Прочищает мозг. Как прочистить мозги от преград и получить желаемое. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

Ни одно правительство, ни один военно-промышленный комплекс, ни одна экономическая система, ни одно средство массовой информации никогда не сможет низвести нас до уровня марионеток и роботов так, как это делает диктат биологии и окружающей среды.

(Ф.М. Исфэндайри, “Верхнее крыло”)


Как упоминалось ранее, когда контур биовыживания сигнализирует об опасности, вся остальные виды ментальной деятельности прекращаются.

В контуре биовыживания отсутствует понятие “времени”; рефлексы срабатывают без вмешательства эмоционального эго, рационального ума или взрослой личности: “Я сам не заметил, как сделал это”.

Все боевые искусства - дзюдо, айкидо, кунг-фу и т. д. - представляют собой техники переимпринтирования контура биовыживания. Их задача - сделать так, чтобы действия, выполняемые механически (“неосознанно”) действительно служили биовыживанию, так как случайно импринтированные в этом контуре рефлексы не всегда надежны.

Механическая природа контура биовыживания играет ключевую роль в промывании мозгов. Для создания нового импринта жертву необходимо свести к младенческому состоянию, т. е. состоянию, в котором уязвим первый контур.

Как отмечалось в предыдущей главе, армия начинает этот процесс с повестки, которая сообщает субъекту, что его тело с этого момента принадлежит не ему, а правительству. Симбионская Армия Освобождения, которой были необходимы более быстрые изменения, начала обращение Патти в Таню, наведя на нее оружейный ствол, однако сообщение было тем же: “С этого момента мы можем делать с твоим телом все, что захотим”. Биовыживательные инстинкты первого контура, таким образом, закрепляются на подчинении тому, кто обладает этой огромной властью, - точно так же, как маленький ребенок учится закреплять свой контур биовыживания на родителях.

Пребывание Патти в багажнике машины (после того, как на нее направили оружие) - классическая ритуальная смерть, предшествующая ритуальному рождению; внутренние очертания багажника чем-то даже напоминают материнскую утробу. Когда багажник открыли, Патти заново родилась в новом туннеле реальности, принадлежащем ее похитителям. Подобным образом там, где в чистом виде сохраняются самые древние формы масонской инициации (см., например: Ритуал Большого Адепта в “Полной системе магии Золотой Зари” Израэля Регарди), кандидата бросают в колодец, а затем “поднимают” как новорожденного Вольного Каменщика. Полное погружение - форма крещения, предпочитаемая протестантами-фундаменталистами, - стремится к этому же эффекту. Но в крещении уже нет того настоящего беспокойства, которое делало традиционное масонство и САО такими эффективными средствами изменения мозга.

Все промыватели мозгов обладают эмпирическим знанием (в большинстве случаев даже не будучи знакомы с восьмиконтурной моделью сознания Лири) того, что оральный контур биовыживания нуждается в связи с объектом, которому можно приписать материнские функции. Чтобы усилить панику и импринтную уязвимость субъекта, после того, как он попадает в руки промывателей мозгов (американской или Симбионской армии, “тайной полиции” или какой-либо еще организации), его изолируют от всего, с чем у него прежде была подобная связь. Призывника посылают в учебный лагерь и на несколько недель или месяцев лишают его возможности видеть любимых людей (жену, девушку, родителей и т. д.). Политического заключенного бросают в подземелье. Патти Херст была закрыта в чулане сразу же после того, как произошло ее “второе рождение” из багажника автомашины.

Эксперименты по изоляции, проведенные морской пехотой США, д-ром Джоном Лилли и другими исследователями, а также свидетельства моряков, переживших кораблекрушение, которые обобщает Лилли в “Подражаниях Богу”, показывают, что для возникновения галлюцинаций требуется всего несколько часов полной изоляции. Эти галлюцинации, как и галлюцинации, возникающие после приема психоделических наркотиков, свидетельствуют о разрушении прежних импринтов и усилении уязвимости к новым.

Необходимость в привязывают контура биовыживания к кому-либо (или чему-либо) иллюстрируется случаем с жирафом, который импринтировал джип охотника в качестве заменителя матери. Точно так же дети, выросшие без сестер и братьев, особенно в удаленной сельской местности, часто создают себе воображаемых товарищей по играм, которые, однако, могут стать достаточно “реальными”, чтобы напугать родителей и заставить их подозревать психическое расстройство. Приводимые д-ром Лири свидетельства моряков и исследователей, побывавших в изоляции, показывают, что подобного рода “проводники”, “собеседники” или “ангелы-хранители” достаточно быстро появляются и у взрослого, как только он лишается возможности нормального социального контакта. Они также быстро приходят к тем, кто находится в загадочном состоянии, называемом “околосмертным опытом” или “выходом из тела” (например, когда сердце останавливается на операционном столе).

Первое человеческое существо, которое субъект видит после такой изоляции, легко может быть избрано им в качестве заменителя матери или отца. Это объясняет, почему у людей, попавших в заложники к террористам (например, пассажиров захваченного самолета), часто развивается “парадоксальная” симпатия к тем, кто угрожает им смертью. Это также объясняет, почему призывник начинает видеть в своих похитителях не только захватчиков, но и защитников, а также почему подвергнутая промыванию мозгов жертва начинает угождать, благодарить и, в конце концов, “уважать” промывателя мозгов.

В любом случае, так как контур биовыживания связан с питанием, те, кто доставляет пишу, становятся вероятными объектами привязывания. Политический заключенный, призывник, заложник террористов - все они в процессе регулярного кормления понемногу привязываются к тем, кто держит их в плену. В неявной форме это присутствует в различных религиях (но уже без запугивания, которое создает настоящую импринтную уязвимость): за ритуалом крещения-возрождения следует трапеза-причащение.

Варианты этих методик могут применяться даже к тем, кто попадает в среду промывания мозгов добровольно, как это было в “Народном Храме”, “Семье” Мэнсона и других подобных организациях. Как только жертва оказывается на территории общины, первый шаг - это ее изоляция, обрыв всех связей с внешним миром и его конфликтующими туннелями реальности. В то же время быстро создается атмосфера родительской любви и защиты (так называемая “бомбардировка любовью”) и подается пища.

Независимо от того, добровольно ли субъект попадает в эти новые условия или его похищают (или арестовывают, как в полицейских государствах), цель следующего этапа обработки - сломать его эмоционально-территориальные импринты второго контура. Это значит, что субъекта продолжают кормить (поддерживать оральную зависимость первого контура) и в то же время всеми возможными способами атакуют его эго второго контура. Последовательное сравнение приемов “синаноновских игроков” и, например, сержанта учебного лагеря армии США выявит удивительное сходство: в сущности, на все лады повторяется одно и то же: “Ты совершенно неправ. Мы совершенно правы. Очень маловероятно, чтобы такой неправый, как ты, когда-либо стал правым, но мы постараемся тебя переделать”. Конечно же, широко используется анальный словарь территориального статуса. Идеальный субъект должен почти забыть свое имя и быть готовым отзываться на окрик “Эй, ты, задница!”.

Чувство “Низшего Щенка” может быть усилено периодическими дозами настоящего страха. “Страх - великий учитель” - одно из любимых изречений Чарли Мэнсона. В коммунистических странах (как показано в замечательном, правдивом фильме Коста-Гравы “Исповедь”) любимый трюк промывателей мозгов состоял в том, чтобы вывести субъекта из камеры, провести в тюремный двор и накинуть ему на шею петлю, как будто сейчас его повесят. Облегчение, которое он испытывает, когда все это оказывается блефом, создает идеальную импринтную уязвимость. Вариант подобной ситуации есть в моем романе “Иллюминатус!”: жертву убеждают, что она отравлена, помещают в гроб и захлопывают крышку. Прошедшие инициацию в качестве мастера-масона, я думаю, признают, что это и есть та самая “отметка, которую ты унесешь с собой в могилу”.

У индейцев зуни каждого мужчину в юности похищают “демоны” в масках, которые увозят его от племени (от матери и других импринтированных символов безопасности). Его тащат в пустыню и бьют плетьми. Затем “демоны” снимают маски и оказываются родственниками жертвы по материнской линии; в этот момент импринтной уязвимости посвящаемому объясняют племенные “секреты” (местный туннель реальности). Естественно, все это оставляет неизгладимый след в сознании новичка. Подобные обряды посвящения существуют у всех племен, хотя не всегда столь искусно разработанные. Символическими и менее жесткими вариантами этого обряда являются бар-мицва и конфирмация - церемонии наших местных мегаплемен.

Перерождение второго контура можно считать практически завершенным, когда Низший Щенок начинает искренне (а не лицемерно) искать одобрения Высших Щенков. Это, конечно, начинается как вынужденное исполнение роли; опытный промыватель мозгов знает это и не особенно возражает. Он тонко стимулирует этот процесс, чтобы “актерская игра” становилась все более реальной. Как давно заметил Эдмунд Берк (и как известно каждому актеру, практикующему метод Станиславского), нельзя сделать три драматических гневных жеста в политическом выступлении, не начав при этом ощущать настоящий гнев. Нельзя сделать три жеста подчинения, не начав при этом ощущать покорность. (В этом и состоит секрет психологии “человека фирмы”, в котором годы покорности вырабатывают настоящее самоотождествление с работодателем.)

Призывник сначала старается угодить сержанту, чтобы избежать дальнейших унижений и наказаний. Постепенно он начинает по-настоящему хотеть угодить сержанту, т. е. доказать, что он не совсем плох и “достаточно хорош” для того, чтобы быть солдатом. Патти Херст, без сомнения, сначала притворялась, что приняла туннель реальности САО, но затем игра начала постепенно превращаться в реальность.

Этот процесс ускоряется при помощи системы периодических поощрений. Субъект все чаще и чаще выдает (как сказали бы бихевиористы) требуемое поведение. Поскольку люди устроены сложнее, чем представляют себе бихевиористы, необходимо перемежать поощрения наказаниями за “неискренность” или “отступничество”. Субъект должен понять: после начального этапа недостаточно только притворяться, что новый туннель реальности принят; чтобы избежать дальнейших унижений, потери эго, запугивания и постоянного статуса Низшего Щенка, необходимо начать искренне принимать его. После закрепления импринта беспомощности этот процесс кондиционирования и обучения будет происходить довольно гладко, особенно если люди Главного Промывателя Мозгов будут стимулировать его поощрениями, поддержкой и общим “вознаграждением” (за искреннее подчинение) наряду с презрением, разочарованием и общим неодобрением (за неискренность или отступничество).

Теперь легко пройдет переимпринтирование третьего, семантического контура. Человеческий мозг способен овладеть любой символьной системой при достаточной мотивации. Некоторые люди могут исполнять на фортепиано позднего Бетховена; мне это кажется таким же “чудом”, как и предполагаемые чудеса экстрасенсов; человек может изучить французский, хинди, различные виды счисления, суахили и т. п. до бесконечности - при наличии мотивации.

Здесь большое значение приобретает определенное количество произвольной чепухи. Это значит, что новый туннель реальности, или символьная система, (как и старый) должен содержать ловушки (грубые нарушения предыдущего туннеля реальности и здравого смысла), - чтобы субъекта можно было обвинить в отступничестве (“абсолютной неправоте”) и таким образом побудить его еще сильнее стараться стать частью нового туннеля реальности.

Так, Свидетели Иеговы могут воспротивиться переливанию крови, даже если от этого будет зависеть их жизнь; еще сильнее (так как у всех млекопитающих развит инстинкт защиты потомства) они должны противиться переливанию крови своим детям, пусть даже в результате дети умрут. Женщина, исповедующая римское католичество, может не получить развода, даже если ее муж каждый вечер приходит домой пьяным, бьет ее и периодически награждает венерическими заболеваниями. В морской пехоте США новобранца, который совершает ужасный грех, называя винтовку “ружьем”, заставляют ходить по территории военной базы с винтовкой в одной руке и собственным половым членом - в другой, декламируя каждому, кто встречается ему на пути, следующее четверостишие:

Это - винтовка,
А это - мое ружье,
Это - для боя,
А это - для отдыха.
This is my rifle,
This is my gun,
This is for battle,
This is for fun.

Когда-то от теософов требовалась вера в то, что на Северном полюсе есть дыра, которая доходит до центра Земли; Мэнсон требовал, чтобы его последователи верили, что эта дыра находится в пустыне Мохаве. Члены нацистской партии должны были верить, что лев - арийское животное, а кролик - неарийское. И так далее.

Нейрологическая и социологическая функция подобной “глупости” (от которой Рационалист теряет дар речи) состоит в отделении тех, кто находится в новом туннеле реальности, от тех, кто находится за его пределами. Это способствует групповой солидарности, укреплению группы и возникновению сильного чувства отчужденности и дискомфорта в редких случаях, когда возникает необходимость в общении с теми, кто находится вне семантической системы промывателя мозгов. Группа, конечно, должна обеспечить, чтобы эта отчужденность переживалась как “превосходство”. Находящиеся вне нового туннеля реальности должны восприниматься “абсолютно неправыми” - такими же, каким был сам субъект до того, как ему промыли мозги.

Для “тонкой настройки” этих процедур могут использоваться (и часто используются) наркотики, однако, учитывая силу основных нейрологических законов, можно предположить, что многие классические случаи промывания мозгов происходили именно так, как это описано выше, без применения каких-либо медицинских препаратов: например, когда американские солдаты сознавались в военных преступлениях, которых явно не совершали, верные коммунисты - в участии в троцкистских заговорах, которых, по-видимому, никогда не существовало, и т. д. В большинстве армий без всяких наркотиков требуется всего несколько недель, чтобы превратить гражданского человека в солдата, хотя эти состояния настолько же отличаются друг от друга, насколько католики отличаются от синтоистов.

В одном из моих романов я описываю секту лунистов, члены которой молятся на ломаной латыни, стоя на одной ноге, словно аисты. Это можно расценивать как сатиру, однако любой мессия-самозванец, понимающий изложенные выше принципы, может легко создать подобный культ; у его членов вскоре появится совершенно искреннее чувство превосходства по отношению к тем, кто находится вне их туннеля реальности.

После перечисленных выше процедур сектанты и террористы обычно приступают к изменению жестких схем в четвертом, социополовом контуре. (Правительства, как правило, оставляют этот контур в покое, так как правительственные агенты, в своем большинстве представляя смесь пуританства и авторитарности, боятся иметь дело с грубым Эросом.) Не секрет, что самое мощное тайное общество средневековья - Орден тамплиеров - заставляло новобранцев принимать участие в богохульстве и содомии. Точно так же, как намеренная бессмыслица всех культовых семантик третьего контура изолировала определенную группу от остального общества, этот обряд инициации отделял тамплиеров от остального христианского мира; возникающую при этом отчужденность можно легко кондиционировать в чувство превосходства. В кенийской организации May-May каждый новый член также должен был пройти через гомосексуальный половой акт, чтобы разрушилось его предыдущее кондиционирование в направлении гетеросексуальности и моногамии.

В других, нередко очень известных сектах сексуальность подавляется полностью - еще один способ разрушить нормальное с точки зрения статистики импринтирование четвертого контура.

В “Семье” Мэнсона было принято то, что оксиморонически можно назвать принудительной свободной любовью. Армия обрывает нормальные любовные связи и швыряет субъекта в мир, где вынужденное воздержание чередуется с походами в публичный дом и, довольно часто, изнасилованиями женщин противника; при этом гомосексуализм всегда присутствует в качестве неафишируемого выбора. Современный американский гуру Да Фри Джон импринтирует у своих последователей пожизненную моногамию - почти как в европейской культуре, за тем исключением, что ему безразлично, какими будут эти парочки - гетеро- или гомосексуальными. Какой бы вариант ни избрал лидер культа, необходимым условием успеха “отдельной реальности” является какое-нибудь вычурное ее отличие от основного общества.

Самый легкий способ подвергнуться промыванию мозгов - появиться на этот свет. Сразу же начинают действовать все перечисленные выше принципы - процесс, который социопсихологи называют социализацией. Контур биовыживания автоматически привязывается к наиболее подходящей матери или объекту, ее заменяющему; эмоционально-территориальный контур ищет “роль”, или эго-идентификацию, в семье или племени; семантический контур учится имитировать, а затем использовать локальные сетки реальности (символьные системы); социополовой контур импринтируется любым опытом половой близости, доступным в период полового созревания.

В результате этого процесса субъекты могут и не быть готовыми убивать женщин и детей, подобно выпускникам учебного военного лагеря; или верить, что Чарли Мэнсон - это Иисус и Сатана в одном лице; или, выкрикивая левацкие лозунги, грабить банки. Результат нормальной “социализации” У субъектов зависит от того, где и когда они родились в качестве эскимосов-тотемистов, исламских фундаменталистов, католиков, марксистов-ленинцев, нацистов, методистов-республиканцев, агностиков с оксфордским образованием, змеепоклонников, куклуксклановцев, мафиози, унитариев, членов Ирландской Республиканской Армии, евреев-ортодоксов, твердокаменных баптистов и т. д. и т. п.

Очевидно, мир достаточно велик и сложен, а эго - достаточно сосредоточено на себе, чтобы все эти туннели реальности могли “иметь смысл”, до некоторой степени, для тех, кто импринтирован-кондиционирован на их принятие. Также очевидно, что большинство туннелей реальности содержит элементы настолько абсурдные, что любой, кто не был ими импринтирован-кондиционирован, смотрит на них с удивлением и страхом, спрашивая себя: “Как умные люди (или народы) могут верить в подобный вздор?”

Что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет… живете ли вы в христианском туннеле реальности, мэнсоновском туннеле-реальности, имморталистическом туннеле реальности, вегетарианском туннеле реальности, рациональном туннеле реальности…

У каждого из нас есть своя одна настоящая истинная религия.

Ранее мы уже цитировали Персинджера и Лафреньера:

Мы, как вид, существуем в мире, где существуют мириады точек данных. На эти матрицы точек мы накладываем структуру, и мир обретает для нас смысл. Характер этой структуры определяется нашими биологическими и социологическими свойствами.

Надеюсь, что сейчас читатель лучше понимает смысл этих слов, чем в самом начале нашего исследования.

Функция мозга одомашненного примата - делая вывод из того, что мы уже знаем, и пока оставляя в стороне высшие и более новые четыре контура, - состоит в том, чтобы служить, по выражению Фрейда, “органом адаптации”. В частности, самые древние, самые примитивные и самые механические центры служат только биовыживанию. Более “молодые” (приблизительно 500 млн. лет) эмоционально-территориальные центры служат поддержанию чувства стаи, пространства обитания и иерархии. Отчетливо гоминидный семантический контур (100 тысяч лет?) отвечает за создание карт и моделей - туннелей реальности, - которые мы обычно путаем с самой реальностью и, что еще хуже, со “всей” реальностью. Морально-социальный контур (30 тысяч лет?) отвечает за создание взрослой личности одомашненного примата, или родительской роли, или супер-эго.

Очевидно, сейчас третий, семантический контур работает вместе с этими древними контурами и на них. Карты и модели, создаваемые им, - это инструменты нашей адаптации к социальным ролям в обществе одомашненных приматов. Таким образом, методист со Среднего Запада не “злоупотребляет своим мозгом”, как предполагал Артур Кестлер, построивший туннель реальности методиста со Среднего Запада; его мозг занимается именно тем, что ему необходимо для адаптации к племенной системе методиста со Среднего Запада, - накладывает структуру идеологии методиста со Среднего Запада на мириады точек данных, с которыми сталкивается на протяжении своей жизни. Китайский маоист, иранский мусульманин, нью-йоркская феминистка, гедонист из округа Мэрин и т. д. - каждый из них имеет подобный, в равной мере произвольный, в равной мере сложный туннель реальности. И все они выглядят в равной мере абсурдными.

В основе проблем современного мира лежит тот факт, что эти туннели реальности более не изолированы друг от друга. Еще каких-нибудь сто (а в некоторых регионах мира вообще двадцать) лет назад человек мог спокойно прожить жизнь в уютном коконе местного туннеля реальности. Сегодня мы постоянно сталкиваемся с людьми, живущими в совершенно разных туннелях реальности. Это создает огромную враждебность в самых невежественных умах, метафизический и этический беспорядок в умах более сложных и растущую дезориентацию у всех без исключения - мы называем эту ситуацию “кризисом ценностей”.

На среднего, малоискушенного в вопросах культурного или нейрологического релятивизма человека обрушивается поток противоречащих друг другу и конфликтующих друг с другом туннелей реальности. Согласно Дж. Р. Платту, скорость передвижения по сравнению с 1900 годом увеличилась в 1000 раз, а скорость передачи сообщений - в 10 млн. раз. Этот поток становится все быстрее и интенсивнее. Одним из симптомов является тот факт, что наш “Обзор телепередач” оказался захвачен бандой запуганных консерваторов, которые не могут понять и поэтому боятся этого потока “чужих” сигналов; вместо того, чтобы просто служить путеводителем по телевизионным программам, “Обзор” превратился в непрерывное причитание о том, что туннель реальности телевидения стал шире, непонятнее и разнообразнее, чем узкое туннельное видение добропорядочного американца-провинциала.

Появилась новая профессия: “депрограммист” - нейротехник, который за деньги похищает ребенка (даже если этому “ребенку” уже исполнился 21 год), отошедшего от родительского туннеля реальности и подвергшегося промыванию мозгов в конкурирующем туннеле реальности одной из новых (т. е. пока еще не признанных и не утвердившихся в обществе) “сект”. Это называют возвращением жертвы к нормальному состоянию.

Конечно же, все это лицемерие и нейрологическое невежество. Эти “депрограммисты” на деле являются РЕпрограммистами. Родительский туннель реальности так же произволен (и, для постороннего, так же странен), как туннель реальности любой из “сект”. Специальная система семантических трюков позволяет большинству людей и некоторым судам игнорировать эти факты. Только представьте, что произойдет, если заблудшее дитя родителей-методистов случайно забредет, скажем, в католическую церковь и родители попытаются насильственно “депрограммировать” (репрограммировать) этого ребенка в методизм; или если ребенок попадет в армию США, как это было с Кэлли, а родители похитят его и попытаются репрограммировать в гражданские туннели реальности.

Эти проблемы не исчезнут; трение, вызываемое столкновениями различных роботов с промытыми мозгами, будет только усиливаться. Скорости передвижения и передачи сигналов продолжают возрастать.

К счастью, в человеческом мозге формируются высшие контуры, которые открывают более широкие перспективы, чем узкие туннельные видения древних контуров. Это - тема заключительных глав этой книги.

Так как каждый “отдает предпочтение” одним контурам перед другими, в каждом обществе существуют люди, в которых легко распознать Нарциссистов (роботов первого контура), Эмоционалистов (роботов второго контура). Рационалистов (роботов третьего контура) и Моралистов (роботов четвертого контура).

Роботы-рационалисты, подобно другим типам роботов, могут либо быть полностью механизированы или иметь некоторую степень гибкости, или “свободы”, заложенной в их схему. Полностью роботизированные составляют огромную орду фундаменталистского крыла Материалистской церкви и других истинно верующих в научные парадигмы 1968, 1958, 1948 или любого другого года, в котором их нервная система перестала воспринимать новые импринты.

Эти люди постоянно напуганы и удручены той (большой) частью человеческого поведения, которая проявляется в животной политике второго контура. Они считают, что раз это территориально-эмоциональное (“патриотическое”) поведение нерационально, оно не должно существовать. Они слепо верят в Дарвина, но нервничают при слове “дарвинизм” (поскольку он признает животную политику в качестве до сих пор действующей Эволюционной Стратегии) и отвергают данные этологии, генетики и социобиологии. Они недолюбливают остальных представителей человеческой расы, которыми не управляет их любимый контур, и с тревогой осознают, что остальные представители человеческой расы не любят их.

Этих роботов-рационалистов также весьма смущают новые контуры - некоторые из них даже посвящают большую часть жизни написанию статей и книг, “доказывающих”, что новых контуров не существует и что все ученые, получившие подтверждение их существования, - лжецы, дураки, неудачники, шарлатаны или Проклятые Еретики.

Как и робота-эмоционалиста, робота-моралиста, робота-нарциссисга и т. д., робота-рационалиста невозможно “выспорить” из его узкого туннеля реальности. Мы можем лишь еще раз обратить внимание на то, что каждый туннель реальности, созданный мозгом одомашненного примата, представляет собой срез личной истории этого мозга; и каждый такой конечный туннель реальности так же “персонализирован”, как музыка Баха или Бетховена, картины Рембрандта или Пикассо, романы Джойса или Раймонда Чэндлера, католичество или дзэн-буддизм, политика либертарианизма или ИРА, архитектура собора св. Павла или Диснейленда…

Каждое из этих произведений искусства представляет “реальность” для тех, кто его создал и живет в нем. Рационализм - не более чем еще одно групповое произведение искусства, чуть менее терпимое, чем другие, чуть более полезное в технике, чем другие, и немного глупое, когда оказывается не в состоянии превзойти последнюю созданную им парадигму.

Полностью роботизированного рационалиста - того, чья нервная система совершенно прекратила развиваться, - можно определить по двум признакам:

Он или она постоянно пытается доказать, что большая часть ежедневного опыта остального человечества - это “заблуждение”, “галлюцинация”, “групповая галлюцинация”, “массовая галлюцинация”, “просто совпадение”, “явное совпадение” или “некорректное исследование”.

Он или она никогда не считает, что его или ее личный опыт попадает хотя бы в одну из этих категорий.

Упражнения

1. Станьте набожным католиком. Объясните на трех страницах, почему Церковь все еще можно считать непогрешимой и святой, несмотря на то что среди ее Пап были Александр VI (Родриго Борджиа), Пий XII (союзник Гитлера) и т. д.

2. Те из вас, кто помнит Майлай, станьте лейтенантом Келли. Громко произнесите, на самом деле чувствуя и веря, следующие слова: “Армия прежде всего. Моя жизнь принадлежит армии”. Те, кто не помнит, попытайтесь подражать Джерри Фолвеллу. Громко произнесите, на самом деле чувствуя и веря, следующие слова: “Помогите нам справиться с моральным разложением - вышлите нам чек прямо сегодня!”

3. Опровергните всю эту книгу. Докажите, что все, кроме вас, являются жертвами промывания мозгов, а у вашей матери (отца) - единственный, реальный, объективный взгляд на вещи.

4. Примите эту книгу, если не целиком, то хотя бы в общих чертах. Предположите, что вам промыли мозги. Попытайтесь как можно больше узнать об отдельном туннеле реальности каждого встреченного вами человека и определить, в какой мере можно использовать эти знания для увеличения и расширения вашего собственного туннеля реальности. Другими словами, научитесь слушать.

5. Джеймс Джойс однажды сказал, что никогда не встречал скучного человека. Постарайтесь объяснить это. Попытайтесь проникнуть в мир Джойса, где каждый человек представляет собой отдельный остров реальности, полный загадок и сюрпризов. Другими словами, научитесь наблюдать.

6. Прочтите книгу “Гений и богиня” Олдоса Хаксли. Обратите внимание, как третий контур ученого-гения возвращается к первому контуру беспомощного ребенка, когда его оставляет жена.

7. После экспериментов с нацистским, католическим и т. д. туннелями реальности вернитесь в ваш “нормальный” туннель. Кажется ли он вам по-прежнему полностью объективным или вы начали понимать, насколько он определяется работой вашего программного и аппаратного обеспечения?

8. Наконец, исследуйте туннель реальности книги Кристофера Хайатта “Отмена себя при помощи энергетической медитации ”. Какой туннель реальности он предлагает и насколько он искренен в этой книге? Поверили бы вы в то, что он использовал мои идеи или я - его? Поверили бы вы в то, что последнее утверждение распространяют хитрые издатели ничего не подозревающих авторов? А может быть, это я и написал его книгу? А может быть, я и он - это один и тот же человек?

Примечания:

Если читатель - ученый, ему не стоит беспокоиться. Это относится не к вам, а только к тем невежественным дуракам из противоположного лагеря, которые отказываются признать вашу теорию единственно разумной. Конечно.

“Поверить” пли “убедить себя” означает уподобиться актеру: притворяться до тех пор, пока притворство не начнет превращаться в реальность. Или, как говорят джазовые музыканты: “Подделывай, пока не сделаешь".

“Синанон” - организация, помогающая наркоманам избавиться от пристрастия к героину. В отличие от других “Анонимных алкоголиков” и т. п., практикует очень жесткие, конфронтационные психологические методики, называемые “сина-ноновской игрой”. - Прим. ред.

Низший Щенок и Высший Щенок - социальные роли, очень рано импринтируемые в каждом коллективе (“помете щенков”). См.: Р.А. Уилсон. Квантовая психология. К.: “Янус”, 1998, гл. 12. - Прим. ред.

May-May - партизанская армия, боровшаяся с британскими колониальными властями в Кении в 50-х годах. - Прим, ред.

То есть член Методистской протестантской церкви, широко распространенной в США. - Прим. ред.

Майлай-одна из южновьетнамских деревень, жители которых были поголовно зверски уничтожены американцами во время войны. Когда об этих фактах стало известо в США, общественность потребовала наказать виновных. Был осужден и короткое время провел в тюрьме лейтенант Келли. Никто из более высоких чинов американской армии не привлекался к суду, хотя пресса называлаих имена. - Прим. ред.

Кристофер Хайатт - совр. амер. психолог и оккультист, автор ряда книг о тантре, западной магии, психологии. Соавтор книги “Буду в мегаполисе”, переведенной на руский язык (К.: “Ника”, 1998.) При выполнении данного упражнения Русский читатель может использовать эту книгу в качестве замены. - Прим. ред.

Парадоксальные способы промывки мозгов, которые использует СМИ и описанные всемирно известным философом Ноамом Хомским

Аврам Ноам Хомский - философ, аналитик, литератор,
умница… Словом, редкий тип человека в нынешних кругах
управленцев медиа-корпорациями и аппаратами
правительств, формирующих
общественное мнение.

Его не любят официальные лица США за беспощадную критику «образа жизни». Одна лишь цитата: «Почему никто не замечает, что американцы используют имена жертв геноцида в названиях военной техники «Апач», «Команч»… Я думаю, если бы в люфтваффе военные вертолеты называли «Еврей» или «Цыган», народ бы заметил».

Он охарактеризовал Барака Обаму как человека без устойчивых моральных ориентиров на самом пике популярности первого темнокожего президента США.

Парадокс! Сиониста Хомского (он считает себя таковым) не очень жалуют в Израиле и упрекают в антисемитизме. Философ не отождествляет землю обетованную с еврейским государством и крайне негативно оценивает его нынешнюю политику. Думаю, в Украине, где родился и вырос отец Хомского Уильям, он тоже бы не пришелся ко двору. Слишком велик интеллектуальный темперамент 84-летнего ученого, направленный против любых форм притеснения личности.

Без блестящего анализа Хомского и его умения сводить в систему выводов разрозненные факты картина мира в наших глазах выглядела бы размытой. Он нужен мыслящим людям и особенно журналистам. «Десять стратегий манипуляций в СМИ», изложенных лингвистом, я бы ввел в учебные программы профессиональной школы. Впрочем, каждому человеку интересно знать, что и как вкладывают в его сознание. Придирчиво оценивая пищу для желудка, мы иногда совершенно равнодушны к эрзацам, приготовленным для промывания мозгов. Им уже много лет, но только сегодня мы начали понимать суть глобальных трансформаций в постсоветском обществе. Власть пытается использовать коммуникационные каналы в своих интересах не только в Украине. Но у нас попытки манипулирования выглядят особенно неприкрыто и осуществляются неуклюже.


Видимо, это связано с общим интеллектуальным уровнем менеджмента и равным удалением элит от европейского и российского опытов управления СМИ.

Вот 10 стратегий и способов, которые используют СМИ, чтобы промывать мозги:

1. ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ВНИМАНИЕ НА ВТОРОСТЕПЕННОЕ

Отвлекать внимание общества от насущных социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Чтобы граждане, как дети, ежедневно находили у себя под подушкой очередную забаву, занимающую разум и время.

Леденцов для электорального обсасывания хоть отбавляй: преступления, катастрофы, волнующие каждого темы вроде языка или территориальных различий. Пригодно все, что в данный момент устраивает власть.

2. САМИМ СОЗДАТЬ ПРОБЛЕМУ И САМИМ ВЗЯТЬСЯ ЕЕ РЕШАТЬ

Вначале формируется или складывается сама по себе ситуация, затрудняющая развитие общества. Затем СМИ выносят проблему для всестороннего обсуждения. Когда дискуссии накалились, политики и управленцы предлагают варианты решения этой проблемы. Их участие в актуальном для страны хабе повышает рейтинги и поддержку населения.

Программы и способы борьбы с коррупцией активно обсуждаются СМИ на протяжении 15 лет. Явление достигло огромных масштабов по вине госаппарата, но рассматривается как стихийное бедствие, за которым нет конкретной вины руководителей и политиков. На антикоррупционной волне поднялись многие деятели, но самой коррупции от того не стало меньше.

3. ПРИУЧАТЬ К НЕВЗГОДАМ ПОСТЕПЕННО

Испытанный метод подготовки общества к восприятию непопулярных мер. День за днем, год за годом СМИ говорят о проблеме, интересующей верховную власть. И общество вырабатывает привычку спокойного реагирования на невыгодные для себя проекты: сведение к минимуму функций государства, способы и характеры приватизации, массовую безработицу, уровень заработной платы, не способный обеспечивать достойную жизнь.

Показательный случай с налоговой и пенсионной реформой. Когда власть торопилась внедрить невыгодные обществу законопроекты, ситуация чуть не вышла из-под контроля. Ошибку исправили, перейдя к постепенным мерам. Тот же результат был достигнут на большем временном отрезке.

4. ОТСРОЧИТЬ ИСПОЛНЕНИЕ И ПОДАРИТЬ НАДЕЖДУ

Представляя непопулярные меры в качестве болезненных, но необходимых, власть предлагает обществу поэтапное их применение. Людям проще согласиться на жертвы в будущем, чем в настоящем. Да и надежду они не теряют - вдруг все изменится к лучшему. Люди не знают, когда придет хмурое «завтра», а журналисты не пытаются оценить грядущие последствия.

На отложенном спросе строится здание многих реформ, например пенсионной, результаты внедрения которой общество в полной мере испытает через несколько лет. 14 миллионов пенсионеров все еще надеются получить от государства уровень обеспечения выше прожиточного минимума.

5. ОБРАЩАТЬСЯ К ОБЩЕСТВУ, КАК К ДЕТЯМ

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются доводы, персонажи, интонации, слова, понятные даже малым детям или людям, задержавшимся в умственном развитии. Инфантилизм речевых оборотов не случаен. Если с вами говорят таким языком, то вы тоже невольно понижаете уровень своих ответов или возражений, будто вам на самом деле 12 лет.

Правило сообщающихся полемических сосудов можно увидеть и услышать чуть ли не в каждой дискуссионной телепередаче и публичных выступлениях политиков всех уровней. В Украине оно усугубляется плохим знанием языка и малым словарным запасом министров и первых лиц страны.

6. РОЖДАТЬ ЭМОЦИИ, НО ПРЕПЯТСТВОВАТЬ МЫСЛЯМ

Воздействие на эмоции - классический прием блокирования способности людей к рациональному анализу. Короткое замыкание, как называет это Хомский, лишает человека возможности критического осмысления происходящего. С другой стороны, стимулирование эмоциональных раздражителей позволяет проникать в подсознание, и, таким образом, легче внедрять страхи, желания, опасения.

Программы и риторика политиков насыщены словами о патриотизме, любви к людям и природе. Провозглашается масса призывов к добру, бескорыстию и т. п. В то же время звучит огромное количество предостережений о неминуемом крахе государства, непримиримости людей Востока и Запада. В штабах политических партий планируются эмоциональные провокации вроде свержения памятников, опорочивания оппонентов и прочего троллинга, заставляющего противника заглатывать блесну оппонента. Обычно эти новости занимают главные страницы сайтов и газет. В то же время серьезный анализ событий смещается с первых полос и прайм-тайма, как не вызывающий интереса у большинства.

7. ДЕРЖАТЬ В НЕВЕЖЕСТВЕ И КУЛЬТИВИРОВАТЬ СЕРОСТЬ

Низкий уровень образования, невежество и посредственность - мощные орудия в руках СМИ. Подчинение своей воле происходит гораздо проще, когда в руках находится послушный материал. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть посредственным и скудным, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, служило разделяющим барьером».

Хомский называет это тихим оружием правящих элит. Дело не только в подмене специалистов и аналитиков «представителями народа», но и в разрушении системы образования в стране. Пока политики бьются каждый за свое, в лабораториях образовательной сферы выращивается поколение next. В сознании будущего электората гуманитарные ценности заменяются техническими, а их социальное предназначение сводится к умению зарабатывать на жизнь.

8. ВОСТОРГАТЬСЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ

Пока читатели и зрители удивляются, почему в социуме так много тупости, пошлости и хамства, эти качества становятся критериями отбора людей в социальные лифты. Интеллектуалы не нужны системам, призванным исполнять волю верхов.

Пресса активно участвует в популяризации безмозглых людей по многим причинам. Потому, что одни платят, другие поощряют, третьи становятся в очередь. Брать интервью у серых политиков выгодно. Они всегда открыты для встреч и не поленятся в сотый раз повторить прописную истину.

9. УСИЛИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВИНЫ

Психотерапевты знают, чувство вины - багор, которым легко поддеть даже самую сильную личность. Владеющий багром, как сплавщик, направляет массы бревен в нужный поток. Если СМИ заставляют человека поверить в собственную вину по поводу всех окружающих его несчастий, тогда проще отвлечь его от борьбы за экономические и политические права. Самоуничижение приводит к апатии и бездействию.

Вам не удалась оранжевая революция - значит, вы не способны изменить общество, и любые протесты бессмысленны. Революция ничего не решает. История страны - это история поражений, в которых виноваты сами украинцы. Не эти ли слова вы слышите от тех, кто намерен постоянно управлять каждым из нас?

10. ЗНАТЬ О ЛЮДЯХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНИ САМИ О СЕБЕ ЗНАЮТ

Благодаря достижениям науки и современным технологиям СМИ получили в свое распоряжение такие знания о социуме, которые позволяют опережать и предвидеть тенденции и реакции общества. Медиа обладают огромным информационным ресурсом и способны управлять людьми в большей мере, чем они сами.

Каждому гражданину страны при совершении простых житейских операций: покупок товаров, оформлении собственности, кредитов, обмене документов - система навязывает тысячу способов оставить о себе как можно больше информации. Обобщив и систематизировав ее, можно получить мощный инструмент воздействия на человека.

Напрасно полагать, что все десять стратегий планируются и осуществляются определенными людьми, этакой масонской ложей при власти. Профессор Ноам Хомский собрал лишь набор инструментов, используемый в современной политике. Что-то вроде молотка, пилы и плоскогубцев, которыми можно выполнять разные работы, но на примитивном уровне.

Приветствую

Как проходит лето? Как у вас дела?

Надеюсь, что это лето принесло вам много радостных, приятных дней и развлечений. Что вы не забывали лакомиться вкусными витаминами, гулять и всячески активничать. Ведь когда это делать если не летом?

Что бы вы написали если бы вам задали сочинение на тему “Как я провела свое лето”? Если покажется -что маловато хорошего было – то вперед! Нагоняйте, наслаждайтесь летними днями. Ведь лето – это то чего мы так по-детски нетерпеливо ждем что просто обидно не насладиться им.

Так что давайте – наверстывайте

Что касается меня – лето 2012 получилось очень насыщенным, ярким, эмоциональным, интенсивным. Впечатлений хватит на целый год как минимум. Есть над чем подумать, появились новые планы, цели, мечты, куда двигаться и что делать. Было много радости, счастья, ну и трудностей тоже.

Но знаете что?

Это жизнь и самое главное – несмотря ни на что ощущать что живешь, что дышишь на полную, что не зря все это.

Оно действительно занимает очень мало времени – а эффект поразительный.

Но прежде чем перейти к нему – маленькое предисловие.

Вы помните – мы говорили о том как негативный внутренний диалог еще больше усиливает срывы и переедание?

  • Как он провоцирует переедание еще больше – вместо того чтобы остановить его?
  • Как он отравляет вашу жизнь и не дает ничего добиться?
  • Как он делает вашу жизнь невыносимой и беспросветной?

Если не помните – перечитайте выпуски посвященные этой теме.

А сегодня – делюсь с вами упражнением, которое помогает остановить этого врага (негативный внутренний диалог) и в несколько раз снизить тяжесть срывов и отчаяния из-за этого

Это упражнение не мое – я нашла его случайно на одном сайте. И делюсь с ним в том виде в котором оно и было там.

Упражнение «Жестокость»

Каждый раз, когда испытываете негативные эмоции (вину, страх, беспокойство, гнев и прочее), когда вам в голову приходит что-то, что заставляет вас плохо думать о себе, унижать, оскорблять и обижать себя, – сделайте следующее:

Безжалостно вонзите ноготь указательного пальца в основание ногтя большого и надавливайте, пока не почувствуете сильную, нестерпимую боль. Сосредоточьтесь на ней – это будет физический аналог ваших душевных страданий . Прекратите выполнять упражнение только тогда, когда исчезнут терзавшие вас мысли.

Повторяйте упражнение столько раз, пока подобные мысли не оставят вас совсем (даже если для этого придется нажимать снова и снова). Спустя некоторое время мучительные мысли, доставляющие страдания душе, будут приходить все реже и, в конце концов, исчезнут совсем, но пока этот момент не наступил, нужно обязательно выполнять это упражнение, всегда, как только они появляются.

Да - именно это вы делаете со своим Внутренним Ребенком, со своей душой, сердцем и духом – когда позволяете себе и другим унижать себя, ставить себя ниже других и обзывать .

Вы правда думаете – что ЭТО путь к счастью?

Делайте это упражнение каждый раз когда найдет желание втаптывать себя в грязь из-за чего бы то ни было – из-за веса, из-за лишнего куска, из-за какой-то маленькой ошибки.

И думайте – а не слишком уж жестоко вы за себя беретесь и как бы вы назвали человека который делает то же самое с другим?

Пора учиться относиться к себе по-человечески

На сегодня все

Мира с телом и собой
Анастасия Дьяченко

Человек суть его мысли. Так как же вы мыслите? В порядке ли ваш мыслительный процесс? Насколько верны ваши мысли? И еще, насколько ясны ваши мысли?

Иногда нечто, словно тенёта, опутывает мозги и затуманивает мышление даже у самых блестящих умов. Это - негативные чувства, эмоции, страсти и связанные с ними привычки, поверья и предрассудки. Все это мешает ясно думать.

Порой у нас появляются нехорошие привычки, от которых хочется избавиться. А временами нас просто тянет на дурной поступок. Тогда мы стараемся освободиться от этого наваждения и бьемся как муха в паутине. Наше сознание вступает в конфликт с воображением и подсознанием. Чем сильнее мы бьемся в этих тенётах, тем пуще запутываемся.

Некоторые в подобной ситуации сдаются, испытывая от этого душевные терзания. Другие учатся, как совладать с подсознанием. Они выходят победителями в этой борьбе.

Мухе, возможно, трудно избежать попадания в паучьи сети, а запутавшись в них, выбраться она уже не в силах. В отличие от мухи человек обладает абсолютной и врожденной способностью управлять собой, и эта способность называется психологической установкой. Ум человека способен избежать таких тенёт. Он может избавиться от них. Нельзя позволять им появляться. Мы может выбраться, когда случится в них попасть. Мы можем в них не попадать.

Вы, читатель, способны избежать паутины благодаря мышлению с ППУ. Тщательное обдумывание - это один из 17 принципов успеха ППУ, о которых говорится в этой книге. Для тщательного обдумывания нужно научиться мыслить логически.

В своих действиях мы руководствуемся не только логикой

Одна из причин, почему мы порой оказываемся в таких тенётах, состоит в нашем убеждении, что мы поступаем исключительно логически, хотя на самом деле всякий сознательный поступок диктуется нашим желанием. Принимая решение, как поступить, мы можем поддаваться влиянию внутреннего голоса нашего подсознания. Такое явление наблюдается у всех, даже у самых великих мыслителей и философов.

Один древнегреческий философ, живший на берегах Эгейского моря, решил однажды отправиться в Карфаген. Философ занимался логикой и поэтому стал рассматривать доводы в пользу такой поездки и против нее. И на каждый довод в пользу того, что ему следует ехать, обнаружилось много доводов против. Доводы против поездки были следующие:

  • он обязательно будет страдать от морской болезни;
  • корабль был такой маленький, что в случае шторма его жизни будет угрожать опасность;
  • у берегов Триполи прячутся морские пираты, грабящие купеческие корабли на своих быстроходных парусниках. Если они его захватят, то все отберут, а самого продадут в рабство.

Благоразумие подсказывало, что плыть туда не стоит. Но он все-таки отправился. Почему? Ему хотелось.

Чаще всего в жизни эмоции и доводы рассудка пребывают в состоянии равновесия. Так не бывает, чтобы мы всегда делали только то, что надо. Порой мы поступаем так, как хочется, а не так, как подсказывает здравый смысл, и это совершенно нормально. Что касается нашего философа, его поездка оказалась очень приятной, и он благополучно вернулся домой.

Это был великий афинский философ Сократ, живший в 470-399 гг. до нашей эры. Он вошел в историю как величайший мыслитель. Хотя и мудр был Сократ, ум его тоже не был свободен от тенёт.

В юном возрасте Сократ влюбился в Ксантиппу. Она была очень хороша собой. О Сократе этого сказать было нельзя, но он умел убеждать. Такие люди обладают способностью добиваться своего. И Сократу удалось убедить Ксантиппу выйти за него замуж.

Вы замечаете соринку только в глазу других?

Но после медового месяца атмосфера в доме Сократа стала накаляться. Жена Сократа стала замечать у мужа недостатки. Он казался ей эгоистом, себялюбцем, и она начала его «пилить». Рассказывают, что Сократ оправдывался:

Моя цель со всеми людьми жить дружно. Я избрал Ксантиппу, полагая, что если я уживусь с ней, то смогу ужиться с кем угодно.

Говорил он так, но его поступки свидетельствовали о другом. В том, что он пытался жить дружно со всеми, можно сильно усомниться. Когда вы всякому встречному-поперечному пытаетесь доказать, что он не прав, вы не привлекаете к себе людей, а отталкиваете. А Сократ поступал именно так.

Вместе с тем он утверждал, что терпеливо сносит ворчание Ксантиппы ради воспитания самодисциплины. И он действительно проявил бы настоящую самодисциплину, попытайся он понять жену и воздействовать на нее теми знаками внимания и любви, какими он убедил ее стать женой. Он не видел бревна в собственном глазу, но замечал соринку в глазу Ксантиппы.

Конечно, и Ксантиппа была не идеальна. Они с Сократом ничем не отличались от нынешних супругов. После женитьбы перестали оказывать друг другу знаки своей привязанности, понимания и любви. Они пренебрегли выражением любезности и того душевного настроя, которое принесло столько счастья в период ухаживания. Такое пренебрежение - это тоже ловушка для разума. Сократ не читал нашей книги. Не читала ее и Ксантиппа. Иначе бы она знала, как сделать так, чтобы семейная жизнь была счастливой и безмятежной. Бревно в своем глазу она заметила бы скорее, чем соринку в глазу Сократа. Она следила бы за своими словами и была бы внимательней к реакции мужа. Более того, она сумела бы доказать ошибочность логики Сократа после прочтения пятой главы этой книги, озаглавленной «...И коечто еще».

История с Сократом показывает, что он видел соринку только в глазу другого. Теперь мы расскажем вам еще одну историю, герой которой научился «замечать бревно в собственном глазу». На самом первом занятии наших курсов «Наука успеха» на вопрос: «Почему вы пошли на эти курсы?» один молодой человек ответил:

Из-за жены!

Другие студенты рассмеялись, но преподаватель воспринял ответ серьезно. Ему хорошо известно, сколько несчастных пар, где он или она винят во всем другую сторону и никогда не признают ошибок за собой.

Он восстановил мир и покой в доме

Через четыре недели в частной беседе преподаватель спросил того человека, как у него обстоят дела дома.

Все устроилось! - ответил тот.

Прекрасно! Но как вам удалось это?

Я усвоил: когда возникает проблема, вызванная непониманием друг друга, нужно сначала разобраться в себе. Когда я проанализировал свое состояние, то увидел, что моя психологическая установка была отрицательной. Мои проблемы не были связаны с женой, они заключались во мне самом!

Значит, если бы Сократ сказал себе: «Когда возникает проблема с Ксантиппой, нужно сначала разобраться в себе»; если бы мы говорили себе: «Когда возникает проблема, вызванная непониманием друг друга, нужно сначала разобраться в себе», разве в таком случае наша жизнь не была бы благополучнее и спокойнее?

Но есть еще немало другого, что отравляет нашу жизнь. Как это ни покажется странным, самым большим злом тут выступает собственно инструмент мышления - слово. Слово тоже является неким символом, который может, как мы увидим далее, означать множество самых разных мыслей, взглядов и ощущений. Мы увидим далее, что мгновенная связь между нашим подсознанием и мышлением тоже осуществляется с помощью символов.

Одним словом, мы можем побудить другого человека к действию. Вы внушаете ему, когда говорите «Давай!». Когда вы говорите «Давай!» себе, вы занимаетесь самовнушением. Более подробно об этих истинах разговор пойдет в следующей главе. А здесь отметим, что в связи с научными открытиями в области слов и передачи с их помощью мыслей родилась особая наука, которая называется семантика. Специалисты в этой области утверждают, что в процессе мышления очень важно раскрыть истинный смысл слова, произнесенного другим человеком или даже самим собой.

Как это сделать? Быть точным. Начните с сопоставления взглядов, и вы избежите многих недоразумений.

Одно слово может вызвать спор

В гости к девятилетнему мальчику приехал дядя. Вечером, когда пришел с работы отец, между взрослыми состоялся такой разговор:

Что ты думаешь о мальчишке, который лжет?

Я ничего не думаю, а что касается моего сына, то уверен, что он говорит правду.

Сегодня он мне солгал.

Сынок, ты обманул своего дядю?

Нет, папа.

Давайте разберемся. Дядя говорит, ты солгал. Ты утверждаешь обратное. Что же тут произошло?

Спросил отец, обращаясь к гостю.

А вот что. Я попросил его унести игрушки вниз. Он этого не сделал, но сказал, что унес.

Ты унес, сын, игрушки вниз?

Да, папа.

Но как это понять? Дядя говорит, что ты игрушки не отнес, а ты говоришь, что отнес.

На первый этаж ведет лестница... На четвертой ступени есть окно... Я положил игрушки на подоконник... Внизу - это все, что ниже нашего этажа... Мои игрушки внизу!

Спор между дядей и племянником возник из-за того, что считать «низом дома» - первый его этаж. Мальчик конечно знал, что хотел от него дядя, но ему было лень бегать по всей лестнице вниз-вверх. Когда пришлось держать ответ, он попытался уйти от него, прибегнув к логике.

Интересно разобраться в этом. Но еще любопытнее будет история одного молодого человека, не знавшего самого главного словесного символа, который существует в любом языке. Этот символ -

Не так давно студент Колумбийского университета зашел к священнику Риверсайдского собора в Нью-Йорке преподобному Гарри Е. Фосдику и прямо с порога заявил: «Я - атеист». А когда сел, снова решительно выложил: «Я не верю в Бога».

Сначала сопоставим разные взгляды

Так вот. Преподобный Фосдик, к счастью, тоже был хорошо знаком с особенностями семантики. Он давно понял, что никогда не договориться с человеком, не зная, что тот имеет в виду, когда произносит отдельные слова. Вместо того, чтобы сразу осадить дерзкого молодого человека, священник выразил ему самую дружескую заинтересованность и попросил:

Пожалуйста, опишите мне Бога, в которого вы не верите.

Молодой человек задумался, как приходится подумать всякому, кому задается вопрос, на который не ответишь просто «Да» или «Нет». А преподобный Фосдик знал также, что верно поставленный вопрос поможет незрелому уму отделить зерна от плевел.

Подумав, студент попытался описать Бога, которого решительно отрицает. И сделал это очень обстоятельно.

Хорошо,- сказал священник, когда студент закончил говорить.- Если Бог, в которого вы не верите, таков, я не верю в него тоже. Тем не менее, мы еще не поговорили о вселенной вообще. Что вы думаете о ее сотворении, о ее смысле? Прежде чем молодой человек ушел, преподобный Фосдик выяснил, что тот вовсе не атеист, а самый настоящий верующий.

Как видим, священника не сбило с толку неосмысленное использование одного слова. В этом случае, задав молодому человеку ряд вопросов, помог ему разобраться в своих мыслях. Достаточно было спросить студента, во что именно тот не верит, чтобы произошел разумный диалог. Следующий вопрос направил мысль студента в правильное русло, и это дало священнику возможность изложить свое понимание вселенского божества.

Необходимость плюс ППУ могут привести вас к успеху

Есть еще одно слово, которое в сочетании с ППУ побуждает человека к благородным поступкам, а в сочетании с ОПУ приводит к обману, мошенничеству и предательству. Это слово - необходимость. Необходимость - мать изобретательности и отец преступности.

Всякому серьезному достижению присущи нерушимые правила честности, эти правила неотъемлемы и от ППУ.

Вам еще предстоит узнать немало историй о людях, для которых толчком к успеху была необходимость. И во всех этих случаях наши герои свято соблюдали обязательные правила честной игры. Одним из них является Ли Бракстон. Ли Бракстон был сыном работяги-кузнеца из Уайтилля, штат Южная Каролина, десятым по счету ребенком среди своих одиннадцати братьев и сестер.

Так что легко представить,- говорит мистер Бракстон,- что с нищетой я знаком с раннего возраста. Закончить шесть классов школы мне удалось ценой тяжелой работы. Чистил ботинки, работал разносчиком в магазине, продавал газеты, трудился на чулочной фабрике, мыл автомобили, был подручным у слесаря.

Став слесарем, Ли решил, что достиг своего потолка. Наверное, у него еще не появилось стимулирующей неудовлетворенности. Пришло время, и он женился. Стал перебиваться далее вместе с женой. Он привык к бедности. Платили ему мало, семья жила нелегко, и он считал, что вырваться из бедности ему не удастся. Со временем сводить концы с концами становилось все труднее, а тут еще он потерял работу. Вот-вот его должны были выселить из дома, потому что ему нечем было платить за жилье. Положение казалось безнадежным.

Но Ли был человеком с характером. А еще он был глубоко верующим. Он подумал, что Бог для всех остается Богом, и стал молить Всевышнего о наставлении. Как бы в ответ на его молитвы один знакомый дал ему книгу «Думай и богатей». Этот знакомый в свое время тоже потерял работу и дом, а прочитав эту книжицу сумел все наверстать.

Теперь Ли созрел. Он читал и перечитывал книгу. Он искал в ней ответ, как добиться улучшения своего положения. В результате он сказал себе: «Кажется, мне следует что-то предпринять. Что-то надо придумать самому. Никакая книга тут не поможет. Прежде всего мне надо воспитать в себе положительную психологическую установку. Я должен наметить себе большую цель. Это должно быть выше того, чего я достиг ранее. Я должен начать действовать. И начать с любой работы, какая только попадется».

Он пошел искать работу, нашел ее и начал трудиться, хотя платили ему очень мало.

Уже через несколько лет после того дня, когда Ли Бракстон взял в руки «Думай и богатей», он организовал и возглавил Первый национальный Банк в Уайтвилле, был избран мэром города и осуществил целый ряд успешных коммерческих проектов. Как видим, Ли шагнул далеко, даже очень далеко. Он сформулировал себе основную задачу: заработать достаточно средств, чтобы в 50 лет можно было спокойно оставить работу. Произошло это на шесть лет раньше: располагая солидным состоянием и твердым доходом, он уже в 44 года смог оставить активную деятельность. Сегодня Ли Бракстон занимается благотворительностью. Все свои силы он отдает помощи евангелическому обществу Орала Робертса.

Тут дело не просто в трудах и вложениях, ценой которых человек шел от успеха к успеху. Важно подчеркнуть другое: необходимость побуждала человека с ППУ к таким шагам и действиям, которые не выходили за рамки правил честности. Необходимость не заставит порядочного человека обманывать, мошенничать или красть.

ППУ присуща честность. Необходимость, ОПУ и преступление

Теперь сравним с таким человеком тысячи других людей с ОПУ, находящихся в заключении за воровство, хищения и другого рода преступления.

Когда их спрашиваешь, что вас толкнуло на кражу, в ответ обязательно слышишь: «Меня вынудили обстоятельства». А в итоге - тюрьма. Они решались преступить закон, потому что негативные чувства подкинули им мысль: раз возникла необходимость, то можно пойти на бесчестный шаг.

Несколько лет назад Наполеон Хилл, работая в архиве федеральной тюрьмы в Алабаме, имел несколько доверительных бесед с Аль Капоне. В одном разговоре автор спросил знаменитого гангстера:

Что вас толкнуло на преступный путь?

Нужда,- одним словом ответил Капоне.

У него навернулись слезы, он тяжело вздохнул. Потом он стал рассказывать, что сделал немало добра, о чем газеты никогда не упоминали. Конечно, это не шло ни в какое сравнение с тем количеством плохих поступков, которые он совершил в жизни. Этот несчастный загубил свою жизнь, потерял душевный покой, заработал себе смертельный недуг. Он сеял на своем пути ужас и разрушение - все потому, что не умел освободить свою голову от тенёт нужды и необходимости.

Когда же бывший гангстер заговорил о сделанном добре, что по его мнению снимало часть вины, это указало еще на одну западню, в которую попал его разум. Сотворенное зло человек искупает раскаянием, новыми добрыми делами, но Капоне был не из таких людей.

Вот вам другая история. Это история о ребенке в трудном возрасте. Его мать неустанно молилась за него, хотя все ее молитвы казались безответными. Но, несмотря на все его выходки и скандалы, она не теряла веры.

Он был трудным подростком

Хотя юноша неплохо учился, много знал, был отзывчивым и честолюбивым, ему во всем, даже в плохом, хотелось быть первым. Говорят, что учителей и родителей он не слушался, лгал и обманывал, занимался мелкими кражами, мошенничал в азартных играх, увлекался спиртным и развратничал.

Мать не уставала просить и умолять его остепениться, поэтому молодой человек не пал окончательно и стал пытаться найти себя. Порой ему было стыдно перед самим собой, он жестоко корил себя за то, что не мог удержаться от соблазнов, каких избегали другие, даже не такие образованные и воспитанные. Он мучительно искал ответа на причину своих метаний, штудировал Библию, читал другие мудрые книги.

Но все поиски оставались напрасными, пересилить себя он не мог. Наконец пришел день, когда он сделал шаг, который вывел его на путь к победе над собой. Так бывает, когда человек продолжает стараться. Это случилось в минуту его самых сильных терзаний, когда он не знал куда от себя деваться. Молодой человек услышал обрывок разговора:

Открой книгу и почитай!

Он берет Библию, открывает и читает: «Пойдем открыто, ако при свете дня; отринем беснование и бражничество, не будем прятаться, и кидаться, хватит споров и зависти. Положись на Господа нашего Иисуса Христа, отрешись от плоти своей, не будь рабом ее прихотей». Так случалось не раз. Когда человек не может справиться сам с собой и начинает страдать, наступает такой момент. Угрызение совести может быть столь сильным и горьким, что побуждает человека к немедленным действиям, и, если он не потеряет голову, это становится началом пути к победе.

И такой момент у молодого человека наступил!

Когда решительный выбор был сделан, душевные метания сразу же прекратились. Он уверовал, что Провидение поможет ему преодолеть греховную тягу, которую ему не удавалось побороть самому, и это дало ему духовную силу. Молодой человек посвятил себя Богу и служению людям.

От чего этот молодой человек ушел, и к чему он пришел - все это наделило его могучим даром внушать надежду самым отчаявшимся. Этого молодого человека звали Августин. Потом он был причислен к лику святых.

Способность Библии служить инструментом кардинального изменения душевного настроя даже самых последних изгоев хорошо известна. Эта сила Священного писания выводит таких людей из бесцельного блуждания, очищает мысли и облагораживает поступки. Многих, подобно св. Августину, она привела к глубокому раскаянию и поставила на путь жизненного служения Богу и человечеству. Из их числа появилось немало знаменитых евангелистов.

Не мешайте воле Господней!

Тенёта в голове не дают им извлечь праведное там, где это возможно.

Вы не мешаете воле Господней

Эти благочестивые люди считают кощунством полагаться на свой разум, дарованный Господом, чтобы выбирать, планировать и заботиться о своем будущем. На это можно им возразить, что немало книг написано не просто для того, чтобы призвать читателя мыслить целеустремленно, управлять чувствами и самим определять свою судьбу, они еще помогают постигать библейские истины...

Итак, мы рассмотрели некоторые ловушки, в какие попадает неопытный разум. Вот они:

  1. Отрицательные чувства, эмоции, страсти, привычки, верования и предрассудки.
  2. Выискивание «соринки в глазу другого».
  3. Споры и непонимания из-за неясности выражений.
  4. Ошибочные заключения из ошибочных предпосылок.
  5. Категорические и безапелляционные заявления - неподходящий отправной пункт.
  6. Мысль о том, что нужда порождает бесчестность.
  7. Нечистые мысли и поступки.
  8. Мысль о том, что полагаться на свой разум - это кощунство.

Как видим, эти ловушки бывают разными: одни совсем маленькие, другие побольше, одних легко избежать, другие опасны. Если вы мысленно переберете эти силки и ловушки, вам станет ясно, что все они порождены ОПУ.

А если еще немного подумать над ними, то станет понятно, что главная из этих ловушек ОПУ - инерция. Это инерция делает вас бездеятельным, а когда вы идете неправильным путем, она мешает вам притормозить или остановиться.

Невежество - результат инерции

То, что для знающего человека может показаться нелепым, для невежды, не разбирающегося в фактах и обстоятельствах, порой кажется вполне логичным. Принимать решение, не желая видеть реальность, зная истинное положение вещей,- значит проявлять невежество. ОПУ существует и набирает силу именно благодаря невежеству. Избавляйтесь от него!

Человек с ППУ тоже может не знать те или иные факты и обстоятельства. Однако он исходит из того, что истинное положение вещей не зависит от его понимания или непонимания этого. Поэтому он открыт для всего нового и учится. Такой" человек делает свои выводы на основании известных ему фактов, но в то же время он готов поменять свое мнение, когда узнает больше.

Решаетесь ли вы прочистить свою голову от тенёт и ловушек? Если ваш ответ «Да», тогда вам в руки путеводитель 3 - и вперед к главе четвертой. Ваш взор и разум открыты. Ваше мышление готово к работе! А значит, вас ожидает одно важное открытие. Но сделать его вы должны сами.

Путеводитель 3

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

  1. Человек суть его мысли. Качество нашего мышления характеризуется положительным либо отрицательным настроем. Загляните к себе в душу. Вы - хороший человек? Если да - значит ваши мысли то-же хорошие. Вы здоровы - значит ваши мысли тоже здоровые. Вы богаты - ваши мысли о достатке. Грешите - ваши мысли греховны. У вас не в порядке психика - это ваши мысли делают вас таким. Вы бедны - ваши думы о бедности.
  2. Негативными чувствами, эмоциями, страстями являются предрассудки, суеверия, дурные привычки; очиститесь от этих тёнет и ловушек, поверните свой талисман с ОПУ на сторону ППУ.
  3. Принимая решение, держите свои эмоции и здравый смысл в равновесии.
  4. Когда в отношениях с другими возникает непонимание, разбираться начинайте с себя.
  5. Одно неверное слово может вызвать спор, породить неприязнь, доставить боль и привести к беде. Одно слово с ППУ имеет обратный эффект. Одно слово приводит к войне и миру, может дать и отнять, нести любовь и ненависть, наградить честью и позором.
  6. Давайте все начинать с диалога. Когда преподобный Фосдик предложил обменяться мнениями, его молодой оппонент сам пришел к заключению, что он вовсе не атеист, а обычный верующий человек.
  7. В своих предположениях следите за тем, чтобы исходить из разумных доводов.
  8. Какие из следующих категорических и не допускающих возражений слов и словосочетаний: всегда, только, никогда, ничто, каждый, всякий, никто, нельзя, невозможно, или... или - вы исключили бы из своего обихода, не будучи уверенными в их обоснованности?
  9. Необходимость - понятие. Как оно стимулирует вашу активность? Почему необходимость толкает иных людей на обман, подлог и предательство?
  10. У подростков бывает в жизни трудный период: возможно, одного такого вы хорошо знаете. Не надо отчаиваться. Наверное он не станет святым. Но придет день, он поймет себя и поймет вас, и перед ним откроется прямая и светлая дорога.
  11. Управляйте своими мыслями, контролируйте чувства и вы будете определять свою судьбу!
  12. Учитесь отличать истину от вымысла. Затем учитесь видеть разницу между существенным и несущественным.

УПРАВЛЯЙТЕ МЫСЛЯМИ, КОНТРОЛИРУЙТЕ ЧУВСТВА, И ВЫ ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ СУДЬБУ!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: