Пиаф уже не вернулась на улицу.

Проведя весну и лето в туре по Франции «Молодежная песня 1936 года», она стала петь сразу в двух кабаре - «У Одетт» и «Латинском квартале». Как писали ее соотечественники, ее неповторимый голос неумолимо брал задушу.

Судьбу певицы переменила встреча с поэтом и композитором Раймоном Ассо. Эдит пела «Мой легионер» и еще дюжину его песен, а он отвадил массу ее парней, прекратил беспорядочные связи, запретил появление на квартире даже ее родному отцу, который тоже хотел своих дивидендов от растущего признания таланта дочери.

Эдит Пиаф уже 22 года. Ее имя у всех на слуху. «Костюм и передник уличной девки исчезли. Малышка Пиаф одета в простое черное платье. Она изменила свой репертуар в сторону сентиментальности, но значительно выиграла в строгости стиля»… Ее много хвалили.

И тут началась война. Раймон Ассо ушел на фронт, избавив певицу от мучительных объяснений назревающего разрыва, а Эдит, не терпевшая одиночества, стала жить с актером Полем Мериссом. Она продолжала петь, разъезжая по неоккупированной территории, ее успехи на эстраде и в кинематографе крепли. Мерисса, ушедшего в армию, сменил один «дружок», потом другой…

В октябре 1942 года Эдит приняла решение вернуться в Париж, находившегося в руках немцев и успех ее был триумфален. На следующий год она поехала на своеобразные гастроли в Берлин — выступать на заводах и перед узниками лагерей.

В конце войны в ее жизнь вошел Ив Монтан - надолго (совместные концерты продолжались несколько лет), но именно любовная связь продолжалась недолго. Страсть всего за неделю уступила место взаимоуважению и полному взаимопониманию.

Гастроли 1947 года в Америке подарили ей еще одного любовника - знаменитого всему миру боксера Марселя Сердана, женатого человека и отца семейства.

Он погиб в авиакатастрофе на острове Сан-Мигель в октябре 1949 года. В его честь Пиаф спела «Гимн любви» на сцене «Версаля», еще несколько песен. И потеряла сознание, не закончив выступления.

Утешение, которое ей приносили последующие мужчины, было недолгим и непрочным. Эдди Константин, Андре Пусс, Тото Жерарден, Жак Пиллс… За последнего она, правда, вышла замуж на четыре года. Но что нам до этих имен? Где слава, там всегда будут прихлебатели.

Застарелый ревматизм приохотил Эдит к наркотикам, алкоголь она вообще принимала для снятия стресса постоянно. Пришлось пролечиться в клинике… Это лечение стало «первой ласточкой» - с тех пор Пиаф то и дело настигали разнообразные болячки.

Изматывающее летнее турне 1954 года прервалось операцией - разыгрался перитонит. Несколько месяцев спустя она, уже отдохнувшая, выступила в престижной «Олимпии» и отправилась в 14-месячное турне по США. Следом - Куба, Мексика, Бразилия…

Три новых любовника, и всем трем отказано в «доступе к телу» из-за Жоржа Мустаки. Пиаф уже 42, а новому возлюбленному, поэту и композитору, всего 24 года… Они попали в аварию на перекрестке с названием «Божья милость». Шок, рана, разрывы двух сухожилий… Снова больница.

В феврале 1959-го на гастролях в Америке у Пиаф открылось язвенное кровотечение. Месяц в клинике. Затем повторная госпитализация из-за кишечной непроходимости. В сентябре того же года певицу оперируют по поводу острого панкреатита, а в декабре еще три недели ее жизни отнимает вирусный гепатит…

Болезни, ремиссии, повторные госпитализации, в промежутках - новые гастроли и любовники… За одного из них - парикмахера Теофалиса Ламбукаса 26-ти лет- Пиаф 9 октября 1962 года снова вышла замуж, подарив мужу на свадьбу восхитительную модель железной дороги.

Две недели после свадьбы супруги блистательно выступали на сцене «Олимпии», а потом одна за другой начались новые госпитализации с переливаниями крови… Годовщину своей последней свадьбы Пиаф снова встретила в больнице: лопнула селезеночная артерия…

Эдит Пиаф умерла в пятницу 11 октября 1963 года. Проводы певицы вылились в похороны национального масштаба. До кладбища Пер-Лашез ее гроб провожал целый Париж - сорок тысяч человек…

Эдит Пиаф — ВИДЕО

«Я пою не для всех — я пою для каждого!» — Edith Piaf

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями: by Записки Дикой Хозяйки

Однажды зимней ночью 1915 года на тротуаре грязной парижской улочки рожала женщина. Новорожденную девочку она завернула в плащ прибежавшего на крики полицейского и назвала Эдит. Вот, пожалуй, и все, что циркачка Анетт Майар сделала для дочки, прежде, чем отдать ее на воспитание своим родителям и благоразумно скрыться. Отец малышки Луи Гасьон сразу после ее рождения уехал на фронт. Так появилась на свет великая Эдит Пиаф.

На бульваре Шапнель к чумазой девятнадцатилетней девчонке подошел мужчина, и "влюбленная" парочка направилась в отель. Вид у девушки был такой жалкий, что он спросил:- "Зачем ты это делаешь?" "Мне нужно похоронить дочку, не хватает десяти франков",- ответила она. Мужчина дал ей деньги и ушел.

Единственная дочь Эдит Джованны Гасьон умерла, и больше детей у нее не будет. Она переживет четыре автомобильные катастрофы, попытку самоубийства, три гепатические комы, приступ безумия, два приступа белой горячки, семь операций, первую и вторую мировые войны, сведет с ума толпы мужчин и умрет в 1963 году, не дожив до пятидесяти. Ее будет хоронить вся Франция, а оплакивать - весь мир. На ее могиле напишут просто - ЭДИТ ПИАФ.

Эдит Пиаф (Edith Piaf) (настоящие имя и фамилия Эдит Джованна Гассион, Gassion) (19 декабря 1915, Париж - 11 октября 1963, там же), французская певица (шансонье).

Она родилась в артистической семье. Ее матерью была неудачливая актриса Анита Майяр, носившая сценический псевдоним Лина Марса. Отец Эдит, Луи Гассион, зарабатывал себе на хлеб ремеслом уличного акробата. Когда началась Первая мировая война, он отправился добровольцем на фронт и получил свой первый двухдневный отпуск только в конце 1915 года в связи с рождением дочери.

В 1917 году Луи Гассион, прибыв в Париж в очередной фронтовой отпуск, чтобы повидать дочь, узнал, что жена от него ушла и отдала Эдит на воспитание своей матери, которая настолько плохо обращалась с ребенком, что это буквально приводило в ужас. Луи Гассион принял решение отправить дочь к собственной матери в Нормандию, в Берней.

Тут выяснилось, что Эдит совершенно слепа. Луиза Гассион прилагала все усилия, чтобы вылечить ребенка. Врачи говорили, что слепота наступила в результате сильного удара по голове или оставленного без внимания инфекционного заболевания. Когда никаких других надежд не оставалось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции. Поездку назначили на 19 августа 1921 года, а 25 августа 1921 года Эдит прозрела. Ей было шесть лет.

До восьми лет Эдит ходила в школу, окруженная заботами любящей бабушки, но потом отец забрал Эдит в Париж, где они начали вместе работать на площадях - отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела.

Когда Эдит исполнилось пятнадцать лет, она познакомилась со своей младшей сестрой по отцу Симоной. Мать Симоны настаивала на том, чтобы одиннадцатилетняя дочь начала приносить в дом деньги, отношения в семье, где, кроме Симоны росли еще семеро детей, складывались тяжелые, и Эдит забрала младшую сестру к себе, а когда это не понравилось отцу - ушла из дома.

Эдит зарабатывала пением на улице до тех пор, пока ее не взяли в кабаре "Жуан-ле-Пен". Это был ее первый ангажемент, который, однако, еще не означал принципиальных перемен - в кабаре Эдит пела так же, как и на улице.

Здесь Эдит познакомилась с Луи Дюпоном, за которого вскоре вышла замуж, через год у нее родилась дочь Марсель. Брак не был удачным, поскольку Эдит приходилось заниматься и дочерью, и сестрой, а, кроме того, кормить семью.

Эдит заявила мужу, что не намерена и дальше решать денежные проблемы в одиночку, и предложила расстаться. Но Луи не хотел мириться с этим, желая привязать жену, он забрал к себе ребенка. Вскоре Эдит узнала, что ее дочь тяжело больна, пробыв пару дней в больнице вместе с девочкой, заболела и сама Эдит.

Печально известная в Европе "испанка", уносившая в те годы сотни человеческих жизней, плохо поддавалась излечению. Врачи чаще всего просто выжидали, надеясь на жизнеспособность пациента. Эдит поправилась, но ее дочь умерла - "испанка" перешла в менингит.

В том же году Эдит исполнилось двадцать два года. Когда она пела на улице, ее заметил Луи Лепле, владелец кабаре "Жернис" на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе. Он научил ее репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене.

Именно Лепле нашел для Эдит имя - Пиаф (на парижском арго это "воробышек"). В "Жернисе" на афишах ее имя было напечатано как "Малышка Пиаф", и успех первых же выступлений был огромным. Луи Лепле объяснил Эдит, что у актрисы должен быть собственный репертуар, и Жак Буржа написал первые песни специально для Эдит - "Слова без истории" и "Старьевщик".

17 февраля 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке "Медрано" вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Мистангетт, Мари Дюба, а короткое выступление на Радио-Сите позволило ей сделать первый шаг к настоящей славе. Слушатели звонили на радио, прямо в прямой эфир, и требовали, чтобы Малышка Пиаф выступала еще и еще.

Однако период благополучия для Эдит скоро закончился. Трагически погиб Луи Лепле (он был убит выстрелом в голову). Полиция рассматривала самые разные версии, но в числе подозреваемых оказалась и Эдит, поскольку Лепле указал в своем завещании небольшую сумму денег, которую она должна была получить после его смерти.

Пресса рассматривала происшествие как лакомый кусочек: Эдит начала получать приглашения выступать в респектабельных кабаре, но ее приглашали в большинстве случаев для того, чтобы публика посмотрела на "ту самую девушку из газет". Посетители вели себя враждебно, считая, что в праве "наказать преступницу".

Когда ситуация стала совсем кризисной, в жизнь Эдит вошел Реймон Ассо, именно ему во многом принадлежит заслуга появления на свет "Великой Эдит Пиаф". Ассо работал с известной артисткой Мари Дюба, которой Эдит восхищалась и считала эталоном эстрадной певицы.

Ассо поставил условие - он поможет Эдит достичь всего, что она пожелает, в обмен на беспрекословное послушание. Он начал учить Эдит не только тому, что непосредственно относилось к ее профессии, но и всему тому, чего ей не хватало: как вести себя за столом, на приеме, в компании, как поддержать приятную беседу, как одеваться и тому подобным вещам.

Реймон Ассо начал создавать "стиль Пиаф", отталкиваясь исключительно от индивидуальности Эдит, он писал песни, подходящие только ей, "сделанные на заказ" - "Париж-Средиземноморье", "Она жила на улице Пигаль", "Мой легионер", "Вымпел для легиона". Музыку к этим песням написала Маргарит Моно, удивительно одаренный композитор. С Эдит ее связала дружба на всю жизнь.

Благодаря Реймону Ассо история Эдит Пиаф стала историей ее песен и, наоборот, никто не мог и не хотел отличать сценический образ от реальной женщины. Эдит Пиаф идеально владела языком и манерами влюбленной женщины - страстной, отчаянной, бесстрашной. Она была героиней, испытавшей эти чувства - безрассудную любовь, бескорыстную, но непременно отвергнутую, и поэтому горькую.

Именно Реймон Ассо добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле "АВС" на Больших бульварах - самом знаменитом мюзик-холле Парижа. Выступление в "АВС" считалось выходом на "большую воду", посвящением в профессию. Перед выступлением в этом мюзик-холле, Ассо сказал Эдит, что "Малютка Пиаф" не будет смотреться на роскошной афише "АВС", это имя больше подходит для кабаре. С тех пор Эдит выступала под именем "Эдит Пиаф". Успех в "АВС" заставил прессу написать о Эдит:- "Вчера на сцене "АВС" во Франции родилась великая певица."

В начале Второй мировой войны Эдит рассталась с Реймоном Ассо, она уже переросла его, он научил ее всему, чему мог научить, и учитель был ей больше не нужен. В этот период Эдит познакомилась со знаменитым французским поэтом, драматургом и режиссером Жаном Кокто.

Кокто был очень талантливым и разносторонним человеком, тонко понимал музыку, пение, пластику. Он был первым человеком, имеющим такой весомый авторитет в мире искусства, который сказал:- "Мадам Эдит Пиаф гениальна". Жан Кокто, настаивал на том, что Эдит обладает удивительным даром драматической актрисы, и предложил ей сыграть в небольшой пьесе его сочинения "Равнодушный красавец". Репетиции прошли удачно, и пьеса имела большой успех. Впервые она была показана в сезон 1940 года.

Игра Эдит произвела такое впечатление, что Жорж Лакомб решил снять по пьесе фильм. И в 1941 году был снят фильм "Монмартр на Сене", в котором Эдит получила главную роль. Во время съемок фильма "Монмартр на Сене" Эдит познакомилась с Анри Конте, журналистом, который искренне восхищался ее талантом, много писал о ней. Конте были написаны некоторые из лучших песен Эдит: "Свадьба", "Господин Сен-Пьер", "Сердечная история", "Падам... Падам...", "Браво, клоун!".

В том же году молодой композитор Мишель Эмер показал Эдит свою песню, которая затем вошла в ее репертуар и стала фантастически популярна - песню "Аккордеонист". В дальнейшем Эдит много сотрудничала с Эмером, он написал для нее "Господин Ленобль", "Что ты сделала с Джоном?", "Праздник продолжается", "Заигранная пластинка", "По ту сторону улицы", "Телеграмма".

Во время войны умерли родители Эдит. Во время оккупации Эдит много выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными "на память", а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали фальшивые документы для солдат, бежавших из лагеря. Затем Эдит отправлялась в тот же лагерь, была еще любезнее с офицерами и тайно раздавала фальшивые удостоверения личности военнопленным.

Эдит помогала найти себя и начать свой путь к успеху многим начинающим исполнителям - Иву Монтану, ансамблю "Компаньон де ла Шансон", Эдди Константену, Шарлю Азнавуру. К сожалению, некоторые из них предпочли об этом забыть.

В 1947 году Эдит отправилась на гастроли по Греции, а затем, впервые, по Соединенным Штатам. Именно в Америке она встретила свою самую большую любовь в жизни. В жизни Эдит было немало романтических историй. Одна из таких историй, которая потом стала жить самостоятельно и превратилась в миф, в некий образ любви, связанна с трагически погибшим Марселем Серданом.

Когда Эдит представили знаменитого французского боксера Марселя Сердана, она не была особенно восхищена, тогда как сам Сердан утверждал, что для него эта встреча была чудом. Скрыть стремительно развивающийся роман было сложно – у Сердана была жена и трое сыновей. Пресса немедленно ухватилась за возможность сделать из бурного романа двух французских знаменитостей большой скандал.

Однако Сердан быстро положил этому конец, заявив без лишних слов, что Эдит - его любовница только потому, что он женат и в настоящий момент не имеет возможности расторгнуть свой брак. На следующий день о Пиаф и Сердане не будет ни слова ни в одной газете. Эдит же получит невероятных размеров корзину с цветами и запиской:- "От джентльменов. Женщине, которую любят больше всего на свете".

(Продолжение следует)

женский интернет журнал - Записки Дикой Хозяйки

В статье использованы источники: Е.Р.Секачева. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, сайт http://people.h15.ru, статьи Оксаны Ярош, сайт People"s History, журнал "Культ Личностей" (январь/февраль 2000).

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Песенка о воробышке, которую она исполняла девчонкой, оказалась судьбоносной

Прозвище Piaf, в просторечье означающее «воробышек», стало сценическим псевдонимом этой поистине великой артистки XX века.

Эдит Джованна Гассион родилась ночью 19 декабря 1915 года прямо на тротуаре парижской улицы. Ее мама циркачка Анетт Майар завернула новорожденную в плащ подоспевшего полицейского, а через месяц отдала дочку на воспитание своим родителям.

Чудо с возвращенным зрением

Шла первая мировая. Отец Эдит - уличный акробат Луи Гассион - вскоре после рождения дочери попал на фронт. Грубоватые и неотесанные родители ее матери, Анетт Майар, практически не следили за ребенком. В меню малышки основным блюдом считалось... вино, которое ей давали, смешивая с молоком. Безграмотная бабушка не мыла внучку, с Эдит практически никто не разговаривал.

Когда Луи Гассион приехал в 1917 году в отпуск, он решил не оставлять девочку у родителей супруги. Забрать ребенка к себе согласилась его мать Луиза Гассион, работавшая кухаркой в публичном доме. Там малышку отмыли и одели в новое платье. Оказалось, что под коркой грязи скрывается прелестное существо - увы, абсолютно слепое! Еще в первые месяцы жизни у Эдит развилась катаракта, но никто этого просто не заметил.

Луиза Гассион денег на лечение не жалела, однако врачи оказались бессильны. Женщины из дома терпимости решили помолиться святой Терезе, чтобы та исцелила Эдит. Вместе с Луизой и малышкой они отправились на богомолье, после которого вернулись домой и стали ждать чуда. Спустя некоторое время выяснилось, что Эдит действительно прозрела! Ей было шесть лет.

Уличная певица

После войны отец Эдит отправил дочку в школу. Но другие родители не хотели, чтобы рядом с их отпрысками учился ребенок, живущий в публичном доме. И с девяти лет девочка стала зарабатывать вместе с отцом на улицах и площадях Парижа. Луи демонстрировал публике трюки, а Эдит пела и собирала деньги. Так продолжалось, пока ее не взяли в кабаре «Жуан-ле-Пен».

С четырнадцати лет она уже жила самостоятельно. Когда Эдит исполнилось пятнадцать, девушка познакомилась со своей младшей сестрой по отцу Симоной. Мать Симоны настаивала на том, чтобы девочка приносила в дом деньги, отношения в семье складывались тяжелые, и Эдит забрала Симону к себе. Они стали петь на улице, зарабатывая около 300 франков. Хватало на комнату в плохой гостинице, одежду, вино и консервы.

В жизни Эдит рано появились мужчины. Она регулярно без разбору влюблялась и бросала своих избранников. Отец ее единственного ребенка Луи Дюпон не стал исключением. С ним Эдит познакомилась в семнадцать лет. Через год у пары родилась дочка, которую назвали Марсель. Эдит по-прежнему много работала и, если Луи не мог сидеть с ребенком, брала дочку с собой. Однажды Дюпон предложил ей выбирать между ним и ее работой. Эдит хлопнула дверью.

Фото с сайта gahetna.nl

Сестры снова начали жить вдвоем. Эдит по ночам пела, а дочка оставалась в гостинице. Как-то после выступления молодая мать обнаружила, что Луи забрал девочку. Таким образом он надеялся вернуть Эдит. В то время в Европе свирепствовал испанский грипп, Марсель заболела и попала в больницу. После посещений дочери заразилась и сама Эдит. Ей удалось выздороветь, а вот Марсель умерла.

Малышка Пиаф

В двадцать лет Эдит познакомилась с владельцем кабаре «Жернис» Луи Лепле. Озябшая женщина топталась в октябре на улице в большом не по росту пальто и туфлях на босу ногу, ожидая, что прохожий даст монетку уличной артистке. Вдруг кто-то произнес: «Да ты с ума сошла - петь на улице в такую погоду!» Фраза принадлежала холеному господину лет сорока в элегантном костюме. Эдит грубо ответила: «А есть-то мне что-то надо!» Мужчина спросил: «Хочешь выступать в кабаре? Приходи завтра в четыре, я тебя послушаю». Оторвал от газеты клочок бумаги и записал адрес. В то время «Жернис» слыло самым модным парижским заведением. Интуиция опытного продюсера сразу подсказала Лепле, что он нашел самородок. Он пообещал устроить через неделю дебют и, как гласит предание, придумал псевдоним певице. Лепле изрек: «Ты такая маленькая и хрупкая, что тебе подойдет имя Малютка Пиаф».

Он научил ее репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. В «Жернисе» на афишах было напечатано: «Малышка Пиаф», и успех первых же выступлений был огромным.

17 февраля 1936 года Эдит Пиаф спела на большом концерте в цирке «Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, «Мистингетт», Мари Дюбуа. А короткое появление на Радио-Сити позволило ей сделать первый шаг к настоящей национальной славе. Слушатели звонили в прямой эфир и требовали, чтобы Малышка Пиаф выступала еще…

Прорыв на звездный небосклон

Успешное начало было прервано трагедией. По неизвестным причинам владельца кабаре Луи Лепле убили выстрелом в голову. Эдит Пиаф оказалась в числе подозреваемых, так как продюсер в завещании оставил ей небольшую сумму. Газеты раздули грязную историю, и посетители кабаре, в котором выступала Пиаф, повели себя враждебно, считая, что они вправе «наказать преступницу». В итоге Эдит осталась без работы и решила, пока не уляжется скандал, отправиться в провинцию. Но слухи преследовали ее и там. Пиаф пришлось снова выйти петь на улицу. Неизвестно, чем бы все закончилось, если б не записка, обнаруженная в дырявом кармане под подкладкой: «Реймон Ассо» и номер телефона. Эдит едва вспомнила, что это был поэт, с которым она познакомилась в «Жернисе». Эдит позвонила в Париж, а затем приехала к Реймону.

Ассо посулил ей успех, но потребовал дисциплины и начал муштровать по полной программе. Учил этикету, а узнав, что Пиаф не умеет толком писать, придумал для нее несколько вариантов автографов: «В знак большой симпатии», «От всего сердца»… Одновременно Реймон создавал репертуар и неповторимый стиль Пиаф. Каждый день они с Эдит обсуждали новые песни, репетировали. Вскоре их упорство принесло первые плоды. Директор крупнейшего концертного зала Парижа АВС согласился отдать первое отделение одного из концертов Эдит.

Фото с сайта astrology.gr

В тот день она впервые выступила не как Малютка, а как Эдит Пиаф. Исполнила новые вещи, разученные с Реймоном, и огромный зал взревел от восторга. Публика не желала ее отпускать. Пиаф пришлось вспоминать песни из старого репертуара. А пресса на следующий день восклицала: «Вчера на сцене АВС родилась великая певица Франции»!

Деньги, мужчины, кино и война

Финансовое положение Эдит резко изменилось. Она купила собственный дом в центре Парижа, его отделкой занимались лучшие дизайнеры. Но звезда, въехав в особняк… предпочла спать в комнате консьержки. Там Пиаф чувствовала себя уютнее, чем в огромной спальне с антикварной мебелью. Особняк всегда был открыт для многочисленных друзей Эдит. Некоторые ухитрялись жить у нее по месяцу, а то и больше. Шампанское, икра на кухне не переводились, но если бы кто-то спросил у певицы, сколько денег у нее на счету, то вряд ли получил вменяемый ответ. Она всегда жила по принципу: есть деньги - хорошо, нет - заработаю.

И еще у нее было одно правило, о котором она позже поведала в биографической книге. Касалось оно отношений с мужчинами: «Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте». Следуя своему принципу, в начале второй мировой Эдит рассталась с Раймоном. Тогда она встретилась с писателем, поэтом, драматургом, художником и кинорежиссёром Жаном Кокто, который предложил ей сыграть в его пьесе «Равнодушный красавец». Постановка имела большой успех. В 1941 году по мотивам пьесы сняли фильм «Монмартр на Сене», в котором Эдит получила главную роль. Позже она снималась и в других картинах, в том числе вместе с молодым возлюбленным и протеже Ивом Монтаном. Она вообще любила оказывать покровительство, а потом забывать о вчерашних любовниках, которых выводила в люди…

В годы второй мировой войны французы смогли по достоинству оценить патриотизм Пиаф. Она выступала в Германии перед военнопленными-соотечественниками, а после концертов передавала им необходимое для побега (вещи, подложные документы), рискуя быть схваченной и казненной.

После войны Пиаф заинтересовались американские импресарио и предложили устроить турне по городам США. Отправляясь за океан, Эдит не подозревала, что встретит там самую большую любовь своей жизни - француза Марселя Сердана, чемпиона мира по боксу.

Сказка с жестоким концом

На концерт Эдит спортсмен попал случайно. А после выступления, очарованный, позвонил певице в гостиницу, чтобы договориться о встрече. Так начался их роман. Рядом с Пиаф здоровяк-чемпион робел, старался молчать и выполнял любую ее прихоть. Он купил Эдит ее первое норковое манто. Она дарила Марселю бриллиантовые запонки, костюмы и обувь из крокодиловой кожи. В Америке пара везде появлялась вдвоем. Но в Касабланке Сердана ждала жена Маринетта и сыновья Марсель и Рене, к которым со временем прибавился маленький Поль. И влюбленный спортсмен возвращался к ним, разрываясь на части, не зная, что предпринять, и стараясь соблюдать правила официального приличия.

Во время очередного турне по Америке Пиаф с нетерпением ждала приезда Сердана из Парижа. Он должен был появиться только через неделю, и певица позвонила ему во Францию. Просила поторопиться, потому что больше не может переносить разлуку. Эдит стояла за кулисами нью-йоркского зала «Версаль», готовясь к выступлению, когда ей передали, что самолет, на котором Сердан летел в Америку, разбился около Азорских островов. Труп Марселя опознали по часам, которые знаменитый боксер по странной привычке носил на обеих руках.

Наркотики, болезни и лучшие песни

После гибели Марселя Пиаф перенесла четыре курса дезинтоксикации по поводу лечения алкоголизма и наркомании, три гепатические комы, два приступа белой горячки, семь операций и две бронхопневмонии. Ее душа страдала неимоверно.

Кадр из фильма «Звезда без света»

Однажды Эдит попала в автомобильную катастрофу, сломала руку и два ребра. Полученные травмы не представляли угрозы для жизни, но причиняли сильную боль. Чтобы снять ее, пациентке кололи наркотики. Певица быстро поправилась, боли стихли. Когда у Пиаф развился артрит, она привычно обратилась к наркотикам, и вскоре это начало отражаться на ее психике - Эдит попыталась выброситься из окна. Только присутствие ее подруги Маргерит Моно предотвратило катастрофу.

Потом врачи обнаружили у нее рак. Пиаф сильно похудела, остригла волосы. Ее лицо, по словам очевидцев, напоминало череп, обтянутый кожей. В сорок пять эта женщина выглядела на шестьдесят. В этот печальный период она исполнила свои лучшие песни, в том числе Non! Je ne regrette rien (Нет! Мне ничего не жаль) - пронзительный шедевр, стихи которого в сентябре 1960 года сочинил молодой поэт Шарль Дюмон.

Последняя любовь, последний концерт

С 26-летнем греческим парикмахером Теофанисом Ламбукасом певица познакомилась, когда в очередной раз лежала в больнице. Ей сказали, что в коридоре какой-то молодой человек просит разрешения пройти в палату. Эдит кивнула в знак согласия. На пороге появился высокий незнакомец, одетый во все черное, с темными волосами и такими же глазами. Назвался Тео и протянул больной маленькую куклу, объяснив, что это необычная игрушка из его родной Греции непременно принесет удачу. От неожиданности Эдит рассмеялась… На следующий день он пришел с цветами.

Спустя несколько месяцев Тео спросил у Эдит, согласна ли она стать его женой. Сперва Пиаф возражала, но потом согласилась. Ради возлюбленного Пиаф перешла в православие. Их венчание состоялось 9 октября 1962 года в православной церкви, к которой принадлежал Тео. Вскоре счастливая новобрачная дала концерт в парижской «Олимпии». Ошалевшая от восторга публика стоя скандировала: «Гип-гип-ура, Эдит!» И только Тео знал, что Пиаф остался максимум год. Этот приговор ему открыли врачи.

В апреле 1963 года у артистки отказала печень, и она в бессознательном состоянии попала в больницу Нейи. После интенсивного лечения состояние временно улучшилось, больная велела везти себя на юг, в деревушку Пласкасье, однако уже было ясно, что она обречена. Эдит не могла есть, мучилась от болей, ее вес растаял до 34-х килограммов.

Активен

Тест прошли: 58

Эдит Джованна Гассьон.

Песни, исполненные чувственным, глубоким голосом Эдит Пиаф знает весь мир - до сих пор первые ноты мелодии «Je ne regrette rien» заставляют людей по всей планете утирать глаза от сентиментальных слёз. Однако мало кто знает, что судьба этой хрупкой женщины, которую первые афиши называли «малышкой Пиаф» сложилась тяжело и трагично.

Трудное детство

Эдит родилась в 1915 году, в семье неудавшейся актрисы и столь же малоуспешного акробата. Едва ребенок появился на свет, как в Европе грянула Первая мировая и отец Эдит (при рождении её нарекли Эдит Джованна Гассьон) отправился на фронт. Пока он воевал, мать девочки неожиданно осознала, что семья не принесет ей счастья и упорхнула из жизни своей дочери, оставив ту на попечение совершенно безответственно, любящей приложиться к бутылке бабушке. Добрая бабуля не брезговала крепким вином и частенько подливала напиток в бутылочку внучке - девочка быстро засыпала и не беспокоила свою опекуншу.

Вернувшийся с фронта отец моментально забрал дочь от ужасной родственницы и отвез её к своей матери, жившей в Нормандии. К сожалению, в этот момент выяснилось, что малышка совершенно слепа - несколько лет её водили по врачам и церквям, надеясь на чудо и зрение, наконец, вернулось.

Несмотря на то, что бабушка по отцовской линии души не чаяла в Эдит, жить в её доме девочке было не просто - старушка содержала настоящий бордель. В конце концов отец взял её с собой в Париж, где они принялись зарабатывать на улицах нехитрым номером: девушка пела, а мужчина показывал акробатические трюки. Скоро Эдит забрала свою младшую сестру по отцу Симону и стала жить отдельно, самостоятельно зарабатывая себе на жизнь.

Восхождение легенды

Понятно, что целомудренной Эдит никогда не была - не при таком детстве. В 17 лет она родилась своего первого и единственного ребенка - девочку, названную Марсель. К сожалению, отношения с отцом дочери не сложились, а потом и вовсе произошла трагедия. В возрасте трех лет Марсель скончалась от менингита, который в те годы лечить не умели. Больше у Пиаф детей не было.

В тот же год, когда не стало Марсель, изящную, худосочную Эдит услышал владелец кабаре «Жернис» Луи Лупле. Именно с выступлений на его сцене началась звездная карьера певицы.

Именно он придумал ей псевдоним Пиаф, что означает «воробушек». Возможно, его вдохновили растрогали её «глаза прозревшего слепца», миниатюрность, растрепанные кудри.

К сожалению, Луи Лепле была уготована еще более жестокая судьба: его убили выстрелом в голову. Убийцу так и не нашли, а одной из подозреваемых стала, в том числе, и сама Пиаф, после чего ей, конечно, пришлось уйти из кабаре.

Триумфы и поражения

Во время войны Пиаф активно выступала перед военными, их семьями, даже помогала организовывать побеги военнопленным. Однако настоящая слава пришла к ней сразу после Второй мировой - Пиаф стала невероятно популярной, её звали выступать в самых лучших концертных залах Парижа, а затем и мира, вся Франция моментально влюбилась в её голос и нежный образ.

Именно в этот период она встретила любовь всей своей жизни - боксера Марселя Сердана. Пара не могла часто видеться - Пиаф постоянно летала то в Нью-Йорк, то в европейские столицы, давала концерты, встречалась с поклонниками, да и Сердан строил карьеру. Их связь оборвалась неожиданно и несправедливо - самолет, в котором Марсель Сердан летел в США на выступлении любимой разбился над океаном.

Пиаф продолжала свою концертную деятельность, однако её сердце было разбито - чтобы заглушить боль, она не гнушалась морфием и другими наркотическими средствами. На фоне величайшей славы, которой она достигла как певица, Эдит была отчаянно одинока как женщина:

«Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает своё сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься её любовью, а она — твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они ещё твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна».

Несмотря на свою непростую жизнь, Эдит с огромным энтузиазмом помогала талантливым друзьям. Именно она «открыла» и буквально вытащила на сцену Ива Монтана, Шарля Азнавура и других звезд. Помогла она и своему последнему любовнику - парикмахеру Тео, известному под творческим псевдонимом Сарапо. Ей было 47, а ему 27, именно он был с ней до самого конца.

Постоянные гастроли и выступления, а также употребление наркотиков и тяжелое эмоциональное состояние рано подорвали здоровье певицы - она мучилась от склероза, цирроза печени, часто попадала в больницы. В 1963-м году малышка Эдит в последний раз вышла на сцену - случилось это в оперном театре города Лилль, Франция. Через полгода она скончалась.

Эдит Пиаф похоронена на кладбище Пер Лашез в Париже. До сих пор на её могиле каждый день появляются свежие цветы - фанаты никогда не забывают крошечного воробушка, который пел ангельским голосом и зажигал своей музыкой сердца.

В декабре Москву с музыкальным спектаклем-посвящением «Эдит» приезжает французская певица Жиль Эгро, чей голос звучит в оскароносном байопике об Эдит Пиаф «Жизнь в розовом цвете» (2007). Ее песни Эгро исполняет по-своему, но порой кажется, что она и есть тот самый французский «воробушек» с огромными грустными глазами. Жиль ностальгирует по Парижу середины прошлого века, но при этом, как немногие, умеет жить настоящим. Мы поговорили с певицей о том, что ее роднит с Эдит Пиаф, а также о том, какой она была на самом деле - женщина, чей голос до сих пор остается символом Франции.

Жиль Эгро

Уроженка Канн, Жиль Эгро долгое время специализировалась на французском шансоне, работала в музыкальном театре. В 2005 году режиссер Оливье Даан выбрал ее «голосом Эдит Пиаф» для своего фильма «Жизнь в розовом цвете» (La môme), получившего многочисленные премии, в том числе «Оскар» за лучшую женскую роль, и с большим успехом показанного по всему миру.

- Вы помните, как первый раз услышали песню Эдит Пиаф?

Да, очень хорошо. Мне было лет 12–13, я слушала разные пластинки, которые хранились у нас дома. Когда я включила запись Эдит Пиаф, то помню, подумала, что это какая-то очень старая музыка. Я начала ей подпевать, быстро разучила многие песни. И почему-то мне захотелось узнать, что это была за женщина, обладательница такого невероятного голоса.

Насколько я знаю, помимо песен Эдит Пиаф, раньше в вашем репертуаре было много вещей из репертуара других французских шансонье. Кто самые любимые?

Я пела много песен из репертуара таких авторов и исполнителей, как Барбара, Шарль Азнавур, Жак Брель - на самом деле всего понемногу. В консерватории специализировалась на лирической опере и музыкальной комедии, потом довольно интенсивно работала в этом жанре, а вообще пробовала очень разные вещи - до того момента, пока в 2005 году меня окончательно не захватила Эдит Пиаф.

«Жизнь в розовом цвете»

Фильм французского режиссера Оливье Даана, байопик об Эдит Пиаф, вышедший на экраны в 2007 году. Главную роль, принесшую ей премии «Оскар», «Сезар» и «Золотой глобус», в нем исполнила Марион Котийяр.

Это связано с вашей работой в фильме Оливье Даана «Жизнь в розовом цвете»? Как получилось, что вы стали голосом Пиаф в этой картине?

За некоторое время до этого я решила сделать концерт из песен Эдит Пиаф - меня часто спрашивали, почему я, перепев стольких исполнителей, ни разу не обращалась к ней. А я немного боялась - неизбежных сравнений, просто того, что окажусь не на высоте. И в 2005 году я наконец решилась. Я много репетировала и много читала о ее жизни. Это было в январе, а месяц спустя я познакомилась с женщиной, которая была секретарем Эдит Пиаф. Я пришла на презентацию ее книги и попросила автограф. Мы разговорились, я рассказала, что готовлю концерт из песен Пиаф, и она попросила меня исполнить что-нибудь прямо там, в книжном магазине. Что я и сделала - и пригласила ее на предстоящий концерт. Мы стали общаться - встречались, разговаривали по телефону, она много рассказывала об Эдит. И вот в октябре она позвонила мне перед отъездом в Париж (Жиль Эгро родилась и живет в Каннах. - «Профиль» ), где она должна была встречаться с режиссером Оливье Дааном, который как раз ищет «голос Эдит Пиаф» для своего фильма. Она дала мой телефон, мне позвонили, я пришла на прослушивание, мы пообщались с Оливье, и через пару дней узнала, что меня утвердили. А в ноябре я уже записывала песни с Марион Котийяр. Моя исполнительская манера отличается от манеры Эдит Пиаф. Кроме того, у меня нет ее акцента, но для фильма мне нужно было стать как можно более похожей на нее, Марион мне в этом очень помогла.

Я видела видеофрагменты вашего спектакля. По ним как раз заметно, что вы не стремитесь копировать Эдит Пиаф. Как вам удается найти этот баланс между собственной личностью и личностью Пиаф?

Думаю, что Эдит Пиаф, с которой мы очень похожи, помогает мне раскрыть мою собственную сущность. Иногда мне даже кажется, что она могла бы петь так, как это делаю я. Я не раз слышала от людей, знавших Пиаф, что мое исполнение их трогает именно потому, что они слышат в моем голосе то чувство, с которым пела она. Но не могу сказать, что я это делаю намеренно, это происходит естественно, идет изнутри. Отчасти это связано с тем, что она со мной очень давно: я много читала о ней, общалась с людьми ее круга. Я ее действительно хорошо знаю и чувствую, и понимаю, что Эдит, какой она представала на сцене, - далеко не всегда настоящая Эдит. У меня ощущение, что я - немного она на сцене.

- А какой она была, настоящая Эдит Пиаф, как вы думаете?

Думаю, она была очень волевой женщиной. Профессия была для нее жизнью. Как и все художники, она была очень одинока, жила с ощущением ускользающего времени, боялась чего-то не успеть. Эдит остро чувствовала настоящий момент, который она проживала невероятно интенсивно. Мне кажется, что она не особенно задумывалась о будущем, она просто шла к своей мечте - быть певицей. А еще, вопреки сложившимся стереотипам, она была очень веселой, много шутила, любила развлечения.

- Какие эпизоды в биографии Эдит Пиаф вас особенно трогают?

Смерть Марселя Сердана - самое ужасное событие в ее жизни. Меня всегда поражало, как она смогла пережить эту трагедию, продолжить петь после этой потери, самой большой любви ее жизни, ведь в душе она всегда оставалась маленькой девочкой, которая так и не выросла. Впрочем, до конца, конечно, она не справилась со смертью Марселя. Еще мне лично близка ее история восхождения к успеху. Я вижу в ней параллели с моей собственной судьбой. До определенного момента я была известна в основном на юге Франции, но после фильма Даана моя жизнь круто изменилась, я выступаю по всему миру - в Европе, США, Канаде, Японии, теперь вот еду в Россию.

- Вы чувствуете какую-то разницу в восприятии вас - и через вас самой Эдит Пиаф - в разных странах?

Везде приблизительно одно и то же. Во всем мире она - один из символов Франции, великая французская певица, женщина, воспевшая любовь. И ее песни воспринимают вне зависимости от знания языка - здесь важны заложенные в них эмоции.

Почему, на ваш взгляд, Эдит стала символом Франции - как для самих французов, так и для всего остального мира?

Она была величайшей певицей своего времени и до сих пор остается непревзойденной - ее голос эмоционально и вокально совершенно уникален. Кроме того, она умела говорить об очень простых вещах с большим, настоящим чувством, а это всегда находит отклик, затрагивает какие-то важные струны души.

- В одном из интервью вы сказали, что с 2005 года «Эдит живет с вами». Что это за ощущение?

Раньше у меня было ощущение, что это я, взяв ее за руку, веду по собственной жизни: я слушала и пела ее песни, много читала и думала о ней. А теперь она живет со мной, она уже неотделима от меня, она - часть меня.

- Ваша любовь к Эдит Пиаф - это своего рода ностальгия?

Да, можно сказать и так. Действительно, в ее песнях - отпечаток того безвозвратно ушедшего времени, которое хочется вернуть. А притягательность той эпохи - в свободе, в роскоши времени, которых у нас сейчас нет. Мы постоянно куда-то бежим, загоняем себя в определенные рамки. Мне кажется, раньше было не так. Пожалуй, в бытовом плане жизнь была труднее, но, думаю, в ней было больше радости, а люди были ближе друг другу - потому что они могли позволить себе остановиться и посмотреть вокруг.

- Как меняется ваша манера исполнения и игры от спектакля к спектаклю, от чего это зависит?

Это зависит от моего эмоционального состояния, реакции зрителей. Я играю этот спектакль уже два года, и за это время он, конечно, успел измениться. Но все изменения приходят спонтанно, во время концерта, я ничего не придумываю заранее. Это некий интуитивный процесс, рождающийся в эмоциональной связи с залом, с реакцией зрителей.

- Какую песню Эдит Пиаф вы любите больше всего?

Моя любимая песня - La Foule («Толпа»). Она резонирует с каким-то моим внутренним ощущением. А вообще в репертуаре Пиаф я особенно люблю песни конца 1930–1950-х годов. В них все - радость жизни, любовь, боль, целый спектр эмоций, которые сменяют друг друга, как в калейдоскопе.

Музыкальный спектакль-посвящение «Эдит», Московский международный дом музыки, 18 декабря



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: